Архиерейский собор русской православной церкви. Собор Архиерейский Русской православной церкви: участники, фото

Дорогие братья и сестры! Помогите построить храм о. Александру Катунину, который прослужил в храме Троицы на Воробьевых горах более 20 лет, сначала в качестве алтарника, затем диаконом и священником.

Храм будет называться в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», адрес: г. Москва, Мичуринский проспект (Олимпийская деревня), напротив вл. 15, на берегу Большого Очаковского пруда.

Свой счет у храма появится через несколько месяцев, а пока пожертвовать на строительство храма «Неопалимой Купины» можно через счет Георгиевского храма пос. Горки-10:

Местная религиозная организация православный приход Георгиевского храма пос. Горки-10 Одинцовского района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви

ВТБ-24 (ЗАО), г. Москва

ИНН 5032187248

КПП 503201001

р/с № 407 038 101 000 000 00 035

к/с № 301 018 101 000 000 00 716

БИК 044525716

ОГРН 108 500 000 2526

ОКПО 86643291

ОКВЭД 91.31

ОКОПФ 83

ОКФС 54

ОКАТО 46241840005

143032 Московская обл., Одинцовский район, пос.Горки-10.

Надо обязательно указывать назначение платежа: «Пожертвование на строительство храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». НДС не облагается.»

Если не напишите назначение платежа пожертвование пойдет на Георгиевский храм пос. Горки-10.

Телефон о. Александра Катунина: 8-910-415-13-87.

21.03.2014г.

Икона Божией Матери «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина́» - одна из самых сложных по композиции и символическому истолкованию богородичных икон. Эта икона изображает Божию Матерь через один из Её ветхозаветных прообразов - неопалимую купину, т.е. несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею.

Согласно книге Ветхого Завета «Исход», когда народ израильский был еще в египетском плену, Моисей, пасший овец, повел свое стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хорив, которая сегодня называется Синай, или еще гора Моисея, поскольку на этой горе Бог дал пророку Десять заповедей.

Моисей увидел Ангела Господня, явившегося из середины тернового куста, который горел, но не сгорал при этом, и пошел посмотреть на это чудо. И тут - услышал глас Божий, велевший ему не приближаться близко и снять обувь, ибо стоял Моисей на месте, которое было святой землей. Долго Господь говорил с Моисеем о его предназначении - вывести народ израильский из египетского рабства, Он наградил его даром чудотворения и пророчества, а поскольку Моисей не обладал даром красноречия, необходимого для возвещения слова Божия, то Бог назначил ему в помощники брата Моисея Аарона.


Монастырь Святой Екатерины - один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив)

На Синайском полуострове, у подножия горы Синай стоит монастырь Святой Екатерины , основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель, которая никогда не закрывалась. Ее насельники - греческие православные монахи. Там до сих пор произрастает куст этого удивительного растения.

На территории монастыря растет Неопалимая купина́ - куст, в пламени которого, согласно Ветхому завету, Бог впервые явился пророку Моисею. Считается, что это единственный куст терновника такого рода на всем Синайском полуострове...

По преданию - это и есть тот самый куст Неопалимой Купины . Это растение обладает удивительными биологическими особенностями. Ботаники относят его к семейству рутовых, русское название - ясенец, встречается на огромной территории от Средиземноморья до Дальнего Востока, в частности, в Крыму. Его листья и ствол усеяны желёзками, испаряющими эфирные масла. Если поднести к нему огонек, когда стоит ясная и безветренная погода, то он вспыхнет сильнее и будто пробежится по веточке, не нанеся ей ущерба. Это единственный куст такого рода на всём Синайском полуострове, причём ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела!

В 324 году мать императора Константина Елена приказала построить на месте неопалимой купины капеллу. Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины» .


Куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.

Паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: "сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исход, 3:5). Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, и некоторые висящие в ней иконы написаны на эту тему.

Богословское толкование

Неопалимая Купина. Конец XVIII в. Москва. Богоявленский Кафедральный Собор. Внизу иконы приведены слова из тропаря и дата поновления: "Не имамы иныя помощи. Не имамы иныя надежды, разве Тебе владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся. Твои бо ее мы рабы. Да не постыдимся. Возобновленъ въ 1835 апреля 2 день."

В Новом Завете Неопалимая Купина и события, связанные с нею, получили новое, более глубокое богословское толкование. Это очень важная параллель - Неопалимой Купиной мы почитаем Божию Матерь, как Невесту Неневестную - по непорочному зачатию Ею от Святого Духа, несущего Свет пламенный. Этот же Божественный Свет воссиял вкруг Её Сына на священной горе Фавор, как когда-то вокруг неопалимого куста на священной горе Синай, когда Бог-Отец говорил из него с Моисеем, ведь еще одно прежнее название монастыря святой Екатерины - Преображение.

Всю земную свою жизнь до Успения Она прожила в божественной чистоте, непопаляемой тем Божиим пламенем, о котором когда-то митрополит Антоний Сурожский сказал, что «Бог сообщает горение, но не питается веществом» и сохраняет цельность духовного и телесного того, чего это пламя касается. Она приняла в Себя Святого Духа, и - оказалась нетронута Его пламенем, отжигающем каждую нечистоту, ибо Бог был в Ней.

Иконография

Значение иконы «Неопалимая Купина» заложено в ее иконографии. Это образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.


В основу сюжета иконы положено церковное песнопение, где Богоматерь сравнивается с Неопалимой купиной, которую видел Моисей на горе Хорив (Исх.3:1-5). Неопалимая купина́ — это объятый пламенем, но несгораемый куст, истолкованный богословами как прообраз Богоматери и воплощения Сына Божиего .

Тот самый неопалимый куст с трудом, но можно увидеть в правой руке Богородицы; там же есть камень, лествица, и гора с Небесным Иерусалимом, за стенами которого изображен Христос в царской короне. Здесь использовано сразу несколько ветхозаветных образов, почти все они раскрываются далее в сюжетах, представленных по краям иконы.

Образ известен с ранних веков христианства. Изначально «Неопалимая Купина» изображалась в виде горящего куста с заключенным в нем образом Богоматери (обычно в типе Знамения или Оранты) и коленопреклоненным пророком Моисеем перед ним.

Позднее, уже в XVIв., сложился довольно сложный символико-аллегорический образ в виде восьмиугольной звезды, окружающей поясное изображение Божией Матери и Младенца-Христа.

Центр композиции - овальный медальон с изображением Богоматери - Одигитрии-Путеводительницы. На груди Её часто изображается лествица, которую видел святой патриарх Иаков, ведущая от земли до самого Неба. Её также ассоциируют с Божией Матерью, которая и есть Сама - лествица, по которой проложен путь в небеса. Здесь же мы видим изображение палаты как дома Младенца Христа. Четыре зеленых луча обозначают купину, т.е. куст, четыре красных луча — красное пламя горящей купины. На некоторых иконах “Неопалимой Купины” к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил — с Востока букву “А” от звезды “Анатоли”, Архангел Гавриил — букву “Д” от Западной звезды “Дисис”, Архангел Рафаил — букву “А” от Северной звезды “Арктос” и Архангел Уриил — от Южной звезды “Месембрии” букву “М”.

В лучах синего (или зеленого) цвета изображается служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. Она окружена архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел держит соответствующий “атрибут”, как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения. В лучах огненно-красных обычно пишутся символы святых евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Лев (Марк), Телец (Лука) и Орел (Иоанн). Вокруг звезд в двухлепестковых облаках - ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью - символом Крови Спасителя. Вверху - Ветхий Денми, внизу - Иессей (или древо Иессеево - как родословная Иисуса Христа). В углах композиции помещаются видения пророков: в левом верхнем - видение Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу - видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, - видение Иезекиилю затворенных врат, справа - Иакову - лествицы с ангелами.

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

Чудотворные образы


Одна из наиболее древних известных на Руси Богородичных икон «Неопалимой Купины» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст. Эта святыня была помещена в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля . Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня «огненного опаления». На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня.


Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины» в Хамовниках , разрушенной в 1930 году, от которой осталось лишь имя в названии Неопалимовского переулка. Ее история связана со следующим преданием. Стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери «Неопалимой Купины», стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю. Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою «Неопалимой Купины», прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону «Неопалимой Купины», построил во имя ее храм.
Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечали, что в нем бывали очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами.

Замечательно событие с ризой этой иконы . В 1812 году французы ее похитили. Перед оставлением ими Москвы пришел к священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы «Неопалимой Купины», прося возвратить ее в ту церковь, откуда она взята. Солдат признался, что с тех пор, как он похитил ризу, он не может найти покоя и его мучит невыносимая тоска.

В 1835 году церкви в Хамовниках был пожертвован еще один образ «Неопалимой Купины». На ней пред Богородицей был изображен припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Вместе с исчезновением храма эти святыни были также утрачены.

В новое время чудотворный образ «Неопалимая Купина» особенно прославился после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен. В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница - полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы Неопалимая Купина дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». С тех пор почитание иконы, а особенно ее Славянского списка в Воскресенском храме, укрепилось в этом краю и далеко за его пределами. 12 сентября 2008 года президент Украины подписал указ, установивший новый профессиональный праздник - день спасателя Украины - в день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».


Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт

Тропарь, глас 4
Иже во огни купины неопалимыя, / древле Моисеем виденныя, / тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, / Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель / икону Ея святую чудесы многими прослави, / даровав ю верным во исцеление недугом / и в защищение от огненнаго запаления. / Сего ради вопием Преблагословенней: / Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, / и спаси души наша, // яко Милосерда.

Ин тропарь, глас той же
В купине, огнем горящей и несгараемей, / показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, / огнь Божества неопальне во чреве приимшую / и нетленну по Рождестве Пребывшую. / Тоя молитвами от пламене страстей избави нас / и от огненных запалений град Твой сохрани, // яко Многомилостив.

Кондак, глас 8
Предочистим чувствия душ и телес наших, / да видим таинство Божественное, / образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, / горевшею огнем и не сгаравшею, / в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, / предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе / и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием:// радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина
О, Пресвятая и Преблагословенная Мати cладчайшаго Госпо-да нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго гро-ме жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое бла-гое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего За-ступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кро-вом милости Твоея Церковь Свя-тую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуревае-мых грехами многими и не иму-щих дерзновения ко Христу Гос-поду, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, прося-ще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кон-чины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и де-ржавное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Велико-лепное Имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам мило-сердие, во веки веков. А минь.

Программа из цикла "СВЯТЫНИ" - НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА.

Церковь рубежа 17 и 18 веков, стоявшая когда-то неподалеку от Смоленского бульвара и Плющихи, между Новоконюшенным и Неопалимовскими переулками, была варварски уничтожена, как и многие другие церковные постройки Москвы. Хотелось бы напомнить о том, что мы потеряли.

Конюшенные слободы в старой Москве были не просто местом компактного проживания людей, занятых одним делом - это был особый мир. Когда в начале царствования Ивана IV Грозного слободу государевых конюхов перевели с Кулишек, где она издавна располагалась, в район нынешнего Староконюшенного переулка, новоселы прежде всего возвели здесь небольшую деревянную церковь, освященную в память Святого Иоанна Предтечи. По традиции, Иоанн Предтеча был особо почитаем конюхами, и церкви его имени строились обычно в конюшенных слободах. В середине Х VII века, когда в Москве началось повсеместное обновление церковных зданий, прихожане Конюшенной слободы тоже выстроили каменную церковь. Освятили ее в 1653 году.


Церковь Иоанна Предтечи в Староконюшенном переулке (также не сохранилась)

Но после очередного московского пожара деревянные строения Конюшенной слободы выгорели, и лишь каменная Иоаннопредтеченская церковь уцелела. Правители решили не восстанавливать слободу конюхов на старом месте - Москве в границах Земляного вала становилось тесно. Слободу перевели на новое место за Земляной вал и разместили между нынешним Смоленским бульваром и Плющихой. Не все обитатели слободы были рады новоселью, но пришлось подчиниться. В Новой Конюшенной слободе конюхи построили в 1680 году еще одну церковь. На этот раз, изменив традициям конюшенных слобод, церковь освятили не в память Иоанна. Она получила название Неопалимой Купины. По московской легенде, церковь была построена и названа горожанами "по обету", для защиты Новой Конюшенной слободы от пожаров. Икона Божьей Матери "Неопалимая купина" считалась на Руси защитницей от огня. И действительно, пожары стали обходить приход этой церкви. Сюда перенесли и "испрошенную" у царя знаменитую икону, находившуюся до того во дворце. Особым усердием в деле постройки храма отличился приближенный царя Федора Алексеевича Димитрий Колошин. Находясь под ложным обвинением, Колошин возносил молитвы перед образом Неопалимой Купины, моля Богородицу о заступничестве. Когда обвинение было снято, царедворец уверился в чудотворности образа.


Один из списков чудотворного образа Богоматери Неопалимая Купина

По историческим свидетельствам, в приходе Неопалимовской церкви, застроенном в основном деревянными домами, почти не бывало пожаров. Когда в Москве случался очередной пожар (а это было частым бедствием в городе), храмовый образ Неопалимой Купины обносили с крестным ходом вокруг домов прихожан, и они оставались невредимыми.
Шатровая колокольня, очень изящная, характерна для церковных построек конца 17 века, а однокупольная церковь, которую переводили в камень в первые годы 18 столетия, уже несет на себе отпечаток раннего барокко. К 1707 году строительство нового здания церкви в камне успели полностью завершить. Вели его на пожертвования прихожан и к счастью все построили до 1714 года, когда царь Петр ввел запрет на строительство каменных зданий в Москве (в пользу развития Санкт-Петербурга). С тех пор церковь ни разу не перестраивали, только добавили к ней приделы Св. Евангелиста Марка и Св. Дмитрия Ростовского.


Вид на церковь со стороны 2-го Неопалимоского переулка

Историк Москвы И. Забелин отмечал "самобытную красоту русского церковного зодчества", которой отличался храм Неопалимой Купины.
До 1771 года ежегодно проводился крестный ход из Успенского собора Кремля в Неопалимовскую церковь, в котором участвовало множество москвичей. Проводили его в память о том, что чтимый образ Неопалимой Купины изначально находился в Кремле.
Еще одной почитаемой святыней, привлекавшей к храму верующих, была древняя икона Богоматери "Нечаянная Радость".


Когда в 1812 году французы заняли Москвы, к протоиерею Новодевичьего монастыря неожиданно пришел наполеоновский солдат и отдал ему серебряную ризу, похищенную с иконы Неопалимой Купины из храма в Новоконюшенной слободе. Француз рассказал священнику, что с тех пор, как он украл эту ризу, его стала мучить страшная тоска. Протоиерей после изгнания французской армии возвратил ризу в Неопалимовскую церковь.
Этот храм неоднократно вспоминали все обитатели переулков между Смоленским бульваром и Плющихой. Начиная от знаменитой мемуаристки Елизаветы Петровны Яньковой, урожденной Римской_Корсаковой, внучки историка Татищева, воспоминания которой записал и издал ее собственный внук Д.Д. Благово (Елизавета Петровна какое-то время жила в родовом особняке в приходе Неопалимой Купины и могла многое вспомнить), и до Марины Цветаевой, дед которой А.Д. Мейн жил в 1-м Неопалимоском переулке близ этой церкви (и особый уют и атмосфера этих мест заставила Марину. выйдя замуж. искать особнячок, подобный дедовскому, где-нибудь неподалеку)...


Угол 1-го и 2-го Неопалимовских переулков, вид на церковь.

В конце Х I Х века, в 1892 году при церкви начал действовать Елизаветинский комитет, основанный великой княгиней Елизаветой Федоровной, супругой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. В задачи комитета входила благотворительная помощь, в частности, неимущим родителям выдавались денежные пособия на воспитание детей.
В 1899 году храм был обновлен. На пожертвования прихожан вызолотили иконостас, отреставрировали придел Св. Евангелиста Марка, пригласили живописцев для росписи стен. Путеводитель "По Москве", вышедший в 1917 году в издательстве Сабашниковых, упоминает эту церковь как главную архитектурную достопримечательность в районе Смоленского бульвара.

В 1929 году Моссовет поставил вопрос о сносе церкви Неопалимой Купины. Против сноса никто особенно не возражал, поскольку Наркомпрос присвоил архитектурному памятнику "третью категорию". Президиум ВЦИК принял решение о сносе Неопалимой Купины одновременно с церковью Бориса и Глеба на Арбатской площади. Весной 1930 года церкви на углу 1-го Неопалимовского и Новоконюшенного переулков не стало. Мешала она городским властям... А расползающиеся деревянные домишки, где в коммунальных "вороньих слободках", без всяких удобств, ванн и телефонов существовали коренные москвичи, благополучно дожили в Неопалимовских переулках до конца 1970-х годов, нисколько властям не мешая.
На месте церкви теперь полусквер-полупустырь, частично занятый сооружениями детской площадки и редкими деревьями. Стандартный пятиэтажный дом начала 1930-х годов, появившийся на месте церкви, находится в глубине участка, нарушая линию застройки переулков. И если храм, будучи архитектурной доминантой старых переулков, собирал их в единое целое, то нынешняя разнородная застройка лишь разбивает на части... Не говоря уж о том, насколько правильно устраивать детскую игровую площадку на месте старого церковного кладбища.


Фотография места, где остался призрак Неопалимой Купины, сделана deletant.

Для меня судьба Неопалимой Купины имеет особое значение - окно моей комнаты выходит в Неопалимовские переулки. И сейчас я вижу крыши домов. запечатленных на снимке. А могла бы видеть купола прекрасной древней церкви. Иногда кажется, что их призрачные силуэты проступают в ночном сумраке...

Заседания Освященного Архиерейского Собора проходили под председательством Патриарха Московского и всей Руси Кирилла (Гундяева) в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя . В работе Собора приняли участие 280 архиереев. На Собор прибыли церковные иерархи из 247 епархий России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, а также епархий, находящихся в дальнем зарубежье.

В 1-й день заседаний Собора Святейшим Патриархом Кириллом был зачитан доклад о различных аспектах внутрицерковной жизни, церковно-государственных и церковно-общественных отношениях на всем каноническом пространстве РПЦ. В докладе были затронуты, в частности, вопросы, связанные с образованием новых епархий и созданием митрополий.

Патриарх отметил, что для выполнения поставленной на Архиерейском Соборе 2011 г. задачи открытия новых приходов, Свящ. Синод в мае 2011 г. инициировал исторический процесс образования в пределах республик и областей Российской Федерации нескольких епархий. Ранее подобное имело место в Украинской Православной Церкви и в Белорусском Экзархате. Однако, подчеркнул докладчик, в России эти преобразования должны быть более масштабными. За прошедшие 2 года было учреждено 64 новых епархий на территории одних и тех же субъектов Российской Федерации. Всего за это время было образовано 82 епархии. Со времени Поместного Собора 2009 г. образовано 88 новых епархий. Всего в настоящее время существует 247 епархий. Кроме того, решением Свящ. Синода от 27 июля 2011 г. был образован новый митрополичий округ - Среднеазиатский. В окт. 2011 г. Свящ. Синод внес важную корректировку в процесс разукрупнения епархий: епархии, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, стали объединяться в митрополии. За межсоборный период создано 33 митрополии.

Предстоятель сообщил, что для упрощения и удешевления процесса строительства новых храмов Собор поручил Финансово-хозяйственному управлению разработать проекты быстровозводимых и недорогостоящих храмов. В наст. время разработано 7 типовых проектов храмов вместимостью от 200 до 500 прихожан. После приобретения прав собственности на разработанную проектно-сметную документацию она сможет быть использована во всех епархиях с доработкой, где это необходимо.

Далее Патриарх Кирилл остановился на вопросах, связанных с жизнью епархий и приходов в странах, находящихся вне канонических территорий существующих Поместных Православных Церквей, а также о представительствах Московского Патриархата на территории других Автокефальных Церквей. По приблизительным оценкам, общая численность русскоязычной правосл. диаспоры в мире составляет сегодня около 30 млн. чел., и существенная ее часть - паства РПЦ. В наст. время в 57 странах дальнего зарубежья существует 829 приходов и 52 мон-ря Московского Патриархата, в том числе 409 приходов и 39 мон-рей в составе Русской Зарубежной Церкви. Предстоятель подчеркнул, что в 2011–2012 гг. были построены и освящены новые храмы в Таиланде, укрепилась община в Сингапуре, открылись приходы в Малайзии и Камбодже. Остро стоит вопрос о строительстве правосл. храма в Индии. Успешно осуществляются несколько крупных проектов: заканчивается реставрация храма и помещений Дома паломника подворья РПЦ в Бари, у мощей свт. Николая Мирликийского, практически завершено строительство первого русского правосл. храма на Аравийском полуострове в Объединенных Арабских Эмиратах, полным ходом идет строительство храма в Мадриде, во Франции России возвращен храм в Ницце, где теперь служит свящ. Корсунской епархии РПЦ. Активно ведется подготовка к строительству российского духовно-культурного центра в Париже на набережной Бранли. Важным событием стало получение Венской епархией РПЦ офиц. статуса в Австрии.

Прошло пять лет со времени подписания «Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей». За истекший период укрепилось доверие между людьми, наладилась взаимопомощь общин. Однако, Святейший Патриарх Кирилл с сожалением заметил, что продолжает оставаться болезненной проблема существования приходов, не принявших каноническое объединение РПЦ, в частности в Лат. Америке.

Затем Предстоятель коснулся вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью Церкви.

Патриарх Кирилл также сообщил, что за межсоборный период архиерейское братство увеличилось на 75 архиереев, и сегодня в РПЦ несут служение 290 епархиальных и викарных епископов, из них - 225 правящих. Всего со времени Поместного Собора 2009 года было совершено 108 хиротоний, из них 88 при участии Патриарха.

Докладчик довольно подробно остановился на анализе различных тем, связанных с духовным образованием. Прозвучала оценка миссионерского, молодежного и социального служения Рус. Церкви за последние годы. Помимо этого Патриарх затронул вопросы информационной деятельности Церкви, ее диалога с обществом и государством, а также поделился своим видением межправосл. и межхрист. отношений, взаимодействия с представителями других религий.

Члены Собора заслушали доклад митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) , в к-ром он дал оценку современному положению канонического православия в пределах Украины.

В последующие дни члены Архиерейского Собора приняли ряд документов, предложенных для рассмотрения Межсоборным присутствием: «Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси», «Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви», «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции», «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Была утверждена новая редакция Устава РПЦ с учетом внесенных в него поправок. Архиерейский Собор также принял решение общецерковном прославлении прп. Далмата (Мокринского) , причисленного ранее к лику местночтимых святых Курганской епархии. Одним из важных документов, принятых Собором, стало Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций РПЦ, а также членов их семей. Собором было принято Положение о наградах РПЦ, которое упорядочивает систему общецерковных и богослужебных наград Рус. Церкви, учреждавшихся в разное время. Члены Собора единогласно утвердили на новый срок действующий состав Общецерковного суда. В заключение Архиерейский Собор принял постановления и обратился с посланием к клиру, монашествующим и мирянам Русской Православной Церкви.

Лит.: Кирилл (Гундяев), патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском Соборе РПЦ 2 фев. 2013 г. // ЖМП. 2013. № 3. С. 12-45; Соборный разум Церкви // ЖМП. 2013. № 3. С. 10; Постановления Освященного Архиерейского Собора РПЦ 2–5 фев. 2013 г. // ЖМП. 2013. № 4. С. 8–18; Позиция РПЦ по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции // ЖМП. 2013. № 5. С. 8–11; Варсонофий (Судаков), митр. Что изменилось в Уставе: Из доклада о проекте внесения изменений и дополнений в Устав РПЦ "О принятии новой редакции Устава Русской Православной Церкви" // ЖМП. 2013. № 6. С. 7; Устав РПЦ в редакции 2013 г. // ЖМП. 2013. № 6. С. 38–49.

Статьи по теме