Русская православная церковь святого благоверного князя александра невского в копенгагене. Две церкви рядом

Кудрина Юлия

150%">История русской православной церкви Святого Благоверного князя Александра Невского в Копенгагене тесно связана с именем Императора Александра III и Императрицы Марии Федоровны.

150%">Строительство церкви началось в 80-е годы XIX столетия, после того как в 1866 году был заключен брак между великим князем Александром Александровичем и датской принцессой Дагмар, принявшей в православии имя Марии Федоровны. До этого православные люди, проживавшие в датской столице, молились в небольшой церкви при Российском посольстве в Копенгагене.

150%">Для строительства храма российским правительством в центре Копенгагена, недалеко от королевского дворца Амалиенборг, был куплен участок земли. Александр Александрович первоначально намеревался построить русскую церковь на свободном пространстве недалеко от гавани вне городской застройки, однако на этом месте по желанию старшей дочери короля Кристиана IX, вышедшей в 1863 году замуж за британского принца Эдуарда (впоследствии ставшего английским королем Эдуардом VII), была возведена англиканская церковь.

150%">На строительство храма русским правительством было выделено 300 тысяч рублей. Из личной казны императорской семьи было передано 70 тысяч рублей.

150%">Проектировку храма Александр III поручил известному русскому архитектору профессору Петербургской Академии художеств Д.И. Гримму. С датской стороны его помощниками были выбраны директор Датской Академии Художеств профессор Фердинанд Мелдал и архитектор А.Х. Иенсен.

150%">Немец по происхождению, лютеранец по вероисповеданию, Д.И. Гримм (1823-1898) явился одним из создателей т.н. «русского стиля» в архитектуре в эпоху царствования Александра III. В 1855 г. он получил звание академика архитектуры, в 1866 стал профессором Академии художеств. По проектам Гримма были выстроены русские православные церкви: Святой Марии Магдалины в Иерусалиме, часовня в память о наследнике цесаревиче Николае Александровиче в Ницце, Русская православная церковь в Женеве.

150%">На территории России им были возведены: Владимирский собор в Херсонесе (близ Севастополя), Александро-Невский храм a Тифлисе в память покорения Кавказа 1866-1897 гг., храм Святого Николая в Брестской крепости (1876), Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Егерской Слободе в Гатчине (1886), церковь святой Ольги близ Стрельны в Петергофе (1861-1863) и многие другие. Одним из его выдающихся творений был «Памятник Славы» на Троицкой площади в Санкт-Петербурге, воздвигнутый в 1884-1885 гг. в память героев русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

150%">Вместе с известными русскими архитекторами: М.О. Микешиным, А.М. Опекушиным и М.А. Чижовым, Д.И. Гримм участвовал в работе (1862-1873) над архитектурной частью памятника Екатерине II на площади Островского в Санкт-Петербурге, а также над проектом памятника Петру I в Житомире и Воронеже. Д.И. Гримму также принадлежит оформление великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости.

150%">При подготовке строительства храма в Копенгагене, Александр III входил во все детали оформления храма. С архитектором Д.И. Гриммом он обсуждал общий замысел, вид иконостаса, рисунки церковной утвари, паникадил.

150%">Здание церкви в Копенгагене было возведено из красного кирпича с украшениями из белого камня-песчаника с гранитной облицовкой нижнего этажа. Лестница, ведущая на второй этаж, была выполнена из белого гранита в старорусском стиле. Декоративная часть церкви, в первую очередь ее стены, была оформлена художником Фишером в византийском стиле. Резной иконостас из темного американского ореха работы Шредера. С потолка главного зала церкви свисала массивная бронзовая люстра — подарок Императора Александра III. Пол в главном церковном зале выполнен из мозаичного мрамора.

150%">Освящение церкви состоялось в 1883. На нем присутствовали члены царской семьи: Император Александр III с Императрицей Марией Федоровной, наследник цесаревич Николай Александрович, великий князь Георгий Александрович, великая княгиня Ксения Александровна. С датской стороны — король Дании Кристиан IX, король Греции Георг V, он же датский принц Вильгельм, королева эллинов Ольга Константиновна и их дети.

150%">Среди художников, внесших свой вклад в оформление церкви, были известные русские живописцы: А.П. Боголюбов, И.Н. Крамской и Ф.А. Бронников.

150%"> «Великий маринист», как его называли современники, А.П. Боголюбов происходил из дворянской семьи и приходился внуком знаменитому А.Н. Радищеву. При Императоре Александре II он был приближен к трону и стал преподавателем рисования у цесаревича Николая Александровича, которого не раз сопровождал во время поездок по России. Позже он руководил занятиями живописи у цесаревича Александра Александровича и цесаревны Марии Федоровны.

150%">Боголюбов знакомил их с историей искусств и внес большой вклад в их духовное развитие. По его рекомендации для чтения лекций по искусствам были приглашены известный литератор Д.В. Григорович и профессор Академии художеств архитектор И.И. Горностаев. А.П. Боголюбов сопровождал Александра Александровича во время его поездок в 1863 по России и поездок августейших супругов по России в 1866, 1869 гг., а также поездки их в 1867 г. в Данию. За время этих поездок им было написано сорок пять картин, около двухсот этюдов и рисунков, на которых были запечатлены места пребывания.

150%">С годами А.П. Боголюбов стал наставником и советником Александра Александровича в области художеств. Будучи приверженцем радикальных идей, он помогал императору в реформировании Академии художеств. По его совету при Академии было создано Высшее художественное училище, куда в качестве руководителей были приглашены художники: И.Е. Репин, И.И. Шишкин, В.Е. Маковский, А.И. Куинджи, В.В. Матэ и другие. Пользуясь доверием императора, Боголюбов, по словам известного искусствоведа профессора А.В. Прахова, содействовал «сближению государя с тогдашней передовой реальной русской школой».

150%">При создании Императором будущего Русского музея, Боголюбов, выполняя высочайшие заказы, помогал формировать музей. Со своей стороны, Александр III ангажировал художника для написания картин на тему «Крымской войны». «Государь приказал мне разработать в картинах нашу славную боевую историю начиная с Петра Великого», — отмечал в своих воспоминаниях Боголюбов. При поддержке Императора Александра III А.П. Боголюбов создал в г. Саратове первый художественно-промышленный музей, названный именем его великого деда — А.Н. Радищева.

150%">На закате своих дней Боголюбов напишет в воспоминаниях: «...умирая буду благословлять Бога, что он даровал мне счастье узнать близко все величие души незабвенного в Бозе почившего Императора Александра III».

150%">Кисти известного русского художника И.Н. Крамского принадлежат три картины, написанные им специально для Русской церкви в Копенгагене, мало известные в России.

150%">Император Александр III постоянно оказывал материальную поддержку художникам, принадлежавшим к «Товариществу передвижников», которых он, как отмечал А.В. Прахов, считал «представителями передового русского искусства». «Симпатии к новой русской школе, — по его словам — привели к тому, что Государь совершенно самостоятельно, решительно и открыто встал на сторону «передвижников», в ту пору еще боровшихся под знаменем самостоятельности русского искусства, отождествляя ее принадлежность к реализму».

150%">Крамской не раз выполнял заказы Императора. Именно ему принадлежат, по мнению современников, наиболее профессионально выполненные портреты Императора Александра III и Императрицы Марии Федоровны.

150%">При написании И. Крамским трех фресок для Русской церкви и жития Александра Невского, большую поддержку художнику оказал известный русский промышленник, меценат Юрий Нечаев-Мальцов. На выделенные им средства были созданы вышеупомянутые картины И.Н. Крамского. На одной — Александр Невский со своим войском во время молитвы в Софийском Соборе в Новгороде перед битвой со шведами на Неве в 1240 г. На второй, по другую сторону алтаря, — сцена завершения Александром Невским своей мирской жизни при снятии им схимы в Федоровском монастыре маленького городка Волжска.

150%">Третьим художником, чьи великолепные работы находятся в храме Александра Невского в Копенгагене, явился профессор исторической живописи Петербургской Академии художеств Федор Бронников. Сын простого торговца рыбой из небольшого городка Шадринска Пермской губернии еще в юношеские годы стал делать гравюры на липовых досках, а затем отпечатки с помощью ваксы на бумаге.

150%">Попав в Санкт-Петербург с рыбным обозом, он пять лет работал за харчи и одежду в мастерской известного гравера Евстафия Бернардского, пока по требованию барона П.К. Клодта не был отпущен на учебу в Петербургскую Академию художеств. Его кисти принадлежат лучшие гравюры «Мертвых душ» Гоголя.

150%">Окончив Академию, Ф. Бронников стал талантливым портретистом и написал целый ряд картин на исторические темы. По рекомендации Боголюбова, который всегда поддерживал Боронникова, Император поручил художнику исполнить для Русской церкви запрестольный образ «Иисус утишает бурю». На полотне Боронникова был изображен Иисус, идущий по Генисаретскому озеру к лодке со своими учениками. Автор работал над этим образом в парижской мастерской Боголюбова, чьим близким другом он стал. С 1876 художник примкнул к «Товариществу передвижников» и создал в родном городе Шадринске музей, которому подарил многие свои картины.

150%">Все иконы в Русской церкви были исполнены, по желанию Императора, по золотому фону. Доверяя А. Боголюбову в выборе художников-оформителей, Император в одной из бесед сказал ему: «Вы знаете, что я строю в Копенгагене православную церковь, по проекту архитектора Гримма? У Вас будет в Париже барон Моренгейм, русский посол, он поговорит с Вами о росписи ее стен и иконостаса. Так Вы выберите из Ваших товарищей художника, который их бы исполнил. Я люблю и хочу здесь светлую живопись, ибо будущий храм не очень хорош по освещению».

150%">Боголюбов вспоминал также о том, что Александр III обсуждал с ним и оформление алтарной части храма. «Его Величество меня подробно расспросил об иконостасе для церкви, сказав: ”Помните, я говорил, что желаю светлого образа”. — “Такими и увидите, Государь, ибо они все исполнены по Вашему требованию, кроме Запрестольного, где пришлось употребить темный фон, ибо это буря”».

150%">Золоченый фон икон, расположенных в алтарной стене, прекрасно сочетается с орнаментом расположенных по бокам арок на массивных черных колоннах, придавая им особую торжественность.

150%">Ф.Бронникову принадлежал и образ Святого Благоверного князя Александра Невского, выполненный им в верхней части церковного здания на пластине из лавы. «Его Величество, — вспоминал Боголюбов, — убедясь в пригодности лавы для замены дорогостоящей мозаики, повелел устроить при Императорском фарфоровом заводе мастерскую для лавного производства».

150%">Ниже образа Александра Невского помещалась колокольня с шестью колоколами. На воротах, ведущих в небольшой двор церкви, ажурные решетки с вензелями Александра III и Марии Федоровны на золоченом орнаменте.

150%">Церковь Святого Благоверного князя Александра Невского в Копенгагене, часто посещаемая императорской семьей, была одной из богатых зарубежных православных церквей. Она часто получала богатые украшения. Массивный серебряный алтарный крест с украшениями золотом и эмалью, расшитые жемчугом воздухи были подарены Императором Александром III. Плащаница, содержащая 320 разных драгоценных камней, преимущественно аметистов — подарок церкви от камергера Императорского двора Ю. Нечаева-Мальцова.

150%">Одной из реликвий церкви явилась икона Святого Николая Чудотворца, попавшая в церковь в годы Первой мировой войны с русского корабля «Паллада». Судно было потоплено немцами, экипаж погиб в море, а икона всплыла. Архимандрит Антоний, служивший в храме после революции, которому была принесена икона, передал ее в храм.

150%">В годы революции и гражданской войны на датской земле нашли пристанище три с половиной тысячи русских эмигрантов, из которых две тысячи жили в Копенгагене. Среди них была и Императрица Мария Федоровна с дочерьми великими княгинями Ксенией Александровной и Ольгой Александровной и их детьми. Вынужденная в 1919 г. покинуть на английском крейсере «Мальборо» Россию, она проживала в окрестностях Копенгагена в замке Видёре. Каждое воскресенье Императрица приезжала на богослужение в Русскую церковь, которая в те годы была центром объединения русских людей.

150%">В Дании в то время продолжала действовать российская царская миссия во главе с бароном Мейендорфом, которая оставалась на позициях непризнания большевистской власти. Вместе с тем действовала и большевистская миссия Ц. Гейна.

150%">Датскому правительству в течение некоторого времени приходилось иметь дело с двумя миссиями одновременно. В 1920 г. советское правительство выступило с требованием передачи Советской России здания храма Александра Невского и немедленного выселения притча из здания церкви, помещавшегося на первом этаже.

150%">Большевикам в те годы, видимо, было известно, что в храме Александра Невского в Копенгагене находились тогда великие святыни — Десная рука и часть Древа Иоанна Предтечи, спасенные и вывезенные из гатчинской церкви Святого Павла настоятелем Собора протоиереем Иоанном Богоявленским. 13 сентября 1920 г. святыни сначала были доставлены в Таллин, а затем переданы законной владелице — Императрице Марии Федоровне, супруге Александра III и матери Николая II.

150%">Дело о судьбе храма Александра Невского было передано на рассмотрение в Датский суд. Суд прошел несколько инстанций. Первое решение суда признавало, что большевики не являются собственниками здания. Вторая судебная инстанция — окружной суд — вынесла постановление, что так как церковь является казенным имуществом, то собственником его является советское правительство. Третья инстанция — Верховный суд Дании — вынесла окончательное решение, согласно которому законным владельцем церкви является церковная община. Решение Датского Верховного суда под председательством господина Тролле было основано на том, что в свое время храм строился не только на государственные деньги, но и на личные деньги императорской семьи.

150%">25 октября 1925 года в храме состоялся торжественный благодарственный молебен по случаю передачи решением Верховного суда Дании храма русской церковной общине. В благодарственном адресе, написанном рукою великой княгини Ольги Александровны, за подписью представителей русской церковной общины в Копенгагене, в том числе Императрицы Марии Федоровны, на имя председателя Верховного суда господина Тролле говорилось: « Господин Защитник, когда в незабвенный день 22 октября прозвучал голос датского Верховного суда, отстранивший от нашего Храма дерзновенную руку врага, весь Копенгагенский приход, воздав хвалу и благодарение Богу и небесному своему Покровителю, Святому Благоверному князю Александру Невскому — с горячей признательностью обратил свои взоры к Вам, нашему верному защитнику и другу.

150%">Вооруженный верой и знанием, мужественно встали Вы на оборону Святыни Нашей от натиска безбожников. Казалось, непреодолимые трудности стояли на Вашем пути, но вы сохранили непреклонную волю победить во имя Истины и Света. В сознании правоты Вашего дела, в живом сочувствии своих соотечественников, в молитвах наших черпали Вы свою надежду и силу.

150%">И ныне Господь, избравший Вас своим орудием, увенчал Ваш бескорыстный подвиг блестящим успехом. Благодаря Вам по-прежнему будет сиять Святой Крест на Православной Александро-Невской церкви в Копенгагене; далеко за пределами Вашей гостеприимной страны разольется это короткое сияние и в лучах его весь мир почтит и Ваше имя — святое имя бескровно победившего Христианского Витязя под знаменем Креста».

150%">Девятнадцать подписей офицеров бывших российских императорских армий и флота, проживавших в Дании, стояли на втором благодарственном адресе, переданном господину Тролле после богослужения.

150%">С Русской церковью связаны и скорбные дни ухода из жизни Императрицы Марии Федоровны. Она умерла в замке Видёре 30 сентября (13 октября) 1928 г. 16 октября тело Императрицы было перевезено в Русскую церковь на Бредгаде. Маленький гроб был установлен на низком помосте посреди церкви. Он был покрыт датским государственным флагом и Андреевским флагом. Великая княгиня Мария Павловна (младшая) вспоминала: «Не было почетного караула, короны, гербов, все чрезвычайно скромно. Цветов, однако, было такое множество, словно церковь готовили к венчанию. Не уместившись на помосте, они обложили его кругом, пышной пестрой грядой. Венки от правительства Франции, Англии, Бельгии, Японии, Китая и Бразилии были торжественно разложены у гроба и развешены на стенах. Для совершения чина погребения по православному обычаю из Парижа прибыл управляющий русскими приходами в Западной Европе митрополит Евлогий. Три дня шло прощание, три дня шел неиссякаемый людской поток. Дважды в день в храме Благоверного Александра Невского проходили службы. 19 октября в 10 часов в храме началась литургия, которую служил митрополит Евлогий. На отпевании были граждане Российской Империи, вынужденные покинуть свою Родину, многие из них прежде принадлежали к царскому двору, входили в свиту Императрицы и сотрудничали с Императрицей на ниве благотворительности. Все были в черных костюмах, дамы в черных вуалях». В церковном зале стояли великие княгини Ксения и Ольга со своими мужьями — великим князем Александром Михайловичем и полковником Николаем Александровичем Куликовским, великий князь Кирилл Владимирович, великая княгиня Мария Павловна, ее брат великий князь Дмитрий Павлович с женой, княгиня Татьяна Константиновна и ее братья — князья Георгий и Гавриил Константиновичи. Присутствовали также четверо сыновей Ксении — князья Федор, Андрей, Никита и Василий, и сыновья Ольги — Тихон и Гурий; приехали из Франции князь Феликс Юсупов с женой Ириной, внучкой Марии Федоровны. Это были остатки большой семьи Романовых, которым удалось вырваться из России. Среди приближенных Императрицы были князь Долгорукий, княгиня Вяземская, адмирал Римский-Корсаков с супругой, а также приехавшие из Европы представители старых русских фамилий и дипломатического корпуса и сенаторы. «Русский храм вновь вместил блистательное собрание: мундиры на мужчинах — российские ордена Святой Екатерины, возложенные на них самим царем. За десять лет изгнания мы впервые присутствовали на церемонии, в мельчайших подробностях воскрешавшей прошлое, впервые — и в последний раз. Уже никогда не будет случая надеть эти ордена и медали», — вспоминала княгиня Мария Павловна.

150%">В 13.45 был подан траурный катафалк. Белый гроб с телом Императрицы торжественно вынесли из храма, и траурная колесница, запряженная четырьмя лошадьми, под звуки похоронного марша медленно двинулась по улице Бредгаде к станции Естепорт. Процессию возглавляли служители русских церквей в сопровождении эскорта датской гусарской гвардии с обнаженными саблями... Как писал великий князь Александр Михайлович: «В последний раз в своей жизни и первый раз после революции Мария Федоровна оказалась во главе столь блестящей процессии... Со своей смертью она обрела то, что потеряла в тот день, когда ее сын отрекся от престола — свое почетное место». Императрица была похоронена в Росскильском соборе под Копенгагеном.

150%">Прошло около 80 лет. Имя Императрицы Марии Федоровны вернулось в Россию. По обоюдному согласию датской и российской стороны, прах Императрицы в 2006 г. был привезен в Россию. У стен Русской церкви в Копенгагене состоялось торжественное прощание и 28 сентября 2006 г. прах Марии Федоровны был торжественно захоронен в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге рядом с могилой ее супруга, Императора Александра III.

Фотогалерея

Церковь Александра Невского - одна их важных достопримечательностей Копенгагена. Храм располагается в центре города, недалеко от Мраморной церкви и королевской резиденции Амалиенборг.

История создания храма Александра Невского начинается в 1881 году благодаря императору Александру III и его жене Марии Федоровне (в девичестве - датской принцессы Драгмар). Церковь строилась по проекту известного профессора Санкт-Петербургской Академии художеств Давида Грима, ему помогали профессор Ф. Мельдальс и местный архитектор А. Х. Иенсен.

Здание храма построено в виде корабля, в псевдорусском стиле, из бело-красного кирпича, окна и крыша украшены в византийском стиле, фасад венчают три золоченых купола с крестами и 6 колоколов (общий вес колоколов - 640 килограмм). Внутри церкви - прекрасные расписные стены и потолок, мозаичный пол, деревянный иконостас. Также храм внутри украшают превосходные картины известных русских художников Алексея Боголюбова, Ивана Крамского. Особенно красива композиция в алтаре художника Фёдора Бронникова ("Христос укрощает бурю").

Важные святыни храма - икона Александра Невского и чудотворная икона Пресвятой Богородицы (Копенгагенская-Иерусалимская), именуемая «плачущей». Икону Пресвятой Богородицы привезли в копенгагенскую церковь от вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, которая, в свою очередь, получила ее от русских монахов с Афона. В южной части храма у алтаря находится киот с иконами («шкафчик Марии Федоровны»). В дворике церкви справа от входа находится бюст императрицы.

Сегодня храм Александра Невского - духовный центр для православных верующих любой национальности.

  • Адрес: Bredgade 53, 1260 København K, Дания
  • Телефон: +45 33 13 60 46
  • Архитектор: Давид Иванович Гримм
  • Архитектурный стиль: русско-византийский
  • Строительство: 1881-1883 годы годы
  • Статус: действующий храм

Прогуливаясь по улицам , можно обнаружить русский православный храм посреди заграничного города. Такое место является обязательным к посещению в списке отечественного туриста.

История церкви Александра Невского

Церковь Александра Невского в – это православный храм в столице , находящийся в юрисдикции РПЦЗ (Русская Православная Церковь заграницей). В 1881 – 1883 годах российская императрица Мария Фёдоровна (супруга Всероссийского императора Александра III и дочь короля Дании) изъявила желание построить храм, после чего Россия примерно за 300 тысяч рублей приобрела участок под строительство церкви в Копенгагене.

С 1881 года и до настоящего времени храм является действующим и открыт для посещения верующим и простым туристам.

Что посмотреть?

Одним из архитекторов церкви был Давид Гримм, именно по его плану храм был создан в русско-византийском стиле. Построена церковь чередующимися линиям из красного и белого кирпича, что придаёт интересный архитектурный элемент уже с самой основы. На крыше церкви к небесам тянутся 3 позолоченных купола с крестами и 6 колоколов, которые весят ни много ни мало - 640 килограмм. Стены у входа в храм украшены текстом из 120 псалма Библии, а на фасаде здания размещен крест высотой больше двух метров. Под куполами установлена икона с изображением князя Александра Невского.

Интерьер молитвенного зала состоит из мозаичной мраморной плитки, создающей рисунок. Стены и прочие конструкции внутри залов украшены сложным позолоченным орнаментом. Кресты, картины и кадило являются оригинальными и некоторые из вещей были подарены церкви лично королями, что делает эти предметами весьма ценными. Стены комнаты увешаны и обычными картинами на религиозную тему, не говоря о множестве старых и весьма отлично сохранившихся икон. Две самые важные из них – это икона Пресвятой Богородицы, или как её ещё называют «Плачущая». Также обязательно обратите внимание на икону Александра Невского, в честь которого церковь и названа.

В наше время при храме есть библиотека и даже воскресная школа. Иногда здесь проводится съезд молодежи из других городов, на котором молодое поколение участвует в беседах со священнослужителями.

Православный храм

Церковь Александра НевскогоAleksandr Nevskij Kirke

: 55°41?07 с. ш. 12°35?26 в. д. / 55.6852833° с. ш. 12.5906944° в. д. / 55.6852833; 12.5906944 (G) (O) (Я)

Церковь благоверного князя Александра Невского (дат. Aleksandr Nevskij Kirke) - православный храм в Копенгагене (Дания). Здание относится к достопримечательностям датской столицы.

Храм находится в юрисдикции Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви заграницей. Настоятель - иерей Сергий Плехов.

История

Первый русский православный храм в Копенгагене был освящён во второй четверти XVIII века в доме русского посла.

Современный храм был построен по желанию императрицы Марии Фёдоровны, дочери датского короля. В 1881 году русское правительство приобрело участок на улице Bredgade и ассигновало 300 000 рублей, куда входили 70 000 из личной кассы императора Александра III. В том же году была начата постройка храма. Церковь строилась по проекту профессора Д. Н. Гримма. В строительстве участвовали директор датской академии художеств профессор Ф. Мелдаль и местный архитектор Альберт Х. Ниелсен (Albert Nielsen).

29 августа (10 сентября) 1881 года храм был освящен протоиереем Иоанном Янышевым в сослужении с протоиереем Н. И. Волобуевым и иеромонахом Александро-Невской лавры Митрофаном I-м. На освящении присутствовали Александр III, Мария Фёдоровна, цесаревич Николай Александрович, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, датский король Христиан IX и греческая королева Ольга Константиновна.

В 1920 годы храм находился в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе Русской православной церкви.

В храме молилась, находясь в эмиграции, Мария Фёдоровна, здесь же 19 октября 1928 года её отпел митрополит Евлогий (Георгиевский).

С переходом митрополита Евлогия (Георгиевского) в Константинопольский патриархат, в Западноевропейском экзархате русских приходов. В 1983 году приход со всем его имуществом передан Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей

В апреле 2000 года часть прихода вышла из юрисдикции РПЦЗ и перешла в лоно Русской православной церкви, основав 19 апреля новый приход святого Александра Невского, расположившийся по адресу Nyhavn, 22.

Архитектура, убранство

Храм построен в русско-византийском стиле из датского красного облицовочного кирпича. Фасад украшен по фронту белым песчаником по рисунку художника А. К. Фишера. Нижний этаж облицован серым гранитом.

Вход в храм широкий, крытый; лестницы выполнены из белого мрамора. По стенам входа написан 120-й псалом: «Возведох очи мои в горы…»

На фронтоне в нише находится икона святого благоверного великого князя Александра Невского, написанная на плите из вулканического камня профессором Ф. А. Бронниковым.

Храм освещается сводчатыми окнами с матовыми стеклами. Пол в церкви мраморный мозаичный, в алтаре - дубовый паркетный. Стены и потолок расписаны византийским золоченым орнаментом по темному фону. Бронзовое паникадило в виде креста - подарок Александра III.

Резной иконостас был выполнен из темного американского ореха. Иконы написаны на холсте художником Ф. А. Бронниковым.

На горнем месте находится картина «Христос укрощает бурю» (Мф. 8,23-27)кисти А. Ф. Бронникова; справа от входа - картина «Хождение по водам» (Мф. 14, 22-36) А. П. Боголюбова. По обеим сторонам от алтаря расположены картины из жития Александра Невского, написанные И. Н. Крамским: молитва князя с дружиной перед Невской битвой в Софии; пострижение князя в схиму.

Среди почитаемых святынь в храме находятся:

    киот с иконами, принадлежавшими императрице («шкафчик Марии Феодоровны»), помещённый в южной части храма, у алтаря. чудотворная икона Божией Матери «Копенгагенская-Иерусалимская», именуемая «плачущей». Икона была передана вдовствующей императрице в утешение от русских монахов с Афона

В звоннице 6 колоколов общим весом 640 килограмм (самый большой весит 288 килограмм).


Фасад венчают три золоченых купола.

Пока батюшка переодевался и разговаривал с прихожанами
(на вечерни в будний день присутствовало несколько человек,
в том числе датчане), а свечи еще горели, я торопливо фотографировала.

Паникадило было уже погашено (кстати, оно тоже подлинное, как и все здесь,
это подарок царя Александра III, оно из бронзы и имеет форму креста).

Отдельно житийные картины кисти Крамского я снять забыла,
еле успела остальное запечатлеть, жаль, конечно
(на этих кадрах их чуть-чуть видно, по обеим сторонам от алтаря).

Картина Боголюбова "Хождение по водам"
(удивительно написана, снимок полностью не передает эффекта):

Когда включен свет, особенно торжественно, все сверкает, но при этом
ощущение гармонии, а не излишней помпезности.
Мраморный мозаичный пол тоже, видимо, аутентичный.

Орнаментальный декор замечательный.

Повернемся чуть влево:

Из икон привлекает внимание самая из них датская-
святителя Ансгара , которого называют скандинавским апостолом:

Правая сторона получилась совсем плохо из-за контрового света,
выкладываю просто для того, чтобы дать представление:

На стенах висят две таблички. Одна в честь царской четы, другая гласит:

Статьи по теме