День ангела 21 июля. Именины

Мужские именины 21 ноября по церковному календарю

  • - от древнееврейского имени Габриэль - «сильный человек Бога, Божий воин».
  • - от древнееврейского имени Михаэль - «равный, подобный Богу», «испрошенный у Бога».
  • - от римского родового имени Paulus - «скромный», малый», «незначительный», «младший».

Женские именины 21 ноября по церковному календарю

  • - западноевропейская форма имени Марфа, произошедшего от древнееврейского имени Марта - «хозяйка», «госпожа», «наставница».
  • - от древнееврейского имени Марта - «хозяйка», «госпожа», «наставница».

Имя дня 21 ноября - Нелли

Истоки происхождения имени Нелли теряются в тумане веков.

Предположительно, имя греческое и переводится как «новая», «молодая».

Это имя - сам ветер, натиск и напор. Элемент новаторства, открытие нового и претворение в жизнь - вот основное влияние имени.

Если женщина, которую зовут Нелли, предпочитает бесконфликтное существование, любит валяться на диване и смотреть сериалы - это имя может стать наказанием. Если же она способна отрекаться от старого, с тем чтобы все время двигаться вперед, - это имя приносит невероятную удачу.

Нелли должна все время меняться и стремиться к поиску новых форм бытия. Это хорошо, когда речь идет о творчестве или науке, но если остается нормой поведения в любовных делах, то здесь речь должна идти о специальных любовных Талисманах, которые позволяли бы ей уметь находить прекрасное в одном единственном партнере.

Энергия созвездия Большой Медведицы помогает Нелли понять собственную красоту и прелесть окружающего мира. Иной раз нелишним будет взглянуть на небо и представить, что свет звезд очищает душу, наполняет ее светом.

Украшение с медведем помогает наказать предателей и найти верных друзей, поскольку медведь - воплощение постоянства и преданности. В древности клялись на шкуре медведя, призывая его в свидетели и прося наказать в случае нарушения клятвы.

Не обязательно носить Талисман имени в виде украшения на шее или браслета на руке, особенно если украшение кажется слишком массивным, - иногда достаточно посмотреть на Талисман имени, дотронуться до него рукой или даже просто подумать о нем, чтобы получить нужную энергию.

Маки во сне - счастье в любви. Белый мак - возвышенные чувства, желтый - со старыми мечтами придется расстаться. Серебристый мак обещает неожиданные, непредсказуемые события.

Сны сбываются для Альберта, Гавриила, Марты, Марфы, Михаила.

Почтовые марки - новости о ближних, иногда - новые знакомства. Ткать - большая прибыль. Соловей - счастье в супружестве, слышать, как он поет, - большая любовь. Рассол - болезнь, пить его - выздоровление.

О том, что у каждого имени есть свои именины, слышали все, но не каждый знает, на какую дату выпадает тот или иной праздник. У христиан есть список дат и имён, который облегчает эту задачу и называется Святцы. В этом церковном сборнике каждой календарной дате соответствует определённое имя. К примеру, 21 ноября именины выпадают сразу для нескольких имён.

Покровители родившихся 21 ноября

Как известно, у каждого человека есть свой святой покровитель, и это именно тот святой, именем которого нарекли его при рождении. Если проштудировать Святцы, то можно обнаружить, что практически каждый день можно кого-то поздравлять с его церковными именинами. При выборе имени будущему ребёнку церковь рекомендует родителям для начала посмотреть, в день какого святого малыш появится на свет. Правильное имя гарантирует малышу счастливую жизнь и яркую судьбу.

В последний месяц осени тоже есть дни почитания определённых святых. Так, к примеру, день ангела 21 ноября отмечают сразу несколько мужских и женских имен. Появившихся на свет в этот день мальчиков рекомендуется именовать:

  • Гавриил;
  • Михаил;
  • Павел;
  • Рафаэль.

Девочки в этот день нарекаются:

  • Марта;
  • Марфа.

Мужские именины

Если рассматривать характеристику каждого имени в отдельности, то 21 ноября по церковному календарю можно поздравлять мужчин с именем Гавриил. Считается, что это имя имеет древнееврейские корни и в переводе означает «сила Бога » или «божественный воин».

В Библии Гавриил является вторым из семи архангелов, которые защищают людей и передают жителям Земли божьи знамения. Этот божественный посланник отвечает за человеческие судьбы.

На иконах Гавриил обычно изображается с зеркалом, что символизирует способность архангела в точности следовать воле Всевышнего.

Мужчины с этим именем без особых усилий преодолевают препятствия и любые житейские трудности. До 8-ми лет маленькие носители этого имени замкнуты и болезненны. Они не любят общаться со сверстниками, а всё свободное время уделяют рассматриванию книжек с картинками. Такие сыновья всегда находятся возле своих матерей и являются их любимцами , так как послушны и схожи с ними по характеру.

Подрастая, Гавриил всё чаще проявляет и другие свои качества. Ему свойственны:

  • гостеприимность;
  • самостоятельность;
  • дружелюбие;
  • терпеливость.

По натуре мужчины, появившиеся 21 ноября, выносливы и умеют вести за собой людей. Лидерские задатки и уверенность в собственных силах помогают Гавриилам не бояться трудностей и достигать поставленных целей , преодолевая любые жизненные сложности.

В профессиональном плане ноябрьские мужчины обладают аналитическим складом ума и легко продвигаются вверх по карьерной лестнице . Обычно знают несколько иностранных языков и прекрасно на них изъясняются. Очень любят долгие содержательные разговоры по телефону.

В семейной жизни Гавриил хороший муж и отец , он чутко относиться к своей второй половинке, так как природа наградила его повышенной чувствительностью и ранимостью. Его дом всегда полная чаша, а дети прекрасно воспитаны. В свободное от работы время он увлекается коллекционированием раритетных картин или редких марок. Гармония в отношениях гарантирована с Анной и Ириной, а вот с Евой или Ниной не будет ничего серьёзного.

В качестве талисмана, притягивающего удачу, Гавриилу подойдёт изумруд. Его цветком является тюльпан, а цветом везения - белый.

Сын Михаил

Празднует день ангела-хранителя 21 ноября и Михаил. Носящим это мужское имя покровительствует сам предводитель семи небесных воинов архангел Михаил. В переводе с древнееврейского языка имя означает «равный Богу» или «подобный Всевышнему».

В ангельской иерархии Михаил является архистратигом, то есть возглавляет шесть архангелов и остальных ангелов. Этот посланник небес на иконах изображается с мечом или копьём в руках и согласно Библии именно он победил падшего ангела Люцифера. Архистратиг считается правой рукой Господа и в его обязанности входит выполнение воли божьей.

Мужчины с именем Михаил, или Миша, как ласково мальчиков называют в детстве родители, быстро и легко ориентируются в сложной ситуации. С раннего детства мальчик уважает родителей и слушается старших. В школе он прилежный ученик и любимчик учителей, так как старается на отлично выполнить домашнее задание и всегда отвечает на уроках.

Михаил обладает логическим складом ума и ему легко даются науки. В профессиональной сфере мужчина с лёгкостью достигает самых высот и часто к 35 годам занимает руководящие посты. Миша найдёт себя и полностью реализуется в таких профессиях, как:

  • водитель;
  • учитель;
  • токарь;
  • юрист.

Отличительной чертой характера мужчины, носящего это имя является:

  • мягкость;
  • доброта;
  • сердечность;
  • общительность;
  • отходчивость;
  • незлопамятность.

Отношения со слабым полом складываются хорошо , так как Михаил умелый похититель женских сердец. В семье мужчина любит жену и детей и часто балует своих близких дорогими подарками. К стареющим родителям относится с вниманием и спокойно реагирует на их частые капризы или замечания. Семейные узы будут крепкими с Александрой, Еленой, Марией и Лидией. А вот с Ольгой или Оксаной придётся потрудиться и сгладить острые углы.

Камнем, который принесёт Михаилу удачу, является зелёная яшма, а цвет синий. Тотемным животным принято считать медведя.

Ноябрьский Павел

Третьим именинником 21 ноябрьского дня является Павел, имя которого в переводе с латыни означает «маленький». Святым покровителем такого мужчины считается протоиерей новомученик Павел Ансимов, но это касается лишь только тех мужчин, которые появились на свет после 2005 года. Обладатели этого мужского имени чувствительны и умеют сопереживать окружающим. В детстве Паша слушается родителей и часто помогает маме с младшими детьми.

Вырастая, Павел ведёт размеренную жизнь , полную правил и ограничений. В его характере ярко выражаются такие черты, как:

По натуре Паша философ и нередко выбирает профессию подобного уклона. В работе усидчив и исполнителен , довольно часто, кроме основного заработка, ещё имеет различные подработки.

В семейной жизни Павел не способен проявлять страсть и бурные чувства, но обзаводится крепкой семьёй. Помогает жене по дому и любит возиться с детьми.

У Павла удачно сложатся отношения с женщинами с именами Вера, Екатерина и Софья. Не рекомендуется строить семейную идиллию с Натальей и Татьяной. Камнем, приносящим удачу, является рубин, а цвет везения - бирюзовый.

Именинник Рафаэль

Последним, кого можно поздравлять из мужчин 21 ноября, является Рафаэль, имя которого с древнееврейского переводится как «исцелённый Богом». Святым покровителем мужчины является архангел Рафаил, третий из семи посланников небес. В обязанности этого представителя небожителей входит исцеление и помощь. На иконах Рафаил изображается по-разному, но чаще всего его можно увидеть держащим в руке посох или золотой перстень, который по приданию он вручил царю Соломону.

С ранних лет маленький Рафаэль, которого мама ласково называет Рафик, является любимчиком в семье. По характеру малыш похож на папу, а вот внешне - копия мать. С пелёнок мальчик упрям и любит постоять на своём. С возрастом эта черта характера ещё больше усиливается и иногда затрудняет общение с ним.

Ярко выраженными чертами характера можно назвать:

  • расчётливость;
  • доброту;
  • упрямство;
  • терпеливость.

В профессиональном плане Рафаэль часто выбирает профессии, в которых можно схитрить или получить дополнительную выгоду. Его добрые намерения не всегда бескорыстны, а сам мужчина нередко выступает инициатором конфликта.

В семейной жизни Рафик часто выбирает себе в жёны женщин с характером, поэтому ему приходится быть терпеливым и внимательным. За своей избранницей такой мужчина ухаживает долго и красиво, а его яркая внешность привлекает женщин, что часто является поводом для домашнего скандала со второй половинкой.

Женщины 21 ноября

Не только мужчин поздравляют в 21 день последнего осеннего месяца. Женские имена, именины которых выпадают на 21 ноября это Марта и Марфа. В православии девочек по имени Марта обычно при крещении нарекают Марфами, так как именно так в Святцах звучит это имя. В переводе с древнего языка Марфа означает «великая».

Святой покровительницей Март и Марф является преподобная Марфа Псковская. На иконе эта святая обычно изображается с крестом в левой руке, а правую она держит на груди. С неба за ней как бы наблюдает с обеих сторон Дева Мария в различных ипостасях.

Девушки, которые празднуют женские именины 21 ноября обычно милы и простодушны. С ранних лет Марфа отзывчива и сострадательна. От родителей она много не требует и всегда помогает маме.

Во время взросления в характере Марты особенных изменений не наблюдается. Её отличительными особенностями можно назвать:

  • решительность;
  • импульсивность;
  • доброжелательность;
  • любовь к путешествиям;
  • целеустремлённость.

В браке Марта прекрасная хозяйка и любящая супруга и мать. Она очень любит создавать домашний уют и готовить вкусные блюда своим близким людям. Крепкие искренние отношения сложатся у Марфы с мужчинами с такими не менее редкими именами, как Адриан или Памфил, а вот пытаться создать крепкую семью с Сергеем или Эдуардом не рекомендуется. Камнем-талисманом для Марты является гранат, а удачу принесёт лиловый цвет.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Мы также расскажем о том, кто из выдающихся людей родился в этот день, кого поздравлять 21 сентября с Днем ангела и какой сегодня праздник по народному календарю.

Мировое сообщество и Украина 21 сентября отмечает День Мира . По заявлению Генеральной Ассамблея ООН этот день должен отмечаться как день отказа от насилия и глобального прекращения огня. По случаю праздника Генеральная Ассамблея ООН предлагает всем государствам, которые участвуют в военных действиях, в течение 21 сентября приостановить вооруженное противостояние.

День Независимости Армении

День Независимости Белиза

День Независимости Мальты

Также 21 сентября христиане отмечают большой православный праздник Рождество Пресвятой Богородицы.

Шуточные праздники:

День выбрасывания старого хлама

Праздник осеннего загара

1920 - Совнарком Украины ввел обязательное изучение украинского языка в школах.

1940 - открыт Львовский театр оперы и балета.

1949 - Мао Цзе Дун провозгласил создание Китайской Народной Республики.

2000 - певица Барбара Стрейзанд объявила о том, что она покидает сцену.

1866 - французский микробиолог, который установил причины возникновения сыпного тифа, лауреат Нобелевской премии 1928 Шарль Николь.

1866 - английский писатель Герберт Уэллс.

1868 - российская актриса, жена А. П. Чехова и первая исполнительница ролей в его пьесах Ольга Книппер-Чехова.

1911 - российский актер и певец Марк Бернес.

1912 - американский мультипликатор, продюсер, создатель Тома и Джерри Чак Джонс.

1944 - украинский советский биатлонист, двукратный олимпийский чемпион Иван Бяков.

1947 - американский писатель Стивен Кинг.

1950 - американский актер Билл Мюррей.

1965 - французский писатель Фредерик Бегбедер.


1966 - украинский бизнесмен Ринат Ахметов.

21 сентября по народному календарю - Вторая Пречистая. Продолжался луковая неделя, во время которой люди должны были убрать урожай лука и готовить из этого овоща разнообразные блюда. Также 21 сентября хозяева забирали пчел с пасек и начинали праздновать обжинки - Праздник сбора урожая. Крестьяне ходили друг к другу в гости и отмечали окончание полевых работ громкими гуляниями.

  • Хорошая погода на Пречистую - к теплой осени.
  • Чем больше шелухи на луке, тем суровее будет зима.
  • Полевые мыши перебрались ближе к селу - зимой будут сильные морозы.

Согласно святцам, на 21 апреля 2018 года выпадает день Ангела у всех мужчин по имени Яков, Родион и Иван, женские имена на этот день не представлены. На именины в древние времена было принято готовить пышное празднество или печь пироги с кашей. Согласно православному календарю на 2018 год, 21 апреля считается днем святого Иродиона.

На Руси именины были ответственным праздником и готовились к нему так же, как сейчас к дню рождения. Было принято звать друзей и родственников, накрывать пышный стол, за которым именинники произносили благодарственный тост.

День Ангела и сейчас достаточно популярен, ведь многие родители называют своих детей, сверяясь с церковным календарем именин.

Имя Иван имеет старинную форму еврейского происхождения. Оно достаточно распространено, а дети, которые его носят, могут иметь самые разнообразные черты характера.

Некоторые Иваны тихие и неприметные, другие – непоседы и буяны. Они могут сочетать в себе самые разные качества, например силу и слабость, милость и жестокость, нежность или гнев.

Иваны могут работать и в офисе, и на заводе, но всегда открыты новым возможностям и знакомствам. Женщина, которая решит стать супругой Ивана, должна быть готовой к бесшабашной жизни.

Чтобы порадовать именинника в день Ангела, можно приготовить праздничное блюдо. Хорошим выбором станет кролик в сметане и приятное поздравление:

Иван, в именины хочу пожелать,
Как в детстве, о чем-то хорошем мечтать,
И верить, что в жизни всегда все возможно,
Хоть цели достичь может быть очень сложно.

Желаю везенья в любых начинаньях,
Чтоб опыт практический, навыки, знанья
Тебе приносили всегда дивиденды
И чтоб не страшны были все конкуренты!

21 апреля именины Якова

Имя Яков имеет русскую форму от древнееврейского Иаков. Маленький Яша растет практичным и расчетливым ребенком, долго привыкает к новому, доверяет только старинным друзьям. Всегда с уважением относится к отцу, даже в зрелом возрасте сохраняет с ним связь.

Яков никогда не бросает дела на полпути и всегда доводит их до конца, хорошо решает конфликты. Порадовать Якова в день именин можно праздничной паэльей и поздравлением:

Яков, с именинами! Счастье
Пусть войдет поскорей в твою жизнь.
Стороной пусть обходят ненастья.
Достигай, развивайся, стремись!

Ждет пусть радостных много моментов
И в сердечных делах, и в карьере.
Желаю получать от всех комплименты
И счастливым быть на все сто в полной мере.

21 апреля именины Родиона

Имя Родион имеет греческое происхождение. Ранее его носили только священнослужители, затем знать и только потом оно перешло к простым жителям.

Маленький Родион достаточно уравновешен и самостоятелен. Он может быть и медлительным, и активным, иногда очень самолюбив. Родион часто выбирает профессию, связанную с техникой и точными науками, но редко имеет творческий потенциал.

Женщина, которая решит связать свою судьбу с таким мужчиной, будет окружена нежностью, теплом и заботой. Поздравить Родиона в день именин можно клубничным чизкейком и приятным сообщением:

Родион, с именинами! Радости море
Желаю тебе! Чтоб дела пошли в гору,
Чтоб бизнес крепчал и развивался,
А ты рисковать никогда не боялся.

Партнеров надежных желаю тебе,
Чтоб был победителем в честной борьбе.
Чтоб все, что имеешь, еще приумножил,
Счастливую жизнь я хочу, чтоб ты прожил.

Имени́ны – день памяти , чьё было дано человеку при . Каждый день посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в .
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для , ёмкость для и ; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
В Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

Статьи по теме