Храм благовещения в тайнинском расписание. Церковь благовещения в тайнинском

Церковь Благовещения была построена по указу царя Алексея Михайловича в 1675-1677 годах в бывшем дворцовом селе Тайнинское. Это выдающийся памятник русской архитектуры, редкий по изяществу и богатству украшений. Особенно оригинален главный вход, напоминающий парадное крыльцо живописного деревянного терема. Храм сохранился до наших дней, открыт для верующих, в настоящее время реставрируется.



Первое письменное упоминание о с. Тайнинском (тогда писалось Тонинское, нынешняя форма появилась при Екатерине II) относится к 1410 г. - в завещании героя Куликовской битвы князя Владимира Андреевича Храброго. Владея третью Москвы и имея титул князя Серпуховского, он, тем не менее, большую часть жизни провёл в своих подмосковных сёлах. Затем селом владела его вдова Елена. В середине XV в. великий князь Московский Василий Васильевич Тёмный завещал село своему сыну Андрею. Сюда часто приезжал царь Иоанн Васильевич Грозный.

В начале XVII в. церковь здесь была деревянная, в 1647 г. в Тайнинском 27 дворов крестьян, 2 двора нищих и 3 двора сторожей (двор - единица налогообложения, в один двор могли входить несколько семей). В селе стоял путевой дворец, в котором останавливались цари во время походов на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. В 1675 г. по указанию царя Алексея Михайловича (1629-1676) при дворце построена каменная ныне существующая церковь Благовещения. Но освящена она была уже при царе Феодоре Алексеевиче (1661-1682): "Лето 7186 (1677), сентября в 6-й день по государеву цареву и великого князя Феодора Алексеевича всея Руси самодержца указу, новопостроенную церковь Благовещения Пречистыя Богородицы подготовить к освящению сентября к 9 числу». Приделы храма - святых праведных Захария и Елизаветы и Ильи Пророка.

Храм имеет уникальное крыльцо, две лестницы поднимаются на второй этаж с площадки, перекрытой огромной каменной бочкой. В Тайнинском Лжедмитрий заставил привезённую из монастыря царицу Марию Нагую (в инокинях Maрфу) признать его своим сыном. В 1730-х гг Тайнинскоекое - вотчина царевны Елизаветы Петровны (1709-1761). Став императрицей, она в 1749 г. на месте разобранного дворца царя Алексея Михайловича построила новый деревянный дворец. Он располагался как бы на полуострове, при слиянии рек Яузы и Сукромки (между церковью и памятником Николаю II). На месте дворца теперь стоят сараи и склад. В 1751 г. по высочайшему именному указу велено в церкви с. Тайнинского сделать вновь тёплый придел святых праведных Захария и Елизаветы.

В 1929 г. храм был закрыт. В нём размещались клуб, потом хлебный магазин, общежитие, мясной цех, склад утильсырья, фабрика декоративной игрушки, столярная мастерская.

В 1989 г. храм был возвращён верующим и восстановлен. У алтаря - могила архимандрита Тихона (в схиме Пантелеймона) Агрикова (1918-2000), бывшего преподавателя Московской Духовной академии и насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, автора книги "У Троицы окрыленные", православного подвижника, человека высокой духовной жизни, перенёсшего тяжёлые испытания, много лет находившегося в затворе.

Неподалеку, над р. Яузой, стоит памятник царю-мученику Николаю Александровичу, созданный в 1990-х гг. скульптором В.М. Клыковым. Памятник был взорван террористами и восстановлен.

Из книги: Храмы Мытищинского района, сост. свящ. Олег Пэнэжко. Ликино-Дулево, 2002.



Благовещенский храм возвели в дворцовом селе, стоявшем на пути из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. Появление здесь каменной церкви стало своеобразным подтверждением высокого статуса Тайнинского - причём не только в качестве одного из главных пунктов царских паломничеств в обитель преподобного Сергия Радонежского, но и как любимого места охотничьих забав государя Алексея Михайловича. В конце своей жизни государь Алексей Михайлович задумал украсить любимое Тайнинское невиданным каменным храмом, который, как нам теперь видится, больше подходил столичным улицам, а не сельской местности. Но слово самодержца - закон, и в 1675 году в селе развернулись большие строительные работы. Они продолжались два года - освятили храм, снабжённый уникальным крыльцом с огромной бочкой в центре, 9 сентября 1677 года уже при унаследовавшем российский трон царе Фёдоре Алексеевиче. За три дня до освящения государь сделал богатый вклад в новопостроенную церковь. Часть икон старого письма каменный храм получил от прежней деревянной Благовещенской церкви.

Петра I старые дворцовые сёла не интересовали, и он с удовольствием "избавлялся" от них - Тайнинское государь подарил своей сестре Наталье, от которой оно перешло к Екатерине I; после смерти жены Петра I во владение селом вступил юный император Пётр II, тут же передавший его тётке - цесаревне Елизавете Петровне. Тайнинское досталось ей уже без дворца - тот сгорел в 1727 году. Ещё будучи цесаревной, в 1740 году, Елизавета Петровна озаботилась постройкой нового дворца. Елизавета Петровна любила отдыхать в Тайнинском (в роще за рекой имелась "будка для стреляния тетеревов в 23 окна"), плескалась в прудах, развлекалась незатейливыми играми с крестьянскими девушками, о чём сохранились воспоминания участниц этих игр, которых царица не забывала одаривать лентами. Последний раз императрица бывала здесь в 1767 году, направляясь в Троице-Сергиеву лавру. Елизавета Петровна не оставляла Благовещенский храм без внимания. Ещё в 1751 году она повелела устроить в северной части трапезный придел, однако по разным причинам освятили его - во имя святых Захарии и Елисаветы - лишь в 1763 году, уже после смерти царицы.

В 1812 году храм сильно пострадал от французов. В нём они устроили настоящий огненный шабаш - после изгнания оккупантов Благовещенский храм пришлось восстанавливать и освящать заново. В нач. ХIХ века церковь утратила статус царского домового храма, превратившись в обычную приходскую. В 1882 году в трапезной появился ещё один придел - Ильинский.

В 1929 году большевики храм закрыли, устроив в его стенах клуб. После в помещении располагалась булочная, мясной цех, склад утильсырья, фабрика декоративной игрушки, металлообрабатывающие мастерские. На месте уничтоженного кладбища устроили футбольное поле. Каждый новый "хозяин" кроил памятник под себя, абсолютно не озабочиваясь его историко -культурной ценностью. Комиссия, обследовавшая храм в 1945 году, меланхолично отмечала: "Выломаны все перекрытия, двери, оконные переплёты с коробками. Кресты сломаны, главы раскрыты. Здание внутри загажено... Замечательный памятник стоит в полном забросе и забвении..."

В 1989 году Благовещенский храм был возвращён верующим. Церковь в Тайнинском можно отнести к лучшим образцам "русского узорочья", во многом наследующего отечественной храмовой архитектуре ХVI века - но с особым вниманием к обильной декорировке экстерьера. Благовещенский храм представляет собой двусветный четверик, увенчанный рядами кокошников и пятиглавием и дополненный с запада трапезной с двухэтажной обходной галереей. Церковь поражает изысканным декором. Декоративное убранство характерно для "русского узорочья". Особенно хороши резные наличники окон, нагруженные множеством мелких деталей. Как изящно выполнены наличники узких окон второго света, прорезанных в основном четверике, - словно движущиеся вертикали завершены шестилопастными сандриками.

Основной четверик храма венчают два ряда кирпичных кокошников со слабо выраженным килевидным завершением и сильно утоплёнными тимпанами. Во второй половине ХVII столетия этот элемент уже доживал свой век, с распрстранением барокко он на без малого двести лет исчезнет из русской храмовой архитектуры - до стилистических новаций Константина Тона. Барабаны глав украшены аркатурно-колончатым поясом. Декорировка выполнена крупно, на грани аляповатости, однако мастера, строившие храм, сумели на этой грани удержаться. Центральный световой барабан выше боковах глухих. Снизу барабаны окружены кокошниками (по четыре на каждый барабан). Крыльцо - наиболее оригинальная часть Благовещенского храма. Из нижней его части два широких лестничных пролёта ведут на второй этаж галереи. В центре - массивная полая бочка. Над верхними площадками крыльца возвышаются гранёные шатры, основания которых украшены кокошниками. Северные и южные двери храма снабжены перспективными порталами. Тоже элемент вполне традиционный для средневековой отечественной архитектуры, но в данном случае он почти избыточен, есть в этих порталах уже что-то маньеристское. Основной четверик Благовещенского храма представляет собой бесстолпный объём с сомкнутым сводом. Его размеры в горизонтальном разрезе: 8,6х9,2 метра. Трапезная, равная по ширине основному четверику, короче - её длина составляет около 6 метров. Толщина стен - около полутора метров. Помимо центрального престола, освящённого в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в трапезной имеются два придела: северный освящён во имя святых Захарии и Елисаветы, южный - во имя Илии Пророка. В подклете храма есть ещё один придел (крестильный) - в честь Собора новомучеников и исповедников Российских.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №209, 2016 г.



Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в начале XVII ст. была деревянная, время построения ее неизвестно. При Благовещенской церкви в 1646 г. находились: «во дворе поп Тимофей Филиппов, во дворе просвирница Устиница».

В книге казенного приказа за 1678 г. под статьею о Благовещенской церкви написано: «24 января, по указу св. патриарха, с сей церкви доимку на прошлые 1675-77 гг. велено очистить и впредь не писать, потому что в тех годах строена каменная вновь, службы в ней не было, а приходские люди того села Танинского, Тайнинское тож, и деревень были в приходе к церкви Богоявления Господня, что построена на церковной Никольской пустовой земле, и в прошлом году обложена данью и писана в приходной книге».

Село Тайнинское в начале XVII ст. - дворцовое, Московского уезда, Бохова стана. В 1646 г. в селе числилось 27 дворов крестьянских, 2 двора нищих, 3 двора сторожей; в 1678 г. - 31 двор крестьянский, 2 двора дворовых сторожей, двор скотный, 2 двора бобыльских и двор приказчиков.

Св. патриарх Адриан 9 сентября 1693 г., отправясь из Москвы в свои патриаршии домовые села Владыкино и Пушкино, и, идучи в село Пушкино, 10 сентября в дворцовом селе Тайнинском слушал божественную литургию и после литургии пожаловал той церкви попу Никите на молебен рубль, дьячку, пономарю и просвирне по гривне».

Московская сенатская контора в отношении своем в сентябре месяце 1751 г. правительствующему сенату писала: «по указу ее императорского величества правительствующего сената контора, по доношению собственной ее императорского величества вотчинной конторы, коим объявляла - 16 августа сего года велено, по ее высочайшему именному указу, в селе Тайнинском в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в трапезе сделать вновь теплый придел во имя св. и праведных Захария и Елисаветы и алтарь, и святые образа написать вновь по достоинству и всякую утварь исправить все вновь же и требовала оная контора, чтоб во исполнение оного высочайшего именного указа повелено было к архитектору Ухтомскому послать указ, дабы он в показанном селе Тайнинском в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в трапезе место, где быть приделу, осмотрел и при исправлении того придела за подрядчиками и за мастеровыми людьми для смотрения и показания в том строении определить от себя кого подлежит; приказали: в показанном селе Тайнинском в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в трапезе, где быть приделу, осмотреть архитектору князю Ухтомскому и тот осмотр сообщить в собственную ее императорского величества вотчинную контору немедленно и о том к нему архитектору князю Ухтомскому и для ведома в собственную вотчинную контору указы послать и правительствующий сенат да благоволит о том быть известен».

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.». Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.

Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском, рассказывает о послушании и духовничестве:

Мой духовник — архимандрит Тихон (Агриков)

— У меня духовник похоронен за моим храмом. Он скончался в 2000 году. Брат моего отца — , в схиме — Пантелеимон. При нем я поступил в Московскую духовную семинарию в 1957 году. Я очень любил учиться. Окончил семинарию, академию, трехгодичную духовную аспирантуру, но я всегда слушался своего духовника.

Он мне советовал еще участвовать во всех кружках, которые у нас были — во всех этих кружках я и занимался. Был кружок скрипки — я играл на скрипке. А еще были кружки фортепиано, английского языка, иконописи и регентства. Больше меня как-то в регентство тянуло, я был регентом среди узкого круга в академии, и мне дали потом удостоверение, что я могу хором управлять.

Но мне все это нравилось. Вся учеба в духовном плане мне очень нравилась. Я учился с большим внутренним удовлетворением. Одиннадцать лет я изучал богословие и так его полюбил, что сейчас участвую в Богослужебной комиссии Московской епархии по благословению митрополита Ювеналия . Эта комиссия заседает в Сергиевом Посаде, нас несколько человек. Мне это очень нравится, мы редактируем церковные службы.

А моей жене это очень не нравится, она говорит: «Что ты можешь там сказать хорошего?» Она меня на эту комиссию порой не пускает, и я вынужден слушаться, чтобы не было семейного конфликта. А мне так хочется на эту комиссию!

Что касается духовника, я его слушал во всем

Но что касается духовника, я его слушал во всем. Он был преподавателем в семинарии и академии, следил за моим образованием. Он говорил: «Так! Что-то у тебя “троечки”» . Я сразу подтягивал, чтобы у меня были «четверки». Но любовь к учебе у меня была просто необыкновенная.

Я уже оканчивал академию, когда пришло время принимать сан, а для этого надо было жениться. Девочки у меня никакой не было, и духовник мне так говорил: «Ты сначала учись, а невесту тебе преподобный Сергий пошлет». Понравилась мне одна девушка. Пришёл я к отцу Тихону и говорю: «Вот, батюшка, мне такая девочка нравится». Он отвечает: «Вера? Нет, она тебе не годится, она тебе не подойдет». И я его и на ней не женился. А он был духовником, всех девчонок знал. Потом я привел к нему свою будущую жену. Он говорит: «Ну, вот эта тебе подойдет, поговори с ней». Я с ней поговорил — и создался наш брак. Мы живём вместе пятьдесят два года, у нас трое детей родилось. Мы их вырастили. Все они получили высшее образование, все врачи.

Я старался и стараюсь свою жену слушать. Пусть это мне порой не нравится, но я никогда не настаиваю.

Мне семьдесят шесть лет. Я сам уже являюсь духовником для тех, кто ко мне приходит. И я вынужден сказать, что у многих из них нет полного , а для меня это очень большое испытание. Я очень расстраиваюсь от этого, потому что вижу, что их жизнь неправильно сложится.

Вот, была сегодня одна девушка, которая при мне выросла. Выбрала себе мальчика и ко мне его привезла. Я посмотрел: а она превосходит его по развитию и не будет им в жизни довольна. Я ей и говорю: «Ты не будешь довольна своим выбором. Разочаруешься — и его сделаешь несчастным и себя». Она заплакала. Сидит и плачет. Или она его уже любит? А я смотрю на него и вижу, что он ей просто не подходит. Говорю девочке: «Поищи ещё!» Она-то окончила юридический институт, а он человек недалекий. Ей нужен муж по развитию.

Духовное руководство — никакое не начальствование, а мука

Вы поняли, что духовное руководство — это никакое не начальствование, а мука? Потому что видишь судьбы людей, знаешь, к чему может привести их выбор, и ничего не можешь исправить. Вот в этом трудность духовничества.

Есть в Псково-Печерском монастыре . Я его помню ещё по лавре. Ходила около него одна девочка небольшого росточка, непривлекательная, и говорила (я просто слышал это): «Хочу замуж выйти!» Батюшка ей: «Нельзя тебе замуж выходить! Не будет тебя муж ценить». А ей очень хотелось. И она родила ребенка. А потом я видел, что она с этим ребенком ходит за отцом Адрианом. То есть у нее не сложилось что-то семейное, и она опять пришла со своими горестями к батюшке, хотя он ее предупреждал и говорил, что у нее не сложится жизнь. Она его не послушала.

Сейчас духовников мало, потому что люди стали все своевольные

Поэтому сейчас духовников мало, конечно. И почему мало — потому что люди стали все своевольные. Все живут так, как им хочется, и поступают так, как им хочется. Поэтому Господь и не дает духовников.

Я тоже духовник посредственный. Какие вопросы решаю? Да, бытовые какие-то: квартиру разменивать — не разменивать, от мужа уходить или нет (смеется ). Ну, это простейшие вопросы! Что я от своего скудного ума могу посоветовать? Просто какой-то жизненный опыт наработался: все-таки пятьдесят лет священства за плечами.

Сейчас очень трудно управлять. И людям очень трудно, потому что они не воспитаны слушаться. А ведь надо обязательно уметь слушаться. Неслучайно является одним из обетов монашества с самой древности. И в молитве венчания священник молится и говорит (сейчас я вам прочту): «Сам и ныне, Владыко, Господи Боже наш, низпосли благодать Твою небесную на рабы Твоя сия (и перечисляются имена, кто венчается) и даждь рабе сей (то есть невесте) во всем повиноватися мужу, и рабу Твоему быти во главу жены, яко да поживут по воле Твоей!»

Люди не слушаются — таков результат нашей эпохи

Вот только повиноваться и слушаться — очень трудно. Люди не слушаются — таков результат нашей эпохи. И все наши беды, все беды нашей молодежи, наших детей — в том, что их не приучили слушаться.

Вот, дети сейчас не хотят учиться в школе. Ну, как в школе не учиться? Детство должно быть посвящено учебе, юность также должна быть посвящена образованию. А некоторые на это не хотят «время тратить».

— А у каждого ли должен быть ?

— Я не знаю. Сейчас просто нет старцев. Старца надо бы, конечно, каждому, но люди сейчас сами управляются. Духовником может быть и мать, и отец - не обязательно священник. Родители имеют право на то, чтобы детьми руководить: у них есть жизненный опыт. Они могут, исходя из этого опыта, посоветовать что-то хорошее своим детям.

— Говорят, что современный человек очень гордый...

— У меня в Пятигорске живет друг отец Иларион. Он, хоть и слепой, но исповедует, с народом общается. Он говорит: «Самый главный недостаток нашего времени — это . Люди не хотят ничего слушать, не хотят ничего принять, даже веру. Не умеют верить, не умеют доверяться Богу. А ведь что бы ни случилось, надо довериться Богу! А они не хотят. Хотят своими силами. Говорят обычно: “Я — сильная женщина! Я сильная! Я все могу!” — а вот не получается...»

— Как бороться с гордостью?

— Это очень непросто. Это воспитывается. Уважение к Богу, к Церкви — часть нашей культуры. У нас в советский период целый пласт культуры утаили от современных поколений и не воспитали должным образом. И сейчас невоспитанные люди не знают, как по-другому жить. Если их обижают, то это их оскорбляет. Они считают, что этого не заслужили. Это очень непросто.

— Можно с ума сойти...

— Не знаю. Слава Богу! говорил: «С ума сходят только умные люди».

В ДРЕВНЕЕ СЕЛО ТАЙНИНСКОЕ И ХРАМ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Будучи в поездках в различных зарубежных странах, все мы (ну, по крайней мере, те, кто предпочитает не чисто "овощной" отдых на пляжах) восхищаемся их насыщенной интереснейшими событиями историей, великолепными образцами культуры вообще и архитектуры в частности. И это правильно. Но очень часто мы не замечаем того, что не менее интересное находится прямо у нас под носом. А вот это уже, с моей точки зрения, просто явление некой историко-культурной близорукости.

Попытаюсь внести хотя бы маленькую лепту для исправления этой ситуации, рассказав немного об истории древнего села Тайнинского , находящегося в непосредственной близости от Москвы, в какой-то сотне метров от МКАД, в черте моего родного города Мытищи .

Село Тайнинское впервые упоминается в 1401 году в духовной грамоте московского удельного князя Владимира Андреевича Храброго Серпуховского , героя Куликовской битвы, двоюродного брата великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича, не вполне заслуженно известного как Донской. Ведь всем, кто изучал летописные тексты о Куликовской битве, известно, что настоящими полководцами, под руководством которых была одержана победа на Куликовом поле, были именно князь Владмир Андреевич и воевода Дмитрий Боброк-Волынский, а вовсе не великий князь Московский. Впрочем, возможно, об этом я как-нибудь напишу позже.

Памятник Владимиру Андреевичу Храброму в Серпухове:



На протяжении XV века село было центром обширной волости. В 1456 году владельцем села стал великий князь Московский Василий II Васильевич по прозвищу Темный , а затем его сын князь Андрей Меньшой Вологодский. В 1481 году село унаследовал сын Ивана Великого - Василий, будущий государь Василий III . С этого времени Тайнинское стало великокняжеским, а потом и царским селом. Расположенное по дороге в Троице-Сергиев монастырь, куда русские монархи регулярно ездили на богомолье, село Тайнинское стало загородной резиденцией московских государей. Во времена Ивана Грозного село становится одним из центров опричнины.

Летом 1605 года (18 июля) здесь происходит встреча Лжедмитрия (Григория Отрепьева) с "матерью" - инокиней Марфой (постриженной в монахини последней женой Ивана Грозного - Марией Нагой), которая признает самозванца своим "чудом спасшимся" сыном - Дмитрием.

С. М. Соловьев описал это событие так: самозванец "имел с ней свидание наедине в шатре, рас кинутом близ большой дороги; говорят, Марфа очень искусно представляла нежную мать, народ плакал, видя, как почтительный сын шел пешком возле кареты материнской...".

В июне 1608 года в Тайнинском стояли войска "Тушинского вора" - Лжедмитрия II , а в августе 1612 года здесь останавливалось ополчение Минина и Пожарского .

Окрестности села издавна славились охотничьими угодьями, при Иване Грозном здесь устраивались "медвежьи забавы", а царь Алексей Михайлович Тишайший тешился здесь соколиной охотой.

Село Тайнинское и его окрестности настолько понравились Алексею Михайловичу, что он приказал выстроить здесь каменный храм.

Строительство было начато еще при жизни царя Алексея в 1675 году. Но завершили его в сентябре 1677 года, уже после смерти Тишайшего царя.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы является уникальным архитектурными сооружением. Он состоит из трех основных частей: собственно церкви, трапезной в два яруса и большого крыльца. Здание церкви представляет собой куб, с двух сторон которого расположены узкие и вытянутые окна. По верхней части куба идет широкий карниз, сложенный из кирпича.

Гармония и стройность этой части здания стала еще более очевидной, когда в 70-е годы ХХ века была проведена реставрация церкви. В ее ходе были восстановлены три ряда кокошников, представляющих постепенный переход от четверика здания к пяти барабанам, увенчанным небольшими главками луковичной формы.

Главной достопримечательностью храма является его крыльцо.
Известный искусствовед М. А. Ильин описывал его так: "Расходящиеся в стороны крытые "ползучими" сводами и арками парные лестницы чередуется с лестничными площадками-рундуками, увенчанными шатрами на столбах. В центре расположена полая, представленная как бы в разрезе "бочка". Эта бочка, хотя и выполненная в кирпиче на железном каркасе, имеет прямое отношение к декоративной форме, часто применившейся в те годы в деревянной архитектуре. Именно здесь, в Тайнинском, в фасаде трапезной мы с особой яркостью ощущаем взаимовлияние каменных и деревянных форм, сказавшихся столь ярко в древнем русском зодчестве. Каждый побывавший в Тайнинском надолго запомнит это редчайшее произведение русского архитектурного искусства".

Вглядитесь в крыльцо церкви. Разве оно похоже на храмовую постройку? Да ведь это настоящий терем, изукрашенный дивными узорами и воплотивший лучшие традиции русской архитектуры прежних времен.

Место для постройки храма было выбрано не случайно, с умом: на высоком берегу Яузы и впадающей в нее маленькой речушки Сукромки. Когда на месте их слияния была построена плотина, вода широко разлилась, а посредине образовался остров. На нем еще со времен Ивана Грозного, а по некоторым сведениям еще раньше, при Василии III стали возводить царские дворцы.
Царские дворцы располагались на острове до 1823 года, когда сгорели палаты Елизаветы Петровны.


Впрочем, о царских дворцах села Тайнинского стоит написать отдельную статью. А пока вернемся к Благовещенскому храму и его истории.

Царь Федор Алексеевич 9 сентября 1677 года приказал приготовить все необходимое для освящения нового храма. Старинные иконы из стоявшего на этом месте деревянного храма были переданы новой церкви. Благодаря прихожанам и вкладчикам иконостас церкви стал шестиярусным, с богатыми окладами. Храм значительно пострадал во время нашествия Наполеона. На протяжении XIX века Благовещенская церковь все более утрачивала свое значение, хотя церковные службы в ней продолжались до 1929 года, когда храм был закрыт.
Во времена Советской власти в храме были устроены прачечная, мастерская радиодеталей, клуб, столовая, общежитие, мастерская краснодеревщиков, изготовителей кукол и художников-оформителей.

Реставрационные работы начались в 1989 году.

Сегодня расскажем немного об истории древнего села Тайнинского, находящегося в непосредственной близости от Москвы, в какой-то сотне метров от МКАД, в черте города Мытищи.

Село Тайнинское впервые упоминается в 1401 году в духовной грамоте московского удельного князя Владимира Андреевича Храброго Серпуховского, героя Куликовской битвы, двоюродного брата великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича, не вполне заслуженно известного как Донской. Ведь всем, кто изучал летописные тексты о Куликовской битве, известно, что настоящими полководцами, под руководством которых была одержана победа на Куликовом поле, были именно князь Владмир Андреевич и воевода Дмитрий Боброк-Волынский, а вовсе не великий князь Московский. Впрочем, возможно, об этом я как-нибудь напишу позже.

На протяжении XV века село было центром обширной волости. В 1456 году владельцем села стал великий князь Московский Василий II Васильевич по прозвищу Темный, а затем его сын князь Андрей Меньшой Вологодский. В 1481 году село унаследовал сын Ивана Великого - Василий, будущий государь Василий III. С этого времени Тайнинское стало великокняжеским, а потом и царским селом. Расположенное по дороге в Троице-Сергиев монастырь, куда русские монархи регулярно ездили на богомолье, село Тайнинское стало загородной резиденцией московских государей. Во времена Ивана Грозного село становится одним из центров опричнины.

Летом 1605 года (18 июля) здесь происходит встреча Лжедмитрия (Григория Отрепьева) с "матерью" - инокиней Марфой (постриженной в монахини последней женой Ивана Грозного - Марией Нагой), которая признает самозванца своим "чудом спасшимся" сыном - Дмитрием.
С. М. Соловьев описал это событие так: самозванец "имел с ней свидание наедине в шатре, рас кинутом близ большой дороги; говорят, Марфа очень искусно представляла нежную мать, народ плакал, видя, как почтительный сын шел пешком возле кареты материнской...".

В июне 1608 года в Тайнинском стояли войска "Тушинского вора" - Лжедмитрия II, а в августе 1612 года здесь останавливалось ополчение Минина и Пожарского.

Окрестности села издавна славились охотничьими угодьями, при Иване Грозном здесь устраивались "медвежьи забавы", а царь Алексей Михайлович Тишайший тешился здесь соколиной охотой. Село Тайнинское и его окрестности настолько понравились Алексею Михайловичу, что он приказал выстроить здесь каменный храм.
Строительство было начато еще при жизни царя Алексея в 1675 году. Но завершили его в сентябре 1677 года, уже после смерти Тишайшего царя.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы является уникальным архитектурными сооружением. Он состоит из трех основных частей: собственно церкви, трапезной в два яруса и большого крыльца. Здание церкви представляет собой куб, с двух сторон которого расположены узкие и вытянутые окна. По верхней части куба идет широкий карниз, сложенный из кирпича.

Гармония и стройность этой части здания стала еще более очевидной, когда в 70-е годы ХХ века была проведена реставрация церкви. В ее ходе были восстановлены три ряда кокошников, представляющих постепенный переход от четверика здания к пяти барабанам, увенчанным небольшими главками луковичной формы.

Главной достопримечательностью храма является его крыльцо.
Известный искусствовед М. А. Ильин описывал его так: "Расходящиеся в стороны крытые "ползучими" сводами и арками парные лестницы чередуется с лестничными площадками-рундуками, увенчанными шатрами на столбах. В центре расположена полая, представленная как бы в разрезе "бочка". Эта бочка, хотя и выполненная в кирпиче на железном каркасе, имеет прямое отношение к декоративной форме, часто применившейся в те годы в деревянной архитектуре. Именно здесь, в Тайнинском, в фасаде трапезной мы с особой яркостью ощущаем взаимовлияние каменных и деревянных форм, сказавшихся столь ярко в древнем русском зодчестве. Каждый побывавший в Тайнинском надолго запомнит это редчайшее произведение русского архитектурного искусства".

Вглядитесь в крыльцо церкви. Разве оно похоже на храмовую постройку? Да ведь это настоящий терем, изукрашенный дивными узорами и воплотивший лучшие традиции русской архитектуры прежних времен.

Место для постройки храма было выбрано не случайно, с умом: на высоком берегу Яузы и впадающей в нее маленькой речушки Сукромки. Когда на месте их слияния была построена плотина, вода широко разлилась, а посредине образовался остров. На нем еще со времен Ивана Грозного, а по некоторым сведениям еще раньше, при Василии III стали возводить царские дворцы.
Царские дворцы располагались на острове до 1823 года, когда сгорели палаты Елизаветы Петровны.
Впрочем, о царских дворцах села Тайнинского стоит написать отдельную статью. А пока вернемся к Благовещенскому храму и его истории.

Царь Федор Алексеевич 9 сентября 1677 года приказал приготовить все необходимое для освящения нового храма. Старинные иконы из стоявшего на этом месте деревянного храма были переданы новой церкви. Благодаря прихожанам и вкладчикам иконостас церкви стал шестиярусным, с богатыми окладами.

Храм значительно пострадал во время нашествия Наполеона. На протяжении XIX века Благовещенская церковь все более утрачивала свое значение, хотя церковные службы в ней продолжались до 1929 года, когда храм был закрыт.
Во времена Советской власти в храме были устроены прачечная, мастерская радиодеталей, клуб, столовая, общежитие, мастерская краснодеревщиков, изготовителей кукол и художников-оформителей.

В настоящее время храм, возвращенный Церкви, является действующим. Он, сохранившийся буквально чудом, предстает перед нами, благодаря работе реставраторов, таким, каким его задумали зодчие XVII века.

При работе над этой статьей я обращался к книгам Ю. А. Князева "Прошлое земли Мытищинской" (М., 2001) и М. А. Клычниковой "Мытищи. Путеводитель по городу и району (Мытищи, 2005).

Сергей Воробьев.

Статьи по теме