Давида изначально должны были установить на большой высоте.


В мире немного таких знаменитых и знаковых скульптур, как «Давид» работы Микеланджело. С того момента, как мир увидел это творение 8 сентября 1504 года на площади Синьории во Флоренции, люди не перестают восхищаться им. Но при этом далеко не все знают интереснейшие факты об этой великолепной скульптуре.

1. Давид создан по библейским мотивам


На первый взгляд, знаменитый обнажённый мужчина, которого изваял Микеланджело, совершенно не похож на "библейского героя". Но если присмотреться внимательно, можно заметить пращу, перекинутую через левое плечо Давида, а в правой руке он сжимает камень. Благодаря именно этим предметам, Давид поверг великана Голиафа в знаменитой библейской истории.

2. Статуя гораздо выше человеческого роста

Высота "Давида" - 5,17 м., что почти в три раза превышает высоту среднего человека.

3. Рука статуи непропорциональна


Рука статуи слишком большая и не соответствует пропорциям остального тела. Эта асимметрия, как полагают, была специально допущена Микеланджело в честь прозвища Давида, "manu fortis" (сильная рука).

4. Давид - левша


Об этом можно утверждать, исходя из того, что праща лежит на левом плече, а камень находится в правой. Как ни странно, положение тела статуи более подходит для правши.

5. Статуя высечена из цельного куска мрамора


Глыба мрамора, которая превратилась в один из самых известных шедевров в истории, доказывает старую поговорку - то, что является мусором для одного человека, сокровище для другого. Микеланджело создал Давида из куска мрамора, который перед этим был два раза заброшен другими скульпторами. Агостино ди Дуччо отказался от проекта по созданию скульптуры Давида, едва начав обтесывать ноги.

Причиной стала смерть Донателло, у которого ди Дуччо был подмастерьем. После этого глыба мрамора лежала заброшенной в течение 10 лет. Далее за статую взялся Антонио Росселино, но он тоже вскоре отказался от работы после того, как нашел трещину в блоке. Когда Микеланджело, наконец, начал работать над "Давидом" в 1501 году, кусок мрамора ждал его 40 лет.

6. Давида изначально должны были установить на большой высоте


В 1501 году правительство города Флоренции поручило Микеланджело создать "Давида" в качестве одной из статуй, предназначенных для украшения купола флорентийского собора. Но после завершения статуи покровители Микеланджело были настолько впечатлены его творением, что решили отказаться от этого плана и разместить статую в лоджии Ланци (а потом статуя переехала в Академию искусств). В 2010 году на флорентийском соборе была размещена реплика Давида, как это и задумывалось изначально.

7. Статуя всегда вызывала восторг


Итальянский живописец и архитектор шестнадцатого века Джорджо Вазари так написал о "Давиде": "Того, кто видел эту работу, больше не удивит ни одна скульптура в мире".

8. Репутация Микеланджело


За пять лет до дебюта Давида, Микеланджело уже стал знаменитым благодаря скульптуре "Римская Пьета" . Но именно благодаря "Давиду" 29-летний художник эпохи Возрождения стал известен как мастер-скульптор. Четыре года спустя, в 1508 году Микеланджело начал работу над своим величайшим достижением в области живописи - фресками Сикстинской капеллы.

9. Давид родом из Древней Греции


Микеланджело придал своей скульптуре позу, в которой часто изображали Геракла. Некоторые эксперты считают, что именно Геракл был изображен на городской печати Флоренции.

10. Давид - символ свободы


Хотя изначально заказанная скульптура носила только религиозный характер, во время работы Микеланджело над "Давидом" Флоренция изгнала семью Медичи. Именно поэтому "Давид" стал символом республиканской свободы и защиты от власти тиранов.

11. Давид и вандалы


14 сентября 1991 года итальянский художник Пьеро Канната прокрался с небольшим молотком к статуе, выставленной в галерее Академии изящных искусств во Флоренции. Он успел отколоть часть пальца на ноге "Давида", пока его не скрутили посетители музея. Судебная экспертиза признала итальянца психически невменяемым, после чего его отправили в лечебницу.

12. Существует не один Давид


Поскольку "Давид" является одним из самых популярных в мире произведений искусства, существуют миллионы его репродукций на футболках, ковриках для мыши и на других самых неожиданных вещах. Даже во Флоренции есть две полноразмерные реплики: одна стоит на своем первоначальном месте перед Палаццо Веккьо, а бронзовая копия возвышается над городом на соборе.

13. Давид подвергался цензуре


В 1857 году великий князь Тосканы был удивлен чопорностью королевы Англии Виктории, которой он подарил копию статуи Микеланджело. Королева была настолько шокирована подробностями наготы, что приказала прикрыть достоинство Давида съемным фиговым листочком из гипса.

14. Туристы наносят вред статуе


Более 8 миллионов посетителей в год приходят в галерею Академии искусств, чтобы посмотреть на Давида. Исследования показали, что все эти посетители создают вибрации при ходьбе, которые наносят вред мрамору, вызывая появление трещин.

15. Кому принадлежит Давид


Давид выставлен во флорентийской Академии изящных искусств с 1873 года. Но итальянское правительство стремится вернуть право собственности на статую, сделав ее национальным достоянием.

Ценителей современной искусства обязательно впечатлят .

Как Микеланджело получил заказ

6 августа 1501 года 26-летний Микеланджело получил заказ от старосты цеха торговцев шерстью Флоренции на изготовление скульптуры библейского царя Давида. Цеху поручили следить за украшением соборного храма Санта Мария дель Фьоре. Однако история создания статуи началась задолго до этого. Еще в XIV веке великий итальянский живописец Джотто, строивший вышеупомянутый собор, изобразил его с мраморными статуями на крыше. Сотворить статую Давида пытались не раз. Но скульптуры получались маленькими. Заказ на большого «Давида» получил Агостино ди Дуччо, который не создал ни одной статуи. Он должен был только обтесать глыбу, а за дело взялся бы Донателло. Но Донателло умер. Глыба пролежала во дворе храма Санта Мария дель Фьоре много лет. От дождя и ветра она стала портиться, и власти решили срочно с этим что-то делать. Тут и подвернулся молодой скульптор Микеланджело, которого посоветовал отцам города Леонардо да Винчи .

Другая версия

Спустя полвека после того, как Давид был готов, писатель и художник Джорджо Вазари описал свою версию истории создания скульптуры. Выглядит она иначе. Оказывается, глыба считалась испорченной, и Микеланджело выпросил ее как ненужную, а потом удивил всех готовой статуей. Ходил даже анекдот о том, как якобы глава Флорентийской республики попросил скульптора укоротить нос Давида. Микеланджело сделал вид, что выполнил поручение, на что правитель тут сказал: «Теперь хорошо». Но все это лишь легенды.

Процесс создания

Микеланджело подготовил более сотни набросков будущей статуи, изготовил небольшую глиняную модель, которую заливал в емкости молоком, с помощью чего определял последовательность работы над мраморным блоком.

С наступлением зимы у Микеланджело начали возникать сложности. Ему приходилось выковывать быстро притупляющиеся от интенсивной работы инструменты. Но Микеланджело не мог себе позволить отдых, зачастую даже спал по ночам на рабочем месте. Однако не все зависело от мастера. Он вынужден был прерывать работу из-за волнений во Флоренции, поэтому статуя была окончена лишь в 1504 году. Рассказывали, что закончив статую, Микеланджело украсил ее венцом из листовой меди.

Как устанавливали статую

С окончанием работы над шедевром, трудности, связанные с ним не закончились. Оказалось, что поднять его на крышу собора не удастся, и попечители собора передали статую городу. Специальная комиссия, в которую входили Боттичелли и Леонардо да Винчи, решили установить ее на площади перед Палаццо Веккьо – дворцом флорентийского правительства. Для транспортировки статуи соорудили специальный механизм, и 8 сентября 1504 года Давид был воздвигнут перед входом во дворец. Там он и простоял под открытым небом почти 4 века. Давид, стоящий в центре города, воспринимали как образ защитника города. Напомним, политическая обстановка в городе сыграла немалую роль. К 1501 году, когда Микеланджело начал работать над статуей, граждане Флоренции одобрили новую республиканскую Конституцию, свергнув тиранию клана Медичи . Много позже, в 1873 году скульптуру перенесли в здание флорентийской Академии художеств, а на площади установили копию.

Легенды о статуе

За многовековую историю существования статуи Давида создали невероятное количество ее копий. Одна из них стоит сейчас в итальянском дворике Пушкинского музея в Москве . Еще один любопытный факт - гипсовую копию «Давида», установленную в лондонском музее Виктории и Альберта, на какое-то время снабдили съемным фиговым листочком на случай визитов королевы.

В конце XX века к 3000-летию Иерусалима власти Флоренции решили подарить городу копию Давида Микеланджело в натуральную величину. Однако израильские раввины отказались, сославшись на то, что Давид голый и… необрезанный. Раввинов тогда поддержали духовные авторитеты палестинских арабов, поэтому власти Израиля вынуждены были подчиниться религиозной волне. Подарок не был принят.

Скажите, пожалуйста, почему на крестах храма Христа Спасителя изображены шестиконечные звезды (12 штук на каждом кресте)? Ведь их можно принять за звезды Давида, т.е. символ иудеев? Насколько знаю из Апокалипсиса, Иисус говорит, что утренняя звезда дается пастырям (в переносном смысле царям), т.е. тем христианам, которые выстояли все испытания, и, если понимать буквально, то значит и воскресшим со своих "крестов" также, как и Сам Иисус Христос. Еще Сам Иисус говорит, что он звезда Светлая и Утренняя. Скажите еще, пожалуйста, что означают эти Светлая звезда и Утренняя звезда по православной символике? А также: Первый - Последний, Альфа - Омега, Начало и Конец, Корень Давида - потомок Давида? И как эти звезды изображаются?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря :

Гексаграмма (греч. hex - шесть; gramma - черта, линия) - шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников, имеющих общий центр. Она не является особым символом иудаизма. Гексаграмма встречается за много веков до Р. Х. в Индии, Месопотамии, Британии и др. странах. Она широко использовалась как элемент декора в средние века в арабских странах. Изображение ее можно встретить на старых мусульманских кладбищах. До конца 18 века к гексаграмме лишь эпизодически обращались представители иудаизма. Только с начала 19 века евреи начинают принимать ее как национальную эмблему. В последние два века она часто изображается на синагогах, в еврейских изданиях, на могильных памятниках. С образованием еврейской государственности шестиконечная звезда изображается на израильском флаге. Выбор этого знака не имеет опоры в религиозной или исторической традиции иудаизма. Названия «щит Давида» (маген Давид) и «печать Соломона» (sigillum Solomonis) - условны. Связь гексаграммы с этими двумя великими царями библейской истории никак не прослеживается. У древнееврейских воинов было два вида щита: большой продолговатый для защиты всего тела (евр. цинна) и небольшой круглый (евр. маген). Нет никаких свидетельств, что у Давида был не круглый щит, а шестизубчатый. Вряд ли и у царя Соломона могло быть начертание гексаграммы. Синайское законодательство запрещало делать изображение «того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.29:4). Евреи понимали это предписание предельно широко. Шестиконечная звезда могла восприниматься как изображение того, «что на небе вверху».

Иногда ссылаются на то, что с конца 17 века гексаграмму использовали каббалисты. На это надо решительно сказать, что нет ни одной геометрической фигуры, которая за долгую человеческую историю не была бы предметом философско-космологических и оккультно-мистических спекуляций. Если мы, отвергая разные лжеучения, не воспринимаем их символические истолкования, они для нас будут лишь геометрическими формами, взятыми из сотворенной Богом природы. Мы не должны абсолютизировать знаки, чтобы не допустить в свое сознание элементы магизма.

В храме Христа Спасителя гексаграмма присутствует в декоративно-эстетических целях.

Господь Иисус Христос после данных тайновидцу откровений, подтверждая Свое Мессианское достоинство, называет Себя: Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. С помощью первой и конечной букв греческого алфавита Он указывает на заключенную в Нем полноту. Такое образное выражение применялось и еврейскими книжниками: «от Алефа до Тава». Выражение Альфа и Омега означает, что Христос есть истинный Бог. Ранее в тексте этот образ дважды применялся к Богу Вседержителю (ср. Отк.1:8; 21:6). Тождественно по смыслу выражение Первый и Последний. Оно встречается и в Ветхом Завете: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6; Ис.48:12). На абсолютную полноту Бога указывает так же соединение слов «начало и конец».

Продолжая подтверждать Свое Божественное достоинство, Иисус Христос применяет к Себе образы и выражения, которые указывают на древние пророчества о Нем: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ.24:17). Св. апостол Петр подтверждает, что это выражение относится именно к Христу: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет.1:18-19). Спаситель называет Себя утренней звездой, потому что она предвещает восход солнца, который прогонит мрак ночи, тьму греха и смерти. «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками <...> и дам ему звезду утреннюю (Откр.2:26,28). Обетование утренней звезды - это обетование Самого Христа.

Выражение «корень и потомок Давида» тесно связано с пророчеством Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:1-2; ср. «Дух Господень на Мне», Лк.4:18). Иессей был отцом Давида. Слова корень Иессея, также как и корень Давида, указывают, что Иисус - обетованный Богом через пророков Мессия, Который произойдет из царственного рода Давида. Он не только является исполнением пророчества, но и одновременно есть тот вечный корень, из которого произошел Давид.

В Православии нет специального изображения утренней звезды.

Статьи по теме