Скачать презентацию святая софия символ древней руси. София киевская

Во-первых, Киевская Святая София - это древнерусский символ, а во-вторых - это свидетель старинной и современной истории. Каждый гражданин этой непревзойденной державы просто вынужден хотя бы один раз в жизни посетить столь великолепное место. А туристы, которые приезжают в Украину из самых отдаленных уголков Земли, в первую очередь и стремятся увидеть архитектурный шедевр, воспетый в исторических мемуарах и хрониках.

Где он находится

Святая София - символ Древней Руси и не только. Хотя этот храм и обладает музейным статусом исторического монумента, с давних времен он был свидетелем каждой конкретной эпохи и современником всех поколений. Вид храма и отношение к нему справедливо подтверждали все факты о состоянии государства и общества.

Коренной киевлянин или иностранный турист, перед тем как попасть к заветному храму, вынужден пройти огромную площадь, которую окружают модерновые застройки, миновать монумент великому гетману Богдану Хмельницкому, установленному в позапрошлом столетии. Затем, дабы наконец-то увидеть архитектурный шедевр, нужно пройти под аркообразной колокольней вдоль высоких стен, датируемых началом XVIII столетия. И даже при всем том, что Святая София Киевская находится практически в центре мегаполиса - это все равно тихий и уютный уголок. Но очень тяжело поверить в то, что так здесь было всегда.

Попав в собор впервые, человек начнет удивленно оглядываться в разные стороны, ведь широкое и низенькое снаружи строение внезапно величаво возносится кверху, площадь становится большей, а прямиком на прихожанина смотрит Оранта - Богоматерь в золотом сиянии. Человек почувствует себя либо всемогущей особой, либо хлипким существом. Но теперь ему станет намного легче представить себе шумное вече, которое собиралось под стенами этого здания, дабы принять самое важное для государства решение.

Догадки и факты

Святая София (символ Древней Руси) был возведен и освящен в XI столетии, а точнее, в первой его половине. Но и сегодня ученые-историки выдвигают несколько дат его создания. Так, предполагается, что достопримечательность была воздвигнута на протяжении одного их этих годов: 1011-го, 1017-го или 1037-го.

Две последние даты основаны на записях разнообразных хроник - Новгородской и «Повести временных лет» соответственно. Подтверждением первой считаются результаты исследования пометок на стенах храма, а также пересмотр нескольких фактов старинных письменных записей.

Также неоспоримым является тот факт, что история идеи и воздвижения церкви имеет неразрывное отношение к Имеют к этому отношение и три известных монарха державы - княгиня Ольга, князь Владимир и князь Ярослав Мудрый.

Как утверждают хроники, первоначальная Святая София - символ Древней Руси - и лавра, окружающая храм, были возведены Ольгой в Киеве. Может быть и так, что это произошло за некоторое время до посещения княгиней Царьграда. И не исключено, что образы храму были преподнесены Константинопольским патриархом. Новая церковь строилась из дерева, а потому в 1017 году, и никак не позже, она сгорела во время киевского пожара.

Владимир и Ярослав Владимирович

Согласно другим сведениям из летописей, новый собор Святой Софии в Киеве заложил Святослав Владимирович. Это была большая церковь из дерева. Она располагалась в поле (за чертой тогдашней столицы), в том месте, где князь одержал победу над печенегами.

Архитектурным, политическим и духовным прообразом храма стал в Константинополе. Он впечатлял своим внешним видом и, вероятнее всего, являлся незабвенной памятью для княгини Ольги. И если допустить факт крещения женщины, то следует отталкиваться от того, что происходило это именно в Константинополе, в церкви Святой Софии. А в корсуньской церкви Святой Софии увенчивали и крестили собственно князя Владимира. Именно потому возведение храма на Руси не было случайностью.

При Ярославе храм должен был достичь своего наивысшего расцвета и подчеркивать независимость и силу Киевской Руси.

Величие собора

Практически одновременно с освящением Святая София (история создания описана в нашей статье) обзавелась и кафедрой митрополитов киевских. Двор резиденции митрополитов оградили стеной. Но даже по меркам того времени его территория просто впечатляла своими размерами. Поэтому здесь могли заниматься религиозными и государственными делами не только власти и духовенство, но возле стен имели право собираться и обычные горожане на вече или для того, дабы отпраздновать восхождение нового князя на престол.

Как он выглядит

И все же большинство ученых уверены, что Святая София в Киеве была построена во времена До наших дней здание смогло сохранить роскошь старинной архитектуры и живописное величие XI столетия. В этой церкви гармонично сочетаются фреска и мозаика. Основные части интерьера выделяются с помощью мозаики (алтарь и центральный купол). Вся остальная территория декорировалась фресками. Сегодня прихожане и гости могут увидеть 260 м 2 подлинных мозаик, датируемых XI столетием, и приблизительно 3 тыс. кв. м фресковой росписи.

Собор посвятили Софии, воплощающей мудрость, а потому архитектуре и живописи церкви полагалось укреплять и утверждать христианство и власть феодалов. В алтаре и центральном куполе прорисованы лики основных персонажей и эпизоды христианского вероучения. Они набраны из смальты по сырой штукатурке. Мозаика храма состоит из 177 колеровых оттенков.

В медальоне центрального купола изображен Христос-Вседержитель. А вокруг зенита раньше располагались четыре архангела, но в мозаичном виде сохранилась только одна фигура. Остальные уже дописаны маслом.

Музеем стать

В середине 1930 годов властями тогда Советской Украины было решено, что Святая София (символ Древней Руси) должна стать музеем-заповедником. В соборе начали осуществлять исследовательские и А в конце прошлого века работа музея получила признание мира. Сегодня это Национальный заповедник «София Киевская».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура Древней Руси

Древнерусская культура впитала в себя и культурные достижения проживавших в составе Руси народов и окружающих ее народов

Основа древнерусской культуры: 1. Культурное наследие восточных славян: Мифы и сказания; Резьба по дереву и камню; Кузнечное дело. 2. Византийские культурные традиции: Церковные книги; Строительство храмов; Иконопись.

Главный мотив древнерусского искусства – ПАТРИОТИЗМ.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

1. УНТ: С незапамятных времен развивалось на Руси устное народное творчество - песни, сказки, былины Главная идея – освобождение своей земли и защита ее от врагов.

Главные герои былин богатыри: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич

2. Письменность и грамотность: Славянская азбука (Кирилл и Мефодий); Открытие школ при церквях (чтение, счет, письменность, основы христианского вероучения); Переводы греческих церковных книг, жизнеописаний христианских святых, исторических сочинений; Первые русские рукописные книги.

3. Литература: Зарождается в XI веке. Литературные произведения: Летопись; Житие; Слово.

4. Зодчество и изобразительное искусство: А. деревянное зодчество; Б. каменное строительство.

Храм Святой Софии в Киеве

Софийский собор в Новгороде

Десятинная церковь в Киеве

Вывод: Древнерусское государство отличалось высоким уровнем развития культуры. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Домашнее задание: § 7 с. 55 – 63, вопросы; Определения слов; Р.Т. №2 с.17, №3,4 с.18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Культура Древней Руси". 6 кл

Конспект урока по истории России в 6 классе. Тема "Культура Древней Руси". Во время урока я использовала первый раз видео - фильм "Кульура Древней Руси", а затем создала презентацию на эту тему. Э...

Тест позволяет оценить уровень учебных достижений учащихся по теме «Культура Древней Руси». В основу теста положен обязательный минимум содержания образования. Материал содержит три варианта кон...

Собор - большой храм, имеющий несколько приделов. Церковь - храм Божий, сооружение для совершения христианских богослужений, имеющее престол. Часовня – небольшое здание, увенчанное крестом, напоминающее видом своим церковь, но не имеющее престола. В часовне можно служить молебны, панихиды, читать часы (отсюда и название), совершать и другие богослужения, кроме литургии. Часовни сооружаются в ознаменование каких-либо важных событий, а также на кладбищах, у дорог, над водными источниками.




Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора. XI век. Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря. XI век. Благовеще ние. Мозаика на алтарных столбах. XI век. Собо́р Свято́й Софи́и был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого.








В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) В период немецкой оккупации Киева, в Лавре был организован полицейский участок, где оккупацонными властями было убито около 500 мирных граждан. 3 ноября 1941 года немецкими оккупационными войсками был взорван Успенский собор (восстановлен в середине 1990-х); что было упомянуто на Нюрнбергском процессе




Нестеров М.В. Монах г. Антокольский М.М. Нестор-летописец г.


По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ (Повести временных лет) монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии ПВЛ.


Библиотека была основана Ярославом Мудрым при Софийском Соборе в Киеве. Об этом сообщает "Повесть временных лет", первый летописный свод начала XII века. Само слово "библиотека" в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: "книгохранительница", "книгохранилище", "книгохранильня", "книгохранилица", "хранильная казна", "книжная клеть", "книжная палата".


В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13- главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.


На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур. На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу и пока он не слетит с креста, город будет им храним Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. 16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора.


Спасо-Преображенский собор заложен около годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем, после смерти которого, видимо, некоторое время не строился и был окончен только в середине века. Он стал главным храмом древнерусского города и Чернигово- Северского княжества.


Софи́йский собор кафедральный собор города Полоцка, построен между годами. Строительство связано с переносом центра города со старого городища.


ЛОПАТКА вертикальный плоский выступ в стене, разделяющий или ограничивающий ее поверхность (в отличие от пилястры, не имеет базы и капители). Лопатка может является конструктивным элементом стены, а может выполнять лишь декоративную функцию служить средством вертикального членения фасада. В домонгольской православной архитектуре лопатка являлась не просто конструктивным элементом в каменном строительстве, но и точным признаком, по которому (наряду с количеством прясел) можно было легко определить количество столпов в храме. Например: в храме Покрова на Нерли боковой фасад имеет 4 лопатки (оформленных в виде полуколонок) и три прясла соответственно, перед нами четырехстолпный в плане храм.


Голосники – небольшие камеры или вделанные в верхние части стен храма глиняные кувшины, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов. Голосники в архитектуре, маленькие камеры или сосуды (обычно керамические), заложенные в стены и своды здания и обращенные своими отверстиями внутрь помещения. Служат для усиления звука (как резонаторы акустические); иногда применяются и как пустотелые конструктивные элементы, облегчающие вес свода.








Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы (берёсте), памятники письменности Древней Руси XIXV вв. Грамота 115 (фрагмент). Перевод: «От Полчка (или Полочка)…(ты) взял (возможно, в жёны) девку у Домаслава, а с меня Домаслав взял 12 гривен. Пришли же 12 гривен. А если не пришлёшь, то я встану (подразумевается: с тобою на суд) перед князем и епископом; тогда к большому убытку готовься…». Из собрания Исторического музея.


Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу 1156 г. входит в архитектурный комплекс Ярославова Дворища в Великом Новгороде. Являлась патрональным храмом купцов древнего Новгорода. Названа в честь святой Параскевы-Пятницы, считавшейся покровительницей новгородского купечества. Кроме того, по пятницам открывался и работал новгородский Торг.









Успе́нский собо́р во Владимире кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира; также государственный музей. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси. Один из памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фиораванти.


Золотые ворота выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Строили Золотые ворота княжеские мастера. Об этом свидетельствует княжеский знак, оставленный строителем на одном из белокаменных блоков.



Неф (от лат. корабль) Неф (от лат. корабль) вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.







Скань (от старославянского глагола - сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. В Древней Руси техника скани стала использоваться с IXX веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия XIIXIII веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с XII века ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.




Святая София - всемирно известный памятник истории, архитектуры, монументальной живописи, возведенный в первой половине 11 века при княжении Ярослава Мудрого в период расцвета Киевской Руси. Существуют также версии, согласно которым строительство храма Святой Софии началось еще во времена Владимира Великого , предшественника Ярослава. Название собора происходит от греческого слова «София» - «Мудрость».

Построенный как главный храм митрополита Руси, в те времена Софийский собор был общественно-политическим и культурным центром государства. В соборе происходили церемонии «посажения» послов, около него собиралось киевское вече, здесь велось летописание и находилась созданная Ярославом Мудрым первая в древней Руси библиотека .

Это было одно из самых больших зданий Киева домонгольского периода, которое вершилось тринадцатью куполами, покрытыми листовым свинцом. В те времена фасады храма не штукатурились; их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись.

В 1240 году во время нашествия на Киев орд Батыя собор был разграблен, но уцелел; в 16 веке им владели греко-католики; в 30-40 годах 17 века здесь был основан мужской монастырь.

На рубеже 17-18 веков собор был перестроен в формах барокко. Изменения в его облике происходили и в 18-19 веках.

В 30-е годы 20 века храм прекращает богослужения, здесь создается историко-архитектурный заповедник , работающий по сей день. Лишь изредка, в дни больших церковных и государственных праздников, в Софийском соборе проходят торжественные службы. Все остальное время Святая София принимает гостей. Сюда приходят тысячи людей отовсюду, чтобы полюбоваться древнекиевской монументальной живописью , увидеть сохранившиеся внутри архитектурные формы 11 века, резной иконостас 18 века, комплекс барочных сооружений вокруг главного храма.

Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской 11 века - 260 м² мозаик и около 3 тысяч м² фресок . К сожалению, это лишь третья часть всей живописи, украшавшей здание в старину. Остальное - живопись 17 и 18 столетий, представляющая менее значительный интерес. Открыты на стенах храма и древнерусские надписи - граффити , процарапанные острым предметом по фресковой штукатурке. Особенно важны те, что содержат сведения об исторических событиях и культуре Киевской Руси, в т.ч. древняя славянская азбука , которая проливает свет на историческое происхождение кириллицы.

В соборе находится огромный мраморный саргофаг, в котором некогда покоились останки великого князя Ярослава Мудрого, макет Древнего Киева, постоянно работающие выставки.

В 1990 году весь комплекс Софийского собора, учитывая его уникальность, внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО , а в 1987 году Международное жюри Гамбургского фонда присудило заповеднику Европейскую медаль за сохранение исторического наследия.

Несмотря на музейный характер древнего комплекса, он и сегодня исполняет роль символа государства и единства Украины.

Знакомство с Софийским собором - неотъемлемая часть некоторых экскурсионных маршрутов столицы. Во время туристы чаще всего останавливаются на Софийской площади перед собором, чтобы полюбоваться древним храмом, величественной колокольней, а также сфотографировать знаменитый киевский символ.

Пешеходная позволяет узнать больше о далеком прошлом Софийского собора, о его судьбе в княжеские времена, а также о мастерах, создавших эту святыню.

Также встреча с Софией Киевской возможна в ходе экскурсии по предпочтению туристов.

Слайд 1

История Древней Руси
Часть 22
София
Новгородская

Слайд 2

Значение Софийского собора для Новгорода Софийская библиотека Не выше Софии
Культура Великого Новгорода Летописные сведения София Константинопольская Первый деревянный собор Софии в Новгороде София Новгородская
План

Слайд 3

Культура Великого Новгорода
Новгородская земля - богатейшая сокровищница древней культуры Северной Руси. Нетронутая монгольским разорением, она донесла до нас множество памятников старины.

Слайд 4

Древнейший памятник русской письменности - Остромирово Евангелие - было написано по заказу новгородского посадника Остромира.
Остромирово Евангелие 1056-57 гг.

Слайд 5

Богатые новгородские купцы не скупились на постройку и украшение церквей. В новгородских летописях мы читаем о почти ежегодном возведении церквей в разных областях Новгородской земли.
Встроенные презентации с иллюстрациями открываются щелчком по картинке

Слайд 6

Некоторые памятники новгородской архитектуры погибли во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Встроенная презентация с иллюстрациями открывается щелчком по картинке

Слайд 7

Но много замечательных храмов и сохранилось в Новгородской земле, например, церковь XII века Спасо-Преображения на Нередице или церковь XIV века Феодора Стратилата на Ручью.

Слайд 8

Без сомнения, самый знаменитый из новгородских храмов - Софийский собор.
Холуев В.Ф. Дорога к храму. София Новгородская. 1981.

Слайд 9

Славились Новгородские земли и своими монастырями.
Встроенная презентация с иллюстрациями открывается щелчком по картинке

Слайд 10

В Новгороде было много мастерских, где по заказу новгородцев писали иконы. Некоторые из этих икон сохранились до нашего времени. Это замечательные образцы новгородской иконописной школы.
Встроенная презентация с иллюстрациями открывается щелчком по картинке

Слайд 11

В Новгороде работал великий иконописец Феофан Грек. Фрески, сделанные им, существуют и поныне в церкви Спасо-Преображения на Ильине-улице.
Встроенная презентация с иллюстрациями открывается щелчком по картинке

Слайд 12

Летописные сведения
Новгородские летописи хранят много интересных сведений из древней истории Великого Новгорода. Но особенно тщательно новгородские летописцы записывали сведения о том, когда производилась закладка того или иного храма, когда был построен и освящен храм, когда произведена роспись храма.

Слайд 13

Например, «Новгородская третья летопись» даже названа «Книгою, глаголемою Летописец Новгородский вкратце церквам Божиим, в которое лето церковь во кого имя строена и при котором епископе или архиепископе, или митрополите». Или на современном языке - это краткая новгородская летопись о храмах Божиих - в каком году, во имя какого святого храм построен и при каком архиерее.

Слайд 14

София Константинопольская
Древняя Русь, восприняв христианство в Византии, оттуда же заимствовала и храмовое зодчество.

Слайд 15

Послы князя Владимира, как свидетельствует «Повесть временных лет», красоту православия ощутили в Софийском соборе в Константинополе - главном храме Византии.

Слайд 16

И один из первых храмов новокрещеной Руси - это Софийский собор Новгорода.

Слайд 17

Первый деревянный собор Софии в Новгороде
София Новгородская была воздвигнута в 989 году по благословению первого епископа новгородского Иоакима Корсунянина. Летопись об этом событии гласит: «Постави Владыка епископ Иоаким первую церковь древянную дубовую Святая Софии». Это был величественный деревянный храм «о тринадцати верхах», то есть имел 13 глав-куполов. Освящен он был, как и главный храм в Константинополе, во имя Софии Премудрости Божией.

Слайд 18

Впоследствии Софийские храмы строились во многих русских городах - от Киева до Тобольска. Они свидетельствовали о духовном родстве и церковном преемстве Руси с православной Византией и возвещали, что высшая Божественная Премудрость состоит в спасении всего мира.
Увеличить изображение щелчком по картинке
София Киевская

Слайд 19

София Новгородская
Стоял первозданный Новгородский Софийский собор над рекой Волховом у древнего Волховского моста и был главным украшением города. Но во время пожара, случившегося в марте 1045 года, Софийский собор сгорел.
Великий мост и Св. София Новгородская. Реконструкция Д.П. Сухова

Слайд 20

Годом раньше князь Ярослав Мудрый повелел строить в Новгороде каменный кремль-детинец, ставший укрепленным ядром города.

Слайд 21

Самым главным строением Новгородского кремля-детинца стал воздвигнутый вместо сгоревшего новый, уже каменный Софийский собор.

Слайд 22

До сего времени украшает Новгород этот величественный храм, построенный еще в 1052 году при святом князе Владимире Ярославиче по благословению епископа Новгородского Луки.

Слайд 23

Строили и украшали Софийский собор русские мастера и иконописцы вместе с греческими мастерами, специально приглашенными из Константинополя. «Церковь эту построили весьма прекрасную и превеликую», - говорит летопись. Золотой купол собора впоследствии был увенчан крестом с голубем - символом Святого Духа.
Встроенная презентация с иллюстрациями открывается щелчком по картинке

Слайд 24

Значение Софийского собора для Новгорода
«Где Святая София - тут и Новгород!» - говорили древние новгородцы.
Новгород. XIV в. Реконструкция Е.Д. Шеко

Слайд 25

Но не только на церковные службы собирались жители Новгорода к Софии. Под звон колоколов Софийского собора здесь устраивались встречи и проводы новгородских воинов. Готовясь к ратному подвигу, защитники земли Новгородской восклицали: «Умрем честно за Святую Софию!».
Князь Александр Невский приводит пленных немецких рыцарей в Новгород
Увеличить изображение щелчком по картинке

Слайд 26

На площади перед Софийским собором собиралось новгородское вече. В Софии объявлялись указы, производились назначения на высшие должности.
Увеличить изображение щелчком по картинке

Слайд 27

Кроме того, при соборе размещались богатая новгородская казна, библиотека и архив Новгорода. Здесь же хранились образцы мер и весов. Вспомним, что Новгород был крупнейшим торговым центром Древней Руси.
А. Васнецов. Новгородский торг
Увеличить изображение щелчком по картинке

Слайд 29

Недалеко от Софии новгородские епископы вершили «владычний суд», то есть вели судопроизводство. Судебное разбирательство совершалось перед фреской, на которой был изображен Христос с раскрытым Евангелием. На страницах Евангелия было начертано слово к судьям: «Каким судом будете судить, таким же судом и вас будет судить Бог».
Увеличить изображение щелчком по картинке
Владычная (грановитая) палата. 1433г

Слайд 30

К Софии новгородцы прибегали не только во время военных невзгод, но и во время стихийных бедствий и страшных эпидемий. Например, в 1390 году от морового поветрия в Новгороде умерло великое множество народа. По совету епископа приунывшие новгородцы, чтобы утолить гнев Божий, дали обет и по обету построили за один день церковь в честь Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.

Слайд 31

После этого, как повествует летописец, «Божиею милостью и Святой Софии стоянием, и владычным благословением и молитвою мор прекратился».
Молящиеся новгородцы. Деталь иконы. 1467 год

Слайд 32

Келья переписчика книг
Софийская библиотека
Софийская библиотека Новгорода являлась одним из крупнейших книжных собраний Древней Руси. Рукописные книги из библиотеки Святой Софии сохранили имена 94 писцов, трудившихся над составлением и переписыванием книг. Книги из Софийской библиотеки распределялись или передавались во временное пользование различным монастырям и церквам по всему русскому Северу, вплоть до Соловецкого монастыря.

Слайд 33

Не выше Софии
Особое почтение новгородцев к величайшей своей святыне - Софийскому собору - выражалось, в частности, в том, что на протяжении девятисот лет ни одно здание в Новгороде не строилось выше Софии, хотя за пределами города были здания и выше, и больше.

Слайд 34

В годы Великой Отечественной войны Софийский собор сильно пострадал: своды и стены получили пробоины от снарядов, с куполов были содраны позолоченные листы. Многие древние фрески безвозвратно погибли.
Увеличить изображение щелчком по картинке
Кукрыниксы. Бегство фашистов из Новгорода

Слайд 35

За девять с половиной столетий Софийский собор в Новгороде неоднократно реставрировался и обновлялся. Последняя реставрация была произведена в 1983–1990 годах. Реставраторы укрепили древнюю живопись в храме, сохранившуюся с 12 столетия.
Восстановление фрески

Статьи по теме