Самые известные боги мира. Кто такой бог и кто такие боги

Исследователи прошлого утверждают, что история человечества не знает ни одного народа, отрицавшего существование неких высших сил, руководящих их земной, а порой и загробной жизнью. Представления о них менялись по мере развития цивилизации, и на их основе сформировались многочисленные религиозные культы, как сохранившиеся до наших дней, так и канувшие в глубину веков. Вспомним лишь некоторых богов Древнего мира, берущего начало, по общепринятому определению, в доисторический период и ограниченного V веком, когда мир вступил в эпоху раннего Средневековья.

Древнешумерские божества

Начать разговор о героях и богах Древнего мира следует с рассказа о религиозных представлениях шумеров, живших на территории Месопотамии (современный Ирак) и создавших в начале IV тыс. до н. э. первую мировую цивилизацию. Их верования и порождённая ими мифология основывались на поклонении многочисленных богам-демиургам ─ создателям мира и всего сущего в нём, а также духам, покровительствовавшим людям в различных аспектах их жизни.

Это, вероятно, самые древние боги мира, о которых сохранились достаточно полные сведения. Главенствующее место среди них занимал бог Ан (или Ану). Согласно он являлся одним из демиургов, сотворивших мир, и существовал ещё до того, как земля была отделена от неба. Среди прочих небожителей он пользовался столь непререкаемым авторитетом, что шумеры всегда изображали его председательствующим на советах богов, которые те устраивали для решения важнейших вопросов.

Среди шумерских богов-покровителей наиболее известен Мардук, с именем которого связано основание и дальнейшее развитие одного из крупнейших городов Древнего мира ─ Вавилона. Считалось, что именно ему город обязан своим взлётом и процветанием. Характерно, что по мере роста древнего мегаполиса всё более широкие масштабы принимало поклонение его покровителю. В пантеоне шумерских богов Мардуку отводилось то же место, что и Юпитеру среди древнегреческих небожителей.

Отвергнутая страсть

В качестве примера шумерской мифологии уместно привести один из рассказов о Богине Иштар, успешно покровительствовавшей таким, казалось бы, несовместимым вещам, как любовь и война. Дошедшее до нас предание повествует о том, как однажды сердце богини воспылало любовью к отважному герою Гильгамешу, вернувшемуся из военного похода, в котором он одержал победу благодаря её покровительству.

За оказанную услугу Иштар пожелала, чтобы герой стал её мужем, но получила отказ, поскольку Гильгамеш был наслышан не только о её бесчисленных любовных похождениях, но и о манере превращать надоевших мужчин в пауков, волков, баранов и прочих бессловесных тварей. Разумеется, это ему с рук не сошло, ведь что может быть страшней, чем месть отвергнутой женщины?

Небесный бык

Разгневанная Иштар отправилась на небо к своим родителям ─ верховному богу Ану и его жене Анту, которым и поведала о своём унижении. Чтобы отомстить обидчику, она уговорила стариков создать для неё страшного Небесного быка, способного уничтожить Гильгамеша. В противном же случае строптивая дочь грозилась поднять из могил всех мертвецов и отдать им на съедение род людской.

Зная по опыту, что спорить с дочкой бесполезно, Ан и Анту исполнили её просьбу. На землю богиня вернулась уже с быком, который, выпив для начала всю воду в реке Ефрате, стал пожирать несчастных шумеров. И пришёл бы на этом конец древнейшей цивилизации, но, к счастью, подоспел всё тот же Гильгамеш, который вместе со своим другом Энкиду одолел чудовище и принёс его тушу в жертву другим, более порядочным божествам.

Завершается легенда тем, что Иштар, стоя у стен древнего города Урука, проклинает строптивого Гильгамеша и, собрав всех шумерских блудниц, горько оплакивает вместе с ними погубленного быка. Зачем для этого ей понадобились представительницы древнейшей профессии ─ история умалчивает.

Исчезнувшая цивилизация

Остаётся лишь добавить, что пантеон богов Древнего мира, почитавшихся у шумеров, весьма обширен. К уже названным именам прибавим лишь наиболее известные: Ануннаки, Адад, Бел, Думузи, Инанна, Тиамат, Таммуз, Сумукан, Сина и Царпаниту.

В середине II тыс. до н. э. государство Шумер уступило место набиравшей мощь Вавилонской империи, и шумерский язык как разговорный вышел из употребления. Тем не менее ещё на протяжении почти 2 тыс. лет на нём писались литературные произведения, часть из которых была обнаружена во время археологических раскопок.

Боги Египта

Неотделима от стремления людей познать окружающий его мир, порой пугающий и исполненный для них непроницаемых тайн. Свидетельством попыток древних египтян разобраться в его устройстве является создание многочисленного пантеона богов, ставших порождением их воображения и олицетворявших для них природные силы.

Характерной особенность египтян являлась вера в божественное происхождение фараонов, на котором основывалась их неограниченная власть. Как небесные повелители, так и их земные наместники далеко не всегда были доброжелательны к людям, а потому как тех, так и других приходилось умилостивлять не только молитвами и восхвалениями, но и жертвоприношениями, характер которых менялся в зависимости от того, кому они предназначались.

Боги Древнего мира и мифы, рассказывающие о них, всегда представляли собой яркую страницу Не исключение и обширнейший пантеон богов, рождённых на берегах Нила. Историки насчитывают около 2 тыс. его представителей, однако всеобщим почитанием пользовались не более 100 из них, тогда как поклонение остальным носило локальный характер.

Любопытно отметить, с изменением расклада политических сил в стране менялось и иерархическое положение, которое занимали те или иные боги. История Древнего мира, и Египта в том числе, полна смут и потрясений, результатом которых были частые смены правителей, что в корне меняло статус особо почитаемых ими богов. Между тем из общего пантеона можно выделить ряд персонажей, чей «рейтинг» был неизменно высок на протяжении всей истории Древнеегипетской цивилизации.

Вершина божественной иерархии

Это прежде всего создатель всего земного ─ известный также под именами Амун или Атум. Именно он считался отцом всех фараонов. Иногда в воображении египтян Амон-Ра принимал женскую форму и тогда именовался богиней Амунет. Этот бог-трансвестит особо почитался в Фивах, в течение длительного периода являвшихся столицей государства. Обычно его изображали человеком в царском облачении и короне, украшенной перьями, реже ─ в образе гуся или барана.

Немногим уступал ему в популярности бог плодородия и загробной жизни Осирис, перечень ближайших родственников которого вызывал к нему самое глубокое почтение. Являясь сыном бога земли Геба и богини неба Нут, он взял себе в жёны родную сестру Исиду ─ покровительницу плодородия, материнства, здоровья и морских путешествий (родственные браки в ту эпоху не возбранялись). Унаследовав со временем титул верховного владыки, он научил египтян обрабатывать землю, соблюдать законы и чтить богов.

Коварство и любовь в египетской мифологии

Однако, как и многие древние боги народов мира, Осирис на пути к своему величию претерпел множество разных невзгод и мытарств. Всё началось с того, что бог пустыни Сет, олицетворявший собой злое начало, замыслил его убить и самому занять место верховного владыки. Свой коварный замысел он осуществил довольно оригинально.

Изготовив золотой сундук подходящего размера и пригласив к себе гостей, среди которых был Осирис, злодей объявил, что подарит эту драгоценность тому, кто сможет в ней удобно разместиться. Все стали пробовать, и когда очередь дошла до Осириса, Сет захлопнул крышку сундука, обвязал его верёвками и бросил в Нил, по волнам которого тот и поплыл неведомо куда.

Узнав о пропаже мужа, Исида отправилась на его поиски и нашла сундук со своим благоверным у финикийского берега. Но радость её оказалась преждевременной. Следовавший по пятам Сет опередил Исиду и на глазах у неё изрубил тело мужа на части, разбросав их по всему Египту.

Но злодей плохо представлял себе, с кем имеет дело ─ богиня собрала большую часть останков Осириса, сделала из них мумию, да так удачно, что вскоре зачала от неё сына Гора, ставшего впоследствии богом охоты и изображавшегося в виде человека с соколиной головой. Возмужав, Гор победил Сета и помог матери воскресить мумию своего отца.

Прочие обитатели древнеегипетского пантеона

Вспомним ещё некоторые названия богов Древнего мира, обитавших на берегах Нила. Это прежде всего бог Шу. Он и его жена Тефнут были первыми небожителями, созданными верховным богом Атумом и положившими начало разделению полов. Шу считался богом солнечного света и воздуха. Изображался он человеком в головном уборе со шлейфом, тогда как его супруга имела облик львицы.

Ещё одним богом Древнего мира, считавшимся воплощением солнца, был верховный правитель Ра. Его изображения в виде человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском, часто встречаются на стенах египетских храмов той давней эпохи. Особенностью Ра являлась его способность рождаться каждый день от священной коровы Нут и, проделав путь по небесному своду, погружаться в царство мёртвых, чтобы на следующее утро повторить всё сначала.

Стоит заметить, что у Осириса, речь о котором шла выше, кроме жены Изиды, была ещё одна сестра по имени Нефтида. Ей в египетской мифологии выпала довольно мрачная роль богини смерти и хозяйки царства мёртвых. Из своих подземных владений она появлялась лишь с заходом солнца и всю ночь вершила по небу путь в своей чёрной лодке. Её изображение нередко можно видеть на крышках саркофагов, где она предстаёт в образе крылатой женщины.

Далеко не полный список египетских богов можно продолжить такими именами, как Сехмет, Бастет, Непид, Тот, Менхит, Птах, Хатор, Шесему, Хонс, Хекет и многие другие. У каждого из них своя история и свой облик, запечатленный на стенах храмов и внутренних помещений пирамид.

Мир богов Древней Греции

Древнее мифотворчество, оказавшее огромное влияние на становление всей европейской культуры, своей высшей точки расцвета достигло в Древней Элладе. Происхождение мира и богов в Древней Греции, так же как и в Египте, представлялось не случайным. Сотворение всего сущего приписывалось верховному творцу, роль которого в данном случае выполнял Зевс. Он являлся царём всех прочих богов, повелителем молний и олицетворением беспредельного неба. В римской мифологии, ставшей продолжением греческой, этому образу соответствуют Юпитер, наделённый теми же свойствами и унаследовавший внешние особенности своего предка. Женой Зевса была богиня Гера ─ покровительница материнства, оберегавшая женщин во время родов.

Характерной особенностью греческого пантеона богов является его элитарность. В отличие от персонажей в Древней Элладе насчитывалось всего 12 небожителей, обитавших на вершине горы Олимп и спускавшихся на землю лишь в случае крайней необходимости. При этом статус остальных божеств был значительно ниже, и они играли второстепенную роль.

Стоит отметить ещё одну характерную особенность греческих и римских богов ─ их было принято изображать исключительно в человеческом облике, придавая совершенство чертам каждого. В современном мире боги Древней Греции хорошо известны, поскольку их мраморные изваяния являются недосягаемым образцом античного искусства.

Элита древнегреческого пантеона

Всем, что было так или иначе связано с войной и сопровождалось кровопролитием, повелевали, в представлении древних греков, два божества. Одним из них был Арес, обладавший необузданным нравом и услаждавший себя зрелищами жарких боёв. Зевс не любил его за излишнюю кровожадность и терпел на Олимпе лишь потому, что тот был его сыном. Симпатии громовержца были на стороне родной дочери Афины ─ богини справедливой войны, мудрости и знаний. Появившись на поле сражения, она усмиряла своего не в меру разошедшегося брата. В римской мифологии ей соответствует Минерва.

Мир героев и богов Древней Греции трудно представить без Аполлона ─ бога солнечного света, искусного врачевателя и покровителя муз. Его имя стало нарицательным благодаря скульптурным изображениям, воплотившим в себе эталон мужской красоты. Через несколько столетий у римлян Аполлон воплотился в образе Феба.

Эталоном женской красоты, в её восприятии древними греками, является богиня любви Афродита, явившаяся прообразом римской Венеры. Родившись из морской пены, красавица взяла под своё покровительство любовь, брак, плодородие и весну. Весьма любопытно, что, несмотря на обилие самых завидных женихов, она отдала сердце хромоногому Гефесту (у римлян он звался Вулканом) ─ богу кузнечного дела, предпочтя работящего и домовитого мужа красавцам с вершины Олимпа.

Чтобы не обидеть никого из богов Древнего мира, почитавшихся некогда на берегах Эллады, вспомним покровительницу луны, плодородия, охоты и женского целомудрия Артемиду (у римлян Диана), повелителя царства мёртвых Аида, бога морей Посейдона (он же Нептун) и бесшабашного пьяницу, бога вина и веселья ─ Диониса, более известного под своим римским именем Бахуса.

Поскольку за прошедшие века число почитателей этого бога не только не уменьшилось, но и с каждым годом растёт, посвятим ему несколько строк. Известно, что Дионис появился на свет в результате тайной любви Зевса и фиванской царевны Семелы. Ревнивая жена громовержца, богиня Гера, прибегнув к хитрости, погубила пассию своего блудливого мужа, но не смогла уничтожить ненавистного ей ребёнка.

Прибегнув к помощи Гермеса ─ бога путешественников и знатока человеческих душ, ─ Зевс тайно от жены передал сына на воспитание нимфам ─ покровительницам живительных сил природы. Когда Дионис подрос и из розовощёкого ребёнка превратился в прекрасного юношу, они подарили ему виноградную лозу и научили готовить из её плодов живительный напиток. С тех пор внебрачный стал богом вина и веселья. Жители Греции поклонялись ему, украшая себя гирляндами виноградных листьев и распевая в его честь гимны.

Начало новой эпохи

Этими 12 небожителями не ограничивается весь список богов Древнего мира, воспетых когда-то греческими поэтами, донесшими до нас неповторимый дух античных мифов. Но только они стали обитателями Олимпа, их образы вдохновляли выдающихся скульпторов и живописцев последующих эпох, что принесло всемирную известность этим сокрытым от нас толщей веков богам.

История Древнего мира, как принято считать, завершилась падением Рима в 476 году и отречением от престола его последнего императора Ромула Августа. С этого момента мир перешел на новый этап своего развития ─ раннее Средневековье. Постепенно в небытие ушёл не только уклад прежней жизни, но также боги, породившие и оберегавшие его.

На смену их многочисленному пантеону пришёл единый Бог ─ Творец и Создатель всего сущего. Культ прежних небожителей был объявлен тёмным язычеством, и его последователи подвергались не менее жестоким гонениям, чем те, которые они ещё недавно устраивали в отношении христиан.

В Древней Руси, в те времена, когда еще не было принято христианство, славяне боготворили потусторонние бестелесные существа. Языческие боги древней Руси, согласно представлениям древних, наделены сверхъестественными возможностями влиять на всё сущее. Они отвечают за все основополагающие принципы человеческого бытия, управляют как судьбой самих людей, так и всем что их окружает.

Каждое божество выполняет определенную, утилитарную функцию. История глубины веков хранит многие десятки имен, из которых нам сейчас известна только часть. Эта часть сохранилась до наших дней благодаря передававшимся из поколения в поколение языческим ритуалам и обрядам, которые с течением времени становились основой обычаев славянского рода.

На иерархической вершине стоит верховный бог, под его началом - боги среды существования всего живого, далее - боги человеческих судеб и обихода людей, внизу пирамиды - стихий и сил тьмы.

Таблица языческие боги древней Руси:

№ п/п Имя божества Предназанчение
1 РОД Верховный бог неба и земли
2 ХОРС Бог солнца
3 ЯРИЛО Бог весеннего солнца. Сын Велеса
4 ДАЖДЬБОГ Бог плодородия и солнечного света
5 СВАРОГ Повелитель Вселенной. Бог неба
6 ПЕРУН Бог молнии и грома
7 СТРИБОГ Бог ветра
8 ВЕЛЕС Бог плодородия (скота)
9 ЛАДА Женское воплощение Рода
10 ЧЕРНОБОГ Повелитель сил тьмы
11 МОКОШЬ Богиня земли, урожая и женской судьбы
12 ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦА Властительница разгула
13 МОРЕНА Богиня зла, болезней и смерти

Древний славянский бог Род

Это верховный бог, повелевающий всем сущим во Вселенной, включая всех остальных богов. Он возглавляет вершину языческого пантеона богов. Он творец и родоначальник. Он всемогущ и влияет на весь жизненный круговорот. Он существует повсюду и не имеет ни начала, ни конца. Это описание полностью соответствует представлению о Боге всех теперешних религий.

Род управляет жизнью и смертью, изобилием и нищетой. Его никогда никто не видел, однако он видит каждого. Корень его имени вшит в человеческую речь - в слова, которыми люди интерпретируют (озвучивают) в материальном мире свои главенствующие духовные и материальные ценности. Рождение, родственники, родина, родник, урожай - во всем этом присутствует Род.

Иерархия языческих богов Руси

Под началом Рода все славянские божества и прочие духовные сущности распределены по ступеням, соответствующим их воздействию на житейские дела людей.

Верхнюю ступень занимают божества, управляющие глобальными и общенародными делами: войны и межнациональные конфликты, погодные катаклизмы, плодородность и голод, рождаемость и смертность.

На средней ступени находятся божества, отвечающие за локальные дела. Это покровители сельского хозяйства, ремесел, рыбалки и охоты, семейных забот. Люди уподобляют их лик своему.

Стилобат основы пантеона отведен духовным сущностям, телесным обликом непохожим на человеческий. Это кикиморы, вурдалаки, лешие, домовые, упыри, русалки и многие другие, подобные им.

Славянская иерархическая пирамида на этом заканчивается, в отличие от древнеегипетской, где существовал еще и загробный мир со своими управляющими божествами и законами или допустим , где основа это многочисленный пантеон богов.

Славянские боги по значимости и могуществу

Бог славян Хорс и его воплощения

Хорс - сын Рода и брат Велеса. Это бог Солнца в Древней Руси. Лик Хорса, как солнечный день - желтый, лучистый, ослепительно яркий. У него 4 воплощения:

  • Коляда
  • Ярило
  • Даждьбог
  • Сварог.

Каждая ипостась действует в определенный ей сезон года, и люди ждут от каждого божественного воплощения помощи, с чем и связаны соответствующие ритуалы и обряды.

Мы и в настоящее время соблюдаем традиции древних славян: на Святки гадаем, на Масленицу жарим блины, на Ивана Купала жжем костры и плетем венки.

1. Бог славян Коляда

Коляда начинает годичный цикл и владычествует со дня зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия (22 декабря – 21 марта). В декабре люди приветствуют молодое Солнце и восхваляют Коляду ритуальными песнями; празднества длятся до 7 января. Это Святки.

Хозяева к этому времени забивают домашнюю животину, открывают соленья, запасы везут на ярмарки. На всем протяжении Святок люди устраивают посиделки, обильные застолья, гадают, веселятся, сватаются и играют свадьбы. В общем, ничегонеделанье становится вполне законным. Коляда потчует своей милостью всех благодетелей, которые проявляют милосердие и щедрость к бедным.

2. Бог славян Ярило

Он же Яровит, Руевит, Яр - солнечный бог юного возраста с ликом босоногого молодца на белом коне. Куда глянет - всходы взойдут, где пройдет - травы заколосятся. На голове его - венец из колосьев, в левой руке он держит лук и стрелы, в правой - вожжи. Его время - от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния (22 марта – 21 июня). У людей в доме запасы истощены, а работы много. Когда солнце повернуло вспять, то и напряжение в трудах спало, время Даждьбога настало.

3. Бог славян Даждьбог

Он же Купала или Купайла - солнечный бог с ликом мужчины зрелого возраста. Его время - от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия (22 июня – 23 сентября). Празднество по случаю встречи по причине занятости откладывается 6-7 июля. В эту таинственную ночь люди сжигают Ярилу (вернее чучело) на большом костре и перепрыгивают через него, девушки пускают по реке плетеные из цветов венки. Все ищут цветущий папоротник желаний. В этот сезон работы тоже немало: покосы, заготовка плодов, починка дома, подготовка саней.

4. Бог славян Сварог

Усталое Солнце опускается всё ниже к горизонту. В его косых лучах убеленный сединой высокий, крепкий старец Сварог (он же Световид) принимает эстафету властвования. Он смотрит на север, сжимая в своей руке тяжелый меч, которым он разит силы тьмы. Он муж Земли, отец Даждьбога и всех других богов природных явлений. Его время с 23 сентября по 21 декабря - период сытости, покоя и достатка. Люди ни о чем не печалятся, устраивают ярмарки, играют свадьбы.

Перун бог грома и молнии

Это бог войны. В своей правой руке Перун держит меч-радугу, в левой - стрелы-молнии. Облака - его волосы и борода, гром - его речь, ветер - дыхание, капли дождя - оплодотворяющее семя. Он сын Сварога (Сварожич), и также наделен грозным нравом. Он покровительствует храбрым воинам и каждому, кто прикладывает усилия к тяжкому труду, дарит им удачу и силу.

Стрибог бог ветра

Он бог над богами стихийных сил природы (Посвистом, Погодой и другими). Стрибог - повелитель ветра, ураганов и метелей. Он может быть умилительно добрым и яростно злым. Когда он сердито дует в рог, возникает стихия, когда он добрый, то просто шумит листва, журчат ручьи, завывает ветер в расщелинах деревьев. От этих звуков природы появилась музыка и песни, а с ними и музыкальные инструменты. Стрибогу молятся, чтобы стихла буря, а охотники его просят о помощи в преследовании чуткого и пугливого зверя.

Велес языческий бог богатства

Это бог земледелия и скотоводства. Еще Велеса называют богом богатства (он же Волос, Месяц). Он повелевает тучами. Будучи молодым, он сам пас небесных овец. В гневе Велес посылает на землю проливные дожди. После жнив люди еще до сих пор оставляют ему один собранный сноп. Его именем клянутся в честном слове и верности.

Лада богиня любви и красоты

Богиня Лада, это покровительница домашнего очага. Ее одежды - белоснежные облака, а утренние росы - слезы. В предрассветной дымке она провожает тени усопших в потусторонний мир. Лада - земное воплощение Рода, верховная жрица, богиня-мать, окружена свитой молодых прислужниц. Она красива и умна, смела и ловка, лозой гибка, из ее уст льется звонкая лестная речь. Лада дает людям советы как жить, что можно делать, а чего нельзя. Она порицает виновных и оправдывает ложно обвиненных. Давным-давно на Ладоге стоял ее храм, сейчас ее обитель - небесная синева.

Бог славян Чернобог

Много древних сказаний сказано о нечисти болотной, да не все они дошли до нас. Ведь их покровительствует могущественный Чернобог - повелитель темных сил зла и прихоти, тяжких недугов и горьких несчастий. Это бог тьмы. Его обитель - страшные лесные чащи, пруды затянутые ряской, глубокие омуты и топкие болота.

Он со злобой держит в руке копье и властвует ночью. Подчиненная ему нечистая сила многочисленна: лешие, запутывающие лесные тропы, русалки, затягивающие людей в омуты, хитрые банники, ехидные и коварные вурдалаки, капризные домовые.

Бог славян Мокошь

Мокошь (Макеша), это богиня торговли, подобно древнеримскому Меркурию. По-старославянски мокошь означает «полный кошель». Она расчетливо использует собранный урожай. Еще одно ее предназначение - управление судьбой. Ее интересует прядение и ткачество; прядеными нитями она сплетает судьбы людей. Молодые хозяйки боялись оставлять на ночь незаконченную кудель, веря, что Мокоша пряжу испортит, а с ней и судьбу. Северные славяне считают Мокошу недоброй богиней.

Бог славян Параскева-Пятница

Параскева-Пятница - наложница Мокоши, которая сделала Параскеву божеством, властвующим над разгульной молодежью, азартными играми, попойками с вульгарными песнями и непристойными танцами, а также нечестной торговлей. Поэтому пятница и была в Древней Руси продолжительное время базарным днем. В этот день женщинам не позволялось работать, потому что за неповиновение Параскева могла обернуть непослушницу в холодную жабу. Она в колодцах и подземных ключах отравляла воду. Сегодня эта богиня не имеет никакой власти и практически забыта.

Бог славян Морена

Богиня, властительница зла, неизлечимых болезней и смерти, - это Маруха или Морена. Она насылает на Землю лютые зимы, ненастные ночи, эпидемии и войны. Ее образ - страшная женщина с темным морщинистым лицом с глубоко запавшими маленькими глазами, провалившимся носом, костлявым телом и такими же руками с длинными изогнутыми ногтями. Ей прислуживает недуги. Сама она никогда не уходит. Ее прогоняют, но она является вновь и вновь.

Культура и религия в Афинах были тесно переплетены с незапамятных времен. Поэтому неудивительно, что в стране так много достопримечательностей, которые посвящены идолам и богам древности. Наверное, нигде нет ничего подобного. Но все-таки наиболее полным отражением древнейшей цивилизации стала греческая мифология. Боги и титаны, цари и герои из легенд - все это частички жизни и существования античной Греции.

Конечно, свои божества и идолы существовали у многих племен и народом. Они олицетворяли собой силы природы, непонятные и пугающие древнего человека. Однако древни греческие боги были не только символами природы, они считались создателями всех нравственных благ и хранителями прекрасных и великих сил античного народа.

Поколения богов Древней Греции

В разное время были и различные Список одного античного автора отличался от другого, но все-таки можно выделить общие периоды.

Итак, во времена пеласгов, когда процветал культ поклонения силам природы, появилось первое поколение греческих богов. Считалось, что в мире правила Мгла, из которой и появилось первое верховное божество - Хаос, и их дети - Никта (Ночь), Эрос (Любовь) и Эреб (Мрак). На земле царил полный беспорядок.

Имена греческих богов второго и третьего поколения уже известны всему миру. Это дети Никты и Эбера: бог воздуха Эфир и богиня дня Гемера, Немезида (Возмездие), Ата (Ложь), Мом (Глупость), Кера (Несчастье), Эриния (Месть), Мойра (Судьба), Эрида (Раздор). А также браться близнецы Танатос (вестник Смерти) и Гипнос (Сон). Дети богини земли Геры - Понт (внутреннее Море), Тартар (Бездна), Нерей (спокойное море) и другие. А также первое поколение могущественных и разрушительных титанов и гигантов.

Греческие боги, которые существовали у пелагестов, были низвергнуты титанами и рядом вселенских катастроф, сказания о которых сохранились в мифах и легендах. После них появилось новое поколение - олимпийцы. Это имеющие человеческий облик боги греческой мифологии. Список их огромен, а в данной статье речь пойдет о самых значимых и известных персонах.

Первый верховный бог Древней Греции

Кронос или Хронов - бог и хранитель времени. Он был самым младшим из сыновей богини земли Геры и бога небес Урана. Мать любила его, лелеяла и во всем потакала. Однако Кронос вырос очень амбициозным и жестоким. Однажды Гера услышала предсказание о том, что погибелью Кроноса станет его сын. Но она решила сохранить это в тайне.

А тем временем Кронос убил своего отца и получил верховную власть. Он обосновался на горе Олимп, которая уходила прямо в небеса. Отсюда и появилось такое название греческих богов, как олимпийцы. Когда Кронос решил жениться, мать рассказала ему о пророчестве. И он нашел выход - стал проглатывать всех своих рожденных детей. Его бедная жена Рея пришла в ужас, но убедить мужа в обратном ей не удалось. Тогда своего третьего сына (маленького Зевса) она спрятала от Кроноса на острове Крите под присмотром лесных нимф. Именно Зевс и стал погибелью Кроноса. Когда он вырос, отправился на Олимп и сверг отца, при этом заставив его отрыгнуть всех своих братьев.

Зевс и Гера

Итак, правителями мира стали новые человекоподобные греческие боги с Олимпа. Отцом богов стал громовержец Зевс. Он - собиратель облаков и повелитель молний, творящий все живое, а также установитель порядка и правосудия на земле. Греки считали Зевса источником добра и благородства. Громовержец - отец богинь Ор, повелительниц времени и годичных перемен, а также Муз, которые даруют людям вдохновение и радость.

Женой Зевса была Гера. Она изображалась сварливой богиней атмосферы, а также хранительницей домашнего очага. Гера покровительствовала всем женщинам, которые хранили верность своим мужьям. А также вместе со своей дочерью Илитией облегчала процесс родов. Согласно мифам, Зевс был очень любвеобилен, и после трехсот лет супружеской жизни заскучал. Он стал наведываться к смертным женщинам в самых разных обличиях. Так, к прекрасной Европе явился в виде огромного быка с золотыми рогами, а к Данае - в виде звездного дождя.

Посейдон

Посейдон - бог морей и океанов. Он всегда оставался в тени своего более могущественного брата Зевса. Греки считали, что Посейдон никогда не отличался жестокостью. И все беды и наказания, которые он посылал людям, были заслуженными.

Посейдон - покровитель рыбаков и моряков. Всегда, перед тем, как выйти в плавание, люди молились в первую очередь ему, а не Зевсу. В честь владыки морей несколько дней курились жертвенники. Согласно легендам, Посейдона можно было увидеть во время шторма в открытом море. Он являлся из пены в золотой колеснице, запряженной лихими конями, которых ему подарил его брат Аид.

Женой Посейдона была богиня шумящего моря Амфитрита. Символом - трезубец, который даровал полную власть над морской пучиной. У Посейдона был мягкий, неконфликтный нрав. Он всегда стремился избежать ссор и конфликтов, и был безоговорочно предан Зевсу, в отличие от Аида.

Аид и Персефона

Греческие боги подземного мира - это, прежде всего, мрачный Аид и его жена Персефона. Аид - бог смерти, владыка царства мертвых. Его боялись даже больше, чем самого громовержца. Никто не мог спуститься в подземный мир без разрешения Аида, а тем более, вернуться. Как гласит греческая мифология, боги Олимпа разделили между собой власть. И Аид, которому досталось подземное царство, был недоволен. Он затаил обиду на Зевса.

Несмотря на то что прямо и открыто он никогда не выступал, но в легендах есть немало примеров, когда бог смерти всячески пытался подпортить жизнь своему венценосному брату. Так, однажды Аид похитил прекрасную дочь Зевса и богини плодородия Деметры Персефону. Он насильно сделал ее своей королевой. Зевс был не властен над царством мертвых, и предпочел не связываться с озлобленным братом, потому отказал расстроенной Деметре в просьбе спасти дочь. И только, когда богиня плодородия в горе забыла о свои обязанностях, и на земле начались засуха и голод, Зевс решился поговорить с Аидом. Они заключили договор, согласно которому Персефона две трети года будет проводить на земле вместе с матерью, а все остальное время - в царстве мертвых.

Аид изображался мрачным мужчиной, восседающим на троне. По земле он путешествовал в колеснице, запряженной адскими конями с горящими пламенем глазами. И в это время люди боялись и молились, чтобы он не забрал их в свое царство. Любимцем Аида был трехглавый пес Цербер, который неустанно охранял вход в мир мертвых.

Афина Паллада

Любимая греческая богиня Афина была дочерью громовержца Зевса. Согласно мифам, она родилась из его головы. Сначала считалось, что Афина - богиня чистого неба, которая своим копьем разгоняла все черные тучи. Она также была символом победоносной энергии. Греки изображали Афину мощной воительницей со щитом и копьем. Она всегда путешествовала вместе с богиней Никой, олицетворяющей победу.

В Древней Греции Афина считалась защитницей крепостей и городов. Она даровала людям справедливые и правильные государственные порядки. Богиня олицетворяла собой мудрость, спокойствие и проницательный разум.

Гефест и Прометей

Гефест - бог огня и кузнечества. Его деятельность проявлялась извержениями вулканов, чем очень пугала людей. Первоначально он считался лишь богом небесного огня. Так как на земле люди жили и умирали в вечном холоде. Гефест, как и Зевс, и другие олимпийские боги был жесток к миру людей, и даровать им огонь не собирался.

Все изменил Прометей. Он был последним из титанов, кому удалось уцелеть. Он жил на Олимпе и был правой рукой Зевса. Прометей не смог смотреть, как страдают люди, и, похитив священный огонь из храма, принес его на землю. За что был наказан громовержцем и обречен на вечные муки. Но титан смог договориться с Зевсом: тот даровал ему свободу в обмен на тайну сохранения власти. Прометей мог видеть будущее. И в будущем Зевса он увидел его смерть от руки сына. Благодаря титану отец всех богов не женился на той, кто могла родить ему сына-убийцу, и тем самым навеки закрепил свою власть.

Греческие боги Афина, Гефест и Прометей стали символами античного праздника бега с зажженными факелами. Прародителем Олимпийских игр.

Аполлон

Греческий бог солнца Аполлон был сыном Зевса. Его отождествляли с Гелиосом. Согласно греческой мифологии, Аполлон зимой живет в далеких краях гипербореев, а в Элладу возвращается по весне и вновь вливает жизнь в увядшую природу. Аполлон также являлся богом музыки и пения, так как вместе с возрождением природы он даровал людям желание петь и творить. Его называли покровителем искусства. Музыка и поэзия в Древней Греции считались даром Аполлона.

Благодаря своей возрождающей способности он также считался богом целительства. По легендам Аполлон своими солнечными лучами изгонял из больного всю черноту. Древние греки изображали бога светловолосым юношей с арфой в руках.

Артемида

Сестра Аполлона Артемида была богиней луны и охоты. Считалось, что по ночам она бродила по лесам вместе со своими спутницами наядами и орошала землю росой. Ее также называли покровительницей животных. Вместе с тем с Артемидой связано и немало легенд, где она жестоко топила мореплавателей. Чтобы умилостивить ее, в жертву приносились люди.

В одно время греки называли Артемиду покровительницей невест. Девушки совершали обряды и приносили богине подношения в надежде на крепкий брак. Артемида Эфесская даже стала символом плодородия и деторождения. Греки изображали богиню с множеством сосцов на груди, что символизировало ее щедрость, как кормилицы людей.

Имена греческих богов Аполлона и Артемиды тесно связаны с Гелиосом и Селеной. Постепенно брат и сестра потеряли свое физическое значение. Поэтому в греческой мифологии появились отдельные бог солнца Гелиос и богиня луны Селена. Аполлон остался покровителем музыки и искусств, а Артемида - охоты.

Арес

Первоначально Арес считался богом бурного неба. Он был сыном Зевса и Геры. Но у древнегреческих поэтов он получил статус бога войны. Он всегда изображался яростным воином, вооруженным мечом или копьем. Арес любил шум битв и кровопролития. Поэтому он всегда враждовал с богиней ясного неба Афиной. Она была за рассудительность и честное ведение боя, он - яростные стычки и бесчисленные кровопролития.

Арес также считается создателем трибунала - суда над убийцами. Суд проходил на священном холме, который был назван в честь бога - Ареопагом.

Афродита и Эрос

Прекрасная Афродита была покровительницей всех влюбленных. Она - излюбленная муза для всех поэтов, скульпторов и художников того времени. Богиню изображали красивой женщиной, выходящей нагой из морской пены. Душа Афродиты всегда была полна чистой и непорочной любви. Во времена финикиян Афродита содержала в себе два начала - Ашеру и Астарту. Ашерой она была, когда наслаждалась пением природы и любовью юноши Адониса. А Астартой - когда ее почитали, как «богиню высот» - суровую воительницу, которая налагала на своих послушниц обет целомудрия и охраняла супружескую нравственность. Древние греки соединили в своей богине эти два начала и создали образ идеальной женственности и красоты.

Эрос или Эрот - греческий бог любви. Он был сыном прекрасной Афродиты, ее посланником и верным помощником. Эрос соединял судьбы всех влюбленных. Его изображали как маленького пухлого мальчика с крылышками.

Деметра и Дионис

Греческие боги, покровители земледелия и виноделия. Деметра олицетворяла собой природу, которая под солнечным светом и проливными дождями созревает и плодоносит. Она изображалась «русой» богиней, дарующей людям урожай, заслуженный трудом и потом. Именно Деметре люди обязаны науке хлебопашества и сеяния. Богиню также называли «землей-матерью». Ее дочь Персефона была связующим звеном между миром живых и царством мертвых, она принадлежала к обоим мирам.

Дионис - бог виноделия. А также братства и радости. Дионис дарует людям вдохновение и веселье. Он научил людей обрабатывать виноградную лозу, а также диким и буйным песням, которые затем послужили основой для древнегреческой драмы. Бога изображали молодым веселым юношей, его тело оплетала виноградная лоза, а в руках был кувшин с вином. Вино и лоза - это главные символы Диониса.

4 января 2015 года произошло уникальное событие, Отец (ИВО) явил новую Волю для нашей планетарной расы, которая теперь будет называться Метагалактической расой – это первое. И второе исходящее из первого этим решением Отца мы (служащие) и человечество прошли все испытания, проверки и преодолели Богов в своём развитием (ни знаниями, ни умом, ни могуществом и. т.д). В предыдущих эпохах Боги считали нас своими рабами, и эта тенденция укоренилась на планете, в том числе и через Христианскую религию. Мы больше не рабы Богов. Закончилось рабство Богов (Галактической расы людей) на нашей планете и мы стали СВОБОДНЫ от них. Последствия этого решения Отца для человечества мы узнаем в не далёком будущем. Про религиозное рабство Богу написано здесь прочитайте и осознайте от чего человек стал свободным.

Слово Бог мы часто слышим от людей, которые являются верующими с разной степенью и глубиной религиозности. О боге и богах много информации мы получаем из средств массовой информации и телевидения в виде определённых программ и передач. Эту тему обсуждают учёные, теоретики, философы. Обычным людям больше привычно и понятно религиозное восприятие слово Бог. Религия больше опирается на понятие Бог, Бог Отец, Боже, Господь Бог. Мы часто употребляем такие слова, как: иди с богом, слава богу, дай бог, не дай бог, бог с ним, о боже, и мы привыкли и часто их используем, я бы назвал бессознательно, автоматически вставляя их в диалогах и разговорах. И не важно кто ты верующий или атеист все их используют по привычке. Я не буду утверждать, что это плохо или хорошо пусть каждый сам решает сделав свой вывод после прочтения этой статьи.

Бог есть одно из главных религиозных понятий, означающее объективированную сверхъестественную мифологическую сущность, выступающую объектом поклонения. Таким образом, Бог в религии наделён чертами идеального, высшего существа, в некоторых концепциях он является творцом мира. Давайте разберём правильны эти утверждения или нет.

Представитель философии русского космизма Владимир Соловьёв так дал определение кто такой Бог, философия русского космизма, основа Философии Синтеза. Бог – абсолютно-сущее, космический разум, существо сверх личное, особая организующая сила. Распадается на атомы, которые своими движениями организуют реальный мир. Бог, Создатель, Отец – источник жизни, внешний управитель, изначальности. Единый космоэволюционный процесс – соединение человека с Отцом, через его одухотворение, совершенствование.

Религии о Боге.

Кто такой бог Если посмотреть в разных религиях, то там есть слово Бог, Бог Отец, Бог Аллах и так далее, который является источником всего, но в источниках религии, например в Буддизме истинном, в первоисточниках слово Бог никогда не применялось. В Христианстве Иисус, как основоположник Христианства, никогда не применял слово Бог он обращался всегда к Отцу. У Православных верующих считается одной из главной молитвой это “Отче наш”. Отче Старославянская форма звательного падежа слова Отец. Великое заблуждение заключается в том, что люди, молясь и обращаясь за помощью к высшим силам, к высшему разуму, к богу, к ангелам хранителям, архангелам не доходили в своих молитвах до Отца как первоисточнику их жизни.

Молитва - это словесное обращение к Отцу (практика Слова). Впоследствии молитвы повернули к обращению к божествам, ангелам и архангелам как к защитникам людей. (Монахи восходили в Ангелов, Ангелы стремились в Богов).Боже – это то же обращение к богу.

Ошибочное Восприятие человека - это когда он не различает что-то вышестоящее, например Ангельство как форму жизни и богов как форму вышестоящей жизни, а также Владыки (Учителя), Отец не различаются и в итоге всё это для обычного человека называется Божественностью. Смысл Божественного - это существа могучие гораздо больше чем человек.

Божественность -это существа не человеческой природы, которые наделены могущественностью и могут намного больше чем человек, а значит они подчиняют себе и человек должен им подчиняться и их слушать. Это принцип религиозной идеологии в 5 расе, но это не было в Воле Отца.

В этом была определённая цель и задача не допустить человечество планеты Земля до восприятия Отца на прямую без посредников. И боги стали как бы посредниками между людьми и истинным Источником жизни людей. И всю предыдущую эпоху человечество шло этим путём. Но среди людей были и другие, которые устремлены с разной скоростью в разной степени на познание нового и более глубоко видели и понимали суть происходящего в жизни, их называли Учениками, Посвящёнными.

Например раньше: поклоняешься, молишься Богу получаешь какие-то благо и способности, а не поклоняешься Богу - не получаешь. У человека изначально природой, генетикой заложено право свободы выбора и свободы воли. Человек, априори, свободное существо. Он так создан Отцом.

И отсюда, если ты хочешь чего-то достичь, но не поклоняешься какому-то Богу то у тебя эти возможности отсутствуют и человек был ограничен в достижении и своём развитии на определённом этапе. И эта позиция не совсем правильно это с точки зрения человечества получается, если ты не хочешь поклоняться Богу, а хочешь, допустим, научиться тому же, что Бог умеет, и только через поклонение можно было прийти к каким-то возможностям и сверх способностям. А это не совсем правильное поклонение, это всегда зависимость. Вот в этом заключалось рабская зависимость людей от Богов, которую они навязывали людям и необходимо человечеству выйти из этого и преодолеть, сознательно выйдя на осознание новых смыслов и сутей. Вот это о чём нам говорит, о том, что у нас не всегда есть смысловые различения. Но когда они появляются, мы уже начинаем называть объект или субъект, тем ракурсом того смысла, который мы предполагаем по своему уровню развития.

И вот Бог и Отец есть существа несущие некие какие-то возможности, способности, какое-то могущество для человека, причём для человека прежней формации, Отец сейчас созидает человека совершенно другого масштаба и других возможностей. А даже в этом, когда начинаем вникать, мы различаем, что Боги тоже имеют пределы своих возможностей и своего совершенства.

Божественная форма жизни .

Боги как форма жизни - это остатки Галактической цивилизации людей, деградировавшие на Кто такие богинашей Планете (с точки зрения Метагалактики), которые жили в синтезе 3-х планов, какие были планы Планеты здесь, у них не было развитой ментальности и не было различения тонкого и физического миров.

Боги – это более высокоразвитая форма, линия жизни по сравнения с человеком планетарным. Какие были формы жизни на планете в 5 расе читать здесь.

Боги – это не состоявшиеся люди Галактики (остатки Галактического человечества, которое само себя истребило), с ориентацией жизни в Метагалактике и Галактике. Люди живущие мерностью одного типа космической материи.

Боги владела способностями управлять законами природы на нашей планете. Так как человек не научился управлять этими законами и поэтому не обладал этими способностями. Что касается религии древних греков и римлян, то это классическое многобожие, ведь их пантеоны насчитывали несколько сотен различных божеств, которые олицетворяли как силы природы, так и небесные светила. Например: Богиня Плодородия, Богиня Красоты, чувствуете?Бог Зевс, Бог огня Гефест, вот этого природного стихийного Огня, и так далее. То есть, это божества, которые несли собою явления того или иного закона природы и как-то помогали человеку в строиться в эту природную среду, взаимодействуя с человечеством, иногда, корректно, иногда, не очень. Корректно, когда помогали людям что-то достигать, некорректно, когда ставили людей в зависимость от себя. Чего стоит легенда про Прометея титана древнего рода богов, который подарил людям огонь знаний и ремесел, запустив этим технический прогресс. Причем, совершивший это деяние против воли богов, за что и поплатился. Выводы делайте сами о сущности и развитости богов. По форме они были похожими на человеческую, но не все. Вспомним древние мифы, сказания они отражают их суть, там были человеческие и животные формы, поэтому боги являются не состоявшимися людьми до конца.

Боги не состоялись тем, что по сути своей и по содержанию, а потом и по поведению своему по отношению к человечеству на планете Земля. Видя, что они более могущественнее чем планетарные люди они позволили себе из планетарных людей делать рабов. Этот вывод можно сложить, если систематизировать древние источники и мифы. Они позволили себе как животных подчинить человека не разглядев в нём себе равного, но находившегося на другом этапе развития более ниже стоящем по отношению к богам. Этим боги нарушили закон Отца “Все равны пред Отцом” . Они требовали от людей служения и подчинения им. Это есть животные принципы жизни, а не человеческие. По развитию боги были ваше нас, но до конца в человека взойти не смогли. У Отца много линий жизни и все они разные, все идут своим путём и как могут, так и развиваются. И человек в этом разнообразии форм и линий жизни занимает свою позицию и развивается от одних стандартов (или расовое развитие) идя к другим стандартам исполняя их.

Человек внешне богов воспринимал в человеческом обличии, но были и обличия животные такие как Египетские, Индийские, божества и другие. И люди символически более высокую форму жизни называли божественной и поклонялись богам и верили в бога. Люди стремились подражать и молились другой форме жизни, а не источнику своей жизни, которую дал каждому человеку Отец.

Кто такой бог если брать с точки зрения Метагалактических смыслов, а Метагалактика развернулась здесь и сейчас на планете и действует на всех и на всю окружающую среду. То с позиции наблюдателя из Метагалактики есть чёткое определение, кто такие боги.

Бог – это форма жизни не являющаяся Отцом , Отец как источник жизни каждого из нас – это есть сутевое понятие, которое определяет Философия и учение Синтеза. Боги они по качествам и свойствам были могущественными управителями на планете они обладали способности управлять природными стихиями. Они брали на себя ответственность, за управление, вводя как бы посредничество между человеком и Отцом, беря на себя определённые функции не имея на это полномочий - это есть главная проблема богов, которую они не смогли увидеть и преодолеть и этим не взошли в Метагалактику.

С точки зрения Алфавита Отца “Сначала было Слово” и слово бог может нас развивать, направлять как-то, но бог не приведёт нас к источнику жизни, которым является Отец. Новые условия жизни развивают в каждом из нас Сознательность и Осознанность. Осмысление этого переводит нас на другое восприятие окружающей нас жизни и процессов в ней, а так же отношение к Отцу. Мы пока не понимаем и не видим многих процессов для нас не прозрачные действия, которые происходят вокруг нас, и в нас в том числе. Мы не всегда видим разных Иерархических уровней и сутей, разных процессов. Но если мы учимся и устремляемся, то нам дано по праву быть Творцами и творить с Отцом новую жизнь, переходя на более высокие уровни восприятия эволюционного развития. У богов можно было научится как хорошему, так и плохому.

Что было отрицательно у богов, что не нужно брать.

Они не до конца выражали Отца.
В своём могуществе по отношению к планете и людям они могли позволять себе манипуляции с человеками. Это есть животный принцип управления. Я бог я выше тебя значит человек ниже, это есть проявление гордыни. Можно сказать отношения начальника и подчинённого.

Религией может быть названо только то мировоззрение, в котором присутствует мысль о Боге, идея Бога, признание Бога, вера в Бога. Если нет этого, нет и религии. Мы можем называть такую веру как угодно: шаманством, фетишизмом, астрологией, магией... Но это уже не религия, это псевдорелигия, вырождение религии. Сегодня мне и хочется поговорить с вами по основополагающему для любой религии, конечно же, и для христианства, вопросу – учение о Боге.

Вопрос о Боге не прост. Вам придется не раз услышать: «Вот вы, христиане, говорите нам о Боге, доказываете, что Он есть. А Кто Он такой? О Ком вы говорите, когда произносите слово "Бог"?» Об этом сегодня и поговорим с вами.

Начну очень издалека, не удивляйтесь и потерпите минуточку. У Платона, ученика Сократа, есть такая мысль: первоначала (простые вещи, не имеющие никакой сложности) не поддаются определению. Их невозможно описать. Действительно, сложные вещи мы можем определить через простые. А простые через что? Если человек никогда не видел зеленого цвета, как мы объясним ему, что это такое? Остается только одно – предложить: "Посмотри". Рассказать же, что представляет собой зеленый цвет, нельзя. Отец Павел Флоренский как-то спросил свою кухарку, самую простую, необразованную женщину: "Что такое солнце?" Искушал ее. Она на него посмотрела с недоумением: "Солнце? Ну посмотрите, что такое солнышко". Он был очень доволен этим ответом. Действительно, есть вещи, которые невозможно объяснить, их можно только видеть.

На вопрос "Кто же Такой Бог?" приходится отвечать так. Христианство говорит, что Бог – это про стое Существо, самое простое из всего, что есть. Он проще, чем солнышко. Он не та реальность, о которой мы можем рассуждать и через это понять и познать ее. Его можно только "видеть". Только "посмотрев" на Него, познать Кто Он есть. Вы не знаете, что такое солнышко, – посмотрите; вы не знаете, Кто такой Бог, – посмотрите. Как? – "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5; 8). Повторяю, далеко не все вещи поддаются словесному описанию, определению. Мы же не можем слепому объяснить, что такое свет, а глухому, что такое звук До третьей октавы или Ре первой. Конечно, есть сколько угодно вещей, о которых мы рассказываем и достаточно понятно объясняем их. Но есть немало и таких, которые выходят за границы понятийного выражения. Их можно познать только через непосредственное ви дение.

Знаете, что в дохристианской греко-римской литературе называлось богословием и кто назывался богословом? Под богословием разумелись рассказы о богах, их похождениях, деяниях. А богословами назывались авторы этих рассказов: Гомер, Гесиод, Орфей. (Что находим у них, не буду говорить.) Вот вам и богословие и богословы. Конечно, есть небезынтересные идеи о Боге у Анаксагора, Сократа, Платона, Аристотеля и у других древних философов, но эти идеи не были популярными.

А в христианстве что называется богословием? Термин "богословие" – это русский перевод греческого слова "теология". По-моему, очень неудачный перевод, ибо вторая часть слова "теология" – "логос" имеет около 100 значений (первая – Теос, или Феос, всем понятна – Бог). В древнегреческо-русском словаре И. Дворецкого содержится 34 гнезда значений слова "логос". В каждом гнезде еще по несколько значений. Но если говорить об основном религиозно-философском смысле этого понятия, то вернее всего, полагаю, оно соответствует "знанию", "познанию", "ви дению". Переводчики взяли самое употребительное значение – "слово", и перевели теологию таким неопределенным понятием как богословие. Но по существу, теологию следовало бы перевести как боговедение, богознание, богопознание. При этом под ведением, знанием в христианстве подразумевается совсем не то, о чем думали язычники – не слова и рассуждения о Боге, но особый, духовный опыт непосредственного переживания, постижения Бога чистым, святым человеком.

Преподобный Иоанн Лествичник очень точно и лаконично сформулировал эту мысль: "Совершенство чистоты есть начало богословия". У других отцов это названо феорией, т.е. созерцанием, которое происходит в состоянии особого молчания – исихии (отсюда исихазм). Об этом молчании прекрасно сказал преподобный Варсонофий Великий: "Молчание лучше и удивительнее всех повествований. Его лобызали и ему покланялись отцы наши, и им прославились". Видите, как говорит, вернее, говорило древнее, святоотеческое христианство о богословии. Оно есть постижение Бога, которое осуществляется лишь через правильную христианскую жизнь. В богословской науке это называется методом духовно-опытного познания Бога, он дает христианину возможность истинного Его постижения и через это – понимания верного смысла Его Откровения, данного в Священном Писании.

В богословской науке есть еще два других метода, и хотя они являются чисто рациональными, однако тоже имеют определенное значение для правильного понимания Бога. Это методы апофатический (отрицательный) и катафатический (положительный).

Вы, наверно, слышали о них. Апофатический метод исходит из безусловной истины о принципиальной отличности Бога от всего тварного и потому непостижимости и невыразимости Его человеческими понятиями. Этот метод, по существу, запрещает говорить что-либо о Боге, поскольку любое человеческое слово о Нем будет ложным. Чтобы понять почему это так, обратите внимание на то, откуда возникают все наши понятия и слова, как они образуются? А вот как. Мы что-то видим, слышим, осязаем и т. д. и соответственно называем. Увидели и назвали. Открыли планету и назвали ее Плутоном, открыли частицу и дали ей имя нейтрон. Есть понятия конкретные, есть общие, есть абстрактные, есть категории. Не будем сейчас об этом говорить. Так пополняется и развивается язык. И поскольку мы общаемся друг с другом и передаем эти названия и понятия, то и понимаем друг друга. Мы говорим: стол, и все понимаем, о чем идет речь, поскольку все эти понятия образуются на основе нашего коллективного земного опыта. Но все они очень и очень неполно, несовершенно описывают реальные вещи, дают лишь самое общее представление о предмете. Гейзенберг, один из основателей квантовой механики, справедливо писал: "Значения всех понятий и слов, образующиеся посредством взаимодействия между миром и нами самими, не могут быть точно определены... Поэтому путем только рационального мышления никогда нельзя прийти к абсолютной истине" (Гейзенберг В. Физика и философия. – М., 1963. – С. 67).

Интересно сопоставить эту мысль современного ученого и мыслителя с высказыванием христианского подвижника, жившего тысячелетием раньше Гейзенберга и не знавшего никакой квантовой механики, – преподобного Симеона Нового Богослова. Вот что он говорит: "Я... оплакивал род человеческий, так как ища необычайных доказательств, люди приводят человеческие понятия, и вещи, и слова и думают, что изображают Божественное естество, то естество, которого никто из ангелов, ни из людей не мог ни увидеть, ни наименовать" (Преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 272). Вот, видите, что значат все наши слова. Если они несовершенны даже по отношению к вещам земным, то тем более они условны, когда относятся к реальностям мира духовного, к Богу.

Теперь вам понятно, почему апофатический метод прав – потому, повторяю, что какими бы словами мы не определяли Бога, все эти определения будут неверны. Они ограничены, они земные, они взяты из нашего земного опыта. А Бог превыше всего тварного. Поэтому, если бы мы попытались быть абсолютно точными и остановились на апофатическом методе познания, то должны были бы просто замолчать. Но во что превратилась бы тогда вера, религия? Как мы могли бы проповедовать и вообще говорить об истинной религии или ложной. Ведь, существом каждой религии является учение о Боге. И если бы мы ничего не могли о Нем сказать, то перечеркнули бы не только религию, но и саму возможность понимания смысла человеческой жизни.

Однако существует и другой подход к учению о Боге. Он, хотя формально неверен, в действительности столь же правильный, если не более, как и апофатический. Речь идет о т. н. катафатическом методе. Этот метод утверждает: мы должны говорить о Боге. И должны потому, что то или иное понимание Бога принципиально определяет человеческую мысль, человеческую жизнь и деятельность. Подумайте, есть разница между следующими утверждениями: я ничего не могу сказать о Боге; говорю, что Бог есть Любовь; говорю, что Он есть ненависть? Конечно, разница есть и великая, ибо каждое указание на свойства Бога является ориентиром, направлением, нормой нашей человеческой жизни.

Даже апостол Павел пишет о язычниках, что все, что можно знать о Боге, они могли бы познать через рассматривание окружающего мира. Речь идет о некоторых свойствах Бога, о том, как вы воспринимаем некоторые действия Божии, этого простого Существа. И называем это свойствами Божиими. Его премудрость, Его благость, Его милосердие и так далее. Это есть только отдельные проявления Божества, которые мы можем наблюдать на самих себе и на окружающем мире. Бог же есть простое Существо.

Потому, хотя все наши слова неточны, неполны и несовершенны, тем не менее, Божественное Откровение для нашего научения говорит совершенно определенно, что Бог есть Любовь, а не ненависть, Добро, а не зло, Красота, а не безобразие... Христианство говорит: "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин.4:16). Оказывается, учение о Боге-Любви, это не какая-то неопределенность, абстракция, нет, это – самое существо человеческой жизни, Он реально существующий Идеал. Потому "не любящий брата пребывает в смерти"; потому "всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца"; потому "никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей" (1Ин.3: 14,15). Иначе говоря, знай, человек, если ты имеешь неприязнь хотя к одному человеку, ты заблуждаешься и приносишь себе зло, страдание. Вы подумайте, какой великий критерий дается человеку положительным учением о Боге, Его свойствах. По нему я могу оценивать себя, свое поведение, свои поступки. Я знаю великую истину: что есть добро и что зло и, следовательно, что мне принесет радость, счастье, а что коварно погубит меня. Есть ли что-либо большее и великое для человека?! В этом сила и значение катафатического метода.

Вы понимаете теперь, почему существует Откровение Божие, которое дано в человеческих понятиях, образах, притчах, почему Он неизъяснимый и неописуемый говорит нам о Себе нашими грубыми словами? Если бы Он нам сказал на ангельском языке, мы ничего бы не поняли. Все равно, что сейчас к нам кто-нибудь вошел бы и заговорил на санскрите. Мы открыли бы рот в недоумении, хотя очень возможно, что он сообщал бы величайшие истины – мы все равно остались бы в полном неведении.

Итак, как же учит христианство о Боге? С одной стороны, оно говорит, что Бог есть Дух и как Существо простое, не может быть выражен никакими человеческими словами и понятиями, ибо любое слово – это уже, если хотите, искажение. С другой – мы стоим перед фактом Откровения Божия, данном нам в Священном Писании и опыте многих святых. То есть Бог говорит о Себе человеку на его языке, и хотя эти слова и несовершенны и не полны сами по себе, однако они являются необходимыми для человека, поскольку указывают ему, что он должен делать, чтобы прийти, хотя бы отчасти, к спасительному познанию, ви дению Бога. А что познание Бога отчасти возможно, об этом пишет Апостол: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13: 12). И Сам Господь говорит: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин. 17: 3). Земная жизнь и есть начало этой вечной жизни.

Бог Господь снисходит к нашему ограниченному разумению и выражает нам истину в наших словах. Думаю, когда мы умрем и освободимся от этого "понятийного" языка, то с улыбкой будем смотреть на наши представления о Боге, духовном мире, ангелах, вечности... которые мы имели, даже читая Откровение. Тогда мы, с одной стороны, поймем все убожество этих наших представлений, с другой – увидим, каким благом для нас было это прикровенное Откровение Божие о Себе, о человеке, о мире, ибо оно указывало нам путь, средства и направление спасительной жизни. То есть все это имеет прямое отношение к духовной жизни христианина. Все мы наполнены страстями, все мы горды, все самолюбивы, однако при этом есть огромная разница между людьми. Какая? Один видит это в себе и борется с собой, а другой не видит и видеть не хочет. Оказывается, положительным (катафатическим) учением о Боге человеку даются верные критерии, мерила, с помощью которых он может правильно оценить себя, если действительно хочет быть верующим. Конечно, он может и ненавидеть брата своего, называясь верующим, но тогда, если его совесть еще не совсем сожжена и не совсем помрачен ум, он может понять, в каком бесовском состоянии находится.

Вы знаете, религии есть естественные и сверхъестественные. Естественные религии являются ничем иным, как выражением в образах и понятиях, мифах и сказаниях непосредственного, естественного человеческого ощущения Бога. Поэтому такие представления всегда носят или примитивно антропоморфический, или интеллектуально-абстрагированный характер. Здесь всевозможные образы богов, наполненные всеми страстями и добродетелями человеческими, здесь божественное Ничто, здесь идея платоновского Демиурга и аристотелевского Перводвигателя и т. д. Но все истины этих религий и религиозно-философских представлений имеют ярко выраженное человеческое происхождение. Сверхъестественные же религии отличаются тем, что Сам Бог дает знать о Себе, кто Он есть. И мы видим какое потрясающие различие существует между христианским пониманием Бога и тем, которое вне его. На первый взгляд, и здесь, и там те же или подобные слова, однако содержание у этих религий по существу отличающееся друг от друга. Насколько разительно это отличие прекрасно выразил апостол Павел, когда сказал: "а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие" (1 Кор. 1: 23). Действительно, все специфически христианские истины принципиально отличаются от всех до них бывших аналогов. Это не только Христос распятый, но и учение о Триедином Боге, о Логосе и Его Воплощении, о Воскресении, о Спасении и др. Но об этом нужно вести отдельный разговор. А вот об одной их этих истин поговорим сейчас. Есть еще одна уникальная истина христианского учения о Боге, которая решительно выделяет христианство из всех других религий, включая даже и религию ветхозаветную. Мы нигде, кроме христианства, не найдем, что Бог есть Любовь и только Любовь.

Вне христианства мы встретим какие угодно представления о Боге. При этом самое высокое Его понимание, к которому приходили отдельные религии и некоторые древние философы, сводилось к учению о справедливом Судье, высшей Правде, совершеннейшем Разуме. О том же, что Бог есть Любовь, никто не знал до Христа. Вот пример. В нашей Церкви существует комиссия по диалогу с мусульманами Ирана. На заседании прошлым летом поднимался вопрос о высшей добродетели и высшем свойстве Бога. И было интересно слышать, когда мусульманские богословы, один за другим, говорили, что таковым свойством является справедливость. Мы отвечали: "Если так, то самым справедливым является компьютер. И разве вы не обращаетесь к Аллаху: "О, всемилостивый и милосердный!". Они говорят: "Да, милосердный, но Судья. Он судит справедливо и в этом проявляется его милосердие". Почему не знало и не знает нехристианское сознание (хотя бы оно даже и называло себя христианским) о том, что Бог есть именно Любовь и ничего более? Потому, что у нас, людей, исказилось само понятие любви. В человеческом языке любовь обозначает: всепрощенчество, отсутствие наказания, то есть свобода произволу. Делай что хочешь, вот что по-человечески обозначает "любовь". Мы другу все прощаем, а к тому, кто нам неприятен, мы цепляемся за каждую ерунду. У нас извратилось понятие любви. Христианство же возвращает нам истинное ее понимание.

Что такое христианская любовь? "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Любовь – это жертвенность. Но жертвенность не слепая. Посмотрите, как Христос реагировал на зло: "Змеи, порождения ехиднины". Берет кнут и выгоняет из храма, опрокидывает скамьи продающих в нем. Мне вспоминается один эпизод из книги архиепископа Александра Тянь-Шаньского, когда ему было лет 14–15. Он писал: Я какую-то книжку взял и стал рассматривать в ней картинку, на которой кони спаривались. И вдруг это увидела моя мать. Я никогда не видел у нее такого гнева. Она всегда была очень мягкая и добрая, здесь же она с негодованием выхватила у меня из рук эту книгу. Это был гнев любви, который я с благодарностью вспоминаю всю жизнь".

Люди не знают, что такое гнев любви и под любовью разумеют только поблажки. Поэтому, если Бог есть Любовь, то, следовательно, делай что хочешь. Отсюда и становится понятным, почему высшей добродетелью всегда считали и считают справедливость. Мы видим, как даже в истории христианства это высочайшее учение постепенно принижалось, искажалось.

Христианское учение о Боге-Любви было глубоко воспринято и раскрыто святыми отцами. Однако это понимание оказывается психологически недоступным для ветхого человека. Самый яркий пример – это католическое учение о спасении. Оно сводится, по верным словам А. С. Хомякова, к непрерывной судебной тяжбе между Богом и человеком. Какие это отношения? Отношения любви? Нет, суда. Сделал грех – принеси соответствующее удовлетворение правосудию Божию, ибо грехом ты оскорбил Божество. Они даже не понимают, что Бога нельзя оскорбить, ибо в противном случае Он оказывается не всеблаженным, а самым страдающим Существом. Если Бог непрерывно оскорбляется грехами человеческими, непрерывно содрогается от гнева на грешников, то какое же там всеблаженство, какая любовь! Это судья. Отсюда изобретено гордое учение о заслугах и даже сверхдолжных заслугах человека, которые он будто бы может иметь перед Богом. Отсюда учение о Жертве Христовой как об удовлетворении правосудию Божию, учение о чистилище, отсюда индульгенции. Все католическое учение сводится к ветхозаветной доктрине: "око за око и зуб за зуб". Все оно прямо вытекает из глубоко искаженного понимания Бога.

Ну, а если Бог есть Любовь, то как же понять эту Любовь? Скорби человеческие бывают? Да. Разве за грехи человеческие не бывает воздаяния? Бывает, и еще какое. Мы на личном опыте и опыте других это постоянно можем видеть. И само Священное Писание говорит о воздаянии, и святые отцы. Что же в таком случае все это значит, как не то, что Бог есть Справедливость? Оказывается, нет. Когда факты бедствий и страданий человеческих оценивают как наказание Божие, то есть как месть Божию за грехи, то допускают большую ошибку. Кто наказывает наркомана, кто наказывает того, кто выскакивает со второго, с третьего этажа и ломает себе руки, ноги? Кто наказывает пьяницу? Это месть Бога, что он становится поломанным, изувеченным, больным телесно и душевно? Конечно, нет. Эти страдания суть естественные следствия нарушения законов внешнего мира. Точно то же происходит с человеком и при нарушении им законов духовных, которые являются первичными и еще более значимыми в нашей жизни, чем законы физические, биологические, психические и т. д. А Бог что делает? Все заповеди Божии являются откровением законов духовных и своего рода таким же предупреждением человеку, как и законы материального мира. Если хотите, можно даже сказать так, Бог умоляет нас, людей: не вредите себе, не грешите, не прыгайте с пятого этажа, сходите по лестнице; не завидуйте, не воруйте, не лукавьте, не... – вы же себя этим калечите, ибо каждый грех несет в себе наказание.

Помню, в детстве как-то зимой мне мама сказала, что на морозе нельзя язычком прикасаться к дверной железной ручке. Только мама отвернулась, я тут же лизнул ее и был вопль великий. Но я тот случай хорошо запомнил и с тех пор, представляете, больше ни разу не повторил этого "греха". Так я понял, что такое заповеди Божии и что Бог есть именно Любовь, даже когда очень больно. Не маменька меня наказала, не она прилепила мой язык к железной ручке, а я не захотел признавать законов и был наказан. Так же "наказывает" нас и Бог. Наши скорби – это не месть Бога. Бог остается Любовью и потому предупреждает нас заранее, говорит, умоляет: "Не поступайте так, ибо за этим непременно последуют ваши страдания, ваши скорби".

Но идея, что Бог мстит, наказывает, является широко распространенным и глубоко укоренившимся заблуждением. А ложная идея порождает и соответствующие следствия. Сколько раз, думаю, вы слышали, как люди возмущаются... Богом. Бунтуют против Бога: "Что, я самый грешный? За что меня Бог наказал?" То дети рождаются плохими, то сгорело что-то, то дела идут не так. Только и слышно: "Что, я самый грешный? Вот хуже меня, и благоденствуют". Доходят до богохульства, до проклятий, до отвержения Бога. А откуда проистекает все это? Из превратного, языческо-иудейского понимания Бога. Никак не могут понять и принять, что Он никому не мстит, что Он есть величайший Врач, Который готов помочь всегда и каждому, искренне осознавшему свои грехи и принесшему сердечное покаяние. Он выше наших оскорблений. Помните, в Апокалипсисе замечательные слова: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (От. 3: 20).

Послушаем теперь, что говорит Священное Писание о Боге-Любви:

Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5: 45).

Ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лук. 4: 39).

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16).

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак.1: 13-14).

Чтобы вы... могли... уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею (Еф.3:18-19).

Как святые отцы смотрят на этот вопрос? Мы найдем у них (как и в Священном Писании) множество высказываний, в которых прямо говорится о наказаниях Божиих за грехи. Но что означают эти наказания, какова их природа? Зачитаю вам их объяснения этого серьезного вопроса.

Преп. Антоний Великий: "Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако же как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом – по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога – по несходству с Ним. Живя добродетельно – мы бываем Божиими, а делаясь злыми – становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас , но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения " (Наставления св. Антония Великого. Добротолюбие. Т.1. §150).

Св. Григорий Нисский: "Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти удовольствия или милости, или гнева , этого никто не будет отрицать даже из мало внимательных к познанию истины Сущего. Но хотя и говорится, что Бог веселится о рабах Своих и гневается яростью на падший народ, потом, что Он милует, его же аще милует, также щедрит (Исх. 33:19), но каждым, думаю, из таковых изречений общепризнанное слово громогласно учит нас, что посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи , чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не отчаявались в возвращении через покаяние, взирая на милость..." (Св. Григорий Нисский. Против Евномия. Творения.Ч.У1. Кн.II.М.1864. С.428-429).

Св. Иоанн Златоуст: "Когда ты слышишь слова: "ярость и гнев", в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного ; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых" (Беседа на Пс.VI.-2.Творения. Т.V.Кн.1. СПб. 1899. С. 49) .

Св. Иоанн Кассиан Римлянин: Бог "не может быть ни огорчен обидами, ни раздражен беззакониями людей... " (Собеседование – Х1. §6) .

Все это очень важно понять, поскольку имеет большое значение для духовной жизни. Мы своими грехами отторгаемся от Бога, но Бог никогда не отступает от нас, сколь бы грешны мы не были. Поэтому для нас всегда остается открытой дверь спасительного покаяния. Не случайно, а промыслительно первым в рай вошел не праведник, а разбойник. Бог всегда есть Любовь.

Такое понимание Бога проистекает и из христианского догмата о Боге едином по существу и троичном по Ипостасям – догмата опять-таки нового, неведомого миру. Есть отеческое выражение: кто видел Троицу, тот видел Любовь. Догмат Троицы открывает нам первообраз той любви, которая является идеальной нормой человеческой жизни, человеческих отношений. Многоипостасное человечество, хотя и едино по своей природе, однако в настоящем состоянии совсем не едино по существу, ибо грех разделяет людей. Тайна Бога-Троицы и открыта человечеству для того, чтобы оно знало, что только богоподобная любовь может сделать каждого человека чадом Божиим.

Лекция профессора А.И. Осипова по основному богословию, была прочитанна в Сретенской духовной семинарии 10 октября 2000 г.

Статьи по теме