Древнеиндийская мифология. Ведийская мифология

Индия - полуостров, не уступающий по территории всем странам Переднего Востока вместе взятым, отличается исключительным природным разнообразием. Высочайшие в мире снежные горы, царство вечной Химаваты («Зимы»). Могучие реки Инд и Ганг, братья Тигра, Евфрата и Нила, сыгравшие сходную с ними роль в создании земледельческих культур. Безжизненные пустыни, подобные пустыням Аравии и Ливии (Африки). Тропические леса с невероятным обилием диких животных, птиц, змей, насекомых. И такая же необъятная пестрота мифов! Оглушающие звуки! Яркие краски! Немыслимое богатство фантазии!

В зеркале мифов Индии отразились не только кричащие контрасты природы, но также и ее сложная этническая история. Исконное темнокожее население встретилось в конце II тыс. с белокожими пришельцами ариями теми самыми, с мифологией которых мы только что ознакомились. В рассказах индийцев о своих богах немало уже известных нам мифологических черт, но не меньше в них странного, непонятного, диковинного. Это обусловлено не только своеобразием природной среды, в которой оказались арии, но и многовековым взаимодействием их религиозно-мифологических представлений с мифами и верованиями местного населения.

Понимание индийских мифов затруднено тем, что мы имеем дело не с одной, а несколькими мифологиями, сохраняющими связь и преемственность и в то же время отличающимися друг от друга. Если отвлечься от некоторых вариантов, это ведийская, индуистская, буддийская мифология. Каждая из них обладает собственными священными текстами.

Основным источником для изучения ведийской мифологии и вообще самым древним памятником индийской словесности являются «Веды». Это сборники (самхиты) заклинаний, молитв и гимнов духам и богам, исполнявшихся во время жертвоприношений и других религиозных обрядов, начавших складываться на рубеже II-I тыс. до н.э., когда арии, покинув места своего первоначального обитания в Пенджабе, передвинулись в долину Ганга. Здесь появились первые государства ариев, что потребовало создания государственного культа и жречества. В жреческих школах с X по VI в. до н. э., видимо, составились и оформились сборники, еще долго продолжавшие храниться в памяти.

Наиболее архаический материал вошел в сборник «Ригведа». Само это название означает «Веда гимнов». В гимнах, естественно, не может быть связного рассказа о духах и богах, но у безымянных певцов, создававших эти гимны, равно как и у певцов, их исполнявших, такие представления имелись. На основании гимнов «Ригведы» и других подобных сборников вед современные ученые воссоздают то, что мы называем мифами.

«Веды» раскрывают обширный и пестрый мир богов самых разных уровней, высших и низших. Многочисленны были боги, олицетворявшие силы природы, от которых всецело зависел человек.

Владыкой вод, небесных, земных, подземных, а также их олицетворением в «Ведах» выступал бог Варуна. Поскольку воды мыслились как первооснова жизни, его называли вседержителем и творцом, создавшим мир и удерживающим его, заполняющим воздушное пространство, освещающим небо и землю, дающим движение солнцу.

Первоначально Варуна был главным богом индоариев, но затем он был оттеснен богом-воителем и грозовиком Индрой, который принимает на себя многие первоначальные функции Ва-руны, становится богом, обеспечивающим существование космоса. После оттеснения Варуны Индрой за ним оставалась роль хранителя космического порядка и человеческих законов, вершителя правосудия.

Имелась группа богов, представляющих различные проявления солнца. Главный из них - Сурья. Солнце - его глаз, но и сам он - око богов. Это благостный бог, рассеивающий мрак, дарующий богатство и здоровье. Пушан («Расцветающий», «Пухнущий») - солнечный бог, воплощающий плодоносящую силу солнца, и, соответственно, он передвигается по небу на колеснице, запряженной козлами, плодовитыми животными, в то время как колесницу Сурьи влекут не животные, а лучи. Савитар - также солнечный бог. Он пробуждает вселенную ото сна, дает ей свет, благословляет ее. К солнечным божествам относили и Вишну, одного из главных космических богов воплощающих знакомый нам по авестийской мифологии принцип троичности. Вишну делает три шага, покрывая ими всю вселенную, при этом третий шаг, приходящийся на высшее небо, скрыт от взгляда смертных.

Как и другие индоевропейские народы, индийцы почитали зарю в виде юной девы, выезжающей на ночное небо на сверкающей колеснице. Индийская Аврора носила имя Ушас и находилась в родстве с небом и Сурьей. Оставаясь девой, она в то же время считалась матерью небесных близнецов Ашвинов, подобных греческим Диоскурам.

Атмосферными явлениями, помимо Индры, ведали маруты, божества бури, ветра, грома и молнии, стремительные юноши, вооруженные золотыми топорами, копьями, стрелами, ножами. Они носятся по небу, принося ветер, грозу; бурю, ломая скалы и деревья, давая жизнь и сея смерть.

Всем богам как общности противостоят группы духов и демонов, видимо, таких же богов, но занимающих более низкое положение - асуры, дасы, ракшасы, гандхарвы, пишачи и др. Коллективизм богов и духов отражает первоначальную общность имущества и спаянность родовых коллективов - основной ячейки первобытного общества времени создания мифов о духах. Обращает на себя внимание, что женские божества у cкотоводов-ариев занимают второстепенное положение. Это характеризует господство патриархальных отношений.

«Веды» содержат имена более трех десятков багов. Но в одной из «Вед» говорится о 3 399 богах. Множественность богов - черта, присуща» мифологиям и других индоевропейских народов: вспомним тысячу богов хеттов. Эти тысячи богов могли быть покровителями отдельных родов и племен или божествами отдельных этапов жизни человека, культовыми предметами (жертвенный стол, жертвенная солома), оружием, элементами природы (реки, горы, большие деревья, лекарственные травы);

Образы этих богав не столь определенны как в греческой мифологии, где они имеют человеческий облик. Создается впечатление, что мир богов только что вышел из хаоса. Он еще текуч и неопределенен. Они то люди то животные, то абстрактные понятия типа Вач («Речь»), Адити («Несвязанность»), Талас («Космический жир»). Иногда, подобно недоноску Аруне, они имеют сформировавшиеся голову и туловище, но у них отсутствуют ноги. У бога Савитара видны одни золотые руки, поднятые в благословении, не связанные с туловищем и тем ярче выражающие его сущность. У бога-творца Тваштара - одна рука, но с топором, орудием созидания.

С некоей радостью узнавания мы встречаем среди индийских богов наших недавних персонажей: Митру, Апам-Напата, царя золотого века Ииму с несколько видоизмененным именем Яма, налиток хому (в форме сомы). И это нас не удивляет, ибо нам известно, что создателями обоих мифологии был один народ - арии. Но нас не сможет оставить равнодушным то, что среди ведийского пантеона мы обнаруживаем точные соответствия богом народов древней и новой языческой Европы: Дьяус-Питар - Юпитер, Паряджоиья (бог грозы) - литовский Перкунас, славянский Перун, Ушас - латышская Усиньш, Маруты - латинский Марс и, наконец, дэва (бог) - латинское «деус». И мы уже начинаем вслушиваться в звучание ранее чуждых нам имен индийских богов и священных понятий: Агни конечно, огонь). Ваю, Вата (вей, ветер). Веды - ведать, ведун, ведьма. Да, «Веды» - это знание, смысле «знание - это сила», но сила конкретная, обращенная к загадочному для древнего человека миру сверхъестественных сил, помогающая их умилостивить, а порой и заставить выполнить чуждую им волю.

На протяжении веков менялись языки народов Индии и их представления о богах. «Веды», сохранявшие значение священных текстов, становились малопонятными. Потребовались комментарии к «Ведам», и они были созданы внутри тех же самых школ, в которых складывался ведийский канон. Это были поучения жрецам - «Брахманы». В них скрупулезно разъясняются детали жертвоприношений, а также даются толкования мифов, носящие умозрительный характер. Но в то же время в текст «Брахманов» вкраплены мифы, легенды и оказания как параллельные ведическим, так и им неизвестные, иногда более древние. К числу последних относится легенда о потопе, близкая мифам Месопотамии, и легенда о любви Пуруравасы и Урваши. Вторая группа текстов - «Араньяки» («Лесные книги»), связанные с символикой жертвенного акта.

Философскую направленность «Брахманов» продолжает третья группа ведической литературы - «Упанишады». Это трактаты, написанные частично стихами, частично прозой. Их цепью было обучение правильному исполнению древних обрядов и постижению скрытого их смысла. Так, если в ранних мифах создание различных частей мира рисуется как результат рассечения на части человека, приносимого в жертву, то в одной из «Упанишад» этот же человек истолковывается как Мировой разум, изначальная мысль и, более того, сознательная деятельность богов и людей представлена как его проявление. Комментируя «Веды», авторы «Упанишад» относятся к ним с некоторой долей иронии, как к памятнику дикарской поры, не дающему истинного знания. Так, говорится: «Те, кто выполняют «Веды», считая себя людьми знающими и учеными, на самом деле бредут, подобно слепцам, ведомым слепым поводырем, и не могут достигнуть цели». Таким образом, «Упанишады» противостоят «Ведам» как знание - незнанию, как мысль - призрачному миру религии. В «Упанишадах» разработаны учения о единстве живой и неживой природы, о круговороте рождений, ставшие основой индийской философии.

Легенды и героические сказания, передаваемые из поколения в поколение, стали основой индийских героических поэм, подобных знакомому нам эпосу о Гильгамеше. Одна из них - «Махаб-харата» рассматривалась самими индийцами как продолжение «Вед», считалась пятой «Ведой», предназначенной, в отличие от четырех первых, для простонародья. «Махабхарата» посвящена борьбе двух родов, Пандавов и Кауравов, за господство в царстве, расположенном в верхнем течении Ганга, со столицей Хас-тинапуром. Симпатия эпического поэта на стороне Пандавов, сыновей богов Индры, Вайю, Ашвинов, являющихся законными наследниками знаменитого рода Бхаратов. Кауравы завистливы и коварны, готовы на любое преступление. Несмотря на малочисленность Пандавов, им удается избежать расставленных их противниками ловушек, найти выход из казалось бы, безвыходного положения. Дело доходит до грандиозного сражения на поле Куру, где Пандавы со своими сторонниками одерживают победу над войском Кауравов, однако погибают и сторонники Пандавов. В живых остаются лишь пятеро Пандавов. Вместе со своей общей супругой они уходят в Гималаи, чтобы стать отшельниками. Приключения героев разбавляются вставными эпизодами, отступлениями, составляющими, собственно говоря, суть грандиозной по объему и масштабу действий поэмы, которую называют «энциклопедией древнеиндийской жизни».

«Махабхарата» отражает какие-то исторические события, межплеменные войны героического века (конец И тыс. до н.э.). Но нельзя сказать, были ли названные в поэме герои историческими лицами. Это особенность эпических поэм всех народов. Действительность преображена фантазией до неузнаваемости. В образах «Махабхараты» выражены представления о доблестях героев первобытнообщинного строя, но в то же время их деятельность характеризует порядки, существовавшие в развитых государствах. Это смешение эпох неудивительно. Поздние отрывки наслаивались на первоначальный древний костяк, обраставший чуждым ему «мясом». Этим «мясом» были предания, бытовавшие не в военной среде, в которой зародилась поэма, а в жреческой, брахманской. С былинами, прославлявшими кшатриев, произошло примерно то же самое, что с победными песнями Мариам и Деборы, включенными в Ветхозаветный канон. Они стали прославлять богов и жрецов. Да и сама запись поэмы была, видимо, осуществлена жрецами.

В отличие от «Махабхараты», другая крупная поэма древних индийцев «Рамаяна» производит более целостное впечатление. Ее окончательная редакция, как полагают, осуществлена сказителем, близким придворным кругам, пытавшимся приблизить поэму к литературным канонам своего времени (III - IV вв.). Появляются лирические описания природы и некоторая психологическая мотивация поведения героев. Несмотря на архаичность сюжетной основы, уходящей в еще более древние времена, чем сюжет «Махабхараты», само изложение ближе к сказке, чем к строгому мифу.

Наряду с героями и демоническими существами в «Махабхарате» и «Рамаяне» действуют боги. На первое место выдвигаются три бога: Брахма - бог-созидатель, Вишну - бог-хранитель, Шива - бог-разрушитель.

В «Ведах» Брахма не упоминается, но некоторые его функции выполняет бог Праджапати, творец всего сущего. В «Махабхарате» Брахма имеет эпитеты Творец, Установитель, Распределитель, Наставник мира. Имя Праджапати также становится его эпитетом. В иконографии он изображался как бородатый муж с четырьмя телами, четырьмя лицами красноватого оттенка и восемью руками, в которых четыре веды, жезл, жбан со священной водою Ганга, жертвенная ложка, иногда также жемчужное ожерелье, лук и цветок лотоса. Место его обитания - величайшие горы Меру. Передвигается он обычно на лебеде. Как и некоторые другие боги, Брахма обладает даром перевоплощения. Приняв облик рыбы, он спасает прародителя человечества Ману от потопа.

Вишну «известен уже «Ведом», где он выполняет ту же функцию охранителя вселенной, которую измеряет тремя своими шагами. Но в «Ведах» он второразрядное божество, в «Махабхарате» же - величайший бог, отодвигающий Индру на задний план. Это выражается и в одном из его эпитетов - Атиндра «Более великий, чем Индре». Вишну мыслился живущим в особой части неба, омываемой небесным Гангом. Он либо стоит в полном вооружении, либо возлежит на свернувшемся в кольцо змее Шешу. В его четырех руках сверкающий диск, обладающий свойством возвращения, раковина, булава, лотос или лук. Вишну обладает многочисленными обликами. Передвигается он на птице Гаруде.

Шива мыслится обладателем мировой энергии, которая все приводит в движение, уничтожает и возрождает. В «Ведах» его предшественником выступает Рудра, в эпосе превращающийся в эпитет Шивы. Шива изображался с четырьмя или пятью лицами. Он - великий воитель, вооруженный мечом, луком, щитом, грозный противник демонов, и в то же время - отшельник, уединившийся «а Химаяаях и проводящий там века в одиночестве или со своей женой, обладающей множеством обликов и имен.

Древнеиндийская литература в «Ведах», «Махабхарате» и «Рамаяне» содержит не только легенды и религиозные наставления. Она одновременно знакомит с жизнью и духовным развитием народов Индии.

Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов.

Вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв. до н. э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв. до...

Нельзя себе представить более гордого и более благодарного образа, чем образ арийского царя Индии, стоящего на своей боевой колеснице и отдающего приказы целому войску слонов, конных и пеших воинов. Один ведический жрец посвящает своего царя перед собравшейся толпой такими словами: "Я привел тебя в нашу среду.

Весь народ желает тебя. Небо непоколебимо, земля непоколебима и эти горы непоколебимы".

В одном из позднейших законодательств, в Манава Дхарма-Шастре, можно прочесть:

"Эти владыки...

Справедливость царствовала во времена благородных сынов Панду, царей солнечного цикла, которые внимали голосам мудрецов. Победители, они обращались с побежденными как с равными. Но с тех пор как сыны солнца были истреблены или смещены с своих престолов, и их редкие потомки скрывались у отшельников, несправедливость, честолюбие и ненависть взяли верх.

Изменчивые и лживые, как ночное светило, которое они взяли своим символом, цари лунного цикла воевали между собою беспощадно. Одному из них...

Отдохнув, она углубилась в лес под прохладные своды, образовавшиеся из величественных стволов, ветви которых погружались в почву и, вновь поднимаясь, раскидывали во все стороны свои зеленые шатры.

Долго шла она, защищенная от солнца, словно в темной и прохладной пагоде, которой не видно было конца.

Жужжание пчел, крики влюбленных павлинов, пение тысячи птиц, влекли ее все далее и далее, и все огромнее становились деревья, лес все более темнел, и древесные ветви все теснее переплетались в...

Все религиозные вероучения имеют свое начало в Индии или находятся под влиянием индийских святых писаний. Индийские святые не искали идентифицирования с религиозными формами и словами. Они вопрошали: “Какая наука поможет нам найти Бога? Кем является Тот, познав Которого я познаю все?”

Индийская цивилизация намного старше египетской цивилизации. Прежде всего возникла материальная жизнь, затем интеллектуальная и затем эпоха духовных исследований. Каждая нация должна пройти через эти три ступени...

Древний Египет - могущественная цивилизация древности, она до сих пор привлекает исследователей своей загадочностью и величием. У древних египтян было особое отношение к религии, что оставило огромный отпечаток на их культуре и быте.

Роль религии в Древнем Египте

Повседневная жизнь жителей Египта тесно переплеталась с верованиями и религиозными традициями. Древние египтяне верили, что культы имели возможность непосредственно влиять на их судьбу. В ту эпоху даже небольшим мелочам придавали...

Ведийская мифология - совокупность мифологических представлений ведийских ариев; обычно под ведийской мифологией понимают мифологические представления ариев периода создания вед, а иногда и периода создания брахман, прозаических комментариев к ведам, и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию.

Хронологически ведийская мифология относится к эпохе между серединой 2-го и сер. 1-го тыс. до...

Племена древних русов около 40 тысяч лет тому назад, согласно преданиям (С особого разрешения, автор впервые в мире, публикует особую секретную, тысячи лет передающуюся только по тайной устной Ведической традиции, историю великого русского народа.), пришли с Аравии (верховья реки Тигр) на север Балкан.

"Рус", по древнеаравийски, значит "леопард." Затем русы продвигались на север и заселяли девственные леса, богатые дичью. Некоторые племена шли еще дальше на север, приручив

Кроме лошадей...


Более 25 веков назад в одном из маленьких государств Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха Гаутама.

Принц жил в роскоши, не ведая не забот, не горести. Но узнав о том, что на свете существуют болезнь, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски...

Мифология Индии представляет собой сложное явление из-за того, что Индийский субконтинент стал родиной для самых разных народов очень непохожего происхождения с совершенно разными культурными и мифологическими истоками.

Можно различить древнюю ведийскую мифологию, существовавшую до н.э., и современную мифологию и философию индуизма, живой религии современной Индии. Стоит упомянуть также буддийскую и джайнскую мифо-религиозные системы, актуальные и для Индии.

Ведийская мифология

Ведийская мифология сложилась в конце II тысячелетия до нашей эры в северо-западной части Индии, населенной арийскими племенами, пришедшими со стороны Ирана. Из-за родства с Ираном мифология и язык северной части Индии был схож с иранскими. Принято даже говорить об определенном периоде индоиранских связей, об индоиранском языке и культуре.

Истоки ведийской мифологии уходят корнями в общую индоевропейскую мифологию III тысячелетия до нашей эры. Из-за своей архаичности ведийские мифология и язык служат отличным источником для понимания древности всех индоевропейцев. Видна глубокая связь таких слов, как "веда", с русским глаголом "ведать" и происходящими от него словами "ведьма", "ведение" и т.д.

Боги древней Индии

Ведийский пантеон насчитывал 33 божества, часть которых жила на Земле, часть - на Небе, а часть была универсальной.

Земными богами были Притхиви, Агни, Брихаспати, Сома, Сарасвати. К "смешанным" богам принадлежали Индра, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван. Небесными богами были Дьяус, Варуна, Митра, Вишну, Ушас и Ашвины.

Эти боги играли в жизни древнего жителя Индии важную роль. Жизненные и религиозные устои поддерживали Варуна и Митра, Индра и его помощники маруты ведали войной, Ашвины отвечали за плодородие и урожай.

В дальнейшем среди главных богов выделились Брахма, Вишну и Шива - это был уже значительный шаг в сторону позднейшего индуизма, который впитал в себя как ведийскую мифологию, так и мифологические представления других жителей Индостана.

Древнеиндийские боги делились на две группы: дэвы и асуры, которые воевали между собой. Сохранилась легенда, что во время битвы этих богов капли их крови падали на землю, застывали и превращались в драгоценные камни.

Ведийские мифы

Один из главных мифов ведийской мифологии рассказывали о том, как воинственный бог Индра сражался со своим чудовищным противником - демоном Вритрой, олицетворявшим хаос и непокорные силы природы. Вритра запирал мировые воды и угонял у людей скот, а Индра освобождал их.

Махабхарата

Одним из крупнейших источников по мифологии Индии является величественный эпос "Махабхарата". Она представляет собой одно из самых ярких культурных наследий человечества. Махабхарата состоит из множества легенд и преданий. В Махабхарату составной частью входит "Рамаяна".

Рамаяна

Другой знаменитый эпос Индии - Рамаяна. В ней рассказывается, как царь демонов Равана захватил власть над миром и заставил богов прислуживать себе.

Чтобы избавиться от его тирании, бог Вишну решил родиться на земле в облике смертного, которого звали Рама. Рождение бога в облике смертного в индийской мифологии называется аватаром, то есть воплощением.

Борьба Рамы и Раваны началась после того, как Равана похитил красавицу Ситу - жену Рамы. Вместе со своим верным другом Лакшманой Рама отправился выручать свою жену, и при помощи царя ястребов Джатаю и царя человекоподобных обезьян Сугривы победил его в жестоких боях и вернул свою жену.

На иллюстрациях:

1. Царь Рама, его друг Лакшмана, жена Сита и царь обезьян Сугрива

2. Танцующий бог Шива

3. Бог Вишну

4. Рама и Лакшмана со спутниками отправляются на поиски Ситы

5. Рама, седьмой аватар бога Вишну

6. Современная постановка Рамаяны во время международного фестиваля, посвященного индийскому эпосу

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный технический университет

Кафедра СГД

Реферат

На тему: «Древнеиндийская мифология»

План

1. Мифология древней Индии

1.1 Мифы в духовной культуре народов Индии

1.2 Источники индийской мифологии

2. Верования, боги и герои Древней Индия

3. Миф о великих веках человечества

4. Миф о сотворении мира

5. Семья Брахмы

1. Мифология древней Индии

1.1 Мифы в духовной культуре народов Индии

Наряду с Египтом и Двуречьем Индия является одним из очагов человеческой цивилизации. Европейцы всегда стремились понять тайну этой страны, приблизиться к ее культуре. Многих пригрели легенды о несметных сокровищах, великие географические открытия начались с поисков Индии.

Происхождение цивилизации Индии теряется в глубине тысячелетий. Ее первые очаги были обнаружены английскими исследователями. В серединеXIX в. генерал Л. Каннингем руководивший археологическими исследованиями в бассейне реки Инд, обнаружил памятники неизвестной культуры (печати с письменами и рисунками, а затем и древние мертвые юрода -- Мохенджо-Даро и Хараппа). Эта древнейшая цивилизация, получившая впоследствии название Индской, или Хараппской, существовала предположительно с начала 3 тысячелетия до н. э. до 1800 г. до н. э. Язык и культура этой цивилизации, образ жизни ее населения, также как и его мифы и верования остаются загадкой. Неясны и причины ее гибели.

На смену Индийской приходит другая цивилизация, творцами которой были племена, пришедшие с севера. Они называли себя словом "арья", что значит "благородные".

Далекие предки этих племен жили где-то в Восточной Европе. Это были кочевые племена. За несколько тысячелетий до нашей эры они начали перемещаться в двух направлениях -- на Запад, в Европу, и на юг, на территорию теперешних Ирана и Индии. Возможно, что это начало "великого переселения народов"" было связано с изменением климата. Оно привело к заселению Европы племенами. Славяне, кельты, балты, германские, романские народы, греки -- отдаленные потомки тех далеких переселенцев Племена ариев, отправившиеся на юг, также перешли к оседлому образу жизни и стали предками большинства современных народов Индии. Таким образом, несмотря на огромные пространства, отделяющие Европу от Индии, населяющие их народы имеют общую древнюю родину, общие исторические и культурные корни. Поэтому их называют индоевропейскими народами. Их близость подтверждают данные языкознания. Даже неспециалист, видит сходство многих слов санскрита, языка ариев, и современных индоевропейских языков.

Совпадают слова, обозначающие родственные отношения, числительные и другие. Совпадают кс только слова, но и мифы, образы богов и героев. Видимо, у далеких индоевропейских предков была своя мифология, которую они частично сохранили, переселившись на новые места обитания.

Перейдя к земледелию, арии восприняли от местных индийских народов (дравидов) культуру возделывания риса и хлопка. Они разводили коров и лошадей, которые почитались у них священными. Первоначально арии жили общинами. Местных жителей они подчинили своей власти. Предполагают, что таким образом произошло разделение индийского общества на касты (варны). Три высшие касты -- брахманы (жрецы), кшатрии (войны), вайшьи (купцы, ремесленники) -- вели свое происхождение от ариев, тогда как низшая каста шудр происходила от местного населения. Возникнув, кастовый строй просуществовал в Индии в течение тысячелетий, вплоть до нашего времени.

В ту пору между Индом и Гангом возникает множество государств, которые соединяются в ряд последовательно сменявших друг друга империй: государства Магадха, Маурьев, Кушанское царство, держава Гуптов. Около 330 г. до н. э. Индия пережила вторжение Александра Македонского, который не смог продвинуться в глубь страны и вынужден был вернуть свои войска.

В первом тысячелетии до нашей эры в Индии заметен расцвет духовной жизни, возникает целый ряд философских и религиозных направлений и школ: брахманизм индуизм джайнизм, буддизм; на заре арийской цивилизации была создана одна из древнейших книг человечества -- Веды, в I тысячелетии до н. э. -- другая великая книга -- Упанишады. Упанишады систематизировал, мировоззрение Древней Индии, которое определило духовный облик ее народов на многие столетия. Именно в этой книге мы встречаем идеи и понятия философии и этики, важнейшими из которых являются "брахман", "карма", "атман", "сансара", "дхарма", "мокша" и ряд других. Под брахманом понималась духовная первооснова мира, своего рода мировая душа; атман -- это «частица» мировой души, принадлежащая отдельному человеку, индивидуальная душа, человеческое «Я»; индусы верили в вечное перерождение всех предметов, в переход одних вещей в другие при сохранении их духовной сущности и называли это "сансарой"; "карма" -- это закон, по которому происходит такое перерождение, это поступки человека, обеспечивающие характер его "последующей жизни"; "дхарма" -- это закон, предписывающий определенный стиль поведения, отклонение от которого влечет кармические последствия, и, наконец, "мокша" -- "освобождение" от зависимости души от телесной оболочки, от всего земного, мирского, плотского.

Центральным понятием Упанишад является Дхарма. В переводе с санскрита оно означает "закон", "порядок", долг". В соответствии с индийской традицией, каждый человек имеет свою дхарму, то есть норму поведения, которая предписывается ему свыше, имеет священный характер. Одна дхарма у царя, другая у простолюдина, одна у мужа, другая у жены. Каждый человек должен знать, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации исходя из велений дхармы.

Названные принципы и понятия формировали характерную для индийцев систему ценностей, определенный образ жизни. Для индийца всегда было характерно обожествление природы, запрет на убийство живого, стремления к ненасилию. Зло, несчастья, принадлежность к низшей касте они объясняли плохим перерождением, кармической платой за грехи прошлой жизни. В стране всегда было много аскетов, людей, стремившихся к духовному самосовершенствованию, искавших в нем путь к спасению. В Индии возникает йога как учение и система духовных и физических упражнений, ведущая к высшей цели -- освобождению человека от тягот и зависимостей в физическом мире, соединения "души", "Я" с божественным абсолютом.

Вместе с тем Индия считается родиной многих рациональных открытий и изобретений. В ней творили многие мыслители, известные и безымянные поэты, там родились великие эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна". Индия была родиной прекрасных мифов, легенд и сказаний. Они играли и продолжают играть чрезвычайно большую роль в духовной культуре индийского народа. Как и мифы других народов древнего Востока, индийские мифы объясняют происхождение мира и человека, повествуют о богах и героях. На характерах героев и их подвигах воспитываются поколения. Индийская мифология воспитывала толерантность, презрение к смерти, в которой усматривалась лишь ступень к следующему перерождению, чувство долга.

В XIX веке Индия становится Британской колонией. Лишь в 1947 г. Индия получает независимость, не прибегая к насилию. Так индийские философские и моральные принципы, пронизывая мифологию и религию, воплощались в повседневной жизни миллионов людей, сформировав особый характер, мировосприятие, менталитет, ценности жизни, отличающие индийскую культуру от других культур.

миф индия духовный брахма

1.2 Источники индийской мифологии

В Индии была создана одна из древнейших книг в истории человечества -- "Веды". Об их происхождении индуистское предание рассказывает, что составил их мудрец по имени Вьяса, в которого воплотился сам бог Вишну. Произошло это, согласно традиции, за три тысячи лет до нашей эры. И в далеком прошлом, и нынче индуисты с почтением относятся к Ведам, считая их священными книгами.

По мнению ученых, Веды возникли позже, где-то в промежутке между 1500 и 1000 гг. до н. э. Книга эта земная, она представляет собой сборник гимнов и комментариев к ним, созданных ариями после того, как они обосновались на территории Индии. Веды были записаны на санскрите, древнем языке ариев. Название этих книг переводится как "Знание" .

Веды - это обобщающее название нескольких самостоятельных произведений. Древнейшем среди них считается Ригведа -- Книга гимнов. Она представляет собой записи гимнов различным арийским богам, которые исполнялись во время ритуальных жертвоприношений. Арии считали эти гимны божественными. Они верили в то, что чтение их, также как и принесение жертв, способно защитить человека oт гнева богов, обеспечить ему благополучие.

Ригведа -- книга очень большая по объему. В ней 1028 гимнов, 10500 стихов, что равно "Илиаде" и "Одиссее" вместе взятым. О том, что из себя представляли гимны "Ригведы", свидетельствует один из них:

Когда разделили пурушу, на сколько частей он был разделен?

Чем стали уста его, чем руки, чем бедра, чем ноги?

Брахманам стали уста его, руки -- кшатрием,

Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра.

Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце,

Из уст Индра и Агни, из дыхания возник ветер.

Из пупа возникло воздушное пространство, из головы возникло небо.

Из ног -- земля. Страны света -- из слуха Так распределились миры.

В этом отрывке речь идет о возникновении множества элементов реального мира, в том числе и общественного устройства (кастового строя) из первоначала, которое называется "пуруша".

Индусы считают, что понять Веды, расшифровать их божественный смысл дано не каждому, но лишь тому, кто чист душой, сердцем и помыслами. Вплоть до сегодняшнего дня знание Вед считается признаком подлинной образованности, а знатоки священных книг окружены глубоким почетом.

В позднейшее время к Ригведе и другим первоначальным ведическим текстам (Атхарваведе, Самаведе, Яджурведе) были сделаны комментарии и дополнения. Они объединены в три книги: Брахманы, Араньяки, Упанишады. В совокупности с Ведами они называются ведической литературой. Книга Брахманов появляется тогда, когда индийское общество делится на касты (варны), среди которых брахманы занимают особое положение.

В Брахманах содержатся комментарии к Ведам, даются указания на то, как совершать религиозные обряды.

Некоторые брахманы становились отшельниками. Они уходили в леса и горы в поисках ответа на важнейшие жизненные вопросы. Так возникли Араньяки, "Лесные книги", представлявшие собой плод размышления мудрецов-отшельников.

Последняя часть ведических книг называется Упанишады Ее название переводится как "Сидящий у ног учителя". Упанишады, как и Веды, считались тайными книгами. Непосвященный, тем более тот, кто не принадлежал к высшим кастам, не смел даже прикасаться к ним. Упанишады называют философскими книгами. Из них мы узнаем, как древние индийцы понимали мир, космос, что думали о жизни, к чему стремились.

В целом ведические книги можно назвать энциклопедией духовной жизни Древней Индии. Они содержат сведения о религии, обычаях, о миропонимании Индии, составляя важный фундамент ее духовной культуры. Вместе с тем Веды и ведическая литература являются важнейшим источником по индийской мифологии. Боги, их имена, их образы, их отношения, их взаимоотношения с материальным миром, его происхождение, подвиги героев -- все это мы находим в ведических книгах.

Проходит время, и древние верования, мифы и предания получают совершенное художественное воплощение в двух величайших поэмах -- "Махабхарате" и "Рамаяне" Эти поэмы по праву считаются крупнейшими памятниками древнеиндийской литературы.

Поэма "Рамаяна" повествует о легендарных событиях, происходивших на севере Индии, в княжествах, откуда вели свой род главные герои -- Рама и Сита. Еели верить преданиям, описанные в "Рамаяне" события относятся к 1200--1000 гг. до н. э. и повествуют о Бремени расцвета и могущества страны.

Исследователи полагают, что текст "Рямаяны" был составлен позже, где-то в промежутке между 200 г. до н. э. и 200 г. н. э. Он включает 24000 двустиший (шлок). Эта гигантская работа была проделана поэтом Вальмики.

Поэма повествует о том, как бог Вишну воплотился в облике земного царевича Рамы с тем, чтобы убить Равану, десятиглавое чудовище, воплощавшее зло. Равана похищает красавицу Ситу, жену Рамы. С помощью своего брата Лакшгманы, друзей и царя обезьян Ханумана Рама в жестокой схватке побеждает Равану, освобождает Ситу.

Благодаря Вальмики мы можем заглянуть в далекое прошлое Индии, узнать, как жил ее народ, в каких верил богов, чего боялся и на что надеялся. В целом же время, описанное в "Рамаяне", можно представить как "золотой век", а ее героев как идеальных людей. Дашаратха воплощает образ совершенного правителя. Рама -- совершенный царевич и муж, борец со злом. Сита -- образец верной жены.

Другая великая поэма Древней Индии -- "Махабхарата". Она состоит из 100000 двустиший (шлок), то есть из двухсот тысяч строк. Полагают, что поэма была составлена около 300 г. до н. э. Ее сюжет сосредоточен вокруг повествования о борьбе двух княжеских родов Северной Индии -- Кауравов и Пандавов -- за власть. Важнейшей частью "Махабхараты" является книга "Бхагавадгита", ставшая священной книгой кришнаитов.

Вслед за Ведами "Махабхарата" и "Рамаяна" являются важнейшими источниками изучения и изложения индийской мифологии. Все основные литературные пересказы древнеиндийских мифов основаны на содержании этих поэм.

2. Верования, боги и герои Древней Индия

Переселившись в Индию, арии принесли на новую родину свои древние верования и представления о богах.

Древнейшая религия ариев обычно называется ведической. Она сложилась как религия жертвоприношения и гимнов богам. Эти гимны передавались сначала в устной традиции, а затем были записаны и составили известную нам книгу Ригведу.

Ведическую религию по праву считают политеистической, то есть многобожной. Она включала в свой пантеон множество богов, число которых достигало сотен. В Ведах упоминаются 33 главных бога. Каждый бог или богиня ведического пантеона отождествлялся с определенным явлением природы -- водой, огнем, бурей, воздухом и т. д. среди них были старшие боги, прародители, и младшие боги, дети. Боги женились и выходили замуж. У каждого бога была супруга, богиня. Старшими среди богов считались: Адити, богиня-мать, богиня Земли, бог Неба, отец-бог Дьяус. Их дети почитались как главные боги: бог грозы Индра; бог Солнца Савитар, он же Сурья; бог огня Агни; бог ветра Ваю; Митра и Варуна -- соответственно, боги дня, света и ночи, мрака. Спутниками грозового бога Индры являются ветры -- Маруты, бурные божества, неистово носящиеся ио небу. Их отец Рудра страшный бог грозы и бури. Олицетворением утренней зари была прекрасная богиня Ушас. Предвестниками дня выступали боги-близнецы Ашвины. Олицетворял огонь бог Агни. Бог Путан покровительствовал стадам и дорогам, помогал путникам. Арьяман владычествовал над душами умерших предков. Со временем пантеон пополняется богом Камой, богом любви Калой, богом времени, богом по имени Вач, покровительствующим речи (сравните "вач" и "вещать"), Праной, богом дыхания, Брихаспати, богом молитвы и священных заклинаний, Сарасвати, богиней мудрости и другими. Чрезвычайно популярен был бог Сома, бог Луны и священного напитка, который употребляли индусы во время жертвоприношений. Смерть олицетворял бог Яма.

Когда общественная жизнь Древней Индии усложняется, а ее население переходит от патриархальных отношений к кастовым, ведическая религии постепенно переходит в брахманскую. Веды по-прежнему почитались, но с появлением новых книг -- Брахманов -- появляются и новые боги: Брахма, Вишну и Шива. Индусы видят в новых богах не столько воплощение тех или иных велений природы, но связывают их с философским осмыслением мира. Мир -- это не только моря и реки, горы и леса. Мир -- это прежде всего нечто существующее как целостное. В нем есть определенный порядок, устойчивость, стабильность. Вместе с тем в мире все меняется, происходят непрерывные процессы возникновения и уничтожения, рождения и смерти, идет непрерывная борьба добра со злом. А раз так, то боги прежде всего воплощают эти глубинные стороны мира -- его бытие, возникновение и уничтожение его частей. Именно это символизировала великая брахманская троица (тримурти). Брахма выступал в ней в роля бога-творца, создателя всего сущего. Вишну был богом-хранителем, поддерживавшем равновесие в мире, заступником всего живого, доброго, воплощением порядка. Шива почитался как страшный бог-разрушитель, символ и источник гибели, несчастий, болезней и смерти.

Индуистские боги могли превращаться друг в друга: древний великий и грозный Рудра со временем стал Шивой, а Вишну принимал облик то Брахмы, то Шивы, то спускался с небес к людям, принимая облик различных героев и даже животных. Наиболее популярным воплощением Вишну был Кришна, знаменитый герой "Махабхараты", и Рама, о котором повествует "Рамаяна". Важное место в пантеоне принадлежит женам великих богов: жене Брахмы Сарасвати (богиня мудрости), супруге Шивы, страшной богине смерти Кали.

3. Миф о великих веках человечества

Наряду с верой в богов индийцы верили в существование злых духов. Если богов они называли словом "дева"", то злые духи именовались асурами и ракшасами. Один из циклов древнеиндийских мифов посвящен борьбе девов с асурами.

Один из важнейших мифов Древней Индии рассказывает о том, что мир, в котором мы живем, периодически разрушается и воссоздается. Циклы его гибели и возрождения непрерывно повторяются. Каждый такой большой промежуток существования мира от его воссоздания до гибели называется Маха-юга, или большая эра.

В Древней Индии полагали, что продолжительность каждой Маха-юги составляет четыре миллиона триста двадцать тысяч лет. Начало каждой Маха-юги отличается моральным совершенством, гармонией людей с природой и между собой, тогда как конец ознаменован нравственным упадком, войнами, страданиями, что является признаком завершения Великой эры.

Первая из четырех частей каждой Маха-юги называется Крита-юга. На санскрите "Крита" значит "целый", "совершенный". Это эпоха моральной добродетели, совершенства, своего рода "золотой век". В мире царит великий бог Вишну, он является в облике бога-творца Брахмы, создателя всего сущего. Крита-юга -- самая продолжительная эпоха в границах Маха-юги. Индийцы верили, что ее продолжительность равна 1728000 лет. Это время гармонии людей и природы. Люди не нуждаются в жилищах, они живут на берегу моря либо в горах. Природа дает им в изобилии все, в чем они нуждаются -- и пищу, и одежду. Людям неведомы болезни они жиьут долго и счастливо. Каждый доволен тем, что имеет. Среди людей нет ни зависти, ни раздоров. Их жизнь прекрасна Высшей добродетелью у них является молитва, медитация. Жизнь людей проходит в труде, но работают они скорее из удовольствия, чем из необходимости.

Вторая эпоха каждой Маха-юги называется "Трета-юга" Слово "трета" означает "три" и говорит о том, что дхарма стоит уже не на всех четырех ногах, но лишь на трех. Но стоит она достаточно прочно.

В эпоху Трета-юги, как и раньше, плодоносят деревья, давая пропитание всем желающим. Но находятся алчные люди, которые желают присвоить щедрую растительность и сделать ее своей собственностью. Жизнь становится труднее. Природа начинает переживать разные бедствия: обильные дожди, наводнения. Теперь людям приходится работать, чтобы добыть себе пропитание, а также сооружать жилища. От сил природы приходится искать защиты и укрытия.

Следующая эра Великой юги называется "Двапара-юга". Слово "двапара" происходит от слова "два", которое на санскрите, как и на многих других языках означает "два". Эпоха так называется в связи с тем, что дхарма, основа порядка, долга и морали стоит отныне лишь на двух (а не на четырех) ногах.

B эту эпоху на людей обрушиваются несчастья -- болезни, несправедливость, смерть. Несчастья становятся частью их повседневной жизни. Людей все более одолевает алчность и жадность, кругом ведутся войны и льется кровь. Чтобы спастись, люди создают религиозные течения и разные культы.

Четвертая, последняя эпоха каждой Маха-юги называется Кали-юга. Кали -- богиня смерти. По продолжительности эта эпоха составляет четвертую часть "золотого века". Великий бог Вишну принимает облик грозного и беспощадного Шивы, разрушителя жизни.

В эпоху Кали-юги происходит расслоение общества. Люди живут в непрерывном страхе голода, смерти и болезней. Единственной добродетелью, па которую оказываются способными люди, остается милосердие. Кали-юга означает приближение конца Великой эры, наступление конца света, за которым должно последовать его возрождение.

4. Миф о сотворении мира

Юдин из древнейших индийских мифов повествует о том, что некогда, бесконечно давно, мир был совсем пуст, в нем не было ничего. Не было дня и ночи, не было света и тьмы, не было земли и солнца, не было богов и людей Весь мир покоился, словно в глубоком сне, ждал, когда великая сила придет и разбудит его. Так продолжалось очень долго, никто не знает сколько, ибо некому было вести счет времени, да и времени самого тогда не было.

В мрачном и неподвижном мире возникает вода, которая омывает мир. Из воды возникает огонь, мир согревается, и из воды и огня рождается Золотое Яйцо. Целый год плавало Золотое Яйцо в безбрежном океане. Затем оно раскололось надвое, и из него вышел Прародитель Брахма. Он сделал верхнюю половину Яйца небом, а нижнюю землей. Между ними Брахма поместил воздушное пространство. На земле установил Брахма моря и реки, горы и долины, дав им названия. Он же установил стороны света. На небе поместил Брахма Луну, Солнце и звезды. Он же установил день и ночь. Дал прародитель Брахма начало дням и месяцам, и установил он счет времени. Так был сотворен мир

Никто не знает, где живет Брахма, никто не знает, где обитает его дух. Говорят, он везде.

Когда Брахма принимает человеческий облик у него четыре лица: одним лицом он смотрит на север, два по бокам головы созерцают запад и восток, а четвертым лицом, расположенным там, где затылок, он видит юг. Иногда Брахму изображают восьмируким. Это потому, что он творец мира.. Цветок Брахмы -- лотос. Его священная птица -- лебедь.

По индийским преданиям, Брахма живет бесконечно долго, его жизнь продолжается сто лет. "День" Брахмы равен сроку существования созданного им мира. "Ночь" Брахмы -- время, когда он бездействует, отдыхая от предыдущего творения.

5. Семья Брахмы

Огромный мир сотворил Брахма, но не было у него помощника, чтобы управлять им. Пожелал Брахма, чтобы у него появились дети Поскольку не было у него жены, родил Брахма детей силой своей мысли Было у него восемь сыновей, и стали они первыми живыми существами во Вселенной, и уже позже они создали все живое в мире

Первым сыном был Маричи. В переводе с санскрита его имя означает "светящийся огонек". Легенда повествует, что он вышел из плеча отца. Из глаз Брахмы родился его.второй сын Атри. Его имя переводится как "поедающий", был отцом бога Сомы. Маричи же стал прародителем демонов и людей. Третий сын Брахмы, великий Ангирас, вышел из уст своего отца и стал посредником между богами и людьми. Древние легенды рассказывают, что Ангирас был создателем многих гимнов Ригведы. А еще он установил многие законы для природы и создал астрономию, Четвертым сыном Брахмы стал Пуластья. Он тоже был великим Владыкой Созданий. Пятым сыном Прародителя стал Пулах, шестым -- Крату. А седьмой сын, Дакша, родился совсем необычным образом: он вышел из большого пальца правой ноги Брахмы. Трудным это было делом, поэтому и назван он был именем Дакши, то есть "ловкий".

Когда сыновья Прародителя стали взрослыми, они взялись задело. Старший сын Маричи, мерцающий огонек, статг мощным лучом света, и из этого света родился Кашьяпа. Кашьяпа означает "черепаха". Поэтому до сих пор многие в Индии верят, что все живое произошло от черепахи. Кашьяпа стал прародителем других богов, и демонов, и птиц, и змей, и исполинов, и коров.

Последним, восьмым сыном Брахмы, стал Бхригу, хранитель небесного огня, передавший его людям.

Были у Брахмы и дочери: Создав сыновей, Брахма не был удовлетворен вполне и решил создать прекрасную женщину. Произнеся священные заклинания, из половины своего тела он создает богиню Гаятри (она же Сарасвати, богиня мудрости) и прекрасная богиня очаровала отца-создателя, который воспылал к ней страстью. Она вознеслась на небо, и тогда Брахма сделал себе пятое лицо, которым он мог непрерывно смотреть вверх. Из пальца левой ноги Брахмы вышла другая богиня -- Вирини.

Так великий Брахма обзавелся семьей, и многочисленные боги и богини стали помогать ему править миром. Сам же Прародитель удалился на вершину величайшей горы Меру. Недоступна эта гора, где-то высоко в Гималаях, между небом и землей прячется ее вершина, и редкий путник может попасть туда.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Миф как некое сказание, героями которого являются всевозможные боги, духи, первопредки человечества и тому подобные сущности. Место и значение мифа в истории мира и культуре человечества. Источники для составления мифов, отражение в них верований народа.

    доклад , добавлен 26.01.2010

    Древнейшее искусство Харапы. Мифология Древней Индии. Основа мировосприятия индусов. Легенды Будды. Космогонические и антропогенные мифы о богах и о жизни людей. Главные боги в индуизме: Брахма, Шива, Вишну, Шакти, Ганеш. Вертикальная модель мира.

    презентация , добавлен 11.02.2014

    Мифология как форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности. Периоды греческой мифологии: доолимпийский, олимпийский и поздний героизм. Боги и герои в мифологии Древней Греции: Персей, Геракл, Тесей и Орфей.

    реферат , добавлен 19.12.2011

    Понятие мифа и мифологии. География мифологий мира. Зарождение человечества и происхождение остального мира. Предания, описывающие деяния богов и объясняющие тайны мира в мифах Древнего Египта, Южной и Восточной Азии, в современных мировых религиях.

    реферат , добавлен 22.06.2012

    Древнеиндийский эпос о происхождении мира, мифология европейских народов о происхождении человека. Космогония славянских мифов, их идейное единство с финской и скандинавской мифологией. Значение и обряды жертвоприношений у различных религий и народов.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2009

    Мифы древности и древнеиндийские веды. Легенда о происхождении каст. Определение места человека в мире. Даосская школа и конфуцианство. Платон и Аристотель об обществе и государстве. Идеальное государственное устройство. Перспективы развития общества.

    презентация , добавлен 20.11.2011

    Представление о мире в мифопоэтических текстах и древнем изобразительном искусстве; модели творения мира. Предания о небесных светилах, легенды о сотворении первых людей. Божества славян и языческой Руси, высшая и низшая мифология, деревенские слухи.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Основы религиозных систем Индии. Ранние политеистические верования. Значимость "священного знания" Вед. Буддизм, его сущность и основные принципы. Священные для буддистов книги. Индуизм, его содержание и назначение. Оформление процессий и церемоний.

    аттестационная работа , добавлен 24.09.2011

    Мифология германо-скандинавских народов является одной из наиболее развитых религиозных систем индоевропейцев, обладающей как типичными, так и особенными чертами. Сведения по мифологии древних германцев. Временной аспект скандинавской мифологии.

    контрольная работа , добавлен 27.02.2009

    Историческое взаимодействие искусства и религии. Влияние религии на античную культуру. История становления античной религии на примере Древней Греции и Древнего Рима. Боги Древней Греции и Рима. Схожесть древнеримской и древнегреческой религии.

Статьи по теме