Свято-димитриевский троекуровский иларионовский женский монастырь епархиальный женский монастырь. Свято-димитриевский троекуровский иларионовский женский монастырь епархиальный женский монастырь Троекуровская церковь

Всего текстов: 1

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 79-83

Церковь Николая Чудотворца в селе Троекурове на реке Сетуни

Рябиновая ул., 24а

"Владельцы села: И. И. Годунов до 1627 г.; Троекуровы - 1627-1731; Салтыковы - 1731-1773; Зубов - 1852; А. М. Хилкова - 1890".

"В XVI в. село принадлежало боярину Ив. Ив. Годунову, потом князю Ив. Федор. Троекурову. В 1646-1648 гг. в нем строится церковь. В 1704 г. в селе Хорошово-Троекурово значатся уже каменная церковь и двор вотчинников. Освящен храм, вероятно, в 1701 г. В 1731 г. село перешло к Салтыковым по женской линии".

"Храм выстроен в 1699-1706 гг. Колокольня 1745 г.".

"Придел Алексия митрополита".

"Двухэтажная церковь 1699-1706 гг., внутри с трех сторон хоры. Колокольня 1745 г. соединена с храмом длинным переходом. Дом имения деревянный на белокаменном подклете середины XIX в., при подъезде портик, главный фасад - уже без антресолей - с колоннадой в духе Екатерининского дворца. Остатки парка и пруды".

В книге был опубликован чертеж конца XVIII в. с изображением храма Николы в Троекурове со следующей подписью: "Редкий образец особого направления в московской архитектуре 1700-х гг.: монолитный объем и укрупненные формы здания подчеркнуто противопоставляются здесь нарядным ярусным композициям "нарышкинского барокко". Чертеж фиксирует первоначальную колокольню церкви середины XVIII в. и главу в виде фантастической короны".

"Церковь в Троекурове (1699-1706 гг.) оригинальна как по построению объема, так и по решению плана. Это один из интереснейших и своеобразнейших памятников Москвы начала XVIII в. В квадрат внешних стен с закругленными углами вписана внутренняя ротонда. Она отмечена куполом с люкарнами на световом барабане, в свое время увенчанном еще одним световым же барабаном меньшего размера с небольшим куполком. Здание имеет два этажа, их разделяет широкий пояс-карниз, охватывающий и колокольню в стиле барокко, возведенную в 1745 г. над широкой, некогда открытой лестницей, ведущей во второй этаж. Зодчий значительно усилил толщину внешних и внутренних стен, видимо, не будучи уверен в их прочности. Каждый фасад завершен огромным полукруглым фронтоном-аркой. Необычна мощь всех декоративных деталей, так и оставшихся неотделанными; каменная резьба лишь кое-где намечена. Обращает на себя внимание и плоский свод, перекрывающий ротонду нижнего этажа. Истоки архитектуры церкви в Троекурове не совсем ясны. С одной стороны, в ней сказываются отдельные приемы "московского барокко", а с другой - проступают черты новой петровской архитектуры. Ближайшим "родственником" храма следует считать церковь в подмосковной усадьбе Марфино, сооруженную примерно в те же годы. Во всяком случае, храм в Троекурове один из интереснейших и своеобразных памятников Москвы XVIII в.".

"В 1934 г. "избиратели" потребовали закрыть троекуровскую церковь и использовать ее под культурное учреждение для рабочих кожзавода и окружающих деревень".

С 1960-х гг. внутри помещалась база "Совэкспортфильма" - склад кинолент: "здесь собрано 110 000 коробок с пленкой". Само село Троекурово в конце 1970-х гг. было полностью снесено. Лишенный завершения купола и колокольни храм, разоренный также внутри, стоит на государственной охране под № 382.

Л. Колодный, рассказывая о последних днях древнего села, записывает местное предание о том, что именно в этом Троекурове якобы происходили события, описанные А. С. Пушкиным в "Дубровском". Он доказывает, что предание, хотя и трогательное, не имеет под собой основы, кроме совпадения названий сел, и затем еще добавляет следующие сведения: "На фотографии в путеводителе по Подмосковью дан снимок усадебного дома в Троекурове, чья архитектура относится к началу прошлого века - стиль ампир. Двухэтажный дом с портиком, 6 колоннами, на белокаменном фундаменте стоит на пригорке в окружении леса. Ныне ни усадьбы, ни других деревенских домов уже не заметно. Остался лишь густой лес и липовая аллея. Дом был разобран лет пять тому назад (т.е. около 1974 г. - П. П.), как рассказала старая женщина-старожилка: "Очень уж стар был, весь сгнил. Мы теперь тут цветы выращиваем". Так от Анны Давыдовны Мариничевой, последней жительницы дома, много лет прожившей в нем, узнаю о его судьбе. Жаль, что старинная постройка не сохранилась, но женщина не сокрушается - так как живет теперь в новой квартире со всеми удобствами".

Вместе с храмом под тем же № 382 на государственной охране числятся также "фрагменты парка усадьбы Троекурово в 77,6 га".

В дополнительный список объектов, предложенных к постановке на государственную охрану в Москве, включена "загородная усадьба князя Троекурова XVIII-XIX вв., состоящая из летнего двора XVIII в. (деревянного на каменном подлете), деревянного северного флигеля и двух западных флигелей".

12 декабря 1991 г. храм передан верующим. В Великую Субботу 1992 г. настоятель о. Александр Немченко освятил нижнюю церковь святителя Николая.

Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 88.

(Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. С. 114. № 807.

Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1886. Вып. 3. Загородская десятина. М., 1886. С. 148.

Ильин М. Москва. М., 1963. С. 310-311.

Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московскому уезду за XVIII в. М., 1911. Вып. 1. С. 189.

Памятники архитектуры Москвы. М., 1982. Т. 1. С. 128.

Колодный Лев. Путешествие по новой Москве. М., 1979. С. 65-67.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 17.

Подмосковье: Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX вв. М., 1955. С. 264 (есть фото дома, тогда еще существовавшего).

Каталог архивов. Вып. 5. С. 256.

Рукопись Александровского. Часть "Окрестности".

Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Вчера выдалась хорошая, солнечная погода. Захотелось куда нибудь выбраться и в голову пришла мысль создать серию публикаций Храмы Западного округа. Начинаю с Храма Святителя Николая в Троекурове. Храм находится в нескольких сотнях метров от МКАД в районе съезда на Троекуровский проезд. До него также можно доехать на автобусе 612 от станции метро «Кунцевская».

Храм Святителя Николая в Троекурове - православный храм Михайловского благочиния Московской епархии. Расположен в бывшем селе Троекурово, ныне - в московском районе Очаково-Матвеевское(ЗАО). Недалеко от храма находится главный вход Троекуровского кладбища, однако сам храм стоит не на кладбищенской территории.

Деревня Троекурово (также Хорошёво или Никольское) известна с XVI века и, по-видимому, тогда уже имела свой деревянный храм, освящённый в честь Николая Чудотворца. После того, как село перешло от Годуновых во владение Троекуровых, там в 1640-х годах была возведена новая деревянная церковь, которая в начале XVIII века была заменена существующей каменной. Строительство нового храма продолжалось с 1699 по 1706 годы, при этом имя возводившего его зодчего до нашего времени не дошло, хотя выдержанный в стиле раннего московского барокко проект храма считается довольно оригинальным. Построенная одновременно с основным объёмом храма шатровая колокольня была в 1745 году заменена на сохранившуюся до сих пор трехъярусную башню.

Фото с сайта oldmos.ru Спасибо seakonst за наводку на фото.

С середины XVIII века и до закрытия храма в 1931 году его архитектурный облик существенных изменений не претерпевал. После закрытия венчавшие храм и колокольню главы и кресты были сняты, внутреннее убранство утрачено, а бывшее здание церкви передано кожевенному заводу. В послевоенное время здание принадлежало организации «Совэкспортфильм», которая использовала его в качестве склада.

В 1991 году храм Николая Чудотворца в Троекурове был возвращён РПЦ, а спустя год в нём возобновились богослужения. Позднее внешний облик храма и колокольни был восстановлен.



Ансамбль храма состоит из основного объёма и пристроенной к нему колокольни. Основное здание выдержано в форме двухъярусного четверика, на который надстроена крупная ротонда, увенчанная, в свою очередь, барабаном с одиночной главой, причем последняя первоначально представляла собой корону вместо обычной луковицы. Во внешнем декоре здания элементы барокко просматриваются в основном за счет закруглённых форм четырёхугольника и белокаменных фасадных деталей. В сходном с основным объёмом стиле выдержана и четырёхугольная трехъярусная колокольня с широкими арками звона по периметру второго яруса и с круглыми декоративными окошками на третьем ярусе, увенчанном стройной главкой с крестом. В целом архитектурный стиль храма в Троекурове относят к раннему московскому барокко с отдельными элементами петровского барокко, сравнивая храм с построенной примерно в то же время Рождественской церковью в подмосковной усадьбе Марфино.


При храме с 2000 г. работает Центр по реабилитации бывших заключенных и помощи заключенным, трудновоспитуемой молодежи и наркозависимым.
Примечательно, что несколько лет назад мы ездили в этот Храм святить кулич и яички перед пасхой. Так вот в церковной лавке там работали 2 чернокожих работника, что необычно для наших церквей.

2 мая 1880 года игумения Анфиса подала прошение в Тамбовскую духовную консисторию о рассмотрении проекта строительства в обители новой каменной соборной Владимирской церкви. 14 мая того же года строительное отделение Тамбовского губернского правления по представлению консистории рассмотрело и утвердило предложенный проект храма. В конце августа 1880 года Троекуровский Илларионовский монастырь посетил Тамбовский владыка - епископ Палладий. 25 августа после Божественной литургии он совершил торжественную закладку нового соборного храма на месте разобранной ветхой деревянной церкви над могилой старца Иллариона. Подрядчиком при строительстве будущего огромного пятиглавого собора во имя Владимирской иконы Божией Матери стал елецкий купец Петр Морев. Средства на возведение нового соборного храма поступали из многих городов Российской Империи - Москвы, Санкт-Петербурга, Вятки, Киева, Харькова и др. Так в 1884 году наиболее крупные пожертвования поступили от лебедянского помещика Михаила Штейна (500 руб.), от госпожи Перловой из Москвы (200 руб.), по духовному завещанию госпожи Демидовой от душеприказчика господина Леонида Крюкова (3000 руб.). К 1890 году насельницами обители было собрано на построение соборного храма 6460 рублей 55 копеек.

В 1893 году работы близились к завершению. В том же году у липецкого купца Ивана Егупова обителью приобретено 100 пудов листового железа для покрытия кровли, а в окна вставлены цветные стекла. Главный престол Владимирского собора был освящен 19 августа 1893 года. 45 икон главного иконостаса были написаны московским живописцем Алексеем Стороженко на сусальном золоте. Под Владимирским собором, иждивением помещика Леона Шишкова была устроена небольшая пещерная церковь с престолом и одноярусным иконостасом во имя св. Мефодия и Феодосии. В ней находилась гробница старца Иллариона, покрытая серебряной доской с изображением Троекуровского подвижника во весь рост. Строительство храма до конца не было завершено - наружные крыльца входов южного и северного фасадов так и остались неосуществленными. В 1929 году собор был закрыт и стал использоваться в качестве совхозного клуба. Он находился в здании до 1993 года.

С начала 2005 года начата активная работа по реставрации собора. В 2006 году на гробнице преподобного установили мраморную плиту с его изображением. К началу 2007 года была закончена отделка фасада южной стороны фасада. Во всех окнах собора вставлены стеклопакеты, над южными вратами написан образ святого Иллариона Троекуровского. К концу лета 2015 года красивый пятикупольный собор, сочетающий в своей архитектуре неовизантийский стиль и эклектику полностью был отреставрирован.

Источник: Троекурово

Начато сооружение теплой каменной церкви во имя Архи­стратига Михаила в 1909г., окончено в 1912 г.

В следующем 1913г. 30 мая Высокопреосвященный Кирилл (Смирнов), архиепископ Тамбовский и Шацкий освятил новопостроенную Архангельскую церковь.

К квадратному в плане основному объему церкви, увенчанному восьмигранным шатром с пятью луковичными главками на глухих барабанах примыкает прямоугольная в плане широкая трапезная в четыре световых оси. Окна прямоугольные с полуциркульным завершением, с килевидными архивольтами. Мотив трехлопастного силуэта с килевидным завершением присутствует в аттиках фасадов трапезной и оформлении верней части фасадов основного объема церкви.

13 июля 1999 года состоялось обретение честных останков затворника Илариона Троекуровского. Они были перенесены в переданный верующим Михайло-Архангельский храм, где покоятся и в настоящее время, вновь являя чудеса чудотворений и исцелений.

Церковь св. Димитрия Солунского - самый старый храм Троекуровского монастыря. Была построена вместо прежней приходской деревянной церкви местной помещицей Прасковьей Раевской в 1811-1814 гг. Главный престол посвящен святому великомученику Димитрию Солунскому, правый придел - Георгию Победоносцу, левый - Иоанну Воину. 13 января 1864 года последовал указ Святейшего Синода, в котором сказано, что Димитриевская церковь становится главным храмом Троекуровской Илларионовской женской общины. С тех пор и сама община стала именоваться Димитриевской.

Двусветный основной объем состоит из четверика, увенчанного ротондой, полукруглого алтаря и трапезной. К притвору с обеих сторон примыкают парные колокольни. На одной из колоколен на средства местного помещика были устроены часы с боем. На другой располагались колокола весом в 21 пуд, 4 пуда, а также маленькие колокола, общий вес которых составлял 535 кг 266 г. Лестничные всходы были изготовлены из мячковского камня. Из этого же камня был выстлан пол. В 1876 году в Димитриевской церкви была обновлена настенная живопись, с западной стороны для монашествующих устроены хоры, установлены новые вызолоченые иконостасы всех трех престолов. Западный вход храма украшен лоджией с двумя колоннами. Главки на церкви были обиты "белым листовым железом", крыша покрашена зеленой краской, кресты вызолочены. Двери и решетки на окнах первого яруса кованые. Клиросы были деревянные, выкрашены голубой краской. Резной, искусно выполненный иконостас был покрыт белой, а резные колонны палевой под лак краской (позднее колонны и царские врата были вызолчены). Над царскими вратами в резном сиянии находился образ Нерукотворного Спаса, "на котором риза и венец серебряные, кованые, вызолоченые, со вставленными мелкими драгоценными камнями". Храм славился богатой утварью: двумя серебряными крестами, тремя серебряными с позолотой сосудами и серебряным с позолотой ковчегом. Так же в храме находилась богатая библиотека.

В связи с тем, что Димитриевский храм с 1864 года вместо приходского стал монастырским с ежедневными богослужениями, причт его был увеличен. С этого времени штат Димитриевской церкви состоял из двух священников и двух диаконов. После закрытия монастыря в 1930 году Димитриевская церковь действовала как приходская еще несколько лет. Богослужения в ней прекратились после ареста и ссылки в 1933 году последнего священника храма Георгия Голубева. Богатейший храм монастыря был варварски разграблен, сожжены книги из библиотеки, многие иконы.

Помещения бывшего храма использовалось под склад, а затем в нем открыли цех консервного завода. В 1956 году сломали обе звонницы и купол церкви. В самом конце 1980-х годов в селе Троекурово был построен консервный завод и территорию монастыря освободили, передав помещения православной церкви. В конце 1990-х годов начались реставрационные работы. Заботами основного попечителя обители Н.Д. Еремеева и его сына - генерального директора агрофирмы "15 лет Октября" Д.Н Еремеева благоустраивается территория, реставрируются храмы: в 2005 году - начата реставрация Димитриевской церкви. В 2007 году Еремеевы пожертвовали 7 колоколов дя восстанавливаемых звонниц церкви св. Димитрия Солунского.

В 1873 году в управлении монастырем игуменьей Анфисой, по предсмертному благословению затворника Иллариона, а также иждивением Александры Голдобиной заложена и начата постройкой каменная надвратная церковь Святого пророка Илии. В конце августа 1880 года монастырь посетил епископ Тамбовский Палладий, а 26 августа он освятил сооруженный тщанием и иждивением Александры Голдобиной и данковского помещика Леона Шишкова двухпрестольный каменный о трех главах Ильинский храм над святыми воротами в западной стене обители. Второй престол был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы.

Ильинский храм был двусветный, внутри стены его были отделаны под серый мрамор. Благотворители обители сестры Александра и Анна Голдобины скончались 30 и 27 сентября 1879 года соответственно и были похоронены на приходском кладбище. Епископ Палладий благословил перенести прах устроительницы обители Александры в специально устроенную под Покровским престолом усыпальницу. Храм был трехкупольным, с прямоугольной апсидой, в плане представлял прямоугольник. Западный фасад фланкирован двумя квадратными со срезанными углами в плане ризалитами. По периметру фасады храма обработаны филенчатыми пилястрами, декоративный пояс ширинок подчеркивает раскрепованный профилированный карниз. Оконные проемы и ниши первого и второго этажей прямоугольные с полуциркульным завершением, обработанные полуциркульными архивольтами. Центральные участки фасадов акцентированы тройными окнами и треугольными фронтонами (на восточном фасаде фронтон - килевидного рисунка). После закрытия монастыря купол и главки церкви были разобраны. Храм был разграблен, а здание приспособлено под склад. Позже в нем была организована пекарня.

После передачи территории монастыря под нужды совхоза "15 лет Октября" в здании храма было организовано хранение яблочного пюре, упакованного в деревянные бочки. Позже в 1993 году с территории монастыря завод был выведен. В 2010 году начата реконструкция храма. В начале лета 2011 года было завершено восстановление главного купола. В 2015 году с храма были сняты строительные леса, закончена реставрация с северной и западной стороны. С восточной же стороны была воссоздана надвратная фреска с образом Святого пророка Илии.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Церковь Николая Чудотворца в Троекурове — православный храм Михайловского благочиния Московской епархии. Расположен в бывшем селе Троекурово, ныне — в московском районе Очаково-Матвеевское (ЗАО). Недалеко от храма находится главный вход Троекуровского кладбища, однако сам храм стоит не на кладбищенской территории.

Деревня Троекурово (также Хорошёво или Никольское) известна с XVI века и, по-видимому, тогда уже имела свой деревянный храм, освящённый в честь Николая Чудотворца. После того, как село перешло от Годуновых во владение Троекуровых, там в 1640-х годах была возведена новая деревянная церковь, которая в начале XVIII века была заменена существующей каменной. Строительство нового храма продолжалось с 1699 по 1706 годы, при этом имя возводившего его зодчего до нашего времени не дошло, хотя выдержанный в стиле раннего московского барокко проект храма считается довольно оригинальным. Построенная одновременно с основным объёмом храма шатровая колокольня была в 1745 году заменена на сохранившуюся до сих пор трехъярусную башню.

С середины XVIII века и до закрытия храма в 1931 году его архитектурный облик существенных изменений не претерпевал. После закрытия венчавшие храм и колокольню главы и кресты были сняты, внутреннее убранство утрачено, а бывшее здание церкви передано кожевенному заводу. В послевоенное время здание принадлежало организации «Совэкспортфильм», которая использовала его в качестве склада.

В 1991 году храм Николая Чудотворца в Троекурове был возвращён РПЦ, а спустя год в нём возобновились богослужения. Позднее внешний облик храма и колокольни был восстановлен.
Архитектура

Ансамбль храма состоит из основного объёма и пристроенной к нему колокольни. Основное здание выдержано в форме двухъярусного четверика, на который надстроена крупная ротонда, увенчанная, в свою очередь, барабаном с одиночной главой, причем последняя первоначально представляла собой корону вместо обычной луковицы. Во внешнем декоре здания элементы барокко просматриваются в основном за счет закруглённых форм четырёхугольника и белокаменных фасадных деталей. В сходном с основным объёмом стиле выдержана и четырёхугольная трехъярусная колокольня с широкими арками звона по периметру второго яруса и с круглыми декоративными окошками на третьем ярусе, увенчанном стройной главкой с крестом. В целом архитектурный стиль храма в Троекурове относят к раннему московскому барокко с отдельными элементами петровского барокко, сравнивая храм с построенной примерно в то же время церковью в селе Любутском.
Расположение

Храм находится в нескольких сотнях метров от Московской кольцевой автодороги в районе съезда на Троекуровский проезд. До него также можно доехать на автобусе 612 от станции метро «Кунцевская».

Статьи по теме