Что лютеране отвергают в качестве объекта почитания. Что такое лютеранство? Украинская Лютеранская Церковь

Лютеранство - протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в. Лютеранство - старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Свое происхождение оно непосредственно возводит к инициатору протестантской Реформации. В 17 в. название Евангелическая лютеранская церковь приобрело полуофициальный характер, а члены ее стали называться просто лютеранами. В настоящее время во всем мире насчитывается более 70 млн. лютеран, большинство из которых живет в США, Канаде, скандинавских странах и Германии.

Как известно, лютеранство относится к христианским конфессиям, являясь одним из главных течений в протестантизме. Именно оно было первым течением, возникшим в период Реформации - религиозного, политического и общественного движения XVI века, отразившего рост национального самосознания народов Европы.

В настоящее время лютеране имеют в некоторых странах по нескольку лютеранских церквей, часто объединяющих лиц определенной национальной принадлежности. Те лютеранские церкви, которые включают в свой состав лиц различных национальностей, продолжают обычно сохранять национальные традиции. Сегодня в мире насчитывается 192 лютеранские церкви, объединяющие приблизительно 75 млн. лютеран, из которых около 50 млн. входят во Всемирный лютеранский союз, ведущий свою деятельность с 1947 года. Распространившись в среде разных этносов в различных странах мира, лютеранство заняло наиболее прочные позиции в Европе. Лютеране составляют более половины верующих в Германии, подавляющее большинство населения в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии и на Фарерских островах. В таких странах, как Норвегия, Дания, Исландия, в которых к лютеранским организациям соответственно относится 97% и 96% населения, лютеранской церкви придан государственный характер. Подавляющее большинство образуют лютеране также в Швеции и Финляндии (соответственно 95% и 90%). В первой из названных стран лютеранская церковь пока занимает положение государственной, хотя и принят закон, предусматривающий постепенное отделение церкви от государства.

Вследствие эмиграции немцев из Германии, лютеранское вероисповедание проникло на территорию России. От немецких лютеранских церквей российские немцы переняли опыт устройства церковных организаций и управления духовными делами, в Россию также приглашались пасторы для обслуживания лютеранских общин. В ходе наблюдаемого сейчас возрождения лютеранства в России лютеранские церкви ряда европейских стран, в особенности Германии и Финляндии, а также США, наряду с международными лютеранскими организациями оказывают активную поддержку российским лютеранам. В СССР по численности верующих лютеранство после баптизма представляло собой самое значительное из протестантских вероисповеданий, прежде всего за счет живущих в нашей стране немцев, а также эстонцев и латышей. Большинство лютеран России - лица немецкой национальности, живущие в Омской, Новосибирской и Кемеровской областях, Алтайском Крае, Поволжье, Москве, Санкт-Петербурге, финны, расселенные в Карелии, Ингерманландии, Сибири (латыши, эстонцы). Есть лютеране и среди русских.

Основы лютеранского вероучения первоначально были изложены Лютером в трех главных его трактатах, относящихся к 1520 году: "Послание к христианскому дворянству германской нации", "О свободе христианина" и "О вавилонском пленении церкви". В них он проводит идею о всеобщем священстве, говорит о праве каждого христианина самостоятельно толковать Писание и участвовать в преобразовании церкви и набрасывает состоящий из 27-ми пунктов общий план реформы. Кроме того, Лютер излагает учение о спасении одною верою и дает лютеранское толкование таинств. Позже были подготовлены специальные книги, объясняющие основные вопросы лютеранского вероисповедания. Евангелическо-лютеранская церковь с самого начала исповедовала учение, основанное на пророческих и апостольских писаниях Ветхого и Нового Заветов, Апостольском, Никейском и Афанасьевском символах веры и особых книгах лютеранской церкви: Аугсбургском исповедании, составленном ближайшим соратником Лютера Филиппом Меланхтоном; Шмалькальденских артикулах, созданных Лютером в качестве руководства для прений с католиками на предполагавшемся Вселенском соборе; Катехизисах Лютера: большом - для учителей и пасторов (1528) и малом - для народа (1529) и Формуле согласия, написанной с целью примирения образовавшихся в лютеранстве партий. Все эти произведения были собраны в одну книгу под названием "Книга согласия" в 1580 году. Из перечисленных лютеранских книг на русский язык на сегодняшний день переведены Аугсбургское вероисповедание, Краткий катехизис и Большой катехизис Лютера.

Будучи одной из деноминаций протестантизма, лютеранство обладает главными особенностями всех протестантских церквей, основным авторитетом для которых служит исключительно Священное Писание, т.е. Ветхий и Новый Заветы. Как известно, в отличие от протестантизма, православие и католицизм придают также большое значение Священному преданию (писаниям святых отцов и постановлениям церковных соборов), которое большая часть течений протестантизма не признает вообще. В отличие от православной и католической церквей центральный догмат всех протестантских исповеданий считает единственным средством стать угодным Богу исключительно выполнение мирских обязанностей, так как они определяются для каждого человека его местом в жизни и становятся для человека его призванием. Следование монашеским обетам, как и выполнение других излишних дел, противоречило общей доктрине лютеранства о призвании людей, специфической склонности лютеран к экономическому рационализму.

С точки зрения лютеранского вероучения, монашеские обеты, соблюдение постов, невкушение определенных видов пищи, выполнение различных церковных обрядов и следование обычаям не искупают грех, не способствуют обретению Божественной благодати. Напротив, при бремени на совесть, из-за невозможности соблюдения всего этого загораживается все христианское учение о более важных делах, таких как вера, утешение в тяжелом духовном борении. Некоторые необходимые дела из-за частоты их свершения оценивались как светские и бездуховные. Под делами, заповеданными Богом, в лютеранстве подразумевались дела, совершаемые каждым в меру своего призвания: "Отец должен трудиться, чтобы прокормить жену и детей и воспитать их в страхе Божьем, мать должна рожать и воспитывать детей и ухаживать за ними, князь и все облеченные властью должны управлять землей и людьми".

Лютеранство не отвергает пользу других добрых дел, однако учит, что они должны совершаться не в расчете заработать ими благодать, а ради Бога и во славу Божию, поскольку через веру даруется Святой Дух и сердца становятся способными совершать добрые дела. Из семи таинств, которые признает православная и католическая церковь, у лютеран совершаются два: крещение и причащение. На исповедь в лютеранстве не выработалось единой позиции. Брак, рукоположение, конфирмация и соборование выполняются лишь как обряды. Крещение по правилам совершает пастор, однако в случае крайней необходимости это долг и право всякого христианина (как, впрочем, и в католицизме и православии). На свободное усмотрение верующих отдается способ крещения: это может быть обливание, погружение или окропление. В отличие от баптистов лютеране признают крещение детей правильным, поскольку через него ребенку даруется благодать.

Брак по лютеранскому учению - установленное Богом соединение жизни мужчины и женщины. Служа основой упорядоченного общества, он выступает лишь как исполнение гражданского и естественного закона и не является таинством. В силу того что обет целомудрия монахов и священников приводил к многочисленным прелюбодеяниям и мешал реализации человеческого призвания, лютеране относятся к нему отрицательно. Лютеране обосновывают на Божественном слове и заповеди право священников и других духовных лиц вступать в брак. Первый пример такого отношения к браку показал сам лидер Реформации, заключив в 1525 году брачный союз с бывшей монахиней Екатериной фон Бора, бежавшей из монастыря. лютеранство протестантский конфессия конфирмация

Развод по лютеранскому вероучению, в отличие от более строгого отношения к нему католицизма, допустим в двух случаях: неверности одного из супругов или если решение развестись исходит от неверующего. Согласно лютеранскому учению о священстве всех истинно верующих во Христа, в церкви существует понятие Власти Ключей, под которой понимается духовная власть, осуществляемая словом Божьим, которую Христос дал всей Церкви своей на земле, так что всякий христианский приход имеет ее с полным правом.

Особым обрядом в лютеранстве является конфирмация - публичный акт со стороны молодых людей, выражающий сознательное принятие веры в Иисуса Христа и включение в состав религиозного общества. Устав Евангелическо-лютеранской церкви в России (1832 год) требовал от юношей и девушек, принадлежавших к лютеранскому вероисповеданию, до приобщения святых тайн получить наставление в законе Божьем и осуществить конфирмацию в возрасте не ранее 15 и не позже 18 лет. Надо отметить, что обычай обязательной конфирмации по достижении совершеннолетия предполагал умение читать и писать, вследствие чего лица лютеранского вероисповедания получали необходимое образование. Как обряд выполняется в лютеранстве и соборование. Чин общественного богослужения, церковные обряды и обычаи подробно определяются в особом сборнике - агенде.

В отличие от православной и католической церквей, богослужения у лютеран проводятся значительно реже, обычно по воскресеньям и в праздничные дни, а Причастие совершается один раз в месяц. Посещение церкви не входит в строгую обязанность лютеранина, занимая второстепенное место по сравнению с хранением им личной веры. Наиболее существенными чертами организации лютеранской церкви являются: подчиненность светским властям, коллегиальность, самоуправление, большая роль мирян в управлении, наличие национальных традиций, выборность руководства. Коллегиальный характер управления Евангелическо-лютеранской церковью, прежде всего выражался в существовавшем строе исполнительной власти, которую осуществляли коллегиальные учреждения - консистории. Исполнительные же органы общих приходских собраний создавались в виде комитетов, приходских советов. Консисториальное управление в лютеранских церквах было узаконено уже договором немецких князей в Аугсбурге в 1555 году, и с того времени консистории постепенно стали появляться в немецких протестантских государствах. По действовавшим в XIX веке в России законам все лютеранские приходы, за исключением находившихся в Закавказье приходов иностранных поселенцев, состояли в ведении пяти консисторий: Санкт-Петербургской, Лифляндской, Эстляндской, Курляндской и Московской. По действующему в России в настоящее время Уставу Евангелическо-лютеранской церкви ее высшим органом является Генеральный синод. Исполнительная власть принадлежит Консистории, надзор за которой осуществляется епископом и Епископским советом. Епископ избирается из числа пасторов церкви Генеральным синодом и ему подотчетен. Основой Евангелическо-лютеранской церкви являются общины. Собрание общин созывается не реже одного раза в год. Эти собрания образуют все полноправные члены общин.

Руководство общинами осуществляют их церковные советы. Развитие лютеранства на территории собственно России (в Московском и Петербургском консисториальных округах) было тесным образом связано с Прибалтикой. Так, первая лютеранская община в Москве была создана лифляндскими лютеранами. Церковный устав, введенный в 1832 году, являлся результатом усилий балтийских церковных служителей. Наконец, большая часть лютеранских пасторов в России закончила богословский факультет университета в Дерпте (нынешнем Тарту). Эмигранты из Прибалтики создали в России эстонские и латышские лютеранские общины. Образовавшиеся в Латвии и Эстонии самостоятельные лютеранские церкви ныне покровительствуют своим братьям по вере - эстонцам и латышам, живущим в России. В возрождении в России лютеранских общин активнейшее участие принял латышский епископ Калнынь. Ныне существующая Евангелическо-лютеранская церковь сохраняет традиции лютеран России с XVI века и церкви, которая впервые конституировалась в 1832 году, была преобразована в 1924 году и вновь организована в 1989 г. после периода репрессий, отчуждения собственности и насильственных переселений. Базируясь на общих догматических основах лютеранского вероучения, существующие в России лютеранские общины в силу исторических условий своего появления являются носителями, прежде всего скандинавской и немецкой традиций с определенной спецификой для латышских, эстонских, финских, шведских и немецких общин. Некоторые различия наблюдаются и в одеянии лютеранских священников. В облачении пасторов Церкви Ингрии, официально возрожденной в России в 1992 году, чувствуется влияние финнов, поскольку принято одеяние (альба) белого цвета. В общинах же немецкой и латышской традиции священники надевают черный талари маленький белый галстук с двумя короткими концами равной длины. Естественны и различия в языке богослужений; в зависимости от этнической принадлежности прихожан они совершаются на латышском, эстонском, шведском и немецком языках (для эмигрантов, утративших родной язык, или русских лютеран либо осуществляется параллельный перевод, либо проводится дополнительное богослужение). Различия наблюдаются в праздниках и памятных днях. К примеру, в немецкой по традиции Евангелическо-лютеранской церкви России отмечается день памяти жертв репрессий, Церковь Ингрии празднует в ноябре день всех святых, особый день поминовения усопших имеется летом у латышей, финны и эстонцы почитают день св. Иоанна.

Использованный источник

1. http://www.skatarina.ru/library/lutvros/lutvros/lr01.htm

Самой беззастенчивой формой извлечения доходов, которую ис-пользовала католическая церковь в XV — начале XVI века, была продажа индульгенций — особых свидетельств об «отпущении» грехов. Церковь готова была за деньги простить не только прошлые прегрешения, но и будущие, гарантируя верующим безнаказанность и фактически поощряя их жить во грехе. Массовая продажа индульгенций приобрела особен-но широкий размах в связи с началом строительства собора Св. Петра в Риме, потребовавшего огромных затрат.

Человеком, бросившим вызов этой порочной практике, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483-1546). 31 октября 1517 г. , в соответствии с принятым в те времена обычаем , Лютер прибил к дверям церкви в г. Виттенберг знаменитые «95 тезисов» — свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается на-чалом Реформации .

В 1520 г. Лютер сделал ещё более решительный шаг, выступив с опровержением основ-ных догматов католической церкви с осуждением гос-подствовавших в ней нравов.

Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство . Его последовате-лей называют также евангельскими христианами , или евангелистами. Материал с сайта

Основной смысл лютеранства сводился к идее об «оправдании верой», что означало отказ от внешних проявлений религиозности в пользу внутренних переживаний каждого человека . Спасе-ние души провозглашалось индивидуальным делом ве-рующего, не требующим вмешательства со стороны официальной церкви. Священное Писание объявлялось единственным авторитетом в вопросах веры, который не нуж-дался ни в каких толкованиях, а тем более в формальных решениях церкви для подтверждения своей истинности. Лютеранство утверждало ненужность посредника между человеком и Богом и, та-ким образом, ненужность церкви как особой организации. Религи-озная жизнь сосредоточивалась в церковных общинах, возглавляе-мых проповедниками — пасторами. На место роскошных католиче-ских храмов приходила «дешёвая церковь», лишённая пышных обрядов и украшений. Важнейшее значение имело и то, что вместо латыни богослужение велось теперь на родном языке верующего.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:

В силу определенных причин христианство как изначальная религия разделилось на несколько ветвей, которых друг от друга отличают догматические и культовые особенности. К ним относят православие, католицизм и протестантизм. Именно о последнем направлении мы и поговорим, а точнее о лютеранстве как о его подвиде. В этой статье вы найдете ответ на вопрос: “Лютеранин - это…?” - а также узнаете об истории возникновения этого верования, отличиях от католицизма и других подобных религий.

Как возникло лютеранство?

XVI век в Европе - это время религиозной революции, которая положила начало новым ответвлениям от основной Все началось с того, что некоторые верующие начали отрицать учение и проповедовать свои собственные догматы. Они хотели реформировать религию согласно Библии. Так возникло реформаторское движение, которое на тот момент затронуло не только религиозную сферу средневековой Европы, но и политическую, и общественную (ведь в то время церковь не была отделена от других областей жизни человека).

Первым, кто высказался против существующего католического курса веры, был Именно он выступил с публичным осуждением индульгенций, которые якобы гарантировали жизнь в раю, а также написал “95 тезисов”. В них он изложил свое видение новой, реорганизованной, веры. Конечно, его осудили, назвали еретиком, но начало было положено. Протестантство стало распространяться, и конечно, начали появляться разные течения.

Те верующие, которые пошли вслед за Мартином Лютером, стали называться лютеране. Это были первые протестанты. Они сохранили те догматы, которые написал еще Мартин. Далее появились кальвинисты, анабаптисты и многие другие. Каждый находил свой правильный способ почитания Бога, молитвы к нему и так далее. Что примечательно: в каждом течении появились и свои ответвления, которые разнились лишь некоторыми догмами и способом понимания Библии. Конечно, каждый считал, что он прав.

Отличие лютеранского вероисповедания от католицизма

Итак, теперь рассмотрим, насколько велика разница между лютеранством и католицизмом, из которого оно, собственно, и вышло. Тут можно сформулировать несколько тезисов:

  1. Лютеране не признают священников как наместников Бога на Земле. Именно поэтому проповедниками этой веры могут стать даже женщины. Также священнослужители лютеран могут вступать в брак (даже монахи, чего нет в других религиях вообще).
  2. Из таинств католицизма у лютеран осталось лишь Крещение, Причастие и Исповедь.
  3. Библия - это главная книга верующего. В ней находится истина.
  4. Лютеране веруют в (Отца, Сына и Святого Духа).
  5. Верующие этого течения знают, что судьба у каждого человека предопределена с рождения, но ее можно улучшить добрыми делами и сильной верой. Следует заметить, что именно это положение способствует стремлению к личному обогащению верующих, и в этом нет ничего плохого. Помимо этого, сильная вера способствует искуплению грехов, а не дела верующих, как это происходит в католицизме.

Как видим, разница между этими двумя ветками религий довольно велика. Несмотря на то что лютеранство (протестантизм) и вышло из католицизма, но в конечном итоге с течением времени появились определенные догматы, а также различные направления в нем самом. Отличия были незначительны.

Также следует знать, что лютеране и протестанты (разница между которыми довольно тонкая) не одно и то же. Протестантизм - это более глобальное течение, оно включает в себя все, что откололось в свое время от католицизма. Далее же пошли различные подвиды верований, и лютеранство - одно из них.

Таким образом, лютеранин - это верующий, который полностью уповает на Бога. Он не думает о себе, не думает о том, что он сделал, он живет во Христе и думает только о нем. В этом фундаментальная суть этой религии, в отличие от других, где принято работать над собой и улучшать свои качества.

Распространение этой религии в мире

Теперь рассмотрим, насколько распространена в мире. Впервые она появилась в Германии, на родине Мартина Лютера. За короткое время религия распространилась по всей стране, а потом и по Европе. В некоторых странах лютеранская вера становилась главной, а в некоторых была в меньшинстве. Рассмотрим страны, в которых эта вера наиболее распространена.

Итак, самые многочисленные это, конечно, немцы-лютеране, также достаточно крупные конфессии находятся в Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, США, Эстонии и Латвии. Общее количество верующих протестантов - около восьмидесяти миллионов. Также существует Всемирная лютеранская федерация, которая, однако, не объединяет все церкви, некоторые сохраняют автономию.

Обучение церковнослужителей и их отличие

Также следует заметить, что пастор у лютеран - это обычный человек, который был публично утвержден на ежегодном собрании Синода. Таким образом, получается, что происходит назначение человека на должность, а не рукоположение в сан, как это принято у католиков и православных. Лютеране уверены в священстве всех верующих, и чем сильнее вера, тем лучше. Тут они ссылаются на одну из евангельских истин. Также, как было сказано выше, лютеранская церковь не запрещает становиться проповедниками женщинам, а также вступать в брак.

Подвиды лютеранства

Итак, лютеранин - это верующий, живущий глубоко во Христе. Он знает о его жертве и уверен, что она совершена не напрасно. И это единственное, что присутствует во всех подвидах лютеранства, некоторые из которых будут перечислены ниже (а вообще их несколько больше):

  1. Гнесиолютеране.
  2. Конфессиональное лютеранство.
  3. Лютеранская ортодоксия.
  4. Евангелистическо-лютеранская церковь и др.

Заключение

Итак, теперь вы знаете ответ на вопрос: “Лютеранин - это…?” Также вполне понятна суть этого направления религии, а также его возникновение и современное распространение в мире. Несмотря на то что существуют подвиды лютеранства, основная идея сохраняется и в них, остальные отличия существуют только в некоторых деталях. Именно они и позволяют сохраняться этим направлениям.

Содержание статьи

ЛЮТЕРАНЕ, протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в. Лютеранство – старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Свое происхождение оно непосредственно возводит к инициатору протестантской Реформации. В 17 в. название Евангелическая лютеранская церковь приобрело полуофициальный характер, а члены ее стали называться просто лютеранами. В настоящее время во всем мире насчитывается более 70 млн. лютеран, большинство из которых живет в США, Канаде, скандинавских странах и Германии. См. также ПРОТЕСТАНТИЗМ.

Учение.

Лютеране подчеркивают непрерывность развития христианства и убеждены, что в Реформации не создана новая церковь, а восстановлена древняя. Реформы предпринимались в тех областях, где – по мнению реформаторов – средневековые учения отклонялись от Библии и где религиозная практика и церковные институты противоречили свидетельству Писания. Последователи Лютера утверждали, что в вопросах веры каждый человек отвечает только перед Богом, и заменили традиционное церковное учение о спасении доктриной об оправдании только верой. Эти положения сохранили свое фундаментальное значение в лютеранском вероисповедании, они в значительной мере повлияли на развитие вероучения и этики лютеранства.

Согласно общему определению, оправдание означает, что Бог принимает грешника как свое чадо и наследника вечной жизни. Лютеране верят, что вся инициатива в этом акте примирения человека с Богом принадлежит Богу. Поэтому, в соответствии с лютеранским учением, оправдание заключается в принятии Богом грешника, в создании им нового отношения между собой и целостной личностью человека. Прощение грехов и избавление от вечного наказания за него не достигается путем совершения церковных обрядов; спасение не зависит и от собственных усилий человека. Оправдание – не награда за исполнение Закона, но дар Бога, предложенный в жертве Христа на кресте и обретаемый в вере. Человек даже не участвует в приготовлении к получению этой благодати, поскольку вера в человеке создается только по выбору и действием Святого Духа.

Как и католики, лютеране верят в существование Троицы, наличие двух природ в Христе, воскресение, Страшный суд и жизнь после смерти. Многое в лютеранском вероучении восходит к Апостольскому , Никейскому и Афанасьевскому символам веры . См. также СИМВОЛ ВЕРЫ.

Лютеране признают таинство евхаристии и верят, что Тело и Кровь Христа присутствуют в таинстве. Хотя хлеб и вино сохраняются в своем виде, причастник принимает Христа в божественной и человеческой природах. Лютеране признают и еще одно таинство – крещение, которое обычно осуществляется в младенческом возрасте. Оба таинства рассматриваются как средства благодати, а не как символы или воспоминания.

Вероучительные тексты.

Лютеране верят, что Библия представляет собой слово Бога и единственную безошибочную норму для веры и религиозной жизни. Большинство из них признает Книгу согласия (Konkordienbuch , 1580) в качестве истинного изложения учения Библии и главного вероучительного авторитета лютеранской церкви. Этот сборник вероисповедных документов содержит оба лютеровских катехизиса (Большой и Малый катехизисы , Großes und Kleines Katechismen , 1529); Аугсбургское исповедание (Augsburgische Konfession , 1530) и Апологию Аугсбургского исповедания (Apologie der Konfession , 1531) немецкого теолога Филиппа Меланхтона; Апостольский , Никейский и Афанасьевский символы веры ; Шмалькальденские статьи (Schmalkaldische Artikel , 1537); и Формулу согласия (Konkordienformel , 1577).

Лютеране считают, что вероисповедные тексты, собранные в Книге согласия , хотя и согласуются с Писанием, все же находятся на ином уровне. В соответствии с Формулой согласия , исповедания веры суть «просто свидетельства и изложения веры, передающие, каким образом в различные времена понималось и истолковывалось Священное Писание в церквах Божиих теми, кто тогда жил». Библия, с другой стороны, есть «единственный судья, правило и норма, в соответствии с которым следует... судить обо всех учениях». Таким образом проводится разграничение между Преданием, которое касается Христа и его деятельности как Спасителя, о чем свидетельствуют канонические тексты Писания, и другими более поздними преданиями.

Другое разграничение проводится уже в самом Писании, оно касается различия между божественным Законом и Евангелием. Назначение божественного Закона состоит в поддержании гражданского порядка и в том, чтобы человек осознавал свою греховность перед Богом. Евангелие несет благую весть о дарованном прощении грешного человека. По вере лютеран, Закон и Евангелие в совокупности и составляют слово Бога.

Богослужение.

В лютеранских церквах нет установленных литургических форм, обязательных для общественного богослужения. Как говорится в Аугсбургском исповедании : «Для истинного единства христианских церквей достаточно, чтобы единым образом в соответствии с чистым пониманием проповедовалось Евангелие и совершались таинства согласно божественному слову. И нет нужды для истинного единства христианской церкви, чтобы всюду совершались учрежденные людьми единообразные обряды». Вот почему лютеране, опираясь на авторитет Книги согласия , рассматривают богослужение как диалог между Богом и человеком, и в их богослужениях имеется сходство, но не единообразие.

Лютер пересматривал традиционные средневековые религиозные богослужения только там, где они вступали в противоречие с новым пониманием Евангелия. В результате лютеранская литургия сохранила множество католических обрядов и ритуалов. Общая структура римской мессы не была затронута, хотя латинский текст заменен текстом на местном языке и были добавлены оригинальные гимны – протестантские хоралы. Введенное Лютером, который сам сочинил множество церковных песнопений, пение хоралов и активное участие общины в литургии являются отличительной чертой лютеранского богослужения. Обычно в лютеранских церквах имеется алтарь и кафедра для проповеди, используются традиционная церковная одежда и утварь – облачения, распятия, свечи.

Церковное устройство.

Лютеране не отдают предпочтения той или иной организационной форме как установленной Богом или обязательной для церкви. Всюду, где проповедуется Евангелие и совершаются таинства, люди приходят к вере и получают оправдание перед Богом. Церковь существует там, где люди слышат слово Бога и отвечают на него в вере. Так, лютеранская церковь была свободна в выборе тех организационных форм, которые она считала отвечающим нуждам времени и места. В некоторых странах, например в Швеции, сохранилась епископальная форма управления церковью. Во многих частях Германии князь или другой государь назначал консисторию, состоявшую из клириков и правоведов, для управления всеми общинами на данной территории. Время от времени вносились организационные изменения, чтобы удовлетворить новые потребности или обеспечить более эффективную деятельность церкви.

В Северной Америке оправдала себя комбинация конгрегациональной и пресвитерианской структур, когда автономия местных общин (конгрегаций) уравновешивалась властью синода. Каждая местная община управлялась церковным собором, состоявшем из чиновников-мирян и пастора, избираемых общиной. Общины могли объединяться в синоды, территориальные участки или конференции, они представлены на ежегодных собраниях своими пасторами и выбранными представителями из мирян. Синоды объединяются в более крупные структуры – в масштабах государства или международные и обычно носят название церкви.

Лютеране подчеркивают всеобщее священство всех верующих. Пасторы отличаются от мирян только по тем функциям, которые они исполняют в церкви. Согласно лютеранскому вероучению, они не обладают никакими особыми отличительными признаками или властью, подобными тем, что характеризуют священников Римско-католической церкви. Ординация (посвящение в сан), которая происходит на ежегодных собраниях синода, рассматривается просто как публичное утверждение в должности, связанной с христианской проповедью, религиозным обучением и совершением таинств. Поэтому говорят, что пастор – это должность, а не сан.

История.

О том, как родилось «лютеранство» см. также ЛЮТЕР, МАРТИН; РЕФОРМАЦИЯ. Возникнув в маленьком городке Виттенберге, где сосредоточилась группа критически настроенных монахов, лютеранское движение стремительно распространилось по всей Германии, охватив примерно две трети ее территории. Вскоре его влиянием была охвачена Северная Европа, и, наконец, в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии возникли государственные протестантские церкви. Большинство населения Латвии и Эстонии также приобщилось к лютеранской вере, тогда как в других странах (Чехия, Венгрия, Польша) возникли лютеранские меньшинства. Когда в 17 в. европейцы проникли в западное полушарие, лютеранские поселения в Северной Америке появились практически сразу. Географическая экспансия лютеранства продолжалась и в 18 в.: лютеранские миссии были созданы в Индии, Китае, Африке и других удаленных от Европы регионах. В 1600, по оценкам, в мире насчитывалось около 15 млн. лютеран, а к 1975 их число увеличилось почти в 5 раз.

Развитие лютеранской идеологии.

Начиная с эпохи Реформации, сменявшие друг друга идейные направления влияли на лютеранство во всех странах. Примерно с 1580 по 1675 в лютеранской церкви возрождалась схоластика, и под ее влиянием возобладал рассудочный подход к христианской вере. Церковь воспринималась как учебное заведение, в котором обучают правоверию. Теологи стремились точно сформулировать ортодоксальные истины и энергично боролись с противоположными взглядами.

К концу 17 в. схоластическая протестантская ортодоксия была вытеснена пиетизмом, создавшим совершенно иной духовный климат. Правая вера представлялась теперь менее важной, чем правое чувство. Религии сердца отдавалось предпочтение перед религией разума, а главной заботой стало культивирование личного благочестия.

В период с 1850 до 1914 тщательному исследованию были подвергнуты исторические корни христианства в целом и протестантизма в частности. Сторонникам нового критического подхода, представителям либеральной теологии, некоторые выводы, которые прежде делались на основании чувства, казались теперь несостоятельными. Представители либерального направления внесли существенный вклад в лучшее понимание не только Священного Писания и раннего христианства, но также Реформации и последующей истории церкви. После Первой мировой войны господствовала более консервативная атмосфера. Трагические события в мире подорвали прежний оптимизм в отношении человека и человеческого общества. В такой обстановке центральное содержание Нового Завета и заветы Реформации воспринимались охотно и серьезно; тогда и возникла т.н. диалектическая теология (которую в Новом Свете чаще называют неоортодоксией).

Лютеране в Северной Америке.

Лютеране были среди первых поселенцев в североамериканских колониях. В 1619 в одном из поселений в Гудзоновом заливе было проведено лютеранское рождественское богослужение, и вскоре лютеранские общины распространились по всему атлантическому побережью. Число их резко увеличилось в период с 1830 по 1914 за счет иммигрантов из Германии, Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии, а в 20 в. Атлантику пересекли лютеране из Восточной Европы и прибалтийских стран. Национальные и языковые различия не могли не привести к тому, что каждая группа лютеран организовывала свои собственные общины и синоды. Религиозная свобода, характерная для Северной Америки, допускала дальнейшее деление даже внутри этнических групп иммигрантов. В результате с 17 в. возникло около 100 отдельных и независимых лютеранских объединений. К концу Первой мировой войны большинство языковых и культурных различий, разделявших лютеран, исчезли. В длинной череде слияний, которые начались в 1917 и продолжаются до настоящего времени, число отдельных объединений уменьшилось и возникли две основных лютеранских церкви. Это Евангелическая лютеранская церковь в Америке (более 5 млн. членов), образовавшаяся в 1988 в результате слияния Лютеранской церкви в Америке с Американской лютеранской церковью, и Лютеранская церковь – Миссурийский синод (более 2,6 млн. членов). Остальные небольшие лютеранские церкви охватывают не более 5 % лютеран в Северной Америке.

Межконфессиональное сотрудничество и кооперация внутри лютеранских церквей.

Большинство лютеранских объединений во всем мире входит во Всемирную лютеранскую федерацию, образованную в 1947 для исследования лютеранства и координации общей деятельности на международной основе. Многие лютеранские церкви являются членами Всемирного совета церквей, межконфессиональной группы, объединяющей вероисповедания различных стран. В 1967 сформирован Лютеранский совет в США, организация, призванная координировать деятельность лютеран в США и заменившая Национальный лютеранский совет (возникший в 1918). Лютеране в США также входят в межконфессиональное объединение Национальный совет церквей Христа в США. Если Миссурийский синод не проявляет готовности вступить во Всемирную лютеранскую федерацию или другие межконфессиональные объединения, то все три крупные лютеранские церкви участвовали в теологических собеседованиях с представителями других христианских вероисповеданий. См. также РЕФОРМАЦИЯ.

Лютеранство (от имени основателя Мартина Лютера) — христианское протестантское учение , возникшее в 16 веке в результате реформационного движения в Германии . Основные принципы вероучения сформировались в ходе борьбы лютеранства со злоупотреблениями, распространёнными в римско-католической церкви , а также с другими более радикальными протестантскими учениями , такими как анабаптизм, кальвинизм и др.

Мартин Лютер (1483-1546 гг.) родился в Саксонии, в городе Эйслебен. Несмотря на то, что семья Лютеров была бедной , Мартин смог получить хорошее образование , окончив Эрфуртский университет. Отказавшись от преподавательской работы, М. Лютер, принимает монашеский постриг и становится католическим священником . Обычно момент основания лютеранства связывают с 31 октября 1517 года , когда Лютер открыто выступил с критикой римско-католической церкви , прибив доску с 95 тезисами к дверям своей церкви в Виттенберге. Но сам термин "лютеране" впервые возник только в 1520 году , причём он использовался оппонентами учения исключительно в уничижительном смысле . Во время контрреформации лютеране, как и другие протестанты, подвергались жестоким гонениям со стороны римско-католической церкви.

Все положения лютеранского вероучения изложены в Книге Согласия . Её квинтэссенцией являются 5 принципов , сформулированных в виде кратких латинских лозунгов:

  • Sola Gratia — "Только милость": люди не могут заслужить вечную жизнь с Богом никакими своими делами, этот дар может быть получен ими только в виде Божьей милости, выраженной через Иисуса Христа;
  • Sola Fide — "Только вера": искупление грехов может быть получено только через веру в Евангелие Христово, но человек обладает свободной волей — принять данную веру или отторгнуть;
  • Sola Scriptura — "Только Св. Писание": почитается только Библия как точное и безошибочное выражение божественной воли, а все последующие религиозные тексты (Священные предания, сочинения богословов и др.) можно принимать только в той части, в которой они согласуются с Писанием. Это относится и к сочинениям самого М. Лютера, которого уважают, но не делают из него культа;
  • Solo Christo — "Единственно во Христе": спасение может быть получено только через Иисуса Христа, который в единой Ипостаси объединил божественное и человеческое начала;
  • Soli Deo Gloria! — "Одному Богу слава!": лютеране поклоняются только Богу, хотя уважительно относятся к памяти Богородицы и других святых.

Лютеране признают только 2 таинства: крещения, посредством которого люди становятся христианами, и причастия, через которое укрепляется вера. При этом священники в лютеранской общине воспринимаются исключительно как проповедники , ничем не возвышенные над мирянами .

В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране проводят чёткую границу между сферами действия Евангелия и мирских законов . Первая относится к церкви, а вторая — к государству. Закон рассматривается как Божий гнев , Евангелие же — как Божья милость .

Лютеранские богослужения характеризуются хоровым исполнением гимнов (иногда количество участников хора достигает нескольких тысяч), а также использованием органной музыки , в частности многих произведений Иоганна Себастьяна Баха , написанных специально для лютеранских собраний.

Среди других известных лютеран , внёсших большой вклад в искусство и науку , можно отметить В.И. Даля (русский писатель и лексикограф), И.В. Гёте (немецкий поэт, естествоиспытатель), Г.Р. Герца (немецкий физик), Ф.Ф. Беллинсгаузена (русский мореплаватель), И. Кеплера (немецкий астроном) и мн.др.

В настоящее время в мире насчитывается около 85 миллионов лютеран . После возникновения в Германии учение Лютера распространилось в странах Европы — Австрии, Венгрии, Франции, Нидерландах, Скандинавских и Прибалтийских регионах, в дальнейшем проникло в Северную Америку . В качестве преобладающей религии лютеранство сейчас существует в северной Германии, Скандинавии, Финляндии и Прибалтике. На территории России лютеранство получило распространение с 16 века, благодаря немецким переселенцам . При этом не существует единой мировой лютеранской церкви — есть несколько достаточно крупных церковных объединений и ряд независимых деноминаций, которые делятся на две группы:

  • Либералы , большинство из которых воспринимают лютеранство как добрую традицию , при этом крайне редко посещают богослужения ; данное направление лютеранства признаёт женщин-священников (первым в мире епископом-женщиной стала лютеранка Мария Йепсен) и однополые браки;
  • Конфессиональные лютеране — более консервативны , выступают против ординации женщин и благословения браков между сексуальными меньшинствами.

Немалый вклад лютеране внесли в развитие искусства . В частности, большое внимание всегда уделялось архитектурной красоте церквей (кирх), выполненных в барочном, классическом и модерновом стилях. При этом вероучение не предъявляет никаких требований к эстетическому оформлению церковных строений, что обеспечивает архитекторам широкую свободу для творческого самовыражения . Наряду с росписью зданий , лютеране уделяли внимание портретной живописи : внешность многих деятелей Реформации увековечена такими известными художниками как Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах Старший.

Лютеранство сыграло ключевую роль в реформировании христианской церкви, став первым протестантским учением , открыто выступившим против злоупотреблений католической церкви, дав дорогу распространению гуманистических ценностей на севере Европы.

Статьи по теме