Осирис и изида. Основные действующие лица

Исида была египетской Богиней Магии. Первоначально она была связана с престолом Египта, который обладал магической силой, потому что он мог превратить князя в короля.

Позже, Исида «поглотила атрибуты большинства других богинь и богов и стала верховным божеством, известным своими исцеляющими и искупительными способностями.

Она была сестрой и женой Осириса. В Древнем Египте, кровосмешение считалось нормальным в жизни египетских богов, поскольку оно поддерживало священный родословный божественный образ. Египетская богиня Исида была наделена всем тем, что древние египтяне больше всего уважали в женском образе. После смерти мужа она стала защитником мертвых. В своей любви и преданности Осирису, Исида стала символом любящей жены, а после того, как он отошел в мир мертвых, она стала символом Матери в своей защите и преданности к единственному сыну Хорусу.

Перед ее добротой и мягкостью преклонялись все, независимо от сословия: ей молились рабы и «грешники». Она также поддерживала дворян, богатых людей, королевскую знать. Она была союзником каждого...

Богиня Исида олицетворяла плодородие и любовь ко всему окружающему. Будучи богиней магии, она отображала смерть, исцеления и рождение. Исида использовала свои магические знания и связь с природой, чтобы помогать другим. Ей довелось стать первым ребёнком Бога Земли - Геба, и небесной богини Ореха.

Исида в магии

  • Значение: плодородие, вода, ветер, верность, супружество, магические искусства
  • Изображение: трон, солнечный диск, на руках богини - крылья.
  • Цвета: зеленый, красный, синий, черный
  • День - пн.
  • Атрибуты: молоко, вино, кедр, роза, рог, лазурит, полумесяц, змея.
  • Камни: обсидиан, золото, серебро, сердолик, лазурит.

Другие имена Исиды

Название «Исида», которое мы используем сегодня, происходит от греческой «Исиды», которую мы произносим как «глаз-сис», хотя греки говорили бы это скорее как «эс-эс». «Эсис», «Исия», «Иси» и «Эсия» - другие греческие вариации. На латинском языке ее имя стало «Исидой» и «Изидой».

И греческая и латинская формы, в свою очередь, происходят из древнеегипетских вариаций, «Асет» также пишутся как «Аусет» и «Аст». Окончательный «т» - традиционный женский суффикс в древнем Египте. В более поздние периоды его иногда отбрасывали в произношении. Все имена богини имели отношение к слову «трон».


Защитница мертвых

Важной ролью богини Исиды была роль защитника мертвых. Ей молились и просили помочь душе пройти долгий путь. Она является одним из хранителей саркофагов от злых духов. Исида охраняла сосуды, в которых содержались внутренние органы покойных. Она была связана с кайт-ястребом, который был замечен пролетая над мертвыми телами, и древние египтяне рассматривали его как форму защиты мертвых.

Великая любовная интрига

Миф об Исиде и Осирисе, возможно, является величайшим любовным романами древних времён. Осирис, брат и муж египетской богини Исиды, должен был наследовать мир и быть царем людей. Когда он был жив, он правил Египтом в своём человеческом обличье и считался великим и добрым правителем. Его любили как смертные, так и боги... кроме одного... ее младшего брата Сета. Сет был недоволен этим и начал испытывать большую зависть к мужу сестры.

В какой-то момент Осирис покинул Египет, чтобы распространить цивилизацию на другие земли, и Исида осталась ответственной за управление страной, а бог Тот был назначен ее помощником. Она прекрасно справлялась с новой миссией, но вот настало время для возвращения ее мужа. Но Сет обманул доверие Осириса, загнал в ловушку и убил его.

Когда Исиде стало известно о том, что натворил её брат ради наследства, она не могла смириться со смертью мужа и решила вернуть его. Сет, убив Осириса, разодрал его тело на множество мелких кусочков и разбросал его по всей египетской земле. На помощь Исиде пришел Анубис (внебрачный ребенок Осириса и ее сестры Нефтиды, которого Исида усыновила и воспитывала как родного). Вместе, Исида и Анубис собрали по кусочкам тело Осириса и сотворили первую египетскую мумию. Исида, приняв образ самки сокола, села на мужа и прикрыла его своим оперением, тихо пропела заклинание и зачала первенца (Хоруса) от мертвого мужа. К сожалению, никакая магия не была на столько сильной, чтобы вернуть мужа на трон, и он спустился царствовать в подземный мир, став Богом Преисподней.

Родив сына Хоруса, Исида вынужденна скрываться в восточной части реки Нил, чтобы защитить своего ребёнка от Сета. Она растила и воспитывала его до того момента, как он будучи взрослым смог получить законное наследство. На божественном суде Исида заставила Сета признаться в вероломном убийстве Осириса и передать наследство Хорусу. Очень долгое время Исида была рядом с сыном и помогала ему в борьбе с Сетом. Ей было известно, что Хорус станет не только мстителем за отца, в один день он придёт и по праву завоюет трон Египта.

Изображение Исиды

Существует два самых распространенных изображения Исиды, которые появляются в скульптурах, фресках и на саркофагах. Первое изображение - где она стоит на коленях или парит с распростертыми зелеными (когда цветными) крыльями. Иногда на этих изображениях ее кожа имеет синий оттенок. Второе изображение - где она носит головной убор из рогов коровы и солнечный диск, а также пояс, связанный с титом, волшебным узлом, который дает жизнь. В этом изображении она обычно сидит на троне и кормит Хоруса, или она стоит держа в руке систрумом (музыкальная погремушка).

На первом изображении крылья, головной убор, используемые цвета и изображенные жесты имеют символический смысл. Крылья Исиды символизируют либо соколов или воздушных змеев, которые являются хищными птицами. Они кричат звуками «напоминающие крики обезумевших женщин». Таким образом, крылья представляют собой как силу, так и траур. Они также символизируют воскрешающую силу Исиды, которая через оперение пытается дать дыхание мертвому мужу.

Время от времени крылья окрашиваются зеленым цветом, так как зеленый символизирует жизнь и воскрешение в египетском искусстве. Они также символизируют безопасность, потому что они изображены как распростертые, что является защитным жестом для египтян.

Ее головной убор - египетский иероглиф для престола, который также является иероглифом и для ее имени. Как иероглиф для престола, он представляет ее магические силы, потому что, как полагали, трон обладает магической властью. В дополнение к этому трон представляет собой «первичный порядок начала», потому что «в его формах лежит первоначальный холм», который «впервые появился из вод, как пригодная для жилья земля». Трон связан с кругом Исиды на голове, и благодаря этому головной убор усиливает веру в то, что сила короля зависит от нее. Головной убор часто изображается как синий, символизируя небеса и первобытный поток (и в связи с этим, жизнь и возрождение). Таким образом, головной убор указывает на способность Изиды дарить жизнь королю силой трона. Тот факт, что кожа Исиды иногда изображается в синем цвете, усиливает веру в ее силы над жизнью и смертью и ее значение для всех людей.

Египетская богиня Исида служит образцом для понимания древнего идеала женщины. Это один из немногих культов, вышедших за пределы Египта. В эпоху эллинизма, а затем и в римское время её почитали на территории всего Средиземноморья. Мало того, этот культ был серьезным соперником раннего христианства.

В древнем Египте Исида была известна как богиня плодородия, ветра, воды и мореплавания. Она считалась символом супружеской верности и женственности. Египтяне верили, что, если жена изменит мужу, Исида обязательно покарает её. Кроме того, названная богиня входила в перечень божеств, покровительствующих медицине. В некоторых описаниях она также представлена как владычица скорпионов. В мифах Изида фигурирует как дочь Геба и Нут, правнучка Ра, а также сестра и супруга Осириса.

Древние египтяне верили, что эта богиня подарила людям пчел, создала свадебные наряды и научила женщин жать, ткать и прясть. Кроме того, она была покровительницей рожениц и определяла судьбу новорожденных царей. Считалось, что богиня присутствует при родах будущего правителя, помогая царице облегчиться от беремени.

Греки и римляне называли её «та, у которой тысяча имен». Что касается значения имени богини, то буквально оно переводится как «трон». Исида олицетворяла власть фараона и считалась небесной матерью действующего правителя, предоставившей ему трон. Интересно, что Изида, подобно вавилонской Иштар, изначально была злой богиней, враждующей даже со своим сыном. Но со временем она превращается в благодетельную владычицу, любящую жену и мать.

Как изображали Исиду?

Чаще всего богиня выступает в антропоморфном облике, то есть выглядит как обычная женщина. Больше всего египтян привлекал образ Исиды как «божественной матери». Сохранилось огромное количество статуй и рисунков, представляющих ее матерью, кормящей младенца грудью.

Символом богини был царский трон, поэтому его часто помещали на её голове. Иногда она выглядела как Хатхор, которая была известна убором, обрамленным рогами коровы. Небесным проявлением Исиды была звезда Сириус. Поскольку она покровительствовала морякам, сохранились её изображения с лодкой в руках. Стоит упомянуть и о покрывале Изиды – покрове, олицетворяющим её жизненную силу.

Исиду, как и её сестру Нефтиду, нередко изображали в виде соколицы или женщины с крыльями. Считалось, что взмахами своих крыльев она создает ветер. В образе соколицы она оплакивала погибшего Осириса, поэтому её часто изображали на саркофагах как защитницу умершего. Коленопреклоненное изображение богини указывает на то, что она оплакивает каждого усопшего так, как когда-то оплакивала своего любимо супруга Осириса. Исида и Осирис всегда были для египтян примером отношений между мужем и женой.

Как почитали Исиду?

Поскольку Исида была покровительницей рожениц, при появлении на свет младенца, присутствующие возносили молитвы именно к ней, а позже приносили дары. Эту богиню призывали в беде, её имя произносили, чтобы защитить детей и семью. «Книга мертвых» содержит гимны Исиды. Самым распространенным символов богини был амулет тет, так же известный как «узел Исиды». Обычно его выполняли из минералов красного цвета.

Древнейший культовый центр богини обнаружен в северной части Дельты Нила, а конкретнее в городе Буто. Храмы Исиды располагались во многих египетских городах, но больше всего её почитали в Коптосе, Абидосе, Дендере и на острове Филе. В последней местности богиню почитали вплоть до 6 века н.э. Ещё в 4-м веке н.э. римский император Диоклетиан посещал это место, надеясь узнать будущее. Разрушил известное культовое сооружение византийский император Юстиниан I.

Мифы об Исиде

Мифы об Осирисе и Исиде . Большинство повествований об Исиде тесно переплетены с легендами об Осирисе, её муже и брате. Обычно она выступает в качестве преданной супруги. В частности, после того как убил Осириса она, отыскав мертвое тело супруга, зачала от него сына Гора. Существовало представление, что Нил разливался из-за слез Исиды, горюющей по супругу. Именно эта богиня воскресила Осириса при помощи магического заклинания. По одной из версий знаменитый египетский крест анкх – это комбинация символов Озириса и Изиды.

Мифы об Исиде и Горе. Сын Осириса и Исиды появился в тростниковом гнезде в болотах Дельты Нила. Египетская мифология подробно описывает время, когда Исида воспитывала Гора. Когда сын вырос, она яростно защищала его права на царский престол и, в конце концов, добилась своего. Она всегда помогала Гору в его столкновениях с Сетом. Хотя мифологическая биография богини содержит упоминание о том, как однажды она выступила на стороне Сета. Гор не простил предательства и отрубил матери голову.

Как в Египте, так и во всем античном мире, отношение Исиды к Осирису и Гору считалось примером семейных добродетелей. В то же время на примере Исиды четко видно, какое высокое положение в Египте занимала женщина. К примеру, когда Осирис отправился странствовать по миру, жена мудро правила страной.

Роль культа Исиды в истории

Ни одно божество Древнего Египта, за исключение разве что Сераписа, не было так широко известно в греко-римском мире, как Исида. Задолго до нашей эры её храмы существовали во многих греческих городах, а позже в Риме и Помпеях. Сам Плутарх писал о ней с великим благоговением. В античном мире египетскую богиню отождествляли с Афиной, Персефоной и Селеной.

Мистерии Изиды были известны в Испании, Галлии, и Британии. Правда, в упомянутых краях культ богини приобрел безнравственную форму. Самое удивительное, что описанный культ имел немалое значение для формирования христианской догматики. Образ богоматери с младенцем на руках, почитаемый большинством христианских конфессий, восходит к образу Исиды с младенцем Гором.

После того, как мудрый Тот выиграл у Луны пять дней и присоединил их к солнечному году, богиня Нут обрела возможность рожать по одному ребёнку в каждый из пяти предновогодних дней.

В первый день она родила Осириса. Когда младенец появился на свет, он так громко заплакал, что это могло означать только одно: в мир явился величайший из богов! В то же мгновение голос свыше возвестил:

Люди и боги! В мир пришёл Властелин Всего!

Во второй день родился Хор Бехдетский. Хор и Осирис были сыновьями Ра.

В третий день родился Сет (сын Геба), бог в виде человека со звериной мордой, с красными глазами и красными волосами (цвет песка), повелитель стихийных бедствий и войн, бог мёртвой пустыни. Он появился из бока матери Нут раньше положенного срока.

В четвёртый день родилась Исида (егип. Исет), дочь Тота, богиня супружеской верности, материнства и любви, защитница умерших на Загробном Суде. Своего брата и мужа Осириса Исида любила ещё до рождения, когда пребывала во чреве богини Нут.

В пятый день родилась дочь Геба, сестра и жена Сета Нефтида (егип. Небтот), которой суждено было стать, как и Исиде, покровительницей умерших.

Когда Осирис повзрослел, он унаследовал трон Геба и стал земным владыкой. Египтяне в те времена были ещё варварами и людоедами, поэтому Осирис занялся их обучением. Он разъяснил им, что можно есть и что нельзя, с помощью Тота установил законы, научил строить ирригационные каналы, орошать поля, выращивать урожай и поклоняться богам.

Мудрый Тот помогал Осирису в этой благородной деятельности: он дал людям язык и письменность, придумал для них имена, а для вещей - названия; обучил египтян ремёслам, зодчеству и искусствам.

Осирис и Тот правили в Египте без всякого насилия в отношении людей и ни разу не допустили кровопролития. Это были лучшие времена Золотого века!

Когда все жители Египта стали грамотными и по всей стране установился угодный богам порядок, Осирис решил отправиться в миссионерское путешествие по соседним странам, поскольку остальные народы всё ещё пребывали в состоянии варварства. Оставив трон на попечение своей жены и сестры Исиды, он в сопровождении певцов, музыкантов и свиты младших божеств отправился в путь.

Бог и его свита ходили по земле, распевая гимны, и после долгих странствий преобразовали весь мир так же, как некогда преобразовали Египет. Ни разу не применив силу, покоряя людей только красноречием и благородными делами, Осирис вскоре подчинил себе все соседние народы и племена.

Покуда бог путешествовал, Исида оставалась в Египте и правила страной. Поэтому Исида считается воплощением трона Осириса.

Исида и Тот обучили людей магии, медицине, священным заклинаниям, научили собирать лекарственные травы. Богиня передала женщинам своё умение вести домашнее хозяйство и заботиться о семье.

После того, как Осирис возвратился из миссионерского путешествия, Сет, тайно влюблённый в Исиду, задумал убить Осириса и захватить земной престол. Он вошёл в сговор с царицей Эфиопии Асо, поддержавшей его умысел, и к ним присоединились ещё 72 демона, недовольных правлением Осириса.

Сет тайком измерил рост Осириса и по снятой мерке изготовил сундук, украшенный золотом и узорами из поделочных камней. Когда сундук был готов, Сет и остальные заговорщики устроили званый пир, на который пригласили и Осириса.

В разгар празднества Сет принёс сундук в зал. Гости наперебой стали выражать восхищение великолепным изделием. Тогда Сет, как бы в шутку, сказал:

Ложитесь по очереди в сундук! Кому он придётся впору, тот и получит его в подарок.

Пьяные гости стали забираться в сундук, но для одних он оказывался слишком велик, для других - чересчур мал, для третьих - слишком широк или слишком узок. Наконец подошла очередь Осириса. Ни о чём не подозревая, бог улёгся в сундук. В тот же миг заговорщики захлопнули крышку, обвязали сундук ремнями, отнесли его к Реке и бросили в воды Танисского устья. С тех пор это устье считалось у египтян ненавистным и проклятым.

Произошло это на двадцать восьмом году правления Осириса в семнадцатый день месяца Атир.

Узнав о том, что произошло, Исида остригла волосы, облачилась в траурные одежды и отправилась искать сундук с телом Осириса. Вне себя от горя, богиня причитала.

Плача, Исида ходила из края в край и спрашивала каждого встречного, не видел ли он сундук. Но никто не мог сказать убитой горем богине ничего утешительного. Много дорог исходила Исида, много обошла селений и городов, многих расспросила людей, прежде чем встретила тех, кто помог ей, - шумную ватагу ребятишек, которые видели как сундук плыл по реке к морю.

Поблагодарив детишек, Исида произнесла волшебное заклинание, которому её научил отец, мудрый бог Тот, и сразу догадалась, что сундук надо искать на побережье Уадж-Ур, в финикийском городе Гебале (Библ), куда его прибило течением.

Речные волны вынесли сундук с трупом Осириса к берегам Гебала, выбросили его на сушу, и сундук остался лежать на молодом ростке вереска. Покуда Исида странствовала, вереск успел разрастись, стал высоким, окружил сундук и сокрыл его внутри своего ствола. А через некоторое время царь Гебала Малакавдр, прогуливаясь, увидел прекрасное дерево и повелел его срубить и сделать из него колонну для своего дворца.

Когда Исида, придя в Гебал, узнала об этом, она в изнеможении села у родника и заплакала от безысходного отчаяния.

В это время к источнику пришли служанки Астарты, царицы Гебала. Они услышали плач богини, подошли к ней и спросили, почему она плачет. Исида вступила с ними в разговор. Девушки оказались добрыми и отзывчивыми, они понравились богине, и она, желая сделать для них что-нибудь приятное, заплела им волосы и пропитала их кожу божественным ароматом.

Когда девушки вернулись во дворец и рассказали обо всём Астарте, царица загорелась желанием увидеть чужестранку, чьи волосы и кожа благоухают как амброзия. Послали за Исидой, и богиня в сопровождении царских слуг вскоре пришла во дворец.

Она очень понравилась Астарте, и царица Гебала назначила её главной нянькой и кормилицей своего недавно родившегося сына.

Исида полюбила царского сынах и решила даровать младенцу бессмертие. Она кормила его не грудью, а давала сосать палец своей божественной руки; по ночам же она опускала маленького царевича в волшебное пламя, которое разводила в очаге, и огонь сжигал смертные части его тела. Пока ребёнок лежал в огне, Исида, превратившись в ласточку, с плачем летала вокруг вересковой колонны.

Так продолжалось много ночей подряд. Но однажды царице Астарте захотелось посмотреть, как чужестранка ухаживает за её ребёнком. Подкравшись к покоям, где находился маленький царевич, Астарта приоткрыла дверь, осторожно заглянула внутрь и, увидав, что её любимое дитя объято пламенем, издала душераздирающий крик. Этот крик разрушил волшебные чары Исиды, и возможность даровать ребёнку бессмертие была утрачена навсегда.

Разгневанная царица потребовала от Исиды немедленных объяснений, и богине ничего не оставалось делать, как открыться Астарте.

Несчастная! - воскликнула Исида. - Зачем ты помешала мне? Знай: я - Исида, великая богиня магии, чар и колдовства. Я хотела сделать твоего сына бессмертным; горе тебе! Из-за тебя мои чары потеряли силу, и твой сын, как все люди, состарится и умрёт.

А теперь отдай мне колонну, что украшает твой дворец, и я покину Гебал.

Насмерть перепуганная царица пала ниц перед богиней. Исида без труда вырвала вересковую колонну из земли, разрубила древесину и извлекла сундук. Она припала к нему лицом и так пронзительно закричала, что младший царский сын не вынес её крика и тут же умер.

Так Астарта была наказана за то, что помешала богине.

Разрубленный вересковый ствол Исида полила сладким маслом, покрыла льном и отдала Малакандру и Астарте. С тех пор деревянный столб Джед является символом Осириса.

Царь Малакандр снарядил для Исиды корабль и послал своего старшего сына сопровождать богиню в плавании. Когда корабль отчалил от берега, Исида открыла сундук и, увидев мёртвого Осириса, разрыдалась. Сын Малакандра из любопытства приблизился к богине: он хотел посмотреть, что лежит в сундуке. Исида повернулась к царевичу и устремил на него такой гневный взгляд, что юноша тут же рухнул замертво.

По возвращении в Египет Исида спрятала сундук с телом Осириса в Дельте Нила, в зарослях камыша.

Ещё до того, как Сет убил своего брата, жена Сета, Нефтида, полюбила Осириса. Приняв облик Исиды, она пришла ночью на его ложе, и от этой связи родился великий бог Дуата Анубис (егип. Инпу).

Опасаясь, что Сет отомстит ей за измену и убьёт малыша Анубиса, Нефтида обманула мужа, уверив его, что отцом Анубиса является он, Сет.

Когда Сет убил Осириса, Нефтида бежала от него и присоединилась к Исиде.

Однажды Сет отправился на ночную охоту в Дельту Нила и там, бродя по камышам, случайно наткнулся на сундук, спрятанный Исидой. Он развязал ремни, откинул крышку и, увидев мёртвого Осириса, пришёл в ярость. Изрыгая проклятия, злодей выхватил меч, разрубил тело брата на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту.

Узнав о новой беде, Исида отправилась на поиски останков любимого супруга. Она смастерила папирусную ладью и поплыла в ней по рекам и болотам. Исиде во всем помогала Нефтида, бежавшая от Сета.

Поиски частей тела Осириса продолжались двенадцать дней. На каждом месте, где Исида находила какую-либо из частей, она ставила надгробную стелу, чтобы Сет думал, будто Осирис похоронен, и чтобы культ Осириса распространился по всему Египту.

Единственной частью тела, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы - лепидот, оксиринх и фраг. С тех пор египтяне презирают этих рыб и брезгуют ими.

Исида вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному телу Осириса.
Затем Исида смазала труп Осириса божественными маслами, тем самым предохранив его от тления. В создании этой первой на земле мумии Исиде помогали Нефтида, Тот и Анубис - знаток секретов бальзамирования.

Через 70 дней мумия была изготовлена. Исида и Нефтида стали оплакивать любимого супруга и брата.

Исида очень горевала из-за того, что при жизни Осириса не успела родить ему сына. Но, зная магию и тайны колдовства, она смогла зачать ребёнка и от мёртвого мужа. Превратившись в самку коршуна - птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела.

Узнав, что Исида предала останки Осириса погребению, Сет пришёл в неистовство и приказал заточить её в темницу. Даже сама мысль, что Осирису оказали погребальные почести, была невыносима для злодея, но он и не подозревал, что тело Осириса восстановлено.

С помощью Тота Исиде удалось бежать из-под стражи. Она спряталась в болотах Дельты Великой Реки и там вынашивала Хора, законного наследника трона Осириса.

Литература: Рак И.В. "Мифы Древнего Египта", СПб.: Издательство "Петро-РИФ", 1993. Переводы фрагментов древнеегипетских текстов - Матье М.Э. и Павлова О.И.

Осирис и его жена богиня Исида являются, несомненно, самыми важными и колоритными фигурами египетского пантеона, а легенда о них по словам Тураева (Борис Александрович Тураев- русский историк, создатель отечественной школы истории Древнего Востока, в частности, Древнего Египта и Нубии), - « Главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египтян». Об Осирисе существует объемистая исследовательская литература, содержащая на мало противоречивых суждений и выводов. Необходимо сказать о том, что нам известно о сохранившихся источников об этих божествах. Это «тексты пирамид», «тексты саркофагов», «книга мертвых», «сказка о Горе и Сете», папирус Бремнер-Ринд, где имеется плач Исиды и Нефтиды по умершему Осирису; стела, известная в науки под названием «Гор на крокодилах», содержащая две интересные информации: об Исиде и 7 скорпионах, и о пребывании Исиды и ее сына Гора в болотах Дельты. Нельзя упомянуть также и «памятник мимфиской теологии», а котором говорилось в главе о Мемфисе и боге Птах. Перечисленные и другие египетские тексты содержат весьма интересный, высокоинформативный, но, к сожалению, фрагментарный материал об Осирисе. Тем не менее этот миф хорошо известен из знаменитого сочинения Плутарха «Об Осирисе и Исиде» написано уже в начале нашей эры, в первом веке.

Основные действующие лица

Осирис - один из древнейших богов Египта, изначально хтоническое божество плодородия, связанное с зерном, ростом растений, паводком Нила. Культ бога происходит из города Джедду (Бусириса) в Дельте, где он был отождествлен с локальным божеством Анеджти, которому изначально принадлежали скипетр и плеть Осириса. Центры культа Осириса, части тела которого, по легенде, были разбросаны его убийцей Сетхом по всей стране, согласно традиции были основаны богиней Исидой там, где она находила фрагменты его плоти. Так, Бусирис считался местом пребывания позвоночника Осириса, или столба Джед, знаменитого символа, одним из основных значений которого была стабильности и незыблемость, а остров Абатон - «запретный», расположенный рядом с островом Исиды Филе - вместилищем сердца бога.

Основной культовый центр Осириса на юге страны - Абидос древний Абджиу, в который в эпоху Среднего царства проник культ бога, вытеснившего и поглотившего древнего Хентиментиу. Абидос - город, в котором была похоронена голова бога.

Осирис изображался в виде мумии, держащей в руках царские скипетры хекет и нехеху. Важный атрибут Осириса - корона атеф, состоящая из высокой кеглеобразной центральной части, обрамленной двумя страусиными перьями и иногда дополненной рогами овна и солнечным диском. Цвет тела Осириса может быть белым, подобно погребальным пеленам, а чаще - черным, как плодородная египетская земля или же зеленым - в знак возрождения сил природы.

При всей значимости функций Осириса как властителя плодородия и заупокойного культа, важнейшим аспектом его сущности было возрождение жизненных сил в результате победы над смертью и обретение жизни вечной. Уже с эпохи V династии (2504 - 2347 гг. до н. э.) умерший царь отождествлялся с Осирисом, в то время как живущий правитель - с его сыном и наследником Хором. С течением времени в процессе демократизации взглядов на заупокойный культ, к Первому переходному периоду (2170 - 2025 гг. до н. э.) возможность возродиться в облике Осириса получал, согласно Текстам саркофагов, каждый умерший. Знаменитое обращение «Осирис такой-то», обычно относящееся к усопшему, идентифицировало его с божеством.

Исида

Исида (Изида) - одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Хора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями бога Тота. Первоначально Исида почиталась в северной части дельты Нила и центром её культа был город Буто. Она, вероятно, олицетворяла небо, и само её имя (егип. Исет, «трон», «место») намекало на рождение ею солнечного бога Гора. Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» - мать мемфисского быка Аписа. Очень древний, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исеумом (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах. В Гелиопольской теологической системе Исида почиталась как дочь бога Геба и богини Нут.

Как супруга Осириса, Исиды воспринимает порой его функции. По сообщению греческого историка Диодора Сицилийского (следовавшего египетской традиции), она научила людей жать, растирать зёрна; греки отождествляли Исиды с богиней Деметрой. Однако, как правило, функции земледельца выполняет сам Осирис. Наряду с представлением о водах Нила, вытекающих из тела Осириса, существовало представление о разливе великой реки, переполненной слезами Исиды, горюющей по супругу.

Исида была богиней колдовства и магии. Вместе Тотом она научила людей совершать религиозные обряды, творить чудодейственные заклинания и делать амулеты, спасающие от бед. Женщинам добрая богиня объяснила как правильно вести домашнее хозяйство.

Первоначально почитался в качестве гермопольского божества, не принадлежавшего к Огдоаде, и как бог Луны и времени, но позже его представляли, в первую очередь, как мудрейшего бога, подарившего людям знания и письменность и бывшего писцом бога Ра (в этом качестве он присутствовал на суде мёртвых Осириса). В первоначальной системе верований Тот-Луна считался левым глазом Гора (Солнце считалось правым глазом Гора), повреждённым в ходе сражения с Сетом. Позже, в эпоху Древнего царства, Тот трансформировался в самодостаточного бога, которого иногда называли сыном Ра. Будучи богом Луны (эти функции всё больше перебирал на себя сын Амона Хонсу), Тот через фазы этого небесного тела был связан с любыми астрономическими или астрологическими наблюдениями, что и вызвало в итоге превращение Тота в бога мудрости и магии.

В развитой древнеегипетской мифологии Тот считался покровителем образования и письма. Помимо письменности, он считался изобретателем или учредителем большинства религиозных и повседневных обрядов. Поэтому он опекался измерениями и разнообразными событиями, происходящими в мире. Он также почитался, наряду с Хех, как бог времени. В пантеоне богов он занимал почётное место писца, секретаря и визиря верховного бога Ра, и вместе с богиней справедливости и порядка Маат во время небесного путешествия Ра стоял сразу за ним.

Бог хаоса и беспорядка, чаще всего изображавшийся в облике человека с головой загадочного животного, возможно муравьеда, а, скорее всего, некого существа, не принадлежащего этому миру. Местами первоначального распространения его культа считаются на юге Египта город Омбос (там его впоследствии вытеснил Хнум), на севере - около Гераклеополя - Дельта. В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом - покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулатуре фараонов II династии (сочетание имён С. и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стал город Аварис. В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт; Сет давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами. Сет может представать и полностью в форме животного - с телом шакала, высоко поднятым раздвоенным хвостом. Сет также может принимать облик осла, свиньи или гиппопотама. Самое раннее изображение Сетха сохранилось на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I (4000-3500 г. до н. э.) Фигура священного животного Сета также сохранилась на булаве архаического царя Скорпиона (ок. 3150 г. до н. э.)

По одной из версий был рожден в районе города Су (Фаюм). День рождения Сетха, который падал на третий из пяти эпагоменальных дней, считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел практически никаких дел. Сетх считался повелителем пустынь, всего враждебного долине Нила, почитался в качестве покровителем далеких стран и чужеземцев вместе с сиро-финикийскими богинями Анат и Ашторет (Астартой), которые в Новом царстве считались его женами (папирус Честер-Битти I).

Символика: скипетр Уас и анх; стихия - пустыня, песчаные бури.

Цвет, ассоциирующийся с Сетхом - рыже-красный, подвластные ему сторона света - юг, растения - салат-латук, дыни и арбузы. Планета Меркурий.

Гор был сыном Исиды и Осириса. Его имя обозначает «высоту», «небо». Поскольку Гор родился, когда Осирис уже погиб от козней Сета, который захватил власть Осириса, то основной задачей Гора стало восстановление справедливости. Как и его отец, Гор покровительствует власти фараона. Фараоны являются «служителями Гора», преемниками его власти над Египтом. Своими крыльями Гор охраняет царя. Гор изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Его символ - солнечный диск с распростёртыми крыльями. Во многих областях Египта издавна было распространено почитание богов-соколов, носивших различные имена, но, как правило, связанных с небом и солнцем. Первоначально Гор почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Когда Исида зачала Гора, она удалилась в болота дельты Нила. Там Гор родился, и Исида его воспитала. Когда Гор стал взрослым, он захотел заставить Сета признать себя единственным наследником Осириса. В битве с убийцей своего отца Гор потерял глаз, но и сам лишил Сета мужского начала. Вырванный Сетом глаз, который был чудесным, Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.

Среди множества мифологий, религий и культур мира существует устойчивая тенденция: именно с лицами мужского пола олицетворяется большинство богов, в особенности сверхсильных верховных существ. С чем же она связана? Каково же было в древнем мире место женщины, какими силами она обладала и что несла в мир? Эти вопросы требуют вдумчивого подхода. Почерпнуть интересующую нас информацию можно в древних легендах.

Боги Египта

Культура Египта является одной из самых многогранных и древних в мире. В египетской мифологии отразились и переплелись культурные традиции и история этого государства, его стремительные взлеты и падения. Основную роль в легендах и мифах играет, безусловно, религиозное мировоззрение и основные его постулаты.

Весьма обширен пантеон древнеегипетских богов. Его ряды насчитывают в целом около 700 разных божественных существ, при этом большинство из них почиталось лишь в определенных районах и было совершенно неизвестно на остальной территории. Конечно, существовали и боги, почитаемые на просторах всего государства. Практически все они были представлены существами мужского пола. Богиня Исида является редким исключением из традиционного правила.

Кто она такая?

Исет, Изида, или Исида - жена Осириса, бога загробного мира и возрождения. Она является матерью Гора, покровителя солнца и небес. Ее имя принято переводить как "имеющая тысячу имен". Если следовать фактическому переводу с древнего языка, то "исет" - слово, означающее "царский трон" или "престол". Такое имя, скорее всего, обусловлено тем, что носительница его была наделена большой властью. "Богиня Исида - богиня чего?" - спросите вы. Ей в древности поклонялись как покровительнице прекрасного пола, детства и материнства, женщин во время родов и в период беременности, а также плодородия, ветра, воды и, естественно, магии. Мистика и магия вообще тесно связаны с богиней Исидой. Ритуальные обряды активно пропагандировали жрицы ее культа.

В других культурах можно найти аналогичные культы, в которых в роли Исиды выступали Рея или Иштар. В Древнем Риме и Древней Греции также существовали собрания почитающих ее. Нефтис является сестрой этой богини. Это "владычица дома", правая рука и помощница Исиды, которая отвечает за ведение хозяйства и домашний очаг.

Как супруга Осириса, эта богиня иногда перенимает его функции. Так, например, согласно Диодору Сицилийскому, Исида научила смертных выращивать зерна и жать их. Эту богиню греки отождествляли с Деметрой, своей богиней-матерью. Чаще всего, однако, функции земледельца приходилось исполнять самому Осирису. Также вместе с легендами о том, что Нил вытекает из чрева этого бога, имелось и представление, что он разливается от слез его супруги, которая тоскует по своему мужу. Богиня Исида, по традициям античности, властвовала над реками и морями, являлась покровительницей моряков.

Легенды об Исиде

Она является главной героиней множества сказаний и мифов. Самые известные из них - легенда об Исиде и Осирисе, ее муже, а также о борьбе за власть с Амон-Ра, верховным богом солнца.

Легенда об Осирисе и Исиде

Легенда об Осирисе и его супруге повествует в первую очередь о верности и великой любви. Вряд ли в какой-нибудь другой культуре найдется столь романтическое сказание. Мы узнали о нем благодаря рассказу Плутарха, древнегреческого биографа и философа из Херсонеса. В легенде говорится о том, как трагически погиб муж египетской богини Исиды, Осирис. Его убил бог Сет, покровитель яростных чувств и воин, который был братом его супруги. Прекрасная богиня Исида после долгих поисков и скитаний все-таки сумела найти тело супруга, изодранное в клочья и израненное. Прибегнув к помощи покровителя и стража царства мертвых Анубиса, она смогла собрать его и превратить в первую на земле мумию. Долго над хладным телом убитого бога раздавались горькие рыдания...

Богиня Исида очень часто изображается скорбящей и оплакивающей в коленопреклоненной позе каждого, кто ушел в мир иной. Самым популярным ее образом, однако, является царственный сокол или женщина с крыльями птицы. В продолжении легенды говорится о том, что божественная пара зачала сына. Это чудо смогло осуществиться лишь тогда, когда древнеегипетская богиня Исида пребывала в облике птицы Хат. Она родила своего сына и вскормила его в дельте реки Нил.

Легенда об Исиде и боге солнца

Во втором мифе, в отличие от преисполненной горьких страданий и романтизма легенды о влюбленных, богиня плодородия Исида выступает как персонаж намного менее приятный. Расскажем и эту историю.

Богиня Исида, фото которой представлено в данной статье, предстает в легенде о боге солнца как хитрая и алчная ведьма. История эта была засвидетельствована в "Туринском папирусе" - документе, которому уже более 3 тыс. лет. Исида практиковала тайные колдовские умения не только на смертных, но и на небожителях Египта. В ее планы входило сделаться великой царицей небес, сместить с вершины пантеона самого бога Ра. Исиде придавало уверенности в собственных силах то, что бог солнца в те времена был уже стар. Она его долгое время выслеживала и собирала слюну Ра, а позже из нее вылепила змею.

Через несколько дней змея, заговоренная колдовскими чарами, укусила бога солнца. Исида согласилась врачевать его лишь в обмен на тайные знания о настоящем его имени. Стремление это объясняется верой в силу, заключенную в имени. Целый ряд проблем затрагивает смысл данной легенды. Прежде всего, ставились вопросы силы заклинаний. Кроме того, утверждалась главная роль богини в сонме великих магических существ. Ученые наших дней усматривают в этом сказании также особую роль - оно якобы подчеркивает место, которые занимали женщины в древнем мире.

Сходство образа Исиды с образом реальной мирской женщины

Очень близок мифологический образ Исиды к реальной мирской женщине. В малоизвестной истории о ней рассказывается о печали и горьких страданиях, которые переживала богиня Исида (фото ее порой так печальны). Она жалуется на одиночество, причитает, а все из-за того, что простая смертная женщина не приняла ее на пороге дома. За это неуважение она расплатилась здоровьем своего сына, которого ужалил скорпион. В этой драме, впрочем, нельзя отказать Исиде в милосердии. Она все-таки спасла сына нерадивой хозяйки.

Исида сама является трепетной матерью. Это подтверждается во многих легендах. В одной из них, например, она приходит в исступление, видя своего умирающего сына. Страдания этой богини смогли остановить даже мировую ладью верховного бога Ра, в которой тот проплывал по небу.

Символы и олицетворения богини

Большая роль в древнем Египте отводилась олицетворению и символизму. Исида нередко изображается как белая корова или же с женщина с головным убором, который напоминает диск солнца с рогами этого животного. Другим вариантом является изображение, в котором она представлена с головным убором в виде царского трона.

Поистине неограниченными были власть и силы, которыми была наделена эта богиня, согласно легендам. Она охраняла небесный горизонт в образе газели, защищала умерших, являлась покровительницей тканей и ткачества, а также погребальных саванов.

Талисманы и амулеты во имя Исиды

Множество талисманов изготавливалось во имя этой богини. Иероглифами на каждом из них отливалось ее имя. Даже на самые важные элементы, например, священных жуков скарабеев, распространялось это правило. Существовал также специально подобранный амулет, сделанный жрицами Исиды. Обычно его надевали усопшим на шею для последующей процедуры погребения. Этот амулет являлся сплавом яшмы, сердолика, позолоты или золота, при этом основное сочетание цветов - красное с золотым. Было создано множество подобных украшений. Их насчитывалось всего более двадцати моделей.

Где почитали богиню?

На всей территории Египта почитали Исиду. Самое известное на сегодняшний день святилище находилось на острове Филе. Это маленький кусочек суши, который спрятан посередине Нила. Именно здесь, согласно древним сказаниям, был упокоен Осирис, ее муж. Храм богини Исиды существенно отличался от других тем, что даже во время расцвета христианства сохранилось поклонение ее культу. Богиню было принято почитать также в Нубии. В Коптосе расположено еще одно святилище, известное на весь мир. Здесь муж богини Исиды - не Осирис, а Мин, древнее божество, властитель и покровитель пустыни.

Отметим, что ни один из египетских богов (кроме Серпаиса) не получил в античности такой популярности, как Исида. Храм ее в 4 в. до н.э. был сооружен на острове Делос (в Пирее). Также известны святилища, находящиеся в Кенхрее, Тифорее и других городах Греции.

Со 2 века до н.э. в Италии распространяется культ этой богини. Храмы, посвященные ей, возводятся в Беневенте, Риме, Помпеях и других городах. Известны памятники, свидетельствующие о ее культе, в Британии, Испании и Галлии. Сначала он был связан с почитанием Осириса, однако в греко-римскую эпоху Исида становится самостоятельной и принимает на себя множество функций супруга.

Роль культа Исиды в истории

Безусловно, культ Исиды сыграл значительную роль в истории развития Египта. И она была не только религиозной, но и общественной. Женская сущность богини в лице Исиды впервые выступала на равных с мужчинами, и выступала вполне успешно. Она была справедлива, хитра, мудра, обладала космическими силами. Исида - это богиня, которая достойна поклонения. Отрицательные стороны и человеческие качества ей не чужды, однако в основе ее покровительства заключены идеалы добра, а также истинные семейные ценности. О ней много писали античные авторы. Культ ее сильно повлиял на развитие христианства. Именно к образу Исиды с Гором на руках восходит образ богоматери с ребенком.

Статуэтки ее сохранились в качестве реликвий в нескольких средневековых церквях.

Как вызвать богиню Исиду?

Маги советуют: прежде чем вызывать духов, нужно узнать о них как можно больше. Кроме того, следует понимать, что далеко не каждой сущности следует безоговорочно верить. Ничто не мешает какому-нибудь злому духу обмануть вас для получения выгоды.

Для того чтобы вызвать Исиду (или любое другое божество), следует знать несколько правил. Следует проводить сеанс в темное время суток (лучше всего - с 12 ночи до 4 утра). Ритуал осуществляется при свете свечей, не должно быть электрического освещения. Следует заранее написать вопросы, которые вы планируете задать духу, на листке, а затем зачитывать их с него. Для того чтобы упростить Исиде задачу по проникновению в дом, можно открыть форточку или окно. Перед сеансом ладаном окуривают помещение. Он обладает свойствами, которые отпугивают низших сущностей. Не следует употреблять спиртных напитков перед ритуалом.

Соблюдение этих правил, конечно, не гарантирует, что вам удастся осуществить задуманное. Медиумы утверждают, что на зов начинающих приходят обычно низшие сущности. Поэтому советуем хорошо подготовиться и точно знать, для чего вам это необходимо, и нужно ли вообще.

Статьи по теме