Основные правила поведения людей в церкви. Пасхальная служба в день Воскресения Христова: главные правила поведения в церкви Правила поведения в церкви для детей

Когда входишь в божественный сей храм - ты, рачитель непогрешительного благоверия, - то думай, что входишь в самые пречистые дворы Вышняго, где возглашается непрестанно ангельская песнь. Смотри же, как входишь! Если душа твоя вполне чиста от лжи, зависти, помысла злопомния и беззаконных похотей, и ты украшаешься смиренными одеждами, приличествующими христианам, всею душою гнушаясь всякого одеяния нечестивых, то ты освятился божественным страхом и любовью. И если так стараешься входить, то ты блажен и в жизни сей, и когда перейдешь в будущую жизнь. Если же не так, то ты напрасно входишь: каким ты пришел, таким и выходишь, ничего отнюдь не приобретя, как и больной, который не слушается советов опытного врача, никогда не исцелится и не будет здоров.

Прп. Максим Грек

Входи в святой храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28).

Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.

Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.

Войдя в святой храм, сотвори три поясных, а в пост три земных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Затем, поклонившись направо и налево пришедшим раньше тебя, стой на месте и внимательно слушай псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говори про себя иных, не читай их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел как удаляющихся от церковного собрания. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, встань на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение.

В святой храм всегда приходи заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Благоговейно относись к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне...» и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы...».

В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай — будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть только в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

В храме молись как участвующий в богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь.

Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.

Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословенный хлеб.

Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.

Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайся не обращать внимания, а если по немощи не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.

Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как богослужению, так и молящимся. Также приготовь деньги для милостыни.

До конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это грех перед Богом. Если же это случится, покайся на исповеди.

По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой. К Причастию и елеопомазанию также проходят отдельно — сначала мужчины, а затем женщины. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать.

Женщины должны входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой и желательно вообще без косметики. Во всяком случае, недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.

В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне...» и тому подобное. Будем помнить, что данные правила как не упомянутые в церковном Уставе не важны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, говори: «Простите», и сам не старайся «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.

Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

Мобильные телефоны при входе в храм следует отключать.

КРАТКИЕ ПРАВИЛА БЛАГОЧЕСТИВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ

Православный Храм - это подобие неба на земле; в Храме с нами невидимо служат небесные ангельские силы; в Храме Сам Бог невидимо пребывает с нами, и поэтому наше поведение в Храме должно соответствовать святости и величию Дома Божия.

1.По дороге в Храм нужно молиться. По совету Святых Отцов обычно читают «Богородице Дево, радуйся…», Иисусову молитву, 50-й псалом и другие молитвы по желанию.

2.Подходя к Храму, соверши крестное знамение и поясной поклон. Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ, уподобляясь евангельским фарисеям. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова осени себя крестным знамением. Войдя в Храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами: Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя .

3.Входи в Храм с духовной радостью, ища мира, успокоения и очищения души твоей. Сам Спаситель обещал утешить тебя в скорби: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас». Когда видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя. Будь благоговеен и имей страх Божий.

4.Женщины не должны входить в святой Храм в брюках, в коротких юбках, с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в Храм обязаны снять головной убор.

5.Приходи в Храм за 10-15 минут до начала Богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. Если же опоздал, то будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попроси передать свечи через других людей.

6.По возможности следуй древнему обычаю: мужчины должны становиться в правой части Храма, женщины - в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

7.Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона (после Символа веры) следует хранить благоговейное молчание и усердно молиться. В это время недопустимо беспокоить кого-либо вопросами или просьбами передать свечу.

8.Свечи покупай только в том Храме, в который пришел помолиться (благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II). Свеча - это жертва Богу и Его Храму. Свеча выражает теплоту любви и благоговение к тому, кому она ставится. Свеча - это не средство умилостивления или «задабривания» Бога. Без покаяния, без исполнения заповедей Господних - не нужны Богу никакие жертвы.

9.В святом Храме должно стоять, а не сидеть, и только в случае нездоровья или сильного утомления разрешается сесть и отдохнуть.

10. Приходя в Храм с детьми, следи за тем, чтобы они вели себя чинно, скромно и не шумели. Время их молитвы в Храме нужно соразмерять с их силами. Необходимо воспитывать не привычку стоять в Храме, а благоговение к святыне. Если детям требуется уйти из Храма, скажи им, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам (сама) выведи их.

11. Если малое дитя расплачется в Храме, сразу же выведи или вынеси его из Храма. Никогда не позволяй ребенку есть что-либо в Храме, кроме благословенного хлеба и просфор. Следи, чтобы ребенок не терял крошки от этих святынь.

12. Стоя в Храме, не любопытствуй и не рассматривай в окружающих. Не осуждай и не осмеивай невольных ошибок служащих или присутствующих в Храме. Если тебе непонятны слова молитв и песнопений, твори про себя молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

13. Никогда не веди разговоров во время Богослужения. Помни слова преподобного Амвросия Оптинского: «За разговоры в Храме Господь посылает скорби».

14. Если место, на котором ты привык стоять, занято, становись там, где свободно. Не дерзай предъявлять свои несуществующие права на какое-либо место в Божием Храме.

15. Новичка, не знающего церковных правил, не следует осуждать и одергивать. Если требуется, помоги ему вежливым и добрым советом. Замечание можно сделать только тому, кто грубо нарушает благочестие, мешая общей молитве.

16. По возможности не покидай Храм до окончания Богослужения. До окончания Литургии никогда, без крайней необходимости, не уходи из Храма. Это грех пред Богом.

17. К Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет.

18. Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника). Готовящиеся к Причастию прочитывают по молитвослову каноны и правило ко Святому Причащению, что новичкам лучше делать не в последний день, а распределить чтение этих молитв на все дни подготовки к Причастию. Обязательно нужно быть за вечерним Богослужением накануне Причастия, а также ничего не есть и не пить, начиная с двенадцати часов ночи.

19. Подходи к Святому Причащению смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди (правую на левую). Со страхом Божиим причастись Святых Тайн, не крестясь, поцелуй Чашу, чтобы случайно не толкнуть Ее, и молча отойди к столику с запивкой. После Причастия прочитай по молитвослову благодарственные молитвы.

20. По окончании Литургии подойди и приложись к Кресту, который дает верующим священник около алтаря. Выходя из Храма, соверши три поясных поклона с крестным знамением.

ПОМНИ ХРИСТИАНИН! ЕСЛИ ЦЕРКОВЬ НЕ БУДЕТ ДЛЯ НАС САМОЕ ГЛАВНОЕ, ТОГДА МЫ САМИ СКОРО ОКОНЧИМ СВОЕ БЕССЛАВНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ. ЦЕРКОВЬ - ЭТО ДУША ЖИЗНИ.

«Верный признак омертвения души - уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать Храм Божий» (преподобный Варсонофий Оптинский).

Как научить малыша правильному поведению в церкви и дома, не проявляя родительской авторитарности, но и не роняя детского достоинства? Уважение – это прекрасно, но оно не подразумевает, что мы позволим своему чаду делать всё, что оно захочет, а мы не посмеем сказать слова поперёк.

Принцип одной овечки

По словам протоиерея Александра Авдюгина, «Православие – вера добрая, удивительная по своей многогранности. В каждом человеке она видит эксклюзив, уникальность. Почему Господь идет за одной овечкой? Потому что каждая овечка – это чудо, это эксклюзив».

Любимые Богом овцы – это не только мы, но и наши дети. Правда, иногда эти уникальные овечки превращаются в упрямых, чересчур резвых, бестолковых барашков – например, на литургии в храме. Но пасти маленькую овечку мы можем, не загоняя в клетку, а применяя по отношению к ней разумные меры, ограничения и правила – причем с мягкостью и завидным постоянством.

По учению Церкви, каждый из нас «удобоизменчив» , причем как в лучшую, так и в худшую сторону, так что лепить свое чадо лучше начинать как можно раньше.

Показать маленькому ребенку церковную жизнь во всей ее полноте и многообразии, сделать его частью Церкви можно, как и приучить к правильному и разумному поведению, – считает педагог-психолог Светлана Назина. По опыту работы с детьми, приобщать ребенка к церковной жизни можно и нужно с самого рождения. Грудные дети появляются в храме с родителями, и уже тогда начинают чувствовать благоприятную обстановку, слышать благозвучную музыку, любоваться огоньками свечей.

Когда ребенок подрастает и осмысленно переступает порог храма за ручку с мамой или папой, многое меняется. И если у взрослого человека восприятие веры идет от внутреннего к внешнему, то у ребенка, наоборот – от вешнего к внутреннему. Многие вещи формируем мы сами, многое приходит извне. В храме его собственный внешний вид, облик родителей и молящихся, окружающая его особая благообразная красота помогает четко понимать, где он находится, осознавать, что это место – Божий дом, где нужно склонить голову со смирением и вести себя со всей серьезностью.

«Маленькому прихожанину очень важен настрой на то, что завтра он пойдет в церковь. Помню, моя бабушка перед тем, как идти в храм, с вечера мылась, собирала одежду и вещи – это был обязательный ритуал, в котором и я участвовала – помогала. Собираясь в храм, можно открыть вместе церковный календарь, посмотреть, память каких святых празднуется, обязательно вместе помолиться. Такая подготовка всегда дисциплинирует, а дисциплина маленькому ребенку важна – она выстраивает его жизнь, помогает чувствовать себя в безопасности» – говорит психолог и мама.

На добром примере

Что касается поддержания у малышей дисциплины поведения, но не палочной, а воспитания у них благоговейного отношения к богослужению и посильного внимания к основным его элементам, то протоиерей Николай Чернышев считает, что это возможно при условии доброго примера взрослых и, самое главное, их искренности: «По словам Достоевского, впечатления, пусть неосознанные, полученные в раннем детском возрасте, не заменимы ничем, они не пропадают и оказывают сильнейшее влияние на дальнейшую жизнь. Как важно, чтобы это были впечатления, полученные от пребывания малыша на литургии. И как много здесь зависит от того, какими людьми он окружен, чувствует ли вокруг себя настоящую церковную семью или толпу людей посторонних, холодных и безучастных!»

Нужно почувствовать, когда ребенку становится мало внешней стороны храмового благочестия – целования икон, крестика, пребывания в храме на руках у мамы. Не упустить момент, когда пора перейти на другой уровень восприятия – прочесть первые детские книжки о Церкви, детское Евангелие, вместе обсудить прочитанное.

Что бывает, если этого вовремя не сделать? То, что и дети из церковных семей, и воспитанники воскресных школ утрачивают детское восприятие и больше не испытывают надлежащего почтения к православным святыням, неблагоговейно ведут себя во время службы – и порой это касается даже маленьких алтарников. Дети не всегда осознают, где в жизни грань игры и реальности, и где в храме грань видимого и невидимого мира, к которым они прикасаются. Это говорит о том, что внутренняя сторона веры – Евангелие, личность и пример Христа не близки или малоизвестны им – не привиты с раннего возраста либо насаждаются формально.

Хвалим за поступки

Светлана Назина подчеркивает еще один важный момент: да, в восприятии малыша должны различаться храм и дом, улица и детский сад – абсолютно разные для него места и сообщества. Но нужно добиваться того, чтобы поведенческие стороны его личности одинаково адекватно проявлялись везде. Проще говоря, чтобы и в воскресной школе, и за церковной оградой ребенок оставался добрым, послушным, искренним и внимательным к другим людям.

«Для этого на практических занятиях в воскресной школе мы моделируем ситуации из обычной жизни. Выводы бывают самыми неожиданными. Все стараются быть хорошими, успешными – во многом этому способствует современная программа дошкольных и младших школьных учебных учреждений, где пропагандируется установка на успех. Но в таком вот «успехе во что бы то ни стало» для ребенка кроется большой духовный подвох. Получается, что детский эгоизм ставится нами во главе угла, а на самом деле малыш не представляет собой то, о чем заявляет. Поэтому нам нужно первым делом «включать» не современную педагогику, а верный христианский принцип: хвалить ребенка за поступки, оценивать не его самого, а его дела . Но хвалить нужно обязательно!

Вот, например, реальный случай: на занятиях в воскресной школе мальчик хорошо отвечал и заработал больше всех звездочек, но никто за него не порадовался. Это очень его расстроило. Оказывается, друзья, вполне воцерковленные малыши, просто позавидовали ему и… по-взрослому смолчали».

Вася рядом!

Для полноценной христианской – церковной и повседневной бытовой жизни – малышу важно учиться как можно раньше понимать других людей и их проблемы. Психолог привела пример, как в летнем православном лагере одному парнишке в нужный момент не помогли сверстники – не со зла, а просто не поняли, не разобрались, что он нуждается в помощи.

«Точно также в сознании ребенка существует разрыв между реальной жизнью и тем, что он узнает о Боге . Нищие и прокаженные из Евангелия вызывают сочувствие, но они где-то далеко, а стоящий рядом Вася не просит о помощи – так зачем ему помогать?

Чтобы объяснить это, то есть для более живого восприятия христианских истин детьми, нам нужны очень мудрые и тонкие, вдумчивые методы духовного воспитания и религиозного образования. А дома, для начала, просите ребенка помогать – польза от его маленьких действий велика, поскольку доставляет ему много радости».

Продолжить наше краткое размышление на эту непростую тему хотелось бы словами игумена Арсения (Соколова): «Взрослея, ребенок не может долго оставаться с детской верой. Если же он будет пытаться ее удержать, есть риск, что он станет или инфантильным, или лицемером. Детская вера основана на подражании родителям, на воспитании; взрослая – на личном выборе. Воспитанный в церковной семье ребенок однажды становится перед этим выбором. Если он его сделает правильно, то его вера станет зрелой, ответственной.

Выбор – это, конечно, всегда риск. Но так уж Создатель уважает свободу личности, что этот выбор предоставляет каждому. На этом пути родители и мы, служители Церкви, не имеем права быть неискренними и скучными. Но есть простое и безопасное правило: обращайся с ребёнком, как со своим самым дорогим и любимым другом».

Валентина Киденко

Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.

Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.

Войдя в святой храм, сотвори три поясных, а в пост три земных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Затем, поклонившись направо и налево пришедшим раньше тебя, стой на месте и внимательно слушай псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говори про себя иных, не читай их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел как удаляющихся от церковного собрания. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, встань на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение.

В святой храм всегда приходи заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Благоговейно относись к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.

Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне...» и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы...».

В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай — будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.

В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть только в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

В храме молись как участвующий в богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь.

Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.

Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословенный хлеб.

Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.

Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайся не обращать внимания, а если по немощи не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.

Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как богослужению, так и молящимся. Также приготовь деньги для милостыни.

До конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это грех перед Богом. Если же это случится, покайся на исповеди.

По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой. К Причастию и елеопомазанию также проходят отдельно — сначала мужчины, а затем женщины. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать.

Женщины должны входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой и желательно вообще без косметики. Во всяком случае, недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.

В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне...» и тому подобное. Будем помнить, что данные правила как не упомянутые в церковном Уставе не важны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, говори: «Простите», и сам не старайся «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.

Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.


Церковь в восприятии ребенка зачастую представляется волшебным замком – высокие своды, позолота и красивые церемонии сполна захватывают детское воображение. Такие моменты важно не упустить, поддержать интерес ребенка, рассказать ему об истинном предназначении храма, вдохновить его историей и символизмом. Для таких целей и была написана книга
«О храме» из серии «Детям о православии» , издательство "Никея". Приводим здесь отрывок и иллюстрации из неё.


Какие бывают храмы

Православные храмы бывают большими и маленькими, деревянными, каменными и даже бетонными. Некоторые похожи на настоящий торт, как собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве, а другие - строгие и белые, как храм Покрова на Нерли недалеко от города Владимира.

Если посмотреть на храм сверху, то он будет напоминать крест, а как раз посредине этого креста находится купол. Такие храмы называются крестово-купольными. У церкви бывает один купол или несколько - три, пять и даже двенадцать. А церковь Преображения Господня на острове Кижи увенчана двадцатью двумя куполами.

Собор

Главная церковь города называется собором. В Петербурге их два - Казанский и Исаакиевский. Самый главный православный храм России - это Храм Христа Спасителя в Москве. В нём служит Патриарх.

У каждой церкви есть название - по имени святого или значимого события, в честь которого освящён его главный престол. Никольская - в честь святителя Николая, Казанская - в честь Казанской иконы Божией Матери, Рождественская - в честь Рождества Христова. А как называется твоя любимая церковь?


Как вести себя в храме

В церкви - и в школе, театре, в гостях - существуют определённые правила поведения. Нужно отключить мобильный телефон. Нельзя шуметь, бегать по храму и мешать другим людям. Встречая друзей, не стоит к ним бежать через весь храм или громко разговаривать, передавая приветы. Принято, чтобы девочки и женщины были в храме в юбках и головных уборах, а мальчики и мужчины - с непокрытой головой.

Устав от стояния на ногах, можно сесть на свободную скамейку или выйти из храма на улицу. Возможно, там есть детская площадка, где играют дети. Вообще из храма нехорошо уходить до конца службы, но лучше хотя бы недолго побыть на службе, чем вообще не ходить в церковь.

Как вести себя в православном храме за границей? Понять это очень просто: нужно понаблюдать за другими людьми и делать так же. Например, в Египте иконы не целуют, а прикасаются к нижней части иконы правой рукой. В Болгарии можно увидеть подсвечники с песком - в него и ставят свечи. В Черногории подставка для свечей бывает заполнена водой.

В храм мы приходим в гости ко Христу, говорим с Ним словами молитв и слушаем Его. Здесь мы становимся Его учениками и друзьями через причастие Его Тела и Крови. Иди в храм с радостью, ведь это так прекрасно - встречаться с друзьями! Господь любит тебя, ждёт и дарит тебе Царство Небесное!


Статьи по теме