Строить дом по православным традициям. Строительные обряды на руси

Об даосском искусстве организации пространства и увеличении положительных энергических потоков Фен-шуй знают многие россияне. И нередко можно увидеть, что строительство деревянных домов идет в соответствии с принципами фен-шуй. Но ведь это искусство не совсем соответствует нашему менталитету, традиции и поверья древних славян намного ближе нам, русским людям!

Славяне знали, что семейное счастье и финансовое благополучие владельцев дома тесно связаны с тем, насколько правильно было выбрано место для строительства дома. До сих пор существует свод правил «Справный дом», в котором отражены многие аспекты выбора места для дома и его строительства.

Правила выбора места

  • Нельзя строить на месте бывшего кладбища или пепелища.
  • Нельзя начинать строительство возле действующих или разрушенных часовни, церкви, монастыря.
  • Нельзя возводить дом там, где пролегала большая дорога - счастье будет «уходить» из семьи.
  • Нельзя строить в геопатогенной зоне. Определить такое место просто - здесь мало кустарников и зеленых насаждений, рельеф очень ровный, на поверхности земли много разнокалиберных камней. Это признаки разлома земной коры, энергия такого участка мало подходит для счастья и долголетия. Древние люди заметили, что жители домов, построенных в таких неподходящих местах, страдают от головных болей и бессонницы, злоупотребляют спиртными напитками.
  • При выборе месте для строительства деревянного дома выбирали красивые природные пейзажи, участки возле водоемов и лесов.
  • По растительности также можно определить хорошее место или плохое. Присутствие хвойных деревьев, рябины и клена считалось добрым знаком, а вот дубы, ясени, верба, ива и осина растут там, где близко проходят грунтовые воды. Это неблагоприятно для фундамента, приводит к большим проблемам во время строительства и эксплуатации дома.
  • Деревья с «корявыми» стволами - это тоже плохо. Такие изъяны свидетельствуют о неплодородной почве.

Правила строительства дома от древних славян

  • Начинать возведение избы советовали в новолуние и ранней весной (во время Великого поста). В этом случае можно добиться удачи во всех делах, а не только в строительстве. Время строительства должно было «захватывать» Троицу.
  • Если начинать строительство в день, который посвящен «по святкам» Великому Мученику, то закончить стройку будет очень сложно. А вот дни, которые посвящены Преподобным, очень благоприятны для начала любого крупного дела.
  • Кроме праздников «по святкам» важны и дни недели в обычном календаре - рекомендовалось делать «зачин» во вторник и четверг - это дни традиционной «мужской работы».

  • Начинать кладку печи необходимо в новолуние (такие конструкции будет лучше отдавать тепло). На убывающей луне начинать такое важное дело, было запрещено - такая печь будет недолговечной или очень холодной.
  • Первые венцы избы закладывали вдоль, а только потом поперек. Это сулило избавление от многих жизненных трудностей.
  • Старались, чтобы «зачин» строительства закладывала девушка - тогда дом будет очень теплым.
  • Столбы комлем верх запрещено было ставили - счастье может уйти навсегда из такого дома.
  • В передний угол во время первой закладки клали: монету (для финансового благополучия), шерсть от упитанной овцы (для тепла) и кусочек ладана (для усмирения домового).
  • Полы закладывали строго по направлению к порогу, вдоль стен дома, другое направление досок пола «грозило» отсутствием счастливой жизни.
  • До того момента, пока окладной венец не заложен, мастера не отходили с рабочего места, нельзя было вставлять топор в дерево или бить по древесине обухом топора.
  • «Закладочные» - это был нерушимый обычай: после закладки двух нижних венцов хозяин давал мастерам по стопке водки.
  • Дом никогда не ориентировали оконными проемами, дверями или входной калиткой на север.
  • При закладке фундамента для сруба приметы советовали посадить во дворе рябину, а после возведения окладного венца (чтобы стены были прочными) высадить саженец дуба.

Приметы перед заселением


В древности строительство деревянных домов связывали с большим количеством примет, существовало много суеверий по этому поводу. Верить или нет народной мудрости, решать вам, но стоит отметить, что каждая примета была проверена веками и многие из них подтверждали свое «право на жизнь»!

Строительство дома - акт творения, созидания. А плотники на Руси уподоблялись жрецам, считались причастными к сакральной сфере и наделенными сверхъестественной силой и особым знанием о внешнем мире.

Чтобы узаконить новую модель мира, мира, преобразованного совершившимся творением, строительство сопровождалось определенными обрядами…

Определение центра

Строительство начиналось с определения ритуального центра. Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол. Сюда сажалось или втыкалось молодое деревце (березка, рябина, дубок, кедр, елка с иконой) или сделанный плотниками крест, который стоял до окончания строительства. Деревце или крест уподоблялись мировому древу, символизирующему миропорядок, космос. Так устанавливались отношения подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам акт строительства мифологизировался.

Жертва

В центре, обозначенном мировым древом, закладывалась так называемая строительная жертва. Подобно миру, который в мифологическом представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также «выводился» из жертвы. На ранних этапах у славян не исключались человеческие жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным эквивалентом человеческой жертвы стали домашний скот(чаще всего конь) и мелкие животные (петух, курица). Отрывок из христианского номоканона гласит: «при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент - тому наказание - 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козла». Позже строительная жертва стала бескровной. Устойчив набор из трех жертвенных символов: шерсть, зерно, деньги, которые соотносятся как с идеями богатства, плодородия, достатка, так и с олицетворением трех миров: животного, растительного и человеческого.

Укладка первого венца

Обряд жертвоприношения совмещался с укладкой первого венца. Этой операции уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и остальным венцам, из которых состоит сруб. С укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и теперь все пространство делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и внешнее. Обычно в этот день плотники кладут только один венец, после чего следует «окладное» («обложейное», «закладочное») угощение, во время которого мастера приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не сгниет». Если же плотники желают хозяевам будущего дома зла, то и в таком случае укладка первого венца - наиболее подходящий момент: ударяя крестообразно топором по бревну и держа в уме задуманную порчу, мастер говорит: «Гак! Нихай будиць так!» - и что он задумал, то и сбудется.

Укладка матицы

Центральный момент строительства – укладка матицы (бруса, служащего основанием для потолка) – сопровождался ритуальными действиями, целью которых было обеспечить тепло и достаток в доме. Один из плотников обходил самое верхнее бревно («черепной венец»), рассеивал по сторонам хлебные зерна и хмель. Хозяева все это время молились богу. Мастер-жрец переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная шуба, а в карманах ее положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в бутылке зеленое вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась внизу, содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать матицу с привязанным к ней пирогом или караваем хлеба.

После установки матицы и «матичного» угощения катались на лошадях с песнями, чтобы все селение видело, что матицу положили. И только через день продолжали достраивать дом.

Прорубание окон и дверей

Пристальное внимание уделялось процессу изготовления дверных и оконных проемов, дабы регламентировать, обезопасить связь внутреннего мира (дома) с внешним. Когда вставляли дверную раму, говорили: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови», - и делали топором знак креста. То же происходило, когда устанавливали притолоки и подоконники для окон, и так же обращались к окнам с просьбой не впускать в дом воров и злых духов.

Покрытие дома

Небо – крыша земли. Отсюда упорядоченность мира, гармония, ведь все, что имеет верхний предел, закончено, безусловно. Дом, подобно картине мира, становится «своим», жилым и безопасным, только будучи покрытым. С укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось «замочка» крыши. На Севере устраивали«саламатник» - торжественный семейный обед для плотников и родственников. Основными блюдами была саламата нескольких сортов - густая затируха из муки (гречневой, ячменной, овсяной), замешанная на сметане и заправленная топленым маслом, а также каша из поджаренной на масле крупы.

Окончание строительства

Странными представляются обряды, завершающие строительство дома. В течение определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен был оставаться незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из членов семьи. Например, могли оставить непобеленным кусок стены над иконами или год не делали крышу над сенями, чтобы «всякие беды вылетали в это отверстие». Так незавершенность, незаконченность связывалась с идеями поддержания существующего порядка, вечности, бессмертия, продолжения жизни.

Фэн-шуй по-славянски.

Фэн-шуй - популярная китайская наука о гармонии с окружающей средой и умении обустроить свой быт в соответствии с законами природы. В нашей славянской культуре существует своя система представлений об устройстве дома.

К сожалению, она практически забыта и осталась в нашей жизни только в виде отдельных примет и суеверий. Мы знаем, что нельзя садиться на углу стола, прощаться через порог, протягивать соседу нож и вилку острым концом и так далее. Не зная, правда, почему этого делать нельзя. Все эти вещи - лишь маленькая частичка древней науки духовного развития и взаимосвязи всех явлений и объектов.

Во все времена дом считался гнездом, защитой от ненастья и зла. Не зря родилась пословица: «Дома и стены лечат». Бескрайний мир космоса наши предки приближали к себе с помощью образов, строя свою жизнь в согласии с природными ритмами.

Приступая к строительству своего дома, как в прямом, так и в переносном смысле, мы можем использовать многие из правил, которыми руководствовались наши деды и прадеды.

Строительство следует начинать после новолуния - на растущей Луне. Одновременно с закладкой фундамента посреди будущего двора следует посадить дерево. Ранее сажали березу или рябину. Вообще все деревья в представлении наших предков обладали определенными качествами: черное дерево символизировало способности к магической защите, дуб - силу и удачу, сосна - деньги и выздоровление, вишня - любовь, кедр - долгожитие, клен - любовь и материальное благополучие, а орех - здоровье.

С незапамятных времен осталась примета: чтобы обеспечить счастье и богатство, под углы первых бревен клали клочки шерсти, зерно или деньги. Перед тем, как настилать потолок, к основе привязывали вывороченный медвежий полушубок и каравай хлеба, пирог или горшок с кашей, а в переднем углу устанавливали зеленую ветку - она «обеспечит» здоровье семьи.

Особое место в домах наших прародителей занимал порог, высокий и крепкий, так как под ним в языческие времена хоронили после сожжения прах предков. А затем порог стал рассматриваться как место обитания родовых духов. До сих пор сохранилась традиция - на пороге не разговаривать. Над порогом входной двери принято вешать или рисовать подкову, символ счастья, или христианский крест - как защиту от негативных энергий.

Прихожая должна быть просторной и светлой, ведь именно здесь предстоит принимать гостей, сюда возвращаются уставшими с работы, и через нее происходит обмен энергиями самого дома и внешнего мира.
Окна тоже связывают нас с окружающей природой, поэтому их следует ориентировать на солнечную сторону. Восток и юг символизируют жизнь и тепло. Посему и лучше, чтобы окна комнат и спален выходили на юг и восток, а входная дверь, кухня, ванная комната и туалет на запад и север.

Центральное место практически в любом славянском доме - кухня-столовая (в древности - печь). Здесь всегда кипит жизнь: собирается вся семья за обедами-ужинами, беседуют с гостями, воспитывают детей, «изливают» душу друзьям, здесь же и по поверьям обитает дух-хранитель - домовой. Поэтому именно кухня, подчас самое уютное и «обитаемое» место в доме, должна быть красивой и чистой. Здесь по традиции можно развесить символы-обереги: ложки, символизирующие сытную жизнь, декоративные ключики - символ приданого, богатства, топорики - знак языческого Перуна - покровителя урожая, бубенчики, свистульки, лопатки, венички - защиту от разных бед, кукурузные початки и шапки высушенного подсолнуха - «детские» обереги и так далее. И красиво, и полезно!

Стол по славянским обычаям должен соединять в доме два пространства - жилое и рабочее, и на его главной стороне, под иконами, сажают хозяина-кормильца. На столе ранее стоял самовар с красивой куклой-грелкой, сшитой руками хозяйки дома, старшей женщины в семье. У славян кукла имела глубокий смысл: оберегала и походила на идола. Берегиню (пышную куклу) помещали также над крыльцом и на окнах. Верили, что она охраняет детский сон и оберегает. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла с лицом приобретала душу и могла навредить. Многие куклы наполнялись зерном - символом благополучия и здоровья. Дом без игрушек считался бездуховным и пустым.

Нарядные льнотканые полотенца слыли в славянорусской культуре, пожалуй, самыми популярными оберегами и украшениями дома (кухни-столовой, гостиной и даже спальни). Полотенце - символ человеческой жизни, как бы полоса судьбы.
Зеркало символизирует денежное благополучие. Повесьте зеркало рядом со столом в гостиной или кухне - оно привлечет достаток в дом. В последнее время стало очень модно украшать зеркалами спальни. Никогда нельзя вешать зеркало возле кровати - в этом случае оно способно разрушить вашу жизнь, отобрав все силы и энергию! Не следует размещать над кроватью также полки, шкафчики или картины с негативными изображениями или сюжетами. Очень кстати будут невинные домашние цветы в горшочках - герань, алоэ, нежные фиалки.

Наши предки вообще придавали большое значение растениям, кои и лечили, и кормили-поили. Их использовали как обереги: например, папоротник, лилии, ноготки, можжевельник выращивали у входа, чтобы защитить дом от злых духов и сглаза.

Лишних вещей в доме быть не должно. По представлениям прародителей каждая вещь служит для конкретного дела и должна быть наполнена любовью и великим смыслом службы материального духовному. А лишние вещи создают хаос и беспорядок, поэтому от них следует систематически освобождаться. Как правило, это делают перед Рождеством и Пасхой.

Традиция украшать свое жилище восходит к временам язычества, когда таким образом человек стремился защитить свою семью от злых сил. Поэтому образы священных животных и птиц располагались на самых уязвимых для негативных энергий местах: окнах, воротах, дверях, дымоходе или камине. Коль дом выражает триединую систему, то и обереги соответствуют трем мирам - земли, воды и воздуха.

У восточных славян были особо популярны изображения или фигурки голубя - олицетворения доброты и красоты, Духа Святого, курицы - символа плодовитости, медведя - символа богатства, коня - олицетворения солнца и жизни (деревянного конька сажали на крыши домов), быка - воплощения земной силы и надежности и так далее. Популярны также резаные, рисованные и деревянные (глиняные, стеклянные, фарфоровые…) изображения солнца, месяца, рыб, ладоней и матрешки.

Природность используемых материалов, воплощенные в предметах быта поэтические образы и духовные идеи издревле помогали нашим предкам сделать свою жизнь прекраснее и теплее. Помогут они и нам, ведь устройство и дух дома зависят только от самих хозяев, от их добрых помыслов, желаний и трудолюбия.

Ведические принципы строительства по Васту Шастра или как построить дом в гармонии с миром:

Ваасту - это древнеиндийская система знаний о том, как организовать жилую среду в полном согласии с законами природы. Наука Ваасту шастры корнями уходит в Веды, возраст которых насчитывает сем тысяч лет; она также тесно связана с математикой. Знание Ваасту поможет правильно выбрать участок под строительство, правильно спроектировать здание и оформить помещения в нем.

Ваасту устанавливает гармонию между нашей жизнью и природой. Позволяя нам максимально раскрыть свой энергетический потенциал.

В доме проходит большая часть человеческой жизни и васту ставит своей целью избавить человека от дополнительных беспокойств, дав возможность сосредоточиться на главном.

Принципы васту эффективны для устройства, как деревень, городов так и целых государств, так как основаны на законах гармонии общих для всего мироздания.

Благотворное воздействие Васту многообразно:

  • На физическом уровне - это комфортное и удобное окружение, наполненное пространством и светом;
  • На психологическом уровне - это эстетический эффект и ощущения спокойствия, отсутствие усталости и гармонизация отношений с окружающими;
  • На духовном уровне - чувство гармонии с миром, увеличивающееся стремление к самопознанию, самосовершенствованию.

Наука васту происходит из разных частей изначальных Ведических писаний.

  • Сканда - пурана . Планирование городов
  • Агни - пурана . Резиденции
  • Вайу - пурана . Храмы
  • Гаруда - пурана . Резиденции и храмы
  • Нарада - пурана . Ориентировка стен в доме, расположение системы водоснабжения, озера, храмы.
  • Манасара. Городские стены, дворцы, памятники.
  • Вишвакарма-прокаш . Резиденции, дворцы

Брихат-самхита . Плантации. Главы 53 и 56 в "Брихат-самхите" полностью посвящены теме жилищной и храмовой архитектуры, нахождения воды и сооружения водосборников. Подробно описывается технология приготовления "алмазного клея" (аналога современного цементного раствора) и использования его в строительстве жилых зданий и храмов.

Матсья-пурана . Упоминаются восемнадцать мудрецов, знатоков васту.

Васту, как и фэн-шуй, основывается на ведической астрологии.

Итак, индийский аналог фэн-шуй известен под разными названиями: васту-шастра, васту-джняна, васту-видья или просто васту. Санскритское слово васту означает "место", "дом, жилище" или "комната". Шастра - это "наука", а также "трактат". Видья и джняна - "знание".

Таким образом, васту - это наука о домах.

Индийские мастера утверждают, что перечисленные в классических текстах принципы васту имеют универсальное применение; на них не накладываются ни религиозные, ни географические ограничения. Эти принципы вполне можно приспособить к современным условиям жизни.

Практика васту направлена на достижение не только материального процветания, но также душевного покоя, счастья и гармонии в семье и на работе.

Наука васту в первую очередь учитывает энергии, излучаемые четырьмя сторонами света: севером, востоком, югом и западом.

Она объясняет на простом языке принципы выбора участка для застройки, строительства дома и расположения в нем разных комнат, которые будут способствовать улучшению жизни.

К примеру, столовая должна стимулировать у человека ощущение голода, гостиная - общительность, кабинет - живость ума, а спальня - способствовать отдыху.

Когда человеческое жилище строится в строгом соответствии с принципами васту, человек становится сильнее, сталкиваясь с жизненными проблемам .

Многие великие храмы и дворцы Индии являются шедеврами васту и свидетельствуют об эффективности этой древней архитектурной науки.

Наука васту зародилась в период, предшествовавший эпохе создания "Рамаяны" и "Махабхараты".

В этих эпических поэмах содержится описание городов с многоэтажными зданиями, просторными балконами и портиками. Говорят, что план общего расположения города Айодхья походил на план, найденный в древней книге по архитектуре - "Манасаре". В "Махабхарате" рассказывается о том, какие дома были построены для царей, приглашенных к Юдхиштхире.

В буддийской литературе тоже можно найти рассказы о зданиях, построенных с учетом принципов васту. В джатаках встречаются отрывочные упоминания о зданиях, построенных по индивидуальному проекту.

Говорят, что Будда выступал с речами, посвященными архитектурной тематике, и даже указывал своим ученикам, что надзор за строительством зданий считается одной из обязанностей монахов.

"Манасара" - это обширный трактат по архитектуре и иконографии. По мнению специалистов, эта книга была источником всех архитектурных идей, представленных в пуранах и агамах, а также в таких специализированных текстах, как "Брихат-самхита" и "Майямата". Этот трактат и есть "Васту-шастра" в узком смысле -- "Трактат о жилище". Это произведение считается общепризнанным авторитетным источником на всей территории Индии.

У строителей в традиционной Индии выделялось несколько основных специальностей: главный архитектор (стхапати), проектировщик (сутраграхи), художник (вардхантхи), каменщик (вардхаки) и плотник (сутрадхара).

У архитектора должно было быть неординарное мышление и стремление к приобретению знаний; он должен был быть хорошим писателем, искусным чертежником, подкованным в геометрии и оптике, знать натурфилософию и этику, быть сведущим в областях права и физики, и, самое главное, он должен прекрасно разбираться в астрономии, астрологии и математике.

"Самарангана-сутрадхара" написана царем Бходжей, правившим в 1018 -- 1060 гг. н. э. Он покровительствовал поэтам и литераторам. Кроме "Самарангана-сутрадхары" его авторству приписываются еще тридцать три работы по таким различным предметам, как астрономия, теория поэзии, философия, политика, религиозный закон, драма, архитектура, грамматика, медицина и т. д.

"Самарангана-сутрадхара" посвящена не только жилищной архитектуре, городскому планированию и храмовой архитектуре, но и обсуждению канонов живописи и принципов создания механических устройств, называемых янтрами. Это произведение состоит из 83 глав.

Из этих произведений мы узнаем, что все на земле находится под влиянием девяти планет

  • Восток находится под влиянием Солнца.
  • Юго-восток - Венеры.
  • Юг - Марса.
  • Юго-запад - Раху.
  • Запад - Сатурна.
  • Северо-запад -Луны.
  • Север - Меркурия.
  • Северо-восток - Юпитер.

Направления и сектора.

Васту использует энергию 8 сторон света, которые принимаются во внимание уже на стадии выбора земельного участка.

В трактате “Майямата” приводятся 2 схемы: Питха и Печака.

Стхапатъя Веда особо подчеркивает, что вход в дом должен располагаться с восточной стороны , потому что именно на восходе энергия солнца наиболее мощна и благотворна для жизни .

Восточный вход способствует крепкому здоровью, энергичности, ясности ума и успеху обитателей дома .

Вход с юга считается неблагоприятным , поскольку он препятствует поддержке законов природы в жизни людей и пагубно влияет на здоровье. Стхапатъя Веда рекомендует отказаться от использования любого рода южных входов в жилых или деловых зданиях.

Ориентация по сторонам света влияет на работу мозга. Как показали научные исследования, работа нейронов нашего мозга изменяется в зависимости от направления, в котором мы смотрим .

Помимо этого, в мозгу есть "ориентационные" нейроны, которые подают сигналы о расположении тела в помещении и в пространстве. Таким образом, то направление, в котором мы смотрим, оказывает прямое влияние на работу нашего мозга и организма в целом.

Когда мы живем или работаем в зданиях с неправильной ориентацией или искаженными пропорциями, работа нейронов мозга принимает неправильный характер, и это может вызвать беспокойство, болезни, упадок творческих сил, неприятности в семейной и профессиональной жизни, антиобщественное поведение и даже преступные наклонности.

Ориентация зданий.

Только два направления из восьми дают благоприятные результаты.

Как утверждает Стхапатъя Веда, в каждом городе на земле примерно 75% всех зданий имеют неблагоприятную ориентацию главного входа.

Здания, обращенные в любом другом направлении, кроме строго восточного или северного, не защищают своих владельцев и обитателей от негативных внешних воздействий.

Эта опасная ситуация еще больше усугубляется неблагоприятными характеристиками всего участка, такими как его форма, направление склона, особенности прилегающей территории, расположение водоемов (рек, озер, водохранилищ и т.п.) на территории самого участка и вокруг него, и многими другими факторами, включая неблагоприятные въезды в населенный пункт и нерегулярный рисунок дорог.

Результаты этих нарушений законов природы накапливаются день за днем, год за годом в жизни миллионов людей и создают социальное напряжение, которое омрачает судьбу целых городов и стран.

Выбор участка для застройки.

Главные 4 правила:

  1. правильно ориентированный земельный участок;
  2. правильная форма земельного участка (квадрат и прямоугольник);
  3. спокойное место;
  4. проверка почвы на пригодность к строительству;

К выбору земли надо относиться также тщательно, как и к выбору невесты или жениха.

  • Все пригорки, скалы, насыпи и раскидистые массивные деревья должны быть расположены от него к Югу и Западу.
  • Пусть земля покато спускается к Северу и Востоку. Это основной принцип Васту. Северо-Восточный сектор должен быть ниже, а Юго-Западный выше.
  • Следующий основной принцип - вода должна быть ближе к Северо-Востоку. Если на Севере, Востоке или Северо-Востоке вашего участка протекает ручей, значит сделку можно считать выгодной.
  • Следующее правило - участок должен быть выровнен по сторонам света.
  • Следующее правило - участок должен быть квадратный!!!
  • Если прямоугольный, то его ширина должна относится к длине, как 1 к 1,25 или 1,5.
  • Если длина участка превышает ширину более чем в 2 раза - он менее благоприятен.
  • Избегайте участков в форме: треугольников, круга, овала и других неправильных геометрических фигур.
  • Из трапециевидных участков хорошим считается такой, у которого острый угол находится на северо-востоке. Если угол в другой части, то от него лучше избавиться, выровняв участок до квадрата. Юго-Западный угол обязательно должен быть прямым.
  • Тоже относится и к участкам с выступами. Выступ позволителен только на СВ.
  • Если достался неправильный участок: выделите на нём квадрат или прямоугольник, обнесите его стеной, а оставшуюся землю используйте под сад. Это уменьшит полезную площадь, но на небольшом квадрате будет больше пользы, чем на большом треугольнике.

Наклон участка.

Наклон к С и В приносит здоровье, богатство, успех.

Уровень земли на участке.

  • Согласно “Манасаре” храмы и дома святых должны строится на земле, отлого спускающейся к северу.
  • Шалы (жилища простых людей) на участках отлого спускающихся к Востоку.
  • Если участок приподнят к северу или востоку - финансовые потери и вредит будущему детей мужского пола.
  • Если уровень понижен на ЮВ - финансовые потери, ухудшение здоровья, сокращение жизни, убытки и жертвы при пожаре.
  • Понижение на Юге - болезни и уменьшение продолжительности жизни.
  • Понижение на ЮЗ - убытки от краж и поборов, болезни и ранняя смерть.
  • Наклон к Западу - печали, несчастья, финансовые потери, клевета, плохо влияет на здоровье и развитие ребёнка мужского пола.
  • Понижение на СЗ - финансовые потери и беспокойные мысли.
  • Яма и горб в центре не благоприятны.

Основные влияние наклона земельного участка.

Промежуточные направления.

Направление Юго-Запад Юго-Восток Северо-Запад
Самая высокая часть

Общее процветание и здоровье

Если уровень выше. Чем на СЗ и СВ, но ниже, чем на ЮЗ, достигается финансовая стабильность

Если уровень выше, чем на СВ, но ниже, чем на ЮЗ и ЮВ, приходит достаток и удовлетворение

Самая низкая часть

Хозяин, его жена или старший сын слабеют физически, умственно и финансово

Если максимальное понижение, будут пожары, обманы и разногласия

Соседи.
Не покупайте участки рядом с кладбищами, заводами и фабриками.
Не покупайте земельный участок, расположенный между двумя другими участками, если его площадь меньше, чем у соседей.
Плохо жить в доме, который зажат между двумя более высокими зданиями.
Если вы планируете расширять участок, то покупайте землю к С, В, или СВ.

Исследование почвы.

“Брихат-самхита” утверждает, что почва должна быть мягкой, приятной на запах и вкус и без внутренних пустот.

Проверка земли.

На восходе солнца выкопайте на участке яму.
На следующее утро в тоже время засыпьте землю обратно.
Если вся земля не влезет - годится.
Если как было - средне подходит.
Если земли не хватит - строить нельзя.

Дополнительно.

  • Для сохранения постоянного и положительно заряженного энергетического баланса дом (фундамент) должны быть укреплены на глине.
  • Для проверки правильного выбора участка нужно знать, что если в углубление, яму налить до краев воды, лучше, когда процесс впитывания ее происходит в течение часа, в этом случае земля пригодна и для строительства и для растений. Если после впитывания в земле появились трещины, то дом здесь лучше не строить, при неблагоприятных условиях он будет протекать, что очень дорого для его ремонта.
  • При покупке дома узнайте, кто жил в нем до вас и если в последнее время по каким-либо причинам в нем было 2 или 3 смерти с интервалом в месяц или 2 или было совершено самоубийство - покупать этот дом не следует.
  • Если на участке где вы хотите купить дом чернозем, от 3 до 4 метров, а глубже глина то земля плодородная.
  • Почва беловатого цвета - наилучшая, после нее по качеству - красноватая. Благоприятный желтый цвет.
  • Если почва на глубине 1-го фунта чувствуется запах (напоминающий масло) - почва хорошая.
  • Северо-восточнее не должно быть электросетей, но телефонная линия не принесет вреда.
  • Если 4 главных направления расположены точно в 4 углах дома - такой дом называется Видиш. Это расположение может нанести вред.
  • Если почва рассыпчатая, в доме будет денежный достаток, желтый цвет ее улучшит дела и отношения, если хозяин бизнесмен.
  • Обстановка в доме будет лучше, если система водоснабжения размещена в северо-восточной части.
  • Цветы надо посадить с северной стороны дома.
  • Восточнее, севернее, а также вокруг этого места не должно быть высоких деревьев, солнечные лучи будут им недоступны.
  • Желательно чтобы вокруг дома или возле него не было долины, впадины, оврага.
  • Напротив дома не должно быть магазинов, торгующих металлическими изделиями, бельем, обувью, мясом, а также бюро по найму.
  • Позади дома недопустимо расположение мастерских, особенно по ремонту ножей, а также контейнеров для мусора.
  • Поблизости не должно быть кладбища.
  • Система водоснабжения - с северо-востока (или с этой стороны в самом доме). Плохое воздействие на дом, если эта система - с юго-востока.
  • Установка электричества - юго-восток, но никогда не с севера.

В какой части города или деревни покупать дом.

Виддхи-шула.

Это дорога, которая упирается в земельный участок или дом - как копьё (шула).
Дорога не должна упираться в середину участка, а должна подходить к его углу.
Дорога должна подходить к СВ углу с С или В.
Или к СЗ углу с З, или к ЮВ - с Ю.

Угловые земельные участки.

Открытое пространство с двух сторон даёт как плюсы так и минусы.
Северо-восточные - единственно хорошие: общее здоровье и благополучие.
ЮВ - напряжённость и денежные проблемы.
СЗ - дурные привычки и плохие мысли.
ЮЗ - слабость ума.

Когда участок куплен, его необходимо самым тщательным образом перепахать плугом и при необходимости выровнять. Постараться очистить землю от гвоздей. Камней, костей и мусора. Что нейтрализует старую карму участка.

В наш быстротечный век людям особенно необходимо хоть где-то чувствовать себя под защитой и в безопасности. И естественным местом, дающим такое ощущение является родной дом. Недаром народная поговорка гласит: «мой дом - моя крепость». Но, чтобы дом был домом, его нужно правильно построить и обустроить. Сегодня у всех на слуху искусство обустройство дома фэн-шуй, пришедшее к нам из Китая, чуть меньше людей знает древнеиндийскую «Васту-шастра». Однако, у наших Предков – Славян было своё искусство обустройства дома, складывавшееся на протяжении тысячелетий и созвучное нашему родовому Духу. В древнем славянском волховском искусстве «ВойЯрг» был целый раздел, посвящённый устройству и обустройству дома, который именовался «Ладный дом» или «Дом-оберег».

Если обратиться к миропониманию наших Предков, то мы увидим, что всё мироздание для них строилось по принципу подобия, где малое - Яр, отражает великое - Ярг. Так и дом был подобием Вселенной, своеобразным мирозданием, творимым хозяином и связующим его с внешним миром. Но, чтобы дом стал подобием живой Вселенной надо наполнить его Жизненной Силой - Жилом. Для этого необходимо было соблюсти ряд условий, первое из которых выбор правильного места для будущего жилья.

Места есть сильные, нейтральные и гиблые. На последних возводить жильё нельзя, к таким местам относят кладбища, места рядом с действующими храмами и святилищами, или же места, на которых храмы и святилища стояли и были разрушены. Так же к местам, на которых не следует селиться относились крутые излучины рек, места, где раньше проходила дорога - считалось, что в таком месте в доме не задержится счастье и богатство. Сильное же место богато подземными ключами, деревья да кустарники на нём растут ровные да высокие.

Был и специальный обряд, помогающий определить то ли место выбрано для постройки дома.

Расположение дома так же было немаловажным, оно согласовывалось со сторонами света и, соответственно, с т. н. геомагнитной сетью или, по старому - Линиями Нави. Сам дом возводился в традиционной пядевой системе мер, которая была привязана к телу человека. А значит, был изначально сладен со своим хозяином, создавался исключительно под него. И человек в таком доме чувствовал себя свободно и уютно. Внутренняя планировка дома согласовывалась с коловратами, порождаемыми стихийными Потоками Небес и Земли. Внешнее убранство дома обрамлялось обережными узорами, чтобы привлечь в дом положительные стихийные Потоки и устранить воздействие худых Потоков. В комнатах дома помещались специальные Предметы Силы, посвящённые Богам-покровителям данных частей дома.

При строительстве дома, под его фундамент ложился заклад - специальные обереги с рунными символами и заговорами, которые должны были привлекать, притягивать в дом Жило. Такие же обереги и знаки клались или чертились на полу под верхним покрытием, закладывались в углы, под плинтуса и под косяки дверей и окон.

Сам дом устраивался по определённому принципу и каждая часть его была взаимосвязана с Богами. Горизонтально дом делился Перуновым крестом на четыре сектора, соотнесённых с четырьмя Богами - устроителями домового пространства. Причём, каждый из этих секторов так же мог быть разделён по принципу вложенных пространств. Вертикально дом повторял трёхчастное строение мира: нижняя часть - фундамент и подпол или погреб - Навь, прошлое, основа; средняя часть - жилая - Явь, то место, где проходит жизнь домочадцев; чердак и крыша - небесный свод, Правь - обитель высших Сил. Через крышу в дом идут небесные Потоки, именно поэтому в старину крыша любого дома была со скатами, что бы текущая с Небес Сила не застаивалась и не создавала лишнего напряжения, а омывала дом, подобно дождю. Двускатная крыша обычно располагалась по направлению восток-запад, а на коньках её вырезали конские головы, символизирующие колесницу или лодью Дажьбога-Солнца, в которой плывёт он по Небу.
Самой сильной считалась южная сторона дома, сторона в которой по земному коловрату стихий властвовал Стриб (стихия) земли, а по небесному коловрату - Стриб солнечного огня. Именно на южной стороне, по которой ходит Солнце располагали фасад - лицо дома. С этой стороны было обычно и больше всего окон.

В южной стороне дома располагали так же гостиную и кухню, поскольку южная сторона - сторона плодородия, блага и здоровья. Причём гостиная смыкалась с восточной стороной, ибо восточная сторона несёт Потоки бродяжные, кочевые - как раз гостей привечать. Покровительствовали гостиной Белобог - устроитель явной жизни и Стривер - хозяин пространства, Отец ветров. Потому и решались в гостиной все важные семейные дела, велись семейные советы и здесь же привечались пришедшие в дом гости. Кухня смыкалась со стороной западной, поскольку запад несёт Потоки материального достатка и стабильности. Находится кухня под управлением Числобога - хранителя времени, чисел и Божества счёта и расчётов и Макоши - небесной пряхи, покровительницы женщин. Пространство кухни от печи до южной стены именовалось женским кутом - тут женщина была полноправной хозяйкой. В кухне же находится и одно из самых значимых Мест Силы дома - печь. По древним славянским преданиям первое, что сварганил небесный коваль Сварог - была печь. И первыми словами его были: «Да будет огонь в этом очаге!». А свет, уже от огня, сам по себе появился. Первым печником был Бог Сварог, оттого все Мастера печные – Свароговы братья. Печь – это ворота в Навь – древний мир человечества. За каждой печью живет Бог начала, наш Первопредок. Он и сейчас там живет, только люди забыли про это, кто с печью дружит, тот Его увидеть может. Обычно Он появляется в пламени в виде Огневика. Женское лоно устроено по образу той печи, внутри которой Сварог поместил огонь Животворящий. Вкладываешь в неё сырое, а получаешь готовое, с Духом и Душою. Печь из смерти в жизнь переводит, из минувшего в будущее. Очаг в доме - жизнь в доме. Дом без очага вовсе не дом, даже во временном доме есть очаг. В современных квартирах на кухнях стоят газовые, электрические, но печи. У огня всякая может быть природа. Любая печь – дитя той Божественной Первопечи. Любой огонь, у которого греешься и на котором еду готовишь, дом в храм превращает. С очагом обращаться нужно с пониманием, по всем правилам: содержать в чистоте, как содержишь в чистоте свое тело, каждый день протирать. Если печь хорошо попросить, она и дом сохранит от всякой нечисти, и болезнь прогонит, и печаль всякую. В печи можно печаль свою сжечь, любую беду прогнать. А еще огню печному можно дурные сны рассказывать, предчувствия нехорошие. Печь – почти как Бог, всемогуща! Прабог живет в мире, называемом Навь, там живут Навьи - Души Предков, и туда после смерти уйдем и мы. Оттуда же в мир приходят новые Души. Печь это образ Матери-Земли. У печи молят о будущих детях и перепекают недоношенных и больных. В печи дикий огонь превращается в ручной и служит человеку.

С запада к южной стороне обычно примыкала, приожая или веранда. При чём вход в дом должен быть с заподной стороны, чтобы в дом текли Потоки достатка материального и стабилности. Находиться прихожая и вход под управлением Перуна — он правит потоки, тякущие в дом. И стоя на страже межи отделяющий пространство дома от чужого мира задомья, правит течением Жила в доме. С внешней стороны на крыльце над входной дверью вешают обычно поткову, обязательно побывавшую под лошадью и найденую самостоятельно. Чтобы привлечь счастье и достаток вешают её рогами вверх., рассположеная так подкова семволизирует ещё и полную чашу в доме. А вот с внутренней стороны под наличник обычно втыкают иглы или нож, чтобы перебить течение худых потоков и отвадить иущих в дом с худыми намерениями. Сами же наличники над входной дверью и фронтон крыльца украшают резными знаками Перуна — Градинами.
С заподной стороны дома должны распологаться все материальные ценности, буть то деньги, драгоценности или кладовые с запасами продуктов. Тогда в доме непрерывно удет господствовать достаток и благополучие. На западе нужно обустраивать и деловое место, тогда любое дело будет приносить ощутимый материальный результат.

Это лишь некоторые принципы обустройства Ладного дома нашими Предками, способного быть оберёгом и настоящим родовым гнездом для населяющих его. Сами же Славянские знания по обустройству дома, весьма обширны, и включают в себя в том числе и сведения о создании домашних оберёгов, отгоняющие несчастья и недуги, и превликающих благо, древнии обряды, призывающие в дом Силу и Благодать Богов и Стихий. И многое многое другое.

И даже если вы живёте не в собственном доме, а в квартире многоэтажки, пользуясь мудростью наших Предков можно превратить её из серого типового холодного склепа в согревающий Душу и сердце родной уголок.

Статьи по теме