Демонология(происхождение демонов, иерархия, классификация, обитание, описание, возможности,список,редкие, защита от некоторых). Классификация сущностей: от мелких бесов до демонов Где находится демон

Католическая церковь при новом Папе Римском стала активно поддерживать экзорцистов, то есть священников, специально обученных изгонять бесов. Даже сам Папа Франциск помогает им в этом не легком труде. Однажды во время обхода паствы ему пришлось изгнать четырех бесов из одержимого мексиканца. Парализованного страдальца привел главный экзорцист Ватикана отец Аморт. В одиночку ему не удалось справиться с нечестивыми духами. Это говорит о том, что в наше время силы Тьмы особенно активны и каждому человеку следует разбираться какие виды бесов существуют.

Изгнание бесов

Что же представляют собой нечестивые духи? Это злые сущности, призванные князем Тьмы, чтобы извращать человеческие души. А вселение в тело – лучший для этого способ. За рубежом, как уже упоминалось, используется обряд экзорцизма. Далеко не каждый священнослужитель имеет право провести этот ритуал. Для этого необходимо иметь специальную квалификацию.

В православной традиции экзорцизму соответствует отчитка. Священник читает молитвы властным голосом, устрашая засевшего в человека демона. Подобная практика известна на Руси с XIV века. А в 1646 году метрополит киевский Петр Могила составил требник, в котором был создан перечень необходимых для православной отчитки молитв.

Виды бесов по способу воздействия на человека

Князь Тьмы

Первейшим среди демонов является Сатана. Падший ангел отвернулся от Господа и за ним последовали сущности разных уровней. Главной задачей Сатаны стало богоборчество и отвращение людей от праведного пути. Он лучше всех знает божьи законы и умеет находить лазейки в них. Именно Сатана направляет бесов для захвата человеческих тел.

Ваалберит

Один из главных помощников и секретарь Дьявола. Ваалберит управляет демонами, склоняющими людей к самоубийствам. Помимо этого, он и его приспешники вызывают беспричинные ссоры. Сплетни, злые козни и богохульство также являются последствиями действий такого вида бесов.

Левиафан

Также является демоном высшего уровня, подчиненный непосредственно Сатане. Виды бесов, находящиеся в его ведении, склоняют людей к грехам, идущих вразрез с верой в Господа.

Все, что связано с жаждой роскошной жизни насылается бесами Асмодея. Он соблазняет человека, показывая ему видения богатства. Заставляет завидовать тем, кто большими деньгами обладает.

Если человек склонен к лени и не любит праведный труд, то есть большая вероятность воздействия бесов Астарота. Они заставляют людей проводить дни в безделье. Разумеется, первой задачей бесов является отвратить человека от Бога. Ведь проводя целые дни на диване перед телевизором, человек не находит сил даже на молитвы Всевышнему.

Бесы, подчиняющиеся демону Верену, стоят у истоков человеческой нетерпимости. Они радуются, когда люди ссорятся на почве национальности или религии. Нежелание помочь окружающим и презрение к страждущим является действием беса Верена.

Неряшливым человек становится от козней Грессила. Коварные духи отвращают человека от гигиены, желая превратить его в подобие животного. Часто именно они находятся среди тех, кто завладевает человеческим телом.

Соннелон

Со своими слугами Соннелон досаждает Господу, вызывая у человека страстную ненависть к другим людям. Ведь если создания Творца будут разобщены, Сатане будет легче покорить их поодиночке.

Противостояние разным видам бесов

Какой бы демон ни пытался искусить человека, есть один важнейший способ противостояния ему. Сохраняйте помыслы в чистоте. Если думаете о людях плохо – опомнитесь и в молитве попросите прощения. Господь всегда дает силу для противодействия злу. Любые виды бесов испугаются священника с высокой духовностью, поэтому чаще ходите в церковь на богослужения.

Она у всех на слуху. Вот, скажем, демоны. Реалисты хоть и посмеются, а все же знают, что это такое. И в ночную тьму, когда ненужные мысли лезут в голову, волей-неволей тоже подумается: а может, правда, существуют? Найти список демонов ада с фото, конечно, не получится - да и не докажет это ничего, а все же поинтересоваться порой весьма полезно.

Демонология - культурное наследие народов мира

Конечно, это все лирика, а кроме того, личное дело каждого. Но подобные рассказы и мифы, легенды, передающиеся из поколения в поколения, страшные сказки, зачастую сходны в некоторых трактовках. Все они сводятся к одному названию - демонология. Мифы демонологии очень древние. Некоторые имена демонов, которые можно почерпнуть из нее, превратились в другие - дали вдохновение для персонажей литературы, изобразительного искусства и театра.

Мистика вообще всегда вдохновляла творцов. Это - огромный пласт, в котором старое можно сколько угодно показывать в новом свете и каждый раз удивлять.

Кроме того, демонологию в ее привычном смысле можно считать наследием культуры в той же мере, как и другие мифы.

Демонология, кроме всего прочего, включает в себя список демонов ада. Имена обычно расставляются в алфавитном порядке или по демонической иерархии.

Христианская демонология

Христианство представляет демонов как падших ангелов. Первый, и самый главный из них, конечно, Люцифер - бывший ангел, прекраснейший из них, посмевший возомнить себя самим Богом. Дальше христианская демонология разделяется на две ветви: первая повествует о том, что Люцифер ответственен за творение остальных злых духов, вторая отрицает возможности Дьявола творить, оставляя данный процесс только за Богом, а значит, иные демоны - также падшие ангелы, только более низкого ранга, те, которые преклонились перед Люцифером сами.

Вообще Люцифер - самый известный и самый неоднозначный образ в демонологии. Ему же приписывают имена Дьявола и Сатаны, он же является Властителем Ада, хотя в то же время указывается, что он заперт в своем королевстве, и его же слуги распаляют жар, в котором он горит. В любом случае, если рассматривать список демонов Ада, имена которых расставлены по иерархии, Люцифер будет на первом месте.

Злые духи или бездушные существа?

Интересная дилемма насчет наличия души у демонов: по христианской демонологии само название бесспорно указывает, что, разумеется, есть. Другие же источники несколько различаются по мнению в этом вопросе.

Так, например, есть теория, что падшие ангелы - это высший ранг демонов, самые главные и самые сильные из них. Остальные же - это души людей, попавших в ад и превратившиеся в злых духов. По этой теории получается, что душа у демонов все-таки есть.

Другая теория исходит из того, что демон оттого и демон, что он бездушен. Потому у них и черные глаза - ничего не отражающее зеркало души. Объяснение у теории такое, что демоны не умеют чувствовать. Вследствие всего этого человек, попавший в ад за свою греховность, страдает там веки вечные, и выбраться ему не представляется возможным даже в виде демона.

Демоны ада: список имен

Как видно, вопросов насчет демонологии существует много. Почти все из них имеют неоднозначные ответы. Есть ли что-то в этой псевдонауке определенное? Как ни странно, это имена. Так, знамениты демоны ада, список имен которых составляли демонологи: среди них есть те, которые известны из литературы даже тем, кто в общем-то далек в своей жизни от мистики, есть такие, которые напрямую связаны с библейскими событиями, а есть и те, которые могут весьма удивить своей необычайностью и в то же время подробной историей. Ниже представлен иерархический список демонов в демонологии.

  1. Люцифер (ивр. לוציפר; лат. Lucifer) (свет несущий) - Властитель Ада. После того как Люцифера низвергли с небес, его облик из прекрасного ангельского сменился на безобразный: красная кожа, рога и темные волосы. За его плечами огромные крылья, а каждый палец венчает остроконечный коготь. Сила дьявольская огромна, ему подвластно все в Аду, и все в нем ему поклоняется. С образом Люцифера связывают такие характеристики, как свобода (восстание), гордыня и познание. После падения с небес приобрел имя Сатаны. К грехам этого демона прежде всего приписывают попытку заполучить Божий престол, но также и то, что именно Люцифер подарил людям знание. В христианской демонологии его именем также является и Дьявол.
  2. Касикандриэра - жена Люцифера. Повелительница Ада. Упоминается в малом количестве источников.
  3. Астарот (лат. Astaroth; ивр. עשתרות) - первый в Аду после Дьявола. Он один из тех падших ангелов, что последовали за Люцифером и потому были низвергнуты с небес с ним же. Обладает недюжинной силой. Очень талантлив, умен и обаятелен. Он красив, и ему нетрудно вызвать любовь к себе при помощи своего очарования. Однако красоты в нем столько же, сколько и жестокости. Астарот чаще других демонов изображается в человеческом облике. В гримуарах он, напротив, уродлив, но ни в одном источнике не умаляют его силу. Популяризация образа этого демона сводится к использованию его в литературе и ином искусстве. Знаменитый Воланд, к примеру, во многом похож на Астарота. К характеристикам правой руки самого Сатаны причисляют возможность сделать человека невидимым, подарить власть над змеями, а также ответить на любой вопрос.
  4. Астарта (ивр. עשתורת) - жена Астарота. В некоторых источниках образы демонических мужа и жены сливаются в одного падшего ангела под именем Астарт. Написание обеих имен на иврите идентичны. Древние финикийцы называли войны и материнства.
  5. Вельзевул (ивр. בעל זבוב‏‎‎‎, Beelzebub) - Повелитель мух, демон Власти, командует легионами Ада. Имя Вельзевула также небезызвестно: оно иногда также называется как еще одно имя Дьявола. Этот демон чрезвычайно могуществен и считается соправителем Люцифера. Вельзевула иногда отождествляют с грехом чревоугодия, путая его с другим демоном - Бегемотом. Быть может, это потому, что облики, принимаемые Повелителем мух, разнообразны: от трехголового демона до огромной белой мухи. Данное прозвище, в свою очередь, имеет две возможные истории: считается, что Вельзевул наслал с мухами чуму на Ханаан, также причина может быть такой, что мухи ассоциируются с мертвой плотью.
  6. Буфовирт - жена Вельзевула.
  7. Лилит (ивр. ‏לילית‏‎‎‎, лат. Lamia) - первая жена Адама. Легенды о ней различны: ее называют и первой женщиной до Евы, которая была создана уже после Лилит, по ее внешности, но с нравом покорным. По этой теории, Лилит была создана из огня и потому была свободолюбивой, строптивой. Другая легенда называет первую демоницу змеей, которая также была в союзе с Адамом и, приревновав его к Еве, соблазнила ее Запретным Плодом. В Лилит величали Духом ночи, причем являться она могла то в образе ангела, то демона. В некоторых источниках эта демоница - супруга Сатаны, ее уважают и чтят многие демоны. Список имен женских начинала бы именно Лилит.
  8. Аббадон (ивр. אבאדון; лат.Abaddon) (погибель) - другое имя Аполлион. Властелин Бездны. Демон смерти и разрушения. Его имя также порой используется как еще одно имя Дьявола. Падший ангел, истребляющий все вокруг себя.

Перечислены главные демоны, занимающие высшие посты в Аду и принимающие зачастую человеческий облик. Большинство из них - падшие ангелы. Это очень могущественные демоны. Список имен на латыни дублируется русскими и древнееврейскими (на иврите) названиями.

Демоны-существа

Кроме падших ангелов, существуют еще демоны животного облика. Главные из них - Бегемот и Левиафан - огромные чудовища, созданные Богом. По легенде, в конце концов они должны сразиться в схватке и убить друг друга.

  1. Бегемот (лат. Behemoth;ивр. בהמות‏‎‎) - демон животного облика, умеющий принимать формы всех крупных зверей, а также лисицы, волка, собаки, кота. В иудейских преданиях Бегемот величается Символизирует плотские грехи - чревоугодие и обжорство. Кроме них, этот демон вызывает в людях их наихудшие черты, склоняет их к животному поведению и облику. Бегемот очень жесток и невероятно силен - сама его внешность отражает этот факт, однако на человека он также может влиять и косвенно, не прямым насилием - пробуждая у него страсть к греховности. В Аду он - Сторож в Ночи. Образ демона использовался в литературе: самый известный пример - это кот Бегемот Булгакова. Любимый шут Воланда из "Мастера и Маргариты" больше содержит характеристик от автора, чем от преданий, и тем не менее носит его имя. Также булгаковский кот обладает свойством оборотня.
  2. Левиафан (ивр. לִוְיָתָן) - огромное чудище, о котором ходит много преданий. В некоторых источниках Левиафан - это демон, один из ангелов, свергнутый с небес вместе с Люцифером. В других Левиафан называется тем самым библейским змеем-искусителем, его обвиняют в том, что именно он подал Еве идею вкусить запретный плод. Третьи утверждают, что Левиафан - не ангел и не демон, а совершенно иное существо, чудовищное творение Бога, созданное раньше, чем все живое на Земле и на Небе. В одном сходятся все эти источники, называя чудовище огромной змеей. Это дает возможность подвергнуть сомнению первую теорию о падшем ангеле. Многоголовая змея, имя которой переводится как "извивающийся зверь" упоминается в Ветхом Завете. Предполагается, что Божье творение было таковым во имя персонификации всех сил зла, и что сам Творец уничтожил Левиафана еще в доисторические времена. Однако есть и другое предание, уже указанное выше: о Левиафане и Бегемоте, чья схватка и смерть еще грядет.

Бегемот и Левиафан - существа, которых чаще величают монстрами, а не демонами, и которые являются доказательством непостижимости Божьих творений.

Семь смертных грехов

Чуть ранее были представлены главные демоны: список имен и описание. Для некоторых из них были указаны ассоциации со смертными грехами. Однако существует и более подробная классификация данного явления:

  • Люцифер - Гордыня (лат. Superbia). Возгордившись собой, Люцифер попытался занять место Бога, за что и был изгнан с Небес.
  • Вельзевул - Обжорство (лат. Gula).
  • Левиафан - Зависть (лат. Invidia). Интересная параллель со змеиным обликом Левиафана и зеленым цветом Зависти.
  • Асмодей - Похоть (лат. Luxuria). Латинское название этого греха схоже с английским словом luxury - роскошь.
  • Маммон - Жадность (лат. Avaritia).
  • Бельфегор - Лень (лат. Acedia).
  • Сатана - Гнев (лат. Ira).

Разделение вызывает недюжий интерес: получается, что Люцифер и Сатана - не одно и то же. Почему так?

Дьявол, Сатана, Люцифер - разные имена одного и того же зла?

Разные ли это демоны ада? Список так же как и русских, не отвечает полностью на этот вопрос, хотя и дает небольшую предысторию. Окунемся же в нее.

Дьявол в переводе на латынь звучит как Satan и означает "враг", Сатана - Diaboli, чье значение "клеветник", следовательно, Дьявол и Сатана синонимичны относительно друг другу. Дьявольский образ противоположен Божьему. Предполагается, что Сатана - творец и владыка сил зла, что противоречит точке зрения о том, что все на свете создал Господь. Поэтому и возникает другая легенда - о Дьяволе как о Люцифере.

Предание уже описано здесь - изгнание прекрасного ангела и причина его падения с небес. Перевод имени Люцифер происходит от латинских корней lux - "свет" и fero - "несу". После заключения в Аду он взял себе другое имя. И миру явился Сатана.

На иврит Сатана переводится как Zabulus, из чего пошло мнение, что Вельзевул (Beelzebub) можно трактовать как Баал - дьявол, и это еще одно имя Владыки Ада. Но это самая непопулярная теория - так как существует множество легенд о Повелителе Мух в качестве самостоятельного персонажа. В то же время в иудейской среде этот демон имеет большую силу, чем в традиционной демонологии.

Что же насчет Люцифера и Дьявола? Несмотря на то что есть точная причинно-следственная связь и объяснение сразу двух (а то и трех) имен, до сих пор существует иная трактовка, где это разные демоны, и им причисляют разные свойства.

Самаэль - загадка демонологии

В дополнение к предыдущему вопросу стоит упомянуть и Самаэля. Когда были представлены демоны, список и описание, он не вошел в него. Это еще точно не решено, ангел Самаэль или демон.

По обычному определению Самаэль описывается как ангел смерти. Вообще-то эти существа не относятся ни к добру, ни к злу, как не относится к этим понятиям сама смерть. Это - естественный процесс, и потому шинигами, как величают их японцы, всего лишь следят за тем, чтобы все шло своим чередом. Но Самаэль - не такая однозначная личность, иначе не вызывал бы вопросов.

Имя Самаэля часто путают с главным Божьим Архангелом. Или называют в числе семи архангелов. Говорят также, что Самаэль - есть Демиург, то есть создатель всего живого, значит, Бог.

Интересно, что вместе с этим его же часто причисляют и к демонам Ада - более того, по некоторым утверждениям, Самаэль - истинное имя Дьявола, ангельское, до падения с небес. Правда, при таком раскладе непонятно, что есть такое Люцифер.

До загадки демонологии добралось и предание о змее-искусителе Евы - имеются источники, что это и был Самаэль.

Самое же популярное описание уже было приведено: Самаэль - ангел смерти, с одним только уточнением: тот самый ангел смерти, что пришел за Моисеем.

Антихрист

Ошибочно путать с Дьяволом и Антихриста. Ключ к разгадке этой персоны лежит в его имени: Антихрист - враг Христа, его антипод. Тот, в свою очередь, как известно, являлся сыном Бога, никак не его прототипом. Именем Антихриста иногда называют всякого, кто не исповедует Иисуса Христа, но на деле это не совсем верно. "Анти" значит "против". Антихрист должен быть именно врагом Иисуса, идти против него, быть равным ему по силе.

Инкубы и суккубы

Говоря о демонах, стоит упомянуть о более мелких служащих, ставших все же довольно известными в человеческих рядах. Это, конечно, демоны-искусители плотских утех, похоти и страсти.

Женская демоническая ипостась разврата - суккуб (иначе суккуба), вопреки представлениям о прекрасной дьяволице, безобразное чудовище. Низший демон, являющийся во снах известного содержания с гораздо более привлекательной внешностью, пожирает жизненные силы человека, опустошая его. Суккубы, разумеется, специализируются на мужчинах.

Столь же малоприятная сущность и мужская ипостась - инкуб, целью которого являются женщины. Действует он таким же методом, как и его "коллега". Суккубы и инкубы охотятся на грешников, их зона атаки - разум и подсознание.

В заключение

В статье приведены только самые известные и влиятельные демоны. Список, изображения в котором иллюстрируют злых духов, можно дополнить еще такими именами:

  • Аластор - демон-глашатай.
  • Азазель - демон-знаменосец, имя которого известно почитателям Булгакова.
  • Асмодей - демон разводов.
  • Барбас - демон сновидений.
  • Велизар - демон лжи.
  • Маммон - демон богатства.
  • Марбас - демон болезней.
  • Мефистофель - знаменитый демон, который служил Фаусту 24 года.
  • Оливьер - демон жестокости.

Если же вдаваться в подробности каждой мифологии и религии, то список может содержать более тысячи имен и этим не ограничиваться. Как видно из статьи, некоторые имена задают больше вопросов, чем дают ответов: разные веры трактуют их по-разному, иногда даже сложно понять, ангел это или демон, на чьей он стороне. Много неоднозначностей и с описанием самого Князя Тьмы, его именем, его владениями, его способностями.

Существуют легенды, по которым даже сами демоны не являются злыми духами, но промежуточными состояниями между людьми и богами, не добро и не зло. Демонология хранит много секретов. Хотим ли мы их раскрыть?

О демонах слышали все. В средние века была составлена подробная классификация этих существ, над которой работали видные европейские философы, оккультисты и монахи. Российская демонология вобрала в себя народные верования, основанные на наблюдениях за природой и домашним бытом.

Вопросом демонологии я заинтересовалась после небезопасного увлечения черной магией моей сестры, которая попала на лечение в состоянии затяжной депрессии. Она совершила несколько попыток вызова демона, после чего получила сильное нервное истощение. Чем опасны демоны для людей, где они обитают, можно ли войти с ними в контакт? Рассмотрим эти вопросы в статье.

Несмотря на подробное описание демонов средневековыми учеными-теологами, эта тема полностью не раскрыта. Описание демонов носит хотя и конкретный, но не определенный до конца характер. Иногда описание демонов одним ученым богословом противоречит мнению и описанию другого. Христианская теология отталкивается от дуалистического восприятия мира, в котором добро постоянно воюет со злом. Поле битвы этих дуальных сил — человеческие души.

Демоны согласно христианскому учению являются падшими ангелами, проклятыми Богом. Они сохранили свое ангельское естество, но утратили безгрешность. Предводителем падших ангелов является Люцифер, который вознамерился стать равным Богу и занять его место. После того как Бог низринул Люцифера с небес, тот увлек за собой треть ангелов небесных. Они и стали именоваться демонами и бесами. Отныне их главной задачей становится распространение зла и греха среди людей.

Так как демоны и их предводитель Сатана (бывший Люцифер) ничем не могут навредить Богу и его воинству, то всю своею злобу и ненависть они обратили против его подобия — человека. В своих кознях Сатана постоянно использует ложь, прикрывая ее правдоподобными вымыслами. Так, он способствовал созданию многих лжерелигиозных культов, которые уводили и уводят людей от истины. Неправильное поклонение Богу приравнивается поклонению дьяволу и демонам, что и нужно было Сатане.

Также Сатана постоянно пытается доказать людям свою силу и мощь, претендуя на господствующее положение в их сердцах. Для этого он использует целую армию колдунов и ведьм, которые обольщают людей ложными чудесами и иллюзией. Например, при магическом вызове покойного вместо него приходит бес, а человек принимает беса за душу умершего. Таких ложных чудес, которые совершают колдуны с помощью нечистой силы, великое множество.

В Ветхом Завете упоминаются следующие имена падших ангелов:

  • дьявол, он же Люцифер — с греческого языка переводится как клеветник;
  • сатана — с древнееврейского переводится как противник, губитель; этим словом обозначают всех падших духов;
  • Велиар — с древнееврейского переводится как развратник и негодяй;
  • Вельзевул — обозначает князя бесовского, встречается в обоих заветах — старом и новом;
  • демон — это злой дух;
  • бес — это тоже злой дух.

Бесовское царство имеет четкую иерархию, руководят им 4 верховных демона: Люцифер, Вельзевул, Астарот, Молох. Однако в других источниках вместо Молоха упоминается Левиафан или Велиал.

Один из ведущих демонологов 16 столетия П. Бинсфельд выделял 7 верховных демонических существ согласно семи смертным грехам:

  1. Люцифер — гордыня;
  2. Маммона — скупость;
  3. Асмодей — похоть;
  4. Сатана — гнев;
  5. Вельзевул — чревоугодие;
  6. Левиафан — зависть;
  7. Бельфегор — лень.

В каббалистической демонологии выделяют 10 верховных дьяволов, которые соответствуют десяти темным сфиротам Древа Жизни.

Девять демонических чинов

Некоторые демонологи предположили, что бесовская иерархия копирует ангельскую и содержит девять чинов:

  1. псевдобоги во главе с Вельзевулом;
  2. духи лжи во главе с Пифоном;
  3. изобретатели злых дел во главе с Велиалом;
  4. мстители во главе с Асмодеем;
  5. обманщики во главе с Сатаной;
  6. наводящие бедствия и заразу во главе с Мерезином;
  7. фурии во главе с Абаддоном;
  8. обвинители во главе с Астаротом;
  9. искусители и злопыхатели во главе с Маммоной.

Псевдобоги — это те, кто притворяется истинным Богом. К ним относится весь греческий пантеон и языческие божества.

Задача духов лжи — вводить в заблуждение, используя гадания и пророчества. Это сохраняется и поныне, целая армия «ясновидящих» вводит народ в бесовское заблуждение и наваждение. Всевозможные гадалки «от бога», прорицатели и предсказатели уводят людей от истины, выдавая ложь за правду.

Задача изобретателей злых дел — уклонение от выполнения божьих заповедей. Для этого они создали множество разновидностей порочных искусств и занятий.

Задача мстителей и карателей — заставить людей жить мыслями о возмездии вместо выполнения заповеди любви и всепрощения. Демоны убеждают их, что необходимо отомстить тому, кто этого заслуживает.

Обманщики обольщают человечество ложными чудесами. Их задача — увести от истины. Они могут принимать образ просто человека с даром божьим, но иногда представляются посланником самого Бога.

Наводящие заразу духи господствуют над воздушной средой, через которую они передают различные эпидемии и мор.

Задача фурий — разжигать рознь, сталкивать людей, вводить в состояние войны и ненависти. Они работают как с отдельными личностями, так и с целыми народами и государствами.

Обвинители управляют клеветой, ложными доносами, оговорами и сплетнями. Они вводят человека в недоумение, а весь компромат отправляют своему главарю Астароту.

Задача искусителей — ввергнуть людей в грехи. Особой удачей считается превращение богобоязненного человека в греховодника.

Три уровня темной иерархии

Некоторые богословы и теологи средневековья уверены, что в мире демонов сохранился порядок ангельской иерархии.

Первый уровень

Как и в мире ангелов, этот уровень содержит в себе 3 ступени:

  1. серафимы;
  2. херувимы;
  3. престолы.

Род занятий демонов

Нечисть классифицируют и по роду занятий, которым она владеет. Эту классификацию предложил в 15 столетии Альфонс де Спина. Классификация довольно спорная и не признается многими теологами из-за неточности описаний.

Классификация по Альфонсу де Спина:

  • парки;
  • чистые демоны;
  • помощники ведьм и колдунов;
  • инкубы и суккубы;
  • полтергейст;
  • марширующие призраки.

Парки — это три богини судьбы римской мифологии. Де Спина считал их нечистью, которая оказывает непосредственное влияние на людские судьбы.

Чистые демоны, по мнению де Спина, нападают исключительно на святых людей. Особое значение для этих нечистых духов имеет удача в совращении праведника и ввержение его души в пучину греха и страсти. Также существуют демоны сновидений, которые насылают кошмары и питаются энергией страха спящего человека.

По мнению де Спина к каждой ведьме и к каждому колдуну приставлены помощники, родом из ада. Обычно они имеют облик домашнего или дикого животного небольших размеров. Это может быть филин, кот, собака. Отдельный вид нечисти заставляет ведьм вспоминать шабаши, которых не было. То есть, это ложные воспоминания, вводящие в полное заблуждение.

Суккубы и инкубы — это демонические сущности, которые соблазняют мужчин и женщин, вступают с ними в интимные контакты и питаются энергией сладострастия. Помимо этих сущностей де Спина обозначил и демона, питающегося мужским семенем. Согласно другим источникам, из извергнутого семени рождались нечистые духи.

Также Альфонс де Спина выделял марширующих призраков, которые являются в виде толпы людей. К нечисти был причислен и полтергейст — шумный домашний дух.

Планетарные соответствия по Корнелию Агриппе

В древних оккультных источниках находится информация о духах, которые покровительствуют планетам. Например, о демонах планет было указано в древнем трактате «Ключ Соломона». Корнелий Агриппа составил подробную таблицу соответствий демонов планетам, которую можно найти в «Оккультной философии», т 4. Автор описал внешний облик существ, особенности поведения и ряд вопросов, с которыми к ним можно обратиться при вызове.

Если нужно сделать приворот или сексуальную привязку, обращались к духам планеты Венера. Если нужно было одолеть врага, обращались к духу планеты Марс. То есть, каждая из семи планет солнечной системы имела своего демона-покровителя. При вызове сущностей следовало в точности соблюдать все соответствия, указанные в трактате. К ним относится час проведения обряда, день недели, драгоценный камень и иная атрибутика.

Современная классификация

В наши дни была сделана еще одна попытка классифицировать демонов по роду занятий. Этим занялась демонолог Стефани Конолли. Она составила классификацию, удобную для магического вызова того или иного демона и беса.

Для приворотов и разжигания страсти обращаются к Лилит, Астароту или Асмодею. К ним же обращаются для привлечения второй половинки и поиска сексуального партнера.

Для наведения порчи и мести врагам обращаются к Абаддону, Андрасу либо Агалиарепту. С помощью этих демонов пытаются одолеть противника, превосходящего силой и умением. Также в черном деле помогают их слуги.

Чтобы убить врага физически, обращаются к демонам, заведующим некромантией. Это Бабаэль, Ваалберит и Эврин. Также к ним обращаются, чтобы избежать преждевременной смерти.

Черную магию используют не только для приворотов и порчи, но и для исцеления. Для избавления от тяжелых недугов обращаются к демонам Велиалу и Верье, а также к Веррину.

Для усиления результатов магических обрядов и контакта со стихиями обращаются к Дагону, Левиафану, Люциферу. Эти демоны управляют природными стихиями и смогут помочь в установлении контакта с ними.

Приобрести богатство или разорить врага — с этими просьбами обращаются к Маммону, Вельзевулу или Бельфегору. Эти демоны заведуют материальной составляющей жизни людей, также у них можно попросить удачу для решения любого вопроса.

Увеличить свой информационный багаж и постичь тайные магические знания помогают демоны Пифон, Делилитор и Ронве. Однако эти бесы открывают тайные знания только черным магам, работающим со светлыми силами к этой информации путь закрыт.

Русская демонология

Славяне верили в нечисть еще задолго до крещения Руси. Влияние христианского вероучения несколько изменило представления людей о демонических существах, но не коренным образом. Скорее, христианское богословие добавило новых существ к уже имеющимся.

Яркими представителями дохристианской и постхристианской демонологии являются заложные покойники, иными словами — ходячие мертвецы. Также их называли упырями.

Славяне верили в нечисть Бадзулу, который мог превратить в бродягу и пьяницу любого человека. Этот дух появлялся на улицах селений осенью и имел облик женщины, одетой в рванье. Чтобы защититься от этого духа, с поздней осени крестьяне подозрительно относились к путникам.

Славяне одухотворяли всю природу и населяли реки, леса, поля и болота разными духами. С приходом христианства эти духи автоматически были причислены к нечисти. Чтобы защитить себя и свой дом от негативного влияния нечистой силы, славяне делали специальные обереги и читали защитные заговоры. Также крестьяне верили, что и болезни тоже насылают злые духи, поэтому при недомогании начинали их прогонять особенными ритуальными действиями.

В славянском фольклоре присутствуют и злобные духи, ранее бывшие людьми. Это мавки и русалки. Чтобы задобрить злобных существ, славяне делали им подношение. Помимо злых, рядом с человеком обитали и добрые духи. Например, домовые. Домашний дух почитается и поныне, в него до сих пор верят многие люди, как и дети верят в деда Мороза.

Как вы видите, русская и славянская демонология отличается от европейской. Корни у русской и европейской демонологии разные, поэтому соответствий практически нет.

ДУХИ - ЭТО ТОНКИЕ ТЕЛА
Духи (ангелы и демоны, или бесы) суть тонкие тела, в отличие от Бога, который есть Дух в ином смысле – он полностью нематериален и не зависит от времени и пространства, может находиться одновременно во всех точках пространства. Духи же тварные (ангелы и демоны) зависят от пространства – например, если он находится в одном месте, то в других местах его нет. Они в любой момент времени занимают определенное место в пространстве. Это касается как ангелов, так и бесов. Они могут чрезвычайно быстро передвигаться, но одновременно быть в двух разных местах не могут.
Католики считают по-другому. Они считают, что духи абсолютно бестелесны, как и Бог. Но это ересь и богохульство, т.к. творение приравнивается Творцу, кроме того, так невозможно объяснить многое из того, что делают ангелы и бесы. Такая позиция у католиков окончательно сформировалась и была заявлена в XVIII в., под влиянием философии Декарта, но и до этого они склонялись к таким воззрениям, каковые находятся в прямой связи с неправильным решением вопроса об исхождении Святого Духа.
Духи могут физически и химически взаимодействовать с предметами, веществами, телами, живыми существами – например, воспламенять, убивать, исцелять, переносить из одного места в другое, создавать шум, доставлять вещи, продукты, наполнять помещение светом, мраком, ароматом (или зловонием, если это бесы), управлять явлениями природы и т.д.

ПРИРОДА ДУХОВ
По своей природе ангелы, бесы и человеческие души одинаковы. Демоны – это падшие ангелы, во главе со своим начальником. Сначала его звали Люцифером (что в переводе "Утренняя звезда", "Денница"), потом стали звать диаволом, что значит "клеветник", "лжец", и сатаной, что значит "обвинитель", "противник", "истец" (в суде).
Человек первоначально имел такое же тонкое тело, как ангелы, но после грехопадения был одет в "кожаные ризы", т.е. получил грубое, дебелое тело. Чувства его огрубели, он стал неспособен видеть окружающих его духов, разве что при "отверзении очей", когда Бог на время "отверзает" органы чувств, и человек может видеть бесов или (гораздо реже) посылаемых к нем ангелов в их истинном виде.

ФОРМА И ВИД ДУХОВ
Ангелы, демоны и человеческие души имеют такую же форму и такой же вид, как человек. У них есть ноги, руки, голова, лицо, одежда и т.д. Душа человека тоже имеет форму человека ("внутренний человек"). Например, когда у человека ампутирована нога или рука, он продолжает чувствовать этот орган. Это не фантом, а реально ощущение души, т.к. тело лишилось ноги, а душа нет.
Ангелы имеют вид красивый и внушительный, демоны выглядят тоже как люди, но их черты искажены злобой и только поэтому они уродливы.
Католики считают, что человекообразный вид ангелов и демонов – это лишь видимость, иллюзия или временное принятие на себя тела, но эта точка зрения противоречит многим местам из Священного Писания, опыту святых подвижников, а также логике и здравому смыслу.

МЕСТА ОБИТАНИЯ ДУХОВ
Ангелы обитают на Небе, и там могут лицезреть Бога в том виде, в каком Он являет Себя им (в Его истинном виде Бога не может видеть никто – ни люди, ни духи, Его природа иная, чем природа Его творений, Он существует в "Свете неприступном", т.е. Его невозможно не только увидеть или познать но даже и приблизиться к Его познанию).
Ангелы а переводе значит "вестник". Их Бог может посылать на землю с различными поручениями. Ангел может принести благую весть, еду, одежду, помочь святому человеку, например, освободить из темницы и т.д., а может и убить, истребить войско или население города. Он беспрекословно выполняет волю Пославшего его, но делает это добровольно и свободно, в силу любви к Богу.
Падшие духи (или, по выражению апостола Павла, "духи злобы поднебесные") после того, как они восстали против Бога, были низвергнуты архангелом Михаилом и теперь занимают все воздушное пространство (то есть, фактически, космос), землю и ее недра (преисподнюю). Поэтому диавола называют также "князем мира сего", он управляет этим миром. После смерти и воскресения Христа власть диавола уменьшилась, но все равно весь видимый нам и окружающий нас мир остается его вотчиной. Весь воздух и все космическое пространство (пространство между землей и Небом) наполнен бесами, просто человек в своем обычном состоянии их не видит.
После крестной смерти и воскресения Иисуса Христа диавол был заключен на 1000 лет (это условная цифра, на само деле получается уже больше), до Страшного Суда, в преисподней. Таким образом, сейчас он находится как бы под домашним арестом, и видеть его вне преисподней невозможно. Поэтому если кто-то говорит или пишет, что встречался с самим диаволом, не верьте. Этот человек либо придумывает, либо сам был обманут каким-то мелким бесом.
Из сказанного ясно, что у человека несоизмеримо больше шансов встретиться с демонами (за исключением самого диавола), чем с ангелами. Мы можем часто ощущать на себе воздействия бесов даже в повседневной жизни – в виде бесовских нападений (приступов гнева, злобы, раздражения, часто неожиданных и необъяснимых для нас самих), забвения (когда вдруг самое главное почему-то вылетело из головы), рассеянности, умственных помрачений (когда мы принимаем дикие решения и совершаем глупые поступки, которым сами потом удивляемся), помыслов и прилогов, т.е. греховных, мерзких и просто вредных мыслей, подсказываемых нам бесами. Но по незнанию человек принимает их за свои собственные, ужасается, мучается, смущается, корит себя. Либо же соблазняется такими мыслями и начинает следовать им. Между тем такие мысли надо просто отбрасывать как чужие, нам не принадлежащие, открещиваться от них и делать спокойно свое дело. Бесы могут и физически воздействовать (например, человек спотыкается на ровном месте, свеча гаснет, вещь исчезает или портится и т.д.).

ЯВЛЕНИЯ АНГЕЛОВ И БЕСОВ ЧЕЛОВЕКУ
Ангелы являются человеку чрезвычайно редко. Вероятность встречи обычного человека с ангелом практически равна нулю. Если человек мало грешил и у него есть шанс успешно пройти воздушные мытарства, то он (его душа) может в момент своей смерти видеть приходящих за ним ангелов и умирает в хорошем настроении.
Бесы являются человеку значительно чаще, но тоже весьма редко. В момент смерти, если человек много грешил и у нет ни малейших шансов пройти мытарства, то он, как правило, может видеть бесов,пришедших, чтобы выдернуть его прямо из тела и утащить в ад. Ангелы если и приходят, то стоят где-нибудь поодаль со скучающим видом, прекрасно понимая, что это не их клиент. Такой человек боится смерти, плачет, кричит, не хочет умирать.
Ангелы практически всегда являются в своем истинном облике.
Бесы также могут являться в своем истинном облике (чаще всего так бывает, если их показывает человеку Бог, отверзая его очи), но могут (и очень любят и преимущественно так и делают) принимать ложные обличия и представать в виде животных, людей (например, умерших родственников, но могут и в виде живых), гномов, эльфов, русалок, прочих фантастических существ, в том числе классических чертей с хвостами, рогами и копытами, языческих богов, маленьких принцев и т.п., а также в виде ангелов, святых, Богородицы, Иисуса Христа (как, например, в заключительной главе "Мастера и Маргариты").
Поэтому необходимо быть начеку и не поддаваться бесовским проискам. Если вам вдруг является какой-нибудь святой или ангел, то надо обязательно прочесть Иисусову молитву или любую другую молитву, какую знаете (но только чтобы было однозначно ясно, к Кому она обращена, а то бес еще может перетолковать в свою пользу), перекреститься и не забыть попросить, чтобы явившийся помолился вместе с вами. Если это бес, он отвернет лицо или исчезнет. Хорошо также его перекрестить или брызнуть на него святой водой. Если это настоящий ангел или святой, то он не только не обидится, но даже похвалит за такую бдительность.
Эти рекомендации не распространяются на святых подвижников, которые особо искушаются бесами, им бесы являются и во время молитв (и даже преимущественно во время молитв). Но они сами знают, что им делать с бесами, или не знают, но в любом случае это проблема другого уровня.
Явлению духов всегда сопутствует сильный страх и ужас у человека, который видит их. В случае ангелов это страх Божий, смешанный с благоговением, раскаянием, любовью, сознанием своей ничтожности и греховности, в случае бесов – ужас, смешанный с отвращением, стеснение, смущение, тоска.

Восторженная экзальтация, до которой себя доводили западные подвижники (напр., св. Франциск Асизский, блаженный Генрих Сузо, Мейстер Экхарт, Игнатий Лойола, который, по его словам, мог в любое время по своему желанию вызывать у себя видения ангелов и Пресвятой Девы, и т.п.), не поощряется в Восточной церкви, такие опыты считаются недостоверными, опасными и чреватыми прельщением: человек может считать себя святым и думать, что общается с Богом, а на самом деле - в лучшем случае тешится своими эмоциями, фантазиями, субъективными состояниями, обманывает сам себя, а в худшем это бесовское наваждение. Явление ангелов или святых всегда неожиданно для человека, не может быть вызвываемо его собственными действиями (молитвами, призыванием), а происходит по произволению Божьему. Причины и цели этих явлений нам неизвестны, и гадать о них бессмысленно.

ОДЕРЖИМОСТЬ И БЕСНОВАНИЕ
Духи могут проникать в тело человека и занимать его, одновременно с его душой. Могут одновременно два и более духа соседствовать в одном теле. Этим занимаются в основном демоны.
Одержимый демоном человек может утрачивать способность контролировать свое поведение. От его имени и в его теле действует и говорит бес, и одержимый не несет ответственности за действия, совершенные бесом, за сказанные бесом слова. Это состояние может быть постоянным (редко) или находить временами, как припадки (как правило).

ЧТО МОЖЕТ ДЕЛАТЬ БЕС, ВСЕЛИВШИЙСЯ В ЧЕЛОВЕКА
Все что угодно. Бесы разумны, чрезвычайно изобретательны и остроумны (хотя есть и тупые), обладают колоссальными познаниями. Надо учесть, что живут они вечно, не отвлекаются на еду, сон, секс, тряпки и т.п., по своим интеллектуальным и физическим возможностям принципиально превосходят человека, могут перемещаться в пространстве почти мгновенно на любые расстояния, проникать сквозь стены, невидимо присутствовать при разговорах и делах, передавать друг другу информацию на расстоянии и т.д. Поэтому неудивительно, что они могут предсказывать события, находить исчезнувшие вещи, людей и т.д. Но все равно их предсказания могут не сбываться, так как промысел Божий их знанию и пониманию недоступен. Например, если какие-то люди вышли из Иерусалима, направляясь в Антиохию, демоны могут предсказать их приход. Но эти люди могут в пути погибнуть, заблудиться, быть остановленными Богом через ангела или посланными в обход, могут сами передумать и повернуть обратно, изменить свой маршрут. В этом случае предсказание беса не сбудется. Но чаще их прогнозы не сбываются потому, что они лгут. Бес может сорок раз сказать правду и помочь, чтобы в сорок первый раз солгать и навредить, да так, что вред от этого обмана перечеркнет всю пользу от предшествующей помощи. Необходимо помнить, что это духи злобы, они ненавидят не только Бога, но ненавидят и человека как Его любимое творение, их цель – овладевать людьми и мучить их, всячески вредить людям, поработить и уничтожить человеческий род. Об этом надо помнить особенно тогда, когда бес представляется справедливым, незаслуженно обиженным, мудрым, харизматичным, остроумным, трогательным, обаятельным, глубоким, тонким, галантным, добрым, просто милым и т.д. На самом деле он презирает вас, плюет на вас, вы для него тупое мясо, и не более того.
Отсюда правило: не верить ничему, что говорит бес, даже если он говорит правду.
Наконец, бес может просто хулиганить, что они, кстати сказать, очень любят (опять вспомним Мастера и Маргариту). Его самое любимое дело – испортить всю обедню. Отсюда – такое явление, как кликуши. Кликуша – это женщина, одержимая бесом или несколькими бесами, хулиганящими в церкви. Это может быть вполне приличная и набожная женщина, мать семейства, которая в жизни ведет себя совершенно адекватно, но стоит ей прийти на литургию, как она начинает хрюкать, лаять, куковать, выкрикивать ругательства, оскорблять священника, диакона, всех молящихся. На самом деле все это выделывает не она, а бес.

ПРИЧИНЫ ВСЕЛЕНИЯ БЕСА
Самые разные.
- греховность самого человека. Потворствуя своим страстям, впадая в грех, человек сближается с бесами, сам делает шаг навстречу им, и бесы удобно с ним соединяются;
- нечтение или небрежное чтение молитв, нехождение в церковь, непричащение, в том числе по уважительной причине. Например, описано, как бес вселился в женщину, которая не причащалась 6 недель;
- чистая случайность. Например, бес может попасть с пищей, водой. Отсюда рекомендация крестить все продукты, воду, читать молитвы перед едой. Может перескочить от другого человека вследствие неудачного экзорцизма или же просто так, если вдруг вы ему понравились больше, либо для перемены обстановки;
- бывает, что Бог по Своему милосердию специально попускает вселиться бесу, чтобы спасти душу человека через измождение тела, отвратить его от грехов, которые он мог бы совершить своей волей, если бы был свободен. Если человек смиренно принимает свое беснование, не ропщет на Бога, то душа его тем спасается.
- Бог попускает вселение беса в наказание за определенный грех (убийство, нарушение обета и т.д.). Это значит, что Бог любит этого человека, хочет его исправления, чтобы тот не попал в ад. Это может случиться, и часто случается, и после искреннего покаяния, в качестве епитимии. Боголюбивый человек, покаявшись в тяжком грехе, сам просит себе епитимии от Господа, чтобы страданием и смирением искупить грех и очистить душу.
- Бог попускает вселение беса во испытания своим верным и особо ценимым людям (как, например, св. Иову были попущены разнообразные мучения от сатаны). По этой причине бес может вселиться в святого подвижника, монаха-аскета (см., например, три Слова св. Иоанна Златоуста к Стагирию подвижнику, одержимому демоном http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/08.../contents.html)

ОТНОШЕНИЕ К ОДЕРЖИМОМУ
Таким образом, в пяти случаях из шести (условно говоря) человек не виноват в своей одержимости бесом. Он скорее жертва (а может быть, и любимец Божий) и заслуживает всяческого участия, сочувствия и поддержки. Это православная позиция, католики считают по-другому, отсюда их жестокое отношение к бесноватым, которых они отождествляли с ведьмами. В православных странах, а именно, в России одно время (при Петре Первом) преследовали кликуш, а до этого – тех, кто подозревался в наведении на них порчи. Но этим занимались светские власти, церковь же выступала против наказаний, поскольку это противоречит православному учению о духах, недвусмысленно выраженному в сочинениях святых Отцов.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В ВАС ИЛИ В КОГО-ТО ИЗ ВАШИХ БЛИЗКИХ, ДРУЗЕЙ, ЗНАКОМЫХ ВСЕЛИЛСЯ БЕС

Терпеть.
Терпеть.
И еще раз терпеть.
Терпеть и утешать.
Не впадать в уныние, не смущаться, не падать духом. Бодрствовать и трезвиться, не поддаваться бесовским проискам. Стараться не обращать внимания на беса, игнорировать его слова, советы, предсказания, не верить ничему, что он говорит, даже если он говорит правду или что-то полезное. Не следовать его советам, т.к. они всегда коварны.
Человека, одержимого бесом, если он православен и благочестив, поддерживать морально, а при необходимости и материально. Ни в коем случае его не чуждаться, сострадать ему, развивая в себе добродетель милосердия, на его примере постигать превратности жизни человеческой и неисповедимость путей Господних. Если ему негде жить или он добровольно возложил на себя бремя скитания, предоставлять ему ночлег. Если же это к тому же человек святой, блаженный, сильный молитвенник и прозорливец, то можно и полезно к нему обращаться за молитвенной помощью, советом, духовным наставлением.
Сам одержимый бесом должен смиренно нести выпавший на его долю крест, ни в коем случае не роптать, не жаловаться, не унывать, т.к. это смертный грех. Радоваться, что ему Господь послал такую возможность укрепить свою веру и очиститься от грехов. Усиленно молиться, часто осенять себя крестным знамением, не грешить, соблюдать Заповеди, как можно чаще исповедоваться и причащаться.
Всем окружающим рекомендуется при общении с одержимым бесом или бесами осенять себя крестным знамением, читать молитвы – чтобы бес вдруг не перепрыгнул или еще как не навредил.

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ НАДО
Обращаться к экзорцистам.
"Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого" (Мф. 12,43-45).
Если человек не грешит, часто молится, исповедуется, причащается, то бесы против него бессильны (не считая святых подвижников, но это особая статья). Смотрите, как бес ничего не смогли сделать со св. Иустиной: http://mystudies.narod.ru/library/d/dim_rost/kyprian.htm
Если же человек этого не делает, то даже изгнанный бес легко вернется, или же вместо него вселится другой, возможно еще гораздо худший, поскольку бесы различаются по степени своей злобности, как и друих качеств, - есть более и менее злые.
К тому же, приходя к экзорцистам, куда приходит много бесноватых, можно вдобавок к своему набраться еще чужих бесов.
Далеко не всякий, кто берется изгонять бесов, действительно способен это делать. Бесы часто обманывают экзорцистов, делая вид, что уходят, на самом деле просто затаиваются на время. Бывают "экзорцисты" сами одержимые бесом и находящиеся у него в услужении, но не подозревающие об этом. Если же человек на самом деле может изгонять, то бесы ему за это жестоко мстят - мучают, избивают, устраивают поджоги и всякие неприятности, настраивают против него людей, насылают болезни, могут даже убить.
Ни в коем случае нельзя пытаться самостоятельно изгонять беса – сделаете только хуже.

После всего сказанного излишне предостерегать от обращения к католикам, которые вам предложат легко изгнать беса, не понимая истинной природы духов, а значит, и всех возможных последствий такого изгнания.

Демоны в демонологии

Несмотря на подробное изучение, не все виды демонов занесены в современную демонологию. Достоверно известно лишь то, что у каждого представителя темных сил имеется своя сфера ответственности. Выходить за круг своих обязанностей демонам запрещено.

В средневековье исследователи нечистой силы распределили её представителей на классы. Известно, что многие демоны раньше были небесными сущностями - ангелами. Сначала была создана ангелология, а уже по её подобию - демонология. Ангелы, которые разгневали Бога, не желали подчиняться его законам, перешли на темную сторону и создали свою иерархию, которая мало чем отличается от небесной.

Демонические чины

На сегодняшний день существует девять чинов ангелов и бесов. Каждый чин описан достаточно подробно, но до конца ещё не изучен.

  1. Под первым чином главенствуют лжебоги. Это те демоны, которые выдают себя за богов. К ним относятся божества язычников и все другие божества, не имеющие отношение к Господу. Глава нечисти первого чина - это Вельзевул.
  2. Демоны лжи имеют второй чин. Они должны вводить людей в заблуждение путем гадания и колдовства. Под их покровительством находятся маги и предсказатели. Глава нечисти второго чина - Пифон.
  3. Третий чин заняли те, кто борется с законами Господа. Они заставляют людей нарушать заповеди, вводят человечество в пороки. Возглавляет бесов третьего чина князь Велиал.
  4. Демоны мести занимают четвертый чин. Их задача внушать жажду отмщения и желание наказать того, кто этого якобы заслуживает. Повелитель темных сил четвертого ранга - Асмодей.
  5. Нечисть пятого ранга обязана вводить людей в заблуждение с помощью псевдочудес. Они могут принимать любой облик: от человека, наделенного даром ясновиденья до посланников Господа. Ими повелевает Сатана.
  6. Шестой ранг занимают повелители воздуха. Они наводят болезни и эпидемии, стихийные бедствия и разрушения. Ими руководит Мерезин.
  7. Фурии - представители седьмого чина. Эти бесы обязаны разжигать конфликты и управлять военными действиями. Их глава - Абаддон.
  8. Демоны-пакостники занимают восьмой чин. Они внимательно наблюдают за человеком, в ожидании его проступка. Чувство вины, ссоры и конфликты, мелочность и суета, мелкие неприятности и потери - это их рук дело. Повелитель пакостников - Астарот.
  9. В самом низу расположились искусители. Нечисть девятого ранга подталкивает человека на согрешения. Наибольшим достижением у этих бесов считается сбить праведника с истинного пути и пустить его во все тяжкие грехи. Эти демоны напрямую взаимодействуют с людьми. Сатанинские секты, черные маги работают именно с этой нечистью, руководит которой Маммон.

Иерархия падших ангелов

В демонологии существуют не только чины, но и уровни. Согласно записям, сохранившимся со времен средневековья, после изгнания демоны заняли свои места в подземном царстве именно в том порядке, в котором находились на небесах. Классификация бесов и демонов разделилась на три уровня.

Демоны первого уровня

На первом уровне расположились бывшие серафимы, херувимы и престолы. Все уровни подчинены князю Люциферу. Вторым по значимости после Люцифера является Вельзевул. Он занимает тоже место в иерархии бесов, что и архангел Метатрон в небесном царстве.

Вельзевул вызывает в людях гордыню, а серафим Левиафан отворачивает человека от веры в Бога, преподносит пороки, как высшее наслаждение земной жизни. В это время Асмодей заставляет людей гнаться за деньгами и атрибутами роскоши.

Херувим Балберит вселяет людям мысли о самоубийстве, он же заставляет конфликтовать, разрывать отношения с родными и близкими, в гневе говорить такие слова, которые максимально сильно оскорбят или обидят другого человека.

Престол Астарот вводит человека в депрессию, лень и уныние. Благоволит безделью, а престол Верен учит человека эгоцентризму и себялюбию. Престол Грессин отвечает за антисанитарию, подталкивает к нежеланию соблюдать гигиену и опрятность. Престол Соннелон вселяет в душу ненависть и желание мести.

Демоны второго уровня

На втором уровне находятся демоны господства, князья и архангелы. Господство демона Элле заставляет человека противиться тому, что у него имеется и требовать большего, а господство Розье манит развратом и чревоугодием.

Князь Верье заставляет нарушать обещания, нарушать обеты, а Карро наполняет души черствостью, жестокостью. Под властью Карро человек не может сострадать и сочувствовать. Власть Карниван затмевает разум, чтобы чувство вины от совершенного греха не привело к раскаянью.

Демоны третьего уровня

На третьем уровне находятся бывшие ангелы, архангелы и начала. Велиал отвечает за высокомерие, он основатель моды и красоты, погони за совершенной внешностью и желанием быть лучше всех. Велиал склоняет к болтовне, особенно любит отвлекать во время богослужения. Под влиянием Велиала находятся женщины и дети.

Архангел Оливий заставляет ненавидеть тех, кто мало зарабатывает. Он вселяет презрение к тем, кто просит милостыню и заставляет относиться к таким людям с особой жестокостью.

Где обитают демоны

Монах Михаил Пселл, живший более тысячи лет назад, заключил, что не все демоны обитают в Аду. Пселл написал много трудов исторического, религиозного и философского направления, в которых выделил несколько мест поселения нечисти. Первоисточники сохранились не полностью, но в Википедии можно найти информацию о записях Пселла.

Демоны огня

Есть версия, по которой огненные демоны располагаются в высших слоях атмосферы. Они не опускаются на Землю и не спускаются в Ад. Пселл утверждал, что они предстанут перед людьми только в день Страшного суда.

Демоны воздуха

В отличие от огненных, воздушные демоны обитают в мире людей. Управляя стихийными бедствиями и лунными циклами, эти демоны самые опасные для мира людей. Иногда они посещают Ад. В Гоэтии есть упоминания о злых воздушных духах, которые полностью совпадают с нечистью воздуха.

Демоны Земли

Демоны Земли живут в мире людей. Они скрываются в горной местности, в глухом лесу и на болотах. Люди хорошо знакомы с ними из детских сказок, все помнят изображения лешего или кикиморы. Горное эхо, сбивающее путника с толку - это тоже происки бесов, живущих на земле. Земные бесы безобидны, они способны только на мелкие пакости. Некоторые из них, принимают облик человека и живут обычной мирской жизнью. Они пакостят соседям, ругаются в очередях.

Демоны воды

Демоны воды обитают везде, где есть источники. Они агрессивны, беспокойны и часто являются в облике русалок. Если мореплаватель встречает русалку - жди беды. Каждый мог видеть на картинках сирену. Не стоит думать, что сирены или русалки - выдумки авторов сказок и книг. На самом деле они существуют. Сирены поют красивыми голосами, заманивая в водную пучину. Они лживы и вредят не только людям, но и водной живности.

Демоны подземелья

К разновидностям демонов относятся обитатели подземелья. Они отвечают за порчу фундаментов зданий и разрушительные землетрясения. К подземной нечисти относятся светоненавистники, гелиофобы или люцифуги.

Все они обитают в Аду и никогда не выходят в мир людей. Пселл классифицировал их, как недостижимых и непостижимых для простого смертного. Встретившись с представителями мира подземелья, человек будет мгновенно уничтожен. Призвать этих демонов с помощью ритуалов невозможно, они не откликаются на человеческие вызовы.

Михаил Пселл писал, что вызвать можно только воздушную, водную или земную нечисть. Вызов водной и земной нечисти делается в местности, соответствующей стихии беса, а вот воздушного можно вызвать в любом месте, так как воздух присутствует везде.

Род занятий демонов

Классификация Альфонса де Спина

Виды демонов в демонологии разделяются не только по стихиям, уровням и чинам, но и по роду деятельности. По роду занятия можно определить, какой мощью обладает сущность. Чем мощнее демон, тем больше власти он имеет над людьми и над миром. Впервые классифицировал представителей темных сил по роду деятельности Альфонс де Спина. Сделал он это в XV веке.

Разделение де Спина до сих пор подвергается критике, потому что ни в одном источнике не упоминается об обязанностях нечистой силы.

По мнению Альфонса де Спина, парки - это демоны-интриганы. Они строят козни, призывают к сплетням, вгоняют человека в паутину лжи и тайн. Демоны – лжецы приходят к людям только в человеческом облике, пытаются толкнуть на грех, чтобы получить его душу.

Демоны кошмаров управляют снами, насылают ужасы и забирают энергию спящего человека. Колдуны и черные маги могут взять таких бесов к себе на службу. Они принимают облик животного - черного кота или ворона.

Инкубы и суккубы - демоны, питающиеся человеческой энергией. Они также могут помогать черным гадателям, усиливать их способности. Де Спина отнес к ним еще одного беса, который высасывает мужскую энергию через занятие онанизмом. Влиянию этого беса подвержены любители фильмов с пометкой 18+. В христианстве занятие онанизмом - грех. Это основывается на том, что из мужского семя, полученного с помощью беса, рождаются темные сущности.

Классификация Стефани Коннолли

В современное время наука демонология не стоит на месте. Демонолог Стефани Коннолли, также попыталась разделить нечисть по разным уровням и рангам. Именно классификация этой жрицы считается самой удобной для тех, кто работает с черными силами. В любом случае, вызвать самых главных представителей Ада не удастся, но они могут отправить своих помощников более низкого ранга. Обычно такими помощниками являются мелкие бесы, которые согласны работать за насыщение человеческой энергией, без которой просто не могут существовать.

По утверждению Стефани Коннолли, за плотские утехи отвечают три демоницы - Лилит, Асмодея и Астарота. К ним обращаются во время приворота, сексуальной присушки или чтобы вызвать в интересующем человеке страсть и непреодолимое сексуальное влечение.

Для наведения порчи взывают к демонам ненависти и мести - Андрасу, Абаддону и Агалиарепту.

Демоны способны не только разрушать и убивать, но и исцелять. Отвечают за хорошее здоровье и избавление от болезней Веррин, Верье и Велиал. Они помогут в борьбе с неизлечимым недугом, если обратиться к ним в черном ритуале. Получить помощь можно, также от демонов смерти - Эврина, Ваалберита и Бабаэля. Их просят спасти от неминуемой гибели. Они покровительствуют некромантам.

Люцифера, Левиафана и Дагона просят о помощи в работе со стихиями, а Бельфегор, Вельзевул и Маммон обеспечат легким богатством. В их компетенцию входит получение легких денег или пассивного источника дохода. Они отвечают за удачу, выигрыш, победу и счастливый случай. С их помощью можно сдать любой экзамен, практически к нему не готовясь.

Пифон, Ронве и Делепитора могут помочь черному магу только советом.

Классификация Корнеллиуса Агриппа

Немецкий врач Корнеллиус Агриппа изучал демонов. Будучи не только врачом, но и алхимиком, он интересовался оккультными науками и астрологией. Ввиду этого он классифицировал демонов с учетом расположения планет.

Древние источники указывают на то, что у каждой планеты есть свой дух-покровитель. Духи планет описаны в книге «Ключ Соломона». Христианская демонология относит к нечисти всё, что не связано с Богом или противостоит ему, поэтому трудно сказать, имеют ли описанные духи планет отношение к демонам.

Корнелиус Агрипп написал книгу «Оккультная философия», в которой подробно описал классификацию темных сил. Этот труд стал популярным среди оккультных дьявольских и демонических книг всех времен. В ней каждому демону присвоена своя манера поведения, свой внешний вид, а также выделены определенные вопросы, которые можно задавать тому или иному бесу.

Духи планет предстают перед человеком в различном облике, им соответствуют разные явления. Например, когда является Лунный дух - идет дождь, а дух Меркурия заставляет впадать в ужас. Вызывать демонов планет следует в определенное время суток, применять в ритуале определенные металлы, цвета и камни.

Христианская демонология

Библейское учение определяют влияние демонов по тем грехам, которые совершает человек. Особенно это касается тех, кто ведет праведную жизнь, но неожиданно впадает в грех, без веских на то причин. В XVI веке демонолог П. Бинсфельд составил список, в котором написал имена демонов и грехи, за которые они отвечают:

Ознакомившись с трудами Бинсфельда, лондонский оккультист Фрэнсис Баррет изменил определение Маммона и с IX века он стал демоном соблазна. Асмодей, по мнению британского мистика, управляет не стремлением к материальным благам, а гневом и ненавистью. Баррет отнес Сатану к великому лжецу, сняв с него полномочия управлять людским гневом. Вельзевулу достался пост главы над псевдобогами, а Маммон получил звание демона чревоугодия. Фрэнсис включил в свой список еще нескольких бесов:

Особенности русской демонологии

Зарождение русской демонологии началось до того, как православная вера пришла к древним славянам. Во все времена люди верили в нечистую силу. Под влиянием православия славянская демонология претерпела изменения, в неё добавились новые персонажи. Самые яркие их них - это упыри и живые мертвецы.

Славяне также верили в существование людей, которые могут подчинить своей власти все виды демонов. Их называли здухачами или двоедушниками. Эти люди могли получить полную власть над любым человеком.

Демон Бадзула способен превратить любого человека в бродягу или пьяницу. Он принимает облик женщины в лохмотьях и появляется в городах и селах с наступлением зимы. Если впустить эту женщину в дом переночевать, то семья обнищает. В связи с этим поверьем, путников зимой пускали в дома настороженно, так как в зимнее время обычный человек не покидает своего места, не отправляется в дальний путь.

В сказках сохранились все демоны, существующие в российских преданиях. Это кикиморы, лешие, речная и полевая нечисть. Черти всегда жили среди людей, в отличие от сущностей, обитающих в своей стихии. Вспоминаются и злые духи, описанные нашими предками. Самые популярные из них - Злыдень, Потвора и Песиголовец.

Люди предпринимали попытки защититься от темных сил, которые разоряли поля, поджигали дома и бани, пакостили и причиняли неудобства. В основном, мощной защитой являлись обереги с символикой, отгоняющей демонов.

В ход шли заговоры, разрушающие чары. Многие болезни излечивали символическими фигурами или заговоренными травами. Чтобы духи не докучали, славяне старались их задобрить.

Среди представителей потустороннего мира есть нейтральные духи, к ним относятся Домой (он же Домовой, дух дома) и Банник (дух бани). Они оберегают помещение от негативных людей, однако если их не задобрить они могут обозлиться.Домовой всеми силами старается «выжить» хозяев из дома, пугает и пакостит им. Банник способен сделать так, чтобы баня загорелась самопроизвольно. Этих двух сущностей задабривают, по сей день.

Заключение

В современном мире, когда практически все можно объяснить с научной точки зрения, сверхъестественное воспринимается как фокус. Но не стоит терять бдительность, ведь до сих пор наука и медицина не могут объяснить многих вещей. Часто бывает, когда человеку очень плохо, но все его медицинские показатели в норме. Тем не менее, человек продолжает испытывать боли, терять жизненную энергию. В таких ситуациях даже самые убежденные скептики обращаются к вере.

Существует много разновидностей демонов в демонологии. Каждый из них занимает свое определенное место и занимается только вверенной ему сферой мирской или потусторонней жизни. Не каждый откликается на призывы магов, но сущности низкого ранга вполне могут помочь колдуну в его черном деле.

Статьи по теме