Изучение архитектурных памятников домонгольской руси. Системы кладок

Великий Новгород и окрестности

Из 13 домонгольских церквей Великого Новгорода и окрестностей видели все, кроме одной (но нет фотографий трех храмов). Из псковских видели только один, второй нелепым образом пропустили. В новогоднюю покатушку 2016 года дополнили список еще четырьмя храмами Владимирской и Ярославской областей.

Начну с церкви, которая из домонгольских церквей Новгорода мне понравилась больше всех.

Собор Федора Стратилата на Ручью. 1294

Красивое местоположение, внутри музей, где можно увидеть фрески неизвестного новгородского мастера, испытавшего на себе сильное влияние манеры Феофана Грека. Музей платный, стоит около 100 рублей.

Хороша, мне она как-то легла на душу.

2. Церковь Спаса на Нередице 1198

Находится напротив Юрьева монастыря, с другой стороны Волхова, при истоке реки Волхов из озера Ильмень. Рядом Рюриково городище, где по преданию Рюрик основал столицу.

В церкви сохранились фрески, чтобы посмотреть их, надо отдать немножко денежек. Это так во многих новгородских и псковских церквях, они действуют как музеи.

3. Георгиевский храм 1130 Юрьевский монастырь

Несколько раз здесь были, а фоток нормальных нет. Ну пусть будет хоть такой вид от Витославиц, тем более, что собор издали впечатляет больше, чем вблизи.

4. Храм Рождества Богородицы 1226 год. Перынский скит. Фото июнь 2016

5. Благовещенья в Аркажах (на Мячине) 1179

Находится на задворках Новгорода, на кладбище, по пути в Юрьев монастырь и Витославицы. Неожиданно на дороге вырисовывается такое чудо. Место тихое, были около неё два раза, оба раза кроме нас никого не было.

6. Церковь Ильи на Славне (перестроена в XV в.) 1202

Здесь могу ошибаться с идентификацией церкви. Если кто-нибудь поправит, буду признательна.
Церковь Ильи Пророка на Славне находится вдали от людных улиц и традиционных маршрутов туристов. Располагается она на Славенском конце Торговой стороны, одном из пяти районов древнего Новгорода, который получил свое название от поселка Славна, позже вошедшего в состав города.
Издалека вообще трудно понять, что это церковь. Причем, войну эта церковь пережила относительно целой. Это потом с неё сняли купол и сделали многоквартирный дом. Сейчас церковь передана старообрядцам.

7. Николая Чудотворца (Николо-Дворищенский) 1136 Ярославово Дворище. Фото июнь 2016
По возрасту уступает лишь Софийскому собору.

Такой древний храм, к тому же просевший в землю на три метра. Зачем к нему было присобачивать эту хрень с колоннами, ума ни приложу! Без поздних пристроек он смотрелся гораздо красивее и величественнее!

8. Параскевы Пятницы на Торгу 1207 Ярославово Дворище. Фото июнь 2016
К кон. XIX - нач. XX вв. храм дошел со следами многочисленных перестроек, до неузнаваемости исказивших его первоначальный облик. Но всё равно хорош!

9. Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнище) 1192

Эта церковь сейчас пребывает в совсем печальном состоянии. Стоит вся в лесах, вид имеет бомжатский, сходство подчеркивал бомж, обустроивший себе жильё на строительных лесах. И не сфотографировать её было, мешали строительные леса и деревья. Жаль церковку.

10. Собор Рождества Богородицы 1119 Антониев монастырь

Монастырь стоит на берегу Волхова. Мы были тут в жаркий июльский полдень, новгородский народ расслаблялся на расположенном рядом городском пляжу, а здесь было тенисто и тихо. Церковь с пристройками и поздними окнами, которые несколько искажают первоначальный облик. Мне они мешали и даже не верилось, что это 12 век.

11. Софийский собор 1050

Это самый наш известный и самый старый домонгольский собор. Находится в Новгородском кремле.

12.Храм Спаса Преображения 1198 Старая Русса.

Не знаю, как сейчас, но в 2010 году храм был в идеальном состоянии. В нём чувствовался дух времени.

Хотя Старая Русса сейчас готовится к юбилею, так что должно быть всё норм. Этот храм тоже лёг на душу, так как имею слабость к крытым основым лемехом главкам.

13. Церковь Николы на Липне 1292 устье Мсты
Эту не видели, место труднодоступно, на острове, сухопутной дороги туда нет. На острове живут злые собаки. Ну что ж, тем интереснее будет до неё добраться.

Псков

1. Собор Иоанна Предтечи (бывший Ивановский монастырь). В путеводителях он значится как 1240 года постройки, но недавно выяснили, что он старше лет на 80, то приблизительно 1160 год.

Фото мая 2016 года. Храм расположен в стороне от туристических троп, тихое и умиротворенное место.

Рядом с храмом течет Великая, с берега открывается замечательный вид на Псковский Кремль.

2. Спасо-Преображенский собор в Мирожском монастыре. 1153

Монастырь действующий, есть яблоневый сад, где мы втихаря отведали вкусных яблок. Собор же принадлежит не монастырю, а музею, вход за плату. Внутри домонгольские фрески, и это единственные сохранившиеся домонгольские фрески в России.
В 90-ые годы в монастыре случилась некрасивая история с иконописцем отцом Зиноном, которого за то, что он разрешил провести в еще неосвященной надвратной церкви службу католикам, отсранили от должности и по приказу архиепископа Евсевия уничтожили все его работы в Пскове. А росписи были очень интересные, за них Зинон был удостоен Государственной премии РФ.

Ещё мы видели два собора в Старой Ладоге - Георгиевский (1165-1166)

и Успенский (1157-1158, перестроен в XVII веке).

В новогоднюю покатушку дополнили список еще четырьмя храмами.

Владимирская область.

Суздаль. Храм Рождества Богородицы. 1225 год
http://frosya-hod.livejournal.com/75306.html

Юрьев-Польский. Георгиевский храм. 1234 год.
http://frosya-hod.livejournal.com/76626.html

Ярославская область
Переславль-Залесский. Спасо-Преображенский собор. 1160 год.
http://frosya-hod.livejournal.com/77723.html

Смоленск.

Смоленск мы посетили в январе 2017 года и город порадовал нас тремя домонгольскими церквями (больше только в Великом Новгороде!)

1. Церковь Петра и Павла на Городянке. 1146 год.

Самый древний из храмов Смоленска.

История церкви богата и интересна. В годы польской интервенции она успела побывать костелом, а сразу после изгнания поляков к церкви пристроили большую красивую колокольню. Какое-то время церковь Петра и Павла была единым зданием с соседним Варваринским храмом, пристроенным в середине 18 века, но вот уже пятьдесят лет они разделены, чтобы сохранить первоначальный образ древней церкви.

2. Церковь Архангела Михаила (Свирская) на пристани. 1197 год.

Расположена на высоком холме, откуда открываются замечательные виды на Днепр и заднепровские леса. Эта местность ещё интересна тем, что здесь в 1015 году был убит его брат князь Глеб, ставший со своим братом Борисом первыми русскими святыми.

Второе название церкви - Свирская, потому что она стояла на пересечение торговых путей из Северских, или Свирских, земель. Если Петропавловскую крепость польско-литовские войска использовали как костел, то собор Михаила Архангела первое время служил им крепостью, однако после падения города и его обратили в католическую веру.

В 1812 году храм снова пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I.

Удивительно, но во время Великой Отечественной войны храм почти не пострадал, но все же нуждался в реставрации, которую и провели в 1963 году. Спустя пятнадцать лет церковь реставрировали еще раз, чтобы вернуть ей первоначальный облик, удалив множественные наслоения предыдущих веков.

3. Церковь Иоанна Богослова на Варяжках. 1173 год.

В отличие от соседнего Свирского храма, эта церковь стоит на невысоком холме, да и видом попроще.

По словам летописцев, сразу после строительства храм был богато украшен золотом и финифтью и поражал благолепием. При поляках церковь тоже успела побывать костёлом. Была перестроена, пострадала от французов. В конце прошлого века храм был восстановлен.

Оригинал взят у frosya_hod в Домонгольские храмы Руси. Наш список

Пост старый, но с изменениями и дополнениями.
Три домонгольских храма из Смоленска, осмотренных в последнюю новогоднюю покатушку, в конце списка.

«Архитектура Древней Руси. Русь домонгольская» – презентация, которая расскажет о самых значительных памятниках архитектуры домонгольской Руси. Приняв в конце Х века христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная на первых порах их заслонила.

Архитектура Древней Руси. Русь домонгольская

«Не знаем, на небе ли мы были или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и Богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы не можем забыть красоты той»,—

рассказывали посланцы князю Владимиру о своём посещении Софийского собора Константинополя.

«Мы взяли из Византии евангелие и традицию»
А.С. Пушкин

Приняв в конце Х века христианство, киевский князь Владимир принял и которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная на первых порах их заслонила.

С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на продольные части – нефы, четыре опорных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживавшими через паруса световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом.

К подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру; отсюда название системы – крестово-купольная.

Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий – апсид.

Поперечное пространство в западной части храма называлось нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближённые во время богослужения.

Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками.

Наиболее распространённой в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная – стены воздвигали из тонкого кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе – цемянке. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался полосатым, что уже само по себе было решением декоративного оформления экстерьера.

«О, светло-светлая и украсно украшена
земля Русская!

Десятинная церковь

Сразу после принятия христианства в Киеве был построен храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (989-996) – первый известный нам каменный храм Киевской Руси. Десятинная церковь (князь выделил на её содержание десятую часть своих доходов – отсюда и название) была разрушена во время нашествия монголо-татар.

Десятинная церковь была богато «изукрашена»: об этом свидетельствуют фрагменты фресок и мозаик, плит наборного пола, обломки колонн, куски резных капителей обнаруженные археологами на площади, где стояла Десятинная церковь. Это была большая 25-главая шестистолпная церковь, с двух сторон обнесённая пониженными галереями, что придавало пирамидальный облик всему храму.

Десятинная церковь стояла на главной площади города. Тут же располагались княжеский дворец, хоромы дружины и городской знати. Княжеский терем и главные святыни города – соборы – стояли высоко над Днепром, «на горе».

У подножия холма, «на подоле», жили купцы, ремесленники, городская беднота. Киев рубежа Х-ХI века был хорошо укреплённым городом, стена на мощном земляном валу была деревянной, но ворота в ней были каменными.

В 1031-1036 гг. в Чернигове греческими мастерами был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Этот самый «византийский» храм Киевской Руси сохранился до наших дней почти целиком.

София Киевская

В 1037 г. Ярославом Мудрым в Киеве был заложен каменный Софийский собор, пятиапсидный, 13-купольный. Постройка собора связана с окончательной победой войска князя Ярослава над печенегами.

Также как и Десятинная церковь и Спасо-Преображенский собор, София имеет выраженную пирамидальную композицию. Пирамидальность, наращение масс – черты, чуждые византийскому зодчеству.

Ступенчатая пирамидальность, также как многоглавие, была исконно национальной чертой русского зодчества. Наибольшую декоративность фасадам сообщала живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня.

Интерьер Софии Киевской был необычайно богат и живописен: хорошо освещённые алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой.

Столбы нефов, более тёмные боковые помещения под хорами, стены расписаны фресками. Полы были также мозаичными и из шифера. Ши́фер - строительный материал. Первоначально - плиты небольших размеров, изготовленные из глинистых сланцев. Также шифером назывался необработанный глинистый сланец.

Богородица в конхе апсиды Киевской Софии, стоящая с воздетыми руками – канонический тип Оранты (молящейся), — воспринималась киевлянами как образ защитницы города, олицетворение самой «матери городов русских» Её прозвали «Нерушимой стеной». По легенде, пока цела киевская Оранта, будет стоять и Киев.

«Где София, тут и Новгород»

Пятикупольный Новгородский Софийский собор (1045-1050), хотя и строился по образу и подобию Киевского, но всё же значительно отличался от последнего.

Новгородский храм был сложен из камней, скреплённых известковым раствором, впоследствии побеленных штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами, придало ему большую живописность. В Новгородской Софии чувствуется богатырская сила. Недаром собор почитался новгородцами, говорившими: «Где София, тут и Новгород»

София Полоцкая

В 1066 году была построена третья София в Полоцке, техника кладки которого аналогична киевской. Основной объем храма был строго центричен, его внутреннее пространство членилось крещатыми столбами на пять нефов. Храм принадлежал к сложному варианту крестово-купольной системы. Завершался собор семью главами.

Георгиевский собор Юрьева монастыря

В 1119 году князь Всеволод Мстиславич в древнем Юрьевом монастыре возводит каменный собор.

Георгиевский собор, как и Новгородская София, поражает величавостью и массивностью. Он господствует над огромными водными просторами при речном подступе к городу.

Имена древнерусских зодчих в подавляющем большинстве своем нам неизвестны. Но имя создателя Георгиевского собора сохранилось на страницах поздней новгородской летописи - им был «мастер Петр».

Георгиевским собором завершается монументальное княжеское строительство в Новгороде XII века.

В киевскую пору были заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих строительных школ различных древнерусских княжеств эпохи феодальной раздробленности.

Приглашаю заглянуть на мой . Здесь есть маршрут, посвящённый архитектуре домонгольской Руси . Обстоятельное повествование о рождении и устройстве древнерусского храма любознательный читатель моего сайта найдёт на сайте Арзамас.

Удачи!

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Четвертая часть нашего архитектурного ликбеза посвящена развитию древнерусской архитектуры домонгольского периода , являющейся уникальным явлением всемирно-исторического и культурного значения (недаром большинство объектов, о которых пойдет речь в этой части всключены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО , они в тексте обозначены знаком - *** ).

Архитектурный стиль Древней Руси утверждался под явным влиянием византийской архитектурной традиции . Да и значительная часть храмов этого периода (по крайней мере в южной Руси) строилась византийскими мастерами, под их руководством или при их участии.

Например, именно зодчими из Константинополя (при участии, конечно же, местных, русских мастеров) был построен знаменитый Софийский собор в Киеве *** (30-е годы XI века) . К сожалению, от первоначального собора, воздвигнутого при князе Ярославе Владимировиче (Мудром) мало что осталось, поскольку на рубеже XVII - XVIII веков он был перестроен в стиле украинского барокко .

О том, как выглядел первоначальный Софийский собор, мы можем судить лишь по реконструкциям. Если эти реконструкции являются достоверными, то можно сделать вывод, что за образец византийскими строителями был взят одноименный собор Константинополя, ныне называющийся Ак-София.

Макет-реконструкция Софийского собора XI века:


А вот так Софийский собор Киева выглядит сейчас:


Очевидные отличия от архитектуры южной Руси имела Новгородская архитектурная школа , характеризующаяся своей простотой, отсутствием излишней декоративности, приземистостью и монументальностью, которая может показаться даже несколько тяжеловесной.

Софийский собор Великого Новгорода *** (1045 - 1050 гг.):

Церковь Спаса на Нередице *** (ок. 1198 года):

К новгородской архитектуре мы еще обязательно вернемся в следующих частях ликбеза, поскольку её расцвет наступил позже, в XIV - XV веках.

А вот главные шедевры древнерусской архитектуры XII - начала XIII веков сосредоточены на северо-востоке Древнерусского государства (хотя о его существовании как единого целого с середины XII века, а то и раньше, с Любечского съезда 1097 года, вряд ли можно говорить) - во Владимиро-Суздальском княжестве и выделившихся из него удельных отчинах.

Во Владимирской Руси в XII - XIII веках традиции византийской архитектуры были продолжены, но появляются некоторые элементы западноевропейской архитектуры.
Так, в одном из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси церкви Бориса и Глеба в Кидекше *** , построенной в годы княжения Юрия Владимировича Долгорукого (1152 г. ), прослеживаются очевидные параллели с западноевропейским романским стилем .

То же самое можно сказать и о Спасо-Преображенском соборе Переславля Залесского (1152 - 1157):

Интерьер алтарной части Спасо-Преображенского собора:

Своды собора (ну чем не романский стиль?):

Успенский собор Владимира , ставший образцом для одноименного собора в Московском Кремле, по сообщениям В. Н. Татищева, строился при активном участии немецких мастеров, присланных императором Фридрихом Барбароссой по просьбе великого Владимирского князя Андрея Юрьевича Боголюбского .

По реконструкции С. В. Заграевского можно представить себе общий вид Успенского собора времен Андрея Боголюбского, каким этот храм был в 1160 - 1186 годах :

Но уже к 1189 году он был перестроен по инициативе Всеволода Юрьевича Большое Гнездо . И приобрел нынешний вид, в целом сохранившийся до нашего времени.

Собор Успения Пресвятой Богородицы ***

Самым известным в мире шедевром архитектуры владимиро-суздальской школы, безусловно, является крестово-купольная церковь Покрова на Нерли *** (1158 или 1165 гг.?):

Церковь Покрова на Нерли украшена резными рельефами .
Самый известный из них изображает царя Давида, исполняющего псалмы в окружении львов и грифонов:

Но на мой вгляд, не менее ценным шедевром является Дмитриевский собор *** во Владимире , построенный при Всеволоде Большое Гнездо в 1191 - 1197 годах, имеющий 600 великолепных рельефов (!!!) на различные библейские и мифологические темы:

Дмитриевский собор и некоторые его рельефы:

Небольшое отступление:
Тех, кто прикрепил к всемирно известному памятнику архитектуры убогие жестяные водосточные трубы, я бы заставил во время дождя стоять вместо этого убожества с тазиками, ловить каждую струю и вычитать из зарплаты, если не поймают!
Да, гаргулий в древнерусской архитектуре не предусматривалось (впрочем, в это время и в западноевропейской архитектуре их не было), но неужели именно это - лучшее решение?!


Но лучше полюбуемся на прекрасные рельефы собора:

Последним крупным владимирско-суздальской архитектурной школы домонгольского периода является Георгиевский собор в Юрьеве-Польском , построенный в 1230 - 1234 годах, ставший образцом первого каменного храма Москвы - Успенского собора, сооруженного Иваном Калитой в 1326 - 1327 годах.

Современный вид Георгиевского собора:

Его первоначальный вид (реконструкция):

Декоративный рельеф, сохранившийся до нашего времени:

К сожелению, архитектурных памятников домонгольского периода до нашего времени дошло очень мало. Но среди них нельзя не отметить знаменитые, построенные Андреем Боголюбским в 1164 году, Золотые ворота во Владимире *** , являющиеся уникальным сооружением, поскольку были не только оборонительным сооружением, но и парадным (триумфальным) въездом в город, задумывшийся князем как новая столица Руси вместо потерявшего свой столичный статус Киева.

Нельзя также не упомянуть останки одного из немногих замков, столь характерных для Западной Европы, но редких на Руси - Боголюбского замка князя Андрея Юрьевича *** , сооруженного им в 50-60-е годы XII века .

Благодаря реконструкции С. В. Заграевского мы можем представить себе, как выглядел этот замок при жизни его основателя, который в 1174 году был убит в его покоях в результате заговора своих приближенных:

К настоящему времени от замка XII века остались лишь фрагменты, которые можно видеть ниже шатра колокольни храма Рождества Богородицы в Боголюбове (они заметно отличаются от более поздних пристроек стилистически):


Краткий вывод.

Как видим, древнерусская архитектура домонгольского периода развивалась совершенно не изолированно от византийской и западноевропейской культуры зодчества.
Если же проводить параллели с общепризнанными архитектурными стилями, то на мой весьма субьективный взгляд, архитектура Древней Руси наиболее близка стилистически к романскому стилю .


В следующей части мы рассмотрим следующий период развития русской архитектуры - XIV - XVI века.

Так что, продолжение следует...

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Пост старый, но с изменениями и дополнениями.
Три домонгольских храма из Смоленска, осмотренных в последнюю новогоднюю покатушку, в конце списка.

Великий Новгород и окрестности

Из 13 домонгольских церквей Великого Новгорода и окрестностей видели все, кроме одной (но нет фотографий трех храмов). Из псковских видели только один, второй нелепым образом пропустили. В новогоднюю покатушку 2016 года дополнили список еще четырьмя храмами Владимирской и Ярославской областей.

Начну с церкви, которая из домонгольских церквей Новгорода мне понравилась больше всех.

1. Собор Федора Стратилата на Ручью. 1294

Красивое местоположение, внутри музей, где можно увидеть фрески неизвестного новгородского мастера, испытавшего на себе сильное влияние манеры Феофана Грека. Музей платный, стоит около 100 рублей.

Хороша, мне она как-то легла на душу.

2. Церковь Спаса на Нередице 1198

Находится напротив Юрьева монастыря, с другой стороны Волхова, при истоке реки Волхов из озера Ильмень. Рядом Рюриково городище, где по преданию Рюрик основал столицу.

В церкви сохранились фрески, чтобы посмотреть их, надо отдать немножко денежек. Это так во многих новгородских и псковских церквях, они действуют как музеи.

3. Георгиевский храм 1130 Юрьевский монастырь

Несколько раз здесь были, а фоток нормальных нет. Ну пусть будет хоть такой вид от Витославиц, тем более, что собор издали впечатляет больше, чем вблизи.

4. Храм Рождества Богородицы 1226 год. Перынский скит. Фото июнь 2016

5. Благовещенья в Аркажах (на Мячине) 1179

Находится на задворках Новгорода, на кладбище, по пути в Юрьев монастырь и Витославицы. Неожиданно на дороге вырисовывается такое чудо. Место тихое, были около неё два раза, оба раза кроме нас никого не было.

6. Церковь Ильи на Славне (перестроена в XV в.) 1202

Здесь могу ошибаться с идентификацией церкви. Если кто-нибудь поправит, буду признательна.
Церковь Ильи Пророка на Славне находится вдали от людных улиц и традиционных маршрутов туристов. Располагается она на Славенском конце Торговой стороны, одном из пяти районов древнего Новгорода, который получил свое название от поселка Славна, позже вошедшего в состав города.
Издалека вообще трудно понять, что это церковь. Причем, войну эта церковь пережила относительно целой. Это потом с неё сняли купол и сделали многоквартирный дом. Сейчас церковь передана старообрядцам.

7. Николая Чудотворца (Николо-Дворищенский) 1136 Ярославово Дворище. Фото июнь 2016
По возрасту уступает лишь Софийскому собору.

Такой древний храм, к тому же просевший в землю на три метра. Зачем к нему было присобачивать эту хрень с колоннами, ума ни приложу! Без поздних пристроек он смотрелся гораздо красивее и величественнее!

8. Параскевы Пятницы на Торгу 1207 Ярославово Дворище. Фото июнь 2016
К кон. XIX - нач. XX вв. храм дошел со следами многочисленных перестроек, до неузнаваемости исказивших его первоначальный облик. Но всё равно хорош!

9. Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнище) 1192

Эта церковь сейчас пребывает в совсем печальном состоянии. Стоит вся в лесах, вид имеет бомжатский, сходство подчеркивал бомж, обустроивший себе жильё на строительных лесах. И не сфотографировать её было, мешали строительные леса и деревья. Жаль церковку.

10. Собор Рождества Богородицы 1119 Антониев монастырь

Монастырь стоит на берегу Волхова. Мы были тут в жаркий июльский полдень, новгородский народ расслаблялся на расположенном рядом городском пляжу, а здесь было тенисто и тихо. Церковь с пристройками и поздними окнами, которые несколько искажают первоначальный облик. Мне они мешали и даже не верилось, что это 12 век.

11. Софийский собор 1050

Это самый наш известный и самый старый домонгольский собор. Находится в Новгородском кремле.

12.Храм Спаса Преображения 1198 Старая Русса.

Не знаю, как сейчас, но в 2010 году храм был в идеальном состоянии. В нём чувствовался дух времени.

Хотя Старая Русса сейчас готовится к юбилею, так что должно быть всё норм. Этот храм тоже лёг на душу, так как имею слабость к крытым основым лемехом главкам.

13. Церковь Николы на Липне 1292 устье Мсты.

Назовём её условно домонгольской, это первый каменный храм, построенный на Новгородской республике после монгольского нашествия на Русь.

Место труднодоступно, на острове, сухопутной дороги туда нет. Мы ходили сюда зимой, по льду.

Псков

1. Собор Иоанна Предтечи (бывший Ивановский монастырь). В путеводителях он значится как 1240 года постройки, но недавно выяснили, что он старше лет на 80, то приблизительно 1160 год.

Фото мая 2016 года. Храм расположен в стороне от туристических троп, тихое и умиротворенное место.

Рядом с храмом течет Великая, с берега открывается замечательный вид на Псковский Кремль.

2. Спасо-Преображенский собор в Мирожском монастыре. 1153

Монастырь действующий, есть яблоневый сад, где мы втихаря отведали вкусных яблок. Собор же принадлежит не монастырю, а музею, вход за плату. Внутри домонгольские фрески, и это единственные сохранившиеся домонгольские фрески в России.
В 90-ые годы в монастыре случилась некрасивая история с иконописцем отцом Зиноном, которого за то, что он разрешил провести в еще неосвященной надвратной церкви службу католикам, отсранили от должности и по приказу архиепископа Евсевия уничтожили все его работы в Пскове. А росписи были очень интересные, за них Зинон был удостоен Государственной премии РФ.

Ещё мы видели два собора в Старой Ладоге - Георгиевский (1165-1166)

и Успенский (1157-1158, перестроен в XVII веке). Это самый северный из храмов домонгольского периода Руси.

В новогоднюю покатушку дополнили список еще четырьмя храмами.

Владимирская область.

Суздаль. Храм Рождества Богородицы. 1225 год

Юрьев-Польский. Георгиевский храм. 1234 год.

Ярославская область
Переславль-Залесский. Спасо-Преображенский собор. 1160 год.

Смоленск.

Смоленск мы посетили в январе 2017 года и город порадовал нас тремя домонгольскими церквями (больше только в Великом Новгороде!)

1. Церковь Петра и Павла на Городянке. 1146 год.

Самый древний из храмов Смоленска.

История церкви богата и интересна. В годы польской интервенции она успела побывать костелом, а сразу после изгнания поляков к церкви пристроили большую красивую колокольню. Какое-то время церковь Петра и Павла была единым зданием с соседним Варваринским храмом, пристроенным в середине 18 века, но вот уже пятьдесят лет они разделены, чтобы сохранить первоначальный образ древней церкви.

2. Церковь Архангела Михаила (Свирская) на пристани. 1197 год.

Расположена на высоком холме, откуда открываются замечательные виды на Днепр и заднепровские леса. Эта местность ещё интересна тем, что здесь в 1015 году был убит его брат князь Глеб, ставший со своим братом Борисом первыми русскими святыми.

Второе название церкви - Свирская, потому что она стояла на пересечение торговых путей из Северских, или Свирских, земель. Если Петропавловскую крепость польско-литовские войска использовали как костел, то собор Михаила Архангела первое время служил им крепостью, однако после падения города и его обратили в католическую веру.

В 1812 году храм снова пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I.

Удивительно, но во время Великой Отечественной войны храм почти не пострадал, но все же нуждался в реставрации, которую и провели в 1963 году. Спустя пятнадцать лет церковь реставрировали еще раз, чтобы вернуть ей первоначальный облик, удалив множественные наслоения предыдущих веков.

3. Церковь Иоанна Богослова на Варяжках. 1173 год.

В отличие от соседнего Свирского храма, эта церковь стоит на невысоком холме, да и видом попроще.

По словам летописцев, сразу после строительства храм был богато украшен золотом и финифтью и поражал благолепием. При поляках церковь тоже успела побывать костёлом. Была перестроена, пострадала от французов. В конце прошлого века храм был восстановлен.

Архитектура после нашествия монголов

Архитектура домонгольской Руси

Характеристики: высокий уровень техники для строительства, начало формирования собственного архитектурного стиля, мастерство живописцев, стремление выразить христианское мировоззрение.

До конца 10 века на Руси были только деревянные и деревянно-земляные постройки.

С 10 века начинается строительство культурных зданий, церквей и монастырей из камня . Первые деревянные постройки – 13-купольная Новгородская София и храм Бориса и Глеба в Вышгороде.

Самый древний храм из камня, дошедший до нас, – Спасо-Преображенский Собор в Киеве (старше Софии Киевской)

Возводились сооружения в основном под руководством византийских зодчих, поэтому неслучайно, что сложившийся в византийской архитектуре крестово-купольный тип храма стал популярен в древнерусской архитектуре.

В основе строения храмов лежит базилика (от греческого – царский дом) – тип здания, прямопропорциональный, состоящий из нечетного числа нефов (от 3-5), разделенных колонами и столбов (образующих крест). Крестово-купольный храм. На кресты (полоски колонн) кладется купол. Лежит на центральных 4-х колоннах.

В Древнем Риме это здания для торговли, судопроизводства и политических избраний.

Базилика. План: 1 – центральный неф; 2 – боковые нефы; 3 – трансепт; 6 – апсида (хор)

Православных храм произошел от синагоги.

Для древнерусской архитектуры характерны яркие, мягкие и светлые тона, в отличие от темных цветов византийской.

Значения слова «церковь»:

1) Дом бога (перевод)

2) Модель вселенной

3) Корабль спасения

2. Средняя часть храма

3. Притвор

Притвор есть преддверие к храму. Впервые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся к Святому Крещению.

4. Иконостас

5. Престол

6. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Становиться перед престолом, равно как и прикасаться к нему разрешается исключительно священнослужителям.

7. Жертвенник

на нём жертва не совершается, а только подготавливаются вещества (хлеб и вино) для совершения евхаристии (.христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя).

8.Ризница

Ризница - хранилище священных сосудов, богослужебных одежд и богослужебных книг, ладана, свечей, вина и просфор для ближайшей службы и других предметов, необходимых для богослужений. Если алтарь храма небольшой и в нем нет приделов, ризница устраивается в любом другом удобном месте храма. При этом все же стараются устроить хранилища в правой, южной части церкви, а в алтаре у южной стены обычно ставят стол, на который полагают ризы, приготовленные к очередному богослужению.


Солея - возвышенная перед иконостасом часть храма, как бы продолжение алтаря, выходящее за иконостас. Название происходит из греческого языка и означает «седалище» или возвышение. В отличие от нашего времени, в древности солея была очень узкая.

Амвон - полукруглый выступ в середине солеи, против царских врат, обращенный внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих, а также читается Евангелие и произносятся проповеди. Величие таинства Причащения требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу внутри алтаря.

Купол-небо¸ крест-смерть Христа.

На восток смотрят апсиды (выступ здания, полукруглый), вход с запада (здесь писали картины страшного суда).

Восток–восход, заря, свет, начало новой жизни, рождение.

Запал–смерть, темнота, заход.

В восточной части, алтаре, совершали богослужения. Отделялся от церковного зала невысокой преградой из икон и тканей. Позже иконостасом.

В западной части находится балкон – нары, где во время богослужения были князь с семьей и приближенные.

Количество куполов:

1)-единый бог

2)- бог и человек

5) - Христос и евангелисты

7)семь таинств церкви или семь вселенских соборов

13) Христос и 12 апостолов

В основном преобладали одноглавые храмы.

Крупнейшие крестово-купольные храмы 11 столетия : 25-главая Десятинная церковь (до нас дошел лишь фундамент, во время монгольско-татарского нашествия захватчики подожгли храм) и 13-главый Софийский собор в Киеве, 5-главый Софийский собор в Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Русские мастера внесли в храмы:

· Многоглавие

· Пирамидальность (ступенчатость)

· Башенность

Особенности каждой школы зодчеств:

Владимиро-суздальская с ярко выраженным декоративизмом. Своеобразие – ажурная каменная резьба на фасадах церквей. Дмитриевский собор во Владимире строил Всеволод большое гнездо, назван собор в честь покровителя Всеволода, Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли по заказу Боголюбского. Золотые ворота во Владимире – оборонительное сооружение.

Новгородская и псковская выделяются строгостью, простотой форм, скупостью декоративных украшений. Новгород – церковь Спаса на Нередице, Псков – Преображенский собор Мирожского монастяря.

Смоленск . Особую роль сыграли приглашенные черниговские мастера. Отличие – высокое качество кирпичной кладки. Церковь Петра и Павла

Статьи по теме