На что способна Сила. Джедайские приемы, о которых вы не знали

В первой трилогии Силу описывали как некую духовную мистическую способность, которую можно развить в себе при помощи духовных практик. В первом же эпизоде концепция силы поменялась уже на более материальную: там говорится, что способность взаимодействовать с Силой обусловлена наличием в клетках организма симбиотических существ - мидихлориан (появились как объяснение только в первом эпизоде), и чем их больше, тем лучше взаимодействие носителя с Силой. Тем не менее, одно лишь присутствие мидихлориана не даёт контроля над Силой - этому нужно долго учиться. Совет Ордена Джедаев считал, что лучше всего начинать обучение в раннем детстве, и выработал систему для обнаружения детей с высоким содержанием мидихлориана. С разрешения родителей Орден забирает таких детей для обучения.

Аналогом Силы является китайская концепция ци .

Стороны Силы

Существуют две противоположные философии использования Силы - Светлая сторона и Тёмная сторона, так же есть т. н. "Серые джедаи", группа, средняя между темной и светлой стороной Силы. Сторона выбирается в зависимости от личных морально-этических принципов. Выбор стороны - важнейший шаг в жизни любого разумного существа, умеющего направлять Силу.

Светлая сторона

Философию Светлой стороны воплощают в жизнь Джедаи . Эта философия отражена в Кодексе Джедая и, ещё в большей степени, в Символе веры Джедая.

Кодекс Джедая приводится во многих книгах о «Звёздных войнах» и состоит из пяти Истин:

* Истина о хаосе и гармонии приводится не во всех публикациях Кодекса.

Символ веры состоит из пяти вероучений:

Джедаи - защитники мира в Галактике.
Джедаи используют свои способности чтобы охранять и защищать - никогда для нападения на других.
Джедаи уважают каждую жизнь, в любой форме.
Джедаи служат другим, а не властвуют над ними, во благо Галактики.
Джедаи стремятся к самосовершенствованию через познание и тренировку.

Оригинальный текст (англ.)

Jedi are the guardians of peace in the Galaxy.
Jedi use their powers to defend and protect, never to attack others.
Jedi respect all life, in any form.
Jedi serve others rather than rule over them, for the good of the Galaxy.
Jedi seek to improve themselves through knowledge and training.

Философия Светлой стороны состоит в бескорыстии, альтруизме , отказе от личных амбиций, в использовании Силы только для защиты мира в Галактике. Последователь Светлой стороны должен научиться контролировать свой гнев, освободиться от страстей и волнений, постичь знания и нести мир и добро всем разумным существам.

Тёмная сторона

Эта концепция использования Силы противоположна Светлой стороне. Тёмная сторона подпитывается отрицательными эмоциями: гневом , властолюбием, яростью, чувством превосходства, ненавистью , страхом . Наиболее яркие последователи пути Тёмной стороны - ситхи , противостоящие джедаям. Чувствительность к Силе даёт определённые преимущества и ситхи используют их, основываясь на эгоизме и жажде власти . По легенде ситхи появились в далёком прошлом как группа джедаев-отступников.

Как многие полагают, тёмная сторона не является свойством самой силы: во время тренировки в академии Джедаев на Явине IV Кайл говорит, что «Сила не хорошая или плохая, всё зависит от того, как её используют».

Спокойствие - ложь, есть только страсть.
Через страсть я возрастаю в силе.
Через силу я приобретаю власть.
Через власть я добиваюсь победы.
Победа разрывает мои цепи.
Сила освободит меня.

В расширенной вселенной «Звёздных войн» помимо ситхов есть и другие кланы, использующие Тёмную сторону Силы. Известно, что уроженки суровой планеты Датомир (англ. Dathomir ), известные как Сёстры ночи (англ. Nightsisters ) или Ведьмы Датомира (англ. Witches of Dathomir ), чувствительны к Силе и используют её Тёмную сторону.

Мидихлорианы

Мидихлориа́ны - микроскопические формы жизни, которые по сюжету «Звёздных войн» содержатся во всём живом и позволяют чувствовать Силу и контролировать её.

основной галактический, хаттский, аквалишский, бокке, ласатнийский, иторианский, убезийский, эвокский и др.

Отрывок, характеризующий Сила (Звёздные войны)

Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.
Выйдя в приемную из кабинета Кутузова, князь Андрей с бумагами подошел к товарищу,дежурному адъютанту Козловскому, который с книгой сидел у окна.
– Ну, что, князь? – спросил Козловский.
– Приказано составить записку, почему нейдем вперед.
– А почему?
Князь Андрей пожал плечами.
– Нет известия от Мака? – спросил Козловский.
– Нет.
– Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие.
– Вероятно, – сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головой и с орденом Марии Терезии на шее. Князь Андрей остановился.
– Генерал аншеф Кутузов? – быстро проговорил приезжий генерал с резким немецким выговором, оглядываясь на обе стороны и без остановки проходя к двери кабинета.
– Генерал аншеф занят, – сказал Козловский, торопливо подходя к неизвестному генералу и загораживая ему дорогу от двери. – Как прикажете доложить?
Неизвестный генерал презрительно оглянулся сверху вниз на невысокого ростом Козловского, как будто удивляясь, что его могут не знать.
– Генерал аншеф занят, – спокойно повторил Козловский.
Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят? Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.
– Vous voyez le malheureux Mack, [Вы видите несчастного Мака.] – проговорил он сорвавшимся голосом.
Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь.
Слух, уже распространенный прежде, о разбитии австрийцев и о сдаче всей армии под Ульмом, оказывался справедливым. Через полчаса уже по разным направлениям были разосланы адъютанты с приказаниями, доказывавшими, что скоро и русские войска, до сих пор бывшие в бездействии, должны будут встретиться с неприятелем.
Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела. Увидав Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней.
Невольно он испытывал волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянной Австрии и о том, что через неделю, может быть, придется ему увидеть и принять участие в столкновении русских с французами, впервые после Суворова.
Но он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя.
Взволнованный и раздраженный этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день. Он сошелся в коридоре с своим сожителем Несвицким и шутником Жерковым; они, как всегда, чему то смеялись.
– Что ты так мрачен? – спросил Несвицкий, заметив бледное с блестящими глазами лицо князя Андрея.
– Веселиться нечему, – отвечал Болконский.
В то время как князь Андрей сошелся с Несвицким и Жерковым, с другой стороны коридора навстречу им шли Штраух, австрийский генерал, состоявший при штабе Кутузова для наблюдения за продовольствием русской армии, и член гофкригсрата, приехавшие накануне. По широкому коридору было достаточно места, чтобы генералы могли свободно разойтись с тремя офицерами; но Жерков, отталкивая рукой Несвицкого, запыхавшимся голосом проговорил:
– Идут!… идут!… посторонитесь, дорогу! пожалуйста дорогу!
Генералы проходили с видом желания избавиться от утруждающих почестей. На лице шутника Жеркова выразилась вдруг глупая улыбка радости, которой он как будто не мог удержать.
– Ваше превосходительство, – сказал он по немецки, выдвигаясь вперед и обращаясь к австрийскому генералу. – Имею честь поздравить.
Он наклонил голову и неловко, как дети, которые учатся танцовать, стал расшаркиваться то одной, то другой ногой.
Генерал, член гофкригсрата, строго оглянулся на него; не заметив серьезность глупой улыбки, не мог отказать в минутном внимании. Он прищурился, показывая, что слушает.
– Имею честь поздравить, генерал Мак приехал,совсем здоров,только немного тут зашибся, – прибавил он,сияя улыбкой и указывая на свою голову.
Генерал нахмурился, отвернулся и пошел дальше.
– Gott, wie naiv! [Боже мой, как он прост!] – сказал он сердито, отойдя несколько шагов.
Несвицкий с хохотом обнял князя Андрея, но Болконский, еще более побледнев, с злобным выражением в лице, оттолкнул его и обратился к Жеркову. То нервное раздражение, в которое его привели вид Мака, известие об его поражении и мысли о том, что ожидает русскую армию, нашло себе исход в озлоблении на неуместную шутку Жеркова.
– Если вы, милостивый государь, – заговорил он пронзительно с легким дрожанием нижней челюсти, – хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя.
Несвицкий и Жерков так были удивлены этой выходкой, что молча, раскрыв глаза, смотрели на Болконского.
– Что ж, я поздравил только, – сказал Жерков.
– Я не шучу с вами, извольте молчать! – крикнул Болконский и, взяв за руку Несвицкого, пошел прочь от Жеркова, не находившего, что ответить.

ФОТО Getty Images

«Доверься свои чувствам!»

«Казалось бы, жанр фэнтези вперемешку с боевиком не должен подразумевать глубокого раскрытия самых трудноразрешимых экзистенциальных сомнений человечества, – размышляет психотерапевт Лариса Штарк. – Однако Голливуд идет на помощь зрителю, отвечая на потребность найти простые ответы на сложные вопросы. В «Звездных войнах», как мантра, повторяются одни и те же короткие фразы, и каждый может открыть в них свой – разной степени глубины – смысл. Самая частая фраза, которую слышит зритель на протяжении шести эпизодов, – это: «Доверься своим чувствам! Да пребудет с тобой сила!»

Например, мне как психотерапевту кажется, что «гештальт» вещает с большого экрана, когда слышу: «Сконцентрируйся на том, что происходит здесь и сейчас. Нельзя уделять внимание будущему в ущерб настоящему – главному течению жизненной силы». И размышляю: а ведь на самом деле неприятие действительности ведет к защите от нее, к выработке суррогатных форм совладания: переедание как лекарство от скуки; алкоголизм как лечение от тревоги; промискуитет (частая смена половых партнеров) как бегство от эмоциональной близости. Это иллюзорно и ненадолго улучшает ситуацию, а в дальнейшем усугубляет ее… И так каждый для себя находит смысл в этих простых и емких мыслях, многократно звучащих из уст героев.

Все мы, хотим этого или нет, начинаем идентифицировать себя с кем-либо из героев. Кому захочется быть похожим на злодея? В «Звездных войнах» такое количество положительных героев, как мужского, так и женского пола, разных возрастов, что каждый подберет себе объект идентификации. Здесь есть талантливый мальчуган, собирающий спорткары, берущий первый приз в гонке со взрослыми. Подростки, опережающие в своих способностях сэнсэев. Взрослые зрелые мужчины, умудренные опытом, и самый пожилой магистр Йода восхищают готовностью прийти на помощь младшим и показать такой класс боевого искусства, откинув в сторону клюку и распрямив сгорбленную спину, что кажется, все возможно в этом мире и сами мы тоже все сможем. Красота героинь, количество нарядов, которые они меняют за один эпизод, количество их поклонников, а также умение женщин стратегически мыслить наравне с мужчинами и стрелять из бластера притягивают к киноэкранам женскую аудиторию.

Особое место в «Звездных войнах» уделяется чувствам: страху, в том числе страху смерти, гневу, злости и способам совладания с ними. «Гнев, страх, агрессия – темная сторона все это… Темная сторона быстрее, проще, притягательнее. Отличить плохое от хорошего можно, когда ты спокоен, умиротворен, пассивен», – внушает Люку Йода. Суть его высказываний сводится к тому, что сила заключена в умении принимать и совладать с эмоциями, а не подчинять им свое поведение. Интересен тот факт, что Натали Портман в период съемок в «Звездных войнах» проходила обучение в Гарварде на психологическом факультете, отказавшись от участия в других кинопроектах. Видимо, с Джорджем Лукасом им было о чем поговорить, а зритель в результате продукта их совместной деятельности получил краткий и недорогой курс рационально-эмотивной психотерапии.

Один из самых бесспорных «крючков» киноэпопеи – это старое и не забытое добро, которое побеждает зло. Как это ни избито, но нам хочется хеппи-энда. В фильме много смертей, но погибают преимущественно незнакомые, второстепенные лица. Происходит даже воскрешение любимого героя – Квай-Гон Джинна, что напоминает всем известный библейский сюжет. Жизнь то одного, то другого героя висит на волоске многократно каждую серию, что поддерживает накал страстей. Причем количество сюжетных линий, диалогов, флирта, драк и неземных тварей таково на квадратный сантиметр экрана, что это оказывает трансовый (гипнотический) эффект – затягивание в мир по ту сторону экрана. И в то же время есть четкое понимание, что сидящий в кресле в зрительном зале находится в безопасности, ему ничто не угрожает, так же как и любимым героям. Возможно, это и есть самый большой успех «Звездных войн» – ставка на желание людей испытать множество страстей и не платить за это своей судьбой».

«Новый миф о путешествии героя»

«Фильмы Лукаса отражают экзистенциальные поиски молодого человека – стремление к свободе, к определению своих ценностей, к нахождению собственного места, обретению любви, – уверен гештальт-консультант Евгений Тумило. – Если заглянуть в историю, то первая лента Джорджа Лукаса, космическая антиутопия «Галактика THX-1138»(1971), уже имела все эти составляющие, хотя и не достигла значимого успеха. Вторая картина, «Американские граффити» (1973), также снятая для молодежи и о молодежи, была посвящена ритуалам взросления и как нельзя лучше угадала потребность целого поколения в собственном образе на киноэкране. «Я решил задокументировать то, как мое поколение кадрило девчонок», – вспоминает сам Лукас. Картина имела огромный успех и прошла на ура не только в Америке, но и в Европе, собрав ряд самых престижных наград и номинаций, в том числе и на «Оскар».

Коммерческий успех позволил Лукасу стать независимым режиссером и вернуться к космической тематике – более универсальной и более зрелищной, а потому и более интересной широкой аудитории. В то же время знакомство с эпосами разных частей света и идеи мифолога Джозефа Кэмпбелла («Мифология есть психология») позволили облечь в метафорическую форму все, что Лукас знал о жизни и потребностях молодого поколения. Таким образом оформилась идея «Звездных войн» – зрелищного, захватывающего кино для молодежи, говорящего с ней об актуальных проблемах на универсальном языке метафор, понятных во всем мире. Так родился новый миф о Путешествии Героя.

Первая трилогия (4-6 эпизоды) посвящена становлению Героя и психологии добра, где за увлекательнейшим сюжетом и умопомрачительными спецэффектами читаются вполне ясные метафорические послания, основанные на гуманистических ценностях: «Слушай себя», «Опирайся на отношения с людьми», «Смело смотри в глаза своим страхам». В отличие от большинства фильмов о супергероях и борьбе Добра со Злом, Лукас не делит людей на плохих и хороших, но показывает, что в каждом есть частица и того, и другого. Это важный момент, потому как иллюстрирует фундаментальные находки социальной психологии 60-70-х – концепцию «банального зла» Ханны Арендт и «Стэнфордский тюремный эксперимент» Филиппа Зимбардо. Лукас показывает также, что будущее не предопределено, а родительские сценарии, особенно негативные, можно поменять. Что «плохих родителей» можно не убивать, в прямом или переносном смысле, но прощать. Что основа собственной гармонии в принятии себя и своего прошлого. Сила в том, чтобы слушать себя и доверять себе. Но в этом же и великая опасность, если вдруг место любви занимает боль и страх.

Вторая трилогия (1-3 эпизоды) как раз и раскрывает тему падения Героя, исследуя психологию Зла. Зло старается быть анонимным, действуя из-за кулис или надевая маску. Зло стирает человеческие особенности, плодя безликих клонов. Зло жестоко и эгоистично. Но главное, что толкает человека на Темную Сторону, «не жестокость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных взаимоотношений» (Ханна Арендт).

Сравнивая обе трилогии, можно заметить странный, на первый взгляд, парадокс. При максимально схожих стартовых условиях судьбы двух героев, Люка и Энакина, кончаются принципиально по-разному. Люк, принося себя в жертву, сохраняет и обретает себя нового. Энакин, напротив, пытаясь всеми силами сохранить ускользающее, как ему кажется, счастье, полностью теряет себя как личность. Люк принимает свою судьбу, Энакин же ломает ее. У Джозефа Кэмпбелла есть фраза: «Вчерашний герой завтра станет тираном, если не принесет себя в жертву сегодня». И эту мудрость можно приложить к разным аспектам человеческой жизни, не только к политике. Мать, родившая и вырастившая сына, – фигура безусловно героическая. Но стоит ей только попытаться оставить ребенка, что называется, «для себя», и тут же последует трансформация в тирана. Поэтому без жертв невозможна ни одна трансформация, ни одно путешествие. Попытка не заплатить может обернуться потерями куда большими.

Важно, Лукас многократно показывает, что сама по себе борьба со Злом еще не ставит героя на Светлую сторону. Героизм, как противовес «банальности зла», заключается в двух принципиальных вещах: «надо действовать, когда остальные пассивны; действовать надо ради общего блага, а не собственного» (Филипп Зимбардо).

Таким образом, полный цикл «Звездных войн» – это история становления личности или героический эпос, который воодушевляет на поиски себя и, одновременно, предостерегает от ложных ценностей и опасных соблазнов. В «Звездных войнах» образно передаются аккумулированные и обкатанные многими поколениями истины, необходимые для существования человека и человечества. Истины порой весьма непростые и болезненные. Мифологическая же форма позволяет читать их максимально безопасно, постигая согласно собственным возможностям уровень за уровнем. Именно благодаря этой своей экзистенциальной глубине, а не одним только спецэффектам, космическая сага Джорджа Лукаса еще долго будет являться, возможно, лучшим наставлением для всех нас».

Завтра в российском прокате стартует лента «Изгой-один», открывающая серию спин-оффов «Звездные войны: Антология». Счастливчики, которым уже удалось посмотреть фильм, уверяют, что это нечто потрясающее.

«Антология» представит нам далекую-предалекую галактику, какой мы ее не знаем. Новые герои, расы, планеты и, конечно, неизведанные грани таинственной материи под названием Сила.

Если вы знакомы со вселенной «Звездных войн» только по фильмам Джорджа Лукаса, то вы не знаете и десятой доли того, на что способны озаренные Силой. Их могущество поистине не имеет пределов. Познайте способы применения Силы, прежде чем идти в кинотеатр.

(Всего 10 фото)

Допельгангер

Чувствительные к Силе способны создавать в неограниченных количествах собственные копии, которые не знают ни страха, ни боли. Джедай контролирует их телепатически и может находиться в километрах от места сражения. Более того, размножить можно и любой предмет, скажем, для маскировки. Допельгангером пользовались, например, граф Дуку и Люк Скайуокер.

Боевая медитация

Погружаясь в медитацию, джедай или ситх безмерно расширяет свое восприятие. В таком состоянии он ощущает каждого участника битвы, его чувства и намерения. Бойцы, которые сражаются на стороне медитирующего, испытывают прилив энергии и действуют согласованно. В рядах врагов же медитация сеет панику, смятение и недоверие к своим товарищам. Джедаи, естественно, предпочитают подпитывать сторонников, ситхи - манипулировать врагами.

Боевое слияние

Боевое слияние, в отличие от Боевой медитации, влияет только на чувствительных к Силе существ и используется исключительно сторонниками светлой стороны. Джедаи, сражаясь плечом к плечу, могут объединить свои разумы, чтобы усилить координацию движений и концентрацию. Оби-Ван Кеноби как-то предупреждал, что Боевое слияние - рискованное предприятие, поэтому среди участников должен быть искусный мастер-джедай.

Манипулирование мидихлорианами

Мидихлорианы - это микроорганизмы, которые живут в клетках и служат посредниками между разумными существами и Силой. «Без мидихлориан жизнь не может существовать и мы никогда не узнали бы, что такое Сила. Они непрерывно общаются с нами, указывая путь. Когда ты научишься усмирять свой разум, то обязательно услышишь, что они говорят», - рассказывал Квай-Гон Джинн Энакину Скайуокеру. Умением контролировать голос чужих мидихлориан наделены только самые могущественные ситхи. Именно так канцлер Палпатин увлекал Энакина на темную сторону Силы.

Пытка воспоминаниями

Один из самых жестоких и бесчеловечных способов применения Силы - пытка воспоминаниями. Само собой, к ней прибегают только ситхи. Жертву заставляют раз за разом переживать худшие моменты своей жизни. Причем такие сеансы повышают на некоторое время умственные способности несчастного. Поэтому ситхи время от времени истязают воспоминаниями своих солдат.

Копье полуночной тьмы и Кинетит

Приверженцы темной стороны Силы могут атаковать, даже будучи обезоруженными. Они способны собирать вокруг себя сгустки темной энергии, материализуя копье - одноразовое оружие, которое пропадает вне зависимости от того, вонзилось оно в плоть или нет. Куда более мощной является техника Кинетита. Это вариация молнии Силы с тем отличием, что сформированная энергетическая сфера не сражает противника электричеством, а является твердым снарядом. Достоверно известно, что Дарт Вейдер использовал Кинетит против Люка Скайуокера на планете Мимбана.

Камуфляж Силы

Весьма редкая способность манипулирования световыми и звуковыми волнами для достижения невидимости для невооруженного взгляда. Процедура эта чрезвычайно сложна и требует предельной концентрации. Члены Ордена джедаев пользовались Камуфляжем Силы в давние времена, но после становления Империи практически перестали. По большому счету, искусство самосокрытия может появиться на экране, только если сценаристы включат в сценарий Сторонников тьмы - адептов мистической секты с Внешнего Кольца.

Оружие Силы

Каждый, кто познал Силу, может насытить ею что угодно, вплоть до обычной палки, и использовать это в бою. Усиленное оружие блокирует удары светового меча. Большинство тех, кто использует эту способность, не состоят в Ордене Джедаев и являются выходцами из культур, чьи традиции Силы можно считать примитивными. Бывают, конечно, и исключения. Например, Старкиллер, тайный ученик Дарта Вейдера, заряжал свой меч молнией Силы и толчком Силы, из-за чего его атаки становились непредсказуемыми.

Круциторн

Боль может стать худшим врагом или главным союзником. Владение техникой Круциторна позволяет джедаю унять нестерпимую физическую боль, сосредоточившись на других ощущениях. Или же усилить болевые ощущения противника и, возможно, заставить кровоточить старые раны. Мастер-джедай Иит Кот (на фотографии) умел перенаправлять собственную боль в тело неприятеля.

"Звездные войны" - культовая франшиза, которая на данный момент включает в себя 8 полнометражных фильмов, мультсериалы, книги, комиксы, игрушки, видеоигры и прочее. Одно из ключевых мест в эпопее занимает понятие «Сила». Персонажи истории объясняли Силу как энергию, выделяемую всеми существами. Было две философии применения энергии: Светла и Темная стороны Силы. Также есть «серые джедаи», которые не принадлежат ни к одной, ни к другой стороне.

Трактовка

В первой трилогии «Звездных войн» понятие «Сила» трактовалось как духовная способность мистического характера. Джедай мог развивать ее в себе с помощью практических занятий с мастерами. С выходом «Скрытой угрозы» концепция сменилась и начала носить более материальный характер. В первом эпизоде говорилось, что Силой мог управлять лишь тот человек, в теле которого есть мидихлорианы. Их количество влияет на то, насколько успешным будет взаимодействие с Силой.

Контролю надо долго учиться. Магистры Совета джедаев считали, что обучаться следовало с самого детства. Детей с мидихлорианами джедаи забирали к себе на обучение, если родители давали согласие.

Несмотря на то что использовать Силу могут лишь некоторые ее носители, она присутствует в каждом живом существе.

Светлая сторона Силы

В фильме «Звездные войны» на Светлой стороне Силы находились протагонисты эпопеи. Все они являлись бескорыстными альтруистами, которые отказались от собственных амбиций для помощи другим. Они применяли Силу для защиты всей Галактики.

Первым, чему джедаи учили мальчиков и девочек, было умение контролировать свою злость. Также они обязаны были стать свободными от собственных страстей и научиться нести мир и добро по всей Вселенной.

Темная сторона

Все должно находиться в балансе. И если есть Светлая сторона Силы, то должна быть и Темная. Она является полным антиподом Светлой стороны. Ее подпитывают гнев, любовь к власти, ненависть, страх и чувство собственного превосходства над другими существами.

Однако Темная сторона - это не свойство Силы. Каждый человек самостоятельно принимает решение касательно того, как использовать Силу в себе. Главная цитата Темной стороны Силы: «Сила освободит тебя».

Способности Темной стороны

Все джедаи, какую бы сторону они ни выбрали, обладали телекинетическими способностями. Но если на Светлой стороне телекинез использовался лишь для защиты, то ситхи применяли его для пыток.

Одним из самых распространенных применений телекинеза являлось удушение. Этим приемом досконально владел Дарт Вейдер, который с его помощью сразил множество своих оппонентов и провинившихся штурмовиков. Представитель Светлой стороны лишь раз использовал удушение. Это случилось тогда, когда Люк Скайуокер убрал со своего пути двух стражников. Он решил применить способность, поскольку на стражников не действовал обман разума. Помимо Вейдера, этим приемом владел его сын Кайло Рен, который появился впервые в седьмом эпизоде «Звездных войн».

Вторая способность Темной стороны Силы - молния. Ею обладал Дарт Сидиус. С помощью молнии он смог победить Винду, однако именно она стала причиной уродства Императора. Винду заблокировал молнию с помощью своего светового меча, отразив ее в лицо Палпатина. Данный прием использовался не только для уничтожения врага, но и для пыток. В конце шестого эпизода Император атаковал молнией Люка Скайуокера, чтобы тот перешел на Темную сторону.

Многие джедаи пытались научиться противостоять способностям Темной стороны. Если удушение мог отразить практически каждый из них, то атаке молнии мог противостоять только мастер Йода.

Ситхи

Это самые яркие представители Темной стороны Силы. По легенде, они появились тысячи лет назад. Сначала ситхи являлись простыми джедаями, которые обладали большим количеством мидихлориан. У них внутри был большой источник Силы, которую они решили использовать для достижения собственных целей, вследствие чего стали отступниками.

Возможность управлять Силой давала много преимуществ, и ситхи решили воспользоваться ими, основываясь на эгоизме и желании получить власть во всей Галактике. Джедаи-отступники считали, что с помощью Силы можно освободиться себя.

Орден ситхов

Орден был старой сектой, в которую входили ситхи, умеющие контролировать Силу. Их представители были императорами многих монархий и инициировали большое количество войн. Главой ордена являлся Темный лорд ситхов. В киноэпопее им был император Палпатин. В то время когда орден получал нового главу, в нем происходили большие изменения. Неизменной оставалась лишь основная цель ордена, которая заключалась в уничтожении всех джедаев.

В первых трех эпизодах Палпатин был сначала сенатором, а позже канцлером Республики. В оригинальной трилогии он уже был Императором всей Галактики и одним из самых главных антагонистов во всей вселенной «Звездных войн» Джорджа Лукаса.

Дарт Сидиус

Настоящее имя канцлера - Дарт Сидиус. Первым его учеником стал Дарт Мол - владыка ситхов, который появился в первом эпизоде и был убит Оби-Ваном Кеноби. После смерти своего падавана Палпатин переключил внимание на мальчика по имени Энакин Скайуокер. На Темную сторону Силы Энакина Дарт Сидиус пытался переманить в течение первых трех эпизодов. Это ему удалось в конце эпизода «Месть ситхов».

В конце третьей главы Сидиус вступил в схватку со старцем Йодо и почти сумел победить его, но джедай смог сбежать из Корусанта на Дагобар, где скрывался от Империи в течение многих лет. Император нашел обгоревшее тело Энакина, которого разрубил пополам Оби-Ван Кеноби, и смог вернуть его к жизни с помощью специального костюма. Так появился Дарт Вейдер.

В четвертом эпизоде Сидиус не появлялся, а на протяжении пятого он пытался заставить Дарта Вейдера убить своего сына. В заключительном эпизоде оригинальной трилогии Император пытался переманить на Темную сторону Силы Люка Скайуокера, но его план провалился.

Дарт Вейдер

Его настоящее имя - Энакин Скайуокер. Он был учеником Оби-Вана и центральным персонажем приквела. В первой части Энакину было 9 лет, когда его нашли Кеноби и Джинн. Мать мальчика ничего не говорила о его отце, из-за чего джедаи решили, что Энакина создала Сила.

В течение первого фильма «Звездные войны» Совет джедаев пристально наблюдал за ребенком. После того как Дарт Мол убил Джинна, Оби-Ван попросил Совет стать учителем Энакина. Во втором эпизоде канцлер Палпатин начал воплощать свой план по обращению юного Скайуокера на Темную сторону Силы. Владыка ситхов рассказывает джедаю о том, какое величие ему может принести Темная сторона. Также он твердит Энакину, что тот достаточно силен и умен, поэтому не нуждается в наставнике, а Совет джедаев приставил к нему Кеноби, чтобы контролировать каждый шаг.

Переход на Темную сторону

В эпизоде «Месть ситхов» состоялось окончательное становление Дарта Вейдера. В начале третей части Энакин убил графа Дуку, лишившего его руки несколькими годами ранее во время Войны клонов. В этот момент Палпатин убедился, что его план почти завершен. Дарт Сидиус стал наставником Скайуокера.

Через некоторое время Энакин понял, что канцлер и есть Владыка ситхов. Он рассказал все Винду. Тот собрал джедаев и отправился к Палпатину, чтобы арестовать его. Позже Энакин осознал, что без помощи ситха ему не удастся помочь своей умирающей возлюбленной. Он последовал за джедаями и в апартаментах канцлера увидел, как Палпатин сражался с Винду. Затем Энакин принял решение встать на сторону Дарта Сидиуса.

Перейдя на Темную сторону Силы, Дарт Вейдер уничтожил всех детей, которые были на Корусанте. Затем он отправился за Падме и случайно убил ее. В схватке с Оби-Ваном Вейдер проиграл. Его тело упало в лаву, и он почти умер, но Император прилетел на корабле и поместил тело в специальный костюм для поддержания жизнедеятельности.

Возвращение на Светлую сторону

В шестом эпизоде «Звездных войн» на Темную сторону Силы Палпатин хотел переманить Люка Скайуокера. Он всячески манипулировал Дартом Вейдером, а когда осознал, что его плану не суждено сбыться, приказал тому убить своего сына. В схватке двух Скайуокеров победу одержал младший, отрубив руку своему отцу.

После фиаско ученика Император принял решение переманить Люка своими силами. Он рассказывал ему, чего тот может достичь, открыв в себе истинную Силу. Но Люк был намного сильнее своего отца. Он не поддался на манипуляции Дарта Сидиуса. После этого Император решил применить силу, воспользовавшись Темной стороной. Он ударил молодого Скайуокера током и почти убил его, но Дарт Вейдер смог найти в себе силы перейти на Светлую сторону. Пока Император был занят Люком, Энакин встал на ноги, поднял Сидиуса и сбросил его вниз.

Статьи по теме