День святых жен мироносиц. Православный женский день

На берегу Днепра этот культовый, значимый не только для горпоселка, но и всей Оршанщины объект возвели меньше чем за год.

Здание – из натурального дерева, ведь все предыдущие церкви в Копыси тоже были деревянными. Первую заложили на этом же самом месте больше 300 лет назад. С тех пор раз-два в столетие перестраивали. В радостный день торжественного открытия и освящения храма Преображения Господня его заполнили верующие со всей округи. Новый отсчет в истории начался с благословления Митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Он искренне поблагодарил всех, кто созидал и создал этот прекрасный храм. И пожелал, чтобы каждый, кто сюда будет приходить, ощущал благодать Святого Духа, прикасался к Небу.

После освящения состоялась праздничная божественная литургия. Участие в мероприятии также приняли помощник Президента - инспектор по Витебской области Виталий Вовк, председатель Витебского областного Совета депутатов Владимир Терентьев и заместитель председателя Витебского облисполкома Владимир Пенин.

Настоятель местного храма отец Сергий Воробьев невероятно воодушевлен событием:

- Оно стало возможным, благодаря пожертвованиям меценатов, в том числе основным – Николаю Васильевичу Мартынову, главе холдинга «Марко», а также «Белагропромбанку». Всего нашими спонсорами выступили более десяти организаций. Каждому, причастному к этому чуду, - огромное спасибо!


Необходимость обновления возникла давно, ведь век деревянных церквей недолог, не скрывает собеседник. Предыдущий храм построили в 1947-м, неудивительно, что за больше чем 70 лет здание стало ветшать. Реконструкцию, а, учитывая фронт работ, скорее, возведение заново, начали в октябре 2017-го и справились к августу этого года. Изменили все – от старого бутового фундамента до величественных сводов. На время большой стройки приход временно разместился в часовне Святой Параскевы Пятницы. Сегодня его наполнили прежним убранством храма Преображения Господня, иконами конца XVIII-XIX веков. А для полностью преобразившегося храма в Копыси написали новый иконостас. К его созданию приложили старания местные, оршанские, мастера. Есть и особенная реликвия, которую, вероятнее всего, перенесут в новый храм. Это – Иверская икона Божьей Матери, которая сделана не на деревянной, а на кафельной доске, делится отец Сергий:

- Мы связываем это с богатым ремесленническим прошлым нашего населенного пункта. В XVI-XX столетиях Копысь являлся центром художественной и промышленной керамики. Иверская икона Божьей Матери – красноречивое напоминание о былой славе Копыси, как города уникального кафеля и изразцов.


Церковь во имя Преображения Господня была построена из дерева в 1694 году. Она была трехпрестольной и представляла собой характерный образец трехбашенного храма: центральный, более высокий объем венчал световой купол, более низкие алтарь и притвор завершались маленькими главками. В церкви находился большой иконостас размером 8,9 на 9,25 метра. Помещение освещалось 19 окнами. Роль теплого храма выполняла находящаяся рядом приписная Введенская церковь. Рядом располагалась деревянная часовня 1910 года постройки.

Храм Преображения Господня переживал разные времена, но что бы ни случилось, всегда вел к свету. Даже в сложную для христианства пору приход сохранялся, а двери храма были открыты.

Напомним, что Копысь стал первым в Беларуси так называемым «поселком будущего». Именно здесь, на малой родине Александра Лукашенко, стартовал пилотный проект по благоустройству малых населенных пунктов. Когда Президент принимал поселок, местные жители обратились с просьбой о строительстве церкви. Мечты и надежды верующих сбылись: величественный, возрожденный храм смотрит в синее небо.

Как человек в таинствах Крещения и Миропомазания совлекает с себя ветхого человека, освящается, становится частичкой духовного тела Церкви, т.е. совершенно новым человеком, христианином, так и здание становится храмом, местом особого присутствия Божия на земле только после его освящения. Недаром этот чин называется еще «обновлением» храма: через древние молитвы и обряды здание становится святым, а потому совершенно иным, новым. Человек, храм нерукотворенный, и храм, сотворенный его руками, оба посвящены Богу, становятся Его жилищем, поэтому многое при освящении храма делается подобно тому, что совершается при освящении человека.

Как при Крещении человек опускается в освященную воду, облачается в белую одежду, помазуется миром, так и престол храма, его главное место, центр алтаря, на котором за Божественной литургией совершается самое главное таинство - приносится бескровная Жертва ото всех и за всех людей преложением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, омывается, облачается в одежды и помазуется миром. Даже внешний вид храма, увенчанного куполом, или главой, служит образом человеческого тела. И не только престол, но и весь он окропляется святой водой и помазуется миром при освящении.

Накануне дня освящения в новосозданном храме служится всенощное бдение. Служба совершается обновлению храма (стихиры и канон) в соединении со службою храма, т. е. того святого, во имя которого построен храм. Всенощное бдение служится пред алтарем при закрытых царских вратах.

Накануне дня освящения приносятся в новосозданный храм мощи. Святые мощи поставляют на дискос под звездицею и покровом пред образом Спасителя.

В день освящения храма поется молебен и совершается малое освящение воды.

Священнослужители, участвующие в освящении храма, облачаются во все священные одежды, а сверху этих одежд, для их охранения, одевают белые защитные запоны (передники).

Чин освящения храма заключает в себе:

  1. Устройство престола (святой трапезы);
  2. Омовение и помазание его;
  3. Облачение престола и жертвенника;
  4. Освящение стен храма;
  5. Перенесение и положение под престолом и в антиминс мощей;
  6. Заключительные молитвы, краткая лития и отпуст.

1. Устройство престола в алтаре, когда на приготовленное основание прибивается четырьмя гвоздями и прикрепляется воскомастихом (составом из воска, мастики и благовонных веществ) верхняя доска, что знаменует пригвождение Спасителя ко кресту и помазание Его снятого с Креста тела благовонными ароматами.

После утверждения престола отверзаются царские врата, до сих пор закрытые, и архиерей, обратясь лицом к народу, преклонив колена вместе с верующими, читает у царских врат молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать небесного осенения.


Водой, в знак благодатного освящения его силой и действием Св. Духа, и смесью розовой воды с красным вином, возливаемой крестообразно, что таинственно образует все освящающую кровь Господа, истекшую из Его ребра вместе с водой на Кресте.

Омовению престола предшествует тайная молитва архиерея над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению жертвенника.


После престол помазуется миром в знак излияния благодати Божией; благовонный состав мира знаменует собой животворное благоухание духовных дарований.

3. Облачение престола и жертвенника в специальные одежды; поскольку престол имеет двоякое значение - гроба и престола славы Божией - на него возлагается двойная одежда: нижняя, белая, знаменующая собой плащаницу, в которую было обвито тело Спасителя для погребения, и верхняя, украшенная, изображающая Его вечную небесную славу.

Надев на престол нижнюю одежду ("срачицу" от славянского "сорочка"), священнослужители троекратно опоясуют престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест.


Потом освящается верхняя одежда престола (индития), и ею облачается престол при пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся»

Затем на престол поставляют богослужебные предметы: семисвечник, дарохранительницу, дароносицу, крест, Евангелие.

4.Освящение стен храма каждением, окроплением их святой водой и помазанием миром. Каждение храма изображает славу Божию, покрывавшую в виде облака ветхозаветную скинию; помазание стен миром знаменует освящение храма благодатию Божиею.


После возвращения духовного собора в алтарь произносится краткая ектения, и архиерей читает пред престолом молитву, в которой просит Господа исполнить новый храм и жертвенник славы, святыни и благолепия, чтобы в нем приносилась бескровная Жертва ко спасению всех людей, «о прощении вольных и невольных грехов, во управление жития, во исправление благаго жительства, во исполнение всякия правды». Также архиерей читает тайную молитву, в которой благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него от апостолов, а затем возжигает своими руками первую свечу.


Зажженная свеча указывает на то, что престол сделался истинным жертвенником Христовым, и изображает Церковь Христову, сияющую светом благодати и подающую свет всему миру.

5. Перенесение крестным ходом и положение под престолом и в антиминс мощей

Из освящаемого храма бывает торжественный крестный ход в другой храм за мощами, если они были положены в ближайшем храме. Если же святые мощи находились в освящаемом храме, то архиерей поднимает святые мощи на главу, возгласив: «С миром изыдем», и идут все с крестами и хоругвями вокруг всего храма при пении тропарей в честь мучеников: «Иже во всем мире мученик Твоих» и «Яко начатки естества».
При обнесении мощей вокруг освящаемого храма поют тропарь «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже».

При этом шествии наружные стены храма окропляются святой водою.

Перенесение мощей в новоосвященный храм означает, что благодать освящения переходит и преподается через первые храмы, и что новый храм посвящается покровительству и защищению святых ходатаев прежнего храма. Так и в Ветхом Завете при освящении храма Соломонова был перенесен из скинии кивот завета и поставлен во святом святых. Обнесение мощей (или антиминса с мощами) означает посвящение храма Всевышнему навек, а внесение их в храм знаменует вступление в новосозданную церковь Самого Царя славы Иисуса Христа, во святых почивающего.

Пред внесением мощей в храм архиерей поставляет дискос с мощами на особом столе пред затворенными вратами храма и возглашает: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?»

Эти слова псалма, по объяснению св. Иустина мученика и свт. Иоанна Златоуста, имеют отношение к обстоятельствам Вознесения Иисуса Христа на небо. Когда Христос возносился на небо, тогда повелено было установленным от Бога высшим чинам ангельским отворить врата небесные, да войдет Царь славы, Сын Божий, Господь неба и земли и, взойдя, сидит одесную Отца. Но Небесные Силы, увидев своего Владыку в человеческом образе, в ужасе и недоумении спрашивали: «Кто есть сей Царь славы?» И Дух Святый отвечал им: «Господь сил, Той есть Царь славы». И теперь, когда при входе в освященный храм, знаменующий собой небо, со святыми мощами или антиминсом, произносятся эти слова, пред глазами христиан как бы повторяется то же событие, свидетелями которого были небожители. Царь славы входит в храм со святыми мощами, на которых, по вере Церкви, невидимо почивает слава Распятого, «во святых почивающего».

Святые мощи вносятся в алтарь и полагаются под престолом, или в антиминсах, на том основании, что в первые три века христиане совершали богослужение на гробах мучеников, кровию которых основалась, утвердилась и укрепилась Церковь во всем мире. На Седьмом Вселенском Соборе было определено, чтобы храмы были освящаемы не иначе, как с положением в них мощей мучеников.

По совершении крестного хода, архиерей читает молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице.
Далее архиерей с коленопреклонением читает молитву о создателях храма (при коленопреклонении и всего народа). В этих молитвах возносятся прошения о том, чтобы Господь ниспослал на нас благодать Святого Духа, подал всем единомыслие и мир, а создателям храма - оставление прегрешений.

6.Заключительные молитвы, лития (краткое заупокойное богослужение) и отпу́ст

После освящения храма сразу же совершается Божественная литургия.



В новоосвященном храме литургия должна служится семь дней подряд, ради даров Св. Духа, отныне всегда пребывающего в храме.

Использованы материалы: Гермоген Шиманский "Литургика. Таинства и обряды" с сайта "Православие.ru"

"Зачем нужно освящать храм?" с сайта "Татьянин день"

Фото Всеволодова Николая, Фомина Ивана, Захаровой Ларисы, Воробьева Максима

Начавшаяся неделя в церковном календаре посвящена чествованию женщин - Жен-мироносиц*. В кафедральном соборе Братска решили не ограничиваться поздравительными словами батюшки с амвона. После Божественной Литургии на выходе из храма ученики православной гимназии вручили работницам и прихожанкам открытки и шоколадки.

* В этот день вспоминаются и чествуются святые жены- мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна. Почему Русская Православная Церковь чтить этих женщин во второе воскресенье после Пасхи?

Мироносицы - это те самые женщины , которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев . Это они , жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине - Марии Магдалине.

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни - несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сосоловий и народностей.

Неделю жен-мироносиц называют православным женским днем, сравнивая его тем самым со ставшим общепринятым в нашей стране Международным женским днем 8 марта. О том, что общего и какие важные моменты делают эти праздники совершенно разными, рассказывает портал "Приходы" .

Дата празднования

Неделя жен мироносиц не имеет постоянной даты в календаре, поскольку привязана к празднику Светлого Христова Воскресения отмечается в третье воскресенье по Пасхе. В этом году «православный женский день» отмечается 4 мая.

Международный женский день празднуется 8 марта – эта дата даже стала альтернативным названием праздника.

Впрочем, оба празднования можно назвать весенними, поскольку и тот, и другой приходятся на время пробуждения природы к новой жизни.

История установления

Чествование святых жен мироносиц совершается в Церкви издревле. Богослужебные последования Мироносицкой недели содержатся в Триоди Цветной, содержащей песнопения в том числе авторов VIII и IX столетий. Канон мироносицам был написан святым Андреем Критским.

Откуда появился праздник 8 марта ? Международный женский день был учрежден в 1910 году на Второй Международной социалистической женской конференции в Копенгагене – не как праздник, а как день, когда женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам. По разным версиям, традиция отмечать Международный женский день 8 марта связана с проходившими в этот день в 1857-м «маршем пустых кастрюль» в Нью-Йорке или выступлением пятнадцати тысяч работающих женщин в том же городе в 1908 году.

В Петербурге этот день отмечали еще в дореволюционное время, правда, тогда он воспринимался просто как некое европейское актуальное мероприятие. При советской власти в 1921 году по решению 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в демонстрации в Петрограде 23 февраля (по старому стилю) 1917 года, предшествовавшей событиям Февральской революции.

Выходной ли день?

Неделя (воскресенье) святых жен мироносиц , как следует уже из названия, может приходиться только на воскресный день.

А что с 8 марта ? С 1966 года, в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР, Международный женский день стал праздником и нерабочим днём. Таковым он остается и в современной России и ряде других стран бывшего Советского Союза.

С памятью каких женщин связан этот «женский день»?

В третье воскресенье по Пасхе Церковь празднует память святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Имя Марии из городка Магдала близ Геннисаретского озера навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя. Мария следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами – Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Она была верна Господу не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Мария Магдалина, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. Верная закону, в котором была воспитана, Мария пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи, но готовилась вместе с другими женщинами в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.

Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа – Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему – и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: «Женщина, что ты плачешь?» – она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его.

Он спросил Марию: «Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь?» Она же, думая, что видит садовника, отвечала: «Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его». Но в этот момент она узнала голос Господа, голос, который был знаком с того самого дня, как Он исцелил ее. Этот голос она слышала в те дни, в те годы, когда вместе с другими благочестивыми женщинами ходила за Господом по всем городам и весям, где раздавалась Его проповедь. Из груди ее вырвался радостный крик: «Раввуни!», что значит Учитель.

Уважение и любовь, нежность и глубокое почтение, чувство признательности и признание Его превосходства как великого Учителя – все слилось в одном этом возгласе. Она больше ничего не могла сказать и бросилась к ногам своего Учителя, чтобы омыть их слезами радости. Но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему»».

Она пришла в себя и снова побежала к Апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее. Снова вбежала она в дом, где еще пребывали в смятении Апостолы, и возвестила им радостную весть: «Видела Господа!» Это была первая в мире проповедь о Воскресении.

Священное Писание не повествует нам о жизни Марии Магдалины по воскресении Христовом, но можно не сомневаться, что если в страшные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Его Пречистою Матерью и Иоанном, то несомненно, что она пребывала с ними же и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа. Так святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.

Священное Предание повествует, что когда Апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. В Италии она явилась к императору Тиберию (14–37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. По Преданию, она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: «Христос Воскрес!» Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира.

Мария Магдалина пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.

Святая Иоанна Мироносица , супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слыхала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

Святая Мария Клеопова , мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т.е. женой Клеопы.

Сусанна мироносица . О Сусанне упоминает один евангелист Лука и только однажды: когда рассказывает о прохождении Господа Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, то из сопутствующих ему жен именует и Сусанну (Лк. 8. 3), как служившую Христу от имений своих. Церковное предание причисляет её также к мироносицам.

Международный женский день , учрежденный как день борьбы женщин за свои права, прочно связан с именами Клары Цеткин и Розы Люксембург. Именно Клара Цеткин выступила с инициативой учреждения Междунароного женского дня.

Эти женщины остались в истории участием в революционной деятельности, повлекшей столь большие потрясения в XX веке.

Народные традиции праздника

В традициях народа издавна было принято отмечать неделю святых жен мироносиц именно как «женский день», когда все женщины − именинницы. В Нижегородской губернии его называли Бабьей братчиной, в Костромской − Бабьей неделей, в Смоленской и Курской этот день именовался Маргоски (от слова местного диалекта, означающего умильное, чуть кокетливое поведение).

В храме в этот день женщины причащались, а в некоторых местностях – еще и все вместе заказывали праздничный молебен.

Кроме того, непременной частью праздника были особые пирушки, в которых где-то принимали участие только женщины и девушки (кумления), а где-то трапезу с женщинами разделяли их мужья. Женщины общались, пели, радостно христосовались.

Непременной частью посиделок были яйца или блюда из них (например, так называемая бабья яичница) – наверное, в память о святой Марии Магдалине, с именем которой церковное предание связывает обычай красить на Пасху яйца.

8 марта. Начавшийся как день борьбы за права женщин, а в советское время еще и ставший официозным праздником, Международный женский день в нашем народе внезапно очеловечился, став, скорее, чем-то средним между днем святого Валентина и днем матери: в семьях основными героинями 8 марта становятся хранительницы домашнего очага, но внимание, поздравления, подарки адресуются всем − молодым девушкам и пожилым женщинам, почтенным матронам и маленьким девочкам, родным, знакомыми и просто женщинам-коллегам.

Как празднуем сейчас?

«Программа-минимум» на 8 марта – букет мимозы и торт для праздничного чаепития, но обычно дело этим не ограничивается, и Международный женский день становится настоящим торжеством с богатым угощением, на которое собираются несколько поколений семьи.

Еще одна «праздничная традиция» − отстранить женщину на этот день от всех домашних забот и попробовать справиться с украшением дома и подготовкой угощения силами мужской части семьи. Правда, нередко устранение последствий таких попыток у виновницы торжества занимает намного больше времени, чем обычные праздничные хлопоты.

Неделя жен мироносиц. На наших глазах заново создаются традиции празднования «православного женского дня», но главная из них – прийти сегодня в храм и причаститься за литургией – соблюдается современными православными женщинами так же, как и их пра-пра-пра-бабушками. На некоторых приходах поводят народные гулянья, к празднику приурочивают ярмарки, благотворительные акции. Впрочем, по мнению многих, один обычай «светского» праздника – поздравления со стороны мужской части семьи – было бы неплохо перенести и на «православный женский день».

Статьи по теме