Важнейшие решения церковного собора 1666 1667. Русское Старообрядчество

Родился в 1896 году в деревне Бобыничи Слонимского уезда Гродненской губернии (Белоруссия). Сын крестьянина. Образование получил в церковно-приходской школе. С 1913 года работал чернорабочим, землекопом. Во время первой мировой войны, в марте 1915 года призван в армию, младший унтер-офицер. С ноября 1917 милиционер в Москве. В 1918 году – красноармеец, участник обороны Царицына. В ноябре того же года вступил в РКП(б).

В сентябре 1919 года переведен в органы ВЧК. 1 ноября 1926 года он стал старшим уполномоченным Оперативного отделения ОГПУ СССР, а затем занимал руководящие посты в системе Оперативного отдела, в функции которого входила охрана руководителей партии и государства.

В охране Сталина Николай Власик появился в 1931 году по личной рекомендации председателя ОГПУ В. Р. Менжинского, после смерти главного охранника Сталина И.Ф. Юсиса. Позднее, правда, возникла легенда, что Сталину ещё в 1918 году чем-то понравился красноармеец Власик, которого он тогда же взял в качестве личного телохранителя. Легенда получила широкое распространение. Даже Светлана Аллилуева, дочь Иосифа Виссарионовича, приняла её на веру в своих воспоминаниях. Попала она и в беллетристику, например, в историко-документальный роман Владимира Успенского «Тайный советник вождя». Однако эту легенду опровергал сам Николай Сидорович в своих неизданных записках, написанных им в конце жизни для своих родных и близких: рядовой боец Власик воевал под Царицыным, но члена Реввоенсовета И.В. Сталина он тогда ни разу не видел.

Первоначально Николай Власик был только начальником охраны Сталина. Но после трагической смерти Надежды Аллилуевой он уже и воспитатель детей – Василия и Светланы, организатор их досуга, финансовый и хозяйственный распределитель, чьё неусыпное око держало под надзором всех обитателей сталинского дома. Н. С. Власик решал практически все бытовые проблемы Сталина. Светлана Иосифовна Аллилуева в воспоминаниях «Двадцать писем к другу» писала:

Он возглавлял всю охрану отца, считал себя чуть ли не ближайшим человеком к нему, и, будучи сам невероятно малограмотным, грубым, глупым, но вельможным, дошёл в последние годы до того, что диктовал некоторым деятелям искусства «вкусы товарища Сталина»,– так как полагал, что он их хорошо знает и понимает. А деятели слушали и следовали этим советам. И ни один праздничный концерт в Большом театре, или в Георгиевском зале на банкетах, не составлялся без санкции Власика… Наглости его не было предела, и он благосклонно передавал деятелям искусства – «понравилось» ли «самому» – будь то фильм, или опера, или даже силуэты строившихся тогда высотных зданий… Не стоило бы упоминать его вовсе,– он многим испортил жизнь, но уж до того была колоритная фигура, что никак мимо него не пройдёшь. В доме у нас для «обслуги» Власик равнялся почти что самому отцу, так как отец был высоко и далеко, а Власик данной ему властью мог всё, что угодно…

При жизни мамы он существовал где-то на заднем плане в качестве телохранителя, и в доме, конечно, ни ноги его, ни духа не было. На даче же у отца, в Кунцево, он находился постоянно и «руководил» оттуда всеми остальными резиденциями отца, которых с годами становилось всё больше и больше…»

Через несколько лет Власик становится не только главным охранником Сталина, но и одним из руководителей всей службы охраны высшего руководства СССР. В 1935-36 годах он является начальником личной охраны Оперативного отдела НКВД СССР. С 1936 года - начальник оперативной группы и начальник отделения 1-го отдела 1-го управления НКВД СССР.

После прихода в НКВД СССР Л.П. Берии и отстранения от постов выдвиженцев Н.И. Ежова Н.С. Власик 19 ноября 1938 года был назначен начальником 1-го отдела Главного управления государственной безопасности. В феврале-июле 1941 года отдел Власика входил в состав НКГБ СССР, а затем вновь вернулся в ведение НКВД. 19 января 1942 года Власик был переведен на пост первого заместителя начальника 1-го отдела.

В 1941 году в связи с возможностью падения Москвы он был направлен в Куйбышев, для осуществления контроля за переездом туда правительства. Отвечал за охрану резиденций И.В. Сталина в Тегеране, Ялте и Потсдаме.

После вторичного образования в апреле 1943 года самостоятельного НГКБ СССР отдел Власика был развернут в 6-е управление, но уже 9 августа Власик вновь стал не начальником, первым заместителем. 9 июля 1945 года ему присваивается звание генерал-лейтенанта. С марта 1946 он начальник управления охраны № 1 МГБ СССР. Это управление занималось исключительно охраной и обеспечением Сталина. 28 ноября 1946 под руководством генерала Власика было сформировано Главное управление охраны (ГУО) МГБ СССР, куда вошли 1-е и 2-е Управления охраны, а также Управление коменданта Московского Кремля.

В последний год жизни Сталина, при прогрессирующем ухудшении его здоровья, обострилась борьба различных группировок в руководстве СССР за сталинское наследство. При этом определенные силы не останавливались и перед тем, чтобы уход вождя ускорить, а необходимым условием для этого было устранение из ближайшего сталинского окружения наиболее преданных ему людей, к которым относился и Власик, пользовавшийся исключительным доверием Сталина. Да – и не слишком грамотный, и слишком большой любитель прекрасного пола, и, мягко говоря, не вполне добросовестный по отношению к казенному имуществу. Но в то же время вождю беспредельно преданный! Свою жизнь Сталин мог ему спокойно доверить.

23 мая 1952 ГУО было преобразовано в Управление охраны, а генерал Власик был снят с работы и переведён на должность заместителя начальника Баженовского исправительно-трудового лагеря в Асбесте (Свердловская область). 16 декабря 1952 года Н.С. Власик арестован и обвинён в «потакательстве врачам-вредителям», злоупотреблении служебным положением и т.д. Следствие затянулось, и только в январе 1955 года он был осужден Военной коллегией Верховного суда СССР (в закрытом заседании) по статье 193-17, ч. «б» УК РСФСР (Злоупотребление доверием и служебным положением) к 5 годам ссылки в Красноярск (срок наказания исчислялся с момента ареста). Однако уже в 1956 году Власик был помилован со снятием судимости и вернулся в Москву. По-видимому, смерть «хозяина» всё-таки не дала раздавить его. Реабилитирован Н.С. Власик не был ни тогда, ни позже. По словам жены, Власик до самой своей смерти был убеждён, что Сталину «помог» умереть Лаврентий Берия.

Генерал-лейтенант Н.С. Власик был награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова первой степени, орденом Красной Звезды, медалями «XX лет РККА», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «В память 800-летия Москвы», «XXX лет Советской Армии я Флота», а также двумя знаками «Почетный чекист». Всех перечисленных наград он был лишен по судебному приговору 1955 года.

Дочь генерала Власика Надежда Николаевна Власик долгие годы боролась за реабилитацию отца, и в 2000 году Верховный суд РФ посмертно оправдал Николая Сидоровича Власика "за отсутствием состава преступления".

В интервью, данном газете "Московский комсомолец" в 2003 году, Надежда Власик говорила: " ...отец бы не дал ему [Сталину] умереть. Он не стал бы ждать сутки за дверями, как те охранники 5 марта 1953 года, когда Сталин "проснется". Он бы вышиб все двери, выгнал бы всех с территории дачи, невзирая на чины, и конечно привез бы врачей".

Николай Сидорович Власик скончался в Москве от рака легких 18 июня 1967 года. Похоронен на новом Донском кладбище, в нескольких десятках шагов к западу от мемориала Великой Отечественной войны.

В конце жизни Н.С. Власик написал воспоминания, не изданные до сих пор. Ценным историческим источником является множество сделанных им в разное время фотографий И.В. Сталина и его ближайшего окружения, причем в неформальной обстановке. Есть там среди прочего и фото выпившего Никиты Сергеевича Хрущева, в украинской вышиванке пляшущего гопака на Ближней даче.

Федеральная служба охраны России рассекретила архив генерала Николая Власика , который занимал пост начальника охраны Иосифа Сталина с 1931 по 1952 год. Мемуары Власика, посвященные его жизни рядом с вождем, опубликовала газета "Комсомольская правда".

Как рассказал в своих записках Власик, ему поручили организовать охрану Особого отдела ВЧК и Кремля, а также особое внимание уделить личной охране Сталина, после того как в 1927 году в здание комендатуры на Лубянке в Москве была брошена бомба.

По словам Власика, до того, как он возглавил охрану вождя, за его безопасность отвечал только один сотрудник - литовец Иван Юсис. На подмосковной даче, где по выходным отдыхал Сталин, царил полный беспорядок. Начал Власик с того, что послал на дачу белье и посуду, нанял повариху и уборщицу, а также договорился о доставке продуктов из расположенного поблизости совхоза ГПУ.

Описал Власик и уклад жизни Сталина на квартире в Кремле. За порядком там следили экономка Каролина Васильевна и уборщица. Горячее питание семье приносили из кремлевской столовой в судках.

По словам генерала, жил тогда Сталин с женой Надеждой Аллилуевой, дочерью Светланой и сыновьями Василием и Яковом очень скромно. Ходил Сталин в старом пальто, и на предложение Власика сшить новую верхнюю одежду отвечал категорическим отказом. Как написал Власик в своих записках, пришлось новое пальто для вождя шить на глаз - мерку снять он не дал. Такой же скромной, по словам генерала, была и Надежда Аллилуева.

На работу приходил поздно, а в Кремль возвращался пешком

Как вспоминает Власик, вставал Сталин обычно в 9 утра, после завтрака к 11 часам приезжал в здание ЦК на Старой площади. Обедал на работе. Работал вождь до глубокой ночи. Возвращался с работы в Кремль часто пешком вместе с Вячеславом Молотовым.

После того, как жена Сталина покончила в собой в 1933 году, заботы о детях легли на экономку Каролину Васильевну. По признанию Власика, когда дети подросли, часть ответственности легла и на него. И если со Светланой проблем не было, сын Василий учился в школе неохотно, а вместо подготовки к занятиям увлекался чем-то посторонним вроде верховой езды. О поведении Василия Власик, по его словам, "скрепя сердце" докладывал Сталину.

Сталин засадил Сочи эвкалиптами

Как написал в своих мемуарах Власик, Сталин ежегодно в конце лета-начале осени на два месяца уезжал в отпуск в Сочи или Гагры. Там он много читал, катался на катере по морю, смотрел кино, играл в кегли, городки и бильярд.

Еще одним увлечением вождя был сад. На юге он выращивал апельсины и мандарины. По инициативе Сталина в Сочи было посажено большое количество эвкалиптов, что по задумке вождя должно было снизить заболеваемость местного населения малярией.

Как признался Власик, в 30-е годы, когда Сталин прибыл на отдых в Цхалтубо на дачу, предназначенную для сотрудников ЦК и Совмина Грузии, там оказалось так грязно, что, по его словам, "сердце кровью обливалось", когда вождь нервничал, требуя навести порядок.

О любви вождя к Кирову и покушении на Сталина

По словам Власика, Сталин любил руководителя Ленинградской парторганизации ВКП (б) Сергея Кирова "какой-то трогательной, нежной любовью". Киров, приезжая в Москву, останавливался на квартире у Сталина, и они не расставались. Убийство Кирова в 1934 году инструктором историко-партийной комиссии Института истории ВКП (б) Леонидом Николаевым потрясло вождя. Как отметил Власик, он ездил со Сталиным в Ленинград на прощание с Кировым и видел, как тот страдал, переживая потерю любимого друга.

Как написал в мемуарах Власик, летом 1935 года пережил покушение сам Сталин. Это произошло на юге, где он отдыхал на даче недалеко от Гагр. Катер, присланный из Ленинграда тогдашним главой НКВД Генрихом Ягодой, на котором находился Сталин обстреляли с берега. По словам Власика, он быстро посадил Сталина на скамейку и прикрыл его собой, после чего приказал мотористу выйти в открытое море. В ответ охрана Сталина дала по берегу очередь из пулемета.

Как считает Власик, маленький и неманевренный катер был прислан Ягодой "не без злого умысла". Очевидно, шеф НКВД предполагал, что на большой волне судно неминуемо должно было опрокинуться, предполагает генерал. К счастью, этого не произошло. Дело о покушении было передано для расследования Лаврентию Берия, занимавшему тогда должность секретаря ЦК Грузии.

При допросе стрелявший заявил, что катер был с незнакомым номером, это показалось ему подозрительным и он открыл стрельбу, пишет Власик. В действительности, как пишут историки, появление катера Сталина в охраняемой зоне не было оформлено соответствующими документами, и пограничники действовали в строгом соответствии с инструкцией. Командир отделения погранзаставы Лавров выстрелами в воздух потребовал, чтобы катер остановился. Предупредительные выстрелы пришлось повторить, так как катер не реагировал на сигналы.

Лаврова судили. Хотя ему грозила смертная казнь, после вмешательства Ягоды командиру отделения заставы дали всего пять лет за "разгильдяйство". Свой срок Лавров, однако, не отсидел. В 1937 году его доставили из лагеря в Тбилиси, а после допроса обвинили в террористическом заговоре и приговорили к расстрелу как врага народа.

В своих мемуарах Власик высказывает мысль, что убийства Кирова, Вячеслава Менжинского в 1934 году, Валериана Куйбышева в 1935 году и писателя Максима Горького в 1936 году, а также покушения на Сталина и Молотова были организованы правотроцкистским блоком и стали звеньями одной цепи. "Этот клубок удалось распутать и таким образом обезвредить врагов Советской власти", - констатирует генерал.

Напомним, что обстоятельства смерти Горького и его сына Максима Пешкова долгое время считались подозрительными, однако слухи об их убийстве так и не нашли подтверждения. На процессе 1938 года Ягоде было предъявлено обвинение в отравлении сына Горького. На допросах Ягода заявил, что Горький был убит по приказу Троцкого, а сына писателя он решил ликвидировать по личной инициативе.

Под давлением разнокалиберных "десталинизаторов" от "нанодемократа" Медведева до Млечина и правительственной комиссии по противодействию фальсификации истории под руководством ее бессменного главаря Сванидзе Федеральная служба охраны России рассекретила архив генерала-лейтенанта Николая Власика, в том числе его дневниковые, мемуарные записи. Власик более 20 лет был начальником личной охраны Сталина - с 1927-го по 1952 год. В 1946-м стал начальником Главного управления охраны Министерства госбезопасности СССР.

Рассекреченные документы по замыслу недотеп десталинизаторов должны были "высветить" пороки и алчность столь ненавидимого ими Генералиссимуса и подтвердить миф о несметных сокровищах вождя. Записки генерала, опубликованные «Комсомольской правдой», живописуют вождя не столько как государственного деятеля, сколько как конкретного человека со своими привычками и принципами, присущими ему в повседневной, скрытой от посторонних глаз жизни. Да иначе, наверное, и быть не могло: как один из самых близких к Сталину людей, Власик лучше других знал изнанку жизни Сталина. Изнанку в переносном и в прямом смысле. В смысле одежды.

Цитата: «Жил т. Сталин с семьей очень скромно, - сказано, в частности, в мемуарах. - Ходил он в старом, сильно потертом пальто. Я предложил Надежде Сергеевне (жена Сталина Надежда Аллилуева. - Прим. ред.) сшить ему новое пальто, но для этого надо было снять мерку или же взять старое пальто и сделать в мастерской точно такое. Мерку снять не удалось, так как он наотрез отказался, сказав, что новое пальто ему не нужно. Но пальто мы ему все же сшили» .

Читаешь и диву даешься. Неужели такое было возможно в нашей стране (СССР ведь тоже был нашей страной, нравится это кому это или нет), где власть испокон веку воспринимается, в первую голову, как источник личного обогащения, как основа личного счастья, как залог личного комфорта и процветания? И вдруг на тебе - человек, будучи на вершине власти, на самой маковке (генсеком ЦК партии Сталин стал еще в 1922 году) и не озабочен этим самым личным обогащением.

Даже от предложения пошить ему новое пальто отмахивается: в старом, мол, похожу. Да что там наша страна: во всей мировой истории трудно сыскать аналогичный пример, когда человек, обладающий такой безграничной, более чем монархической властью, был бы настолько равнодушен к лично-материальной стороне вопроса.

Исключительно благожелательный тон в отношении Сталина сохраняется на протяжении всего опубликованного ныне мемуарного повествования Власика. Генералиссимус предстает перед читателями не ангелом бескрылым, а скромным в быту, трудолюбивым и умным человеком.

Та часть аудитории, которая видит в Сталине только «усатого рябого людоеда», естественно, тут же разразилась насмешливо-едкими комментариями: дескать, строчил-то Власик свой опус при живом Сталине. Что же еще, мол, кроме угодливого славословия, мог написать этот «холуй», чья должность и самая жизнь зависели от воли Хозяина. Попробовал бы, дескать, генерал-охранник черкнуть что-нибудь неуважительное или пакостное - враз бы к стенке был поставлен. Или до конца дней своих жевал бы лагерный хлеб в заполярных широтах. Жевал бы зубами, сохранившимися у него после допросов. В общем, льстивое вранье все эти ваши рассекреченные архивы, и все тут. Такая вот логика. Ущербная, честно говоря.

Но вот увы и ах, теория лизоблюдства не выдерживает никакой критики. Генерал-лейтенант Власик в мае 1952 года был снят с должности начальника охраны Сталина и отправлен на Урал заместителем начальника исправительно-трудового лагеря. В декабре 1952-го, менее чем за три месяца до смерти Сталина, был арестован в связи с «делом врачей». В январе 1955-го был признан виновным в злоупотреблении служебным положением и приговорен к 10 годам ссылки. В силу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года об амнистии срок Власику был сокращен до пяти лет. В декабре 1956 года был помилован со снятием судимости. В воинском звании и наградах восстановлен не был. Так что свои воспоминания о "кровавом" тиране Власик написал уже п о с л е смерти Сталина, когда "культ личности" был "разоблачен" на 20 съезде…

Факт личной преданности Власика Сталину и возможный элемент субъективности, присутствующей в его записках, не означают, что написанное им - вранье. Не означают этого априори, как бы кому ни хотелось обратного. Субъективность - вообще неизбежная составляющая любых дневников и мемуаров, кем бы они ни были написаны.

Цитата: «Я был жестоко обижен Сталиным, - писал он в своих воспоминаниях. - За 25 лет безупречной работы, не имея ни одного взыскания, а только одни поощрения и награды, я был исключен из партии и брошен в тюрьму. За мою беспредельную преданность он (Сталин.) отдал меня в руки врагов. Но никогда, ни одной минуты, в каком бы состоянии я ни находился, каким бы издевательствам я ни подвергался, находясь в тюрьме, я не имел в своей душе зла на Сталина» .

Но субъективность - это оценочное свойство. А есть факты. Одним из таких фактов, свидетельствующих о личной скромности и непритязательности Сталина, является такой известный документ, как опись личного имущества вождя, составленная менее чем через час после его смерти на Ближней даче 5 марта 1953 года. В описи указаны: блокнот, записная книжка, общая тетрадь, курительные трубки, книги, китель белого цвета - 2 шт., китель серый - 2 шт., китель темно-зеленого цвета - 2 шт., брюки - 10, нижнее белье. "В спальне была обнаружена сберегательная книжка, в ней записано 900 рублей" (для сравнения: среднемесячная зарплата рабочих и служащих в стране тогда составляла около 700 рублей.).

Скептики всегда цепляются к фигурирующей в описи фразе «Другое имущество, принадлежащее товарищу Сталину, в опись не включалось» . И рассказывают о бесчисленном множестве роскошных дач и резиденций, которые Сталин-де понастроил для себя и своих близких и о которых с восторгом вспоминала, в частности, его дочь Светлана. Вот только о дворцах и сокровищах, которые после смерти вождя перешли в личное пользование его ближайших и не ближайших родственников, ничего не известно. Нету таких фактов.

Дачи и автомобили, которыми Сталин пользовался при жизни, после его смерти перешли на службу к другим госчиновникам. Некоторые из этих дач со временем стали санаториями. А что касается ближайших родственников Сталина, то его сын Василий умер через два года после освобождения из тюрьмы, где работал токарем.

А дочь Светлана, эмигрировавшая в 1967 году, за границей жила, главным образом, на деньги, заработанные писательством: интерес издателей к воспоминаниям дочери Сталина, понятно, был огромный. В этом смысле Сталин свою дочь обеспечил. Но только в этом смысле. Дипломат Семенов в своем дневнике записал со слов Михаила Шолохова, что Сталин как-то в узком кругу заметил, что не хочет строить дачу для дочери, потому что «дачу конфискуют на второй день после его смерти». Когда обиженные соратники «замахали руками», Сталин якобы сказал: «Вы первые и выступите против меня» .

В общем, так или иначе, но ничего нового и сенсационного о личной скромности генералиссимуса дневники Власика не сообщили.

Николай Сидорович Власик - генерал-лейтенант НКВД, личный охранник , прослуживший на этом посту 25 лет.

Родился Николай 22 мая 1896 года в белорусском селе Бобыничи в семье бедных крестьян. В три года остался круглым сиротой. Единственное образование Власика - три класса церковно-приходской школы.

В 13 лет начал работать чернорабочим, затем землекопом на железнодорожной станции. Последним местом работы перед I Мировой войной стала фабрика бумажной продукции в Екатеринославе, где Николай также выполнял обязанности чернорабочего.

Служба

В 1915 году был призван в войска русской армии, воевал в пехоте простым солдатом. За смелость и отвагу Николай Сидорович удостоился Георгиевского креста и получил звание унтер-офицера. После Октябрьского переворота сагитировал взвод совершить предательство и перейти на сторону большевиков. Такая преданность идеалам революции не осталась незамеченной, и уже через месяц Николая Власика берут на службу в столичную милицию.


Через год молодой военный возвращается на этот раз в Красную армию для участия в Гражданской войне. Отличился в боях Южного фронта. В 1919 году Власик становится членом ВЧК, сотрудником особого отдела под руководством . В 30 лет Николая Сидоровича переводят в Оперативный отдел ОГПУ, на должность старшего уполномоченного, а потом повышают до заместителя руководителя отделения.

Начальник охраны Сталина

После чрезвычайного происшествия, которое произошло в 1927 году на Лубянке, Власика вызвали для устранения последствий взрыва бомбы и для организации особого отдела ВЧК, отвечающего за охрану членов правительства, в частности, Сталина. Власик вместе с предыдущим личным охранником советского руководителя Юсисом занялся не только расстановкой новых пунктов охраны на подмосковной даче Иосифа Виссарионовича, но и улучшением бытовых условий. После ряда нововведений с подачи Николая Сидоровича состоялась его первая встреча со Сталиным, который лично одобрил все действия нового сотрудника и сделал его главой спецохраны правительства.


С 1931 года Власик становится личным телохранителем вождя. Его комната с этих пор находится рядом со спальней Иосифа Сталина, генерал находится на службе круглосуточно. В его обязанности входит проверка всех посетителей, налаживание быта, питания. Перед поездками Сталина на отдых в Крым, Абхазию или Сочи Власик обязан был проверять дачи и их сотрудников на предмет безопасности.

После смерти Власик стал личным воспитателем детей Сталина. В собственных воспоминаниях негативно отзывалась о Николае Сидоровиче, подчеркивая отсутствие образования у наставника и отсутствие манер. Приемный сын Сталина Артем Сергеев, напротив, положительно оценивал роль Власика в жизни семьи вождя и его безопасности.


В 1935 году произошло покушение на Сталина во время морской прогулки на катере. Незащищенное судно было обстреляно с берега из автоматов, после первой очереди выстрелов Власик прикрыл собою Иосифа Виссарионовича, а лодка была направлена в открытое море. Никто не пострадал, но командир пограничных служб Лавров после этого случая был отправлен в отставку, судим и расстрелян. Пограничника не оправдало даже то, что действия совершались по инструкции, и пограничники обязаны были расстрелять не опознаваемое судно без номеров, обнаруженное рядом с советским берегом. В книге «Воспоминания о Сталине» Власик связал покушение с планами троцкистов, которые реализовывались в СССР при содействии Генриха Ягоды.


Название должности Власика на протяжении 25 лет менялось в связи с добавлением новых обязанностей. В 30-е годы Николай Сидорович был начальником отделения 1-го отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. После начала Отечественной войны отдел безопасности первых лиц перешел под ведомство Народного комиссариата государственной безопасности СССР, но через год был возвращен под крыло НКВД.

В 1943 году Власик становится начальником 6 управления наркомата государственной безопасности СССР, после войны - начальником Главного управления охраны Министерства госбезопасности СССР, а через полгода - начальником Главного управления охраны. В 1947 году генерал получает депутатский мандат Столичного Совета депутатов рабочих второго созыва.

Личная жизнь

О личной жизни телохранителя Сталина известно, что он был женат на Марии Семеновне. В семье военного воспитывалась приемная дочь Надежда Николаевна, которая после окончания Московской художественной академии всю жизнь проработала художественным редактором в типографии издательства «Наука».


Николай Сидорович увлекался фотографией, в его архиве много частных фото из жизни семьи Сталина, которые были опубликованы позднее вместе с воспоминаниями о вожде.

Арест и ссылка

В связи с разногласиями Власика и , Николая Сидоровича уже в 1946 году попытались арестовать. Против телохранителя Иосифа Виссарионовича выдвинули ложное обвинение в попытке отравить Сталина. На время следствия Власик был удален от вождя. Но Иосиф Виссарионович лично во всем разобрался и вернул генерала обратно.


Но в 1952 году Николая Сидоровича все-таки удалось арестовать по делу врачей. Генерал обвинялся в недосмотре за благонадежностью лиц, допущенных к вождю. Для начала Власика сослали на Урал, в город Асбест, заместителем начальника Баженовской исправительной колонии. Дело против Власика было развернуто по трем направлением. В 1953 году после снятия основного обвинения в личное дело обвиняемого были добавлены факты о расхищении советской собственности, мародерстве и сближению с неблагонадежными лицами.


Было установлено, что Николай Сидорович вывез из Германии и присвоил себе племенных коров, бычка, двух породистых скакунов. Помимо скота Власенко вывез несколько трофейных сервизов, хрусталь, 13 фотоаппаратов с фотообъективами и другие материальные ценности. Генерал был также замечен в связях с художником Владимиром Августовичем Стенбергом, который обвинялся в шпионаже в пользу Великобритании.

В начале 1955 года Власик был признан виновным в злоупотреблении служебным положением и приговорен к 10-летнему сроку лишения свободы. Автоматически Николай Сидорович терял генеральский чин и все государственные награды. Бывшего военного направили в исправительный лагерь Красноярска, но через три месяца в связи с амнистией срок ссылки сократили в два раза.

Смерть и реабилитация

Еще через год Власик был освобожден от заключения, судимость была аннулирована, но звание и награды не возвращены. В конце 1956 года Николай Сидорович вернулся в Москву, где жил полгода в собственной квартире. Смерть наступила по причине осложнений рака легких 18 июня 1957 года. Тело Власика захоронено на Новом Донском кладбище.


Имя генерала было реабилитировано в 2000 году Президиумом Верховного Суда РФ. В 2001 году награды Власика – три ордена Ленина, четыре ордена Красного Знамени, орден Кутузова I степени и медали - были возвращены дочери Надежде.

Сериал «Власик. Тень Сталина»

В истории кинематографа имя Власика использовалось не раз в фильмах о жизни Сталина. Генерала играли знаменитые актеры , Юрий Гамаюнов, Владимир Юматов. Но наиболее полно биография Николая Власика представлена в сериале Алексея Мурадова « », который вышел 10 мая 2017 года на Первом канале.

На протяжении 14 серий зрители не только поближе познакомятся с персоной личного телохранителя Сталина, но и смогут понять причины многих событий сталинской эпохи. Именно Власик был тем человеком, кто наблюдал все происходящее в Кремле с ближнего расстояния. В фильме главные роли исполняют и . Иосифа Виссарионовича Сталина сыграл Леван Мсхиладзе.

Он многие годы провел рядом с генералиссимусом. Кем же был этот телохранитель Сталина, какова реальная история Николая Власика?

Николай Власик родился 22 мая 1896 года в Западной Белоруссии, в деревне Бобыничи, в бедной крестьянской семье. Мальчик рано потерял родителей и на хорошее образование рассчитывать не мог. После трёх классов церковно-приходской школы Николай поступил на работу. С 13 лет он трудился чернорабочим на стройке, потом каменщиком, затем - грузчиком на бумажной фабрике.

В марте 1915 года Власик был призван в армию и отправлен на фронт. Во время первой Мировой войны он служил в 167 Острожском пехотном полку, за храбрость в боях был отмечен Георгиевским крестом. После ранения Власика произвели в унтер-офицеры и назначили командиром взвода 251 пехотного полка, который размещался в Москве.

Во время Октябрьской революции Николай Власик, выходец из самых низов, со своим политическим выбором определился быстро: вместе с вверенным взводом он перешёл на сторону большевиков.

Сначала он служил в московской милиции, потом участвовал в Гражданской войне, был ранен под Царицыном. В сентябре 1919 года Власика направили в органы ВЧК, где он служил в центральном аппарате под началом самого Феликса Дзержинского.

Мастер охраны и быта

С мая 1926 года Николай Власик служил старшим уполномоченным Оперативного отделения ОГПУ.

Как вспоминал сам Власик, его работа в качестве телохранителя Сталина началась в 1927 году после ЧП в столице: в здание комендатуры на Лубянке была брошена бомба. Находившегося в отпуске оперативника отозвали и объявили: с этого момента на него возлагается охрана Особого отдела ВЧК, Кремля, членов правительства на дачах, прогулках. Особое внимание предписывалось уделить личной охране Иосифа Сталина.

Несмотря на печальную историю покушения на Ленина, к 1927 году охрана первых лиц государства в СССР не отличалась особой тщательностью.

Сталина сопровождал лишь один охранник: литовец Юсис. Ещё более Власик был удивлён, когда они прибыли на дачу, где обычно Сталин проводил выходные. На даче жил один комендант, не было ни белья, ни посуды, а питался вождь бутербродами, привезёнными из Москвы.

Как и все белорусские крестьяне, Николай Сидорович Власик был человеком основательным и домовитым. Он взялся не только за охрану, но и за обустройство быта Сталина.

Вождь, привыкший к аскетизму, поначалу к нововведениям нового телохранителя отнёсся скептически. Но Власик был настойчив: на даче появились повариха и уборщица, из ближайшего совхоза были налажены поставки продуктов. В тот момент на даче не было даже телефонной связи с Москвой, и появилась она стараниями Власика.

Со временем Власик создал целую систему дач в Подмосковье и на юге, где вышколенный персонал был готов в любой момент к приёму советского лидера. О том, что эти объекты охранялись самым тщательным образом, и говорить не стоит.

Система охраны важных правительственных объектов существовала и до Власика, но он стал разработчиком мер безопасности для первого лица государства во время его поездок по стране, официальных мероприятий, международных встреч.

Телохранитель Сталина придумал систему, согласно которой первое лицо и сопровождающие его люди перемещаются в кавалькаде одинаковых автомобилей, и лишь сотрудники личной охраны знают, в какой из них едет вождь. Впоследствии такая схема спасла жизнь Леониду Брежневу, на которого было совершено покушение в 1969 году.

«Малограмотный, глупый, но вельможный»

Уже через несколько лет Власик превратился для Сталина в незаменимого и особо доверенного человека. После смерти Надежды Аллилуевой Сталин возложил на своего телохранителя заботы о детях: Светлане, Василии и приёмном сыне Артёме Сергееве.

Николай Сидорович не был педагогом, но старался, как мог. Если Светлана и Артём не доставляли ему особых хлопот, то Василий с детства был неуправляемым. Власик, зная, что Сталин спуску детям не даёт, старался по мере возможности смягчать грехи Василия в докладах отцу.

Но с годами «шалости» становились всё серьёзнее, и роль «громоотвода» Власику становилось играть всё сложнее.

Светлана и Артём, став взрослыми, писали о своём «гувернёре» по-разному. Дочь Сталина в «Двадцати письмах другу» так характеризовала Власика: «Он возглавлял всю охрану отца, считал себя чуть ли не ближайшим человеком к нему и, будучи сам невероятно малограмотным, грубым, глупым, но вельможным, дошёл в последние годы до того, что диктовал некоторым деятелям искусства „вкусы товарища Сталина“, так как полагал, что он их хорошо знает и понимает... Наглости его не было предела, и он благосклонно передавал деятелям искусства, „понравилось“ ли „самому“, будь то фильм, или опера, или даже силуэты строившихся тогда высотных зданий...»

«У него вся жизнь была работа, и он жил около Сталина»

Артём Сергеев в «Беседах о Сталине» высказывался иначе: «Основной обязанностью его было обеспечение безопасности Сталина. Труд этот был нечеловеческий. Всегда ответственность головой, всегда жизнь на острие. Он прекрасно знал и друзей, и недругов Сталина... Что у Власика вообще была за работа? Это была работа день и ночь, не было 6-8-часового рабочего дня. У него вся жизнь была работа, и он жил около Сталина. Рядом с комнатой Сталина была комната Власика...»

За десять-пятнадцать лет Николай Власик из обычного телохранителя превратился в генерала, возглавляющего огромную структуру, отвечающую не только за безопасность, но и за быт первых лиц государства.

В годы войны на плечи Власика легла эвакуация из Москвы правительства, членов дипкорпуса и наркоматов. Необходимо было не только доставить их в Куйбышев, но и разместить, обустроить на новом месте, продумать вопросы безопасности. Эвакуация тела Ленина из Москвы - также задача, которую выполнял Власик. Он же отвечал и за безопасность на параде на Красной площади 7 ноября 1941 года.

Покушение в Гаграх

За все годы, что Власик отвечал за жизнь Сталина, с его головы не упал ни один волос. При этом сам глава охраны вождя, судя по его воспоминаниям, к угрозе покушения относился весьма серьёзно. Даже на склоне лет он был уверен, что троцкистские группы готовили убийство Сталина.

В 1935 году Власику действительно пришлось прикрывать вождя от пуль. Во время прогулки на катере в районе Гагр с берега по ним был открыт огонь. Телохранитель закрыл Сталина своим телом, но повезло обоим: пули их не задели. Катер вышел из зоны обстрела.

Власик считал это настоящим покушением, а его противники позднее полагали, что всё это было постановкой. Судя по обстоятельствам, произошло недоразумение. Пограничников не известили о прогулке Сталина на катере, и они приняли его за нарушителя. Впоследствии офицера, отдавшего приказ о стрельбе, осудили на пять лет. Но в 1937, во время «большого террора», о нём снова вспомнили, провели ещё один процесс и расстреляли.

Злоупотребление коровами

В годы Великой Отечественной войны Власик отвечал за обеспечение безопасности на конференциях глав стран-участниц антигитлеровской коалиции и со своей задачей справился блестяще. За успешное проведение конференции в Тегеране Власик был награждён орденом Ленина, за Крымскую конференцию - орденом Кутузова I степени, за Потсдамскую - ещё одним орденом Ленина.

Но Потсдамская конференция стала поводом для обвинений в присвоении имущества: утверждалось, что после её завершения Власик вывез из Германии различные ценности, в том числе лошадь, двух коров и одного быка. Впоследствии данный факт приводили как пример неуёмной жадности сталинского телохранителя.

Сам Власик воспоминал, что у этой истории была совсем другая подоплёка. В 1941 году его родную деревню Бобыничи захватили немцы. Дом, в котором жила сестра, сожгли, полдеревни расстреляли, старшую дочь сестры угнали на работы в Германию, корову и лошадь забрали. Сестра с мужем ушли в партизаны, а после освобождения Белоруссии вернулись в родную деревню, от которой мало что осталось. Телохранитель Сталина привёз скотину из Германии для близких.

Было ли это злоупотреблением? Если подходить со строгой меркой, то, пожалуй, да. Однако Сталин, когда ему впервые доложили об этом случае, резко приказал дальнейшее расследование прекратить.

Опала

В 1946 году генерал-лейтенант Николай Власик стал главой Главного управления охраны: ведомства с годовым бюджетом в 170 миллионов рублей и многотысячным штатом.

Он не вёл борьбы за власть, но при этом нажил огромное количество врагов. Будучи слишком близко к Сталину, Власик имел возможность влиять на отношение вождя к той или иной персоне, решал, кто получит более широкий доступ к первому лицу, а кому в такой возможности будет отказано.

Всемогущий глава советских спецслужб Лаврентий Берия страстно хотел избавиться от Власика. Компромат на сталинского телохранителя собирали скрупулёзно, по капле подтачивая доверие вождя к нему.

В 1948 году был арестован комендант так называемой «Ближней дачи» Федосеев, который дал показания о том, что Власик намеревался отравить Сталина. Но вождь опять не воспринял это обвинение всерьёз: если бы у телохранителя были подобные намерения, реализовать свои планы он мог давным-давно.

В 1952 году по решению Политбюро была создана комиссия по проверке деятельности ГУО МГБ СССР. На сей раз всплыли крайне неприятные факты, выглядящие вполне правдоподобно. Охранники и персонал спецдач, которые неделями пустовали, устраивали там настоящие оргии, расхищали продукты и дорогие напитки. Позднее нашлись свидетели, которые уверяли, что и сам Власик был не прочь расслабиться таким образом.

29 апреля 1952 года на основании этих материалов Николай Власик был снят с должности и отправлен на Урал, в город Асбест, заместителем начальника Баженовского исправительно-трудового лагеря МВД СССР.

«Сожительствовал с женщинами и распивал спиртное в свободное от службы время»

Почему Сталин вдруг отступился от человека, честно служившего ему 25 лет? Возможно, всему виной была обострившаяся у вождя в последние годы подозрительность. Не исключено, что Сталин счёл растрату госсредств на пьяный разгул слишком серьёзным прегрешением. Есть и третье предположение. Известно, что советский лидер в этот период стал продвигать молодых руководителей, а бывшим соратникам открыто говорил: «Пора вас менять». Быть может, Сталин счёл, что пришло время заменить и Власика.

Как бы то ни было, но для бывшего главы сталинской охраны наступили очень тяжёлые времена.

В декабре 1952 года его арестовали в связи с «делом врачей». В вину ему поставили то, что заявления Лидии Тимашук, обвинившей профессоров, лечивших первых лиц государства, во вредительстве, он оставил без внимания.

Сам Власик в воспоминаниях писал, что никаких оснований верить Тимашук не было: «Никаких данных, порочащих профессоров, не было, о чём я и доложил Сталину».

В тюрьме Власика допрашивали с пристрастием на протяжении нескольких месяцев. Для человека, которому было уже далеко за 50, опальный телохранитель держался стойко. Готов был признать «моральное разложение» и даже растрату средств, но не заговор и шпионаж. «Я действительно сожительствовал со многими женщинами, распивал спиртное с ними и художником Стенбергом, но всё это происходило за счёт моего личного здоровья и в свободное от службы время», - так звучали его показания.

Мог ли Власик продлить жизнь вождя?

5 марта 1953 года не стало Иосифа Сталина. Если даже отбросить сомнительную версию об убийстве вождя, Власик, оставайся он на своём посту, вполне мог бы продлить ему жизнь. Когда вождю стало плохо на Ближней даче, он в течение нескольких часов лежал на полу своей комнаты без помощи: охрана не решалась входить в сталинские покои. Нет сомнений, что Власик такого бы не допустил.

После кончины вождя «дело врачей» закрыли. Всех его фигурантов освободили, кроме Николая Власика. Не принёс ему свободы и крах Лаврентия Берии в июне 1953 года.

В январе 1955 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала Николая Власика виновным в злоупотреблении служебным положением при особо отягчающих обстоятельствах, приговорив по ст. 193-17 п. «б» УК РСФСР к 10 годам ссылки, лишению генеральского звания и государственных наград. В марте 1955 года срок Власику сократили до 5 лет. Отбывать наказание отправили в Красноярск.

Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 15 декабря 1956 года Власик был помилован со снятием судимости, но в воинском звании и наградах восстановлен не был.

«Ни одной минуты я не имел в своей душе зла на Сталина»

Он вернулся в Москву, где у него почти ничего не осталось: имущество конфисковали, отдельную квартиру превратили в коммунальную. Власик обивал пороги кабинетов, писал руководителям партии и правительства, просил о реабилитации и восстановлении в партии, но везде получал отказ.

Тайком он начал надиктовывать мемуары, в которых рассказывал о том, как видел свою жизнь, почему совершал те или иные поступки, как относился к Сталину.

«После смерти Сталина появилось такое выражение, как „культ личности“... Если человек - руководитель своими делами заслуживает любовь и уважение окружающих, что в этом дурного... Народ любил и уважал Сталина. Он олицетворял собой страну, которую вёл к процветанию и победам, - писал Николай Власик. - Под его руководством было сделано немало хорошего, и народ это видел. Он пользовался огромным авторитетом. Я знал его очень близко... И я утверждаю, что он жил только интересами страны, интересами своего народа».

«Легко обвинить человека во всех смертных грехах, когда он мёртв и не может ни оправдаться, ни защититься. Почему же при жизни никто не решился указать ему на его ошибки? Что же мешало? Страх? Или не было этих ошибок, на которые надо было указывать?

Уж на что был грозен царь Иван IV, а находились люди, которым дорога была родина, которые, не боясь смерти, указывали ему на его ошибки. Или перевелись на Руси смелые люди?» - так считал сталинский телохранитель.

Поводя итог мемуарам и всей своей жизни в целом, Власик писал: «Не имея ни одного взыскания, а только одни поощрения и награды, я был исключён из партии и брошен в тюрьму.

Но никогда, ни одной минуты, в каком бы состоянии я ни находился, каким бы издевательствам я ни подвергался, находясь в тюрьме, я не имел в своей душе зла на Сталина. Я прекрасно понимал, какая была создана вокруг него обстановка в последние годы его жизни. Как ему было трудно. Он был старым, больным, одиноким человеком... Он был и остаётся для меня самым дорогим человеком, и никакая клевета не может поколебать то чувство любви и глубочайшего уважения, которые я всегда питал к этому замечательному человеку. Он олицетворял для меня всё светлое и дорогое в моей жизни - партию, родину и мой народ».

Посмертно реабилитированный

Николай Сидорович Власик умер 18 июня 1967 года. Архив его был изъят и засекречен. Лишь в 2011 году Федеральная служба охраны рассекретила записки человека, который, по сути, стоял у истоков её создания.

Близкие Власика неоднократно делали попытки добиться его реабилитации. После нескольких отказов 28 июня 2000 года постановлением Президиума Верховного Суда России приговор 1955 года был отменён, а уголовное дело прекращено «за отсутствием состава преступления».

23 мая 1666 года по решению Собора святой православной церкви был расстрижен и предан анафеме протопоп Аввакум Петров. Это событие считается началом церковного раскола на Руси.

Предыстория события

Церковная реформа XVII века, авторство которой традиционно приписывается патриарху Никону, имела своей целью изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. По сути, реформа не затрагивала ничего, кроме обрядовой стороны богослужения и первоначально встретила одобрение, как самого государя, так и высшей церковной иерархии.

В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:

  1. Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям в формулировках Символа Веры. Был убран союз «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святого исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом«Ic») была добавлена ещё одна буква - «Іисус».
  2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов.
  3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
  4. Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды, а трижды.
  5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.

Однако присущая характеру Никона резкость, а также процедурная некорректность проведения реформы вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян. Это недовольство в значительной мере подпитывалось и личной неприязнью к патриарху, отличавшемуся нетерпимостью и амбициозностью.

Говоря об особенностях религиозности самого Никона историк Николай Костомаров замечал:

«Пробывши десять лет приходским священником, Никон, поневоле, усвоил себе всю грубость окружавшей его среды и перенёс её с собою даже на патриарший престол. В этом отношении он был вполне русский человек своего времени, и если был истинно благочестив, то в старом русском смысле. Благочестие русского человека состояло в возможно точном исполнении внешних приёмов, которым приписывалась символическая сила, дарующая Божью благодать; и у Никона благочестие не шло далеко за пределы обрядности. Буква богослужения приводит к спасению; следовательно, необходимо, чтобы эта буква была выражена как можно правильнее.»

Имея поддержку царя, даровавшего ему титул «великого государя», Никон вёл дело торопливо, самовластно и круто, требуя немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Старорусские обряды предавались осмеянию с неуместной запальчивостью и резкостью; грекофильство Никона не знало предела. Но оно имело в основе своей вовсе не преклонение перед эллинистической культурой и византийским наследием, а провинциализм патриарха, неожиданно выбившегося из простых людей («из грязи в князи») и претендовавшего на роль главы вселенской греческой церкви.

Более того, Никон проявлял возмутительное невежество, отвергая научные знания, ненавидел «еллинскую мудрость». Например, патриарх писал государю:

«Христос не учил нас ни диалектике ни красноречию, потому что ритор и философ не может быть христианином. Аще кто от христиан не истощит от своего помышления всяку премудрость внешнюю и всяку память еллинских философов, не может спастися. Премудрость еллинская мати всем лукавым догматам».

Ещё во время своей интронизации (вступления в должность патриарха) Никон вынудил царя Алексея Михайловича дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго».

И в дальнейшем Никон совершенно не стеснялся в методах борьбы со своими оппонентами. На соборе 1654 года он публично избил, сорвал мантию, а затем без соборного решения единолично лишил кафедры и сослал противника богослужебной реформы епископа Павла Коломенского. Впоследствии тот был убит при невыясненных обстоятельствах. Современники не без основания полагали, что именно Никон подослал к Павлу наёмных убийц.

Во всё время своего патриаршества Никон постоянно выражал неудовольствие вмешательством светского правительства в церковное управление. Особенный протест вызвало принятие Соборного уложения 1649 года, умалявшего статус духовенства, ставившего Церковь фактически в подчинение государству. Это нарушало Симфонию властей - принцип сотрудничества светской и духовной власти, описанный еще византийским императором Юстинианом I, который поначалу стремились осуществить царь и патриарх. Например, доходы от монастырских вотчин переходили к созданному в рамках Уложения Монастырскому приказу, т.е. поступали уже не на нужды Церкви, а в государственную казну.

Трудно сказать, что именно стало основным «камнем преткновения» в ссоре царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Сегодня все известные причины выглядят смешными и более напоминают конфликт двух детишек в детском садике – «не играй в мои игрушки и не писай в мой горшок!» Но не следует забывать, что Алексей Михайлович, по оценкам многих историков, был довольно прогрессивным правителем. Для своего времени он слыл человеком образованным, кроме того, недурно воспитанным. Возможно, повзрослевшему государю просто надоели капризы и выходки мужлана-патриарха. В своём стремлении к управлению государством Никон утратил всякое чувство меры: оспаривал решения царя и Боярской Думы, любил устраивать публичные скандалы, выказывал открытое неповиновение Алексею Михайловичу и его приближённым боярам.

«Видишь ли, государь, - обращались к Алексею Михайловичу недовольные самовластием патриарха, - что он возлюбил стоять высоко и ездить широко. Управляет этот патриарх вместо Евангелия бердышами, вместо креста – топорками…»

По одной из версий, после очередной ссоры с патриархом, Алексей Михайлович запретил ему «писаться великим государем». Никон смертельно обиделся. 10 июля 1658 года, не отказавшись от предстоятельства Русской Православной церкви, он снял с себя патриарший клобук и самовольно удалился пешком в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который сам основал в 1656 году и имел в своей личной собственности. Патриарх надеялся, что царь быстро раскается в своём поведении и призовёт его обратно, но этого не случилось. В 1666 году Никон был официально лишён патриаршества и монашества, осуждён и сослан под строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь. Светская власть одержала победу над духовной. Староверы подумали, что возвращается их время, но ошиблись - поскольку реформа полностью отвечала интересам государства, она стала проводиться и дальше, только под руководством царя.

Собор 1666-1667 годов завершил торжество никониан и грекофилов. Собор отменил решения Стоглавого собора 1551 года, признав, что Макарий с иными московскими иерархами «мудрствовал невежеством своим безрассудно». Именно собор 1666-1667 годов, на котором были преданы анафеме ревнители старого московского благочестия, положил начало русскому расколу. Отныне все несогласные с введением новых деталей исполнения обрядов подлежали отлучению от церкви. Они получили название раскольников, или староверов и подверглись жестоким репрессиям со стороны властей.

Раскол

Между тем, движение за «старую веру» (старообрядчество) началось задолго до Собора. Оно зародилось ещё при патриаршестве Никона, сразу после начала «справы» церковных книг и представляло собой, прежде всего, сопротивление тем методам, которыми патриарх насаждал «сверху» греческую учёность. Как отмечали многие известные историки и исследователи (Н.Костомаров, В.Ключевский, А. Карташев и др.), раскол в русском обществе XVII века фактически являл собой противопоставление «духа» и «интеллекта», истинной веры и книжной учёности, народного самосознания и государственного произвола.

Сознание русского человека не было подготовлено к тем крутым переменам в обрядности, которые проводились церковью под руководством Никона. Для абсолютного большинства населения страны долгие века христианская вера заключалась, прежде всего, в обрядовой стороне и верности церковным традициям. Священники подчас и сами не понимали сущности и коренных причин проводимой реформы, а объяснить им, конечно, никто ничего не удосужился. Да и возможно ли было объяснение сути перемен широким массам, когда и сами священнослужители в деревнях не обладали большой грамотностью, являясь плоть от плоти и кровь от крови такими же крестьянами? Целенаправленная пропаганда новых идей отсутствовала вовсе.

Поэтому низы встретили нововведения «в штыки». Старые книги частенько не отдавали, прятали их. Крестьяне бежали с семьями в леса, скрываясь, от никоновых «новин». Иногда старые книги местные прихожане не отдавали, поэтому кое-где применяли силу, происходили драки, заканчивавшиеся не только увечьями или ушибами, но и убийствами. Усугублению ситуации способствовали ученые «справщики», порой прекрасно знавшие греческий язык, но в недостаточной степени владевшие русским. Вместо грамматического исправления старого текста, они давали новые переводы с греческого языка, незначительно отличавшиеся от старых, усиливая и без того сильное раздражение у крестьянской массы.

Константинопольский патриарх Паисий обратился к Никону со специальным посланием, где, одобряя реформу, проводившуюся на Руси, призывал московского патриарха смягчить меры по отношению к людям, не желающим принимать сейчас «новины».

Даже Паисий соглашался на существование в некоторых областях и регионах местных особенностей богослужения, лишь бы вера была одна и та же. Однако в Константинополе не понимали главную из характерных черт русского человека: если запрещать (либо разрешать) – обязательно всё и вся. Принцип «золотой середины» правители судеб в истории нашей страны находили очень и очень редко.

Первоначальная оппозиция Никону и его «нововведениям» сложилась в среде церковных иерархов и близкого ко двору боярства. «Старообрядцев» возглавил епископ Павел Коломенский и Каширский. Он был избит Никоном публично на соборе 1654 года и сослан в Палеостровский монастырь. После ссылки и гибели епископа Коломенского движение за «старую веру» возглавили несколько клириков: протопопы Аввакум, Логгин Муромский и Даниил Костромской, поп Лазарь Романовский, поп Никита Добрынин по прозвищу Пустосвят и др. В светской среде несомненными лидерами старообрядцев можно считать боярыню Феодосью Морозову и её сестру Евдокию Урусову – близких родственниц самой государыни.

Аввакум Петров

Одним из самых ярких «вождей» раскольнического движения по праву считается протопоп Аввакум Петров (Аввакум Петрович Кондратьев), некогда бывший приятелем будущего патриарха Никона. Так же как и Никон, Аввакум вышел из народных «низов». Он сперва был приходским священником села Лопатицы Макарьевского уезда Нижегородской губернии, затем протопопом в Юрьевце-Повольском. Уже здесь Аввакум проявлял свой не знающий ни малейших уступок ригоризм, который впоследствии сделал всю его жизнь цепью сплошных мучений и гонений. Активная нетерпимость священника к любым уклонениям от канонов православной веры не раз приводила его к конфликтам с местной светской властью и паствой. Она же вынуждала Аввакума спасаться бегством, бросив приход, искать защиты в Москве, у своих приятелей, которые были близки ко двору: протопопа Казанского собора Ивана Неронова, царского духовника Стефана Вонифатьева и самого патриарха Никона. В 1653 году Аввакум, принимавший участие в работе по сверке духовных книг, рассорился с Никоном и стал одной из первых жертв никонианской реформы. Патриарх, применяя насилие, пытался заставить протопопа принять его обрядовые нововведения, но тот отказался. Характеры Никона и его противника Аввакума были во многом схожими. Та резкость и нетерпимость, с которой патриарх боролся за свои реформаторские начинания, столкнулись с такой же нетерпимостью ко всему «новому» в лице его оппонента. Патриарх хотел расстричь непокорного священнослужителя, но за Аввакума вступилась царица. Дело кончилось ссылкой протопопа в Тобольск.

В Тобольске повторилась та же история, что в Лопатицах и Юрьевце-Повольском: у Аввакума вновь произошёл конфликт с местными властями и паствой. Публично отвергая церковную реформу Никона, Аввакум обрёл славу «непримиримого борца» и духовного лидера всех несогласных с никонианскими нововведениями.

После утраты Никоном своего влияния, Аввакум был возвращён в Москву, приближен ко двору и всячески обласкан самим государем. Но вскоре Алексей Михайлович понял, что протопоп вовсе не личный враг низложенного патриарха. Аввакум был принципиальным противником церковной реформы, а, следовательно – противником власти и государства в этом вопросе. В 1664 году протопоп подал царю резкую по форме челобитную, в которой настойчиво требовал свернуть реформу церкви и вернуться к старой обрядовой традиции. За это он был сослан в Мизень, где пробыл полтора года, продолжая свою проповедь и поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России. В своих посланиях Аввакум именовал себя «рабом и посланником Исуса Христа», «протосингелом российской церкви».


Сожжение протопопа Аввакума,
старообрядческая икона

В 1666 году Аввакума привезли в Москву, где 13 (23) мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и «опроклинали» в Успенском соборе за обедней. В ответ на это протопоп тут же заявил, что сам налагает анафему на всех архиереев- приверженцев никонианского обряда. После этого расстриженного протопопа отвезли в Пафнутьев монастырь и там, «заперши в темную палатку, скованна, держали год без мала».

Расстрижение Аввакума было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за него царицы было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём.

Аввакума вновь уговаривали уже перед лицом восточных патриархов в Чудове монастыре («ты упрям; вся-де наша Палестина, и Серби, и Албансы, и Валахи, и Римляне, и Ляхи, все-де тремя персты крестятся; один-де ты стоишь на своем упорстве и крестишься двема персты; так не подобает»), но он твёрдо стоял на своём.

В это время его соратников казнили. Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск на Печоре. При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, были сосланы в Пустозёрск.

14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в Пустозёрске.

В большинстве старообрядческих церквей и общин Аввакум почитается как священномученник и исповедник. В 1916 году старообрядческая церковь Белокриницкого согласия причислила Аввакума к лику святых.

Соловецкое сидение

На церковном соборе 1666-1667 годов один из предводителей соловецких раскольников Никандр избрал иную, чем Аввакум, линию поведения. Он притворно выразил согласие с постановлениями собора и получил разрешение вернуться в обитель. Однако по возвращению скинул греческий клобук, опять надел русский и стал во главе монастырской братии. Царю была отправлена знаменитая «Соловецкая челобитная», излагавшая кредо старой веры. В другой челобитной монахи бросили прямой вызов светской власти: "Вели, государь, на нас свой царский меч прислать и от сего мятежного жития преселити нас на оное безмятежное и вечное житие".

С. М. Соловьев писал: "Монахи вызывали мирскую власть на тяжелую борьбу, выставляя себя беззащитными жертвами, без сопротивления подклоняющими головы под меч царский. Но когда в 1668 году под стенами монастыря явился стряпчий Игнатий Волохов с сотнею стрельцов, то вместо покорного подклонения голов под меч встречен был выстрелами. Такому ничтожному отряду, какой был у Волохова, нельзя было одолеть осажденных, у которых были крепкие стены, множество запасов, 90 пушек. "

«Соловецкое сидение» (осада монастыря правительственными войсками) затянулась на восемь лет (1668 - 1676 гг.) В первое время власти не могли послать больших сил на Белое море из-за движения Стеньки Разина. После подавления бунта под стенами Соловецкого монастыря появился большой стрелецкий отряд, начался обстрел обители. Осажденные отвечали меткими выстрелами, а игумен Никандр кропил пушки святой водой и приговаривал: «Матушки мои галаночки! надежда у нас на вас, вы нас обороните!»

Но в осажденном монастыре вскоре начались разногласия между умеренными и сторонниками решительных действий. Большинство монахов надеялось на примирение с царской властью. Меньшинство во главе с Никандром и миряне - "бельцы" во главе с сотниками Ворониным и Самко требовали "за великого государя богомолие отставить", а про самого царя говорили такие слова, что "не только написать, но и помыслить страшно". В монастыре перестали исповедоваться, причащаться, отказались признавать священников. Эти разногласия предопределили падение Соловецкого монастыря. Стрельцам никак не удавалось взять его штурмом, но перебежчик монах Феоктист указал им отверстие в стене, заложенное камнями. В ночь на 22 января 1676 года, в сильную метель, стрельцы разобрали камни и проникли в монастырь. Защитники обители погибли в неравном бою. Одних зачинщиков восстания казнили, других отправили в ссылку.

Итоги

Непосредственным поводом для Раскола послужила книжная реформа и незначительные изменения некоторых обрядов. Однако настоящие, серьезные причины лежали гораздо глубже, коренясь в основах русского религиозного самосознания, а также в основах формирующихся отношений между обществом, государством и православной церковью.

В отечественной историографии, посвящённой российским событиям второй половины XVII века, так и не сложилось чёткого мнения ни о причинах, ни о результатах и последствиях такого явления, как Раскол. Историки церкви (А. Карташев и др.) склонны видеть основную причину этого явления в политике и действиях самого патриарха Никона. То, что Никон использовал церковную реформу, в первую очередь, для усиления собственной власти, по их мнению, привело к конфликту церкви и государства. Этот конфликт сперва вылился в противостояние патриарха с монархом, а затем, после устранения Никона, расколол всё общество на два враждующих лагеря.

Методы, которыми проводилась церковная реформа, вызвали открытое неприятие со стороны народных масс и большей части священнослужителей.

Для устранения поднявшейся в стране смуты, был созван Собор 1666-1667 годов. Этот собор осудил самого Никона, но признал его реформы, т.к. они на тот момент соответствовали государственным целям и задачам. Тот же Собор 1666-1667 года вызвал на свои заседания главных распространителей Раскола и проклял их верования как «чуждые духовного разума и здравого смысла». Некоторые раскольники подчинились увещеваниям Церкви и принесли покаяние в своих заблуждениях. Другие - остались непримиримыми. Определение собора, в 1667 году положившего клятву на тех, кто из-за приверженности неисправленным книгам и мнимо-старым обычаям является противником церкви, решительно отделило последователей этих заблуждений от церковной паствы, фактически поставив этих людей вне закона.

Раскол долго ещё тревожил государственную жизнь Руси. Восемь лет (1668 – 1676 гг.) тянулась осада Соловецкого монастыря. Через шесть лет возник раскольнический бунт в самой Москве, где сторону старообрядцев приняли, было, стрельцы под начальством князя Хованского. Прения о вере, по требованию восставших, проводились прямо в Кремле в присутствии правительницы Софии Алексеевны и патриарха. Стрельцы, однако, стояли на стороне раскольников всего один день. Уже на следующее утро они принесли царевне повинную и выдали зачинщиков. Казнены были предводитель старообрядцев поп-расстрига Никита Пустосвят и князь Хованский, замышлявшие поднять новый раскольничий мятеж.

На этом прямые политические следствия Раскола заканчиваются, хотя раскольничьи смуты долго еще вспыхивают то тут, то там - по всем необъятным просторам русской земли. Раскол перестает быть фактором политической жизни страны, но как душевная незаживающая рана - накладывает свой отпечаток на всё дальнейшее течение русской жизни.

Противостояние «духа» и «здравого смысла» заканчивается в пользу последнего уже в начале нового XVIII века. Изгнание раскольников в глухие леса, преклонение церкви перед государством, нивелирование её роли в эпоху петровских преобразований привели в конечном итоге к тому, что церковь при Петре I стала всего-навсего государственным учреждением (одной из коллегий). В XIX веке она и вовсе утратила своё влияние на образованное общество, одновременно дискредитировав себя в глазах широких народных масс. Раскол между церковью и обществом всё более углублялся, вызывая появление многочисленных сект и религиозных течений, призывающих к отказу от традиционного православия. Л.Н.Толстой – один из наиболее прогрессивных мыслителей своего времени – создаёт своё учение, снискавшее множество последователей («толстовцев»), отвергающих церковь и всю обрядовую сторону богослужения. В XX веке полная перестройка общественного сознания и слом старой государственной машины, к которой так или иначе принадлежала православная церковь, привели к репрессиям и гонениям на священнослужителей, повсеместному разрушению храмов, сделали возможной кровавую вакханалию воинствующего «атеизма» советской эпохи…

Низложив Никона, собор избрал на его место нового патриарха, Иоасафа, архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Затем приступили к решению вопросов, вызванных церковной реформой.

Реформа была выгодна многим. Восточным патриархам она была весьма по душе, так как проводилась в согласии с греческими новыми книгами и закрепляла их главенство в вопросах веры, утверждала их духовный авторитет, к тому времени на Руси сильно поблекший. Государственная власть тоже видела свою геополитическую выгоду в реформе. И Ватикан в реформе православной Церкви тоже имел свой интерес. С присоединением Украины к Москве в России стало сказываться юго-западное влияние. В Москву понаехало множество украинских и греческих монахов, учителей, политиков и разных дельцов. Все они были в различной степени пропитаны католицизмом, что не помешало им, а, может быть, даже и помогло, приобрести большое. влияние при царском дворе. Паисий Лигарид, продолжая дело митр. Исидора, вел в это время переговоры с католическим Западом о соединении русской Церкви с римской. Он пытался склонить к этому и восточных патриархов. Русские же архиереи во всем были послушны царю. В такое-то время и состоялся собор по делу никоновской реформы.

Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил страшные проклятия и анафемы на старые книги и обряды. Двуперстие собор объявил еретическим, а троеперстие утвердил. Проклял тех, кто в символе веры исповедует Духа Святаго Истинным. Проклял и тех, кто будет совершать службу по старым книгам. В заключение собор изрек: «Если кто не послушает нас или начнет прекословить и противиться нам, то мы такового противника, если он — духовное лицо, извергаем и лишаем всякого священнодействия и благодати и предаем проклятию; если же это будет мирянин, то такового отлучаем от св. Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и предаем проклятию и анафеме как еретика и непокорника и отсекаем, как гнилой уд. Если же кто до самой смерти останется непокорным, то таковой и по смерти да будет отлучен и душа его пребудет с Иудой-предателем, с еретиком Арием и с прочими проклятыми еретиками. Скорее железо, камни, дерево разрушатся, а тот да будет не разрешен во веки веков. Аминь».

Эти ужасные проклятия возмутили даже самого Никона, привыкшего проклинать православных христиан. Он заявил, что они положены на весь православный народ, и признал их безрассудными.

Чтобы заставить русский благочестивый народ принять новую веру, собор пригрозил подвергнуть ослушников соборных определений «телесным озлоблениям», что выразилось в том, что христианам отрезали уши, носы, вырезали языки, отсекали руки; их били говяжьими жилами, ссылали, заточали в тюрьмы. Деяния и определения собора внесли еще большую смуту в умы русских людей и усугубили раскол.

Современная новообрядческая церковь на поместном соборе 1971 года признала ошибку, сделанную бывшим патриархом Никоном и собором 1666-67 года, приведшую к трагическому разделению русской Церкви, и засвидетельствовала, что старые обряды для нее «равночестны и спасительны», а клятвы были положены «не по доброму разумению». И как итог: реформы «не имели ни канонических, ни исторических оснований». Но, к сожалению, признание совершенных ошибок на практике мало что изменило в отношении РПЦ к старым книгам и обрядам, к старообрядческой Церкви.

Раскол русской Церкви совершился не сразу. Определения собора были настолько ошеломляющими, в них было так много безумия, что русский народ счел их за дьявольское на-важдение. Многие думали, что царь лишь временно обманут приезжими греками и латынянами, и верили, что рано или поздно раскроется этот обман и все возвратятся к старине. Что же касается архиереев, участвовавших на соборе, то о них сложилось убеждение, что они не тверды в вере и, боясь царской власти, готовы веровать так, как им прикажут. Один из них, чудовский архиман-дрит Иоаким (впоследствии патриарх), откровенно заявил: «Я не знаю ни старой веры, ни новой, но что велят начальницы, то я готов творить и слушать их во всем».

В течение 15 лет после собора шли пререкания между сторонниками ста-рой веры и новой, между представителями древней народной Церкви и представителями новой, царской. Протопоп Аввакум слал царю Алексею Михайловичу одно послание за другим и призывал его к покаянию. Этот протопоп-богатырь горячо и вдохновенно убеждал царя, что в древнем православии, которое так немилостиво проклято собором, нет ничего еретического: «Мы содержим истинную и правую веру, умираем и кровь свою проливаем за Церковь Христову».

Царя просили назначить всенародное состязание с духовными властями: пусть видят и слышат все, какая вера истинная — старая или новая, но Алексей Михайлович не внял этому разумному совету. После его смерти царский престол занял его сын Феодор Алексеевич. Защитники и исповедники древних церковных преданий обратились к новому царю с горячей мольбой «вернуться к вере благочестивых и святых предков». Но и эта мольба не имела успеха. На все челобитные церковных пастырей, жаждавших мира и единства церковного, правители отвечали ссылками и казнями.

Статьи по теме