Нужно ли собороваться. Что такое Соборование в церкви? И как к нему подготовиться? Тщетность таинства без искренней веры

Рождество Христово – это второй, по значимости, праздник в православном календаре. Отмечается 7 января не только на церковном, но и на государственном уровне. Один из самых древних праздников, дошедших до наших дней. За минувшие века празднование Рождества обросло множеством традиций, обрядов и ритуалов.

Стоит отметить, что дата празднования установлена по Юлианскому календарю, который еще принято называть «Старым стилем», на 25 декабря. То есть, православная традиция предполагает, что Рождество открывает праздничный цикл, а уже Новый год, 1 января, закрывает. Сейчас мы пользуемся Григорианским календарям, в котором дата сместилась на 7 января.

Немного истории

На наши земли Рождество пришло вместе с Христианством. После того как Святой Владимир крестил Русь, стали отмечать на государственном уровне. В те времена праздник символизировал конец старого и начало года. Поэтому в период от Рождества и до Масленицы заключались годовые договоры между купцами, завершались прошлогодние дела и начинались новые. В те далекие времена про гражданские календари почти никто не знал, люди измеряли время от одного церковного праздника к другому.

Рождество в Х–ХVIII веках

Во времена Древнего Русского государства и Российской Империи традиции, связанные с рождественскими праздниками, почти не менялись. Для крестьян эта дата была самой удобной. Заканчивались все осенние полевые работы, зимой сельское хозяйство застывало. Поэтому праздничные гулянья могли продолжаться целую неделю.

В высшем свете Рождество пользовалось не меньшей популярностью. В Санкт-Петербурге и Москве проходили большие ярмарки и народные гулянья. Строились катки и своеобразные «парки развлечений».

К началу XVIII века из Западной Европы к нам пришел Вертеп – небольшой театр, в котором разыгрывались библейские сценки. В одних регионах этот театр был кукольным, в других роли исполняли живые актеры. Традиция ставить вертеп просуществовала почти до середины XX века. Во время преследования религии она затухла и в наши времена почти не возродилась. А само слово «вертеп» стало синонимом понятия «любительский театр».

Народные обряды и традиции, связанные с Рождеством

Подготовка к празднику начинается задолго до его начала. Русские крестьяне, хотя и исповедовали православие, сохранили множество языческих традиций. Большинство из них связано с земледелием и будущим урожаем.

До первой звезды

Рождество предварял одноименны строгий пост, длившийся около месяца. В этом время нельзя было потреблять скоромную пищу – мясо, яйца, молоко и другие калорийные продукты. Считалось, что о рождении Иисуса Христа возвестила яркая звезда. Поэтому окончание поста было приурочено к появлению первой звезды на вечернем небе в канун праздника. В последний день поста до этого момента вообще не принято было есть.

Сжигание снопа

Рождество также знаменовало окончание сельскохозяйственного года. Во время сбора урожая глава семейства выбирал лучший сноп пшеницы и ставил его под иконы, как благодарность Богу за хороший урожай. В канун Рождества этот сноп сжигался, символизируя тем самым надежду на следующий урожай. В это время было принято менять как можно больше в своей жизни – надевать новую одежду, обувь, покупать дорогие вещи.

Вертеп, ряженные и коляда

Традиция создавать праздничные театры, вертепы, пришла к нам лишь в начале позапрошлого века. Для крестьян театр был в диковинку, поэтому они называли актеров «ряженными». Вертепы выходили в вечер перед Рождеством и выступали на площадях или заходили в дома. В их репертуаре были сценки из жизни семьи Иисуса Христа, другие библейские сюжеты и истории. Характерно, что и образы героев, и сюжетные линии максимально пропитывались злободневными темами.

Для кукольных вертепов действовало одно строгое правило. Нельзя было делать куклу Богородицы или Иисуса, их заменяли освященными иконами.

За выступления участникам вертепа, как правило, давали еду. Простые люди в те времена очень редко видели деньги. В семьях специально пекли пирожки или готовили другое угощение, чтобы наградить артистов.

Во время представления часто исполнялись песни – коляда. Слова этих песен почти полностью соответствовали Евангельским текстам, музыка была народной. К сожалению, до нас дошло очень мало таких песен и сценариев вертепов.

В некоторых регионах России коляду называли «славлением». Суть обряда была той же – прийти к своему соседу или знакомому и с песней известить радостную весть – Рождение Спасителя. В Российской Империи, патриарх, глава Православной церкви, приходил со славлением к императору. Вместе с ним во дворец заходила целая процессия. После поздравления главы государства, патриарх направлялся к царице и другим членам императорского семейства.

Подарки

Во все времена на Рождество было принято дарить подарки. Согласно Евангельским текстам, Иисус родился в хлеву, в бедности и страданиях. Одними из первых к нему пришли три волхва или три царя из восточных стран. Они принесли ему в подарок золото, ладан и смирну. Поэтому в Рождество подарки дарят не только детям, но и взрослым.

Постный стол и богатый стол

В богатых семьях появилась традиция ставить на рождественский стол двенадцать блюд, по числу апостолов на Святой Вечере. И также было принято вспоминать об умерших родственниках – для них по краям стола ложились зубки чеснока.

Сочельник

День перед Рождеством называется Сочельник. Этот термин пошел от названия блюда, которое традиционно готовилось в этот день в крестьянских семьях – сочива. Заваривалась каша, обычно из сеченой пшеницы или ячменя, отсюда и название. В кашу добавлялся мед, мак, орехи и другие сладости. Единого рецепта нет, в каждом селенье сочиво готовили по-своему.

Ужин в канун Рождества было принято делать постным. На стол ставились, в основном, каши, соленья и грибы. Никакого алкоголя у крестьян в этот день не было. Вечеру перед праздником придавали большое сакральное значение. И, хотя церковь выступала против суеверий, молодые девушки в эту ночь собирались, чтобы гадать. Тема гаданий всегда была одной и той же – дата свадьбы и личность суженого. А вот, способы отличались.

После того как семья завершала ужин, хозяин собирал объедки со стола и шел в хлев. Рождество считалось таким большим праздником, что радость от него должны были ощутить все, даже домашние животные.

Совсем по-другому накрывался стол на Рождество. Именно к этому празднику резали скотину, и крестьяне ели мясо. Интересно, что блюда состояли из больших кусков, это связано с особенностью запекания в русской печи. Кроме того, готовили птицу и рыбу. С мясной начинкой делалась и традиционная выпечка – калачи, кулебяки, блины и расстегаи.

Святки

В дохристианской Руси некоторые языческие праздники приходились на то же время, что и современное Рождество. После Крещения Руси церковь часто закрывала глаза на ритуальные вольности, сохранившиеся от старых славянских верований. Одной из таких традиций являются Святки – гулянья, продолжившиеся несколько дней подряд. После 22 декабря количество светлого времени в сутках начинало увеличиваться, люди воспринимали это как победу добра над злом. В Святки крестьяне рядились в странные костюмы, ходили друг к другу в гости, пели и плясали. Использовались также маски животных, символизирующие нечистую силу.

Рождество — один из самых любимых христианских праздников. Это праздник детства, загадочный, радостный, домашний, уютный. В нашей стране Рождество само по себе ассоциируются с Новым годом, то есть с чем-то новым, неведомым и прекрасным. И это не случайно, потому что именно родившийся в Вифлееме Младенец дал людям новую надежду, новую возможность и новую жизнь.

Появление праздника

Первоначально в христианских церквях Рождество не праздновалось отдельно, поскольку было очень сложно вычислить точную дату рождения Иисуса Христа. Рождество праздновалось в один день с крещением Господним, которое отмечается в церквях 19 января, а по старому стилю — 6 января.

Впервые праздник Рождества Христова был отделён от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. В одном римском календаре, составленном не позднее 354 года, 25 декабря уже показано как «День рождения Христа в Вифлееме». Почему был выбран именно этот день? Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеворот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. В римском календаре IV века именно на 25 декабря приходится этот языческий праздник. Чтобы христиан отвлечь от него, в Риме перенесли 6 января на этот день воспоминания Рождества Христова, рождения духовного вечного Солнца.

Напомним, что в церковной традиции Иисуса Христа называют Солнцем Правды, поскольку Он принёс на землю свет истинного познания Бога. Естественно, это было сделано уже после того, как император Константин объявил христианство государственной религией. Такой факт совсем не умаляет значение этого праздника, потому что, как мы уже говорили, символ рождения Спасителя Иисуса отмечался Церковью всегда. Апостол Павел в Первом послании к Тимофею 3:16 писал: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе» . Бог явился во плоти! Вот смысл праздника Рождества!

Примеру Римской церкви последовали и церкви христианского Востока. Древней церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова. По словам Климента Александрийского (III век), одни полагали, что это событие случилось 20 мая другие — 6 или 10 января. По третьим свидетельствам II-III веков, Рождество Христово приурочивается к 25 или 28 марта. Но уже в IV веке Церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря на основании приблизительно следующих соображений. Месяц и день смерти Христовой точно известен из евангелий. А в Церкви издавна было распространено убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который и пострадал, то есть в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Отсчитывая от этой даты 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату — 25 декабря. Эту дату уже принимает святой Ипполит (III век), её защищают святой Златоуст и блаженный Августин.

Ранние традиции на Руси

На Руси Рождество начали отмечать в X веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества — Сочельник — справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул — святки. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей, девушек и гадали. И конечно же, отдавали дань «зелёному змию». Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами. В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Но и в городах рождественские гуляния славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы.

Если до XVIII века Рождество было преимущественно церковным и семейным праздником, то при Петре I оно стало более светским. Конец декабря — начало января превращались в Петербурге в непрерывную череду гуляний, балов, маскарадов. Пётр перенял празднование Рождества из Европы. Обычай устанавливать ёлку под Новый год ввёл тот же Пётр I, но только с 1830-х годов украшенная ёлка стала непременным атрибутом и российского Рождества, и Нового года.

Большинство стран Европы и США Рождество отмечают по григорианскому календарю — 25 декабря, а Россия — по юлианскому — 7 января. Русская православная церковь объясняет нежелание переходить на новый стиль тем, что в таком случае нарушится устройство церковного года.

Возвращение евангельского смысла

С приходом в нашу страну евангельской вести и началом пробуждения, возрождённые христиане стали переосмысливать праздник Рождества. Нужно отметить особенности и начало евангельского пробуждения в различных регионах Российской империи. На Кавказе и в Таврической губернии пробуждение началось с проповеди среди молокан. Молокане вместе с православными обрядами отвергли все остальные библейские праздники, считая, что на первом месте стоит духовное исполнение заповедей, которое должно выражаться в благочестивой жизни. Соответственно они не отмечали никаких праздников. Традиция праздновать Рождество пришла в этот регион после того, как различные евангельские ручейки в России слились в одну могучую реку, которая стала впоследствии мощным евангельско-баптистским движением.

На юге Украины на евангельское пробуждение оказали влияние немецкие колонисты, которые организовывали кружки по изучению Священного Писания и назывались штундистскими, от немецкого слова «штунде» — час, или время, для Библии. Эти кружки основывались в связи с началом большого духовного пробуждения среди потомков немецких переселенцев. В конце XVIII столетия Екатерина II подписала манифест, по которому из Европы в Южную Россию могли переселяться немцы для освоения пустынных земель. На этих плодородных землях несколько столетий никто не селился в связи с тем, что они постоянно подвергались набегам турок и крымских татар, но Екатерина освободила Крым от турецкого владычества, и на эти земли хлынул поток переселенцев из Европы. В Европе в то время бушевали наполеоновские войны, и добропорядочным христианам там было очень неуютно. Приглашением переселиться в Россию воспользовались христианские диссиденты того времени: лютеране, меннониты. Среди них бродили пиетистские настроения, в основе которых лежало личное благочестие. Именно от них украинские штундисты, ставшие впоследствии евангельскими христианами-баптистами, переняли добрую традицию праздновать Рождество Христово в уютной домашней обстановке с обязательным праздничным столом, рождественским подарком, богослужением, коленопреклонёнными молитвами в рождественскую ночь. Именно оттуда пойдут замечательные рождественские колядки, столь любимые в нашем братстве. Это добрый обычай возвещать в рождественские дни о Спасителе Христе всем соседям и знакомым, приглашать в свой дом гостей и выставлять на стол лучшие, специально сохранённые до этого дня, съестные припасы. До сих пор в украинском братстве сохранился обычай: в рождественскую ночь обязательно приютить и обогреть нуждающегося, вдову, сироту и проявить добрые дела милосердия.

Рождество до революции

Особо следует сказать о Петербурге. Евангельское пробуждение пришло туда на несколько лет позже, чем на Кавказ и на юг России. Это событие связано с проповедью лорда Редстока в великосветских петербургских салонах. Слушателями Евангелия стала высшая знать России. Эти люди, обладавшие богатством, властью, образованием, склоняли колени перед Христом и начинали жить совершенно новой жизнью. Их христианство с самого начала было деятельным и практичным. Они отворили свои дома для всех слоёв общества. Граф сидел рядом с извозчиком, княгиня — рядом с бедным студентом. С самого начала стало развиваться служение обездоленным и больным, тем, кого общество отринуло. Сейчас такое служение мы называем социальным. Петербургские верующие проявляли заботу о заключённых, детях, вдовах, одиноких матерях, студентах. На Рождество организовывались праздники для детишек именно из таких слоёв населения.

Княгиня Наталья Фёдоровна Ливен — жена церемониймейстера при дворе Александра II, её сестра — княгиня Вера Федоровна Гагарина и их двоюродная сестра Елизавета Ивановна Черткова — вдова генерал-адъютанта Черткова, дочь графа Чернышова-Крутикова‚ героя войны 1812 года, начали активно участвовать в этом служении, предоставив средства и открыв свои дома для организации таких праздников. Они собирали детей, разучивали с ними рождественские песни, дарили им подарки, проявляли заботу об их бытии.

Потом многие из этих детишек станут активными служителями евангельских церквей. С высылкой из России в 1884 года лидеров петербургского евангельского пробуждения В. А. Пашкова и М. Корфа эти рождественские праздники не прекратятся. Их будет продолжать организовывать петербургская община, пастором которой станет Иван Вениаминович Каргель. К этой общине присоединится и Иван Степанович Проханов, который станет одним из лидеров молодёжного евангельского движения, а позже и организатором Союза евангельских христиан. Юношеские кружки евангельских христиан продолжат чудесную традицию устраивать особые рождественские вечера. Во время рождественских праздников проводились самые различные евангелизации. После 1917 года праздник Рождества прочно входит в жизнь поместных церквей. Более того, именно на Рождество несколько раз собирались всероссийские съезды евангельских христиан-баптистов. Во время Рождества на этих съездах совершалась Вечеря Господня, а потом делегаты выходили на улицу и приглашали всех желающих на торжественные рождественские богослужебные собрания, где люди могли услышать Благую весть о рождении Иисуса Христа. Это происходило помимо деловых заседаний съездов.

В 1929 года в Советском Союзе было принято новое религиозное законодательство, по которому жизнь поместной церкви резко ограничивалась. Это было вызвано тем, что коммунистическое правительство планировало навсегда покончить с религией стране и вытравить из сердец всякую веру в Бога. Поэтому само понятие Рождества усиленно искоренялось, насаждалось широкое празднование Нового года. Упоминание о Рождестве можно было найти только в литературе‚ написанной русскими классиками до 1930 года. Правда, бывали редкие исключения. Жизнь поместных евангельских церквей ограничивалась жёсткими рамками богослужений которые были чётко регламентированы. Запрещалось всяческое детское, молодёжное, социальное служение. Но тем не менее христиане все равно старались по-особому отмечать Рождество. Да войны это происходило в основном нелегально, за исключением нескольких открытых домов молитвы. А после войны, когда молитвенных домов было уже больше, устраивалось торжественное рождественское собрание. Например, во время празднования Рождества в январе 1959 года в Ленинградской церкви руководящий брат М. А. Орлов открыл собрание краткой молитвой. «Тихая ночь, дивная ночь», — раздаётся общее пение этой замечательной рождественской песни! Продолжая рисовать картину этой торжественной ночи, хор исполняет «Пастухи в полях дремали». Брат Орлов прочитал о рождении Христа из Евангелия от Луки 2:1-7 и отметил разницу в проведении переписи в то время (по месту рождения) и теперь (по месту жительства). «Господу угодно было, — говорил брат, — чтоб Спаситель наш родился в мир не в пышных хоромах, а в бедных яслях, на соломе». Все присутствующие в молитве прославили Бога за величайший подарок людям — рождённого Младенца-Христа, после чего и хором, и общим пением был исполнен торжественный гимн: «Слава в вышних Богу...» Затем с кафедры произнесли слово о Спасителе как о жертве для спасения людей на основании слов Христа, записанных в Послании к Евреям 10:5-7: «Жертвы и приношения Ты не восхотел... вот иду... исполнить волю Твою, Боже» ; о великом значении рождественской звезды, которая помогла волхвам найти Божественного Младенца и поклониться Ему. «Волхвы принесли Христу дары, — говорил брат Г. Яковлев, — а с каким сердцем мы предстали перед Господом, какие дары мы принесли Ему?» Брат Орлов в заключительном слове отметил удивительное послушание пастухов, которые, вняв словам ангела, сразу же пошли в Вифлеем, чтобы поклониться Христу. Как необходимо это полное послушание Богу всем верующим! В заключительной молитве все присутствующие вознесли горячую благодарность Богу за рождение в мир Спасителя людей! Пением радостной песни «Младенца дал нам вечный Бог» собрание было закончено. Таково было типичное рождественское собрание в то время, но большего и быть не могло.

В конце 50-х годов на Церковь вновь начала наступать атеистическая машина. Но врата ада в очередной раз не смогли её одолеть, и Церковь жила и праздновала Рождество. Верующие старались пригласить друг друга в гости, сделать друг другу хотя бы маленькие скромные рождественские подарки. Особую радость Рождество доставляло детям. Верующие родители стремились, чтобы этот день запомнился как праздник. Многие христиане-баптисты вспоминают, что на Рождество родители делали детям какой-то особый сюрприз. Ну а вечером семья собиралась вокруг Слова Божьего. Поскольку экземпляров Библии было мало, люди старались прийти в дом, где она была, чтобы в эту ночь услышать потрясающую весть о Рождении Младенца. Читали чудом сохранившиеся старые христианские журналы, выходившие в стране до 1929 года. Позже, когда появились приёмники, слушали западные христианские рождественские программы, прорывавшиеся сквозь помехи эфира.

Сегодня мы тоже празднуем Рождество. Пусть это будет светлый праздник, который ознаменуется нашей благотворительностью, жертвенностью, любовью к погибающим людям, как это стало традицией в баптистском движении.

Вконтакте

Соборование - это таинство помазания оливковым маслом (освещенным), которое проводится как в православии, так и в католицизме для лечения духовных и телесных недугов.

У соборования есть второе название «Елеосвящение», освещенное оливковое масло же по-другому именуется елеем.

Главной целью ритуала является очищение человека от грехов , которые являются причиной его болезней. Как и было сказано в Библии, спаситель не стал лечить поднесенного к его ногам умирающего, а спас его душу, простив грехи его.

Этот обряд в церкви проводят семь священников, «сбор» и стал корнем альтернативного названия елеосвящения.

Историческая справка

Чтобы понять обряд соборования, как и было сказано выше, следует углубиться во времена жизни Иисуса Христа, ведь соборование представляет собой именно действия Спасителя , благодаря которым он исцелял людей от недугов.

Первые ритуалы проводились с помощью возложения рук. Со временем мы узнаем из послания Апостола Иакова, что больной мог специально позвать священнослужителей, которые путем помазания оливкового масла исцеляли больного. Страждущий излечивался лишь в том случае, если имел сильную веру. На сегодняшний день соборование проводится с помощью елея, а в дань прошлым временам на лоб больного прикладывают Евангелие.

Первые обряды на Руси были весьма легкими. Проводили их дома, священники читали несколько молитв и псалмов. Изменения начались с начала шестого века.

Соборование сегодня

Итак, в чем суть соборования в церкви . Ведь существует таинство исповеди, когда человек сам признается в своих поступках. Конечно же, здесь есть нюансы и отличия. Во время исповеди человек может скрыть свои поступки как умышленно, так и не понимая, в чем именно он провинился. Именно поэтому появился еще один чин.

Таинство соборования как раз-таки предназначено для таких людей, которые не в силах рассказать о своих грехах, ему помогают в этом священники.

В каких случаях надо соборовать человека? Нужно проводить ритуал, когда человек:

  1. Давно забыл свои грехи и не исповедовался.
  2. Совершил деяния, но не осознал всю серьёзность содеянного.
  3. Совершил грехи, но ввиду своего физического состояния никак не может искупить их добрыми делами.

Правила обряда

Как проходит соборование, какие атрибуты нужны для этого таинства и в каком возрасте и физическом состоянии должен находиться человек, чтобы начать готовиться к ритуалу?

По церковным правилам обряд елеосвящения может быть проведен, если человек:

  1. Христианин и находится в сознании.
  2. Ему есть полных семь лет.

Ритуал не будет проведен, если человек болен психическими заболеваниями, агрессивен и неадекватен в поведении.

Соборование проводится в храме . В нем могут участвовать сразу несколько человек. Исходя из того, что обряды проводят священники наивысшего ранга, можно собороваться и без исповеди.

Этот обряд в основном проводится для больных людей, но зачем здоровому человеку быть помазанным елеем? Ответ прост: ритуал помогает не только больным, но и здоровым людям, ведь священнослужители в своих молитвах просят для них новой жизни, в которой нет места грехам.

Подготовка к таинству

Обряд не проводится в любой день недели . Скорее всего, нужно поговорить со священнослужителями, которые скажут, сколько будет стоить ритуал и разъяснят все нюансы. При желании перед елеосвящением можно исповедаться, но это необязательно из-за вышеуказанных причин. Обязательно следуйте основным правилам:

Атрибуты елеосвящения

Для того чтобы провести обряд , требуются следующие атрибуты:

  1. Стол, который покрыт чистой тканью.
  2. Пшеница на блюде или же другой любой злак, который символизирует новую жизнь.
  3. Сосуд, в котором осветят оливковое масло, то бишь елей.
  4. Семь церковных свечек.
  5. Семь палочек, обвернутых ватой.
  6. Красное вино, которое символизирует кровь спасителя.

Евангелие и крест используют священники. Этот обряд в основном проводят семь священников, ведь именно семь раз зачитываются тексты из Евангелия. Семь раз происходит помазание больного. Обычно соборование проходит в церкви, но когда больной не может физически находиться в храме, обряд можно провести дома в присутствии одного священника. Домашний ритуал фактически ничем не отличается от ритуала в церкви. При этом дома могут находиться и родственники больного, которые также будут помазаны елеем.

Соборование - очень серьёзный обряд , который отпускает все грехи человека и дает ему возможность начать все с чистого листа. Только истинная вера поможет больному обрести покой и даст силы для новой жизни. Очень важно понимать, что елеосвящение не излечит полностью человека, болеющего раком, не поставит на ноги больного, который лежит годами. Медицина в таких случаях просто необходима, но вера, которая только укрепится благодаря этому ритуалу, способна творить чудеса.

Сейчас, в начале Великого поста, многие церковные люди приступают к одному из - таинству Елеосвящения, или Соборования. Однако широкому кругу людей таинство Соборования не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется... Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Рассказывает протоиерей Валентин АСМУС.

Соборование: прощение забытых грехов

Фото Юлии Маковейчук

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения . Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

Из глубины веков

Фото Юлии Маковейчук

Таинство Елеосвящения , как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес...” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Фото Юлии Маковейчук

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число ? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг... Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию , и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

Соборование: два варианта, одна суть

Фото Юлии Маковейчук

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период , реже – Рождественского.

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов.

Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

Фото Юлии Маковейчук

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес...”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

Соборование: как не надо

Фото Юлии Маковейчук

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Фото Юлии Маковейчук

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

А в завершении – практический совет читателям “Фомы”. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

Статьи по теме