Гелиос – первый древнегреческий бог Солнца. Гелиос – бог солнца Кто такой гелиос в древней греции

Гелиос – бог солнца в греческой мифологии. Его родителями были титаны Гиперион и Фея. Его считали доолимпийским богом и правил он высоко над людьми и богами. Оттуда он наблюдал за всеми и в любое время могу наказать или поощрить. Греки часто называли его «всевидящим». Кстати, другие боги обращались к нему, чтобы узнать тайны друг друга. Гелиоса считали богом, который отмеряет ход времени и покровительствует днями, месяцами и годами.

Кто является богом солнца в Греции?

Согласно мифам проживает Гелиос на восточной стороне Океана в огромном дворце, который окружен четырьмя временами года. Престол его сделан из драгоценных камней. Ежедневно будил Гелиоса петух, являющийся его священной птицей. После этого садился он в огненную колесницу, запряженную четырьмя огнедышащими лошадьми, и начинал свой путь по небу на восток, где у него также был прекрасный дворец. Ночью бог света и солнца возвращался домой по океану на золотой чаше, которую сделал Гефест. Несколько раз Гелиосу приходилось отступать от своего графика. Так однажды Зевс приказал не выходить богу солнца на небо в течение трех дней. Именно в этот период проходила брачная ночь Зевса и Алкмены, вследствие которой появился Гефест. После того как Титаны были свергнуты, все боги начали делить власть и о Гелиосе все забыли. Он начал жаловаться Зевсу и тот сотворил в море остров Родос, посвященный .

Древнегреческий бог солнца чаще всего изображался на колеснице, а вокруг его головы находились солнечные лучи. В некоторых источниках Гелиоса представляют в ослепительном сеянии с горящими страшными глазами, а на голове у него золотой шлем. В руках бог солнца обычно держал хлыст. На одной из статуй Гелиос представлен одетым юношей. В одной руке у него шар, а в другой рог изобилия. Согласно существующим легендам было у Гелиоса много любовниц. Одну из смертных девушек превратили в гелиотроп, цветы которого всегда поворачивались, следуя движению солнца. Другую любовницу превратили в ладан. Именно эти растения считались для Гелиоса священными. Что касается животных, то для бога солнца в Древней Греции наиболее значимыми были петух и орех.

Супруга Гелиоса – океанида Перса, родившая на востоке ему сына, который был царем Колхида, а на западной стороне она подарила ему дочку и она была сильной волшебницей. Согласно существующей информации у Гелиоса была еще одна жена Рода, являющаяся дочерью Посейдона. В мифах рассказывается о том, что Гелиос является сплетником, который часто выдавал секреты других богов. К примеру, он рассказал Гефесту об измене Афродиты с Адонисом. Именно поэтому бога солнца в древнегреческой мифологии ненавидела богиня любви. Гелиос владел семью стадами по пятьдесят коров и столько же баранов. Они не размножались, но при этом были всегда молодыми и жили вечно. Бог солнца любил проводить время, наблюдая за ними. Однажды спутники Одиссея съели несколько животных, и это привело к проклятию со стороны Зевса.

В Греции было достаточно мало храмов, посвященных Гелиосу, но при этом было много статуй. Наиболее популярная из них – Колосс Родосский, которая считалась одной из чудес света. Эта статуя изготовлена из сплава меди и железа, а находится она у входа в Родосский порт. Кстати, в высоту она достигает примерно 35 м. В руках держал факел, который всегда горел и выполнял роль маяка.

Строительством ее занимались в течение 12 лет, но в итоге она разрушилась во время одного из землетрясений. Произошло это спустя 50 лет после завершения строительства. Греческий культ Гелиоса переняли римляне, но у них не был таким популярным и распространенным.

Бог Гелиос и остров Родос. - Знаки зодиака в античном искусстве. - Колесница Гелиоса. - Миф о Фаэтоне. - Кони Гелиоса. - Падение Фаэтона. - Гелиады, или Фаэтонтиды.

Бог Гелиос и остров Родос

Культ бога Гелиоса, или Солнца, вначале разнился от культа Аполлона, с которым его впоследствии отождествили.

Бог Гелиос, освещая всю вселенную, мог видеть все, что происходило на ней, даже самое сокровенное, поэтому Гелиоса называли всевидящим и обращались к нему, желая что-либо узнать. Так, например, бог Гелиос открыл Гефесту измену Афродиты. Богине Деметре бог Гелиос рассказал о том, кто похитил Персефону.

На одной из античных статуй Гелиос изображен в виде одетого юноши; в одной руке Гелиос держит шар, в другой - рог изобилия; подле него видны головы его коней.

Знаменитый Колосс Родосский (одно из античных семи чудес света), между ног которого проходили свободно парусные суда, есть также не что иное, как изображение бога Гелиоса.

Когда после свержения Титанов олимпийские боги поделили вселенную, бог Гелиос, не присутствовавший при дележе, был всеми позабыт. Гелиос стал жаловаться Зевсу, и тот выдвинул со дна моря остров Родос, посвященный с тех пор Гелиосу.

Знаки зодиака в античном искусстве

Зодиакальный, или солнечный путь, есть то пространство неба, которое пробегает бог-солнце на своей колеснице в течение года.

Путь бога Гелиоса разделен на двенадцать частей, по числу месяцев в году и числу находящихся на этом пути созвездий, которые принято изображать в искусстве следующими зодиакальными знаками:

  • Овен (апрель) в сопровождении голубя Венеры;
  • Телец (май), подле него стоит треножник Аполлона;
  • Близнецы (июнь), сопровождаемые черепахой Меркурия;
  • Рак (июль), за ним орел Юпитера;
  • Лев (август), около него корзина Деметры, ее обвивает змея;
  • Дева (сентябрь), она держит два факела, а за нею шапка Вулкана;
  • Весы (октябрь), их держит ребенок, и подле него волчица Марса;
  • Скорпион (ноябрь) с собакой Дианы;
  • Стрелец (декабрь) и лампа Весты с ослиной головой;
  • Козерог (январь) и павлин Юноны;
  • Водолей (февраль) и дельфины Нептуна;
  • Рыбы (март) и сова Минервы.

При этом в античности полагали, что каждый из богов избирал охотнее всего своим местопребыванием именно то созвездие, которому приданы специальные атрибуты этого божества.

Солнечный путь, по мифологическим сказаниям античности, совершенно не согласуется с принципами современной астрономии. По этим сказаниям, бог Гелиос, выходя из реки Океан на востоке, достигал в полдень небесной вершины и затем направлялся к западу, к тому месту, за которым начиналось царство вечного мрака и которое носило название Солнечных ворот. Там Гелиоса ожидал золотой челн, выкованный для него Гефестом. Ночью бог Гелиос описывал по реке Океану полукруг и к утру вновь прибывал к тому пункту, откуда начинался его дневной путь.

Колесница Гелиоса

Лишь только бог Гелиос показывался на востоке, как тотчас же Часы, в образе дев, открывали ему двери неба и впрягали в колесницу Гелиоса крылатых коней, изрыгающих пламя.

Дни, Месяцы, Годы, Века вместе с Часами (Горы) составляли свиту бога Гелиоса, жилище которого - роскошный золотой дворец - находилось на самом дальнем востоке.

Прекрасные тихие звезды меркли и скрывались в лоно ночи при первом появлении этого лучезарного бога, а вершины гор, верхушки деревьев и скалы, до которых дотрагивалась, пролетая, златоперстая Эос (Аврора, заря), румянились и золотились по мере приближения блестящей колесницы Гелиоа.

На своей знаменитой картине Гвидо изобразил Гелиоса на колеснице, сопровождаемого Часами и Днями, а впереди колесницы летит богиня зари Эос (Аврора), рассыпая на своем пути цветы.

Великан Атлант (Атлас), присужденный Зевсом за ослушание вечно поддерживать своими могучими плечами небесный купол, находился на том именно пункте вселенной, где ночь и день, чередуясь, следуют друг за другом, никогда не встречаясь.

Геспериды, страна на конце вселенной, принадлежала Атланту. Атлант владел огромными стадами, которые паслись в стране Гесперид, и ему принадлежал знаменитый Гесперидский сад, где на деревьях росли золотые яблоки.

Впрочем, в мифах нет точного и определенного указания, где находился конец вселенной и жилище Атланта; некоторые античные авторы указывают на Кавказ, другие на Ливию или же на Мавританию.

В Неаполитанском музее находится знаменитая статуя этого великана, известная под названием Атланта Фарнезского: он изображен поддерживающим небесный купол. В этом же виде изображался Атлант чаще всего на резных камнях.

Бог Гелиос своими горячими и благотворными лучами способствовал росту растений, полезных людям и стадам, но зловредные травы и ядовитые плоды также растут и зреют под влиянием солнечного света и тепла; вот почему греки считали дочерью Гелиоса волшебницу Цирцею и внучкой - «всезнающую» и «всеизмышляющую» Медею: они обе умели отыскивать ядовитые плоды и травы и варили из них губительные волшебные напитки.

Миф о Фаэтоне

Кони Гелиоса

Падение Фаэтона
Гелиады, или Фаэтонтиды

Миф о Фаэтоне указывает на тот вред, который иногда причиняли земному шару палящие лучи Гелиоса.

Фаэтон , или «Блестящий» (в переводе с древнегреческого языка), был сын бога Гелиоса и Океаниды Климены. Поспорив однажды с одним из сыновей Зевса, который отрицал его божественное происхождение, Фаэтон отправился к отцу и весь в слезах стал умолять Гелиоса доказать перед всей вселенной его происхождение.

Бог Гелиос, тронутый горем сына, обещал сделать для Фаэтона все, что только в его силах, и даже поклялся исполнить его первое желание, хотя бы самое безрассудное. Тогда Фаэтон попросил бога Гелиоса позволить ему один только день управлять его золотою колесницею. Гелиос, предвидя опасность от управления такой неопытной рукой его крылатыми конями, пришел в ужас, но, поклявшись Стиксом, Гелиос должен был сдержать свою клятву.

В обычное время Гелиос приказал Часам запрячь коней; сам намазал лицо юноши волшебною мазью, чтобы предохранить Фаэтона от пламени, вылетающего из ноздрей этих коней.

Фаэтон, гордясь, что явится перед вселенной на золотой колеснице, смело взял вожжи, но кони, почувствовав тотчас же неумелые руки, понесли, сбиваясь с обычного пути. Испуганный Фаэтон, забыв все наставления отца, начал терять голову. Когда же Скорпион, к которому кони подъехали слишком близко, замахнулся на него клешней, Фаэтон бросил вожжи, и кони понеслись с ужасающей быстротой.

Вот что говорит об этом римский поэт Овидий: «Несясь с неудержимою быстротою, кони приблизились к земле: трава сохнет, деревья загораются, земля трескается и становится бесплодной, города объяты пламенем, моря высыхают и превращаются в песчаные пустыни. С тех пор жители Африки, кожа которых обуглилась от пламени, сохранили навеки темный цвет кожи, а Нил, испугавшись такого необычайного явления, бросил свое прежнее русло, и источник его скрылся от людских взоров. Властелин богов Юпитер, видя, что половина земли объята пламенем, хочет залить ее дождем, но не может вызвать его. Тогда, чтобы спасти вселенную от гибели, он берет свои громоносные стрелы и поражает ими несчастного юношу, который падает на землю. Гелиос, пораженный горем, отказывается освещать небесный свод, и только настоятельное приказание Юпитера заставляет его вновь совершать свой обычный путь. Сестры Фаэтона, Гелиады, в продолжение четырех месяцев не покидают его могилы, оплакивая безвременную кончину брата».

Тронутые жалобами и слезами Гелиад, сестер Фаэтона, боги превратили их в деревья, а неиссякаемые слезы, продолжавшие капать с этих деревьев, превратились в прозрачные капли янтаря, так высоко ценимого в античной древности.

Много художников изображали на своих картинах миф о Фаэтоне, в том числе и Рубенс, написавший прекрасную картину на эту тему. Из античных произведений сохранился на вилле Боргезе прекрасный барельеф, изображающий весь миф.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Голова Гелиоса. Эллинистический период, остров Родос. Школа Лисиппа

На одной из античных статуй Гелиос изображен в виде одетого юноши; в одной руке он держит шар, в другой – рог изобилия; подле него видны головы его коней. Знаменитый Колосс Родосский , между ног которого свободно проходили парусные суда, был также изображением Гелиоса.

Когда после свержения титанов олимпийские боги поделили вселенную, Гелиос, не присутствовавший при дележе, был всеми позабыт. Он стал жаловаться Зевсу, и тот поднял для него со дна моря остров Родос, посвященный с тех пор Гелиосу.

Легенда о боге солнца Гелиосе

Зодиакальный, или солнечный путь, есть то пространство неба, которое пробегает солнце на своей колеснице в течение года. Путь этот разделен на двенадцать частей, по числу месяцев в году и числу находящихся на этом пути созвездий, которые принято изображать в искусстве следующими знаками: Овен (апрель) в сопровождении голубя Венеры ; Телец (май), подле него стоит треножник Аполлона ; Близнецы (июнь), сопровождаемые черепахой Гермеса ; Рак (июль) – за ним орел Зевса ; Лев (август) – около него корзина Деметры, ее обвивает змея; Дева (сентябрь), она держит два факела, а за нею шапка Гефеста; Весы (октябрь), их держит ребенок, и подле него волчица Ареса ; Скорпион (ноябрь) с собакой Артемиды ; Стрелец (декабрь) и лампа Гестии с ослиной головой; Козерог (январь) и павлин Геры ; Водолей (февраль) и дельфины Посейдона ; Рыбы (март) и сова Афины . При этом полагали, что каждый из богов избирал охотнее всего своим местопребыванием именно то созвездие, которому приданы специальные атрибуты этого божества.

По древним мифам, Гелиос, выходя из обтекающей весь мир реки Океан на востоке, достигал в полдень небесной вершины и затем направлялся к западу, к тому месту, за которым начиналось царство вечного мрака и которое носило название «Солнечные ворота». Там Гелиоса ожидал золотой челн, выкованный для него Гефестом. Он ночью описывал по реке Океану полукруг и к утру вновь прибывал к тому пункту, откуда начинался его дневной путь. Лишь только Гелиос показывался на востоке, как тотчас же горы, в образе дев, открывали ему двери неба и впрягали в его колесницу крылатых коней, изрыгающих пламя.

Дни, месяцы, годы, века вместе с горами составляли свиту Гелиоса, жилище которого – роскошный золотой дворец – находилось на самом дальнем востоке. Прекрасные тихие звезды меркли и скрывались в лоно ночи при первом появлении этого лучезарного бога, а вершины гор, верхушки деревьев и скалы, до которых дотрагивалась, пролетая, златоперстая Аврора (заря), румянились и золотились по мере приближения блестящей колесницы. В своей знаменитой картине Гвидо изобразил Гелиоса на колеснице, сопровождаемого горами и днями, а впереди колесницы летит Аврора, рассыпая на своем пути цветы.

Великан Атлант (Атлас), присужденный Зевсом за ослушание вечно поддерживать своими могучими плечами небесный купол, стоял именно на том пункте вселенной, где ночь и день, чередуясь, следуют друг за другом, никогда не встречаясь. Здесь была расположена принадлежавшая Атланту страна Гесперид , и он владел огромными стадами, которые там паслись. Его собственностью был знаменитый Гесперидский сад, где на деревьях росли золотые яблоки.

Впрочем, в мифах нет точного и определенного указания, где находился конец вселенной и жилище Атланта; некоторые указывают на Кавказ, другие на Ливию или же на Мавританию. В Неаполитанском музее находится знаменитая статуя этого великана, известная под названием Атланта Фарнезского: он изображен поддерживающим небесный купол. В таком же виде он чаще всего представлялся и на резных камнях.

Своими горячими и благотворными лучами Гелиос способствовал росту растений, полезных людям и стадам, но зловредные травы и ядовитые плоды также растут и зреют под влиянием солнечного света и тепла. Вот почему греки считали дочерью Гелиоса волшебницу Цирцею , внучкой – «всезнающую» и «всеизмышляющую» Медею . Обе они умели отыскивать ядовитые плоды и травы и варили из них


Издавна у разных народов Солнце было предметом поклонения. Используя очевидную роль Солнца как источника жизни на Земле, представители церкви способствовали развитию поклонения Солнцу, культу Солнца. Солнце обожествлялось различными народами, которые давали ему свои имена:

Чтобы задобрить могущественного бога Солнца, люди приносили ему в жертву богатые дары, а нередко и человеческие жизни, например, Молоху.

Бог солнца Гелиос на четверке коней, появляющийся на рассвете из моря
Мраморный барельеф из Трои

Из истории древнего мира мы знаем <...> "о статуе бога Солнца Гелиоса на острове Родос, известной под названием Колосса Родосского и считавшейся шестым чудом света.

Статую создал в 293–281 гг. до н.э. скульптор Харес. 36-метровая статуя была выполнена из листов полированной бронзы, укрепленных на железном каркасе. Лицо и венец были покрыты золотом. Статуя располагалась рядом с портом и была повернута лицом к юго-востоку, то есть так, чтобы золотое лицо постоянно освещалось солнцем и ярко блестело. Это позволяет предполагать, что в дневное время она могла служить маяком.

Статуя Зевса Олимпийского <...> имела масштаб в десять человеческих ростов, а статуя Гелиоса с острова Родос - в двадцать. Построенная по новой для своего времени технологии (полая внутри, с использованием каркаса и облицовки), она сразу привлекла к себе внимание греческого мира, превратив остров Родос в еще один объект культурного паломничества.

Однако колосс - так называли греки все крупные статуи - простоял недолго, всего 56 лет, и был разрушен большим землетрясением в 225 г. до н.э. Немалую роль в разрушении сыграли технические ошибки в расчетах при строительстве.

В разрушенном состоянии он пролежал еще свыше 900 лет, продолжая считаться достопримечательностью мирового значения. В 997 г., когда остров Родос завоевали арабы, обломки полированной бронзы, которые не поддались ржавчине, были вывезены с острова. Завоеватели, презиравшие чужую культуру, равнодушные к чужой истории, переплавили металл и сделали из него монеты и украшения". <...>


Аполлон и Диана. Джованни Тьеполо, 1757

Аполлон — бог Солнца и Музыки у древних римлян, которые приняли веру в него от греков.
Аполлон - сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, один из главнейших богов олимпийского пантеона. Златокудрый, сребролукий бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами ), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну) .

Более поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон - покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Его образ становится все более светлым и ярким, а имя постоянно сопровождается эпитетом Феб (др.греч. Φοιβος , чистота, блеск, («лучезарный» - в греческой мифологии).

Сложный и противоречивый образ Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты (эпиклессы) Аполлона - лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога . Культ Аполлон в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса.

Римский божественный пантеон чрезвычайно интересен. Культура Древнего Рима основывалась на мифологии и традициях вероисповедания народов древней империи. Основу своего пантеона римляне заимствовали у древних греков, которые имели всеобщую культурную гегемонию времен зарождения Рима.

Развив свою мифологию, принимая новых богов от завоеванных народов, римляне создали свою особую культуру, которая сочетала в себе черты всех подчиненных народов. Римское право, ставшее основой для современной юриспруденции, также создавалось под влиянием римской мифологии.


Митра, убивающий быка

В древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряженной четверкой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.

У него было 10 000 ушей и глаз; мудрый, он отличался отвагой в бою. Этот бог мог благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и вызывал рост растений. Согласно одному из древних преданий, Митра, являясь [к людям] солнцем , создавал связь между Ахурамаздой и Ангро-Майнью, повелителем тьмы. Это предположение основывалось на понимании роли Солнца как знака постоянного перехода состояний света и тьмы.

Древние верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооруженный ножом и факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в подземных гробницах, почти все посвященные убийству им быка Геуш Урвана, из тела которого появились все растения и животные.

Считалось, что регулярные приношения быков в жертву Митре обеспечивали плодородие природы. Культ Митры был весьма популярен и за пределами Персии, особенно его почитали римские легионеры.

Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте.


реконсруированное
изображение Ра

Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года.
Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу.
Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже "замыслили против него злые дела", Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. <...>

Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это - Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений:
1) пронзительный весенний свет и тепло;
2) юная, стремительная и неуправляемая сила;
3) страсть и плодородие.

Тонатиу (науатль - букв. «Солнышко») в мифологии ацтеков бог неба и Солнца, бог воинов.
Управляет 5-й, нынешней, мировой эпохой.
Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами (см. душа-кровь) принесённых в жертву и воинов, павших в боях.

Яркое, ослепляющее своим светом, солнце… Поднимая взор в небо, мы совсем не задумываемся, а какие тайны оно в себе хранит? Быть может, после сотворения мира Бог поручил своим слугам следить за природными процессами, в том числе за солнцем? Или же, наоборот, так называемые божества, на самом деле, ангелы падшие с небес , самовольно вмешивались во владения Творца? Все это - грубые предположения, но действительно сложно объяснить, откуда же в наследии разных народов упоминаются существа, наделенные сверхспособностями. К примеру, древние греки приоткрывают таинственный занавес, повествуя о боге Олимпа Гелиосе и его семейной трагедии.

Каждое утро бог солнца Гелиос появлялся на золотой колеснице, запря-женной четверкой белых крылатых коней (их имена - Свет, Блеск, Гром и Молния). Ночной путь Гелиоса был короче дневного, но этого времени было достаточно для отдыха. Народы, которых первыми и последними касались лучи солнца, назывались эфиопами. Они круглый год пользова-лись благосклонностью бога солнца и поэтому считались счаст-ливейшими из смертных.

Греческий бог солнца Гелиос принадлежал к поколению титанов, счи-таясь сыном Гипериона и Тени, был братом Эос (Зари) и Селены (Луны). По своему возрасту бог солнца превосходил олимпийцев. Поэты и художники представляли греческого бога солнца прекрасным внешностью и облаченным в легкое, колеблемое ветром одеяние, со сверкающими глазами, и развевающимися по ветру волосами, при-крытыми либо лучистой короной, либо драгоценным шлемом. У Гелиоса была единственная слабость - из своих детей, больше всего на свете, он любил сына Фаэтона, рожденного от Климены, и не мог ни в чем ему отказать…

Земля была погружена во мрак ночи, когда бог солнца направился в конюшню, в которой храпели и били копытами, не выносившие замкнутого пространства, кони. Как всегда Гелиос подкатил золотую колесницу и впряг их в нее. В этот момент за спиной послышались шаги, и пе-ред греческим богом солнца предстал Фаэтон. Взгляд Гелиоса стал еще радостнее и лучезарнее.

Отец! - воскликнул Фаэтон, - разреши мне проехать на твоей золотой колеснице. К завтрашнему утру я тебе ее возвращу.

Гелиос был удивлен и слегка поражен не-обычностью просьбы.

— Что это тебе вздумалось?! - проговорил он.

Бог солнца был строг и дал понять Фаэтону, что работу, которую он выполнял на протяжении мириада лет, - далеко не забава. Но юноша стоял на своем, настойчиво просил могущественного Гелиоса со слезами на глазах.

Мои товарищи насмехались на-до мной! Иначе они не поверят, что мой отец бог солнца.

Фаэтон пообещал отцу, что выполнит его работу ничуть не хуже. Гелиос предупреждал сына об опасности: “Подумай! Усидеть ли смертному в моей колеснице, если ни один из богов не берется ею управлять”. Однако Фаэтон слушать не хотел, обнял отца сколько было сил.

В итоге, греческий бог солнца проявил обычную человеческую слабость перед сыном и разрешил взять свою колесницу Фаэтону. Одев на голову сына венец, Гелиос приказал, ни в коем случае не выпускать из рук поводья, чтобы не случилось. Фаэтон быстро вскочил на золотую колесницу. В это же мгновение распахнулись ворота, и золотая колесница вылетела в открытое небесное про-странство. Новое, не испытанное ранее чувство полета наполнило сердце юноши гордыней: «Я, правлю солнечной золотой колесницей, и весь мир взирает на меня».

Кони неслись на огромной скорости, об этом можно было судить лишь по тому, с какой стремительностью навстречу летели и скрывались за горизонтом звезды, как быстро растворялась в утреннем тумане Селена, но Фаэтон этого не почувствовал. Забыв обо всем, он гнал коней бичом. Внезапно золотая колесница наклонилась, Фаэтон испугался, поняв, что колеса выскочили из наезженной ко-леи. В этот момент в его памяти всплыли последние слова бога солнца Гелиоса, родного отца. Он крепче натянул по-водья, но было поздно. Охваченная пламенем золотая колесница металась по небу. Небо потемнело, проявились звезды, каких еще не видели смертные. В другом краю горизонта виднелся искаженный лик Селены, совсем неузнаваемой царицы ночи.

Тяжелее всего пришлось Земле. Покрытые леса-ми горы превратились в огнедышащие вулканы. Некогда прохладные реки и озера закипели. Море вышло из берегов. Населявшие тогда мир драконы сгорали от невыносимой жары. И стала бы мертвой земля, если бы не Зевс, который выхватил из колчана одну из самых разрушительных молний и метнул в Фаэтона. Разбежались бессмертные кони великого бога солнца Гелиоса, а облом-ки золотой колесницы разлетелись по всему свету. И по сей день кое-где можно отыскать ее остатки - сплавившиеся куски небесного металла.

Долго искала морская богиня прах Фаэтона, пока не обнару-жила его на берегу Эридана, сказочной реки. Спустя некоторое время жизнь вошла в свою колею. Только в небе остался Млечный Путь из дыма, след легкомыслия греческого бога солнца Гелиоса и безрассудства его несчастного сына.

Существует целая группа ископаемых предметов, не поддающаяся классификации и далеко выходящая за хронологические рамки теории существования человека на Земле. Это так называемые неопознанные ископаемые объекты-НИО. Под этим названием объединены предметы искусственного происхождения, находимые в ненарушенных пластах горных пород.

Ламия

Бог Аполлон

Великан Ципакна

Схоластика

Рунический алфавит древних славян

Пеpвые доводы в пользy сyществования славянского pyнического письма были выдвинyты еще в начале пpошлого столетия; некотоpые из пpиводимых тогда...

Творчество Твардовского А.Т.

Родился в деревне Загорье в семье крестьянина-кузнеца. Учился в сельской школе, затем в Смоленском педагогическом институте, но с третьего курса ушёл...

Одежда Фараона

Основной одеждой являлся передник схенти - полоса неширокой ткани, которую оборачивали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом. Схенти фараона был...

Блокада Ленинграда


Одним из наиболее серьезных испытаний, которые пришлось пережить советскому народу на протяжении времени, пока шла Великая Отечественная война, стала блокада Ленинграда, ...

Судьба в индуизме

КАРМА — одно из центральных понятий индийской философии, объясняющее доктрину перерождения и сансары. Исторически восходит к добрахмани стско ведийскому...

Статьи по теме