Молитва о наречении еще одного. Крестное имя: сначала наречение, потом крещение

Самое подробное описание: наречение именем молитва - для наших читателей и подписчиков.

Молитва в ознаменование наречения ребенка именем, на восьмой день по рождении

Если молитвы первого дня сосредоточены прежде всего на матери, то в этом обряде основное место занимают прошения о младенце. Кроме того, молитвенное последование восьмого дня носит уже литургический характер. Священник в епитрахили возглашает «Благословен Бог наш. », затем читается Трисвятое по «Отче наш»; после возгласа «Яко Твое есть Царство. » произносится отпустительный тропарь святого храма или текущего дня. Это показывает, что младенец находится уже на пути к Церкви. Если в первых молитвах звучит как бы первое приветствие при встрече новой жизни, то здесь эта жизнь превращается в шествие к земному храму, где должно совершиться спасение; священник читает первую молитву:

«Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменуется свет лица Твоего на рабе Твоем сем (и впервые произносится имя, нарекаемое младенцу ) и да знаменуется Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его, во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. (При этих словах священник осеняет младенца крестным знамением, «знаменует» его .) И даждь, Господи, неотреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемом во время благопотребно святей Твоей Церкви и совершаемом страшными тайнами Христа Твоего: да по заповедем Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

По прочтении молитвы священник берет в свои руки младенца и, крестообразно поднимая его перед иконами, читает или поет тропарь Сретению: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение».

Чтением этого тропаря Церковь напоминает, что почти две тысячи лет тому назад в Храм Господень был точно так же принесен Богомладенец Иисус, Дитя Приснодевы Марии, рождением Своим открывший путь всем детям к неописуемой радости Царства Божия.

Поскольку в наше время этот обряд, как правило, соединяется с чином оглашения, священник, «возвратив младенца восприемнику, возглашает: «Господу помолимся» и положенные молитвы. Если оглашение и Крещение будут совершаться в другой день, то произносится отпуст, указанный в Требнике:

«Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови. Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святаго. (именем которого наречен младенец ) и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец».

Обряд наречения имени может быть опущен лишь в том, случае, когда младенцу угрожает смертельная опасность и Крещение совершается по сокращенному чину. Опускать этот чин во всех остальных случаях, а тем более при Крещении взрослого, не допускается, учитывая его глубокий духовный смысл.

Наречение именем молитва

Переводы Богослужебных книг

МОЛИТВА НА ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ МЛАДЕНЦА,

ПОЛУЧАЮЩЕГО ИМЯ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ПО РОЖДЕНИИ

Ведомо буди, яко по рождестве во осмый день приносится младенец от бабы к храму, и стоит пред враты храма.

Да будет известно, что в восьмой день по рождении повивальная бабка приносит младенца в храм и становится пред вратами храма. Священник же, надев по обычаю епитрахиль, возглашает:

Священник же творит: Благословен Бог наш: Трисвятое. Пресвятая Троице: И по Отче наш: Яко Твое есть Царство:

Священник: Благословен Бог наш: Затем: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Ибо Твое есть Царство:

Таже отпустительный тропарь дне или святаго храма.

Также отпустительный тропарь дня или святого храма.

Священник же знаменует его чело, уста и перси, и глаголет молитву:

Затем священник запечатлевает крестным знамением лоб, уста и грудь младенца и читает следующую молитву:

Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменается свет лица Твоего на рабе Твоем сем, [или: на рабе Твоей сей, ] имярек, и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениих его, во еже бегати суеты мiра, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. И даждь, Господи, не отречену пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными тайнами Христа Твоего: да по заповедем Твоим жительствовав, и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Господи, Боже наш, Тебя просим и Тебя умоляем: да запечатлеется свет лица Твоего на этом рабе Твоем [или на этой рабе Твоей ] (имя) , и да запечатлеется Крест единородного Сына Твоего в сердце и в помышлениях его [или ее ] , чтобы избегать ему [или ей ] суеты мiра и всякого злого умысла врага, следовать же повелениям Твоим. И дай, Господи, неизменно пребыть имени Твоему святому на нем [или на ней ] , который [или которая ] должен будет в надлежащее время соединиться со святой Твоей Церковью и стяжать совершенство через страшные таинства Христа Твоего; чтобы, по заповедям Твоим пожив и сохранив печать нерушимой, достиг он [или достигла она ] блаженства избранных во Царстве Твоем. По благодати и человеколюбию единородного Сына Твоего, с Которым благословен Ты, со всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Таже в руце взем отроча, стоит пред враты храма, или пред образом Пресвятыя Богородицы, и творит креста образ, глаголя:

Затем, взяв в руки младенца и стоя пред вратами храма или пред образом пресвятой Богородицы, начертывает образ Креста, произнося тропарь праздника Сретения Господня:

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Радуйся, благодатная Богородица Дева, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещающий находящихся во тьме. / Веселись и ты, старец праведный, / принявший во объятия Освободителя душ наших, / дарующего нам воскресение.

И бывает отпуст.

Затем: “Слава Тебе, Христе Боже:” и обычный дневной отпуст.

Подобает ведати, яко рожденный младенец аще убо немоществуяй не ссет, но к смерти зрит, не подобает ожидати, [якоже нецыи зле глаголют,] шестаго или осмаго дне, и тако крещати его: но в час воньже родися, токмо омыти его, и абие крестити, да не скончается непросвещен. Пять бо месяцей непраздныя, аще случится от некия язвы младенца уязвити, аки убийству по законом и правилом повинни суть: кольми паче суда подобает избегати рожденных, да не непросвещени скончаются.

Следует знать, что если рожденный младенец по немощи не сосет и выглядит умирающим, не следует ждать, как некоторые неверно говорят, шестого или восьмого дня, и лишь тогда крестить его, но должно в тот же час, когда он родился, только омыть его, и сразу же крестить, чтобы не скончался непросвещенным. Ведь если даже случится на пятом месяце беременности от какого-нибудь неосторожного удара преждевременно родить младенца мертвым, за это по законам и церковным правилам виновные подлежат возмездию за убийство: то насколько больше следует избегать вины за то, что уже рожденные скончаются непросвещенными.

(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).

При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

Эту молитву читают дважды. Первый раз, когда родители дают имя ребенку, второй раз утром, в день крещения ребенка в церкви. Чтоб Господь наш благословил имя его.

Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем (имя) и да знаменается крест единородного Сына Твоего в сердце и помышлениях его, во еже бегати суеты мира и от всякого лукавого навета вражия, последовати же повелениям Твоим.

И даждь, Господи, неотреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемом во время благотребно святой Твоей Церкви и совершаемым страшными тайнами Христа Твоего: да по заповедям Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием единородного Сына Твоего, с ним же благословен ecи, с Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Чтобы удача повернулась к вам, перед началом всякого дела произносите молитву предначинательную.

Эту молитву читают дважды. Первый раз, когда родители дают имя ребенку, второй раз утром, в день крещения ребенка в церкви.

Господи, Отец Вседержитель!

Язык – проветчик, зубы – межа, глаза – вода, лоб – бор, веди меня.

Для скорой и выгодной продажи читайте такую молитву.

“Да воскреснет Бог”.

Чтобы ваша жизнь в доме наладилась и любое дело спорилось, нужно Божье благословение.

От порчи вам поможет такая молитва.

Молитва Святому Вонифатию Милостивому.

При помощи этой молитвы и вере в чудо, которое она свершает, человек может исцелиться от неизлечимой болезни, избежать бед, резко изменить свою судьбу в лучшую сторону.

Молитва при наречении имени младенца

Молитва при наречении имени младенца

Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет лица Твоего на рабе Твоем сем (или: на рабе Твоей сей) (имя), и да знаменается крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его (или ея), во еже бегати суеты мира и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. И даждь, Господи, неотреченну пребыти имени Твоему святому на нем (или на ней), совокупляемем (или совокупляемей) во время благопотребно святей Твоей Церкви, и совершаемем (или совершаемей) страшными тайнами Христа Твоего; да по заповедем Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме; веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Св. священномученик Артемон (Великое значение имени человека вообще и христианского имени в особенности)

Св. священномученик Артемон (Великое значение имени человека вообще и христианского имени в особенности) I. Св. священномученик Артемон, память коего совершается ныне, во время великого Диоклитианова гонения на христиан, пред страданием позван был к допросу; на вопрос,

Слово шестое. Молитва к Богу и призывание Его Святого Имени

Слово шестое. Молитва к Богу и призывание Его Святого Имени 104. Вопр. Какое наставление преподает преподобный Нил о противоборстве всем вообще вышеуказанным страстным помыслам?Отв. “Подобает, говорит, на все злые помыслы призывать Бога на помощь: ибо, как сказал Святый

Молитва на дарование имени младенцу.

Молитва над женщиной, родившей мертвого младенца.

Молитва над женщиной, родившей мертвого младенца. Священник: «Благословен Бог наш…» Трисвятое по «Отец наш…». Дневной тропарь. «Господу помолимся».«Владыка Господи Боже наш, родившийся от Святой Богородицы и Вечнодевы Марии и младенцем возлежавший в яслях! Ты Сам, по

Молитва жене, егда извержет младенца (при ненасильственном аборте)

Молитва жене, егда извержет младенца (при ненасильственном аборте) Владыко Господи Боже наш, рождейся от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, и во яслех яко младенец возлегий, Сам рабу Твою сию днесь сущу во гресех, во убийство впадшую, волею или неволею, и зачатое в ней

Глава 4. Почитание имени Божия и молитва Иисусова в русской традиции

Глава 4. Почитание имени Божия и молитва Иисусова в русской традиции История почитания имени Иисуса в русской традиции восходит ко временам Киевской Руси. Литературные памятники этого периода свидетельствуют о том, что Иисусова молитва была хорошо известна в монашеской

13. Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. 14. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

20. и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. 21. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. 22. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровен

20. и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. 21. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. 22. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но,

Речь при наречении во Епископа

Речь при наречении во Епископа Ваше Святейшество! В настоящие священные и вместе страшные для меня минуты невольно вспоминаются мне слова, сказанные Господом ученику Его: Егда был еси юн, поясался еси сам, и ходил еси, аможе хотел еси, егда же состареешися, воздежеши

МОЛИТВА НА ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ МЛАДЕНЦА, ПОЛУЧАЮЩЕГО ИМЯ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ПО РОЖДЕНИИ

МОЛИТВА НА ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ МЛАДЕНЦА, ПОЛУЧАЮЩЕГО ИМЯ В ВОСЬМОЙ ДЕНЬ ПО РОЖДЕНИИ Да будет известно, что в восьмой день по рождении повивальная бабка приносит младенца в храм и становится пред вратами храма. Священник же, надев по обычаю епитрахиль, возглашает:Священник:

МОЛИТВА ЖЕНЩИНЕ, ИЗВЕРГШЕЙ МЛАДЕНЦА

МОЛИТВА ЖЕНЩИНЕ, ИЗВЕРГШЕЙ МЛАДЕНЦА Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Затем: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Ибо Твое есть Царство:Также отпустительный тропарь дня и

Молитва жене, егда извержет младенца

Молитва жене, егда извержет младенца Творит священник: Благослове?н Бог наш: Трисвятое. Пресвята?я Тро?ице: И по О?тче наш: Я?ко Твое? есть Ца?рство:Таже отпустительный тропарь дне. Таже:Го?споду помо?лимся.Влады?ко Го?споди Бо?же наш, рожде?йся от Святы?я Богоро?дицы и

Молитва святых крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго

Молитва святых крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго Глаголет иерей: Благослове?но Ца?рство:Таже, Трисвятое. Пресвята?я Тро?ице: И по О?тче наш: Я?ко Твое? есть Ца?рство:Го?споду помо?лимся.Го?споди Бо?же Вседержи?телю, всего? зда?ния ви?димаго же и

Молитва при наречении имени дитяти в восьмой день по его рождении

Молитва при наречении имени дитяти в восьмой день по его рождении Молитву читает священник Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем [на рабе Твоей сей] (имя) , и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в

Молитва в первый день после рождения младенца

Молитва в первый день после рождения младенца (Эту молитву должен читать священник.)Владыко Господи Вседержителю, исцеляяй всякий недуг и всякую язву, сам и сию днесь родившую рабу Твою (имя), исцели, и возстави ю от одра, на немже лежит: зане, по пророка Давида словеси, в

Молитва при наречении младенца в восьмой день от его рождения

Молитва при наречении младенца в восьмой день от его рождения (Эту молитву должен читать священник.)Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем (на рабе Твоей сей) (имя), и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в

Крестное имя: сначала наречение, потом крещение

Вы собираетесь окрестить ребенка, и хотите всё сделать «по правилам». В этом случае одним из главных вопросов, стоящих перед вами, окажется выбор крестного имени. Процесс выбора крестного имени (или иначе – церковного имени, имени для крещения, крестильного имени) окружен множеством фантазий, домыслов и слухов, поэтому предлагаем вашему вниманию информацию из авторитетного источника.

Все мы знаем по телепередачам митрополита Волоколамского Илариона. Владыка Иларион (Григорий Валериевич Алфеев) – доктор богословия, человек много знающий, эрудированный, к тому же он – член Высшего Церковного Совета, председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии Московского Патриархата, председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии», а значит, лицо, уполномоченное выражать официальную позицию Церкви. И с приходской практикой он знаком не понаслышке – является настоятелем московского храма на Большой Ордынке.

Предлагаем выдержки из его книг «Как прийти в Церковь» и «Православие» ,

см. Обряды, предшествующие Крещению. Наречение имени.

Митрополит Иларион пишет:

В соответствии с Требником таинству крещения предшествуют несколько обрядов: молитвы первого дня, наречение имени в восьмой день, молитвы сорокового дня. Изначально (когда крестили только взрослых людей) эти обряды не входили в состав таинства крещения. Они появились тогда, когда нормой стало крещение младенцев. // Требник – это богослужебная книга Русской Православной Церкви, которая устанавливает порядок совершения церковных таинств: крещения, венчания, покаяния и др.; слово «треба» старину означало «жертва», «молитва», «исполнение священного обряда». //

В первый день после рождения младенца священник читает над его матерью три молитвы. В этих молитвах он просит Бога исцелить мать младенца и восставить ее от одра болезни, сохранить ее «от всякаго диавольскаго мучительства» и очистить от скверны, а младенца – сохранить «от всякия лютости, от всякия бури сопротивнаго, от духов лукавых, дневных же и нощных».

В восьмой день, по обычаю, совершается наречение имени младенцу. При этом священник читает следующую молитву:

«Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменается свет лица Твоего на рабе Твоем сем (имя), и да знаменается крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его… И даждь Господи, не отречену пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно Святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными Тайнами Христа Твоего.

И даруй, Господи, чтобы святое имя Твое пребывало неотступно на нем, который в благопотребное время присоединится к Святой Твоей Церкви и причастится Святых Твоих Тайн, вызывающих трепет.

Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебя просим, да воссияет свет лица Твоего на раба Твоего сего (имя), и да знаменуется крест Единородного Сына Твоего в сердце и в помышлениях его… И сделай, Господи, чтобы имя Твое святое никогда не отходило от него и чтобы в нужное время он присоединился к Твоей Святой Церкви и причастился страшных Тайн Христа Твоего…»

В наши дни имя является не более чем опознавательным знаком, необходимым для того, чтобы отличить одного человека от другого. Каждый человек имеет имя, однако изначальный смысл этого имени, как правило, не связан с личностью человека: нередко люди даже не знают, что означает их имя. Называя ребенка тем или иным именем, родители обычно выбирают из весьма ограниченного круга имен, более или менее употребительных в их культуре, причем обращают больше внимания на благозвучность имени, чем на его значение.

Светские специалисты по антропонимике рекомендуют при выборе имени ребенку вообще не учитывать значение имени // с м., например: Суслова, Суперанская. «О русских именах», стр. 189–190, « Сопоставлять значение имен при выборе имени ребенку – занятие пустое и бесперспективное… Знание перевода того или иного имени с языка-источника представляет интерес только в том смысле, что позволяет уяснить исторический путь имени от одного народа к другому… Для практического же именования в наши дни оно не имеет никакого значения» //. Обратите внимание, что эту цитату из книги Сусловой и Суперанской приводит митрополит Иларион (!)

В древности дело обстояло иначе. К имени относились не просто как к опознавательному знаку или кличке, но как к таинственному символу, указывающему на основополагающие характеристики его носителя и находящемуся с ним в прямой связи. Человек в Ветхом Завете воспринимался по принципу «каково имя его, таков и он» [ 1 Цар. 25:25 ]. Имя в Библии практически отождествляется с личностью его носителя: слава имени означает славу его носителя, бесчестие имени означает утрату его носителем своего достоинства, гибель имени означает гибель его носителя // Неофит (Осипов). Мысли об имени, стр. 51-58 //. Имени придавали почти магический смысл: кто владеет именем, обладает личностью его носителя // Буйе. О Библии и Евангелии, стр. 23; Thomson. Yahweh, page 101 2 //. Отсюда та важная роль, которую в Библии играет изменение имени. Оно означает утрату человеком самостоятельности, подчинение его тому, кто изменяет имя [ 4 Цар. 23:34; 24:17 ].

Когда Сам Бог меняет человеку имя, это является знаком того, что человек утрачивает свою самостоятельность и становится рабом Бога, одновременно вступая в новые, более тесные отношения с Богом. Бог изменяет имя своим избранникам – тем, кому Он оказал доверие, кому поручил какую-либо миссию, с кем заключил завет.

В свете этого богословия имени становится понятно, почему в православной традиции наречение имени является церковным обрядом, предшествующим крещению. Получение имени от священника – первая ступень на пути послушания Богу и Церкви, на который вступает христианин. На практике имя дается родителями, и священник лишь повторяет его на восьмой день по рождении младенца. Однако священник может и изменить данное родителями имя, особенно если оно нехристианское.

В Русской Православной Церкви существует обычай нарекать имена крещаемым в честь святых. Обычай этот существовал на Руси со времени принятия Русью христианства, и заимствован он был из Византии. Русские князья, потомки викингов, при крещении получали имена греческих святых: Ольга была наречена Еленой, Владимир – Василием, Борис и Глеб – Романом и Давидом. В результате этого значительное число традиционных имен славянского происхождения вышло из употребления, и русские стали называть своих детей преимущественно греческими именами. Лишь некоторые славянские имена, принадлежавшие русским святым (которые сами были крещены с другими именами), вошли в реестр имен, нарекаемых в Русской Церкви перед Крещением.

Крещение младенца, по традиции, совершается около сорокового дня после его рождения. Однако четко установленного срока для крещения нет: оно может быть совершено и до, и после сорокового дня. Взрослый человек может креститься в любом возрасте.

Других правил и требований к выбору крестного имени в РПЦ не существует!

«Как прийти в Церковь» (пособие по катехизации), автор митрополит Иларион (Алфеев), издательство «Эксмо», Москва, 2011 г., 224 стр., ISBN: 978-5-699-45658-1

«Православие», в двух томах, автор митрополит Иларион (Алфеев), издательство Сретенского монастыря, Москва, 2012 г., 1840 стр., ISBN: 978-5-7533-0702-6, 978-5-7533-0701-9; впервые книга опубликована в 2007 году; см. том 2, глава V. Крещение и миропомазание

в котором п одробно рассказывается о таинстве крещения.

(об имянаречении говорится с 3 мин. 45 сек. по 7 мин. 20 сек.)

И другие материалы, заслуживающие внимания родителей

(размещены на портале “Православие и мир” http://www.pravmir.ru/):

1) Крещение ребенка: правила, советы и практические вопросы

2) Крестить ли ребенка или ждать, пока он вырастет

«Тысяча имён. Краткая энциклопедия». Искать имя для новорожденного нужно здесь.

В современном Требнике Православной Церкви Таинству креще-ния предшествует несколько обрядов, совершаемых, как правило, отдельно от крещения: молитвы первого дня, наречение имени в восьмой день, молитвы сорокового дня. Все эти обряды не были изначально частью Таинства крещения и не входят в его состав. Они появились, когда нормой стало крещение младенцев.

В первый день после рождения младенца священник читает над его матерью три молитвы. В этих молитвах он просит Бога исцелить мать младенца и восставить ее от одра болезни, сохранить ее «от всякаго диавольскаго мучительства» и очистить от скверны, а мланца — сохранить «от всякия лютости, от всякия бури сопро- тивнаго, от духов лукавых, дневных же и нощных».

В восьмой день, по обычаю, совершается наречение имени младенцу. При этом священник читает следующую молитву:

Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменается свет липа Твоего на рабе Твоем сем (имя), и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердие и в помышлениях его... И даждь Господи, не отречену пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно Святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными Тайнами Христа Твоего...

Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебя просим, да воссияет свет лица Твоего на раба Твоего сего (имя), и да знаменуется Крест Единородного Сына Твоего в сердие и в помышлениях его.. И сделай, Господи, чтобы имя Твое святое никогда не отходило от него и чтобы в нужное время он присоединился к Твоей Святой Церкви и причастился страшных Тайн Христа Твоего...

В наши дни имя является не более чем опознавательным знаком, необходимым для того, чтобы отличить одного человека от другого. Каждый человек имеет имя, однако изначальный смысл этого имени, как правило, не связан с личностью человека: нередко люди даже не знают, что означает их имя. Называя ребенка тем или иным именем, родители обычно выбирают из весьма ограниченного круга имен, более или менее употребительных в их культуре, причем обращают больше внимания на благозвучность имени, чем на его значение. Светские специалисты по «антропонимике» реко-мендуют при выборе имени ребенку вообще не учитывать значение имени.

В древности дело обстояло иначе. К имени относились не просто как к опознавательному знаку или кличке, но как к таинственному символу, указывающему на основополагающие характеристики его носителя и находящемуся с ним в прямой связи. Человек в Ветхом Завете воспринимался по принципу каково имя его, таков и он (1 Цар 25, 25). Имя в Библии практически отождествляется с личностью его носителя: слава имени означает славу его носителя, бесчестие имени означает утрату его носителем своего достоинства, гибель имени означает гибель его носителя. Имени придавали почти магический смысл: кто владеет именем, обладает личностью его носителя. Отсюда та важная роль, которую в Библии играет изменение имени. Оно означает утрату человеком самостоятельности, подчинение его тому, кто изменяет имя (см.: 4 Цар 23, 34; 24,17). В то же время изменение имени может означать вступление в более тесную связь с тем, кто меняет имя. Так, например, Моисей назвал Осию, сына Навина, Иисусом, прежде чем послать его в землю Ханаанскую во главе отряда «соглядатаев» (см.: Чис 13,17): с этим именем сын Навин не только поступает в подчинение к Моисею, но и становится его ближайшим помощником, а впоследствии и преемником.

Когда Сам Бог меняет человеку имя, это является знаком того, что человек утрачивает свою самостоятельность и становится рабом Бога, одновременно вступая в новые, более тесные отношения с Богом. Бог изменяет имя Своим избранникам — тем, кому Он оказал доверие, кому поручил какую-либо миссию, с кем заключил завет. После того как Бог заключил с Аврамом завет о рождении от него множества народов, Аврам становится Авраамом (см.: Быт 17, 1-5), а его жена Сара становится Саррой (см.: Быт 17, 15). Иаков получает имя Израиль («богоборец», или, по другому толкованию, «боговидец») после того, как боролся с Богом и Бог благословил его (см.: Быт 32, 27-28).

Если получить от Бога имя означает подчиниться Богу, вступить на спасительный путь, ведущий к небу, то «сделать себе имя» (см.: Быт 11,4), напротив, значит воспротивиться Богу: это выражение указывает на греховное стремление людей выйти из подчинения Богу, достичь неба без помощи Божией.

В свете этого богословия имени становится понятно, почему в православной традиции наречение имени является церковным обрядом, предшествующим крещению. Получение имени от священника — первая ступень пути послушания Богу и Церкви, на который вступает христианин. На практике имя дается родителями, и священник лишь повторяет его на восьмой день по рождении младенца. Однако священник может с согласия родителей и изменить данное родителями имя, особенно если оно нехристианское.

В Русской Православной Церкви существует обычай нарекать имена крещаемым в честь святых. Обычай этот существовал на Руси со времени принятия Русью христианства, и заимствован он был из Византии. Русские князья, потомки викингов, при кре-щении получали имена греческих святых: Ольга была наречена Еленой, Владимир — Василием, Борис и Глеб — Романом и Дави-дом. В результате этого значительное число традиционных имен славянского происхождения вышло из употребления и русские стали называть своих детей преимущественно греческими именами. Лишь некоторые славянские имена, принадлежавшие русским святым (которые сами были крещены с другими именами), вошли в реестр имен, нарекаемых в Русской Церкви перед крещением.

В Греческой Церкви обычаю нарекать имя в честь святого не всегда следовали строго, и в современной Греции есть христиане, носящие такие имена, как Панайотис, Христос. В Сербской Церкви распространены различные имена славянского происхождения, не связанные со святыми (Радослав, Радомир, Милка): небесным покровителем человека считается не святой, чье имя он носит, а тот святой, которого избирает своим покровителем семья человека. Таким образом, один святой считается небесным покровителем целой семьи; день его памяти называется днем «славы» и празднуется в семье с особой торжественностью.

В сороковой день по рождении младенца заканчивается период очищения матери после родов. Представление о послеродовой нечистоте перешло в христианскую Церковь из Ветхого Завета (см.: Лев 12,1-5; Лк 2, 22). В Библии понятие рождения неразрывно связано с понятием греха: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс 50,7). Речь здесь идет вовсе не о греховности акта зачатия и рождения, как думают некоторые. Никакого антисексуального подтекста в Библии нет: напротив, в Ветхом Завете зачатие и рождение имели сакральный смысл, и наивысшим проявлением благословения Божия было дарование «семени», то есть потомства. В словах псалма о зачатии в беззаконии и грехе речь идет о наследственной передаче греховности, то есть о передаче греха Адама из поколения в поколение (см.: Рим 5,12,19). Через своих родителей каждый человек наследует не только все доброе, что было накоплено предшествующими поколениями, но и наклонность к греху и ответственность за грех. Именно поэтому, помимо рождения «от плоти», необходимо рождение от воды и Духа (Ин з, 5-6), каковым является Таинство крещения.

Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет лица Твоего на рабе Твоем сем (или: на рабе Твоей сей), (имя), и да знаменается крест единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его (имя ея), во еже бегати суеты мира и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. И даждь Господи, не отреченну пребыти имени Твоему святому на нем, (или на ней) совокупляемым (или совокупляемый) во время благопотребно святей Твоей церкви, и совершаемым (или совершаемый) страшными тайными Христа Твоего: да по заповедем Твоим жительствовав, и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во царствии Твоем, благодатию и человеколюбием единороднаго Сына Твоего, с нимже благословен еси, с пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Радуйся благодатная Богородице Дево, из тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш, просвещали сущыя во тьме: веселися и ты старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Отцу Небесному

Молитва будущей матери

Всемогущий Боже, Творец всего видимого и невидимого! К Тебе, возлюбленному Отцу, прибегаем мы, одаренные разумом создания, потому что Ты по особенному совету создал род наш, с неизреченною мудростью сотворив нашe тело из земли и вдохнув в него душу от своего Духа, чтобы мы были Твоим подобием. И хотя в Твоей воле было сотворити нас сразу, как и ангелов, только бы Ты хотел, но Твоей премудрости угодно было, чтобы через мужа и жену, в Тобой установленном порядке брака, умножался род человеческий. Ты хотел благословить людей, чтобы они росли и множились и наполняли не только землю, но и ангельские сонмы. О Боже и Отче, да будет вовеки славимо и прославляемо имя Твое за все, что Ты для нас сделал! Благодарю Тебя также за Твое милосердие, что не только я по Твоей воле от Твоего чудного творения произошла и наполняю число избранных, но что Ты удостоил меня благословить в супружестве и послал мне плод чрева. Это Твой дар, Твоя Божественная милость, о Господи и Отче духа и тела! Потому обращаюсь я к Тебе одному и молю Тебя со смиренным сердцем о милости и помощи, чтобы то, что Ты творишь во мне Твоею силою, было сохранено и приведено к благополучному рождению. Ибо я знаю, о Боже, что не в силах и не во власти человеческой избрать свой путь. Мы слишком слабы и склонны к падению, чтобы миновать всех тех сетей, которыя расставляет нам по Твоему соизволению злой дух, и избегнуть тех злополучий, в которыя ввергает нас нашe легкомыслие. Твоя же мудрость безгранична. Кого Ты пожелаешь, Ты невредимо через Ангела Твоего сохранишь от всякой напасти.



Потому и я, милосердный Отец, предаю себя в печали моей в Твои руки и молю, чтобы Ты посмотрел на меня оком милосердия и сохранил от всякого страдания. Пошли мне и милому мужу моему отраду, о Боже, Владыко всякой радости! Чтобы мы, при виде Твоего благословения, от всего сердца поклонялись Тебе и служили радостным духом. Я не хочу быть изъятой из того, что наложил Ты на весь род наш, повелев в болезнях родить чада. Но смиренно прошу Тебя, чтобы Ты помог мне перенести страдания и послал благополучный исход. Услыши, милосердный Боже, молитву последней рабы Твоей, исполни мольбу сердца нашего, ради Иисуса Христа, нашего Спасителя, который ради нас воплотился, ныне же пребывает с Тобою и Святым Духом и правит в вечности. Аминь.

Молитвы матери о загубленных во утробе своей душах

Молитва 1

Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих младенцев, кои в утробе православных матерей умерли нечаянно от случайных действий или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, или сознательно загубленных и потому не принявших Святого Крещения. Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию, а меня грешную (имя), совершившую убийство младенца в утробе моей, прости и не лиши Твоего милосердия. Аминь.

Боже, милостив буди мне, грешной. (Земной поклон) Господи, помилуй чад моих, умерших в утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их Света Твоего Божественного. (Молиться всю жизнь.)

Молитва 2

О, Владыко, Господи Иисусе Христе, сыне Божий! Премногия благости Твоея, нас ради человек и нашего ради спасения в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся, и Твоею Кровию обновивый растлевшее естество наше, приими мое покаяние во грехах и улыши глаголы моя: согрешила, Господи, на небо и пред Тобою, словом, делом, душею и телом, и мыслию ума моего. Заповеди Твоя преступила, не послушала повеления Твоего, прогневала благость Твою, Боже мой, но яко творение Твое есть, не отчаяваюся во спасении, но к безмерному Твоему Благоутробию дерзая прихожду и молюся Тебе: Господи! в покаянии даждь ми сокрушенное сердце и приими мя, молящуюся и даждь ми мысль благую, даждь ми слезы умиления, Господи, даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Помилуй мя, Боже, помилуй мя падшую, и помяни мя, грешную рабу Твою во Царствии Твоем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 3

О, Боже, Премилосерднейший Христе Иисусе, Искупителю грешных, ради спасения рода человеческаго Ты оставил еси, Всемилостиве, преславная Небеса и вселился еси во юдоль плачевную и многогрешную, Ты приял еси на Божественная рамена Твоя наша немощи, и понесл еси наша болезни; Ты, о Страдальче Святый, уязвлен был за грехи наша и мучим за беззакония наша, а посему и мы к Тебе, Человеколюбче, возносим наши смиренныя мольбы: приими их, о Преблагий Господи, и снизойди к немощам нашим и грехов наших не помяни, и праведный гнев твой за беззакония наша на ны движимый отврати от нас. Кровию Твоею Всечестною обновивый падшее естество наше, обнови, Господи Иисусе Христе, Спасителю наш, и нас, во тли грехов сущих, и утеши сердца наша радостию всепрощения Твоего. С воплем и безмерными слезами раскаяния припадаем к стопам Твоего Божественного милосердия, и молим Тя: благодатию Твоею очисти нас от всех неправд и беззаконий жития нашего. Да во святыни Твоего Человеколюбия восхвалим Всесвятое Имя Твое, со Отцем и Преблагим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Одно из важнейших событий в жизни христианской семьи - выбор имени младенцу - по Уставу Православной Церкви положено совершать родителям к восьмому дню по его рождении. А в самый день священник молитвенно нарекает младенцу имя. Родителям следует помнить слова святителя Иоанна Златоуста, что имя святого, данное младенцу, «считается украшением родства, и утверждением дома, и спасением для называющихся им, и утешением в любви... Имя святого, как свет, каждый вносит в свой дом», возжигая им в себе духовный светильник.

Родители могут попросить священника избрать имя младенцу, как это было, например, при наречении имени преподобному Феодосию Печерскому.

«В наречении имени, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - виден знак владычества» родителей над потомством. Пользуясь им, «жены не просто, как случится, дают имена рожденным от них, а заключают в имени дитяти предзнаменование», что ожидает его в будущем.

Давая ребенку христианское имя, родители призваны иметь в виду, что только через имя, освященное молитвой и благословением пастыря Церкви, их ребенок может быть допущен к участию в Церковных Таинствах. Древнерусская традиция запрещала наречение имен «от притчей или от вещей». Имя новорожденному младенцу родители обычно избирают в честь святого, чтимого Церковью, память которого приходится на восьмой день по рождении ребенка. Наши предки давали имена своим детям также по имени святого, память которого приходилась на день рождения или на день его крестин. Иногда имя ребенку избирали в честь святого, особо почитаемого всей семьей, хотя бы день его памяти по времени был весьма удален от дня рождения младенца. Крещение новорожденного в таком случае могло быть совершено в день памяти святого.

Имя, нарекавшееся младенцу в храме во время молитвенного последования, совершаемого священником, становилось для него святым, таинственным. И сам младенец, по слову блаженного Августина, в этот день принимался «в лоно Матери Церкви», а наречение имени тесно связывалось с духовным рождением младенца в Таинстве Крещения».

В день наречения имени младенцу участники этого события: священник, родители, будущие восприемники от купели Крешения, принесшие младенца в храм, а также святой, именем которого нарекается младенец, становятся непосредственными свидетелями начала благодатного союза человека с Богом.

«Господи Боже наш, Тебе молимся, - читает священник в последовании, - и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем (и впервые называет имя, нарекаемое младенцу), и да знаменается Крест Единородного Сына Твоего в сердце и помышлениях его... да по заповедям Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем».

Тропарь праздника Сретения Господня, который поется в завершение молитвы о наречении имени младенцу, еще раз напоминает родителям, что младенец по закону приносится в дом Господень. А пример им - Богоматерь, принесшая Богомладенца Христа в храм «по обычаю законному».

Статьи по теме