Православные храмы вильнюса расположенные в старом городе. Боец последней сотни



Вечером, когда не торопясь мы шли в сторону отеля, нас терзал один единственный вопрос. Практически все достопримечательности старого Вильнюса мы посмотрели. Что мы будем делать завтра. Куда пойти? Куда податься?! К этому странному состоянию мы, поверьте, уже привыкли. Тут главное - вовремя подключиться к интернету:) В общем, утром следующего дня мы точно знали направление движения.

Сегодня мы должны посмотреть Ужупис и современный Вильнюс, пройтись по главной торговой улице (проспект Гедиминеса) - вот так звучал наш краткий план.

Куда бы мы ни направлялись в Вильнюсе, наш путь, в силу расположения отеля, всегда шел сквозь Старый город. Сегодня мы немножко изменили траекторию движения и в извилистых переплетениях старинных улиц наткнулись на самый древний собор Вильнюса - костел Св. Николая.

Костел Святого Николая

Построен костел был практически в последние дни язычества (до прихода католицизма) ремесленниками и купцами немецкой общины. В отличие от других готических храмов, уносящих свои шпили в небо, безбашенный (в смысле без башен, а не в смысле сумасшедший:)) костел, как гриб боровик, крепко укоренился в земле и никуда уноситься не собирается.

Зубчатый треугольный свод фасада, массивные краснокирпичные стены, неприметный вход и полное отсутствие каких-либо украшений - все свидетельствует о древней древности костела. Изначально в храме не было высоких окон, голые каменные стены и крохотные окна. Только спустя пару столетий храм приобретает более-менее "человеческий вид" (облагораживают внутренние помещения), а еще через... столетия ему добавляют света, увеличив боковые окна.


Во времена войны 1812 года костел был сильно поврежден. Здесь снова отметились французские солдаты. Для меня совершенно непонятной остается "любовь" французской армии к храмам Вильнюса. Нигде в Европе я до сих пор не сталкивалась с такими действиями французов. Ну, поняла бы, если речь шла о православных храмах, а тут... В середине XIX века костел восстановили и пристроили к нему колокольню, такую же неприметную как и сам храм.

Очень хотелось заглянуть вовнутрь храма-старичка, но утром на открытость костела было мало надежды. И мы как всегда не ошиблись. Костел был закрыт для посещений. Но, как же я обрадовалась, что для молитвы храм был открыт. Вернее, открыты были тяжелые двери, а доступ к храму ограничивала решетка. Т.е. можно было свободно помолиться и немножко рассмотреть интерьер. Спасибо огромное!


Последим подарком Св. Николая стал удивительный массивный каменный забор вокруг костела. Видимо, устав ровно стоять, ограждение изо всех сил пытается лечь. Но неведомая сила его еще держит в вертикальном положении.

Костел Св. Казимира

Ратушную площадь (вчера гуляли) и костел Святого Казимира мы прошли мимо. Не знаю, почему не зашли в костел. Был закрыт? Нет. Не захотели... Сфотографировали и пошли дальше. Странно. Интресное здание, интересная история и прошли мимо.

Для меня удивительным оказался тот факт, что во время Второй Мировой войны снаряд снес несколько башен, в том числе и ту, что с короной. Но не это меня удивило, что ж тут удивительного?!. Пуля - дура. А вот, что храм был восстановлен (центральная башня с короной) в период оккупации (1942-1944 гг), это воистину удивительно!



А еще во времена советской власти в костеле был открыт Музей атеизма. Господи, до чего человеческая глупость безгранична!

Не успели сделать и двух шагов, как перед нами выросла удивительной красоты арка, своим видом напоминающая вход в храм. И, возможно, мы бы прошли мимо, сделав пару фотографий, если бы плакат, висящий над аркой, стал резко читаемым и понятным. Еще бы, плакат на родном языке "Вiлнюськiй церквi Присвятої Трiйцi 500 рокiв" Ну как тут не зайти?!

Церковь Святой Троицы

Войдя в арку, мы неожиданно попали в тихий дворик, на территорию бывшего Василианского монастыря. Храм, представший перед нами, выглядел настолько обветшалым и заброшенным, что даже не верилось в его реальность, в то, что он вообще функционирует. Но территория вокруг храма была ухожена и в каждой травинке, в каждом цветочке, в каждом листике чувствовалась человеческая душа и забота

Я смотрела на храм и сердце просто обливалось кровью. Казалось, храм, словно старик, повидавший на своем веку всякого, доживает свои последние дни. Каждая морщина-трещина на его теле - страшный день в его истории.

Кто только не служил в стенах собора: и православные, и католики, и униаты. Стены монастыря и храма видали всякое. Монашек и священников, семинаристов и студентов, тюремщиков и заключенных. Да-да, не удивляйтесь! В стенах монастыря в начале XIX века была устроена тюрьма. В списке среди имен заключенных нетрудно отыскать имя Адама Мицкевича, который был участником тайного патриотического и просветительского объединения студентов Виленского университета.

В советский период жизни Вильнюса до 60-х годов здесь располагался вильнюсский педагогический институт. А в 60-х его сменил Вильнюсский филиал Каунасского политехнического института, который в свою очередь уступил место Вильнюсскому инженерно-строительному Институту. В стенах храма стояли огромные тяжелые станки. Я представляю, как содрогался костел от станочного грохота. Музей атеизма покажется детской шалостью после всего того, что случилось с Церковью Святой Троицы

Естественно, после такого варварства в храме было уничтожено, заштукатурено, разбито все, напоминающее о его духовном предназначении. Страшно, а ведь как все хорошо начиналось. В XIV веке на месте гибели виленских мучеников Антона, Иоанна и Евстафия был построена деревянная церковь...


В начале 90-х церковь была передана греко-католической церкви, в 1996 году в храм вернулись монахи-василианцы. Я все пыталась разобраться, почему храм считается украинским и передан украинской греко-католической церкви, но... Истории Литвы, Польши и Украины так тесно переплетены, что искать неисторику правду спустя пять веков - дело неблагодарное, проще поверить городским ситилайтам и поблагодарить власти Литвы за справедливость. Спасибо.


Сегодня, все восстановительные работы в храме ведутся исключительно на пожертвования прихожан. И внутренние помещения церкви местами начинают приобретать вполне цивилизованный вид, присущий храму. Паства мала и денег явно не хватает. Но мы, украинцы, народ терпеливый и трудолюбивый, я верю, все получится, даст Бог!


Костел Святой Терезы

Покинув границы монастырского двора Святой Троицы, мы вновь оказались на улице Аушрос Варту. Еще два шага и мы стоим у очередного костела Св. Терезы.

Красавец костел кажется идеальным и особенно ухоженным по сравнению со Святой Троицей. Ну, просто, богач-бедняк. Хотя начиналась история костела тоже с деревянной постройки, но гораздо позже, в начале XVII века. Но деревянный храм просуществовал недолго, и быстро был перестроен в камне.


Он точно так же, как и многие виленские храмы пострадал от французов в 1812 году. Ох уж эти французы!

И, знаете, чтобы понять французов, я специально обратилась к служителю украинской греко-католической церкви:) Так вот, если сделать краткую выжимку нашей беседы, выяснилось, что французы времен Республики были атеистами. И Франция - это первое в мире государство, которое официально уничтожало христианство после языческого Рима. Даже за ношение крестика, человека осуждали на гильотину. Что уже говорить о церквях?! И это официальная история Франции! Вау!



На всякий случай заглянули и во внутрь Св. Терезы. Пышность барокко, буйство золота и все-все в розовом цвете, даже Иисус. Неожиданно. А учитывая увиденное в Св. Троице, внутренние интерьеры в своей пышной красоте, кажется, немного даже перебрали. Но это только если сравнивать:)

Часовня Пресвятой Девы Марии или Аушрос Вартай

Маршируя (еще пару шагов от св. Терезы) в направлении Ужуписа по продолжению улицы Пилес, которая носит название, созвучное с главной достопримечательностью Вильнюса Аушрос Варту, мы наконец-то приходим к этой самой главной достопримечательности Аушрос Вартай, или Остробрамским воротам, или Мядининским воротам, или, как их еще называют, Воротам Зари.



С виду обычные городские средневековые ворота. Необычными их делают несколько фактов.

Факт первый. Это единственные уцелевшие городские ворота из пяти, изначально существовавших в крепостной стене XVI века.

Факт второй. Мядининские ворота находились в самом атакуемом месте Вильнюса. Ведь дорога, ведущая из Мядининских ворот, идет на Смоленск и Москву. В конце XVIII века русская армия полностью разгромила крепостную стену, но эти ворота оставила неприкосновенными. Почему? А потому... Здесь на сцену выходит самый главный и важный факт - факт третий.

Факт третий. Монахи Свято-троицкого монастыря, который сейчас находится в полуразрушенном состоянии, над городскими воротами воздвигли часовню, в которую поместили чудотворную икону Пресвятой Девы Марии. Икону, написанную в XVII веке, почитали все: и католики, и униаты, и православные.

Сегодня икона Пресвятой Девы Марии во всем мире известна как Мадонна Остробрамских ворот или Виленская Мадонна и почитается во всем христианском мире как чудотворная исцеляющая икона.

Факт четвертый. Не такой значительный и важный, но, все же, оставить без внимания его не могу. Так вот, Часовню Пресвятой Девы Марии могли посещать только мужчины. Женщинам - зась! Видимо это как-то было связано с принадлежностью часовни к мужскому монастырю (но это только мои догадки). Поэтому часовня строилась таким образом, чтобы верующие не зависимо от пола, могли молиться перед иконой прямо на улице.

По просторам интернета гуляет много фоток колено приклоненных паломников, молящихся прямо на улице. Мы такой картинки не увидели, хотя туристов у Остробрамских ворот было много.

Почитая древних, я к чудотворной иконе подниматься не стала, может надо было, но не стала.

Артиллерийский бастион

Выйдя за пределы старого города, мы еще раз оглянулись на средневековую диковинку и теперь нам ничего не мешало отравиться навстречу современному независимому государству Ужупису:)

Да-да, все как мы и рассчитывали. Но сначала мы (по пути, разумеется) полюбовались видами хорошо отреставрированных остатков артиллерийского бастиона городской оборонительной стены, случайно вышли на смотровую площадку на пересечении улиц Субачяус (Subaciaus g.) и Майронё (Maironio g.), изучили еще раз купола Виленских соборов (спасибо городским властям за панорамную информационную доску), прогулялись по небольшому парку и вот мы в Ужуписе.


Перелет Вильнюс-Киев

В столице Литвы множество красивых храмов различных конфессий. Среди них особое место занимает бесценный образец поздней готики - костёл святой Анны , почти не претерпевший изменений за свою пятисотлетнюю историю. Считается, что покровителем его был великий литовский князь и польский король Александр Ягеллончик (1461-1506 гг.) .

О дате строительства церкви точных сведений нет. Исследователи склоняются к периоду с 1495 по 1500 год. Авторство шедевра тоже не установлено. Есть версия, что проект осуществил гданьский зодчий Николай Энкингер , известный реконструкцией 1501-1507 годов комплекса бернардинского монастыря. Некоторые косвенные исторические свидетельства породили предположение о том, что строительство возглавил чешский архитектор и военный инженер времен поздней готики Бенедикт Рейт ( Benedikt/Benedict, Rejt/Rieth/Reyd/Ried/Reijt, 1454 - 1536 гг.) .

Прямоугольное сооружение с тремя изящными башнями имеет длину 22 и ширину 10 метров. Здание освещают четыре пары стрельчатых окон. При возведении церкви было использовано 33 типа желтого фасонного кирпича.

Согласно легендам, вошедший в Вильнюс воинственный Наполеон был очарован красотой храма. Однако, это не помешала французским солдатам в 1812 году сжечь все деревянные предметы его внутреннего убранства.

Здание неоднократно реставрировали, в частности, в 1902-1909 годах стены были укреплены металлическими конструкциями и обновлены своды.

В непосредственной близости от храма святой Анны стоит костел святых Франциска и Бернардина . История храма, начавшаяся в 1469 году, долгое время состояла из череды его строительства, разрушений и восстановления.

Однако, несмотря на многократные реконструкции, здание сохранило черты средневекового зодчества. Уцелел алтарь с картиной Божьей Матери, присланной папой римским Клементом VIII в 1598 году.

Дошли до наших дней две часовни - во имя святого Николая, датируемая 1600 года, и в честь Трех Королей 1632 года. Большую ценность представляет собой церковная кафедра 1690 года.

Кафедральный римско-католический собор святых Станислава и Владислава (Svento Stanislovo ir Svento Vladislovo arkikatedra bazilika) с почетным статусом малой базилики ведет свою историю с XIII века, когда у подножья Замковой горы построили собор первого великого князя литовского Миндовага (ок. 1195-1263 гг.) . После смерти правителя храм, по мнению исследователей, был превращен в языческое капище, а впоследствии и вовсе разрушен. После принятие литовцами христианства на его месте в 1387 году воздвигли готическую церковь с престолами во имя Святой Троицы, Святой Марии и Святых Станислава и Владислава. Однако, и он не уцелел, сгорев в пожаре 1419 года.

Восстановлением собора занялся великий князь Витовт (1350-1430 гг.). Каменное здание в готическом стиле было расширено, в нему пристроили часовни. Позднее его не раз реконструировали, но все старания вновь уничтожали пожары. Последнее восстановление храма началось в 1777 году. Оно проводилось под руководством литовского архитектора, работавшего в стиле классицизма, Лауринаса Гуцявичюса (Laurynas Gucevičius, 1753-1798 гг.) . Автор проекта создал новое гармоничное сооружение, сохранив аутентичные стены.

В подземельях храма нашли упокоение выдающиеся личности литовского княжества, среди которых великий правитель Витовт (1350-1430 гг.) и его супруга Анна; королева Барбара Радзивилл (1520-1551 гг.) , жена князя литовского и короля польского Сигизмунда II (1520-1572 гг.) , отличавшаяся необыкновенной красотой. В церкви хранится урна с сердцем короля Владислава IV Вазы (1595-1648 гг. ). Под часовней святого Казимира в королевском мавзолее похоронен литовский князь и польский король Александр Ягеллончик (1461-1506 гг.) . Кроме захоронений в подземелье уцелела фреска, датируемая XVI веком.

Церковь святой мученицы Параскевы (Šventosios kankinės Paraskevos cerkvė) - древнейший храм Вильнюса. Однако, первое здание 1345 года не уцелело. Нынешнее было отстроено в 1864 году. Проект церкви в неовизантийском стиле принадлежит архитектору Николаю Михайловичу Чагину (1823-1909 гг.) , заведовавшему строительством православных церквей на территории Литвы и Латвии.

За время своего существования постройка не всегда использовалась по назначению. На заре XVII столетия храм передают униатам, но, вероятно, это их не сильно заинтересовало, и церковь остается в запустении. Но свято место, как известно, пусто не бывает. Коммерсанты быстренько приспособили пустующее помещение под трактир. И что еще циничнее, в приюте при церкви устроили, стыдно сказать, дом терпимости.

В XVIII веке ситуация изменилась. Древний храм был отреставрирован. Говорят, в нем побывал Петр I и подарил шведские знамена - трофеи Северной войны 1700-1721 годов. Кстати, согласно легенде, именно в этой церкви был крещен арап великого русского царя Абрам Петрович Ганнибал (1696-1781 гг.) , военный инженер, прадед Пушкина. И совершил это, якобы, император самолично. Судя по мраморной доске с упоминанием памятного события, в Вильнюсе в это предание верят.

Пречистенский кафедральный собор (Dievo Motinos Ėmimo į Dangų katedra) - второй старейший храм Вильнюса. Его воздвиг в 1346-1348 годах литовский князь Ольгерд (ок. 1296-1377 гг.) для своей супруги Иулиании (ок. 1325-1399 гг.) , дочери князя тверского Александра Михайловича (1301—1339 гг.) , матери князя литовского и короля польского Ягайло (ок. 1362-1434 гг.) . Для строительства были приглашены зодчие из Киева, которые создали церковь по образцу Софийского храма Ярослава Мудрого.

После разделения Киевской и Московской митрополий в 1415 году Пречестинский храм получает статус кафедрального собора.

Через два века, после подписания унии с Римской церковью в 1609 году Пречестенский собор, как и выше упомянутая церковь Параскевы, переходит к униатам, и его постигла та же участь - заброшенность и использование не по назначению. В здании в разное время размещались ветеринарная лечебница, анатомический театр, кузница, приют для бедных.

В 1867 году церковь посетил русский царь Александр II, после чего поручил передать 57 тысяч рублей на реконструкцию обветшавшего сооружения. Когда работы были завершены, здание приобрело черты средневекового грузинского зодчества. Роскошный пятиярусный иконостас был расписан живописцем Иваном Петровичем Трутневым (1827-1912 гг.) , старостой храма, основателем и руководителем Виленской рисовальной школы, академиком Императорской Академии художеств.

В 1997 году Пречестенский собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, отслужив в нем Божественную литургию и благословив местную общину привезенной из Москвы Казанской иконой Божией Матери.

Церковь святого Николая была построена в 1514 году по повелению гетмана литовского княжества Константинаса Острогишкиса. Первоначально она имела готические формы, но после пожара, случившегося в ХVIII веке, здание было реконструировано в стиле позднего барокко. Однако и этим дело не закончилось - позднее храм переделали в русско-византийском стиле. Тем не менее в облике сооружения готические черты сохранились.

Римско-католический костёл святой Екатерины получил свой нынешний облик в стиле виленского барокко после реконструкции более древнего здания, пострадавшего в большом вильнюсском пожаре 1737 года. Восстановительные работы проходили под руководством выдающегося архитектора Иоганна Кристофа Глаубица (Jonas Kristupas Glaubicas, ок. 1700-1767 гг.) , создателя виленского барокко, одного из популярнейших зодчих княжества середины XVIII века. Благодаря его мастерству здание получило впечатляющие башни и эффектные фронтоны.

Екатерининский храм - центральное сооружение архитектурного ансамбля бенедиктинского монастыря.

Нетерпимое отношение советской власти к религии не обошло стороной и костёл святой Екатерины. Монастырь был закрыт в 1946 году. Храм отдали под склад, что не могло не сказаться на внешнем облике и внутреннем убранстве сооружения. В 1990 году его вернули верующим.

В 2006 году церковь была отреставрирована. В настоящее время в нем проводятся различные камерные мероприятия, концерты, а в подвалах устраиваются выставки. Это городской культурный центр.

Храм в честь покровителя Литвы святого Каземира считается первым литовским костёлом, представлявшим стиль барокко. Его построили иезуитские монахи.

Проект повторяет архитектуру римской барочной церкви святого имени Иисуса (церковь Джезу, La chiesa del Santissimo Nome di Gesù all"Argentina) - собора Ордена иезуитов, в котором покоится его основатель, католический святой Игнатий Лойола (1491-1556 гг.) . Этот храм принят за канон при возведении церквей иезуитов в Европе.

В истории костела множество драматических и парадоксальных страниц - от масштабного пожара XVIII века до превращения церкви, поверить трудно, в музей атеизма! В XIX веке это православный храм. Есть сведения, что в нем совершал молитвы оказавшийся в Вильнюсе проездом великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский (1821-1881 гг.) .

Купол венчает красивая корона, что свидетельствует об отношении к храму королевских особ, которые либо причастны к возведению церкви, либо посещали их.

После получения Литвой независимости костёл вновь стал действующим, иезуиты вернулись в монастырь и открыли свою гимназию.

Костел Всех Святых воздвигнут в форме базилики в 1620-1631 годах, и выдержан в стиле умеренного барокко. Первоначальное внутреннее убранство не сохранилось из-за пожара 1748 года. Новый интерьер со множеством скульптур был создан в 1754 году в стиле вильнюсского барокко. В настоящее время в церкви сохранились 13 алтарей.

В советский период храм закрыли, помещение отдали под бакалейный склад. После реставрации, проведенной в 1967-1975 годах, в здании открыли выставку народного искусства Художественного музея. С 1991 года костел вновь используется по назначению.

В публикации упомянуты лишь те церкви, которые нам удалось увидеть во время нашей недолгой . Надеюсь, вернуться в гостеприимную столицу Литвы снова, чтобы увидеть и узнать больше.

ВИЛЬНЮС — столица и крупнейший город Литвы. Расположен на юго-востоке Литвы, в 33 км от границы с Белоруссией, при впадении реки Вильни в реку Нярис. Площадь города — 394 км², население — 538 968 человек.

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР СВЯТЫХ СТАНИСЛАВА И ВЛАДИСЛАВА
Располагается в историческом центре Вильнюса у подножия Замковой горы. Рядом находится башня-колокольня. Строение в нынешнем виде являет пример архитектуры классицизма.

Христианский храм был сооружён на месте языческого святилища в XV веке. Предполагается также, что храм был основан великим князем литовским Миндовгом (королем литовским с 1223 года).

Храм неоднократно страдал от пожаров (1399, 1419, 1530, 1539, 1542 и позднее). Собор отстраивался и расширялся при поддержке великого князя литовского Витовта. В часовне Святого Михаила Архангела, выстроенной при новом храме в готическом стиле, были похоронены жена Витовта Анна Святославовна (1418) и Витовт (1430).

Над фасадом возвышаются три статуи: посередине Святая Елена с позолоченным крестом, слева Святой Станислав, справа Святой Казимир.

В нишах по обе стороны портика установлены большие скульптуры Моисея и Авраама. Барельефы и скульптуры созданы в 1785-1791 годах. В 1950 году с крыши собора были сняты и уничтожены статуи святых. В 1857-1859 годах в соборе был смонтирован орган, перенесённый из Августинианского монастыря. В 1889 в соборе известным мастером Юзефом Родовичем был построен новый орган.

В кафедральном соборе торжественно короновались великие князья литовские от Витовта до десятилетнего Сигизмунда Августа. В 1919 году здесь состоялось торжественное богослужение — инаугурация Университета Стефана Батория. В 1927 году прошла торжественная коронация чудотворного образа Божией Матери Остробрамской.


В 1967 году на колокольне были установлены 17 колоколов разной величины, на которых вызванивали мелодии во время празднеств и полуденный сигнал литовского радио.


КОСТЁЛ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ УТЕШИТЕЛЬНИЦЫ
Здания бывшего монастыря чрезвычайно скромного декора и ничего выдающегося собой не представляют. Двухэтажный корпус, выходящий на улицу Бокшто, особенно запущен. Костёл отличается изящными формами позднего барокко. Передний фасад украшает высокая пятиярусная башня с ажурным крестом (высота 41,5 м), выделяющаяся в силуэте Старого города. Храм с единственной башней переднего фасада в Литве представляет собой достаточно редкое явление. Башня украшена ордерными элементами.

В центре нижнего яруса расположен оригинальный портал из треугольных пилястров. Убранство интерьеров и алтари не сохранились.


КОСТЁЛ БОЖЬЕГО ПРОВИДЕНИЯ
Освящён костёл был в 1923 году. С 1925 года храм принадлежал салезианскому братству. После Второй мировой войны костёл был закрыт (1948). Государственный драматический театр, которому было передано здание, использовал его как склад декораций. В 1961 году костёл был возвращён верующим.

Небольшой по размерам храм построен в неоготическом стиле, однонефный, в плане прямоугольный. Апсида ниже и уже основного корпуса.
В костёле находится чудотворная статуя Пресвятой Девы Марии Королевы Мира, перенесённая из недостроенного костёла Сердца Иисуса (на месте которого был построен Дворец строителей). Обновлённая статуя с начала 1980-х годов украшает алтарь костёла Божия Провидения.

В ограде костёла близ входа располагается скульптурная группа, изображающая Христа и коленопреклонённого пожарного.

КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Здание является характерным примером вильнюсского позднего барокко и отличается изящными высокими башнями. Храм базиликального типа, трёхнефный с очень узкими боковыми нефами.


КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
Часовня, закрытая вместе с костёлом в 1864 году, постепенно приходила в упадок. В 1904 году по инициативе инженера Станислава Блажевича она была отремонтирована на пожертвования. Её использовали для отпеваний. После Второй мировой войны она долгое время была заброшена. В 1969 году по проекту архитектора Антанаса Кунигелиса бывшая часовня была отреставрирована. Некоторое время в ней действовал магазин сувениров.




КОСТЁЛ ВСЕХ СВЯТЫХ
Был построен вместе с прилегающим ансамблем кармелитского монастыря в 1620-1631 годах у городской стены рядом с Рудницкими воротами. При восстановлении после пожара во время войны с Москвой в 1655 году был существенно перестроен. В 1743 году у северо-восточного угла была возведена высокая колокольня сложной формы в стиле позднего барокко на месте бывшей башенки.

Главный фасад выполнен в архитектурных формах раннего барокко. Карниз членит его на два яруса, широкие пилястры подчёркивают вертикальную ось и означают внутреннюю структуру. Завершает фасад треугольный фронтон, по бокам которого высятся обелиски. Центральную ось подчёркивает пышный портал с заметным влиянием ренессанса и большие окна.

Увенчанная шлемом в стиле рококо и ажурным крестом, монументальная колокольня состоит из четырёх расширяющихся книзу ярусов с отличающимся оформлением. Отделанные рустом дорические пилястры нижнего яруса контрастируют со встроенными в углы узкими колоннами. Пилястры второго яруса коринфские и декорированы редким лепным мотивом. Боковые, расположенные наискось пилястры третьего яруса обрамляют пары колонн.


КОСТЁЛ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
Внушительных размеров здание из жёлтого кирпича в неороманском стиле. Главный фасад с треугольным завершением возвышается над четырёхскатными крышами квадратных в плане башен по бокам. Фасад декорирован большой розеткой над отделанным колоннами четырёхчастным окном. По обеим сторонам портала в нишах установлены статуи Девы Марии и Распятия.
С противоположной стороны храма полукруглая апсида.

Трёхнефный основной корпус пересекает широкий трансепт. Ниши со статуями украшают трансепт и боковой фасад. В одной из ниш установлена копия скульптуры Святого Гиацинта работы скульптура Болеслава Балзукевича.

Внутренний объём образуют три нефа, отделённых рядами пилонов. В главном алтаре располагается многофигурная скульптурная композиция по мотивам «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Над нею размещаются мраморные барельефы вильнюсских костёлов и скульптуры. В алтарях трансепта помещаются копии образов Девы Марии Остробрамской и Ченстоховской. В окнах витражи.










КОСТЁЛ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Костёл двухбашенный и однонефный, в стиле позднего барокко, с оригинальным планом креста, вписанного в прямоугольник. Храм богат архитектурными формами и оригинальными пространственными решениями. Два яруса главного фасада образуют единую композицию, а выше поднимаются две башни и треугольный фронтон между ними. Плоскость фасада членится пилястрами и карнизами.
Прежнее внутреннее убранство сначала костёла, затем церкви уничтожено. Интерьер украшен деревянной скульптурой в стиле барокко с фасада костёла Святой Екатерины.


КОСТЁЛ СВЯТОГО ВАРФОЛОМЕЯ
Перед Второй мировой войной в Вильне обосновались монахи редемптористы и временно пользовались костёлом Святого Варфоломея для своих молебнов. В 1949 году советскими властями храм был закрыт, а его три деревянных барочных алтаря были перемещены в костёл Святого Михаила Архангела в Неменчине; судьба двух других неизвестна. В костёле были устроены мастерские скульпторов.
В 1997 году костёл был передан вильнюсской общине белорусов-католиков.


КОСТЁЛ СВЯТОГО ДУХА
Нижняя часть храма опоясана с трёх сторон корпусами бывшего монастыря, благодаря чему выделяется его верхняя часть с двумя невысокими башнями (36,3 м), четырьмя фронтонами и куполом с фонарём над центральным нефом.

Нынешнее здание — уже, по меньшей мере, пятое, возведённое на этом же месте. Первые здания были выстроены в готическом стиле. Купол с фонарём над центральным нефом костёла возвышается на 51 м.



КОСТЁЛ СВЯТОГО ИОАННА БОСКО
Построен по проекту архитектора Витаутаса Чеканаускаса. Освящён во имя святого Иоанна Боско в 2001 году.


КОСТЁЛ СВЯТОГО КАЗИМИРА
Римско-католический иезуитский неприходской костёл в Вильнюсском деканате; первый образец стиля раннего барокко в Вильне. Костёл вместе с прилегающим монастырём строились иезуитами при щедрой финансовой поддержке Сигизмунда III и Льва Сапеги. Постройка была начата в 1596 году, а окончена в 1604 году.

В основание костёла был положен больших размеров камень, найденный на Антокольских горах, откуда его притащили семьсот виленских мещан — усердных богомольцев; впереди процессии шествовали высшие сановники во главе с великим канцлером литовским Львом Сапегой. Камень с надписью был заложен в фундамент при торжественном богослужении. Одновременно рядом с костёлом был заложен монастырь для профессоров иезуитов. Костёл был освящён в честь святого Казимира 12 мая 1604 года.

Храм по существу трёхнефный, но боковые нефы представляют собой не соединённые друг с другом открытые капеллы. Это создаёт впечатление едва ли не прямоугольного объёма. Внутреннее пространство базиликальное.

Над средокрестием на восьмиугольном барабане поднимается высокий купол с фонарём. Диаметр купола составляет 17 м, высота — 40 м. Это первый и самый большой купол в архитектуре Вильнюса.

Пристроенный в 1755 году притвор в стиле барокко внёс разнообразие в суровые и лаконичные формы храма. Пилястры и сложно профилированный карниз стен создают впечатление художественной целостности.
Традиции готики и позднего ренессанса (маньеризма) усматриваются в мощных контрфорсах боковых фасадов, круглых лестничных башнях по обе стороны пресбитерия, декоре сводов ризницы.




Святой Казимир

Фрагмент амвона



Орган





КОСТЁЛ СВЯТОГО КАЗИМИРА В НОВОЙ ВИЛЬНЕ
В Новой Вильне работы по образованию католического прихода и строительству приходской церкви начались в 1906 году. В 1907 году был образован приход.
Костёл построен из жёлтого кирпича в неоготическом стиле. Храм однобашенный, с крестом в плане, с трёхстенной апсидой. Три нефа отделены друг от друга пилонами.
В храме имеется изображение Пресвятой Девы Марии — копия Остробрамской Божией Матери.






КОСТЁЛ СВЯТОГО КРЕСТА
Советскими властями в 1949 году монастырь и храм были закрыты. В зданиях бывшего монастыря были устроены квартиры. Храм в 1976 году был отреставрирован. В нём был устроен концертный зал Вильнюсской филармонии, именовавшийся «Малый зал барокко», где проходили концерты органной музыки.
После смены государственного строя остатки монастыря и храм в 1990 году были в порядке реституции возвращены Вильнюсской архиепископии.

Внутри храма находится родник, который, по легенде, забил на месте мученичества францисканцев и особенно благотворен для больных глаз. Интерьер интересен сочетаниями элементов рококо и неорококо. Каменные крестовые своды с опорными арками относятся ко второй половине XVIII века. В 1906 году они были декорированы лепниной.

Всю ширину нефа занимает главный алтарь со сложным ордером и волнообразным карнизом. В главном алтаре находится образ Пресвятой Девы Марии, почитавшийся как чудотворный. Копия его написана на фасаде костёла. Правый алтарь пресбитерия отличается высокой художественностью исполнения. Амвон вычурных форм поддерживают статуи ангелов.

КОСТЁЛ СВЯТОГО МИХАИЛА
Костёл однонефный прямоугольного плана, длиной 30 м и шириной 13,5 м. Цилиндрические своды возвышаются на 15,5 м. Костёл строился в переходный период от готики к ренессансу; это отразилось в его элементах. Черты готики сохранились в укреплённых контрфорсами стенах, характерных узких окнах, высокой крутой черепичной крыше.

Колокольня возвышается в некотором отдалении в углу над воротами во двор костёла. Невысокая колокольня в плане прямоугольная, сдержанных форм. Её изящная лёгкая башенка гармонирует с угловыми башенками главного фасада.


КОСТЁЛ СВЯТОГО НИКОЛАЯ
Сравнительно небольшой безбашенный костёл с массивными стенами построен из красного кирпича. Храм почти квадратный в плане (13,0 на 15,75 м), трёхнефный, зального типа, с короткой трёхгранной апсидой и с диагональными контрфорсами на углах.

В костёле три алтаря. В главном алтаре крест и четыре статуи Святого Христофора, Святой Тересы, Святой Клары и Святого Иосифа с Младенцем между колоннами работы скульптора Рафала Яхимовича. В левом алтаре образ Святого Николая со статуями Святого Казимира и Святого Георгия между колоннами. В правом алтаре барельеф Скобящей Божией Матери.


КОСТЁЛ СВЯТОГО АРХАНГЕЛА РАФАИЛА
Костёл Святого Архангела Рафаила составляет вместе с комплексом зданий бывшего монастыря архитектурный ансамбль позднего барокко. Костёл прямоугольный в плане, трёхнефный, базиликального типа. В нижнем ярусе главного фасада доминирует характерная для перехода от раннего к позднему барокко плоская стена с чётким ордерным членением.

Большой алтарь с группами колонн на высоких пьедесталах и многочисленными фигурными скульптурами относится к стилю рококо. В алтаре находится картина известного художника Шимона Чеховича с изображением архангела Рафаила.




КОСТЁЛ СВЯТОГО СТЕФАНА
Один из первых каменных храмов в предместьях Вильны был построен в 1600 году в Рудницком предместье, где хоронились жертвы эпидемий и голода. Инициатором постройки костёла был иезуит священник Шимон Высоцкий, организовавший сбор денег среди горожан. В 1604 году в костёле проходили пышные торжества канонизации святого Казимира. При храме действовала школа.

В 1612 году горожане Андриан и Эмарциан Вежбицкие на свои средства на месте деревянного лазарета при храме возвели каменное здание, рассчитанное на 24 больных, и обустроили три часовни. Во время войны 1655 года костёл пострадал от пожара. Разрушенный тогда же лазарет был отстроен только в 1673 году.

Костёл в плане формы креста с цилиндрическими башенками по углам. Покрыт черепицей. Наружные стены храма позднее были украшены парными пилястрами. Дверь главного входа покрыта кованым листовым железом в узоры. Окна имеют дубовые рамы, а два окна за главным алтарем, с железными рамами — витражи: по левой стороне витраж с изображением святого Стефана, по правой — Сердца Спасителя.

Внутри храм отличается простотой и отсутствием украшений. В XVIII веке интерьер украшали органные хоры и шесть барочных алтарей, погибших в 1794 году. В алтаре одной из капелл находился образ непорочного зачатия пресвятой Девы Марии, написанный Франциском Смуглевичем или его учеником.


КОСТЁЛ СВЯТОГО ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО
Несмотря на то, что храм многократно перестраивался, сохранился основной готический характер его архитектуры. Укреплённые контфорсами стены из красного кирпича, три башни, 19 бойниц-амбразур под крышей в северной стене придают костёлу характер готического храма оборонного типа.

По своим размерам храм — одно из самых крупных готических культовых зданий в Литве. Храм трёхнефный, зального типа; длина составляет 42,2 м, ширина 24 м. Центральный неф в два раза шире боковых нефов. Продолжение центрального широкого нефа — более низкий пресбитерий длиной 20,2 м, отделённый изящной триумфальной аркой и заканчивающийся гранёной апсидой.

Внешний декор костёла здания довольно скромен. Главный и боковой южный фасады отличаются особой выразительностью. Их композиция основана на ритме высоких вертикальных окон и узких контфорсов. В нижней части главного западного фасада основной акцент составляет портал со стрельчатой аркой и профилированной рамой с аркатурой. На главном фасаде, по углам которого размещены две небольшие восьмиугольные башенки, выделяется центральная часть с широким стрельчатым окном посередине и нишами по обе стороны от него, оформленными орнаментами из кирпича.

Ниши по обеим сторонам большого окна повторяют формы стрельчатых готических окон. Над нишами орнамент кирпичной кладки. Главный фасад украшает фриз из профилированных кирпичей. Винтовые лестницы внутри башенок ведут в галерею с амбразурами. Верхние ярусы фронтона и башенок фасада носят черты барокко.




КОСТЁЛ СВЯТОЙ АННЫ
Здание небольших размеров, удлинённой прямоугольной формы, длиной 22 м и шириной 10 м. Боковые стены тонкие, с четырьмя парами стрельчатых окон; между ними выступают с внутренней и наружной стороны столбы. Они выполняют функцию контрфорсов, несущих тяжесть сводов.
В стенах пресбитерия с гранёной апсидой они превращаются в изящные декоративные башенки-пинакли, расположенные полукругом у крыши апсиды.

Самым ценным элементом костёла считается главный фасад, «не имеющий себе равных не только в литовской, но и во всей восточноевропейской кирпичной готической архитектуре».

Он отличается необыкновенной пластикой, разнообразием и декоративностью его линий и форм. Правильная симметричная композиция фасада образована тремя грациозными башнями изящной формы и одинаковой высоты, с подчёркнутой средней частью.

В строительстве храма было использован жёлтый фасонный кирпич, тщательно обожжённый, устойчивый к сырости и колебаниям температур, 33 различных форм. После пожара 1761 года закоптелые внешние стены были покрашены в красный цвет.



КОСТЁЛ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ
Каменная церковь была построена в 1650 году. При нашествии московских войск и украинских казаков в 1655 году храм и монастырь значительно пострадали. Восстановительные работы затянулись до 1703 года, когда костёл был заново освящён во имя святой Екатерины. К восточной стороне был пристроен пресбитерий с апсидой.




КОСТЁЛ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ
После Второй мировой войны в помещениях монастыря было устроено общежитие Вильнюсского педагогического института. В 1971-1976 годах под руководством архитектора Видмантаса Виткаускаса был обновлён фасад костёла, реставрировался интерьер.


КОСТЁЛ СВЯТЫХ ИАКОВА И ФИЛИППА

КОСТЁЛ СВЯТЫХ ИОАННОВ

Орган костела Святых Иоаннов




Колокольня костела Святых Иоаннов

КОСТЁЛ ПЕТРА И ПАВЛА

Снаружи церковь выглядит довольно скромно. Горизонтальные карнизы разделяют фасад на два яруса. Двухъярусный фасад украшают строгие колонны (вместо обычных для барочной архитектуры пилястров), треугольный фронтон, по композиции близкий классическому портику, с рельефом, символизирующим мир, в нише, декоративно оформленный портал и открытый балкон с деревянной балюстрадой. По бокам слева и справа от большого окна и балкона в нишах фигуры святого Августина и святого Станислава.

В костёле девять алтарей; главный — во имя святых апостолов Петра и Павла (остальные — Иисуса Антокольского, Святого Франциска Ассизского, Девы Марии, Пяти Ран Иисуса и алтари в четырёх часовнях).



Главным достоинством костёла является гармонично решённое внутреннее пространство с множеством высокохудожественных скульптурных украшений на сводах пресбитерия, в куполе, в центральном нефе, в капеллах Святого Августина, Женщин, Святой Урсулы, Рыцарей. По своему художественному совершенству и богатству барочных форм интерьер не имеет себе равных в Литве и Польше.


Люстра костёла
Фигурных композиций, горельефов и статуй, изображающих библейские, исторические, мифологические и аллегорические персонажи, фантастические демонические существа, растения и животные, насчитывается более двух тысяч. На куполе костёла изображён Господь, взирающий сверху на всё это. Человеческие фигуры представляют сцены из Нового Завета и самые важные события истории Литвы.

Основные лепные украшения (стукковые рельефы) выполнены итальянскими скульпторами Джованни Пьетро Перти (Перетти) и Джовани Мариа Галли и мастером из Вильны Мацеем Жилевичем.


Потолок костёла



Герб




КОСТЁЛ СЕРДЦА ИИСУСА

Состояние: храм не действует.
Сохранившееся здание костёла — выдающийся памятник архитектуры позднего барокко. В плане храм греческого креста — единственный в Литве такого типа; увенчан большим восьмиугольным куполом высотой 37 м с двухъярусным барабаном. Купол опирается на стены двухметровой толщины, четыре полукруглых арки и угловые паруса. Наверху возвышается восьмиугольный фонарь с волютами и пилястрами по углам.

Стены сложены из кирпичей и оштукатурены, купол, фонарь и крыши крыты жестью. Волнистые линии пилястров, ниш, карнизов фасадов образуют динамические, гибкие формы.
Интерьер храма хотя и значительно повреждён, но сохраняет пышный пластичный декор в стиле рококо. Сохранились фрагменты росписи стен.
Украшавшие алтари храма картины Чеховича хранятся в Художественном музее Литвы.


НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Основана в XIV веке. С 1871 года в Никольской церкви двадцать лет служил настоятелем Иоанн (Шверубович), отец Василия Качалова. Известный впоследствии русский советский актёр родился и детство (по 1893 год) провёл в соседнем доме, принадлежавшем церкви, о чём сообщает установленная на его стене мемориальная плита.


ОСТРАЯ БРАМА
Представляет собой единственные сохранившиеся ворота городской стены и часовню с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской. Ворота построены в готическом стиле в 1503-1522 гг., когда Вильнюс окружила городская стена с пятью, позднее девятью воротами. Позднее над аркой ворот достроен фасад с пятью амбразурами и аттиком в ренессанском стиле. Аттик декорирован Погоней — гербом Литвы, поддерживаемым двумя крылатыми львами-грифами, и рельефной головой Гермеса в крылатом шлеме.
Ниже в нише располагалась икона Спасителя.

25 января после богослужения Св. мученицы Татьяны я отправился поклонится ближайшим святым местам. Отправился я не один, у меня в гостях была именниница из Москвы, которая превратила мою мечту этой поездки в реальность.

Во вторник 26 января мы благополучно прибыли в столицу Литвы, город Вильнюс. Надо сказать, что Вильнюс из трёх столичных городов Прибалтийских Республик мне нравиться по-особому. Там сочетание тишины, культуры, духовности и богатой истории. Не смотря на войны, оккупации и разрушения, архитектура Вильнюса довольна самобытна и не похожа не германский (как Рига), не на скандинавский (как Таллинн) стиль.


Визитная карточка Вильнюса, это башня Гядиминаса. Однажды Великий князь Гядиминус приехал из Тракая в эти места охотится. Прикончив одного тура, он заснул у подножья горы и во сне ему приснился металлический волк, который выл как 100 волков. Князь просил жреца Лиздейку объяснить сей сон и тот сказал, что на этой горе надо основать замок и город, который будет непреступен как железный волк, а слава о городе разнесётся как вой стаи 100 волков.


Со средних веков Вильнюс находится на границе католической и православной веры. Если Рига и Таллинн в начале своей истории были калониальными городами, их основывали и ими управляли правители из Запада, то вот Вильнюс основали местные жители и он вырос на собственной литовской почве. Это всегда был город центром духовной жизни и науки, городом великих князей, который ни когда не входил в Ганзийский торговый Союз.


Вильнюс знаменит своими святынями, как православными, так и католическими. Так в часовне Костёла Святой Терезы имеется главная святыня Литвы, это Остробрамская икона Богородицы, она находится прямо над вратами, которые ведут в старой город. Это общехристианская святыня и в Католической и Православной Церкви имеется День празднования этой иконы .

Икону иногда называют также «Корсунская Благовещение», связывая с ней предание о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богородицы частью сцены Благовещения. Остробрамская икона Божией Матери - чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше. Её размеры 2 м х 1,63 м, на ней позолоченная риза.


Виленская Остробрамская и просто Виленская иконы Богородицы

Однако не стоит путать Виленскую Остробрамскую икону с Православной Виленской иконой, которая находится тут же рядом в соборе Свято-Духова Православного монастыря .

Виленская икона типа «Одигитрия» (Путеводительница) написана евангелистом Лукой . Из Палестины икона попала в Константинополь. Впоследствии была прислана греческим императором королю Галицкому и Червонной Руси. После падения Галицкого княжества, икона стала достоянием Московского князя. По другому преданию, икона эта была принесена в Москву царевной Софией , вышедшей замуж за Иоанна III .

В 1495 году Великий князь Московский Иоанн III благословил иконой свою дочь Елену, выходившую замуж за Литовского князя Александра. Икона была перенесена в столицу Литвы Вильну (современный Вильнюс), где и получила своё название - Виленская .

Когда Елена умерла, то святая икона Божией Матери была поставлена в Пречистенском соборе, над её гробницей. Когда родство между московским и литовским дворами пресеклось, царь Иоанн Васильевич Грозный пытался вернуть эту чудотворную икону в Москву и предлагал за неё польскому королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно воспротивился этому, потому что всё духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища .

В Пречистенском соборе икона пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Свято-Троицкий монастырь , находившийся тогда в распоряжении католиков. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с Виленской иконой был возвращён православным. С этого времени Виленский образ Богородицы заменил собой для обители отданную католикам икону Остробрамскую .

В Первую мировую войну, в связи с угрозой оккупации Литвы немецкими войсками, архиепископ Виленский и Литовский Тихон (будущий российский патриарх) благословил эвакуировать в Россию все православные святыни, в том числе и Виленскую икону. Чудотворный образ поместили в московский Донской монастырь. Впоследствии икона исчезла, и судьба её неизвестна . Однако в Вильнюсе находится точная копия той древней иконы .


Вообще монастырь Вильнюса больше известен другой своей святыней, мощами Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия . Все трое они находятся в одной широкой гробнице посередине собора под стеклом.

Иоанн Виленский (в язычестве — Нежило) (+ 1347), придворный князя Ольгерда, старший брат мч. Антония Виленского, мученик. Антоний Виленский (в язычестве — Кумец) (+ 1347), придворный князя Ольгерда, младший брат мч. Иоанна Виленского, мученик. Евстафий Виленский (в язычестве — Круглец) (+ 1347), придворный князя Ольгерда, родственник братьев-мучеников Антония и Иоанна, мученик.
Они служили при дворе великого князя Литовского Ольгерда (1345-1377 гг.). Житейские расчеты подвигнули Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной Витебской княжне Марии Ярославне (1346 г.), расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику княгини Марии священнику Нестору проповедь, позволил выстроить несколько храмов — два в Витебске и один в Вильне (ныне Вильнюс) во имя святой мученицы Параскевы . Храм Параскевы стоит в вильнюсе и сегодня, в нём крестили предка поэта А.С.Пушкина Ганнибала в присутствии императора Петра Первого . Отец Нестор обратил несколько придворных литовцев-язычников в православие. Среди них были два брата из местной знати — Нежило и Кумец, названные во святом Крещении Антонием и Иоанном.



Святые пострадали за веру в языческое время. Литва - это страна, которая приняла христианство последней в Европе . А потому здесь были сильны языческие устои и язычники Вильнюса требовали в 14 веке смерти для тех, кто себя объявлял христианами. Например Евстафия мучали пять дней, его избивали, дробили кости ног, отрезали уши и нос, но он не отрекся от Христа видя стойкую веру и мучения братьев Антония и Иоанна, желал разделить с ними участь. Мученики были повешены на дубе, сейчас на том месте через дорогу от монастыря стоит бывший православный собор Святой Троицы, а ныне Церковь Католиков Греческого обряда .


Во время перенесения тел святых страстотерпцев в этот храм были обретены нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления. По просьбе православных литовцев, святитель Алексий, митрополит Московский (1378 г.), обратился к Константинопольскому Патриарху Филофею с тем, чтобы он благословил причислить мучеников к лику святых. Патриарх уже в 1364 году прислал преподобному Сергию Радонежскому крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия.

Подвиг святых мучеников имел великое значение для всей Литвы. Сам князь Ольгерд не только возвратился к христианской вере, но в конце жизни принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами. К концу XIV века половина жителей Вильны исповедовали Православие. Впоследствии, на протяжении столетий, мощи святых страстотерпцев Антония, Иоанна и Евстафия не только прославлялись чудесами, исходившими от них, но и претерпели много испытаний. Вначале эти мощи прибывали в далёком Византийском Константинополе, потом их доставили на родину в Литовский Вильнюс. В 1915 году, при наступлении немцев, эти святыни, как самые драгоценные реликвии Православия в Прибалтийском крае, были взяты в Москву митрополитом Тихоном, будущим Патриархом. В памяти верующих Вильнюса и по сей день живут грустные воспоминания о прощании со святыми мучениками и радостные о торжественной встрече мощей святых Антония, Иоанна и Евстафия в 1946 г. в Виленском Свято-Духовом монастыре.

В Виленском православном монастыре в субботу вечером и воскресенье утром поёт очень красиво и умилительно хор. В храме многолюдно, много молодёжи. С удовольствием побывал на трёх богослужениях.


Если быть точным, то в Вильнюсе Монастырский собор принадлежит как бы двум монастырям сразу у территории мужского монастыря Святого Духа существует и женский монастырь Марии Магдалины. Вначале который был основан в 1861 году в Вильнюсе, правда в другом месте города.

В 1944 году от военных действий Марие-Магдалинский монастырь сильно пострадал. Церковь с колокольней представляли руины. Сгорели жилые дома и все хозяйственные постройки. Уцелел лишь у ворот домик-сторожка и погреб в земле, где долгое время приходилось ютиться монахиням. После войны все пришлось восстанавливать.

Мариинский женский монастырь в 1960 году был переселен в Свято-Духов мужской монастырь. Все церковное и монастырское имущество было аккуратно перевезено, например копия Почаевской иконы с Почаевской Украинской лавры . Часть святынь (святые иконы и иконостасы в разобранном виде) переданы на хранение в Виленский кафедральный Пречистенский собор, частью в Свято-Духов монастырь, а остальные оставлены при обители.

Только в начале 1990-х годов монастырь снова получил отдельные помещения и сейчас является единственным женским монастырем Виленской епархии.

В католическом кафедральном соборе Вильнюса имеются мощи и католического святого короля Казимира. Родился в Кракове и умер в Гродно в 1484 году. Литовский княжич и польский королевич, святой покровитель Польши и Литвы. Покровитель молодёжи. В 1483 году Казимир был вызван отцом в Вильну из Кракова для занятия должности коронного подканцлера . В 1483, уже будучи больным (вероятно, туберкулёзом), приехал в Вильну. В конце года вместе с отцом направился на съезд шляхты в Люблин, но из-за плохого самочувствия был вынужден остановиться в Гродно. Узнав в феврале о тяжёлом состоянии сына, Казимир IV приказал закончить мероприятие и возвратился в Гродно. Королевич Казимир скончался в гродненском замке 4 марта в присутствии отца. Прах был перевезен в Вильну, где захоронен в часовне Божьей Матери Кафедрального собора .


Казимир отказался от брака, вёл благочестивую жизнь, был очень верующим человеком и уже на похоронах одна девушка от его гроба исцелилась от эпилепссии, а потом были другие чудеса как от гроба, так и от его иконы. А в центре старого города напротив ратуши стоит католический костёл освещённый в честь святого Казимира, правда когда-то этот костёл тоже был Православной Церковью в которую приезжая в Литву ходил молиться писатель Ф.Достоевский.

Есть в Вильнюсе несколько десятков великолепных храмов и католических и православных...

Ну и какой же Вильнюс без традиционных циппелин со вкусном пивом в самом центре города у католического кафедрального собора, уже ради этого не стоит игнорировать столь святое католическое место даже не католикам, ибо подход к собору можно подкрепить столь вкусным чисто национальным литовским кушаньем. Рекомендую всем!

Второй день путешествия мы провели в городе Каунас (бывший Ковно), это второй город Литвы и литовская временная столица Литвы 1919-1939 годов. В городе 93% населения Литовцы, однако трудностей с русским языковым общением у нас не было, все мне отвечали по-русски
. В Каунасе, сразу через дорогу от автостанции имеются две православные Церкви. одна церквь Воскресения и другая, это Богоявленский собор.

Именно в этом соборе находится православная святыня, Сурдегская икона Богородицы .

История Сурдегской иконы Пресвятой Богородицы связана с местечком Сурдегис, расположенным в 28 километрах от литовского города Паневежис. 15 августа 1530 года недалеко от храма, на ключе, из которого окрестные жители брали воду, явилась икона. Один из свидетелей чудесного явления выстроил на месте обретения другую церковь в честь Живоначальной Троицы, в которой с тех пор икона и стала находиться. А ещё через 20 лет рядом с церковью был основан мужской Свято-Духов монастырь.

Под покровом Божией Матери монахи, несмотря на тяжелые испытания, смутные времена и господство иноверцев, хранили верность православию. Католики и униаты неоднократно пытались захватить монастырь, разогнать монахов и даже забрать чудотворную икону, но по молитвам иноков Божия Матерь разрушала планы злоумышленников.

Как-то отнятый у православных святой образ привезли в Трашкунский католический монастырь бернардинов, но, когда икону внесли в костёл, лик Божией Матери стал невидим для присутствующего народа, а у похитителей перекосило челюсти.

Бернардинский настоятель, видя это знамение, тут же отправил икону крестным ходом обратно в Сурдегский монастырь. Во время возвращения одна слепая женщина, приложившись к святыне, тут же прозрела. Монастырская летопись зафиксировала множество подобных исцелений.

В 1915 году, перед занятием Литвы немецкими войсками, Сурдегскую икону Пресвятой Богородицы эвакуировали в Ярославль, и лишь в 1921 году она была возвращена в Литву. В настоящее время святой образ находится в каунасском Благовещенском соборе и по сей день являет чудеса.

Возведенный в 1895 году собор Архангела Михаила изначально был православный, до Первой мировой войны. Затем, когда город заняли немецкие войска, храм стал лютеранским. После окончания войны церковь перешла литовской армии, став католической. В 1938 году в ней установили орган. После Второй мировой войны, в церкви располагались: сначала школа, а потом тюремная больница. В 70-ее годы было решено сделать здесь филиал музея изобразительных искусств. И лишь в 1991 году храм был возвращен верующим. Каждое воскресенье в 16.00 концерт органной музыки.

Ниже по самой красивой улицы каунаса по названии Виленская, от собора и до реки Неман, множество красивых католических костёлов и имеется даже замок, оплот рыцарства. строительство относится к середине XIII века. Построен в стратегически важном месте — слиянии рек Немана и Нериса как опорный пункт в обороне против Тевтонского ордена. В настоящее время сохранилось около трети замка с двумя башнями. в 1362 году Тевтонский орден осадил замок и после упорной борьбы взял его и разрушил. В начале XV века замок был отстроен князем Витовтом.

Следующим городом, который мы посетили, стал польский Белосток. Город больших католических соборов. Белосток был удостоин посещения Папы Римского и много мест напоминает о этом факте.

Однако в Белостоке имеется аж 10 православных храмов, а потому Белосток можно назвать самым православным городом Польши. Самый главный храм города, Собор Св.Николая содержит в себе две православные святыни.
В этом соборе находится гробница с нетленными мощами маленького мальчика, который пострадал ещё в младенчестве, это мученик Гавриил Белостокский .

В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор деревни Шутко. Он приласкал дитя, и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После этого мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. На девятый день ребенок скончался.

Палачи тайно вывезли бездыханное тело в поле, и бросили у опушки леса вблизи села Зверки. Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но даже охраняли тело от птиц. На доносившийся лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства. Изуверы были найдены и наказаны, а в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись.

При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30 лет.

В 1720 г., во время эпидемии, местные жители старались хоронить умерших младенцев вблизи могилы мученика, чувствуя благодатность этого места.

Однажды случайно задели гроб Гавриила и обнаружили его нетленные мощи. Их перенесли в крипту зверковской церкви. В 1746 г. храм сгорел, но мощи Гавриила остались невредимыми и были перенесены в Заблудовский монастырь. В 1755 г. в связи с ухудшением материального положения монастыря, из-за «его обветшалости и из-за опасений нападок со стороны иноверцев» , с разрешения Константинопольского патриарха и по благословению Киевского митрополита архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи Гавриила в слуцкий Свято-Троицкий монастырь.

Гавриил Белостокский был канонизирован Русской православной церковью в 1820 году и почитается как покровитель детей . Церковь сообщает о многочисленных случаях исцеления от святых мощей. Постепенно почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской империи.

В 1930-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где хранились мощи, был закрыт, а святые мощи Гавриила перенесены в Музей атеизма в Минске. В 1944 году святые мощи были перенесены из Минска в церковь Покрова Божией Матери в Гродно, где они находились до 21 сентября 1992 года. В 1992 году по благословению архиепископа Саввы (ставшего в 1998 году предстоятелем Польской Православной Церкви) мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский собор Белостока, где находятся и поныне, являясь объектом паломничества. В деревне Зверки сегодня действует женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где сооружен храм в честь святого Гавриила Белостокского. Это место также является местом православного паломничества, как для Русской, так и для Польской Православных Церквей.


Прямо через дорогу от собора находится Православный Духовный Центр с гостинничным комплексом. По-русски охотно общаются не только работники гостиницы, но и жители города, а в гостинном номере на стене висит православная икона.

В храме проходят очень красивые богослужения, много народа, чувствуется, что все знают друг друга, на службе даже в бутний день можно видеть детей и молодёжь.

Вторя святыня собора, это Белостокская икона Богородицы .

Прообразом для её написания была чудотворная Супрасльская икона Божией Матери.

Поначалу икона находилась в маленькой старой церкви в Белостоке. По завершении строительства Никольского собора в 1843-1846 годах икона была перенесена в собор и стала его главной святыней. В 1897 году перед ней молились царь Николай II Александрович и его семья.

В день празднования иконы по городу совершается большой крестный ход. В 1915 году икона была эвакуирована вглубь России, но в Польше осталось несколько её списков.

День празднования в Польской Православной Церкви: второй четверг по Пятидесятнице.


Вообще, я не думал ранее, что Белосток на столько красивый город. Я связывал Белосток с большим рынком, откуда в Прибалтику местные торговцы везут перепродавать товар. Но как оказалось в Белостоке есть и памятники, и музеи, и храмы и даже старинная усадьба Бровицких.

В городе красивые улицы, а так же до сих пор город украшен был рождественской элюминацией и на главной площади стоит огромная очень красивая ёлка.

Ещё в полумиллионным Белостоке очень интересная столовая, в ней 100 грамм еды стоит 3.90 злотых и не важно, положили вы туда кашу, салат или мясное блюдо, главное плати по весу!

В пределах 30 км. от города есть два православных монастыря.

Один из них Супрасльский, в котором хранится Супрасльская икона Богородицы .

Эта икона «Одигитрия» прославилась в Супрасльском монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы в Гродненской губернии (ныне территория Польши). В 1503 году архиепископ Иосиф Солтан пожертвовал монастырю список Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Супрасльская икона была написана в византийском стиле на доске размером 2,4 на 1,3 метра. Первоначально икона находилась в иконостасе церкви Благовещения. В XVII веке был выполнен новый иконостас, и икона была перенесена на левый столп храма. В скором времени икона прославилась исцелениями молящихся перед ней больных.

В 1915 году монахи, спасаясь бегством в Россию от наступающих немецких войск, забрали также и чудотворную икону. В Супрасль образ уже не вернулся, и его дальнейшая судьба неизвестна. В настоящее время в церкви Иоанна Богослова находится копия иконы, выполненная в XIX веке в связи с четырёхсотлетием монастыря. Сегодня перед Супрасльской иконой молятся люди разных конфессий, известны случаи исцелений.

Супрасльский монастырь перенёс немало трагических событий. После Брестского собора 1596 года, под давлением короля Зигмунда III, монастырь, несмотря на сопротивление его насельников, становится униатским. В 1839 году возвращён в лоно Православной Церкви. Особо пострадал монастырь во время Второй мировой войны, как от немецких, так и от советских войск. В феврале 1996 года, в результате неимоверных усилий православных поляков, решением Совета министров Польши монастырские постройки были переданы возрождённому в 1989 году православному монастырю в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

День празднования: 10 августа

К сожалению, самой иконе поклонится не удалось, собор находится на ремонте, да и отношение к поломникам не очень сердечные. Ворота монастыря постоянно закрыты и за сутки отводят только считанные минуты, два раза в день, чтобы можно было войти на территорию монастыря и то как мне показалось, лишь для того чтобы купить что-то в свещной торговой лавке. В собор не пускают, а в другой Церкви ощущение такое, что пол там годами не подметается от песка. И всё это это на таком фоне мирского сопровождающего, что мол "Пошли от сюда быстрее!". Второй бы раз я в тот монастырь бы не поехал . Да и православных я там не встретил, в гости приехали ксендзы, католические монахини и молодые пары католиков из Вроцлава и Кросно.

С Супральским монастырём связано имя и одного чтимого православного польского святого. Мирское имя преподобномученика неизвестно. Родился он в Великом княжестве Литовском в благочестивой православной семье. В молодости отличался необузданным нравом, убил человека. Движимый раскаянием, принял монашество с именем Онуфрий в Супрасльском Благовещенском монастыре (территория современной Польши) при его основателе игумене Пафнутии (до 1506). Движимый чувством раскаяния в тяжком грехе, принял решение пострадать за веру в мусульманских странах, но не получил на это благословения игумена. Наставленный афонскими иноками, устроителями Благовещенского монастыря, принял схиму с именем Антоний и отправился на Афон, где поселился в пирге (башне) святого Саввы Сербского (вероятно, близ Протата в Карее). На Афоне намерение Антония принять мучение за веру также не получило одобрения монастырских властей и старцев, и он послушно исполнял свой монашеский обет. Однако по прошествии какого-то времени Антоний услышал о подвиге знатного юноши Иоанна, замученного турками (вероятно в македонском городе Серры), и желание принять мучение за веру вновь овладело им. Он направился в Фессалоники, пришёл в храм Богородицы Ахиропиитос (один из древнейших храмов города, обращённый в мечеть в 40-х годах XV века) и начал молиться в ней во время мусульманского богослужения, за что был избит и брошен в темницу, где провёл 10 дней без пищи и воды. Вызванный после этого на допрос к турецкому градоначальнику, Антоний отказался от предложения перейти в мусульманство и в резкой форме порицал ислам и его приверженцев. Разъярённый градоначальник приговорил святого к сожжению, хотя кадий («законный судья») не нашел вины в поступке инока. Приведённый на казнь, Антоний вновь отказался принять ислам, плюнул в лицо стражнику и был убит ударом палицы. Чтобы пресечь поклонение христиан мощам новомученика, турки сожгли его тело, а прах развеяли.
Краткое житие со стихом вначале было написано, по всей видимости, в Супрасльском Благовещенском монастыре по рассказам афонских монахов или паломников вскоре после кончины преподобномученика. Почитание Антония Супрасльского не было распространено ни на Афоне, ни в Салониках. В монастыре удалось приобрести очень редкую иконку этого святого, которой нет даже в интернете, ровно как и священномученника и исповедника Василия Супрасльского убитого в старые времена инославными фанатиками.

Второй монастырь, это местечко Зверьки, то самое место, где покоилось толо зверски убитого младенца Гавриила до его прославления в лике святых и монастырб связан полностью с именем этого святого младенца.

В Белостоке вместо двух ночей пришлось провести и третью незаплонированную, а всё потому, что опоздали на автобус возвращаясь в Литву. Пока осматривали город и готовились к отъезду в 23.00, придя на вокзал мы неожиданно узнали, что вокзал с камерой хранения закрылся в 21.00. Честно говоря, это вызвало шок, т.к. билеты явно пропадали, как и литовский номер отеля. Пока разыскали охранника, который не спеша согласился нам выдать вещи, автобус уже ушёл. Пришлось в ливневый дождь на такси искать место дешового ночлега.

Я всегда, на протяжении уже лет 10 особенно сильно почитал молитвенно святого младенца Гавриила Белостокского и вот моя мечта сбылась съездить и поклониться его мощам, помолиться на трёх богослужениях у его гробницы. Может быть это он так быстро не отпускал меня назад... Остаётся в это верить чтобы скрасить эту неприятность.

Очень жаль, что автоперевозчик пассажирской фирмы Полония имея телефоны своих пассажиров, даже не поинтересовался судьбой своих "пропавших клиентов". В то же время на утро экипаж автобуса фирмы "Эколайн", позвонили аж 4 раза на мой не отвечающий телефон чтобы сообщить, что автобус Рига-Бонн проходящий через Белосток и Вильнюс опаздывает на 1 час. Сразу чувствуется забота о своих пассажирах .

В Литву мы всё же вернулись на следующий день. Дорога Белосток - Вильнюс занимает 6 часов на автобусе. Ну а наша последняя остановка путешествия, это был город Тракай .

Город расположен в 27 км к западу от столицы Литвы Вильнюса. В его окрестностях насчитывается 200 озёр. Тракай известен своим замком на острове между озёрами Гальве, Лука и Тоторишкес (лит. Татарское ).

Озеро Гальве, на котором находится 21 остров, имеет глубину 46,7 м и является самым глубоким в этом районе. Площадь озера Гальве — 3,88 км².

Численность населения Тракай составляет около 5400 жителей (60 % — литовцы, 20 % — поляки, а также русские, белорусы, караимы и татары). С 1991 г. население города сократилось примерно на 1300 человек.

Самая большая достопримечательность Тракая, это конечно же рыцарский замок на острове озера. Вход в замок более 5 евро. Именно здесь жили великие князья Литовские, когда Вильнюса ещё и в планах не было.


Сам замок находится в 2х км. от автовокзала. В Тракае есть православная Церковь Рождества Богородицы, которой насчитывается 150 лет. А по соседству чтоит католический костёл.

Костёл Явления Пресвятой Девы Марии (XV - XVIII в.) Это первый приходской костёл, построенный в 1409 г. при содействии Великого Литовского князя Витаутаса. Войны и пожары не раз его уничтожали. Перестроена в 1717 г. В главном алтаре висит икона св. Девы Марии с Младенцем. Считается, что икона чудотворна, ограждает от бед.



Сама Тракайская икона и Аглонская икона в Латвии обсалютно схожи. Правда, если смотреть на сами деревянные иконы сняв с них золочённые ризы. Ведь по преданию, Аглонская икона писалась, как точная копия с Тракайской иконы . Однако драгоценные ризы эти иконы делают различными.


В Тракае, эта икона очень почитаема как покравительница города и всей республики.

А ещё в Тракае живут Каримы у которых есть свой молитвенный дом называемый Кенасса.

Караимы попали в Тракай благодаря Витовту Великому, который привел около сотни караимских семей сюда в конце XIV века из Крыма для охраны. Сегодня в Тракае живут 70 каримов у которых можно вкусно покушать и сладко выпить, что я и сделал перед возвращением в Латвию.

Однако уехать из Тракая было не так и просто. После того как Литва перешла с лита на евро, то ли литовцы не хотят расставаться с литом, то ли не научились считать сколько дать сдачу, но продать мне билет до Вильнюса отказались под предлогом "нечем дать сдачу".

После небольшого но громкого конфликта, мне пришлось на литовскую несправедливость требовать вызывать посла родной страны , чтобы он разменял мне деньги на обратную дорогу . Сразу по улице забегали кассиры автовокзала, а деньги согласился менять шофёр рядом стоящего автобуса. Автобус меня терпеливо дожидался... (а может шофёр правда хотел на посла дождаться посмотреть) и с 10 минутным опозданием мы уехали из этого чудо-Тракая.

Поездка удалась не смотря на все трудности и переживания, ведь удолось поклониться множеству святынь, о которых честно говоря, перед поездкой я даже не знал о их существовании.

Статьи по теме