Узоры кармы. Беседа с Тэло Тулку Ринпоче

Буддийский монах и ученый Тэло Тулку Ринпоче

Кураев Эренцен

класс 10 «а», МБОУ «Ики-Бурульская

СОШ им. А. Пюрбеева», РФ, п. Ики-Бурул

Кураева Светлана Викторовна

научный руководитель, учитель высшей категории, МБОУ «Ики-Бурульская СОШ им. А. Пюрбеева», РФ, п. Ики-Бурул

Очирова Галина Дорджиевна

научный руководитель, учитель высшей категории, МБОУ «Ики-Бурульская СОШ им. А. Пюрбеева», РФ, п. Ики-Бурул

Глава 1. Введение

В послереволюционное время в СССР было уничтожено много исторических памятников, в том числе и церквей. По распоряжению властей стали закрывать или даже уничтожать храмы. Так в Калмыкии до революции было 90 храмов, которые были уничтожены. Считалось, что в новом государстве не должно быть места религии, отвлекающей людей от строительства счастливой жизни.

В мире много религиозных учений, которые приносят пользу людям, но цель всех религий одна - помочь человечеству обрести счастье. Основой религии является взаимопонимание между людьми и братские отношения между ними. Ведь мы все являемся одной большой семьей, и поэтому должны постараться найти общий язык и взаимопонимания. Если этого нет, то в обществе появляются проблемы. Известный буддийский монах, профессор Норбу Шастри отметил, что «все мы являемся в первую очередь людьми, а уж затем происходит деление по национальным, религиозным признакам и т. д., а Далай-Лама XIV - духовный лидер буддистов, Лауреат Нобелевской премии мира (1989 г.), доктор философских наук, поясняет: «Мы должны считать всех людей частью одного большого «Мы». Именно из-за отсутствия понимания этого, происходят такие катастрофы, как 11 сентября 2001 года в США, события на Манежной площади в Москве в декабре 2010 года».

Много лет в России росли без духовного воспитания, без высокого наставления. Последние десятилетия прошлого тысячелетия было ознаменовано большим всплеском возрождения буддизма в Калмыкии. Большую роль в этом сыграл приход молодого энергичного Кирсана Николаевича Илюмжинова - первого Президента Республики Калмыкия, а также избрание шаджин ламой в 1992 году Тэло Тулку Ринпоче. Этот тандем способствовал построению многих культовых сооружений в Элисте и районах республики, переводу мантр с тибетского языка на калмыцкий, восстановлению имен знаменитых просветителей, богословов, религиозных деятелей. Одним из ярчайших представителей калмыцкого духовенства конца XX и начала XXI веков можно назвать Тэло Тулку Ринпоче.

Цель моей исследовательской работы: узнать о деятельности шаджин ламы Тэло Тулку Ринпоче - верховном ламе Калмыкии, Президенте объединения буддистов Калмыкии, представителе Далай-Ламы XIV в России.

Задачи: в ходе исследованияпонять роль буддизма и Тэло Тулку Ринпоче в современном мире.

«…У Калмыцкого народа хорошая карма, поскольку у него есть драгоценный наставник - Тэло Тулку Ринпоче. Однако такие великие наставники не рождаются там, где в них нет нужды. Неустанный труд верховного ламы нашей республики, практически с нуля начавшего 20 лет назад возрождение духовных традиций народа, принес ощутимые плоды и вернулся к нему сторицей в виде огромной любви и веры людей»

Геше Дугда, профессор, наставник и учитель буддистов Калмыкии.

1.2. «Шаджин лама Тэло Тулку Ринпоче»

При подборе дополнительного материала к уроку по обществознанию на темы «Моральный выбор - это ответственность» и «Религия как одна из форм культуры» я увидел в семейном архиве на снимке монаха, молившегося вслед улетавшего самолета, который чрезвычайно удивил меня. Сразу у меня возникли несколько вопросов: «Кто этот монах? Откуда он родом? Почему он молится вслед улетающему самолету?» Выяснилось, что это ТэлоТулкуРинпоче. Отец его - выходец из Ики-Бурульского района, и представитель племени Джеджикины. И оказалась, что Ики-Бурульская земля родина предков шаджин ламы. Места здесь очень красивые. Давным-давно обосновался у холодных родников старик Джиджа, а вскоре потянулись к нему сородичи, и стало называться это место Джеджикины. В XIX веке насчитывалось 98 кибиток. В 30-е годы здесь величаво красовался хурул.

Рисунок 1. Фото из семейного архива

В ходе исследовательской работы я выяснил, что нахожусь в родстве с Тэло Тулку Ринпоче в четвертом поколении. (Рис. 8) Мы являемся представителями рода ильҗәхн джеджекинского племени. (Рис. 2).

Рисунок 2. Род ильҗәхн джеджекинского племени

Тэло Тулку Ринпоче (в миру Эрдни Омбадыков) родился в 1972 году в г. Филадельфии (США) в многодетной семье калмыцких эмигрантов. В шестилетнем возрасте он впервые встретился с Далай-ламой XIV, приехавшим с паломническим визитом в Америку, который порекомендовал родителям мальчика отдать его в монастырь. Мама Эрдни Омбадыкова так и поступила - через несколько месяцев он стал обучаться в монастыре Дрепун Гоманг в Индии. Это буддийская обитель расположена на юге Индии. Здесь он в течение 12 лет углубленно изучал каноны буддизма и его философию. На этом учение не закончилось. Тэло Тулку Ринпоче готовится в 1996 году к соисканию звания гетше, что соответствует степени доктора философских наук.

В 1991 году молодой калмыцкий монах впервые приехал на свою историческую родину в составе делегации Его Святейшества Далай ламы XIV, а через год Его Святейшество признал в нем реинкарнацию махаситхи Тилопы и даровал имя - ТэлоТулкуРинпоче. В июле 1992 года на конференции буддистов в Элисте он был избран шаджин ламой на пожизненный срок.

Тэло Тулку Ринпоче пишет: «Когда случилось мое мгновенное избрание, у меня не было времени для глубоких размышлений по этому поводу. Его Святейшество Далай-Лама тогда сказал мне, что у меня нет другого пути, и предложил отбросить сомнения и попробовать. Признаюсь, в 1993 году у меня был момент истины, и я в конце года уехал, но очень скоро вернулся с полным убеждением, что Калмыкия моя карма и моя ответственность. И что нет причин, по которым мы не могли бы строить своё будущее» . Появление, в Калмыкии спустя более полувека забвения религии верховного ламы, избранного в соответствии с канонами по воле верующих и монашеской общины, ознаменовало собой начало процесса возрождения буддизма, духовной реабилитации калмыцкого народа. Это тем более символично, что калмыцкую буддийскую сангху возглавил не просто священнослужитель, а настоящий перерожденец одного из великих проповедников, стоявших у истоков буддийского учения. Для нынешнего поколения калмыков, среди которых на протяжении нескольких веков не рождались ринпоче, это было подарком судьбы, знаком свыше.

Важной задачей в своей деятельности шаджин лама считает сохранение национальной культуры, менталитета и одновременно - воспитания в детях хорошей привычки быть открытым для всех. Чему и учит буддийская религия. Далай-Лама XIV утверждает: «Буддизм современному человеку интересен и как явление философской мысли и как религия»

Непреходящая ценность учения буддизма особенно ярко высвечивается в начале XXI века на фоне растущих бездуховностей, разрушения традиционного семейного воспитания и поиска новых концепций становления индивидуальной личности. Тэло Тулку Ринпоче было нелегко управлять делами хурулов и религиозных общин, заботиться о сохранение религии и приобщении к ней населения. Да и не могло быть иначе в то трудное время, когда в республике не было ни настоящих лам, ни молельных домов, ни подлинных знаний у людей буддийской теории и практики. Со временем образовался круг близких людей ТэлоТулку Ринпоче, его единомышленников и учеников, создавших Объединение буддистов Калмыкии, пришло понимание целей и задач развития буддизма в республике.

Сильный характер молодого шаджин ламы проявился и в том, как он твердо и последовательно отстаивал свою позицию в тибетском вопросе и, в частности, вопросе приглашения в Россию Далай-ламы. Ему, ученику Его Святейшества, фактически давшего молодому монаху путевку в жизнь, было делом чести защищать своего духовного наставника. Так же, как и Далай-лама, он является сторонником ненасильственного решения проблем, но всякий раз ему с большим трудом приходится сдерживать свое возмущение, когда российские власти в очередной раз отказывают Его Святейшеству в приезде в страну. И как же счастлив был шаджин лама, как и все жители Калмыкии, когда в конце 2005 года долгожданный визит Далай-ламы все же состоялся! Переговоры были чрезвычайно трудными. Пребывание Его Святейшества состоялось с 29 ноября по 1 декабря. Визит Далай-ламы наложил очень сильный отпечаток на каждого жителя. Слезы радости, которые он не удержал при встрече Учителя в аэропорту, были трогательны…. И сейчас Тэло Тулку Ринпоче по-прежнему на острие борьбы за права верующих. Он стал лидером объединенного движения российских буддистов. Свою задачу он видит в том, чтобы в общей стратегии по сохранению национальной культуры и религии были объединены все силы духовной и светской власти.

Крайне важно, считает он укреплять отношения буддистов Калмыкии с представителями российских буддийских центров Бурятии, Тывы, международных организаций за рубежом. В последние годы он успешно налаживает контакты со всеми буддийскими регионами России за рубежом, ведет диалог с другими религиозными конфессиями с тем, чтобы смогла осуществиться мечта тысяч его единоверцев. С целью укрепления отношения буддистов шаджин лама пошел на беспрецедентный шаг - совместными усилиями трех буддийских республик России и Монголии провести в Дхарамсале фестиваль искусства многоязычных народов и молебен о долгой жизни Его Святейшества, которые бы стали своеобразным коллективным подношением буддистов Учителю. Именно там, в индийском городке, проведена пуджа к долгой жизни Далай-ламы. У жителей Калмыкии, Бурятии и Тывы, у российских буддистов появилась уникальная возможность получить учение и благословения от духовного наставника, учителя лауреата Нобелевской премии мира Его Святейшества Далай-ламы. Паломничество начнется с 22 ноября по 30 декабря 2009 года. Тэло Тулку Ринпоче утверждает что, «Все мы испытываем большую гордость и радость от того, что Его Святейшество Далай-лама, личность поистине вселенского масштаба, является нашим духовным лидером».

Диаграмма 1. Рост паломничества в Индию на на Учения Его Святейшества Далай-ламы

И мы очень счастливы, что он принял решение уделить время буддистам России и даровать учение по тексту Атиши «Светоч на пути к Просветлению». На протяжении нескольких лет Ринпоче продолжает неустанно проводить работу по организации паломничества в святые места, организует учения Его Святейшества для российских буддистов в Индии. Желающих послушать лекции Учителя с каждым годом становится все больше. Эти люди желают что-то узнать, чему-то научиться. И эти учения Далай Ламы для Российских буддистов самым существенным образом влияют на состояние буддизма в России.

Благодаря деятельности шаджин ламы в Калмыкии строятся храмы, ступы, субурганы, мандалы, пагоды. Так на территории Ики-Бурульского района действуют два хурула, возведено семь ступ и субурганов. За 20 лет много сделано. За короткий промежуток времени возведена «Золотая обитель Будды Шакъямуни», которая с 2005 года является резиденцией Тэло Тулку Ринпоче и признан крупнейшим буддийским храмом в России и Европе. (Рис. 3).

Рисунок 3. Резиденция шаджин-ламы «Золотая обитель Будды Шакьямуни» г. Элиста, Республика Калмыкия

16 ноября 2008 года в окрестностях бывшего села Джеджикины состоялось открытие ступы Просветления. В открытии субургана принял участие шаджин лама. Для него, не раз освящавшего подобные ступы, нынешнее мероприятие имело символическое значение. Это была особая миссия, поскольку субурган построен на родовой земле его отца. «Чувство сопричастности, поклонение своим корням должны передаваться от поколения к поколению, - отметил в своем выступлении шаджин лама. - «Для меня это особенный день, памяти об отце, который до последних дней жизни мечтал побывать на своей малой родине. Я очень рад, что сейчас со мной эти минуты счастья разделяют мои дядя и родственники».

Шаджин лама и Кирсан Николаевич подарили нам настоящую сказку, которую необходимо беречь и сохранять. При посещении храма Золотая обитель я обязательно посещаю уголок для простирания, где можно получить консультации у монахов. Мне было интересно узнать, что американские ученые выяснили, что простирание - это лучший вид физических упражнений. Когда-то они думали, что бег очень хорошее упражнение, потом узнали, что, если много бегать, то через некоторое время может вред сухожилиям. То есть с одной стороны - хорошо, с другой - приносит вред. Но когда они исследовали простирание, то выяснили, что это абсолютно безвредное упражнение. Оно полезно для всего тела. Особенно полезны они для тех, у кого проблемы с нервами, то станут намного спокойнее. Вообще для здоровья простирание очень полезно, так как они делаются для очищения негативной кармы и накопления положительной, для того, что человек достиг состояние будды на благо всех живых существ.

В Элисте в 2008 году в храме «Золотая обитель Будды Шакьямуни», с 16 по 24 августа экспонировались уникальные буддийские реликвии из собрания ламы Сопа Ринпоче. Выставку посетило свыше 70 тысяч жителей Элисты и других регионов России, а также Украины, Белоруссии, Казахстана и других стран. Организаторы выставки, сопровождавшие реликвии, отметили, что из всех стран и городов, где ранее экспонировалась коллекция, с наибольшим успехом выставка прошла в столице Калмыкии. Благодаря стараниям шаджин ламы тысячи людей получили благословения в соответствии со всеми буддийским канонами. В октябре 2013 года впервые была открыта выставка известного танкописца Николая Дутко. Она дала людям знание о буддизме и духовной практике. Я видел, как люди, входя в зал, сразу складывали руки и начинали молиться, а лица становились одухотвореннее.

По приглашению центрального хурула приезжают монахи, которые строят мандалы. Понаблюдать за действием приходят сотни верующих. После церемонии разрушения монахи отправляются в села и песок божественной обители опускается в воду. К духам воды обращаются с просьбой принять его и распространить благословения по всей республике. Монахи читают молитву, даруя благопожелания всем жителям Республики Калмыкия. Благодаря деятельности Золотой обители Будды Шакьямуни и шаджин ламы в апреле 2009 года было организовано незабываемое зрелище Мистерия Цам в исполнении танцующих лам монастыря Дзонкар Чоде. Цам - это очень важный буддийский ритуал. До революции традиции его исполнения существовали и в Калмыкии. Она была утрачена в годы репрессий и больших потрясений. Цам - выражение благодарности Дхарамапа-лам, защитникам буддийского учения за ту опеку и защиту, которой они окружали нас в прошлые годы: это также ритуал за мир во всем мире и счастье всех живых существ. Он всегда способствует распространению буддизма и всех прочих религиозных конфессий, в которых отсутствует предвзятость. Он устраняет страдания, которых никто из нас не желает, и дарит нашим сердцам счастье и умиротворение.

Цам - масштабный ритуал призвания защитников и устранения препятствий.

Мистерия Цам - мост между миром просветленных существ и миром людей. В центральном хуруле возобновились бесплатные курсы по изучению калмыцкого языка. Трехмесячные курсы рассчитаны на всех, кто хочет овладеть навыками устной разговорной речи. В 2013 году по инициативе Тэло Тулку Ринпоче и при поддержке буддийских центров Элисты и республики стала возрождаться традиция совместного чтения сутр на калмыцком языке.

Калмыкия является на сегодня единственным регионом в России, где есть полная электронная библиотека буддийских текстов. Это тексты различных мировых издательств о различных областях буддийского учения на тибетском, санскрите, бали. В настоящее время с ней знакомятся ученые, переводчики. В центральном хуруле активно ведется перевод священных буддийских книг на калмыцкий и русский языки, проводятся конкурсы на знание родного языка, фестивали, олимпиады.

Благодаря совместной деятельности Далай Ламы и Тэло Тулку Ринпоче, организовавших сотрудничество американских и калмыцких врачей, для республиканского противотуберкулезного диспансера был приобретен уникальный прибор, способный эффективно бороться с туберкулезом еще на стадии его зарождения.

Самая большая мечта Тэло Тулку Ринпоче - это построить медитационный центр «Ченрези», где планируется открытие воскресной школы. Здесь будут вестись уроки калмыцкого языка. Это очень важно, так как у калмыков богатая самобытная культура, красивый колоритный язык и надо сохранить это национальное достояние.

Чем привлекает буддизм людей, не являющихся буддистами по рождению?

В первую очередь наличие развитой системы психотехники, так как буддизм - это вид духовной терапии. Во-вторых, буддийская медитация привлекает современных психологов тем, что с её помощью можно эффективно бороться с депрессивными состояниями психики. В-третьих, многие концепции современной науки находят параллели буддийской мысли. Альберт Эйнштейн давал буддизму высокую оценку: «Буддизм - это религия будущего будет космической религией. Если и есть религия, которая сможет соответствовать современным научным потребностям, - это буддизм» .

Симпатия к буддизму объясняется так же его толерантностью, стремлением к диалогу с другими конфессиями. Религии дальнего востока, буддизм считаются высокоэкологичными, так как подчеркивают важность уважительного отношения не только к человеку, но и вообще ко всему живому. Об этом свидетельствует главнейшая мантра (любви и сострадания): «Ом Мани Падмэ хум» . Поэтому, я считаю, что экологические принципы буддийской культуры могут быть востребованы уже в самое ближайшее время.

В силу своей терпимости и пацифизма буддизму удалось избежать воин против других религий. По сути, Будда первым в мировой истории провозгласил принцип веротерпимости, согласно которому никому нельзя навязывать религиозные идеи.

2.1. «Деяния Тэло Тулку Ринпоче»

Ближайший план - шаджин ламы создание буддийского учебного заведения уже претворяется в жизнь. Подписан договор между Калмыцким госуниверситетом и центральным хурулом республики о взаимном сотрудничестве в области духовного и светского образования. Группа студентов по окончании университета получит два диплома: государственный о среднем специальном образовании и о прохождении курса по основам буддизма. Выпускник имеет возможность продолжить свое обучения в институтах и монастырских университетах Индии и получить специальности переводчиков, астрологов, священнослужителей. Ринпоче считает, что республике необходимы серьезные исследования в области буддизма, издания книг, переводов.

Шаджин лама, геше (доктор философских наук) много сотрудничает с журналами, газетами, организует симпозиумы, конференции, встречи , дает интервью, читает лекции, является автором многих статей:

· Буддизм - это не только вера;

· Единое культурное пространство народов Калмыкии;

· Воспитание единства в молодежной среде;

· Философия в диалоге культур;

· Важен правильный образ мышления;

· Верить в свои силы;

· Добрые поступки - инвестиции в любой долгосрочный успешный проект.

Диаграмма 2. Результаты анкетирования учащихся

В ходе написания работы я организовал анкетирование на тему «Религиозные деятели» среди учащихся 6-11 классов Ики-Бурульской школы. Анкетированием было охвачено 130 учащихся. Результаты анкетирования показали, что учащиеся знают религиозных деятелей. Итоги анкетирования:

· Перечислите мировые религии и их основателей - 76 %;

· Назовите имена религиозных деятелей XXI века.

2.2. «Драгоценный наставник»

За сравнительно короткий срок в республике смогли преодолеть немало трудностей в возрождении исконных традиций, возращение своей веры. В этом заслуга Тэло Тулку Ринпоче и народа, который поддерживает во всем своего верховного главу буддистов. Шаджин лама, который в этом качестве работает более 20 лет, считает, что первоочередная его задача давать наставления. Это, прежде всего, советы, каким образом развивать ум, повышать уровень знаний в области буддийского учения. А методы работы могут быть разные: через фильмы, музыку, искусство, живопись, спорт… И все это ради того, чтобы у молодежи возрастал интерес. 25 января Калмыкия приняла эстафету Олимпийского огня. В этой торжественной процедуре были задействованы призеры Олимпийских игр, чемпионы Европы, политики, общественные деятели. Среди факелоносцев и шаджин лама. (Рис. 4) Явление Олимпийского огня произвело такое впечатление на элистинцев, что народ на этом этапе эстафеты, где огонь нес Тэло Тулку Ринпоче, бежал следом за ним. Я внимательно следил за эстафетой олимпийского огня. Мне кажется, что за всю историю Олимпийского огня это первый случай, когда монах принимал участие в подобном, столь высоком и ответственном мероприятии. Но самое главное, участие шаджин ламой в эстафете - это пропаганда здорового образа жизни.

Рисунок 4. Шаджин лама с олимпийским огнем

Сегодня, в мире стремительно распространяется наркомания, алкоголизм, подростковая преступность - это вопросы этических норм, морали и здесь смысл в том, что буддизм предлагает научить правильному образу мышления, независимо от того живешь ли ты в бедной или в богатой стране: ты можешь быть счастлив. Шаджин лама во время молебна празднования Ур Сар объясняет, почему отказ от алкоголя важен для семьи, психического, физического здоровья, как это повлияет на жизнь, и приняв решение люди берут обет перед лицом всех святых существ, перед, Буддой, перед родственниками на определенный период. Многие берут обет на всю жизнь и это знаменательно. Шаджин ламой ведется большая работа, которая дает возможность людям углублять и расширять свои познания.

Рисунок 5. Пропаганда здорового образа жизни, культурных ценностей

Систематически читая статьи по теме духовность, автором, которых является шаджин лама, я учусь в повседневной жизни быть сострадательным, дарить людям любовь, доброту, улыбку. Ваша помощь - основа многих благих деяний, это помощь людям, стране, миру, а также всем животным существам. Они будут так счастливы. Я убежден что: «Буддизм современному поколению интересен и как явление философской мысли и как религия…». Я думаю, что очень хорошо и своевременно в школах России начали преподавать предмет «Основы религиозной культуры и светской этики», которая будет способствовать миру и гармонии в обществе. Я глубоко убежден, что чем больше у нас знаний о других культурах и религиях, тем лучше.

В настоящий момент, когда религиозное тесно смыкается с национальным, когда подъем национального самосознания усиливает интерес к культуре народа и его религии, чрезвычайно актуальны исследования в области истории буддизма. Буддизм нынешнему поколению интересен и как явление философской мысли, и как религия, завоевавшая адептов на всех континентах мира, но прежде всего - как религия калмыков.

Буддизм - это восточная философия, система самовоспитания, саморазвития человека. Философия буддизма объясняет многие вещи, которые были для нас просто загадкой. С приходом в буддизм у многих людей поменялся образ жизни. Например, раньше мысли о смерти, которые рано или поздно наступает, не покидала особенно пожилых людей ни на минуту и это их сильно угнетало. Когда начали интересоваться учением Будды, стало понятно, что человек живет вечно, перерождаясь, и может даже достичь состояния нирваны. Цель буддиста - достичь просветления, стать таким же совершенным, как Будда.

Отрадно отметить, что в последнее время молодые люди стремятся изучать буддийскую философию. Значит, у нашего народа есть будущее, и мы будем сохранять, развивать исконную веру и впредь. Однако мы не можем отрицать и растущего интереса представителей других национальностей, а потому мы хотим пригласить их вместе с нами в это удивительное путешествие не с целью обращения кого-либо в свою веру, но с единственной целью - оказать им духовную помощь. Я всецело согласен со словами Михаила Юрьевича Лермонтова, что россияне, могут получить много интересного и полезного, обратившись на восток.

Буддизм все больше привлекает людей самых разных национальностей проживающих не только на территории Калмыкии и за нее пределами. И во многом благодаря авторитету и исключительной личности ТэлоТулкуРинпоче. Шаджин лама невероятно прост в общении, скромен и с величайшим уважением относится к другим людям, религиям. Вдохновленный деятельностью шаджин ламы Тэло Тулку Ринпоче я написал синквейн о нём:

Шаджин лама:

Целеустремленный, толерантный

Просвещает, объединяет, строит

Хурулы, ступы, субурганы

Буддийский монах, ученый Тэло Тулку Ринпоче.

Выводы. Мои маленькие «открытия»

В ходе написания исследовательской работы, я удивлялся и восхищался широтой взглядов шаджин ламы, его обширной деятельностью на благо всех буддистов в частности, и для России и мира - в целом. Удивительное - рядом, надо только начать действовать, протянуть самому руку ко всему новому, полезному для всего общества. Деятельность шаджин ламы тому подтверждение:

1. Шаджин лама Калмыкии за годы 20-летней работы первоочередной задачей считает наставления, в ходе которых он дает советы, каким образом развивать ум, повышать уровень знаний в области буддийского учения, используя фильмы, музыку, искусство, живопись и утверждает, что буддизм - это не только вера, это философия, культура, наука. Но все же главная цель его подвижнической работы заключается в том, чтобы каждый человек совершенствовал себя.

2. Под его руководством возведены самый крупный буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», ступы, храмы, пагоды, молельные дома, которые стали не только религиозными, но и культурными центрами Калмыкии, где проводят немало мероприятий необходимых обществу.

3. Под руководством Тэло Тулку Ринпоче идет возрождение калмыцких традиций, обычаев, тесно связанных с буддийским учением, буддийской культурой.

4. Созидательный труд Тэло Тулку Ринпоче способствует укреплению толерантности и развитию гармонии на территории нашего региона, республики. Шаджин лама утверждает: «Главное быть сострадательным, порядочным человеком, думать не только о своем счастье, но и о счастье других». Он твердо убежден, что люди в абсолютном своем большинстве внутренне отвергают зло, нетерпимость и насилие. Их естественное стремление к нравственной чистоте - это и есть один из главных принципов буддизма. Это стремление всячески поддерживает, поощряет, укрепляет и направляет все свои силы и знания буддийский монах, президент, объединяя буддистов Калмыкии, учений Тэло Тулку Ринпоче, духовный руководитель фонда «Сохраним Тибет».

5. Верховный лама Республики Калмыкия проводит политику всесторонней поддержки мирного сосуществования и сотрудничества представителей, традиционных для Калмыкии конфессий: буддизма, христианства и ислама.

6. По личному приглашению Тэло Тулку Ринпоче в последние годы Россию посетили глава школы Сакья Его Святейшество Сакья Тризин Ринпоче, настоятель монастыря Дрепунг Гоманг Йонтен Дамчо, экс-настоятель монастыря Намгьял Чадо Тулку Ринпоче, ведущие буддийские учителя Намкай Норбу Ринпоче, геше Лхакдор, Барри Керзин, Тензин Приядарше, Роберт Турман, Алан Уоллес и многие другие.

7. Я считаю, в целом за 20 лет достигнут хороший результат, в основе которого не количество построенных культовых сооружений, а приобретенные буддийские познания. Посещая хурул, я вижу не только представителей пожилого возраста, но и представителей молодого поколения. Значит, все эти годы прошли не зря.

У каждого человека должна быть Родина. Ринпоче повезло. На данный момент у него три Родины. Первое, это место предков. Там где жил его отец. Дед его деда. А хотон называется Джеджикины (Ики-Бурульский район). Второе место - США, где родился и вырос. И третье, Калмыкия, где сейчас живет и возрождает духовность.

Тэло Тулку Ринпоче

Исключительный, скромный

Возглавляет, дарует, возрождает

Утраченные духовные традиции

Мой земляк, гордость джеджекинцев.

Приложение 1.

Глоссарий

Геше - доктор философских наук

Далай-лама - первосвященник ламаистской церкви памятник

Дхарма - учение

Джеджекины - племя

Карма - судьба

Лама - буддийский монах

Мантра - молитва

Субурган - памятник на могиле священнослужителя

Хурул - буддийский монастырь

Шаджин лама - верховный лама Калмыкии

Рисунок 6. Родовое древо шаджин ламы

Таблица 1.

Основные вехи Тэло Тулку Ринпоче

Родился в США

Признан живым воплощением буддийского апостола Тело Ринпоче (перерожденец)

1978 г.-1996 г.

Учеба в Индии

Избран верховным ламой (шаджин лама) Калмыкии

Соискание на звание гетше - это соответствие степени доктор философских наук

Духовный руководитель фонда «Сохраним Тибет»

Представитель Далай Ламы XIV в России

Список литературы:

2.«Известия Калмыкии», ст. «Буддизм и современный мир», М. Уланов, 05.02.2011 г.

3.Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: учебное пособие для поступающих в юридические вузы, 2002 г.

4.«Мандала» Журнал № 1, 1992 г. статья «Президент объединения буддистов Калмыкии, шаджин лама Тэло Тулку Ринпоче».

5.Машкин Н.Л., Рассолов И.М. Религия в современном мире, Феникс, 2002 г.

6.«Партнерство через понимание», газета, от 28.08.2013 г.

7.Урусова Г. Продолжая искусство Будды.

8.Учения для буддистов России-2013, комментарии.

11.[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:

С тех пор в степном регионе было восстановлено и построено свыше 30 храмов и молельных домов. Начиная с 2005 г., резиденция Тэло Тулку Ринпоче находится в главном храме Калмыкии - «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Сейчас это - крупнейший буддийский храм Европы.
- Ваше Святейшество, каковы первостепенные задачи для полноценного развития буддизма в России?
- Первостепенная задача - сохранить чистоту традиции и учений Будды в это чрезвычайно сложное время. На протяжении 2550 лет буддистам удавалось поддерживать чистоту монашеской и мирской дисциплины, мы должны и впредь делать на этом упор.
После революции 1917 года на долю буддийского духовенства и верующих России выпали тяжкие испытания, и мы утратили многие ценности: и материальные, и духовные. Можем ли мы возродить утраченное, вернуться к чистой монашеской традиции, которая, вне всяких сомнений, составляет основу буддийского учения, дхармы? Думаю, да. Но это требует времени и усилий. Помните, что духовная дисциплина отсутствовала в России на протяжении 70 лет, тем не менее, сегодня мы наблюдаем постепенное возрождение не только буддизма, но и других религиозных традиций.
Многое меняется в современном мире, и Россия не исключение. Общество сталкивается со множеством проблем - политических, экономических, нравственных. Чтобы преодолеть эти трудности, опять же, необходима духовная дисциплина и отвечающий реальной действительности кодекс морально-нравственных принципов.
Нелишним было бы всерьез задуматься о том, в чем состоит буддийский подход к решению насущных социальных проблем, и найти способ предложить обществу элементы буддийской этики. Уверен, это принесет пользу - будет способствовать его оздоровлению.
- Не кажется ли вам, что присутствие в Межрелигиозном совете Хамбо-ламы Бурятии при вашем (и тувинского Камбы-ламы) отсутствии является несправедливостью? Может быть, пора исправить положение?
- Важно отдавать себе отчет в том, что, в отличие от православия, в российском буддизме - да и не только в российском - никогда не было централизации. Калмыкия, Бурятия и Тува вошли в состав России в разные годы (к слову, Калмыкия была первой: мы недавно отметили 400-летний юбилей).
Духовная жизнь каждого из народов развивалась независимо друг от друга, и при этом все они поддерживали тесные связи с Тибетом. Это становится очевидным даже при поверхностном знакомстве с историческими источниками.
Однако, сегодня на федеральном уровне представлена только Буддийская традиционная сангха России - организация, которая никак не связана с головными буддийскими организациями двух других республик: ни с Объединением буддистов Калмыкии, ни с Объединением буддистов Тувы. Их голоса не слышны, а интересы не учтены. Это нужно менять, и чем быстрее, тем лучше.
- Каким, на ваш взгляд, может и должно быть буддийское образование в России? Устраивают ли вас «Основы буддийской культуры» и практика введения этой дисциплины в школах в целом?
- Я считаю введение предмета «Основы мировых религий» в школах правильным и своевременным шагом, так как эта дисциплина помогает раскрыть сердца наших детей. Я глубоко убежден, что, чем больше у нас знаний о других культурах и религиях, тем лучше.
С другой стороны, этот предмет вводился слишком поспешно и без должной подготовительной работы. Учителя, которые должны были преподавать эту дисциплину, не прошли необходимой подготовки. Но, тем не менее, это хорошее начало, и я надеюсь, что работа в этом направлении будет продолжена.
Как вы знаете, Калмыкия была выбрана в качестве одного из регионов, где проводился эксперимент по обучению основам религиозных культур. Позитивные результаты налицо, но, прежде всего, потому, что духовенство Калмыкии оказало большую помощь преподавателям, чтобы помочь им разобраться в многогранной философии буддизма. И, конечно же, мы регулярно встречаемся с учащимися школ и других учебных заведений: читаем лекции, проводим семинары.
- Изменилось ли положение буддизма в Калмыкии после ухода с президентского поста Кирсана Илюмжинова?
- Вне всяких сомнений, Кирсан Илюмжинов сделал очень многое для возрождения буддизма. Причем, очень важно помнить о том, что свое содействие он оказывал не как государственный чиновник, и не как глава республики. Это был его вклад как жителя Калмыкии и как буддиста. Конечно, нам жаль, что он больше не возглавляет Калмыкию, поскольку Кирсана Илюмжинова в его содействии буддизму не заменит никто.
- Каковы взаимоотношения буддистов с другими религиями в Калмыкии?
- Представителей различных религиозных институтов в Калмыкии связывают дружественные отношения. Мы ведем открытый диалог и обсуждаем вопросы прямо и искренне, не боясь задеть чьи-то чувства. Я рад отметить, что у нас нет никаких проблем. А если бы они возникли, то мы бы обсудили их со всей открытостью и нашли взаимоприемлемое решение.
Думаю, это происходит потому, что в Калмыкии осознают: при всей несхожести философских основ различных вероисповеданий, все они стремятся принести благо человечеству. Мне было очень отрадно, когда православный владыка Зосима (в то время он был епископом Элистинским и Калмыцким) после встречи с Его Святейшеством Далай-ламой сказал, что в нем «очень много от православных подвижников». Такая готовность с уважением и пониманием отнестись к ценностям других религий поистине сближает людей.
- Вы - один из инициаторов проведения учений Далай-ламы для буддистов России в Индии. Вы действительно думаете, что проповеди, услышанные так далеко от России, смогут повлиять на положение дел в российском буддизме?
- На мой взгляд, события прошлых лет уже доказали, что учения, проведенные даже на столь значительном расстоянии от России, имеют множество преимуществ. Во-первых, люди попадают в новую среду, в другую часть земного шара, знакомятся с культурой других стран. Совершают паломничество по святым местам. Встречаются с представителями других направлений буддизма, с философами, высокими ламами, монахами. Все это невозможно получить, оставаясь на территории России.
И, конечно, самое главное - они могут соприкоснуться с мудростью Его Святейшества Далай-ламы, получить его благословение, его философские учения и посвящения. Все мы знаем, что годы Его Святейшества уходят, а наши просьбы о предоставлении ему въездной визы в Россию отклоняются на регулярной основе.
Так что, встреча с ним в Индии и других странах пока остается нашей единственной возможностью учиться у него, поддерживать с ним связь. И это приносит колоссальную пользу каждому. Я глубоко убежден в том, что учения Далай-ламы для российских буддистов, пусть даже они проводятся в Индии, самым существенным образом влияют на состояние буддизма в России. И это влияние, вне всяких сомнений, будет расширяться.

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» и Молодежное объединение буддистов в Москве приглашают вас на встречу с почётным представителем Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ, Шаджин-ламой (Верховным ламой) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. В рамках встречи состоится презентация новой книги «Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы».

Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» и Молодежное объединение буддистов в Москве приглашают вас на встречу с почётным представителем Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ, Шаджин-ламой (Верховным ламой) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

В рамках встречи состоится презентация новой книги «Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы», рассказывающей о предыдущем воплощении Тэло Тулку Ринпоче. Книга издана в 2018 году Фондом содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет». О книге расскажет ответственный редактор издания С.Л. Кузьмин, доктор исторических наук, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН.

Тэло Тулку Ринпоче выступит беседой на тему «Что значит быть тулку? Мой личный опыт» и ответит на вопросы участников встречи.

Встреча состоится 11 ноября (воскресенье) в 14:00 в центре «Открытый мир» (Москва, ул. Павловская, д. 18, зал «Экспо», м. Тульская).

Вход свободный, неободима регистрация.

О книге

«Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы»
Мемуары Дилова-хутухты Башлугийна Джамсранжава (1884–1965) занимают особое место среди источников по истории Монголии нового времени. Их автор – один из высших лам Монголии, воплощение Тилопы (тиб.: Тэло) – сакральная фигура для последователей тибетского буддизма. Нынешним перерождением Тилопы (следующим после Джамсранжава) является Тэло Тулку Ринпоче – почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, верховный лама (Шаджин-лама) Калмыкии.

Дилова-хутухта Б. Джамсранжав известен историкам прежде всего как религиозный, политический и государственный деятель Монголии. Он был одним из высших перерождающихся лам Монголии – хутухт. В период репрессий в 1930-х годах, которые под руководством большевиков осуществляла Монгольская Народно-Революционная партия (МНРП), он, единственный из доживших до того времени хутухт, сумел остаться в живых и покинуть Монгольскую Народную Республику (МНР). Он оставил политические мемуары и автобиографию, которые, хотя не лишены отдельных неточностей, дают реалистичную картину событий и содержат важные сведения о ряде малоизвестных эпизодов истории.

Перевод с английского Е. В. Гордиенко
Ответственные редакторы русского издания С. Л. Кузьмин и Ж. Оюунчимэг
Литературный редактор русского издания Н. Г. Иноземцева
Фонд «Сохраним Тибет», 2018.
352 с., 11 илл.
ISBN 978–5-905792–28–1

Тэло Тулку Ринпоче

– почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, президент Централизованной религиозной организации «Объединение буддистов Калмыкии», духовный руководитель Фонда содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» (Москва), духовный руководитель Центра Тилопы (Улан-Батор, Монголия).

Тэло Тулку Ринпоче родился 27 октября 1972 года в семье калмыцких эмигрантов в США. В четырехлетнем возрасте будущий верховный лама Калмыкии заявил родителям о своем желании стать монахом. А когда ему исполнилось шесть лет, он получил возможность встретиться с Его Святейшеством Далай-ламой, который посоветовал отправить мальчика на обучение в тибетский монастырь Дрепунг Гоманг в Индии. Он провел там 13 лет, изучая буддийскую философию под руководством выдающихся тибетских учителей. В конце 80-х, в годы своего обучения в монастыре, он был признан новой реинкарнацией великого индийского святого Тилопы, который дважды воплощался во Внутренней Монголии и трижды – в Монголии.

В 1991 году Тэло Тулку Ринпоче впервые приехал в Калмыкию в составе делегации Его Святейшества Далай-ламы XIV. За первой встречей с исторической родиной последовало приглашение возглавить процесс духовного возрождения степной республики, которая остро нуждалась в его знаниях и духовном опыте.

В 1992 году Тэло Тулку Ринпоче был избран Шаджин-ламой (верховным ламой) Калмыкии. За последние годы под его руководством воздвигнуто свыше 30 буддийских храмов и молельных домов, разрушенных в годы Советской власти. С 2005 года резиденция Тэло Тулку Ринпоче расположена в главном храме Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни», который признан крупнейшим буддийским храмом в России и Европе.

Пребывая на посту Шаджин-ламы, Тэло Тулку Ринпоче прилагает большие усилия для укрепления религиозных и культурных связей, которые веками существовали между традиционными буддийскими регионами России и тибетским сообществом во главе с Его Святейшеством Далай-ламой XIV.

Тэло Тулку Ринпоче сопровождал Далай-ламу во время его первых визитов в Калмыкию в начале 90-х, которые стали отправной точкой для восстановления буддизма в республике. При его активном участии был осуществлен долгожданный визит Далай-ламы в Россию в ноябре 2004 года, который дал новый импульс процессу возрождения традиционных буддийских ценностей в Калмыкии и России в целом.

По личному приглашению Тэло Тулку Ринпоче в последние годы Россию посетили глава школы Сакья Его Святейшество Сакья Тризин Ринпоче, настоятель монастыря Дрепунг Гоманг Йонтен Дамчо, экс-настоятель монастыря Намгьял Чадо Тулку Ринпоче, ведущие буддийские учителя Намкай Норбу Ринпоче, геше Лхакдор, Барри Керзин, Тензин Приядарши, Роберт Турман, Алан Уоллес и многие другие.

Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

Биография

Достопочтимый Тэло Тулку ринпоче родился в Америке, в городе Филадельфия в 1972 году. Родители - выходцы из Калмыкии, имигрировавшие в Соединенные Штаты. Дедушка Тэло ринпоче был буддийским священнослужителем, который в последствии подвергся репрессии. В детстве Достопочтимый Тэло ринпоче стал проявлять особые интересы не свойственные простым детям. В возрасте четырех лет он стал называть себя ламой и говорил, что станет монахом. Часто посещал хурул калмыцкой общины в Америке. Незаурядные способности были отмеченны монахами и в 1979 году его семья получает аудиенцию у Его святейшества Далай-ламы. После проведения особых традиционных дознаний Его святейшество признал в Эрдни-Басане Омбадыкове девятое воплощение индийского махасиддхи Тилопы. В 1980 году, на Юге Индии в монастыре Дрепунг Гоманг, он был официально возведен на трон. В монастыре Дрепунг Гоманг Тэло Тулку ринпоче изучал логику, философию, историю, грамматику и другие буддийские дисциплины в течении тринадцати лет.

В 1991 году Его святейшество Далай-лама был приглашен в республику Калмыкия. Он попросил Тэло Тулку ринпоче сопровождать его входе данного визита. В 1992 году Тэло Тулку ринпоче снова посетил республику. В этот период состоялся чрезвычайный съезд Общества Буддистов Калмыкии на котором за финансовые махинации с поста Шаджин-ламы Калмыкии был снят лама из Бурятии Туван Дордже. Буддисты Калмыкии единогласно поддержали кандидатуру Тэло Тулку ринпоче на место Верховного Ламы Калмыкии.

В течении семнадцати лет усилиями Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку ринпоче было возведенно более сорока буддийских храмов и огромное количество ступ. Также в городе Элиста был возведен самый большой буддийский храм в России и Европе.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче" в других словарях:

    19 й Шаджин лама Калмыкии c 1972 (рождение) Избрание: 1980 (признан 12 м воплощением Махасиддхи Тилопы) … Википедия

    Монастырь Золотая обитель Будды Шакьямуни Бурхн Багшин алтн сүм / Геден Шеддуп Чой Корлинг … Википедия

    Буддийский Золотая Обитель Будды Шакьямуни Бурхн Багшин Алтн Сүм Страна … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вознесеновка. Село Вознесеновка Керюльта Страна РоссияРоссия … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ступа (значения). Запрос «Дагоба» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Файл:Субурган2.jpg Строение ступы согласно буддийским канонам … Википедия

    Село Бударино Дальчи Страна РоссияРоссия … Википедия

    Буддизм в России … Википедия

    Ульдючиновский хурул, Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия Ульдючиновский хурул буддийский храм, находящийся в посёлке Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия. История Ульдючиновский хурул был построен по инициативе жителей посёлка… … Википедия

    Ульдючиновский хурул, Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия Ульдючинский хурул буддийский храм, находящийся в посёлке Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия. История Ульдючинский хурул был построен по ин … Википедия

Книги

  • Дилова-хутухта Монголии. Политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы , Гордиенко Е. В.. Мемуары Дилова-хутухты Башлугийна Джамсранжава (1884 1965) занимают особое место среди источников по истории Монголии нового времени. Их автор один из высших лам Монголии, воплощение Тилопы…

Никогда не теряйте надежды

В буддизме есть понятие «благой кармы». Известные буддийские учителя, приезжающие в Калмыкию, искренне радуются тому, как возрождается здесь учение Будды, удивляясь, как сумел калмыцкий народ в тяжелейших испытаниях сохранить веру и преданность своей религии. Но позитивные перемены были бы не столь ощутимы, если бы однажды к нам не приехал с Его Святейшеством Далай-ламой скромный юноша-монах. Мало что говорило калмыкам его имя. Но благая карма уже проявлялась. Об этом сказал однажды и старейший монах, доктор философии досточтимый геше Дугда: «У калмыцкого народа хорошая карма, поскольку у него есть драгоценный наставник – Тэло Тулку Ринпоче. Однако такие великие наставники не рождаются там, где в них нет нужды. Конечно, многое еще предстоит возродить, необходимо на этом пути терпение и усердие. Тибетский народ перенимал учение Будды от индийских учителей на протяжении пяти столетий! Но посмотрите, какой рывок сделал калмыцкий народ всего за пятнадцать лет».

Будущий глава буддистов Калмыкии родился в семье калмыцких эмигрантов в США. В четырехлетнем возрасте он стал говорить родителям, что его место не здесь, что он хочет стать монахом. Во время визита Его Святейшества в Америку мама малыша встретилась с ним и попросила совета. Его Святейшество порекомендовал родителям отдать ребенка на обучение в буддийский монастырь в Индии. Сначала мать привезла его в один из только что созданных тибетских монастырей, куда семилетний мальчик наотрез отказался входить, заявив, что это не его обитель. И они отправились на юг, в штат Карнатака, где небольшая группа монахов, покинувшая Тибет вслед за Далай-ламой, в пустынных джунглях корчевала лес, расчищая площадку под строительство монастыря.

Крупнейший монастырь-университет Дрепунг Гоманг был основан в 1416 году ближайшим учеником Ламы Цонкапы Жамьянгом Чойже недалеко от столицы Тибета Лхасы. Вскоре он стал крупнейшим образовательным центром страны. В народе его называли Храмом тысячи дверей. Здесь многие монахи, достигшие понимания пустотности, входили и выходили сквозь стены, словно через открытые двери. Сюда, преодолевая тысячи километров и неимоверные тяготы опасного путешествия, приходили калмыки, буряты и монголы, чтобы получить знания буддийского учения.

Калмыки сохранили имена тех немногих, кто в разных веках учились в Дрепунг Гоманге, достигли высоких духовных реализаций и принесли немало пользы своему народу. Один из них – буддийский монах, видный политический деятель Центральной Азии середины XVII века, создатель калмыцкой письменности (тодо бичиг), ученый, просветитель, поэт и переводчик многих священных текстов Зая-Пандита.

До 1959 года в монастыре обучались более 10000 монахов. После вторжения китайских войск в Тибет, многие, вслед за Далай-ламой, покинули родину.

В Индии, как гласят хроники монастыря Дрепунг Гоманга, в монашеской общине было сто с небольшим монахов. Настоятелем избрали геше Лобсанга, буддийского монаха, родом из Калмыкии. Он сделал все, чтобы в штате Карнатака был построен новый Дрепунг Гоманг. Днем монахи расчищали от джунглей место, строили дорогу, а вечером учились.

Тэло Тулку Ринпоче приехал в монастырь, когда в нем пребывало около 70 монахов. На него сразу обратили внимание старые ламы. В первые дни, во время молебна, семилетний мальчик заявлял, что настоятель обязан уступить ему трон, так как это – его место, и именно он должен там сидеть. Малыш во многом отличался от остальных детей, и из монастыря было отправлено письмо Далай-ламе. По распоряжению Его Святейшества были проведены специальные исследования, и в мальчике определена реинкарнация великого махасиддхи Тилопы – великого индийского йогина.

Тилопа родился в 988 году в Бенгалии (Индия) в семье брахманов. Обучался в монастыре, странствовал, затем отправился к тантрическим мастерам, учился у них, стал держателем всех линий учений и основателем школы Кагью.

Несколько столетий спустя, в 1980 году, в Дрепунг Гоманге состоялась торжественная церемония, и мальчик из калмыцкой семьи был признан очередным воплощением Тилопы, получив новое имя – Тэло Тулку Ринпоче.

В тибетской традиции буддизма считается, что после достижения Просветления Тилопа не прекратил перерождаться, и по сей день существует в мире. Первые шесть перерождений Тилопы появлялись в Тибете. С седьмого - начали рождаться в Монголии.

Дилова-Хутухта (1884 – 1965), - предыдущее перерождение Тилопы, после революции был вынужден покинуть Монголию, эмигрировать во Внутреннюю Монголию, затем на Тайвань, затем снова вернуться в Китай. Оттуда он отправился в Тибет, из Тибета в Индию, и, в конце концов, эмигрировал в США, где проживал в калмыцкой общине.

В Монголии сейчас восстанавливают монастырь Дилова-Хутухты, при каждой возможности миряне просят Тэло Тулку Ринпоче вернуться к ним. На что Шаджин-лама Калмыкии отвечает, что нужен своему народу..

Журналисты часто спрашивают Тэло Тулку Ринпоче: каково быть реинкарнацией великого махасиддхи?

Прежде всего, - говорит Ринпоче, - это большая ответственность. - Я ношу большое имя, большой титул и, если я чем-то обеспокоен, то лишь тем, что должен нести это великое наследие, которое оставил мой великий предшественник. Это и есть главная цель перерождения – сохранять и передавать традиции предшественников.

В первый раз Тэло Тулку Ринпоче приехал в Калмыкию в 1991 году в составе делегации Его Святейшества Далай-ламы XIV. Узнать, что среди буддийских монахов находится наш соотечественник, было для многих истинным потрясением. Через год буддийские общины республики обратились к нему с просьбой возглавить духовное возрождение в республике. Так, в свои неполных 20 лет, он стал Шаджин-ламой Калмыкии и возглавил Объединение буддистов республики.

Когда я стал Шаджин-ламой, - вспоминает духовный лидер республики, - я был очень молод, и мне было нелегко. Оказаться в непривычной для тебя окружающей среде. Отсутствие опыта. Вот это, наверное, были две самых больших сложности. Не иметь под рукой ни советника, ни учителя, людей, которым ты мог бы безгранично доверять. На мои плечи легла большая ответственность. И мой ум еще не был готов к тем трудностям, которые надо было перенести, будучи духовным главой калмыцкого народа. Надо сказать, что между монашеской жизнью и мирской существует большая разница. Я не был готов к этой ответственности. Я слушал много учений, я слушал комментарии, наставления. Но у меня не было возможности практиковать эти наставления. И нелегко превратить теорию в практику.

В годы воинствующего атеизма в калмыцких степях были разрушены до основания все буддийские храмы и культовые объекты. Из монахов, избежавших расстрела, на каторжных работах и в ссылке выжили единицы. В годы, когда громили хурулы, страницы драгоценных священных текстов ветер разносил по степи, во дворах монастырей валялись разбитые статуи, а на телегах бренчала ритуальная утварь и статуэтки буддийских божеств.

Не осталось ничего, что можно было бы сохранить для потомков. Калмыки сделали невероятное – они сохранили сильную чистую веру и преданность своей религии. Люди не знали молитв, в молитвенном жесте не умели правильно сложить руки, но в сердце у них горел неугасимый огонь веры.

Но вера без знаний слепа, - считает Тэло Тулку Ринпоче, - Когда мы говорим о буддизме, то налицо несколько факторов. Буддизм для нас не только религия, а также часть нашей культуры, нашего образа жизни, нашего менталитета. Буддийское мировоззрение, прежде всего, - ненасилие, сострадание, здесь мы, в большей или меньшей степени, следуем этим принципам в Калмыкии. Но не нужно забывать, что мы все еще продолжаем этот процесс обучения людей подлинной сути буддизма. Мы многое утратили.

Надо отметить, все в республике начиналось с нуля. Первый молельный дом в Элисте, первый офис Ринпоче – арендованная комната в проектном институте, первый храм, возведенный методом народной стройки на пожертвования жителей Калмыкии. В строительстве буддийского храма в пригороде Элисты участвовали люди разных национальностей и вероисповеданий. Это был единый вдохновенный порыв.

В августе 2007 года в Калмыкию прибыл, тогда председатель отдела внешних церковных сношений Русской Православной церкви, митрополит Кирилл (ныне Патриарх Московский и Всея Руси). Высокий гость в Элисте совершил два обряда: освятил памятник Сергию Радонежскому и место строительства православного собора в Элисте, на которых присутствовали Тэло Тулку Ринпоче и монашеская Сангха республики.

Во время освящения места под строительство церкви Шаджин-лама Калмыкии сказал: «Сегодня замечательный день для всех верующих Калмыкии. От имени буддистов Калмыкии я хочу поздравить и поприветствовать наших православных братьев с освящением закладного камня нового кафедрального собора и памятника Сергию Радонежскому. В нашей республике живут люди разных национальностей и вероисповедований, все они живут в мире и согласии, в дружбе и взаимопонимании. Я счастлив и рад этому. От имени буддистов Калмыкии мы совершаем пожертвование на строительство нового храма в размере 10 тысяч долларов, это подношение от чистого сердца, с благой мотивацией, и я думаю, что в дальнейшем мы всегда будем друг другу помогать и поддерживать».

Задолго до этого события между представителями РПЦ и Объединения буддистов Калмыкии завязались, развились и окрепли истинно дружеские связи. Они ещё не находили надлежащего оформления, но встречались и говорили о возрождении духовности, сохранении и пропаганде общечеловеческих ценностей представители трех конфессий: буддизма, христианства и ислама. До сего времени во всех значимых мероприятиях люди могут услышать православного священника, буддийского монаха, имама. И для всех такое представительство является само собой разумеющимся. В марте 2004 года был создан Межрелигиозный совет, и вот на протяжении более десяти лет он успешно работает. Калмыкия является прекрасным примером межрелигиозной гармонии, мира, согласия и взаимопонимания духовных братьев. «Дорогие братья и сестры! - говорилось в одном из посланий Межрелигиозного совета, - мы обращаемся ко всем гражданам Калмыкии с призывом любить и уважать друг друга, проявлять заботу и внимание к тем, кто нуждается в поддержке – старикам, сиротам, людям с ограниченными возможностями».

Просветительские и образовательные цели ставит во главу своей работы и Тэло Тулку Ринпоче. Это поможет, считает он, каждому человеку, преодолевая трудности, стать по- настоящему счастливым:

Многие люди задают себе вопрос: «В чем смысл жизни?» Некоторые говорят: «Цель моей жизни стать врачом». Хорошо, вы достигли цели и стали врачом. Что дальше? Вы все еще не удовлетворены? Люди продолжают искать, допытываться. Сначала ищут в сфере материального, но когда удовлетворяют свои самые смелые материальные и экономические ожидания, выясняют, что все еще не чувствуют себя счастливыми, все еще не в состоянии найти равновесие. Это показывает, что людям необходима духовная истина. Любой из нас желает счастья и не желает страданий. Когда люди очень страдают, они ищут спасения в алкоголе, наркотиках и тому подобном. На самом деле, чтобы преодолеть эту проблему, нам нужно делиться своей любовью, состраданием, добротой, уметь прощать, проявлять терпимость. Важно научить людей вести правильный, здоровый образ жизни. А такой образ жизни не ограничивается только физическим здоровьем, необходимо также и здоровье ментальное. Из всех живых существ только человек обладает развитым интеллектом. Мы потенциально способны различать отрицательное действие и благое. Нужно просто показать людям, как это делать. Этому нас учил Будда. Страдания это природа нашей жизни. А чтобы уменьшить их, нам необходимо взращивать сострадание, любовь, доброту, терпимость, умение прощать, все, что делает вашу жизнь счастливой.

Современный мир стремительно изменяется. Изменились образ жизни, образ мысли, изменился менталитет. Но учение Будды на протяжении тысячелетий неизменно. Тэло Тулку Ринпоче часто говорит о том, что суть основа религиозный учений одна - сделать человека добрее. Если в жизни человек практикует доброе сердце, если он хороший и порядочный человек, это становится источником его счастья. Каким бы потрясающим ни был материальный прогресс, он не дает внутреннего комфорта, не создает душевного равновесия.

- Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что внутреннее равновесие обеспечивает религиозное, духовное учение. Буддизм как учение, как философия, как вера не разделяется. Культура - это жизнь людей, традиции, менталитет. Учение Будды, как определенный способ мышления, раскрывает путь, который ведет к счастью. Согласно учению Будды, счастья в этой жизни можно достичь, если практиковать любовь и сострадание ко всем живым существам. Будда учит нравственному образу жизни, учит находить гармонию в жизни на духовном уровне.

Тэло Тулку Ринпоче в своих выступлениях часто подчеркивает одну из уникальных особенностей буддизма.

Буддизм - это не только религиозное учение, это - философия, это – наука, - говорит он, - Многие западные ученые и исследователи в наши дни, в основном нейрологи, но также и психологи, проводят серьезные исследования, изучая, как буддийские методы влияют на снижение стресса, как помогают взрастить и усилить любовь, сострадание и доброту. Не только буддизм, но и другие религиозные учения могут влиять на улучшение душевного состояния людей. Но нельзя не сказать о религиозном фанатизме. Я считаю, что те люди, которых мы называем радикалами, экстремистами, террористами, используют религию в своих корыстных целях. Радикальные проявления мы можем наблюдать и в России. Многие люди, не понимая и видя эти проявления, приходят к мысли, что другие религии - это плохо. Те, кто использует учение в своих целях, формируют неправильное понимание религии. Они дискредитируют свою религию, неправильно трактуя положения вероучения. Большинство людей не читали Коран. Они не знают, что означает на самом деле джихад. Согласно Корану, это означает, что надо бороться с неверием в самом себе, иными словами, стремиться устранять свои недостатки. А некоторые радикалы преподносят это как борьбу с неверными. Так они дискредитируют свою веру. Все это из-за неведения.

Тэло Тулку Ринпоче однажды на встрече с журналистами сказал: «Прошлое уходит безвозвратно, его не вернешь. Будущее еще не настало, каким оно будет, зависит от того, что мы делаем сейчас в настоящем». И с первых дней своей деятельности он закладывал семена будущего. Формирование монашеской общины, создание переводческого отдела, поддержка социально значимых проектов по изданию буддийских книг, книг Его Святейшества Далай-ламы, возрождение паломнических традиций. Кроме этого, большое внимание и помощь он оказал педагогам в российском эксперименте по изучению основ религиозных культур и светской этики, площадкой которого стала Калмыкия.

Тогда Тэло Тулку Ринпоче сказал, что нет оснований для беспокойства: в республике есть центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни», монахи которого могут помочь учителям. Были организованы семинары, лекции, курсы, круглые столы, призванные познакомить с основами буддизма.

Общество сталкивается с огромным количеством проблем – политических, экономических, нравственных. Чтобы преодолеть эти трудности, опять же необходима духовная дисциплина и отвечающий реальной действительности кодекс морально-нравственных принципов. Нелишним было бы всерьез задуматься о том, в чем состоит буддийский подход к решению насущных социальных проблем, и найти способ предложить обществу элементы буддийской этики. Уверен, это принесет пользу – будет способствовать его оздоровлению.

Введение в общеобразовательную программу предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» Тэло Тулку Ринпоче считает правильным и своевременным шагом:

Это очень хорошая идея преподавать основы традиционной религии в школах, она дает пользу конкретному человеку. Мы живем в обществе, в котором люди разделены друг от друга принадлежностью к религиозным культурам: например, «ты – буддист, я – мусульманин», я же считаю, что мир станет гармоничнее, если все мы станем больше общаться, вступать в диалог с окружающими, несмотря на различие религиозных взглядов.

Если же говорить об основах буддизма, то знания в этой области, основанные на воспитании в человеке любви, сострадания и такого важного качества, как альтруизм, когда вы считаете других более значимыми, чем вы сами, помогают гармонизировать отношения в семье и обществе.

В школе нет ни одного предмета о том, как стать хорошим, порядочным человеком. Когда мы говорим о том, как стать хорошим человеком, необязательно отталкиваться от какой-то религиозной традиции. Это вопросы светской этики. Светская этика не опирается ни на одну религиозную традицию, но продвигает и развивает общечеловеческие ценности. Этому нужно учиться. Подобно тому, как мы учим любви собственных детей, мы должны воспитывать подрастающее поколение в целом. Когда мы говорим о буддизме, в котором можно выделить несколько направлений, то надо говорить не о преподавании религиозного вероучения, а, прежде всего, об обучении основам культуры и буддийской философии. В этом направлении проводится определенная работа, и она дается не так легко.

Важным событием для калмыцкого народа стало назначение Тэло Тулку Ринпоче почетным представителем Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ. Для него это было полной неожиданностью, для калмыков еще одним поводом для радости. В круг его новых обязанностей входит многое, в том числе, пропаганда общечеловеческих ценностей, развитие межнациональной гармонии, поддержка буддистов в России, странах СНГ и Монголии.

Когда журналисты спрашивают Шаджин-ламу об идеале, яркой духовной личности, он неизменно говорит: Я считаю большой удачей для себя быть учеником Его Святейшества. Мне очень повезло, что я проводил время в его обществе. Я путешествовал рядом с ним, присутствовал на его встречах с правительственными чинами, интеллигенцией, актёрами, обычными людьми. Очень трудно иметь такое состояние сознания, так быть исполненным милосердия, как он. Я смотрю на Далай-ламу как на пример для подражания. Я встречал многих людей, многих политиков, многих знаменитостей, но никогда не встречал никого похожего на Далай-ламу. Он - удивительный человек, в нем столько сострадания! Его заботят проблемы окружающей среды, планеты, на которой мы живём. Его заботит мир на земле, он думает о человечестве. Я знаю это как его друг, ученик и последователь. И мой долг и моя обязанность - поддерживать эти ценности.

Калмыки – единственные азиаты в Европе, несколько веков назад пустившиеся в странствия в поисках земли обетованной. Они нашли свой дом в приволжских степях, связали свою судьбу с Россией.

У нас немало проблем финансовых, проблем качества образования, качества жизни, но какие бы трудности мы ни испытывали, мы не должны забывать о другой стороне жизни – духовной. Главное при этом – благая мотивация, не уделяйте слишком много внимания вещам внешнего характера, главное – что внутри. Деньги в мире имеют значение, но они не могут решить всех проблем. Помните о тех трудностях, которые у нас когда-то были, которые мы пережили, и никогда не сдавайтесь, не теряйте надежду, у нас есть все возможности для светлой духовной жизни. И я верю, что буддизм обязательно внесёт свой вклад не только в становление нашей республики, но и в стабилизацию России. Я абсолютно верю в это, - сказал однажды Верховный лама калмыцкого народа Тэло Тулку Ринпоче.

Нина ШАЛДУНОВА

Статьи по теме