Новоиерусалимский монастырь как. Новый Иерусалим в Истре

Среди множества интересных мест в Московской области выделяется Новоиерусалимский монастырь. Это одна из самых почитаемых и святых обителей, которую стоить посетить каждому, кто любит путешествовать, наслаждаться красотой, величием и таинственностью. Находится монастырь в Истре на улице Советская, дом 2.

Обитель доступен для посещения в любой день недели с 9 утра и до 18 часов вечера.

История Новоиерусалимского монастыря

Этот воскресенский мужской монастырь на Истре имеет богатую и интересную историю. Его основателем является известный патриарх Никон, который на протяжении 8 лет жил в этом святом месте. Его мечтой было создать монастырь, который бы внешне и внутренне походил на храм «Воскресение господня», находящийся в Иерусалиме.

Патриарх хотел построить собор, попав в который каждый верующий смог представить себя на месте Христа. Это пещера гроба Господня, гора, на которой был распят Христос, место его упокоения и воскрешения.

Вся территория места представляет собой образ Святой Земли:

  1. Город - храм с несколькими башнями. Место, в котором произошло Воскресение Иисуса.
  2. Скала «Голгофа», что означает «лобное место».
  3. Кувуклия в Новоиерусалимском монастыре - небольшая часовенка, где погребен Иисус Христос.

Возведение этого комплекса началось в 1656 году, когда у Никона были еще доброжелательные отношения с царем Алексеем. Строительство шло быстрыми темпами, так как царь всячески способствовал этому. Но после того как патриарха отправили в ссылку, храм возводить перестали. Спустя 14 лет Царь Фёдор Алексеевич дал распоряжение продолжить начинание Никона, помиловал неугодного патриарха и разрешил ему вернуться в святую обитель. Но по дороге в Подмосковье Никон скончался. Его похоронили в южном пределе собора.

В 1685 году собор был достроен и освящен. Патриархом стал преподобный Иоаким.

В начале 19 века это было излюбленное место посещения паломников. По статистике, только за один год храм посетили 35 тысяч человек. На собранные средства были построены приют для бездомных и гостиница для посетителей.

Тяжелые времена комплекса

Со сменой власти в 1919 году по решению местного уездного Совета монастырь был закрыт. Всё имущество было изъято и передано народу. Многие реликвии позже были переданы в оружейную палату и хранятся там по сей день.

Во время Великой Отечественной войны обитель оказалась в самом эпицентре. Многие здания были полностью уничтожены, другие сильно пострадали. На Нюрнбергском процессе прозвучало, что храм Воскресения Господня и колокольня были взорваны немецкими фашистами. Лишь в 1950 году началась реставрация этого архитектурного памятника. Сначала постарались возвести все сооружения, которые были до войны, после этого приступили к внутренним работам. Но в память об этих трудных временах на стенах зданий оставили следы снарядов, чтобы люди помнили историю и не совершали подобных ошибок.


Вскоре монастырь воскрес, как когда-то воскрес Иисус Христос. Сейчас этот архитектурный комплекс вновь обрел свое величие и толпы туристов вновь стекаются в это святое место.

Обитель в настоящее время

С 1994 года в русской Палестине снова зазвучали молитвы и песнопения. Вначале Алексий второй назначил главой монастыря архимандрита Никиту, позже, в 2008 году, патриархом этого собора стал игумен Феофилакт. Затем было принято решение о проведении реставрационных работ, которые вернули бы исторический облик этому архитектурному памятнику. И до настоящего времени реставрация продолжается. Для этого создан благотворительный фонд, средства которого идут на восстановление монументального места.

Недалеко от обители в 1920 году был создан музей, который является самым крупным в Подмосковье. В настоящее время в нем насчитывается более 180 тысяч экспонатов. К ним относятся:

  • церковная утварь и предметы обихода монастыря;
  • живописные зарубежные и русские иконы, картины, фрески;
  • коллекции оружия;
  • богословские книги и рукописи.

В парковой зоне можно познакомиться с деревянным зодчеством. Увидеть часовню, старинные избы и мельницу.

Путь к монастырю

Вход на территорию новоиерусалимского монастыря бесплатный (кроме посещения музея). Здесь можно заказать любую экскурсионную программу или самостоятельно окунуться в мир истории и церковной атмосферы Нового Иерусалима. Есть несколько вариантов того, как добраться до монастыря:

  • На автомобиле . Через Волоколамское или Рижское шоссе до города Истры. Расстояние пути составит около 45 км.
  • На общественном транспорте . Электричкой от Рижского вокзала до станции «Истра». Далее пересаживаемся в автобус и продолжаем путь до остановки «Монастырь». Пешком до монастыря можно дойти за 15−20 минут.
  • На автобусе № 372 от метро «Тушинская» до остановки «Почта». Затем пересадка. До святой обители можно доехать за 7 минут, пешком не более 15 минут.
  • На такси . Все таксисты знают об этом месте, поэтому быстро доставят вас к пункту назначения.

#s3gt_translate_tooltip_mini { display: none !important; }

Главный вход в Воскресенский собор Нового Иерусалима, как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. У южных врат на месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, рассказывающей о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения и его святынях. В стихотворной композиции летописи употреблен акростих, читающийся по первым буквам строк основного текста «ВОСКРЕСЕНСКОГО СЕГО МОНАСТИРЯ ГРЕШНОЙ АРХИМАНДРИТ НИКАНОРИС НАПИСАЛ СЛОЖНУЮ СИЮ ТАБЛИЦУ ВСЕМ ПРОЧИТАЮЩИМ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ, КОГДА БЕ ОБИТЕЛ СИЯ И ЦЕРКОВЬ НАЧЕТА И КТО СЕМУ СТРОИТЕЛ БЕ»

Придел архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных

Под Святой Голгофой Патриархом Никоном была устроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Посвящение придела соответствует первообразу и объясняется тем, что, по словам святителя Иоанна Златоуста, Предтеча Господа, предваривший Его своим рождеством и проповедью, предварил также добровольные Его страдания, смерть и сошествие во ад, где он возвестил душам праотцев о явлении в мир Мессии. Предания связывают с этим местом в храме Гроба Господня два погребения: праотца Адама и первосвященника Мелхиседека - первого царя Иерусалима.

Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой. 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха-схимонаха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. Любимый ученик Святителя архимандрит Герман и братия, облачавшие усопшего в погребальные одежды, убедились, что плоть его не издает злосмрадия и «нимало повредися». После отпевания в Успенской церкви Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Вскоре архимандритом Германом были написаны две стихотворные эпитафии на могилу своего духовного отца и учителя. Одна из них, высеченная на большой белокаменной плите, находится в изножии гробницы Святителя. Здесь же лежит на аналое икона, изображающая Патриарха Никона как местночтимого святого - с нимбом вокруг главы.

Стенопись над гробницей представляет Деисусный чин, где Господу Вседержителю предстоят в молении Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча и святые, соименные Патриарху Никону: преподобный Никита, столпник Переславский, и преподобный Никон.

Изразцовый иконостас придела был устроен в конце XVII века. Надпись между ярусами, вырезанная по белому камню, указывает на первообраз в храме Гроба Господня: «Церковь святаго Иоанна Предтечи под святою Голгофою, издолблена в камени».

Иконы в иконостасе - современного письма. Наряду с житием Крестителя Господня они отражают и житие Патриарха Никона. В боковых пролетах второго ряда изображены Святитель Филипп, митрополит Московский (†1569), и Патриарх Никон, для которого святой Филипп был духовным образцом священномученика, убитого за обличения царя Иоанна Грозного, и церковного строителя, создавшего в период своего игуменства на Соловках великолепные каменные храмы Спасо-Преображенского монастыря.

В середине 1930-х годов погребение было кощунственно вскрыто, судьба честных останков Святейшего Никона неизвестна.

Камень миропомазания

Камень миропомазания в Ново-Иерусалимском Воскресенском соборе находится против Красных врат, под сенью увенчанной крестом. В Великую Пятницу в Новом Иерусалиме святую Плащаницу спускают с Голгофы и полагают на Камень миропомазания - священное подобие мраморной плиты, которая в Иерусалимском храме Гроба Господня покрывает место, куда праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, сняв со Креста Пречистое Тело Спасителя, положили Его, помазали миром, обвили плащаницей и похоронили во гробе, «как обыкновенно погребают иудеи» (Ин.19: 40).

Святая Голгофа

Голгофская церковь освящена Патриархом Никоном в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В северной части придела воспроизведено Лобное место (по-еврейски - Голгофа), где был распят Спаситель. Плоское камнепостлание с тремя круглыми углублениями означает вершину горы, на которой стоял Крест Господень и, по сторонам от него, - кресты двух разбойников. Глубокая трещина напоминает о расселине, образовавшейся в момент смерти Иисуса, когда «земля потряслась и камни разселись» (Мф. 27: 51).

В глубине Лобного места находится кипарисовый Крест в меру Креста Господня, привезенный по заказу Патриарха Никона из Палестины. Образ распятого Христа выполнен, вероятно, в Новом Иерусалиме монастырским резчиком.

В первоначальном иконостасе Голгофской церкви помещалась икона Господа Вседержителя с припадающими Святителем Филиппом, митрополитом Московским, и Патриархом Никоном.

Сохранившийся на Голгофе трехъярусный иконостас относится к XVIII веку. Он украшен накладными вызолоченными деталями и резьбой вглубь по фону. На Царских вратах изображено в высоком рельефе Моление Господа в Гефсиманском саду.

В иконостасе было 20 икон на тему Страстей Христовых, выполненных в мастерской Сергея Горяинова в Москве. Внизу, «в тумбах», помещались картуши с изображением истории предательства Иуды.

На протяжении всей истории Нового Иерусалима Святую Голгофу благоукрашали высокохудожественные произведения церковного искусства.

Центральный столп придела облицован изразцами XVII века, составляющими узор в виде четырехконечных крестов и восьмиконечных звезд.

В южном дверном проеме установлены литые бронзовые врата того же времени. Они состоят из двух створок, заполненных сквозным, рельефно проработанным с лицевой стороны растительным орнаментом.

Со стороны притвора вход на Голгофу обрамлен перспективным порталом, поражающим красотой и разнообразием изразцового набора. Силы Небесные, рог изобилия с плодами, колос и виноградная гроздь, символизирующие Таинство Евхаристии, образуют вместе с другими изображениями великолепную композицию, куда включено и полукружие из васильков - царских цветов, которыми, по преданию, покрылась гора Голгофа после крестной смерти Спасителя, свидетельствуя о Распятом как о Царе Небесном.

Истина Боговоплощения и Воскресения со всей полнотой выражена в Голгофском Распятии. Пречистое Тело Спасителя, переданное анатомически правильно, не искажено физическими страданиями. Прекрасен и спокоен лик Иисуса - совершенного Бога и совершенного Человека, воспринявшего «вольное распятие во общее воскресение рода человеческаго».

От Креста исходит тонкий запах кипариса, чье благоухание ощутимо иногда во всем соборе. Пресвятые стопы Спасителя, к которым благоговейно прикладываются богомольцы, временами обильно мироточат.

Церковь святых равноапостольных Константина и Елены

Подземная церковь Нового Иерусалима повторяет первообраз - четырехстолпный одноглавый храм, сооруженный в Иерусалиме на месте Обретения Животворящего Креста Господня, сброшенного с Лобного места в глубокую цистерну к востоку от горы Голгофы.

Сооружение «земляной церкви» в Новом Иерусалиме велось в 1680-х годах, однако рвы под ее фундамент были вырыты еще при Патриархе Никоне. Тогда же здесь открылся Живоносный источник.

В храме сохранился медный, местами вызолоченный, чеканный иконостас середины XVIII века. В первом ярусе, по сторонам Царских врат, изображены Спаситель и Пресвятая Богородица. В центре второго яруса помещен образ Голгофского Креста, которому предстоят в молении святые равноапостольные Константин и Елена.

В южной части церкви находится придел священномученика Кириака, Патриарха Иерусалимского (†363). Посвящение церкви связано с историей Обретения Животворящего Креста Господня, местонахождение которого указал царице Елене Иуда - житель Иерусалима. Впоследствии он принял святое крещение с именем Кириак, стал Патриархом Иерусалимским и в период гонения на христиан скончался после пыток как мученик за веру.

В южной стене главного алтаря устроено «седалища» царицы Елены, обозначающее место, откуда она наблюдала за раскопками во время поисков Креста Господня.

Пещера Обретения Животворящего Креста воспроизводит первообраз. Здесь находится кладезь, из которого можно взять святую воду. Через овальное отверстие в своде видна построенная в XVIII веке «палатка» и восстановленный в процессе реставрационных работ 1980-х годов деревянный Крест в меру Голгофского Креста.

Как и во всем Воскресенском соборе, в подземной церкви сочетаются архитектурные формы и убранство XVII - XVIII веков. Особенно богато оформлен барочной лепниной и вызолоченной резьбой барабан церковной главы, имеющий внутри хоры, через которые можно выйти на кровлю храма.

В северной части церкви погребены Варвара Ивановна Суворова-Рымникская, урожденная Прозоровская (1750-1806), супруга великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800), и единственный их сын Аркадий Александрович Суворов (1786-1811). Надгробные плиты находятся на месте бывшего придела, устроенного в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» семьей Суворовых - щедрых вкладчиков Воскресенской обители.

Приделы Страстей Господних

Страстям Христовым посвящены придельные церкви за главным алтарем собора, устроенные Патриархом Никоном в соответствии с первообразами в храме Гроба Господня. Здесь же находятся входы в придел святителя Андрея Критского и в Подземную церковь.

Приделы Страстей Господних имеют высокие изразцовые иконостасы, уходящие в барабаны световых глав. В XVII веке они были ограждены с запада невысокими стенками клиросов, впоследствии разобранными. На южной стене каждого придела находится белокаменная плита с текстом «каменного путеводителя». Эти плиты были установлены в соборе в первой половине 1680-х годов. Их надписи цитируют «Проскинитарий» и относятся к храму Гроба Господня, давая паломникам возможность сопоставить святые места «тамо» - в древнем Иерусалиме, и «зде» - и Иерусалиме Новом.

Северный придел именуется церковью Написания титла. По преданию, в Иерусалиме здесь хранилась дощечка с надписью, поставленная над главой Иисуса Христа на Кресте и означающая вину Его: «Иисус Назорей, царь Иудейский» (Ин. 19: 19). По приказу Понтия Пилата надпись была начертана на трех языках. Об этом говорит текст на фризе иконостаса: «Церковь в нейже титла написаная от Пилата еврейски, гречески, римски». У правого клироса в стену вмурована белокаменная плита с резной надписью, которая продолжает надпись на иконостасе и относится к храму Гроба Господня: «В неи же служат хабежи, люди черные, иже от великия Ефиопии христиане».

Придел был освящен во имя святого Лонгина Сотника - римского воина, стоявшего при Кресте Господнем на Голгофе и уверовавшего в Сына Божия при виде дивных знамений во время смерти Его. По преданию, на этом месте в Иерусалиме была обретена слепою женщиной глава святого Лонгина, пострадавшего за Христа, причем слепая получила прозрение.

Центральный придел посвящен Разделению риз Спасителя, о чем свидетельствует надпись на иконостасе: «Церковь на месте идеже разделиша воини ризы Христовы и меташа жребия». Текст «каменного путеводителя» отмечает: «Зде служат армяне». Имеется в виду храм Гроба Господня, некоторые места которого принадлежат Армяно-григорианской церкви.

Третий придел, как написано на фризе иконостаса, - «Церковь на месте идеже поругашася воини Христу и пакости деяху Ему». В храме Гроба Господня здесь хранится под престолом часть колоны, на которой сидел Христос, когда на Него возлагали Терновый венец. В Новом Иерусалиме эта святыня воспроизведена в виде высокого камня с закругленным верхом.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Благодатное присутствие Живого Бога особо ощутимо внутри Воскресенского собора, где «изображены», как сказано в монастырских описях, святые места Страстей Господних и светлого Христова Воскресения.

Северные врата собора ведут в галерею, восточную часть которой занимает церковь, именуемая Темницей. Ее первообраз в храме Гроба Господня связан с преданием о пещере в утесе Голгофы, где содержали под стражей узников, пока приготовлялись орудия казни. В древние времена пещера служила садовой сторожкой. Об этом в Темничной церкви Нового Иерусалима повествует надпись на изразцовом иконостасе XVII века:

«Церков Темница, в ней же удержан бысть Господь наш Иисус Христос от Пилата, дондеже приготовлены быст вещи о Распятии. Прежде вертеп был стража вертограду».

В Иерусалиме Темничная церковь посвящена Пресвятой Богородице, ибо Матерь Божия оплакивала здесь Своего Божественного Сына, когда Его повели на Распятие.

Придел, подобно прототипу, имеет четыре опорных столпа. Но если в иерусалимской церкви столпы низкие, а свод над ними - сомкнутый, то в Успенском приделе столпы высокие, предназначенные нести световую главу, - к сожалению, разобранную в XVIII веке. Темная, пещерного типа церковь-первообраз преображена в Новом Иерусалиме в стройный одноглавый храм, пронизанный льющимся сверху светом, который символизирует свет небесный, горний. Этот архитектурный образ воплощает тему Воскресения и Вознесения Богородицы, тему победы над смертью, торжества жизни вечной. Вместе с тем в планировке Успенской церкви сохранена память о событиях Страстной седмицы. В северной стене расположена маленькая «палатка», обозначающая место, где стояла Пресвятая Богородица, когда Её Сына и Господа пригвождали ко Кресту, и Ей Самой оружие пронзило душу (Лк. 2: 35).

С запада к церкви Успения примыкает обширная трапеза. Здесь находится ковчег с частью мощей (длань правой руки) святой мученицы Татианы. Эта святыня была пожертвована в обитель царевной Татианой Михайловной в 1691 году.

В южной стене трапезы помещается Темница Господня, устроенная для хранения каменных Уз Спасителя - священного подобия камня-колодки с двумя отверстиями, в которые были заключены ноги Спасителя во время мучений Его. Святыня воспроизводит первообраз, перенесенный в храм Гроба Господня из претории Понтия Пилата.

В XVIII веке свод Темницы был покрыт лепниной с изображением орудий Страстей Христовых, среди которых - мешочек Иуды с 30-ю сребрениками, цепи с гирями, факелы, бичи, гвозди. Современное паникадило в виде круга с лучами и шипами напоминает о Терновом венце Спасителя.

Гроб Господень

Главная святыня Нового Иерусалима - Живоносный Гроб Господень. Подобно первообразу, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы.

Патриарх Никон освятил Кувуклию Гроба Господня в начале 1660-х годов. Первоначально часовня имела деревянное завершение, замененное к 1685 году восьмигранным шатриком, ныне утраченным.

Наружное убранство пещеры Святого Гроба состоит из керамической аркады, повторяющей мраморную аркаду первообраза. Между колонками находились стенописи, изображавшие Пресвятую Богородицу и апостолов.

Войдя в Кувуклию через единственный вход с востока, попадаем в придел Ангела, где лежит округлый камень - подобие того камня, который был отвален от Гроба Господня Ангелом в ночь Воскресения Христова.

Первоначально камень в Иерусалиме был большим - в размер проема, ведущего в пещеру Святого Гроба. Но от него откалывали части для перенесения в другие храмы, и к XVII веку в часовне остался камень, нижний конец которого уходил в землю, а верхний составлял 28х51х47см. Такие же размеры были у камня-подобия, лежавшего в Кувуклии Нового Иерусалима при Патриархе Никоне и чудом уцелевшего в бурях лихолетий.

Из придела Ангела в пещеру Гроба Господня ведет низкий и узкий проем. Склонившись, входим в Святой Вертеп, во всем подобный той гробнице, где погребли Пречистое Тело Сына Божия и откуда воссияло миру Христово Воскресение. Вдоль северной стены пещеры находится погребальное ложе, покрытое плащаницей. Преклонив колени, поклонимся Живоносному Гробу и приложимся к лежащему на плащанице Евангелию, исповедуя скорби своей души и с покаянием испрашивая милости и благодати у Христа Спасителя.

Изразцовое убранство снаружи пещеры Гроба Господня представляло собой иконостас и отражало значение Святого Вертепа как алтаря, а погребального ложа Спасителя - как престола и жертвенника, на котором в Иерусалиме совершается Божественная литургия. В связи с этим колонки Кувуклии повторены во всех изразцовых иконостасах Воскресенского собора, знаменуя значение алтаря и престола как Гроба Господня.

Изобразительные мотивы колонок тождественны образам Священного Писания и церковных песнопений. Они символизируют Кровь и Плоть Спасителя, Таинство Евхаристии, Воскресение Христово и Новозаветную Церковь. Наряду с традиционными изображениями - пшеничным колосом, виноградной гроздью, яблоком граната и цветком, которым уподобляется Христос в канонах и акафистах, использованы новые для православной иконографии мотивы. Так, на полукруглой в плане колонке изображена наряду с виноградной кистью завеса, означающая Плоть Христову. По словам апостола Павла, мы имеем «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10: 19-20).

Раскрытая завеса, но в другом значении, изображена на той же колонке посреди выпуклого, ярко-коричневого сердца, над которым помещена митра-корона, увенчанная крестом. Ключ к символике этой композиции находим в апостольском сравнении христиан с письмом Христовым, написанным Святым Духом «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3: 3).

В Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Господа каменные скрижали откровения, снимал с лица своего покрывало, являясь пред Богом (Исх. 34: 34). Так же снимется покрывало с сердец израильтян, когда они обратятся, придут ко Христу (2 Кор. 3: 15-16). «Плотяные скрижали сердца» с раскрытой завесой - это образ Нового Завета и нового человека, образ христианина с открытым сердцем, где Дух Божий начертал заповеди Господни. Исполнение их открывает человеку путь к обожению, к стяжанию «венца жизни», «венца славы».

Изображение на изразцах венца в виде митры-короны можно понимать как образ народа Божия, омытого от грехов Животворящею Кровью Христовой и соделанного «царями и священниками Богу» (От. 1: 6). Вместе с тем митра-корона символизирует и Главу Церкви, Царя царей и Великого Архиерея - Господа Иисуса Христа в славе Своей.

Уцелевшее начало надписи имеет духовно-назидательный характер: «Отдадим Образу пообразное, познаим наше достоинство, почтим начало образное, познаем тайны силу и за кого Христос умре». По толкованию аввы Дорофея это означает, что мы, сотворенные по образу Божию, должны почитать свой Первообраз и не бесчестить Его грехами. Ведь Бог, умилосердившись над Своим созданием и образом, «сделался человеком и подъял смерть за всех, чтобы нас, умерщвленных, возвести к жизни».

«Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует».

Завершается текст исторической «летописью» с уникальной по необычности датировкой. Названо лето от сотворения мира - 7174, и не лето от Рождества Христова, как обычно, а лето от Воскресения Христова - 1632. Прибавив 33 года земной жизни Спасителя, получаем дату создания изразцового пояса: 1665 год.

Центральную часть собора занимает храм Воскресения Христова. Главный алтарь имеет, подобно первообразу, пониженную восточную стену. Она служит основанием для четырех столпов, поддерживающих верхнюю часть апсиды, где сохранилась изразцовая облицовка с композицией «Неопалимая купина».

По периметру храма расположена изразцовая надпись, начинающаяся словами:

«Сказание о церковных таинствах, яко храм убо или церковь мир есть сей, место святое, Божие селение и особный дом молитвы, собрание людей».

Далее поясняется значение престола, который символизирует Иерусалим, и жертвенника, знаменующего Вифлеем. Раскрывается значение просфоры и других богослужебных предметов. В заключение говорится, что следовать «видению Промысла» есть «божественное наслаждение», означающее «торжество достойных».

Надпись выполнена в 1666 году и по технике исполнения сходна с надписью в ротонде Гроба Господня. Ширина фриза - 33 см, высота букв - 23 см.

Текст составлен Патриархом Никоном в поучение богомольцам на основе сочинения преподобного Григория Синаита (†1346). Этот подвижник, имевший учеников и последователей в разных странах восточно-христианского мира, подвизавшийся на Синае и Святом Афоне, посещавший Иерусалим для поклонения Гробу Господню и живший в Константинополе, был для Святейшего Никона великим учителем внутреннего делания и олицетворением духовного единства Вселенского Православия.

Придел святой Марии Магдалины

В XVIII-XIX веках в Воскресенском соборе находились придельные церкви, устроенные благотворителями Нового Иерусалима, среди которых было несколько поколений Дома Романовых. Из этих церквей сохранился только придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, близ места, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина, когда погребали Господа. Церковь была создана в 1801 году императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей Небесной покровительницы. Это один из красивейших приделов храма, оформленный по проекту архитектора М.Ф. Казакова в стиле классицизма.

Церковь представляет собой небольшой алтарь с притвором, где находились деревянные хоры для пребывания Августейшей семьи во время богослужения. С юга церковь отделялась невысокой сквозной металлической оградой. Алтарная часть в виде полуротонды с колоннами коринфского ордера выполнена из белого каррарского мрамора, украшенного вызолоченной бронзой.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь - образ иерусалимских святых мест на подмосковной земле. Основатель монастыря патриарх Никон искренне хотел как будто перенести одну из главных христианских святынь - храм Гроба Господня - чуть ближе к верующим, живущим в России.

Никон основал Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в 1656 году. Строительству обители предшествовали долгие разбирательства с правами на землю, принадлежавшую в то время вотчинникам, а затем и длительная подготовка территории. Для монастыря вырубили лес на берегу реки Истры, затем укрепили холм, на котором должна была расположиться обитель. Символично, что этот холм получил имя Сион, соседний холм - Елеон, а третий, на севере, - Фавор. Более того, даже Истру для служителей обители переименовали в Иордан. Недалеко основали женский монастырь с новозаветным наименованием Вифания. Так названия из евангельских текстов проникли на русскую землю.

Главный Воскресенский собор монастыря создавался по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме - строители использовали деревянную копию иерусалимского храма, привезенную в Россию патриархом Паисием. В первоначальной версии XVII века Воскресенский собор, как и другие монастырские постройки, был деревянным. На освящении собора присутствовал лично царь Алексей Михайлович, который впервые и дал молодому монастырю его знаменитое имя - Новый Иерусалим.

В XVII веке монастырская библиотека обладала богатейшей книжной коллекцией: в ней хранились родословные книги, печатные книги для богослужений, старинный «Изборник Святослава» 1073 года, Юрьевское Евангелие XII века, а также рукописи из афонских монастырей с раннехристианскими текстами. Кроме того, в монастыре была даже собственная типография, которую Никон перевел сюда из Иверского монастыря. С 1920 года библиотечное собрание Ново-Иерусалимской обители хранится в Государственном историческом музее.

Со второй половины XVIII века началась паломническая история Ново-Иерусалимского монастыря. До наших дней дошло как минимум 20 паломнических описаний обители. Во многом благодаря именно этим документам сегодня ученые и искусствоведы знают, как выглядел монастырь в то время. На рубеже XIX и ХХ веков монастырь стал одним из главных паломнических центров в России - перед Первой мировой войной его посещало примерно 35 000 паломников в год.

Конечно, революция оставила свой печальный след и в истории монастыря. В 1919 году его закрыли, а в 1920-х годах появился музейно-выставочный комплекс. Благодаря ему и сохранилось многое из убранства и предметов быта ново-иерусалимских монахов.

Еще один тяжелый удар по обители нанесла Великая Отечественная война: фашисты взорвали Воскресенский собор, из-за чего были уничтожены по-настоящему ценные архитектурные памятники. Восстанавливали монастырь уже после войны, а в 1959 году музей вновь начал принимать посетителей. С 1994 года Новому Иерусалиму вернули статус монастыря.

Сегодня побывать в Ново-Иерусалимском монастыре будет интересно не только паломникам, но и простым туристам. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» является самым большим музеем в Подмосковье. Здесь хранятся археологические, этнографические коллекции, редкие книги, собрания русской живописи и графики, мебель, бытовая утварь, стекло, керамика, фаянс, образцы костюмов XVII - начала ХХ веков, изделия мастеров народных промыслов. Здание музея, вмещающего такую богатую коллекцию, разместилось всего в 350 метрах от самого монастыря. Чтобы понять, насколько масштабна коллекция ново-иерусалимского музея, достаточно представить себе, какой объем экспонатов могут вместить 10 000 квадратных метров выставочных площадей.

Помимо самого музея, обязательно стоит побывать в его парке и познакомиться с экспозицией Музея деревянного зодчества под открытым небом. В усадьбе Кокориных XIX века также работает выставка предметов крестьянского быта.

Поездке в Новый Иерусалим следует посвятить целый день: этого стоят и богатейшая музейная коллекция, и царящая в монастыре атмосфера, и роскошная архитектура комплекса, и живописная природа этих мест.

Отвлекусь на время от Израиля и расскажу о нашей российской копии Святых мест, Новоиерусалимском монастыре. Может кто не знает, недалеко от Москвой существует аналог , посетив который можно получить почти точное представление об оригинале.

Купол ротонды Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.

В 1656 году в 50 верстах к западу от Москвы в излучине реки Истра патриархом Никоном был основан монастырь, в образе которого по его замыслу архитектурно и топографически должны были быть воспроизведены Святые для христиан места Иерусалима и Палестины. Выбранное место как нельзя лучше подходило для этого. Царь Алексей Михайлович Романов, отец Петра I, благословил Никона на воплощение его замысла. Обозревая окрестности с холма, царь лично нарек «имя монастырю - Новый Иерусалим».Окрестности монастыря получили палестинские названия. Центральный холм был назван Сионом, холм к востоку от него нарекли горой Елеон, а холм к северо-западу назвали горой Фавор. Реку Истру в районе монастыря переименовали в Иордан.


Центром монастыря стал Воскресенский собор, архитектурная копия иерусалимского Храма Гроба Господня. Строительство собора началось в 1658 году под руководством Никона, который бросил патриарший престол и, покинув Москву, переехал на жительство в Новоиерусалимский монастырь. Собор возводили по чертежу и описаниям иеромонаха Арсения Суханова, побывавшего в Иерусалиме в 1653 году. В его облике были точно воспроизведены размеры, план и структура оригинала.

Строительство монастыря продолжалось в течение восьми лет вплоть до 1666 года, когда Никон решением Церковного Собора 1666-1667 гг. был лишен сана и сослан в Ферапонтов монастырь. На тринадцать лет строительство прекратилось и возобновилось только в 1679 году, после воцарения Федора Михайловича, старшего брата Петра I. После смерти царя Федора в 1682 году, строительство продолжалось при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и завершилось торжественным освящением его в 1685 году, в присутствии молодых царей и царевны Софьи Алексеевны.

Опальному патриарху Никону, которому разрешили вернуться назад только в 1681 году, не суждено было увидеть свое детище в завершенном виде. Он скончался под Ярославлем по пути в Новый Иерусалим и был торжественно похоронен в одном из пределов Воскресенского собора. В 30-е годы советские власти вскрыли гроб патриарха Никона и местонахождение его остатков неизвестно до настоящего времени.

Вид на Воскресенский собор с восточной стороны.

Также как и Храм Гроба Господня Воскресенский собор имеет крестообразную в плане центральную часть с алтарем, увенчанную куполом. С южной стороны собора до 1941 года возвышалась многоярусная колокольня, которая обрушилась при подрыве собора отступавшими немцами и до сих пор не восстановлена.

Воскресенский монастырь на открытке 1912 года. Колокольня еще цела.

Статьи по теме