Как медитировать на чистое сознание. Медитация - состояние чистого сознания

Сознание - это всё, что есть. Проявляя себя по-разному, оно не перестает быть Сознанием.

Эта статья - для тех, кто всерьез интересуется самопознанием. Вначале подготовка - теория, затем практика - медитация на чистое сознание и еще пару техник.

Большинство людей, а точнее почти все, абсолютно убеждены, что этот мир реален. Тем не менее, древние священные писания утверждают, что этот мир подобен сну, миражу или галлюцинации, и об этом также заявляют просветленные мудрецы всех времен и народов. Дальнейший разбор этой темы, и особенно ваше самостоятельное честное исследование (в том числе попытки выполнять предложенную медитацию), может сильно вас расстроить, потому что иллюзии, в которые вы были вовлечены очень долгое время, и которые считаете истиной, будут разрушаться, что не всегда приятно. В любом случае, внимательно прочитайте стр. , и поймите: если ваша крыша поедет, что нельзя исключать, то винить будет некого. Также рекомендую прочитать другие статьи на сайте самопознания, на некоторые из которых я даю ссылки прямо здесь, они могут прояснить многие моменты и углубить понимание.

Теория Чистого Сознания

Итак, начнем с самого начала: Изначально и всегда есть Чистое Сознание . Всё остальное, когда оно есть, является лишь мимолетным воображением (фантазией, видимостью, проявлением) Чистого Сознания, то есть, не обладает реальным существованием, хотя и состоит из того же самого «материала» - Сознания. Вымышленные вещи не являются реальностью, потому что не обладают независимым бытием. Вы можете закрыть глаза и нафантазировать себе что угодно (во сне или бодрствовании, не важно), и даже переживать это с яркими правдоподобными восприятиями, но можете ли вы назвать эту иллюзию реальностью только потому, что там есть реалистичные восприятия?

Следует заметить, что всё, что я говорю, является лишь , то есть, способом описания. Никто никогда не изрек Истину; на Нее можно только указать с помощью концепций. Поэтому слова «Чистое Сознание» не передают Истину, а лишь направляют внимание. Соответственно, не нужно верить концепциям (чем занимаются почти все «мыслящие существа»), они лишь указатели. Цель медитации - постижение Того, что находится за пределами ограниченных слов и концепций. Другими словами, высшей целью медитации является .

Когда я говорю "Чистое Сознание", я имею в виду то Бытие, которое невозможно описать словами, и которым мы все являемся, зная это или не зная. Это Бытие не имеет никаких физических или духовных характеристик и не содержит двойственности, поэтому его условно называют Чистым Сознанием, Брахманом, Непроявленным, и другими словами. Когда Оно проявляется (как бы пробуждается, выходит из статичного недвойственного состояния), это выглядит как . Тем не менее, при этом Оно не перестает быть Собой.

Атман (джива, индивидуальное сознание, душа) - это то же самое Чистое Сознание, только осознающее себя. В этом вся разница. Чистое Сознание не содержит двойственности, оно «непроявленное», поэтому оно не осознаёт своего существования, в отличие от дживы. Это можно сравнить с океаном: океан един, это всё - вода, которая недвойственна (нет ничего кроме воды), но когда на поверхности океана появляются волны (дживы), создается видимость отдельных существ, у которых возникает самоосознание. Это индивидуальное самоосознание подобно отражению волны в воде океана. Затем происходят дальнейшие Игры Сознания, о которых я уже писал. Когда волна успокаивается и «уходит обратно вглубь океана», туда, где нет поверхностного движения волн, самоосознание плавно исчезает, что, кстати, происходит каждую ночь во время глубокого сна.

Таким образом, на данном примере мы можем увидеть, что на самом деле никогда не существовало ничего, кроме океана, что кажущаяся множественность волн является лишь временным проявлением океана, которое не имеет совершенно никакой независимости в своем проявлении, и проявлено только на поверхности. Океан от этого не перестает быть океаном, он не теряет своей недвойственной сути. То же самое касается Сознания - оно всегда остается Сознанием, проявляющимся «на поверхности» как множество, но при этом всегда оставаясь недвойственным (единым) и непроявленным в своей глубине. Такое видение истины именуется - осознанием того, что есть на самом деле. И предложенная медитация поможет приблизиться к этой истине.

Слепая вера и разоблачение лжи

Перейдем от абстракций к конкретике. Возьмите свою собственную жизнь.

В чем вы можете быть абсолютно уверены прямо сейчас и в любой другой момент? Помедитируйте на это. Будьте честны с самим собой. Это ваш поиск, здесь нет смысла халтурить: вы делаете это для себя. Не торопитесь. Эта медитация - ключ к самопознанию. Более того - это единственный надежный ключ. Это ключ, отпирающий дверь Истины.

Просто спросите себя: «Что я знаю наверняка? Что истинно для меня в любой момент времени? В чем я могу быть уверен абсолютно и всегда? », и найдите это. Даже если вам понадобится для этого вся жизнь. Конечно, если вас интересует истина. Потому что, на самом деле, большинство людей истиной не интересуются. Даже те, кто якобы , вполне будут удовлетворены и оставят свои поиски, как только обретут здоровье, успех, любовь или какие-то еще мирские или «высокодуховные» вещи. Если обретут.

Итак, что для вас абсолютно неопровержимо в любой момент, в том числе в моменте сейчас? Что неизменно и абсолютно очевидно? В чем нет ни малейших сомнений?

По мере того, как вы будете честно исследовать эти вопросы, отсеются многие сомнительные и откровенно лживые ответы. Фактически, вам предстоит разгрести гору лжи, которая начала свое существование с самого первого момента возникновения иллюзорной двойственности. Вам придется выбросить в мусорку кучу убеждений и предположений о себе. Пересмотреть и избавиться от всех этих «прекрасных и милых сердцу» . Уничтожить слепую и ложную веру. Сжечь в огне осознания массу и бессмысленных допущений. Убрать из своей жизни сомнительные ориентиры и лживые авторитеты, в том числе и авторитет своего собственного ума. Отбросить массу философских и религиозных догм, систем и мировоззрений. И даже поставить под сомнение свое-собственное-отдельное-независимое существование.

Цена Истины - все эти иллюзии, которые кажутся реальностью, в которой мы привыкли жить, и которую уже давно не подвергаем сомнению.

Конечный результат этой практики разоблачения лжи - исчезновение веры в то, что иллюзии являются реальностью, и, с другой стороны, осознание, что Я Есть Сознание. Пока что для вас это, возможно, просто концепция, и она лишь указывает направление, служит ориентиром. Но даже это концептуальное понимание чрезвычайно полезно, так как приближает к истине, позволяя уже сейчас быть как бы «одной ногой там».

В этом процессе самопознания может хорошо помочь . Конечно же, и другие техники и медитации, предложенные в статье , могут здорово помочь, как и техники продвинутых уровней. Главное в этом деле - искренний поиск, честность с самим собой и готовность расстаться с иллюзиями ради постижения истины и обретения (осознания) своей вечной природы чистого сознания.

Два простых факта

Рано или поздно вы обнаружите, что всё, что вы можете абсолютно уверенно заявить себе в любой момент - это «Я есть, я - воспринимающее сознание» . Это просто чувство собственного бытия, знание, что «я существую, воспринимаю, осознаю». Это факт №1, самый главный. Дополнительно к этому «Я Есть», вы можете также сказать, что есть , и это факт №2, менее существенный. То есть, фактически, вы можете быть уверены только в двух вещах: «Я Есть» и «Есть восприятия». Вера в то, что какие-то восприятия (а это могут быть любые мысли, эмоции, убеждения, ощущения себя кем-то и каким-то, и т.д.) являются истиной - это всего лишь слепая вера. Вы не сможете этого доказать. Попробуйте. И вы всегда будете возвращаться только к этому простому и абсолютному факту: «Я Есть». Остальное временно и недоказуемо. А потому сомнительно. А значит, нет смысла этому верить. По крайней мере, выполняя медитацию, мы не будем слепо верить недоказуемым вещам.

Немного углубимся. Этот абзац - для очень продвинутых искателей, которые готовы рискнуть даже самой твердой верой (в реальность этого мира) ради постижения Истины. Речь идет о недоказуемости происходящего, о сомнительности существования мироздания. Вам кажется, что весь этот «объективный мир» действительно объективный? Вы думаете, что с вами, как отдельным существом (человеком), случаются все эти вещи в этом «внешнем мире»? И что этот мир действительно реальный? И что все эти «другие люди» тоже реальны, тоже являются отдельными и свободно (или не очень свободно) мыслящими существами? Что заставляет вас так считать? Ведь вы никак не можете доказать себе, что это так. Но вы думаете, что можете. Даже если вы уже не слишком-то доверяете своим собственным изменчивым восприятиям, вы думаете примерно так: «другие люди видят мир и его объекты такими же, как вижу я, а значит этот мир действительно реальный». И все бы хорошо, но вот вопрос: кто эти «другие»? Можете ли вы доказать себе их реальность? Вспомните свои ночные сны: там тоже было много «других», которые подтверждали реальность вашего сна, взаимодействуя с вами, и это было чрезвычайно реально , не правда ли? Вы не сомневались в реальности ночного сна и его персонажей, совсем как сейчас не сомневаетесь в реальности «бодрствования». Но утром вы проснулись, и куда исчезли эти другие, которые были якобы реально существующими людьми? Куда девалась та «реальность», которую воспринимали вы, и которую подтверждали они? Было ли это реальностью? Или это было мимолетной иллюзией, фантазией, миражом, несмотря на его абсолютную реалистичность ? Так как же вы можете доказать себе, что происходящее сейчас - реально? Будьте честны с собой: никак. И это снова и снова возвращает вас к двум простым фактам, в которых вы можете быть уверенными всегда: «Я есть» и «Есть поток недоказуемых восприятий». Всё недоказуемое отбрасывается , и остается только несомненное «Я Есть» - чувство бытия, присутствие, осознавание. В этом суть.

Я Есть Чистое Сознание. Медитация

Данная техника медитации представляет собой концентрацию внимания на идее «Я Есть Чистое Сознание» , которую можно переформулировать любым другим подходящим образом, например «Я Есть Брахман», «Я не тело и не ум», «Я есть То», «Я душа», «Я есть чистая осознанность» и т.д. Каждый может подобрать себе ту формулировку, которая наиболее близка и понятна. Главное здесь - не словесное выражение, а его смысл. Слова - это лишь указатели, важно понимать это.

Как это работает и почему? Другими словами, может ли такая аффирмация привести к истине? С помощью данной медитации ум фокусируется на самой высшей и самой чистой идее, которая только возможна в рамках концепций. Эта идея находится даже выше , не говоря уже о других гунах. Чистое Сознание вне гун, и практика отождествления себя с Брахманом постепенно будет убирать другие, противоречащие концепции. Это очистит сознание в достаточной мере, чтобы не просто отождествлять себя с Брахманом на уровне мысли, но и увидеть, осознать это истинное тождество.

Для иллюстрации - небольшая притча, показывающая, как это работает. Был некий царь, который однажды, видимо, перебрал спиртного, и «стукнуло ему в голову», что он нищий. Он почувствовал себя нищим и пошел по своему поместью в поисках царя, чтобы тот дал ему милостыню. Конечно, выглядело это странно: царь, который ищет сам себя, чтобы получить милостыню. И вот кто-то сказал ему: «Так ты же и есть сам царь!» Он сразу не поверил, начал ощупывать себя, осматривать, бормотать «Я - царь? Разве я царь? Хм, на мне царская одежда. Наверное, я царь…» Потом он подошел к зеркалу и, увидев свое отражение, вспомнил, что он таки царь. Так напоминание о своем истинном тождестве приводит к исследованию и анализу, благодаря которому и достигается осознание истинного положения дел.

В «Йога Васиштхе» сказано: «С чем отождествляешься, тем и становишься». Отождествления можно условно разделить на более истинные и менее истинные. Например, наиболее близким к истине является отождествление себя с душой (дживой, атманом), которая, фактически, ничем не отличается от Чистого Сознания, за исключением наличия самоосознания. Менее истинным будут отождествления с разумом, умом, и телом соответственно. То есть, отождествление с телом - это самое ложное отождествление. Считать себя человеком - это совокупное отождествление, совокупность лжи. Полезно будет изучить статью , это поможет в медитации. Также почитайте и не попадайтесь в его .

Еще раз хочу подчеркнуть, что медитация на «Я Есть Чистое Сознание» - это не просто аффирмация, не просто бормотание, не просто мантра, это постоянное направление и возвращение внимания к Истине , которую человек может поначалу не осознавать, но которую он исследует, изучает, анализирует, рассматривает с разных сторон, настойчиво пробиваясь сквозь разнообразный мусор ума. И это достигается благодаря внимательному и осознанному повторению фразы типа «Я есть Брахман» или любой другой подходящей с тем же смыслом.

Эта медитация со временем может стать «фоновой» и постоянной, независимо от того, чем еще вы занимаетесь. Чем более чист ум, тем легче сознанию входить в состояние самоосознания и оставаться в нем. Не ограничивайтесь несколькими минутами или даже часами в день, пытайтесь осознавать себя как чистое сознание постоянно , непрерывно. Не переживайте, если поначалу это не получается легко, просто каждый раз возвращайте внимание на сам источник внимания - Чистое Сознание.

Концентрация сознания на себе самом (чистом сознании) - это высшая медитация, самый чистый метод самоосознания.

Медитация плюс разоблачение лжи

Вы концентрируете внимание на идее «Я Есть Чистое Сознание», и вскоре замечаете, что в уме всплывают различные вещи, как откровенный ничего не значащий мусор, так и идеи, противоречащие удерживаемой. Мусор просто игнорируется, и вы снова возвращаете внимание к медитации. А противоречащие идеи сразу же подвергаются сомнению, ставятся под вопрос: «Доказуемо ли это сейчас?». Если это не доказуемо прямо сейчас, какой смысл в это верить и обращать на него внимание? Вы знаете, что есть только две вещи, которые легко доказуемы в любой момент времени: «Я Есть» и «Есть поток восприятий», а так как содержимое потока восприятий сомнительно, оно не достойно того, чтобы увлечь ваше внимание, поэтому вы возвращаетесь к изначальному неопровержимому «Я Есть».

Используйте практику разоблачения лжи («Доказуемо ли это прямо сейчас?») каждый раз, когда вашим вниманием овладевает мысль, противоречащая идее «Я Есть Чистое Сознание». Таким образом вы будете практически сразу же возвращаться к медитации на чистое сознание, не вовлекаясь в бесконечные мысли и ложные концепции.

Например, вы удерживаете вниманием мысль «Я Есть Чистое Сознание», и вдруг приходит мысль «Библия говорит, что я раб божий». Вы видите, что идея «я есть раб божий» не соответствует идее «Я Есть Чистое Сознание», и поэтому задаетесь вопросом: «могу ли я сейчас сам себе доказать, что я раб божий?». Возможно, дальнейший анализ будет выглядеть примерно так: «Для того, чтобы это доказать, рядом должен быть Бог, которого я должен видеть, и еще я должен предельно отчетливо чувствовать себя его рабом, беспрекословно исполняя его волю, и кристально ясно осознавая это. Но так как ничего из этого не происходит, я не могу доказать себе, что я раб божий, поэтому в данный момент эту идею можно оставить в стороне и вернуться к медитации на чистое сознание». Подобным же образом вы избавляетесь от огромного множества других вещей (концепций, представлений, верований, заблуждений и т.д.), которые невозможно доказать, но в которые вы раньше привыкли слепо верить. Отбрасывая все эти недоказуемые вещи, вы постоянно возвращаетесь к двум простым фактам - «Я Есть» и «Есть восприятия сомнительного характера» - и продолжаете медитацию на чистое сознание.

Для цели медитации лучше объявлять ложью все (всплывающее в уме), что невозможно доказать прямо сейчас, чем считать истиной что-то, что казалось фактом ранее, но недоказуемо в настоящем. Благодаря принципу «всё, что недоказуемо прямо сейчас - ложь», вы будете отбрасывать всё сомнительное, оставляя только то, в чем абсолютно уверены и что истинно всегда. Это наиболее чистый вид медитации.

И пусть вас не пугает большое количество отвлекающих мыслей, идей, убеждений, и прочего мусора. Все эти вещи воспринимаются только потому, что отражают свет вашего сознания, без которого они не существуют. Другими словами, поток восприятий как бы напоминает вам о том, что есть сознание, которое его воспринимает, и это сознание есть вы. Поэтому просто направляйте внимание на себя.

Если что-то непонятно

Придерживайтесь простоты. Если вы чувствуете, что какой-то материал, рекомендации или ситуация непонятны, возвращайтесь к сути медитации. Суть медитации такова: Удерживайте внимание на идее «Я Есть Чистое сознание», а когда заметили, что внимание ушло на что-то другое, просто возвращайте его. Это всё. Остальное - лишь уточнения и дополнительные рекомендации, которые могут помочь.

Как уже говорилось в статье «Природа души», единственная функция души - воспринимать . Когда внимание направлено наружу, воспринимаются внешние объекты. Когда внимание направлено само на себя, возникает самоосознание. Данная медитация и ставит целью самоосознание. Для этого внимание нужно отвести от внешних объектов (таких как тело, ум, эмоции, желания, и всё остальное, в том числе восприятия, получаемые через тело) и направить внутрь, на себя, на сам факт «я есть, и я осознаю».

Осознайте факт осознавания (я осознаю, что я осознаю), и затем осознавайте себя как чистое сознание.

Просто будьте этим самоосознаванием , это и есть переживание своей природы чистого сознания (на уровне души). Вот и весь смысл этой медитации. Формулировка типа «Я Есть Чистое Сознание» нужна только для того, чтобы направить внимание в нужном направлении, и ни для чего более. Это не аффирмация для ума или подсознания, это инструмент наподобие зеркала, позволяющий сознанию правильно направить внимание, чтобы взглянуть на себя.



Распространяя материалы сайта , ставьте, пожалуйста, ссылку на источник.

Введение

Медитация - это вход в информацию Абсолют; она погружает сознание в неосознанную часть «Времени», делая «Выдох» и «Вдох», осознавая скорость и сложность жизни через «Выдох». В это время физическое тело звучит через мантры , открывая язык Непознанного, выстраивая схемы новых ощущений и впечатлений. Главное - это «уход в себя» за бесконечность невозможного. Отталкиваясь от этого спокойного, умиротворённого состояния, сосредоточение переходит на всё более тонкие уровни активности, пока не достигает точки, в которой преодолеваются самые тонкие структуры мышления и чувств, и медитирующий погружается в состояние внутреннего покоя при кристально чистом сознании без какой-либо целенаправленности.

Некоторые считают, что только Бог, Его трансцендентные качества и атрибуты, божественные свойства высшего «Я» человека могут быть объектом медитации; все остальные - суть предметы концентрации, а не медитации. Другие полагают основным объектом медитации внутренние тонкоматериальные объекты: чакры , нади, с соответствующими им отражениями полубогов; постижение природы своего ума; и проч. Наконец, третьи допускают возможность любых объектов, и, например, если человек забыл про окружающий мир, занимаясь пилением дров, то и он занимается динамической медитацией. Несмотря на то, что многие исследователи настороженно относятся к этому все больше людей привлекает возможность обнаружить и развить скрытые возможности, выходящие за рамки обыденных норм.

Однако отсутствие научного объяснения этих возможностей превращает использование таких психотехник в подчас опасное занятие. Необходима дальнейшая разработка вопросов о природе сознания.

Целью данной курсовой работы является в получении представлений о научном описании различных состояний сознания и о том, в какое из этих состояний можно войти с помощью медитации.

В процессе работы будут решены следующие задачи:

Роль и основные черты медитации

Изучение сознания человека и его изменения

Дать характеристику медитации как средству изменения сознания

Объектом исследования является сознание. Предмет исследования – влияние медитации на сознание.


1.1 Медитация, ее роль и основные черты

Медитация - умственное действие, цель которого - приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Методы медитации многообразны. Играет важную роль в индийской философии и религии (особенно в йоге), в Др. Греции - в пифагореизме, платонизме и неоплатонизме, в мистике суфизма, отчасти - православия и католицизма. Интерес к медитации и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа.

Существует отличие между медитацией и практикой медитации. Под медитационной работой понимается процесс распознавания индивидуальностью элементов своего внутреннего пространства. Череда переживаний характеризует успешность и верное направление. Раскрытие знаменуется увеличением внутренней свободы, которая в свою очередь приносит расширение возможностей в практическом выражении. Интеллектуальное понимание здесь лишь промежуточный результат на пути к основным постижениям. Медитация же подразумевает под собой состояние, источник которого находится в пятом измерении.

Стрессовые ситуации, преждевременное старение, психосоматические болезни, информационные перегрузки, быстрый темп жизни и экологические проблемы – этому мы обязаны эпохе научно-технической революции. Технократический характер современной цивилизации порождает отсталость в развитии духовной составляющей человека. Современный человек затрудняется найти ответы на свои вопросы в науке, литературе или философии, и решения проблем духовного развития остаются в зачаточном состоянии.

Как писал Шри Ауробиндо, «духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; это не есть религиозность или страстный эмоциональный подъём духа... Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней действительности нашего существа, нашей души...»

Начало любой медитации – концентрация, сосредоточенность ума, отрешённость от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации, от всех внутренних, второстепенных переживаний. Начиная сосредоточения ума на объекте и проходя через этап проникновения в объект, практикующий полностью растворяется в нём, сливается с ним – объект заполняет пространство сознания. Как правило, характер объекта определённым образом ограничивает глубину достигаемой концентрации. Как только внимание отвлекается от объекта концентрации, медитирующий должен произвольным усилием воли вернуть его к объекту. Постепенно, по мере тренировок помехи всё меньше отвлекают внимание и объект остаётся центром концентрации. На этом этапе доминируют чувства энтузиазма, удовлетворения, иногда наблюдаются светящиеся образы, необычные телесные ощущения. По мере углубления концентрации человека могут посещать видения, ментальные процессы в виде образов оживляются при уменьшении сфокусированности. При последующем продвижении возникает момент, когда исчезает обыденное сознание, полностью рассеиваются ощущения и посторонние мысли. Более глубокие уровни концентрации связаны с обращением ума к чувствам восторга и блаженства; появляется невозмутимость, сознание бесконечного.

По моему мнению, это рассеивание ощущений и посторонних мыслей в процессе медитации, существует во всех системах медитации, только называется разными именами: «остановка внутреннего диалога» у Кастанеды, механический «ненужный разговор» у Гурджиева и так далее.

Независимо от идейной подоплёки, практикующие медитацию учатся контролировать и управлять умом, что приводит к улучшению памяти, внимания; приобретают чувство глубинного спокойствия, психической релаксации, улучшают психическое функционирование, что в свою очередь ведёт к улучшению соматического состояния. Эти попутные эффекты не являются единственной целью медитации. Одна из общих черт медитативных практик – идея о том, что медитация должна стать образом жизни практикующего.

При всех видах медитации достигается этап, который описывается как прозрение, экстаз, просветление, прорыв за пределы обычного сознания, состояния ума, “прыжок” в бессознательное, к глубинным пластам своего существа, пребывание в сфере сознания как противоположности сфере рассудка, ума.

Изложенные общие черты можно найти как в древнейших формах медитативных практик (дзэн, йога), так и в современных техниках (аутотренинг, трансцендентальная медитация).

1.2 Сознание

Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предисторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия свойства отражения у всей материи.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.

Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом. Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира - в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.

Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем - все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире «помнит» обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи. Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

Медитация - техника вызова изменённого состояния сознания, пришедшая с Востока, с самых древних времён. Существует практические бесконечное множество конкретных техник медитации. В одних из них, например, делается упор на сосредоточении внимания на отдельном объекте. В других упор делается - наоборот - на рассредоточении внимания. Общим для всех техник является погружение человека в интроспективное изменённое сознание, когда основную информацию он получает не извне, а из себя, из своей психики (из своей памяти, фантазии).

В отличие от западных религий восточные в большей степени обращали внимание на внутреннюю жизнь человека. Предпринимались попытки составления “карты внутреннего пространства”. Разрабатывались способы наведения некоторых состояний сознания, отличающихся от обыденного сознания.

Д. Голмен (1977) в ходе исследования выяснил, что под такими словами как “дхиана”, “самадхи”, “фана”, “даат”, “турийа” и др., взятыми из буддизма, раджа-йоги, суфизма, кундалини-йоги, понимается одинаковое состояние.

К. Нараньо и Р. Орнстейн (1971) показали, что многообразные методы медитации сводятся к двум или трём основным типам, каждый из которых имеет целью достижение определённого состояния сознания. Этим состояниям в восточных культурах придаётся огромная ценность, их связывают с такими идеями как “спасение”, “избавление от страданий”, “просветление”, “истинное видение”.

Абаев (1986), исследуя буддизм, описал изложенную в шастре концепцию сознания. Под сознанием (синь) в буддийской литературе подразумевается “источник высшей психической деятельности”, “условие объединения всех психических функций”, включающее как сознательное, так и подсознательное в психике, объединяющее эмоциональные и интеллектуальные процессы. Сознание “обычного” человека рассматривается в единстве двух главных аспектов существования и функционирования: 1. ”чистое сознание” - фундаментальный, сущностный аспект, одновременно представляющий собой истинную природу и сущность всех вещей и явлений, является постоянной и неизменной основой сознания; 2. ”загрязнённое”, “омрачённое” сознание - преходящий и изменчивый аспект, делающий восприятие иллюзорным, от которого можно избавиться путём психической саморегуляции и тем самым освободить сознание от его омрачающего воздействия. “Сознание-хранилище” рассматривается как постоянно изменяющийся поток сознания. Оно представляет собой взаимодействие и взаимопроникновение двух аспектов, таким образом, что они одновременно не едины и не различны. Это представление о природе сознания вполне пересекается с современными теориями сознания.

Медитация, согласно шастре, состоит в достижении “просветлённого” состояния через освобождение от ложного мышления, “омрачающего” изначально чистое по своей природе сознание. Для этого необходимо непосредственное созерцание того, что находится за пределами мыслей, т.е. вне вербальной реальности. К. Нараньо и Р. Орнстейн в этой связи отмечают, что для состояния медитации характерны “опустошённость”, “бессодержательность” и “беспредметность”.

В шастре две основные медитативные техники:

- “шаматха” (“самадхи”),

- “випашьяна” (“випассана”).

Самадхи

Самадхи - особенно в контексте буддийской психологии - означает успокоение сознания, прекращение воздействия на психику человека всех возбуждающих и “омрачающих” факторов. Сущность самадхи - концентрация, фиксация внимания на одном объекте. Предварительно сводятся к минимуму все сенсорные ощущения в результате принятия одной из специальных статических поз - асан и дыхательных техник - пранаямы. Постепенно мешающие мысли преодолеваются, внимание все больше приковывается к объекту.

В. Н. Пушкин (1990) предположил, что подобные результаты достигаются вследствие усиленного питания кровью клеток коры, управляющих произвольными движениями глаз. Поначалу эти клетки обладают сравнительно небольшой регуляторной способностью, и взор, сосредоточенный на объекте, быстро выходит из повиновения. Постоянная статическая работа клеток, связанная с управлением взором при неослабевающих усилиях в концентрации вызывает повышение кровоснабжения, а значит, развитие этой группы клеток. В ходе тренировки человек становится способным все дольше и дольше фиксировать свой взгляд.

При продолжительном непрерывном фокусировании на объекте медитации наступает момент, который знаменует собой первый разрыв с обыденным сознанием: “дхиана” (полное поглощение, растворение). Ум внезапно как бы погружается в объект и остаётся в нем неподвижно, мешающие мысли полностью исчезают.

Нет ни восприятий через органы чувств, ни обычного осознавания своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании преобладают восторг, блаженство и однонаправленность.

В качестве объектов концентрации могут использоваться особые рисунки - мандалы, монотонно повторяющиеся слоги - мантры. Во многих религиях объектом концентрации служит “личность Бога”, главной характеристикой которой является бесконечная любовь (здесь психологу даже строить догадки трудно). Экстаз, получаемый в результате считается наиболее ценным состоянием сознания. Однако буддизм сводит это состояние к начальным уровням дхианы.

Випассана

Второй, не менее распостраненный вид медитации -випассана. Это трансцедентальный анализ своего внутреннего мира с помощью интроспективного созерцания и интуитивного постижения. Внимание медитирующего направлено на ощущения, чувства,

Техника медитации под названием Чистое Сознание позволит вам разобраться в хаосе многочисленных внутренних голосов, признать их существование и – освободиться от их контроля.

ВXIII веке великий мастер дзен Эйхей Доген писал: «Познать свое “я” – значит забыть свое “я”. Эта парадоксальная на первый взгляд мысль легко объясняется, если задуматься о сущности медитации. Во время этой практики мы стремимся избавиться от контроля собственных мыслей. Освобождаясь от тяжелого груза проблем и роящихся в голове вариантов их решения, мы открываем в себе новые горизонты. Наше сознание расширяется, мы готовы принять мир и отождествить себя с ним, почувствовать себя частью общего организма мироздания. Мы начинаем забывать свое «я» – ту ложную конструкцию умопостроений, которую так долго принимали за реальность.

Практикуя медитацию, мы можем отчетливо увидеть все наши горести и страхи, понять их природу. И решить, что наступившая ясность ума – это и есть просветление. Но нас ждет жестокое разочарование: это лишь следующий круг, проблемы остаются, а вместо старых страхов приходят новые. И мы «закапываемся» под их грузом, потому что не успеваем разобраться толком с предыдущими мыслями, как на их место приходят следующие. На самом деле мы только в самом начале пути.

От многочисленных внутренних голосов, зовущих в разные стороны, нельзя отвернуться, решив, что когда-то однажды мы сможем приказать им замолчать раз и навсегда. Надо понять, что перепрыгнуть через все, что составляет хаос нашей жизни – гнев и жадность, ненависть и страх, слабость и мелочные устремления, – не получится.

Наоборот, стоит прислушиваться к голосам нашего сознания. А потом, отделив друг от друга, надо принять их все, как бы страшно, равнодушно, отвратительно, похотливо или благостно они ни звучали. Если мы будем подавлять их, они станут более настойчивыми. Это не значит, что мы должны позволить им безудержно носиться в сознании, но мы можем развить способность различать множество противоречащих друг другу голосов, не прельщаясь ни одним из них.

Используя несложную технику Чистого Сознания, разработанную настоятелем Кандзэон дзен-центра в Солт-Лейк-Сити Деннисом Дженпо Мерзелом Роши, мы можем научиться распознавать и принимать внутренние голоса и в итоге освободиться от их влияния.

Эта техника работает в контексте западной психологии, но при этом с использованием практики медитации. Она основывается на терапевтическом методе Voice Dialogue (диалога голосов), созданном Хэлом и Сидрой Стоун в 70-е годы XX века, и одновременно открывает нам просветление и мудрость буддийских техник медитации. Метод Чистого Сознания оперирует системой вопросов-ответов, которая дает возможность проникнуть в самые различные области наших «я», исследовать их и в итоге выйти за их границы.

Вызывая голоса

Включить технику Чистого Сознания в вашу практику медитации (вне зависимости от ее формы) или повседневную жизнь достаточно просто. Устройтесь поудобнее в той позе, в которой вы обычно медитируете, а если вы новичок, подберите удобное положение сидя (можно сесть на стул), сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь настолько, насколько это возможно. Вся практика займет у вас 25 минут.

Метод Чистого Сознания ориентирован на развитие способности вычленять и различать голоса своих «я». Когда вы впервые услышите голос, спросите его, желательно вслух, кто он и какова его задача. Первый, с кем вы вступите в контакт, – это Контролер. Попросите себя поговорить с ним. Конечно, подобная манера общения с самим собой на первых порах может показаться странной, но не надо придавать этому особого значения – вы просто озвучиваете диалог, который всегда есть в вашей голове.

Контролер – это ваше эго. Он стремится подчинить своей воле ваши действия, установки и взгляды. Вероятно, вы уже сталкивались и даже боролись с этой стороной самого себя. Спросите у него, в чем его задача. Он контролирует действия и мысли других людей. И определенно, он пытается влиять на все остальные голоса. Это не хорошо и не плохо – он просто выполняет свою работу. Ключевой момент техники Чистого Сознания – достичь сотрудничества со своим Контролером – с эго, а не угрожать ему уничтожением – ошибка, которая часто допускается в процессе духовных практик.

Сам факт того, что вы признаете существование голоса и прислушиваетесь к нему, помогает развить более доверительные отношения с ним. Таким образом вы можете заслужить доверие Контролера. Обязательно попросите у него разрешения поговорить с остальными голосами. Обычно, если с эго советуются, оно с радостью на время отступает. Следующий голос, с которым вам предстоит встретиться, – это Скептик. Перед тем как заговорить с ним, сделайте глубокий вдох – при переходе к другому голосу лучше сопровождать ментальное действие физическим.

Уже по названию голоса понятно, что задача Скептика – быть критически настроенным. Но в отношении чего? В сущности, всего: самой техники Чистого Сознания, медитации, просветления, любой информации, которую вы получаете извне. Позвольте Скептику быть тем, кем он является. Нет ничего плохого в том, что какая-то часть вас сомневается, напротив, это большое преимущество. Если бы вы не обладали голосом-Скептиком, вас бы все время обманывали. Важно спросить у него, что конкретно его не устраивает.

Теперь сделайте глубокий вдох и попросите разрешения поговорить с Жаждущим Умом. Переключитесь на этот новый голос. В чем его задача? Он пребывает в постоянных поисках чего-то лучшего: душевного спокойствия, здорового тела, семейного счастья. (Иногда он требует сладостей, жирной пищи и алкоголя.) Он никогда не прекратит свои поиски. У медитирующих очень часто возникают проблемы с Жаждущим Умом, они хотят избавиться от него именно из-за того, что он – источник огромного количества желаний. Но Жаждущий Ум просто выполняет свою функцию. Не забывайте, что именно благодаря этому «я» сейчас вы медитируете.

Сделайте глубокий вдох и переключитесь на Нежаждущий Ум. В чем его задача? Исследуйте этот голос, спросите его, ищет ли он чего-нибудь. Нежаждущий Ум – это состояние медитации, в котором некуда идти, нечего делать. Опять-таки, это ни хорошо, ни плохо. Нежаждущий Ум просто не имеет желаний.

Несколько секунд понаблюдайте, насколько легко или тяжело вам переключаться с одного голоса на другой. Перемещение по разным «я» помогает понять себя. Это значит, что постоянство «я» иллюзорно – вы все время меняетесь. Вы можете думать, что ваша личность – устойчивое понятие (я застенчивый, я легко впадаю в гнев, я духовный), но все это лишь голоса, дрейфующие в пространстве, это не вы. Вы – гораздо больше, чем думаете.

А теперь сделайте еще один вдох и перейдите в Чистое Сознание. Это тот голос, в котором заключены все остальные голоса. Его называют по-разному – основа всего сущего, сознание Будды, вселенский дух, Бог. Он не имеет ни начала, ни конца. Нет ничего за его пределами, и в то же время оно – голос внутри вас. Задача Чистого Сознания – быть. Спросите его, что в нем есть и чего нет. Есть ли в нем ваше рождение? Рождение родителей? Ваша смерть? Можете ли вы определить его начало и конец? Есть ли в нем ваши другие голоса? Отражаются ли в нем повседневные проблемы? Оставайтесь в нем так долго, насколько возможно. Это состояние полной добровольной капитуляции вашего эго, утверждение вашей истинной природы. Стать Буддой легко – тяжело расстаться с собственным эго.

Следующий шаг – услышать голос Большого Сердца. Исследуйте его, узнайте о его миссии в отношении вас и других людей. Его работа – сопереживать. Какова его реакция на страдание окружающего мира? Выражается ли Большое Сердце в прочной любви, в нежной заботе, а может, и в том и в другом? Есть ли границы у ваших переживаний по поводу страданий других? Слушайте этот голос в течение какого-то времени.

А теперь вернитесь в Нежаждущий Ум, оставайтесь в нем несколько минут перед окончанием медитации. Продолжительная и регулярная работа со своими голосами, их постоянное и полное принятие помогут вам услышать тысячи голосов других людей.

Будда в тебе

Это упражнение – всего лишь краткий пример работы с внутренними голосами и достижения Чистого Сознания. Естественно, каждый из нас обладает бесконечным множеством «я», живущим внутри нас. Через работу с Контролером вы сможете исследовать другие, раздающиеся все громче, голоса. Какие из них вам удастся распознать, зависит от ваших жизненных обстоятельств. Возможно, вы услышите голос ущемленного «я», гневного «я». Практика Чистого Сознания подобна рентгеновскому лучу высвечивает вашу истинную природу, вы получаете возможность дифференцировать свои различные «я» и легко передвигаться от одного голоса к другому без опасения застрять на одном из них или привязаться к нему, даже если это голос Чистого Сознания. По мере того как развивается подобная мобильность, вы начинаете легко и спокойно реагировать на любую проблему, возникающую в вашей жизни. Это и есть медитация в действии.

Освоив практику Чистого Сознания, вы можете использовать эту технику в любое время в течение дня, когда появляется свободная минутка. Допустим, если чувство гнева не оставляет вас даже во время медитации, войдите в контакт со своим гневливым «я», позвольте себе услышать его голос, а затем переключитесь в Нежаждущий Ум или Чистое Сознание. Экспериментируйте со своими голосами – и вы увидите, что из этого может получиться.

Многие из нас проводят бесчисленное количество часов в медитации и с помощью концентрации пытаются проникнуть в суть бытия. Но правда в том, что в нас нет ничего, на чем нужно было бы сосредоточиваться. Каждый из нас уже является Буддой. Нет необходимости что-то добавлять, что-то отсекать, куда-то идти. Прислушиваясь к голосам, доносящимся из самых глубин, мы обретаем дом внутри себя и одновременно начинаем понимать, что этот дом – гораздо больше, чем мы привыкли думать.

Фото: travelburd / instagram.com

Что такое медитация? Медитация - это состояние чистого сознания без содержания. Обычно наше сознание слишком переполнено чепухой, совсем как зеркало, покрытое пылью. Ум - постоянная толчея; движутся мысли, движутся желания, движутся воспоминания, движутся амбиции - это постоянная толчея! День приходит, день уходит. Даже когда вы спите, ум функционирует, он грезит. Это по-прежнему думание, это по-прежнему волнения и печали. Он готовится к следующему дню, продолжается подспудное приготовление. Такое состояние - не медитация. Как раз противоположное и есть медитация. Когда нет толчеи, и думание прекратилось, ни одна мысль не движется, ни одно желание не удерживается, вы полностью молчаливы - такое молчание и есть медитация. И в этом молчании известна Истина, больше никогда.


Медитация - это состояние не-ума. И вы не сможете найти медитацию с помощью ума, так как ум будет вечно находить самого себя. Вы сможете найти медитацию, только отставляя ум в стороне, оставаясь холодными,индифферентными, неотождествленными с умом, наблюдая, как ум проходит мимо, но не отождествляясь с ним, не думая, что я есть он. Медитация - это осознание того, что я не есть ум. Когда осознание идет глубже и глубже, мало-помалу появляются мгновения - мгновения молчания, тишины, мгновения чистого пространства, мгновения прозрачности, моменты мгновения, когда ничто в вас не удерживается, все постоянно. В эти мгновения постоянства, безмолвия узнаете, кто вы такие, и вы узнаете тайну бытия этой жизни, этого существования.

Придет день, день великого блаженства, когда медитация станет вашим естественным состоянием. Ум - это нечто неестественное, он никогда не остановится не станет вашим естественным состоянием. Но медитация - это естественное состояние, которое мы утратили. Это - потерянный рай, но рай можно возвратить. Посмотрите в детские глаза, взгляните - и вы увидите удивительное огромное молчание, невинность. Каждый ребенок приходит с медитативным состоянием, но он должен быть наставлен на пути общества - его нужно научить, как думать, как вычислять, как размышлять, как спорить; его нужно научить словам, языку, понятиям. И мало-помалу он теряет контакт со своей невинностью. Он становится испорченным, загрязненным обществом. Он становится эффективным механизмом, он больше не человек. Все, что нужно - это снова вернуть это пространство. Вы его уже знали, так что, когда вы в первый раз узнаете медитацию, вы будете удивлены - так как в вас возникает великое чувство, будто вы уже ее раньше знали - в вас возникнет великое чувство, будто вы знали ее раньше. И это чувство вас не обманывает оно правдиво: вы ее уже знали. Вы забыли. Алмаз потерялся в горах мусора, но если вы сможете их расчистить, вы вновь найдете этот алмаз- он ваш. В действительности его нельзя потерять, о нем можно лишь забыть. Мы рождены медитаторами, а потом мы изучаем пути ума. Но наша истинная природа остается спрятанной где-то глубоко внутри, подобно подземному течению. Однажды, немного углубившись, вы найдете, что источник по-прежнему изливается - источник чистой воды; и величайшая радость в жизни - найти его.

Медитация - это не концентрация. Если есть концентрация, то есть тот, кто концентрируется, и есть объект, на котором концентрируются. Присутствует двойственность. В медитации никого нет внутри и никого - снаружи. Это - не концентрация. Нет никакого разделения между "внутри" и "вне". "Внутри" протекает во "вне", "вне" перетекает во "внутрь". Демаркационной линии, границы больше не существует. "вне" есть "внутри", это - недвойственное сознание. Концентрация - это двойственное сознание: поэтому концентрация создает усталость; поэтому, когда выконцентрируетесь, вы чувствуете истощение. И вы не сможете концентрироваться все двадцать четыре часа в сутки, вам понадобится время для отдыха. Концентрация никогда не сможет стать вашим естеством. Медитация вас не утомляет, она вас не изнуряет. Медитация может стать двадцатичетырехчасовой день за днем, год за годом. Она может стать вечностью. Это саморасслабление. Концентрация - это действие. Медитация - это состояние не-воли, состояние не-деяния. Это расслабление. Нужно просто погрузиться в собственное бытие, и оно есть существование... В концентрации ум действует исходя из заключений; вы что-то делаете. Концентрация исходит из прошлого.

В медитации нет никаких заключений вне ее самой. Вы не делаете ничего особенного, вы просто есть. В ней нет никакого прошлого, она не заражена прошлым. В ней нет никакого будущего, она чиста от будущего. Это то, что Лао-Цзы называл вей-ву-вэй, деяние через недеяние. Это то, о чем говорили Мастера Дзен: "Молчаливо сидеть, ничего не делать, весна приходит и трава растет сама по себе". Помните, "сама по себе" - ничего не делается. Вы не тащите траву наверх, весна приходит и трава растет сама по себе. Это состояние - когда вы позволяете жизни идти своим чередом, когда вы не хотите ее направлять, когда вы никак не хотите ее контролировать, когда вы не манипулируете, когда вы не навязываете ей никакой дисциплины - это состояние чистой недисциплинированно спонтанности и есть медитация. Медитация - в настоящем, в чистом настоящем. Медитация - это непосредственность.

Предлагаем Вам помедитировать в горах Алтая, на Байкале, в Непале, на Тибете... На море и океане, на рассвете и на закате. Если вы не уметее медитировать, не беда, научим;) Медитация это просто!

Статьи по теме