Десятина в российской империи. Церковная десятина — определение пожертвования в христианской церкви

Церковная десятина - налог в пользу церкви.

Десятина в Библии

Если судить по Ветхому Завету, десятина была известна евреям еще задолго до времен Моисея Быт. 14:17-20. Десятина восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырех побежденных царей. Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов, не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника. Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами.

Десятина, описанная в Ветхом Завете, относится только к Израилю. Евреи НИКОГДА не приносили десятину в храм деньгами! Десятина не платилась, а приносилась в храм, чтобы левиты в храме имели пищу, потому что у них не было своей земли, они служили в храме. Брать Десятину господню имел ПРАВО только Левит, служитель храма. У Израиля храма сейчас нет, поэтому и десятины не приносят. В Новом Завете нет никакой обязанности приносить десятину, тем более деньгами.

Десятина в Западной Европе

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 г. приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 г. уже предписывал платить десятину, под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 г. превратил ее в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона, под страхом уголовных наказаний. Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:

  1. на построение и украшение церквей;
  2. на бедных, странников и богомольцев и
  3. на содержание духовенства.

Духовенство все более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех вообще прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных. Вместе с тем церковь все более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища ее в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен соседним сеньорам, что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому, что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжелым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества.

В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства, что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка ее отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII в., не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя ее, приходилось найти вместо нее другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн. ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 г. начинается эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счет государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств прибегло к системе выкупа.

В XIX в. десятина удержалась в Англии, где в 1836 г. по Tith Commutation Act’ у в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определенной суммой, назыв. tithe rent-charge. Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

Десятина в России

Десятина в смысле налога существовала и в России, где для сбора ее при епископских кафедрах существовали особые должностные лица - десятильники. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали еще в XVIII веке

И других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор. , ;  , ).

Десятина в иудаизме

-Ма‘асер ришон , то есть первая десятина, принадлежат, согласно Чис. 18:21-24, левитам, которые в свою очередь должны отделить от полученного десятую часть, называемую трумат ма‘асер , в пользу кохенов (потомки Аарона).

-Ма‘асер шени - вторая десятина (Втор. 14:22) - отчислялась от урожая, оставшегося после отделения первой десятины. В дни паломнических праздников её следовало привезти в Иерусалим для употребления самим владельцем, его семейством и его гостями, а также нищими и неимущими паломниками

-Ма‘асер шлиши (третья десятина) называется так, по-видимому, потому, что она взималась в третий год семилетнего цикла. Другое её название ма‘асар ани («десятина для бедного»), так как она предназначалась для неимущих (сирот, вдов, левитов и прозелитов; Втор. 14:27-29) и была важным требованием социального законодательства о дарах беднякам

-Ма‘асар бехема - десятина, отделявшаяся от приплода скота. Об обязанности отделения этой десятины, а также о способе её отделения говорится в книге Левит (27:30-33) и у пророка Иехезкеля (34:12-20, 37). Согласно Мишне (Бр. 9), закон, обязывающий скотовода отделять ма‘асар бехема , имел силу как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре, при существовании Храма и при отсутствии его. После разрушения Второго храма эта практика была прекращена.

-Ма‘асар ксафим - денежная десятина. В Талмуде (ТИ., Пеа 1:1; ТБ., Кт. 50а) рассказывается о том, как Санхедрин (см. Синедрион) в городе Уша постановил жертвовать 1/5 дохода на благотворительные нужды. Эта история послужила в более поздних поколениях основанием для создания халахи, согласно которой состоятельный человек должен отделять десятину от своих доходов на благотворительные нужды (Ш. Ар. ИД. 249:1). (источник еврейская энциклопедия)

Десятина в Западной Европе

История

На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения.

Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах, назывались десятильниками . В их обязанности входил, в том числе, сбор средств с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появились десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».

Десятина в Османской империи

После турецкого завоевания Болгарского царства , на территории Болгарии турецкими властями была введена феодальная рента в пользу турецких феодалов («

[евр. , ; греч. δεκάτη; лат. decima], в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10-й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины.

Ветхий Завет

О Д. впервые упоминается в истории о патриархе Аврааме, к-рый передал 10-ю часть военной добычи Мелхиседеку, царю Салима и священнику Бога Всевышнего (Быт 14. 18-20; христологическое толкование см.: Евр 7. 4-9). Патриарх Иаков в Вефиле обещал отдать Богу Д. из всего, что имеет, если Он сохранит его в пути и поможет благополучно вернуться домой (Быт 28. 20-22). Несмотря на то что эти повествования, по-видимому, указывают на древнейшие центры принесения Д. (Иерусалим и Вефиль), они не могут свидетельствовать о том, что эта практика была регулярной или общеобязательной в подразумеваемый исторический период. Наиболее раннее свидетельство о регулярной Д.- слова из Книги пророка Амоса: «Приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня» (Ам 4. 4; VIII в. до Р. Х.).

В кн. Исход содержится предписание приносить начатки плодов (Исх 23. 16, 19; 34. 26), но не уточняется, является ли Д. их частью или отдельным приношением (ср.: Втор 26. 1-14; Неем 12. 44). Согласно кн. Числа, левиты, не имеющие земельного надела, получают Д. за служение (Числ 18. 19-21). При этом они сами должны отдавать Д. священникам из всего, что получают, «десятину из десятины» (Числ 18. 26), «из всего лучшего» (Числ 18. 29). Согласно кн. Левит, Д. можно выкупить, приложив «к цене ее пятую долю» (Лев 27. 31). При отделении Д. запрещается подбирать скот по качеству или заменять одно животное другим, в противном случае и то и др. животное объявляются святыней и изымаются (Лев 27. 32-33).

Наиболее подробные указания о Д. содержатся в кн. Второзаконие, согласно к-рой следует ежегодно отделять и вкушать «пред Господом», т. е. в святилище, от хлеба, вина, елея и первенцев крупного и мелкого скота (Втор 12. 17-18; 14. 22-23). В случае удаленности святилища разрешается продать урожай и скот, а на вырученные деньги купить около святилища все необходимое и разделить трапезу со своим семейством (Втор 14. 24-26). Каждый 3-й год Д. передается не в храм, а левитам, пришельцам, сиротам и вдовам (Втор 14. 27-29). При отделении Д. читается особая молитва (Втор 26. 13-15).

Главная цель приношения Д.- научиться бояться Господа (Втор 14. 23). Основной богословской предпосылкой отделения Д. была, по-видимому, убежденность в принадлежности земли и ее плодов Богу (Пс 23. 1), давшему ее Израилю во владение (Втор 26. 10). Поэтому пророки называли неуплату Д. «обкрадыванием Бога» (Мал 3. 8).

В Первой книге Царств говорится о том, что прор. Самуил предупреждал евреев, пожелавших выбрать царя, что тот будет забирать Д. себе (1 Цар 8. 15-17). В то же время при царе Езекии Д. в пользу храма было собрано так много, что пришлось построить специальные хранилища (2 Пар 31. 4-12). В послепленную эпоху сбор Д. для поддержания храма был восстановлен Неемией (Неем 10. 32-39; 12. 44-45; 13. 10-13). При этом сообщается, что левиты вместе со священниками отправлялись по городам Иудеи для сбора Д.

В научной лит-ре существует неск. теорий происхождения и развития института Д. Большинство исследователей XIX-XX вв. стремились согласовать свидетельства ВЗ, выстроив их в том или ином хронологическом порядке. По мнению Ю. Велльгаузена , в истории библейской Д. можно выделить 3 этапа (Wellhausen . 1905). Изначально она приносилась наряду с др. жертвами добровольно и непосредственно Богу (т. е. без посредничества священников и левитов) в племенных святилищах, где потреблялась самими жертвователями во время священной трапезы. На следующем этапе Д. стала приноситься регулярно (ежегодно) в главном святилище в Иерусалиме, а в священных трапезах принимали участие и левиты. Кроме того, часть Д. (каждый 3-й год) оставлялась на местах для поддержания левитов и неимущих. На 3-м этапе Д. стала собираться и потребляться левитами в Иерусалиме. На этой стадии к Д. от продуктов земледелия добавилась Д. от стад. Выплату Д. священникам и царю Велльгаузен считал позднейшим развитием концепции Д. Й. Кауфман и его последователи предложили др. теорию, согласно к-рой Д. изначально приносилась священникам местных святилищ, на начальном этапе - добровольно, как вотивный дар. И только впосл. она стала собираться централизованно и регулярно (Kaufmann . 1960). По мнению Дж. Милгрома, свидетельства Пятикнижия о Д. не противоречат, а дополняют друг друга (Milgrom . 1976). О добровольности приношения Д. на раннем этапе можно лишь предполагать, поскольку все сообщения свидетельствуют о ежегодной и фиксированной Д. Главной целью Д. всегда оставалось содержание левитов и священников, служивших в святилищах. При Неемии система изменилась: левиты собирали Д. в городах по всей Иудее, а затем отделяли 10-ю часть священникам в Иерусалиме. Ряд совр. ученых доказывают, что, несмотря на позднейшие толкования установлений о Д., в Пятикнижии всегда говорится об одном и том же приношении, меняется только способ его распределения (Averbeck . 1997. P. 1047-1050).

Эллинистический и римский периоды

Различие между разными видами Д. проводится более отчетливо. В Книге Товита рассказывается о том, как Товия ходил в Иерусалим на ежегодные праздники и одну Д. приносил левитам, др. продавал и издерживал в Иерусалиме, а 3-ю «давал, кому следовало» (Тов 1. 6-8, по тексту Ватиканского кодекса). В Книге Юбилеев говорится о Д., к-рая отделяется левитам, и о 2-й Д., к-рую следует вкушать каждый год в Иерусалиме, причем особо предписывается отдавать Д. от скота священникам (Юб 32. 8-15); список продукции, облагаемой Д., расширяется (Д. «от всего», «от человеков до скота, от золота до сосудов и одежд» - Юб 32. 2; ср.: Товит по тексту Синайского кодекса).

Иосиф Флавий утверждает, что Моисей предписал отделять 2 Д. каждый год, а 3-ю - в 3-й и 6-й годы 7-летнего цикла (Ios . Flav . Antiq. IV 8. 22. 240; ср.: Товит 1. 6-8 по тексту Синайского кодекса). Т. о., в течение 7-летнего цикла в общей сложности отделялось 14 десятин. Насколько эта картина отражает реальную практику, определить невозможно, но бремя, ложившееся при такой системе на земледельцев, должно было быть очень тяжелым. В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, содержится наставление нравственного характера о Д.: «При всяком даре имей лицо веселое и в радости посвящай десятину» (Сир 35. 8). По свидетельству Иосифа Флавия, Д. на местах в период Второго храма собирали непосредственно священники, для многих из них она была единственным источником существования (Ios . Flav . Antiq. XX 8. 8. 181, 9. 2. 206; Idem . Vita. 63, 80). Филон Александрийский отмечает, что священники брали все необходимое из хранилищ при храме уже не как дары народа, а как то, что дано им Богом (Philo . De spec. leg. I 152).

Среди кумран. находок Д. упоминается всего 5 раз в т. н. Храмовом свитке, где говорится о Д. от военной добычи, к-рая отдается царю (11 QT 58. 12-13), и о том, что Д., полагающиеся священникам, должны быть отделены от Д., жертвуемых простому народу (Ibid. 37. 8-10).

Эллинистические правители, а впосл. и рим. власти оставили систему взимания Д. в пользу храма и священства без изменений (1 Макк 10. 31; 11. 35; Ios . Flav . Antiq. XIV 10. 6. 203). Существуют свидетельства о том, что какие-то изменения в практику Д. пытались внести Хасмонеи (mSota 9. 10; mMa"aser Sheni 5. 15). Несмотря на то что содержание реформ точно неизвестно, по-видимому, их главной причиной была необходимость содержать армию, поскольку Хасмонеи вели многочисленные войны, а в Законе Моисеевом это не было предусмотрено. Кроме того, Иудея, в послепленную эпоху практически постоянно находившаяся во внешнеполитической зависимости, подобно мн. государствам этого региона, жила при системе двойного налогообложения - наряду с традиц. выплатами на поддержание храма существовали налоги в пользу правителей (вероятно, некоторые из них взимали и Д.- Sanders . 1992).

Новый Завет

Заповедь об отделении Д. прямо не отменяется, но и не предписывается. Господь обличает книжников и фарисеев, к-рые дают Д. «с мяты, аниса и тмина», за то, что, исполняя мельчайшие предписания Закона Моисеева, они оставили самое главное в нем - «суд, милость и веру» (у евангелиста Луки - «суд и любовь Божию»),- говоря, что «сие надлежало делать и того не оставлять» (Мф 23. 23; Лк 11. 42). Характерно, что отделение Д.- это то, чем гордится фарисей из притчи (Лк 18. 12).

В Посланиях ап. Павла нет прямых упоминаний о церковной Д. Однако ап. Павел неоднократно писал о возможности и необходимости материального обеспечения служащих Церкви (1 Кор 9. 13-14) и об обязанности заботиться о нищих и помогать бедным общинам (1 Кор 16. 1; Гал 2. 10). Не устанавливая никаких норм, ап. Павел призывал христиан жертвовать добровольно, «по расположению сердца» (2 Кор 9. 7), сколько «позволит состояние» (1 Кор 16. 2).

Ранняя Церковь

О регулярных приношениях в пользу нуждающихся и служителей сообщают мн. раннехрист. авторы (Didache. 4. 6-8; 13. 1-7, где упом. не только плоды земли, но и деньги; Iust . Martyr . I Apol. 67; Orig . In Ios. 17. 3). Однако долгое время Д. рассматривалась как иудейский обычай (Iren . Adv. haer. 4. 18. 2), превзойденный христианством и оставшийся в прошлом (Orig . In Num. 11. 2). Поэтому есть основания предполагать, что по крайней мере до нач. III в. регулярной практики отделения Д. в Церкви не было. Но уже в сер. III в. св. отцы высказывали сожаления в связи с тем, что по причине оскудения веры христиане не хотят даже 10-ю часть своего имущества передать Церкви для раздаяния неимущим (Cypr . Carth . De unit. Eccl. 1. 26).

Впервые о необходимости отделения Д. в пользу Церкви и клира говорится в Дидаскалии апостолов . Объяснением этой практики служат рассуждения о том, что «декада» означает имя Божие, поскольку имя Иисус начинается с евр. буквы «йод» (или греч. «йота»), имеющей числовое значение «10» (Didasc. Apost. IX; ср.: «десятина спасения, начало имени Иисусова» в Const. Ap. II 26. 2). Дополнительным аргументом служит символическое отождествление христ. священнослужителей с ветхозаветным храмовым священством. Апостольские постановления предписывают отделять Д. епископу и др. клирикам (Const. Ap. II 26. 1, 34. 5, 35. 3), а также сиротам, вдовам, нищим и странникам (Ibid. VII 29; ср. добровольные приношения в: Ibid. II 25. 2, 27. 6; III 4. 2). В этом же памятнике имеется указание о том, что епископам, священникам и диаконам полагаются начатки, тогда как Д. должна идти на пропитание низших клириков, дев, вдов и нищих (Ibid. VIII 30). О необходимости отделения Д. в пользу священников говорит блж. Иероним (Hieron . In Malach. 3. 7). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин упоминает о благочестивом обычае егип. крестьян ежегодно приносить Д. в мон-ри (Ioan . Cassian . Collat. 21. 1-8). В то же время свт. Иоанн Златоуст отмечает, что для его современников обычай отделения Д. в пользу Церкви был удивителен (Ioan . Chrysost . In Eph. 4. 4). По мнению блж. Августина, Д.- это тот минимум, к-рый должен отделять каждый христианин, чтобы превзойти книжников и фарисеев (Aug . Serm. 9. 12. 19; 85. 4. 5).

А. А. Ткаченко

Средние века

Институционализация Д. начинается не ранее IV-V вв. К кон. IV в. в зап. части Римской империи внесение 10-й части доходов на церковные и благотворительные нужды воспринималось как моральное обязательство каждого христианина (Viard . 1909. P. 42-44). Однако, несмотря на это, юридическое оформление Д. происходит не ранее VI в. В V в. еще не разработаны юридические нормы, регулирующие внесение Д., не установлено, на какие именно нужды должны быть переданы собираемые средства, не определено, следует ли употреблять Д. на содержание священнослужителей, или же она должна быть использована исключительно на нужды благотворительности. В Галлии на Турском Соборе 567 г. и Маконском 585 г. Д. получает оформление как налог в пользу Церкви, регулируемый церковным правом и употребляемый на строго определенные нужды. В Британии Д. была введена в VII в.

На Востоке Д. не получила такого распространения, как на Западе. Известна, в частности, конституция императоров Льва и Антемия, в которой священнослужителям запрещалось принуждать верующих к выплатам в пользу Церкви под угрозой различных прещений. Хотя в конституции не употребляется термин decima, речь идет о начатках и, по всей видимости, о выплатах, аналогичных Д., к-рые, по мнению императоров, верующие должны совершать добровольно, без всякого принуждения (CJ. I 3. 38(39). 2-6).

Е. В. Сильвестрова

Русская Церковь

На Руси церковная Д. не взималась регулярно. Первое упоминание о ней содержится в древнейшем из известных русских юридических актов - Уставе кн. Владимира. Устав содержит перечень лиц и дел, подлежащих суду митрополита. Перечень предваряется сообщением о пожаловании Д. от всех княжеских доходов на содержание каменного собора, получившего в связи с этим название «Десятинной церкви», и всей митрополии (Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. М., 1984. Т. 1: Законодательство Древней Руси. С. 40).

В удельную эпоху Д. вводилась в отдельных княжествах. Принципиальное отличие Д., существовавшей на Руси, от западной заключалось в том, что она взималась не со всего населения, а только с княжеских доходов на основании пожалования и поэтому была многократно меньшей, чем на Западе. Для сбора Д. при епископских кафедрах учреждалась должность десятильников.

Впоследствии десятинами на Руси стали называть округа, на которые делилась епархия. В соответствии с этим десятильниками, или десятинниками, стали называть чиновников (дворян и детей боярских), назначавшихся архиереями для начальствования в таких округах. Облеченные административными и судебными полномочиями, они ведали в т. ч. и сборами даней с монастырей и приходов в пользу архиерейского дома - своего рода Д., размер которых однако не обязательно составлял 10-ю часть доходов.

После Стоглавого Собора 1551 г. помимо десятильников стали поставляться поповские старосты и в качестве их помощников десятские священники. Поповские старосты и десятские священники стали по преимуществу выполнять судейские функции по отношению к клирикам. В XVII - 1-й пол. XVIII в. священники, к-рых назначали для управления округами внутри епархии, назывались также протопопами и заказчиками. Впоследствии общеупотребительным наименованием подобной должности становится «благочинный». Впервые это слово употреблено по отношению к поповским старостам в «Наказе поповским старостам» 1698 г. патриарха Адриана.

После упразднения должности поповских старост в 1764 г. священники, управляющие частями епархии, стали именоваться исключительно благочинными. Соответственно сами эти части епархии называются с этих пор благочинническими округами или благочиниями.

Прот. Владислав Цыпин

Лит.: Любимов Г . М ., свящ . Историческое обозрение способов содержания христ. духовенства со времен апостольских до XVII-XVIII вв. СПб., 1851; Uhlhorn G . Die christliche Liebesthätigkeit in der alten Kirche. Stuttg., 18822; Wellhausen J . Prolegomena zur Geschichte Israels. B., 19056; Landsell H . The Sacred Tenth, or Studies in the Tithe-Giving, Ancient and Modern. L.; N. Y., 1906. Grand Rapids, 19552. 2 vol.; Viard P . Histoire de la dîme ecclésiastique, principalement en France, jusqu"au décret de Gratien. Dijon, 1909; Lesne E . Histoire de la propriété ecclésiastique en France. Lille; P., 1910-1943. 6 vol.; Babbs A . The Law of the Tithe As Set Forth in the Old Testament. N. Y., 1912; Leclercq H . Dîme // DACL. 1920. T. 4. Col. 995-1003; Boyd C . E . The Beginnings of the Ecclesiastical Tithe in Italy // Speculum. 1946. Vol. 21. N 2. P. 158-172; eadem . Tithes and Parishes in Medieval Italy. Ithaca, 1952; Kaufmann Y . The Religion of Israel. Chicago, 1960; Дандамаев М . А . Храмовая десятина в поздней Вавилонии // ВДИ. 1965. № 2. С. 14-34; он же . Подати и повинности в Передней Азии в VII-IV вв. до н. э. (626-330) // Подати и повинности на Древнем Востоке: Сб. ст. / Отв. ред.: М. А. Дандамаев. СПб., 1999. С. 64-81; Vischer L . Tithing in the Early Church / Transl. R. C. Shulz. Phil., 1966; Weinfeld M . Tithe // EJud. 1972. Vol. 15. P. 1156-1162; Salonen E . Über den Zehnten im alten Mesopotamien: Ein Beitr. z. Geschichte d. Besteuerung. Helsinki, 1972. (Studia Orientalia; 43/4); Heltzer M . The Rural Community in Ancient Ugarit. Wiesbaden, 1976; Milgrom J . Cult and Conscience: the Asham and the Priestly Doctrine of Repentance. Leiden, 1976; Hawthorne G . F . Tithe // NIDNTT. 1978. Vol. 3. P. 851-855; Jagersma H . The Tithes in the Old Testament // Remembering All the Way / Ed. B. Albrektson. Leiden, 1981. P. 116-128. (Oudtestamentische Studien; 21); Jaffee M . The Mishnah"s Theology of Tithing: A Study of Tractate Maaserot. Chico, 1981; Baumgarten J . M . On the Non-literal Use of /δεκάτη // JBL. 1984. Vol. 103. P. 245-251; Sanders E . P . Jewish Law from Jesus to the Mishnah: Five Studies. L.; Phil., 1990; idem . Judaism: Practice and Belief (63 BCE-66 CE). L.; Phil., 1992; Herman M . Tithe as Gift: The Institution in the Pentateuch and in Light of Mauss"s Prestation Theory: Diss. San Francisco, 1991; Averbeck R . E . // NIDOTTE. 1997. Vol. 2. P. 1035-1055; Лебедев А . П . Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X в. СПб., 2006.

И других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор. ;).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    -Ма‘асер ришон , то есть первая десятина, принадлежат, согласно Чис. 18:21-24, левитам, которые в свою очередь должны отделить от полученного десятую часть, называемую трумат ма‘асер , в пользу кохенов(потомки Аарона).

    -Ма‘асер шени - вторая десятина (Втор. 14:22) - отчислялась от урожая, оставшегося после отделения первой десятины. В дни паломнических праздников её следовало привезти в Иерусалим для употребления самим владельцем, его семейством и его гостями, а также нищими и неимущими паломниками

    -Ма‘асер шлиши (третья десятина) называется так, по-видимому, потому, что она взималась в третий год семилетнего цикла. Другое её название ма‘асар ани («десятина для бедного»), так как она предназначалась для неимущих (сирот, вдов, левитов и прозелитов; Втор. 14:27-29) и была важным требованием социального законодательства о дарах беднякам

    -Ма‘асар бехема - десятина, отделявшаяся от приплода скота. Об обязанности отделения этой десятины, а также о способе её отделения говорится в книге Левит (27:30-33) и у пророка Иехезкеля (34:12-20, 37). Согласно Мишне (Бр. 9), закон, обязывающий скотовода отделять ма‘асар бехема , имел силу как в Эрец-Исраэль, так и в диаспоре, при существовании Храма и при отсутствии его. После разрушения Второго храма эта практика была прекращена.

    -Ма‘асар ксафим - денежная десятина. В Талмуде (ТИ., Пеа 1:1; ТБ., Кт. 50а) рассказывается о том, как Санхедрин (см. Синедрион) в городе Уша постановил жертвовать 1/5 дохода на благотворительные нужды. Эта история послужила в более поздних поколениях основанием для создания халахи, согласно которой состоятельный человек должен отделять десятину от своих доходов на благотворительные нужды (Ш. Ар. ИД. 249:1). (источник еврейская энциклопедия)

    Десятина в Западной Европе

    История

    На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения.

    В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века , не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау , Бавария , оба Гессена , Баден , Вюртемберг , Ганновер , Саксония , Австрия , Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.

    В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (англ. prediales ) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge . Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.

    Десятина в России

    Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не со всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньше). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются

    Церковная десятина в Библии. Нужно ли христианину платить десятину?

      ВОПРОС ОТ ГЕВОРГА
      Приветствую. Назрел серьезный вопрос относительно десятины. Десятина Ветхого завета не имеет ничего общего с Новым заветом. А если даже ее платить, то отдавать бы ее надо животными и плодами, как это написано в Библии, например, в Лев.27:30,32.

    Сегодня в ряде христианских церквей отрицается необходимость возвращать десятину Богу. Обоснования этому как минимум два:

    1. Закон Божий отменен и поэтому заповедь о десятине тоже отменена.
    2. Сегодня в Новом Завете уже нет храма, нет левитского священства и поэтому десятину платить — возвращать теперь некому.

    Давайте разберем аргументы и контраргументы по этому вопросу.

    По пункту 1 , касаемому якобы отмененного закона, кратко говорить сложно. Вопрос актуальности Божьего закона рассмотрен в других моих материалах, например, а также в моей книге “Возвращаясь к истокам христианского вероучения” в разделе . Странно, что люди считают Божий закон отмененным, опираясь на несколько спорных высказываний апостола Павла, вырванных из контекста, но игнорируют массу его других высказываний, где он хвалил закон.

    Подумайте, чтобы отменить заповеди Бога, выбитые Им лично на Камне, и продиктованные Моисею для записи в Закон, нужно что-то более существенное, чем несколько спорных высказываний одного из апостолов. Чтобы отменить заповеди, которые соблюдал Божий народ многие столетия.., заповеди, в нарушении которых народ обличали все пророки, нужно что-то большее, чем пара-тройка спорных фраз апостола Павла, про которого в Библии 2Пет.3:16 прямо написано, что он пишет в своих посланиях “нечто неудобовразумительное”, что многие неправильно понимают к собственной своей погибели.

    Если бы закон был отменен по повелению Бога, то об этом должен был постоянно учить Иисус. Но, наоборот, Иисус учил правильному соблюдению закона и говорил, что “беззаконники” погибнут (Матф.7:23; Матф.13:41,42; Откр. 22:14,15). Об отмене закона должны были усердно учить все апостолы, но все апостолы, включая самого Павла, множество раз цитировали заповеди и говорили об их важности для христиан. Апостолами прямо написано, что именно соблюдение заповедей Божьих показывает нашу любовь к Богу и людям, а также будет учитываться при наследовании Царствия Небесного (2 Пет. 2:9; 1 Иоан. 2:4; 1 Иоан. 5:3; Иак. 2:8-10; Рим. 3:31; Рим. 7.12,14,16,22; Рим. 8:7; 1 Кор. 7:19; 1 Кор. 6:9,10; 1 Кор. 9:9,10,20,21; Гал. 5:19-21; Еф. 5:3-5; Откр. 12:17; Откр. 14:12).

    Кроме того, странно, что христиане, заявляющие, что Божий закон отменен, скрупулезно стараются выполнять многие его заповеди (например, о блуде, прелюбодеянии, гомосексуализме, о лжи, идолопоклонстве, волшебстве и т.д. и т.д.). В некоторых общинах даже исключают из церкви верующих нарушающих эти заповеди… Но при этом, соблюдая одни Божьи заповеди, эти христиане закрывают глаза на некоторые другие заповеди Господа, в частности о субботе и десятине.

    Итак, мы не можем заявить, что Божий закон полностью отменен и потерял актуальность.

    По пункту 2. Безусловно, не все заповеди из закона Моисея остались актуальными для христиан, ведь сейчас действительно нет храма и левитского священства, а значит обрядовые заповеди, которые имели отношения храмовому служению, сосредоточенному на очищении людей от грехов, исполнились в Иисусе Христе.

    Сам Господь Иисус дал четкое пояснение относительно актуальности Божьих заповедей в Нагорной проповеди:

    «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (выполнять, соблюдать). Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля (не закончится этот мир), ни одна иота или ни одна черта (знаки и буквы) не прейдет (не упразднится) из закона , пока не исполнится все (каждая буква и знак). Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших (несложных) и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит (будет исполнять) и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф.5:17-19)

    Что мы прочли? Иисус четко здесь пояснил, что в Царствии Небесном нарушающих заповеди назовут мизерными верующими, и что любая заповедь не отменится (не прейдет), пока не закончится этот мир или пока не исполнится ее предназначение.

    Мы понимаем, что обрядовые заповеди закона Божьего, были прообразами служения Иисуса Христа по очищению людей от грехов. То есть обрядовые заповеди исполнились в Иисусе Христе, то есть теперь не актуальны. Но исполнилась ли заповедь о десятине?

    Конечно, сегодня нет храма и ветхозаветного священства, а десятина отдавалась именно ветхозаветным священникам и левитам. Получается теперь десятину отдавать некому, а значит и не надо?

    Давайте проанализируем тексты Библии, где устанавливается десятина и говорится о ее целевом использовании.

    Когда верующие начали возвращать Богу десятину?

    Впервые о возвращении десятины Богу мы читаем в первой книге Библии Бытие. Авраам возвратил десятину Божьему священнику Мелхиседеку.

    «Мелхиседек … был священник Бога Всевышнего, … [Аврам] дал ему десятую часть из всего» (Быт.14.18-20).

    «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною …, и будет Господь моим Богом, … из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт.28.20-22).

    Заметьте, что Авраам, как и его внук Иаков (Израиль), оба патриархи веры, отдавали Богу десятую часть, а не пятую и не двенадцатую или пятнадцатую. При этом Библия говорит о том, что Авраам знал и исполнял Божий закон (см. Быт.26:5). Также в книге Бытие мы видим названия жертвоприношений и пять видов жертвенных животных (тельцы, овны, козлы, голуби, горлицы), которые повторяются в точности в законе Моисея. Случайно ли это? И также в законе Моисея повторяется десятина. Это простое совпадение? Сколько в мире существует животных, сколько вариантов процентов религиозного сбора, сколько вариантов названий жертв? Огромное количество! Но Божьи наставления из книги Бытие четко повторяются в законе Моисея! Сколько процентов случайного совпадения по теории вероятности? Ничтожный мизер близкий к нулю! Конечно, никакой случайности нет и быть не может, ведь Бог неизменен. Есть масса подтверждений тому, что закон Божий был задолго до Синая. Некоторые из них рассмотрены в материалах, посвященных жертвам и .

    Авраам жил по Божьему закону еще задолго до того, как закон был зафиксирован в письменном виде! До Синайского откровения Божьи законы передавались из уст в уста. Именно поэтому патриархи отделяли ровно 10%! Авраам отдал десятину Мелхеседеку. А кому отдавал десятину Иаков? Мы точно не знаем, но видимо тоже Мелхеседеку, или его приемникам. Картину дополняет тот факт, что в Салиме, где был священником Мелхиседек, находилось Божье жилище: «И было в Салиме жилище Его» (Пс. 75:3).

    Моисею Господь дал наказ точно записать весь Его закон в виде заповедей -наставлений. О десятине в законе говорится, как об обязательной заповеди:

    «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Левит.27:30)

    В этом тексте говорится о том, что десятина из всего на земле – это святыня, принадлежащая Господу. Данная заповедь не только указывает на необходимость возвращения десятины, но и поясняет, почему это нужно делать: десятина – это святыня! Святыня – это отделенное, священное, принадлежащее Господу.

    В Библии много текстов, которые прямо говорят о том, что всё, находящееся на Земле является Божьей собственностью:

    «Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор» (Пс. 49:10; см. также Втор. 10:14; Агг. 2:8)

    Господь Творец и владыка всего. И чтобы человек этого не забыл, Бог установил десятину – как Свою святыню. Благодаря этой заповеди верующие всегда чувствуют свою зависимость от Бога и благодарят Его за благословения, см. Втор. 8:10-18.

    На какие цели шла десятина

    Теперь посмотрим, на какие цели шла десятина:

    из всего , что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Чис.18:21, c м. также Чис.18:24)

    Данный текст поясняет, что левиты – израильтяне из колена Левия, должны были обеспечивать функционирование храма – скинии, а чтобы не иметь необходимости зарабатывать себе на пропитание, все остальные 11 колен Израиля должны были их содержать за счет священного налога – десятины.

    При этом левиты, должны были отделять от полученных десятин собственную десятину священникам из рода Аарона. Род Аарона тоже входил в колено Левия, но лишь ему было поручено священнодействие внутри храма.

    «Объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, … и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику» (Чис.18:26 -28)

    Тот факт, что левиты тоже должны были возвращать десятину, говорит о ее особой святости и о воспитательной функции, то есть десятина должна была всегда на деле демонстрировать почтение к Творцу и укреплять доверие у верующих к Нему. Вспомните, что говорится в книге Малахии:

    «Принесите все десятины.., и хотя в этом испытайте Меня , говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:10)

    Из приведенных выше текстов видно, что святыня-десятина шла на содержание храма и служителей. Но давайте подробнее перечислим на какие цели шла десятина.

    Согласно Библии раньше десятина имела следующие цели:

    1. Поддержание функционирования храма. В храм приходил народ для принесения жертв (за грехи и благодарения), для молитв Господу, для воспевания Ему хвалебных гимнов . Также при храме проводились собрания верующих для изучения Божьего закона ;
    2. Содержание всех Божьих служителей — левитов и священников (с их семьями). Они учили народ закону Божьему (см. 2 Пар.17:7-9), сближали людей с Богом , обеспечивали функционирование храма и непосредственно служили в храме;
    3. Воспитательная цель – .

    В Новом Завете нет храма, священников и левитов, но есть:

    1. Молитвенные дома, где проходят собрания, посвященные Богу, молитвы и пение благодарения Господу, а также изучается Библия ;
    2. Божьи служители, которые также как и в ветхозаветное время посвящают свою жизнь на обучение народа воле Божьей и сближению людей с Господом ;
    3. Воспитательная цель – укрепление веры и доверия к Богу .

    Даже при таком поверхностном сравнении, видно, что несмотря на отсутствие в Новом завете храма и священства, их роли частично перешли на другие религиозные строения и служителей.

    Что Новый завет говорит о десятине

    Более того, в Новом Завете даже есть указание на прямую связь между ветхозаветными священниками и новозаветными служителями, после чего делается вывод, что верующие как ранее содержали священников, так сегодня должны содержать служителей.

    «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? … Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:13,14)

    А на что жили священнодействующие? Исключительно на десятину и приношения!

    То есть Апостол проводит параллели между Божьими служителями Ветхого и Нового заветов, а значит и размер содержание входит в эту параллель.

    Есть и другой пример, где Апостол прямо упоминает десятину по отношению к Новозаветному времени.

    В послании к Евреям в 7 главе апостол вспоминает, что Авраам заплатил десятину, когда еще не было священников из Левитов (Быт.14.18-20). И заплатил он ее священнику Мелхеседеку. В послании к Евреям Иисус многократно сравнивается со священником Мелхеседеком. Мелхеседек был прообразом Иисуса на основании Псалма 109:4. Апостол на примере десятины доказывает, что Первосвященник Иисус выше священников Левитов. Вот его логическая цепочка, изложенная в 7 главе. Авраам платил десятину Мелхеседеку. А Левий – основатель священнического рода в это время был внутри Авраама, так как он потомок Авраама. Получается, что сам Левий через Авраама дал десятину Мелхеседеку. А Мелхеседек – это образ Иисуса. То есть, вывод: Иисус выше священник, чем священство Левия.

    Итак, священство Нового Завета – это священство Иисуса по чину Мелхиседека. В этом «чине», естественно присутствует десятина, как и в «чине» Мелхнседека и в «чине» Левия. Принцип финансирования одинаков.

    Прочитаем на эту тему еще одно заявление апостола из послания к Евреям:

    «И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет » (Евр. 7:8).

    Где здесь? На земле. Какие люди берут десятину на земле – обыкновенные, смертные, то есть умирающие. А где там? Сначала определимся — речь идет о Мелхеседеке или Иисусе? Если речь о Мелхеседеке, то он жил на земле в городе Салиме, а если Иисус – то Он на небе. Но, посмотрите внимательно, в этом тексте сравниваются смертные с бессмертным. По сравнению со смертными, он живет , то есть не умирает. Мелхеседек, был смертным человеком, хоть и не было известно о его рождении и кончине, он был великим, но лишь прообразом Иисуса. Вечно живущий – это только Иисус.

    «Сей (Иисус), как пребывающий вечно , имеет и священство непреходящее» (Евр.7:24 )

    В другом месте Писания подтверждено, что только Бог имеет бессмертие:

    «Господь … единый имеющий бессмертие » (1 Тим.6:15,16)

    То есть в Евр. 7:8 мы прочли, что Иисус берет десятины. А как Он их берет? Как десятины нужно теперь отдавать Первосвященнику Иисусу? Ответ в Библии. Согласно священному Писанию Иисус — Глава Церкви, а Его тело — это Церковь на земле.

    «Он (Иисус) есть глава тела Церкви; … Тело Его, которое есть Церковь» (Кол.1:18,24, см. также 1 Кор.12:12-27).

    Итак, Согласно тексту Нового Завета сегодня имеет место перемена священства. Мы имеем Иисуса Первосвященником. Повторим аргументы Нового Завета о десятине:

    1. Апостол в послании к Евреям строит доказательство превосходства священнического служения Иисуса над левитским священством именно на десятине. То есть Иисус — Глава церкви — берет у нас десятину, о чем говорится в Евр 7 главе.
    2. В 1 Кор. 9:13,14 служители церкви Христа сравниваются с ветхозаветными священниками, где прямо дан наказ обеспечивать их также, как ранее народ обеспечивал служение священства.
    3. Ну и конечно факт неизменности Бога и Его закона. Иисус пояснил, что заповедь может быть отменена, только когда исполнится ее предназначение, данное Богом.

    Какие еще нужны доказательства, особенно учитывая то, что Бог неизменен. Неужели раньше Божьих служителей долен был содержать народ на десятину, а теперь Бог скажет, что вместо десятины им хватит 3% или 1% или вообще кто сколько даст? Неужели Бог изменил Свое отношение к Своим служителем?

    История показывает, что в разных церквях многие столетия, так или иначе практиковался сбор с народа десятины на строительство храмов и содержание христианских служителей. Я об этом писал в своей книге в главе о .

    Что входит в десятину?

    Сегодня некоторые христиане признают необходимость уплаты десятины, но относят эту заповедь только к произведениям земли и животноводству. Мол, в заповедях сказано об урожае и скоте. Да, конечно, есть такие тексты. Например,

    «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня… И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу » (Левит.27:30,32)

    Получается, что если учитывать только эти два текста, то действительно сегодня городским жителям десятину возвращать нужно лишь с урожая с дачных участков, если они имеются. А вот жители сельской местности в проигрыше – они должны возвращать десятину со всего урожая на огороде, на поле и из скота.

    Вам кажется справедливым такое толкование Библии? Библия не учит, что только Израильтяне сельхозпроизводители должны были возвращать десятину. А Израильтяне ремесленники нет. Давайте разбираться.

    Во-первых, не нужно Божий закон воспринимать, как закон буквы, ведь он закон духа. По закону буквы, если в заповеди о десятине написано про урожай и скот, значит платить десятину надо только с этого. Но по закону духа, понимается принцип, суть, то есть цель заповеди.

    Богословы знают, что Божий закон не всегда приводит закрытый перечень, а часто дает принцип. Например:

    «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исход 23:4,5)

    Эта заповедь учит о возвращении найденного и о помощи даже врагам.Но в заповеди не говорится о лошади или верблюде, о кошельке и тем более об автомобиле… Получается, что возвращать найденный кошелек с визиткой, или помогать человеку с лошадью не нужно?!Мы должны понимать, что заповедь дает принцип. И таких заповедей много, например, заповедь око за око. Она не говорит о глазах, а дает принцип полного возмещения ущерба потерпевшему от причинителя вреда.

    Вот еще пример.

    «Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы» (Исх.35:3)

    Если понимать заповедь буквально (по закону буквы), то мы не должны пользоваться лампами в субботу и разогревать еду. Но ведь, если учитывать контекст, то тут речь идет о приготовлении пищи, на которую в пустыне уходило много времени и сил, так, что времени у женщины на субботний отдых и возрастание в Боге не оставалось…

    Так и с десятиной. В те времена, Израиль был аграрной страной, то есть были более распространены сельское хозяйство и животноводство, поэтому, когда Бог учил о десятине, Он упоминал то, что распространено. Обратите внимание, Бог не давал заповедь о десятине с полным перечислением, мол, в качестве десятины Вы должны возвращать с перечислением то-то и то-то. Такой заповеди нет. При упоминании десятины Бог в качестве примера приводит дары земли и скот. Это просто принцип.

    Поговорим еще о справедливости. Разве справедливо, если бы десятину платили только земледельцы и животноводы, а остальной народ, в том числе зажиточный (ремесленники, торговцы, ювелиры…), был бы освобожден от десятины, мол, ведь в заповеди не перечислены доходы от иного ремесла.

    Разве наш Бог не есть Бог справедливости?

    Давайте перейдем к Библейским примерам о десятине

    Вспомним историю с Авраамом. Разве после войны в трофеях у него были только скот и плоды земли? Мы читаем, что Авраам отдал Мелхеседеку десятину ИЗ ВСЕГО. Теперь об Иакове. Он убегал из дома. Он еще не знал, каким бизнесом будет заниматься. Может на чужбине ему пришлось бы заняться сельскохозяйственным делом, или животноводством, а может торговлей или скорняжным или плотницким ремеслом. Но он обещал Богу, что будет давать десятину опять таки ИЗ ВСЕГО.

    Теперь давайте посмотрим, что народ Израильский должен был возвращать левитам в виде десятины. Мы знаем, что Бог левитам не дал земли. Получается, что левиты не могли заниматься сельским хозяйством и животноводством. А почему Бог не дал им земли? Цель понятна – чтобы левиты отвечали за духовное состояние израильтян. В их роль входило, как мы отмечали выше, поддержания работы святилища, обучение людей закону Божьему, также священники участвовали в судейских процессах, левиты содержали города-убежища для непредумышленных убийц, левиты переписывали Священное Писание. Нужно понимать, что на один экземпляр Торы нужно было использовать более 40 шкур животных… А также нужны были чернила и т.д. И само переписывание занимало месяцы. Как видите левиты были очень заняты. Неужели Бог повелел израильтянам отдавать десятину левитам только из скота и произведений земли? А готовые продукты в виде масла и меда, Израильтяне левитам не должны были отдавать, так как они не описаны в заповедях Торы? А например, столяры, портные, кожевники, виноделы, медовары, кузнецы… левитам тоже ничего не должны были давать? То есть, неужели Бог хотел, чтобы левиты сами давили масло, изготавливали мебель и ножи, и топоры..? Как они находили время обучаться этому ремеслу, и при этом находили время на выполнение своих прямых обязанностей?

    Кончено, Бог хотел освободить левитов от проблем по содержанию семьи, поэтому Бог прямо в заповеди указал, что левитам нужно давать десятину из всего, что у Израильского народа.

    «А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину ИЗ ВСЕГО , что у Израиля , за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» (Чис.18:21).

    Помните, ту же фразу «ИЗ ВСЕГО» мы встречали в словах Авраама и Иакова. Так что ничего не изменилось. Вот еще пример:

    «И повелел он (царь Езекия) народу, живущему в Иерусалиме, давать определенное содержание священникам и левитам, чтоб они были ревностны в законе Господнем …. нанесли сыны Израилевы множество начатков хлеба, вина, и масла, и меду , и всяких произведений полевых; и (союза «и» нет в оригинале, то есть в этом тексте перечисляются товары десятины) десятин ИЗ ВСЕГО нанесли множество» (2 Пар.31:4,5)

    Посмотрите, мы тут видим продукты ремесла, ведь масло и мед – это не произведения земли, а продукт ремесла, то есть человеку нужно иметь определенные знания, технические приспособления и приложить труд, чтобы получить данный продукт. И далее опять встречаем знакомую уже нам фразу «десятин ИЗ ВСЕГО»

    А вот фраза из Нового завета о десятине ИЗ ВСЕГО. Фарисей считал себя праведным, так как давал «десятую часть ИЗ ВСЕГО, что приобретал» (Лук.18:12 )

    А вот спорный текст, который иногда приводят сторонники аграрной десятины:

    «Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие» (Неем. 10:37).

    Однако в оригинале написано, не “где у нас земледелие”, а стоят слова “где мы трудимся”. Здесь перевод был осуществлен не дословно, видимо переводчик учел аграрную направленность Израиля.

    Десятина из наследства и подарков

    На счет доходов, очевидно, что согласно Библии десятина возвращается из всего . Но есть вопросы на счет наследства и подарков…Тут спорно, так как в Библии прямых упоминаний на этот счет нет. Но давайте вспомним о принципе заповеди о десятине. По моему, суть десятины в возвращении Богу 10% от Его благословений. Вспомните слова Иакова «из всего, что Ты даруешь мне » . А если речь о наследстве, то разве можно смерть родителя назвать благословением? Представьте, что в московской квартире жили мать и дочь – обе пенсионного возраста. Мать умерла, и дочь получила в наследство полквартиры. У нее огромная рыночная стоимость, то есть десятину за всю оставшуюся жизнь не выплатить. Такое наследство разве благословение? Такая десятина может превратиться в тяжкое бремя. Или возьмем подарок. Например, случай из жизни. Неверующий муж дарит верующей жене машину. Как ей вернуть десятину? Машину продать, вернуть десятину и купить другую машину подешевле? Но муж будет в гневе за такой поступок жены. Здесь нужна мудрость, которую надо просить у Бога. Если получили подарок, но не можете вернуть десятину, послужите Богу этим подарком… или как-то по другому. Бог не формалист. Вспомнимте слова Осии и Иисуса: «Я милостихочу, а не жертвы »

    Теперь о второй и третьей десятине

    Библия упоминает еще две десятины. Одна шла на Божьи праздники (см. Втор.14:22-26).Израильтянам нужно было три раза в год на Пасху, Пятидесятницу и в Кущи со всех уголков мира являться в храм. У храма (святилища, скинии), народ жил порой по несколько дней, а в праздник Кущей больше недели. Все это время люди должны были не чувствовать недостатка в еде, а радоваться и прославлять Творца. То есть, вторая десятина шла на дорогу к храму и обратно, которая порой была длинной и затратной, и непосредственно на празднование – пищу и питие –для себя и малоимущих единоверцев, пришедших на праздник.

    Третья десятина упоминается как религиозно-социальная помощь. Каждый третий год Израильтяне должны были откладывать у себя в жилищах десятую часть урожая, чтобы затем малоимущие левиты, сироты, вдовы и даже иноземцы –странники, могли прийти в дом к Израильтянину и поесть и насытиться (см. Втор. 14:27-29; Втор.26:12).

    Подробно вторая и третья десятины не описаны в Библии. Более того, физически эти десятины сейчас исполнить как минимум сложно и даже невозможно. Вторую десятину исполнить нельзя, так как уже нет Божьего храма и соответственно храмовых праздников. А третью десятину непосредственно исполнить сложно, так как мало кто занимается сельским хозяйством и имеет возможность где-то хранить десятую часть урожая, чтобы затем из нее помогать пришедшим малоимущим.

    Поэтому, если мы хотим возвращать Богу и тратить на благие цели столько, сколько уходило у Израильтян, то мы можем взять на себя обязательство помимо десятины-святыни, расходовать еще десятую часть, а точнее тринадцатую часть или даже больше на социальные и миссионерские цели.

    Валерий Татаркин



    Купите новый коттедж в Тюмени Valery Tatarkin
    E-mail: [email protected]
Статьи по теме