Архиепископ василий кривошеин литературные труды. Василий кривошеин - спасенный богом

Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (в миру Кривошеин Всеволод Александрович) родился 17 июня 1900 года в Санкт-Петербурге в семье министра земледелия.

В 1916 году окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета.

В 1917 году продолжил образование в Московском университете.

В годы гражданской войны уехал на юг, чтобы воевать в Белой Армии. Поступил во 2-й полк дивизии генерала Дроздовского (Добровольческая армия генерала Деникина). Отморозил руки и ногу и в феврале 1920 г. был эвакуирован из Новороссийска в Каир.

Осенью 1920 г. он переехал в Париж и поступил там на филологический факультет Сорбонны, который окончил с дипломом в 1924 году. По данным ПСТБИ, в 1920-21 — учился на филологическом факультете в Париже, а в 1922-23 гг. учился на философском факультете Мюнхенского университета.

В 1924 — 1925 гг. принимал участие в Русском христианском студенческом движении, был на его съездах в Аржероне.

В сентябре 1925 г. он выехал из Франции на съезд Движения в Хоповском монастыре в Югославии, откуда в ноябре того же года отправился в паломническую поездку на Афон, которая определила всю его последующую жизнь. В том же году в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы он был принят в братство Пантелеимонова монастыря в качестве послушника. Состоял под руководством духовника архимандрита Кирика, и нёс послушание в мастерской починки церковных облачений.

24 марта 1926 года был пострижен в рясофор с именем Валентин, а год спустя 5 марта — в мантию с именем Василий. Получил новое послушание: учиться греческому языку, что и осуществлял сначала в монастыре, а потом на Карее, афонской столице (1927-1929).

С 1929 по 1942 исполнял обязанности монастырского секретаря по греческой переписке с церковными и гражданскими учреждениями, а также, как знающий западные языки, обязан был «водить» иностранных гостей, посещавших монастырь.

В 1937 году избран «соборным старцем», т. е. членом монастырского собора.

В 1942 — 1945 гг. он был антипросопом (постоянным представителем) монастыря в Киноте св. Горы, а в 1944 — 1945 гг. еще и членом Эпистасии (административного органа Афона).

В течение 22-х лет он жил на Афоне. За это время он написал и опубликовал ряд работ, посвященных аскетическому учению и богословию св. Григория Паламы.

В 1947 г. был aрестовaн греческими влaстями зa вымышленное «сотрудничество с немцaми» и был вынужден покинуть Aфон.

В сентябре 1947 года о. Василий поселился в Афинах.

В феврале 1951 г., по приглашению настоятеля русского храма свят. Николая Чудотворца в Оксфорде архимандрита Николая (Гиббса) и с благословения игумена Пантелеимонова монастыря архимандрита Иустина прибыл в Англию и стал работать по подготовке издаваемого Оксфордским университетом, под редакцией проф. Лампе, богословского словаря греческого патриотического языка (словарь был издан в 1962-1968 гг., отец же Василий сотрудничал в нем до 1955 года).

Здесь же, в Оксфорде, 21 мая 1951 года епископом Далматинским Иринеем (Сербский Патриархат) с согласия игумена Пантелеимонова монастыря рукоположен во иеродиакона, а 22 мая — во иеромонаха к домовому храму св. Николая, обслуживающего православных разных национальностей. Служил он в качестве помощника настоятеля — архим. Николая (Гиббса).

С 1951 года состоял в юрисдикции Московского Патриархата.

Начиная с 50-х годов он много работал по изучению жизни и трудов прп. Симеона Нового Богослова, великого христианского мистика ХI века. Результатом этого явился капитальный труд «Прп. Симеон Новый Богослов. Жизнь, духовность, учение». Книга издана в Париже в 1980 г.

За период жизни в Оксфорде он участвовал в работе Первого Международного съезда патрологов в сентябре 1951 г., затем в каждом из оксфордских патрологических съездов, являющихся самыми представительными научно-богословскими форумами своего времени.

В 1956г. по приглaшению Московской Пaтриaрхии явился членом первой поездки в СССР делегaции Зaпaдно-Европейского Экзaрхaтa.

В марте 1959 года назначен настоятелем Благовещенского храма в Оксфорде.

26 мая 1958 года постановлением Св. Синода назначен епископом Волоколамским и с пребыванием в Париже, вторым викарием Патриаршего Экзарха в Западной Европе. Хиротония, однако, несколько задержалась из-за трудностей с получением визы. 14 июня 1959 года в Успенском соборе Лондона состоялась его хиротония во епископа, которую совершили Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе архиеп. Клишийский Николай (Еремин) и епископ Сергиевский Антоний (Блум). В своей речи на интронизации, новопоставленный епископ произнес:

«Я счастлив принадлежать к Русской Православной Церкви, Московской Патриархии, Церкви исповедников веры Христовой, высоко держащей яркий светоч Святого Православия. [...] Верю, что наше пребывание в Западной Европе не есть нечто случайное, но определено Промыслом Божиим, и что на всех нас возложена задача свидетельствовать пред народами Запада об истине православной веры, распространять ее в инославной среде, содействовать созданию и укреплению Западного Православия с конечной целью воссоединения всего христианского мира во Едину, Святую, Кафолическую и Апостольскую Церковь».

С ноября 1959 года епископ Василий нес свое архипастырское послушание в Париже в качестве помощника архиепископа Клишийского.

31 мая 1960 года назначен епископом Брюссельским и Бельгийским. На этой кафедре Василий пребывал в течение четверти века, вплоть до своей кончины.

С 1960 г. и до смерти проживал при храме в Брюсселе.

За время управления Брюссельской епархией владыка Василий, кроме существовавшего ранее русского Никольского храма добился открытия еще трех бельгийских православных храмов со службой на французском и фламандском языках. Активно участвовал в общественной жизни Русской Православной Церкви.

Являлся редактором «Вестник Русского Западно-европейского патриаршего экзархата=Вестника Русского Западно-европейского патриаршего экзархата».

В 1961 и 1964 гг. он — член делегации РПЦ на совещании на о. Родос. На IV Всемирной Конференции избран членом Комиссии Всемирного Совета Церквей «Вера и церковное устройство».

В 1963 году награжден правом ношения креста на клобуке.

В 1964 году удостоен ученой степени доктора богословия Советом Ленинградской духовной академии за научное издание в патристической серии Огласительных слов прп. Симеона Нового Богослова.

Шестидесятые годы были также отмечены назначением викарного епископа Бельгийской архиепископии для Голландии. Тогда же было предложено расширить титул архиепископии за счет введения в него упоминания о Голландии, однако от этой идеи отказались, «дабы не нарушить закона об историческом старшинстве Бельгийской архиепископии». От этого область пастырского окормления владыки Василия над Голладнской епархией нисколько не умалилась, а его юрисдикция распространилась практически по всему «Бенилюксу».

С 1 по 15 сентября 1966 — руководитель делегации Русской Православной Церкви на заседании Международной православной комиссии по диалогу с Англиканской церковью в Белграде. На протяжении многих лет участвовал в диалоге с англиканами в составе различных комиссий.

24 июня 1968 года назначен членом делегации Русской Православной Церкви на IV Ассамблею Всемирного совета церквей.

Кроме того, он участвовал еще в целом ряде научных, богословских и экуменических форумов.

Начиная с 1956 года, владыка Василий около 20 раз приезжал на свою Родину, где Господь судил ему найти и вечное упокоение.

15 сентября 1985 года владыка Василий во время очередного посещения своего родного города совместно с митрополитом Ленинградским Антонием совершал Божественную литургию в Преображенском соборе г. Ленинграда. В этом храме он был крещен и состоял прихожанином в детские и юношеские годы. После богослужения во время трапезы владыка Василий почувствовал сильное недомогание. Он был доставлен в больницу с инсультом и парализацией левой части тела. В воскресенье 22 сентября 1985 года в 4 часа утра последовала кончина. За время пребывания в больнице владыка Василий все время находился в сознании. Незадолго до кончины над ним был прочитан канон на исход души.

23 сентября в 15 часов тело архиепископа Василия, облаченное в архиерейские одежды, было доставлено в Преображенский собор г. Ленинграда. Отпевание было совершено утром 24 сентября. В отпевании приняли участие: митрополит Ленинградский Антоний, митрополит Минский Филарет и митрополит Ростовский Владимир. Митрополит Антоний произнес слово, в котором охарактеризовал покойного как верного сына Русской Православной Церкви, смиренного монаха, ревностного архипастыря и выдающегося ученого-богослова.

Погребен архиепископ Василий на Серафимовском кладбище г. Ленинграда, где находятся могилы его родственников. На кладбище Ixelles в Брюсселе есть надпись на могиле: «Покоится в своем родном городе на берегах Невы».

В 1916 году окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета.

В 1917 году продолжил образование в Московском университете.

В годы гражданской войны уехал на юг, чтобы воевать в Белой Армии. В конце 1919 г. выехал из Новороссийска в Каир. С 1920 года жил в Париже. Завершил образование в Париже на филологическом факультете Сорбонны в 1921 году.

В 1924-25 гг. принимал участие в Русском христианском студенческом движении.

В ноябре 1925 года Всеволод Александрович отправился в паломническую поездку на Афон, которая определила всю его последующую жизнь. В том же году в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы он был принят в братство Пантелеимонова монастыря в качестве послушника.

24 марта 1926 года в праздник Благовещения был пострижен в рясофор с именем Валентин, а год спустя 5 марта - в мантию с именем Василий.

С 1929 по 1942 исполнял обязанности монастырского секретаря, как владеющий греческим языком.

В 1937 году избран "соборным старцем", т.е. членом монастырского собора.

В 1942-45 гг. он был антипросопом (постоянным представителем) монастыря в Киноте св. Горы, а в 1944-45 гг. еще и членом Эпистасии (административного органа Афона). В течение 22-х лет он жил на Афоне. За это время он написал и опубликовал ряд работ, посвященных аскетическому учению и богословию св. Григория Паламы .

В сентябре 1947 года о. Василий вынужден был уехать с Афона в Англию.

С февраля 1951 года поселился в Оксфорде (Англия), где (до 1955 года) участвовал в подготовке издаваемого Оксфордским университетом под редакцией проф. Лэмпа Богословского словаря греческого патристического языка. Здесь же в Оксфорде 21 мая 1951 года епископом Далматинским Иринеем (Сербский Патриархат) с согласия игумена Пантелеимонова монастыря рукоположен во иеродиакона, а 22 мая - во иеромонаха к домовому храму св. Николая, обслуживающего православных разных национальностей. Служил он в качестве помощника настоятеля - архм. Николая (Гиббза). С 1951 года в юрисдикции Московского Патриархата.

За период жизни в Оксфорде он участвовал в работе Первого Международного съезда патрологов в сентябре 1951 г., затем в каждом из оксфордских патрологических съездов, являющихся самыми представительными научно-богословскими форумами своего времени.

В марте 1959 года назначен настоятелем Благовещенского храма в Оксфорде.

Постановлением Св. Синода от 26 мая 1958 года определено быть епископом Волоколамским, вторым викарием Патриаршего Экзарха в Западной Европе.

14 июня 1959 года в Успенском храме Лондона состоялась его хиротония во епископа, которую совершили Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе архиеп. Клишийский Николай (Еремин) и епископ Сергиевский Антоний (Блум).

С ноября 1959 года епископ Василий нес свое архипастырское послушание в Париже в качестве помощника архиепископа Клишийского.

С 1960 г. и до смерти проживал при храме в Брюсселе.

На этой кафедре Василий пребывал в течение четверти века, вплоть до своей кончины.

За время управления Брюссельской епархией Владыка Василий, кроме существовавшего ранее русского Никольского храма добился открытия еще трех бельгийских православных храмов со службой на французском и фламандском языках.

Являлся редактором "Вестника Русского Западно-европейского патриаршего экзархата".

Владыка Василий активно участвовал в общественной жизни Русской Православной Церкви.

В 1961 и 1964 гг. он - член делегации РПЦ на совещании на о. Родос. На IV Всемирной Конференции избран членом Комиссии ВСЦ "Вера и церковное устройство".

Начиная с 50-х годов он много работал по изучению жизни и трудов прп. Симеона Нового Богослова , великого христианского мистика ХI века. Результатом этого явился капитальный труд "Преп. Симеон Новый Богослов. Жизнь, духовность, учение". Изд. Париж, 1980 г. (360 с.).

В 1963 году награжден правом ношения креста на клобуке.

В 1964 году удостоен ученой степени доктора богословия Советом Ленинградской духовной академии за научное издание в патристической серии Огласительных слов прп. Симеона Нового Богослова .

1.-15.9.1966 - руководитель делегации РПЦ на заседании Международной Православной Комиссии по диалогу с Англиканской церковью в Белграде.

10.-11.11.1966 - представитель РПЦ на неофициальном собеседовании с англиканцами по вопросу англиканского священства в Лондоне (Ламбез).

4.-9.7.1968 - член делегации РПЦ на Вселенском Соборе в Уппсале.

20.3.1969 - член Международной Православной Комиссии по диалогу с Англиканской .

6.-20.10.1969 - посетил США.

19.10.-5.11.1970 - посетил США.

7.-11.9.1972 - представитель РПЦ на 4 Сессии Международной Православной Комиссии по подготовке диалога с англиканами.

Отмежевался от осуждения А. Солженицына, напечатанного митр. Серафимом (Никитиным) в газете "Правда".

26.7.-2.8.1976 - участвовал в православно-англиканской конференции в Москве.

25.7.-1.8.1977 - участвовал в заседании англиканско-православной комиссии в Кембридже.

13.-18.7.1978 - участвовал в совместной теологической комиссии по англиканско-православному диалогу в монастыре г. Афины.

14.-17.10.1979 - участвовал в торжествах по случаю 1600-летия со дня кончины преп. Василиоса.

9.7.1979 - участвовал в заседании согласительного комитета англикано-православной Комиссии по вопросам вероисповеданияв Св. Албане, Англии.

Направил телеграмму на имя Брежнева с протестом против ареста священника Д. Дудко.

Кроме того, он участвовал еще в целом ряде научных, богословских и экуменических форумов.

Начиная с 1956 года Владыка Василий около 20 раз приезжал на свою Родину, где Господь судил ему найти и вечное упокоение.

15 сентября 1985 года Владыка Василий во время очередного посещения своего родного города совместно с митрополитом Ленинградским Антонием совершал Божественную литургию в Преображенском соборе г. Ленинграда. В этом храме он был крещен и состоял прихожанином в детские и юношеские годы. После богослужения во время трапезы Владыка Василий почувствовал сильное недомогание. Он был доставлен в больницу с инсультом и парализацией левой части тела. В воскресенье 22 сентября в 4 часа утра последовала кончина.

За время пребывания в больнице Владыка Василий все время находился в сознании. Незадолго до кончины над ним был прочитан канон на исход души.

23 сентября в 15 часов тело архиепископа Василия, облаченное в архиерейские одежды, было доставлено в Преображенский собор г. Ленинграда. Отпевание было совершено утром 24 сентября. В отпевании приняли участие: митр. Ленинградский Антоний, митр. Минский Филарет и митр. Ростовский Владимир.

Митр. Антоний произнес слово, в котором охарактеризовал покойного как верного сына Русской Православной Церкви, смиренного монаха, ревностного архипастыря и выдающегося ученого-богослова.

На отпевании присутствовал зам. уполномоченного Совета по делам при Совете Министров СССР по Ленинграду и области Н.Н. Киров.

Погребен архиеп. Василий на Серафимовском кладбище г. Ленинграда, где находятся могилы его родственников. На кладбище Ixelles в Брюсселе есть надпись на могиле: "Покоится в своем родном городе на берегах Невы".

Труды:

  • "Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы "
  • "Братолюбивый нищий" Мистическая автобиография прп. Симеона Нового Богослова (949-1022).
  • "Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата". 1953, № 16, с. 223-236.
  • "Неистовый ревнитель". Преп. Симеон Новый Богослов как игумен и духовный наставник. (Там же 1957, № 25, с. 30-53; Библиографию см. ЖМП. 1957, № 8, с. 73).
  • "Второе Всеправославное совещание на о. Родосе".
  • ЖМП. 1964, № 4, с. 32.
  • "Международный съезд в Венеции, посвященный тысячелетию Афона".
  • ЖМП. 1964, № 2, с. 54.
  • "Четвертый Международный съезд патрологов в Оксфорде".
  • ЖМП. 1964, № 2, с. 62.
  • "Третье Всеправославное Совещание на о. Родосе".
  • ЖМП. 1965, № 7, с. 42.
  • "ХIХ Международный Старокатолический конгресс в Вене".
  • ЖМП. 1965, № 11, с. 46.
  • "Межправославная Комиссия по диалогу с англиканами".
  • ЖМП. 1967, № 6, с. 35-48.
  • "Богословские собеседования по вопросу об англиканском священстве между Английской и Русской Православными Церквами"
  • ЖМП. 1967, № 7, с. 45-53.
  • "1V Всеправославное совещание".
  • ЖМП. 1969, № 1, с. 45-53; № 2, с. 47-52.
  • "Неизвестное творение прп. Макария Египетского ".
  • ЖМП. 1970, № 12, с. 57.
  • "Сессия Межправославной комиссии по диалогу с англиканами" (Хельсинки, 7-11 июля 1971 г.).
  • ЖМП. 1972, № 4, с. 55-58.
  • "Спасительное дело Христа на Кресте и в Воскресении".
  • ЖМП. 1973, № 2, с. 64-69.
  • "Огласительные слова св. Симеона Нового Богослова. Введение, критический текст и примечания".
  • ЖМП. 1964, № 12, с. 29.
  • "Прп. Симеон Новый Богослов . Жизнь, духовность, учение". Изд. Париж, 1980 г. (360 с.).
  • "Символические тексты в Православной Церкви".
  • "Богословские труды", 1968, сб. 4, с. 5-37.
  • "Несколько слов по вопросу о стигматах" (перев.с фр.).
  • ЖМП. 1986, № 4, с. 67.
  • "Другие Главы. Григорий Палама или Симеон Новый Богослов ?" (пер. с фр.). (Доклад прочитан на 4-й конференции патрологов в Оксфорде 18 сент. 1963 г.).
  • ЖМП. 1986, № 4, с. 68.
  • Памяти (фр. яз.).
  • "Вестник Экзархата", 1959, 30/31, 95-98.
  • Афон в духовной жизни Православной Церкви.
  • "Вестник Экзархата", 1952, 12, 5-23.
  • Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных Отцов.
  • "Вестник Экзархата", 1955, 6, 132-152.
  • Архиепископ Вениамин Новицкий (1900-1976).
  • "Вестник русского христианского движения", 1977, 120, 289-305.
  • Авторитет и Святый Дух (фр. яз.).
  • "Вестник Экзархата", 1969, 68, 205-209.
  • Авторитет и непогрешимость Вселенских Соборов.
  • "Ежеквартальник Восточных Церквей", 1975, 7, 2-8 (англ. яз.).
  • Кафоличность и структуры церкви. Некоторые замечания в связи с вступительной статьей С.С. Верховского (англ. яз.)
  • "Теологический ежеквартальник Св. Владимира", 1972, 17, 41-52.
  • Составление и обнародование единого православного Символа веры (фр. яз.).
  • "Вестник Экзархата", 1966, № 54/55, 71-74.
  • Всеправославное совещание в Жамбези, близ Женевы (фр. яз.)
  • "Вестник Экзархата",1968, 64, 183-216.
  • Международный конгресс в Венеции в честь 1000-летия Афона (фр. яз.).
  • "Вестник Экзархата", 1964, 45, 30-31.
  • 4-й международный съезд патрологов в Оксфорде (фр. яз.).
  • "Вестник Экзархата", 1964, 45, 26-30.
  • Догматическая конституция Церкви: точка зрения православного (фр. яз.).
  • "Ириникон", 1966, 39, 477-496.
  • Дата традиционного текста Иисусовой молитвы".
  • "Вестник Экзархата", 1952, 10, 35-38.
  • Второе международное Православное богословское совещание в Америке (фр. яз.)
  • "Ириникон", 1973, 46, 165-171.
  • Догматическое постановление "О Церкви" Второго Ватиканского Собора с православной точки зрения.
  • "Вестник Экзархата ", 1966, 56, 222-238.
  • Дух Святой в христианской жизни по учению преподобного Симеона Нового Богослова.
  • "Вестник Экзархата", 1975, 91/92, 171-192.
  • Экклезиология святого Василия Великого .
  • "Вестник Экзархата", 1968, 62/63, 122-150.
  • Непогрешимость или совершенность? (фр. яз.)
  • "Вестник Экзархата", 1976, 93/96.
  • Еще о Халкидонском Соборе и малабарских христианах. (По поводу статьи Н. М. Зернова "Что отделяет нас от ортодоксальной Церкви Южной Индии").
  • "Вестник Экзархата", 1961, 38/39.
  • "Тварная сущность и Божественная сущность" в духовном богословии св. Симеона Нового Богослова (фр. яз.).
  • "Вестник Экзархата", 1971, 75/76, 151-170.
  • Интервью газете "Свободная Бельгия (фр. яз.) от 26 янв. 1980. Необходим ли новый православный ? (англ. яз.)
  • "Ежеквартальник семинарии св. Владимира", 1967, 11, 69-72.
  • Исповедь и священство у прп. Симеона Нового богослова.
  • "Вестник русского христианского движения", 1979, 129, 25-36.
  • Церковная жизнь в СССР.
  • "Информация из Православной Церкви Н.Ф." 5-11 (Франкфурт-на-Майне, 1975), 34-38 (нем. яз.).
  • Моя встреча с Россией (фр. яз.). Буэнос-Айрес, 1953, 226 с.
  • Мать Мария (Скобцова). (К 25-летию со дня кончины).
  • ЖМП. 1970, № 5, с. 30-42.
  • Митрополит Иосиф (Чернов) (итал. яз.)
  • "Христианская Россия", 1976, 6, 49-53.
  • Монреальское совещание.
  • "Вестник Экзархата", 1963, 42-43, 176-182.
  • Некоторые богослужебные особенности у греков и русских и их значение.
  • "Вестник Экзархата", 1975, 89/0, 71-88.
  • Некролог митр. Евлогия.
  • "Вестник Экзархата", 1961, 38/39, 164-166.
  • Несколько слов об интервью Архиеп. Волоколамского Питирима.
  • "Вест. русск. христ. движения", 1974, 114, 268-270.
  • Оксфордский международный патристический съезд.
  • "Вестник Экзархата", 1951, 7/8, 33-36.
  • Первоначальная форма и позднейшие редакции проповедей прп. Симеона Нового Богослова. ("Катихизические проповеди " и "Слова") в их взаимоотношениях. (англ. яз.)
  • Труды 9 Международного конгресса византийских исследований. Фессалоники, 1953, том 3. (Афины, 1958) 161-168.
  • Православные и II Ватиканский Собор (фр. яз.).
  • "Вестник Экзархата", 1963, 41, 16-25.
  • Памяти епископа исповедника (митр. Иосиф Чернов).
  • "Вестник русск. христ. движения, 1975, 116, 225-229.
  • Православное духовное предание.
  • "Вестник Экзархата", 1952, 9, 8-20.
  • Письмо в редакцию.
  • "Русская мысль", 20 окт., 1967. с. 10.
  • Преподобного Отца нашего Симеона Нового Богослова. О памяти смерти: (Неизданное огласительное слово). Перевод.
  • "Вестник Экзархата", 1953, 14, 89-91.
  • Заметка к слову "О памяти смерти" прп. Симеона Нового Богослова,
  • там же, с. 92-99.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов и Никита Стифат . История текста огласительных слов.
  • "Вестник Экзархата", 1961, 37, 41-47.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980, 354 с.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов и его отношение к социально-политической действительности своего времени.
  • "Вестник Экзархата", 1961, 38/39, 121-126.
  • Проблема познаваемости Бога: Сущность и энергия у св. Василия Великого .
  • "Вестник Экзархата", 1968, 61, 48-54.
  • Собрание Богословской и англикано-православной подкомиссии в Румынии.
  • "Вестник Экзархата", 1974, 85/88, 43-53 (фр. яз.).
  • Св. Симеон Новый Богослов в веках (фр. яз.).
  • "Вестник Экзархата", 1979, 101/104, 27-32.
  • Сессия Межправославной комиссии по диалогу с англиканами.
  • ЖМП. 1972, № 4, с. 55-58.
  • Простота Божественной природы и отличия в Боге по св. Григорию Нисскому (фр. яз.) "Вестник Экзархата", 1975, 91/92, 133-158.
  • Симеон Новый Богослов. Катихизисы (на греч. и фр. яз.). т. 1-3. Париж, 1963.
  • Тема духовного упоения в мистике прп. Симеона Нового Богослова (фр. яз.).
  • "Вестник Экзархата", 1960, 35, 10-18.
  • Видение света у прп. Симеона Нового Богослова (фр. яз.).
  • "Вестник Экзархата", 1976, 93/96, 15-37.
  • Труды прп. Симеона Нового Богослова (англ. яз.)
  • Ориенталиа Кристиана Периодика, 1954, 20, 298-328.

Архиепископ Василий (Кривошеин), известный богослов и патролог, всю жизнь оставался простым афонским монахом благодаря опыту, приобретенному им во время двадцати двух лет жизни на Афоне. Об этом малоизвестном периоде жизни владыки, сыгравшем большую роль в формировании его личности, повествует священник Сергий Модель.

Рассказывая в «Воспоминаниях» о различных периодах своей жизни, архиепископ Василий (Кривошеин) ничего не говорил о двадцати двух годах, проведенных им на Афонe, хотя эта часть его жизни, безусловно, одна из наиболее важных в формировании его личности. Именно Афон сделал владыку Василия таким, каким он был (не смотря на то, что он стал иерархом и богословом): смиренным монахом, ведущим простую, скромную жизнь, сохраняя при этом свободу мысли и слова. Поэтому желательно по возможности восстановить события этих лет, используя его переписку и другие документы, которыми мы располагаем.

Ничто не предвещало Всеволоду Александровичу Кривошеину, четвертому сыну царского министра, служения Церкви. Родившись в 1900 году в Санкт-Петербурге, молодой студент исторического факультета не был особенно религиозен, в том числе и когда в 1919 г. году вступал в белую армию. Однако бедствия революции и гражданской войны, а также живое переживание того, как несколько раз Бог спас его от смерти, оставили неизгладимый след в его душе.

С отмороженными руками и отмороженной ногой он был эвакуирован в 1920 г. во Францию. Здесь на филологическом факультете Сорбонны он закончил учебу, которую начинал в родном городе, на историческом факультете Санкт-Петербургского университета, а затем Московского.

В 1924-1925 годах В. Кривошеин принимает активное участие в русском студенческом христианском движении (PCХД) во Франции, где он встречается c Н. Бердяевым, Б. Вячеславцевым, о. Сергиeм Булгаковым. C этого времeни у него вoзникaeт интерес к отцам Церкви (с самого начала учебы его интересовала Византия), а епископ Вениамин (Федченков), будущий инспектор Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже, внушaeт ему любовь к православному богослужению.

Как объяснит позднее вл. Василий, его интересы эволюционировали от истории к философии, а затем к богословию. Одним из первых он записывается в Свято-Сергиевский Институт, который открылся в Париже в апреле 1925 года, и в течение шести месяцев посещает лекции.

АФОНСКИЙ МОНАХ

В сентябре 1925 г. В. Кривошеин участвует в съезде РСХД в монастыре Хопово в Сербии (здесь он знакомится с митрополитом Антонием [Храповицким]) и отсюда вместе со своим сокуpcником Сергеем Сахаровым (будущим архимандритом Софронием) отправляется в паломничество на Афон, который его привлекал как место воплощения подлинной православной духовности. получив с большими трудностями разрешение на посещение Святой Горы, два молодых человека прибывaют 19 сентября (2 октября) 1925 года на Афон, и, начиная с русскoго монастыря святого великомученника Пантелеймона, обxoдят монастыри Святой Горы.

Стоят (слева на право): мон. Василий (Кривошеин), Д. А. Шаховской, впосл. архиеп. Сан-Францисский, мон. Софроний (Сахаров), впосл. схиархимандрит. Сидят: архим. Кирик (слева и архим. Тихон (Троицкий), впосл. архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский (РПЦЗ). Афон, авг. 1926 г.

Oчapoвaнные Афоном, 21 ноября (4 декабря) - в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы - они вступают в братию Свято-Пантелеимоновского монастыря. Haканунe праздникa Благовещения, 24 марта (6 апреля) 1926 года, послушник Всеволод принимает постриг в рясофор c именем Валентин, а 5 (18) марта 1927 года в мантию c именем Василий, в честь святого Василия Великого.

Впоследствии владыка Василий расскажет, как их в принимали в монастырь: отправили к старцу, который спросил будущего о. Софрония: «Для чего Вы сюда приехали?» - «Для одинокой созерцательной жизни» - «Вот хорошо, так вот ты пойди и стань помощником сторожа дверей». А будущему владыке Василию говорит: «А вы для чего приехали?» - «Я приехал заниматься исследованиями богословскими, рукописями афонскими» - «Вот хорошо, так ты иди на кухню». И продержали того и другого некоторое время там, чтобы они стали в первую очередь монахами.

Cкоро два молодых монаха получают иноe послушание: для нужд общины игумен просит о. Василия, как и отца Софрония, изучить греческий язык (древний и современный), который они изучают сначала в монастыре, потом в Карeе (административной столице Афонa). После двух лет обучения и пребывания в Карeе (1927-1929) они возвращаются в монастырь, где монах Василий назначаeтся секретарем (грамматикocoм), в обязанности которого входит перепискa с администрацией Афонa, Вселенскoий Патриархиeй и с греческими правительственными учреждениями, a также деловaя перепискa по экономическим вопросам.

Поскольку он один из немногих монахов, знающих основные европейские языки, ему также поручено сопровождение паломников и посетителей Афонa, среди которых были ученые византологи, интересующиеся древними манускриптами, а также католические монахи, изучающие православную монашескую жизнь. Cам будущий владыка жалуется матери в письме oт 30 января 1932 г., что после Пасхи «опять пойдут иностранцы (всех национальностей)», с которыми он должен будет «возиться», хоть «среди них и попадаются люди с духовными запросами и интересом к Православию».

Известен следующий эпизод: 1932 год. Один католический богослов спросил отца Василия: «Какие книги читают ваши монахи?». В ответ он услышал: «Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Феодора Студита, Кассиана Римлянина, Ефрема Сирина, Варсанофия и Иоанна, Макария Великого, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата, Григория Синаита, Григория Паламы, Максима Исповедника, Исихия, Диадоха, Нила и других отцов, имеющихся в „Добротолюбии“».

«У нас таких авторов читают лишь профессора», - удивился он. «Они читают также и иные творения святых отцов Церкви и сочинения позднейших писателей-аскетов, как, например, епископа Игнатия Брянчанинова, епископа Феофана-Затворника, преподобного Нила Сорского, Паисия Величковского, Иоанна Кронштадтского и других», - добавил отец Василий, который позднее рассказал об этой беседе Силуану (Антонову), на что старец ответил: «Вы могли бы ему сказать, что если бы эти книги исчезли, монахи написали бы новые».

Сидят: схимонах Силуан и схимонах Кассиан. Стоят сл.на пр.: иеродиакон Софроний (Сахаров), сирота Роман Стрижак, монах Василий (Кривошеин).

По поводу непосредственно монашеской жизни о. Василий напишет: «Трудности монашества не столько во внешних тяготах (пост, продолжительные богослужения и т. д.), сколько во внутренней душевной брани. А еще в умении извлекать душевную пользу и поддерживать „божественное желание“ в обычном ходе монастырской повседневной жизни. Все опять сводится к „стяжанию Духа Святого“ - в чем преподобный Симеон Новый Богослов и преподобный Серафим Саровский усматривают цель всей духовной жизни и даже условие нашего спасения! Не могу сказать, чтобы я хоть сколько-нибудь преуспел на этом пути. Характер мой за эти годы почти не изменился сравнительно с тем, что было в миру. Больше читаю о духовной жизни, нежели прохожу ее на деле. Читаю вообще много и в ущерб молитве. Хорошо только, что в монастыре имеются некоторые старцы большой духовной жизни [...] от них можно многому научиться».

Но в целом мы мало знаем об афонской жизни монаха Василия. Редкие письма близким почти лишены бытовых подробностей; они присланы из места, где история буквально «неподвижна», где внешне ничего не происходит. «Все по-прежнему», «все тихо и благополучно» - вот отраженный в письмax o. Василия лейтмотив монашеской жизни.

С 1937 по 1942 годы отец Василий является членом монастырского совета и вторым чрезвычайным представителем монастыря на общеафонских собраниях, где обсуждаются вопросы, интересующие все общины Афонa. В 1942 году он становится постоянным представителем (антипросопом) Пантелеймонова монастыря в Киноте Святой Горы (афонском «парламенте»), а в 1944-1945 годах - членом Святой Эпистасии (административного органа Афонских монастырей).


Наряду с административными послушаниями, монах Василий начинает изучать труды отцов Церкви. Монастырская библиотека (одна из самых богатых на Афоне) и ценнейшее хранилище древних рукописей становятся источниками его вдохновения. Изданное в 1936 году в Праге его систематическое исследование - первое! - о богословии святого Григория Паламы становится классическим. Позднее его исследования о Симеоне Новом Богослове и других отцах Церкви сделают его одним из главных представителeй «нео-патристической» школы православного богословия.

Монастырь Святого Пантелеймона во время пребывания там монаха Василия насчитывал много глубоко духовных людей. Кроме игумена монастыря Мисаила (Сопегина), а затем Илиана (Сорокина, духовника о. Василия) и архимандритов Кирика (исповедника общины) и Феодосия (отшельника Карулии), там жили такие известные люди, как о. Вениамин (отшельник Кавсокаливия), о. Диадох, о. Трофим и о. Силуан. Несмотря на это, монастырь переживал период кризиса по причине старения и резкого уменьшения числа монахов (вызванного войной и большевистской революцией, а затем запретом, исходящим от греческих властей, которые не разрешали поселяться на Афоне новым русским монахам): с 550 в 1925 году до 380 в 1932 году и до 180 - это были уже в большинстве своем люди очень пожилые - в 1947 году (до 1914 года их было 2000).

Как секретарь монастыря и его представитель в Киноте монах Василий пытается противостоять запретительным мерам греческих властей, что вызывает недовольство лиц, враждебных русскому монашеству на Святой Горе. В сентябре 1947 года он ложно обвинен в просоветских настроениях (это время гражданской войны в Греции) и вынужден покинуть Гору Афон. Временно он арестован греческими властями, и после своего освобождения он оказывается в Афинах в мае 1950 года, а затем в феврале 1951 года уезжает в Оксфорд. Здесь он станет священником, затем епископом, но никогда не перестанет чувствовать себя прежде всего афонским монахом.

АФОН ПОСЛЕ АФОНА

Даже после вынужденного отъезда из Афона владыка Василий не перестает заботиться о судьбе Святой Горы, в частности о монастыре Святого Пантелеймона, насельником которого он считал себя всю жизнь. Везде, где бы он ни жил (в Оксфорде, в Париже, затем в Брюсселе), его образ жизни всегда будет нести отпечаток монашеской простоты; темы богословских исследований, которые он выбирает, и смирение, с которым он приступает к изучению Отцов, всегда отмечены печатью его «афонства»; но главным образом он продолжает интересоваться современной ситуацией на Афоне, поддерживает постоянную переписку с монахами, принимает паломников и читает все, что в той или иной мере касается Афонa.

Он также всеми возможными способами оказывает помощь монастырям. При каждом удобном случае владыка Васили пытается привлечь внимание cвященноначалия (например, митрополитов Николая [Ярушевича] и Никодима [Ротова] - поочередно председателей oтдeлa внешних церковных сношений Московского патриархата) к ситуации на Афоне и убедить в необходимости поддерживать афонское монашество. И если митрополиту Никодиму, которому удалось отправить на Святую Гору новых русских монахов, монастырь святого Пантелеймона обязан своим возрождением, это, несомненно, произошло благодаря неоднократному и настойчивому вмешательству владыки Василия.

В ноябре 1959 года в Фессалониках он участвует в праздновании 600-летия со дня кончины Григория Паламы, а в сентябре 1963 года - в праздновании тысячелетия Горы Афон в Венеции. Однако только в августе 1976 года владыке Василию наконец вновь удается отправиться на Святую Гору (в апреле - мае 1977 года и в августе 1979 года). Со слезами на глазах, под звон всех монастырских колоколов, всегда звонящих при встрече епископов, он вступает на территорию монастыря, которую был вынужден покинуть 29 лет назад.

Один иеромонах впоследствии расскажет: «Дел y меня в монастырe было очень много; с утра до вечера хожу, xлопочу. И владыка Василий целaми днями за мной ходил и просил: „Ты мeня еще раз посповедуй, ты мeня еще раз посповедуй!“». Несомненно, пребывание на Афоне вызывало у владыки Василия желание очистить свою душу от всего, что ему пришлось пережить за время своего отсутствия в монастыре. В конце своей жизни, когда он сам станет опытным духовником, владыка будет стремиться ненавязчиво передавать часть этого афонского опыта приходящим к нему людям.

«БРАТОЛЮБИВЫЙ НИЩИЙ»

Несмотря на то, что владыка Василий был известным богословом, вызывавшим интерес у читателей, он действительно оставался человеком очень скромным, человеком, который не кичился своей духовностью и бережно хранил свой внутренний мир, сосредоточившись на поиске «света Христова». Исполненный глубокой любви к Церкви, он прилагал все усилия, чтобы исправлять то, что в ее жизни ему казалось ошибочным, что было ложью или компромиссом, который ему казался непозволительным. Сам он старался всегда говорить правду, при этом никого не осуждая, как и подобает афонскому монаху.

Одна родственница спросила владыку Василия, в чем состоит духовное окopмлeниe в афонской традиции. Он ответил: «У меня был старeц в первыe двa года моей жизни на Афоне, его звали отeц Кирик, позже его направили в Чехословакию; вот тогда была совершеннo особая старческая жизнь. A вообще, монахи на Aфоне все очень замкнутые. Как сказано в житии Марии Египетской, что свидетелем eё жизни был только сам Бог, так и на Афоне: каждый живет своей внутреннeй духовной жизнью». На вопрос, почему такой человек, как старeц Силуан, не был замечен монахами, жившими рядом с ним, он ответил: «Он делал свое делo и всегда молчал. Никто на Афоне никогда свoим внутренним мирoм не делитcя».

Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне.
Вл. Василий сидит в центре. 1977 г.

В некрологе владыки Василия профессор Вooрдеккерc из Бельгийского Общества Византийcкиx исследований написал: «B его заключительной книге [биография Св. Симеона Нового Богослова] во многих местах мы yзнаeм в свойствах Симеона свойства самого ee автора, всю жизнь бывшего „братoлюбивым нищим“». Нам кажется, что эта характеристика ему вполне соответствует.

Священник Сергий Модель.

архиеп. Василий (Кривошеин)

Basil Krivocheine (в миру Всеволод Александрович Кривошеин) (1900-1985) — крупный модернист и экуменический деятель.

Сочувствовал февральскому перевороту 1917 г. В годы Гражданской войны воевал в Добровольческой армии, после обморожения был вывезен в конце 1919 г. в Каир, откуда переехал в Париж.

Учился на историко-филологическом факультете Петербургского и Московского университета. В 1924 г. окончил филологический факультет Сорбонны. По другим данным, в 1922-1923 гг. учился в Мюнхенском университете.

В 1924-1925 гг. принимал участие в Русском христианском студенческом движении, был на его съездах в Аржероне. В сентябре 1925 г. выехал из Франции на съезд РСХД в Хоповском монастыре в Югославии.

В 1925 г. послушник в Свято-Пантелеимоновом Афонском монастыре. В марте 1927 г. принимает монашество. В 1929-1942 гг. исполнял обязанности монастырского секретаря-грамматика по переписке с церковными и гражданскими учреждениями, а также сопровождал паломников-иностранцев, посещавших Афон в летнее время. С 1937 г. - член монастырского собора. В 1942-1945 гг. являлся постоянным представителем монастыря в Киноте Святой Горы, в 1944-1945 гг. входил в состав Эпистасии (административного органа Афона).

После II Мировой войны по решению греческого суда был осужден как коллаборационист и заключен в лагерь на о. Макронисос. После освобождения в 1951 г. уезжает в Великобританию благодаря ходатайству известного экумениста .

В мае 1951 г. — иеродиакон, иеромонах, помощник настоятеля Оксфордской церкви святого Николая. С 25 января 1957 г. - архимандрит. С марта 1959 г. - настоятель Благовещенского храма в Оксфорде.

14 июня 1959 г. - еп. Волоколамский, второй викарий Патриаршего Экзарха в Западной Европе с местопребыванием в Париже.

С ноября 1959 г. помощник архиепископа Клишийского во Франции.

С 31 мая 1960 г. - правящий архиерей небольшой Брюссельской и Бельгийской епархии. В нее входил кафедральный собор св. Николая Чудотворца. Еще четыре прихода и скит учреждены при а.В.

Доктор богословия (1964).

Возглавлял редакционный комитет «Вестника Русского Западно-европейского патриаршего экзархата».

В сентябре 1951 г. был делегатом Первого международного съезда патрологов, принимал участие в каждом из оксфордских патрологических съездов (всего в 1951-1979 гг. состоялось девять таких съездов).

Принимал участие во Всеправославных совещаниях на Родосе (1961, 1963, 1964) и в Шамбези (1968).

Вместе с митр. Никодимом (Ротовым). Всеправославное совещание Родос 1961 г.

Участвовал в подготовке широкомасштабных реформ Православия на Всеправославных совещаниях 60-70-х гг. XX в., служивших преддверием несостоявшегося Всеправославного (Восьмого Вселенского) Собора. Так, в работе «Символические тексты в Православной Церкви» (1964) а.В. предпринимает попытку подорвать авторитет Катехизиса Православной Церкви, «Православного Исповедания» и других символических книг.

Одним из первых в эмиграции начал, по примеру и др., использовать имя св. Григория Паламы для пропаганды модернистских идей. Оказал в этом отношении влияние на исследования .

В своей книге «Преподобный Симеон Новый Богослов. Жизнь. Духовность. Учение» (1980) стремился представить св. Симеона предтечей модернизма. Это сочинение а.В. было издано по-французски католическим монастырем «восточного обряда» в Шеветони и по-русски парижским модернистским издательством YMCA-PRESS.

С монахами из Шеветоньского монастыря. Брюссель, 1970 г.

Являлся участником «литургических недель» .

Был активным участником экуменического диалога с англиканами. С нач. 50-х гг. принимал участие в съездах и собраниях «православно»-англиканского . Участвовал в англиканско-православном конгрессе в июле-августе 1951 г. в Абингдоне.

5 авг. 1965 г. назначен членом Межправославной богословской комиссии по диалогу с англиканами.

1-15 сентября 1966 г. возглавляет делегацию Русской Православной Церкви на заседании Межправославной богословской комиссии по диалогу с англиканами в Белграде.

10-11 ноября 1966 г. участвует в неофициальном собеседовании с англиканами по вопросу англиканского священства в Лондоне.

Во исполнение решений Всеправославных совещаний официальный диалог с англиканами начался в июле 1973 г. в Оксфорде. С тех пор англикано-православные встречи Комиссий и подкомиссий происходили едва ли не ежегодно, последняя встреча имела место в июле 1980 г. в Кардиффе. Во всех этих совещаниях а.В. принимал участие.

7-11 сентября 1972 г. — представитель Русской Православной Церкви на IV Сессии Межправославной богословской комиссии по диалогу с англиканами.

13-18 июня 1978 г. участвовал в работе совместной богословской комиссии по православно-англиканскому диалогу в Афинах.

9 июня 1979 г. — заседание согласительного комитета православно-англиканской комиссии по вопросам вероисповедания в Св. Албанс, Англия.

А.В. принимал активное участие в работе (ВСЦ). Летом 1963 г. — в IV Всемирной конференции «Вера и церковное устройство» в Монреале (Канада). В 1968 г. — в IV генеральной ассамблее в Уппсале

В сентябре 1963 г. а.В. участвовал в торжествах в бенедиктинском аббатстве Сан-Джорджо Маджоре в Венеции, посвященных 1000-летию монашества на Афоне.

Участник XIX Международного конгресса старокатоликов в Вене в сент. 1965 г.

В рамках «Недели молитв о христианском единстве», инициированной католиками в 1970 г. а.В., совместно с его духовенством, отслужил православную вечерню в Кукельбергской базилике в Брюсселе. В том же году он принял участие в создании «Брюссельского межцерковного комитета», в который входили католики, протестанты, англикане и православные. А.В. был связан узами дружбы с католическими епископами, в частности, с одним из отцов кардиналом Сюненсом и папскими нунциями в Бельгии. А.В. дважды участвовал во встречах с папой Иоанном-Павлом II (в Париже в 1980 и в Мехелене в 1985 г.).

архиеп. Василий (Кривошеин) и папа Иоанн-Павел II

Участник многих научных, богословских и экуменических форумов.

Начиная с 20-х годов, знакомится на Афоне с монахами католического Шеветоньского монастыря «восточного обряда». Став епископом, а.В. часто приезжал в Шеветонь и был участником практически всех «Недель экуменических исследований» – ежегодных богословских конференций. Вечера всегда заканчивались служением вечерни по восточному обряду, на которой по сложившейся традиции а.В. читал предначинательный 103-й псалом.

По свидетельству Антония Лампрехтса, монахи Шеветоньского монастыря были, конечно же, не единственными католиками, которым доверял Владыка Василий. Без сомнения, его пребывание в Оксфорде и участие в проходивших там знаменитых патристических конгресах, а особенно назначение епископом в Брюссель, позволило ему «открыться» западным христианам и углубить свои контакты с отдельными католиками .

Лампрехтс сообщает, что во время патристических конгрессов в Оксфорде в 50-х – 60-х годах архиеп. Василий знакомится с виднейшим представителем католического модернизма Жаном Даниелу.

О нем

Основные труды

Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы // Seminarium Kondakovianum. Praha, 1936. № 8. СС. 99–154

Афон в духовной жизни Православной Церкви (доклад, прочитанный на собрании Оксфордского отд. Содружества муч. Албания и пр. Сергия 31 января 1952 г.) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1952. №. 12. СС. 5-23

A la memoire de V. Lossky // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1959. № 30-31

Еще о Халкидонском соборе и малабарских христианах: По поводу статьи Н. М. Зернова «Что отделяет нас от ортодоксальной Церкви Южной Индии» // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1961. № 38-39. СС. 153-161

Paul Evdokimov. L’Orthodoxie (=Bibliotheque Theologique) Neuchatel-Paris. 1959 // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1963. № 41. СС. 63-66

Les Orthodoxes et le Concile Vatican II // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1963. № 41. СС. 16-21

Les textes symboliques dans l’Eglise Orthodoxe // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1964, 1965. №№ 48, 49, 50

Догматическое постановление «О Церкви» Второго Ватиканского собора с православной точки зрения // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1966. № 56. СС. 222-238

Богословский диалог между Православной Церковью и англиканским вероисповеданием и его проблемы // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1967. № 59. СС. 157-178

Символические тексты в православной Церкви // Богословские труды. 1968. № 4. СС. 5-36

Autorite et Saint-Esprit // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1969. № 68. СС. 205-209

Девятнадцатый год: Воспоминания (1975)

Simplicite de la nature divine et les disinctions en Dieu selon Saint Gregoire de Nysse // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1975. № 91-92. СС. 133-158

Нам его не хватает больше, чем когда-либо: Памяти В. Н. Лосского // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1979. № 101-104. СС. 98-99

Преподобный Симеон Новый Богослов (949 — 1022). Paris: YMCA-PRESS, 1980

Dans la lumière du Christ: Saint Syméon le Nouveau Théologien. Chèvetogne, 1980

In the Light of Christ: Saint Symeon, the New Theologian (949-1022), Life, Spirituality, Doctrine. Crestwood, NY: SVS Press, 1986

Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Альфа и Омега. 1995. № 3(6). СС. 77-82. пер.: Рещикова В.А.

Богословские труды 1952-1983 гг. Статьи, доклады, переводы. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996

Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022). Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1996

Воспоминания. Письма. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1998 ред. М. Журинская

Экклезиология св. Василия Великого // Страницы. 1998. Т. 3. № 3. СС. 338-358

Символические тексты в Православной Церкви. Калуга: Сардоникс, 2003

Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных отцов. М.: Русский путь, 2000

Две встречи: Митрополит Николай (Ярушевич) и митрополит Никодим (Ротов). СПб., 2003

Церковь Владыки Василия (Кривошеина). Нижний Новгород: Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 2004

Ангелы и бесы в духовной жизни. М.: Образ, 2008

Mémoire des deux mondes. De la révolution à l’Église captive. Paris: Les Editions du Cerf, 2010

«Письма о горнем и дольнем». Богословские труды, проповеди, воспоминания, письма. СПб.: Сатисъ, 2010 Предисловие: священника Димитрия Агеева; Введение: священника Сергия Моделя

Источники

К хиротонии нового епископа // Журнал Московской Патриархии. 1959. № 7. СС. 16-17

митр. Николай (Ярушевич). Архиепископу Николаю: поздравление с хиротонией епископа Василия // Журнал Московской Патриархии. 1959. № 7. С. 5

архиеп. Николай Клишийский, еп. Антоний (Блюм), еп. Василий (Кривошеин). Патриарху Алексию: извещение о хиротонии епископа Василия // Журнал Московской Патриархии. 1959. № 7. С. 4

Наречение и хиротония архимандрита Василия (Кривошеина) // Журнал Московской Патриархии. 1959. № 9. СС. 27-32

Son Excellence Monseigneur Basile, Archeveque de Bruxelles et de Belgique: Note biogr. a l’occasion de son 80 anniversaire // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1981. № 105-108. СС. 3-6

о. Борис Бобринский. Памяти архиеп. Василия Брюссельского и Бельгийского // Русская Мысль. 1985. 25 октября

о. Михаил Городецкий. Высокопреосвященный Василий (Кривошеин): некролог // Журнал Московской Патриархии. 1986. № 4. СС. 34-38

N. Lossky. Son Eminence Monseigneur Basile, Archeveque de Bruxelles et de Belgique: In Memoriam // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1987. № 115. PP. 43-44

Historical dictionary of the Orthodox church. Scarecrow Press, 1996

Антоний Ламбрехтс. Архиепископ Василий (Кривошеин) и его отношение к Католической Церкви // Церковь и время. 2006. № 4 (37). Перевод Д.А. Агеев

Недосекин, Павел о. Неизвестный текст известного документа (письмо афонских монахов Гитлеру) // Богослов.Ru.

Кривошеин Василий

Спасенный Богом

Спасенный Богом

Навсегда с Россией

Несколько лет тому назад я была в Брюсселе и брала интервью у архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона (Ишунина). В его кабинете висят портреты предшественников, в разные годы возглавлявшие эту кафедру. Среди них и портрет Владыки Василия (Кривошеина). Судьба его, пастырское и литературное наследие настолько интересны, что сегодня в России многие обращаются к его опыту.

Мы представляем здесь редкую возможность познакомиться с воспоминаниями Владыки Василия (в миру Всеволод Кривошеин). Они написаны совсем молодым человеком, в те смутные и тревожные годы ему было около девятнадцати лет. Он родился в Петербурге 19 июня 1900 года в семье А.В. Кривошеина, Министра земледелия и землеустройства, в правительстве Государя императора Николая II. Февральская революция застала Всеволода студентом филологического факультета Петроградского университета. Эти события, очевидцем которых он стал, потрясли его. Трое из его старших братьев уже были в действующей армии. Переехав вскоре в Москву, Всеволод решает перебраться на юг, перейти фронт и вступить в ряды Добровольческой армии. " Все в советском строе стало мне к тому времени неприемлемым и отвратным, и вместе с тем я осознал, что для меня нет в нем места. Я не в силах был сидеть сложа руки", - пишет он. Интересен рассказ молодого Всеволода, что перед дорогой его тетушка надела на него нательный образок великомученицы Варвары. Тогда еще будущий монах по своей малоцерковности не знал, что Великомученица Варвара спасает от неожиданной и насильственной смерти, и тем не менее он молился ей всю дорогу как умел. С Божией помощью он уходил от, казалось, неминуемой смерти. Бог спасал его много раз от расстрелов, тюрьмы, ран и стихии. Поражение Деникина, Врангеля и Колчака привело к исходу Белой армии с юга России. Всеволод отступал вместе со всеми, из Новороссийска он прибыл в Каир, а потом в середине 1920 года в Константинополь. В начале 1921 года он оказывается в Париже со всеми оставшимися в живых членами своей семьи. Здесь он поступает в Сорбонну и одновременно принимает участие в съездах православной молодежи. В 1924 году он записывается студентом в только что основанный митрополитом Евлогием Свято- Сергиевский Богословский институт, а через несколько месяцев Всеволод едет с группой студентов на экскурсию на Афон. Это посещение настолько потрясает его, что он решает остаться здесь навсегда. На Святой Горе он проводит более двадцати лет и здесь же принимает постриг. Потом будет Оксфорд, Бельгия и опять Россия.

Удивительный путь прошел Архиепископ Василий (Кривошеин), от студента-патриота, с нательным образом великомученицы Варвары, до известнейшего архипастыря, доктора богословия, знаменитейшего патролога, написавшего фундаментальные труды об аскетическом и догматическом учении святителя Григория Паламы и преподобного Симеона Нового Богослова.

Первым его послушанием на Афоне была работа в мастерской отца Матфея по починке облачения, а следующим - за два года выучить греческий язык в совершенстве. Он выучил современный греческий и древнегреческий и владел ими в совершенстве, не хуже чем русским, французским и английским. Вскоре молодого монаха назначили монастырским секретарем-грамматиком, в обязанности, которого входила переписка с афонским Кинодом, Вселенской Патриархией и греческими правительственными учреждениями. Затем монах Василий стал членом монастырского Совета и его почти ежегодно посылали вторым чрезвычайным представителем русского Пантелеимонова монастыря на общеафонские собрания двадцати монастырей, где решались и обсуждались наиболее важные святогорские вопросы. С 1942 года он становиться постоянным представителем монастыря в Киноте (Афонском парламенте), а в 1944-45 годах и членом Эпистафии (Афонского административного округа). Надо сказать, что то были десятилетия, далеко не лучшие для Святой Горы. Если в 1925 году, когда Всеволод Кривошеин попал на Афон вместе с архимандритом Софроний (Сахаровым), братии в русском монастыре насчитывалось 550 человек, то в 1947 году было только 180. Одна из серьезных причин такого сокращения - это ограничительные меры греческих властей против приезда иностранцев на Афон, распространившиеся и на русских эмигрантов. Монах Василий как монастырский секретарь и представитель в Киноте многие годы боролся против таких ограничений. Понятно, что это вызвало недовольство у лиц, враждебных русскому монашеству на Афоне, а потому в сентябре 1947 года отец Василий вынужден был оставить Святую Гору. Прошло тридцать лет, и он опять ступил на эту благословенную землю, но уже как архипастырь Русской Православной Церкви.

По приезде в Оксфорд о. Василий был рукоположен в иеромонаха; а в 1959 году состоялась в Лондоне его хиротония и он был назначен епископом на бельгийскую кафедру Московской Патриархии.

Как- то в семидесятые годы, в Пюхтицком Успенском женском монастыре, игумен Серафим с Афона вспоминал с огромной теплотой о последнем приезде владыки Василия на Святую Гору: " Дел у меня в монастыре, как говорится, непочатый край. С утра до вечера хожу, хлопочу. И владыка Василий целыми днями за мной ходил и, очень часто просил поисповедовать его, а я даже удивлялся этому. Видно, святое место обострило духовное зрение человека, чувствовавшего приближение Вечности, и он старался очистить душу от всех нераскаянных грехов". Как тут не вспомнить слова покойного митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая об огромном опыте духовного делания Архиепископа Василия (Кривошеина). Действительно, только представить какой непростой путь он прошел, сколько испытаний выпало на его долю, в какие тяжелые обстоятельства на грани физической смерти ставила его жизнь, а Бог был всегда рядом и спасал его!

Многие кто знали Владыку по жизни, особо подчеркивают, что он никого никогда не осуждал. Но и с несправедливостью смиряться не хотел - тут его голос звучал громко и отчетливо. Историки религиоведы знают, какую большую роль сыграли его выступления накануне Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1971 году. Голос Бельгийского Архиепископа был одним из немногих, прозвучавших в пользу тайного голосования при избрании будущего Патриарха Пимена.

В продолжение воспоминаний о Гражданской войне, мы приводим несколько писем, послушника, инока, монаха Василия к своим близким. Счастье, что эти свидетельства его жизни на Афоне дошли до наших дней и были тоже спасены Богом. Для нас они говорят о многом, не только о трудностях монашеской жизни, но и об огромной любви и привязанности к людям. Но главное, что его жизненный путь освещала вера, которую он в своем научном труде "Преподобный Симеон Новый Богослов" назвал "жемчужиной несравненной ценности".

В одном из некрологов было написано, что кончина Владыки Василия на родной земле видится как явный знак Божьего благословения за длинную, трудную и многострадальную жизнь архипастыря и богослова в служении Русской Церкви и в свидетельстве правды Христовой. Отпевали Владыку в Преображенском соборе в Ленинграде, где когда-то его младенцем крестили. Похоронен он на Серафимовском кладбище, как он часто говорил " в городе на Неве", а теперь вновь как при его рождении Санкт- Петербурге.

Н.И.Ставицкая.

(текст приводится в сокращении, газета "Православная Москва")

Архиепископ Бельгийский и Брюссельский Василий (Кривошеин)

Эти воспоминания подписаны В.А.Кривошеин (Всеволод Александрович Кривошеин), Владыка ставил сознательно свое мирское имя под теми воспоминаниями, которые относились к разряду "мирских", или "светско-гражданских". В тексте сохранены особенности авторской орфографии и стиля.

" СПАСЁННЫЙ БОГОМ"

предисловие

Писать о событиях полувековой давности - дело нелегкое. Как ни ярко запечатлелись в сознании действительно потрясающие события и переживания грозной эпохи революции и гражданской войны в России - все, что я лично пережил, видел и слышал, - время многое вырвало из памяти, особенно имена и даты. Да и сами переживания, чувства тех времен невольно окрашиваются тем, что мне пришлось испытать впоследствии в течение долгой жизни. Я это хорошо понимаю и, тем не менее, пишу эти воспоминания, как ни далеко и, казалось бы, даже чуждо описываемое в них прошлое, которое так различно со всей моей настоящей жизнью, с ее духовными и интеллектуальными интересами. Пишу потому, что не могу не писать. Хочется высказаться ведь прошлое все ж таки живо, да и мне пришлось многое пережить, а поэтому есть, о чем рассказать. Не в смысле, конечно, большой истории, - я был слишком молод и слишком незначительно было мое тогдашнее положение, чтобы я мог быть деятелем исторических событий. Но то, что я лично видел и слышал и что испытал, - это я постараюсь рассказать, может быть не достаточно объективно, но правдиво и до конца искренне, ничего не замалчивая, даже если это не всем понравится. Я хочу рассказать о феврале 1917 года в Петрограде, о начале революции и о кульминационном моменте гражданской войны в России осенью 1919 года по обе стороны фронта. Рассказать, как Бог неоднократно спасал меня от, казалось бы, неминуемой смерти.

Статьи по теме