Монастыри митрополии. Липецкая область Липецкий женский монастырь

Образована 6 января 1954 года из смежных районов Рязанской, Воронежской, Курской и Орловской областей. Население - 1 156 221 чел. (2017).

Православие в Липецкой области

С конца XIV века на липецкой земле строятся православные храмы и основываются первые монастыри.

В XVII-XVIII веках территория Липецкой области была подчинена Рязанской и Воронежской епархиям. С начала XIX столетия и до 1917 года церковная история отдельных частей Липецкого края связана с Тамбовской, Орловской, Рязанской, Тульской и Воронежской епархиями.

С липецкой землей связан духовный подвиг русских святых – святителей Тихона Задонского, Феофана Затворника, священномученика Уара (Шмарина), епископа Липецкого.

К началу XX столетия на территории Липецкой области, в современных границах, действовало более пятисот храмов.

В 1926 году была создана Липецкая епархия, первым правящим архиереем стал священномученик Уар (Шмарин). После его ареста и ссылки в 1935 году Липецкую кафедру возглавил епископ Александр (Торопов), расстрелянный в 1937 году по обвинению в организации и руководстве контрреволюционно-монархической группой. С этого времени Липецкая кафедра была упразднена, ее территория вошла в пределы Воронежской кафедры.

По решению Священного Синода от 7 мая 2003 года Воронежско-Липецкая епархия была разделена на две самостоятельных кафедры – Воронежскую и Липецкую. Решение о создании Липецкой и Елецкой епархии утвердил Архиерейский Собор РПЦ в октябре 2004 г. Временным управляющим Липецкой и Елецкой епархии был назначен епископ Задонский Никон (Васин Николай Иванович). 26 декабря того же года Указом Святейшего Патриарха Алексия IIназначен правящим архиереем.

За 10-летний период деятельности, к 2013 году, в Липецкой и Елецкой епархии численность духовенства увеличилась более чем в три раза (382 священнослужителя). Было открыто 97 приходов, 7 монастырей из 10 действующих, освящено 82 престола, построено 26 храмов, велось строительство 28 храмов, совершено 207 диаконских и 199 священ-нических хиротоний. Были возобновлены богослужения более чем в ста храмах, численность монашествующих в монастырях увеличилась в два раза.

Населённые пункты

Святыни Липецкой области

Троекуровский Дмитриевский Илларионовский женский монастырь

Дата основания : 1871

Статус : действ.

Адрес : Липецкая обл., Лебедянский р-н, с. Троекурово

Женский монастырь. Возник у кельи, в которой с 1824 жил известный подвижник старец Илларион (И. М. Фомин, 1773/74-1853). Официально открыт как община в 1857, в 1871 получил статус монастыря. В кон. XIX в. полностью отстроен в камне (надвратная колокольня выстроена в 1907-1909), к нач. ХХ в. один из крупнейших монастырей епархии. Закрыт в 1923, окончательно ликвидирован в 1929-1930. Постройки переданы совхозу, частично сломаны. Вновь открыт в 2003.

Примечания : Деревянная келья старца Иллариона сохранялась в монастыре до советских лет.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

Дата основания : нач. XVII в.

Статус : действ.

Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, г. Задонск

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная. Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном.

Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь

Дата основания : 1867

Статус : действ.

Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, с. Тюнино

Женская община при Богородице-Тихоновской кладбищенской церкви Задонска возникла уже в кон. 1810-х, но из-за сопротивления окрестных землевладельцев получила официальный статус только в 1860, с 1867 - монастырь. Основные постройки сооружены в кон. XIX в., в 1876-1879 выстроена колокольня (не сохр.). В 1920 преобразован в артель, окончательно закрыт в 1930, постройки переданы колхозу. Возвращён верующим в 1994, как монастырь вновь открыт в 2002.

Храмы Липецкой области

Церковь иконы Божией Матери "Знамение" (Вешаловка)

Каменная тёплая церковь иконы Знамения Божией Матери была заложена в 1768 году владельцем усадьбы гвардии ротмистром Яковом Афанасьевичем Татищевым (1725-1806). Построена и освящена церковь была в 1794 году. По церкви село называлось Знаменским.

Автором проекта церкви Знамения был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов (1737-1799). В период работы над проектом этой церкви он ещё не был членом масонской ложи в России, поэтому ошибочным считается мнение ряда исследователей о том, что в архитектуре храма присутствует много масонских знаков и символов.

Адрес: 398505, Липецкая область, Липецкий район, с. Вешаловка

Проезд: Примерно 30 минут на машине от г. Липецк.

Церковь Димитрия Солунского (Берёзовка)

В 1891 году в Березовке построен храм Димитрия Солунского - в память о русских воинах павших на Куликовом поле. Её возвел на свои средства крупный предприниматель и меценат Ю. С. Нечаев-Мальцев.

Проект церкви выполнил архитектор А. Н. Померанцев. Есть сведения, что расписывал храм В. М. Васнецов, а мозаики исполнял петербургский мастер В. А. Фролов. В церкви были созданы колонны в мавританском стиле. Металлическая конструкция кровли, хоры и лестницы сделаны по чертежам инженера В. Г. Шухова.

Сегодня живопись и мозаика не сохранилась, разрушена уникальная в области трехшатровая звонница храма. Дмитриевская церковь была до начала XXI века заброшена. В 2008 году началось её восстановление, в первую очередь намечено построить кровлю из патинированной меди.

Адрес: Село Берёзовка Данковского района Липецкой обл.

Проезд: От Данкова на северо-запад идет дорога на Куликово поле, проходящая через Березовку. Там на левой строне близ дороги стоит церковь Дмитрия Солунского

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Баловнево)

Построена в 1797-1823 годах. Автором проекта ряд исследователей считают В.И. Баженова (1738–1799). Храм представляет редкий тип объемно-пространственной композиции раннего классицизма – двухколоколенную церковь с двухъярусным световым барабаном. К подобному типу принадлежит, в частности, Троицкая церковь в подмосковном имении фельдмаршала П.А. Румянцева Троицкое-Кайнарджи, авторство проекта которой И.Э. Грабарь связывал с именем В.И. Баженова.

Архитектор: В.И. Баженов

Адрес: с. Баловнево

Проезд: От Данкова около 20 км.

Где остановиться

Паломнический дом при Лебедянском Свято-Троицком женском монастыре

Действует с 2005.

Рассчитан на 25 мест. Принимает паломников, трудников. Обеспечивает горячим питанием.

Адрес: Россия, 399610, Липецкая область, г. Лебедянь, ул. Студенческая, д. 12

Действует при монастыре: Лебедянский Свято-Троицкий женский монастырь

Социальная гостиница при Свято-Дмитровском Троекуровском Иларионовском женском монастыре

«Монастыри - это как бы запасные водоемы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют
иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают
живительную и спасительную влагу
душам жаждущим».

Cвященномученик протоирей Иоанн Восторгов

Н а Руси всегда любили монастыри - духовные очаги Православия. Верующие стремились совершать паломничество в обители, освященные молитвами многих поколений иноков.
Монастыри, основанные великими преподобными отцами, являются поистине светильниками мира.
История российского монашества насчитывает более тысячи лет. Возникновение монастырей в русском государстве большинство учёных относят ко времени Крещения Руси князем Владимиром. Впервые монахи появились на её южных границах ещё раньше - на рубеже VIII и IX веков. В Древней Руси монастыри являлись центрами духовности, образования и учености. В те давние времена монастыри были в основном городские и только с ХIV века начали образовываться новые монашеские обители через отшельничество. В это время возникли многие обители, без которых невозможно представить историю России, среди них и монастыри Липецкого края.
Абсолютно каждый монастырь имеет интересную, поучительную историю своего создания. Многие православные монастыри нашего края своей историей связаны с земной жизнью святых. Они своим опытом, своей мудростью подсказывают христианам достойный путь жизни.
Во многих обителях пребывают чудотворные и чтимые иконы Господни, Божией Матери, святых угодников, а также святые мощи и честные останки, различные святыни и реликвии, имеются святые источники. В монастырях с наибольшей точностью соблюдаются каноны православного вероучения.
Здесь особенно строго выдерживается богослужебный канон, совершаются разрешенные в монастырях христианские таинства, выполняются все православные обряды. Каждая обитель живет по строгому монастырскому уставу.
Смысл жизни иноков - стяжание Духа Святого, достижение святости, приобретение таких качеств души, как любовь, милосердие, сострадание, бесстрастие.
Жить в монастыре одновременно просто и крайне сложно.
Братия здесь трудится с раннего утра до позднего вечера. Одни из них работают по хозяйству, другие служат при церкви. Труд и молитва составляют жизнь иноков.

В наши дни сложно узнать об основании и истории липецких обителей. Существует множество преданий. Исследователи, историки монастырей буквально по «крупицам» собирают материалы. Одним из документальных источников при изучении истории монастырей нашего края стали «Писцовые книги»(1627-1630 гг.) Воронежской губернии.
За всю историю Липецкой области на её территории были 23 иноческие обители. Дата основания многих обителей не известна. По различным причинам часть из них прекратили свое существование уже в ХVII и ХVIII веках. Например, Знаменский мужской монастырь (сегодня село Знаменское Лев-Толстовского р-на) был закрыт в конце ХVII века. Даншина мужская пустынь на реке Дон была упразднена в 1699 году указом царя Петра I. В 1724 году был упразднен Успенский женский монастырь в городе Данкове и закрыт Красногорский Спасский мужской монастырь в Романове (село рядом с городом Липецк).
В 1764 году правительство Екатерины II провело секуляризацию церковных и монастырских земель. Многие иноческие обители на Липецкой земле были упразднены - Преображенский Красногорский женский монастырь в городе Лебедяни, Городецкая пустынь (село Преображенское Добровского района) и другие.
Две обители, упраздненные в эти годы стали вновь действующими: Свято-Успенский мужской монастырь (Паройская пустынь) в г. Липецке и Знаменский Богородицкий Каменогороский женский монастырь в г. Ельце. На начало двадцатого века в современных границах области действовало более десяти монастырей.
События 1917 года изменили жизнь монастырей: они были закрыты и разграблены. Многие иноческие обители в советские годы пришли в запустение и их храмы разрушены. В девяностые годы двадцатого века улучшилось отношение государства к Русской православной церкви. Кончился период атеистического лихолетья, стали возвращать храмы и монастыри верующим.
В Липецкой области один из первых был передан в ведение Русской православной церкви Рождество-Богородицкий монастырь, затем Свято-Тихоновский Преображенский и Богородице-Тихоновский (Тюнина) женские монастыри.
Это самые знаменитые и почитаемые иноческие обители в Липецком крае. Они являются, по выражению историка Воронежской епархии А. Правдина, памятниками святителю Тихону, епископу Воронежскому и Задонскому чудотворцу и исторически связаны с его именем.
Среди монастырей нашего края вместе с крупными и знаменитыми есть небольшие и совсем маленькие, но их религиозное служение людям остается важным и необходимым.
В 2013 году на липецкой земле образована Липецкая митрополия , в которую вошли две епархии Липецкая и Елецкая, в них: четыре мужские и шесть женских обителей.

Представляем монастыри ЛИПЕЦКОЙ ЕПАРХИИ

Мы сегодня стремимся в обители за «живой водой» веры, за духовной поддержкой, за наставлением, за разрешением своих сомнений, за обретением душевного спокойствия.

Посещая обители на нашей земле, вы сможете получить пользу для души, приобщиться к православию и прикоснуться к истории Липецкого края.

Библиография

Русские монастыри: южная часть Центрального региона России: Тамбовская и Мичуринская, Пензенская и Кузнецкая, Липецкая и Елецкая, Воронежская и Борисоглебская епархии. - Новомосковск: Очарованный странник, 2005. - 479 с.

Цепков, А. И. Книги окладные монастырям, церквям и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском в 1676 году. [Кн. 1] - 2004. - (Источники истории).

Низовский, А. Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России / А. Ю. Низовский. -
Москва: Вече, 2001. - 463 с. : ил. - (Самые знаменитые).

Добролюбов, Иоанн. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии / сост. И. Добролюбов. - Рязань, 1996. - С. 248-345.

Важинский, В. М. Монастыри в Липецком крае до начала ХХ века / В. М.Важинский // История-философия-культура: историко-философские чтения, посвященные 40-летию Липец. обл. (второй этап) : тезисы, сообщения, доклады. - Липецк, 1994. - С.118-136.

Липецкая и Елецкая епархия 2003-2008. Путем созидания: иллюстрированный альманах / гл. ред. Б. О. Архангельский. - Липецк: РПА Редпро, 2009. - 182 с.

Свято место: самые популярные паломнические места Липецкой области / подгот. О. Растегаева // Житье-бытье. - 2010. - 30 марта (№ 13). - С. 4.

Косякин, А. Иночество - глубина и тайна души / А. Косякин; фот. О. Власов // Липецкая газета. - 2009. - 22 июля. - С. 8.

Косякин, А. Драгоценное сердце России: [о монастырях и святых источниках г. Задонска] / А. Косякин; фот. Г. Колесникова // Липецкие епархиальные ведомости. - 2009. - С. 7.

Косякин, А. Поклон святым мощам: [о возрождении монастырей как дороге к возрождению духовности] // Липецкая газета. - 2009. - 17 февр.

Косякин, А. Иная жизнь [монастыри в Липецкой-Елецкой епархии] / А. Косякин; фот. И. Голобородько // Неоновый город L. - 2007. - №10. - С. 76.

Кружева родного дома: [краткий очерк об архитектурных памятниках Липец. обл., в том числе о монастырях] // Сельский строитель. - 2000. - №6. - С. 48.

Главный библиотекарь отдела абонемента

Харикова Л.И.,
фото Хариковой Л.И.

История Успенского мужского монастыря началась в XVII столетии. Это единственный монастырь, существовавший на территории современного Липецка за всю историю города. Монастырь Паройская пустынь, при котором находился Успенский храм, был построен в XVII – начале XVIII вв. В отдельных случаях постройка Древне-Успенской церкви датируется 1730-м годом. В начале XVIII столетия неподалеку от обители располагались Липецкие железоделательные заводы, основанные Петром I. В царствование Екатерины II Паройская пустынь была закрыта в 1764 году. В этот период среди монастырских построек был каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом св. Николая Чудотворца, деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», деревянная колокольня, настоятельская и братская кельи.

В 1804 году Успенский храм назвали приходским, он был приписан к Христо-Рождественскому храму города Липецка.

До осени 1936 года в Успенском храме продолжалась служба. В 1938 году по акту санитарной инспекции «во избежание загрязнения источников водоснабжения» храм был закрыт. После реставрации в конце 1980-х годов в храме размещался музей металла. С 1960 года храм является памятником истории и архитектуры всероссийского значения.

Свято-Успенская церковь необычна по архитектуре. Особенностью древнего храма является ориентация его длинной оси по линии северо-восток - юго-запад, то есть с отклонением на 45 градусов. Объемно-пространственная композиция храма состоит из восьмерика на высоком двусветном четверике, перекрытого высоким, с глухим барабаном куполом, и примыкающего к церкви с северо-запада низкого придела, соединенного с трапезной, расположенной с юго-западной стороны. Храм бесстолпный и бесколокольный, сооружен в стиле барокко. Верхняя часть четверика украшена угловыми рустованными пилястрами и карнизом с «сухариками», восьмерик - гладкими угловыми пилястрами и ступенчатым карнизом. Фасады четверика и полукруглой апсиды декорированы сложными барочными наличниками с высоким треугольным или полуциркульным (на восьмерике) очельем. Вход в трапезную украшают полуколонны и перспективная килевидная арка портала. Предполагается наличие прежде над входом, повторяющего форму арки щипца. Трапезная и придел украшены сложным ступенчатым карнизом из двух кирпичей на ребро с «сухариками». Оконные проемы трапезной и придела не имеют наличников, а края их для установки однопольных ставен оформлены по периметру в виде фасций.

В 1996 году храм был передан Русской Православной церкви и были начаты восстановительные работы. Накануне 2000 года в храме возобновились регулярные богослужения. В 2003 году решением Священного Синода принято решение об открытии Свято-Успенского мужского монастыря.

Первым наместником обители стал настоятель Древне-Успенского храма иеромонах (ныне – игумен) Митрофан (Шкурин).

На сегодняшний день в единственной православной обители Липецка после многовекового затишья возрождена монашеская жизнь, по монастырскому уставу ежедневно совершаются богослужения.

После восстановительных работ митрополитом Липецким и Задонским Никоном освящены храмовые престолы: 15 февраля 2004 года – придельный во имя св. Николая Чудотворца, 21 августа 2005 года – главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Возведен Духовно-просветительный центр с братским корпусом, крестильным храмом в честь священномученика Уара, первого епископа Липецкого (освящен митрополитом Никоном чином 24 сентября 2014 года), православной библиотекой.

В настоящее время продолжаются работы по восстановлению монастырского комплекса: подходит к завершению строительство водосвятной часовни с купелью в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на прежнем месте.

С 2003 года в монастыре действует воскресная учебно-воспитательная группа Свято-Успенского Липецкого мужского монастыря для детей от 8 до 13 лет, занятия проводятся по воскресеньям, по субботам работает творческий кружок по хоровому пению. По четвергам и пятницам проводятся катехизические занятия с готовящимися к Таинству крещения.

В Свято-Успенском храме обители ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. В вечер четверга богослужение сопровождается молебным пением с акафистом поочередно Успению Пресвятой Богородицы и святителю Николаю.

Богослужения совершаются ежедневно.

Утром богослужение начинается в 8:00 утра, вечером в 17:00.

В двунадесятые и воскресные дни – в 6:30 и 8:30.

В воскресенье вечером читается акафист пред иконой Божией Матери «Живоносный Источник» с молебном об одержимых недугом пьянства, наркомании.

На территории Липецкой области сохранилось богатое историко-культурное наследие. Значительная часть его представлена в основном памятниками архитектуры, которые находятся в городах области. Они передают неповторимую атмосферу русской провинции. Интерес вызывают и бывшие «дворянские гнёзда» Стаховичей, Муромцевых, Нечаевых, Хвостовых, Кожиных и др. Подлинными архитектурными шедеврами Липецкого края являются многие духовные святыни – городские и сельские храмы, а также несколько монастырских ансамблей, среди которых широко известные Задонский Богородицкий, Троекуровский Иларионовский, Сезёновский Иоанно-Казанский, Елецкий Знаменский, Лебедянский Троицкий монастыри.

Одним из ключевых направлений развития нашего региона становится туризм.

«Русский Иерусалим»

А кстати, многие ли знают про Тихона Задонского?
Ф.М. Достоевский

Город при монастыре, место чудное в верховьях Дона.
Н.Я. Мандельштам


«Русский Иерусалим» – город Задонск , крупнейший центр православной культуры. Слава этих мест связана с именем Святителя Тихона Задонского. Четыре монастыря и десятки храмов привлекают сюда туристов со всего мирa, среди них Задонский Рождество-Богородицкий монастырь.

В чем уникальность Задонска?

Что в нем такого, чего не увидеть в других русских городах?

Это город великих христианских духовных традиций, которые возвели Задонск в ранг общероссийских святынь. Закрепление за городом славы духовного центра - "Русского Иерусалима" - совпало с прославлением святителя Тихона Задонского, соединившего с ним свою судьбу. Город четырех действовавших к началу ХХ века на его территории монастырей, из которых три ныне восстановлены. Добро и милосердие, выражавшиеся в невиданных масштабах пожертвований, были стимулами процветания Задонска, одного из красивейших уездных городов Воронежской губернии во второй половине XIX века.

Рождество-Богородицкий монастырь стал началом города и остался его духовным центром, вокруг которого и прирастали новые кварталы.

Духовные традиции края претворены в замечательной архитектуре соборов.

В бывшем уездном городе мы видим два пятиглавых храма (Владимирский в Богородицком и Троицкий в Спасо-Преображенском монастырях), возведенных по проекту архитектора К. Тона, два других монументальных собора-исполина, созданных в "русском стиле", - Троицкий собор Скорбященского женского монастыря и Вознесения Христова в Тюнинском монастыре, Успенский собор на Торговой площади.

Задонские храмы, подобно богатырской симфонии "торжества духа", соединяются в единый городской ансамбль.

Слава и последующий расцвет Задонского монастыря связаны с появлением здесь святителя Тихона, который, оставив Воронежскую епископскую кафедру, в 1769 году переселился сюда в поисках уединения и молитвы. Жизнь Тихона Задонского была недолгой - всего 59 лет. В миру его звали Тимофей Соколов. Сын дьячка с Валдая окончил новгородскую семинарию и по окончании был оставлен учителем. В 34 года принял монашество под именем Тихона. Став воронежским епископом в 1763 году, он прославился своей справедливостью. Тихон категорически запретил телесные наказания. Заступаясь за крестьян, он говорил:«Зло есть и обида крестьян, когда господа их излишними оброками или работами отягощают...» Через несколько лет Тихон решил отказаться от епископства и уйти на покой в монастырь. Поселившись в Задонском монастыре, он отдает бедным все свои небольшие доходы и дары почитателей. Вскоре слава об отшельнике распространилась далеко за пределы Воронежской епархий. Черты личности Тихона, по определению Достоевского, таковы: «Необычайная проницательность, глубокое смирение, любовь к людям, проповедь всепрощения...» Все это оказывало большое воздействие на людей, приходивших в монастырь за утешением и надеждой.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь - мужской монастырь основанный в городе Задонске Воронежской губернии (ныне Задонский район Липецкой области), на левом берегу Дона.

Основные даты :

  • 1610 – дата основания
  • 1624 – первое упоминание о монастыре
  • 1692 - уничтожен пожаром
  • 1697 - восстановлен
  • 1853 - сооружен Владимирский собор
  • 1919 - разграблен и закрыт
  • 1990 - передан в ведение Русской Православной Церкви

Здания :

Собор Владимирской иконы Божией Матери Колокольня с церковью Николая Чудотворца Церковь Тихона Задонского и Игнатия Богоносца Церковь Рождества Богородицы Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» Надвратная часовня Церковь Тихона Задонского Часовня-купальня на источнике

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная. Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном.

Изначально монастырь получил название Задонского Тешевского Богородицкого, потому что относительно Москвы находился за рекой Дон, стоял на реке Тешевке и главной святыней была икона Владимирской Богородицы. Доподлинно неизвестна дальнейшая жизнь основателей монастыря, но принято считать, что они продолжили там служить до конца жизни и были похоронены рядом с храмом, о чем говорит запись в заупокойном Синодике.

На территории Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря расположен Собор Владимирской иконы Божьей матери .

Свято-Тихоновский Преображенский епархиальный монастырь - женский монастырь Липецкой и Елецкой епархии Русской православной церкви, расположен в 7 километрах к северу от города Задонска.

Монастырь открылся в 1991 году на месте бывшего Тихоновского общежительного мужского монастыря, закрытого в 1920 году.

Тихоновский мужской монастырь получил статус самостоятельного в мае 1873 года, поэтому среди других монастырей России считался достаточно молодым. Монашеское житие на его территории началось в 1865 году, когда настоятель Задонского Богородицкого монастыря архимандрит Димитрий с разрешения епархиального управления начал строительство скита.

Место для будущего монастыря было выбрано не случайно. Его очень любил угодник Божий святитель Тихон Задонский. В 1768 году после оставления кафедры он поселился в Задонском Богородицком монастыре и часто посещал один из уединённых уголков леса, называя его «раем земным». Своими руками он выкопал и обустроил здесь колодец. После кончины в 1873 году святителя Тихона Задонского, люди стали пользоваться водой из его колодца как целебной, и многие получали облегчение от болезней.

В годы советской власти монастырь подвергался разрушению дважды: в 20-е и в 60-е годы.

Его воссоздание как женского монастыря началось в 1992 г. Благодаря энергии и таланту ныне покойного архитектора Зарубина А. Д. удалось восстановить храм Живоначальной Троицы почти из руин. Сейчас в этом храме проходят богослужения.

Святыни : келья святителя Тихона Задонского, целебный источник, выкопанный святителем Тихоном, Иверская икона Божией Матери.

Южная часть Задонска - Мещанская. Духовным ядром в Мещанской части города является Успенский собор (Церковь Успения Пресвятой Богородицы) . Год постройки - не ранее 1800. Осью симметрии служит ложе высохшей реки Тёшевки, называемое яром. Двучастность предопределена рельефом двух мощных косогоров, на склонах которых и раскинулся город. Две продольные, самые длинные улицы города и Дворянская (ныне улица К. Маркса) и Соборная (ныне улица Крупской) параллельные Дону, соединяют обе части в единое целое.

К 17 веку сложилась торговая Базарная площадь на южной стороне р.Тешевка, на которой в 1798 году был заложен городской собор во имя Успения Божией Матери с двумя приделами во имя Архангела Михаила и св.Тихона Амафунтского. Собор был освящен в 1800 году, он и сегодня радует возвышенностью облика и совершенством архитектурного решения в стиле классицизма. Одноэтажный объем храма примыкает к трехъярусной колокольне с часами, увенчанной шпилем.

В первой половине 17-го столетия небольшой Троицкий скит, основанный несколькими годами ранее близ Каменной горы, расширился и стал мужским монастырем. Спустя полстолетия мужской монастырь был преобразован в женский. Способствовал этому тогдашний епископ Воронежский Митрофан.В годы екатерининских реформ Знаменский монастырь был официально закрыт, но несмотря на упразднение обители монахини не спешили её покидать. В 1769 году случилась трагедия: сильный пожар в Ельце уничтожил большую часть монастыря, погубив почти всех сестер. Только двум монахиням удалось выжить, но даже после этого они отказались покинуть обитель и жили на её руинах, проводя дни в молитвах.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

В первом десятилетии 17-го века два старца из Сретенского монастыря основали небольшую обитель в устье реки Тешевка. Кирилл и Герасим воздвигли деревянный храм, получивший при освещении имя Сретенья иконы Богоматери Владимирской. Все оставшиеся годы жизни старцы посвятили монастырю. Они были похоронены недалеко от места, где высился самый первый храм.Судьба монастыря складывалась непросто. Уже в 1692 году большинство деревянных зданий уничтожил пожар. Огонь не пощадил монашеское имущество и документы, но уцелела главная святыня, принесенная основателями храма.

Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь

К западу от Лебедяни в селе Сезёново, основанный по молитвам затворника и прозорливца Иоанна (Быкова) - Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь, где обретаются мощи затворника. Отсюда начинался подвижнический путь в Опти-ну пустынь учителя Липецкого духовного училища Александра Гренкова - знаменитого Оптин-ского старца Амвросия! Александр Гренков, прося наставлений и благословения, посетил затворника Иоанна, совершавшего молитвенный подвиг в селе Сезёново, но тот отправил его к более мудрому старцу Илариону в с. Троекурово. Путь лежал через город Лебедянь, и А. Гренков посетил Лебедянский Троицкий монастырь.

Свято-Тихоновский Преображенский монастырь

Менее чем в 10-и км от Задонска расположено одно из святых мест Липецкой области – женский Свято-Тихоновский монастырь Преображения Господня. Обитель расположена в живописном лесном уголке, который называл «земным раем» сам Тихон Задонский. Святой отец часто бывал в этих местах и собственноручно построил колодец на одном из источников, расположенных сегодня на территории монастыря. Основание обители произошло в 1873 году, хотя скит существовал на его месте уже в 1865 году.

Троекуровский монастырь

Основание Троекуровскому монастырю положено знаменитым затворником Иларионом (Фокиным), мощи которого обретаются в монастыре. Монастырские храмы, построенные в разное время, в разных архитектурных стилях составляют неповторимый и необычайно красивый комплекс на берегу Красивой Мечи. Достопримечательность и святыня обители - местночтимая икона Владимирской Божией Матери.

Троицкий монастырь

Монастырь стоит у северной окраины Лебедяни и не одну сотню лет привлекает не только богомольцев, но и любителей древней истории, а также знатоков архитектуры. Монастырские крепостные стены, имеющие три яруса бойниц, окружают самые древние на территории Верхнего Дона храмы. Троицкий собор (1642-1666 гг.), построенный в византийском стиле, необычная по архитектуре Успенская церковь с обширной трапезной и легендарная, бывшая когда-то надвратной, Ильинская, своим древним видом вызывают не только интерес и уважение: духовный трепет и благодать ощущаешь в их веками намоленных стенах! Монастырь окружён многочисленными легендами и преданиями.

Статьи по теме