Календарь страстной седмицы. Православный календарь: Великий пост и Страстная седмица

Слово «страсть» в церковнославянском языке означает «страдание». В это время верующий народ вспоминает, какие муки испытал Спаситель перед смертью, как произошло его распятие и счастливое воскресение. Все дни этой недели принято называть Великими. Каждый посвящён определённому евангельскому событию и расписан в церковных канонах и у православных верующих.

Всю Великую неделю христиане проводят в строжайшем воздержании и усердной молитве, в совершении добрых дел и проявлении милосердия. В народе сложилось огромное множество примет и поверий, связанных с Великой седмицей.

В Страстную неделю во всех храмах священники проводят особые церковные службы. С понедельника по среду они готовят верующих к тому, чтобы достойно созерцать и искренне соучаствовать Крестным мукам Спасителя. В утренних молитвах и литургиях они воспроизводят картины последних дней жизни Иисуса Христа, напоминают Его наставления и призывают верующих к терпению и умиротворению.

Великий понедельник

Великий понедельник знаменует собой приход Иисуса в Иерусалим. Поэтому верующие творят молитвы на встречу Спасителя. После утренней молитвы люди начинают подготовку своего дома и двора к предстоящему празднику. Мужчины проводят мелкий ремонт жилых и подсобных помещений, мебели. Женщины мажут и белят печи, моют потолки, стены, окна, снимают занавески, выносят на улицу и выколачивают постели и ковровые изделия. В домах начинают большую стирку, перебирают одежду. Зимнюю - убирают на хранение, а летнюю - достают и готовят к носке.

Чистое небо и яркое солнце в Великий понедельник предвещало урожайное лето и щедрую осень. Молодые люди, которые поженятся в предстоящем году, будут жить счастливо, в согласии и достатке. Чтобы сохранить молодость, здоровье и быть с деньгами, люди умывались из серебряного или золотого блюда.

Великий вторник

В Великий вторник церковь и верующие вспоминают, как Господь обличал фарисеев и книжников. В этот день принято воспроизводить его беседы и притчи, которые он произносил в Иерусалиме. Во вторник женщины и девушки заканчивают стирать, гладят бельё, вешают занавески, шьют и готовят одежду для праздника. Особенно тщательно выбирают скатерти и полотенца. Они должны быть светлых оттенков, а лучше белыми. Приветствуется орнаментальная вышивка красной, зелёной, золотистой нитью. Скатертью будет покрываться праздничный стол, а с лучшим полотенцем пойдут на Пасхальную службу в храм.

Великая среда

Великая среда – день, когда вспоминается факт согласия Иуды, совершить предательство против Господа за 30 серебренников. В молитвах Храмов порицается сребролюбие, корысть, мнимая забота о ближних. Священники воспроизводят притчу о великой грешнице, которая омыла своими слезами и помазала миром ноги Господа, чем приготовила его к погребению. В этот день православные христиане заканчивают уборку в доме и занимаются его украшением к празднику. На окна вешают белые тюлевые занавески. По карнизам и дверным проёмам крепят венки из цветов и зелени. Повсюду ставят букеты с тюльпанами, нарциссами или другими растениями. Если в Вербное воскресенье удалось принести распустившиеся веточки ивы (вербы), то они становятся первым декором дома. В Великую среду покупают яйца для праздника. Считается, что они долго не испортятся, хорошо окрасятся и будут особенно вкусными.

Великий четверг – чистый четверг

На четвёртый день Страстной седмицы церковь вспоминает 4 Евангельских события: Тайную вечерю, Причащение, умовение Спасителем ног своим ученикам, Молитву Господа в Гефсиманском саду и Предательство Иуды. Это особый предпасхалный день, когда миряне могут покаяться в грехах и получить прощение, изменить жизнь к лучшему. Большую роль в этом играет вода.

Через два месяца весь православный мир будет отмечать свой главный праздник – Воскресение Христово. Но, как и всякое значимое событие, этот день потребует от христианина продолжительной и тщательной подготовки, имя которой – Великий пост.

Великий пост, он же “Четыредесятница”, продолжается шесть недель (42 дня) и установлен в подражание сорокадневному посту Спасителя в пустыне перед Его выходом на общественное служение. Так как Великий пост привязан к Пасхе, которая является переходящим праздником, он также может выпадать на разные месяцы и числа, хотя его структура и продолжительность при этом остаются неизменными.

Многие ошибочно причисляют Страстную неделю к Великому посту в качестве её седьмой недели, но это неправильно. Великий пост заканчивается празднованием Входа Господня в Иерусалим, а сразу после него начинается Страстная неделя – отдельный и особенный малый пост, во время которого христиане подробно вспоминают всю последнюю неделю жизни, предание на расправу, страдания и крестную смерть Господа Иисуса Христа.

К самому посту православные христиане тоже готовятся – в течение четырёх подготовительных недель, постепенно отказываясь от мяса (после недели о Страшном Суде) и от молока и яиц (после воспоминания Адамова изгнания), когда в воскресенье перед самым постом стремятся простить друг другу старые обиды.

Великий пост очень строгий. В плане пищи он предписывает воздерживаться не только от мяса, молока и яиц, но и от рыбы, которую позволяется вкушать в двунадесятые праздники, или растительного масла и вина, которые разрешается добавлять к рациону в выходные. Впрочем, диетарные правила вторичны по отношению к духовной составляющей поста и могут быть смягчены духовником для больных, путешествующих или учащихся.

Великим постом не принято ходить в гости и посещать увеселительные мероприятия, а свободное время Церковь предлагает христианину употребить на взгляд внутрь себя, покаяние, усиленную молитву, чтение Евангелия и духовной литературы, а также помощь окружающим его людям.

В литургической жизни Церкви Великий пост отличается многими особенными богослужениями и песнопениями, которые в другое время не употребляются или употребляются нечасто: Литургия Преждеосвященный Даров и Литургия Василия Великого, молитва Ефрема Сирина, Великий покаянный канон Андрея Критского, пассия и т.п.

О неделях и седмицах: в церковно-славянском языке привычные нам недели (7 дней) именуются седмицами, а “неделями” называются воскресные дни. Дни, когда ходят на богослужение, а в бытовом плане ничего не делают . Выше слово “неделя” употреблено в современном понимании.

Подготовительные недели

Самый долгий пост церковного года предваряется четырьмя неделями подготовки. Это недели: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде и воспоминание Адамова изгнания.

Неделя о мытаре и фарисее даёт христианину возможность укрепить свои телесные силы перед постом. На этой неделе отменены традиционные посты в среду и пятницу. В воскресенье за богослужением начинают читаться стихиры “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче”.

Воскресное Евангелие повествует нам о мытаре и фарисее, молившихся в храме (Лк.18:10-14). Фарисей заранее считал себя благочестивым, и гордость сделала его молитву ничтожной, а мытарь искренне раскаивался в своих неблаговидных поступках и за своё смирение был оправдан Богом. В этом новозаветном примере содержится первый намёк на покаяние и смирение, которые должен пробудить Великий пост в наших душах.

Неделя о блудном сыне сменяет первую подготовительную неделю. Как явствует из названия, здесь воскресное евангельское чтение тоже особенное – Притча о блудном сыне. В этой притче Христос указывает слушателям на покаяние как начало пути к воссоединению человека с Богом, которым прошёл беспутный сын отца, тяжко оскорбивший его, промотавший всё отданное ему богатство, но раскаявшийся и прощённый родителем (Лк.15:11-32).

Стоит обратить внимание на развитие покаяния в этих двух частях Евангелия. Если грешный мытарь просто просил прощения у Бога, то блудный сын предпринял труд ломки своей гордости, путешествия к отцу и был готов доказывать ему покаяние работой на правах наёмника.

Неделя о Страшном Суде напоминает нам о непременном воздаянии за наши поступки. Причём не столько справедливом, сколько милосердном. Ведь праведники, делившиеся земными благами с нищими и больными, в сущности отдавали им не своё богатство, а данное Богом. Но Господь принимает их в Царство Небесное, вознаградив за их доброе намерение, подкреплённое делом, и за смиренное сознание ими своего недостоинства (Мф.15:31-46).

В предшествующую субботу совершается заупокойное богослужение, во время которого Церковь особо молится обо всех умерших.

Начиная с этого воскресенья положено воздерживаться от мясной пищи, поэтому неделя о Страшном Суде также часто называется мясопустной.

Неделя воспоминания Адамова изгнания также называется “сырной”, “сыропустной” или “масленицей”. В эти дни ещё можно есть рыбу и молочные продукты, а со следующего понедельника уже начинается пост. Неделя сплошная и не имеет постов в среду и пятницу.

На сырной неделе начинается чтение молитвы преподобного Ефрема Сирина: “Господи и владыка живота моего…” с земными поклонами. На воскресном богослужении вспоминается изгнание из Эдемского сада прародителей Адама и Евы и через этот пример Церковь ещё раз призывает нас пройти по пути покаяния и вернуться к Небесному Отцу.

Начать путь примирения с Богом Церковь советует с примирения с ближними. После Литургии в храмах совершается Чин прощения, когда все православные христиане просят друг у друга прощения за обиды, вольно или невольно нанесённые в этом году.

Недели Великого поста

Шесть недель Великого поста также имеют определённую последовательность и особенности. Они посвящены знаковым моментам церковной истории или великим святым: неделя Торжества Православия, неделя святителя Григория Паламы, неделя Крестопоклонная, неделя преподобного Иоанна Лествичника, неделя преподобной Марии Египетской и неделя Входа Господня во Иерусалим.

В первые пять воскресений Великого поста совершается литургия Василия Великого, которую служат всего десять раз в году. Кроме Великого поста – только в Великий Четверг и Великую Субботу Страстной недели, а также в день памяти святителя Василия, навечерие Рождества и навечерие Крещения.

Каждую среду и пятницу Великого поста, в четверг недели преподобной Марии Египетской, с понедельника по среду Страстной недели и в некоторые другие дни служится ещё одно уникальное великопостное богослужение – Литургия Преждеосвященных Даров.

Её авторство приписывают римскому папе Григорию Великому (он же “Двоеслов” – по одному из главных написанных им трудов). Особенностью этой литургии является отсутствие анафоры с призыванием Духа Святого на хлеб и вино ради их преложения в Тело и Кровь Христовы. На этом богослужении верующих причащают Святыми Дарами, заранее освящёнными на предыдущей воскресной Литургии, отсюда и название. Кроме того, она сильно отличается от прочих литургий своим чинопоследованием.

По понедельникам, вторникам и четвергам (если не выпадет праздника) литургии не совершается. Вместо неё читаются и поются часы и особый чин подражания литургии – “изобразительны”.

Вечером во 2, 3, 4 и 5 воскресенья Великого поста совершается пассия (“стадание” – лат.). Особое богослужение, заимствованное митрополитом Петром Могилой у католиков и переработанное для православного употребления. За этим покаянным богослужением читаются евангельские отрывки о страданиях Христа.

Великим постом с понедельника по четверг первой недели на великих повечериях читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим за богословскую и поэтическую глубину, а также за количество содержащихся в нем тропарей – около 250.

Неделя Торжества Православия открывает Великий пост. В первый понедельник постятся наиболее строго, как в сочельники, стараясь вообще не вкушать до вечера никакой пищи.

Празднование Торжества Православия установлено с 843 года. В этот день в Константинополе был созван собор, окончательно восстановивший в Византии иконопочитание после второго иконоборческого периода. Этому предшествовала долгая и трудная борьба иконопочитателей с иконоборцами (с 730 года), в ходе которой многие святые были сосланы и замучены до смерти императорами, поддерживающими иконоборческую ересь.

В этот день вспоминаются и другие ереси, с которыми боролась Церковь, а на придерживающихся их накладывается анафема – отлучение от церковного единства.

Неделя святителя Григория Паламы также посвящена серьёзным церковным спорам. Святитель Григорий много лет провёл на Святой горе Афон и придерживался практики исихазма – “умной молитвы”. Афонские подвижники утверждали, что Бог открывается им через восприятие Его Божественной энергии – благодати, хотя и остаётся недоступен им сущностно. Западные полемисты считали, что Бог непознаваем ни в каком виде и полностью отделён от тварного мира.

Весь опыт Церкви и феномен святых свидетельствует о том, что правы были восточные подвижники, в защиту которых святитель Григорий Палама и написал несколько своих трактатов, главный тезис которых: “Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему всё причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям”.

А раз Бог причастен к нашему миру своими энергиями, мы можем познавать Его и обоживаться, накапливая в себе благодать Духа Святого. Это означает, что для нас открыта возможность спасения. Вот почему вторая неделя посвящена святителю Григорию.

Неделя Крестопоклонная . В среду этой недели в центр храма торжественно выносится украшенный цветами Крест Христов и оставляется для поклонения верующим до пятницы следующей недели поста.

В эти дни православные христиане поклоняются самому позорному и жуткому орудию казни в Римской империи, внезапно ставшему самым святым и значимым орудием спасения человеческого рода, благодаря которому Господь совершил свой искупительный подвиг. Торжественное поклонение Честному и Животворящему Кресту Христову верующие совершают в воскресенье 3-й недели, а также в понедельник, среду и пятницу следующей недели.

Неделя преподобного Иоанна Лествичника является 4-й неделей поста и посвящена памяти творца одной из самых популярных аскетических книг в православном мире.

Суббота этой недели называется субботой акафиста или Похвалой Пресвятой Богородицы. В этот день читается акафист Божьей Матери с кондаком “Взбранной Воеводе…”. Это празднование установлено в память чудесного спасения Константинополя от нашествия славян и булгар при императоре Ираклии в 626 году.

В VI веке преподобный Иоанн Синайский (Лествичник), игумен мужского монастыря во имя святой великомученицы Екатерины, резюмировал святоотеческий опыт борьбы с грехом. Его книга “Лествица райская или Скрижали духовные”, написана по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря.

“Лествица” перечисляет человеческие грехи, сводя их к семи смертным грехам и показывая, как один грех в душе человека влияет на зарождение другого. Но она же перечисляет и человеческие добродетели, даёт рецепт исцеления от страстей посредством восхождения по лестнице в небо (аллюзия на ветхозаветное видение Иакова). Преподобный Иоанн выделяет на райской лестнице тридцать ступеней и призывает христианина терпеливо восходить по ним к Богу.

Неделя преподобной Марии Египетской . Эта неделя посвящена памяти святой, которая в юности была великой грешницей, глубоко погрузившейся в смертный грех блуда. В Иерусалиме будущая святая была поражена чудом – неведомая сила не впускала её в христианский храм. Тогда Мария осознала свою греховность, принесла покаяние и приняла Крещение.

Обратившись ко Христу, преподобная Мария ушла в пустыню и за много лет поста и молитвы не только победила в себе всяческие страсти, но даже достигла святости и просвещения ума. Биограф преподобной Марии старец Зосима свидетельствовал, что святая знала Священное Писание, хотя никогда в жизни не имела возможности прочесть или хотя бы прослушать его. Монах Зосима, которому она рассказала свою историю, видел, как святая переходила по воде реку, а во время молитвы немного приподнималась над землёй.

Через пример преподобной Марии Египетской Церковь говорит нам, что для каждого, даже самого пропащего грешника существует возможность покаяния и прощения. Нужно только захотеть спасения, принести покаяние и начать жить по-христиански.

Неделя Входа Господня во Иерусалим , она же Неделя Ваий, Цветоносная Неделя или Вербное Воскресенье. Эта неделя завершает Великий пост.

Этот двунадесятый праздник установлен в память дня, когда Господь торжественно вступал в Иерусалим на спине молодого ослёнка, а народ приветствовал и славил его как пророка и Мессию, постилая по дороге одежды и ветви ваий – пальм. В России пальмы не растут, поэтому православные россияне приходят на этот праздник с пучками верб и вербами же украшают храм.

Народ приветствовал Господа не просто так. Народ был поражён очередным чудом Спасителя, которое он совершил накануне – в Лазареву Субботу. В этот день он воскресил своего умершего друга Лазаря, который к тому времени уже три дня находился во гробе. Узнавшие о чуде люди восклицали: “Осанна Сыну Давидову!”, – и надеялись на создание чудесного и богатого царства на земле. Уже через несколько дней, убедившись, что Царство Христово не от мира сего, они будут кричать: “Распни, распни Его!”.

Вход Господень в Иерусалим предваряет искупительную Жертву Спасителя и как одно из наиболее значимых событий евангельского повествования содержится у всех четверых евангелистов: Матфея (21 глава), Марка (11 глава), Луки (19 глава), и Иоанна (12 глава).

На всенощном бдении освящаются вербы, а воскресная Литургия служится по чину Иоанна Златоуста. В этот день разрешается вкушение рыбы.

Страстная седмица

Великий пост заканчивается праздником, за которым начинается крестный путь Спасителя – Страстная седмица, каждый день которой посвящён отдельным событиям в земной жизни Господа.

В эти дни принято поститься особенно строго и читать отрывки из Евангелия, соответствующие событиям дня. В первые три дня прочитывается вся Псалтирь кроме 17-й кафизмы, а на утрени поётся тропарь: “Се Жених грядет в полунощи…”.

В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также история о проклятии Господом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В этот день патриарх начинает варить Святое миро.

В Великий Вторник Церковь вспоминает притчи Господа о десяти девах и о талантах, призывающие православных христиан к духовному бодрствованию. Также читаются притчи о дани кесарю, Страшном Суде и воскресении мёртвых.

В этот же день говорится и об обличении фарисеев в храме, где Спаситель рассказал им притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях, чтобы дать им последнюю возможность для покаяния.

Вместо этого, израильские законоучители окончательно возненавидели Господа и стали искать случая убить Его.

Великая Среда посвящена истории предательства апостола Иуды Искариота. Читаются соответствующие места Евангелия, где Иуда соглашается предать своего Учителя синедриону за 30 сребренников. Он обещает первосвященникам показать Христа воинам в уединённом месте, чтобы те могли взять Его под стажу.

В этот день все стараются прийти на исповедь. Также в Великую Среду в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина.

В Великий Четверг Церковь вспоминает события Тайной Вечери, когда Господом было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Апостолы с Господом Иисусом Христом собрались на ужин в Сионской горнице, где Он дал им последнее наставление и в ходе трапезы установил главное христианское Таинство.

Каждый православный христианин в Великий Четверг стремится причаститься и совершить омовение, чтобы в духовной и телесной чистоте встретить будущий праздник Воскресения Христова. Великий Четверг иногда также именуется “Чистым”.

В кафедральных соборах в этот день совершается чин омовения ног, а также читаются 12 Евангелий, посвящённых Страстям Христовым и описывающих последние часы Его жизни и крестную смерть.

В этот день обычно убирают жилище перед Пасхой, а также готовят яйца и другие праздничные блюда.

Великая Пятница – день без совершения Литургии, так как Жертва в этот день принесена не бескровная, а кровавая – на Кресте на Голгофе. В этот день Христос был осуждён на смерть, претерпел оскорбления, бичевание, путь с Крестом на Голгофу, страдания и смерть на Крестном Древе, а также был погребён.

Утром Великой Пятницы читаются царские часы. Днём совершается чин выноса Плащаницы, символизирующий положение во Гроб Тела Господа Иосифом Аримафейским. До этого времени принято полностью воздерживаться от пищи.

На часах вторично (после 12-ти Евангелий) читаются отрывки о Страстях Христовых, а вечером о них же напоминается в третий раз в одном большом составном Евангелии.

Великая Суббота начинается с Литургии с чтением 12-ти паремий, после которой освящается принесённая в храм праздничная еда.

В этот день вспоминаются события сошествия Христа во ад, проповеди находящимся там людям, победы над смертью, а также выведения из ада находившихся там праведников, которые заслужили Царство Небесное.

В древности в этот день совершалось массовое Крещение оглашенных, которые готовились к этому дню на протяжении всего Великого поста. Отсюда традиция служить в этот день в белых одеждах.

Вечером этого дня пост заканчивается и начинается богослужение Светлого Христова Воскресения – главного праздника православного мира.

Желаем нашим читателям правильно приступить к Великому посту и ответственно пройти этот этап духовной подготовки к Пасхе. Без покаяния и смирения Великого поста радость встречи Воскресения Христова не будет такой острой, как должна быть.

Помните молитву мытаря, которая была принята Господом, в отличие от молитвы фарисея: “Господи, милостив буди мне грешному!”. Как знать, не он ли потом стал апостолом и евангелистом Матфеем?

Андрей Сегеда

2 апреля (20 марта по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Великий Понедельник, первый день Страстной седмицы . Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется сухоядение - невареная постная пища без растительного масла. Далее коротко расскажем о сегодняшнем дне, а также упомянем святых, чья память совершается 2 апреля.

Великий Понедельник . В последний понедельник перед Пасхой начинается самый скорбный для христиан период: Страстная седмица.

Дни, когда во всех православных храмах совершаются особые богослужения, напоминающие о пути Христа на Голгофу, где Спаситель принес искупительную жертву за все человечество. Каждый день Страстной седмицы глубоко символичен, и это не просто воспоминания событий двухтысячелетней давности, но непосредственное их сопереживание верующими. В этот день за богослужением воспоминаются ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Христа; а также евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Поутру же, возвращаясь в город, [Спаситель] взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек..."

(Мф. 21:18-19)

В православных храмах в Великий понедельник совершается Литургия Преждеосвященных Даров, уникальное богослужение Великого поста и Страстной седмицы, во время которого христиане причащаются Святыми Дарами, освященными прежде. С особой, скорбной торжественностью эту Литургию всегда совершает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в чьих проповедях особенно глубоко звучат ключевые темы Страстной седмицы:

Важно в преддверии Светлого Христова Воскресения посвятить свое время в большей мере, чем обычно, молитве, будь то дома или, если имеется такая возможность, через посещение святого храма. А для монашествующих Страстная седмица, так же как и первая седмица Великого поста, это духовный пир, это великая радость и великое торжество. И каждый день дает новые силы тем, кто посвятил свою жизнь служению Богу, кто имеет счастье утром и вечером быть в храме, молиться, слышать эти дивные слова и питать свою душу... Страстная седмица не должна пройти как-то вскользь, без духовного осмысления тех евангельских событий. Она должна пронзить его разум и его сердце. Тогда и встреча Светлого Христова Воскресения будет поистине духоносным событием. К этому святому дню мы все устремляемся..."

И хотя для большинства верующих в эти будние дни непросто посещать храм, каждому из нас очень важно найти возможность взять в руки Священное Писание. Чтобы прочесть о событиях Страстной седмицы и открыть свое сердце великой скорби Распятия и радости Светлого Христова Воскресения.

Преподобные Иоанн, Сергий, Патрикий и прочие в обители святого Саввы убиенные . Святые страдальцы, принявшие мученическую смерть за Христа и Его Церковь от нечестивых сарацинов-мусульман в 796 году.

Мученица Фотина (Светлана) самаряныня, ее сыновья мученики Виктор, нареченный Фотином, и Иосия; и сестры мученицы: Анатолия, Фото, Фотида, Параскева, Кириакия, Домнина и мученик Севастиан . Та самая жена-самарянка, с которой беседовал Господь у колодца. Пострадала за Христа при императоре Нероне в Риме в 66 году от Рождества Христова. Вместе с ней пострадали за Христа оба ее сына, сестры и мученица Домнина.

Мученица Фотина. Фото: pravoslavie.ru

Мученицы-девы Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона, Иулиания, Евфимия и Феодосия . Раннехристианские страдалицы, погибшие во время гонений императора-язычника Максимиана Галерия в 310 году от Рождества Христова.

Святитель Никита Исповедник, архиепископ Аполлониадский . Святитель Церкви Христовой, пострадавший в годы царствования императора-иконоборца Льва Армянина (813-820 годы от Рождества Христова) он твердо стоял за православное почитание святых икон, за что был сослан и скончался в ссылке.

Преподобномученик Евфросин Синеозерский, Новгородский . Русский святой XV - начала XVI столе тий, основатель Троицкой Синеозерской пустыни, что близ Устюжны. Погиб от рук польско-литовских захватчиков в 1612 году от Рождества Христова.

Преподобномученик Евфросин Синеозерский, Новгородский. Фото: pravoslavie.ru

Священномученик Василий Соколов, диакон . Православный священнослужитель, пострадавший за верность Христу в период советских богоборческих гонений. Принял мученический венец во времена так называемого "Большого террора" в кровавом 1938 году . Прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с Великим Понедельником - началом Страстной седмицы и памятью сегодняшних угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас!

До Пасхи остается меньше недели. Последние дни именуются Страстными или Великими. В этот период Церковь погружается в Евангелие и вспоминает последние дни пребывания Господа на земле. Рravmir подготовил календарь на эту Неделю.

  • Нажмите для просмотра изображения в полном размере. Версия для печати формата А1 - скачать (архив в формате.zip)

Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая среда

Страстная седмица начинается в Великий Понедельник, а Великий Понедельник начинается вечером в воскресенье. Сначала – вечерня, закрывающая праздник Входа Господнего в Иерусалим, а затем – новый день, утреня понедельника.

Три утрени подряд Церковь будет прославлять Христа – Жениха Церкви тихим и кротким тропарем, который в течение года слышен только на полунощницах:

Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.

(Хор Валаамского монастыря) скачать

(Женский хор. Диск «Время поста и молитвы») скачать

Чертог Твой. Бортнянский Скачать

  • В Понедельник Страстной седмицы вспоминается ветхозаветный персонаж – целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание говорит, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода. Чтобы подчеркнуть трагичность этого символа Церковь предлагает вспомнить почти всю 21 главу от Матфея (ст.18-44), включая притчу о злых виноградарях.

В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров . Если вы не успели посетить эти службы в течение Четыредесятницы, постарайтесь восполнить этот пробел!

  • Песнопения Страстной седмицы. Великий понедельник
  • Великий понедельник: Начало Великих дней (+ аудио + видео)
  • Святые отцы О Великом понедельнике

В Великий вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах.

  • Великий Вторник: Жених грядет в полунощи (+mp3 + видео)
  • Святые отцы О Великом вторнике

Великая среда – день предательства. Именно в память о предательстве Христа Иудой мы постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает женщину, омывшую ноги Христа миром.

Во вторник вечером в последний раз поют «Се, Жених…». В среду утром в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Ефрема Сирина . Больше земных поклонов, кроме как перед Плащаницей, не будет до самой Пятидесятницы.

  • Песнопения Страстной седмицы. Великий вторник

Вечером в среду совершается последняя большая исповедь, народу на ней будет очень много, поэтому лучше постараться исповедоваться заранее.

Во многих храмах больше исповеди не будет до конца Светлой седмицы.

  • Великая Среда: сегодня Иуда предал Христа
  • Песнопения Великой среды
  • Святые отцы О Великой среде
  • Великая среда: Если ты Его любил, почему продал, словно беглого раба?

Страстные дни

В Великий Четверг Церковь вспоминает установление Таинства Евхаристии на Тайной Вечере – последней трапезе Спасителя со учениками. В этот день все православные причащаются святых Христовых таин.

Литургия Великого Четверга по чину святителя Василия Великого совершается в соединении с вечерней, поэтому будьте готовы к тому, что служба долгая.

После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви. Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. Он во образ Христа омывает ноги двенадцати священнослужителям. В ХХ веке в Русской Церкви обряд не совершался. Был восстановлен только в 2009 году Патриархом Кириллом .

Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы – одна из самых длинных и красивых служб в году, известная под названием «Двенадцать Евангелий ». На ней вспоминаются Страсти Господни от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду до положения Его Тела во Гроб.

  • Великий Четверг: Тайная Вечера Христова
  • Святые отцы О Великом четвертке
  • Служба «Двенадцати Евангелий» Страстного Четверга
  • Та самая Тайная Вечеря

ОБЫЧАИ

Существует народный обычай в Великий Четверг готовиться к Пасхе: убирать дом, печь куличи и красить яйца. Лучше это сделать заранее. Между двумя службами, даже если вам удастся на этот день отпроситься с работы, лучше помолиться и отдохнуть. Пропускать же службы главных дней Страстной седмицы ради предпраздничной суеты совершенно недопустимо.

  • Куличи у Соколовых
  • Пасха царская (сырая)
  • Пасхальный кулич
  • Пасхальные куличи: проверенные рецепты куличей
  • Об одной тайне пасхального стола
  • Куличи против Пасхи

Великая пятница

Сам день Великой пятницы начинается рано утром со службы Царских часов. Снова читаются Евангелия Страстей Господних. В середине дня (обычно – около двух часов пополудни) совершается вечерня с Выносом Плащаницы. Если вы работаете, возможно, вам будет удобно дойти до ближайшего храма во время перерыва на обед.

Кстати, обед в этот день не полагается, как и завтрак – день строго постный.

  • Песнопения Страстной Пятницы. Будем погребать Господа…
  • Страстная Пятница: Христос умер на кресте
  • Святые отцы О Великом пятке
  • Канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, читаемый у Плащаницы
  • Святые дни на Афоне: Великая Пятница и Пасха в Ватопедском монастыре

Великая суббота: Да молчит всякая плоть

Вечером в приходских храмах совершается утреня Великой Субботы с Погребением Плащаницы – долгая и светлая служба, вокруг богато украшенной цветами Плащаницы. В самом воздухе уже ощущается приближение Пасхи.

В некоторых храмах и монастырях (Троице-Сергиева Лавра, Данилов монастырь) Погребение Плащаницы совершается ночью . Литургически это более правильно, но физически выдержать такую службу непросто, тем более, что сразу после нее начинается Литургия. Некоторые рассказывают, что удобнее всего после Выноса Плащаницы – подольше отдохнуть, к 23.00 приехать на ночную службу, которая продлится до 3-4 часов, а после нее отдохнуть 3-4 часа до начала Литургии Великой Субботы в любом приходском храме.

Литургия Великой Субботы – также очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из фиолетовых постных в белые праздничные одеяния.

Эта служба призывает к молчанию и покою, ибо эта суббота – и есть день покоя, когда Сам Господь почил. Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Вместо «Достойно есть» - ирмос 9 песни канона Великой Субботы: «Не рыдай Мене , Мати , зряще во гробе, Его же во чреве без семени зачала еси Сына: возстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

  • Великая суббота: последний день перед Пасхой
  • Святые отцы О Великой субботе

После литургии начинается освящение куличей, яиц и пасок – обычно во дворах храмов. Принято не только освящать яства для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать бедным.

  • Освятить и скушать ?

В Великую Субботу полагается в храмах весь день или хотя бы последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов.

А пасхальная служба начинается с чтения на полунощнице канона «Плач Пресвятой Богородицы», после которого Плащаница уносится в алтарь. Начинается Пасхальная заутреня – первая служба Светлого Христова Воскресения.

Страстная седмица — это последняя неделя Великого поста, период очень значимый для христиан.

Что такое Страстная седмица?

Страстная седмица — в переводе с церковнославянского языка — «неделя страданий», во время которой христиане усиленно молятся, усугубляют подвиги поста, вспоминают последние дни земной жизни Спасителя, его страдания, мучительную смерть и погребение.

Последняя неделя по-особенному почитается Православной церковью. Первоначально большинство христиан праздновали не Великое воскресенье, а Страстную, или Крестную пятницу. Много тяжких споров было у древних христиан по поводу того, в какой день отмечать Великую Пасху. Окончательное решение принял состоявшийся в 326 году новой эры Первый Вселенский собор. С этого момента христиане отмечают сей светлый праздник в Светлое Христово Воскресение.

Еще во времена Иоанна Златоуста, жившего на рубеже 3-4 веков нашей эры, христиане испытывали огромное желание находиться рядом в последние земные дни Иисуса Христа. Святитель Иоанн описывал подвиги, которые совершали люди ради своего Господа в Страстную седмицу. В эти дни, показывая благонравие и милосердие, христиане совершали добрые дела: освобождали на время Страстной недели прикованных узников от кандалов, были снисходительными к болезненным и юродивым, оказывая им всяческую помощь, прекращали судебные тяжбы, споры. Стремились совершать добрые дела, уподобляясь своему Господу, который терпел мучения ради людей.

С верой сквозь века

Православная вера все больше крепла и развивалась. Христиане всех времен продолжали по-особому чтить Страстную седмицу. Так, по описанию современников, жители Руси в последнюю неделю перед Великой Пасхой вели большую подготовку к встрече основного праздника года. В простонародье Страстную неделю называли по-разному: Великая, Святая, Червонная, Красная. В избах тщательно чистили мебель, хозяйственную утварь. Белили набело стены, печи. Во вторую половину недели занимались приготовлением пищи на праздник, красили яйца, изготовляли куличи. Мужчины восстанавливали сломанные предметы быта, ставили качели для гуляний.

Умолкал — особенно это было заметно в селах — громкий людской говор. Были люди, отвечавшие за соблюдений данных правил. Русичи верили, что именно в Страстную седмицу нечисть всех видов радовалась страданиям Иисуса и вела дикий разгул своих грязных дел. Также, согласно традициям древних славян, считалось, что в канун Великой Пасхи на землю возвращались души умерших предков, чтобы отпраздновать это событие.

Страстная седмица по дням

Все дни Страстной седмицы особенные, по-своему знаменательные и святые. Православная церковь совершает службы в каждый из этих великих дней. Каждый день в храмах проводятся особые богослужения с проведением апостольских, пророческих, евангельских чтений и обрядов. Богослужения первых трёх дней Страстной седмицы проходят торжественно и печально, в эти дни сокрушаются о греховности человеческой натуры. В среду вечером подобные богослужения, проводимые с великопостным плачем, оканчиваются. Начинается плач совершенно другого характера. О страданиях и муках Иисуса Христа, который расплачивается собой за падшее человечество.

Каждый из дней Страстной недели называется Великим или Страстным. В эти дни мы видим, как церковные обряды сочетаются с народными приметами. Проводится Страстная седмица по дням следующим образом.

Великий понедельник

После Прощёного воскресения перед Великим постом начинается соблюдение строгих режимов питания. Принимать пищу следует два раза в день, ограничивая ее объём. В Великий понедельник можно начинать убираться дома, готовясь к празднику Великой Пасхи. Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого продали родные братья. Также приводится проклятие Иисусом Христом греховной смоковницы, не приносящей ни истинного покаяния, ни молитв, ни веры.

Великий вторник

В этот день надо вспомнить проповеди Иисуса, которые он проводил в Иерусалимском храме: про дань Кесарю, о всеобщем воскресении мертвых и о Страшном суде, о талантах и десяти девах. Также в этот день Христос обличал фарисеев и книжников. В мирских делах продолжают приготовление к празднику.

Великая среда

День воспоминаний о предательстве Иуды Искариота, предавшего Учителя за тридцать сребреников, о грешнице, которая подготовила Христа к погребению, совершив обряд помазания. В домашних приготовлениях усиливают интенсивность подготовки к Великой Пасхе.

Великий четверг

Знаменательный день Страстной недели. Молитвы о Спасителе. В народе этот день принято называть Чистым четвергом. Каждый уголок дома должен быть полностью подготовлен к празднику. Делать уборку после Чистого четвергаплохая примета. Есть поверье, что именно в этот день можно найти в доме давно потерянную вещь. Чтобы улучшить свое благосостояние, рекомендуется в воду, которой собираетесь мыть двери и окна, добавить мелочи.

Великая пятница

День особой скорби всех христиан. День распятия Христа. Не позволяется совершать никаких домашних дел. Разрешено испечь хлеб, и обязательно надо сходить в церковь. Также следует воздержаться от еды до окончания церковной службы.

Великая суббота

Этим днем оканчивается Великий пост. Нужно сходить в церковь и освятить приготовленные куличи и другую пасхальную еду. Не разрешается употребление пищи до окончания ночной службы.

После окончания крестного хода наступает Великая Пасха.

Праздник Великой Пасхи в 2019 году

В 2019 году праздник Великой Пасхи отмечается 28 апреля. Как и в прошедшие года, христианство будет отмечать воскресение нашего Спасителя Иисуса Христа. Соответственно, Страстная седмица 2019 года будет с 22 по 27 апреля.

Оставив в это время все мирские дела, следует идти в церковь. Посещение богослужений во время Страстной недели позволяет нам, проникая сквозь века, присутствовать при последних земных днях нашего Спасителя, страдать за него, молиться.

Также необходимо причаститься в это время хотя бы два раза: в Великий четверг и на Святую Пасху.

Статьи по теме