Аид бог подземного царства мертвых. Аид – бог подземного царства мертвых в древней Греции: мифы, картинки и фото Аида дарующего урожай из недр земли

Аид , Гаде́с ("безвидный", "невидный", "ужасный"), в греческой мифологии бог - владыка царства мертвых. Аид - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. В тоже самое время Аид - это царство мёртвых, где владычествует сам Бог Аид и его жена Персефона , местообиталище душ умерших.

Семья и окружение

Аид - сын Кроноса и Реи , брат Зевса и Посейдона , с которыми разделил наследие свергнутого отца. У Аида нет детей, и ему посвящено довольно мало мифов, хотя согласно Суде - крупнейшему энциклопедическому словарю, составленному в Византии во второй половине X века, дочерью Аида можно считать Макарию - богиню блаженной смерти.

Супругой Аида стала богиня Персефона , дочь Зевса и Деметры , похищенная Богом царства мёртвых. Вместе с ней рука об руку Аид царствует в подземном мире.

Одной из возлюбленных Аида была прекрасная нимфа -океанида Левка (от др.-греч. "белый тополь"). Аид похитил Левку и увёз в свой подземный мир. Когда, по истечении отпущенного ей срока жизни, Левка умерла Аид превратил её в белый тополь. После того как Геракл победил Кербера и вывел его из Аида (царства мёртвых) он был покрыт листвой этого дерева, именно так Белый тополь появился и на поверхности земли.

Рассказывают также о Минфе (или Кокитида по названию реки Кокит), которая сделалась наложницей Аида, богиня Кора (Персефона) превратила её в садовую мяту.

В Аиде (в подземном царстве) проживают чудовища, жуткие и ужасные, все они являются помощниками или слугами Бога Аида, руководит чудовищами жуткая трёхголовая (или трёхликая) богиня Геката. Гелло - ведьма, похищающая детей, ходили слухи, что Гелло была людоедкой и поедала похищенных младенцев. Гидра с пятьюдесятью пастями сторожит порог Тартара в Аиде. Кампа страшное чудовище сторожило киклопов в Тартаре, пока не было убито Зевсом . Трёхглавый пёс Кербер (Цербер) охраняет выход из царства мёртвых, не позволяя умершим возвращаться в мир живых, из его пастей течёт ядовитая жижа, у него змеиный хвост, на спине головы змей. Кербер был побеждён Гераклом в одном из его подвигов. Эмпуса - женщина-демон с ослиными ногами, высасывающая кровь по ночам у спящих, она родственница Эриний, богинь мести.

Харон - перевозчик душ умерших через реку Ахеронт (по другой версии через Стикс), сын Эреба - вечного мрака и Никты - богини ночи. Его изображали как мрачного уродливого старца в рубище. Он не просто так перевозит души умерших, а берёт за это плату в один обол (название монеты), который родственники умершего клали по обряду покойному под язык. Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Все остальные должны были вечно томиться на берегу Ахеронта без упокоения и надежды на покой. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны , открывает живому человеку путь в царство смерти и ни при каких условиях Харон никого не перевозит обратно.

Танатос - олицетворение смерти, сын Никты и Эреба, брат-близнец бога сна Гипноса. Танатос живет в Тартаре, но обычно обитает рядом с троном бога царства мёртвых. Танатос является человеку, когда срок его жизни, отмеренный мойрами, подходит к концу. Он срезает своим мечом у умирающих прядь волос для посвящения ее Аиду, а затем уносит души в царство мёртвых. Танатоса всегда сопровождает его брат Гипнос, приносящий смертный сон.

Садовником Аида называют Аскалафа, сына речного бога Ахеронта (Ахеронт - река подземного царства, через которую Харон провозит тени умерших).

Мифы

После раздела мира между Зевсом , Аидом и Посейдоном , Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Он - один из двенадцати олимпийских богов и входит в число трёх основных, правящих миром. Гомер называет Аида Зевсом Хтонием (Зевсом подземным) и представляет его лично стерегущим врата своего царства.

Один из самых известных мифов древней Греции о похищении Персефоны Аидом . Однажды, когда Персефона гуляла одна, собирая цветы, Аид вышел из недр земли и похитил Персефону . Деметра , расстроившись пропажей дочери, перестала следить за природой и вся растительность на земле стала засыхать и гнить, когда еды совсем не осталось и люди взмолились о помощи, Зевс потребовал вернуть Персефону матери. Но Аид уже дал Персефоне семена граната и она по древнему правилу, вкусившая еду или питьё в подземном мире, должна была там и оставаться. Чтобы земля вновь расцвела, Зевс постановил, что четверть года Персефона будет проводить с матерью на земле, всё остальное время будет оставаться в подземном царстве Аида в качестве супруги своего брата. Этот миф описывает появление четырёх времен года. Летом Персефона проводит с матерью Деметрой , тогда цветут цветы и деревья плодоносят. Осенью - Персефона отправляется в Аид и Деметра начинает грустить, поэтому опадают листья и засыхают цветы. Зимой - всё покрывается снегом, Деметра в печали вдали от своей возлюбленной дочери не желает следить за природой. Весной - Деметра ожидает появления своей дочери и готовится к её прибытию, потому и вся природа вокруг возрождается после зимы. Есть и другая версия, рассказывающая, что только треть года Персефона проводит с Аидом, а две трети с Деметрой , что не противоречит существующим законам природы.

Большую часть времени он проводит в подземном царстве, невидимый для окружающих. Лишь дважды он выходил на поверхность: согласно Гомеру, Аид отправился на Олимп за помощью, когда Геракл ранил его стрелой и когда он поднялся наверх, чтобы похитить Персефону . Но в то же время в неприступное царство Аида проникают герои и некоторым даже удаётся забрать оттуда своих близких.

Миф о ранении Аида Гераклом свидетельствует о возросшей самостоятельности и дерзости подросшего поколения людей в эпоху классической олимпийской мифологии. Аид сражался на стороне жителей Пилоса и их царя Нелея. За это в Пилосе поклонялись Аиду, там же был его храм. Геракл ранит Аида в плечо и его исцеляет божественный врачеватель на Олимпе Пеон. По другому мифологическому сюжету Геракл похищает из царства мертвых Аида пса-стража Цербера для Еврисфея.

Аид был обманут хитрецом Сизифом, покинувшем однажды царство мертвых. Он запретил своей жене совершать после своей смерти погребальные обряды. Аид и Персефона , не дождавшись погребальных жертв, разрешили Сизифу ненадолго вернуться на землю - наказать жену за нарушение священных обычаев и велеть ей устроить подобающие похороны и жертвоприношения. Но Сизиф не вернулся в царство Аида, он остался в пышном дворце пировать и радоваться тому, что единственный из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней. Отсутствие Сизифа обнаружилось спустя несколько лет и за хитрецом пришлось отправлять Гермеса . За все проступки хитрого и подлого Сизифа его жестоко наказали, заставив раз за разом вкатывать тяжёлый камень на гору, отсюда пошло известное выражение о бесполезной работе "сизифов труд".

Известен также миф о Пирифое, царе лапифов, сыне Иксиона. Ему захотелось похитить Персефону и жениться на ней самому. Он попросил Тесея помочь ему в этом. Вместе они проникли в Аид и затребовали у Бога царства мёртвых отдать им Персефону . Аид не показал гнева, но предложил героям отдохнуть и присесть на трон у входа в царство. Оказавшись на троне, они тут же приросли к нему (или по другой версии их опутали змеи). Тесею удалось освободиться, когда в Аид спустился Геракл , а Пирифой навсегда остался в царстве мёртвых, наказанный за свой проступок.

Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику. Аид и Персефона предупредили Орфея о том, что выходя из царства мёртвых он не должен оглядываться ни при каких условиях и что бы он не услышал за своей спиной, но по пути Орфей захотел удостовериться, что Эвридика всё ещё идёт за ним и оглянулся, чем нарушил поставленное ему богами условие, и Эвридика навсегда осталась в царстве мёртвых.

Когда Асклепий достиг такого мастерства в искусстве врачевания, что начал оживлять мёртвых людей, отнимая у Аида его новых подданных, уязвлённый Аид заставил Зевса убить Асклепия молнией.

Имя, эпитеты и характер

Аид в значении "имя бога", видимо, является вторичным по отношению к значению "название мира мёртвых". Аида называют "водителем народа" Агесилаем, "неодолимым" Адметом, "тёмным" Скотием, "правящим золотыми вожжами" Хрисением в гимне Пиндара.

Гомер называет Аида "щедрым" и "гостеприимным", т.к. смертная участь не минует ни одного человека. Люди старались не произносить имя этого бога, а упоминали его иносказательно. Его называли "незримым" (Aidoneus). Другой эпитет Аида "богатый" (по-гречески Плутон, откуда и произошло римское имя этого бога, а по-латыни Дис, от слова dives - "богатый"), т.к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Таким образом Аид полностью вобрал в себя образ Бога Плутоса, первоначально самостоятельного божества богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления об Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно под влиянием элевсинских мистерий, ему стали приписываться качества бога богатства и плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробной судьбой человека. Этому возможно также способствовал образ Персефоны - покровительницы плодородия.

Другие, менее распространенные имена - Добрый, Советник, Прославленный, Гостеприимный, Запирающий Врата и Ненавистный.

В отличие от буйного Посейдона и гневливого Зевса , Аид всегда спокоен и умиротворён. В мифах, где так или иначе участвует Бог Аид, он всегда рассудителен и спокойно принимает те или иные события. С одной стороны Аид ужасен и страшен, с другой стороны Аид способен сочувствовать, о чём говорит миф об Орфее, и способен на любовь, о чём говорят мифы о похищении Персефоны и о Пирифое.

Сфера влияния Аида в царстве душ, это сфера бессознательного, поэтому его называли незримым. Хотя Аид и является правителем царства мертвых, не следует путать его с Сатаной. Как бог смерти, Аид угрюм, непреклонен и бескомпромиссно справедлив. Его решения не подлежат обжалованию, однако он не олицетворяет зло и не является ни врагом человечества, ни искусителем. Его царство подземного мира сравнивают со смертью в том плане, что смерть лишь является сменой одной проявленной материальной формы на другую не доступную к восприятию, то есть переход из одного качества в другое, преобразование. Конечно этот процесс как правило болезненный, поэтому Аид представлялся как управляющий временем упадка. И первое его проявление в душе ощущалось, привнесением в жизнь сумрак, и как источник тревог, спадов и печалей, - однако он же способен нести просветление и обновление.

В древнеримской мифологии Аиду соответствует Плутон.

Царство мёртвых

Аидом именуется также пространство в недрах земли, где обитает владыка над тенями умерших, которых приводит Гермес . Представление о топографии Аида усложнялось с течением времени. Гомеру известны: вход в царство мертвых, который охраняет пес-страж Аида на крайнем западе ("запад", "закат" - символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю, асфоделиевый луг, где блуждают тени умерших, мрачные глубины Аида - Эреб, реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон. Тартар находится под царством Аида, но в Аиде расположены врата в Тартар.

Поздние свидетельства добавляют Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий Аид, реку забвения Лету, перевозчика мертвых Харона, трехглавого пса Кербера. Суд над мертвыми вершит Минос, в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф - сыновья Зевса . Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом и Сизифом в тартаре - как части Аида нашло место у Гомера (в поздних слоях "Одиссеи"), у Платона, у Вергилия. Подобное описание царства мертвых со всеми градациями наказаний у Вергилия ("Энеида") опирается на диалог "Федон" Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. Гомер называет также в Аиде место для праведников - Елисейские поля или Элизиум. Об "островах блаженных" упоминают Гесиод и Пиндар, так что разделение Вергилием Аида на Элизиум и Тартар также восходит к греческой традиции.

В царство Аида нельзя войти будучи живым и нельзя оттуда выйти. Однако существуют мифы о том, как некоторые герои спускались в Аид и выходили оттуда живыми. В случае Психеи это было последнее из ее героических заданий - единственная возможность воссоединиться с Эротом. Так же любовь сподвигла Орфея спуститься в Аид за своей возлюбленной Эвридикой. Дионис входил в подземный мир, чтобы найти свою мать Семелу. Кроме любви, человека может сподвигнуть к нисхождению в подземное царство стремление к мудрости и знанию. Так, Одиссей решился спуститься в подземный мир ради встречи со слепым провидцем Тиресием, который мог указать ему путь домой. Добровольное нисхождение сопряжено с большим риском, ибо никогда нет гарантии, что смельчаку удастся вернуться.

С проблемой Аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии - образе богини Дике, действии закона неотвратимости (см. Адрастея).

Культ и символика

В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса , недаром Зевс именуется Хтонием - "подземным" и "спускающимся вниз". Аиду не приносят жертв, у него нет потомства и даже жену он добыл незаконным путем. Его побеждает Геракл . Однако Аид внушает ужас своей неотвратимостью. Например, Ахилл готов быть скорее поденщиком, чем царем среди мертвых. Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об Аиде ("Разговоры о царстве мертвых", имеющие истоком, видимо, комедию "Лягушки" Аристофана). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.

Во всех других случаях культ Аида соединён с культом других хтонических божеств, причём Аид является в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшного бога смерти. Места почитания Аида локализовались обыкновенно близ глубоких пещер, расселин в земле и т.д., в которых суеверие видело "входы в подземное царство". В жертву Аиду приносился обыкновенно чёрный скот.

Аид - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались Зевс во время битвы с титанами , богиня Афина , помогая Диомеду против Ареса, чтобы не быть узнанной, и герой Персей, добывая голову Горгоны, Гермес в гигантомахии. Этот шлем был подарен Аиду циклопами (киклопами) за то, что он по приказу Зевса освободил их. Скипетр Аида изображает трёх псов.

Аид в искусстве и литературе

Аид - действующее лицо комедии Аристофана "Лягушки", поставленную автором на Ленеях в 405 году до н.э. и получившую первую награду.

Изображения Аида сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается сходно с Зевсом - могучим, зрелым мужем, восседающем на троне, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия, иногда рядом с ним Персефона . У ног Аида обычно лежит кербер (цербер).

Подробное описание царства мёртвых можно прочесть у Вергилия в "Энеиде".

В художественном искусстве чаще всего встречается сюжет о похищении Аидом Персефоны (или Плутоном Прозерпины).

Аид в современности

Аид - один из главных персонажей фильма "Битва Титанов" и двух продолжений, где Аид активно противодействует олимпийским богам и героям. В роли Аида британский актёр Рэйф Файнс.

Аид является одним из главных действующих лиц в американском мультфильме "Геркулес" в качестве главного злодея.

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.

Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают своим стенанием, полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды источника Леты. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела. носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый адский пес Кербер. на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый, старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве Аида.

В этом- то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне со своей женой Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с бичами и змеями преследуют они преступника; не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших - Минос и Радамант. Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как один за другим падают сраженные герои; своими кроваво- красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души.

Здесь же, у трона Аида, и прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.

Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучащих людей. Есть боги и лживых снов, они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.

Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие тела. Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак. Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям.

Аид в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю. Старший сын Кроноса и Реи. брат Зевса. Посейдона, Геры. Гестии и Деметры. Супруг Персефоны. вместе с ним почитаемой и призываемой.

После раздела мира между тремя братьями, после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.

Изображения Аида сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается сходно с Зевсом могучим, зрелым мужем, восседающим на троне, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия, иногда рядом с ним Персефона. У ног Аида обычно лежит Цербер.

Аид в греческой мифологии бог царства мертвых, а также само царство. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии. При разделе мира после свержения отца Зевс забрал себе небо, Посейдон - море, а Аид - подземное царство; землей братья договорились править вместе. Вторым именем Аида было Полидегмон, что связано с бесчисленными тенями умерших, обитающих в его владениях. Посланец богов Гермес препровождал души умерших к паромщику Харону, который перевозил через подземную реку Стикс лишь тех, кто мог заплатить за переправу. Вход в подземное царство мертвых охранял трехголовый пес Кербер, никому не позволявший вернуться в мир живых.

Подобно древним египтянам, греки полагали, что царство мертвых расположено в недрах земли, а вход в него - на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю. Самый популярный миф об Аиде связан с похищением им Персефоны, дочери Зевса и богини плодородия Деметры. Зевс обещал ему свою красавицу-дочь, не спросив согласия ее матери. Когда Аид силой увел невесту, Деметра от горя чуть не лишилась рассудка, забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Спор Аида и Деметры по поводу судьбы Персефоны разрешил Зевс. Две трети года она обязана проводить с матерью и одну треть - с мужем. Так возникло чередование времен года. Однажды Аид влюбился в нимфу Минту, которая была связана с водой в царстве мертвых. Узнав об этом, Персефона в порыве ревности превратила нимфу в благоухающее растение.

По водам Аида

Аид, Гадес, Плутон, в греческой мифологии бог царства мертвых, а также само царство. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии. При разделе мира после свержения отца Зевс забрал себе небо, Посейдон — море, а Аид — подземное царство; землей братья договорились править вместе. Вторым именем Аида было Полидегмон, что связано с бесчисленными тенями умерших, обитающих в его владениях.

Посланец богов Гермес препровождал души умерших к паромщику Харону, который перевозил через подземную реку Стикс лишь тех, кто мог заплатить за переправу. Вход в подземное царство мертвых охранял трехголовый пес Кербер, никому не позволявший вернуться в мир живых.

Подобно древним египтянам, греки полагали, что царство мертвых расположено в недрах земли, а вход в него — на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю. Самый популярный миф об Аиде связан с похищением им Персефоны, дочери Зевса и богини плодородия Деметры. Зевс обещал ему свою красавицу-дочь, не спросив согласия ее матери. Когда Аид силой увел невесту, Деметра от горя чуть не лишилась рассудка, забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод.

Спор Аида и Деметры по поводу судьбы Персефоны разрешил Зевс. Две трети года она обязана проводить с матерью и одну треть — с мужем. Так возникло чередование времен года. Однажды Аид влюбился в нимфу Минту или Мяту, которая была связана с водой царства мертвых. Узнав об этом, Персефона в порыве ревности превратила нимфу в благоухающее растение.

Согласно Гесиоду, когда родился Аид, Кронос проглотил его, как и всех своих детей, а по версии Гигина, заточён Кроносом в царстве Тартара. В результате раздела мира после титаномахии, Аиду досталось подземное царство и власть над душами умерших. Аид божество всего, что даруют недра земли подземных богатств и плодородия.

В жертву Аиду приносят чёрных быков. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным» Зевсом Подземным, так как смертная участь не минует ни одного человека.

Как бог смерти, Аид был богом, имя которого боялись произносить, заменяя его различными эпитетами.

Шлем Аида имеет свойство делать надевшего его невидимым. Он была подарена Аиду циклопами за то, что он освободил их из тартара. Аид царствует вместе с супругой Персефоной, дочерью Зевса и Деметры. Согласно Суде Аид имел дочь Макарию, богиню блаженной смерти. По другим версиям у Аида и Персефоны не было детей.

Источники: olympianzeus.narod.ru, world-of-legends.su, www.aforizmu.com, godsbay.ru, ordodeus.ru

Религия играла важнейшую роль в повседневной жизни древних греков. Главными богами считалось младшее поколение небожителей, победившее своих предшественников-титанов, олицетворявших вселенские силы. После победы они обосновались на священной горе Олимп. Лишь Аид, повелитель царства мертвых, жил под землей в своих владениях. Боги были бессмертны, но очень похожи на людей – им были свойственны человеческие черты: они ссорились и мирились, совершали подлости и плели интриги, любили и хитрили. С пантеоном греческих богов связано огромное количество мифов, дошедших до наших дней, захватывающих и увлекательных. Каждый бог играл свою роль, занимал определенное место в сложной иерархии и выполнял отведенную ему функцию.

Верховный бог греческого пантеона – царь всех богов. Повелевал громом, молниями, небом и всем миром. Сын Кроноса и Реи, брат Аида, Деметры и Посейдона. У Зевса было сложное детство – его отец титан Кронос, боясь конкуренции, пожирал своих детей сразу после рождения. Однако благодаря матери Рее Зевсу удалось выжить. Окрепнув, Зевс скинул отца с Олимпа в Тартар и получил неограниченную власть над людьми и богами. Был очень почитаем – ему приносили лучшие жертвы. Жизнь каждого грека с младенчества была пропитана восхвалением Зевса.

Один из трёх главных богов древнегреческого пантеона. Сын Кроноса и Реи, родной брат Зевса и Аида. Ему подчинялась водная стихия, которая досталась ему после победы над титанами. Олицетворял собой мужество и вспыльчивый нрав – задобрить его можно было щедрыми дарами.. но ненадолго. Его греки винили в землетрясениях и извержениях вулканов. Был покровителем рыбаков и мореплавателей. Неизменным атрибутом Посейдона был трезубец - им он мог вызывать бури и разбивать скалы.

Брат Зевса и Посейдона, замыкающий тройку самых влиятельных богов древнегреческого пантеона. Сразу после рождения был проглочен своим отцом Кроносом, но впоследствии был высвобожден из чрева последнего Зевсом. Управлял подземным царством мертвых, населенным мрачными тенями умерших и демонами. В это царство можно было только зайти – дороги назад не было. Одно упоминание Аида вызывало трепет у греков, ведь прикосновение этого незримого холодного бога означало для человека смерть. От Аида также зависело плодородие, дарующее урожай из глубин земли. Он повелевал подземными богатствами.

Жена и одновременно сестра Зевса. По легенде, они хранили в тайне свой брак 300 лет. Самая влиятельная из всех богинь Олимпа. Покровительница брака и супружеской любви. Оберегала матерей во время родов. Отличалась удивительной красотой и… чудовищным характером – была злобной, жестокой, вспыльчивой и ревнивой, нередко насылая напасти на землю и людей. Несмотря на свой характер, почиталась древними греками практически наравне с Зевсом.

Бог несправедливой войны и кровопролития. Сын Зевса и Геры. Зевс ненавидел сына и терпел только по причине близкого родства. Арес отличался хитростью и вероломством, затевая войну лишь ради кровопролития. Отличался импульсивным, вспыльчивым характером. Был женат на богине Афродите, от нее у него было восемь детей, к которым он был очень привязан. Все изображения Ареса содержат военную атрибутику: щит, шлем, меч или копьё, иногда доспехи.

Дочь Зевса и богини Дионы. Богиня любви и красоты. Олицетворяя собой любовь, была очень неверной женой, легко влюблялась в окружающих. Кроме того, являлась воплощением вечной весны, жизни и плодородия. Культ Афродиты был очень почитаем в Древней Греции – ей посвящали великолепные храмы и приносили большие жертвы. Неизменным атрибутом одеяния богини был волшебный пояс (пояс Венеры), делавший носивших его необычайно привлекательным(ой).

Богиня справедливой войны и мудрости. Была рождена из головы Зевса.. без участия женщины. Родилась в полном боевом обмундировании. Изображалась в виде девственницы – воительницы. Покровительствовала знаниям, ремеслам и искусству, наукам и изобретательству. Ей, в частности, приписывают изобретение флейты. Была любимицей греков. Её изображения неизменно сопровождали атрибуты (или хотя бы один атрибут) воина: доспехи, копьё, меч и щит.

Дочь Кроноса и Реи. Богиня плодородия и земледелия. В детстве повторила участь своего брата Аида и была сожрана отцом, но потом спаслась, будучи извлеченной из его чрева. Была возлюбленной своего брата Зевса. От связи с ним у неё родилась дочь Персефона. По легенде, Персефону похитил Аид, и Деметра в поисках дочери долго скиталась по земле. Во время её скитаний землю поразил неурожай, вызвавший голод и смерть людей. Люди перестали приносить дары богам, и Зевс велел Аиду вернуть дочь матери.

Сын Зевса и Семелы. Самый младший из обитателей Олимпа. Бог виноделия (ему приписывали изобретение вина и пива), растительности, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Культ Диониса отличался неудержимыми танцами, завораживающей музыкой и неумеренным пьянством. По легенде, Гера, жена Зевса, ненавидевшая внебрачного ребенка громовержца, наслала на Диониса безумие. Ему и самому приписывали способность сводить с ума людей. Дионис всю жизнь странствовал и даже посещал Аид, откуда вызволил свою мать Семелу. Раз в три года греки устраивали вакхические празднества в память о походе Диониса против Индии.

Дочь громовержца Зевса и богини Лето. Родилась одновременно со своим братом-близнецом златокудрым Аполлоном. Девственная богиня охоты, плодородия, женского целомудрия. Покровительница рожениц, дарующая счастье в браке. Будучи защитницей при родах, часто изображалась многогрудой. В честь неё был построен храм в Эфесе, который был одним из семи чудес света. Часто изображалась с золотым луком и колчаном за плечами.

Бог огня, покровитель кузнецов. Сын Зевса и Геры, брат Ареса и Афины. Впрочем, отцовство Зевса ставилось греками под сомнение. Выдвигались разные версии. Одна из них – строптивая Гера родила Гефеста из своего бедра без мужского участия, в отместку Зевсу за рождение Афины. Ребёнок родился слабым и хромым. Гера отказалась от него и скинула с Олимпа в море. Однако Гефест не погиб и нашёл приют у морской богини Фетиды. Жажда мести мучила отвергнутого родителями Гефеста и случай отомстить в конце концов ему представился. Будучи искусным кузнецом, он выковал золотой трон невероятной красоты, который послал в качестве дара на Олимп. Восхищенная Гера села на него и тут же оказалась скована невидимыми ранее оковами. Никакие уговоры и даже приказ Зевса не действовали на бога-кузнеца – он отказывался освобождать мать. Справиться со строптивцем смог лишь Дионис, опоив его.

Сын Зевса и плеяды Майи. Бог торговли, прибыли, красноречия, ловкости и атлетизма. Покровительствовал торговцам, помогая им получить щедрые барыши. Кроме того, был покровителем путешественников, послов, пастухов, астрологов и магов. Была у него и другая почетная функция – он сопровождал души умерших в Аид. Ему приписывали изобретение письменности и чисел. С младенчества Гермес отличался склонностью к воровству. По преданию, ему даже удалось украсть скипетр у Зевса. Сделал он это в шутку… будучи младенцем. Неизменными атрибутами Гермеса были: крылатый жезл, способный мирить врагов, широкополая шляпа и крылатые сандалии.

Имена большинства богов оформлены как гиперссылки, по которым вы можете перейти к подробной статье о каждом из них.

Главные божества Древней Греции: 12 олимпийских богов, их помощники и спутники

Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами . Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов . В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

Легенды и мифы Древней Греции. Мультфильм

Богиня Артемида. Статуя в Лувре

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Древнегреческий скульптор Фидий

Гермес с кадуцеем. Статуя из Ватиканского музея

Венера (Афродита) Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

Бог Эрот. Краснофигурное блюдо, ок. 340-320 до н. э.

Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями .

– дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве . Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

Похищение Персефоны. Античный кувшин, ок. 330-320 до Р. Х.

Амфитрита – жена Посейдона, одна из Нереид

Протей – одно из морских божеств греков. Сын Посейдона, обладавший даром предсказывать будущее и менять свой облик

Тритон – сын Посейдона и Амфитриты, вестник морских глубин, трубящий в раковину. По внешнему виду – смесь человека, коня и рыбы. Близок к восточному богу Дагону.

Эйрена – богиня мира, стоящая у трона Зевса на Олимпе. В Древнем Риме - богиня Пакс.

Ника – богиня победы. Постоянная спутница Зевса. В римской мифологии – Виктория

Дике – в Древней Греции – олицетворение божественной правды, богиня, враждебная обману

Тюхе – богиня удачи и счастливого случая. У римлян – Фортуна

Морфей – древнегреческий бог сновидений, сын бога сна Гипноса

Плутос – бог богатства

Фобос («Страх») – сын и спутник Ареса

Деймос («Ужас») – сын и спутник Ареса

Энио – у древних греков – богиня неистовой войны, которая вызывает в бойцах ярость и вносит смятение в битву. В Древнем Риме – Беллона

Титаны

Титаны – второе поколение богов Древней Греции, порождённое природными стихиями. Первыми титанами были шесть сыновей и шесть дочерей, произошедших от связи Геи-Земли с Ураном-Небом. Шесть сыновей: Крон (Время. у римлян - Сатурн), Океан (отец всех рек), Гиперион , Кей , Крий , Япет . Шесть дочерей: Тефида (Вода), Тейя (Блеск), Рея (Мать-Гора?), Фемида (Справедливость), Мнемосина (Память), Феба .

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

Кроме титанов Гея родила от брака с Ураном циклопов и гекатонхейров .

Циклопы – три великана с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. В глубокой древности – олицетворения туч, из которых сверкает молния

Гекатонхейры – «сторукие» великаны, против ужасной силы которых ничто не может устоять. Воплощения страшных землетрясений и потопов.

Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они и теперь неистовствуют, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Пребывание этих великанов во чреве земли стало причинять ей страшные страдания. Гея подговорила своего младшего сына, Крона , отомстить отцу, Урану.

Бог Аид – правитель подземного царства у древних греков. Он считался братом Зевса и согласно некоторым источникам, старшим. Называли Аида еще Гадесом. Люди боялись произносить его имя вслух, поэтому использовали другие названия, к примеру, «Незримый». С этим богом ассоциировалось много негативных вещей.

История бога подземного царства Аид

Несмотря на то, что этот Бог нес ответственность за царство мертвых, люди не видели в нем каких-то злых черт. Внешность Аида была схожа с Зевсом. Представляли его мужчиной в возрасте с большой бородой. Одним из главных бога Аида являлся шлем, который даровал ему невидимость и возможность проникать в разные места. Это был подарок, который сделали ему циклопы. Еще один несменный атрибут – двузубые вилы. Был у Аида и скипетр с головами трех псов, которые ассоциировались с Цербером, охраняющим вход в царство мертвых. Древнегреческий Бог Аид передвигался на колеснице, запряженной исключительно черными конями. Его стихией считается земля и прах. Что касается цветов, символизирующих Аида – дикие тюльпаны. В жертву этому богу приносили черных быков.

Одно из значимых событий в мифологии Древней Греции – война между титанами и богами. В нелегкой борьбе первыми стали Зевс, Аид и Посейдон. Затем произошло разделение власти путем жребия, вследствие чего Гадес получил царство мертвых и власть над душами. Греки часто изображали бога Аида в качестве охранника царства мертвых и судьи для каждого человека. Кстати, спустя некоторое время отношение к нему стало более снисходительное и Гадеса начали представлять как бога и изобилия. В таком случае на изображениях в его руках находился рог изобилия, в котором были разные плоды или драгоценные камни. К такому выводу греки пришли из-за того, что воскресшие души начали сравнивать с зерном, которое закапывают в землю, а оно прорастает и дает человеку пищу. К тому же немалую роль в этом сыграла его жена Персефона, которая была богиней плодородия.

Несмотря на то, что Бог Древней Греции Аид был привязан к царству мертвых он проводил время на земле и на Олимпе. Наиболее известное появление было связано с тем, что Геракл ранил его своей стрелой, и Аид был вынужден просить помощи у других богов. Еще один значимый случай появления Гадеса на Олимпе был связан с похищением Персефоны, которая впоследствии стала его женой. Ее мать после исчезновения дочери очень страдала и забросила свое дело, а отвечала она за плодородие. В итоге это привело к серьезным последствия, поскольку люди были лишены урожая. После этого Зевс принял решение, что Персефона 2/3 года будет находиться с матерью и только остальное время вместе с Аидом.

Согласно некоторым произведениям искусства и мифам трон греческого бога Аида был сделан из чистого золота, а находился он в центре главной залы подземного царства. По мнению некоторых источников, изготовил его Гермес. Аид всегда суров и непреклонен. Никто не смел, сомневаться в его справедливости, поэтому решения считались законом. Рядом находилась его жена, которая всегда была грустной, а вокруг сновали богини мук и страданий. На многих картинах Аид изображен с головой задом наперед. Это объясняется тем, что он никогда не смотрит в глаза, поскольку они у него мертвые. Несмотря на то, что Аид является владыкой мертвого царства его не стоит сравнивать с Сатаной. Он не является врагом людей или искусителем. Греки считали смерть определенным переходом в другой мир, где Гадес является правителем. Души в темное царство проводил дух смерти. В основном люди отправлялись туда не по своей воле. Хотя некоторые добровольно спускались к Аиду, чтобы повстречаться с ним, к примеру, это было одно из героических заданий Психеи.

Статьи по теме