Все про серафима. Имя Серафима

Силён тот народ, который имеет своих небесных покровителей. На них вся надежда и упование. Таким российским заступником у престола Божия является святой Серафим Саровский. Биография, фото обители, в которой он подвизался, а также его житие известны в нашей стране всем верующим людям. Его почитают и любят. Трудно найти в России храм, где бы не было его образа. О нём наш рассказ.

Детство будущего подвижника

Святой преподобный Серафим Соровский, биография которого являет собой пример беззаветного служения Богу, родился в 1754 году в Курске. Его родители вели строгую и благочестивую жизнь, воспитывая своего сына Прохора (именно так звали от рождения будущего святого) в духе заповедей Божьих. Его отец, Исидор Мошнин, занимался выполнением строительных подрядов. Когда мальчик был ещё в раннем возрасте, отец умер, не успев закончить строительство храма в Курске. Его дело продолжила Агафия, овдовевшая мать Прохора.

С этого времени уже был отмечен Господом будущий святой Серафим Саровский. Биография его повествует об удивительном случае, происшедшем в эти годы. Однажды мать взяла его с собой на колокольню строящегося храма. Мальчик оступился и упал с большой высоты, однако волею Божьей остался цел и невредим.

Всех поражали в будущем подвижнике необыкновенная память и усердие в учёбе. С ранних лет он выучился грамоте, мог свободно читать Библию и жития святых. Но ещё большее удивление вызывала любовь мальчика к церковным службам. Он предпочитал их играм и забавам, столь свойственным детям в его возрасте.

Первое явление Прохору Царицы Небесной

Вскоре было явлено новое чудо, предвещающее, что из тихого и набожного отрока взрастёт будущий светильник церкви Серафим Саровский. Биография его упоминает такой случай. Мальчик заболел и был в крайне тяжёлом состоянии. Все боялись, что он умрёт. Но однажды в сонном видении явилась ему Царица Небесная и сказала, что вскоре посетит и исцелит его. И правда, через несколько дней проходил возле их дома крестный ход с иконой Знамение Пресвятой Богородицы. Мать вынесла Прохора из дома, и он приложился к иконе. Свершилось чудо, и он выздоровел.

Решение посвятить себя служению Богу

Когда он подрос, то объявил матери о своём заветном желании посвятить жизнь служению Богу и вступить на путь иночества. Агафия благословила сына, и он вместе со своими товарищами совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру.

Один из старцев лавры схимонах Досифей, наделённый даром прозорливости, повелел Прохору идти в Саровскую пустынь и там спасать свою душу. Так рождался будущий святой старец Серафим Саровский. Биография его являет собой путь непрестанных трудов на пути духовного возрастания. По пути из Киева он лишь на короткое время остановился в доме матери, простился с ней и отправился дальше в Саров. В ноябре 1778 года будущий подвижник впервые вошёл в ворота монастыря.

В Саровской обители

Настоятелем обители в те годы был уважаемый всеми старец отец Пахомий. С первых дней он с теплотой и любовью отнёсся к молодому послушнику и поручил попечение о нём мудрому старцу Иосифу. Он руководил послушником в самом начале его пути. Главное, что он вложил в сознание юноши, - это полное отвержение праздности и скуки, которые являются злейшими врагами молодых, «новоначальных» иноков. От них возникают греховные помыслы и желания. Старец Иосиф научил Прохора максимально заполнять время молитвами и трудом.

Уже в этот период отмечалось в нём стремление к уединённой молитве. С этой целью уходил молодой послушник в лесную чащу и там наедине беседовал с Богом. К этому периоду относится второе явление ему Пресвятой Богородицы, о котором упоминает, ввиду важности события, даже краткая биография. Серафим Саровский на протяжении земной своей жизни подобных явлений имел несколько.

Явление Богородицы и исцеление от водянки

На третьем году пребывания в монастыре он тяжело заболел водянкой, но отказался от помощи врачей, уповая лишь на Царицу Небесную. И она его не оставила, явившись во сне вместе с апостолами Петром и Иоанном. Богородица коснулась тела Прохора, и вода, причинявшая ему страдания, изверглась наружу. Наступило полное исцеление. Здесь же Матерь Божья засвидетельствовала перед святыми апостолами принадлежность Прохора Царствию Божию. Впоследствии на месте явления Богородицы была сооружена больничная церковь.

Принятие иноческого пострига

Прошло восемь лет, и настала пора принять иноческий постриг. Отныне умер для мира Прохор Машнин и родился молодой монах, будущий преподобный Серафим Саровский, житие и поучения которого станут настольной книгой многих благочестивых людей. Имя Серафим, данное при вступлении в монашество, как нельзя лучше передаёт пламенность его веры.

Через год он был рукоположен в сан иеродиакона. Ежедневные службы в храме сопровождались непрестанными молитвами в остальное время. Господь сподобил своего верного раба узреть благодатные видения. Неоднократно пред ним представали ангелы Божии, и однажды во время службы было видение самого Иисуса Христа, грядущего на облаках. Такого мог удостоиться только самый ревностный служитель Божий. Это придало сил для новых трудов и монашеских подвигов. Оставляя себе лишь самое малое время для сна, он днём служил в монастыре, а ночью для молитв и бдения уходил в дальнюю лесную келью.

Жизнь в лесной келье

В возрасте 39 лет на новую ступень служения святой церкви поднялся Серафим Саровский. Биография сообщает о том, что, будучи рукоположен в сан иеромонаха, он испросил благословения у настоятеля монастыря на подвиг пустынножительства. С того времени преподобный поселился в одинокой лесной келье, всего себя посвятив молитве и духовному созерцанию. В стенах обители он появлялся один раз в неделю для причащения Святых Даров.

Существует Устав древних пустынных жителей. Необычайно строги и полны аскетизма его требования. Именно ими и руководствовался подвижник. Кроме непрестанной молитвы, он заполнял время чтением трудов святых отцов церкви, и, разумеется, Нового Завета, который знал почти наизусть. Вблизи кельи он развёл огород, где выращивал самое необходимое для пропитания. Пищу принимал один раз в день, а по средам и пятницам и вовсе воздерживался от еды. Изредка ему приносили хлеб из монастыря. Живя так, преподобный вошёл в полное единение с природой. К нему даже стал наведываться медведь, и, угощая его, делился с ним последним куском хлеба преподобный Серафим Саровский. Биография для детей, иллюстрированная сценами из жизни святого, обязательно показывает этот эпизод кормления косолапого гостя.

Удаление от людей и 1000 дней и ночей на камне

Постепенно слава о новом отшельнике стала распространяться среди жителей окрестных деревень, к преподобному стали приходить за духовными наставлениями люди. Это очень отвлекало его от внутренней сосредоточенной молитвы, и со временем по его просьбе братия монастыря сучьями и брёвнами преградила путь к его келье. Теперь только птицы небесные да звери навещали его. Настала пора абсолютного безмолвия.

Во все времена монахи, вставшие на путь аскетических подвигов, подвергались озлобленным нападкам со стороны врага рода человеческого, и преподобный не стал исключением. Об этом важном эпизоде рассказывает даже его краткая биография. Серафим Саровский пережил тяжелейшую «внутреннюю брань». Враг мучил его пагубными искушениями, и для борьбы с ними он взял на себя подвиг столпничества. С этих пор каждую ночь святой проводил, стоя в чаще леса на огромном камне и непрестанно читая Иисусову молитву, воздев руки к небу. Днём он возвращался в келью и продолжал молитвенный подвиг, стоя на камне меньшего размера, специально принесённом из леса, и прерывал труды только для короткого отдыха и подкрепления сил. Продолжался подвиг 1000 дней и ночей.

Нападение разбойников

Не сумев сломить дух подвижника, враг попытался лишить его жизни, указав путь к келье разбойникам. Те, угрожая смертью, потребовали денег, но исполненный смирения отшельник не оказал им сопротивления, хотя был вооружён топором. Обыскав жилище и ничего не найдя, злодеи жестоко его избили, и, оставив одного умирать, ушли. Господь сохранил жизнь своему верному рабу и помог добраться до монастыря. Здесь снова явилась ему Божья Матерь и, вновь коснувшись его, даровала исцеление. Преподобный выздоровел, но до конца земной жизни ходил согбенным. Вернувшись в лесную келью, он возобновил подвиг молчания. Наградой за это был мир в душе и «радость о Святом Духе». Через некоторое время он вернулся в обитель.

Подвиг старчества

Скоро на новый этап духовного возрастания сподобился вступить Серафим Саровский. Биография, краткое содержание которой передаёт лишь малую часть подвигов святого, являет всем пример высочайшего аскетизма и самоотвержения. Господу было угодно поставить его на служение в высшем монашеском подвиге ─ старчестве. Отныне двери его кельи были открыты для всех, кто жаждал духовного окормленья.

Монахи обители построили для него келью вблизи родника, называвшегося Богословским. Каждый раз, покидая её, старец нёс на плечах котомку с камнями. Таким способом преподобный изнурял плоть, изгоняя пагубные страсти. Главным его занятием стали беседы с паломниками. Со всех концов стекались к нему немощные души, требующие наставления, утешения и помощи. И для всех находил нужные слова святой старец.

Среди его почитателей был человек, получивший по молитвам старца исцеление от болезни. Звали его Николай Александрович Мотовилов. Он долгое время находился рядом с отцом Серафимом, беседовал с ним и записывал его поучения. Кроме того, слушая рассказы старца о жизни, Мотовилов составил целое сочинение, которое можно было бы озаглавить «Святой Серафим Саровский. Биография».

Дивеево

Постоянно занятый приёмом всех нуждающихся в нём, отец Серафим уделял время для забот о находившемся поблизости Дивеевском женском монастыре. Неоценим его вклад в благополучие жизни сестёр обители и их духовное возрастание. Оказывая им личную помощь, преподобный убеждал в необходимости покровительства монастырю и влиятельных лиц из числа паломников. Незадолго до своей кончины преподобный удостоился ещё одного явления ему Пресвятой Богородицы. Она сообщила святому о скором конце его земной жизни и поручила ему сестёр Дивеевского монастыря.

Преставление и канонизация святого

Силы стали покидать святого старца. Всё реже он покидал свою келью. В сенях у него был поставлен гроб, заранее приготовленный для дня кончины. 1 января 1833 года, в последний раз отслужив литургию и причастившись Святых Тайн, отец Серафим затворился в своей келье. На следующий день было найдено его безжизненное тело, склонённое в молитвенной позе перед образами.

На протяжении семидесяти лет, прошедших со дня его кончины, на могиле старца свершались чудесные исцеления по обращённым к нему молитвам. В 1903 году Серафим Саровский был канонизирован и причислен к лику святых. Торжественная церемония происходила в присутствии царской семьи, представителей Синода и большого стечения верующих. С этого дня среди небесных покровителей нашего Отечества появился и святой преподобный Серафим Саровский.

«Батюшка Серафимушка», - с любовью называют его и в Дивееве, и в Сарове, и по всей бескрайней России. Во всех православных семьях известен детям добрый старец Серафим Саровский. Биография, краткое содержание для детей основных её эпизодов и иллюстрации к ним любимы многими мальчишками и девчонками с ранних лет.

Наставления святого

Бесценным сокровищем являются дошедшие до нас поучения и духовные наставления святого подвижника. Главной мыслью в них является задача «стяжания Духа Святого». Преподобный не только указывает в этом цель жизни человеческой, но и помогает найти путь её достижения. Одним из важнейших моментов на этом пути является непрестанное призывание Господа, пришествием Своим в души людей способного изгнать из них холод, вселяемый Дьяволом, и вдохнуть тепло любви не только к нему, но и к ближним. Таким теплом щедро делился с людьми святой преподобный Серафим Саровский. Биография, дни памяти и его поучения хранятся в памяти многих поколений верующих.

Наречённый при рождении именем Прохор, ставший в будущим иеромонахом Серафимом Саровским, появился на свет 19 июля 1759 года (или 1754) в городе Курск Белогородской губернии. Достоверной информации на этот счёт нет. Прохор родился в обеспеченном роду Мошниных. Его отца звали Исидор, мать - Агафия. Кроме Прохора в семье Мошниных уже был старший сын по имени Алексей.

Отец Прохора - купец - владел несколькими небольшими кирпичными заводами Курска и занимался строительством разного рода зданий. В то время он строил как обычные жилые дома, так и церкви. Так, он начал возведение храма в честь преподобного Сергия Радонежского, но дело своё довести до конца не успел. Когда Прохору было не более трёх лет, Исидор Мошнин умер. Все оставшиеся дела, связанные со строительством храма, продолжила его супруга.

С детства мальчик тяготел ко всему церковному, поэтому часто просился с матерью, когда та ездила в храм. Так, в возрасте семи лет он взобрался на колокольню строящегося храма, откуда и упал с большой высоты. Однако остался цел и невредим.


Позже Прохора одолел сильнейший недуг. Однажды утром сын рассказал матери о том, что ему во сне явилась дева Мария, которая дала обещание исцелить от недуга. Тогда неподалёку от их дома проходило церковное шествие, во главе которого несли икону Знамения Пресвятой Богородицы. Женщина вынесла сына в забытьи на улицу и приложила его к лику Богородицы. Болезнь отступила. С той поры Прохор твёрдо решил, что будет служить Богу.

Подвижничество

В 17 лет юноша совершил путешествие в Киево-Печерскую лавру в качестве паломника. Там он узнал место, где будет пострижен в монахи. Мать не стала противиться выбору сына, понимая, что он действительно каким-то образом связан с Богом. Спустя два года юноша уже готовится стать монахом в монастыре для мужчин Саровская пустынь.


В 1786 году молодой человек сменил имя на Серафим и пополнил монашеские ряды. Его посвятили в иеродиаконы, а спустя семь лет - в иеромонахи.

Серафиму был близок аскетичный образ жизни, как и большинству тех, кто избрал служение. Для единения с самим собой он поселился в келье, которая находилась в лесу. Чтобы добраться до монастыря, Серафим преодолевал пешком расстояние, равное пяти километрам.

Иеромонах носил в зимнее и летнее время одинаковые предметы одежды, самостоятельно находил еду в лесу, спал непродолжительно, держал строжайший пост, перечитывал святое писание, часто предавался молитвам. Серафим разбил огород и обустроил пасеку рядом со своей кельей.


Многие годы Серафим ел только траву сныть. Кроме того, он избрал особый вид подвига - столпничество, при котором тысячу дней и ночей непрерывно молился на валуне из камня. Так Серафим стал именоваться преподобным, что означает образом жизни стремящимся стать подобным Богу. Миряне, заходя к нему, зачастую видели, как преподобный кормит большого медведя.

В житие описан случай, как однажды разбойники, разузнав, что у Серафима бывают обеспеченные гости, посчитали, что он успел разбогатеть, и его можно ограбить. Пока иеромонах молился, они избили его. Серафим не оказал никакого сопротивления, несмотря на свою силу, мощь и молодость. Но в келье аскета преступники никаких богатств не обнаружили. Преподобный выжил. Случившееся недоразумение стало причиной того, что он остался сгорбленным на всю жизнь. Позже преступников поймали, а отец Серафим подарил им прощение, и их не наказали.


С 1807 года Серафим старался как можно меньше встречаться и говорить с людьми. Он начал новый подвиг - молчание. Через три года он вернулся в монастырь, но ушёл в затворничество на 15 лет, найдя уединение в молитвах. По окончании затворнического образа жизни он возобновил приёмы. Серафим стал принимать не только мирян, но и монахов, обретя, как описано в книге о его жизни, дар пророчества и целительства. Сам царь был среди его посетителей.

Умер иеромонах Серафим 2 января 1833 года в своей келье. Это случилось на 79 году жизни, когда он совершал обряд коленопреклоненной молитвы.

Житие

Описывать жизнь Серафима взялся иеромонах Сергий спустя четыре года после его смерти. Оно и стало основным источником, написанным о Саровском. Однако и его много раз редактировали.


Так, в 1841 году житие переписал сам митрополит Филарет. Сказалось желание сделать привести житие в соответствие с требованиями цензуры того времени.

Редактором следующего издания стал настоятель одной из пустыней Георгий. Он дополнил книгу деталями о зверях, которых кормил преподобный, о приумножении еды и явлениях девы Марии.

Народное почитание и канонизация

Почитать Серафима начали ещё при жизни. Однако канонизирован он был после смерти по требованию супруги - . Это случилось 19 июля 1902 года. Николай II и Александра Фёдоровна верили, что именно благодаря молитвам отцу Серафиму в царской семье появился наследник.


Такое развитие событий вызвало целый скандал, во главе которого стоял Константин Победоносцев, занимавший пост представителя императора в Святейшем Синоде. Последний не считал распоряжение царя, соответствующим церковным канонам.

Наследие

Православные и сегодня молятся Серафиму Саровскому. В прессе многократно писали об исцелениях от различных недугов людей, которые приходили к мощам святого, и других чудесах, связанных с ним.

До наших дней дошла самая известная икона, на которой изображён преподобный. Исходником для написания иконы Серафима Саровского послужил портрет, который был сделан за пять лет до смерти иеромонаха художником по фамилии Серебряков.


Также и по сей день православные знают ни одну молитву Серафиму Саровскому. В чём помогает этот святой: верующие просят у него умиротворения и окончания страданий, исцеления от недуга, гармонии и душевной стойкости. Зачастую к иконе с молитвой приходят, чтобы святой наставил на путь истинный. Молодые девушки просят послания спутника. Нередко бизнесмены молятся Серафиму, желая получить успех в делах и торговле.

Сегодня храм Серафима Саровского есть практически в каждом городе России. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Казань. Есть приходы в честь преподобного и в небольших сёлах. Это говорит о том, что святой и сейчас почитаем среди верующих.

Пророчества

Если верить дошедшим до наших дней источникам, Александру I Серафим предсказал, что род Романовых берёт своё начало и завершится в доме Ипатьева. Так и случилось. Первого царя по имени Михаил избрали в Ипатьевском монастыре. А в екатеринбургском доме Ипатьева погибла вся царская семья.


Среди предсказаний святого Серафима такие события, как:

  • декабристское восстание,
  • Крымская война 1853–1855 гг.,
  • закон об отмене крепостных отношений,
  • война между Россией и Японией,
  • мировые войны,
  • Великая Октябрьская социалистическая революция.
  • Серафим считал, что до пришествия антихриста миру осталось шестьсот лет.

Цитаты

  • Также до нас дошли и известные цитаты, некогда сказанные Саровским. Вот некоторые из них:
  • Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.
  • Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.
  • От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги - ничего.
  • Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.
  • На хлеб и воду ещё никто не жаловался.
  • Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

Значение имени Серафима

Серафима - это женская форма мужского имени Серафим. Происходит оно от древнееврейского слова «сараф» и переводится как «пылающий», «огненный».

Именины, дни Ангела у Серафим

Преподобный Серафим Саровский (1754–1833)

Один из самых известных святых не только в России, но и во всем мире родился в Курске в купеческой семье. До принятия монашества его звали Прохор Мошнин, и уже в детстве он был особенным ребенком. Житие преподобного рассказывает о нескольких удивительных случаях. Самый известный - история про то, как, еще будучи подростком, Прохор остался живым и невредимым после падения с высокой храмовой колокольни. Широко известна и другая история. Однажды Прохор тяжело заболел. Забывшись как-то тяжелым сном, он увидел Богородицу, которая пообещала ему скорое исцеление. Так и случилось. Во время крестного хода мимо его дома проносили икону Пресвятой Богородицы «Знамение». Мать вынесла к шествию сына и приложила его к образу. Вскоре он пошел на поправку. Впоследствии Богородица и дальше в самые тяжелые минуты жизни посещала преподобного.

Когда Прохору исполнилось 22 года, он отправился в Киево-Печерскую лавру. Желая посвятить себя Богу, он надеялся получить в обители совет, как устроить свою жизнь дальше. В лавре юноша встретился с одним почтенным схимонахом, который благословил его на монашеский постриг и направил в Саровскую пустынь (Тамбовская губерния). Так начался его духовный путь, на котором Прохору Мошнину предстояло стать преподобным Серафимом Саровским.

Восемь лет Прохор пробыл в монастыре простым послушником и только потом принял монашеский постриг (получив имя Серафим). После этого будущий святой испросил себе благословение удалиться в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря в глухом и безлюдном лесу.

Здесь, подражая древним «атлетам духа» - величайшим христианским праведникам пустыни, - Серафим начал вести строжайшую аскетическую жизнь: и зимой, и летом носил одну и ту же одежду, сам добывал себе пропитание в лесу, постоянно читал Священное Писание. Преподобный впоследствии завел неподалеку от келии пасеку и разбил небольшой огород.

Однажды подвижник взял на себя подвиг столпничества на тысячу дней. В лесу он нашел гранитный камень-валун, на который каждую ночь становился на колени и непрестанно совершал молитву мытаря из евангельской притчи: «Боже, милостив буди мне грешному».

Во время его лесного отшельничества произошла и одна из самых известных историй из его жития - на святого напали разбойники. Они жестоко избили преподобного и думали нажиться в его келии «церковными богатствами». Ничего не найдя, они сбежали с места преступления. Преподобный Серафим, истекая кровью, еле добрался до Саровского монастыря и чудом остался в живых. Когда же преступников нашли, то святой лично ходатайствовал об их помиловании.

В конце своей жизни праведник решил выйти из затвора, ради множества людей, которые стали съезжаться к нему со всей Российской империи: они просили его помощи, молитвы и совета. Отец Серафим принимал всех без исключения. Каждого он встречал своим особенным приветствием, которое стало символом его жизни: «Христос воскресе, радость моя».

Многие наставления преподобного Серафима дошли до нас благодаря его беседе с помещиком Николаем Мотовиловым, который был духовным чадом святого. Слова преподобного Николай Александрович впоследствии записал, и расшифровка этой удивительной беседы дошла до наших дней.

Сердце святого остановилось 14 января 1833 года. Последними словами преподобного Серафима Саровского были: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

Известные люди и святые с именем Серафима

Другие известные святые с именем Серафима

Преподобномученица Серафима (Сулимова)

Святая мученица-дева Серафима Римская (начало II века) родилась в Антиохии в семье тайных христиан. Оказавшись в Риме, святая жила в доме знатной горожанки Савины, которую обратила в христианство. Когда началась волна очередных гонений на христиан, Серафима была схвачена и приведена на суд. За ней последовала и Савина. Судья, увидев знатную госпожу, поначалу даже решил снять все обвинения со святой, но вскоре вновь приказал доставить ее к себе. Он уговаривал ее отречься от Христа, но в ответ получил категорический отказ. По преданию, во время пыток Серафимы палачи вдруг упали бездыханно. Только молитвами мученицы они смогли подняться, будучи совершенно невредимыми. Несломленная Серафима была казнена. Савина с благоговением похоронила ее тело.

Преподобномученица Серафима (Сулимова) (1859–1918) - игуменья Ферапонтова монастыря (Вологодская область). Уже в 17 лет начала жить монашеской жизнью. Приняв постриг, святая в 1905 году возглавила обитель. Серафима уделяла особое внимание детскому образованию. В частности, под ее руководством была построена женская церковно-приходская школа. Кроме того, игуменья много занималась благотворительностью. В 1918 году была арестована из-за конфликта с комиссией, которая пришла в монастырь для описи и последующего изъятия монастырских ценностей. 15 сентября без суда и следствия была расстреляна. В 2000 году причислена к лику святых.

Преподобномученица Серафима (Горшкова) (1893–1937; в миру Анна) рано приняла решение идти по пути монашества. После событий 1917 года ей долгое время пришлось скитаться, пока она не стала насельницей Воскресенского Новодевичьего монастыря (Санкт-Петербург). 1932 году монахиня Серафима была арестована и приговорена к трем годам ссылки в Казахстан. Здесь святая помогала сосланным священнослужителям и не покинула место ссылки даже после того, как срок наказания закончился. В 1937 году была арестована вторично «за контрреволюционную деятельность». Расстреляна 10 сентября.

Великие и известные люди с именем Серафима:

Серафима Бирман (1890–1976) - известная советская актриса театра и кино. Окончила Драматическую школу А. И. Адашева и была принята в труппу знаменитого Московского Художественного театра. В тридцатых годах она поставила спектакль «Васса Железнова» и исполнила в нем главную роль. Вершиной творческой карьеры Серафимы Бирман оказалась роль Ефросиньи Старицкой в грандиозной киноленте Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». За работу в фильме она стала лауреатом Сталинской премии первой степени в 1946 году. Скончалась 11 мая и была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Серафима Бирман в фильме “Друзья”, 1938

Серафима Амосова (1914–1992) - знаменитая советская летчица, участница Великой Отечественной войны. Уроженка Красноярска, будучи еще совсем юной, загорелась желанием стать летчицей и вскоре поступила в планерную школу. С отличием закончив обучение, она стала пилотом Гражданского воздушного флота. Когда началась Великая Отечественная война, Серафима трижды подавала рапорт об отправке на фронт, пока, наконец, ее не приняли в женскую авиагруппу, которую формировала в г. Энгельс Герой Советского Союза Марина Раскова. За все время военных действий С. Амосова совершила более 500 боевых вылетов, будучи заместителем командира женского авиационного полка ночных бомбардировщиков, более известного как «Ночные ведьмы». После войны Серафима Амосова вышла замуж за военного летчика и вместе с ним воспитала троих сыновей.

Игуменья Серафима (Черная) (1914–1999) - советский ученый-химик, настоятельница Новодевичьего монастыря. В миру Варвара Васильевна окончила Московский нефтехимический техникум. Впоследствии стала доктром технических наук. Работая в НИИ резиновой промышленности, участвовала в разработке космических скафандров. В 1994 году приняла монашеский постриг с именем Серафима и была поставлена игуменьей Новодевичьего монастыря. Настоятельница возродила монашеский хор, активно занималась восстановлением внутреннего убранства храмов на территории обители.

– После прихода к власти в России большевиков, мощи преподобного Серафима Саровского были вскрыты, изъяты и вывезены из Саровского монастыря в неизвестном направлении. В 1991 году они были случайно найдены в запасниках Музея атеизма и религии, который находился тогда в здании Казанского собора (Санкт-Петербург).

Поскольку город Саров является центром военной ядерной промышленности, Серафим Саровский считается покровителем ядерщиков.

Музей ядерного оружия. Саров. Фото Владимира Ештокина

Серафимы, согласно иудейской и христианской традиции, - высший ангельский чин, наиболее приближенный к Богу. Впервые они упоминаются в Книге пророка Исаии (Ис 6 :2–3). Преподобный Серафим как раз и был пострижен в честь этого ангельского чина. Известны случаи, когда человека крестили или постригали с именем Херувим (также ангельский чин).

– В 2015 году в российский прокат вышел мультфильм , который рассказывает о чудесной помощи преподобного Серафима Саровского дочке священника по имени Серафима в 40-е годы прошлого столетия.

Имя Серафима для девочки

В христианстве существует традиция образовывать женские имена от мужских. Например: Иоанн - Иоанна, Евгений - Евгения, Серафим - Серафима.

Преподобный Серафим Саровский - один из самых почитаемых на Руси святых. Житие Серафима Саровского рассказывает о том, как уже в детстве с ним начали происходить чудеса, а став монахом, преподобный Серафим начал являть их сам - в первую очередь невероятными подвигами, которые совершал: например, три года молился на камне и почти не вкушал при этом пищи. Или кормил диких животных, которые стекались к нему со всего леса и становились рядом с ними кроткими.

Но еще преподобный Серафим - это один из тех святых, который оставил после себя не только предание о собственной подвижнической жизни, но и поучения (если не сказать - целое учение): о благодати. Он учил: христианство - это не свод этических правил, где важно просто быть хорошим человеком, а более высокая цель - стяжав благодать Духа Святого, изменить саму природу человека. И следом - и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом!

Преподобный Серафим Саровский кормит медведя

Учение преподобного Серафима Саровского

В какой-то степени поучения - это действительно самое важное, что святой Серафим Саровский оставил после себя.

«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», - это одно из самых известных изречений преподобного Серафима Саровского, которое просто и кратко доносит всю суть его учения.

Обретение мира на душе и стяжание благодати: вот главная цель для христианина, а не исполнение заповедей. Исполнять заповеди - это естественно для человека, и это надо делать в любом случае, но у человека есть более высокая цель на земле, нежели просто совершать хорошие поступки и не обижать близких. Эта цель - обожение : то есть изменение природы души уже здесь - на земле.

Фактически, преподобный Серафим Саровский старался донести идеи исихазма - «греческого» учения, одним из апологетов которого был в XIV веке святитель Григорий Палама, и которое по сей день созидается на Святой горе Афон. В основе идеи исихазма лежит именно делание ума, а не просто поступки.

Преподобный Серафим Саровский напоминал, что жизнь христианина начинается не с поступков, и даже не с мыслей, а еще раньше - с природы его души. Поэтому православный христианин должен следить не только за мыслями (потому что все поступки идут от них), а устремлять свое упование и чаяния дальше - на состояние души. Души, которая плачет по Духу Святому и истинную свою целостность и истинное врачевание обретает лишь при стяжании Благодати и таким образом - во Христе.

Ну, а соблюдение заповедей, и благочестивая жизнь являются как раз одними из лучших инструментов для достижения этой высшей цели - стяжание «духа мирного».

Серафим Саровский: годы жизни - когда он жил

Преподобный Серафим Саровский жил в XVIII–XIX веках. Он родился в 1754 году, а скончался в 1833 году.

Он прожил 78 лет, и за это время страна, в которой он жил - Российская Империя - пережила шесть императоров и сильно изменилась: став из крупного государства настоящей Империей, которая смогла в конце концов одолеть самого Наполеона.

Правители, которых «застал» святой Серафим Саровский: императрица Елизавета; Петр II; Екатерина II; Петр III; Александр I; Николай I. Хотя, безусловно, сам преподобный Серафим меньше всего думал о царях земных и больше думал о Царстве Вечном, о чем и повествует его житие.

Серафим Саровский: краткая биография

Биографии святых в Церкви принято называть «житиями». Житие преподобного Серафима достаточно емкое, потому что старец вел очень простой образ жизни и иночества искал еще с юности.

Поэтому краткое житие святого Серафима можно изложить всего в нескольких фразах:

  • родился в 1833 году;
  • в 22 года покинул дом и стал иноком,
  • десять лет спустя был пострижен в монахи,
  • всю монашескую жизнь провел в лесах близ Саровской обители или в затворе в самом монастыре
  • и в 78 лет скончался.

Однако жизнь любого подвижника складывается не из внешних фактов, а из распорядка жизни и из устроения жизни внутренней - которую на страницах книг или сайта описать трудно. А жизнь Серафима Саровского как раз была наполнена подвигами внутренними, которые показали - при истинном единении с Господом силы человеческие поистине неисчерпаемы, и благодать может освятить человека так, что дикие животные пойдут к нему на поклонение, и никакие разбойники - ни небесные, ни тем более земные, ему страшны не будут!

Чудеса преподобного Серафима Саровского

Чудесные явления стали происходить с преподобным Серафимом, когда он еще был семилетним мальчиком Прохором. Он упал с колокольни на землю, но остался жив.

Его святая жизнь делала кроткими самых грозных животных. Преподобный рассказывал, что к нему ночами приходили волки, зайцы, лисицы, змеи и мыши, и даже большой медведь. И всех он кормил, и для всех чудесным образом хватало угощений. «Сколько бы я не брал хлеба, - рассказывал подвижник, - он чудесным образом не убавлялся в корзине!»

Как и любой святой, преподобный Серафим Саровский не стремился творить чудеса, и в любом чудесном явлении видел прежде всего щедрость и Любовь Божию и пример того, каким бескрайним становится мир при жизни со Христом.

Нападки диавола усиливались. Сначала они проявлялись мистическим образом - во время молитвы старца Серафима могло подбросить вверх и кинуть обратно на землю - это бесы «развлекались». А однажды - во время подвигов в лесу, - на него напали самые настоящие разбойники. Это диавол, видя духовную твердость старца, напал теперь, используя земные «подручные» инструменты, - людей, - чтобы сломить дух монаха таким вот «приземленным» способом.

Грабители избили преподобного, сломали ему ребера, проломили череп и нанесли множество других ран. Раненого Серафима Саровского нашли спустя некоторое время, и доктора удивлялись: как он остался жив - непонятно. Сам преподобный рассказывал, что в один из этих дней преподобному явилась Богородица, и это окончательно успокоило его, помогло все предать воли Божией и тем самым - спасти жизнь.

Явление Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому - тоже одно из чудес, которое происходило с ним неоднократно. По преданию, их было двенадцать. Первое - в детстве, когда Прохору было 9 лет - мальчик тяжело болел и Богородица обещала его исцелить. Именно после этого он решил для себя стать монахом. А последнее явление случилось за пару лет до смерти - когда Пресвятая Богородица явилась ему в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

Подвиги преподобного Серафима Саровского

Первый видимый подвиг будущий старец Серафим совершил еще до пострижения в монахи - когда из Курска, где родился и жил, пешком отправился в Киево-Печерскую Лавру: поклониться мощам Печерских святых и получить благословение на монашество. Он не ехал на поезде, он не передвигался на машине и не летел на самолете. В те времена паломничество было не комфортным «туризмом», как сейчас, а действительно подвигом.

Но конечно, больше всего он прославился подвижничеством, которое нес, уже будучи монахом. С самого начала он выделялся из братии строгим уставом. И 30 лет своей жизни он провел либо в отшельничестве в лесу - в нескольких километрах от Саровской обители, либо - в самой обителе, но в затворе.

Образ жизни в лесу его кажется невероятным. Святой Серафим круглый год мог ходить в одной и той же одежде, на нем были вериги, временами он питался одной травой.

Самый известный его подвиг - это подвиг столпничества, когда он тысячу дней и тысячу ночей простоял в молитве попеременно на двух камнях.

Принимать посетителей к себе он начал только в последние годы своей жизни - и именно тогда о Серафиме Саровском узнал народ и прославил его как святого уже при жизни.

Мощи Серафима Саровского: где находятся?

Мощи преподобного Серафима Саровского сейчас хранятся в Серафимо-Дивеевском монастыре. Там им можно поклониться.
Дивеевский монастырь находитя в Нижегородской области. Из Москвы, например, можно добраться поездом до Нижнего Новгорода и далее на автобусе до Дивеево. Расписание автобусов можно посмотреть

На машине: 450 километров от Москвы.

При монастыре есть гостиницы и частные домики и всегда можно найти, где остановиться, но жилье лучше бронировать заранее - особенно в великие Церковные праздники или в дни памяти святого.

А в Москве есть Подворье Дивеевского Монастыря - оно располагается в двух минутах ходьбы от станции метро Проспект Мира-кольцевой - если идти по пути к Садовому Кольцу. Подворье с домовым храмом внутри располагается прямо на Проспекте Мира:

Дни памяти Серафима Саровского

Дни памяти Серафима Саровского в православной Церкви:

  • 1 августа (это день его рождения)
  • 15 января (день смерти).

Икона Серафима Саровского

А вот так выглядит один из самых распространенных образов преподобного Серафима. (На снимке икона, которая хранится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре):

Преподобный Серафим Саровский - один из самых почитаемых на Руси святых, поэтому его икону можно найти и поклониться ей практически в каждом храме.

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Был город Курск. Преподобный происходил из известной, вполне обеспеченной купеческой семьи. Отец Серафима, Исидор Мошнин, был человеком благочестивым и набожным. По роду своей земной деятельности он владел кирпичными заводами, занимался торговлей, брал подряды на возведение домов и церквей. Мать Серафима, христианка Агафия Фотиевна, не уступала ему в добродетели, но особенно отличалась милосердием и вниманием к бедным.

От брака Исидора и Агафии Мошниных родилось трое детей: Параскева, Алексей и Прохор, будущий отец Серафим. Серафим появился на свет в 1754 году, в ночь с 19 на 20 июля. Считается, что имя Прохор было дано ему при Крещении в честь одного из семи диаконов, поставленных апостолами, день памяти которого отмечается 28 июля.

Отец Серафима, Исидор, умер достаточно рано, и вся тяжесть ответственности по содержанию и воспитанию детей легла на плечи вдовы. Она же взяла на себя бремя по управлению состоянием и делами, по завершению строительства храма во имя преподобного Сергия, начатого мужем.

Однажды, контролируя ход строительства, осматривая колокольню, Агафия взобралась на верх, а сопровождавший её Прохор, подойдя к краю, перевесился через перила, не удержался и упал с высоты. Мать в ужасе сбежала вниз, но, представ перед сыном, обнаружила его в здравии и невредимым. Так явил Свое первое чудо над будущим светильником Русской земли.

В десятилетнем возрасте Прохор подвергся тяжелой болезни. Казалось бы, всё движется к неутешительному концу: некоторые даже и не рассчитывали на его выздоровление. Но вот, Прохору явилась Небесная Царица, пообещав исцеление. А немного спустя, когда по городу проносили Коренную икону Божией Матери, и когда, по причине внезапно нахлынувшего ливня, её, чтобы сократить путь, понесли через двор Мошниных, мать, сориентировавшись, быстро взяла своё чадо, вынесла его во двор и поднесла к чудотворному образу. Вскоре ребёнок пошёл на поправку, стал крепнуть и выздоровел. Так явил в отношении Серафима второе чудо.

После этого Прохор взялся за обучение с ещё большим усердием, проводил много времени за чтением, научился писать.

Однажды Промысл Божий свёл его с Христа ради юродивым. Рассказывают, что встретив на улице Агафию с двумя сыновьями, тот, взглянув на Прохора, возвестил о его будущей славе угодника Божия. Впоследствии, общаясь с юродивым, Прохор впитал от него много хорошего и доброго.

В то время он часто посещал храм, много молился. Между тем он не уклонялся и от роли помощника матери в хозяйственных и торговых делах, исполнял надлежащую работу. Однако чем больше он возрастал возрастом духовным, тем больше осознавал, насколько трудно совмещать уединение, любовь и служение Богу с торговыми барышами и заботами мира.

На пути к монашеской жизни

Прохор всё больше мечтал о монашеской жизни. Зная и понимая религиозные устремления сына, помня произошедшие с ним чудеса, Агафия не препятствовала сыну, и скорее желала бы отпустить его, вверив Промыслу Божию, чем удерживать при себе материнскими слезами и укоризной. Считается, что окончательное решение, в этой связи, Прохор принял на семнадцатом году своей жизни.

С одной стороны, его влекла Саровская обитель, где к тому времени подвизалось много его земляков. Но с другой стороны, он желал помолиться при святых мощах преподобных Антония и Феодосия, ознакомиться с жизнью Киево-Печерских иноков, получить наставление и благословение от тамошних старцев. Туда он и отправился пешком, вместе с пятью богомольцами. Перед уходом мать благословила его медным крестом, с которым, затем, он не расставался, и который носил на груди всю свою земную жизнь.

Добравшись до Киева, путники выяснили, что в Китаевской пустыни подвизается прозорливец, Досифей. К нему и направился Прохор. Старец, прозрев волю Божью, дал ему напутственное увещание, указал на необходимость непрестанно хранить память о Боге и призывать имя Господа, и благословил на подвижничество в Саровской пустыни.

После этого Прохор вернулся на время домой, в Курск, прожил там несколько месяцев. Как ни горько было Агафьи вновь расставаться со своим сыном, она вновь благословила его, а он снова ушёл: туда, где давно уже пребывал своим сердцем.

После долгой и трудной дороги он, наконец, прибыл в обитель. Это случилось 20 ноября 1778 года.

Начало монашеских подвигов преподобного Серафима Саровского

Игумен обители, старец Пахомий, вверил духовное попечительство над Прохором мудрому и опытному подвижнику, казначею, старцу Иосифу. Первоначально Прохору было назначено послушание келейника. По мере дальнейшего пребывания одно послушание сменялось другим. Прохор безропотно и усердно трудился как в хлебне, так и в просфорне, и в столярке; исполнял обязанности будильщика, затем пономаря, вместе с братиями заготавливал дрова.

Прохор много молился, читал, соблюдал воздержание. Имея в уме примеры из жизни великих пустынножителей и тяготея к уединению, он испросил благословения, чтобы в свободные от послушания и обязанностей часы уединяться в лесу. Там соорудил для себя небольшой шалаш и предавался в нём богомыслию и молитве.

Примерно через 2 года по вступлении в обитель, Прохор заболел и распух. Эта болезнь, предположительно — водянка, продолжалась на протяжении почти что трёх лет. Заболевание Прохора было настолько серьезным, что стали опасаться за его жизнь. Но благодатью Божьей он был исцелен: однажды, по причащении Святых Христовых Тайн, ему, в сопровождении апостолов Петра и Иоанна, явилась Божья Матерь, и после Её чудесного вмешательства болезнь отступила.

Впоследствии, на месте совершения этого чуда стали возводить больничный корпус, а при нем — церковь. Утверждают, что место явления Богородицы пришлось на алтарь возводимого храма. Для строительства был разрешен финансовый сбор. Прохор с охотою принял на себя послушание сборщика. Обходя с этой целью разные места, он добрался до Курска, где встретился с близкими. Его брат, Алексей, внёс в строительство немалую лепту. После этого Прохор вернулся в обитель. Будучи искусным столяром, он собственноручно изготовил для церкви престол.

13 августа 1786 года игумен Пахомий постриг Прохора в сан инока. С этого времени за Прохором утвердилось новое имя — Серафим. А немного спустя, 27 октября 1786 года, епископом Владимирским и Муромским, преосвященным Виктором, Серафим был посвящён в сан иеродиакона. Утверждают, что в период диаконского служения он не раз созерцал на Божественной литургии ангельские силы.

2 сентября 1793 году епископ Феофил рукоположил Серафима во иеромонаха. Примерно через год почил отец Пахомий. Перед этим он поручил отцу Серафиму попечение о Дивеевских сестрах, о чем, в свою очередь, его перед просила их настоятельница, старица Агафья Мельгунова.

С этого времени отец Серафим, подготовленный Промыслом к жизни в уединении, испросил благословения у нового настоятеля, отца Исаии на пустынножительство. Это произошло через 16 лет по прибытии Прохора в обитель. Помимо внутренних причин, данному решению способствовала телесная болезнь преподобного. От непрестанных пастырских трудов и коленопреклоненных келейных молитв ноги отца Серафима покрылись ранами и распухли; ему тяжело было нести монастырское послушание.

Отшельническая жизнь преподобного Серафима

Преподобный Серафим поселился примерно в пяти верстах от обители, на берегу речки Саровки, в деревянной келье, располагавшейся на возвышенном месте в глухом, безлюдном лесу.

Живя в уединении, святой много молился, совершал богослужение, читал, возделывал небольшой огород. Носил он одну убогую одежду, а за плечами — суму со Святым Евангелием. В канун воскресных и праздничных дней он возвращался в обитель, исповедовался, причащался, беседовал с нуждавшимися в общении с ним.

Несмотря на некоторую труднодоступность жилища Серафима, люди приходили к нему и туда: кто за утешением, кто за советом и благословением. Считая для себя неудобным общение с лицами женского пола, и в то же время считая, что отказ в назидании может нарушить Божественную волю, Серафим обратился с молитвой к Пресвятой Богородице и Господу, чтобы Он дал ему особое знамение. По преданию, в ответ на молитву святого через непродолжительный срок тропинка, ведущая к келье, была завалена сучьями могучих деревьев. Видя это, отец Серафим пал перед Богом и воздал Ему благодарение и хвалу.

Сообщают, что воздвигая брань против подвижника Серафима, диавол стремился нагнать на него страх: то являл ему вой дикого зверя, то большую толпу, то гроб с мертвецом, то поднимал его в воздух и бросал с силой вниз, от чего его спасал Ангел-Хранитель.

А однажды, 12 сентября 1804 года, когда преподобный заготавливал для хозяйства дрова, к нему подошли трое злодеев и потребовали у него денег, полагая, что Серафим хранит у себя материальные пожертвования. Преподобный встретил опасность с глубоким христианским смирением: не стал сопротивляться разбойникам, хотя и держал в руках топор. Когда же он опустил топор, один из разбойников поднял его и ударил святого обухом по голове. После этого незваные гости принялись избивать преподобного, несмотря на то, что от удара он лишился сознания. Потом его оттащили к дому, связали и обыскали, перевернули всю келью, но никаких богатств не нашли. Затем на них напал ужас и они убежали.

Придя в себя, отец Серафим самостоятельно освободился от пут, воздал хвалу Богу и, уповая на Его милость, взмолился о прощении обидчиков. Кое-как, превозмогая себя, он добрёл до обители. Восемь дней Серафим страшно страдал, не принимал пищи, не мог даже спать. Когда прибыли вызванные из Арзамаса врачи, они обнаружили: голова преподобного пробита, ребра изломаны, тело изранено. К окончанию осмотра отец Серафим впал в забытье и удостоился очередного явления Божьей Матери. Она пришла с апостолами: Петром и Иоанном. Взглянув на Серафима, Пресвятая обратилась к апостолам со словами: «Сей от рода нашего». Серафим исполнился чрезвычайной радости, а к вечеру встал с постели, попросил пищи и подкрепился. Постепенно его состояние улучшилось. Тем не менее, следы того жестокого преступления, в частности сутулость, отпечатлелись на всю жизнь. Отныне святой Серафим при ходьбе подпирался на мотыгу или топор.

Спустя пять месяцев Серафим, испросив благословения, возвратился в уединение. А вскоре поймали разбойников. Они оказались крепостными крестьянами. Негодованию жителей не было предела. Злодеев хотели подвергнуть суду, но отец Серафим упросил отца Исаию и их помещика, Татищева, помиловать их, что и было исполнено. Между тем, уйдя от суда человеческого, они не ушли от Суда Правды Божьей. После того как сгорели их дома, они сами пришли к преподобному, умоляя его о прощении и молитвах за них.

Помимо прочих знамений, происходивших при участии святого Серафима и указывавших на особое благоволение к нему Бога, называют его отношения с дикими животными, коих он кормил от своего небогатого стола. Среди прочих частым гостем преподобного отца был медведь. По словам очевидца, однажды он наблюдал, как святой Серафим, сидя на колоде, кормил медведя сухариками, после чего зверь, налакомившись, развернулся и ушёл в лес.

Когда в 1806 году отец Исаия ослаб и уволился от руководства, братия хотели было избрать на его место отца Серафима. Это было уже вторым предложением преподобному взять на себя роль настоятеля (первое поступило ещё раньше, когда освободилось место архимандрита в Алтыре). Но преподобный отклонил и его.

После смерти Исаии, наступившей в 1807 году, отец Серафим избрал для себя ещё более суровый аскетический подвиг — молчальничество. В нём святой пребывал в продолжении трех лет. Посетителей он больше не принимал, а если кто, вдруг, встречался в лесу, он падал ниц и не поднимал лица, пока тот не уходил. Преподобный всё реже посещал свою обитель, иногда не появлялся там даже по праздникам.

На полпути между обителью и кельей лежал огромный гранитный валун. На протяжении тысячи суток отец Серафим каждую ночь приходил к этому камню и, стоя на ногах либо на коленях, воздев руки к Небу, молился. Ещё один камень располагался в келье, там он молился днём, прерываясь лишь для принятия пищи и необходимого отдохновения.

Новый затвор

Многое изменилось в жизни Серафима с решением отца Нифонта, поддержанного другими отцами: обязать Серафима посещать монастырь по воскресным и праздничным дням, причащаться Святых Христовых Тайн; или же, если здоровье не позволяет ему совершать регулярные переходы, повелеть возвратиться в обитель и жить в монастырской келье.

Выбор был не велик. Исполняя условие послушания, преподобный вернулся. Это случилось 8 мая 1810 года. Однако же, испросив благословение, Серафим продолжал жить затворником, но уже внутри монастырской ограды. Святые Дары ему приносили в келию. В этот период старец изготовил себе гроб и расположил его в сенях. После пяти лет такого затворничества, он начал его ослаблять, чтоб служить людям, нуждавшимся в его наставлениях и молитвах. Утверждают, что в этот период отцу Серафиму вновь явилась Небесная Царица, по некоторым сведениям, с Онуфрием Великим и Петром Афонским, потребовав служить людям.

Полагают, что старец носил под одеждой тяжелые вериги. По другой версии тяжесть вериг заменяла тяжесть большого пятивершкового креста.

Организация Дивеевской обители.

В 1825 году, 25 ноября, в день памяти святых Климента Римского и Петра Александрийского Богородица, в сонном видении, посетила отца Серафима вместе с названными Божьими угодниками, и сообщила, что он может выйти из затвора. Примерно в это время отца Серафима начали посещать сестры из Дивеевской общины.

Имел он беседу и с их начальницей, старицей Ксенией Михайловной. Количество сестер к тому времени увеличилось, и было уместно увеличить владения. Отец Серафим предложил ей изменить устав общины, отличавшийся строгостью. Но она отказалась. Преподобный не вмешивался в дела их общины, посчитав, что заповеданное ему попечение об общине больше не лежит на его совести, или, по крайней мере, на то должно открыться особое Божье произволение.

После получения от отца Нифонта благословения на жизнь в пустыньке, Серафим пошел в лес. Это был всё тот же день, 25 ноября 1825 года. Повествуют, что по дороге, он стал свидетелем очередного явления Божьей Матери. На сей раз при Ней находились два апостола: Петр и Иоанн Богослов. Когда Дева ударила жезлом о землю, из земли хлынул фонтан светлой воды. Пресвятая Владычица напомнила преподобному о его обязательстве, связанном с просьбой Агафьи Мельгуновой, поручением отца Пахомия, и сообщила о необходимости устроения Дивеевской обители на том месте, где указано.

По распоряжению Богородицы преподобный должен был взять из общины Ксении восемь сестер, и на назначенном месте, в задах села Дивеево, основать обитель, в которую смогут вступать лишь девицы. Требовалось оградить это место канавой и валом, поставить мельницу, выстроить кельи, а затем — церковь. Кроме того, Божья Матерь дала для обители новый устав и обещала взять её под Свое покровительство.

На том месте, где располагались Её стопы и забил целительный источник, был сооружен колодец, впоследствии названный Серафимовым. Сам Серафим сделал это место местом своего подвига. По воскресным же и праздничным дням он оставался в монастыре. Количество посетителей отца Серафима весьма возросло. Он старался выслушивать их с должным вниманием.

Кончина преподобного Серафима

Последнее, в земной жизни, явление Богородицы преподобному старцу произошло ранним утром, в Праздник Благовещения, 25 марта 1831 года. Отцу Серафиму было сообщено, что его земные подвиги близятся к завершению. Готовясь к отшествию, старец предупредил ближних, что скоро оставит сей мир.

В 1833 году, в первый его день, Серафим несколько раз выходил к тому месту, которое выбрал для своего захоронения, и долго молился. На следующий день его нашли почившим, стоящим на коленях. Очевидцем чуда, сопутствующего блаженной кончине Серафима Саровского, по милости Божией, стал известный молитвенник, старец Филарет Глинский. «Ночью, 2 января 1833 года, стоя на крыльце своей келлии, отец Филарет Глинский увидел сияние на небе и чью-то душу, с пением возносимую Ангелами на Небо. Долго смотрел он на это чудное видение. Подозвав к себе некоторых братий, оказавшихся тут, показал им необыкновенный свет и, подумав, сказал: «Вот как отходят души праведных! Ныне в Сарове почил отец Серафим». Видеть сияние сподобились только двое из братии. После узнали, что, действительно, в ту самую ночь скончался отец Серафим» (Глинский патерик). В дальнейшем тело праведника было положено во гроб, сделанный им заблаговременно и собственноручно, и предано земле, подле алтаря соборного храма.

От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

Ин тропарь преподобному Серафиму, Саровскому Чудотворцу, глас 4

От юности Христа возлюбил еси, преподобне,/ и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси,/ в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси,/ умиленным сердцем любовь Христову стяжав,/ Небесным Серафимом в песнословии споборниче,/ в любви притекающим к тебе Христу подражателю,/ темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси,/ сего ради вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими, радосте наша,/ теплый пред Богом заступниче,/ Серафиме блаженне.

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Статьи по теме