Свято успенский вышинский женский монастырь официальный. Паломнические поездки

Монастырь основан предположительно в XVI-XVII векахписьменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича - Марфы). Со дня основания до революции монастырь был мужским. Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому уже в 1724 году она была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю. С 1764 года монастырь вновь обретает самостоятельность.

Расцвет монастыря в XIX веке

Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял епископ Феофил. Благодаря ему из Саровского монастыря был приглашен старец Тихон, под руководством которого Вышинский монастырь был отстроен практически заново. При игумене Тихоне (игументво в 1800-1844 годах) возведены каменная четырёхярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в 1818), каменные кельи и каменная ограда с башнями.

Главная святыня монастыря - список чудотворной Казанской иконы Божией Матери - была отдана обители 7 марта 1827 года по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря Миропии.

В 1831 году заложен летний каменный летний храм во имя этой иконы. Он стал последним сооружением, возведённым при жизни игумена Тихона: освящение достроенного собора состоялось летом 1844 года - через несколько дней после его смерти. Это пятиглавый храм с тремя престолами: центральных из них освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; левый посвящён Рождеству Иоанна Предтечи, а правый - Владимирской иконе Божией Матери. Росписи храма были и резной иконостас выполнены в 1875 году.

В числе прочих, в этом соборе были и иконы, написанные св. Феофаном Затворником. Он жил в монастыре в 1866-1894 годах. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм .

Немного ранее, занимая должность епископа Тамбовской епархии, св. Феофан назначил на должность игумена бывшего эконома архиерейского дома Аркадия, при котором было построено немало новый строений монастыря.

В 1861 году построен Успенский храм (освящен в 1862) с двумя приделами - Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

При игумене Аркадии построены двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор.

В 1874-1890 годах выстроен тёплый каменный пятиглавый Христорождественский собор, украшенный с трёх сторон колоннами и портиками ионического ордера. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова, правый - в честь мучеников Адриана и Наталии, а в левом расположилась ризница. В этом соборе хранилась почитаемая икона Девяти мучеников Кизических.

Разорение и возрождение монастыря в XX веке

В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня.

В 1988 году состоялась канонизация Феофана Затворника, которая привлекла внимание общественности к заброшенной Вышенской обители.

Новое возрождение монастыря началось в 1990 году, когда часть зданий была передана церкви для организации женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии Патриарха Алексия Второго состоялось торжественное перенесение мощей свт. Феофана в Вышенскую обитель.

Я O L

Успе́нский Вы́шенский (Вышинский) монасты́рь - женский (ранее мужской) монастырь Русской православной церкви , ныне Рязанской епархии (ранее Тамбовской). Восстановлен как женский монастырь в 1990 году .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Свято-Успенский Вышенский женский монастырь

    ✪ Вышенский Свято-Успенский женский монастырь

    ✪ Зарисовки из Свято-Успенского Вышенского монастыря

    Субтитры

История

О первоначальном существовании Вышенской Успенской Пустыни известно отчасти по преданию, отчасти по документам, приведённым в книге игумена Тихона (Ципляковского) , изданной в Тамбове в 1881 году. Основан он был предположительно в XVI -XVII веках : в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича - Марфы : «…храм Успения Пресвятыя Богородицы перенесть и кельи и всякие хоромы, на новом месте велеть строить монастырь» - монастырь в это время уже существовал и находился в восьми верстах от нового места выше по течению реки Выши , на её левом берегу. Марфа Иоанновна пожаловала обители отводную грамоту, определив новое (нынешнее) место - вблизи судоходной тогда реки Цны. Старое место расположения, известное как «Старая пустынь и огородище», продолжало принадлежать монастырю до 1897 года, пока не состоялся обмен участками земли с местным помещиком Эмманиулом Дмитриевичем Нарышкиным .

В течение 36 лет, начиная с 1625 года, строителем пустыни был упомянутый в грамоте иеромонах Тихон; а его преемник, игумен Герасим, управлял обителью ещё дольше - 59 лет. При нём увеличилось количество земельных угодий пустыни. Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому в 1724 году «за малобратственностью и бедным положением» она была упразднена и приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю ; на тот момент в ней числилось всего 4 насельника: строитель иеромонах Авраамий, и монахи Мисаил, Филипп и Арсений. Однако вскоре, по-видимому, она была восстановлена, оставшись приписной - имеется сообщение, что «в монастырском архиве письменная документальность начинается с 1727 года…» В 1737 году «в той пустыни… церквей было две - обе малыя деревянныя, келлий три. Да в той же пустыни монахов один и вдовый поп, дьячек и пономарь, а угодий и доходов не имеется и не бывает, токмо имеется сеннаго покосу сто копен и пчельнаго заводу малое число» .

В 1739 году в монастыре проживали иеромонах Иосиф и 4 насельника, а в 1744 году - 3 монаха и 1 псаломщик. В 1740 году настоятелем стал иеромонах Филарет, в 1743 - иеромонах Пахомий. В 1753 году сюда был переведён для служения иеромонах Авраамий из Троицкого монастыря «что при Переславле на устье реки Павловой», а в следующем году настоятелем был назначен игумен Досифей. При его настоятельстве, продолжавшемся до 1761 года, вместо сгоревшей деревянной Успенской церкви началась постройка каменной, освящённая уже при игумене Василии в 1762 году.

В 1764 году монастырь стал самостоятельным, заштатным. Во время беспорядков в 1774 году была ограблена соборная Успенская церковь, но монахов не тронули.

С 1780 по 1789 год настоятелем был иеромонах Леонтий, при котором в 1784 году произошло межевание земельных участков и составлены описи имущества: «Церковь во имя Успения Божией Матери хотя каменная, но тесовая кровля на ней „ныне видится весьма ветха“. Колокольня дубовая рублена осмериком, крыта тесом. Монастырь огорожен забором из разного лесу». Иеромонаха Леонтия сменил иеромонах Иоанн, а его (в 1795) - иеромонах Лаврентий, при котором в Успенском соборном храме был устроен левый придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

Расцвет монастыря в XIX веке

Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии , которой в то время управлял архиепископ Феофил (Раев) . Благодаря ему из Саровского монастыря был переведён иеромонах Тихон , под руководством которого Вышенский монастырь был отстроен практически заново. При игумене Тихоне (игуменство в -1844 годах) возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в ), каменные кельи и каменная ограда с башнями.

Главная святыня монастыря - список чудотворной Казанской иконы Божией Матери - была отдана обители 7 марта 1827 года по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря Миропии (в миру, дворянка Мария Ивановна Аденкова или Данкова), после бывшего ей сновидения.

Немного ранее, 30 марта 1862 года, занимая должность епископа Тамбовской епархии , св. Феофан назначил на должность игумена бывшего эконома архиерейского дома Аркадия , при котором было построено немало новых строений монастыря.

При архимандрите Аркадии построены двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. При его настоятельстве был учреждён крестный ход из Выши в Моршанск и Тамбов с чудотворной иконой.

Разорение и возрождение монастыря в XX веке

В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. В книге «Красный террор в России» на стр. 103 есть абзац: "Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крестный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: «плевали, шаркали по полу», и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов."Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого».

Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня.

Летом 1972 года иерей Георгий Глазунов и игумен Марк (Лозинский) вместе с двумя студентами Московской духовной академии, иеромонахами Елевферием (Диденко) и Георгием (Тертышниковым) проникли в закрытый Вышенский монастырь, где в подклети Казанского собора был погребен почитаемый ими епископ Феофан. Увидев «мерзость запустения» на святом месте и совершив панихиду, они решили, во что бы то ни стало, потихонечку вывезти честные останки святителя. Вскоре отца Георгия Глазунова вновь посетил иеромонах Елевферий, на этот раз один. Повторная поездка в Вышу принесла добрый плод - сотоварищи, спустившись в склеп, перебрали руками всё «от» и «до», обрели мощи и забрали их с собой. Шеститонную надгробную плиту вывезли позже .

Успенская церковь

Это самая первая церковь в монастыре. В год первого упоминания (1625) деревянный храм был перенесён на новой место. В 1761 году вместо сгоревшего храма был возведён двухпридельный каменный, - освящённый в 1762 году игуменом Василием. Первоначально, за правым клиросом (со стороны никольского придела) находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери , за левым клиросом (со стороны сергиевского придела) - икона кизических мучеников .

После возрождения монастыря Успенская церковь была первой, где начались реставрационные работы. Храм был освящён 21 июня 1998 года архиепископом Симоном (Новиковым) .

Казанский собор

Каменный собор начали строить в 1831 году и окончили в 1844 году. На его постройку значительный капитал в шесть тысяч рублей поступил по духовному завещанию моршанского протоиерея Иоанна Наполинского. Казанский собор был «устроен по плану, который был снят с Саровского Успенского собора. Вышенский Собор уступает своему образцу размерами и внутренним украшением». Пятикупольный собор имел крестообразный вид, одинаковый в длину и ширину; со всех четырёх сторон имел колонны с красивыми фронтонами. В нём было три престола: средний - казанский (освящён 16 июня 1844 года); правый - в честь

Первое письменное упоминание о Вышенской обители относится к 1625 году. Тогда, грамотой «Великия старицы инокини Марфы Иоанновны», матери Царя Михаила Федоровича (имевшей «митрополией для всех дворцовых вотчин» село Конобеево), разрешался перевод монастыря на новое место, туда, где он находится и поныне.

Ранее монастырь, располагался в восьми верстах (межевая верста - 2,13 км.) от нынешнего местоположения, вверх по р. Выше на левом ее берегу. Усадьба бывшего монастыря с кладбищем (ясно обозначалось до начала 20 века могильными холмиками и рытвинами) находилось на набережной возвышенности. Течение Выши постепенно подмывало берег и к началу 20 века уже до половины подмыло саму усадьбу.

В 18 веке монастырь был чрезвычайно беден и даже на какое-то время закрывался. В 1774 году только отстроенную после пожара Успенскую церковь монастыря ограбили пугачевцы.

В 1800 году Шацкий уезд отошел к Тамбову, и Вышенская пустынь оказалась в ведении Тамбовской Епархии. Преосвященный Феофил, епископ Тамбовский заботясь об обители, определил в нее настоятелем иеромонаха Тихона (ок. 1766 - 1844), переведенного из благоустроенной Саровской пустыни.

Игумен Тихон нашел монастырь в крайне бедствующем состоянии, с числом братии в семь человек. За 44 года своего настоятельства, по плану Феофила он почти заново отстаивает Вышенскую обитель. При нем многократно возросло число братии монастыря, были выстроены восемь каменных корпусов для братских келий, каменная ограда вокруг монастыря с башнями и келиями в них, каменная четырехъярусная колокольня, во втором этаже которой устроили церковь во имя Живоначальной Троицы, и летний Казанский собор. Последний был выстроен в связи с большим притоком богомольцев к главной святыне монастыря - чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Казанской Вышенской. Пожертвованная монастырю в 1827 году, эта святая икона явила многочисленные чудеса исцеления. Особенно памятны чудеса спасения в 1848-1871 годах от холеры целых городов - Шацка, Моршанска, Кирсанова, Тамбова, что сделало эту чудотворную икону известной далеко за пределами монастыря.

Уровня первоклассного монастыря Вышенская обитель достигла к началу прошлого столетия при настоятеле архимандрите Аркадии (Честонове) (1825-1907), имевшим не только замечательные администраторские качества, но и являвшем собой образец истинного монашеского жития. В течение 47 лет архимандрит Аркадий обновлял, расширял и обустраивал Вышенский монастырь, и привел его в образцовый порядок. Были обновлены убранства Успенского и Казанского соборов, построены различные хозяйственные службы, расширена ограда монастыря, возведен двухэтажный братский корпус и две гостиницы для богомольцев, был выстроен и освящен (1894 г.) величественный и вместительный второй «теплый» собор обители - Христорождественский. После смерти о. Аркадия у Вышенской пустыни остался неприкосновенный капитал, обеспечивающий ее безбедное существование.

Архимандрит Аркадий уделял большое внимание образованию братии, благотворительной и просветительской деятельности в округе, много помогал различным церквям и школам, а в 1886 году открыл и обеспечил крупным вкладом свою монастырскую школу в деревне Купле в двух верстах от монастыря. Но главное он воспитал особый скромный и молитвенный дух насельников монастыря. Устав Вышенской обители, перенятый из Саровской пустыни, отличался строгостью. Скончался этот подвижник в возрасте 83 лет, из них в монашестве - 62 года и 3 месяца.

Вершины своего расцвета Вышенская обитель достигла во время пребывания в ней святителя Феофана (Говорова) (1815 - 1894), известного в настоящее время всему Православному миру как Затворник Вышенский, Получив прекрасное образование и посвятив более двадцати пяти лет служению Церкви на различных поприщах, в 1866 году он, будучи уже Владимирским архиереем, уволился на покой и навсегда переселился в «возлюбленную смиренную пустынь Вышенскую, которой нет ничего на свете лучше». Здесь Феофан прожил 28 лет, из них 22 года провел в строгом затворе, оставив нам огромное духовно-литературное наследие: переводы святоотеческой литературы, истолкования Священного Писания, труды в области нравственного богословия и обширную переписку с разными людьми.

Похоронили Святителя в Казанском соборе монастыря, где его святые мощи находились восемьдесят лет. В 1974 году нетленные останки святителя Феофана были подняты из оскверненного, заваленного мусором склепа, и перевезены в Троице-Сергиеву Лавру.

После прославления Феофана Затворника в лике святых (1988 год) святые мощи перевезли в ближайшую к монастырю и единственную в округе действующую церковь в честь преподобного Сергия в селе Эммануиловке. В это время монастырь был еще закрыт…

Трагические события двадцатого века коснулись и Вышенского монастыря. Откровенный грабеж и надругательство над обителью начались с момента опубликования декрета «Об отделении церкви от государства». Сначала новые власти отняли все, что можно было изъять, затем запретили исполнение церковных обрядов. Уездной милиции было предписано провести работу по уничтожению в храмах предметов и надписей, «оскорбляющих революционное чувство трудящихся масс». О том, как реагировали на это сами трудящиеся массы показательно следующее событие, приведенное в книге бывшего наркома НКЮ РСФСР И. Штейнберга.

Осенью 1918 года в селе Конобееве Шацкого уезда за проведение крестного хода была арестован почитаемый список Казанской (Вышенской) иконы Богородицы. «В Шацком уезде есть почитаемая народом Вышенская икона Божией Матери. В деревне была испанка, укладывавшая всех подряд. Устроили молебствие и крестный ход. Председатель Чрезвычайной комиссии арестовал иеромонаха и икону. В Чрезвычайной комиссии глумились над иконой, «плевали, шваркали по полу и батюшку всячески изобидели. Шацкий уезд темный-претемный». Обезумели все. Пошли стеной «выручать Божью Матерь». Бабы, старики, ребятишки. Председатель Чрезвычайной Комиссии открыл стрельбу из пулемета. «Я - солдат, был во многих боях, с германцами, но такого я не видел», - пишет крестьянин. Пулемет косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка Заступница, спаси, помилуй, все за Тебя ляжем». Страху уже в них не было никакого. Очень много с перепугу большевики тогда перебили…» (Штейнберг И.З. Нравственный лик революции. Берлин, 1923, 61-62 стр.). На село Конобеево властями была наложена контрибуция в размере 200 тыс. руб., на Вышенскую пустынь - в 100 тыс. руб.

Местные жители, как могли, препятствовали грабежам храмов: в оперативных сводках 1922 года, когда под видом помощи голодающим была развернута кампания по изъятию церковных ценностей, говорится о столкновении комиссии и отряда «с толпой крестьян и кричащих женщин, руководимых попами и членами церковного совета». В 1924 году «массовое выступление женщин» не позволило снять на продажу монастырские колокола.

Окончательно обитель разогнали в июле 1923 года (к этому моменту в пустыни оставалось около 80 человек братии). Чтобы вытеснить из монастыря монахов, новые власти разместили в нем «Детский городок III Интернационала». Соборы были закрыты, колокольня разрушена. Но богослужения в одном из храмов всё-таки совершались до середины 30-х годов. 11 февраля 1930 года вышло постановление «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений». Начались аресты, репрессии, расстрелы.

После детского городка в здании обители размещались поочередно: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония», а с 1938 года - областная психиатрическая больница (которая и доныне находится на территории монастыря). Стараниями этих организаций архитектурный ансамбль обители, признанный еще в 1923 году памятником, имеющим «высоко-историческо-художественное значение» и получивший статус неприкосновенности, был приведен в крайне плачевное состояние.

С 1990 года началось возрождение Вышенского монастыря. Настоятельницей вновь созданного Свято-Успенского, теперь уже женского, монастыря решением Священного Синода была назначена игумения Нонна (Знаменская).

29 июня 2002 крестным ходом, который возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении шести иерархов, множества духовенства, монашествующих и мирян, святые мощи святителя Феофана Затворника Вышенского были торжественно перенесены из Эммануиловки в Свято-Успенский Вышенский монастырь и поставлены в Успенском храме.

Сейчас сестричество монастыря составляют 20 насельниц. В основу жизни обители положено ежедневное богослужение, перед началом которого служится молебен святителю Феофану с акафистом.

К настоящему времени монастырю переданы Успенская церковь, два собора — Казанский и Христорождественский, корпус, в котором проживал в затворе святитель Феофан. Успенская церковь восстановлена - ее освятили 21 июня 1998 года. Казанский собор почти восстановлен - наружные работы были завершены, и 15 марта 2009 года состоялось малое освящение собора. Не закончено только внутреннее убранство: ждут реставрации настенные росписи, еще не установлен новый иконостас. Именно в Успенском храме теперь пребывают мощи святителя Феофана, а также чтимая икона Богородицы, именуемая Казанская-Вышенская. Христорождественский собор находится на этапе восстановления. А в корпусе, где помещалась келья Феофана Затворника, скоро откроется музей памяти святителя.

Основание обители на настоящем месте историки относят к 1625 году. Долгое время пустынь была мало известна на Руси. Расположенный в глухих местах монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы. Постепенно Вышенская обитель стала центром духовного просвещения местного населения.

Свято-Успенская Вышенская пустынь находится в Рязанской области на правом берегу реки Выши, неподалеку от впадения ее в Цну. Ближайшими к обители поселениями являются две небольшие деревни – Выша и Важное.

В истории пустыни бывали сложные периоды. Бедность и малочисленность братии монастыря привели к тому, что в декабре 1724 года Вышенская Успенская пустынь была упразднена и приписана к Чернееву монастырю. Предположительно, через два года (на рубеже 1726 и 1727 гг.) она вновь была открыта.

В 1800 году Шацкий уезд отошел к Тамбовской губернии. Епископ Тамбовский Феофил для восстановления обители поставил настоятелем старца Саровской пустыни Тихона, оправдавшего впоследствии выбор святителя своими трудами на пользу и благоустроение Вышенской пустыни. С этого времени начинается постепенное возрождение обители как экономическое, так и духовное.

В 1827 году монахиня Миропия (Данкова) подарила пустыни чудотворный Казанский образ Божией Матери. Когда от этой иконы были явлены чудесные знамения, известность обители стала возрастать, особенно после многочисленных чудес и исцелений во время холеры, свирепствовавшей в Тамбовском крае во второй половине XIX века. Тогда были устроены крестные ходы с иконой по городам и селениям Тамбовской губернии.

Еще большую известность обитель приобрела в 1862–1907 гг. – во время настоятельства архимандрита Аркадия (Честонова). Архимандрит Аркадий происходил из бедной семьи, еще в детстве и юности испытал тяжелую нужду и не имел возможности получить достойное образование, поэтому всеми силами старался распространить просвещение на Шацкой земле среди простого народа. Настоятельство архимандрита Аркадия знаменательно также и тем, что именно в этот период в Вышенской пустыни поселился удалившийся на покой святитель Феофан (Говоров) – великий угодник Божий, который ревностно послужил Церкви литературными трудами: переводами святоотеческой литературы, толкованиями Священного Писания, трудами в области нравственного богословия и обширной перепиской с разными людьми. О монастыре святитель писал: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Первые шесть лет пребывания в обители преосвященный Феофан не уединялся окончательно. С началом Великого Поста 1873 года начал вести затворническую жизнь. «Ибо затвор что есть? – писал святитель. – То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговеинстве и выходить из сердца или чем другим заниматься не хочет». В одной из келий была устроена церковь во имя Богоявления, в которой святитель служил ежедневно. В это время Вышенская пустынь достигла вершины своего расцвета – она стала центром духовного просвещения не только Шацкой земли, но и всей России.

В начале XX века пришли времена тяжких, небывалых испытаний для России и для Русской Церкви. После революции обитель закрыли не сразу. Сначала в монастыре разместили «Детский городок III Интернационала», для того, чтобы вытеснить оттуда монашескую общину и занять храмы обители под свои нужды. После закрытия монастыря в обители размещались поочередно: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония» и, наконец, областная психиатрическая больница. Храмы и монастырские здания были доведены до полного запустения.

Промыслом Божиим в 1990-х годах началось восстановление храмов и монастырей. 29 апреля 1990 года последовало решение Совета по делам религий при Совете Министров СССР о передаче Рязанскому епархиальному управлению некоторых зданий бывшей Успенской Вышенской пустыни. Монастырь было решено открыть как женский. На следующий день, 30 апреля, в день празднования Святых Жен-мироносиц в Борисоглебском соборе Рязани по благословению Святейшего Патриарха Пимена архиепископ Рязанский и Касимовский Симон совершил торжественное посвящение в сан игумении монахини Нонны (Знаменской) с последующим ее назначением настоятельницей монастыря. Несмотря на то, что были отданы Успенский, Казанский и Христорождественский храмы и небольшой бывший братский корпус, сразу приступить к их реставрации не было возможности. Значительную территорию монастыря психиатрическая больница занимает и по сей день.

11 июля 1990 года игумения Нонна прибыла на место своего назначения. Ей пришлось поселиться на Быковой Горе – в пяти километрах от монастыря, в бывшем имении Нарышкиных, числившемся в государственных архивах памятником культуры местного значения. В советское время здесь располагался туберкулезный госпиталь.

29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана Затворника из села Эммануиловка, расположенного в четырех километрах от монастыря, в Успенский храм Вышенской пустыни. Приехавший на это торжество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил надежду, что молитвы святителя помогут возрождению этого святого места. И действительно, благодаря молитвам святителя Божия, жизнь монастыря начинает возрождаться. Храмы постепенно восстанавливаются, в обитель приезжает много паломников, желающих помолиться у святых мощей святителя Феофана. И теперь Вышенский монастырь становится одним из центров духовного просвещения Рязанской земли.

Свято-Успенский Вышенский монастырь находится в селе Выша, Рязанской области, там, где одноименная речка впадает в Цну. Предположительно, обитель основали в XVI-XVII веках. Впервые в письменных источниках она упоминается в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Федоровича - Марфы.

Главной святыней Вышенской обители является - точная копия образа, обретенного в Казани в 1579 году.


Саша Митрахович 07.10.2018 07:40


Своим основанием Свято-Успенский Вышенский монастырь обязан родительнице первого монарха из рода Романовых. Она постановила строить Вышенский монастырь на новом месте. Место определили не случайно - недалеко от судоходной реки Цны. До этого же обитель располагалась на левом берегу реки Выши. Эти земли, называвшиеся «старая пустынь и огородище» еще долго принадлежали монастырю.

Строительство Вышенской обители на новом месте началось в 1625 году и продолжалось 36 лет. При монастырь в то время было немало земельных угодий, но был он достаточно бедным: в 1724 году в нем оставалось всего 4 насельника, поэтому обитель упразднили, а храм приписали к Николо-Чернеевскому монастырю. Впрочем, не прошло и нескольких лет, как монашескую жизнь возобновили, при этом обитель оставили приписной.

К концу XVIII века ситуация меняется к лучшему. Но расцвет же обители пришелся на XIX век.

Перестройка монастыря


В XIX веке Вышенский монастырь попадает в ведение Тамбовской епархии. В то время ею управлял архиепископ Феофил. Он-то и занялся обителью всерьез. Феофил перевел в Вышу иеромонаха Тихона, который, по сути, отстроил монастырь заново. При Тихоне на территории обители возвели Троицкий храм и каменную четырехъярусную колокольню, каменные кельи и ограду с башнями. И именно во время игуменства Тихона был построен Казанский собор, который теперь называют визитной карточкой Свято-Успенского Вышенского монастыря.

Казанский собор


К сожалению, мы не знаем имени архитектора, оставившего нам Казанский собор. К сожалению — потому что это действительно очень продуманное, архитектурное произведение зодчества, отличающееся выразительной пластикой, величественной строгостью форм и грамотной выдержанностью стиля. Казанский собор - явление, безусловно, выдающееся, достойное занять место в плеяде знаковых сооружений региона и страны в целом.

Каменный Казанский собор начали возводить в 1831 году. Капитал на его постройку - шесть тысяч рублей - поступил по духовному завещанию моршанского протоиерея Иоанна Наполинского. Строили достаточно долго, освящение храма состоялось только в 1844 году.

В соборе устроили три престола: в честь , в честь и в честь Рождества Иоанна Крестителя.

Через тридцать лет пришло время поновлять собор. Тогда его интерьеры украсили настенными росписями. Кроме того, изготовили горнее место «с малым вызолоченным иконостасом: в середине иконостаса, в нише, находилась икона Воскресения Христова, по бокам — Распятие Спасителя и Положение Христа Спасителя во гроб. Все эти иконы представляли ценность тем, что были написаны самим , пребывавшем в то время в затворе», - отмечается в книге «Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря», изданной Рязанской епархией в 2009 году.


Главная композиционная идея Казанского собора Вышенского монастыря - сооружение подчеркнуто развито вверх, по вертикали; с определенных ракурсов даже может показаться, что высота четверика больше, чем сторона его основания. На самом деле это иллюзия - высота, при ближайшем рассмотрении, все же меньше.

И тем не менее, входя в храм, поражаешься, как невелика его площадь и насколько обширен при этом его внутренний объем! При компактном, даже камерном основании собор буквально воспаряет вверх - два ряда раскрытых в интерьер четверика окон дополняются пятью большими световыми ротондами, усиливающими эффект «взлета». Своды, несущие центральную ротонду, опираются на четыре больших, квадратных в сечении столпа, таким образом идет своего рода перекличка классицизма с исконной русской архитектурной схемой крестово-купольного храма.

Иконостас белый, строгий, выдержанный во вкусах классицизма - с его колоннами, золочеными капителями, антаблементами и арками он напоминает не традиционный русский иконостас, а фасад сооружения классической эпохи. Три ряда икон занимают относительно небольшую его часть.

Иконы по большей части современные. Справа от Царских врат, в небольшой нише под полукруглым навесом - рака с мощами святителя Феофана, Вышенского затворника; симметрично слева - . Направо от входа, в юго-западном углу собора, имеется табличка: «Место захоронения святителя Феофана Затворника», там были обретены его мощи.

На стенах собора отчетливо видны изрядно пострадавшие, но тем не менее различимые росписи, покрывавшие когда-то внутреннее пространство храма целиком. Это - историческая стенопись, пережившая советское лихолетье, когда храм служил то складом, то моргом. Старинным фрескам требуется квалифицированная реставрация.


Казанский храм Вышенского монастыря не отапливается. А небольшая барочная церковь Успения Божией Матери XVIII века, хоть и являет собой прекрасный памятник архитектуры, все же для всех желающих помолиться в монастыре довольно тесна, особенно в дни праздников и больших паломничеств.

И вот в 1874-1890 годах к северу от Казанского храма соорудили большой теплый собор. Пятиглавый, с мощным куполом, окруженный с трех сторон портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол был освящен в честь Рождества Христова, правый - во имя святых Адриана и Наталии. Слева устроили ризницу. Особо почитаемой святыней этого храма была икона Девяти мучеников Кизических.

Христорождественский собор дольше остальных храмов Выши продержался под напором властных богоборцев. Уже были отобраны монастырские земли, изъяты ценности, переплавлены колокола, сожжена библиотека, засажено огородами (!) монастырское кладбище... В зданиях монастыря поочередно квартировали то лесохозяйство, то свиноводческий совхоз - а в храме Рождества Христова по-прежнему, как и до революционных потрясений, возносилась молитва Господня. Так продолжалось до 1938 года. Тогда в обители надолго «прописалась» психиатрическая клиника, и Христорождественский собор был закрыт.

Когда Вышенский монастырь вернули РПЦ, изначально предполагалось, что возрождение начнется именно с этого храма. Взялись за его реставрацию, к 1994 году при участии областного Управления культуры восстановили могучий черный купол, главки и кресты, постелили полы в алтаре, сделали амвон. 23 января того года в храме отслужили молебен. Но дальше, к сожалению, дело застопорилось. Реставрация потекла медленно. И еще очень долго храм стоял без штукатурки, краснея голым кирпичом. Лишь в наши дни возвращает он свое небесно-голубое, с белым, как легкие облака, одеяние.


Саша Митрахович 07.10.2018 08:08


После Октябрьской революции новые власти закрыли монастырь. В начале 1920-х годов в Казанском соборе прекратились службы, а монастырские постройки стали поочередно занимать - сначала лесхоз, затем свиносовхоз, детский дом, дом инвалидов... Правда, в Христорождественском храме богослужения продолжались вплоть до 1938 года, но с конца 1930-х годов в бывшей обители прочно обосновалась областная психиатрическая больница.

Статьи по теме