Возникновение искусства религиозных. Возникновение религии и искусства в первобытном обществе

Рисовали на стенах пещер и на скалах раненых или убитых зверей. Вот, например, изображение лошади из пещеры Ласко на юге современной Франции. Мы видим копья, летящие в животное. Так древние люди хотели "заколдовать удачу" на охоте.

Колдун брал в руку кусок красной земли или уголек из костра и водил им по стенам пещеры. Он рисовал зверей, которых преследовали люди с копьями и дротиками. Люди настигали зверей, наносили им раны, из которых лилась кровь, совсем как у настоящих животных. После заката в пещере собирались охотники. Они плясали у этих изображений, потрясая копьями. Колдун призывал духов-покровителей племени даровать им удачу на охоте и просил прощения у тех животных, которые будут убиты. Он объяснял им, что без их мяса люди погибнут.

Мифы и опыт предков определяли порядок жизни в общине. Предки - это те, кто предшествовал, то есть шел впереди, прокладывал дорогу. Поэтому опыт предков, созданные ими мифы, религиозные представления и обряды почитались особо. Общей памятью и общими религиозными представлениями они объединяли людей в единое племя, а затем и в единый народ.

4. Художники пещер. Дети любят рисовать. Древние люди по своему отношению к миру были непосредственны и похожи на детей.

Общий вид ("Большой зал") пещеры Ляско. XV-X тыс. до н.э. Департамент Дордонь, Франция

Удивительные послания пришли к нам из прошлого, отдаленного от нас на 35-30 тысяч лет. Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Однажды человек приложил руку к стене, а затем обвел ее цветной землей. Получилось изображение руки. Вспомните, как вы, посылая письмо бабушке или дедушке, когда были совсем маленькие и не умели писать, обводили карандашом ладошку. Возможно, древнейшие изображения рук на стенах пещер отразили желание древнего человека запечатлеть хотя бы часть себя, оставить навсегда отпечаток собственной жизни.


Постепенно люди научились с помощью линий и природных красок (угля, цветной земли, камней) создавать изображения животных. И сегодня нас поражают великолепные изображения бизонов, мамонтов, сцен охоты. Они полны точных наблюдений за природой и животными. Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось искусство.

Однажды четыре школьника из французского местечка Монтиньяк проникли в пещеру, вход в которую был завален камнями и упавшим деревом. Оказавшись внутри пещеры, ребята осветили ее стены электрическим фонариком и ахнули. Отовсюду их обступали древние животные. Казалось, они несутся прямо на них.

Возникновение искусства свидетельствует о том, что человек обрел богатый духовный мир. Он стал творцом и художником, понял великое значение красоты.

5. Искусство древних людей на территории России.

На территории России тоже сохранилось немало рисунков первобытных художников в пещерах и на скалах.

В 1959 году в Каловой пещере на Урале обнаружили замечательные памятники древнего искусства. На стенах пещеры красной краской были нарисованы мамонты, носороги и лошади. Фигуры животных изображены с большой убедительностью. В них чувствуется огромная жизненная сила. Они напоминают изображения в древних пещерах Европы, что свидетельствует о единстве искусства первобытных людей.

Скалы на берегу реки Ангары покрыты рисунками древних художников. Здесь же найдены скульптуры из бивня мамонта. Интересна одежда одной из скульптур: на фигурке женщины изображена меховая одежда с капюшоном. Такую одежду и сейчас носят народы Севера.


В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Сборник конспектов уроков истории , учебная программа по истории 5 класс , материалы для подготовки к урокам, готовые домашние задания

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

1.обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления

2.продолжить формирование умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты;

3.воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник, презентация «Возникновение искусства и религиозных верований», рабочая тетрадь по истории Древнего мира выпуск 1.

Ход урока

I. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала.

В течении нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте

вспомним, что мы с вами узнали. Сейчас, чтобы настроиться на дальнейший урок, мы

немного поиграем.

1.Игра-разминка. Я буду задавать вам вопросы и мы посмотрим кто более грамотно и полно

будет давать ответы.

Слайд 2

1.Тестирование

2.Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?». Для этого вспомните:

    Какие природные изменения произошли на земле примерно 100 000 лет назад?

    Как изменился животный мир?

    Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

    Что называется родовой общиной?

Сделайте вывод.

Примерный ответ учащегося: Примерно 100 тыс. дет назад, на земле произошло сильное

похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых

природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть

землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились

более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал

лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т.е. коллективами родственников,

имеющих все общее.

3. Решение творческих задач с классом

Слайд 3 Алгоритм решения творческих задач .

Задача № 1

В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий

и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось

установить принадлежность 938. Из них лошади - 2, медведя -2, горного козла - 767,

леопарда - 1.

Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

Ответ: Охота.

Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих

археологических данных?»

Ответ: Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше ~ лошадей,

медведей и леопардов.

Задача №

А.Опишите по рисункам древнейшие орудия труда.

Б.Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие – на

стоянки людей каменного века?

Ответ: Первый признак стоянки древнего человека - следы костра, обломки хорошо

обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей-расколотая галька).

III. Переход к изучению новой темы

Слайд6

А теперь нас ожидает знакомство с новым материалом, сегодня на уроке мы попадём в

интереснейший увлекательный мир – мир древнего человека.

Слайд 7

Проникнем в таинственные, труднодоступные пещеры, где древние люди скрывались от стихийных бедствий, жили и хранили свои сокровенные тайны. Цель нашего урока: выяснить какие виды искусства появились в первобытном обществе, как зарождались религиозные верования, в чём это выражалось?

Слайд 8

План урока:

1.Причины появления религии

2.Появление искусства

Слайд 9

Древние люди многое умели, но они не знали истинных причин природных явлений. Они боялись грома, молнии, ураганов, наводнений, пожаров, считали живыми солнце, луну, звезды, деревья, реки, камни. У всего в природе был свой дух. Духи по отношению к людям могли быть и добрыми и злыми. Чтобы умилостивить духов природы, люди приносили им жертвы и совершали в их честь специальные обряды.

Они верили в загробную жизнь. Древние люди считали, что у каждого человека есть душа. Душа - это бестелесное начало, делающее человека живым и мыслящим существом.

Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит душа покинула его тело. Будить человека резко нельзя:душа не успеет вернуться.

Люди полагали, что, когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить.

Люди верили, что души предков переселяются в далекую « страну мёртвых».

Слайд 10

В пещерах, в специальных сооружениях археологи находят захоронения древних людей.

2.Работа с дополнительной литературой.

Цитируется небольшой текст.

«...Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось

женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями - височными

подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными

комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой.

Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей

превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них

найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части

конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное...»

Голдина Р. Д. «Силуэты растаявших времен.» - Ижевск, 1996. С. 131,134.

3. Беседа по вопросам к тексту.

- Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы получить вещественные

памятники, а значит информаиию.)

- Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)

- Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в

стране мертвых, верили в загробную жизнь.)

Души предков могли, по мнению древних людей, вмешиваться в дела живых, помогать им

или вредить. Колдовство, магия, вера вдухов, в существование души свидетельствуют о

появлении у древних людей религиозных верований. По мере развития первобытных людей

усложнялись и их религиозные представления. Люди верили в то, что природой и жизнью

управляют особые высшие существ аболее могущественные и совершенные. Их

представляли либо в виде животных, либо в образах, подобных человеку. Так у первобытных

людей зародилась вера в богов, религия

Слайд 11

Ученые заметили, что первобытные люди часто изображали смертельно раненных

зверей. Как вы думаете, почему?

Охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, а в озёрах и реках исчезнет рыба.

Они считали, что нарисовав в пещере животных, они окажутся заколдованными и не

уйдут из местности. А изображение раненого животного приведёт к удачной охоте.

Охотники перед охотой совершали колдовской обряд, поражая копьями нарисованное

на песке животное. Узнать это ученым помогли наблюдении за племенами в Австралии,

сделанные в наши дни

Слайд12

Как человек заколдовывал зверя? Кто такие оборотни? Самостоятельная работа с учебником

стр.15 &3 п. 3

Попытки воздействовать на будущее и на природные явления с помощью обрядов или

колдовских средств привели к появлению магии. Колдуны и маги пользовались большим

уважением у первобытных людей. Нередко они возглавляли общину. Магия близка

волшебству. В ней используются заклинания, магические действия, чары. Магия помогает

совершать чудеса - так считали древние люди.

Это были первые религиозные верования

Итак, можно сделать вывод, что в древности складываются первобытные религиозные

ерования. Что же это за верования? Прочтём определение в учебнике на стр.18: «Верования

в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти называются религиозными.

4. Работа над новым понятием.

Слайд13.

Религия - это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.

Термин на слайде, учащиеся записывают в тетради

Какой мы сделаем вывод,почему возникли религиозные верования?

1.от бессилия человека перед могуществом природы;от невозможности объяснить многие ее явления.

2. Они зародились с появлением человека разумного, способного не только заботиться о своих непосредственных нуждах, но и размышлять о себе, о своем прошлом и будущем.

3.Религиозные верования проявлялись в совершении специальных обрядов, связанных с важными событиями в жизни.

2.Появление искусства

Дети любят рисовать. Древние люди по своему отношению к миру были непосредственны

и похожи на детей.

Удивительные послания пришли к нам из прошлого, отдаленного от нас на 35-30 тысяч лет.

Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Однажды человек

приложил руку к стене, а затем обвел ее цветной землей. Получилось изображение руки.

Вспомните, как вы, посылая письмо бабушке или дедушке, когда были совсем маленькие и

не умели писать, обводили карандашом ладошку. Возможно, древнейшие изображения рук

на стенах известной пещеры Альтамира в северной Испании отразили желание древнего

человека оставить навсегда отпечаток собственной жизни.

Слайд14

Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось

искусство.

Слайд 15

Давайте посмотрим видеофрагмент о древней живописи.

Слайд 16
Что представляют собой древние рисунки? Опишите изображение,Нравится ли вам оно и, если да, то чем? Обобщаются ответы («олень ест или пьет, у него красивая голова и рога»)

Слайд17

В чем заключалось мастерство первых художников?Древнейшим художникам удавалось передать не только облик но и характер тех зверей на которых они охотились – бизонов, медведей, носорогов. Оленей они изображали чуткими и настороженными. Коней быстрыми и стремительными. Мамонтов массивными и тяжёлыми.

В 1959 году в Каловой пещере на Урале обнаружили замечательные памятники древнего

искусства. На стенах пещеры красной краской были нарисованы мамонты, носороги и лошади. Фигуры животных изображены с большой убедительностью. Они напоминают изображения в древних пещерах Европы, что свидетельствует о единстве искусства первобытных людей.

Слайд18

Постепенно расширялись и более конкретными становились наши представления о

древних людях. Рисунки стали первым способом передачи от человека к человеку

информации – его «письмом». Об этом говоритзапись древних индейцев об условиях

обмена 30 убитых бобров на выдру и овцу.

5. Работа над новым понятием.

Живопись – это создание образов на плоскости с помощью красок.

Наскальная символика.

Первыми рисунками стали пиктограммы - символические знаки. Самым первым символом и рисунком человека был отпечаток руки или ноги человека – что, наверное, можно сравнить с современной надписью «Здесь был Я!». Особой популярностью пользовались знаки с изображением солнца и луны, так называемые солярные знаки, которые рисовались в форме кругов с расходящимися лучами. Ведь уже в древности человек задавался вопросом, что даёт тепло, почему день сменяет ночь. Почему на смену одного светила- солнца приходит другое- луна. Особенно много таких знаков было обнаружено в странах Западной Европы.

Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льныеизображе́ния) - высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος - камень и γλυφή - резьба

Древним людям принадлежит заслуга в создании живописи, которая стала достоянием мировой духовной культуры.

Слайд 22

Рождение скульптуры Древнейшие люди были первыми скульпторами: в камне

и глине воссоздавали хорошо знакомый им мир.

Если это были животные, то непременно сильные и могучие, иногда пронзённые стрелами, часто раненые или умирающие. Женские фигурки были особенно своеобразными, так как считалось, что женщина является продолжительницей рода. Поэтому её изображали беременной: с большой грудью, толстым животом, с короткими пухлыми ногами. Только такая женщина могла выжить в те жестокие времена и дать миру ещё одного охотника или рыбака. Скульптурки мужчин выглядели худыми и подвижными. Они должны были прокормить род.
Также среди скульптурных работ были найдены фигурки людей иммтирующие ритуальные танцы и обряды.
)

Слайд 23

Заключение

Древний человек – человек разумный, создал живописьи скульптуру еще до появления земледелия
и скотоводства, раньше, чем изобрел письменность, построил города. Такова была его потребность в творчестве

А теперь мы проведём физкультминутку.

Пришла пора поработать с творческими заданиями рабочей тетради

Обучающиеся выполняют задания рабочей тетради (выпуск 1) Задание 9, с. 11.

Подведём итог урока.

Ответьте на вопросы:

Каким словом можно заменить следующие выражения;

Вера в богов и духов -_______________(религия).

Изображения почитаемых богов и духов -_____________(живопись).

Подарки богам и духам -____________________(жертвоприношение).

Поражение копьями нарисованное животное - ________________ (колдовской обряд).

Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей - ____________ (оборотни).

1.Кто первым обнаружил и объявил миру о наскальных рисунках первобытного человека? Кто это был и где?

о жизни первобытного человека они могли там получить?

3.Какие формы религиозных верований были у людей каменного века?

4.Какие виды первобытного искусства вы знаете?

5.Какие краски использовали первобытные художники?

6.Что чаще всего изображали первобытные художники?

Задание на самоподготовку

2.Подготовить развернутый ответ на вопрос «Почему появилась религия и искусство?». Уметь объяснять эти понятия.

3.творческое задание: нарисовать сцены охоты, рыбной ловли, религиозных танцев или обрядов первобытных людей, сделать макет жилища первобытного человека с элементами пейзажа.

Использованная литература:

1.ВигасинА.А.,ГодерГ.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.,2007

2.Всемирная история:в 24 т. Т.1 каменный век/А.Н.Бадак, И.Е.Войнич и др.-Мн.:Литература,1998

3.ГодерГ.И. рабочая тетрадь по истории древнего мира.5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х выпусках. Выпуск1М,2007

4.О. А. Северина История древнего мира 5 класс (в двух частях). Поурочные планы по учебнику «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс» Издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002год

5.Электронная библиотека "Просвещение". ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. 5 класс Формат: PC CD_ROM 6. учебное электронное издание «Всеобщая история» – история Древнего мира PC CD_ROM

7. Поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)» БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ« Кирилл и Мефодий», 2002

8.Интерактивная книга на русском языке. Поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)» МИФЫ ДРЕВНЕГО МИРА. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКе

9. . ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

10 ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ . ОРНАМЕНТ ДиректМедиаПаблишинг. Москва TheYorckProjectGmbH. Berlin

Современные и первобытные религии являются верой человечества в то, что какие-то высшие силы управляют не только людьми, но и различными процессами во Вселенной. В особенности это касается древних культов, поскольку в то время развитие науки было слабым. Человек не мог объяснить то или иное явление как-то по-другому, кроме божественного вмешательства. Зачастую такой подход к пониманию мира приводил к трагическим последствиям (инквизиция, сожжение ученых на кострах и так далее).

Был также период принуждения. Если верование не принималось человеком, то его истязали и мучили до тех пор, пока он не изменит свою точку зрения. Сегодня же выбор религии является свободным, люди вправе самостоятельно выбирать мировоззрение.

Какая религия является наиболее древней?

Возникновение первобытных религий датируется давним периодом, примерно 40-30 тысяч лет назад. Но какое из верований было первым? На этот счет у ученых есть разные точки зрения. Одни полагают, что это произошло, когда люди начали воспринимать души друг друга, другие - при появлении колдовства, третьи брали за основу поклонение животным или предметам. Но само непосредственно возникновение религии представляет собой большой комплекс верований. Сложно отдать какому-то из них первенство, поскольку нет нужных данных. Той информации, которую получают археологи, исследователи и историки, недостаточно.

Нельзя не учитывать распределение первых верований по всей планете, что заставляет сделать вывод о неправомерности попыток искать Каждое существующее тогда племя имело свой объект для поклонения.

Однозначно можно сказать только то, что первой и последующей основой каждой религии является вера в сверхъестественное. Однако она везде выражается по-разному. Христиане, например, поклоняются своему Богу, у которого нет плоти, но он вездесущ. Это сверхъестественно. в свою очередь, стругают себе Богов из дерева. Если им что-то не нравится, то они могут разрезать или проткнуть иглой своего покровителя. Это тоже сверхъестественное. Поэтому у каждой современной религии есть свой древнейший «предок».

Когда появилась первая религия?

Первоначально первобытные религии и мифы тесно переплетаются между собой. В современности нельзя найти толкование некоторым событиям. Дело в том, что их пытались рассказать потомкам при помощи мифологии, приукрашивая и/или выражаясь слишком образно.

Однако и сегодня актуален вопрос о том, когда возникают верования. Археологи утверждают, что первые религии появились после homo sapiens. Раскопки, захоронения которых датируются временем 80 тыс. лет назад, определенно указывают на то, что вообще не задумывался об иных мирах. Людей просто закапывали и все. Нет никаких доказательств, что этот процесс сопровождался ритуалами.

В более поздних могилах обнаруживаются оружие, еда и некоторые бытовые предметы (захоронения, сделанные 30-10 тысяч лет назад). Это означает, что люди начали задумываться о смерти как о продолжительном сне. Когда человек проснется, а это обязательно должно произойти, необходимо, чтобы рядом с ним оказались вещи первой необходимости. Люди, захороненные или сожженные, приобретали невидимую призрачную форму. Они становились своеобразными хранителями рода.

Был также и период без религий, но о нем современным ученым известно очень мало.

Причины возникновения первых и последующих религий

Первобытные религии и их особенности очень схожи с современными верованиями. Различные религиозные культы на протяжении тысячелетий действовали в собственных и государственных интересах, оказывая психологическое воздействие на паству.

Просматривается 4 основных причины появления древних верований, и они ничем не отличаются от современных:

  1. Интеллект. Человеку нужно объяснение любого события, которое происходит в его жизни. И если он не может его получить благодаря своим знаниям, то непременно получит обоснование наблюдаемого посредством сверхъестественного вмешательства.
  2. Психология. Земная жизнь конечна, и нет возможности противостоять смерти, по крайней мере на данный момент. Поэтому человека нужно избавлять от страха умирать. Благодаря религии сделать это удается довольно-таки удачно.
  3. Мораль. Нет такого общества, которое существовало бы без правил и запретов. Карать каждого, кто их нарушит, сложно. Гораздо проще напугать и предупредить эти действия. Если человек будет бояться делать что-то плохое, из-за того что сверхъестественные силы его накажут, то количество нарушителей существенно снизится.
  4. Политика. Чтобы сохранить стабильность любого государства, требуется идеологическая поддержка. А оказать ее способно лишь то или иное верование.

Таким образом, появление религий можно воспринимать как само собой разумеющееся, поскольку причин для этого более чем достаточно.

Тотемизм

Виды религий первобытного человека и их описание следует начать с тотемизма. Люди древности существовали в группах. Чаще всего это были семьи или их объединение. В одиночку человек не смог бы себя обеспечить всем необходимым. Так появился культ поклонения животным. Общества охотились на зверей, получая пищу, без которой они не смогли бы прожить. И вполне логично появление тотемизма. Так человечество отдавало дань средствам к существованию.

Итак, тотемизм представляет собой верование в то, что одна семья имеет кровное родство с каким-то определенным животным или природным явлением. В них люди видели покровителей, которые помогали, карали при необходимости, разрешали конфликты и так далее.

Есть две особенности тотемизма. Во-первых, у каждого члена племени появлялось желание внешне походить на своего животного. Например, некоторые жители Африки, чтобы быть похожими на зебру или антилопу, выбивали себе нижние зубы. Во-вторых, нельзя было употреблять в пищу, если не соблюдать ритуала.

Современным потомком тотемизма является индуизм. Здесь некоторые животные, чаще всего корова, являются священными.

Фетишизм

Рассматривать первобытные религии нельзя, если не учитывать фетишизм. Он представлял собой верование в то, что некоторые вещи имеют сверхъестественные свойства. Различным предметам поклонялись, передавали от родителей к детям, всегда держали под рукой и так далее.

Нередко фетишизм сравнивают с магией. Однако если она и присутствует, то в более сложной форме. Магия помогала оказать дополнительное воздействие на какое-то явление, но никак не влияла на его возникновение.

Еще одной особенностью фетишизма является то, что предметам не поклонялись. Их почитали, относились к ним уважительно.

Магия и религия

Первобытные религии не обошлись и без участия магии. Она представляет собой набор обрядов и ритуалов, после проведения которых, как считалось, появлялась возможность управлять какими-то событиями, всячески влиять на них. Многие охотники проводили различные обрядные танцы, которые делали процесс нахождения и убийства зверя более удачным.

Несмотря на кажущуюся невозможность магии, именно она легла в основу большинства современных религий в качестве общего элемента. Например, существует вера в то, что обряд или ритуал (таинство крещения, отпевание и так далее) имеет сверхъестественную силу. Но она рассматривается также и в отдельной, отличной от всех верований, форме. Люди гадают на картах, призывают духов или делают все, чтобы увидеть умерших предков.

Анимизм

Первобытные религии не обошлись без участия человеческой души. Древние люди думали над такими понятиями, как смерть, сон, переживание и так далее. Вследствие подобных размышлений и появилось верование в то, что у всех есть душа. Позже оно дополнилось тем, что умирают только тела. Душа переходит в другую оболочку или самостоятельно существует в отдельном потустороннем мире. Именно так появляется анимизм, представляющий собой веру в духов, причем неважно, относятся ли они к человеку, животному или растению.

Особенностью данной религии являлось то, что душа могла жить бесконечно долго. После того как тело погибало, она вырывалась наружу и спокойно продолжала свое существование, только уже в другой форме.

Анимизм тоже является предком большинства современных религий. Представления о бессмертных душах, богах и демонах - все это является его основой. Но анимизм существует и отдельно, в спиритизмах, вере в приведения, сущности и так далее.

Шаманизм

Нельзя рассматривать первобытные религии и при этом не выделить служителей культа. Наиболее остро это просматривается в шаманизме. Как самостоятельная религия он появляется намного позже, чем рассмотренные выше, и представляет собой веру в то, что посредник (шаман) может связываться с духами. Иногда эти духи были злыми, но чаще всего - добрыми, дающими советы. Шаманы зачастую и становились предводителями племен или общин, поскольку люди понимали, что они связываются со сверхъестественными силами. Следовательно, в случае чего смогут их защитить лучше, чем какой-то король или хан, которому под силу только естественные движения (оружие, войска и так далее).

Элементы шаманизма присутствуют фактически во всех современных религиях. Верующие люди особенно относятся к священникам, мулле или другому служителю культа, считая, что они находятся под прямым влиянием высших сил.

Непопулярные первобытные религиозные верования

Виды первобытных религий нужно дополнить некоторыми верованиями, которые не настолько популярны, как тотемизм или, например, магия. К ним относится земледельческий культ. Первобытные люди, которые вели сельское хозяйство, поклонялись богам различных культур, равно как и самой земле. Были, например, покровители кукурузы, бобов и так далее.

Земледельческий культ хорошо представлен в нынешнем христианстве. Здесь Богородица представлена в виде покровительницы хлебов, Георгий - земледелия, пророк Илья - дождя и грома и так далее.

Таким образом, первобытные формы религии кратко рассмотреть не получится. Каждое древнее верование существует до сегодняшнего дня, пусть оно фактически потеряло свое лицо. Обряды и таинства, ритуалы и обереги - все это части веры первобытного человека. И невозможно в современности найти такую религию, которая бы не имела прочной прямой связи с древнейшими культами.

Конспект урока истории в 5 классе по теме Возникновение искусства и религиозных верований.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фассахиева Наталия Рафиковна

Учитель истории

МАОУ НГО СОШ №12

Конспект урока истории в 5 классе

Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Задание 1. Найдите ошибки в тексте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

Задание 2. Экспресс опрос.

  1. Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?
  2. Как изменился животный мир?
  3. Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?
  4. Что называется родовой общиной?
  1. Переход к изучению новой темы

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснить явления природы. На помощь приходит религия.

Что такое религия? Почему она появилась.

Запишем тему урока: «Возникновение искусства и религиозных верований»

  1. Изучение новой темы

План

  1. Причины появления религии.
  2. Появление искусства.

Рассказ учителя.

Естественных причин явлений природы люди не знали. Почему снятся сны? Что такое смерть? Почему идет дождь? Люди искали ответы на сои вопросы. Во сне он видел людей, давно умерших. И думал, что в теле живет душа . Человек считал, что миром управляют высшие одушевленные силы – духи .

У них вера в то, что между животным и его изображением, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Первобытный человек представлял себе богов виде людей или животных. Из камня или дерева он создавал изображение бога – идола , думая, что бог вселяется в него. Человек верил, что боги могут оказать помощь. Нужно только, чтобы бог услышал просьбу, и сделать так могли только шаманы и колдуны.

Верования первобытных людей в то, что у человека есть душа, в жизнь после смерти называются религиозными .

Запишем термин: религия – это вера в сверхъестественное и поклонение ему.

Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

  1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка.
  2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило.
  3. Хронология – это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.
  4. Ремесло главное занятие древнейших людей.
  5. Коллектив древнейших людей называется - человеческое стадо.

Работа с документом.

Давайте мы тоже «побываем» в Альтамире. (просмотр видеоролика).

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Лергиия
  2. Пграну
  3. Спиьовжи
  4. Авржет
  5. Бирсоаетлвость
  6. Оидл
  7. Араальтми
  1. Подведение итогов урока.

Список литературы:

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Михайловский Ф.А
  2. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. Арасланова О.В., Соловьев К.А.
  3. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Годер Г.И.

Интернет-ресурсы:

  1. http://miro101.ru/index.php/10-klass/61-naskalnaya-zhivopis 01.11.2014
  2. http://www.youtube.com/watch?v=WncWu61Htm8 01.11.2014

Приложение 1

Раздаточный материал.

  1. Найдите ошибки в тексте.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

  1. Альтамира - одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Хотя пещера и ее живопись известны всему миру, далеко не все знают о драматической истории ее первого исследователя, графа Марселино Санз де Саутуолы. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Вскоре были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Можно себе представить, какую моральную травму нанесли "хранители научной истины" испанскому гранду, с его обостренным чувством достоинства и чести. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.
  1. Расскажите об открытие пещерной живописи?
  2. Сосчитайте, сколько лет тому назад она была открыта?
  3. Игра “Путаница” (работа в парах работают за партами). Задача учащихся расшифровать исторические понятия и дать им определение.
  1. Лергиия
  2. Пграну
  3. Спиьовжи
  4. Авржет
  5. Бирсоаетлвость
  6. Оидл
  7. Араальтми

Понятия религии и искусства были всегда тесно взаимосвязаны между собой. Свое духовное просветление человек очень часто воплощает в материальном мире, создавая предметы искусства.

Бывает, наоборот: через искусство приходят к религии. И религия, и искусство возвышают душу человека, помогают ему приблизиться к духовному миру, ощутить сущность бытия. Религия и искусство – два важнейших фактора в развитии любой цивилизации . Они очень органично вплетены в структуру общества и являются его главным регламентационным компонентом.

Зарождение религии и искусства совпало с завершением физического и умственного формирования Homo Sapiens (человека умного), в эпоху позднего Палеолита 35- 11 тыс. лет назад.

Как появилась религия?

Первая религия существовала в форме анимизма и фетишизма. Древние люди не могли найти объяснения таким простым природным явлениям как дождь, гром, молния, ветер, снег. Это породило веру в потусторонний мир духов, которые управляют окружающей их природой. Чтобы задобрить духов природы люди начали приносить им жертвы и совершать определенные шаманские обряды. В неандертальский период появляется верование в душу человека и ее жизнь после смерти.

Неандертальцы считали, что духи их усопших предков наблюдают за их жизнью. На смену анимизма пришел фетишизм. Древние люди наполняли магическим смыслом материальную вещь, и верили, что она будет приносить им удачу и защищать от злых сил. Они верили, что предметы, которые их окружают, несут в себе сверхъестественную силу. Позже появилась маги я, благодаря которой люди вышли на новый этап религиозного развития. Они не только защищались от негативных факторов, но впервые попытались повлиять с помощью магических ритуалов на события, которые имели место в их жизни.

Как появилось искусство?

Постепенно древние люди, с помощью естественных красок (угля, глины, камней) начали рисовать на стенах своих пещер животных и растения. Так появилось первое искусство . Первые рисунки древних людей сохранились и по сегодняшний день на территории России и Европы. Они поражают своей точностью наблюдения за окружающим миром. Изображения мамонтов, бизонов, сцен повседневной жизни стали первыми проявлениями творческих способностей человека. Это говорит о духовном росте древних людей , ведь им уже было мало просто добывать себе пищу и иметь жилище, они нуждались в возвышенном выражении своих чувств, которое отразилось в рисовании.

Позже, древние люди начали делать фигурки из дерева и бивней мамонтов. Так зародилась первая скульптура. В духовном развитии первобытного мира искусство сыграло такую же значимую роль, как изобретения первых орудий труда в качестве полевых работ. Появление религии и искусства тесно связано с расширением восприятия мира сознания первых людей. Ведь это те неотъемлемые вещи, которые присущи в жизни каждого человека. Благодаря их зарождению подвелась своеобразная черта, которая разделила развития человека, вывела его из животных потребностей и сделала полноценной личностью.

Статьи по теме