Церковная организация в лютеранстве. История лютеранства

одно из направлений протестантизма, названное по имени основоположника протестантского движения Мартина Лютера. Наибольшее распространение получило в Германии, позже Скандинавии, прибалтийских государствах, США.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛЮТЕРАНСТВО

одно из осн. направлении протестантизма, возникшее в ходе Реформации 16 в. в Германии на основе учения М. Лютера. Как и др. протестантские религии, Л. отрицает папскую власть, а единств. авторитетом и источником веры признает "Свящ. писание" - Библию. Символич. книги Л.: Аугсбургское исповедание (1530) и его "Апология", составленные Ф. Меланхтоном, Большой и Малый катехизисы Лютера (1529), Шмалькальденские статьи (1537, составл. Лютером), Формула согласия (в 1580 все символич. книги Л. были объединены в т. в. Книгу согласия). Осн. отличие Л. от католицизма в вероучении составляет протестантский тезис об "оправдании только верой", даруемой человеку непосредственно богом, без решающего посредства церкви; от человека требуется только смирение перед "спасающей" его милостью бога, отсюда перемещение в Л. внимания с обрядов на проповедь, отличное от католич. церкви понимание роли духовенства (священник - пастор рассматривается не как "посредник" между богом и верующими, а лишь как "толкователь" "Священного писания", помогающий верующему превратить религиозность во "внутр. убежденность"). Отрицая в католич. культе и церк. организации только явно противоречившее "Свящ. писанию" (сложную церк. иерархию, монашество, культ святых, почитание икон и др.), Л. значительно менее решительно, чем цвинглианство и кальвинизм, порывало с католицизмом, сохранив ряд положений, близких католицизму (толкование двух сохраненных протестантизмом таинств - крещения и причащения, приближающееся к католическому, нек-рые элементы обрядности и др.). Компромиссный характер Л. явился отражением того, что оно возникло как религия нем. бюргерства и окончательно оформилось в условиях разгрома нар. движения (Крест. войны 1524-25) и капитуляции нем. бюргерства перед князьями. Это нашло отчетливое выражение в прямом подчинении лютеранских церквей светским властям (герм. князьям) - светский государь стал главой лютеранской церкви. Официальным вероисповеданием (наряду с католицизмом) Л. было признано в Германии по Аугсбургскому религиозному миру 1555 (что было подтверждено Вестфальским миром 1648). Л. было использовано в 16-17 вв. герм. князьями для укрепления своей власти, проведения секуляризации; оплотом ортодоксального Л. стали кн-ва Саксония, Гессен-Дармштадт, Вюртемберг. В 30-40-х гг. 16 в. Л. распространилось также в сканд. странах, где стало орудием укрепления королев. власти и где до сих пор остается гос. религией. Лютеранская церковь не образует единой церк. организации, как католическая, а распадается на множество отд. церквей. Организация лютеранских церквей, догматика и т. д. претерпевали в ходе ист. развития значит. изменения. История Л. полна борьбы с нар. движениями (анабаптисты), протестантскими сектами, а также борьбы между различными направлениями в самом Л. В 17-18 вв. против ортодоксального Л. выступал пиетизм, в 18-19 вв. - рационализм, стремившийся обосновать церк. догматы с позиций идеалистич. философии. В нач. 19 в. существовавшие и ранее тенденции к сближению Л. с реформатскими церквами возобладали (в то время, как в 16 в. течение в Л., близкое к кальвинизму, - т. н. криптокальвинизм, рассматривалось ортодоксальным Л. как своего рода ересь), что привело к созданию в Пруссии и нек-рых др. герм. гос-вах унированной церкви (ее противники, державшиеся буквы "старого" Л., получили назв. старолютеран). В 60-х гг. 20 в. насчитывается ок. 70 млн. лютеран, из них более всего в ФРГ и ГДР (ок. 40 млн.), крупнейшая лютеранская церковь - Объединенная евангелич. лютеранская церковь Германии (Vereinigte Evangelisch-Lutherische Kirche Deutschlands), Швеции (ок. 7 млн.), Дании, Финляндии, Норвегии, Исландии, США (в США лютеране, объединенные в неск. самостоят. церквей, занимают 4-е по численности (ок. 8,4 млн.) место после католиков, баптистов и методистов). В 1923 возник Лютеранский всемирный конвент, реорганизованный в 1947 в Лютеранскую всемирную федерацию (объединяет большинство лютеранских церквей мира). В Россию Л. проникло еще в 16 в. (было распространено среди жителей иноземных слобод); тогда же широко распространилось в Прибалтике. В СССР существуют эст. и латв. евангелически-лютеранские церкви, возглавляемые каждая своим архиепископом. Во главе каждой лютеранской церкви - епископ, избираемый верующими. Управление отд. церк. провинциями осуществляется супер-интендантом; во главе каждой церк. общины стоят пасторы, приглашаемые общинами, но не сменяемые ими. Источн.: Die Bekenntnisschriften der evangelisch-lutheranischen Kirche, Bd 1-2, G?tt., 1930. Лит. см. при ст. Лютер.

Лютеранство (от имени основателя Мартина Лютера) — христианское протестантское учение , возникшее в 16 веке в результате реформационного движения в Германии . Основные принципы вероучения сформировались в ходе борьбы лютеранства со злоупотреблениями, распространёнными в римско-католической церкви , а также с другими более радикальными протестантскими учениями , такими как анабаптизм, кальвинизм и др.

Мартин Лютер (1483-1546 гг.) родился в Саксонии, в городе Эйслебен. Несмотря на то, что семья Лютеров была бедной , Мартин смог получить хорошее образование , окончив Эрфуртский университет. Отказавшись от преподавательской работы, М. Лютер, принимает монашеский постриг и становится католическим священником . Обычно момент основания лютеранства связывают с 31 октября 1517 года , когда Лютер открыто выступил с критикой римско-католической церкви , прибив доску с 95 тезисами к дверям своей церкви в Виттенберге. Но сам термин "лютеране" впервые возник только в 1520 году , причём он использовался оппонентами учения исключительно в уничижительном смысле . Во время контрреформации лютеране, как и другие протестанты, подвергались жестоким гонениям со стороны римско-католической церкви.

Все положения лютеранского вероучения изложены в Книге Согласия . Её квинтэссенцией являются 5 принципов , сформулированных в виде кратких латинских лозунгов:

  • Sola Gratia — "Только милость": люди не могут заслужить вечную жизнь с Богом никакими своими делами, этот дар может быть получен ими только в виде Божьей милости, выраженной через Иисуса Христа;
  • Sola Fide — "Только вера": искупление грехов может быть получено только через веру в Евангелие Христово, но человек обладает свободной волей — принять данную веру или отторгнуть;
  • Sola Scriptura — "Только Св. Писание": почитается только Библия как точное и безошибочное выражение божественной воли, а все последующие религиозные тексты (Священные предания, сочинения богословов и др.) можно принимать только в той части, в которой они согласуются с Писанием. Это относится и к сочинениям самого М. Лютера, которого уважают, но не делают из него культа;
  • Solo Christo — "Единственно во Христе": спасение может быть получено только через Иисуса Христа, который в единой Ипостаси объединил божественное и человеческое начала;
  • Soli Deo Gloria! — "Одному Богу слава!": лютеране поклоняются только Богу, хотя уважительно относятся к памяти Богородицы и других святых.

Лютеране признают только 2 таинства: крещения, посредством которого люди становятся христианами, и причастия, через которое укрепляется вера. При этом священники в лютеранской общине воспринимаются исключительно как проповедники , ничем не возвышенные над мирянами .

В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране проводят чёткую границу между сферами действия Евангелия и мирских законов . Первая относится к церкви, а вторая — к государству. Закон рассматривается как Божий гнев , Евангелие же — как Божья милость .

Лютеранские богослужения характеризуются хоровым исполнением гимнов (иногда количество участников хора достигает нескольких тысяч), а также использованием органной музыки , в частности многих произведений Иоганна Себастьяна Баха , написанных специально для лютеранских собраний.

Среди других известных лютеран , внёсших большой вклад в искусство и науку , можно отметить В.И. Даля (русский писатель и лексикограф), И.В. Гёте (немецкий поэт, естествоиспытатель), Г.Р. Герца (немецкий физик), Ф.Ф. Беллинсгаузена (русский мореплаватель), И. Кеплера (немецкий астроном) и мн.др.

В настоящее время в мире насчитывается около 85 миллионов лютеран . После возникновения в Германии учение Лютера распространилось в странах Европы — Австрии, Венгрии, Франции, Нидерландах, Скандинавских и Прибалтийских регионах, в дальнейшем проникло в Северную Америку . В качестве преобладающей религии лютеранство сейчас существует в северной Германии, Скандинавии, Финляндии и Прибалтике. На территории России лютеранство получило распространение с 16 века, благодаря немецким переселенцам . При этом не существует единой мировой лютеранской церкви — есть несколько достаточно крупных церковных объединений и ряд независимых деноминаций, которые делятся на две группы:

  • Либералы , большинство из которых воспринимают лютеранство как добрую традицию , при этом крайне редко посещают богослужения ; данное направление лютеранства признаёт женщин-священников (первым в мире епископом-женщиной стала лютеранка Мария Йепсен) и однополые браки;
  • Конфессиональные лютеране — более консервативны , выступают против ординации женщин и благословения браков между сексуальными меньшинствами.

Немалый вклад лютеране внесли в развитие искусства . В частности, большое внимание всегда уделялось архитектурной красоте церквей (кирх), выполненных в барочном, классическом и модерновом стилях. При этом вероучение не предъявляет никаких требований к эстетическому оформлению церковных строений, что обеспечивает архитекторам широкую свободу для творческого самовыражения . Наряду с росписью зданий , лютеране уделяли внимание портретной живописи : внешность многих деятелей Реформации увековечена такими известными художниками как Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах Старший.

Лютеранство сыграло ключевую роль в реформировании христианской церкви, став первым протестантским учением , открыто выступившим против злоупотреблений католической церкви, дав дорогу распространению гуманистических ценностей на севере Европы.

ВО ЧТО ВЕРЯТ ЛЮТЕРАНЕ?

Самое главное и, по сути, единственное, что требует от нас Бог, это то, чтобы мы чтили Его как Бога: чтобы все свое упование возложили только на Него, чтобы мы целиком и полностью в жизни и смерти, во времени и в вечности доверились Ему.


Грех человека состоит как раз в том, что он на такое не способен, что он больше думает о себе, чем о Боге, что его сердце не принадлежит целиком и полностью Господу. Грех - это не отдельные поступки, а отдаленность человека от Бога, в обращенности человека к себе самому.


В большинстве религий, и во многих христианских Церквях учат, что человек сам должен в той или иной мере стать угодным Богу, должен работать над собой, что грех должен быть преодолен внутренними силами человека. Из-за таких призывов человек снова и снова обращается к самому себе. Спасение становится его делом. Он уповает, по крайней мере, отчасти на себя самого. И поэтому он не может все свое упование возложить целиком и полностью на Бога. Таким образом, чем благочестивее и религиознее человек, тем больше он полагается на свои собственные силы, и тем дальше он от Бога. Это замкнутый круг. В этом трагедия человеческого греха: даже если человек своими усилиями, действительно, становится лучше, он все равно, тем самым, отдаляется от Бога. И эта трагедия неизбежна, потому что человек так устроен. Все вокруг учит нас, что, если мы хотим чего-то достичь, к этому нужно приложить усилия, нужно что-то изменить в себе. В лютеранском учении это называется законом. Исполняя закон внешне, человек может выглядеть очень праведным, но так как эта праведность достигается за счет усилий самого человека, то она уводит его от Бога, и потому такая праведность это порождение греха.


Выход из этого замкнутого круга дал нам Сам Бог в Иисусе Христе: через Его смерть и Воскресение Бог простил нас, принял нас. Принял без всяких условий, раз и навсегда. Рассказ об этом называется Евангелием. Евангелие полностью переворачивает привычное мировоззрение. Если человек постигает Евангелие, то он уже больше не должен что-то делать для своего спасения. Он просто понимает, что уже спасен. Спасен без всяких заслуг. Своим спасением он обязан только Самому Богу. Свое спасение и все самое лучшее и самое великое человек теперь видит не в себе, а только в Боге. Это и есть вера: взгляд вне себя, взгляд на Христа, отказ от того, чтобы самому спасать себя, - полное доверие Богу. Верующий оказывается праведным, - именно тогда, когда отказывается от достижения своей праведности и принимает то, что он, такой какой он есть, - праведный или неправедный - принят Богом. Словно бы без оглядки бросается человек в раскрытые объятия Бога, уже не думая о себе. Это праведность Евангелия, праведность веры. Праведность, основанная не на собственных достижениях и поступках, а только на прощении Бога. Верующий не спрашивает себя: «А достаточно ли я сделал для своего спасения, искренне ли я покаялся в грехах, твердо ли я верю?». Верующий думает только о Христе, о том, что сделал Он.


Верить - значит понимать, что ничто из того, что внутри меня не может стать причиной моего спасения.


Верить значит: среди всех сомнений и искушений смотреть вне себя, - на распятого Христа и только на Него.


Это и есть исполнение того, что требует Бог: целиком и полностью уповать на Него, быть сосредоточенным только на Нем, только в Нем, а не в себе самом искать спасения. Поэтому только вера (а не дела, не работа над собой) спасительна. Вернее: не сама вера, а то, во что мы верим - Бог, как Он открылся нам в жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа.
Вокруг этого центрального утверждения (исповедания), этой радикальной сосредоточенности на Иисусе Христе и формируется все остальное вероучение лютеранской Церкви, при этом оно сохраняет большинство традиционных догм христианства.

ЛЮТЕРАНСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Не искать собственных заслуг, но, признав свою беспомощность перед грехом, полностью довериться Богу - верить. Из-за своей греховности человеку такое очень трудно, практически невозможно. Поэтому необходимо снова и снова возвещать ему Евангелие, обращая его взгляд вне себя - на крест Иисуса Христа. Снова и снова человеку нужно провозглашать данное ему от Бога прощение. Снова и снова напоминать, что не он сам спасает себя, что его спасение - заслуга единственно Христа. В этом и есть главный смысл лютеранского богослужения. Весь ход богослужения и все устройство каждого церковного здания подчинено этой цели.
Рассказ (возвещение) о спасении осуществляется в разных формах, прежде всего - в проповеди.
Поэтому в каждой церкви стоит кафедра, с которой пастор или проповедник читает свою проповедь. Проповедь - это возвещение Евангелия в живой и свободной форме, ориентирующееся на актуальную ситуацию верующих, доступное и понятное им. Поэтому проповедь и является центром лютеранского богослужения.
Второй центр - это Таинство Причастия (Евхаристии), которое совершается на лютеранских богослужениях регулярно (в некоторых общинах каждую неделю или даже чаще). Алтарь, стоящий в каждой церкви, является столом для этой священной трапезы. Таинство Причастия для лютеран является таким же Словом прощения, «сказанным» в особо материальной форме. Принимая в Причастии хлеб и вино, собравшиеся вкушают Тело и Кровь Христовы. Это значит, что сама Божья любовь материальным, ощутимым образом прикасается к ним, что они в буквальном смысле принимают в себя провозглашенное Богом в смерти Иисуса Христа прощение. Поэтому на алтаре, как правило, стоит освещенное свечами распятие, напоминающее о крестной смерти Спасителя. Также на алтаре лежит Библия, которая является древнейшим и авторитетнейшим свидетельством о Христе.
Алтарь открыт (к нему может подойти каждый: взрослый и ребенок, женщина и мужчина): Христос призывает на Свою трапезу всех; всех зовет Он услышать и вкусить Слово спасения. К Причастию в лютеранской Церкви обычно приглашаются все христиане, независимо от их принадлежности к той или иной Церкви, если они признают, что в этом Таинстве они принимают Тело и Кровь Христовы.
Нередко в церкви можно увидеть доску с цифрами. Это номера песнопений из специальных сборников, которые находятся в руках у прихожан. На каждом богослужении, как правило, звучит несколько церковных песнопений. Эти песнопения написаны христианами различных времен и народов. Это свидетельства их веры, их молитвы и их исповедания, к которым своим пением присоединяемся сегодня и мы.
В лютеранской церкви во время богослужения принято сидеть на скамьях или стульях, чтобы ничто не мешало сосредоточенному восприятию проповеди. Подниматься со скамей или опускаться на колени принято только во время молитвы или в особо важные и торжественные моменты литургии.
Часто после проповеди собираются денежные пожертвования на общинные или благотворительные нужды.


Ведет богослужение обычно рукоположенный пастор или проповедник. Однако он не обладает какой-то особой «благодатью», он не отличается от остальных верующих. Пастор - это получивший соответствующее образование человек, которому от имени Церкви официально поручено осуществлять публичную проповедь Евангелия и преподание Таинств.


Сосредоточенность на многообразном провозглашении Евангелия (рассказе о прощении и спасении, которые Бог дарует человеку), открытость, простота, скромность и вместе с тем бережное сохранение древних традиций христианской Церкви - вот главные черты лютеранского богослужения.


ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Средневековый немецкий богослов и церковный деятель Мартин Лютер (1483-1546) был одним из тех верующих, которые особенно остро переживали вопрос о своем спасении. Его учили в монастыре, что только тот спасется, кто сможет искренне и глубоко покаяться в своих грехах перед Богом. Лютер неизменно спрашивал себя: «А откуда мне знать, что мое покаяние достаточно искренно и глубоко, откуда мне знать достаточно ли я сделал для своего спасения?». В конце концов, его ответом стало: «Я не знаю, достаточно ли мое покаяние, я не знаю, достоин ли я спасения. Скорее всего, нет. Но я знаю одно: Христос умер за меня. Могу ли я сомневаться в силе Его Жертвы? Только на нее, а не на себя, буду я уповать». Это открытие потрясло и вдохновило многих из его современников. Внутри западной средневековой Церкви стремительно формируется партия его сторонников, которые желают обновить церковное вероучение и проповедь. Так начинается Реформация. Сам Лютер не стремился к отделению от существующей Церкви и созданию новой. Его единственной целью было, чтобы в Церкви, какими бы ни были ее внешние структуры, традиции и формы, свободно звучала проповедь Евангелия. Однако в силу исторических причин раскол оказался неизбежен. Одним из его следствий стало возникновение лютеранской Церкви.

ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ

Отдельные лютеранские Церкви, каждая из которых является самостоятельной, сегодня наиболее распространены в Германии, Скандинавии, Балтии и США. Много лютеран в Латинской Америке и Африке. Всего в мире около 70 млн. лютеран. Большинство лютеранских Церквей объединены во Всемирную Лютеранскую Федерацию (ВЛФ). Также большинство Лютеранских Церквей находится в полном общении с реформатской (кальвинистской, пресвитерианской) Церковью и с целым рядом других протестантских Церквей, сохранивших верность традиционным принципам Реформации. Лютеранские богословы ведут заинтересованный и плодотворный диалог с представителями Православия.


Огромен вклад лютеранской Церкви в развитие богословия, в мировую и российскую культуру. Альбрехт Дюрер, Иоганн Себастьян Бах, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Вильгельм Кюхельбекер, Пауль Тиллих, Дитрих Бонхеффер, Рудольф Бультман - вот лишь некоторые знаменитые имена. Каждый из них был убежденным лютеранином.
Экономическое благополучие и политические успехи современного Запада многие исследователи связывают именно с этикой Реформации, ценящей трудолюбие, ответственность, честность, следование долгу, заботу о ближних, умение твердо стоять на своих ногах, но осуждающей излишнюю роскошь.
Уже в шестнадцатом веке лютеране появляются в России. До Октябрьской революции 1917 года лютеранство было второй по числу верующих Церковью в Российской империи и насчитывало несколько миллионов верующих, преимущественно немецкого происхождения. Главой Российской Лютеранской Церкви был сам император Российской Империи. В советское время лютеранская Церковь на территории России была практически полностью уничтожена. Лишь немногочисленные разрозненные общины сумели уцелеть.
Сегодня происходит сложный и трудоемкий процесс возрождения лютеранской Церкви в России и поиска ею новых путей проповеди Евангелия в совершенно новой для нее ситуации современного мира.


Евангелическо-лютеранская Церковь - это собрание людей, глубоко затронутых событием жизни, смерти и Воскресения Иисуса Христа. Лишь в этом событии они видят основу и центр своей духовной жизни.
Евангелическо-лютеранская Церковь - это сообщество людей, которые сознают всю глубину своей вины перед Богом, всю свою греховность, но в то же время дерзновенно уповают на любовь Бога и Его прощение.
Евангелическо-лютеранская Церковь - это традиционная Церковь, признающая и принимающая основные христианские вероучения:
- о троичности Бога
- о Божественности Иисуса Христа
- о необходимости Таинств (Крещения и Причастия).
Но, в то же время, это Церковь, постоянно стремящаяся к новому осмыслению древних истин, не боящаяся размышлять о богословских проблемах, ставить новые, порой «неудобные» вопросы и искать на них свои ответы.
Евангелическо-лютеранская Церковь признает истинность других христианских Церквей, возвещающих Иисуса Христа, открыта к диалогу с ними и готова учиться у них.
В своем учении, богослужении и обычаях Евангелическо-лютеранская Церковь ориентируется на формы и традиции, выработанные на протяжении тысячелетий в западном христианстве.
Члены Евангелическо-лютеранской Церкви - это не фанатики, а обыкновенные люди, не замыкающиеся исключительно в своем кругу, а готовые к общению. Люди живущие нормальной повседневной жизнью, умеющие ценить радости окружающего мира и не отказывающиеся от них.

Название : Лютеранство (учение Лютера)
Время возникновения : XVI век
Основатель : Мартин Лютер

Лютеранство (от имени основателя Мартина Лютера) - учение, возникшее в результате реформационного движения в Германии. Основные принципы вероучения сформировались в ходе борьбы лютеранства со злоупотреблениями, распространёнными в римско-католической церкви, а также с другими более радикальными учениями, такими как анабаптизм, кальвинизм и др.

Все положения лютеранского вероучения изложены в Книге Согласия. Её квинтэссенцией являются 5 принципов, сформулированных в виде кратких латинских лозунгов:

  • Sola Gratia - «Только милость»: люди не могут заслужить вечную жизнь с Богом никакими своими делами, этот дар может быть получен ими только в виде Божьей милости, выраженной через Иисуса Христа;
  • Sola Fide - «Только вера»: искупление грехов может быть получено только через веру в Христово, но человек обладает свободной волей - принять данную веру или отторгнуть;
  • Sola Scriptura - «Только Св. Писание»: почитается только Библия как точное и безошибочное выражение божественной воли, а все последующие религиозные тексты (Священные предания, сочинения богословов и др.) можно принимать только в той части, в которой они согласуются с Писанием. Это относится и к сочинениям самого М. Лютера, которого уважают, но не делают из него культа;
  • Solo Christo - «Единственно во Христе»: спасение может быть получено только через Иисуса Христа, который в единой Ипостаси объединил божественное и человеческое начала;
  • Soli Deo Gloria! - «Одному Богу слава!»: лютеране поклоняются только Богу, хотя уважительно относятся к памяти Богородицы и других святых.

Лютеране признают только 2 таинства: крещение, посредством которого люди становятся , и причастие, через которое укрепляется вера. При этом священники в лютеранской общине воспринимаются исключительно как проповедники, ничем не возвышенные над мирянами.

В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране проводят чёткую границу между сферами действия и мирских законов. Первая относится к церкви, а вторая - к государству. Закон рассматривается как Божий гнев, же - как Божья милость.

В настоящее время в мире насчитывается около 85 миллионов лютеран. После возникновения в Германии учение Лютера распространилось в странах Европы - Австрии, Венгрии, Франции, Нидерландах, Скандинавских и Прибалтийских регионах, в дальнейшем проникло в Северную Америку. В качестве преобладающей религии лютеранство сейчас существует в северной Германии, Скандинавии, Финляндии и Прибалтике. На территории России лютеранство получило распространение с XVI века, благодаря немецким переселенцам.

Немалый вклад лютеране внесли в развитие искусства. В частности, большое внимание всегда уделялось архитектурной красоте церквей (кирх), выполненных в барочном, классическом и модерновом стилях.

Лютеранство сыграло ключевую роль в реформировании церкви, став первым учением, открыто выступившим против злоупотреблений католической церкви, дав дорогу распространению гуманистических ценностей на севере Европы.

Одно из основных течений в протестантстве, основывающееся на учении немецкого священника и монаха М.Лютера (1483-1546). Его суть: 1) содержание вероучения целиком дается в Св. Писании, поэтому в Св. Предании нет нужды; 2) один лишь Бог прощает человеку его грехи, поэтому нет нужды в клире, а есть "священство всех верных" в церковной общине; 3) человек потерял в грехопадении изначальную праведность, обречен жить в рабстве греха, не способен творить добро, но спасается по вере во Христа - оправдывается только верой (sola fide) без благочестивых дел; сотрудничества (синергии) человека в своем спасении нет - все решает и делает только Бог, а не воля человека; 4) человеческий разум в силу своей крайней греховности не способен к открытию Бога, постижению истины, к богопознанию; отсюда отрицательное отношение к философским исканиям и творчеству, к свободе человеческого духа; 5) организация церквей - в виде национальных государств; 6) в таинствах признавалось реальное присутствие Христа. Опасность квиетизма в лютеранской ортодоксии значительна, реакцией на это в протестантстве стал пиетизм, акцентировавший роль личных усилий человека в своем спасении. Другая реакция - рационализм, уменьшивший роль мистической стороны доктрины, третья - критическая библеистика, выявившая несводимость многогранного библейского содержания к лютеранской доктрине. Контр-реакцией стало возрождение лютеранской ортодоксии у К.Барта.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛЮТЕРАНСТВО

доктрины, признаваемые лютеран, церквами, а также сами эти церкви в их совокупности как одна из разновидностей протестантизма. Лютеран. вероучение складывается в 16 в., в эпоху Реформации, усилиями как самого Лютера, так и его сподвижников, в первую очередь - Меланхтона, к-рый изложил основы учения в «Ауг-сбургском исповедании» и «Апологии Аугсбургского исповедания». Кроме них в своего рода св. книгу лютеран - «Книгу согласия» (1580) - вошли «Шмаль-кальденские статьи», лютеровские «Малый катехизис» и «Большой катехизис», а также «Формула согласия». Л. как бурж. разновидности христианства свойственно понимание веры как непо-средств. связи человека с богом, отсюда и учение об «оправдании верой», а не «делами», в противовес католич. учению о церкви, благодати и вере; Л. признает источником веры только «св. писание», отвергая «св. предание». Осуждение монашества, безбрачия духовенства связано с представлениями о том, что не в бегстве от «мира», а в «мирской» своей деятельности должен искать человек пути спасения и служения богу. Л. сохранило 2 таинства - крещение и причащение. Богослужение стало вестись на родном языке прихожан. В учении о «двух царствах» было проведено разграничение «закона» и «евангелия», т. е. признана самостоятельность гос-ва по отношению к церкви, к-рая ставилась в зависимость от светских властей. После Лютера на формирование Л. наложила отпечаток борьба между различными течениями, в особенности большую роль сыграли в 17-18 вв. «лютеран. ортодоксия» и пиетизм. В 19 в. после поражения Франц. революции в лютеран, теологии складываются консервативное и либеральное направления, развивающиеся под знаком реакции на Просвещение. Еще больше проявились внутр. противоречия в Л. в 20 в., как в теологич., так и в соц.-политич. его ориентации. Распространение Л. получило сначала в Германии (Саксония, Бранденбург, Пруссия и др.), а вскоре и в прибалт. и скандинав. странах. Л. получило распространение также в Сев. Америке. В наст. вр. в мире насчитывается 75 млн. лютеран (примерно 10% христиан). 192 лютеран. церкви, представленные на разных континентах, являются самостоятельными; из них 59 (ок. 50 млн. членов) объединены во Всемирн. лютеран, союзе, созданном в 1947. Примерно половина всех лютеран являются членами земельных церквей ФРГ и ГДР; в Дании - 4,5 млн., Норвегии - 3 млн., Швеции - 7 млн. В ряде др. европ. стран лютеране составляют религ. меньшинство. Примерно 7 млн. лютеран - в США. Небольшие группы лютеран имеются в Африке, Юж. Америке, Азии, Австралии. Лютеран. церкви активно участвуют в экуменич. движении, заметно влияние Л. в развитии экуменич. теологии. В СССР Л. имеет последователей гл. обр. в Эстонии и Латвии.

Статьи по теме