Финляндия религия. Культура и вероисповедание в финляндии

Первое, что бросается в глаза в Финляндии, так это множество церквей. Даже небольшое селение имеет свой храм. А какова религия Финляндии? Это расскажет наша статья. Если вы собираетесь переселиться туда, вас, вероятно, волнует вопрос: как отнесутся к вашему религиозному исповеданию новые соседи? Спешим вас успокоить. Финны вообще очень толерантны и веротерпимы. Рьяными фанатиками назвать их никак нельзя.

Статистика дает неутешительные данные. Год от года атеистов становится больше. Да и те, кто при опросе называют себя верующими, приходят в храм только по большим праздникам - около трех раз в год. Тем не менее некоторые христианские деноминации не отделены от государства и существуют из бюджетных средств. Какие это церкви? Узнаете из этой статьи.

Древние культы прекрасно описаны в национальном эпосе «Калевала». Как и другие народы Северной Европы, финны долго оставались язычниками. Суровый климат способствовал тому, что люди, не знавшие происхождения тех или иных природных явлений, начали обожествлять стихии. Ведь долгое время от миграций северных оленей и улова рыбы зависело выживание целого племени.

Первая религия Финляндии предполагала происхождение мира от яйца мифической птицы. Оно упало в воду, и образовалась земля. Между центром яйца и Полярной звездой протянулась ось мира. Когда вдоль нее вращается небосвод, формируется водоворот Кинахми, что в переводе означает «пуп моря». По этому туннелю души мертвых, как верили древние финны, переправлялись в загробное царство Туонелу. Жизнь там была похожа на земную. А потому покойнику клали в могилу орудия труда, пожитки и украшения.

Боги

Как и всякое язычество, Финляндии предполагала политеизм. Боги управляли стихиями - громом, штормами, ветрами. Главенствовал в финском пантеоне Укко. Он считался властителем неба и грома. Примечательно, что древние финны верили в тройственность души. Элементы ее были независимы друг от друга. «Хенки» являлась жизнью. Она входила в тело еще до рождения младенца, с первым толчком в лоне матери. А покидала хенки человека с последним дыханием.

«Луонто» - это гений человека, его талант, дарования. И, наконец, «итсе» - это самосознание человека. Два последних элемента могли покидать тело человека, и он при этом не умирал. Но их длительное отсутствие сказывалось на самочувствии. Без луонто человек пристращался к пагубным привычкам, становился безвольным, а без итсе страдал депрессиями. Помочь вернуть эти два элемента могли волхвы, которые проводили магические ритуалы. Эти же шаманы были «проводниками» между мирами живых и почивших предков.

Евангелизация Финляндии

Приблизительно к 1000 году на территории края сформировались три народности:

  • Суоми (или собственно финны). Они населяли юго-запад страны.
  • Тавасты. Этот народ осел в центральной и восточной частях края.
  • Карелы. Этнос распространился на юго-востоке вплоть до Ладожского озера.

Но все три народности оставались языческими. Главные боги у них были одинаковыми, но почитались еще и местные духи. Христианство в Финляндию пришло вместе со шведскими завоевателями. В 1155 году король Эрик Девятый вторгся в край, чтобы воспрепятствовать экспансии на эти земли Великого Новгорода. Тогда же был построен первый христианский собор в Ноусиайнен и учреждено епископство. Но поскольку новая религия насаживалась силой, то первый предстоятель церкви, Генрих Уппсальский, был убит коренным населением. Но евангелизация края продолжалась, причем с двух сторон. На западе шведы внедряли римскую ветвь христианства, а карелы принимали греческую веру, православие.

Лютеранство

До эпохи Реформации католицизм в Финляндии был единственной господствующей религией. Согласно германскому обычаю «Какой князь - такова и вера», шведский король Густав в 1536 году повелел всем своим подданным перейти в лютеранство. Католиков, которые своим понтификом почитали Папу Римского, стали считать предателями родины. А возглавлял сам шведский король. Согласно требованиям новой религии, Святое Писание было переведено на народные языки, в том числе и финский. Этим народ Суоми обязан Микаэлю Агриколе (середина 16 столетия). В то же самое время восточная часть Финляндии активно подвергается влиянию православия. Среди карелов проповедуют такие святые подвижники, как Сергий Валаамский, Трифон Печенегский и Феодорит Кольский.

Лютеранство: отличие от православия

Обе эти религии являются христианскими, верят в единого Бога и почитают Иисуса как мессию и Святого Духа, как дарующего благодать. Однако лютеранство во главу угла ставит Писание - Библию, Евангелие и т. д. В православии чтится прежде всего церковное предание. Католическая и уделяют большое значение культу святых, иконам, святым местам.

Ветвь протестантизма, лютеранство, в отличие от православия считает, что единственным посредником и заступником людей перед Богом является Христос. Картины на религиозную тематику являются не святынями, а иллюстрациями к тексту писаний. Ни молитвы к святым, ни поклонения мощам и костям не имеют смысла. Заупокойные службы также ничего не дают умершим - ведь нельзя заставить Бога изменить решение об их загробной судьбе путем зажигания свеч и песнопений. Но тем не менее у лютеранства и православия есть и общие пункты. Обе религии почитают таинством крещение и причащение.

Веротерпимость

До конца XIX столетия разрешалось принадлежать только к лютеранству. Но поскольку восточная часть края была под большим культурным влиянием России, карелам и осевшим еврейским купцам дозволялось исповедовать иудаизм и христианство греческого образца. В 1889 году был принят закон, по которому граждане могли принимать другие протестантские формы христианства. Они могли стать адвентистами, пятидесятниками, кальвинистами, баптистами, методистами и т. д. И лишь в 1923 году было разрешено свободно исповедовать любые культы, а также жить вне всякой религии.

Ислам появился в восточной части страны во время русского завоевания вместе с осевшими в Карелии мусульманскими военными. Сейчас эта религиозная община стремительно возрастает в числе за счет эмигрантов из Но Финляндия славится своей веротерпимостью. Ислам, иудаизм и христианство разных ветвей (католицизм, православие и протестантизм) мирно уживаются.

Государственная церковь

Тем не менее лютеранство остается главенствующей религией Финляндии. Эта церковь финансируется из государственного бюджета, и со всех граждан, независимо от их вероисповедания, взимается налог на ее содержание. При этом лютеранство исповедует менее 80 процентов населения страны. Второй по численности прихожан является Финляндская архиепископия Этой православной церкви также перепадают средства из госбюджета. Есть в стране и другие общины, в том числе и РПЦ. Но они существуют за счет самофинансирования. Без государственных дотаций обходятся и католики, мусульмане, иудеи, а также другие ветви протестантизма.

Было официально разрешено свободно учреждать различные религиозные общины, или же вовсе жить вне всякой из них.

Принятое решением о сокращении с 2012 года числа часов преподавания религиозных дисциплин, возможно негативно скажется на религиозном обучении православного меньшинства.

Лютеранство

Иудаизм

Последователи иудаизма появились в Финляндии лишь в середине XIX века и были представлены купцами и военными русской армии. Численность приверженцев не превышала 1 тыс. человек. Построены синагоги в Хельсинки и Турку (до 1939 года была синагога в Выборге).

Статистика

Согласно опросу, проведенному в 1999 году , более 50 % респондентов заявили, что считают себя верующими в христианского Бога (в начале 1990-х лишь таковых было 30 %), а около 25 % населения верила в Бога, но не так как тому учила официальная церковь; 17 % не высказало никаких предпочтений к той или иной церковной деноминации, но были уверены в существовании Бога. И лишь 6 % (в три раза меньше, чем в 2010 году) признали себя атеистами.

Годы 1950 1980 1990 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Лютеранство 95,7 % 90,3 % 87,9 % 85,1 % 83,1 % 82,5 % 81,8 % 80,7 % 79,9 % 78,3 % 77,3 % 76,4 % 75 % 74 %
Православие 1,7 % 1,7 % 1,1 % 1,1 % 1,1 % 1,1 % 1,1 % 1,1 % 1,1 % 1,1 % 1,1 % 1,0 %
Другие 0,4 % 0,8 % 1,0 % 1,2 % 1,2 % 1,3 % 1,3 % 1,4 % 1,3 % 1,4 % 1,5 %
Неверующие 2,7 % 7,8 % 10,2 % 12,7 % 14,7 % 15,1 % 15,9 % 16,9 % 17,7 % 19,2 % 20,1 %

По некоторым оценкам, при сохраняющейся тенденции, к 2050 году Финляндия станет страной, где верующие будут в абсолютном меньшинстве. Так за первую половину 2012 года от членства в лютеранской и православной церквах через сайт Eroakirkosta.fi отреклись более 20 тысяч человек, а операторы сайта прогнозируют, что количество покидающих церковь удвоится к концу года.

См. также

Напишите отзыв о статье "Религия в Финляндии"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Религия в Финляндии

– Едем, – неохотно отвечал Николай, которому нынче, так как он намеревался предпринять серьезную охоту, не хотелось брать Наташу и Петю. – Едем, да только за волками: тебе скучно будет.
– Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа.
– Это дурно, – сам едет, велел седлать, а нам ничего не сказал.
– Тщетны россам все препоны, едем! – прокричал Петя.
– Да ведь тебе и нельзя: маменька сказала, что тебе нельзя, – сказал Николай, обращаясь к Наташе.
– Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему.
И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне.

Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день, 15 го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать.
Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меренка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянной; сам же он должен был прямо выехать в дрожечках на оставленный ему лаз.
Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми, доезжачими и выжлятниками, выехало 6 человек. Борзятников кроме господ было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 ти собак и 20 ти конных охотников.
Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу.
Как по пушному ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистыванье охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте.
Отъехав с версту, навстречу Ростовской охоте из тумана показалось еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами.
– Здравствуйте, дядюшка, – сказал Николай, когда старик подъехал к нему.
– Чистое дело марш!… Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) – Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя – чистое дело марш! – под носом выводок возьмут.
– Туда и иду. Что же, свалить стаи? – спросил Николай, – свалить…
Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из под которых виднелось оживленное с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему то смеялся и бил, и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верной рукой, без усилия, осадила его.
Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты.
– Здравствуйте, дядюшка, и мы едем! – прокричал Петя.
– Здравствуйте то здравствуйте, да собак не передавите, – строго сказал дядюшка.
– Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку.
«Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это.
– Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся.
– И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то.
Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом.
– Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить).
– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам.
Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь.
Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо.
Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна.

Финны стали христианами довольно рано. Первое христианское влияние они получили с востока, из православного мира. Об этом свидетельствуют некоторые старославянские заимствования, связанные с христианством, например паппи (поп), ристи (крест) и т. д. Официально Финляндия стала христианской страной уже в начале 2-ого тысячелетия. Финны были католиками, но одновременно долго сохраняли свои старые верования и обычаи.
Еще в 1551 году Микаэл Агрикола, в введении своего перевода части Библии на финский язык, довольно последовательно мог описать финских богов. Это говорит о том, что финны в это время хорошо знали древнюю национальную религию. Агрикола был противником “язычества”, но из его описания финского “язычества” мы много узнаем о том каким оно было. Финляндия приняла лютеранскую реформацию и финны стали лютеранами. Это, наверное, одна из причин того, что в Финляндии плохо сохранились “языческие” обычаи. При католицизме богослужения проводились на латыни. Библии на финском языке не было. Лютеране проводили богослужения на понятном для финнов родном языке.
Членство в лютеранской церкви было обязательной нормой. Во время независимости Финляндии лютеранская церковь стала государственной. Это значит, что церковь выполняет некоторые функции государства, например перепись населения (членов церкви) и право собирать налоги у ее членов. Сейчас членами лютеранской церкви являются около 85 % жителей Финляндии.
Древняя финская религия в целом не сохранилась. Ее сложно реконструировать. Но в семейных традициях сохранились некоторые “языческие” элементы. В Финляндии есть люди, которые считают себя финскими “язычниками”. У них есть общество, но многие считают, что у них мало общего с подлинной финской религией, такой, какой она была на самом деле.
Мы все-таки кое-что знаем о финской религии. Она, естественно, была связана с тем, что было важно для жизни древних финнов. Важными были божества, связанные с лесом и охотой, с водой и рыболовством. Тапио (Tapio) и Хииси (Hiisi) значили лес и бог леса. Финны верили, что Тапио часто посещает людей, ночующих у костра. Тапио сейчас мужское имя. Нюркес (Nyrckes) и Хиттавайнен (Hittavainen) давали людям дичь. О том, как важны были шкурки белок для древних финнов, свидетельствует то, что финское слово raha (деньги) первоначально значит “шкурка белки”. Финские матери связаны с Хиттавайненом: hitto, hittolainen, hitsi. Ахти (Аhti) — божество воды. Сколько рыбак поймает рыбы зависит от него. В народных песнях Ахти часто употребляется как имя человека или владельца какого-то региона или имущества. По сей день Ахти употребляется в Финляндии как мужское имя. Веден Эмя (Veden Ema) (Мать воды) — женское божество воды. Оно часто встречается в фольклоре южных карелов. Вяйнямеинен (Vainamoinen / Ainemoinen) , возможно, тоже первоначально божество воды. Слово vaina значит пролив или река. Употребляется в фольклоре как вариант слов, обозначающих различные места воды. В финском национальном эпосе главный герой Вяйнямейнен. Популярное финское мужское имя Вяйно (Vaino) .
Финны были не только охотниками и рыбаками, но и фермерами. У самых важных растений, которые выращивали, были свои божества. Ронготэус (Rongoteus) был божеством ржи. В 16-ом веке Ронготэус использовался как фамилия. Виронканнос (Vironkannos) , наверное, божество овса, но в фольклоре он встречается тоже как бог наряду с самым главным богом Укко в небе. Пеллонпекко (Pellonpekko) — божество ячменя и пива. Экряс (Akras) — божество многих овощей, например гороха и капусты. Он делал землю плодородной. Кюннос (Kynnos) значит весеннее поле после пахоты. 25 мая был день гадания, люди хотели узнать каким в этом году будет урожай. Кекри (Kekri) большой праздник осенью, обычно 1 ноября. Тогда в хлеве кушали специальный суп для счастья скота. После этого уже скот не пускали пастись. Снова их пускали только весной, обычно 1 мая.
Главный бог был Укко (Ukko) . Это персонификация грозы. По-фински гроза ukkonen, буквально маленький Укко. Финны так уважали грозу, что иногда пользовались эффемизмами вместо слова “гроза”. Когда Укко едет по каменной дороге в небе, будет гроза. Это воображение общее у многих народов. Охотники просили у него защиту. Просили его защитить скот. Также при заболеваниях просили его лечить, когда было много потери крови, просили его остановить кровь. Финны знали и бога грозы своих соседей — балтов. Перкеле (Perkele) сейчас название дьявола, но этимологически связано с названием бога грозы балтийских и славянских народов (например, в литовском языке Перкунас и русском Перун ). Рауни (Rauni) — женское божество, возможно жена Укко. Ее дерево — рябина. Она была святым деревом. До сих пор во дворе часто растут рябины. Когда была гроза, Укко и Рауни ругались… Илмаринен (Ilmarinen) в фольклоре кузнец, который сделал небо и чудесный аппарат Сампо (о том, что такое Сампо до сих пор не знаем точно).
Кроме богов были еще другие существа. Рахко (Rahko) в фольклоре северной Финляндии вор, которому свет луны мешал в его работе. Поэтому он брал ведро со смолой и веником, и поднимался на луну по лестнице, чтобы красить ее. Рахко было также название болезни и злого домового. Капеет (Kapeet) было существо, которое во время лунного затмения съело луну… Тонтту (Tonttu) был домовым или банником. Это шведское заимствование (tomte). У него был серый костюм и красная шапка. Сегодня tonttu связан с Рождеством. Они помощники Joulupukki (Деда Мороза). Вообще, в самом важном празднике года, Рождестве Христове 24-26 декабря сохранилось очень много “языческих” элементов. Сыновья Калевалы (Kalevanpojat) были необычайно сильными существами, великанами. Объясняют, что как будто они делали высокие горы или другие заметные места природы. Турсас (Tursas) был водным чудовищем или силой воды во время шторма… Иногда некоторые необыкновенные места в природе, звезды или луну почитали как божества.
Лиеккио (Liekkio) бог подземного мира или дух мертвых. Иногда так называли мертвого ребенка. Он был тоже страшным существом, которое пугало людей в лесу всякими странными звуками. Кратти (Kratti) — кричащее существо, которое лежало на кладе в земле или на сундуке. Слово связано со шведским словом skratt (смех). Финны при “язычестве” приносили еду и напитки для мертвых на могилы. Сейчас такой традиции вообще нет. Могилу принято украшать только цветами.
В Финляндии дохристианская религия не сохранилась. Из финно-угорских народов свою религию сохранили марийцы, удмурты и ханты. Эрзяне смогли довольно хорошо реконструировать свою древнюю религию. В Европе существует мнение, что если народ принимает христианство, выживает, но народ, который не принимает ее, исчезает. У представителей маленьких финно-угорских народов есть и противоположное мнение, что если они сохраняют свою религию, выживают.

Население всей Финляндии — 5,3 млн. человек. Для 93,5% жителей родным языком является финский, для 5,9% — шведский, менее чем для 1% — язык саами. В Финляндии проживает также несколько тысяч цыган (ромалов). Финский и шведский являются равноправными государственными языками. Финский служит языком общения 5 млн. человек, поэтому владение иностранными языками для финского гражданина является очень важным. От служащих государственных учреждений требуется знание шведского, финского и английского языков. Работающие в сфере услуг и туризма — гостиницах, магазинах, ресторанах, барах, такси и т.п. — зачастую знают также немецкий и французский. 68% финнов говорят по крайней мере на одном иностранном языке. Не стоит удивляться и большому количеству русскоговорящих финнов.

Финны очень приветливы, доброжелательны и участливы, на каком бы языке вы к ним ни обратились. Отзывчивость и милосердие в обществе возведены в ранг государственной политики. Достаточно вспомнить, сколько уделяется внимания сервису для инвалидов (пандусы для колясок на улицах, в магазинах, общественных зданиях, звуковые сигналы светофоров, специальные туалеты и т.д.) или заботе об одиноких пожилых людях, которым, например, выдаются «браслеты спасения», работающие как переговорные устройства, соединяющие с медперсоналом.

В отношении животных принят закон, запрещающий работающим людям оставлять дома без присмотра кошек или собак, которые в одиночестве будут, во-первых, страдать, во-вторых, мешать соседям лаем или мяуканьем.

Типичная финская семья состоит из 4 человек, живет в собственном доме или квартире общей площадью около 70 кв.м с одной-двумя спальнями, имеет дачу-коттедж на берегу моря, озера или реки. Он может находиться в сотнях километров от дома и, будучи пригодным для проживания круглый год, используется в основном летом в период отпусков. Если коттедж не слишком удален от дома, хозяева, как правило, выезжают туда на уик-энд.

Каждый финн имеет четыре недели отпуска летом и одну зимой. Период массовых летних отпусков приходится на июнь-июль, зимнюю неделю многие стараются приурочить к школьным каникулам (в разных регионах страны это разное время в феврале или марте). Финны путешествуют за границу мало, предпочитая поездки по своей стране и отдых на собственных курортах.

Неотъемлемой частью финского образа жизни является сауна. Поэтому не удивляйтесь, если затянувшаяся деловая встреча будет прервана фразой: «Извините, я опаздываю в сауну». Отнеситесь с пониманием — это очень уважительная причина. Для финнов сауна — это, прежде всего, забота о своем здоровье.

Женская эмансипация достигла в Финляндии невиданных высот. Достаточно сказать, что 11 из 18 министров правительства страны — женщины, в том числе министр обороны. Дамы занимают посты: Президента Республики, председателя Парламента, главы единственного государственного банка Финляндии. Даже богословский факультет университета принимает на обучение женщин, причем на сегодняшний день они составляют большинство слушателей. В епископский сан несколько лет назад была посвящена первая женщина.

Женщины, в одиночестве посещающие рестораны, кафе или пивные бары, — явление распространенное и нормальное. На танцевальных вечерах им предоставляется право выбирать партнера наравне с мужчинами. Многие рестораны в определенный день недели устраивают ladies" night — вечера, когда приглашают только женщины. При этом отказ мужчины от танца считается верхом неприличия.

Официальная религия в стране — лютеранство, главная государственная церковь находится в Турку, прежней столице Финляндии. Членами лютеранской церкви являются 88% населения, 1% принадлежит к православной, которая с 1919 года также существует на правах официальной. Каждый прихожанин-лютеранин регулярно платит церковный налог в размере 1% от своего годового дохода. Церкви других вероисповеданий существуют на добровольные пожертвования. При этом финнов не назовешь очень религиозными, скорее, наоборот, во всяком случае, в повседневной жизни, в быту трудно обнаружить эту приверженность. Из религиозных праздников широко отмечаются Пасха, Рождество, Иванов день.

Финны — люди слова. Они очень продуманно принимают свои решения и не меняют их. Они серьезно относятся к самим себе, поэтому как с шутками, так и с комплиментами при общении стоит быть весьма осторожными.

Национальными героями Финляндии являются маршал Густав Маннергейм, композитор Ян Сибелиус, архитектор Алваро Аалто.

И только закон 1889 года разрешил финнам исповедовать другую форму христианства . Впрочем, и тогда выбор оставили нешироткий – финнами разрешили исповедовать православие и любую из протестантских церквей .

Куда большую религиозную свободу финны получили уже в 1923 году, когда гражданам официально было разрешено свободно учреждать различные религиозные общины , или же вовсе жить вне всякой из них.

И ныне религия в Финляндии играет заметную роль в жизни финнов. Впрочем, каждая новая перепись населения выявляет все больше атеистов.

Согласно последней переписи 12,3% населения Финляндии признает себя атеистами . Эта цифра каждый раз все больше и больше.

Реально, религиозность финнов намного меньше, чем они сами в этом признаются. Так, в 2000 году на президентских выборах одержала победу представительница левых сил, известная своим антиклерикализмом. Она же выступала в защиту прав сексуальных меньшинств, чему финская церковь не очень рада.

В настоящее время лютеранство здесь исповедует от 84,2 до 88% населения (мы выбрали две крайние точки, которые публикуются в открытой печати, хотя встречаются и сообщения о 85,6%).

Второе место занимает финская православная церковь – 1,1% (исповедуют ее проживающее здесь русское население – 20,4 тысячи и карелы – 35 тысяч человек). Проживают здесь и пятидесятники – 0,7%, и свидетели Иеговы – 0,25%. Так выглядит религиозная картина современной Финляндии.

Финляндия , тем не менее, остается светским государством. Действующее законодательство гарантирует одинаковые права всем гражданам, вне зависимости от вероисповедания.

Так же государство отказалось от навязывания своим гражданам лютеранства . Особенно быстро процесс секуляризации идет в крупных городах, и лидеров в этом двое – Хельсинки и Темпере .

Впрочем, процесс секуляризации начался в Финляндии не сегодня, но после Второй Мировой Войны он получил поистине гигантский размах.

Вообще-то вера в Бога в Финляндии – вещь непостоянная. Сегодня мы говорим об уменьшении количества верующих, а в 90-х годах прошлого столетия тенденция была обратной.

Согласно опросу, проведенному в 1999 году, более половины респондентов признавали себя верующими в христианского Бога (в начале 90-х лишь треть респондентов дало аналогичный ответ).

Примерно 25% населения верила в Бога, но не так как тому учила официальная церковь. 17% не высказало никаких пристрастий к той или иной церкви, но были уверены в существовании Бога. И лишь 6% (в два раза меньше, чем сегодня) признали себя атеистами.

Государственной религией Финляндии, как можно было бы подумать, является не только Евангелическо- , но и православная.

Да-да, православие – такая же государственная религия Финляндии, как и куда более распространенное лютеранство. При восьмидесятикратной разнице такое положение дел можно назвать абсурдным. Но есть факторы, препятствующие такому выводу.

Во-первых, Финляндия – страна во многом необычная, например, у нее два государственных языка – финский, на котором говорит 95% населения и шведский – с 5,5% населения. Аналогия очевидна.

Во-вторых, признанию за двумя религиями статуса государственных, как и двуязычие страны, объясняется историческими особенностями.

Не сложно, догадаться, что страна, которая долгое время (а именно с 1809 года – когда Финляндия попала в зависимость от России , фактически войдя в ее состав, пусть и с широкими автономными правами – до 1917 года, когда страна получила независимость уже от Советской России) находилась под покровительством православной империи , и где проводилась политика русификации (правда недолго, всего 17 лет, с 1900 по 1917 года), обязана иметь с метрополией что-то общее.

Лютеранская же церковь здесь так же прижилась в основном благодаря другой стране – Швеции.

При этом лютеранская церковь в Финляндии оказывает наибольшее влияние в западных, центральных и северных районах страны.

Впрочем, в настоящее время она не слишком активна внутри страны – в государственные дела практически не вмешивается, на отдельные инакомыслия (как сказали бы в средневековье – ереси) – смотрит весьма равнодушно.

А вот за пределами страны лютеранская церковь Финляндии проявляет большую активность. Например, финских миссионеров можно встретить в разных уголках Азии и Африки.

Правда, и в самой Финляндии существуют религиозные объединения, старающиеся воспитывать молодых людей, влиять на общественное мнение. Например, Христианская ассоциация молодых людей, Христианская молодежная женская ассоциация, Финская свободная церковь.

И если две первые ведут миссионерскую деятельность в среде молодежи, то последняя в большей степени ориентирована на взрослых людей.

Существует даже христианская политическая партия, которая называется "Христианский союз ". Правда существенного влияния эта партия не имеет – количество ее членов чуть более 18 тысяч человек (всего в Финляндии проживает более 5,5 миллионов человек, из которых верующими признают себя около 4,9 миллионов – порядки цифр несопоставимы).

Современная финская евангелическо-лютеранская церковь насчитывает восемь епархий, с 9 епископами и 600 приходов. В среднем на один приход приходится (простите за каламбур) 7 тысяч человек, но эта цифра непостоянна. Самый маленький приход насчитывает всего несколько сотен прихожан, а самый крупный – десятки тысяч.

Лютеранская церковь в Финляндии не смогла добиться абсолютной независимости от государства (хоть она и более независима, чем любая другая скандинавская церковь, о чем свидетельствует и Конституция Финляндии, и особый церковный закон).

Финансово она зависит от государства целиком и полностью Оно и понятно – времена Средневековья безвозвратно уже минули. Существует даже церковный налог, который взимается вместе с муниципальными налогами.

Этот налог формирует 78% бюджета лютеранской церкви. В 2000 году таким нехитрым образом собрали более 700 миллионов евро. Столица лютеранской церкви – Турку – по совместительству старая столица Финляндии.

Надо особенно отметить, что церковь в Финляндии , несмотря на ее обособленность от государства, по-прежнему выполняет некоторые функции, которые могло бы взять на себя само государство или местная администрация.

Так, например, церковные приходы ведут демографический реестр населения. А лютеранская церковь организует на своих кладбищах похороны – в том числе и тех граждан, которые исповедуют иную религию. Так же существуют тюремные и армейские священники.

Православие в Финляндии распространено преимущественно в восточных регионах страны – поближе к России. Столицей финского православия является город Куопио , где располагается кафедральный собор святого Николая , а так же Православный музей .

Здесь же располагается и резиденция архиепископа. Службы отправляются на финском, русском и церковнославянском языках. Из религиозных праздников широко распространены Пасха, Рождество и Иванов день. Именно по этим праздникам можно застать финна в церкви.

Финская православная церковь является автономной (автокефалию Вселенский Патриархат, не смотря на обращение к нему в 1980 году, ей не предоставил) церковью, подчиняющаяся напрямую Константинопольскому патриарху.

Глава финской православной церкви – архиепископ . Интересна история православной церкви Финляндии. Началась она, как я уже и упомянул в 1809 году. Примечательно, что, начиная уже с этого времени, церковные книги активно начали переводиться на финский язык. Богослужение также проводили на финском.

Автономной финская православная церковь стала только в 1918 году. Но тогда она еще оставалась в составе русской православной церкви.

А уже в 1923 году Финская церковь перешла под омфор Православной церкви Константинополя. В 1940 году восточным финнам снова пришлось переходить под власть России.

Правда, большинство из священников спешно эвакуировалось в Финляндию (кстати, именно так и появился монастырь Новый Валаам).

Тем не менее, тогда православная церковь Финляндии потеряла до 90% своих владений. В настоящее время православная церковь в Финляндии насчитывает 25 приходов, 50 церквей и 100 часовен.

Финская религиозность (без внимания, какой именно религии) не сильно отличается от того, что мы можем наблюдать в любой другой развитой стране.

Так, примерно 55% населения предпочитает выражать свою веру в виде молитв. Причем, финны не утруждают себя частыми молитвами – помолиться раз в месяц они считают вполне достаточным. Лишь 8% населения участвует в организованных богослужениях. Впрочем, не чаще.

Больше половины населения Финляндии читает религиозные журналы хотя бы несколько раз в год. 89% младенцев крестятся, 98% покойных отпевают, 80% браков заключается в стенах евангелическо-лютеранской церкви. Разве еще нужны какие-либо числа?

Помимо двух государственных религий – лютеранства и православия – в Финляндии можно встретить и представителей других конфессий.

Например, католичество в Финляндии имеет порядка 8000 последователей. Большинство из них проживают в Хельсинки и на юге страны. Интересно, что в Финляндии долгое время не существовало католической церкви, официально она учреждена только в 1929 году.

Нашли свое место в религиозной системе Финляндии и протестанты : бапстисты, методисты и адвентисты. Правда самой крупной протестантской организацией в Финляндии остается, учрежденная здесь в начале XX века, организация пятидесятников, количество членов которой достигает 50 тысяч человек.

Куда менее распространен иудаизм , привнесенный сюда в XIX веке купцами и военными русской армии. Количество верующих иудаизма никогда не превышало в Финляндии тысячу человек. Тем не менее, это не мешает функционированию синагог в Хельсинки и Турку (в начале прошлого века синагога была и в Выборге).

Примерно одинаковое с иудаизмом количество верующих имеет и ислам . Он так же был занесен в Финляндию русской армией, но в последнее время пополняется беженцами из мусульманских стран. Исламская община в Финляндии существует с 1925 года.

Интересна система религиозного образования в Финляндии . Интересна она тем, что она одновременно и есть, и одновременно ее нет. В школах преподают ту религию, которую исповедуют большинство учеников в классе.

Если в одном классе наберется как минимум три ученика другой религии, то их родители в праве требовать введения в школьную программу и уроков по их религии. Ученики, не исповедующие никаких религий, занимаются изучением философии . Решение об этом отдается на откуп их родителям.

Как видим, Финляндия – страна, в которой нашли пристанище большинство из мировых религий. Тем не менее, Вас никто не укусит и в том случае, если Вы не верите в Бога. Благо Финляндия в первую очередь все же светское государство.

Статьи по теме