Причины незнания по джону локку. Тема: сущность общественного сознания и его характеристика Существуют пять состояний знания и незнания примеры

«Наше незнание велико.

Показанная мной ограниченность нашего познания, быть может, прольёт некоторый свет на настоящее положение нашего ума, если мы посмотрим на тёмную сторону и бросим взгляд на наше незнание. Так как оно бесконечно больше нашего знания, то мы многое сделаем для прекращения споров и развития полезного знания, если, установив, насколько далеко простираются наши ясные и отличные друг от друга идеи, мы ограничим свои размышления рассмотрением тех вещей, которые находятся в пределах нашего разумения, и не станем бросаться в бездну мрака (где наши глаза не могут видеть, а способности - воспринимать что-либо), только исходя из предположения, что ничто не превышает нашего понимания. Но чтобы увериться в безумии такого представления, нет надобности идти далеко. Если кто знает хоть что-нибудь, прежде всего он знает, что ему не нужно долго искать примеры своего незнания. В простейших и очевидных вещах, встречающихся нам, есть тёмные стороны, в которые не может проникнуть самый острый взгляд. Даже наиболее ясные и универсальные умы мыслящих людей приходят в смущение, чувствуя себя озадаченными перед каждой частицей материи. Мы будем удивляться этому меньше, если рассмотрим причины нашего незнания, которые, по моему мнению, на основании сказанного выше можно свести к следующим трём главным причинам:

Во-первых, к недостатку идей; во-вторых, к недостаточному выявлению связи между нашими идеями; в-третьих, к недостаточности исследования и изучения идей.

Во-первых, одна причина незнания - недостаток идей: или таких, о которых мы и не имеем никакого представления, или таких, которых нам в особенности недостает. Во-первых, есть вещи, и их немало, которых мы не знаем вследствие недостатка идей. Во-первых (как я показал), все наши простые идеи сводятся лишь к тем, которые мы получаем от материальных предметов через ощущение я от деятельности нашего собственного ума через рефлексию. Но как мало эти немногочисленные и узкие пути соответствуют в целом обширной области всего существующего, не трудно убедить каждого, кто не настолько глуп, чтобы считать свою пядь мерой всех вещей. Не нам определять, какие могут быть у существ в других частях вселенной другие простые идеи, полученные при помощи чувств и способностей более многочисленных или более совершенных, чем наши, или непохожих на наши. Но утверждать или думать, что таких идей нет, на том сновании, что мы не имеем о них никакого представления - это довод нисколько не лучший, чем довод слепого, если бы тот стал уверять, что нет никакого зрения и никаких цветов, на том основании, что он вовсе не имеет идей этого и никак не может составить себе понятие о зрении. Наше собственное невежество и темнота стесняют и ограничивают познание других не больше, чем слепота крота служит доводом против зоркости орла. Кто примет во внимание бесконечное могущество, мудрость и благость творца всех вещей, у того будет основание полагать, что не все было отдано такому незначительному, посредственному и бессильному созданию, каким является, как он обнаружит, человек - по всей вероятности, одно из самых низших разумных существ. Мы не знаем, следовательно, какие способности для проникновения в природу и внутреннее строение вещей есть у существ другого вида, какие намного отличающиеся от наших идеи эти существа могут получать от вещей. Но мы знаем и безусловно обнаруживаем, что нам недостает разных иных представлений о вещах, для того чтобы более полно узнавать их. Мы можем быть уверены, что доступные нашим способностям идеи далеко не соответствуют самим вещам, если от нас сокрыта даже положительная, ясная, отчетливая идея самой субстанции, основы всех других идей. Но те идеи, которые составляют не только часть, но и причину нашего незнания, описать невозможно. Я думаю, здесь с уверенностью можно утверждать одно: мир, доступный мысли, и мир чувственный совершенно сходны в том отношении, что в обоих видимая нам часть абсолютно несоизмерима с частью невидимой и в обоих все, что мы можем охватить глазами или мыслями, является лишь точкой, почти ничем в сравнении с остальным.

Или же вследствие их отдалённости. Во-вторых, другая важная причина незнания - недостаток таких идей, которые мы в состоянии иметь. Подобно тому как недостаток идей, которые наши способности не позволяют нам получить, совершенно исключает для нас те представления о вещах, которые можно ожидать у других, более совершенных существ и которые для нас абсолютно неизвестны, - тот недостаток идей, о котором я говорю теперь, держит нас в неведении насчёт вещей, которые, считаем, можно было бы познать. У нас есть идеи объёма, формы и движения. Но хотя мы вообще не лишены идей эти первичных качеств тел, однако, не зная особого объёма, формы, и движения большей части тел во вселенной, мы не знаем тех различных сил, способностей и способов действия, от которых происходят ежедневно наблюдаемые нами последствия. В одних вещах они скрыты от нас вследствие чрезмерной их отдалённости, в других - вследствие чрезмерно малой величины. Если мы примем во внимание огромную протяжённость известных и видимых частей мира и имеющиеся у нас основания считать то, что находится и пределах нашего познания, лишь небольшой частью необъятной вселенной, то обнаружим тогда бездонную пропасть незнания. Каково особое устройство больших масс материи, образующих всю изумительную систему материальных вещей, как далеко они простираются, что представляет собой их движение и каким образом оно поддерживается или передастся, какое влияние они оказывают друг на друга - всё это такие вопросы для размышления, в которых наша мысль теряется сразу же. Даже если мы ограничим наше размышление небольшой областью, т.е. Солнечной системой и более крупными массами материи, которые видимым образом вращаются вокруг Солнца, то и тогда какое может быть на других планетах разнообразие видов растений, животных и разумных телесных существ, бесконечно отличающихся от видов на нашем небольшом клочке, на Земле. Но ведь познание даже их внешних очертаний и частей совершенно невозможно для нас, пока мы прикованы к этой Земле, ибо нет естественных способов ни путем ощущения, ни путем рефлексии передать достоверные идеи их в наши умы. Они находится вне досягаемости наших средств получения знания: об убранстве и обитателях этих домов мы не можем даже догадываться, не говоря уже о получении ясных и определённых идей их.

Или вследствие их малой величины . Если значительная, даже наибольшая часть различного рода тел во вселенной ускользает от нашего познания из-за своей отдаленности, то другие тела не менее сокрыты от нас вследствие своей малой величины. Эти недоступные чувственному восприятию корпускулы суть активные частицы материи и важнейшие орудия природы, от которых зависят не только все вторичные качества тел, но и большая часть их естественных действий; и недостаток точных, определённых идеи первичных качеств тел держит нас в непоправимом незнании того, что мы желали бы узнать о качествах тел. Для меня несомненно, что если бы мы могли узнать форму, размеры, сцепление и движение мельчайших составных частиц двух каких-либо тел, то, не прибегая к опытной проверке, могли бы познавать некоторые виды их взаимодействия, как мы знаем теперь свойства квадрата или треугольника. Если бы мы знали механические свойства частиц ревеня, цикуты, опия и человека, как часовщик знает механизм часов, благодаря которому часы ходят, и строение напильника, который при трении о части некоторых колёсиков изменит их форму, мы были бы в состоянии предсказать, что ревень прочистит, что цикута убьёт, а опий усыпит человека, как часовщик может сказать наперёд, что положенный на маятник клочок бумаги будет мешать часам идти, пока его не удалят, и что при стирании какой-нибудь мелкой части часов напильником весь механизм совершенно утратит способность к движению и часы остановятся. Быть может, узнать о растворимости серебра в крепкой водке, а золота - в царской водке (а не наоборот) было бы при этом так же нетрудно, как слесарю нетрудно понять, почему поворот одного ключа отпирает замок, а поворот другого - нет. Но пока мы лишены остроты чувств, достаточной для обнаружения мельчайших частиц тел и для получения идей их механических воздействий, мы должны примириться с незнанием их свойств и способов действий и можем быть уверены относительно их лишь в пределах того, чего достигаем в ходе немногих своих опытов. Но воспоследуют ли те же действия в другое время, мы в этом не можем быть уверены. Это мешает достоверному познанию всеобщих истин, касающихся природных тел, и наш разум ведет нас немногим дальше единичных фактов».

Джон Локк, Опыт о человеческом разумении / Сочинения в 3-х томах, Том 2, М., «Мысль», 1985 г., с. 30-34.

Знание и незнание

Каково соотношение знания и незнания?
Можем ли мы утверждать, что знаем больше, чем не знаем? Если согласиться с этим утверждением, то возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, мы согласны с тем, что что-то не знаем. С другой, если мы утверждаем, что знаем больше, чем не знаем, то, значит, мы знаем и то, что не знаем. Иначе как мы можем оценить-узнать границы незнания. Ведь незнание потому и незнание, что мы не знаем что-то и не знаем каков объем этого незнаемого что-то. А раз мы не знаем объем-размеры незнаемого, то не можем утверждать, что знаем больше, чем не знаем.
Теперь наоборот, можем ли мы утверждать, что знаем меньше, чем не знаем? П. С. Лаплас, например, сказал на смертном одре: «То, что мы знаем, так ничтожно по сравнению с тем, чего мы не знаем» . Я думаю, умонастроение, выраженное Лапласом, свидетельствует не столько об объективном факте, сколько о неуёмном стремлении творческого человека знать больше и больше.
Мне представляется, ответ на сформулированный выше вопрос должен быть такой же отрицательный, как и ответ на предыдущий вопрос. Мы же не можем знать, сколько мы не знаем! Соответственно, мы не можем утверждать, что знаем меньше, чем не знаем.
Таким образом, нельзя достоверно утверждать ни то, что мы знаем больше, чем не знаем, ни то, что мы знаем меньше, чем не знаем. Знание и незнание как бы сопряжены, зависят друг от друга. На этот факт указывает, в частности, сократовский парадокс «Я знаю, что ничего не знаю». Вот что о нем можно сказать.

Я знаю, что ничего не знаю

Сократ утверждал: «я знаю, что ничего не знаю». По форме это логически противоречивое утверждение (если человек ничего не знает, то не может знать и о том, что он не знает). По содержанию же это своеобразная попытка сформулировать принцип познавательной скромности. (Сравн.: Олкотт: «Пребывать в неведении относительно собственной невежественности - такова болезнь невежд». Или Дж. Бруно: «Тот вдвойне слеп, кто не видит своей слепоты; в этом и состоит отличие прозорливо-прилежных людей от невежественных ленивцев»). Сократовский парадокс указывает еще на такую особенность познавательного процесса: чем больше мы узнаем, тем больше соприкасаемся со сферой незнаемого, т. е., грубо говоря, чем больше мы знаем, тем больше знаем, что не знаем. Физик Р. Милликен говорил: «Полнота познания всегда означает некоторое понимание глубины нашего неведения».
С познанием, т. е. увеличением круга знания увеличивается сфера соприкосновения с миром незнания. Вот что писал по этому поводу Д. Данин:
«Вполне логично говорить, что научное открытие уменьшает область неизвестного. Но не менее логично утверждать, что она при этом увеличивается. По вине самого открытия и увеличивается. Когда человек идет в гору, перед ним все раздвигается горизонт, но и все протяженней становятся земли, лежащие за горизонтом.
___________________

Доподлинно неизвестно, произносил ли Сократ эту фразу. В сочинении Платона «Апология Сократа» приводится близкое по смыслу рассуждение Сократа. Подобное утверждение ("Я знаю только то, что ничего не знаю") приписывается Демокриту. – В 304 Diels. См. примечание № 16 к «Апологии Сократа» издания 1968 года, под редакцией А. А. Тахо-Годи.

1. Познание как социальный процесс.

2. Социальное и гуманитарное познание.

3. Проблема истины в научном познании.

4. Аксиология в научном познании.

5. Интуиция и её роль в познавательном процессе.

6. Познание как «отражение» и познание как «конструирование».

7. Проблема бессознательного в поведении и деятельности человека.

Задачи:

240. Существуют пять состояний знания и незнания:

1) когда мы знаем, что знаем;

2) когда мы знаем, что не знаем;

3) когда мы не знаем, что знаем;

4) когда мы не знаем, что не знаем;

5) когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).

Приведите примеры каждого из этих состояний.

241. Рассудите:

А) Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д. Дидро).

(Д. Гранин. Иду на грозу). Дайте развернутый ответ.

242. Как Вы объясните видимое противоречие двух утвер­ждений:

А) Правда хорошо, а счастье лучше;

Б) Платон мне друг, но истина дороже.

243. Попробуйте объяснить: в чем сходство и различие меж­ду истиной и правдой?

244. Попробуйте объяснить: в чем различие между знанием и верой? (под верой имеется в виду вера вообще, а не религиоз­ная вера).

245. Что есть истина? - Попробуйте дать ответ, не загля­дывая в учебники, словари и энциклопедии.

246. Как Вы объясните видимое противоречие двух утвер­ждений:

А) Все познается в сравнении;

Б) Сравнение всегда хромает (Я. Корчак, известный педа­гог, говорил еще более

резко: «Отбросим сравнения, они вводят в заблуждение»).

247. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А) ...во многой мудрости много печали; и кто умножает позна­ния, умножает скорбь (библейский проповедник Экклезиаст).

Б) Знание - сила (Ф. Бэкон) (сравните: «Знать больше се­годня - значит быть более сильным завтра» (Э. Теллер)).

248. Одни считают интуицию высшей формой познания, дру­гие - атавизмом, доставшимся нам от животных. - А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ.


249. Прокомментируйте следующее утверждение, принад­лежащее Гегелю:

Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

250. А. Эйнштейн утверждал: «Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать!» Примерно о том же говорил И. П. Пав­лов: «Если не имеешь в голове идей, то не увидишь фактов». - Что они имели в виду? Дайте развернутый ответ.

251. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте.

А) «...художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они <...> долж­ны быть понятны и служить предметом наслаждения непос­редственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа» (Гегель Г. В. Ф. Сочинения).
Б) «Глубоко ложен принцип «искусство для всех». В нем вы­является ложная демократизация. «Искусство для всех» вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно , - нет, в нем есть гибельное требование об урез­ке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование «общедоступности», азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тай­никах его души.

Искусство должно быть «для каждого», но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потреб­ности множеств» (М. Волошин «Заметки 1917 года»).

252. Древние философы выдвинули девиз «Подвергай все со­мнению» - Что они имели в виду? Как можно истолковать этот девиз?

Тестовые задания:

253. Познание в современной философии преимуществен­но рассматривается как:

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) значимая информация в аспекте деятельности;
в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний;


254. По Гегелю, в процессе познания последователь­ность этапов такова:

а) ощущение - внутренние и внешние идеи - размыш­ление;

б) чувственный опыт и априорные категории - чистые (неэмпирические) принципы;

в) чувственное познание и врожденные идеи - рацио­нальное познание;

г) чувственная достоверность - восприятие - рассудок.

255. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

г) сомнение в возможности познания.


256. В современной гносеологии объект познания:

а) существует «сам по себе»;

б) противостоит субъекту познания;

в) в своем определении зависит от концептуальной систе­мы познающего;

г) является частью самопознающего субъекта.

257. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях , сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект - это:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

в) представление;

г) объяснение.

258. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельно­сти субъекта, но не обладающий доказательной силой, назы­вается:

а) абстрактным;

б) теоретическим;

в) обыденным;

г) научным.

259. Поскольку истина не зависит от познающего субъ­екта, она:

а) абстрактна;

б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна.

260. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) ложь;


б) заблуждение;

в) суждение;

г) предрассудок.

261. Среди современных концепций истины отсутствует:

а) когерентная;

б) соответствия;

в) системная;

г) прагматическая.


262. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:

а) прогнозирование;

б) предусмотрение;

в) целеполагание;

г) опережение.

263. Любое изменение, преобразование, процесс - это:

а) эволюция;

б) развитие;

в) инволюция;

г) движение.


264. К общелогическим методам познания не относится…

синтез


анализ

аналогия


наблюдение

265. Субъект познания в современной гносеологии - это:

а) абстрактный индивид;

б) реальный ученый или философ;

в) технические средства (компьютер, научное оборудова­ние и т.д.);

г) мыслительный коллектив.

266. Современные гносеологические исследования пред­полагают:

а) эмпиризм;

б) рационализм;

в) интуитивизм;

г) теоретико-методологический плюрализм.

267. Формой практики не является:

а) преобразование природы с помощью орудий труда;

б) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений;

в) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;

г) научный эксперимент.

268. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

г) успешной заменой теоретических исследований и науч­ного творчества.

269. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

а) представление;

б) восприятие;

г) ощущение.

270. Абсолютизация роли и значения чувственных дан­ных в философии связана с направлением:

а) рационализма;

б) реализма;

в) скептицизма;

г) сенсуализма.

271. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляе­мые в определениях (словах):

а) понятие;

в) дефиниция;

г) термин.


272. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как:

а) понятие;

в) суждение;

г) умозаключение.

273. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и сужде­ния, обосновывающего знание, «Я - человек», сделайте умо­заключение:

а) я отношусь ко всем людям;

б) все люди похожи на меня;

в) я мыслю;

г) животные тоже мыслят.

274. Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания явля­ется:

в) «суть дела»;

в) процесс получения новых знаний о природе и чело­веке;

г) малоэффективное средство познания жизни с помощью аналитического метода.


342. Определяя специфику научного знания, К. Поппер выдвинул принцип…

а) кодификации

б) фальсификации

в) унификации

г) верификации
343. Псевдонаучным – называется в философии…

а) знания, спекулирующее на совокупности популярных теорий

б) знания, полученное в результате отхода от принятых норм познавательного процесса

в) знания, не отвечающее критериям научности, но нашедшее поддержку власти

г) протознание, которое в будущем станет научным
344. На современном этапе мощных социальных потря­сений важную роль играют гуманистические концепции, от­ражающие общечеловеческие идеалы и цели общественного развития. А. Швейцеру принадлежит концепция:

а) «заслужи любовь ближнего»;

б) «путь ненасилия»;

в) «благоговение перед жизнью»;

г) «цель для человечества».

345. О. Конт был убежден, что во всех научных исследо­ваниях необходимо стремиться «к замене слова «почему» сло­вом...»:

в) сколько;

г) как.


346. Предлагая свою классификацию наук, О. Конт все науки разделил на две группы:

а) точные и гуманитарные;

б) теоретические и прикладные;

в) философские и естественные;

г) позитивные и негативные.

347. В области научного познания, по мысли Ницше, ис­тина - это:

а) цель научного познания;

б) объективное отражение действительности;

в) актуальное мнение;

г) полезное заблуждение.

348. С точки зрения представителей эмпириокритициз­ма, задача философии состоит в:

а) обобщении достижений естественных наук;

б) выработке ответов на «вечные» вопросы человечества;

в) «очищении» опыта в научном познании от посторонних представлений;

г) создании целостной картины мира.
349. С позиции картины мира классической науки …

а) связь разных уровней организации осуществляется через хаос

б) сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития

в) развитие мира ретросказуемо и предсказуемо в силу его линейного характера

г) случайность понимается как конструктивный фактор развития

д) мир жестко связан причинно-следственными отношениями


350. В зависимости от темпов развития и характера развития промышленного производства культуры делятся на:

а) традиционные и индустриальные

б) высокие и низкие

в) скотоводческие и ремесленные

г) восточные и западные
351. В науке термин "ноосфера" означает…

а) отношений между государствами

б) утверждение значения разума как космического феномена

в) объединение человечества в единую мировую систему

г) система глобального моделирования окружающей среды

352. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

а) государству;

в) экономике;


353. Современный этап развития цивилизации характеризуется как ______ общество.

а) патриархальное

б) традиционное

в) постиндустриальное

г) индустриальное

д) информационное


354. Современные исследователи отмечают положительное значение таких социальных последствий перехода к постиндустриализму, как…

а) утверждение класса носителей знания в качестве основного

б) размывание и распад социальных связей

в) сопровождение производства богатства все большим риском

г) инновационный характер производства

д) усиление социального неравенства


355. К глобальным экологическим проблемам относится...

а) угроза распространения ВИЧ-инфекции

б) международная преступность

в) современный энергетический кризис

г) преодоление контраста в развитии разных стран

356. Для разрешения глобальных проблем необходимо...

а) снизить темп научно-технического прогресса

б) унифицировать национальные культуры

в) изменить потребительское отношение человека к природе

г) прекратить исследование космоса

357. Необходимым и предварительным условием решения всех глобальных проблем является...

а) освоение ресурсов Мирового океана

б) предотвращение III-й мировой войны

в) регулирование темпов роста народонаселения

г) преодоление распространения опасных болезней
358. Философия полагает, что человечество может выжить…

а) разумно начав подходить к потреблению природных богатств, и совместно решая глобальные проблемы

  • АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ СУЩНОСТЬ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
  • Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. Определение и сущность.
  • Безработица: сущность, показатели, факторы. Формы безработицы. Закон Оукена
  • Безработица: сущность, причины, виды и последствия. Закон Оукена.
  • Безработица: сущность, типы. Измерение уровня безработицы. Экономические и социальные последствия.
  • Практическое задание:

    239. Подготовить краткий реферат или научное сообщение на семинаре по одной из предложенных тем:

    1. Познание как социальный процесс.

    2. Социальное и гуманитарное познание.

    3. Проблема истины в научном познании.

    4. Аксиология в научном познании.

    5. Интуиция и её роль в познавательном процессе.

    6. Познание как «отражение» и познание как «конструирование».

    7. Проблема бессознательного в поведении и деятельности человека.

    Задачи:

    240. Существуют пять состояний знания и незнания:

    1) когда мы знаем, что знаем;

    2) когда мы знаем, что не знаем;

    3) когда мы не знаем, что знаем;

    4) когда мы не знаем, что не знаем;

    5) когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).

    Приведите примеры каждого из этих состояний.

    241. Рассудите:

    А) Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д. Дидро).

    (Д. Гранин. Иду на грозу). Дайте развернутый ответ.

    242. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

    А) Правда хорошо, а счастье лучше;

    Б) Платон мне друг, но истина дороже.

    243. Попробуйте объяснить: в чем сходство и различие между истиной и правдой?

    244. Попробуйте объяснить: в чем различие между знанием и верой? (под верой имеется в виду вера вообще, а не религиозная вера).

    245. Что есть истина? - Попробуйте дать ответ, не заглядывая в учебники, словари и энциклопедии.

    246. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

    А) Все познается в сравнении;

    Б) Сравнение всегда хромает (Я. Корчак, известный педагог, говорил еще более

    резко: «Отбросим сравнения, они вводят в заблуждение»).

    247. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

    А) ...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (библейский проповедник Экклезиаст).

    Б) Знание - сила (Ф. Бэкон) (сравните: «Знать больше сегодня - значит быть более сильным завтра» (Э. Теллер)).

    248. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие - атавизмом, доставшимся нам от животных. - А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ.

    249. Прокомментируйте следующее утверждение, принадлежащее Гегелю:

    Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

    250. А. Эйнштейн утверждал: «Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать!» Примерно о том же говорил И. П. Павлов: «Если не имеешь в голове идей, то не увидишь фактов». - Что они имели в виду? Дайте развернутый ответ.

    251. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте.

    А) «...художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они <...> должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа» (Гегель Г. В. Ф. Сочинения).

    Б) «Глубоко ложен принцип «искусство для всех». В нем выявляется ложная демократизация. «Искусство для всех» вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, - нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование «общедоступности», азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

    Искусство должно быть «для каждого», но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств» (М. Волошин «Заметки 1917 года»).

    252. Древние философы выдвинули девиз «Подвергай все сомнению» - Что они имели в виду? Как можно истолковать этот девиз?

    Тестовые задания:

    253. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:

    а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
    б) значимая информация в аспекте деятельности;
    в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

    г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний;

    254. По Гегелю, в процессе познания последовательность этапов такова:

    а) ощущение - внутренние и внешние идеи - размышление;

    б) чувственный опыт и априорные категории - чистые (неэмпирические) принципы;

    в) чувственное познание и врожденные идеи - рациональное познание;

    г) чувственная достоверность - восприятие - рассудок.

    255. В философии «агностицизм» понимается как:

    а) рассмотрение процесса познания;

    б) рассмотрение объектов познания;

    в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

    г) сомнение в возможности познания.

    256. В современной гносеологии объект познания:

    а) существует «сам по себе»;

    б) противостоит субъекту познания;

    в) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего;

    г) является частью самопознающего субъекта.

    257. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект - это:

    а) чувственное отражение;

    б) познавательный контакт с объектом познания;

    в) представление;

    г) объяснение.

    258. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

    а) абстрактным;

    б) теоретическим;

    в) обыденным;

    г) научным.

    259. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

    а) абстрактна;

    б) объективна;

    в) субъективна;

    г) абсолютна.

    260. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

    б) заблуждение;

    в) суждение;

    г) предрассудок.

    261. Среди современных концепций истины отсутствует:

    а) когерентная;

    б) соответствия;

    в) системная;

    г) прагматическая.

    262. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:

    а) прогнозирование;

    б) предусмотрение;

    в) целеполагание;

    г) опережение.

    263. Любое изменение, преобразование, процесс - это:

    а) эволюция;

    б) развитие;

    в) инволюция;

    г) движение.

    264. К общелогическим методам познания не относится…

    аналогия

    наблюдение

    265. Субъект познания в современной гносеологии - это:

    а) абстрактный индивид;

    б) реальный ученый или философ;

    в) технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.);

    г) мыслительный коллектив.

    266. Современные гносеологические исследования предполагают:

    а) эмпиризм;

    б) рационализм;

    в) интуитивизм;

    г) теоретико-методологический плюрализм.

    267. Формой практики не является:

    а) преобразование природы с помощью орудий труда;

    б) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений;

    в) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;

    г) научный эксперимент.

    268. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

    а) основой познания и его движущей силой;

    б) целью познания;

    в) критерием истины;

    г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

    269. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

    а) представление;

    б) восприятие;

    г) ощущение.

    270. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

    а) рационализма;

    б) реализма;

    в) скептицизма;

    г) сенсуализма.

    271. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях (словах):

    а) понятие;

    в) дефиниция;

    г) термин.

    272. Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как:

    а) понятие;

    в) суждение;

    г) умозаключение.

    273. Из суждения-посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего знание, «Я - человек», сделайте умозаключение:

    а) я отношусь ко всем людям;

    б) все люди похожи на меня;

    в) я мыслю;

    г) животные тоже мыслят.

    274. Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания является:

    в) «суть дела»;

    г) контекст.

    275. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода.

    75. Л.Н. Толстой любил изречение Бюффона “Гений - это терпение”. С другой стороны, В.Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”.

    Кто из них прав? Или возможен другой ответ?

    76. :

    А. Один ум хорошо, а два лучше.

    Б. Лучше один плохой генерал, чем два хороших.

    77. Рассудите:

    А. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро )

    - Дайте развернутый ответ.

    78. Что такое глупость? Приведите примеры глупости в словах и в поступках-делах.

    79. Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: “Я знаю, что ничего не знаю”. Другой не менее знаменитый человек (Д. И. Менделеев) возразил ему: "Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. - Да он и не знал, а мы знаем..." (“Основы химии”)

    80. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений :

    А. Правда хорошо, а счастье лучше.

    Б. Платон мне друг, но истина дороже.

    81. Существуют пять состояний знания и незнания:

    1. когда мы знаем, что знаем

    2. когда мы знаем, что не знаем

    3. когда мы не знаем, что знаем

    4. когда мы не знаем, что не знаем

    5. когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).

    Приведите примеры каждого из этих состояний.

    82. Попробуйте объяснить: в чем сходство и различие между истиной и правдой?

    83. Попробуйте объяснить: в чем различие между знанием и верой? (под верой имеется в виду вера вообще, а не религиозная вера).

    84. Что есть истина? - Попробуйте дать ответ, не заглядывая в учебники, словари и энциклопедии.

    85. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений :

    А. Всё познается в сравнении.

    Б. Сравнение всегда хромает. (Януш Корчак, известный педагог, говорил еще более резко: «Отбросим сравнения, они вводят в заблуждение»).



    86. :

    А. «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст).

    Б. «Знание - сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня - значит быть более сильным завтра» - Э. Теллер).

    87. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие - атавизмом, доставшимся нам от животных.

    А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ.

    88. Прокомментируйте следующее утверждение, исходящее от Гегеля:

    Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

    - Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

    89. В чем сущность дилеммы «сциентизм - антисциентизм», возможно ли ее решение? *

    Дайте развернутый ответ.

    90. А. Эйнштейн утверждал: «Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать!». Примерно о том же говорил И. П. Павлов: «Если не имеешь в голове идей, то не увидишь фактов».

    - Что они имели в виду? Дайте развернутый ответ.

    91. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте

    А.: “...художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они... должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 280) [Сравн.: “Искусство принадлежит народу” (В.И. Ленин)]

    Б.: “Глубоко ложен принцип “искусство для всех”. В нем выявляется ложная демократизация. “Искусство для всех” вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, - нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование “общедоступности”, азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

    Искусство должно быть “для каждого”, но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств.” (М.Волошин. Заметки 1917 года)

    92. Древние философы выдвинули девиз “Подвергай всё сомнению”. Что они имели в виду? Как можно истолковать этот девиз?

    Разное

    93. Верите ли вы в судьбу? Что такое судьба?

    94. Что такое, по Вашему, притча? Два примера:

    А. (Притча о самаритянине) "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

    Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя.

    Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить.

    Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

    На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (...) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

    Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Ииcус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Евангелие от Луки 10; 25-37).

    Б. (Притча “Буриданов осел”) Некий философ, которого звали Буридан, уезжая, оставил своему ослу две одинаковые охапки сена. Осел не мог решить, с какой охапки начать, и умер с голоду.

    95. Прокомментируйте

    “Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину” (Р. Киплинг)

    96. Прокомментируйте следующее утверждение :

    “Во всем нужна мера, даже в том, чтобы соблюдать ее”.

    97. Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему?

    А. “Не в силе правда, а в правде сила”.

    Б. “Кто сильнее, тот и прав” (вариант: “Сильный всегда прав”).

    98. В чем изъян следующего утверждения :

    “С ними человечно - быть жестоким, жестоко - быть человечным” (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь).

    99. В чем противоречивость, логическая некорректность следующего рассуждения :

    "Наслаждение - антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (например, объект любви может постареть, любовь - нет, она неподвластна времени)" (цитата из книги).

    100. Прав ли Бисмарк, говоря : "Это только дураки учатся на собственном опыте. Я же предпочитаю учиться на опыте других." - Оцените и прокомментируйте.

    101. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

    А. «...ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24)

    Б. «Сильные страсти - слабые нервы» (из кинофильма). Или: «Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля» (В. О. Ключевский).

    - Дайте развернутый ответ.

    102. Прокомментируйте, насколько правильно употребление слов “материалист” и “идеалист” в следующем анекдоте :

    В суде разводится пожилая пара.

    Судья спрашивает у мужа о причинах развода.

    Муж отвечает, что причины чисто философские и поясняет, что он материалист, а жена идеалистка.

    В разговор вступает жена: “Я отдала ему всю свою романтическую возвышенную душу, а он говорит, что ему нужно молодое тело”.

    103. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями :

    А. Не то, что мните вы, природа,

    Не слепок, не бездушный лик -

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф. И. Тютчев )

    Б. В пустыне нет красоты. Красота в душе араба.

    (А. М. Горький )

    104. Правильно ли утверждение:

    «Мы не замечаем прекрасного, пока не лишаемся его» (из кинофильма).

    - Дайте развернутый ответ.

    105. Что означает выражение “золотая середина”? Приведите примеры, поясняющие это выражение.

    Статьи по теме