Преп. Иосиф Волоцкий – небесный покровитель православных бизнесменов

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) - игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель «иосифлянства», обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником - Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.

Иосифляне - последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV - середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.

Иван Санин, будущий преподобный Иосиф Волоцкий, происходил из дворянской семьи, находившейся на службе удельного князя Бориса Волоцкого. Отец его владел селом Язвище в Волоцком княжестве. 7-летним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. Отличаясь редкими способностями и чрезвычайным прилежанием к молитве и церковной службе, даровитый отрок за один год изучил Псалтирь, а в следующем году — все Священное Писание. Он стал чтецом и певцом в монастырской церкви. Современники поражались его необычайной памяти. Часто, не имея в келии ни одной книги, он совершал монашеское правило, читая на память Псалтирь, Евангелие, Апостол, положенные по уставу.

Еще не будучи иноком, Иоанн проводил иноческую жизнь. Благодаря чтению и изучению Священного Писания и творений святых отцов, он постоянно пребывал в Богомыслии.

В 20 лет в Боровском монастыре, обители Пафнутия Боровского, Иоанн принял монашеский постриг с именем Иосиф. Монашеский постриг приняли и три его родных брата и два племянника, а двое из них впоследствии стали епископами. Под руководством Пафнутия Боровского он прожил 18 лет. В обитель пришёл и престарелый отец Санина, который жил с ним в одной келье и за которым Иосиф ухаживал 15 лет.

В 1477 году, после смерти Пафнутия, настоятелем этой обители в течение двух лет был Иосиф Волоцкий. Он пытался ввести строгий общежительный устав, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей, но встретив сильный отпор со стороны иноков, в 1479 году оставил монастырь и два года странствовал в сопровождении Герасима Чёрного. Недовольный жизнью нескольких монастырей, в которых побывал, Иосиф вернулся в свою обитель. Братия встретила его настороженно и просила у великого князя московского Ивана III другого игумена, но тот отказал. Встретив прежнее упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав, Иосиф основал общежительский монастырь Успения Богородицы на Волоке Ламском, в 113 верстах от Москвы. Позднее эта обитель стала широко известна по имени своего основателя, как Иосифо-Волоцкий монастырь .

Главное внимание преподобный Иосиф уделял внутреннему устроению жизни иноков. Он ввел самое строгое общежитие по составленному им «Уставу», которому были подчинены все служения и послушания иноков, и управлялась вся их жизнь. Основой Устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. У братии все было общее: одежда, обувь, пища и прочее. Никто из иноков без благословения настоятеля ничего не мог принести в келлию, даже книг и икон. Часть трапезы иноки по общему согласию оставляли бедным. Труд, молитва, подвиг наполняли жизнь братии. Молитва Иисусова не сходила с их уст. Праздность рассматривалась аввой Иосифом как главное орудие диавольского прельщения. Сам преподобный Иосиф неизменно возлагал на себя самые тяжкие послушания. Много занимались в обители перепиской Богослужебных и святоотеческих книг, так что вскоре волоколамское книжное собрание стало одним из лучших среди русских монастырских библиотек.

Деятельность и влияние преподобного Иосифа не ограничивались монастырем. Многие из мирян шли к нему получить совет. Чистым духовным разумом проникал он в глубокие тайники души вопрошавших и прозорливо открывал им волю Божию. Все живущие вокруг монастыря считали его своим отцом и покровителем. Знатные бояре и князья брали его в восприемники своим детям, ему открывали свои души на исповеди, просили письменного руководства для исполнения его наставлений.

Простой народ находил в монастыре преподобного средства к поддержанию своего существования в случае крайней нужды. Число питающихся на монастырские средства иногда доходило до 700 человек.

Преподобный Иосиф был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. На рубеже XV–XVI вв. Иосиф Волоцкий принимал активное участие в религиозно-политической борьбе. Он возглавил теоретическую и практическую борьбу с ересью «жидовствующих» , пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни.

Ересь жидовствующих - православно-церковное идейное течение, охватившее часть русского общества в конце XV века, в основном Новгорода и Москвы. Основателем считается иудейский проповедник Схария (Захария) , прибывший в Новгород в 1470 году со свитой Литовского князя Михаила Олельковича. «Жидовствующими» называли «субботников», соблюдавших все ветхозаветные предписания и ожидавших пришествия Мессии. Этнически субботники были русскими. Сами еретики не признавали себя таковыми. Среди них были и высокопоставленные бояре. Обольщенный жидовствующими, великий князь Иоанн III пригласил их в Москву, сделал двух виднейших еретиков протопопами — одного в Успенском, другого — в Архангельском соборах Кремля. Все приближенные князя, начиная с возглавлявшего правительство дьяка Фёдора Курицына (дьяк Посольского приказа и фактический руководитель внешнеполитической деятельности Руси при государе Иване III ), брат которого стал вождем еретиков, были совращены в ересь. Приняла иудейство и невестка великого князя Елена Волошанка. Наконец, на кафедру великих московских святителей Петра, Алексия и Ионы был поставлен митрополит-еретик Зосима .

Еретики отрицали важнейшие догматы православного вероучения - Святую Троицу, богочеловеческую природу Иисуса Христа и его роль Спасителя, идею посмертного воскрешения и т.д. Они подвергли критике и осмеянию тексты Библии и святоотеческую литературу. Кроме того, еретики отказывались признавать многие традиционные принципы православной Церкви, в том числе институт монашества и иконопочитание.

Основные принципы борьбы с еретичеством Иосиф Волоцкий изложил в главном сочинении своей жизни, известном под названием «Просветитель» . Это глубокий и основательный богословский трактат, в котором объяснены и заново аргументированы все важнейшие догматические и богослужебные традиции Православной Церкви. По сути дела, в нем было собрано все то главное, что необходимо было знать христианину. Причем яркий, страстный и образный стиль всего сочинения не только привлекал читателя, но и помогал ему в возможных религиозных диспутах о сущности веры. Недаром«Просветитель» был одной из самых популярных книг в XV–XVII вв. (известно более 100 списков).

Преподобный Иосиф выступал за самое жестокое обращение с еретиками. Даже покаявшихся еретиков он подозревал в обмане и считал их недостойными снисхождение. Единственный исход для таких - заточение в темницу. Еще более жестоко он призывал обращаться с упорствующими еретиками, которых называл «отступниками» - эти заслуживают лишь смерти. В 1504 году по инициативе Иосифа Волоцкого состоялся церковный собор , который приговорил к сожжению в срубе четырех еретиков, в том числе Ивана Волка Курицына (дьяк и дипломат на службе царя Ивана III), брата Фёдора Курицына.

Распространение еретичества Иосиф Волоцкий рассматривал не просто как отступничество от христианства, но и как огромную беду, опасность для самой Руси - они могли погубить уже сложившееся духовное единство Руси.

В 1507 году Иосиф Волоцкий вступил в конфликт с князем Федором Борисовичем Волоцким, на землях которого располагался монастырь. Приверженец строгого личного аскетизма, преподобный Иосиф решительно выступал за право владения монастырями земельной собственностью. Ведь только обладая собственностью и не заботясь о хлебе насущном, монашество будет увеличиваться и, следовательно, заниматься своим главным делом - нести в народ Слово Божие. Более того, лишь богатая Церковь, по убеждению преподобного Иосифа, способна приобрести в обществе максимум влияния. А князь Федор Волоцкий посягнул на монастырское имущество. После этого Иосиф заявил о переходе монастыря под власть великого князя Василия III Ивановича. В 1508 году новгородский архиепископ Серапион, которому монастырь подчинялся в церковном отношении, поддержал волоцкого князя и отлучил Иосифа от Церкви. Но за него вступился митрополит Симон, лишивший сана новгородского владыку.

В начале 1510-х гг. разгорелась полемика между Иосифом Волоцким и «нестяжателем» Вассианом Патрикеевым. Причиной полемики стали многообразные вопросы церковной жизни: отношение к еретикам, отношение к Ветхому Завету, вопросы церковного землевладения и др. Спор был решен государем, - Василий III занял сторону Вассиана и запретил Иосифу письменную полемику с ним.

Иосиф Волоцкий скончался 9 сентября 1515 г. и похоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Канонизирован в 1591 г. Дни памяти - 9 (22) сентября, 18 (31) октября .

Тропарь, глас 5
Яко постников удобрение и отцев красоту, милости подателя, разсуждения светильника, вси вернии, сошедшеся, восхвалим кротости учителя и ересей посрамителя, премудраго Иосифа, российскую звезду, молящася Господу помиловатися душам нашим.

Кондак, глас 8
Жития треволнения, и мятеж мирский, и страстная взыграния в ничтоже вменив, пустынный гражданин показался еси, многих быв наставник, Иосифе преподобне, монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Документальный фильм «Преподобный Иосиф Волоцкий»

Документальный фильм «ОБИТЕЛЬ СВЯТОГО ИОСИФА» (2013)

Мирское имя прп. Иосифа (род. 1440) было Иван Санин. Род Саниных вышел из Литвы и обосновался около города Волоколамска, где имел несколько деревень и сел. В семье его было строгое церковное направление. Учился Иван Санин в монастыре, и с детства его влекло к монашеству.

Дружил он только с юным князем Борисом Кутузовым, который впоследствии постригся под именем Авраамия. Двадцати лет Иван Санин, с разрешения родителей, пошел познакомиться с окрестными монастырями с целью поступить в один из них.

Старец Варсонофий Тверской (память его 2 марта) сказал ему: «Иди в Боровск к старцу Пафнутию». Старца Пафнутия (память его 1 мая) юноша застал за рубкой дров. Умиленный этим, он бросился умолять постричь его, что мудрый Пафнутий и сделал, дав ему имя Иосиф.

Как ни были родители его подготовлены к уходу сына из мира, они были потрясены, и отца его разбил паралич. Прп. Пафнутий и братия отнеслись к горю нового инока сочувственно и послали его матери утешительное письмо. А отца его прп. Пафнутий немедленно принял в свой монастырь, постриг его и поручил заботам прп. Иосифа, и Иосиф в течение 15 лет, до самой его кончины, ухаживал за парализованным отцом.

Мать же его, Марина, стала монахиней Марией в Волоколамском женском монастыре. За ними ушли в монашество и прочие их сыновья, кроме одного. Это были: епископ Тверской Акакий, Ростовский Вассиан, а впоследствии и брат их Елеазар, получивший имя Евфимий.

Два племянника прп. Иосифа — Досифей и Вассиан, получившие фамилию Топорковых, — стали монахами-иконописцами и расписали церковь Волоколамского монастыря вместе со знаменитым иконографом Дионисием, учеником Андрея Рублева; Дионисий создал фрески Ферапонтовского Белозерского монастыря.

Вассиан Топорков стал потом епископом Коломенским. К этому надо прибавить, что дед и бабка прп. Иосифа, родители его отца, также приняли монашество; судя по помяннику, среди ближайшей его родни насчитывается 14 мужских имен монашеских и лишь одно мирское и четыре женских — все монашеские.

Пройдя все монашеские послушания, прп. Иосиф был поставлен на клирос. Представительный, благообразной наружности, он обладал звучным голосом, большой начитанностью и прекрасной памятью и подходил как нельзя более к этому послушанию.

Когда умер прп. Пафнутий, игуменом монастыря стал, по воле великого князя Ивана III, прп. Иосиф. Но он хотел ввести в монастыре более строгий устав, и между ним и некоторыми из братии возникли недоразумения.

Тогда прп. Иосиф предпринял путешествие по другим монастырям, чтобы изучить возможность осуществить свой идеал. Путешествие это он описал в своем «Просветителе». Более всего привлек его внимание устав Кирилло-Белозерского монастыря. В его отсутствие пафнутьевские монахи просили вел. князя назначить им другого игумена, но тот решил ждать возвращения Иосифа.

Вернулся он менее чем через год. Ропот братии прекратился, но он сам решил оставить монастырь и основать задуманную им обитель на новом, диком, нетронутом и безлюдном месте. Место это нашли скоро в Волоколамском княжестве, недалеко от родовой вотчины семьи Саниных — деревни Спировской. Она отошла к местному князю, в силу пострижения всех членов семьи ее владельцев, и теперь князь даровал ее новому монастырю.

По взгляду прп. Иосифа, требовалось от монаха не отречение от земного блага, а посвящение его Богу. Князь же волоколамский, Борис Васильевич, родной брат вел. князя Иоанна III, был во всем единомышленником прп. Иосифа. Он и стал покровителем нового монастыря. Он дал для создания его рабочие руки и обязался кормить первых насельников обители.

Прп. Иосиф был человек сильный и трудоспособный, он был первым на всех работах. Начался приток братии: они были от всех сословий — от князей и бояр до простолюдинов. С ними стали притекать и средства — и деньгами, и натурой. Монастырь стал развиваться со сказочной быстротой.

Был случай, когда в монастырь явился князь Андрей Голенин со свитой. Он скрыл от нее свое намерение и вошел в церковь один. Но скоро оттуда вышел один из монахов и сообщил свите, что князя Андрея больше нет, а есть инок Арсений.

Свита была поражена горем и, отказавшись от предложенного угощения, покинула монастырь. Но вскоре некоторые из особенно любивших его приближенных вернулись и последовали его примеру.

С вельможами и княгинями прп. Иосиф вел переписку, поучая их доброй жизни и милосердию к бедным. От этого весь духовный уровень окрестной местности повысился.

Бедным крестьянам прп. Иосиф помогал, покупая им то лошадь или корову вместо павшей скотины, то необходимую для хозяйства соху и т.д. По мере усиления благочестия повысилось и благосостояние крестьян. Но наступил голодный год.

Тогда прп. Иосиф открыл даром монастырские житницы, и к нему хлынули тысячные толпы. Ежедневно, кроме раздачи хлеба, кормилось 500 человек. Брошенных детей прп. Иосиф принимал на воспитание. Но монастырские средства и запасы иссякли, пришлось прибегнуть к займам. Тогда щедрую помощь голодавшей обители оказал вел. князь Василий III.

Дисциплина в монастыре была суровая. Были в ней среди братии выдающиеся подвижники, как, например, инок Нил из рода князей смоленских и инок Дионисий из рода князей звенигородских.

Дионисий работал в хлебной за двоих и полагал в день до 300 поклонов. Все без исключения носили под одеждой власяницу и в церкви в самую суровую стужу стояли без теплого платья.

Из позднейших постриженников обители — после кончины прп. Иосифа — известны святители Гурий (память его 4 окт.) и Герман (память его 6 нояб.), просветители Казани.

Был такой случай: юный князь Иоанн волоколамский, сын Бориса Васильевича, умер без покаяния. Прп. Иосиф своей молитвой оживил его, исповедал, причастил Святых Тайн, и Иоанн тихо скончался.

Прп. Иосиф принимал участие в Соборах 1490 и 1503-1504 гг. Тогда обсуждалась ересь жидовствующих, занесенная с Запада евреем Схарием. Она имела сильных покровителей. Но прп. Иосиф — вместе с архиепископом Новгородским Геннадием (память его 4 дек.), к епархии которого принадлежал его монастырь, — своей энергией и ревностью добился того, что ересь эта была осуждена, а потом и совсем исчезла.

Кроме того, на Соборах 1503 и 1504 гг. был поднят вопрос о праве монастырей владеть имуществом и землями. Против этого права выступил прп. Нил Сорский (память его 7 мая), во имя соблюдения монашеского обета бедности. Прп. Иосиф был сторонником противоположного мнения: он доказывал, что имущество монастырям необходимо для служения бедным. Его точка зрения победила.

В последние дни своей жизни прп. Иосиф так ослабел и одряхлел, что его носили на руках в церковь. Скончался он 9 сентября 1515 г., когда кончалась утреня. Погребли его в монастырской церкви, а 1 июня 1591 г. он был причислен к лику святых.

Память его празднуется 9/22 сент, в день преставления, а также 18 окт. по ст. ст. — 2-я общецерковная память святого, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с собором Новгородских святых и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с собором Тверских святых.

Патриарх Алексий II отметил, что «Род Саниных, к которому принадлежал преподобный, явил удивительный пример христианского подвига. Среди ближайших его родственников насчитывается 18 мужских и женских монашеских имен. Два его родных брата были епископского достоинства. Это Ростовский архиепископ Вассиан и Тверской епископ Акакий.

Два родных племянника Досифей и Вассиан (Топорковы), будучи иконописцами, совместно со знаменитым Дионисием, учеником преподобного Андрея Рублева, расписывали церковь Ферапонтова монастыря, а обитель, основанная преподобным Иосифом на Волоколамской земле, прославилась как крупнейший духовно-культурный центр Российского государства». По словам Президента России Дмитрия Медведева, «мощи преподобного Иосифа Волоцкого имеют огромную притягательную и чудотворную силу для каждого православного» (послание от 22.09.2008 г.).

Ко дню памяти грозного обличителя ереси жидовствующих на Руси публикуется послание прп. Иосифа, игумена Волоцкаго, духовнику государя Ивана III Митрофану архимандриту Андроникова монастыря Митрофану, написанное в 1503-1504 гг. Сие послание прп. Иосифа великокняжескому духовнику Митрофану является наиболее ценным источником, характеризующим позицию самодержавной власти (Иван III) по отношению к ереси:

«Государя нашего великого князя Ивана Васильевича всея Руси духовнику, господину анхиманьдриту Андроникова манастыря Митрофану, грешный чернець Иосиф, нищий твой, господине, челом бью.

Коли, господине, был есмь на Москве, ино, господине, государь князь великий, Иван Васильевич всеа Руси, говорил со мною наедине о церковных делех. Да после того почял говорити о новогородцких еретикех, да молвил мне так: «И яз, деи, ведал новогородцких еретиков, и ты мя прости в том, а митрополит и владыки простили мя». И аз ему молъвил: «Государь! Мне тобя как пращати?». И он молвил: «Пожалуй, прости мя!». И яз ему молвил: «Государь! Только ся подвигнешь о нынешних еретикех, ино и в прежних тебе бог простит». Да туто же было мне ему бити челом о том, чтобы государь послал в Великий Новгород, да и в иные городы, да велел бы обыскати еретиков, и князь великий послал мя на дело.

Да после того, господине, государь князь великий възвал мя к себе, да почал говорити мне наедине духовъные дела. И яз ему почял бити челом, чтобы послал в Великий Новгород да и в иные городы, да велел бы обыскивати еретиков. И князь великий молвил: «Пригоже тому быти, а и яз, деи, ведал ереси их». Да и сказал ми, которую дръжал Алексей протопоп ересь, и которую ересь дръжал Феодор Курицин. «А Иван, деи, Максимов и сноху у мене мою в жидовство свел. А одно лично, деи, пошлю по всем городом, да велю обыскивати еретиков, да искоренити».

Да после того, господине, поехал есми с Москвы. А о том ми государю нелзя было бити челом, а что, господине, мне молъвил государь: «Митрополит де и владыки простили мя в том». Ино, господине, государю великому князю в том прощении нет ползы, кое словом прашаеться, а делом не покажеть ревности о православной вере християнской, еретиков не велит обыскати. А ведаеть государь, каково злодейство еретическое, какову хулу глаголали на единороднаго сына божиа, на господа нашего Иисуса Христа, и на пречистую его матерь, и на вся святыа, и каково сквернение чинили над божествеными святыми церквами, явши и пивши, и блудом сквернящеся, да того же дни и обедню служили, а святыа иконы и божественна и жвотворящиа кресты иныа огнем жьгли, а иныа в скверныа места пометали, а иные ламали, а иные топором разсекали, а иныя зубы кусали, как беснии пси. Ино, господине, тобе о том государю великому князю пригоже да и должно поминати. Будет государь во многих делех царских прозабыл того дела, ино, господине, ты не забуди, в том деле государя побреги, штобы на него божий гнев не пришел за то, да и на всю нашю землю. Занеже, господине, за государьское согрешение бог всю землю казнит.

Да лучило ми ся, господине, у великого князя хлеба ести, и он мя призвал, да почял спрашивати: «Како писано, нет ли греха еретиков казнити?». И яз почял говорити, что апостол Павел к евреем писал: «Аще хто отвръжется закона Моисеева при двою или при трех свидетелех, умирает; колми паче, иже сына божиа поправ и дух благодати укорив». Да по та места, господине, мне князь велики велел престати говорити.

И мне, господине, мнится, кое государь нашь князь великий блюдется греха казнити еретиков. Ино, господине, тобе пригоже государю поминати, каково имели подщание и ревность прьвии благочестивии царие о непорочней христианьстей вере и како еретиков по проклятии в заточение посылали, а иных казньми казнили. Вси благочестивии царие, кои были на седмих соборех, еретиков по проклятии в заточение посылали и казньми казнили, а иные цари и на соборех не были, а еретиков казнили. Православный царь Ираклие повеление изложи по всему своему царству: аще жидовин не крестится, да убиен будет. Тако же и Омиритский царь Аврамие повеле убивати не хотевших креститися жидов. По тех же Устин и Тивирие благочестивии царие повелеша главу отсещи епарху Аддусу и Елеферию Самчию, поборником ереси. Феодора же царица и сын ея Михаил благочестивый Анния еретика, патриарха Констяньтина града, в заточение повеле послати и дати ему двесте ран ремением. Потом же вавилонскый царь Моавия, в светем крещении нареченый Иоан, его же крести святый Феодор, епископ Едесский, посла вь Едес повелением святаго Феодора и повеле несториан и иных еретиков из града изгнати, а манихеяном повеле языки из резывати; и много такова обрящеши в божественом писании. Боже ственая же правила повелевают, в еже о градских законех, сице: иже сподобившеися святаго крещениа, и отступлеше православныя веры, и еретици бывше, или творящеи еллиньскиа жерътвы, конечней повинни суть муце; аще жидовин дрьзнет развратити христианьскую веру, главней повинен есть казни; манихеи же или инии еретици христиане бывше и потом начнут еретическая творити или мудръствовати, иже таковыа сведающе, не предающе их князем, конечней муце повинни суть; аще ли же хто, воевода или воин, или соньмища начялник, должни суть о сем пещися, егда хто будет еретическая мудрьствуя или творя, и аще увидевше не предадять его, аще и правоверии сами суть, конечную муку подоимут. И святый Иоан Златаусты глаголеть: «Иже еретиком приобщаяся в совете или в дружбе и в ядении и в питии, и с ними осужение да приимет». Сице убо творяху благочестивии царие и святии отцы не от себе умысливше, но от апостольских писаний сие приимше. Глаголеть бо великий апостол Иван богослов: «Аще хто не исповедуеть Иисуса Христа бога, сей есть лестец и антихрист - таковаго в дом не приемлете. Приемля же таковаго в дом причящается делех его злых». И великий апостол Павел глаголеть: «Еретика человека отовращайся - зело бо съвратися таковый».

А коли, господине, бил есми челом великому князю на Москве о том, чтобы послал по городом, да еретиков обыскал, и князь великий молвил: «Пошлю, деи, чяса того, да того обыщу; а толко, деи, яз не пошлю, да не попекуся о том, ино, деи, кому то зло искоренити?». И яз чяял - тогьдыже государь пошлеть; ино уже тому другой год от велика дни настал, а он государь не посылывал, а еретиков умножилося по всем городом, а хрестиянство православное гинет от их ересей. И только бы государь восхотел их искоренити, ин бы въскоре искоренил, поимав дву или трех еретиков, а оне всех скажют.

А ныне, господине, на тобе то дело лежит, занеже ты государю отець духовной. И ты, господине, подщися вседушно государю подокучити, оставив вся дела; занеже божие дело всех нужнее. А толко, господине, ты о том деле не попечешься, ни донесешь до великого князя, ино, господине, на тобе того бог взыщеть. Страшно бо есть еже впасти вруце бога жива! А толко, господине, попечешся всею силою, и ты государя ползуешь, а от господа бога и пречистые богородици милость приимешь. Да каково, господине, будет о том государьское попечение, и ты бы, господине, ко мне пожаловал отписал, и яз тобе, господину моему, челом бью.»

Молитва преподобному Иосифу Волоцкому

О преблаженне и приснославне отче наш Иосифе! Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути: порабощени бо суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути, к кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем? Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим. Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам, искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити; препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради: да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки. Аминь.

Тропарь преподобному Иосифу, игумену Волоцкому, чудотворцу, глас 5 :

Яко постников удобрение и отцев красоту, /
милости подателя, рассуждения светильника, /
вси вернии, сошедшеся, восхвалим /
кротости учителя и ересей посрамителя, /
премудраго Иосифа, Российскую звезду, /
молящася Господу //
помиловатися душам нашим.

Кондак преподобному Иосифу, игумену Волоцкому, чудотворцу, глас 8 :

Жития треволнения, и мятеж мирский, /
и страстная взыграния в ничтоже вменив, /
пустынный гражданин показался еси, /
многих быв наставник, Иосифе преподобне, /
монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель, //
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Обре́тение мощей

Краткое житие

Пре-по-доб-ный Иосиф Во-лоц-кий (в ми-ру Иоанн Са-нин) ро-дил-ся в се-мье вот-чин-ни-ка, вла-дель-ца се-ла Яз-ви-ще Во-ло-ко-лам-ско-го кня-же-ства. Точ-ная да-та рож-де-ния пре-по-доб-но-го не уста-нов-ле-на, но боль-шин-ство ис-точ-ни-ков ука-зы-ва-ет 1439-1440 го-ды. Пра-дед Иоси-фа - Са-ня (ос-но-ва-тель фа-ми-лии) был ро-дом из Лит-вы. О ро-ди-те-лях пре-по-доб-но-го Иоси-фа Иоанне и Ма-рии из-ве-стий по-чти не со-хра-ни-лось, за ис-клю-че-ни-ем све-де-ний о том, что они умер-ли в мо-на-ше-стве. Кро-ме пре-по-доб-но-го Иоси-фа, у них бы-ло еще три сы-на: Вас-си-ан, Ака-кий и Еле-азар. Вас-си-ан и Ака-кий при-ня-ли мо-на-ше-ский по-стриг. Впо-след-ствии Вас-си-ан стал ар-хи-епи-ско-пом Ро-стов-ским.

В воз-расте се-ми лет от-рок Иоанн был от-дан в обу-че-ние стар-цу Во-ло-ко-лам-ско-го Кре-сто-воз-дви-жен-ско-го мо-на-сты-ря Ар-се-нию. За два го-да он изу-чил Свя-щен-ное Пи-са-ние и стал чте-цом в мо-на-стыр-ской церк-ви. В два-дцать лет Иоанн по-се-тил Твер-ской Сав-вин мо-на-стырь, где по-зна-ко-мил-ся с ду-хов-ным на-став-ни-ком Вар-со-но-фи-ем, и «муд-ре по-сле-дуя со-ве-ту и бла-го-сло-ве-нию про-зор-ли-ва-го и свя-та-го стар-ца Вар-со-но-фия, при-шел еси в оби-тель пре-по-доб-на-го Па-ф-ну-тия и то-го умо-лил еси при-я-ти тя в по-слу-ша-ние» (кондак 4).

В Бо-ров-ском мо-на-сты-ре пре-по-доб-ный Па-ф-ну-тий по-стриг юно-шу в ино-че-ство с име-нем Иосиф. Во-сем-на-дцать лет про-вел пре-по-доб-ный Иосиф под ру-ко-вод-ством свя-то-го по-движ-ни-ка. По пре-став-ле-нии сво-е-го учи-те-ля он был на-зна-чен игу-ме-ном Бо-ров-ско-го мо-на-сты-ря, ко-то-рым управ-лял око-ло двух лет. В этой оби-те-ли он ввел об-ще-жи-тель-ный устав, что вы-зва-ло недо-воль-ство неко-то-рых ино-ков. Пре-по-доб-ный Иосиф вы-нуж-ден был по-ки-нуть оби-тель и от-пра-вил-ся в па-лом-ни-че-ство по рус-ским свя-ты-ням. Так он ока-зал-ся в Ки-рил-ло-Бе-ло-зер-ском мо-на-сты-ре. Здесь он еще бо-лее укре-пил-ся в же-ла-нии со-здать но-вое мо-на-ше-ское об-ще-жи-тие. Из Ки-рил-ло-Бе-ло-зер-ско-го мо-на-сты-ря он уда-лил-ся в Во-ло-ко-лам-ские пре-де-лы, где в 1479 го-ду при сли-я-нии рек Стру-ги и Сест-ры в ле-су ос-но-вал оби-тель Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. В сво-ем мо-на-сты-ре пре-по-доб-ный Иосиф ввел са-мое стро-гое об-ще-жи-тие и со-ста-вил для него соб-ствен-ный устав, зна-чи-тель-ная часть ко-то-ро-го взя-та из Уста-ва преп. Ни-ла Сор-ско-го . Пре-по-доб-ный Иосиф вос-пи-тал це-лую шко-лу ино-ков-по-движ-ни-ков. Мно-гие по-стри-же-ни-ки Иоси-фо-Во-ло-ко-лам-ско-го мо-на-сты-ря бы-ли ар-хи-пас-ты-ря-ми и за-ни-ма-ли важ-ней-шие ка-фед-ры Рус-ской Церк-ви: мит-ро-по-ли-ты Мос-ков-ские и всея Ру-си Да-ни-ил († 1539) и свя-той Ма-ка-рий († 1563), ар-хи-епи-скоп Вас-си-ан Ро-стов-ский († 1515), епи-ско-пы Си-ме-он Суз-даль-ский († 1515), До-си-фей Кру-тиц-кий († 1544), Сав-ва Кру-тиц-кий, по про-зва-нию Чер-ный, Ака-кий Твер-ской, Вас-си-ан Ко-ло-мен-ский, свя-ти-те-ли ка-зан-ские Гу-рий († 1563) и Гер-ман († 1567), свя-ти-тель Вар-со-но-фий, епи-скоп Твер-ской († 1576).

На цер-ков-ных Со-бо-рах 1490 и 1504 го-дов пре-по-доб-ный Иосиф вы-сту-пил с об-ли-че-ни-ем ере-си жи-дов-ству-ю-щих, воз-ник-шей в Нов-го-ро-де. Он ре-ши-тель-но до-би-вал-ся осуж-де-ния упор-ству-ю-щих от-ступ-ни-ков. Кро-ме ос-нов-но-го его со-чи-не-ния «Про-све-ти-тель», на-прав-лен-но-го про-тив этой ере-си, пе-ру свя-то-го при-над-ле-жат так-же 24 по-сла-ния к раз-лич-ным ли-цам, крат-кая и про-стран-ная ре-дак-ции мо-на-стыр-ско-го Уста-ва.

Пре-по-доб-ный Иосиф пре-ста-вил-ся 9 сен-тяб-ря 1515 го-да и был по-гре-бен близ ал-та-ря Успен-ско-го хра-ма сво-ей оби-те-ли. Со-бо-ром 1578 го-да пре-по-доб-ный Иосиф был при-чис-лен Цер-ко-вью к мест-но-чти-мым свя-тым, а в 1591 го-ду - к об-ще-рус-ским.

Полное житие преподобного Иосифа Волоцкого

Тропарь преподобного Иосифа
глас 5

Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/
милости подателя,/ разсуждения светильника,/
вси вернии, сошедшеся, восхвалим/
кротости учителя/ и ересей посрамителя,/
премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/
молящася Господу// помиловатися душам нашим.

Кондак преподобного Иосифа
глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский,/
и страстная взыграния в ничтоже вменив,/
пустынный гражданин показался еси,/
многих быв наставник, Иосифе преподобне,/
монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,//
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобному Иосифу Волоцкому

О преблаженне и приснославне отче наш Иосифе! Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути: порабощени бо суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути, к кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем?
Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим. Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам, искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити; препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради: да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки. Аминь.

Святой преподобный Иосиф Волоцкий

Просветитель

Предисловие

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 12 ноября 1440 года в селе Язвище-Покровское близ города Волока Ламского (ныне Волоколамск) в семье благочестивых родителей Иоанна и Марины. Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение иноку Крестовоздвиженского Волоколамского монастыря Арсению.

В двадцать лет, презрев мирскую суету, Иоанн избрал путь монашеской жизни. По благословению старца Тверского Саввина монастыря Варсонофия он удалился в Боровск, в обитель преподобного Пафнутия († 1478; память 1 мая), который постриг его в иночество с именем Иосифа.

Постриг и последующие монашеские подвиги преподобного Иосифа дали благодатные плоды в жизни всей его семьи. Вскоре после ухода преподобного из мира отец его, Иоанн, был поражен тяжелой болезнью - парализован. Преподобный Пафнутий немедленно принял и его в свой монастырь, постриг в иночество с именем Иоанникия и поручил заботам сына, который покоил его в течение 15 лет, до самой кончины. Матери своей преподобный Иосиф написал увещательную грамоту, советуя избрать иноческий чин; она приняла постриг во Власиевской женской обители Волока Ламского (в схиме Мария). Вслед за родителями ушли в монашество и братья преподобного Иосифа.

Восемнадцать лет провел Иосиф в послушании у преподобного Пафнутия, нес возложенные на него тяжелые послушания в поварне, пекарне, больнице.

По преставлении преподобного Пафнутия в 1478 г. управление обителью перешло к преподобному Иосифу. Желая установить совершенное и полное общежитие братии, преподобный Иосиф предпринял путешествие по другим монастырям в поисках должного устроения иноческой жизни. Порядок, какой он желал учредить в своем братстве, преподобный нашел в Кирилло-Белозерской обители, где в полноте и строгости бережно сохранялся общежительный устав, заповеданный преподобным Кириллом. Но многие из братии Пафнутьевского монастыря отказывались принять строгий чин общежития, и тогда преподобный Иосиф задумал основать новую обитель в безлюдном, нетронутом месте. С немногими единомысленными ему братиями он удалился в лесную пустошь близ Волока Ламского и там основал обитель по образу монастыря Кириллова. Первый храм, в честь Успения Пресвятой Богородицы, был освящен 15 августа 1479 г.

Постепенно вокруг духоносного наставника собралось множество братии. Преподобный устроил строгое и совершенное общежитие. Устав обители, позднее изложенный преподобным Иосифом (Устав опубликован в книге: Послания Иосифа Волоцкого. М.-Л., 1959. С. 296–321.), сохранил для нас монастырские правила. Основой жизни в обители было отсечение своей воли, полное нестяжание, непрестанный труд и молитва. Все у братии было общим: одежда, обувь, пища, питие; без благословения настоятеля никто не мог взять в келью ни одной вещи; никто не должен был пить или есть отдельно от других. Пища была самая простая, все носили худые одежды, у дверей келий не было запоров. Кроме обычного монашеского правила, каждый инок творил до тысячи и более поклонов в день. К божественной службе являлись по первому благовесту, и каждый занимал в храме строго определенное место; переходить с места на место и разговаривать во время службы запрещалось. В свободное от службы время иноки участвовали в общих работах или в своих кельях занимались рукоделием. Среди прочих трудов в монастыре уделялось большое внимание переписке богослужебных и святоотеческих книг. После повечерия всякое общение между монахами прекращалось, все расходились по своим кельям. Обязательной была ежевечерняя исповедь с откровением помыслов своему духовному отцу. Большая часть ночи проходила в молитве, сну предавались лишь на короткое время, многие - сидя или стоя. Женщинам и детям вход в монастырь был строго воспрещен, а братии не позволялось даже беседовать с ними. Подчиняясь этому правилу, сам преподобный Иосиф отказал в свидании своей престарелой матери-инокине.

Во всем преподобный Иосиф являлся примером для братии: трудился наравне со всеми, ночи пребывал на молитве, одевался как нищий. За духовным наставлением к богоносному игумену притекали и простые миряне, и знатные, сановные лица. В голодные годы обитель кормила множество страждущих.

В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг преподобного Иосифа как ревностного поборника Православия и защитника церковного и государственного единства в борьбе с ересями и церковными нестроениями. Преподобный Иосиф - один из вдохновителей учения о Святой Руси как преемнице и хранительнице древнего Вселенского благочестия: “И как в древности Русская земля всех превзошла своим нечестием, так сейчас… она всех превзошла благочестием”, - пишет он в открывающем “Просветитель” “Сказании”. Последователь преподобного Иосифа, Спасо-Елеазаровский старец Филофей, пояснял значение России как последнего оплота Православия на земле: “Все христианские царства пришли к концу и соединились в едином царстве нашего Государя. По пророческим книгам, это есть Российское Царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать”(См.: Малинин. Старец Спасо-Елеазарьевского монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901.).

Преподобный Иосиф отошел ко Господу на 76-м году жизни, 9 сентября 1515 года, незадолго до кончины приняв великую схиму. Мощи преподобного почивают под спудом в соборном храме его обители. Общецерковное почитание святого установлено в 1591 году, при патриархе Иове. Многие из учеников и последователей преподобного Иосифа Волоцкого также вошли в лик российских святых, были архипастырями Русской Церкви; сам монастырь стал центром духовного просвещения на многие столетия (Публикация Волоколамского Патерика, содержащего житие прп. Иосифа: Богословские труды. Сборник десятый. М., 1973. С. 175–222.).

Величайшим подвигом преподобного Иосифа Волоцкого была его борьба против ереси жидовствующих. С тех пор как, по свидетельству “Повести временных лет”, равноапостольный князь Владимир отверг искус иудейской веры, принесенный хазарскими проповедниками, и Русь обновилась благодатью Крещения, “великая Русская земля 470 лет пребывала в православной вере, пока враг спасения, диавол вселукавый, не привел скверного еврея в Великий Новгород”, - пишет в “Просветителе” преподобный Иосиф. Оценивая ересь жидовствующих как величайшую опасность, которой когда-либо подвергалась Русь, русское православие, русская государственность, преподобный Иосиф не преувеличивает. Ересь эта имела поистине всеохватный характер: она затрагивала все стороны вероучения, завладела умами множества людей самых разных сословий и состояний, проникла к самым вершинам церковной и государственной власти, так что и первоиерарх Русской Церкви, и великий князь были затронуты ею, а в православной Руси творились немыслимые бесчинства, со скорбью описанные преподобным Иосифом в “Просветителе”.

(1515-09-09 ) (74 года)
Почитается:

в Православной церкви

В лике:

преподобных

День памяти:

Ио́сиф Во́лоцкий (в миру - Ива́н (Иоа́нн ) Са́нин ; 14 ноября ( (?)) - 9 сентября ) - святой Русской Церкви , почитается в лике преподобных , память совершается 9 (22) сентября и 18 (31) октября .

Жизнеописание

В книге «Просветитель» и ряде посланий Иосиф Волоцкий, дискутируя с другим подвижником, духовным лидером «нестяжателей» Нилом Сорским , доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами .

Требования казней еретиков и обогащения церкви встретили сильное противодействие среди ряда светских и духовных лиц. Монах и церковный писатель Вассиан Косой (князь Василий Патрикеев) в «Слове ответном» и «Слове о еретиках» критиковал иосифлян с позиции милосердия и нестяжательства, апеллируя к заповедям евангельской любви и бедности, а самого Иосифа именовал «учителем беззакония», «законопреступником» и «антихристом» . Заволжские старцы , отвергавшие монастырское землевладение и отличавшиеся от ортодоксального монашества образованностью и гуманизмом, на соборе 1503 года сделали заявление о том, что церкви неприлично владеть землями, а в «Ответе кирилловских старцев» возражали Иосифу Волоцкому относительно предания еретиков смерти: «нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а покаявшихся и проклявших свое заблуждение еретиков Божья церковь принимает в распростертые объятия» . При этом они ссылались на заповедь «Не судите, да не судимы будете» и на рассказы о прощении Иисусом грешников.

Память

Православная гимнография

Сочинение Иосифа Волоцкого

Яко постников удобрение и отцев красоту,
милости подателя,
рассуждения светильника,
вси вернии, сошедшеся, восхвалим
кротости учителя
и ересей посрамителя,
премудраго Иосифа, Российскую звезду,

молящася Господу помиловатися душам нашим.

См. также

Примечания

Ссылки

храмы произведения Иосифа Волоцкого
  • Иосиф Волоцкий. ПОСЛАНИЕ ИКОНОПИСЦУ И ТРИ «СЛОВА» О ПОЧИТАНИИ СВЯТЫХ ИКОН.
ссылки на работы о Иосифе Волоцком
  • Иосиф Волоцкий // Православная энциклопедия
  • Иосиф Волоцкий (Волоколамский), преподобный на сайте Русское Православие
  • О взаимоотношениях между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким
  • Об Иосифе Волоцком и Ниле Сорском рассказывает свящ. Сергий Барицкий

Научная литература

  • Алексеев А. И. К ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ИСТОРИИ «КНИГИ НА ЕРЕТИКОВ» ИОСИФА ВОЛОЦКОГО //Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2008. № 2 (32). С. 60-71.
  • Алексеев А. И. О «Просветителе» и посланиях преподобного Иосифа Волоцкого //Вестник церковной истории . 2008. № 2(10). С. 121-220.
  • Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский / Сост. иеромонах Герман (Чекунов). М.: Русский издательский центр, Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь, 2011. 320 с., ил., 6000 экз., ISBN 978-5-424-90003-7

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 14 ноября
  • Родившиеся в 1440 году
  • Умершие 9 сентября
  • Умершие в 1515 году
  • Святые по алфавиту
  • Русские православные святые
  • Христианские святые XVI века
  • Игумены Русской православной церкви
  • Писатели по алфавиту
  • Писатели России по алфавиту
  • Писатели России XVI века
  • Русские писатели по алфавиту
  • Русские писатели XVI века
  • Публицисты России
  • Преподобные Русской Церкви
  • Канонизированные в XVI веке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Иосиф Волоцкий" в других словарях:

    - (в миру Иван Санин) (1439/40 1515), основатель и игумен Иосифо Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Укреплял авторитет великокняжеской власти, отстаивал незыблемость православных догматов, активную роль церкви во всех сферах жизни … Русская история

    Иосиф Волоцкий - (в миру Иван Санин) (ум. 1515 г.) – игумен основанного им Волоколамского монастыря, церковный деятель и публицист. Основные факты его биографии сообщаются в Житии Иосифа Волоцкого нескольких редакций, написанных через много лет после смерти И. В … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    - (Иван Санин) (1439/40 1515), основатель и игумен Иосифо Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Возглавлял борьбу с новгородско московской ересью и нестяжателями. Автор Просветителя (не ранее 1502), многих посланий и др … Современная энциклопедия

    - (Иван Санин) (1439/40 1515) основатель и игумен Иосифо Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Возглавлял борьбу с новгородско московской ересью и нестяжателями. Автор Просветителя, многих посланий и др. Канонизирован Русской… … Большой Энциклопедический словарь

    Иосиф Волоцкий - (Иван Санин) (1439/40 1515), основатель и игумен Иосифо Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Возглавлял борьбу с новгородско московской ересью и нестяжателями. Автор “Просветителя” (не ранее 1502), многих посланий и др. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (в миру – Санин И в а н) (1439–1515) – рус. богослов схоласт, церк. писатель публицист, глава контрреформации в России конца 15 – нач. 16 вв. Осн. произведением И. В. является Просветитель, или Окончание ереси жидовствующих (4 изд., 1903),… … Философская энциклопедия

Статьи по теме