Нужны ли посредники аллаху. Обращение к аллаху через посредников является нововведением и многобожием

Знайте, быть истинным рабом Аллаха (убудийя) –значит признавать своё полное бессилие в совершении какого-либо блага и в воздержании от чего-либо плохого, а также быть убеждённым в том, что все блага, сила и мощь принадлежат лишь Всемогущему Господу. (То есть совершение каких-либо благодеяний и воздержание от порицаемого считать не своей заслугой, а особой милостью и поддержкой Всевышнего Аллаха. – Ред.)

Это и есть сущность рабства, то есть выполнение велений Господа и отдаление от запретного. Ученые-богословы расходятся во мнении определяя сущность рабства, но все они едины в том, что быть истинным рабом Всевышнего – значит осознать всемогущество и признать господство Аллаха (рубубийя).

Все качества рабства человека и качества господства Создателя полярны. То есть раб Аллаха наделен качествами, противоположными каждому божественному атрибуту (сифату), свойственному Всевышнему. Так, например, у Всевышнего Аллаха есть всесильная мощь, тогда как рабу Аллаха дана немощность; Аллаху присущи гордость и величие, а рабу смиренность и скромность соответственно, и т.д.

Определения рабства человека перед Всевышним Аллахом были даны и великими праведниками.

1.Пророк Иса (мир ему) сказал: «Рабство перед Всевышним заключается в отказе от всяких притязаний и споров, в терпеливом перенесении бед, а также в любви к Господу».

2. Зу-Ннун аль-Мисри (да будет свята его душа) говорил: «Рабство –это значит быть рабом Аллаха во всех состояниях, так же как Он является твоим Господом во всех состояниях».

В соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение):

«Нет раба более почтенного перед Аллахом, чем тот, который занят поклонением Всемогущему Аллаху при всех обстоятельствах».

3. Некоторые учёные-богословы отмечали: «Рабство – это состояние, когда человек не замечает своего поклонения, а наблюдает своим духовным видением того, кому он поклоняется – Господа».

4. Также было сказано: «Рабство заключается в четырёх особенностях: выполнение договора или обещания; соблюдение установленных Всевышним законов; довольство тем, что имеешь, и проявление терпения при какой-либо нужде».

Признаки проявления рабства перед Творцом

Рабство имеет свои характерные признаки: это отказ от всякого планирования, то есть видеть во всём лишь предопределение Аллаха; а также осознание того, что предначертанное Всевышним

Аллахом и есть самый лучший выбор для раба.

Рассказывают, что Ибрахим ибн Адхам (да будет свята его душа), купив раба, спросил его:

– Что ты обычно ешь?

– То, чем вы будете меня кормить, – ответил раб.

– А какую работу ты выполняешь?

– Ту, которую вы будете от меня требовать.

– А что же ты хочешь?

– Имеет ли какое-либо значение желание раба, когда есть воля его господина?

Тогда Ибрахим ибн Адхам (да будет свята его душа) мысленно обратился к самому себе: «О бедняк, ты не был покорным Аллаху даже в течение часа из своей жизни так, как этот раб покорен тебе в своём положении!».

Имам Али ибн аль-Хавас (да будет свята его душа), наставляя своего мюрида аш-Шаарани (да будет свята его душа), сказал ему:

«Из того, что тебе ниспосылает Всевышний Аллах, ешь только в меру необходимости и не более того, а излишек отдавай тому, кому пожелает Всевышний Аллах. Не трать напрасно силы в улаживании своих дел, а лучше проси Творца устроить твои дела наилучшим образом». Тогда аш-Шаарани (да будет свята его душа) спросил его: «А просить ли мне у Всевышнего о дозволенном пропитании?». Наставник ответил: «Да, проси следующим образом: о мой Аллах, ниспошли мне благодать в пропитании и скрой мои недостатки в обоих мирах, о Наищедрейший, о Наиблагороднейший! – и добавил. – Остерегайся проявления нетерпения и беспокойства при постижении испытаний Аллаха. Ведь того раба, который вверяет все свои дела Аллаху, Творец наделит необходимыми знаниями и соответствующими деяниями, да так, что этот раб Аллаха непременно станет имамом-предводителем, за которым последуют люди. И, поистине, Аллах над всякой вещью мощен».

Также одним из признаков рабства является умение скрывать на людях свою нужду при бедности и богатство при состоятельности. Обе эти черты для раба Аллаха должны быть одинаковыми, потому что истинно покорившемуся следует относитьcя к самому себе строго; придерживаться предписаний религии; быть щедрым по отношению к нуждающимся; не искать наслаждений.

Учёные говорят: «Человек остаётся истинным рабом Аллаха до тех пор, пока он не ищет для себя слугу. Когда же он начнёт искать для себя слугу, то потеряет качество рабства перед Господом».

Существует этикет рабства, следуя которому человек не должен проявлять излишнее беспокойство в следующих случаях: при ощущении голода, унижения, наготы, бедности . Согласно этому этикету, раб не должен отвергать что-либо из предопределений Аллаха, покорно принимая их. То есть истинно покорившийся должен полагаться лишь на милость Всевышнего: ничего не откладывать про запас из пропитания, не обращаться со своей нуждой к кому-либо, помимо Всевышнего Аллаха.

Рабство (убудийя) – это неотъемлемое качество раба Всевышнего, так же как и Господство (рубубийя) – неотъемлемый и постоянный атрибут Пречистого Всевышнего Аллаха. Поэтому каждый, кто посредством своих знаний и благих деяний не стал больше нуждаться в своём Господе, проявляя простоту и скромность по отношению к людям, попал в духовную погибель. Кто же рассчитывает на своё богатство, тот на самом деле бедняк, а кто хочет довольствоваться своим высоким положением в обществе, тот презрен, кто полагается на свой род, тот унижен, а кто рассчитывает на свои хорошие поступки, тот банкрот. А тот, кто довольствуется только Всевышним Аллахом, испытывая постоянную нужду в Нём и во всём полагаясь лишь на Него, по-настоящему богат.

При внимательно изучении Корана можно обнаружить, что там упоминается много вопросов, которые люди задавали Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и на которые Всевышний Аллах ответил им в Своей Книге.

Когда Посланника Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, спросили о новолуниях, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: “Они определяют промежутки времени для людей и хаджа…”». Сура 2 «Корова», аят 189.

Когда люди спросили о расходовании средств, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: “Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом”». Сура 2 «Корова», аят 215.

Когда Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о сражениях в заповедные месяцы, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: “Сражаться в этот месяц - великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей - еще большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство…”». Сура 2 «Корова», аят 217.

Когда люди спросили о вине и азартных играх, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: “В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы”. Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: “Излишек”. Так Аллах разъясняет вам знамения, - быть может, вы задумаетесь». Сура 2 «Корова», аят 219.

Когда они спросили о воскрешении, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о Часе: “Когда он наступит?” Скажи: “Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления…”». Сура 7 «Преграды», аят 187.

Но когда люди спросили Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, о том, как им обращаться к Всевышнему Аллаху и как найти путь к Нему, ответ Всевышнего не был предварён словом «Скажи», в отличие от предыдущих случаев. Этот аят стал объявлением о том, что между Аллахом и Его рабами нет посредников, и что Всевышний Аллах близок к Своим рабам и отвечает им, когда они взывают к Нему и подчиняются Его велениям.

Господь величия и славы сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем». Сура 2 «Корова», аят 186.

Повелитель верующих ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал, наставляя своего сына имама аль-Хасана: «И знай, что Тот, в Чьей Руке сокровищницы небес и земли разрешил тебе обращаться к Нему с мольбой и гарантировал тебе ответ, и велел Тебе просить у Него, чтобы даровать тебе, испрашивать у Него прощения, чтобы простить тебя, и Он не поставил между Ним и тобой никого, кто отделял бы Его от тебя, и не вынудил тебя обращаться к кому-то, кто заступился и походатайствовал бы за тебя перед Ним». «Нахдж аль-баляга», т. 3, с. 47.

Саййид Мухаммад Хусейн Фадлю-Ллах написал интересный комментарий в своём тафсире «Мин вахйи-ль-Куран»: «Нет посредников между Господом и Его рабом в обращении к Нему и в мольбах. Устремление к Одному лишь Аллаху с поклонением и испрашиванием помощи, упомянутые в этом аяте: «Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о помощи» (Сура 1 «аль-Фатиха», аят 5), показывает, что человек не нуждается в своей беседе с Аллахом и обращении к нему с просьбами в каком-либо посредничестве, потому что Аллах близок к Своему рабу и не устанавливает преград между Ним и человеком. Сам человек своими действиями отдаляет себя от милости Аллаха и препятствует возвышению своей мольбы до степеней близости к Аллаху.

Всевышний Аллах пожелал, чтобы Его рабы обращались к Нему напрямую, чтобы отвечать им, и сообщил им о Своей близости к ним и о том, что Он слышит их слова, даже если они говорят шёпотом, и знает их сокровенные мысли. Всевышний Аллах сказал: “Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем”.

Всевышний также сказал: “Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена”». «Мин вахйи-ль-Куран», т. 25, с. 65–66.

Из книги Мухаммада Салиха аль-Хидр "Вечное наставление"

Проблема достаточности (кифайат)

Последователи Ибн Таймийи не в силах постичь разницу между истинной и видимой причиной, между деяниями Аллаха и деяниями рабов Аллаха. Они утверждают: «Аллах достаточен. Когда есть Он, нет нужды в ком-то или чем-то ином, нет нужды в посредниках. В доказательство они приводят аят:

«Йа аййухан-набиййу хасбукаллаху уа ман-ит-та6а’ акаминаль-му’минин» .

Таймийисты считают, что слово «ман» («тем, кто») из этого аята и слово-окончание «ка» («тебе», присоединенное к слову хасбу «достаточно») являются однородными членами предложения, относятся к одному и тому же слову - «Аллах». И они выводят из аята такой смысл:

«О Пророк! Достаточно тебе и тем, кто последовал за тобой из числа верующих, Аллаха».

На первый взгляд кажется, что таймийисты правы. Действительно, разве для всего, что существует, недостаточен Аллах? Да, Аллах достаточен. Но опять же по порядку, установленному Всевышним Аллахом, также существует и необходимость в видимых причинах, видимых посредниках и средствах достижения какой-то цели.

Что же касается аята, то, следуя правилам арабской грамматики, мож­но утверждать, что однородными членами предложения в данном случае являются слова «ман» («тем, кто») и слово (лафза-и джалял) «Аллах» , кото­рые и относятся к слову-окончанию «ка» («тебе», присоединенное к слову хасбу «достаточно»). Такого мнения придерживаются многие ученые-лингвисты и комментаторы Корана.

Наш вывод и соответствует правилам грамматики, и дает нам иное понимание аята:

«О Пророк! Достаточно тебе Аллаха и тех, кто последовал за тобой».

Как мы видим, в этом аяте нет ничего такого, чтобы позволяло нам усомниться в традиционных основах нашей религии. Эта фраза аналогична распространенному в языках многих мусульманских народов выражению: «Сначала Аллах, а после такой-то».

Но Ибн Таймийа и его ученик Ибни Каййим предпочитают видеть в этом аяте тот смысл, что Аллах достаточен (кифайа), никому, кроме Него нельзя приписывать эту достаточность. При этом они критикуют и обви­няют в ненежестве тех ученых-лингвистов и комментаторов Корана, которые придерживаются иной точки зрения.

Между тем общеизвестно, что и в Коране, и в хадисах, и в простонародной речи достаточно фраз и выражений, в которых слово «достаточность» («кифайа», «хасб») употребляется и по отношению к другим созданиям, кроме Всевышнего Аллаха. Напри­мер, слово «хасб» применяется по отношению к адскому пламени в следу­ющих аятах:

«Лицемерам, как мужчинам, так и женщинам, а также неверным, Аллах обещал адский огонь. Достаточно (хасб) с них адского огня!»

«Когда же ему говорят: «Бойся Аллаха!» - им овладевает греховное величие. Довольно (хасбу) для него ада - а ведь это скверное прибежище!»

А слово «кифайат» употребляется по отношению к самому человеку в таком аяте:

«Читай свой свиток! Довольно (кафя) для тебя в самом себе счетчика [своих деяний]!»

Так же мы видим, что многие хадисы начинаются со слов «Кафя билль-мар’и...» («Достаточно человеку...») и слово «кифайат» употребляется по отношению к самым разным творениям Аллаха и действиям.

Таким образом, слово «достаточность» («кифайат», «хасб») может применяться и по отношению к другим созданиям, кроме Аллаха. В этом вопросе старания Ибн Таймийи совершенно напрасны, а обвинение в ад­рес ученых беспочвенны.

____________________________________

Коран, 8/64. Слово в слово можно перевести так: «О Пророк! Достаточно тебе Аллаха и кто последовал за тобой из верующих».

Коран, 9/68.

Коран, 2/206.

Коран, 17/14.

Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"

Этика поведения раба Аллаха.

Нет выше звания, должности, достоинства, чем «раб Аллаха». Осознанно став рабом Аллаха, человек застраховал себя от рабства перед созданиями Аллаха, перед людьми, вредными привычками, выдуманными божествами и т.п. Поэтому счастлив тот, кто живёт по кодексу раба Аллаха. Быть рабом людей – это унижение, а быть рабом Аллаха – честь.

Кто такой раб?

Я – раб Аллаха, а это значит, что я никто, я целиком принадлежу Всевышнему. Я не имею своей личности, своего «я». У раба Аллаха не может быть своих желаний, мнений или прав, неодобряемых Всевышним. Раб Аллаха весь открыт вниманию и воле Всевышнего. У раба Аллаха нет ничего: его жизнь, его имущество, тело, мысли ему самому не принадлежат. Господь может лишить раба всего, и раб не должен роптать на Его решения. Раб Аллаха должен помнить, что Всевышний всегда и во всём прав. Довольство Аллаха для раба – всегда Высшая Цель. Раб Аллаха никогда не должен делать ничего, что может разгневать Творца. Если будет угодно Всевышнему, раб пойдёт ради Него на всё. Если надо, даже отдаст жизнь.

Что раб Аллаха обязан делать?

Раб Аллаха обязан исполнять любое повеление Всевышнего с покорностью. Для раба Аллаха нет ничего такого, что было бы невозможно и неприятно сделать из повелений Творца. Аллах не возложил на раба ничего невозможного. Раб Аллаха должен быть благодарным Ему за всё. Благодарить надо даже за наказание, как за заботу о себе, и принимать это как должное. Раб Аллаха всегда должен быть покорен Аллаху и благодарен Ему за проявленную милость, и он не имеет права ничего требовать, а может только настойчиво просить то, в чём нуждается. Он должен терпеливо и спокойно ждать, пока Аллах ответит на мольбу. Раб Аллаха обязан быть постоянно в поклонении во всех своих действиях. Состояние, в котором раб бывает ближе всего к Господу, – это земной поклон (сужда). Раб Аллаха должен часто просить Его милости и прощения в земном поклоне. Раб Аллаха должен постоянно каяться перед Ним во всех своих делах, прегрешениях и провинностях, признавать свою вину искренне и умолять Аллаха о прощении за каждый совершённый грех и проступок. Прощение возможно только по Его милости, и наказание для раба будет только по Его справедливости. Больше всего бед раб Аллаха навлекает на себя из-за своих слов, которые он произносит. Раб Аллаха должен беречь свой язык от запретных речей. Должен остерегаться сплетен, поклёпа, наговора, хулы и т.д. Для раба Аллаха ложь недопустима.

Что запрещается рабу?

Раб Аллаха не должен отчаиваться и терять надежду на милость Всевышнего Аллаха. Раб Аллаха должен всегда испытывать страх перед Богом и надежду на Его милость. Раб Аллаха никогда не должен забывать о своём статусе. Раб всегда был, есть и будет только рабом, и никем более. Раб Аллаха не может возражать, отказываться выполнять повеления Аллаха или иметь своё, выходящее за рамки дозволенного, мнение. Это неповиновение. Стыдливость перед Аллахом необходима.

О наградах

Довольство Всевышнего является самой лучшей наградой для раба Аллаха. Заповеди раба Аллаха. Рабу Аллаха запрещено обсуждать повеления Творца и сопротивляться наказанию. Раб Аллаха должен быть мягким и почтительным. Раб Аллаха должен есть только чистое и дозволенное. По окончании любого дела раб Аллаха должен как следует проявить благодарность Всевышнему. Раб Аллаха не должен желать того, что ему не разрешили.

Внешний вид и поведения

Рабу Аллаха рекомендуется часто сидеть на полу и есть на полу. Рабу Аллаха не желательно держать ноги раздвинутыми или класть ногу на ногу. Рекомендуется, чтобы взор раба Аллаха был опущен вниз. Раб Аллаха обязан носить одежу, закрывающую его тело от посторонних взглядов.

Правила поведения раба Аллаха

Чем ниже оценивает себя раб Аллаха, тем лучше раб перед Всевышним. Хороший раб унижает себя сам, и это действие называется смирением. Хороший раб настойчиво изучает, что ему можно, а что запрещено, и руководствуется этим во всех делах и поступках. Он держит «рабскую» осанку, говорит «рабским» тоном, изобретает новые способы проявления своего смирения перед Всевышним. Всевышний будет повелевать Своему рабу всё, что необходимо. А раб Аллаха обязан смиренно выполнять, научиться проявлять терпение и следовать Его повелениям и остерегаться запретов. Раб Аллаха должен смириться и любым повелениям Творца сказать «да», «Раб Аллаха повинуется». Раб Аллаха делает всё, чтобы заслужить Его довольство или исполнить Его наказы. Такое стремление – это искусство раба Аллаха, которое он обязан совершенствовать. Если раб Аллаха забылся и повёл себя непростительно вольно, то он должен просить прощения. Раб Аллаха не должен, обращаясь к Нему, быть неискренним, говорить слишком эмоционально или слишком громко. Тон раба Аллаха должен быть спокойным и почтительным, голос ясным и выразительным, жестикуляция умеренной.

Приветствие

Раб Аллаха не имеет право совершать поклон никому, кроме Аллаха.

Наказание

Плохой раб Аллаха воспринимает наказание как акт насилия и не извлекает из него уроков. Всевышний может испытывать Своего раба через разные беды и лишения, а раб Аллаха должен воспринимать это как благо и прощение грехов. За любую провинность Аллах может наказать раба так, как сочтёт нужным. Всякое наказание определяется Всевышним в конкретном виде, и раб получает его сполна. Рабу непозволительно неверие, предательство, ослушание ложь, и т.д.Эти и другие грехи влекут гнев Всевышнего и Его справедливое наказание. Как бы Всевышний не испытывал и не наказывал Своего раба, он должен быть терпеливым и смиренным. Не смириться – значит продемонстрировать несогласие с волей Творца, отсутствие терпения и выдержки. И после наказаний или испытаний раб Аллаха проявляет благодарность Всевышнему, и ибо это прощение грехов и возвеличивание степеней раба Аллаха.

Простба

Раб Аллаха постоянно должен чувствовать нужду во Всевышнем и обращаться к нему с мольбами. Если на это он не получил ответ, всё равно надо постоянно просить. Если же Всевышний ответил на мольбы, поблагодарить Его независимо от того, каким был ответ. Просить и поминать Аллаха нужно постоянно, во всех удобных ситуациях и состояниях, особенно в священные дни и ночи и святых местах и т.д. Особое место занимает просьба о прощении. Просить о прощении следует постоянно и за всё. Что-то не предусмотрел, упустил, обидел кого-то словом, делом, взглядом.

Благодарность

Благодарить Аллаха следует за всё. Первое, за что нужно благодарить Аллаха, – это истинная вера, которой Он нас одарил. Когда раб Аллаха благодарит, он чувствует это сердцем и подтверждает словами.

02.02.2017 Умар 6 3424 0

Умар Умар

Статьи по теме