Портал "дивное дивеево". Собор архистратига божия михаила

Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Современность в свете Слова Божия
Слова и речи
Том 2

84 ...

Мiр невидимый - «силы безплотныя».

Ветхозаветная священная книга Бытия, повествующая нам о происхождении всего сущего, начинается словами: «В начале сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Высокоавторитетные толкователи Слова Божия разъясняют нам, что под этим «небом» надо понимать мiр невидимый, невещественный - мiр духовный, а под «землею» - мiр видимый, вещественный - мiр материальный. В этом именно смысле и в Символе нашей веры Бог называется «Творцем небу и земли, видимым же всем я невидимым».

Этот мiр невидимый, мiр духовный, образно называемый «небом», есть мiр безплотных сил - безплотных духов, или мiр ангельский, который Бог создал прежде Творения мiра видимого, вещественного, материального.

В честь этих «Честных Небесных Сил Безплотных», с Архистратигом Михаилом во-главе, как их началовождем, наша св. Церковь издревле установила нарочитый праздник, торжественно совершаемый 8-го ноября по нашему православному календарю.

В начал все эти безплотные силы, или Ангелы, были созданы добрыми духами, исполненными великих совершенств. Но вот, один из самых высших Ангелов - Денница, прекрасный подобно утренней заре, вместо того, чтобы воздать хвалу Богу за свои совершенства прославляя Его, как Творца своего, залюбовался собой и допустил в себе горделивую мысль, что он, в своих совершенствах, ничуть не уступает Богу, что он равен Богу и эта горделивая мысль послужила причиной к его немедленному падению с высот небесных в глубины адского мрака. Она так исказила, так изуродовала его прекрасный, воистину богоподобный лик, что он в одно мгновение из высшего и совершеннейшего Творения Божия сделался самым отвратительным, самым омерзительным существом. Силы небесные, в лице прочих безплотных Ангелов, подвиглись на обуянного гордостью Денницу и низвергли его во тьму кромешную.

«Как пал ты с неба, Денница сын зари!» - горестно восклицает о нем св. пророк: «в преисподнюю низвержена гордыня твоя... А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой... буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен во ад, в глубины преисподней» (Ис. 14, 12-15).

«Кто, яко Бог! Кто равен Богу?!» - восклицал победоносно Архистратиг небесных сил, низвергший Денницу, и дано ему славное имя: «Михаил », что и значит: «Кто, яко Бог», - а Денница стал Сатаною.

Так произошел, еще на самой заре мiровой истории, в мiре духовном, до появления мiра вещественного, первый бунт против законной Божеской власти, первая революция, имевшая потом такие неисчислимо бедственные и горестные последствия.

Безчисленные тьмы тем ангельских воинств: Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господствия, Престолы, многоочитые Херувимы и шестокрылатые страшные Серафимы окружают престол Божий, взывая «непрестанными усты, немолчными славословеньми: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея!» Все эти Ангелы Божии, оставшиеся верными Богу, суть провозвестники и исполнители воли Божией, как показывает самое их название, ибо слово «ангел» значит «вестник». «Не все ли они суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» (Евр. 1, 14) - говорит о них св. Апостол Павел. И мы знаем в Священной Истории, как Ветхого, так и Нового Завета, множество случаев служения Ангелов делу спасения созданного потом Богом человека. Ангелы являются орудиями Промысла Божия о целых человеческих обществах. «Они даются», как учит наша св. Церковь: «для хранения городов, царств, областей, монастырей, церквей и людей, как духовных, так и мiрских» (Пр. Исп. 19). Но Ангелы служат орудиями Промысла Божия и об отдельных, частных лицах. Каждый из верующих получает своего особенного Ангела, который пребывает при нем и хранит его от всякого зла, почему и называется «Ангелом-Хранителем».

Но и Сатана, низвергнутый с неба, не остался один, а увлек за собой в бездну падения своего великое множество сил безплотных, которые, подобно ему сделались духами зла - бесами злыми, силами тьмы, всегда противящимися Богу и Его всеблагим промыслительным планам.

Слепой в своей горделивой ожесточенной злобе (злоба всегда слепа!) Сатана, с помощью подручных ему злых духов, начал неистовую борьбу против Бога и оставшихся верными Богу честных небесных сил безплотных. А когда созданы были Богом первые люди, он и их, прельстив гордостью, научил дерзко нарушить заповедь Божию, дабы отвлечь их от Бога и увлечь на служение себе, вместо Бога.

Вот, еще с тех пор, с самого начала мiровой истории, все, что в мiре происходит, объясняется не чем иным, как только этой непрестанной борьбой, этим никогда не прекращающимся злобным противлением Сатаны и служащих ему духов тьмы Богу и Его светлым Ангельским силам.

Нужно раз навсегда понять и запомнить: Бог желает спасения человеку и все делает для его спасения, а Сатана, безумно сам себя обрекший на гибель, жаждет погибели и человеку и все делает, дабы его погубить.

Вся мiровая история - это и есть борьба светлых и темных сил за душу человека - этого венца Божия Творения - и, с этой точки зрения, все, что в истории человечества совершается, становится для нас вполне ясным и понятным, не возбуждающим никаких сомнений и недоумений. Можно только удивляться духовной слепоте тех, кто этого не понимает - или не хочет понимать - и дает всему какие-то свои собственные объяснения и толкования, которые ничего по-настоящему не объясняют, а скорее только затуманивают, отводя от истины.

Всегда Сатана вел борьбу против Бога за порабощение своей власти человека, но в переживаемое нами время, как никогда прежде, ощущается это страшное действие сатанинских сил в мiре, все более и более, на наших глазах, расширяющееся.

Но не к унынию и не к упадку сил должно это нас приводить, ибо мы знаем из Писания, что «так и надлежит всему этому быть», а к духовному бодрствованию, бдительности над собой. Не для того мы об этом постоянно говорим и пишем, чтобы вселить в наши души страх и малодушие, чтобы «руки у нас опустились», а для того, чтобы открыть глаза на серьезность положения, чтобы предостеречь, чтобы побудить к большей энергии в борьбе за наши души против сатанинской прелести, против их наглого захвата во власть Сатаны.

Кто же об этом молчит и не любит говорить, тот сознательно или безсознательно делает одно дело с Сатаной и его приспешниками.

Какими путями Сатана находит доступ в душу человека и порабощает ее себе, делая человека своим орудием?

Прежде всего - через тот порок, который и самого Сатану сделал из высшего и совершеннейшего Творения Божия Сатаной - противником Божиим - через гордость, или самость.

Этот порок всегда был укоренен в человеке, после грехопадения наших прародителей, но в наше время он особенно сильно дает о себе знать, особенно часто, цинично и ярко проявляется.

«Я... Я... Я...» только и слышишь теперь от многих людей, а особенно от тех, которые мнят себя духовными и политическими вождями и стремятся к первенству и властвованию над другими, не терпя себе соперников и конкурентов. И ничто так не удручает их, как потеря популярности и славы людской. Это они крайне болезненно переживают и готовы уничтожить, «стереть с лица земли» тех, кого считают виновниками этого. Это «Я... Я...» так затмевает их духовные очи, что они становятся неспособными видеть всю правду, как она есть, расценивая все лишь с точки зрения своих собственных эгоистических и эгоцентрических интересов. Сеятелями зла и пособниками Сатаны легко делаются такие люди, иногда сами того не замечая, кому они служат.

В тесной связи с горделивой самостью находится лукавство, или неискренность, которая заставляет человека одно думать или говорить, а другое - делать. Этот порок также чрезвычайно характерен для нашего времени, которое, по преимуществу, можно назвать лукавым временем. Необходимо вспомнить при этом, что ведь и Сатана носит имя «лукавого»: слова Молитвы Господней: «но избави нас от лукавого » как раз и имеют в виду Сатану. Лукавство и неискренность и сближают человека с Сатаной.

Наконец, нельзя не обратить внимания на до крайности усилившуюся в наши лукавые дни особо-изощренную страсть к пересудам и клевете, страсть, никого теперь не щадящую - даже лиц весьма высоко-стоящих и заслуживающих всяческого уважения. Хорошо говорит о происхождении этой зловредной страсти, так разстраивающей добрые человеческие взаимоотношения и отравляющей жизнь, святитель Феофан, Вышенский Затворник: «дух пересудливости за все цепляется, и все представляет в мрачном виде беззаконности и пагубности... В то же самое время пересудчик сам готов на недобрые дела, лишь бы только никто не видал, и непременно состоит в недобром порядке, в каком-либо отношении: он как-будто затем и судит и осуждает, чтобы чувство правды, оскорбленное и подавленное в себе, вознаградить нападками на других, хотя бы то и неправыми» («Мысли на каждый день года» стр. 350).

А язвительная и злобная клевета, которая иногда бывает способна морально убить человека - разве это не подлинно-сатанинское дело? - Кто в наше время порою не делается жертвой такой клеветы, иной раз в порядке мести за обманутые порочные надежды или за действительное разоблачение преступности? Сатана, вдохновляющий на такую клевету, и называется поэтому еще «Диаволом», что в переводе на русский язык как раз и значит: «клеветник».

Вот, все эти губительные свойства и качества и сближают поддавшегося им несчастного человека с Сатаной, удаляют его от Бога и делают приспешником и жалким орудием противника Божия - Сатаны, или Диавола.

Еще не так давно мы только понаслышке знали, что существует тайный культ Сатаны, что имеются секты диаволопоклонников, которые совершают «черные мессы». Но вот, в наше время «тайное» стало «явным». Сатанисты почти уже не скрывают себя, по крайней мере, некоторые разряды их, открыто и нагло выступая даже по радио и телевизии и всех зазывая в свои ряды. Изображения Сатаны безстыдно ставятся теперь на публичных местах в городах и селениях, на ресторанах, носящих имя Сатаны, на одеждах учащихся в современных «прогрессивных» школах, на самых разнообразных предметах современной продукции - словом, всюду мозолят глаза: Сатана кем-то теперь усиленно пропагандируется и «популяризируется»!

Тех, кто ясно понимает, в какое страшное время мы живем, это нисколько не удивляет - так оно и должно быть! - но все же не может не ужасать. Но вот, другие - слепотствующие, почему-то остаются ко всему этому совершенно равнодушными, как бы ничего этого вовсе не замечая или считая это чем-то вполне нормальным. Так они постепенно, незаметно и втягиваются в орбиту все распространяющегося в мiре сатанинского влияния, в сатанинскую обстановку и атмосферу.

А что уж говорить о христианских священнослужителях, которые, по заявлению самих сатанистов, входят в их сатанинские организации или хотя бы общаются с ними?!

Вот, до чего мы дожили!!

Еще один страшный соблазн нашего времени, о котором нельзя не упомянуть.

Необходимо повиноваться законным властям, как церковным, так и гражданским. Первым бунтовщиком против законной Божеской власти - первым «революционером» как раз и был Сатана, внесший этим страшную разруху, дисгармонию в совершенное Божие творение и породивший зло. Понятно поэтому, что св. Апостол Павел увещевает христиан: «Всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть, аще не от Бога: сущыя же власти от Бога учинены суть. Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется» (Римл. 13, 1-2).

Но как быть, если власть находится в руках сатанистов?

Вот почему вышеприведенные слова св. Апостола Павла и нельзя понимать буквально, безоговорочно, как многие теперь пытаются их толковать. Для правильного понимания этих слов надо обратиться к авторитету Св. Отцев Церкви. Вот как, например, толкует эти слова св. Иоанн Златоуст: «Неужели всякий начальник поставлен от Бога? - Не то говорю я, отвечает Апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются,... я называю делом Божией премудрости. Апостол разсуждает здесь вообще о существе власти» ибо «безначалие везде есть зло и бывает причиною безпорядка» (Том 9 стр. 774).

Прекрасно разъясняет эти слова св. Апостола, углубляя эту же мысль, св. Исидор Пелусиот: «Поэтому в праве мы сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему изблевать сие лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев» (Творения ч. 2, письмо 63).

Сами св. Апостолы дали нам наглядный пример того, как надо поступать, если власть не находится в руках «Божиих слуг» (Римл. 13, 3-4). Когда высшая духовная власть в иудейском мiре - синедрион с первосвященниками во-главе запретили им «говорить и учить об Имени Иисуса», они решительно отказались повиноваться, заявив: «Судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4, 19) и вторично: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29).

Мы знаем, что и Антихрист, в конце времен, явится мнимо-законной властью для всего человечества, как всемiрный правитель - духовный и политический возглавитель мiрового государства и новой лже-церкви в нем, и будет требовать себе от всех полного послушания и подчинения, как-будто на законном основании, расправляясь со всеми ослушниками, как с «бунтовщиками».

Все это крайне необходимо знать и учитывать, отдавая себе ясный отчет в том, что, хотя самый принцип власти - от Бога, но далеко не «всякая власть» и не всякий начальник - «от Бога», ибо и сам Сатана иногда «преобразуется во Ангела светла» и «служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 11, 14-15), почему и надо всегда помнить предостережение св. Апостола: «Блюдите, како опасно ходите» и «не приобщайтеся к делом неплодным тьмы, паче же и обличайте (Ефес. 5, 11-16).

За видимой обманчиво-привлекательной внешностью в наше время, более чем когда-либо прежде, скрывается весьма часто невидимое для поверхностного взора «безобразие» - мiр «темных сил», вдохновляемых Сатаною, которые уже готовы вступить с Богом, с верными Ему светлыми ангельскими силами и всеми истинно-верующими христианами в «последний и решительный бой», ибо Сатана чувствует, что «немного ему остается времени» (Апок. 12, 12).

Не будем поэтому обольщать себя и легкомысленно обманываться, дабы не оказаться в числе тех несчастных, «кто поклоняются зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою» и кто потом «будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и Агнцем» вместе со «зверем» и «лже-пророком», вверженными в «озеро огненное, горящее серою» (Апок. 14, 9-10 и 19,20).

С Божией помощью, при содействии Ангела-Хранителя, будем всячески стараться хранить в чистоте наше духовное целомудрие, оберегая себя от всякого общения и даже малейшего соприкосновения с темными безплотными силами и всеми их служителями, дабы радостно, чистым сердцем, встретить нашего Господа и Спасителя, «паки Грядущаго со славою судити живым и мертвым», в сопровождении светлых «честных небесных сил безплотных», когда Он придет, как Сам это обещал, «во Славе Своей, и вси святии Ангели с Ним» (Матф. 25, 31).

«Се, гряду скоро», говорит Он нам чрез Своего дивного Тайновидца: «и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Апок. 22, 12).

Блажен, воистину блажен тот, кто может от всего сердца, искренно воскликнуть: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Апок. 22, 20). Аминь.


84 ...

21 ноября православные христиане празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. Собор – это совокупность всех святых ангелов во главе с Архистратигом Михаилом. Они восславляют Святую Троицу и служат Богу. Публикуем слово святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, сказанное в этот день.

Празднующим в честь высоких и благотворных лиц всего ближе и приятнее в продолжение празднества беседовать между собою о сих лицах. Посему, братие, и я намерен побеседовать ныне с вами о Святых Архангелах. Священные изображения их всегда предстоят очам нашим в сем храме, посвященном их имени; но они стоят на такой высоте, что многие с трудом могут возводить туда взор и не в состоянии различать всего, чем отличается изображение каждого Архангела. Посему слово наше может быть не безплодным для слуха вашего дополнением и изъяснением того, что всегда видит здесь ваше око. Только не ожидайте, братие, от меня в сем случае каких-либо собственных умозрений о мире Ангельском; с сего священного места должно слышаться одно то, что открывают нам касательно Ангелов слово Божие и сказания тех богомудрых мужей, кои не напрасно именуются от самой Церкви собеседниками Ангелов.

Ублажаемые ныне Церковью лица называются Архангелами, или главными и первыми из Ангелов, потому что они суть вожди и начальники ликов Ангельских. Ибо и на небе, братие, несмотря на взаимную любовь, радость и блаженство всех и каждого, нет, однако же, того равенства, коего некоторые, по крайнему неразумию, ищут на земле; и там одни начальствуют и предстоят, другие повинуются и последуют. Существенное и полное равенство находится только между тремя Лицами Пресвятыя Троицы: Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом Святым. Хотя число Ангелов крайне велико, тмы тем, по выражению Писания, но Архангелов только семь. «Аз есм… един от седми святых Ангелов, - так говорил Архангел Рафаил праведному Товиту, - иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго » (Тов. 12:15). И святой Иоанн в своем дивном Апокалипсисе, изрекая благодать и мир церквам «от Сущаго, и Иже бе, и Грядущаго », изрекает потом благословение: «и от седми духов, иже пред престолом Его суть » (Откр. 1:4).

Отчего главных Ангелов только седмь - не менее и не более?.. Эта тайна творения, доведомая Господу и Творцу Ангелов. Мы с благоговением только можем приметить в настоящем случае, что седмеричное число составляет один из самых главных законов происхождения и бытия тварей и в мире духовном, и в мире вещественном. Ибо воззрим ли на Царство благодати?.. Обретаем седмь даров Духа Святаго, седмь Таинств. Посмотрим ли на царство природы?.. Находим седмь лучей света, седмь тонов звука, седмь дней творения, и прочее.

Из числа седми верховных духов Святая Церковь первым признает Михаила , поэтому и настоящее празднество именуется Собором Архистратига Михаила и прочих Безплотных Сил. Кто яко Бог - означает имя его; кто яко Бог - выражают собою и все дела его. Он первый восстал против Люцифера, когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем кончилась эта первая ужасная брань, - низвержением Денницы с неба. С тех пор Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за Церковь и чад ее. Поэтому и изображается всегда в воинственном виде, с копьем или мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному, а крест, коим оканчивается копье, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самыми Архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения. Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею бранью против порока и нечестия, и всегдашним смирением и самоотвержением.

Второе место в ряду Ангелов принадлежит Гавриилу : имя, означающее силу Божию. Поелику у небожителей название всегда выражает самую вещь, то Архангел сей в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. Так, имеет ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, - весть о сем зачатии возлагается на Гавриила. Имеет ли произойти безсеменное зачатие Самого Сына Божия, - честь благовестия о сем достается паки Гавриилу. Сей же Архангел, по мнению богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском, и для возвещения Богоматери Ее всечестного успения. Посему Церковь именует его служителем чудес. Но, служа чудесам, он, по тому самому, есть особенный служитель и тайн Божиих, ибо одно предполагает другое. Посему, когда нужно было некогда открыть Даниилу пророку будущие события, то он слышал глас: «Гаврииле, скажи видение оному » (Дан. 8:16). Имея в виду таковое служение Гавриила, Святая Церковь изображает его иногда с райской ветвью в руке, которая принесена им была Богоматери, а иногда с фонарем в правой руке, внутри коего горит свеча, а в левой - зерцало из ясписа. Изображается с зерцалом – поелику Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображается со свечою в фонаре, поелику судьбы Божий бывают сокрыты до времени исполнения их и, по самом исполнении, постигаются только теми, кои неуклонно смотрят в зерцало слова Божия и своей совести. Таким образом, если кому, то носящему имя Гавриила прилична та вера Божия, для коей, по слову Самого Спасителя, нет ничего невозможного (Мк. 9:23); и если от кого, то от них должно быть как можно далее наказание, которое за скудость веры принужден был некогда наложить сей Архангел на отца Предтечи (Лк. 1:20).

Рафаил , или помощь и исцеление Божие, есть имя третьего Архангела, - имя по тому самому любезное всем страждущим. В Священном Писании есть целая книга, в коей описывается, как сей Архангел, в виде человека, сопутствовал праведному Товии, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение его престарелому отцу, Товиту, и потом вознесся от них на небо. Поэтому сей Архангел и изображается с сосудом врачебным в левой руке, а правой ведущий Товию. Весьма поучительны слова, сказанные сим Архангелом при разлучении с семейством Товита.

«Благо молитва с постом и милостынею и правдою, - вещал Рафаил, –…милостыня бо от смерти избавляет и тая очищает всяк грех… Егда молился еси ты и невестка твоя Сарра, аз приношах память молитвы вашея пред Святаго: и егда погребал еси мертвыя, подобие присутствовах тебе, и егда не ленился еси востати и оставити обед твой, да отшед покрывши мертваго, не утаился еси мене благотворяй, но с тобою бех » (Тов. 12:8-9, 12-13). Посему кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим. Милостивые скорее всего бывают помилованы сами. Тем паче добродетель милосердия и сердоболия должна отличать носящих имя Рафаила, иначе у них не будет духовного союза с Архангелом.

Четвертого Архангела изображают с мечом, обращенным против персей, а в шуйце с пламенем, ниспускающимся долу; а имя его Уриил , то есть свет или огнь Божий. Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и потребляет в них нечистые привязанности земные. Итак, это ваш Архангел, люди, посвятившие себя наукам! Как отрадно должно быть для вас знать, что ночные бдения и труды ваши над собранием познаний освещаются не одним стихийным мерцанием от лампады, а и светом от пламенника Архангела. И вот, конечно, источник многих истинно полезных и великих открытий в области наук! Тех открытий, о коих сами сделавшие их замечают, что они приходили на ум внезапно, как бы по откровению свыше. Удивительно ли приходить внезапным озарениям свыше, когда есть особый Архангел света и познаний?

Чего, однако же, можно ожидать от сего премирного наставника? Откровения тайн природы, превышающих наш разум и наши нужды? Предвозвещения будущих событий или чего-либо подобного? Нет, это дело не Архангела. Послушайте, что отвечал Уриил одному благочестивому, но слишком любознательному мужу, когда он, в жару страсти к познаниям, желал уведать от него тайну мироправления Божественного. Архангел не отрекся отвечать на вопросы, но потребовал, чтобы Ездра (так назывался сей муж) сделал для него прежде одно из трех: взвесил пламень огня, или указал начало ветра, или возвратил прошедший день. Когда Ездра отрекся невозможностью сделать это, то Архангел сказал: «аще был вопросил тя, глаголя: коль много жилищ есть в сердцы морстем, или коль много источников в начале бездны, или коль много жил есть над твердию небесною, или кии суть пределы райские; негли отвечал бы ми еси: в бездну не сиидох, ни во ад еще, ниже на небеса когда взыдох. Ныне же о сем не вопросих тя, точию о огни и о ветре и о дни, в оньже еси пребывал, и без сих вещей быти не можеши: и ты о сих ничтоже ми отвещал еси. Ты сих, яже твоя суть и с тобою возрастоша, познати не можеши, и как сосуд твой возможет вместити пути Вышняго?» (3 Езд. 4:7-11).

Заметьте урок сей люди, преданные наукам, и не забывайте, по примеру вашего Архангела, быть служителями не одного света истины, а и огня Божественной любви. «Разум… кичит », одна… «любы созидает » (1 Кор. 8:1).

Пятый Архангел есть верховный служитель молитвы, и называется Салафиилом . Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо Херувима для души, охраняя ее от всех враждебных сил. Но каковы наши молитвы?.. Слабы, кратки, нечисты, холодны. И вот, Господь, зная сколь необходима для каждого из нас молитва, даровал нам целый лик Ангелов молитвенных с их вождем Салафиилом, - да дохновением чистых уст своих согревают наши хладные сердца и подвизают их на молитву, да вразумляют нас о чем, когда и как помолимся, да возносят самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям, то знайте, что это Салафиил. А видя в таком положении самого Архангела молитвы, старайтесь сами во время молитвы быть всегда в положении, приличном молящемуся. Приличном, говорю, ибо у многих нет и сего. Смотря на то, как иные из нас молятся, подумаешь, что они не просят, а повелевают и угрожают Тому, у Кого просят. Это ли молитва!..

У шестого Архангела в деснице златой венец, а в шуйце - бич из трех червленых вервий. Это потому, что обязанность сего Архангела с ликом Ангелов, ему вверенных, есть поощрять наградою благ вечных и защищать именем Святыя Троицы и силою Креста Христова людей, труждающихся в различных родах служения во славу Божию, почему он и называется Эгудиил , или хвала Божия. Между нами нет людей, носящих это имя; за это всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией; и коль скоро труждается над сим воистину, то быть не может, чтобы не встречал при сем различных препятствий. Ибо на нашей грешной земле, среди нас, грешных людей, всякое благое дело иначе не совершается как с трудом, а многие - с великим и тяжким. Что нужды? Господь и Владыка наш «не обидлив… забыти никакого благого дела нашего и никакого труда любве » (Евр. 6:10) во имя Его; чем больше подвиг, тем выше и светлее награда для воина, который во время брани не щадит жизни за Церковь и Отечество, а во время мира «ни когоже обидит, доволен своими оброки » (Лк. 3:14), для градоправителя, который не воздремлет, ниже уснет, храняй вверенный ему град; для судии, который твердо держит весы правды, судит без лицеприятия сира и смиренна; это - награда для домовладыки, подающего пример богобоязненности своим домашним; для раба, несущего с верою и терпением свой жребий.

Таков Собор Архангелов! Таков по отношению к нам и нашему спасению! Ибо, каков он в пренебесной силе, лепоте и величии своем, этого не дано теперь знать нам. Узрим, когда сподобимся стать одесную престола Божия, и войти в самый собор Ангелов. Я говорю: войти, ибо человек, по разумению многих учителей Церкви, для того и создан (тем паче для того воссоздан), чтобы восполнить собою в сонме Ангелов тот недостаток, который произошел через отпадение от светлого их лика Люцифера с его воинством.

Посему, празднуя Собор Архангелов и Ангелов, мы должны, братие, помышлять и о нашем будущем собрании к ним. Одно из двух неизбежно: надобно, непременно надобно, быть или в Соборе Ангелов, или среди скопища духов отверженных. Кто может решиться на последнее?.. Но, желая первого, надобно заблаговременно приготовлять себя к сожитию с Ангелами через стяжание мыслей и чувств Ангельских. Ибо и на земле, тем паче на небе, живут в мире и постоянном союзе токмо те, кто стремится к единой и той же цели и оживлены единым и Тем же Духом. Аминь.

Это было давно. Но не настолько, чтобы забыть о том…

Он стоял на пороге Своего прекрасного Дворца и смотрел с его высот на Землю, молча и потрясенно взирая на кошмар, происходящий внизу. А на Земле люди распинали Христа. Он взирал на абсурд совершающегося действа и не верил своим глазам. Как могут они?!.. Как могут они убивать?.. Как могут они убивать Того, кто нес им любовь и помощь, кто исцелял их болезни и отбирал из рук смерти их детей, кто нес им Истину, кто хотел принести им святой мир и счастье?Как онимогут?!...

Он видел истерзанное и кровоточащее тело Иисуса и ничем не мог помочь Ему. Сын Божий на Земле шел путем, уготованным Ему человечеством, и шел им до конца. И только люди могли изменить этот страстной ход, одуматься и остановить его. Но их преступление продолжалось.

Он смотрел на перекошенные злобой лица, на брызжущие слюной рты орущей одержимой толпы и отказывался верить услышанному. «Распни Его, распни!» - исступленно кричали они, и от этих слов Его сердце замирало в груди и тяжелая, жгучая боль, неведомая Ему ранее, охватывала Его душу.

«Они всего лишь люди, Сын Мой», - тихо прозвучали слова за Его спиной, и нежная женская рука коснулась Его плеча. Он обернулся - Царица Небесная в ореоле сияющего Света стояла подле, с нежностью и любовью глядя на Него. Он встретился с Ней взглядом, и Ее глаза - огромные, лучезарные - прочли в нем недоумение и неразрешимый вопрос, и жгучую боль, которая впервые пронзила Его сердце.

«Они всего лишь люди, - повторила Она, - несовершенные, податливые и слабые. Добровольные марионетки в руках Люцифера, слепое орудие, по собственной воле принявшие на себя исполнение злодеяния».

Люцифер… Он вспомнил о Своем брате-близнеце и взгляд Его омрачился. Как страшно изменился Его брат!... Он помнил его гордым и прекрасным величественной неземной красотой, с огромными и ясными глазами. Высший Ангел - Люцифер - Лучезарный… Сколько было дано ему Отцом, сколько позволено! Только бери, воплощай, реализуйся, экспериментируй, создавай свои цивилизации, расти их, искушай, испытывай и веди к Отцу. Вместе с Ним - Архангелом Михаилом, наравне с Ним: Михаил - Свет, Люцифер - Тьма. Равноценные условия, паритет. Твори, что душе угодно! Но следуй Высшему Закону, стоящему надо всем, не преступай его. ... Не выдержал, преступил. Захотел сам стать Богом… Единолично, без Него и без Отца. Наверное, слишком велик оказался этот соблазн для повелителя Тьмы. И теперь его былое величие исполнилось мраком и стал мертвенно ледяным взгляд, в котором уже не было ни капельки любви. Ибо Зло, повелителем которого он был, в любви не нуждалось. И то, что творилось сейчас на Земле, где люди распинали Небожителя, стало его ужасающим следствием.

Он еще больше омрачился, вспомнив все это. А следом перед Его внутренним взором пронеслись мозаичные образы Его нелегкого обучения, на которое ушли тысячелетия. В одно мгновение Он вспомнил, как учили Его всем премудростям и тонкостям Мироздания - всех-всех его сфер и уровней, как многократно проверяли на практике Его знания и умения, как испытывали на прочность силу Его духа… Так тщательно Его готовили специально, ибо предстояло Ему вслед за Христом снизойти в ту далекую земную юдоль, где велением людским правил мрак, а мраком - Его отвернувшийся от Отца Брат. И спуститься туда Он должен хорошо подготовленным и оснащенным. Ибо встреча с Лукавым Братом-отступником, которая предстояла Ему там, вряд ли ожидалась дружеской и мирной. Но ее исход решал в Мироздании всё …

Он вздохнул - время нелегкого путешествия приближалось. Он уйдет на Землю человеком. Ну, внешне человеком, в человеческом теле. А иначе нельзя - человеческий ли ты дух, ангел или сам Создатель Вселенной, в физический мир, на планеты должен идти в теле аборигенов этих планет. Оно для тебя вроде защитного скафандра-помощника - облачает в плоть, защищающую и питающую, обеспечивает манипуляторами - руками-ногами - и позволяет что-то делать в непривычно плотном материальном мире.

В Его глазах мелькнула легкая ирония - да уж, даже Он - Создатель этой Вселенной - может идти в глубины своего собственного Мира, на Землю только в теле. Если, конечно, Он еще не собирается свернуть Мироздание со всеми его неудачными творениями в трубочку и поставить этим жирную точку в очередном эксперименте Творения. Судя по тому, что творится внизу - Он снова перевел взгляд на неистовство толпы на Голгофе, вздохнул тяжело - пожалуй, уже пора…

Так что, без тела не обойтись… И иначе никак - Высшие Законы Мироздания непреклонны и нерушимы. Он Сам так повелел, поставив при сотворении Мира эти Законы надо всеми, даже выше самого Себя, чем и подчинил Себя им. Законы не преступить… Но сложнее всего то, что при переходе в физический мир - при воплощении - у Него будет стерта память как и у всех других, идущих на Землю - неважно, человек ты или Небожитель. И это тоже по Закону. И родиться Он обычным человеком, не помнящим ни кто Он, ни зачем пришел на эту Землю. И жить будет обычным человеком. До определенного времени, конечно. Вот только Его необычный дух станет подспудно напоминать о себе, рождая у людей, соприкоснувшимся с Ним, диаметрально противоположные чувства - искреннюю, высокую любовь у одних и жгучую ненависть у других. Равнодушных к Нему на Земле не будет. Каждый в отношениях с Ним честно выразит себя, зачерпнув из самых своих глубин: добрый - доброе, злой - соответственно. Это Его высокий Дух станет побуждать людей к необычной искренности. И ни людям, ни Ему самому долгое время будет невдомек, почему так происходит. Пока к Нему не вернется память.

Так молча стоял Он, погруженный в мысли, на пороге Своего великолепного Дворца - Дворца Света. А рядом с Ним так же молча стояла величественная и прекрасная Царица Небес, внимательно наблюдая за внутренними переливами Его мыслей и чувств. Стояла спокойная, без тени волнения на прекрасном лице. И лишь в Ее огромных глазах, полных нежности и любви, отразилась печаль и нескрываемая тревога за судьбу Сына. Потому что «путешествие» в низины Мира предстояло Ему нелегкое, и исхода его еще не знал никто… Вот разве что Бог-Отец, Абсолют… Но Он молчал…

Она снова легонько дотронулась Его плеча, прервав Его нелегкую думу, заговорила тихо, как бы подводя черту под Его размышлениями: «Мужества и силы Тебе, милый Сын! Таково поле битвы, через которое Тебе предстоит пройти. Но пусть это свершиться. Ибо по просьбе замученного Христа Бог-Отец определил, чтобы до Суда Ты еще раз обратился со Словом Его к отступникам, чтобы спасти тех, кто еще сможет услышать его".

Прощание... Он заглянул в глубины Ее лучезарных глаз, стараясь зачерпнуть из них Света и живой материнской Любви - Любви которая поддержит и защитит Его на самых крутых виражах Его путешествия. Молча поник головой и побрел с искренней молитвой о ниспослании Ему силы. Ибо отзвук великой Божественной Любви волною вздымался в Нем. А в памяти снова нахлынули воспоминания...

* * *

В те неизмеримо далекие времена, когда была выстроена Абсолютом вся четкая иерархия ангелов, когда по заданной Творцом программе они обустроили Миры Тонкие и создали миры физические, когда среди огромного мира физического была обособлена лишь маленькая его часть с уютной планетой Земля, где был создан человек - удивительное Творение Господа на стыке Миров Тонких и физических, и стала создаваться модель цивилизации полярного мира - между добром и злом, тогда на бескрайних просторах прекраснейших Тонких Миров у самых Пределов Творца совершилось величайшее Таинство. Это был разговор юного Архангела Михаила с Отцом своим Небесным - Абсолютом.

…«Кто Ты? Как имя Твое?» - вопрошал седовласого старца юный Ангел, почти мальчишка.

«Я бесконечно стар, Я настолько стар, что позабыл уж имя Свое», - усмехался в ответ Мудрец, Кто был Абсолют.

«Но Ты столь же бесконечно мудр, Отец! - восклицал мальчишка-Ангел в почтении великом. - Прошу Тебя, стань учителем Моим! Покажи мне путь к Мудрости Своей истинной!»

И, соглашаясь, улыбался в седую бороду почтенный старец, радовался юному порыву - искреннему и чистому, и раскрывал перед преданным сердцем пути к Мудрости - пути к Жизни удивительной и вечной.

Огромное, бескрайнее лазурное небо - бесконечно чистое и прозрачное раскинулось над собеседниками - лучезарным Ангелом Света и древним мудрым старцем с бородой белой длиной. Они стояли под этим бесконечным небом на таком же поле без конца и края среди мягких шелковых волн изумрудной травы, и юный Архангел внимал вечным словам своего Великого Учителя. О чем разговаривали Они, знают лишь Они сами да трава пушистая изумрудная, что волнами раскинулась вокруг…

Быть может Отец Небесный, напутствовал Сына Своего перед дальней дорогой, быть может уже тогда пытался зажечь в Нем искру Бога живого. Неведомо... Но узнал Михаил, что предстоит Ему…

«Ты уйдешь в мир к людям, чтобывместе с ними пройти тернистыми противоречивыми путями познания добра и зла - не абстрактного, настоящего. На Себе испытаешь и то, и другое, и в великой свободе выбора научишься выбирать правильно. Ты сойдешь к людям обычным человеком, не помня до часа положенного, ни Кто Ты есть на самом деле, ни зачем пришел на Землю. Ты пройдешь путями страдания, в полной мере претерпев на Себе все крайности чувств и поступков человеческих, проживая в одну жизнь земную жизней несколько. Но в среде торжествующего зла свободный в выборе своем Ты научишься выбирать добро, Ты научишься искренне сочувствовать, сострадать и жертвовать собой ради других. И примером Своим Ты откроешь людям путь к спасению».

«И, быть может, была бы Миссия Твоя уж не крайне тяжелой, если бы не Твой брат-близнец Люцифер - повелитель Тьмы. Я ведаю о грядущем предательстве его, Я знаю о его взыгравшей гордыне и неизбежном падении, ибо такова суть абсолютного Зла, им ведомого и творимого. Знай, Сын мой - Ты будешь уничтожен братом своим Лукавым, разбит на вибрации, развеян по Вселенной, но не останешься в забвении, не будешь забыт Отцом. Его попытки возродить Тебя будут бесконечны».

«Но предстоит Тебе затем тяжелый путь земной, человеческий. И память Твоя тогда не поможет Тебе. До определенного времени Ты будешь жить обычным человеком, не помня о высокихсвоих Истоках. И жизнь Твоя будет бурной, насыщенной до предела. И зла в ней будет предостаточно, и добра немало. Ты познаешь всю силу добра и зла на Себе, и сможешь выбирать самостоятельно. И будет твой выбор свободным. Я не ведаю каким он станет… Но идти или нет Ты волен выбирать уже ныне…».

Кто яко Бог? - означает имя святого Архистратига Божия Михаила. Кто яко Бог? - выражают собою все дела его. По значению слова Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенной, безпримерной духовной слой. У пророка Даниила он представляется особенным защитником и покровителем народа иудейского (Дан.10,13,21;12,1). В Откровении Иоанна Богослова Архангел Михаил изображается защитником христиан и низложителем дракона с его ангелами: «и произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона... и низвержен был великий дракон, древний змий... и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12, 79); тогда в злобе он начал вредить Церкви Христовой и продолжает вести брань со святыми (Откр. 12,13 - 17). А в утешение верующим дается видеть в Откровении, что эта исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенной победой Агнца (гл.19 и 20), и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей во главе со святым Архангелом Михаилом.

Как верный служитель Божий он поставлен Богом вождем и чиноначальником над всеми чинами святых Ангелов. Поэтому и изображается в воинственном виде, с копьем или пламенным мечом в руке, имея под ногами дракона, т.е. духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному, а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.

По церковному преданию, Архангел Михаил принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась сила Господня, уничтожившая египтян, преследовавших народ Божий. Он явился Иисусу Навину в качестве помощника при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе.

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»».Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - храм-усыпальница в Кремле - посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них - икона «Благословенное воинство» - написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины - князья русские - изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Церковь почитает Архангелa Михаилa как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов, во главе с Архангелом Михаилом 8 ноября.

Тропарь Архангелу Михаилу
глас 4

Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил.

Кондак Архангелу Михаилу
глас 2

Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратигa.

Яко кто Бог, разве Господа? Или кто Бог, разве Бога нашего? Ибо единое Божие Слово есть истинный Бог и Единородный, потому что Оно единое есть также Бог, как и Отец. Сказав же о Христе, что он Бог по естеству, говорит теперь: или кто Бог? У нас один Бог Отец, и нет другого Бога, так чтобы один исполнял прошение одного, а другой прошение другого. Но, может быть, два стиха поставлены во взаимной соответственности. Так, истинный Бог препоясал силою для одержания победы, и положил непорочен путь мой к совершению добрых дел.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Яко кто Бог, разве Господа? или кто Бог, разве Бога нашего

Что сие и подобное сему сказано в Писании не в отношении к Сыну, а в отношении к так называемым, но не подлинным, богам, сие достаточно доказано теми местами, из которых заимствовали мы доказательства, что Сын и в Ветхом и в Новом Завете многократно называется и Богом и Господом. Но в большую ясность приводит сие Давид; сказав: «кто подобен Тебе» , он присовокупил: «в бозех, Господи» (Псал.85, 8) ? И Моисей говорит: «Господь един вождаше их, и не бе с ними бог чужд» (Втор. 32, 12) , хотя Спаситель и был с ними, как говорит Апостол: «пияху бо от духовнаго последующаго камене; камень же бе Христос» (1Кор.10, 4) . А Иеремия говорит: «бози, иже небеси и земли не сотвориша, да погибнут под небесем» (Иер. 10, 11) . Ибо Сын не в числе их; Он Сам Создатель всего. Поэтому относительно к идолам и чтилищам языческим, а не к Сыну разуметь должно сказанное выше и следующее: «Аз Бог первый, и Аз по сих, и кроме Мене несть Бога» (Исаии 44,6) ; и: «прежде Мене не бысть бог ин, и по Мне не будет» (Иса.43,10) ; и: «слыши, Израилю, Господь Бог твой, Господь един есть» (Второз.6,4) ; и все подобные места.

Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги IV-V.

Блж. Феодорит Кирский

«Яко кто Бог, разве Господа? и кто Бог, разве Бога нашего?» . Ибо нет другаго Бога, так чтобы один Бог подавал просимое одному, а другой другому.

Евфимий Зигабен

Яко кто бог, разве Господа?

Союз яко здесь-излишний; или же он употреблен вместо другого союза-ибо. Ибо кто другой, как бы так говорит пророк, по самому естеству своему есть Бог кроме Господа? т. е. кроме Бога Отца.

Или кто бог разве Бога нашего?

В этом месте пророк назвал Богом-Бога Сына. Говоря Бога нашего , он причисляет себя к нам, уверовавшим во Христа, предузнав пророческим духом своим святость веры нашей.

Статьи по теме