Как мыть иконы дома. Как делается реставрация икон? – Как ухаживать за старинными иконами

Процесс реставрации икон сродни лечению больного человека. Ставится диагноз, происходят процедуры и восстановление. Даже некоторые инструменты похожи. В арсенале реставратора можно встретить и шприцы для инъекций, и скальпели, и микроскопы. В хорошо оборудованных реставрационных мастерских, как в хороших больницах, делают снимки икон в разных лучах. Но, как и в лечении людей, самым важным является профессионализм мастера. Реставрация икон является сложным и ответственным процессом, который требует знания всех тонкостей и высокого мастерства.

Хороший реставратор должен обладать способностью к длительной концентрации. Малейшее отвлечение или небрежность может погубить работу необратимо. Необходима ему и хирургическая точность движений, и такое качество, как чувство материала. Реставратору нередко приходится принимать нестандартные решения. И успешно их находить можно, только если ты хорошо представляешь, как может повести себя та или иная субстанция. Но и самых глубоких технических или научных знаний реставратору недостаточно. Он обязательно должен быть еще и иконописцем. И не просто представителем какой-нибудь школы, а способным проникнуть в замысел другого человека, который мог изобрести прием, ни в од-ной книге не описанный. Это необходимо помимо обязательного знания особенностей разных иконописных школ. Узнав все это, можно понять, что реставраторов высокого класса не так много.

Устройство икон

Ну и конечно самое простое, что знает каждый реставратор – как устроена икона, из каких элементов она состоит. Можно назвать это «иконной анатомией». То, что видят люди, когда берут икону в руки – это доска и красочный слой, предположительно покрытый лаком. Но надо сразу запомнить, что видимое на поверхности иконы всегда скрывает невидимые слои. Под красочным слоем прячется грунт, на языке иконописцев и реставраторов называемый левкас. Состоит левкас из порошка мела, реже состоит из гипса, замешанного на рыбьем или животном клее. Меловой грунт при высыхании сжимается, а гипсовый расширяется. Определить характер грунта – важная задача для реставратора. В левкас нередко добавляют мед для пластичности и олифу (варёное льняное масло). Под левкасом, как правило, есть ещё слой ткани, так называемой паволоки. Говоря современным языком, она обволакивает или покрывает поверхность иконной доски. Предназначение паволоки заключается в усилении связи между доской и левкасом. Доска пропитывается клеем, тем же клеем на нее наклеивается паволока, а затем уже накладывается грунт, для которого переплетение нитей сродни арматуре. Клей используется такой же, как в левкасе, чтобы обеспечить прочное соединение всех слоев в единый блок. Однако некоторые древние деревенские иконописцы накладывали левкас прямо на доску, слегка ее процарапав для лучшей связки.

Возникающие проблемы

Вся сложная конструкция, которая является только основой рабочей поверхности для написания иконы – источник бесчисленных проблем и иконных «болезней». Доски выгибаются, трескаются и раскалываются. Их поедают древесные жуки, обжигают пожары и свечи. Паволока отстает от доски, образуя вздутия, или рвется, или то и другое вместе. Левкас, если в него предусмотрительно не добавлена ядовитая желчь, тоже любят поесть жуки. Не отстают и мухи, особенно если в левкасе мед. В нем может завестись плесневый грибок, он может покрыться трещинами – кракелюрами, может начать крошиться или осыпаться частичками. Особенно активно осыпаются иконы, в которых нет паволоки. Соединение грунта с доской в этом случае очень слабое. Кроме того, могут присутствовать чисто механические повреждения самых разных видов. На каждое такое повреждение у реставраторов есть ответ. Теперь вы узнаете о последних слоях иконы. Один из них называется красочный слой, а другой покрытие. Сейчас не будут рассмотрены энкаустические (воско-смоляные) иконы, для которых не нужен грунт, которые не подвержены ни окислению, ни воздействию влаги. Это отдельная тема, и таких икон единицы. А вся основная масса пишется яичной темперой – смесью тонко-размельченных порошкообразных пигментов с яичной эмульсией, состоящей из желтка с уксусом. При отсутствии уксуса иконописец мог воспользоваться пивом, а если уж совсем ничего нет, то водой.

Слои краски в иконе

Изучая красочный слой, произойдет встреча с тем же законом, о котором уже известно, видимая поверхность скрывает невидимые слои. Древние иконы, как правило, покрывались олифой, которая пропитывает все слои краски, соединяясь с той олифой, которая добавлена в левкас. Пропитанные этим покрытием краски становятся полупрозрачными, олифа проявляет скрытые внутренние слои. Из этого описания должно стать понятным, что те цвета, которые в итоге видимы, являются не просто составленной краской, положенной на поверхность, а соединением нескольких слоев разной степени прозрачности и разных цветов и оттенков. Например, до покрытия олифой может казаться, что лик Богородицы бледен, а после покрытия проявятся скрытые в нижних слоях подрумянки, и лик оживет. Реставратор должен представлять, какой может быть последовательность слоев, потому что нужного эффекта можно добиться только многослойностью. Что может произойти с красочным слоем? Он может отставать и быть в разной степени утрачен. Причины могут быть собственные, например, потертости, царапины, воздействие воды, грибка, мух или огня. Также есть другие проблемы левкаса, они почти неизбежно отражаются на состоянии красочного слоя. Единственное исключение – отставание паволоки, при котором красочный слой не повредился. Кроме того, краски могут подвергнуться окислению или выгоранию, в результате чего изменятся цвета.

Проблемы покрытия

Много различных проблем может нести в себе покрытие икон. Олифа со временем темнеет, особенно если в нее было добавлено много сиккатива для ускорения высыхания. Обывательское мнение о том, что старинные иконы непременно темные, совершенно неверно. Темнеет покрытие, а сама икона после грамотной расчистки может оказаться яркой и свежей. Но порой иконы покрываются не олифой, а самыми разными лаками, которые или тоже темнеют, или трескаются, разрушая при этом и красочный слой. Ну и конечно на любой древней иконе присутствует много загрязнений самого разного характера. Потемнение олифы приводило к тому, что некоторые древние иконы поновляли, то есть прописывали сверху и снова покрывали олифой. Записи в большинстве случаев не представляют художественной ценности и искажают оригинал. Отдельной проблемой, помимо записей являются следы неграмотной реставрации. От человека икона может пострадать гораздо сильнее, чем от времени. Не всегда возможно определить какими веществами реставратор пользовался. И требуется немало изобретательности, чтобы неудачную реставрацию удалить. Но самое печальное зрелище - это перетертые иконы, которые так усердно терли в попытке очистить, что стерли важные части оригинального иконного письма. Они оказываются утраченными безвозвратно. Нельзя забыть и о золочении. Золото тоже может быть частично утрачено, покрыто загрязнениями и темными лаками или олифой. Реставрация золотого покрытия является особой задачей, которая порой очень сложна.

Как реставрируют иконы?

Начинается процесс конечно с подробного и тщательного осмотра иконы, непременно с увеличительным стеклом. При реставрации икон, представляющих серьезную историко-художественную ценность, обязателен рентгеновский снимок. Он помогает увидеть очень многое: состояние доски, паволоки, вставки грунта и обновления. В результате рентгенографического исследования может обнаружиться, что под существующей иконой находится другая. Можно сделать снимок в ультрафиолетовом излучении, который тоже может показать позднейшие обновления. Например, свинцовые белила разного времени в этом излучении светятся по-разному. Дополнительную информацию может дать и снимок в инфракрасном излучении. Надо внимательно оценить состояние всех элементов иконы и составить план. Если поверхность сохранна, делается первая пробная расчистка. Выглядит это как небольшой квадрат поверхности, с которой удаляются загрязнения, старая олифа или другой лак, записи и обновления. Обнажается оригинальный красочный слой. Этот первый расчищенный квадратик станет своего рода камертоном всей дальнейшей работы. Расчистка – это процесс очень ответственный. В процессе этой пробной расчистки надо решить, до какой именно степени стоит проводить расчистку. Ошибка в этом решении может решить судьбу произведения. Поэтому для пробы выбирается квадратик неответственного участка. В этом случае ошибка, если случится, не станет роковой.

Как проводится расчистка?

Есть два основных способа: жидкий и сухой. Как правило, они комбинируются. Жидкая расчистка предполагает работу растворителями, сухая – инструментами. Происходит все по принципу от слабого к сильному. Порой может показаться, что икона покрыта толстым слоем темного лака, и ее расчистка потребует серьезных усилий, а в реальности она проясняется под слабым раствором детского мыла. Вполне легитимным и профессиональным веществом является и слюна. Но, к сожалению, такие легкие варианты встречаются крайне редко. После снятия первого слоя самых мягких загрязнений требуется подключить более сильные растворители. Классическим является тройник из спирта, разбавителя и льняного масла. Для начала составляющие берутся в равных пропорциях. Усиливают раствор повышением содержания спирта. Чистый спирт крайне опасен, так как он может уничтожить красочный слой. Опытные реставраторы знают, какие элементы иконной живописи наиболее уязвимы при расчистке. Очень легко можно смыть черные линии. Там, где они появляются, надо проявить повышенную осторожность. Лучше оставить тонкий слой старого лака или олифы, чем смыть оригинальную живопись. Встречались в реставрационной практике случаи, когда пожелтевший слой олифы являлся сознательно использованным элементом иконного письма. Древний иконописец прописывал небольшие лики почти белым, и только под золотистой олифой они оживали и становились задуманного цвета. Полная расчистка делала их мертвенными. Сергей Иванович Голубев, не так давно почивший заведующий реставрационной мастерской Русского музея по классу икон, учил, что удалять надо только то, что мешает восприятию иконы. Расчистку жидкими веществами или смесями производят тампонами наподобие палочек для ушей. На каких-то участках можно тереть тампонами, а в каких-то только перекатывать тампон по поверхности, собирая слой старого лака. Есть и еще более щадящий способ размягчения лаков и олиф. На иконную поверхность ставят перевернутую вверх дном коробочку с прикрепленной внутри, в верхней части, тряпочкой или ваткой в растворителе. На покрытие воздействуют пары растворителя. Бывает, что лак не растворяется даже чистым спиртом. Тогда подбирают подходящий растворитель. При наличии соответствующего оборудования проводят лабораторное исследование лака. Но существует проблема жидкой расчистки в невозможности точного воздействия на нужный участок. Обязательно задеваются края соседнего участка. И вот тут проявляются сильные стороны сухой чистки. Тот же Сергей Иванович Голубев разработал способ с использованием тонкого металлического стержня. Не круглого стержня, а четырехгранного, с квадратом в разрезе. Этот маленький стержень, сточенный под углом, превращается в идеальный ножик, которым можно срезать старые слои лака или олифы даже внутри загнутых чешуек поверхности. Лак желательно слегка размягчить растворителем. Такая расчистка очень точна. При работе с использованием микроскопа с 60-кратным увеличением способ дает удивительный результат, практически идеальный.

Расчистка потрескавшихся икон

Но как можно произвести расчистку, если икона осыпается, ее поверхность деформирована, покрыта вздутиями, а доска расколота? Такую икону надо, прежде всего, укрепить. Аккуратно расположив осыпающиеся частички, стоит заклеить поверхность папиросной бумагой, положенной на жидкий раствор рыбьего или животного клея. Это называется профилактической заклейкой. Слабый клей вместе с бумагой легко смыть теплой водой. Теперь можно в местах отставаний левкаса сделать аккуратный прокол и ввести туда немного спирта медицинским шприцом. Спирт размягчит жесткую корку левкаса, но не разрушит его. Под мягкий отстающий левкас легко войдет игла шприца с горячим крепким клеем. Теперь можно прижать отстающий участок, убрать излишки клея, выходящие из отверстия и начать просушку. Можно использовать маленький утюжок, но с ним важно не перестараться, чтобы весь клей не ушел в доску. Можно чередовать горячее воздействие утюжком и холодное мраморными плитками, заранее положенными в холодильник. Когда клей уже схватился, на отставание кладут тяжесть и ждут полного высыхания. В качестве тяжести можно использовать мешочки с песком. Они незаменимы, если поверхность неровная. Если доска расколота, ее склеивают столярным клеем, следя, чтобы не возникло перекручивания в месте соединения. Оставшиеся пустоты заполняют клеем с опилками. Если в доске обнаружились живые жучки-древоточцы, то икону надо срочно изолировать от других произведений искусства и после заклейки немедленно подвергнуть обработке. Самый простой способ это поместить в плотно закрытый полиэтиленовый пакет, предварительно залив в отверстия яд для жуков. Иногда жуки превращают доску в ажурную конструкцию, которая местами рассыпается в труху. При возможности доску укрепляют введением в проходы клея. А при полной невозможности восстановления остатки доски полностью срезают со слоя грунта и переклеивают икону на новую доску. Иногда надо пропитать поверхность лекарством от бактерий, иногда клеем или жидким лаком для укрепления поверхности. Надо заполнить пустоты, восстановить утраченные участки левкаса. А когда все, что можно, укреплено, расчищено и восстановлено, приступают к прописке утраченных частей. Но не всегда это действительно необходимо. Есть два способа реставрации: научная и церковная. При научной реставрации утраты не прописываются, а только немного лессируются полупрозрачной краской, чтобы яркие белые участки не действовали отвлекающе и раздражающе. Но для богослужебного использования иконы нередко требуется восстановить утраченные участки изображения. Это надо делать, точно попадая в стиль иконы и непременно используя ту же технологию. В этом случае от реставратора требуется немалый талант и, можно сказать, способность перевоплощения в автора иконы, в его характер мысли и стиль работы. Несмотря на всю каноничность, иконы являются очень личными произведениями. Канон определяет только самые общие характеристики икон, необходимые, чтобы образы были узнаваемыми. Внутри канона происходит свободное действие мастерства иконописца. Поэтому работа реставратора далеко не только ремесленная. Это подлинное искусство.

Форма обратной связи

По образованию химик (окончил химический факультет МГУ) и именно как химик в 1971 году был приглашен на работу в Научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря, где проработал почти 20 лет. Общение с реставраторами дало свои плоды, и когда Виктор Афанасьевич из-за тяжелой болезни вынужден был длительное время находиться дома, он увлекся реставрацией икон и иконописанием. А потом Божием Промыслом был приведен к отцу Артемию Владимирову в храм в Красном селе. Здесь он проработал 21 год как иконописец и реставратор, заведующий иконописной и реставрационной мастерской. «Счастливое время!» – отзывается Виктор Афанасьевич об этом своем служении. Как профессиональный химик, практик-реставратор и художник-иконописец, он знает многие секреты икон. И потому его советы о том, как обращаться с иконами и ухаживать за ними, что делать, если образ уже поврежден, и чего делать ни в коем случае нельзя, будут особенно полезны нашим читателям.

– В ваши руки отдавали иконы, которые пострадали от неправильного обращения. Какие элементарные вещи надо знать владельцу написанной иконы, чтобы ее не испортить?

– Никаких жестких воздействий: растворителей, чистящих средств. Знаете, как, бывало, иконы чистили? Кирпичом толченым, песком!

– Дерзновенно придумано…

– Представляете, что оставалось?.. Или чистили иконы золой, то есть щелочным раствором.

Очень вредно, когда икону чистят, не снимая оклада. Чистящие средства забиваются в щели, каменеют, их потом трудно удалить.

Максимум, что может человек делать дома, – удалять пыль ваткой, тряпочкой, салфеточкой. Не мокрой, а влажной. Со всеми остальными проблемами лучше идти к реставратору.

Обычно иконы темнеют из-за осаждения копоти, жирной. В крайнем случае можно и дома удалять жирные наслоения – детским мылом, потому что оно не щелочное.

– А если икона начинает осыпаться?

– По традиции иконы пишут на доске. Доски даже столетия спустя – живые, нестабильные, реагируют на влагу. За исключением очень смолистых досок. Мне приходилось реставрировать иконы, которые «повело», и они стали выпуклыми или даже вогнутыми. Исправить это сложно. Или при высыхании доска «садится», как ткань после стирки и сушки. А это приводит к вздутиям и осыпям левкаса.

Нужно выбирать такое место для иконы, чтобы были минимальные колебания температуры и влажности. Отчего случаются колебания? Летом идут дожди. Зимой сильно высыхает воздух в квартире. Открываем форточки, мороз «тянет влагу» из квартир.

– Как бороться с сухим воздухом?

– В Эрмитаже (я был как-то давно) клали тряпки на батареи, еще вешали на них самодельные банки с водой. Сейчас продаются увлажнители, влагомеры. Но кто ж это дома будет делать?..

После дождя сквозняк может икону попортить. Поэтому не надо вешать икону там, где сквозняки. Проверить отсутствие сквозняков можно просто – зажигалкой.

Не надо вешать там, где попадают прямые лучи солнца, иначе будут большие колебания температуры, икона начнет выкрашиваться. Систему отопления в комнате тоже приходится учитывать, когда подыскиваешь место для иконы.

Мы как-то отреставрировали икону. Через неделю приходит хозяйка: «У меня икона пополам треснула». Встречный вопрос: «Где она у вас была?» Хозяйка говорит: «В углу висела». Дальше выясняем: «Там случайно трубы отопления не было?» Она утвердительно кивает. Всё ясно! «Что вы хотите? Вы ее высушили. Древесина села, возникло напряжение, икона треснула. В полном соответствии с законами физики».

– Сопротивление материалов…

– И еще не надо иконы мазать маслом! Со временем в икону пыль въедается, она мутнеет, люди к празднику протрут подсолнечным маслицем – икона ярче становится. Заиграла. А потом на нее опять села пыль, стало еще хуже.

Подсолнечное масло – невысыхающее. Льняное масло, которое используют в живописи, через три дня высыхает. Но и его не надо лить, потому что оно темнеет.

– Потемнение иконы относится к числу классических проблем.

– Иконы покрывали олифой – это вареное льняное масло. При старении идут процессы полимеризации и окисления. При этом образуются хромофорные группы (окрашенные), за счет чего олифа со временем темнеет (помимо потемнения из-за копоти).

Под действием ультрафиолетового излучения солнца хромофорные группы разрушаются. На Руси это явление знали. И в марте, когда солнце наиболее жесткое, иконы выносили из храма на солнечный свет. Так иконы высветлялись.

Состав олифы старинной до конца не известен. Ясно, что в ней было льняное масло. Но мастер мог добавлять и еще что-то, плавленый янтарь например.

– Что еще нам надо знать по реставрации икон?

– Иногда икону отдают на реставрацию «знакомому художнику». Мне попадались целиком записанные плохим художником иконы. Это не реставрация. Я смывал верхний слой, под ним открывалась приличная иконопись.

Бывает, написанную икону подгоняют по размеру – отпиливают Младенцу ножку. Чистое варварство!

– У меня икона была, из которой шпонка выпадала. Шпонка ведь препятствует выгибанию доски. Как к этому относиться?

– Чтобы предохранить иконы от коробления, врезали шпонки с обратной стороны иконы. После XVII века шпонки стали врезать в торец. Если шпонка сделана плохо, то напряжения такие большие, что шпонка вылетает. Это хорошо. Коробление доски всё равно идет, но шпонка в процессе уже не участвует. Если шпонка сделана надежно, не вылетает, то она может разорвать доску.

Доска усыхает быстрее с тыльной стороны. Потому что с лицевой стороны положен левкас, он играет роль влажностного барьера.

– От этого икона становится «выпуклой».

– Да. Большемерные иконы делают из нескольких досок, которые по-разному могут вести себя при высыхании. В Третьяковке я видел икону: одна половина плоская, а другая – полубочкой.

– Каждая доска иконы своей жизнью живет.

– Своей жизнью… Бывают еще повреждения такие: плесень съедает связующий клей в левкасе, и левкас начинает рассыпаться. Дунешь – он пылит. Это трудная ситуация, требуется специальная методика пропитки яичной эмульсией или жидким клеем.

Хуже всего, если владелец иконы начинает сам ее укреплять. Потому что процесс укрепления иконы – самый опасный. Даже опаснее, чем расчистка.

– Еще опаснее?

– Ну, есть, конечно, «умельцы» расчищать икону чрезвычайно жестко. Они нашатырным спиртом или ацетоном расчищают и… смывают краски.

Если икона начала шелушиться, то другие «умельцы» ее укрепляют каким-нибудь синтетическим клеем, например ПВА. Корпускулы этих клеев очень крупные, они в глубину левкаса не проходят и создают на поверхности левкаса пленку, которую просто так не снимешь. Пленка эта очень прочно связывается с олифой и красочным слоем и удаляется – вместе с ними.

У меня был однажды тяжкий случай с реставрацией. Я осторожно помещал каплю воды на икону, кончиком разогретого утюга кипятил каплю. Вода нагревала клеевую пленку, та становилась более податливой, и я скальпелем по миллиметру удалял пленку, расчищал.

– Понятно, ПВА в укреплении иконы не поможет.

– Вообще расчистка иконы должна начинаться с протирки слабым водным раствором детского мыла. Я это не всегда делал, и зря.

Важный момент для правильного хранения иконы: надо стремиться к тому, чтобы икона была в киоте. Он защищает икону от копоти, от пыли, от сквозняков и даже от температурно-влажностных колебаний.

Все эти разговоры: «Передавать ли Церкви ценные старинные иконы? Не пострадают ли они?» – чушь. При современной технике икону можно так запечатать, что ей в храме никакие внешние воздействия не страшны. С другой стороны, у нас в музеях иконы подчас хранятся жутко. На одной конференции хранитель рассказал, как у них прорвало канализацию, и сотрудники ведрами воду выносили из хранилища икон.

Везде следить нужно за иконами. В один храм меня пригласили реставрировать иконостас: с икон левкас отлетал. Почему? У них вверху фонарь открыт был. Поток воздуха шел от входа в храм и кверху через центр иконостаса – центральные иконы больше всего и пострадали. От сквозняка.

– Хотелось бы вернуться к проблеме киота. Икона без киота лучше видна, стекло ведь бликует.

– Правильно. У меня тема в «Грабаре» была – небликующие стекла. Теоретически небликующие стекла есть в наличии. В музеях нет – это проблема финансовая. В Саратове завод выпускает модифицированные стекла, кажется небликующие тоже. Можно у них узнать, как с этой проблемой справиться.

– У нас небликующие мониторы давно не редкость, а на киотах стекла…

– Человек подходит к иконе и любуется на самого себя…

– Точно. Последний вопрос: горящая лампада и живые цветы перед иконой какое-то воздействие на нее оказывают?

– Думаю, малосущественное воздействие. От лампады, которая на расстоянии 15 см висит, проблем не будет. А вот когда горящие свечи ставят перед иконой и они на икону падают… С этим тоже приходилось работать. Приносят мне одну икону, а там несколько выгораний от свечей. Следить же необходимо!

– Спасибо вам за напоминание очевидных вещей и еще за те сведения об иконах, которые совсем не очевидны.

Как правильно чистить иконы - совет

Возможно ли почистить иконы в домашних условиях?

В первую очередь нужно знать, что иконы это не просто изделие из меди, латуни, бронзы или дерева, наподобие тех изделий, что называются ювелирными или же сувенирными. Ювелирные изделия, или например, монеты почистить можно без проблем – легко и просто в домашних условиях самому. А вот икону почистить – это, по сути, реставрация. Реставрация, суть которой заключается в том, чтобы не просто почистить, сделав икону сверкающей и блистающей, а именно воссоздать первоначальный ее вид, при этом, не изменив икону, не повредив, не поцарапав ее.

Поэтому если икона из меди или бронзы, или же она посеребренная, позолоченная, то в домашних условиях почистить такую икону, это всегда большой риск испортить ее, повредить. Поэтому самый лучший вариант, это обратится к специалистам-реставраторам.

Ну а если все-таки пробовать чистить икону самому в домашних условиях, то по советам самих же специалистов на этот счет, наиболее подходящим средством является применение водки или разбавленного водой спирта.

Ватный тампон необходимо увлажнить водкой или спиртом, и аккуратно пробовать протирать крайние места или уголок иконы, а не сам центр изображенных ликов. Сделать паузу, и посмотреть, как все проходит, все ли нормально. Если лак или красочный слой не стирается, не остается на тампоне, то лишь тогда продолжить этим методом протирать всю икону целиком. Иначе, если сотрется лак, или красочный слой, то икона останется без защитного слоя, и со временем в тех местах потемнеет, покроется окисью с элементами коррозии.

Есть еще конечно способы по чистке иконы в домашних условиях, которые применяют в народе. Это применение нашатырного спирта. Это конечно, если икона из меди или латуни, бронзы или серебра, золота. Икона чеканка, например, вот такая -

Медная икона после чистки нашатырным спиртом. Правая часть - светлая - почищена. Как правильно чистить иконы - совет

Наливают в ванночку, или соответствующею по размерам емкость нашатырный спирт, уровень которого чтобы только-только покрывал поверхность иконы, держат несколько минут (10 – 15 мин), замачивают, вся окись с иконы начинает сходить, затем вынимают и споласкивают теплой водой, и высушивают икону мягкими салфетками или тампонами.

Также применяют похожий метод «замочки» с помидорным соком (томатным) или рассолом, с соком лимона, вместо нашатырного спирта. Можно сделать содовую пасту с лимонным соком – сода и сок - протирая мягкой кистью икону с этим раствором, или тем же ватным тампоном протереть (можно использовать ватные палочки), затем сполоснуть водой и высушить салфетками.

В старину применяли клюквенный сок в качестве очищающего средства. Ухаживали за иконами, заботились о них, и протирали иконы растительным маслом (оливковым), тем самым поддерживая чистоту икон и избавляя их от окиси.

Еще раз отметим, что наиболее подходящее средство для чистки икон в домашних условиях это водка, или разбавленный водой на половину спирт.

Так же следует помнить и о том, что всю воду после очистки иконы не выливают в раковину, а выливают воду в нехожее место на улице.

Старинные иконы, а подчас и целые домашние иконостасы, нередко встречаются в наших домах. Иконы, передаваемые по наследству, — это не только память о наших ушедших родных, не только произведение искусства, но и святыня. Иконописцы называют икону богословием в красках. Старинные иконы требуют особого внимания, ухода, и от нас зависит, увидят ли их наши внуки и правнуки. О том, как хранить иконы, нам рассказали в реставрационно-иконописной мастерской Свято-Введенского женского монастыря монахини Рахиль и Христина.

– Как ухаживать за старинными иконами?

– Хранить старинную икону, написанную на дереве, довольно сложно, и относиться к этому надо серьезно. Иконы, которые пережили безбожное советское время, – все чудотворные, ведь они уцелели во всех пожарах, грабежах, гонениях, а это настоящее чудо. Рекомендации по уходу за старинной иконой просты. Располагайте иконостас вдали от отопительных приборов, батарей, обогревателей. Следите за температурным режимом в помещении и влажностью, чтобы не началось растрескивание, расслоение живописного слоя, очищайте от пыли. Протирать иконы от пыли можно только сухой и мягкой тряпочкой. В крайнем случае, если икона очень сильно загрязнена, едва влажной. Это относится и к окладу. Если вы видите, что на иконе появились трещины, сходите к специалисту-реставратору. Самостоятельно восстанавливать икону нельзя.

– Бывает, что комнату нужно окропить святой водой, и капли попадают на иконостас. Не вредно ли это?

– Если попало две-три капли, то это не страшно, но если с кропила прольется много воды, это обязательно скажется на иконе, особенно если вода попадет под оклад.

– Можно ли узнать возраст иконы?

– Старинные – всегда на дереве. Действительно ли икона старинная или писана под старину, определить поможет реставратор.

– Надо ли реставрировать икону?

– Если вы нашли икону на чердаке или в подвале, протерли от пыли, то все равно в сухом помещении икона продолжит разрушаться. Перед тем как ставить такую икону в домашний иконостас, ее необходимо показать специалисту, профзаклеить. Можно не реставрировать ее полностью, но укрепить надо. И укрепление, и профзаклейку, и расчистку может делать только специалист. Если вы попытаетесь сделать это самостоятельно, икона может быть безвозвратно испорчена. К нам в мастерскую иногда попадают иконы после непрофессионального ухода, некоторые восстановить уже невозможно.

– Что делать, если икона настолько потеряла свой вид, что ее трудно назвать образом?

– Тогда ее лучше отнести в храм или в монастырь и попросить сжечь. Если у вас есть приусадебный участок, дом в деревне или недалеко речка, сожгите сами в таком месте, чтобы пепел не попирался ногами, по нему не ходили люди, не бегали животные. Закопайте пепел в чистом месте или ссыпьте в реку.

Относитесь с благоговением к любой иконе, даже если она бумажная. Современные иконы, которые напечатаны в Софрине, тоже бывают памятными, дорогими подарками. Их лучше располагать в помещении так, чтобы на икону не попадал солнечный свет. Типографская краска очень неустойчива, и на солнечном свету икона быстро выцветет.

монахини Рахиль и Христина
газета «Жизнь православная» 2009 #10 (88)

Прежде, чем почистить оклад иконы из металла, нужно внимательно осмотреть саму икону и только потом приниматься за ее чистку, это нужно сделать обязательно, чтобы не навредить святыне.

На что нужно обратить внимание перед чисткой оклада иконы?

  • На общее состояние оклада, что именно на нем нужно убрать: копоть, пыль, загрязнение или есть коррозия.
  • Заглянуть между окладом и , есть ли там признаки шелушения, трещинок. Это нужно для того, чтобы понять, можно ли нам снять оклад или лучше не трогать. Если повреждения сильные, то снимать оклад с иконы нельзя, поскольку вместе с ним может сняться и частички фрагмента живописи.
  • Теперь посмотрите на гвозди — ржавые они или нет? Где именно прибиты? Сбоку оклада или на самом образе? Если на образе и ржавые, то вытянуть их без повреждения живописного слоя, практически, невозможно.
  • Оклад сделан из нескольких частей (наборной) или цельный? Если он наборной и с ржавыми гвоздями на лицевой части иконы, такой оклад самостоятельно снимать нельзя, если Вы, конечно, не реставратор!

Если серьезных нарушений нет, теперь можно снять оклад иконы. Как это сделать?

  • Заранее подготовить себе обрез мягкой ткани (полотенце). На него Вы положите демонтированный оклад. Не кладите на стол снятый оклад, чтобы его не поцарапать.
  • Если на иконе есть венцы, то их мы снимаем в первую очередь, а потом сам оклад.
  • Достаем гвозди — это самый ответственный и сложный момент, поэтому делаем все аккуратно и не спеша!
  • Если оклад прикреплен к боковым сторонам доски, то такие гвозди можно доставать плоскогубцами, пассатижами или клещами для столярных работ.
  • Если гвозди вбиты на лицевой части иконы (это та сторона, где написан образ), то их можно доставать только специальным инструментом — гвоздодером

Как вынуть гвоздь из боковой стороны в доске?

  • В правой руке держим плоскогубцы или другой инструмент
  • Осторожно захватываем под шляпкой стержень гвоздя, слегка его приподнимаем
  • Пальцами левой рукой придерживаем оклад и продолжаем потихоньку доставать гвоздик. Прижимать нужно для того, чтобы не сорвать вместе с гвоздем кусочек левкаса (это специальный грунт с изображением) с доски
  • Если оклад сделан с эмалью или чернью, то доставать гвозди нужно очень аккуратно, стобы не пошли трещинки

Помните!

  • Не снимайте с помощью ножа, чтобы не повредить образ и не прорвать сам оклад, он тонкий!
  • При снятии оклада, постоянно заглядывайте под него, чтобы видеть не сорвали ли Вы случайно фрагмент изображения, который может быть приклеен (такие случаи также бывают).

И после стольких усилий Вы, наконец-то, успешно сняли оклад, с чем мы Вас и поздравляем, ведь это, действительно, важный и сложный этап, при котором нужно додерживаться, как у докторов принципа:»Не навреди!»

Именно поэтому мы и не стали Вам сразу давать рекомендации как почистить оклад иконы.

Как очистить оклад иконы от пыли?

  • Если это металлический оклад, то нужно сначала очистить его с помощью синтетической жесткой кисти и завершить работу с помощью пылесоса
  • Начинать нужно с того место, где пыли собралось очень много
  • Если у Вас вышитый оклад, то на него нужно положить широкую марлю в 1 слой (продается в аптеках, называется «отрез») и пропылесосить.

Как очистить оклад иконы от копоти и воска?

  • Сначала удаляем воск пластмассовым шпателем. Металлический не желательно использовать, чтобы не поцарапать поверхность.
  • Остатки воска нужно размягчить, соскребать не нужно, чтобы, опять же, не оставить следы от царапин на окладе.
  • Для размягчения берем на выбор: скипидар, пинен (он продается в худ. салонах) или бензолом и наливаем в стаканчик
  • Готовим деревянную палочку — это может быть веточка дерева, длинные шпажки и прекручеваем ниткой к одной из сторон кусочек ваты
  • Обмакиваем в этот раствор нашу палочку с ватой, отжимаем ее о борт стакана, чтобы убрать излишки жидкости и наносим на остатки воска. Ждем 10-20 минут
  • Аккуратно снимаем шпателем
  • Теперь удаляем копоть. Для этого берем наш стаканчик с жидкостью (скипидаром, пиненом) и доливаем немного воды, и этилового спирта.
  • Если поверхность оклада ровная, то берем кусочек ваты и смачиваем в этом растворе, если нет — то тогда деревянную палочку с небольшим кусочком ваты, так проще достаться в щели орнамента
  • После обработки участка с копотью, протираем ваткой, смоченной и отжатой в чистой теплой воде
  • Завершаем весь процесс протиранием сухой мягкой не ворсистой тканью.

Как очистить почерневший оклад иконы из серебра?

  • Перед тем, как почистить оклад иконы, обязательно проведите тест на обратной стороне оклада, чтобы не навредить святыне!
  • Хорошо чистит оклад полировочная паста для изделий из золота, серебра, латуни и меди. Купить ее можно в интернет-магазинах, продающих бытовую и профессиональную химию для уборки. Чтобы найти, в поисковик Вашего браузера вводите слова «полировочная паста для изделий из золота, серебра, латуни и меди» и выбираете, что приглянется. Ее можно также использовать при окислениях оклада, очень сильных загрязнениях и следов от пальцев.
  • Такую пасту наносите согласно инструкции.
  • Очищать можно либо вручную либо с помощью дрели для шлифовки (так будет быстрее)
  • С помощью крейды и ткани. Наносите на слегка влажную тряпку крейду, смочите немного оклад и начинайте полировать. Это хороший способ для очистки от загрязнения, если на окладе есть орнамент, то берете деревянную палочку с ватой и дочищаете ею.
  • Пищевая сода. Делаете все тоже самое, как описано с крейдой.

Как почистить латунный оклад иконы от загрязнения?

  • Берем мягкую кисточку пони или белку №5 или №6 (продается в художественных салонах)
  • Хозяйственное мыло, без отдушек
  • Теплую перекипяченную воду
  • Пластмассовый тазик, только не металлический!
  • Нашатырь (раствор аммиака)
  • В воду добавляем несколько капель нашатыря и натертое на крупную терку мыло (немножко его нужно)
  • Наносим медленно кисточкой (ее мы немного отжимаем, чтобы не текло ручьями) приготовленный раствор на оклад иконы
  • Снимаем промакивая сухой салфеткой.
Статьи по теме