Презентация по орксэ на тему монастырь. Особый мир монастыря

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра поликультурного образования

Тема конспекта урока:

МОНАСТЫРЬ

Слушатель курсов повышения квалификации (шифр курса 00967)

по предмету ОРКСЭ (ОПК)

Гродская Александра Михайловна

Место работы: САО Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

"Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1794"

Москва 2017

Методический комментарий.

Данный урок входит в систему уроков по курсу ОРКСЭ (ОПК). Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения.

Класс: 4

Предмет: Основы православной культуры

Тема урока: Монастырь.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)

Место урока в системе уроков по данной теме: Урок 25, Блок 3 "Православие в России. Православный храм и другие святыни"

Цель урока:

    мотивировать учащихся на ознакомление с православными монастырями и особенностями монастырской жизни;

    формировать у учащихся навыки работы с текстом;

    мотивировать учащихся на правильное осознание понятия "Свобода выбора";

    мотивировать учащихся на развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Задачи:

обучающие:

    формировать у учащихся первоначальные представления о православном монастыре и его жителях;

    сформировать у учащихся навыки поведения в монастыре;

воспитательные:

    воспитывать у учащихся чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

развивающие:

    развивать у учащихся нравственные качества личности, развивать коммуникативные, информационные компетенции.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

    формирование положительной мотивации к изучению православной культуры;

    нравственно – этическое оценивание нового материала;

    развитие способности к эмпатии – пониманию чувств других людей и сопереживанию им.

Предметные:

    знание, понимание и принятие людей, выбравших монашеский путь.

Метапредметные:

Познавательные УУД: формировать умение видеть, отбирать и синтезировать главное; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; оценивать увиденное и услышанное на уроке с целью подготовки к последующему изложению материала в виде творческой работы.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания; делать выводы в результате совместной работы всего класса; рефлексия.

Коммуникативные УУД: формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно –речевой ситуацией, владеть монологической и диалогической формами речи.

КЭС:

3.4 Человек в системе ценностей мировых религий.

3.5 Культовые сооружения и их особенности в различных религиях.

Основные термины и понятия: монастырь, монашество, монах, послушание, монашеское облачение.

Информационно-образовательная среда информационный материал, в том числе используемая литература, электронные источники информации, демонстрационный, диагностический):

1. Оптина пустынь. Видеоматериал: https://www.youtube.com/watch?v=dwoa25JmYJM

2. Учебник "Основы Православной Культуры" (Кураев А.В.)

3. Презентация

4. Рабочие листы.

Межпредметные связи (указать предметы и темы): русский язык ("Синонимы", "Части речи"), литературное чтение (составление синквейна).

Этапы урока (план с указанием времени на каждый этап):

1. Орг.момент (2 мин.)

2. Поисково-исследовательский этап (3 мин.)

3. Актуализация знаний (4 мин.)

4. Работа по усвоению и осмыслению учебного материала (18 мин.)

5. Закрепление. Работа по применению знаний на практике. (13 мин.)

6. Рефлексия. Д/з (5 мин.)

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Способы организации деятельности

Средства обучения

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

Дежурный:

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас какой?

Всё, что нужно под рукой.

Посмотрели, все ли готовы к уроку ОПК?

Фронтальная

Просмотр видеофрагмента про Оптину пустынь.

Где происходило действие?

Что такое Оптина пустынь? Подберите синоним.

Верно. Определите тему нашего урока.

Ученики анализируют и объясняют свой выбор.

Примерный ответы:

В Оптиной пустыне

Монастырь

Монастырь

Фронтальная

ТСО (просмотр видеофрагмента)

Составьте синквейн к слову "монастырь"

по плану:

1. Одно имя существительное.

2. Два имени прилагательного.

3. Три глагола.

4. Фраза (выражение), отражающая (выражающая) главную мысль.

5. Вывод (одно существительное).

Проверка работ.

Самостоятельная работа. Составление синквейна.

Дети по очереди высказывают свои предположения.

Примерный ответ:

1. Монастырь

2. Священный, открытый

3. Принимает, очищает, направляет

4. Монастырь - это дом монахов и монахинь.

Фронтальная и групповая

ТСО, синквейн

Кто живёт в монастыре?

Верно. Кто такие монахи? Найдите определение в учебнике и запишите его в тетрадь.

Монашество - это особый исповеднический подвиг. В мире существует большое количество пословиц на эту тему.

Прочитайте несколько пословиц. Объясните их смысл.

1. Монах - это тот, кто хранит ум, а не вещи.

2. Монах - это тот, кто днём хранит себя, а ночью хранит весь мир.

Для чего люди идут в монахи?

Как вы думаете, трудно ли стать монахом? Какими качествами должен обладать монах? Что должен делать монах? Найдите и прочитайте.

Что нужно сделать, чтобы стать монахом?

Какое прекрасное слово - призвание... Чистое и высокое. Когда мы говорим: "он нашел свое призвание", то имеем в виду, что человек обрел себя самого в любимом занятии, отдается ему полностью, без остатка, трудится и служит не за деньги, не как ремесленник, а из любви к творчеству и созиданию.

Издавна считается, что среди разнообразных и благородных служений самых высоких на земле три. Учительство, врачевание и священство. Почему, как вам кажется?

Христиане воспринимают призвание, как Богом дарованную способность к определенным занятиям. Христиане считают, что религиозное призвание свойственно каждому человеку. Религиозное призвание проявляется там, где человек чувствует потребность к общению с Богом. Религиозное призвание может проявляться на разных уровнях: например, человек в трудных случаях своей жизни обращается к Богу, или чувствует потребность каждый вечер помолиться перед сном, или, как монахи, не может жить без постоянного общения с Богом. Так что Монашество - это тоже призвание.

Как выглядят монахи? Что они носят? Найдите и прочитайте.

Монахи и монахини.

Ученики записывают ответ в тетрадь: "Монах (монахиня) - это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи."

Учащиеся объясняют смысл пословиц.

Примерный ответ:

1. Для монаха в монастыре вещи не имеют ценности. В стенах монастыря ценны знания.

2. Монах - это служитель Бога. Он заботиться об окружающих, молясь за них.

Люди идут в монахи, чтобы быть ближе к Богу.

Ответы детей.

Ученики зачитывают материал учебника (с.81 - 82) от слов "Монахом стать трудно" до слов " Но это самый прямой путь к святости".

1. Стать послушником.

2. Принести монашеские обеты.

Я думаю потому, что в основе всех трех служений лежит любовь.

Ученики зачитывают материал учебника (с.81) из рубрики "Это интересно".

Парная и групповая

ТСО (Интернет), толковые словари

Выполните задание на Рабочем листе 1.

Проверка

Прослушайте притчу "Два весла".

О каком главном монашеском правиле говорил рыбак?

Выполните задание на Рабочем листе 2.

Проверка

Выполнение заданий детьми.

Дети читают притчу.

Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака: - Быстрее, опаздываю на работу!

И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом - «трудись».

- Зачем это? - спросил он.

- Для памяти - ответил рыбак. - Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.

- Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, - человек махнул рукой, - это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву.

- Не нужно? - переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.

Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться.

Молись и трудись.

Дети отгадывают кроссворд

Индивидуальная и групповая

Раздаточный материал (кроссворд), ТСО

Итак, где живут монахи?

По каким правилам живут монахи?

Как выглядело монашеское облачение?

Заполните лист "Рефлексии" (приложение)

В монастыре

Молиться и трудиться

Клобук, мантия, чётки, пояс.

Заполнение листов "Рефлексии"

Фронтальная

Раздаточный материал ("Рефлексия")

Методы и приёмы обучения

1 этап урока - Орг.момент. Мотивация (2 мин.)

Дидактическая задача этапа: организовать самоопределение деятельности.

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

2 этап урока - Поисково-исследовательный. Открытие темы урока учащимися (3 мин.)

Дидактическая задача этапа: открытие темы урока

Признаки решения дидактической задачи: анализ, рациональное использование информации.

Анализ и обсуждение

3 этап урока - Актуализация знаний (4 мин.)

Дидактическая задача этапа: систематизировать имеющиеся знания у учащихся

Признаки решения дидактической задачи: беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта.

Синквейн, беседа, метод критического мышления

4 этап урока - Работа по усвоению и осмыслению учебного материала (18 мин.)

Дидактическая задача этапа: уметь анализировать информацию и применять на практике; уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, в группе/детском коллективе.

Признаки решения дидактической задачи: организация работы, последовательность выполнения операций, контроль и коррекция действий учеников.

5 этап урока - Закрепление. Работа по применению знаний на практике. (13 мин.)

Дидактическая задача этапа: уметь анализировать информацию и применять полученные на практике; уметь сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Признаки решения дидактической задачи: выполнение индивидуальных работ, умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Метод сравнения версий (приём французских технологий), анализ, синтез, контроль, коррекция, беседа.

6 этап урока - Рефлексия. Д/з (5 мин.)

Дидактическая задача этапа: умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Признаки решения дидактической задачи:

Анализ, самоанализ и обсуждение

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

УЧЕБНИК "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" (КУРАЕВ А.В.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Рабочий лист 2

"КРОССВОРД"

    Что означает это слово.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Рабочий лист 2

"КРОССВОРД" (Правильный ответ)

Решите кроссворд и отгадайте ключевое слово.

    От какого греческого слова произошло слово «монах».

    Что означает это слово.

    Работы по монастырскому хозяйству, помощь при богослужении.

    Облачение, окутывающее все тело, знак под Божией защитой.

    Быть монахом – очень нелегкий путь, но это самый прямой путь к … .

    Бусинки-узелки, их перебирание помогает монаху сосредоточиться на молитве.

    При принятии послушника в монахи он приносит … .

    Церковный обряд, совершаемый при посвящении в монашество.

    Одно слово из главного правила монашеской жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Рабочий лист 1

"МОНАШЕСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ"

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Рабочий лист 1

"МОНАШЕСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ"(Правильный ответ)

Подпишите названия монашеского облачения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Лист "Рефлексия"

1. На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Слайд 2

Монахи и иноки

Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов, или иноков.

Слайд 3

Кто такой монах

  • Монах – от греческого слова «монос», то есть один.
  • Инок – от древнеславянского слова «ин», то есть один.
  • Монах (монахиня)– это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить один, без семьи.
  • Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.
  • Слайд 4

    Жизнь первых монахов

    • Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. Они определили главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Монахи селились вдали от людей – в пустынях, строили в лесной глуши монашеские скиты.
    • Монахи-пустынники жили уединённо, молились Богу, исполняли заповеди. Они селились вдали от людей не потому, что не любили людей, а для того, чтобы больше угодить Богу, стать ближе к Нему.
  • Слайд 5

    Антоний Великий

    Первый христианский монах святой Антоний Великий жил вдали от людей и лишь изредка приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетённые им корзины на муку.

    Слайд 6

    Монахи и народ

    • Люди заметили в глазах монахов особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы, подозрений, зависти.
    • И горожане, и князья стали зазывать монахов к себе: «Вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите приходить к вам для соучастия в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы».
  • Слайд 7

    Городские монастыри

    Так, кроме монахов-пустынников, появились городские монастыри, в которых жили общины монахов. У монастырей появились большие храмы, колокольни, мастерские.

    Слайд 8

    Чем занимались монахи

    В течение многих веков почти все книги переписывали именно монахи. Почти все больницы создавали и обслуживали тоже монахи. И даже школы создавались именно при монастырях.

    Слайд 9

    Как стать монахом

    • Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре в послушании, то есть стать послушником. Послушание означает, что человек принимает очень серьёзное и мужественное решение.
    • Если послушник не меняет своё решение, он просит принять его в монахи. Он приносит монашеские обеты (то есть обещает жить в послушании, безбрачии, без личных вещей). После произнесения обетов послушника постригают (состригают несколько прядей волос с головы). В древнем мире это был знак рабства.
  • Слайд 10

    Постриг монаха или монахини означает, что он сам, свободно, отдаёт себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.

    Слайд 11

    Как быть монахом

    Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов. На защиту своего имущества. Ему нечего делить, у него нет повода для ссор. Поэтому он может быстрее достичь внутреннего мира, мира в душе. Быть монахом – очень нелёгкий путь, но это самый прямой путь к святости.

    Слайд 12

    Одежда монахов

    • Клобук – головной убор монаха. Сравним с воинским шлемом и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от злых мыслей.
    • Мантия – облачение, окутывающее всё тело, знак жизни под Божьей защитой.
    • Чётки- бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве.
    • Пояс сделан из кожи мертвого животного, как напоминание о том, что тело смертно и надо прежде заботиться о душе.
    • Монахи своё облачение воспринимают как воинское: чётки называют «меч веры», а клобук – «шлем веры».
  • Слайд 13

    Череповецкий Воскресенский монастырь

  • Слайд 14

    История

    … ехал с товаром московский купец по реке Шексне в Белозерск. Около нынешнего г. Череповца, близ устья реки Ягорбы, днем вдруг сделалась такая тьма, что берега реки, мыс и прочее исчезло из глаз купца. Лодка с товаром села на мель. Пораженный таким необыкновенным явлением купец стал горячо молиться, и вот, во время молитвы его глазам представилось еще более удивительное зрелище: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, была как бы в огне, из-за горы по долине реки Ягорбы исходили лучи света, указывающие направления пути. Купец снялся с мели и поплыл по направлению лучей к чудной, огненной горе - и явление исчезло. Потрясенный до глубины души таким необыкновенным явлением, купец взошел на эту гору. Чудный вид представился ему с этой горы: кругом беспредельные леса, вдали на востоке серебряная лента Шексны, под ногами, в низменности, поросшей густым лесом, причудливыми зигзагами извивалась река Ягорба.

    Слайд 15

    Все это случилось в Воскресный день. Ознаменовав это дивное место крестом, купец уехал. На следующий год, привезя с собой большую икону Воскресения Христа (день чудного видения), он устроил на горе часовню и украсил ее привезенною иконою. Данное предание прибавляет, что к построенной купцом часовне пришли два инока Феодосий и Афанасий и устроили здесь Череповецкий Воскресенский монастырь.

    Слайд 16

    Посмотреть все слайды

    Урок 25 по ОРКСЭ Тема: «Монастырь»
    Составила: ШУКЛИНА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА учитель начальных классов МБОУ Ярская средняя общеобразовательная школа №2 Удмуртская Республика п. Яр 2016г.

    Притча Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон. Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого, он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - факт, полон. И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же заполнил последние промежутки в сосуде. "Теперь," - обратился мудрец к ученикам,- " я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Что могут обозначать большие, маленькие камни и песок в жизни человека?
    2

    Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, её здоровье - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание прежде всего на важные вещи, находите время для вашей семьи, следите за её здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для празднований и всего остального. «Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок".
    15.05.2015
    3

    ЦЕЛИ УРОКА: 1)объяснить лексическое значение, слова «семья» 2) Выяснить, на чём основана семья 3) узнать, что такое венчание, значение обручального кольца в православии Задачи урока: Находить значение слов по словарю помогать друг другу в работе соблюдать правила работы в парах принимать мнение другого, проявлять толерантность
    15.05.2015
    4

    Что является самым важным в жизни? СЕМЬЯ и ЕЁ ЗДОРОВЬЕ Что такое семья? Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Семья – это группа живущих вместе близких родственников, сплочённых общими интересами. Новый Завет: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
    15.05.2015
    5

    На чём основана семья?
    15.05.2015
    6
    радость
    любовь
    понимание
    прощение
    тактичность
    верность
    терпение

    Что нужно для сохранения семьи?
    15.05.2015
    7
    Общие события:
    Праздники:
    Семейные традиции:
    День семьи
    Рождество Христово
    Походы, путешествия
    Пасха
    Новый Год
    День рождения
    Семейное чтение
    Вечернее чаепитие
    Вербное воскресенье

    Продолжите высказывание Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей … …чтобы я был здоров и чтобы у нас была крепкая семья. …чтобы я хорошо окончила школу, получила хорошее образование, благополучно создала свою семью. …чтобы я всегда их слушала в детстве и прислушивалась, советовалась по жизни и т.д.
    15.05.2015
    8

    Больше всего мои родители боятся, что… …со мной что-нибудь случится, не окончу школу, не получу образование. …буду несчастна в браке. … они останутся одни и т.д.
    15.05.2015
    9

    Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье… … звучал детский смех. …дети жили дружно между собой и делились общими интересами. …не было ссор и обид друг на друга, а если случилось, сумели простить. …не употребляли алкоголь, не сквернословили.. …не пахло табачным дымом. …было духовное взаимопонимание.
    15.05.2015
    10

    22.11.2016
    11
    Творческий проект «Моя семья»

    22.11.2016
    12
    Физкультминутка

    Праздник Всероссийский День семьи с 2008г Символ праздника цветок ромашка Награждают медалью «За любовь и верность» с изображением святых Петра и Февронии, жили они в г.Муроме. Им поставлен памятник.
    15.05.2015
    13

    Что такое ВЕНЧАНИЕ? В православии так называется вступление в брак. На голову жениха и невесты возлагают венцы. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу, которые готовы претерпеть всё ради сохранения семьи.
    15.05.2015
    14

    Что означает обручальное кольцо? Кольцо, как и венец не имеет конца. Это означает, что муж и жена должны быть верны друг другу и горе и в радости до конца.
    15.05.2015
    15

    Как вы понимаете? - Тот, кто не научится любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью. - Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна. Светом, радостью, смыслом наполняет семейную жизнь РОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА!
    15.05.2015
    16

    Продолжи: -Я сегодня узнал … - Мне было интересно … - Для меня стало важным … - Мне было трудно … - Я рад, что … Спасибо за общение и понимание.
    15.05.2015
    17

    1 слайд

    2 слайд

    Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов, или иноков.

    3 слайд

    Монах – от греческого слова «монос», то есть один. Инок – от древнеславянского слова «ин», то есть один. МОНАХ (МОНАХИНЯ) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить один, без семьи. Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.

    4 слайд

    Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. Они определили главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Монахи селились вдали от людей – в пустынях, строили в лесной глуши монашеские скиты. Монахи-пустынники жили уединённо, молились Богу, исполняли заповеди. Они селились вдали от людей не потому, что не любили людей, а для того, чтобы больше угодить Богу, стать ближе к Нему.

    5 слайд

    Первый христианский монах святой Антоний Великий жил вдали от людей и лишь изредка приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетённые им корзины на муку.

    6 слайд

    Люди заметили в глазах монахов особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы, подозрений, зависти. И горожане, и князья стали зазывать монахов к себе: «Вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите приходить к вам для соучастия в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы »

    7 слайд

    Так, кроме монахов-пустынников, появились городские монастыри, в которых жили общины монахов. У монастырей появились большие храмы, колокольни, мастерские.

    8 слайд

    В течение многих веков почти все книги переписывали именно монахи. Почти все больницы создавали и обслуживали тоже монахи. И даже школы создавались именно при монастырях.

    9 слайд

    Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре в послушании, то есть стать послушником. Послушание означает, что человек принимает очень серьёзное и мужественное решение. Если послушник не меняет своё решение, он просит принять его в монахи. Он приносит монашеские обеты (то есть обещает жить в послушании, безбрачии, без личных вещей). После произнесения обетов послушника постригают (состригают несколько прядей волос с головы). В древнем мире это был знак рабства.

    10 слайд

    Постриг монаха или монахини означает, что он сам, свободно, отдаёт себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.

    11 слайд

    Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов. На защиту своего имущества. Ему нечего делить, у него нет повода для ссор. Поэтому он может быстрее достичь внутреннего мира, мира в душе. Быть монахом – очень нелёгкий путь, но это самый прямой путь к святости.

    12 слайд

    Клобук – головной убор монаха. Сравним с воинским шлемом и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от злых мыслей. Мантия – облачение, окутывающее всё тело, знак жизни под Божьей защитой. Чётки- бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве. Пояс сделан из кожи мертвого животного, как напоминание о том, что тело смертно и надо прежде заботиться о душе. Монахи своё облачение воспринимают как воинское: чётки называют «меч веры», а клобук – «шлем веры».

    13 слайд

    14 слайд

    … ехал с товаром московский купец по реке Шексне в Белозерск. Около нынешнего г. Череповца, близ устья реки Ягорбы, днем вдруг сделалась такая тьма, что берега реки, мыс и прочее исчезло из глаз купца. Лодка с товаром села на мель. Пораженный таким необыкновенным явлением купец стал горячо молиться, и вот, во время молитвы его глазам представилось еще более удивительное зрелище: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, была как бы в огне, из-за горы по долине реки Ягорбы исходили лучи света, указывающие направления пути. Купец снялся с мели и поплыл по направлению лучей к чудной, огненной горе - и явление исчезло. Потрясенный до глубины души таким необыкновенным явлением, купец взошел на эту гору. Чудный вид представился ему с этой горы: кругом беспредельные леса, вдали на востоке серебряная лента Шексны, под ногами, в низменности, поросшей густым лесом, причудливыми зигзагами извивалась река Ягорба.

    16 слайд

    Презентация подготовлена Маловцевой Еленой Геннадьевной МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» города Череповца Спасибо за внимание!

    Основы православной культуры

    Урок №25

    Тема урока: «Монастырь»

    Учителя начальных классов

    МОУ Рождественской СОШ

    Мышкинского района

    Батуриной Татьяны Сергеевны

    * * *

    Ты различишь домов тяжёлый ряд,

    И башни, и зубцы бойниц его суровых,

    И тёмные сады за камнями оград,

    И стены гордые твердынь многовековых…

    А. Блок

    Тема урока: «Монастырь»

    Цель урока: дать представление о монашеском образе жизни.

    Задачи урока:

    Образовательные: познакомить с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, с монашеским облачением.

    Развивающие: развивать интерес к знаниям о монастырях, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

    Воспитательные: воспитывать отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

    Ключевые понятия урока: монах, инок, призвание, послушание, монашеские обеты, постриг, монашеское облачение.

    На доске:

    Монашеские обеты:

    Послушание (отказ от своеволия)

    Безбрачие (отказ от семейной жизни)

    Нестяжание (отказ от личной собственности)

    Х о д у р о к а.

    1. Организационный.

    Подготовка учащихся к работе на уроке.

    2. Проверка выполнения домашнего задания.

    3. Просмотр фотоклипа на песню Александра Михайлова «Монастырь».

    Слайд 1.

    4. Усвоение новых знаний.

    Слайд 2.

      Как вы думаете, когда человек свободнее: когда у него много вещей, имущества, домов, или когда все его имущество может уместиться в одном рюкзаке?

      Бездомные люди бывают очень несчастны. Но доводилось ли вам слышать или читать о таких людях, которые добровольно ушли из дома и избрали образ жизни странников?

    1). Раскрытие понятия «монах». (Слайд 3.)

    Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов или иноков (монах - от греческого монос - «один»; инок – от древнеславянского слова ин, «один»; сравните слово иной – «другой, особый»).

    Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Сам он считает, что он не столько отказался, сколько согласился: согласился с некиим «зовом», который указал ему на его призвание.

    Свои призвания ощущают ученый и спортсмен, офицер и врач.

    Монахом же становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.

    2). Первые христианские монахи. (Слайд 4.)

    Первые христианские монахи появились в конце третьего века от Рождества Христова. Они определили главное правило монашеской жизни: «трудись и молись». Первый христианский монах - святой Антоний Великий - жил один вдали от поселений и лишь иногда приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетенные им корзины на муку.

    3). Монастыри. (Слайд 5.)

    Кроме монахов-пустынников появились городские монастыри – общины монахов. У монастырей появились большие храмы, колокольни, мастерские.

    Киево-Печёрская лавра (Слайд 6.)

    Ставропигиальный мужской монастырь

    (г. Сергиев Посад) (Слайд 7.)

    Оптинский монастырь (Слайд 8.)

    Мужской монастырь в г. Санкт- Петербург (Слайд 9.)

    Толгский монастырь в г. Ярославле (Слайд 10.)

    М о н а с т ы р и г. У г л и ч а

    Богоявленский монастырь

    (Слайд 11.)

    Воскресенский мужской монастырь (Слайд 12.)

    Алексеевский женский монастырь (Слайд 13.)

    Особый монашеский труд – переписывание книг. В течение многих веков почти все книги писали именно монахи. Кроме того, почти все больницы создавали и обслуживали тоже монахи. И даже школы часто создавались именно при монастырях.

    4). Послушание. (Слайд 14.)

    Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре «в послушании».

    Послушница

    Послушание означает, что человек принимает очень серьезное и мужественное решение: я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей. Так он сберегает много времени и сил для своего роста. Ведь и в мире науки и техники никакое развитие было бы невозможно, если бы каждый новый ученик решил лично перепроверять все, что было создано и открыто до него.

    5). Монашеские обеты и постриг. (Слайд 15.)

    Когда же послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи. Он приносит монашеские обеты, то есть обещает жить в послушании, безбрачии и без личных вещей (нестяжение). После этого его «постригают». С него и в самом деле состригают несколько прядей волос. В древнем мире это был знак рабства. Постриг монаха означает, что он сам, свободно, отдает себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.

    Это очень нелегкий путь. Но это самый прямой путь к святости.

    Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу.

    Монашество есть не только у православных христиан. Люди в самых разных странах понимали, что одиночество и сосредоточенность бывают нужны для познания внутреннего мира человека. Монашество – это один из ответов на главный вопрос человеческой культуры: в чем смысл жизни человека.

    6). Монашеское облачение. (Слайд 16.)

    Мантия

    Клобук

    Чётки

    Пояс

    7). Легенда о царевиче Иоасафе. (Слайд 17.)

    По всему миру на разных языках люди рассказывали легенду о царевиче Иоасафе.

    Царевич Иоасаф

    В Греции и на Руси она звучала так:

    Жил в Индии царевич Иоасаф. Его отец, царь Авенир, из любви к сыну так обставил жизнь мальчика, чтобы ничего не огорчало его. Он жил в прекрасном дворце. Ему прислуживали только красивые молодые люди. Но однажды Иоасаф смог выйти в город - и на глаза ему попались слепец и калека (прокаженный). «Что это за люди, и почему у них столь неприятный вид» - воскликнул царевич, раньше никогда не видавший больных людей. Свита объяснила ему, что это просто люди, и что заболеть может каждый из нас… На следующей улице царевич увидел старика - сгорбленного, еле говорящего. И снова молодые красавцы из свиты царевича должны были объяснить ему, что таким станет каждый, кто доживет до преклонного возраста и что, в конце концов, за старостью следует смерть. «В каком возрасте бывает это? Есть ли средство миновать ее?» – вопросил царевич. Когда же он узнал, что это неизбежный удел всех людей, он перестал радоваться беззаботной жизни своего дворца. Много дней он провел в горестных раздумьях. В конце концов, он решил, что если тело все равно однажды разрушится, то надо попытаться спасти хотя бы душу. Он покинул дворец и стал монахом.…

    (Слайд 18.)

    Не всегда монахом становятся в юности. Многие русские князья (в том числе св. Александр Невский) принимали монашество, чувствуя приближение смерти.

    Александр Невский

    8). Святой Лука. (Слайд 19.)

    Порой и семейные люди становились монахами. Правда, церковные правила запрещают уходить в монастырь тому, на чьем попечении еще остаются дети.

    Вот жизнь одного монаха:

    Святой Лука

    В конце 19 века в Крыму родился Валентин Войно-Ясенецкий. Он стал врачом, хирургом. За научные труды ему была присвоена ученая степень доктора медицинских наук. Вскоре произошла революция. Положение православной Церкви в стране сильно изменилось. Начались преследования священников. Теперь Валентин считает нужным помогать не только телам, но и душам людей. Он становится священником и принимает монашество. Теперь его имя – Лука.

    Вскоре Луку арестовали. Судья оскорбительно спросил его:

    - Скажите, поп и профессор Войно-Ясенецкий, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

    Лука ответил:

    - Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы?

    Затем последовали долгие годы ссылок. Но даже в заключении святой Лука лечил людей – как заключенных, так и охранников. В годы Великой Отечественной войны он спас жизнь сотен раненых бойцов, а после победы был удостоен очень высокой награды – он стал лауреатом Государственной премии СССР.

    Сегодня хирурги делают операции лучше, чем св. Лука: наука, которой он служил, продолжает развиваться. Но те евангельские заповеди, которые воспитали св. Луку и которые он сам напоминал другим людям, не устарели. Ведь они говорят о том, как сделать свою жизнь свободной от душного эгоизма, как найти себя, свою веру и своего Бога.

    5. Закрепление новых знаний.

    1). Ответы на вопросы.

    2). Работа с терминами. (Слайд 20.)

    Задание: Соотнести термин и его определение.

    (Работа проводится коллективно на интерактивной доске.)

    Настоятель титул настоятеля монастыря;

    Братья монахи, живущие в монастыре;

    Трапеза жилище, монаха, комната или отдельно срубленный дом;

    Устав образец, форма, установление, правило для жизни монахов;

    Преподобный глава монастыря;

    Игумен вкушение пищи, сопровождаемое чтением жития святых или чтением поучений;

    Скит строгие обязательства монаха;

    Мантия очень, весьма подобный Богу, святой;

    Обет облачение, окутывающие все тело, знак жизни под Божьей защитой;

    Келья небольшая обитель

    2). Работа в тетради.

    Монастырь

    Задание 1.

    Двигаясь по часовой стрелке от выделенного квадратика, замени числовые значения буквами и расшифруй старинную русскую поговорку.

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________

    Объясни, как ты ее понимаешь.


    Слова – подсказки:

    Название одного из монашеских обетов.

    Так монахи иногда называют свои четки

    Так называется чин посвящения в монахи.

    Часть монашеского облачения, закрывающая все тело и символизирующая жизнь под Божией защитой.

    Головной убор монаха.

    Задание 2.

    Подпиши, как называются части монашеского облачения, и что они символизируют.

    __________________ _____________________

    __________________ _____________________

    __________________ _____________________

    __________________ ______________________

    __________________ _______________________

    __________________ _______________________

    Задание 3.

    Подпиши названия монастырей.





    ___________________________________ ______________________________

    6. Подведение итогов урока.

    7. Домашнее задание.

    Подготовить сообщение о любом монастыре.

    Л и т е р а т у р а (Слайд 21.)

      Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2010. – 95с.: ил.

      Журналы «Божий мир»

      Монастыри России: паломничество, религиозный туризм: Учебное пособие / Авт.-сост. А. С. Емельянов, 2010. – 232 с.: картосхемы, фото.

    Презентация к уроку и фотоклип на песню Александра Михайлова приложены к плану урока на электронном носителе (CD ).

    П р и л о ж е н и е

    Монастыри Ярославской области

    Адрианов Пошехонский монастырь

    Ярославская обл., Пошехонский р-н, д. Андрианова слобода

    дата основания: 1540

    действ.

    Алексеевская Пустынь Переславского Феодоровского монастыря

    Ярославская обл., Переславский р-н, д. Новоалексеевка

    дата основания: конец XIX века

    сохр.

    Алексеевский Угличский женский монастырь

    Алексеевский Угличский мужской монастырь

    Ярославская обл., г. Углич, ул. Шаркова, 27

    дата основания: 1371

    действ.

    Афанасьевский мужской монастырь

    г. Ярославль, пл. Челюскинцев, 17

    дата основания: 1615

    сохр.

    Белогостицкий Георгиевский мужской монастырь

    Ярославская обл., Ростовский р-н, с. Белогостицы

    дата основания: не позже XV в. (?)

    сохр.

    Богоявленский Авраамиев женский монастырь

    Богоявленский Авраамиев мужской монастырь

    Ярославская обл., г. Ростов, Желябовская ул.

    дата основания: кон. XI в.

    действ.

    Богоявленский Угличский женский монастырь

    Ярославская обл., г. Углич, Студенческий городок

    дата основания: кон. XVI - нач. XVII вв.

    действ.

    Борисоглебская пустынь в Воскресенском

    Ярославская обл., Переславский р-н, с. Новоселье

    дата основания: 1888

    сохр.

    Борисоглебский мужской монастырь

    Ярославская обл., Борисоглебский р-н, пос. Борисоглебский, Советская пл., 10

    дата основания: 1363, действ.

    Воскресенский Угличский мужской монастырь

    Ярославская обл., г. Углич, ул. Академика Опарина, 2А

    дата основания: не позже 1482 (2-я пол. XIII в. ?)

    действ.

    Всехсвятская женская пустынь

    Ярославская обл., Переславский р-н, пос. Берендеево

    дата основания: 1898

    сохр.

    Горицкий Успенский мужской монастырь

    Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Музейный пер., 4

    дата основания: 1-я пол. XIV в.

    сохр.

    Исакова Рождество-Богородицкая женская пустынь

    Ярославская обл., Первомайский р-н, д. Пустынь (нежил.)

    дата основания: 1662

    сохр.

    Казанский Даниловский женский монастырь

    Ярославская обл., Даниловский р-н, пос. Горушка

    дата основания: 1901

    действ.

    Казанский женский монастырь

    г. Ярославль, ул. Трефолева, 18-20, ул. Первомайская, 19А

    дата основания: 1609

    действ.

    Никитский монастырь

    Ярославская обл., Переславский р-н, с. Никитская слобода, ул. Запрудная, д. 20

    дата основания: XII в.

    действ.

    Николо-Бабаевский мужской монастырь

    Ярославская обл., Некрасовский р-н, пос. Некрасовское, ул. Волжская

    дата основания: не позже XVI в.

    действ.

    Николо-Сольбинский женский монастырь

    Николаевская Солбинская женская пустынь

    Ярославская обл., Переславский р-н, с. Сольба

    дата основания:

    действ.

    Николо-Улейминский женский монастырь

    Николо-Улейминский мужской монастырь

    Ярославская обл., Угличский р-н, с. Улейма

    дата основания: 1460-е., действ.

    Никольский Переславский женский монастырь

    Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Гагарина, 43

    дата основания: ок. 1350

    действ.

    Петровский Ростовский мужской монастырь

    Ярославская обл., г. Ростов, ул. Ленинградская, 13

    дата основания: кон. XIII в.

    действ.

    Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь

    Ярославская обл., Угличский р-н, [акватория Угличского водохранилища напротив д. Покровские Горки]

    дата основания: не позже сер. XV в.

    не сохр.

    Рождественский Ростовский женский монастырь

    Ярославская обл., г. Ростов, Советская пл., 14

    дата основания: ок. 1390-1394

    действ.

    Софийский женский монастырь в Рыбинске

    Ярославская обл., г. Рыбинск

    дата основания: 1860

    сохр.

    Спасо-Геннадиев Любимский мужской монастырь

    Ярославская обл., Любимский р-н, д. Слобода

    дата основания: 1530

    действ.

    Спасо-Преображенский мужской монастырь

    Ярославский Архиерейский Дом

    г. Ярославль, Богоявленская пл., 25

    дата основания: 1216

    сохр.

    Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь

    Ярославская обл., г. Ростов, ул. Энгельса

    дата основания: кон. XIV в.

    действ.

    Толгский женский монастырь

    г. Ярославль, пос. Толга, Толгский монастырь

    дата основания: 1314

    действ.

    Троице-Сергиев Варницкий монастырь

    Ярославская обл., г. Ростов, пос. Варницы

    дата основания: 1427

    действ.

    Троицкий Данилов мужской монастырь

    Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Луговая, 17

    дата основания: 1508

    действ.

    Феодоровский Переславский женский монастырь

    Федоровский женский монастырь

    Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Московская, 85

    дата основания: 2-я пол. XV в. (?)

    действ.

    Шестаковская Воскресенская община

    Ярославская обл., Некоузский р-н, с. Шелдомеж

    дата основания: 1887

  • Статьи по теме