«Он явил нам удивительный исторический пример победы добра над злом». Проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре


КОНСПЕКТ УРОКА.

Молитва в начале урока: “Царю небесный…”

1. Тема урока: “Победа добра над злом. Зло в сказке и в жизни. Евангелие о доброте. Свт. Николай Чудотворец”.

Урок очень серьезный и ответственный. На уроке мы с вами потрудимся с помощью Божией, ведь мы помолились перед уроком и теперь Господь среди нас, Он нам будет помогать.

Жду от вас активной работы и помощи мне в проведении урока.

2. Цели и задачи урока:

Узнаем, что нам говорит Сам Бог в Святом Евангелии о добре

Научимся бороться со злом, делая добро

Узнаем о добрых делах святителя Николая Чудотворца.

Победа над злом в Святом ЕВАНГЕЛИИ.

ВОПРОС:

1). Как переводится слово ЕВАНГЕЛИЕ? (Благая весть).

2). Кто выучил стихи о Святом Евангелии?

Но одну из них – о Боге

Со страничек книги этой

К нам летит благая весть:

Смерти больше нет на свете!

С нами БОГ! Христос воскрес! “

“Вчера мне подарили книгу

О нашем Господе Христе,

О том, как по земле ходил Он,

О том, как умер на Кресте.

Христиане маленьким отрядом

Идут за ним из града в град.

И жизнь и смерть –

Все страшно рядом,

Но с Ним всему-всему я рад.”

На доске:

(Дети ищут это место в книге).

Читаем вслух:

“И свет во тьме светит, и тьма не объяла его” (Ин. 1,5).

Добро (любовь) светит в мире, и зло не может его объять, потому что добро больше и сильнее зла. Так можно перевести эти слова.

^ Как умирает Спаситель на Кресте!

Кругом насмешки и издевательства. От страданий Он едва не теряет сознание, но все же находит силы, чтобы молить:

(Читаем вслух)

“^ Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что творят.”

Или: Отец Небесный, Ты им прости все, что они сделали со Мной.

Господь умер на Кресте за нас с вами, за наши грехи. В этом событии мы с вами видим самую сильную любовь на свете и самое большое добро в мире.

К этой высоте стремятся все верующие в Бога люди, только вот очень трудно так любить до смерти, все терпеть и всех прощать. Только Святым Угодникам Божиим удалось приблизиться к этой любви. А мы с вами должны тоже подражать Господу, брать с Него пример.

^ Вопрос: 1). Смерть Господа на Кресте победила зло?

2). Назовите мне сказки, в каких зло побеждает добро?

Снежная королева

Сказка о красной шапочке и сером волке

Сказка о царе Салтане

Сказка 12 месяцев и т.д.

Борьба со злом.

Один человек молился: ”Как ему спастись?”

И вот в видении ему были показаны райские селения. Подходит Он к одной обители, самой прекрасной, спрашивает человека, живущего в ней: ”Скажи, раб Божий, что ты делал на Земле? За что ты получил здесь обитель?”-

Он отвечает: «^ Я БЫЛ РАБОТНИКОМ У ОДНОГО ЗЛОГО ЧЕЛОВЕКА. Он за работу мне не платил, делал мне только зло. Но я до конца у него работал безропотно. И вот получил здесь обитель».

Подходит он ко второй обители: ”А ты, - спрашивает, - что делал?” И ответил ему обитавший в ней:

”^ Я всю жизнь болел, но безропотно переносил свою болезнь.”

Жизнь каждого из нас очень коротка, и нельзя ее тратить на мелочную злобу и раздражение, которые могут лишить нас и Царствия Небесного.

Без страдания (от зла) ни одна жизнь не проходит. Страдание посылается человеку как экзамен, проверку на добро. Вот пример из Евангелия двух разбойников, висящих на кресте.

Нужно нам помнить, что в любых жизненных обстоятельствах мы не должны пускать зло в свою душу.

Когда ты чувствуешь, что у тебя начинает “закипать” внутри, сразу обращайся к Богу: ”Господи, помилуй мя грешнаго!” – потому что если мы чуть-чуть замедлим, враг влезет в душу, начнет подкидывать свои злые мысли, разжигать гнев, толкать на злобные поступки.

Если не можешь сразу сдержать внутренний гнев, то хотя бы язык придержи. Лучше промолчать, оградить себя крестным знамением. Иди в храм, исповедуйся, причащайся, изгоняй зло из души.

Есть такая прекраснейшая добродетель, которая уподобляет людей небесным ангелам и святым Божиим человекам, - незлобие.

Дети быстро забывают обиды. Любящая мама наказывает своего непослушного ребенка. Тот плачет, даже пытается ударить свою мать. Но проходит минутка и ребенок снова обнимает свою мать.

“^ Аще … не будете яко дети, не внидите в Царствие Небесное,”- говорит Господь. (Мф. 18,3).

Уступчивость- любимая дочь незлобия. Она нужна нам, как воздух.

Без уступчивости невозможно уподобиться ангелам и Божиим людям.

5. Примеры зла.

ВОПРОС:

Хочешь видеть примеры гибельной неуступчивости (упрямства)?

Течет быстрая и широкая река. Если кто попадет в ее бурные и крепкие объятия, то тому не сдобровать. Закрутят воды, завертят, понесут и поглотят… Через реку пролегает узенький мостик.

Только одному свободно можно пройти по этому переходику, а двоим – еле-еле разойтись.

Вот смотрите, смотрите….

^ ДВА БАРАНА.

(Инсценировка сказки с детьми)

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

“^ Братец, вот какое дело:

Здесь двоим нельзя пройти,

Ты стоишь мне на пути”.

Черный брат ответил “Мэ-э-э,

Ты в своем, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги! ”

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами…

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

С. Михалков.

Вопросы:

1). Предложить ребенку подумать: из-за чего погибли два барана?

2). Как можно было бы разрешить ситуацию иначе?

3). Предложить ребенку вспомнить и сравнить “Сказку об упрямом медведе” (повторение прошлого урока) и стихотворение “Два барана”: что в них общего и чем они отличаются по поступкам героев?

(В сказке медведь все же одумался, исправился, повинился, покаялся за свои злые поступки и упрямство, поэтому большой беды ни с ним, ни с другими не произошло. Бараны же так и погибли оба от своего упрямства, гордости и глупости.)

ПОСЛОВИЦА:

На упрямых воду возят.

Проверка домашнего задания:

Раскрасить рисунок и придумать к нему название.

(Драчуны, забияки петушки).

Вопросы:

1).Кто изображен на рисунке?

2).Что делают молодые петушки?

3). Похожи они на нас с вами?

4). Чем похожи петушки на наших упрямых баранов?

^ 6. ВЫВОДЫ урока:

Нам с вами не выгодно делать зло, хотя творить зло легче, чем добро.

Делая добро, мы получаем пропуск в Царствие Небесное.

Таблица на доске:

^ ГРЕХИ ДОБРОДЕТЕЛИ

ЗЛОСТЬ НЕЗЛОБИЕ, ДОБРОТА

УПРЯМСТВО УСТУПЧИВОСТЬ

ДРАЧЛИВОСТЬ МИРОЛЮБИЕ

Зачеркнуть грехи. Мы с вами решили их больше не делать, вычеркнуть их из своей жизни, так как они приводят к гибели человека здесь на земле и в вечности.

7. Добрые дела.

“Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.” (Мф. 5,16)

Свет – любовь, добрые дела.

Притча.

Два человека собирали в рюкзаки один – камни, а другой – деревяшки.

^ Камни – это злые дела, грехи, а деревяшки – добрые поступки.

Пришло время перебираться им через реку. Тот, у кого рюкзак был набит камнями, утонул, а тот, что собирал деревяшки, реку переплыл и пошел дальше.

Вот так добрые дела станут нам “пропуском ” в Царствие Небесное.

8. Житие свт. Николая Чудотворца.

Примеров добрых дел много в Евангелии и в житиях святых.

На уроке мы с вами познакомимся с жизнью свт. Николая Чудотворца,

Святитель Николай родился очень и очень давно во времена страшного гонения на христиан в городе Патары Римской империи.

За его добрую жизнь епископ возвел Николая в сан священника.

Неисчислимы были подвиги его любви и милосердия к людям.

Сказание о трех девицах.

Один добрый отец семейства, у которого было три дочери, сильно обеднел и не мог прокормить своих взрослых дочерей. Не мог он их выдать замуж за неимением денег и приданого. Долго он мучился и решил дочерей выгнать на улицу, где бы они пропали. Свт. Николай узнал об этом и спешил удержать несчастного отца от греха и позора. Он трижды подбрасывал мешочки с золотом в этот дом. Так отец всех троих дочерей выдал замуж.

Отец упал на колени перед свт. Николаем и благодарил его. Но свт. Николай просил отца не рассказывать никому об этом.

Вопрос: Что еще знаете вы о жизни и добрых делах нашего любимого святого?

Путешествие в Палестину.

Стояние в вере.

Чудесное избавление от голода.

Избавитель невинно погибающих.

Помощник мореплавателей.

9. Закрепление изученного материала:

Вопрос: А как же мы с вами живем?

Помочь старушке перейти улицу или уступить место в автобусе – раньше этому в школе учили, в книгах, в фильмах.

Теперь это не в почете. “Брать от жизни все”, а помогать пожилым людям это почти позорно. ^ Наши добрые дела – необходимое условие стяжания Царствия Небесного.

Примеры добрых дел в нашей с вами жизни.

Стихотворение о добре.

“Я вчера был занят очень,

Я трудился что есть мочи,

Целый день добро творил:

Кошке домик мастерил,

Собирал гулять сестричку –

Отыскал ей рукавичку,

Маме пол подметал,

Бабушке очки подал,

Папе гвоздь забить помог,

Так работал – изнемог!

Зря считает мой братишка,

Что я просто - хвастунишка.

Я нисколько не хвалюсь,

Я просто радостью делюсь!”

^ Предложить детям потренироваться в добрых делах.

1). Стоит в автобусе бабушка рядом с мальчиком.

Что должен сделать мальчик?

2). Мальчика в трамвае толкнули, наступили на ногу и обругали.

Как должен поступить мальчик?

3). Девочка встретилась в дверях с взрослым человеком.

Кто должен уступить дорогу и с какими словами?

4). Во дворе посреди глубоких сугробов есть маленькая узкая дорожка.

На ней встретились мальчик и женщина.

Кто должен уступит дорогу и с какими словами?

Оценить деятельность детей.

Поблагодарить за совместную работу.

10. Заключительная молитва с выводом урока.

Тропарь свт. Николаю Чудотворцу.

Правило веры и образ кротости,

Воздержания учителя,

Яви стаду твоему, яже вещей истина;

Сего ради стяжал еси смирением высокая,

Нищетою богатая.

Отче священноначальниче Николае,

Моли Христа Бога

Спастися душам нашим.

^ Слава тебе, Господи, слава Тебе!

Благодарим Тебя, Господи!

Мы сегодня в Твоей книге жизни – Святом Евангелии узнали, что надо учиться любить, как Ты любил, и делать только добро в этой земной жизни!

Это так трудно, Господи!

Не злиться, когда нас обижают,

Уступать всем,

Не драться.

У нас не всегда получается делать добро, чаще всего мы:

Упрямимся,

Деремся.

Мы часто встречаемся со злом и видим, что много зла стало на земле.

Но мы узнали, с помощью Твоей, что добро сильнее зла и уничтожить зло можно не войнами и убийствами, а только добром и любовью.

Мы хотим быть сильными в добре.

Помоги нам в этом, Господи!

Пресвятая Богородица, святые Ангелы наши хранители и свт. Николай укрепляйте нас в добре и отгоняйте от нас зло!

13. Используемая литература.

Новый Завет Господа нашего ИИСУСА ХРИСТА.

Пр. В. Кречетов “ Марфа или Мария.” Проповеди.

А. Новиков “Азбука православного воспитания”.

Арх. Тихон “У Троицы окрыленные”.

Е. Богушева “Святыни в доме”.

Р.Ю. Киркос “Православное воспитание детей дошкольного возраста”.

М. Толстой “Жизнь и чудеса святого Николая Чудотворца”.

Добро в сказках всегда побеждает зло, за это и любим мы бесхитростные поучительные истории о Бабе Яге, Кощее Бессмертном, Чуде-Юде, водяных и русалках. Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» - тоже сказка. Там можно встретиться со злым волшебником Черномором и огромной говорящей головой, с храбрым витязем и прекрасной смелой княжной, с мудрым старцем Финном и подлым предателем Фарлафом.

Много зла и несправедливости ожидает нас в начале поэмы, но у сказки свои законы. Любовь, верность и бесконечная отвага Руслана побеждают и недоверие старого князя, и злые козни карлика-волшебника, и даже обман и предательство трусливого соперника. Людмила тоже не опускает руки, попав в беду. Она храбра, не падает духом в плену коварного Черномора. Юной княжне удается спрятаться, воспользовавшись волшебной шапкой бородатого карлика. Это и помогает ей дождаться любимого, победившего похитителя чужих невест.

Все зло к концу поэмы оказывается наказанным. И происходит это благодаря высоким нравственным качествам героев этой сказки.

    «Руслан и Людмила» является, первым большим сказочным произведением Александра Сергеевича. В последующем он не раз еще обратит свое внимание на этот удивительный по своей художественной силе жанр и придаст ему свою уникальную, чисто пушкинскую огранку....

    Руслан - это смелый воин, который всегда стремится к справедливости. У него четыре соперника: Черномор, Рогдай, Фарлаф и Ратмир. После того, как Черномор украл Людмилу, Руслан, Рогдай, Фарлаф и Ратмир отправились на поиски. Каждому хотелось владеть Людмилой,...

    1. Волшебные помощники. 2. Троичность в повествовании. 3. Волшебные предметы и существа. 4. Победа добра над злом. Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. В. О. Ключевский Открывая поэму А. С. Пушкина...

    1. Озорство и шутливое описание. 2. Подробности быта русского народа. 3. Принцип авторского самовыражения. 4. Исторические реалии в сказочном обрамлении. Победителю-ученику от побежденного учителя. В. А. Жуковский По признанию критиков того...

    Наслаждениям молодой жизни Пушкин отдавался таким же упоением, как отдавался литературе, как отдавался высоким идеям и свободным мыслям. Интересно, что за весь 1818 г. он почти вовсе не пишет писем, да и стихов пишет не так много. Ему явно не до них....

Посреди лесной чащи в мрачной пещере жил колдун по имени Мак. Был он коварен и зол настолько, что от его злобного дыхания даже трава, растущая вокруг пещеры, жухла. Колдовские чары Мака питала злоба людей. Чем больше в окрестных городах и сёлах появлялось злых людей, тем он становился сильнее. Но в человеческих сердцах продолжала жить доброта, которая не давала злобе овладеть душами людей. Колдун злился, а злясь, терял свои силы. Тогда у него возник коварный замысел…

Недалеко от пещеры колдуна был небольшой городок, где жили счастливые люди. Они трудились, растили детей. Их весёлый смех с утра до вечера разносился по округе и злил чародея. Вот и решил он покорить город. Колдун знал, что у каждого человека есть свои слабости, которые прячутся где – то глубоко – глубоко внутри. Этим – то и захотел Мак воспользоваться. Однажды, когда густая тьма опустилась на землю, он появился в городе. Злорадно ухмыляясь, колдун проходил по безлюдным городским улочкам, заглядывая в окна и посылая людям проклятия. Его дыхание, наполненное злобой и ненавистью, проникало в сердца спящих жителей. Обойдя весь город, довольный чародей возвратился в своё жилище и стал ждать утра. Он был уверен, что его старания будут вознаграждены.

Настало утро, жители города занялись привычными делами. Но куда же подевалась их доброжелательность?! Они стали ссориться друг с другом по любому поводу. Даже самые близкие люди становились врагами. Каждому казалось, что его сосед что – то замышляет против него. Поэтому нередко возникали драки.

Так день за днём злоба вытесняла из их сердец доброту. Когда последние крупицы доброты иссякли, люди превратились в тени, но они не замечали этого. Зато колдун торжествовал: теперь он стал силён как никогда!

Но не на всех жителей города подействовали его колдовские чары... На окраине городка, в маленьком обветшавшем домишке, жили бабушка с внучкой. Внучку звали Любава, а бабушку – Мира.

Жили они очень бедно, но никому не завидовали и никогда не роптали на судьбу, потому что умели радоваться всему хорошему: ласковому солнышку, зелёной траве, пению птиц, тёплому летнему дождику, первому пушистому снежку… Даже в самые мрачные дни в этом доме было тепло и уютно, потому что его хозяек согревала доброта.

Наступил канун Нового года. Любава вышла из дома и как обычно улыбнулась зимнему солнцу, поздоровалась с сидящим на ветке берёзы нахохлившимся от холода воробьём, весело помахала вслед красногрудому снегирю. Они с бабушкой любили Новый год – праздник чудес и волшебства - и всегда загадывали единственное желание: чтобы Новый год принёс радость всем добрым людям. Больше Деда Мороза они ни о чём не просили. Но добрый волшебник никогда не обходил стороной их скромное жилище. Когда Бабушка и внучка засыпали, он проникал в дом и оставлял подарки.

Любава направилась в продуктовую лавку, чтобы купить что – нибудь к празднику. Девочка очень удивилась, когда на её приветствие хозяин лавки грубо буркнул:

Бери поскорее, что тебе нужно, и убирайся! У меня и без тебя дел хватает!

Растерявшись, девочка не могла вымолвить ни слова. Она взяла покупку и молча удалилась. По дороге ей пришлось выслушать немало оскорблений и от пробегавших мимо мальчишек, и от натыкавшихся на неё куда – то спешащих прохожих. Вернувшись домой, Любава рассказала о случившемся бабушке. Та, вздохнув, поделилась с внучкой своими догадками.

Это, внученька, проделки колдуна Мака, который заражает людей злобой и превращает их в тени.

Зачем ему это?! – удивилась Любава.

Это делает его могущественным.

А почему мы с тобой не стали злыми? – поинтересовалась девочка.

Потому что мы любим друг друга, и в наших сердцах нет ни капли зависти и злобы, - ответила Мира. – Ему с нами не справиться.

Как же помочь людям освободиться от злых чар колдуна? – опять спросила взволнованная девочка.

Я слышала ещё от своей бабушки, что Мака может победить лишь человек с чистым сердцем. Ему надо добраться в Новогоднюю ночь до волшебного лесного родника, не замерзающего даже в самую лютую зиму, и ровно в полночь напиться из него воды.

А где же этот родник?

У лесного озера, где живёт Мак. Но злодей никого до него не допустит. Ведь он тоже знает эту тайну. Как и то, что навсегда лишится своих чар, если человек с чистым сердцем напьётся родниковой воды.

Я пойду туда! – решительно заявила девочка. – Ведь нельзя же людей оставить в беде!

Хоть я и боюсь за тебя, внученька, но останавливать не буду, - тихо проговорила бабушка и заплакала.

Не плачь, милая бабуля! Я скоро вернусь, - на прощание пообещала девочка и отправилась на поиска волшебного родника.

Любава направилась к темневшему вдали лесу. Разгулялась такая сильная метель, что девочка с трудом передвигала ноги, то и дело увязавшие в глубоких сугробах. Когда она наконец – то добралась до леса, то было уже темно. Неожиданно метель утихла, небо очистилось от облаков. В небе появилась луна и осветила лес. Девочка увидела перед собой лунную дорожку, которая уходила в глубь леса. По ней – то и зашагала девочка.

В полночь Любава добралась до звенящего, словно тысячи маленьких колокольчиков, родника. Кругом лежал снег, на деревьях от мороза трещали сучья, а около родника было тепло, словно летом. Только девочка наклонилась к нему, чтобы испить волшебной воды, как неведомая сила отшвырнула Любаву в заснеженные кусты.

Да как ты посмела явиться сюда?! – злобно закричал появившийся колдун. – Покорись мне, глупая девчонка! Иначе ты умрёшь!

Я не боюсь тебя! – ответила храбрая девочка.

Не боишься?! – дрожа от злости прошипел Мак. – Да я уничтожу тебя!

Колдун схватил девочку, но та смело посмотрела ему в глаза. Мак в тот же миг почувствовал, как слабеет: даже такому могущественному чародею, как он, было не под силу справиться со всепобеждающей добротой, которая жила в сердце Любавы. Его руки разжались, и девочка стала свободна. Она подошла к роднику и припала губами к хрустальной воде. Напившись, Любава заспешила домой по той же лунной дорожке. Ведь там её ждала любимая бабушка, приготовившая к Новому году скромное угощение.

Утром девочка вышла из дома и наткнулась на лавочника. В руках у него была корзинка с продуктами.

Здравствуй, Любавушка! – ласково заговорил он. – Решил вот проведать вас, поздравить с Новым годом да узнать, как здоровье твоей бабушки. А то я её что – то уже давно не видел.

Доброе утро! У нас всё в порядке! Спасибо! – радостно ответила девочка, принимая корзинку.

Любава сразу поняла, что жители города вновь стали прежними. Её доброта и самоотверженность исцелили их от злобы, и город теней снова превратился в город счастливых людей. Однако никогда нельзя давать волю злым чувствам. Иначе они вытеснят доброту, и найдётся какой – нибудь злой колдун, который превратит вас в бесчувственные тени, как это случилось в нашей сказке.

Добро в сказках всегда побеждает зло, за это и любим мы бесхитростные поучительные истории о Бабе Яге, Кощее Бессмертном, Чуде-Юде, водяных и русалках. Поэма А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” – тоже сказка. Там можно встретиться со злым волшебником Черномором и огромной говорящей головой, с храбрым витязем и прекрасной смелой княжной, с мудрым старцем Финном и подлым предателем Фарлафом.
Много зла и несправедливости ожидает нас в начале поэмы, но у сказки свои законы. Любовь, верность и бесконечная отвага Руслана побеждают и недоверие старого князя, и злые козни карлика-волшебника, и даже обман и предательство трусливого соперника. Людмила тоже не опускает руки, попав в беду. Она храбра, не падает духом в плену коварного Черномора. Юной княжне удается спрятаться, воспользовавшись волшебной шапкой бородатого карлика. Это и помогает ей дождаться любимого, победившего похитителя чужих невест.
Все зло к концу поэмы оказывается наказанным. И происходит это благодаря высоким нравственным качествам героев этой сказки.

Сочинение по литературе на тему: Победа добра над злом в поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила”

Другие сочинения:

  1. Я очень люблю читать сказки, потому что в них, как бы ни сложилась жизнь героев, какие бы испытания ни выпали на их долю, добро в конце концов одерживает убедительную победу над злом. Изрядно пришлось потрудиться героям поэмы А. С. Пушкина Read More ......
  2. Я очень люблю сказки А. Пушкина. Не раз воображала своих любимых героев и странствовала с ними по сказочному свету. Любуясь лебедем, я еще и до сих пор верю, что он вот-вот обернется прекрасной царевной, а черный кот может рассказывать сказки, Read More ......
  3. 1. Волшебные помощники. 2. Троичность в повествовании. 3. Волшебные предметы и существа. 4. Победа добра над злом. Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. В. О. Ключевский Открывая поэму А. С. Пушкина Read More ......
  4. Руслан Характеристика литературного героя РУСЛАН – герой поэмы А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” (1817-1820, пролог 1824-1825, ред. “Людмила и Руслан”). Имя Р. заимствовано из лубочной сказки “О Еруслане Лазаревиче”. Р. у Пушкина – “витязь беспримерный, в душе герой”, в Read More ......
  5. 1. Волшебная сказка или поэма? 2. Приметы сказки в поэме. 3. Значение финала. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! А. С. Пушкин “Руслан и Людмила” – это первая поэма А. С. Пушкина, ее замысел родился еще в лицее. Read More ......
  6. В петербургский период Пушкин написал и первую свою поэму – “Руслан и Людмила” (1820). По жанру это шуточная поэма, образцы которой были созданы русскими поэтами еще во второй. половине XVIII в. (поэт особенно ценил “Душеньку” Бог-лановича). Внимание Пушкина к устному Read More ......
  7. Творчество Пушкина петербургского периода завершается выходом летом 1820 г. поэмы “Руслан и Людмила”. Пушкин работал над ней в течение трех лет. Поэма представляет собой как бы синтез ранних поэтических исканий попа. Вместе с тем “Руслан и Людмила” – определенный рубеж Read More ......
  8. 1. Предпосылки обращения Пушкина к фольклору и мифологии. 2. Былинные мотивы в поэме. 3. Мотивы легенд и сказок в “Руслан и Людмила”. Изучая творческое наследие А. С. Пушкина, легко заметить, что великий русский поэт в своих произведениях нередко обращался к Read More ......
Победа добра над злом в поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила”

В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда и всеми расценивается как торжество справедливос­ти, ибо категория «справедливость» в наибольшей степени отвеча­ет критериям добра. С ней связано представление о совокупности нравственно приемлемых норм, которые выступают как правильная (адекватная) мера воздаяния личности за совершенные действия. Этим понятием оценивается соотношение между

а) «ролями» от­дельных людей или социальных групп: каждый должен обрести свое место в жизни, свою «нишу», соответствующую его способнос­тям и возможностям;

б) деянием и воздаянием;

в) преступлением и наказанием;

г) правами и обязанностями;

д) достоинством и чес­тью.

Их соответствие, гармония, справедливое соотношение расце­нивается как добро.

Справедливость - это мерило естественных прав человека. В ос­нове понятия справедливости лежит принцип равноправия, уравни­вающий права каждого человека на единые стартовые возможности и дающий каждому одинаковые шансы реализовать себя. Однако равноправие отнюдь не то же самое, что равенство, хотя эти понятия часто (сознательно или случайно) путают и подменяют друг другом. Люди равны в своих правах, но не равны в своих возможностях, спо­собностях, интересах, потребностях, «ролях» и обязанностях.

Намеренное или случайное смешение понятий «равенство» и «равноправие» свидетельствует или о нашей языковой небрежнос­ти и уровне культуры, или - что гораздо серьезнее - изобличает социально-политические и моральные спекуляции и попытки мани­пулирования людьми с помощью стремления к справедливости, ко­торое всегда движет человеком.

Сознание справедливости и отношение к ней во все времена были стимулом нравственной и социальной деятельности людей. Ничто значительное в истории человечества не совершалось без осознания и требования справедливости. Поэтому объективная мера справед­ливости исторически обусловлена и относительна: нет единой спра­ведливости «на все времена и для всех народов». Понятие и требо­вания справедливости меняются по мере развития общества. Абсолютным остается лишь критерий справедливости, которым вы­ступает степень соответствия человеческих действий и отноше­ний социальным и моральным требованиям, достигнутым на данном уровне развития общества.

Понятие справедливости - это всегда осуществление нравствен­ной сущности человеческих отношений, конкретизация должного, реализация представлений о добре и зле. Ведь то, что представляется справедливым одному, мо­жет быть воспринято другим как вопиющая несправедливость, что и проявляется в системе оценок, поощрений и наказаний (назначе­ние на должность одного из двух «равных» претендентов; раздача премий сотрудникам; мера наказания преступнику).



Особенно остро и болезненно воспринимается людьми пробле­ма справедливого возмездия за особо тяжкие преступления. Еще в Ветхом завете справедливость устанавливалась простым прин­ципом «око за око». И до сего дня мщение и мстительность вос­принимаются многими как единственное средство воздаяния за насилие и убийство. Отсюда и отношение большинства людей к проблеме смертной казни: около 80% населения Беларуси и Рос­сии считают ее единственным справедливым средством наказания преступников-убийц. Возможно, это действительно справедливо: человек, лишавший жизни других людей, должен быть и сам ли­шен жизни. Но оказывается, что с точки зрения нравственности абсолютизация принципа справедливости может вместо добра при­водить к злу. Именно так обстоит дело и со смертной казнью. Самый главный аргумент против смертной казни приводят сторон­ники этики ненасилия: смертная казнь безусловно есть зло, ибо она, уничтожая одно зло, порождает новое, причем в большем мас­штабе, превращая в убийц всех, кто голосовал за нее, присуждал к ней, приводил приговор в исполнение. Наличие смертной казни в обществе делает человека привычным и равнодушным к злу, убийству, смерти другого человека, жестокости. Справедливость заключается в том, что наказание должно быть неотвратимым, а не в том, что оно должно быть жестоким, тем более бессмысленно жестоким. Очевидно, что смертная казнь не имеет никакого смыс­ла по следующим причинам:

Отмена или сохранение смертной казни не меняет уровня преступно­сти в стране (это подтверждено многолетними социологическими ис­следованиями);

Смертная казнь не оказывает превентивного действия: не запуги­вает и не отпугивает преступника (что также подтверждено);

Она не предотвращает преступления: никого из потенциальных преступников не останавливает наличие или отсутствие в обществе смер­тной казни;

Она не может удовлетворить родственников жертв: ведь минутное торжество, вызванное тем, что «справедливость восторжествовала», не в состоянии вернуть им их близких;

Она не является в полной мере наказанием: мгновенная смерть во время казни - избавление преступника от страданий.

Таким образом, смысл смертной казни сводится к одному: удов­летворению наших низменных страстей в жестокости и мстительно­сти. Справедливость может осуществляться иным путем, не лишаю­щим жизни другого человека, пусть и преступника - например, через пожизненное заключение. И говорить здесь об экономической неце­лесообразности такого наказания неуместно: гуманизм и нравствен­ность не должны измеряться в денежном эквиваленте.

Проблемы Добра и Зла, справедливости и несправедливости, наси­лия и ненасилия были и остаются центральными и вечными пробле­мами этики. Но завершить этот раздел мы бы хотели словами А. Швейцера: «Доброта должна стать дей­ствительной силой истории и провозгласить начало века гуманности. Только победа гуманистического мировосприятия над антигуманиз­мом позволит нам с надеждой смотреть в будущее .

Заключение

В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» - плохой. В словаре В. Даля, например, (напомним, названного им «Словарем живого русского языка») «добро» определяется сначала как вещественный достаток, имущество, стяжание, затем как нужное, подходящее и лишь «в духовном значении» - как честное и полезное, соответствующее долгу человека, гражданина, семьянина. Как свойство «добрый» также относится Далем прежде всего к вещи, скоту и потом только к человеку. Как характеристика человека «добрый» сначала отождествляется Далем с «дельным», «сведущим», «умеющим», а уж потом - с «любящим», «творящим добро», «мягкосердным». В большинстве современных европейских языков употребляется одно и то же слово для обозначения материальных благ и блага морального, что дает обширную пищу для морально-философских рассуждений по поводу хорошего вообще и того, что является добром самим по себе.

Добро, и зло относительны - в их соотнесенности с высшим благом, нравственным идеалом как образом совершенства, или Добра (с большой буквы). Но противоположность добра и зла абсолютна. Эта противоположность реализуется через человека: через его решения, действия и оценки.

Н.А. Бердяев: «Основное положение этики, понявшей парадокс добра и зла, может быть так формулировано: поступай так, как будто бы ты слышишь Божий зов и призван в свободном и творческом акте соучаствовать в Божьем деле, раскрывай в себе чистую и оригинальную совесть, дисциплинируй свою личность, борись со злом в себе и вокруг себя, но не для того, чтобы оттеснять злых и зло в ад и создавать адское царство, а для того, чтобы реально победить зло и способствовать просветлению и творческому преображению злых» .

Понятия о добре и зле должны формироваться в детстве. И начинается добро именно тогда, когда на свет появляется ребенок. Чистое, светлое, воистину доброе создание Божье. Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, мы взращиваем моральный кодекс поколения. Сухомлинский утверждает, что «дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени». Весь вопрос в том, как сохранить всю эту чистоту непорочность маленького сердца.

Притча о добре и зле. Был у гнева сын. Звали его - зло. Такой, что ему самому было с ним трудно. И решил он его женить на какой-нибудь добродетели. Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он радость и женил на ней свое зло. Только недолгим был тот брак поневоле. Но осталось от него дитя - злорадство. Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди !

Фет Афанасий, писал про Добро и зло:

Два мира властвуют от века,

Два равноправных бытия:

Один объемлет человека,

Другой - душа и мысль моя.

И как в росинке чуть заметной

Весь солнца лик ты узнаешь,

Так слитно в глубине заветной

Всё мирозданье ты найдешь.

Не лжива юная отвага:

Согнись над роковым трудом -

И мир свои раскроет блага;

Но быть не мысли божеством.

И даже в час отдохновенья.

Подъемля потное чело,

Не бойся горького сравненья

И различай добро и зло.

Но если на крылах гордыни

Познать дерзаешь ты как бог,

Не заноси же в мир святыни

Своих невольничьих тревог.

Пари всезрящий и всесильный,

И с незапятнанных высот

Добро и зло, как прах могильный,

В толпы людские отпадет .

Статьи по теме