Казанский собор изнутри. Казанский кафедральный собор

Казанский собор Петербурга - одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге.

Как всегда, начнем с истории Казанского собора. 6 сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта был архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось 13 июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, обретённый в конце XVI века. В 1747-1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ “Рождества Богородицы”.

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы российской армии.

В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзага, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал преседателем попечительского совета при строительстве собора.

Закладка нового храма произошла 27 августа 1801 года в присутствии императора Александра I. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награжден орденом Святого Владимира 4-ой степени.

15 сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение Казанского собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почетные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.

До конца 1829 года в соборе продолжались работы по отделке, которыми руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844-1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, - в 1862-65 годах.

В 1834-1836 годах иконостас главного придела был облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.

В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б.И. Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника немеркнущим подвигам, совершенным русскими воинами во имя Отечества.

В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне - манифест 1815 года о Священном союзе.

18 января 1921 года митрополит Вениамин освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.

Гонения на церковь, начавшиеся после революции 1917 года, коснулись и Казанского собора - 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950-1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963-1968 годах - фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест.

Указом патриарха Алексия II от 31 декабря 2000 года собору был возвращён статус кафедрального и он стал главным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и храмы - на западе - вход, на востоке - алтарь. Потому культовые сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную часть собора парадной. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Закрепив концы коллонады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Фасады собора облицованы серым пудожским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.

Северные врата Казанского собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых “райских дверей” XV века во флорентийском баптистерии.

Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

Адрес: Москва, Красная площадь
Первое упоминание: 1625 год
Начало строительства: 1990 год
Окончание строительства: 1993 год
Автор проекта: О. И. Журин, Г. Я. Мокеев
Святыни: Казанская икона Божьей Матери
Координаты: 55°45"19.5"N 37°37"09.0"E

Содержание:

Небольшой по размеру собор обладает особым статусом среди храмов, которые окружают Московский кремль . Он появился, благодаря князю Дмитрию Пожарскому - национальному герою и одному из руководителей народной борьбы против захвативших Москву поляков. В 1930-е годы Казанский собор полностью разрушили, но спустя 60 лет отстроили заново.

Собор на фоне Государственного исторического музея и Никольской башни

История знаменитой иконы

В 1579 году, через 27 лет после взятия Русью Казанского ханства, в его столице случился большой пожар. Огонь быстро разнесло ветром, и безжалостное пламя уничтожило часть домов в Казани. По сохранившемуся преданию, именно тогда десятилетняя Матрона увидела во сне Богородицу, и та просила ее отыскать икону на пепелище.

Девочка поспешила рассказать о сновидении местному священнику Ермолаю. Когда пожарище раскопали, в указанном месте действительно обнаружили образ Богоматери. Позже на пожарище отстроили новый женский монастырь, и Матрона, приняв имя Мавры, стала его первой послушницей.

С вновь обретенного образа было сделано несколько копий или списков. Первый из них в 1579 году отправили в дар русскому государю Иоанну IV Грозному. Потом иконы появились и в других российских городах. Всюду их берегли, как святыни, в честь Казанских икон строили отдельные храмы и основывали монастыри. Праздник обретения православной святыни и в наши дни отмечается верующими 8 июля.

История строительства

В вышедшем в конце XVIII века историческом путеводителе по городу сообщалось, что первый храм, который воздвигли в честь почитаемой иконы, появился у кремля в 1625 году. Он был построен из дерева на деньги Дмитрия Михайловича Пожарского.

Вид собора от Красной площади

Известно, что во время второго народного ополчения, сформированного в 1611 году, Пожарский не расставался со списком, сделанным со знаменитой иконы. После победы над польско-литовскими захватчиками и освобождения столицы, он хранил заветный образ в своем приходском храме на Лубянке. Новый деревянный собор был выстроен князем специально для Казанской иконы. Однако, церковь простояла всего 9 лет и сгорела во время пожара.

Место возле Красной площади пустовало недолго. Уже в 1636 году царь Михаил Федорович выделил деньги, и возле Московского кремля поставили новый каменный храм. Как это было принято в храмовой архитектуре в начале XVII столетия колокольню пристроили с северо-запада от церковного здания. Новая церковь сразу приобрела высокий статус, потому что ее освятил сам Московский патриарх Иоасаф I.

История храма в XVII-XX веках

В 1647 году к Казанскому собору пристроили придел, посвященный святым Гурию и Варсонофию. В торжественной церемонии его освящения участвовал сын и приемник Михаила Федоровича - российский государь Алексей Михайлович.

Несмотря на то, что храм имел маленькие размеры, он всегда играл большую роль в духовной жизни города. Казанский собор почитали вместе с самыми известными церквями Москвы, а его настоятель был очень уважаем среди московского духовенства.

Шло время, и в 60-е годы XVIII века на средства княжны М. А. Долгоруковой Казанский собор реконструировали. Обветшавший придел снесли, а вокруг колокольни появилось множество торговых лавок, где продавали восковые свечки, яблоки и румяные калачи. Долгое время в каменной церкви приводили к присяге московских купцов.

Вид собора от Государственного исторического музея

Со временем возвышавшиеся рядом Верхние торговые ряды настолько расстроились, что практически закрывали вид на храм со стороны кремля. В самом начале XIX века шатровую колокольню разобрали, и вместо нее возвели двухъярусную звонницу по новому образцу.

Как и вся Москва, Казанский собор претерпел немало испытаний во время нашествия французских войск в 1812 году. Перед самым приходов врагов возле храма москвичи охотно скупали лубочные картинки и карикатуры на французов и самого Наполеона. Чтобы почитаемая икона не досталась врагу, священник храма заблаговременно спрятал ее. Однако, когда французские войска вошли в город, они не преминули поглумиться над православным храмом. Солдаты выбросили из алтаря престол и втащили внутрь церкви лошадиный труп.

Еще одну масштабную переделку собора провели в 1865 году. Архитектор Николай Иванович Козловский подготовил проект, храмовые фасады перестроили в классических традициях, а к колокольне добавили еще один ярус. Примечательно, что и прихожане, и священники сильно сожалели о таких переменах. После реконструкции Казанский собор утратил свой оригинальный вид и стал похож на множество сельских храмов, стоявших в разных уголках страны.

С приходом советской власти церковная жизнь изменилась. Богослужения в соборе запретили не сразу. Летом 1918 года проповедовавший здесь патриарх Тихон рассказал прихожанам о том, что царская семья была расстреляна большевиками. А осенью того же года самая бесценная храмовая святыня - знаменитая Казанская икона бесследно исчезла.

Вид на собор с юго-востока и Аверкиевский придел

В середине 1920-х годов известный реставратор Петр Дмитриевич Барановский занялся капитальной реставрацией здания. Работы растянулись на несколько лет, так как реставраторы старались вернуть собору исторический облик. К 1929 году они сумели оформить стены и воссоздать ряды старинных килевидных кокошников, но произошло неожиданное. Барановскому стало известно, что руководство Москвы приняло решение снести собор. Московские власти хотели проводить на Красной площади физкультурные парады и демонстрации трудящихся и поэтому не желали видеть рядом ни одного культового здания.

Архитектор был очень огорчен, но успел провести тщательные замеры всех архитектурных частей храма. Составленные им документы были использованы несколько десятилетий спустя, во время восстановления собора. В начале 1930-х годов богослужения в соборе запретили. Сначала внутри бывшего церковного здания открыли столовую, а потом создали склад мрамора, который использовался для строительства московского метро.

В 1936 году собор разрушили до основания, а на его месте вырос павильон, сооруженный по проекту Бориса Михайловича Иофана. Потом здесь соорудили летнее кафе, затем площадку отделали мрамором и устроили посредине фонтан. После всего этого на месте православного храма построили общественный туалет.

Возрождение храма

С инициативой воссоздать старинный храм выступили сотрудники общества охраны памятников города. Стройка началась в 1990 году и заняла три года. Собор возле кремля стал первой церковью на территории бывшего СССР, которую восстановили в историческом виде.

Купол собора и мозаика Казанской Божьей Матери

Примечательно, что все работы проходили под руководством талантливого архитектора Олега Игоревича Журина, который учился у П. Д. Барановского. Строителям повезло, потому что сохранились старые записи, чертежи и фотографии собора. Фото настенных росписей найти не удалось, поэтому профессиональные живописцы из Брянска и Палеха расписали храм в традициях XIX века.

Открытие возрожденной святыни было приурочено к началу ноября. И теперь этот храм считается символом освобождения столицы от польско-литовских войск.

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Собор Казанский иконы Божией Матери - это одностолпный храм. Его опоясывают ряды живописных кокошников, которые делают одноглавую церковь очень нарядной. С северо-востока расположен придел, посвященный святому Аверкию Иерапольскому, а северо-западный угол занимает стройная шатровая колокольня.

Внутри храма можно увидеть почитаемую икону и мощехранительницу. Все побывавшие в соборе отмечают красоту его интерьеров и прекрасное исполнение церковного хора.

Современное состояние собора и режим посещения

Православный храм – действующий. Верующие и туристы могут попасть в него с 8.00 до 18.30. Церковные богослужения здесь проводятся в 8.30 и 16.50.

Казанский собор – это одна из самых известных достопримечательностей в Санкт-Петербурге. Он относится к крупнейшим храмам города и представляет собой старинное архитектурное сооружение. Среди памятников перед храмом Б. И. Орловским были установлены две скульптуры – Кутузова и Барклая-де-Толли.

История создания Казанского собора в Питере

Строительство собора началось еще в 19 веке и продолжалось долгих 10 лет, с 1801 по 1811 годы. Работы велись на месте обветшалой Рождество-Богородичной церкви. Архитектором был выбран известный в то время А. Н. Воронихин. Для работ использовались исключительно отечественные материалы: известняк, гранит, мрамор, пудостский камень. В 1811 году наконец-то состоялось освящение храма. Спустя полгода ему на хранение передали Казанскую икону Божьей матери, известную творением чудес.

В годы советской власти, негативно относившейся к религии, из храма было вывезено множество дорогих вещей (серебро, иконы, предметы интерьера). В 1932 года он вовсе был закрыт и не проводил службы до самого развала СССР. В 2000 г. ему был присвоен статус кафедрального собора, а спустя 8 лет состоялся повторный обряд его освящения.

Краткое описание

Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи. Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.

Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.

На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.

Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.

В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.

Где находится собор

Найти эту достопримечательность можно по адресу: г. Санкт-Петербург, на площади Казанской, дом №2. Она располагается вблизи канала Грибоедова, с одной стороны окружена Невским проспектом, а с другой – Воронихинским сквером. Рядом располагается улица Казанская. В 5 минутах ходьбы имеется метро, станция «Гостиный двор». Наиболее интересный вид на собор открывается со стороны ресторана «Терраса», отсюда он выглядит как на картинке.

Что расположено внутри

Кроме главной святыни города (Казанской иконы Богоматери), тут хранится множество работ известных живописцев 18-19 веков. К ним относятся:

  • Сергей Бессонов;
  • Лаврентий Бруни;
  • Карл Брюллов;
  • Петр Басин;
  • Василий Шебуев;
  • Григорий Угрюмов.


Каждый из этих художников внес свою лепту в роспись пилонов и стен. За основу они брали работы итальянских коллег. Все изображения выполнены в академическом стиле. Особо яркой получилась сцена «Взятие Богородицы на небо». Интерес в Казанском соборе представляет и обновленный иконостас, богато украшенный позолотой.

Вот что обязательно следует знать:

  • Стоимость билетов – вход в собор бесплатный.
  • Богослужения проводятся каждый день.
  • Часы работы – в будние дни с 8:30 до окончания вечернего богослужения, которое приходится на 20:00. С субботы по воскресенье он открывается на час раньше.
  • Есть возможность заказать обряд венчания, крещения, панихиду и молебен.
  • В течение всего дня в соборе работает дежурный священник, к которому можно обратиться по всем волнующим вопросам.
  • Женщинам нужно посещать храм в юбке ниже колен и с покрытой платком головой. Косметика не приветствуется.
  • Делать фото можно, но не во время службы.


По собору ежедневно проводятся групповые и индивидуальные экскурсии длительностью 30-60 минут. За пожертвование их могут провести работники храма, какого-то определенного расписания тут нет. В программу включается знакомство с историей храма, осмотр его святынь, реликвий и архитектуры. В это время посетителям нельзя громко говорить, мешая окружающим и сидеть на лавочках. Исключения в Казанском соборе делаются только для лиц пожилых и с ограниченными возможностями.

Расписание богослужений: литургия утренняя – 7:00, поздняя – 10:00, вечерняя – 18:00.

История храма действительно очень богата! Старая церквушка, после разрушения которой был возведен новый Казанский собор, являлась местом значимых для России событий:

  • 1739 – венчание принца Антона Ульриха и принцессы Анны Леопольдовны.
  • 1741 – свое сердце тут императору Петру III отдала великая Екатерина II.
  • 1773 – венчание принцессы Гессен-Дармштадской и Павла I.
  • 1811 – отдача присяги войска Екатерине II.
  • 1813 – уже в новом соборе был погребен великий полководец М. И. Кутузов. Тут же хранятся полученные им трофеи и ключи от падших под ним городов.
  • 1893 – в Казанском соборе был отпет великий композитор Петр Чайковский.
  • 1917 год – тут состоялись первые и единственные выборы правящего архиерея. Тогда победу одержал епископ Вениамин Гдовский.
  • В 1921 году был освящен зимний боковой алтарь священномученика Гермогена.


Собор стал настолько популярным, что в обращении даже имеется монета номиналом 25 рублей с его изображением. Она была выпущена в 2011 году банком России тиражом 1500 шт. Для ее изготовления использовалось золото высшей пробы, 925-е.

Наибольший интерес все же представляет главная святыня собора – икона Божией Матери. В 1579 году в Казани произошел сильнейший пожар, но огонь не тронул икону, и она осталась лежать целой под грудой пепла. Через две недели девочке Матроне Онучиной явилась Богородица и велела откопать свой образ. До сих пор неизвестно, копия это или оригинал.

Ходят слухи, что во время Октябрьской революции большевики конфисковали из Казанского собора подлинный образ Богородицы, а список был написан лишь в 19 веке. Несмотря на это, чудеса возле иконы продолжают время от времени происходить.

Казанский кафедральный собор – это очень ценное сооружение для СПБ, аналогов которому найти практически невозможно. Он в обязательном порядке включается в большинство экскурсионных маршрутов в Питере, которыми ежегодно проходят тысячи туристов с разных уголков мира. Это важный объект культурного, религиозного и архитектурного наследия России.

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский кафедральный собор) в Санкт-Петербурге построен в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов, штандарты, знамена, маршальский жезл Даву и другие военные трофеи, часть из которых хранится в соборе и сейчас. При строительстве за образец взят Собор Святого Петра в Риме. С внешней стороны собора расположены 182 колонны из пудостского камня, внутри храма 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита.Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.

1. Современный вид на Казанский собор сверху

2. Первоначальный проект Казанского собора, не доведенный до конца. Планировалось построить две колоннады - северную и южную, реализовали только северную

3. Панорама северного фасада Казанского собора

4.

5. Фронтон "Всевидящее око"

6. Купол собора. Венчающий купол крест возвышается над уровнем земли на 71,6 м. Казанский собор — одно из самых высоких купольных зданий. Купол поддерживается четырьмя мощными столбами — пилонами. Диаметр купола превышает 17 м. При его сооружении Воронихин впервые в истории мировой строительной практики разработал и применил металлическую конструкцию

7.

8.

9. Колоннада Казанского собора, включает в себя 96 колонн

10. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинскиое приветствие. Возле памятников давали клятву на верность Родине.

11. Барельеф "Источение воды из камня Моисеем в пустыне", И.П. Мартос

12. Борельеф "Явление Моисею в неопалимой купине", П. Сколари по модели И. Командера

13. Памятник М.И. Кутузову

14. Фасады собора облицованы серым пудостским камнем. Пудостский камень это известковый туф, добываемый около посёлка Пудость Гатчинского района Ленинградской области (каменоломни исчерпались в 1920-х гг.), его залежи датируются поздним плейстоценом и образовались на месте небольшого озера. Пудостский камень легко обрабатывается и меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета. Камень интересен тем, что внутри сохранялась первоначальная вязкость, тогда как внешняя часть приобретала твердость обожженного кирпича. Для облицовки Казанского собора потребовалось 12 тысяч кубометров пудостского камня

15. Ряженые

16. Капитель колонны Казанского собора

17. Человек по сравнению с колоннами Казанского собора, всего наружных колонн 182. Колонны собраны из блоков пудостского камня, а стыки между ними затёрты. Из-за непрочности камня его сразу же после создания колонн затёрли так называемым рижским алебастром, но это не помогло сохранности корлонн

18. Бронзовая статуя Святого Владимира, крестителя Руси, в левой руке он держит меч, а в правой - крест, попирая им языческий жертвенник. Скульптор Пименов С.С.,1807 г., отлил Екимов

19. Бронзовая скульптура Андрея Первозванного, скульптор В.И. Демут-Малиновский, 1807 г., отлил Екимов

20. Двухметровый цоколь собора и его колоннад выложен из огромных блоков сердобольского гранита. Из плит красно-розового гранита-рапакиви сделаны лестницы, ведущие на колоннаду

21. Бронзовая статуя Александра Невского, скульптор С. Пименов, 1807 г., отлил Екимов. У ног Александра меч со львом, эмблемой Швеции, на него опирается русский щит.

22. Скульптура Иоанна Крестителя, скульптор И.П. Мартос, 1807 г., отлил Екимов. На все четыре статуи ушло 1 400 пудов бронзы.

23. Барельеф "Поклонение волхвов" на северном портике, Ф.Г.Гордеев

24. Каждая такая колонна весит 28 тонн, высота околдо 14 метров

25. Капитель

26. Колонна вблизи

27. Крест на куполе

28. Соборные голуби

29. Памятник Барклаю де Толли, сверху горельеф "Медный змий" И.П. Прокофьева

30. Борельеф "Вручение Моисею скрижалей на Синайской горе", П. Сколари по модели Лактмана

31. Резной портал северных дверей храма выполнен из рускеальского мрамора. Северные врата собора отлиты из бронзы по образцу знаменитых «Райских врат» XV века во флорентийском баптистерии (собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Гиберти), В. Екимов. Это копия, но с перепутанными сюжетами

32. Бронзовые композиции на ветхозаветные сюжеты на оригинале во Флоренции отлитые слево направо по парам:
1 "Сотворение Адама и Евы. Грехопадение их в изгнание из рая".

2 "Жертвоприношение Авеля и убиение его Каином".

3 "Убиение Моисеем Египтянина и выход евреев из Египта".

4 "Приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова".

5 "Благословение Исааком Иакова".

6 "Сыновья Иакова в Египте, покупающие хлеб у Иосифа".

7 "Евреи в пустыне и Моисей, принимающий законодательство на Синайской горе".

8 "Обнесение ковчега вокруг стен Иерихона, разрушение Иерихона".

9 "Поражение гордого Никанора, грозившего разрушить Иерусалим".

33. Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Внутренняя часть собора разделена гранитными монолитными колоннами на три коридора — нефа. Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами. Потолок украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка. Они выполнены из французского алебастра, единственного, по словам А.П.Аплаксина материала, "который едва ли что-нибудь и имел в себе иностранного, кроме наименования, иных материалов не русского происхождения на всю постройку…употреблено не было".

34.

35. Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801»

36. Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»

37. В 1812 году в Казанский собор доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Казанский собор начал превращаться в первый в России музей боевых реликвий 1812 г. по инициативе Кутуцзова. В то же время Россия вела войну с Персией и в собор были доставлены взятые под Ленкоранью 4 персидские знамени. В начале XX в. в описи по собору значилось знамен и штандартов французских — 41, польских — 11, итальянских — 4, немецких — 47, а также 5 воинских значков — 3 французских и 2 итальянских. Итого — 107 знамен и штандартов. Здесь же 11 июня 1813 года был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой помещена картина художника Алексеева "Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве". На картине изображено освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери

38. Могила Кутузова

39.

40. После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора, большинство находится сейчас в Москве, но 6 связок ключей расположены над могилой М.И. Кутузова: от Бремена, Любека, Авена, Монса, Нанси и Гертруденберга

41. Знамя и штандарты наполеоновской армии, ключи от европейских городов

42.

43. Штандарт

44. Штандарты наполеоновской армии

45. Ключи от Монса

46. Ключи от Нанси

47. Ключи от Любека

48. Ключи от Авена

49. Ключи от Бремена

50. Ключи от Гертруденберга

51. Царские врата

Один из красивейших православных храмов северной столицы, возведённый в начале XIX века в центральной части Невского проспекта. Кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии, являющийся храмом русской воинской славы и имеющий статус объекта культурного наследия народов России.

Об исключительном значении Рождественского храма для царствующего дома Романовых свидетельствует множество фактов. Именно в его стенах в июне 1762 года Синод и Сенат присягнули на верность пришедшей к власти в результате государственного переворота императрице Екатерине II , а позднее в храме были отслужены благодарственные молебны по случаю окончания русско-турецкой войны (1774 год) и блистательной победы Александра Суворова над турками при Фокшанах (1789 год).

К концу XVIII столетия Рождественская церковь, хотя и содержалась в надлежащем порядке, всё же обветшала, да и на Невском проспекте помимо великолепных пышных дворцов вельмож появились и храмы других конфессий - католический костёл и армянский храм, освящённые во имя Святой Екатерины. Рождественская церковь уступала новым постройкам в нарядности, поэтому до начала XIX века несколько раз поднимался вопрос о её реконструкции и благоукрашении, но дальше разработки проектов нового соборного храма, в которой приняли участие архитекторы Семён Волков, Николай Львов и Джакомо Кваренги, дело не пошло.

О новом храме, должном затмить своим парадным обликом все ближайшие постройки, думал и наследник престола - великий князь Павел Петрович. Отправившийся в 1781 году инкогнито в путешествие по Европе цесаревич с супругой посетил и «вечный город» - Рим, оставивший в его душе неизгладимое впечатление. Особенно поразил наследника престола собор Святого Петра с великолепной колоннадой, поэтому спустя всего три года после восшествия на престол Павел I в 1799 году отдал указание о возведении на месте Рождественского храма нового собора и пожелание об освящении его в честь Казанской иконы Божьей Матери - родовой святыни Романовых.

Конкурс на лучший проект и строительство собора

В объявленном конкурсе на лучший проект нового соборного храма приняли участие известные зодчие тех лет - Чарльз Камерон, Жан-Франсуа Тома де Томон, Пьетро Гонзаго, но ни один из проектов императора, желавшего увидеть в оформлении нового собора колоннаду, подобную римской, не впечатлил, лишь отдалённое сходство с оригиналом в Риме присутствовало в проекте мастера строгого классицизма Чарльза Камерона, и именно на его проекте остановил свой выбор государь.

Но уже в ноябре 1800 года самодержец неожиданно для всех отдал предпочтение проекту практически никому до тех пор не известного русского архитектора и художника Андрея Никифоровича Воронихина. Проект этого зодчего представил государю Павлу I граф Александр Сергеевич Строганов - президент императорской Академии художеств. Талантливый архитектор, незадолго до этого получивший звание академика «перспективной живописи» и преподававший в Академии художеств, ранее был крепостным графа, и именно вельможа рассмотрел в юноше талант и отправил его учиться в Москву, дав ему после обучения вольную. А. Н. Воронихин смог учесть все пожелания самодержца, поэтому включённая в проект храма колоннада органично вписалась в окружающий ландшафт и объединила ансамбль собора с общим архитектурным обликом Невского проспекта.

После утверждения проекта была создана комиссия по надзору за строительством храма, председателем попечительского совета которой стал граф Александр Воронцов , членами - генерал-прокурор Пётр Обольянинов (фаворит государя) и действительный статский советник и вице-президент Академии художеств Пётр Чекалевский, ответственность за возведение храма была возложена на автора проекта Андрея Воронихина, а контроль за соблюдением архитектурных тонкостей - на именитого зодчего Ивана Старова.

Согласно составленной расходной смете на возведение грандиозного собора было выделено из казны без малого три миллиона рублей и принято комиссией обязательство о возведении собора за три года.

Сразу после составления сметы начались работы по подготовке места под фундамент, после чего планировалась торжественная закладка храма. Однако внезапная кончина императора Павла I (в марте 1801 года он был убит заговорщиками), отодвинула возведение собора, казалось, надолго. Но его преемник и сын - государь Александр I полностью поддерживал замыслы отца, поэтому начал своё царствование с торжественной закладки Казанского собора, которая состоялась в августе 1801 года в присутствии вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, великих князей и вельмож.

На строительство Казанского собора впервые в истории русского зодчества не были приглашены зарубежные мастера и не использовались заграничные материалы. Все работы, начиная с закладки фундамента, возведения здания храма и его украшения были выполнены русскими архитекторами, каменщиками, художниками. Камень для стен храма и его облицовки добывался в каменоломнях недалеко от Гатчины - деревне Пудость , из-за чего получил название пудостского камня, мрамор для колонн и отделки интерьеров - в Выборгской и Олонецкой губерниях, гранит для облицовки цоколя здания - около Пютерлакса.

Наряду с возведением самого храма шла кропотливая и трудоёмкая работа по выломке, доставке, обработке и установке на положенные места гранитных колонн для наружной колоннады. Более трёхсот крестьян из Санкт-Петербургской, Вологодской и Ярославской губерний трудились на каменоломнях вблизи Выборга , выламывая нужные куски гранита из скал, и после придания им нужной формы, загружали на корабли, доставлявшие прошедшие первоначальную обработку камни в мастерскую на Конюшенной улице, где им придавали завершённый вид колонн.

Отведённые на возведение собора три года прошли, но слишком обширным был фронт работ, да и внешнеполитическая ситуация в империи (Россия в начале XIX столетия находилась в постоянном состоянии войны) не способствовала быстрому завершению строительства. К тому же в процессе работ выяснилось, что выделенных первоначально денег не хватит, поэтому правительству пришлось выпускать новые ассигнации и выделять для этих целей ещё более 1,3 миллиона рублей. Всего же на строительство и отделку собора было потрачено 4,7 миллиона рублей.

Спустя без малого десять лет после закладки храма работы по его возведению и украшению были завершены, и в сентябре 1811 года чин его освящения в присутствии монаршего семейства и придворных был совершён митрополитом Санкт-Петербургским Амвросием (Подобедовым). Главный престол, как планировал ещё государь Павел I, освятили в честь Казанской иконы Божьей Матери, а боковые приделы - во имя прп. Антония и Феодосия Печерских (северный) и в честь Рождества Пресвятой Богородицы (южный). Для главной святыни собора - Казанской иконы Божьей Матери - ко дню освящения храма была изготовлена из золота и драгоценных камней (алмазов, бриллиантов, рубинов, сапфиров, кораллов, изумрудов) риза.

Для устроенной в колоннаде собора колокольни были отлиты колокола, самый большой из которых носил название праздничного, был украшен изображением Казанской Божьей Матери и весил более 4 тонн, второй назывался полиелейным и весил чуть больше 2 тонн, третий - повседневным, весом без малого 1 тонна, также на колокольню был поднят колокол, отлитый ещё в 1734 году для первой Рождественской церкви по указу государыни Анны Иоанновны.

За воплощение в жизнь грандиозного замысла А. Воронихин был награждён орденом Святой Анны II степени и получил пожизненную пенсию. А после смерти зодчего в 1814 году над его могилой, находящейся на Лазаревском кладбище, установили надгробье с изображением Казанского собора.

Спустя некоторое время была разобрана вошедшая в ансамбль нового собора Рождественская церковь, а сам собор долгое время неофициально именовался кафедральным храмом Санкт-Петербурга, и лишь в 1858 году после освящения собора святого Исаакия Далматского этот статус официально закрепился за новым храмом.

В 1812 году с западной стороны от собора появилась чугунная решётка - уникальнейшее произведение чугунного литья. Созданная по эскизу А. Воронихина 153-метровая решётка, выполненная с филигранной чёткостью и тончайшей изысканностью, представляет собой настоящее произведение искусства. Между её покоящимися на массивном основании фигурными столбами с каннелюрами расположены ромбы с кружевными рисунками, а верх решётки оформлен фризом с растительным орнаментом. Уникальная решётка сохранилась до наших дней и является частью ансамбля Казанского собора.

Судьба собора в XIX-XX столетиях

Судьба собора с первых дней тесно переплелась с судьбой империи, а он сам стал не только духовным центром северной столицы, но и памятником побед русского воинства. Во время Отечественной войны 1812 года перед святым образом Казанской Божьей Матери молился о победе над неприятелем фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов , а по мере изгнания французов за пределы России в собор свозили знамёна и штандарты наполеоновских полков, а также ключи от французских крепостей, взятых русским воинством. Всего на стенах собора были развешены 107 знамён и штандартов и 97 ключей. Именно в Казанском соборе впервые был отслужен благодарственный молебен об избавлении Отечества от неприятеля.

Собор стал местом последнего упокоения великого полководца М. И. Кутузова - в июне 1813 года его с почестями погребли в северо-восточной части храма, а над могилой возвели бронзовую ограду, установили Смоленскую икону Божьей Матери и укрепили герб Светлейшего князя Смоленского. Мемориальное значение Казанского собора как памятника побед русского воинства в 1837 году было подчёркнуто установленными у боковых порталов собора скульптурами полководцев - М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли.

В 1825 году был учреждён приход собора, охвативший территорию между Екатерининским каналом и Ново-Михайловской улицей, а также между Красным, Каменным, Конюшенным и Полицейским мостами города и насчитывающий несколько тысяч прихожан. В конце XIX столетия усердием священнослужителей собора поочерёдно были открыты дневной приют для бедных (1871 год), богадельня для беспомощных и престарелых женщин (1881 год), бесплатная столовая для бедных, увечных и учащихся детского приюта (1892 год), Дом трудолюбия для нуждающихся женщин (1896 год).

Благоукрашение собора продолжалось и при следующих государях, поэтому к началу XX столетия собор не только дважды ремонтировался, но и его ризница пополнилась многими дарами государей и вельмож, особенно ценными из которых были - Евангелие в серебряном окладе (дар императрицы Елизаветы Петровны), золотой потир, украшенный драгоценными камнями (дар государыни Марии Фёдоровны), крест из лазурита (дар государя Александра III), дарохранительница на главный престол, дискос и потир из уральского камня с орнаментом из платины (вклад графа А. С. Строганова).

Не уменьшилось значение храма и для царствующей династии Романовых - в самые ответственные моменты правления самодержцы обязательно молились в Казанском соборе (кстати, только в этом храме Петербурга находилось царское место), там же служились заказанные воспитанниками закрытых учебных заведений молебны и совершались хиротонии, наиболее памятными из которых стали рукоположения в сан епископов Амвросия (Орнатского), Игнатия (Брянчанинова) и Макария (Булгакова).

В разные годы собор посещали выдающиеся люди своего времени - русский поэт Пётр Андреевич Вяземский и русский писатель, философ и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский . В 1825 году в соборе отпевали русского генерала, одного из предводителей русской армии во время Отечественной войны 1812 года, графа Михаила Андреевича Милорадовича (на службе присутствовал сам император Николай I), а в 1893 году - великого русского композитора Петра Ильича Чайковского .

Среди множества торжественных молебнов, совершённых в Казанском соборе с самого дня его освящения, исключительным по пышности и нарядности стал молебен к 300-летию правящего дома Романовых, отслуженный в 1913 году и ознаменовавшийся, помимо великолепия службы и присутствия на торжествах царственных особ, огромным скоплением людей, отчего в соборе произошла трагедия - 34 человека были насмерть задавлены толпой.

В 1917 году сменились многовековые устои империи - на смену абсолютной монархии пришла диктатура пролетариата, и нетерпимость новых руководителей страны к недавнему прошлому России вылилась в узаконенные гонения на церковь и её служителей. Но ещё до того, как Казанский собор был закрыт, в январе 1921 года митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским) был освящён во имя патриарха Московского Гермогена «пещерный» придел храма. А уже в 1922 году в рамках кампании по изъятию из православных храмов ценностей, всё имущество собора было реквизировано - с икон были варварски сорваны драгоценные оклады и ризы, изъята серебряная и золотая церковная утварь, богослужебные книги и облачения священников. Часть икон передали Государственному русскому музею, а главную святыню - список чудотворной Казанской иконы - после неоднократных передач поместили в соборе святого благоверного князя Владимира на Петроградской стороне.

В том же 1922 году Казанский собор был передан лояльному к новой власти церковному течению «обновленцев», а после закрытия Исаакиевского собора в 1928 году Казанскому храму присвоили статус кафедрального собора Ленинградской обновленческой епархии. В этом статусе собор существовал до января 1932 года, после чего его всё-таки закрыли, и уже в ноябре того же года в здании храма открылся Музей истории религии и атеизма.

С началом Великой Отечественной войны гонения на церковь несколько приутихли, что положительно сказалось на судьбе Казанского собора. Атеистически настроенному руководству страны пришлось снизить градус напряжённой озлобленности к религии и вернуться к русским национальным традициям, фундаментальным элементом которых всегда была православная вера и Слово Божие. В первый год войны по всей стране снова начали открываться храмы, из Казанского собора вывезли музейные экспонаты и он стал центром патриотического воспитания ленинградцев. И хотя богослужения в соборе не возобновились, перед ним в августе-сентябре 1941 года приносили клятву уходящие на фронт бойцы, а в колоннаде была размещена выставка патриотических плакатов и картин. Памятники легендарным полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли не замаскировали, защищая от артобстрелов, а оставили, как есть, чтобы жители города и бойцы постоянно помнили о великом прошлом своего Отечества. Для поддержания патриотического духа привозили к могиле М. И. Кутузова бойцов Ленинградского фронта, а чуть позднее в подвальных помещениях собора размещались бомбоубежище, штаб одного из воинских подразделений, детский сад и другие организации.

После окончания Великой Отечественной войны в здании собора вновь расположился Музей истории религии, кстати, оставшийся чуть ли не единственным музеем такого рода в стране Советов, поэтому в послевоенные годы он стал местом хранения многих церковных реликвий, перевезенных из закрытого московского центрального музея атеизма. Среди бесценных реликвий были и мощи многих русских святых - св. благоверного князя Александра Невского , прп. Серафима Саровского , Зосимы и Савватия Соловецких, святителя Иоасафа Белгородского.

В 1950-1960-х годах здание Казанского собора было отреставрировано, но оно всё так же принадлежало музею. Только в 1990 году, когда была официально зарегистрирована церковная община, возглавил которую игумен Сергий (Кузьмин), прихожане начали кампанию по возвращению собора верующим. Обратившись за поддержкой к жителям города, они собрали подписи и в 1991 году церковная жизнь в соборе возродилась. В 1992 году был торжественно освящён главный придел собора, в 1994 году на купол водрузили крест, в марте 1998 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) был совершён чин полного освящения собора, а уже в декабре 1999 года Казанский собор полностью был передан в ведение Санкт-Петербургской епархии и в 2000 году ему вновь присвоили статус кафедрального соборного храма епархии.

Судьба собора в наши дни

В настоящее время Казанский собор является действующим храмом, в котором совершаются ежедневные, воскресные и праздничные богослужения, настоятелем служит митрофорный протоиерей Павел Красноцветов, причт собора состоит из 21 священнослужителя - священников, диаконов, псаломщиков и алтарников, а кроме его главной святыни - списка Казанской иконы Божьей Матери почитаются прихожанами иконы Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца кисти афонских изографов, святыни из Иерусалима и мощевик с частичками мощей некоторых святых.

С апреля 2015 года при соборе функционирует культурно-просветительский центр, соединивший в себе все ключевые направления церковной деятельности - миссионерское, просветительское, образовательное, информационное, социальное. В структуре центра действуют взрослая и детская воскресные школы, молодёжный клуб, библиотека, изостудия и студия хорового пения для детей, работает лекторий, а в крипте собора проходят бесплатные тематические концерты и выставки.

Внешний облик собора и его интерьеры

Архитектор А. Воронихин создал поистине величественное сооружение, архитектурный ансамбль которого является ярким образцом стиля зрелого классицизма с элементами ампира и до сих пор впечатляет гостей северной столицы. Здание храма, выполненное русскими мастерами, стало удивительным памятником архитектуры и живописи, сочетающим в себе как формы римской базилики, так и крестово-купольные формы православного храма. Вытянутое вдоль Невского проспекта на 72,5 метра с запада на восток и на 57 метров с севера на юг здание собора, имеющее форму четырёхконечного латинского креста и увенчанное в средней своей части высоким стройным куполом на прорезанном окнами и украшенном пилястрами барабане, с северной стороны, обращённой к Невскому проспекту, украшено монументальной колоннадой из 96 гранитных колонн коринфского ордера, заканчивающейся массивными портиками, являющимися сквозными проездами.

Этот элемент декора зодчий включил в ансамбль по велению императора Павла I, мечтавшего видеть в столице Российской империи храм, не менее величественный, чем собор Святого Петра в Риме, поэтому одна общая деталь - полукруглая колоннада, создаёт обманчивое впечатление полного сходства обоих храмов. Но на этом их подобие заканчивается, более того, между ними есть существенное различие. Если колоннада собора Святого Петра играет роль замыкающего вокруг храма пространства элемента, то колоннада Казанского собора раскрыта навстречу проспекту и гармонично вписана в общий архитектурный облик главной магистрали города. У колоннады есть и другое, более важное значение - поскольку здание храма расположено вдоль проспекта и повёрнуто к нему боком, включение колоннады в ансамбль позволило визуально сделать эту часть собора парадной, а портик в средней её части создаёт впечатление, что именно там находится главный вход в задние.

Фасады здания и колонны облицованы пудостским камнем, а важным элементом декора здания являются скульптуры и барельефы, украшающие боковые проезды, двери и портики. Над скульптурным оформлением фасадов собора и его интерьеров трудились известные скульпторы XIX столетия - Иван Мартос, Иван Прокофьев, Степан Пименов, Фёдор Гордеев, Василий Демут-Малиновский. Монументальные бронзовые двери северного фасада, обращённого к Невскому проспекту, выполнены по образцу «Райских врат» баптистерия во Флоренции, а сам фасад украшают бронзовые скульптуры, изображающие святых - Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного, равноапостольного князя Владимира и Александра Невского. В аттиках порталов и над алтарной апсидой помещены барельефные композиции на темы Ветхого и Нового Заветов.

Портики южного и западного фасадов также оформлены колоннами и каждая из них декорирована 20 каннелюрами (вертикальными желобками), создающими впечатление лёгкости, хотя вес каждой из колонн без малого 28 тонн.

Нехарактерная для православных храмов однокупольность не стала недостатком в облике собора, наоборот, установленный на высокий массивный барабан величественный купол только подчеркнул исключительное значение храма как центра духовной жизни Петербурга.

Внутренне убранство разделённого 56 гранитными колоннами на три нефа здания собора не менее торжественно, чем его фасады. В его оформлении использовались мрамор, гранит, полудрагоценные камни. Так, мозаичный пол выложен розовым и серым карельским мрамором, ступени алтаря, амвона и основание царского места - одним из самых красивых в мире природных камней - шокшинским кварцитом малинового цвета. Царские врата и главный иконостас, первоначально выполненные по эскизу А. Воронихина, в 1836 году заменили новыми - из отнятого у французов во время Отечественной войны 1812 года серебра (всего было использовано более 6,5 тонн серебра), а к 1876 году были обновлены иконостасы приделов. Проект главного иконостаса и Царских врат разработал архитектор Константин Тон , а иконы были написаны известными живописцами XIX столетия - Владимиром Боровиковским, Орестом Кипренским, Григорием Угрюмовым, Карлом Брюлловым , Фёдором Бруни.

По обе стороны от иконостаса располагались четыре колонны из яшмы, правда, после 1922 года исчезнувшие из собора вместе с уникальным иконостасом К. Тонна и Царскими вратами. В наши дни иконостас и Царские врата до малейших деталей восстановлены по старым чёрно-белым фотографиям, только за неимением такого количества серебра, какое было использовано при устройстве иконостаса К. Тонном, при воссоздании была использована методика серебряного напыления. Дополняет общую картину пышности интерьеров настенная живопись, которой украшены стены и пилоны храма, а также огромное бронзовое паникадило на 180 свечей.

Полезная информация для туристов

Казанский собор - действующий кафедральный храм епархии, поэтому посетить его и полюбоваться фасадами и интерьерами можно абсолютно свободно каждый день, только в будние дни собор открыт с 8.30 часов, а в выходные дни с 6.30 часов до окончания вечернего богослужения.

Доехать до собора можно на метро, выйдя на станции «Невский проспект» или «Гостиный двор» (с этой станции есть переход на станцию «Невский проспект») к каналу Грибоедова. Здание собора находится как раз напротив выхода из метро.


Статьи по теме