любит. Кого же любит Бог

Здравствуйте! А можно у вас спросить?

Вот я читаю Библию, и там уже с самого начала прослеживается ниточка, что вначале Бог создал человека по образу и подобию Своему. Все было хорошо, пока змей не соблазнил Еву. Но ведь Бог всегда наказывает человека за его проступки, а тут Он его просто выгоняет из Рая, как бы от Себя подальше. Вместе с тем сокращает дни жизни человека до 120 лет.

Потом, когда было велико развращение человеков на земле- Господь раскаялся, что создал человека, и сказал, что истребит всех людей на земле — и произошел потоп.

Когда Он истребил Содом и Гоморру — получается, Бог гневался на всех людей за их поступки? Но помните, как написано, что нужно прощать всех людей….

Получается, что Бог нас не прощает?

И еще, смотрите: когда читаешь Библию, например, Бытие — там написано о том, что Авраам был очень богат и скотом, и серебром, и золотом, и Бог любил этого человека.

А в Новом Завете повествуется о богатом юноше (может быть, помните, когда он подошел и спросил: чего ему еще не хватает, что он с самого детства соблюдал весь закон), тогда Иисус сказал ему: «пойди, продай свое имение, и возвращайся к нам». Это смутило юношу.

Почему в Библии такой противовес? Одного Бог любит, а другого…

Кого же любит Бог?

Меня зовут Станислав, я постараюсь вам помочь.

  • В книге Бытие в 3 главе показано наказание Адама и Евы. Я бы не назвал это простым «выгнал из сада». Грех имел значительные последствия не только для человека, но и для мира. Человек умер духовно, на мир распространился грех.
  • 120 лет упоминается на момент потопа, и может относиться как ко времени строительства ковчега, так и к будущему ограничению срока жизни людей — после потопа.
  • Содом и Гоморра — были уничтожены не все, остаток сохранился: Лот и его семья.
  • Богатством и отношением к нему был испытан Иов. В книге Иова есть исследование вопроса о наличии любви к Богу через благословения (деньги, статус, друзья). Сатане было разрешено проверить человека. Можно дополнительно ознакомиться с темой тут: Благодать и богатство — .

Мы с вами подходим к самому важному вопросу: кого любит Бог?

Вот логика наказания, и тут же логика спасения:

23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
(Рим.6:23)

Если через Адама пришло наказание, то через Иисуса — спасение:

22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
(1Кор.15:22)

По этой же логике, мы можем примириться с Богом:

17 Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения,
19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения.
20 Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
(2Кор.5:17-21)

Противовес, когда Бог любит одного, а другого не признает- выражен в Новом Завете так:

21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
(Матф.7:21-24)

Для размышления советую изучить место (1-е Иоанна 4:7-21).

Прочитать место из Писания: 1Иоан.4:7-21

7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.
14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
(1Иоан.4:7-21)

Быт 27:9 ...и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит ,..
Быт 37:4 ...что отец их любит его более всех братьев его;..
Быт 44:20 ...а он остался один от матери своей, и отец любит его...
Втор 7:8 ...но потому, что любит вас Господь,..
Втор 10:18 ...и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду...
Втор 23:5 ...ибо Господь Бог твой любит тебя...
Втор 33:3 ...Истинно Он любит народ [Свой];..
Руфь 4:15 ...ибо его родила сноха твоя, которая любит тебя,..
Пс 10:7 ...ибо Господь праведен, любит правду;..
Пс 32:5 ...Он любит правду и суд;..
Пс 33:13 ...Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие,..
Пс 36:28 ...ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих;..
Пс 86:2 ...Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова...
Пс 98:4 ...И могущество царя любит суд...
Пс 145:8 ...Господь любит праведных...
Притч 3:12 ...ибо кого любит Господь, того наказывает...
Притч 12:1 ...Кто любит наставление, тот любит знание;..
Притч 13:25 ...а кто любит , тот с детства наказывает его...
Притч 15:9 ...а идущего путем правды Он любит ...
Притч 15:12 ...Не любит распутный обличающих его,..
Притч 16:13 ...и говорящего истину он любит ...
Притч 17:17 ...Друг любит во всякое время...
Притч 17:19 ...Кто любит ссоры, любит грех,..
Притч 18:2 ...Глупый не любит знания,..
Притч 19:8 ...Кто приобретает разум, тот любит душу свою;..
Притч 21:17 ...Кто любит веселье, обеднеет;..
Притч 21:17 ...а кто любит вино и тук, не разбогатеет...
Притч 22:11 ...Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах,..
Еккл 5:9 ...Кто любит серебро, тот не насытится серебром,..
Еккл 5:9 ...и кто любит богатство, тому нет пользы от того...
Песн 1:6 ...Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты?..
Песн 3:1 ...На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя,..
Песн 3:2 ...и буду искать того, которого любит душа моя;..
Песн 3:3 ...не видали ли вы того, которого любит душа моя?..
Песн 3:4 ...как нашла того, которого любит душа моя,..
Иер 5:31 ...и народ Мой любит это...
Ос 3:1 ...подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых,..
Ос 12:7 ...любит обижать;..
Мих 7:18 ...не вечно гневается Он, потому что любит миловать...

Мф 10:37 ...Кто любит отца или мать более, нежели Меня,..
Мф 10:37 ...и кто любит сына или дочь более, нежели Меня,..
Мф 11:19 ...который любит есть и пить вино,..
Лк 7:5 ...ибо он любит народ наш...
Лк 7:34 ...и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино,..
Лк 7:47 ...а кому мало прощается, тот мало любит ...
Ин 3:35 ...Отец любит Сына и все дал в руку Его...
Ин 5:20 ...Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам;..
Ин 10:17 ...Потому любит Меня Отец,..
Ин 14:21 ...Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня;..
Ин 14:21 ...а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим;..
Ин 14:23 ...кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое;..
Ин 16:27 ...ибо Сам Отец любит вас,..
Иак 4:5 ...до ревности любит дух, живущий в нас?..
1Пет 3:10 ...Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни,..
1Ин 2:10 ...Кто любит брата своего, тот пребывает во свете,..
1Ин 2:15 ...кто любит мир, в том нет любви Отчей...
1Ин 4:8 ...Кто не любит , тот не познал Бога,..
1Ин 5:1 ...и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него...
1Кор 8:3 ...Но кто любит Бога, тому дано знание от Него...
1Кор 16:22 ...Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа...
2Кор 9:7 ...ибо доброхотно дающего любит Бог...
Еф 5:28 ...любящий свою жену любит самого себя...
Еф 5:33 ...Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя;..
Евр 12:6 ...Ибо Господь, кого любит , того наказывает;..

2Езд 4:25 ...И более любит человек жену свою, нежели отца и мать...
Прем 7:28 ...ибо Бог никого не любит , кроме живущего с премудростью...
Прем 8:7 ...Если кто любит праведность, – плоды ее суть добродетели:..
Сир 3:25 ...Кто любит опасность, тот впадет в нее;..
Сир 4:13 ...любящий ее любит жизнь,..
Сир 4:15 ...и любящих ее любит Господь;..
Сир 7:23 ...Разумного раба да любит душа твоя,..
Сир 13:19 ...Всякое животное любит подобное себе,..
Сир 30:1 ...Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его,..
Тов 6:15 ...ее любит демон, который никому не вредит,

Ремни Господа для Его любимых детей есть болезни. Болезней не надо страшиться, ибо они наивысшее благо для возрожденного христианина. Чтобы понять, что болезнь не зло, о благо от Господа посмотрим такие темы:


Господь послал демона, который бил апостола Павла, чтобы он не возгордился:

«И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи ". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова»(2 Кор 12,7-9).

Апостол имел недуг и мы видим, что это было от Господа, чтобы он не возгордился. Болезни для возрожденного христианина как контрольная лампочка для двигателя автомобиля, которая сигнализирует, что в двигателе нет масла. Так и с нами, когда наши светильники угасает, то приходить болезни от Господа, чтобы мы исправили свои пути и небыли бы осуждены с миром:

Не обратиться к Господу из за болезни, чтобы Тот указал за что он наказывает, это все равно что заклеить мигающую лампочку автомобиля, которая дает сигнал, что в двигателе не хватаем масла. Вед если не принять мер, чтобы остановиться и долить масло, то двигатель выйдет из строя. Убытки будет не сравнено большие, чем остановка и доливка масла. Посмотрим на Библейский пример про короля Ассы. В начале он был ревностный служитель Господа. Он боролся с идолами народа, в силе Господа разгромил многомиллионную армию врага, но потом остыл. Когда Господь прислал ему пророка, чтобы напомнить, что он оставил свою любовь Господу, тот заключил пророка в тюрьму:

«И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего»(2 Пар 16,12-13).

Как видим, что король Аса поступил не разумно, потому что при болезни не обратился к Господу, о к врачам и умер. Можно сказать, что он престанет перед своим Господом с потукшим фонарём.
Болезнь есть добро, о не зло от Господа. Апостол Павел имел недуг, он спросил Господа, чтобы он отодвинул это от его. Но Господь ответил, что это жало ему дано, чтобы он не возгордился. Это значит, что Павел имел гордость, которая могла его погубить. Король Аса не спрашивал Господа за что ему болезнь ног, но обратился к врачам и после двух лет болезни умер. Господь любил и апостола Павла и короля Асу и обоих подверг наказанию через болезни. Павел получил ответ от Господа и смирился. О Аса не спрашивал Господа и умер. Болезнь есть благо от Господа и мы должны это понять. Потому написано:

«Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось»(Евр 12,4-13).

ПРАКТИКА КОГДА МЫ ВИДИМ, ЧТО БОЛЕЗНИ ЕСТЬ БЛАГО, О НЕ ЗЛО ОТ ГОСПОДА.

Мой учитель, через которого я принял благую весть, умер от рака легких. Это случилось при таких обстоятельств. Он был пастором литовской общины в Америке и получил указание Господа отправиться в Литву для проповеди евангелия. Он ответил Господу, что у него нет средств для такой поездки. Господь ответил, что Он этим позаботиться. И в прям, через несколько дней ему позвонил миссионер американец, который сказал, что он собирается миссионером на Литву и ему нужен переводчик. При том он сказал, что все расходы связанные с этой поездкой он берет на себя. Это было в период излияния Святого Духа по Советскому союзу 1991 году. Они приехали и Дух Святой начал свою работу. Скоро нас обращенных было около ста человек. Но его жена почувствовала действующую радиацию еще от катастрофы в Чернобыле, собралась и улетела в Америку. Брату пастору захотелось улететь тоже, но в новой общине не было пастора, который мог его заменить, о оставить сто овец без пастора от не решался. Он начал поиски имеющего дар учителя меж новообращенных и остановился на моей кандидатуре, хотя я был обращен только три месяца. Он правел консультации и братья ему указали, что поставив меня пастором он совершит грех, потому, что пастором не может быть новообращенный как написано:

«Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом»(1 Тим 3,6).

Но он не послушался совета своих друзей, потому что страсть и желание поехать домой была сильнее. Он уехал, оставив мне факс, чтобы я смог с ним общаться в любое время. Но Господу это не понравилось и он послал ему рак легких. И мой учитель в место того, чтобы обратиться в посте с молитвой, за что его Господь сечет, обратился к врачам, которые не могут отменить эти ремни от Господа. Через два года мой учитель умер. Это пример строгости Господа.

«Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен»(Рымл 11,22).

БЛАГОСТЬ ГОСПОДА

«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром»(1 Кор 11,27-32).

Приходя на вечерю Господа мы на ней едим и пьем благословение или осуждение. К нам пришла сестра из другой церкви, которая была очень больна. Она имела недостаточность на сердце, астму от которой задыхалась. Она сказала, что слышала Господа, что ей надо прийти в нашу церковь, здесь она получит ответ как ей стать здоровой. Мы ответили сестре, что метод только один, в место осуждения на вечере Господней ей надо есть и пить благословение. О что я делаю не так, спросила сестра. Мы ей посоветовали обратить внимание условия вечери и понять, что осуждение в место благословения христианин получает если не рассуждая о Теле Господнем:

«Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем».

Мы ее спросили, как в их церкви христиане собирается. Она ответила, что они собирается два раза в неделю. Собрания проходит каждый четверг и в воскресение. Это и есть осуждение, потому, что они служит Господу только два дня, о пять занимается своими делами. Если Христианин не служит по примеру Господа Иисуса, Его первых учеников и примеру первых церквей, когда те были в месте каждый день, то называется идолопоклонниками(2 Кор 6,16-18). Купили волы, землю, женились и по той причине не может прийти каждый день. Больная сестра возразила, что по два раза в неделю, собирается более 3000 церквей их альянса. Мы ей ответили, что надо смотреть не на пример множества но на пример Господа. Господь нам пишет:

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее»(Мф 10,37-39).

Тогда она спросила, о как вы собираетесь? Мы ответили, что мы собираемся каждый день по примеру Господа Иисуса. На это нам уходит по пару часов каждый день. Сестра поняла, что была в грехе идолопоклонничества и по той причине ей Господь применил свои ремни – болезни, чтобы она не была бы обречена с миром. Как написано:

«Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром».

Она покаялась пред Господом за грех идолопоклонничества, приступила к служению по примеру Христа и стала стремиться приходить в домашнюю группу каждый день. Ее болезни улетучились потому, что в место осуждения начала есть и пить благословение. Потому и написано:

«Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен»(Рымл 11,22).

Так мы можем уяснить, что болезни не есть зло, о наивысшее благо для возрожденного христианина, потому, что кого Господь любит, то и наказывает.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ Ч ГОСПОДОМ

Любая болезнь должна приниматься с радостью, потому, что она выращивает терпение, терпение выращивает в выносливость, которая должна достичь совершенства. Хороший пример Давида, который хотел пойти на Голиафа. Король Саул усомнился им, но тот ответил, что имеет опыт, потому, что в силе Господа убил медведя и льва:

Давид отвечал: "когда я пас овец у отца своего, то случалось, что приходил лев или медведь и уносил овцу из стада; я догонял его и вырывал из пасти овцу, а если он бросался на меня, то я умерщвлял его. Если Господь прежде спасал меня от льва и медведя, то спасет и теперь от этого филистимлянина".

Таким образом, имея излечения от Господа раз и другой, нас не страшит третий. Вот свидетельство. Нашего музыканта увезли на скорой в клинику и врачи констатировали рак последней стадии простаты. Они позвали ее жену и сказали, что оперировать не станет, болезнь слишком запущена и ей просто надо готовиться к похоронам. Это было неприятно для всей семьи.
Навестил брата в госпитале и мы от сердца, с молитвой, поговорили, о любви Господа и Его ремнях за непослушание к наибольшей заповеди. Брат осознал, что не размышлял о теле Господнем надлежащим образом. Он стал халатно относиться к своим обязанностям выделить каждый день по несколько часов, чтобы накормить Сына Господа в своем сердце. Это проявилось тем, что он стал подзарабатывать играя на вечеринках. По вечерам мы стараемся собраться в домашней группе – которое Господом называется телом Христа(1 Кор 12,27). Тело Христа или Виноградная лоза, в которую мы как ветки каждый день прививаемся, чтобы стать участниками соков Виноградного ствола и ветвей. Это каждодневная духовная пища из рук Господа для нашей новой природы Духа Христа живущего в наших сердцах(Ин 6,27; 15,5-7; Рым 11,16-22). Если молим Господа, дай нам хлеб насущный, то и к дереву жизни, нам надо прийти каждый день.
Брат играя на вечеринках стал пропускать вечерние собрания христиан и то время которое он должен был выделить на выполнение Наибольшей заповеди - накормить Сына Господа в сердце своем, стал отдавать на заработок денег. Господь нас увещевает:

«Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог»(Ин 6,27).

Да, по истине нам надо возненавидь любое, кто препятствует прийти к дереву жизни, чтобы получить из рук Господа хлеб насущный, чтобы Сын Господа в наших сердцах был бы накормлен и возрастал бы в нас.Нам надо быть веткой несущей плод. Любое препятствие мешающее прийти к дереву жизни названо идолом, которого христианин любит больше Господа(1 Кор 10,14-22; 2 Кор 6,14-18). Потому и написано через Матфея:

«. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее»(Мф 10,37-39).

Брат осознал свой грех умерщвления Сына Господа в сердце своём и покаялся Господу. Он поблагодарил Господа за этот рак простаты, который остановил его от неминуемой участи в аду. И слова Господа из Священного Писания стали плотью через это испытание:

«Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности»(Евр 12,6-11).

Через короткое время брат стал совершенно здоров. Прошло два года от этого чудного излечения. Жена в это не могла поверить и умоляла брата пойти провериться. Брат отказывался, но наконец согласился. Когда он зашел в кабинет врача и сел на стуле, тот его спросил, на чем он жалуется и открыл книгу истории его болезни. Посмотрев на ее он с удивлением поднял глаза и сказал, что здесь записано………..и замолчал. Брат ответил врачу, что там наверное написано, что он выписан домой, чтобы там умереть, так ли? Ведь мне не назначили даже амбулаторного лечения. Врач взял вновь сделанные анализы и подтвердил, что брат совершенно здоров.

Живой христианин, тот который служит Господу по примеру милостивого самарянина, о не примеру священника и левита. Когда получает болезни, то имея прекрасные отношения с Господом задает Ему вопрос, за что? И получает ответ от самого Господа, за что имеет ремни. Он живой христианин, потому что болезнь не есть зло, о самое хорошее от Господа.
Нет такого отца который наказал сына и не сказал бы за что он Его наказал:

«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка»(Иак 1,2-4).

МЕРТВЫЙ ХРИСТИАНИН
«И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее»(Мф 10,38-39).

Если христианин не следует за примером Христа, чтобы собираться каждый день с братьями и сестрами, то ему и не будет понятно как можно радоваться болезнями. Он будет как тот неразумный водитель, который заклеил мигающую лампочку, показывающую, что нет масла в двигателе. Такой христианин не понимает, что он становиться прелюбодеем и врагом и распинает Христа в сердце своем(Иак 4,4-5; Евр 6,4-8). Не стремиться прийти к виноградной лозе каждый день, чтобы получить каждодневный духовный хлеб, это все равно как стать бесплодной виноградной веткой, которая засыхает и в огонь бросается (Ин 15,5-6). О какая мы ветка, не трудно определить по нашим болезням. Или ты ими радуешься или ты ворчишь у врача.
Вот свидетельство. Принимал душ в ванной и поскользнулся и пал. Хорошо что пал в ванной из внутренней стороны и сильно ударил бок и под мышку. Вспомнил, что утром нога провалилась меж железной решеткой и поцарапало кожу до боли. Понял, что это ремни от Господа. Вышел из ванны, пошел в свою комнату, встал на колени и спросил Господа, за что Его ремни по моему телу. Господь ответил, что это Его предупреждение за гордость. Он мне напомнил, что дьявол вложил мне на сердце написать брошюру об личном прекрасном общении с Господом. Эта книжка станет популярной, о я стану богатым. Я понял Господа и уразумел, что мысль издать подобную книжку от самого ада, потому, что это раздула мою жадность и гордость. Покаялся за плотские мысли. Потом этот грех исповедал перед церковью и попросил молиться за меня.,

ВЫВОД ПОУЧЕНИЯ
«Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает»(Евр 12,4-6).

Ремни Господа для Его любимых детей есть болезни. Болезней не надо страшиться, ибо они наивысшее благо для возрожденного христианина. Чтобы понять, что болезнь не зло, о благо от Господа мы посмотрели такие темы:

1.Библейские примеры где видим, что болезни не зло о благо от Господа.
2.Христианская практика когда мы видим, что болезни есть благо, о не зло от Господа.
3.Как определить, что ты мертвый или живой христианин?

Живой христианин знает, что болезни есть не зло о благо. Через болезни мы познаем Господа как любящую и лечащую Личность. При болезни Господь сам лично объясняет, за что Его ремни для нашего тела и после исповедания вылечивает. Потому написано:

«Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось»(Евр 12,4-13).

Будем молить Господа, чтобы Его познать через наши болезни.

, «отмечаемый» с размахом 14 февраля. Этот «праздник» странен не только потому, что его атрибуты - ярко-розовые сердечки и цветочки - почему-то оказались привязанными к имени мученика Валентина, обезглавленного язычниками, но прежде всего потому, что, прославляя как будто бы любовь, культивирует чувства, весьма далекие от истинной любви. Увы, современные люди часто не понимают, что такое любовь, заменяют ее взвинченными эмоциями и похотью. Любовь стали даже использовать для оправдания греха, мотивируя ею легализацию однополых браков, эвтаназию, аборты и т.д.

Так что же такое любовь? Об этом нам говорит через Священное Писание Сам Господь, названный в нем Любовью, а также отцы Церкви, подвижники и святые, опытно, а не умозрительно возлюбившие ближних своих.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ЛЮБВИ

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 4–8).

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 1–3).

«Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16: 14).

«Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (Прит. 10: 12).

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 43–45).

«Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12: 29–31).

«Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4: 8).

«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3: 16).

«Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3: 18).

«Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7–8).

«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4: 9–10).

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4: 18).

«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13: 10).

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25).

«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14).

«Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1: 5).

«Нет больше той любви, как если кто положит душу (т.е. жизнь - Ред .) свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ЛЮБВИ

«Имеющий любовь далек от всякого греха» (священномученик Поликарп Смирнский ).

«Любовь есть союз братства, основание мира, крепость и утверждение единства, она больше веры и надежды, она предшествует благотворению и мученичеству, она вечно пребудет вместе с нами у Бога в Царстве Небесном» (священномученик Киприан Карфагенский ).

«Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого. Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя» (святитель Василий Великий ).

«У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его» (святитель Василий Великий )

«Все совершенства, которые заключаются в понятии добродетели, произрастают от корня любви, так что имеющий ее и в прочих добродетелях не имеет недостатка» (святитель Григорий Нисский ).

«Любовь заключается не в пустых словах и не в простых приветствиях, но в явлении и совершении дел, например в том, чтобы избавлять от бедности, помогать больным, освобождать от опасностей, покровительствовать находящимся в затруднениях, плакать с плачущими и радоваться с радующимися» (святитель Иоанн Златоуст ).

«Любовь плотская - вина, а духовная - похвала; та есть ненавистная страсть души, а эта - радость, веселие и лучшее украшение души; та производит вражду в уме любящих, а эта уничтожает и существующую вражду и водворяет в любящих великий мир; от той не бывает никакой пользы, но еще великая трата денег и какие-то неразумные издержки, извращение жизни, всецелое расстройство домов, а от этой - великое богатство правых дел, великое изобилие добродетелей» (святитель Иоанн Златоуст ).

«Не говори мне о любви вульгарной и низкой, которая скорее болезнь, нежели любовь, но разумей любовь, которой требует Павел, которая имеет целью пользу любимых, и ты увидишь, что такие люди нежнее в любви самих отцов… Тот, кто питает к другому любовь, согласится лучше потерпеть тысячи бедствий, нежели видеть, чтобы любимый им потерпел вред» (святитель Иоанн Златоуст ).

«Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто - ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное. Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал тысячу поражений за свою любовь, не оставит ее. Кто любит за то, что его любят, тот, случись с ним неприятность, прервет любовь свою; а кто соединен тою любовью, никогда не оставит ее» (святитель Иоанн Златоуст ).

«Любовь есть корень, источник и матерь всего доброго. Всякое доброе дело есть плод любви» (святитель Иоанн Златоуст ).

«Любовь не делает зла ближнему; где господствует любовь, там не бывает Каина, убивающего брата» (святитель Иоанн Златоуст ).

«Кто любит, тот не разбирает внешнего вида; любовь не смотрит на безобразие, потому она и называется любовию, что часто любит и безобразное» (святитель Иоанн Златоуст ).

«Любовь представляет тебе ближнего как тебя самого и научает тебя радоваться его благополучию как твоему собственному и чувствовать его несчастья как твои собственные. Любовь соединяет многих в одно тело и делает души их жилищами Святого Духа, потому что не в разделенных друг от друга, но в соединенных по душе может обитать Дух мира. Любовь делает общими для всех блага каждого» (святитель Иоанн Златоуст ).

«Любящий желает не подчинять только, но и подчиняться и более радуется, подчиняясь, нежели начальствуя. Любящий желает лучше благодетельствовать, нежели получать благодеяния, потому что лучше желает иметь друга должником своим, нежели самому быть должным ему. Любящий желает благодетельствовать возлюбленному, но не хочет, чтобы видны были его благодеяния, желает быть первым в благодеяниях, но не хочет, чтобы он казался первым в благодеяниях» (святитель Иоанн Златоуст ).

«Дело любви - поучать друг друга страху Божию» (преподобный Ефрем Сирин ).

«В ком любовь, тот никем никогда не гнушается, малым и великим, славным и бесславным, бедным и богатым: напротив, тот сам всё покрывает, всё терпит (1 Кор. 13: 7). В ком любовь, тот ни перед кем не превозносится, не надмевается, ни на кого сам не наговаривает и от наговаривающих отвращает слух. В ком любовь, тот не льстит, брату ноги не запинает, не соперничает, не завидует, не радуется падению других, не чернит падшего, но соболезнует о нем и принимает в нем участие, не презирает ближнего в нужде, но заступается и готов умереть за него… В ком любовь, тот никогда ничего не присвояет себе… В ком любовь, тот никого не почитает себе чужим, но все ему свои. В ком любовь, тот не раздражается, не гордится, не воспламеняется гневом, не радуется о неправде, не коснит во лжи, никого не почитает своим врагом, кроме одного диавола. В ком любовь, тот вся терпит, милосердствует, долготерпит (1 Кор. 13: 4–7)» (преподобный Ефрем Сирин ).

«О безмерная сила любви! Ни на небе, ни на земле нет ничего драгоценнее любви. Она, божественная любовь, есть возглавление добродетелей; любовь - причина всех благ, любовь - соль добродетелей, любовь - конец закона… Она низвела к нам с небес Сына Божия. Любовию явлены нам все блага: разрушена смерть, пленен ад, воззван Адам; любовию составлена из Ангелов и человеков единая паства; любовию отверст рай, обещано нам Небесное Царство. Она умудряла рыбарей; она укрепляла мучеников; она пустыни преобразовала в общежития; она горы и вертепы наполнила псалмопениями; она мужей и жен научила идти узким и тесным путем… О блаженная любовь, подательница всех благ!» (преподобный Ефрем Сирин ).

«Любовь не ищет того, что полезно себе, но того, что полезно многим для спасения их» (преподобный Ефрем Сирин ).

«Любовь собственно ничего не имеет, кроме Бога, потому что Бог есть любовь» (преподобный Нил Синайский ).

«Любовь принадлежит исключительно Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божие» (преподобный Иоанн Кассиан ).

«Любовь свидетельствуется неосуждением ближних» (преподобный Исаия ).

«Больше любви никто не имеет, как если кто душу свою положит за друзей своих. Если кто услышит огорчительное слово и вместо того, чтобы ответить подобным же оскорблением, преодолеет себя и промолчит или, будучи обманутым, перенесет это и не отомстит обманщику - то он этим положит душу свою за ближнего» (авва Пимен ).

«Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится какой даже незначительный повод, очень легко испаряется. Любовь же духовная не такова: но, хотя случится потерпеть какое огорчение, в душе боголюбивой, состоящей под воздействием Божиим, союз любви не пресекается» (блаженный Диадох Фотикийский ).

«Если ты одних людей ненавидишь, к другим относишься равнодушно, а третьих очень сильно любишь, то заключи из этого, как ты еще далеко отстоишь от совершенной любви, которая побуждает одинаково любить всякого человека» ().

«Совершенная любовь не разделяет единого человеческого естества согласно нраву людей, но одинаково любит всех людей. Добрых любит как друзей, а недобрых как врагов (по заповеди), благодетельствуя им и терпеливо перенося все причиняемое ими, не только не воздавая им злом за зло, но даже при необходимости страдая за них, чтобы по возможности сделать их своими друзьями. Так и Господь наш и Бог Иисус Христос, являя Свою к нам любовь, пострадал за все человечество и дал одну для всех надежду воскресения. Впрочем, каждый человек сам себя делает достойным или славы, или адского мучения» (преподобный Максим Исповедник ).

«Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога» (преподобный Максим Исповедник ).

«Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых» (преподобный Максим Исповедник ).

«Любовь, возбуждаемая чем-нибудь, есть как малый светильник, питаемый елеем, которым и поддерживается свет его, или как наводняемый дождем поток, которого течение прекращается с оскудением составляющей его дождевой воды. Но любовь, которая имеет виновником Бога, есть то же, что бьющий из земли источник: потоки ее никогда не пресекаются (потому что один Бог есть источник любви), и питающее сию любовь не оскудевает» (преподобный Исаак Сирин ).

«Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что, любя ближнего, ты приобретаешь в себе Того, Кто драгоценнее всего в мире. Оставь малое, чтобы приобрести великое; пренебреги излишним и ничего не значащим, чтобы приобрести многоценное» (преподобный Исаак Сирин ).

«Любви не печаль принять тяжкую смерть за любящих» (преподобный Исаак Сирин ).

«Ничего нет более и совершеннее среди добродетелей, как любовь к ближнему. Признаком же ее служит не то только, чтобы не иметь вещи, в которой другой нуждается, но и смерть за него претерпеть с радостию, по заповеди Господней, и считать это своим долгом. Да и справедливо, ибо мы должны не по праву только природы любить ближнего до смерти, но и ради пролитой за нас Пречистой Крови заповедавшего то Христа» (священномученик Петр Дамаскин ).

«Что значит любить кого-либо? Значит желать ему блага и делать его, когда возможно» (святитель Димитрий Ростовский ).

«Если бы кто приступил ко мне с вопросами: должно ли любить кого-нибудь? должно ли с любовью делать что-нибудь? - то я не стал бы отвечать, а поспешил бы отступить от вопрошателя: потому что такие вопросы может предлагать только стоящий на пороге ада» .

«Представим себе любовь, заключенную в более или менее тесном круге родства, знакомства, взаимности, и посмотрим, каково ее достоинство. Отцу и матери нужен ли подвиг, чтобы любить свое дитя? Младенцу надобно ли учиться любить отца и мать? Если же в сей любви все делает природа, без подвига и почти без ведома человека, то где тут достоинство добродетели? Это просто естественное чувство, которое и в бессловесных примечаем. Нелюбление родителей или детей есть глубоко низкий порок, но любовь к родителям и детям не есть еще высокая добродетель, кроме особенных случаев, когда ее возвышает соединенное с нею самоотвержение и самопожертвование» (святитель Филарет (Дроздов)) .

«Понимаю только ту любовь, которая действует по священным велениям Евангелия, при его свете, которая сама - свет. Другой любви не понимаю, не признаю, не принимаю. Любовь, превозносимая миром, признаваемая человеками их собственностью, запечатленная падением, недостойна именоваться любовию: она - искажение любви. Потому-то она так враждебна любви святой, истинной… Любовь - свет, слепая любовь - не любовь» .

«Евангелие отвергает любовь, зависящую от движения крови, от чувств плотского сердца. Падение подчинило сердце владычеству крови и посредством крови владычеству миродержителя. Евангелие освобождает сердце из этого плена, из этого насилия, приводит под руководство Святого Духа. Святой Дух научает любить ближнего свято. Любовь, питаемая Святым Духом, - огонь. Этим огнем погашается огонь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением» (святитель Игнатий (Брянчанинов)) .

«В каких язвах наша любовь естественная! Какая тяжкая на ней язва - пристрастие! Обладаемое пристрастием сердце способно ко всякой несправедливости, ко всякому беззаконию, лишь бы удовлетворить болезненной любви своей» (святитель Игнатий (Брянчанинов)) .

«Естественная любовь доставляет любимому своему одно земное, о небесном она не думает. Она враждует против неба и Духа Святого, потому что Дух требует распятия плоти. Она враждует против неба и Духа Святого, потому что находится под управлением духа лукавого, духа нечистого и погибшего… Ощутивший любовь духовную с омерзением будет взирать на любовь плотскую как на уродливое искажение любви» (святитель Игнатий (Брянчанинов)) .

«Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог - предела и ограничения. Но любовь к ближним имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя. Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе. Делай все просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов» (преподобный Никодим Святогорец ).

«Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждою, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу» ().

«Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (см.: 1 Ин. 3: 15). Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению» (преподобный Амвросий Оптинский ).

«Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба - там гордыня» (преподобный Никон Оптинский ).

«Любить надо каждого, потому что каждый человек есть образ Божий, даже если он, то есть образ Божий, в человеке загрязнен, он может отмыться и быть опять чистым» (преподобный Никон Оптинский ).

«Любовь, прежде всего, простирается до самопожертвования… Второй признак истинной любви тот, что она вечна, никогда не прекращается… Третий признак истинной, небесной любви тот, что она исключает совершенную нелюбовь к кому-либо, то есть нельзя, например, одних любить, а других нет. Кто имеет святую любовь, тот весь переполнен ею. Я могу скорбеть, жалеть, что такой-то полонен страстями, привержен злу, худо поступает, но не любить человека, как Божие создание, я не могу и должен быть готов при всяком случае проявить к нему любовь. Четвертый признак истинной любви тот, что любовь эта в одно и то же время направляется к Богу и ближним, находясь в такой связи, что кто любит Бога, тот непременно любит и ближнего» (священномученик Арсений (Жадановский)) .

«Если любовь не в Боге и не от Бога, то это только чувственная страсть, которую люди употребляют как наркотик, чтобы этой малой бессмыслицей услаждать лишенную всякого смысла жизнь» (святитель Николай Сербский ).

«Любовь - это радость, а цена любви - жертва. Любовь - это жизнь, а цена любви - смерть» (святитель Николай Сербский ).

«Любовь не есть просто сердечное ощущение. Любовь - царица всех чувств, благородных и положительных. Воистину любовь есть наикратчайший путь в Царство Небесное. Любовь уничтожила разделение между Богом и человеком» (святитель Николай Сербский ).

«Когда душа любит тело - это не любовь, но желание, страсть. Когда душа любит душу не в Боге, то это либо восторг, либо жалость. Когда же душа в Боге любит душу, невзирая на внешность (красоту, уродство), это и есть любовь. Это - истинная любовь, дочь моя. А в любви - жизнь!» (святитель Николай Сербский )

«Бог дал людям слово «любовь», чтобы они именовали этим словом свои взаимоотношения с Ним. Когда люди, злоупотребив этим словом, начинают называть им свое отношение к земному, оно теряет свой смысл» (святитель Николай Сербский ).

«Любовь и похоть противоположны друг другу. Кто похоть называет любовью, тот заблуждается. Ибо любовь духовна, чиста и свята, а похоть телесна, нечиста и не свята. Любовь неотделима от истины, а похоть - от иллюзии и лжи. Истинная любовь, как правило, постоянно возрастает в силе и во вдохновении, несмотря на человеческую старость; похоть же быстро проходит, переходит в отвращение и часто доводит до отчаяния» (святитель Николай Сербский ).

«Любовь не имеет ничего общего с прелюбодеянием и блудом. Они над любовью глумятся» (святитель Николай Сербский ).

«Нетрудно, совсем нетрудно любить людей, любящих нас; нетрудно, нисколько нетрудно любить отца, или мать, или жену, или детей своих. Но велика ли цена этой любви? О нет, она не имеет почти никакой цены, ибо близких своих, детей своих любим по инстинкту любви, который вложен в нас природой. Какая мать не отдаст всей ласки, всего тепла сердца своего своему ребенку? Какая не отдаст даже жизни своей, если ему будет грозить гибель? Это, конечно, хорошо, но имеет ли высшую нравственную ценность? О нет, не имеет. Знаем мы, что если задумаем разорить птичье гнездо, то прилетит мать птенцов, будет виться над нами, будет бить нас по лицу крыльями и отчаянно пищать… Это та же самая любовь, любовь по инстинкту, вложенная в каждое живое существо. Разве медведица, разве волчица не защищают детенышей своих, не идут на человека, пришедшего с оружием?»

«Что значит подлинно любить человека? Все возвышенное трудно поддается логическому определению. Как сказать, что такое христианская жизнь в любви, если сила ее проявляется больше всего в терпении? Где любовь, там всегда доверие, где любовь, там всегда и надежда. Любовь все переносит, потому что сильна. Истинная любовь постоянна, не иссякает и некогда не перестает. Этот гимн любви прозвучал впервые в устах первых апостолов христианства» (святитель Лука (Войно-Ясенецкий)) .

«Именно любовь! Ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного - любви к человеку. Даже самое дорогое, что есть для христианина, - вечная жизнь - обусловливается тем, любил ли человек в жизни своей людей, как братьев своих» (святитель Лука (Войно-Ясенецкий)) .

«Есть взаимная любовь: любовь супругов, любовь родителей к детям, любовь к людям, достойным любви. Всякая любовь благословенна, благословенна и эта любовь, но это начальная, низшая форма любви, ибо от любви супружеской, путем научения в ней, должны мы возвыситься до гораздо более высокой любви ко всем людям, ко всем несчастным, к страдающим, от нее еще возвыситься до третьей степени любви - любви Божественной, любви к Самому Богу. Вот видите, пока не достигнут люди любви ко всем, любви Божественной, невелико значение и любви только к близким» (святитель Лука (Войно-Ясенецкий)) .

«Главнейшая обязанность человека - любить Бога и потом своего ближнего: каждого человека и более всего - своего врага. Если мы возлюбим Бога так, как нужно, то мы сохраним и все другие Его заповеди. Но мы не любим ни Бога, ни своих ближних. Кто же сегодня интересуется другим человеком? Все интересуются только самими собою, но не другими, а за это мы дадим ответ. Бог, Который весь есть Любовь, не простит нам этого равнодушия по отношению к ближним» ().

«Добрый христианин любит сначала Бога, а потом и человека. Избыточествующая любовь изливается и на животных, и на природу. То, что мы, современные люди, разрушаем окружающую среду, показывает, что мы не имеем избытка любви. Может быть, мы имеем любовь хотя бы к Богу? К сожалению, нет. Это показывает сама наша жизнь» (преподобный Паисий Святогорец ).

«Кто от чистой любви труждается ради своего ближнего, тому само утомление приносит отдых. Тот же, кто любит себя самого и ленится, утомляется от своего бездействия. Мы должны обратить внимание на то, что должно побуждать к делам любви, как нам указывает старец. Я должен трудиться ради другого от чистой любви, и ничего более не имею в виду. Многие проявляют свою любовь по отношению к некоторым людям и тут же делают их подвластными себе» (преподобный Паисий Святогорец ).

«В любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу. В нашем благоговении перед Богородицей и святыми снова сокрыто наше великое благоговение перед Христом. Этим сохраняется христианская любовь и качественно отличается от любви мирских людей» (преподобный Паисий Святогорец ).

«Любовь видна, когда человек дает, сам находясь в лишениях. Когда ты встречаешь нуждающегося, подумай: если бы на месте нищего был Сам Христос, то что бы ты дал Ему? Безусловно, самое лучшее… Господь говорит, что, делая что-то одному из несчастных, вы тем самым делаете это Мне» (преподобный Паисий Святогорец ).

«Просто любить кого-то - это еще мало. Надо любить человека больше, чем себя самого. Мать любит своих детей больше, чем себя. Для того чтобы накормить детей, она остается голодной. Однако радость, которую испытывает она, больше той радости, которую испытывают ее дети. Малыши питаются плотски, а мать - духовно. Они испытывают чувственный вкус пищи, тогда как она радуется духовным радованием» (преподобный Паисий Святогорец ).

«Настоящая любовь несвоекорыстна. Она не имеет в себе эгоистического пристрастия и отличается благоразумием» (преподобный Паисий Святогорец ).

«Готовность выпить чашу горести другого - есть любовь» (преподобный Паисий Святогорец ).

«Вопрос: Как я смогу понять, геронда, есть ли у меня истинная любовь? Ответ: Чтобы это понять, нужно испытать себя, любишь ли ты одинаково всех людей и считаешь ли всех лучшими себя» (преподобный Паисий Святогорец ).

«Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью - только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась» (митрополит Антоний Сурожский ).

«Когда мы начинаем вести христианскую жизнь, весь труд, весь наш подвиг направлен на то, чтобы с любовью воспринимать даже наших врагов. В этом и заключается мученическое свидетельство христианина» .

«Мы не думаем, как изменить мир своими силами. Мы стремимся получить силу от Бога, чтобы во всех случаях действовать с любовью» (архимандрит Софроний (Сахаров)) .

«Любовь к человечеству - словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, - дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью» (архимандрит Иоанн (Крестьянкин)) .

«Если любовь есть в сердце, то она от сердца изливается на всех окружающих и проявляется в жалости ко всем, в терпении их недостатков и грехов, в неосуждении их, в молитве за них, а когда необходимо, то и в материальной поддержке» (игумен Никон (Воробьев) ).

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЛЮБВИ

Совет да любовь - на этом свет стоит.

Где любовь, тут и Бог. Бог - любовь.

Милее всего, кто любит кого.

Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.

Где совет (союз, любовь), там и свет.

Любви, огня да кашля от людей не утаишь.

Полюби нас в черненьких, а в беленьких и всяк полюбит.

Любить друга - любить себя.

Люби да помни.

Любовь - кольцо, а у кольца нет конца.

. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

1. Есть два рода утешения, которые, по-видимому, противо­положны между собою, но взаимно много подкрепляют друг друга; оба (апостол) и приводит здесь. Именно: один состоит в том, когда мы говорим, что некоторые люди много пострадали: душа делается спокойною, если находит многих соучастников своих страданий. Это (апостол) представил выше, когда сказал: «Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий» (). Другой состоит в том, когда мы говорим: ты немного пострадал: такими словами мы ободряемся, возбуждаемся и делаемся более готовыми – терпеть всё. Первое успокаивает изнуренную душу и доставляет ей отдых; а второе возбуждает её от лености и безпечности и отклоняет от гордости. Так, чтобы от приведённого свидетельства не родилась у них гордость, смо­три, что (Павел) делает: «Вы еще не до крови , – говорит, – сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение» . Он не вдруг высказал последующие слова, но наперёд представил им всех, подвизавшихся "до крови" , затем заметил, что страдания Хри­стовы составляют славу, и потом уже удобно перешёл (к последующему).

Так он и в послании к Коринфянам говорит: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое» , т.е. малое (), потому что таким именно образом душа может пробудиться и ободриться, когда она представит, что ещё не всего достигла, и убедится в том предшествующими событиями. Смысл слов его следующий: вы ещё не подверглись смерти, вы только потеряли имущество и славу, вы только по­терпели изгнание; Христос пролил кровь свою за вас, а вы и за себя не пролили её; Он даже до смерти стоял за истину, подвизаясь за вас, а вы ещё не подвергались опасностям, угро­жающим . «И забыли утешение» , т.е. опустили руки, ослабели. «Не до крови , – говорит, сражались (слав. – встали), подвизаясь против греха» . Здесь он показывает, что и сильно нападает и также вооружен, – слово: «встали» говорится к стоящим. «И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя» . Представив утешение от дел, теперь он сверх того прибавляет утешение от изречений, от приведённого свидетельства: "не унывай , – говорит, – когда Он обличает тебя» . Итак это – дело Божие; а не мало доставляет утешения то, когда мы убеждаемся, что случив­шееся могло произойти по действию Божию, по Его попущению.

Так и Павел говорит: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи"" (). Следовательно Он сам попускает это. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» . Ты не можешь, говорит, сказать, что есть ка­кой-нибудь праведник, не терпевший скорбей, и хотя нам так кажется, но иных скорбей мы не знаем. Следовательно, вся­кому праведнику необходимо пройти путём скорби. И Христос сказал, что «Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (). Если же войти в жизнь можно только таким образом, а иначе невозможно, то следует, что тесным путём шли все те, которые вошли в жизнь. «Если вы терпите наказание , – говорит, – то поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» Если (Бог) наказывает вас, то для исправления, а не для истязания, не для мучения, не для страданий.

Смотри, как (апостол) тем самым, из-за чего они считали себя оставлен­ными, внушает им уверенность, что они не оставлены, и как бы так говорит: претерпевая такие бедствия, вы уже думаете, что оставил и ненавидит вас? Нет, если бы вы не стра­дали, тогда следовало бы опасаться этого, потому что если он «бьет же всякого сына, которого принимает» , то небиемый, быть может, не сын. Но как, скажете, разве злые люди не страдают? Ко­нечно, страдают, – как же иначе? – но он не сказал: всякий биемый есть сын, а: «бьет же всякого сына» . Потому ты не можешь говорить: есть много и злых людей, которых бьют, например человекоубийцы, разбойники, чародеи, гробокопатели. Они бывают наказываемы за собственные злодеяния; они бывают не биемы, как сыны, но наказываемы, как злодеи; а вы – как сыны. Видишь ли, как он отовсюду заимствует доказатель­ства, – и от событий, упоминаемых в Писании, и от изречений, и от собственных рассуждений, и от примеров, случающихся в жизни? Далее указывает ещё и на общее обыкновение: "Если же , – говорит, – остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ().

2. Видишь ли, что, как я и выше сказал, сыну невоз­можно оставаться ненаказанным? Как в семействах отцы не заботятся о детях незаконнорожденных, хотя бы они ни чему не учились, хотя бы никогда не сделались известными, о законных же сыновьях заботятся, чтобы они не были безпечными, – таки в настоящем случае. Потому, если не быть наказан­ными свойственно детям незаконнорожденным, то нужно ра­доваться наказанию, как знаку истинного родства. Поэтому са­мому (апостол) и говорит: "Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» (). Опять заимствует ободрение от собственных их страданий, которые они сами терпели. Как там говорил: «Вспомните прежние дни ваши» , так и здесь говорит: «Бог поступает с вами, как с сынами» , – вы не можете сказать, что вы не в состоянии переносить, – и при том «Господь, кого любит, того наказывает» . Если же (дети) повинуются плотским родителям, то как вы не будете повиноваться Отцу небесному? При том здесь не в этом только различие и не в лицах только, но и в самых побуждениях и действиях. Не по одному и тому же побуждению наказывают Он и они (Бог и плотские родители). Потому (апостол) и прибавляет: «Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (), т.е. они часто делают это для собственного удовольствия и не всегда имея в виду пользу, здесь же нельзя этого сказать, так как (Бог) делает это не из каких-нибудь собственных видов, а для вас, единственно для вашей пользы; те наказывают, чтобы вы и для них были полезны, а нередко и напрасно, здесь же не бывает ничего подобного.

Видишь, какое и отсюда происходить утешение? Мы в осо­бенности привязываемся к тем, в которых видим, что они не из каких-нибудь собственных видов приказывают нам, или дают наставление, но все их заботы клонятся к нашей пользе. Тогда-то и бывает искренняя любовь, любовь настоящая, когда кто любит нас, несмотря на то, что мы совершенно безполезны для любящего. Так и (Бог) любит нас не для того, чтобы получить что-либо от нас, но чтобы дать нам; Он наказывает, делает всё, принимает все меры к тому, чтобы мы сделались способными к принятию Его благ. "Те , – говорит (апостол), – наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» . Что значить: «в святости Его» ? Т.е. чистоты, – чтобы мы сделались достойными Его, по возможности. Он заботится, чтобы вы приняли, и употребляет все меры к тому, чтобы дать вам; а вы не стараетесь о том, чтобы принять. "Я сказал , – говорит (Псалмопевец), – Господу: Ты – Господь мой; блага мои Тебе не нужны» (). "Притом, если мы , – говорит, – будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» «Отцу духов» , – говорит так, разумея или дары (духовные), или мо­литвы, или безплотные Силы. Если с таким (расположением духа) мы умрём, то и получим жизнь. Хорошо он сказал: «Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней , – потому что угодное людям не всегда бывает полезно, – а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» .

3. Следовательно, наказание полезно; следовательно, наказание доставляет святость. И, конечно, так. Ведь, если оно истребляет леность, порочные пожелания, привязанность к предметам житейским, если оно сосредоточивает душу, если располагает её презирать всё здешнее, – а отсюда и происходит скорбь, – то не свято ли оно, не привлекает ли оно благодати Духа? Будем же постоянно представлять себе праведников и помнить, почему все они прославились, и всех раньше Авель и Ной: разве не посредством скорбей? Да и невозможно, чтобы один праведник не скорбел среди такого множества нечестивых. "Ной , – говорит Писание, – был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (). Подумай: если теперь, имея такое множество мужей, и отцов, и учителей, добродетелям которых мы можем подражать, мы, однако, испытываем столько скорбей, то как должен был страдать он, будучи один среди столь многих? Но говорить ли мне о том, что было во время чудного и необыкновенного потопа? Говорить ли об Аврааме, о том, что ему случалось терпеть, как-то: о непрестанных его странствованиях, лишении жены, опасностях, сражениях, искушениях? (Говорить ли) об Иакове, сколько бедствий он перенёс, будучи отовсюду изгоняем, трудясь напрасно и изнуряя себя для других? Нет нужды перечислять все его искушения; довольно будет привести свидетельство, которое он сам высказал в беседе с фараоном: «дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их» (). Говорить ли об Иосифе, Моисее, Иисусе (Навине), Давиде, Самуиле, Илии, Данииле и всех пророках? Ты найдёшь, что все они прослави­лись посредством скорбей. А ты, скажи мне, хочешь просла­виться посредством удовольствий и роскоши? Но это невозможно. Говорить ли об апостолах? И они превзошли всех скорбями. Но что я говорю? Сам Христос тоже сказал: «В мире будете иметь скорбь» (); и еще: «вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется» ().

«Потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (). Господь этого пути сказал, что он узок и тесен; а ты ищешь широкого? Не безразсудно ли это? Потому ты и не достигнешь жизни, что идёшь другим путём, а достигнешь погибели, потому что избрал путь, ведущий туда. Хочешь ли, я расскажу и представлю тебе людей, преданных роскоши? От позднейших обратимся к древнейшим. Богач, горящий в огне, иудеи, преданные чреву, для которых чрево было богом, которые в пустыне постоянно искали наслаждений, – почему погибли? Подобно современникам Ноя, не потому ли, что избрали эту роскошную и развратную жизнь? Также и содомляне (погибли) за чревоугодие: «пресыщении , – сказано, – и праздности» (). Так сказано о содомлянах. Если же пресыщение хлебом произвело столько зла, то что сказать о других наслаждениях? Не был ли невоздержен Исав? Не таковы ли были те из сынов Божиих, которые прельстились женами и увлеклись в пропасть? Не таковы ли были те, которые удовлетворяли похоти на мужчинах? И все цари языческие, вавилонские, египетские, не бедственно ли окончили жизнь? Не преданы ли они мучению? Но не то же ли, скажи мне, бывает и теперь?

Послушай, что говорит Христос: «Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских» (); а те, которые не носят таких одежд, те – на небесах. Мягкая одежда расслабляет и твердую душу, изнеживает и расстраивает; и как бы ни было крепко и сильно тело, которое она облекает, от такой роскоши оно скоро делается изнеженным и слабым. Скажите мне: почему, думаете вы, женщины бывают так слабы? Неужели только от природы? Нет, но и от образа жизни и от воспитания; их делают такими изнеженное воспитание, праздность, омовения, намащения, изобилие ароматов, мягкое ложе. И чтобы тебе понять это, послушай, что я скажу. Из кучи деревьев, растущих в пустыне и колеблемых ветрами, возьми какое-нибудь растение и посади на место влажное и тенистое, – и ты увидишь, как оно сделается хуже, нежели каким ты взял его сначала. А что это справедливо, доказательством служат женщины, воспитывающаяся в деревнях; они бывают гораздо крепче городских мужчин и могли бы преодолеть многих из них. А когда тело делается изнеженным, то по не­обходимости вместе с ним и душа испытывает то же зло, потому что отправления души по большей части соответствуют состоянию тела. Во время болезней мы бываем иными по причине расслабления, а во время здоровья опять иными.

Как в музыкальных инструментах, когда струны издают звуки мягкие и слабые и они нехорошо натянуты, то уменьшается и достоинство искусства, принужденного покоряться слабости струн, так и в теле: душа терпит от него много вреда, много стеснения; она испытывает горькое рабство, когда тело имеет нужду в частом врачевании. Потому, увещеваю вас, будем стараться делать его крепким, а не болезненным. Не одним мужьям я говорю это, но и женам. Для чего ты, жена, по­стоянно расслабляешь тело свое роскошью и делаешь его негодным? Для чего губишь силу его тучностью? Ведь тучность составляет слабость для него, а не силу. Если же ты, оставив это, будешь вести себя иначе, тогда явится и красота телесная по желанию твоему, как скоро будет сила и свежесть. А если, напротив, будешь подвергать его безчисленным болезням, то не будет у тебя ни здорового цвета, ни свежести, но постоянно будешь чувствовать себя дурно.

4. Вы знаете, что как прекрасен бывает хороший дом, когда озаряет его ясная погода, так и красивое лицо делается ещё лучше от веселого расположения духа; а когда (душа) уныла и прискорбна, тогда (и лицо) становится безобразнее. Унылость происходить от болезней и расстройства здоровья; а болезни происходят от расслабления тела пресыщением. Так и по этой причине вы должны избегать пресыщения, если верите мне. Но есть, скажете, некоторое удовольствие в пресыщени? Не столько удовольствия, сколько неприятностей. Удовольствие ограничивается только гортанью и языком; когда трапеза кончилась, или когда пища съедена, ты становишься подобным тому, кто и не участвовал (в трапезе), и даже, гораздо хуже его, потому что ты выносишь оттуда тяжесть, расслабление, головную боль и склон­ность ко сну, похожему на смерть, а часто и безсонницу от пресыщения, одышки и отрыжки, и тысячу раз проклинаешь свой желудок, вместо того, чтобы проклинать невоздержность.

Итак, не будем утучнять тела, но послушаем Павла, ко­торый говорит: «попечения о плоти не превращайте в похоти» (). Набивающий желудок делает то же, как если бы кто-ни­будь, взявши пищу, бросил её в нечистый ров, или даже не то, а гораздо хуже, потому что последний наполняет только ров без вреда для себя самого, а первый навлекает на себя тысячу болезней. Питает нас только то, что принимается в потребном количестве и может перевариться; а лишнее сверх необходимаго не только не питает, но ещё приносит вред. Между тем никто не замечает этого, обольщаясь нелепым удовольствием и обычным пристрастием. Ты хочешь питать тело? Оставь же лишнее, давай ему необходимое, и столько, сколько может перевариться; не нагружай его слишком, чтобы не потопить. Принимаемое в потребном количестве и питает, и доставляет удовольствие; действительно, ничто не доставляет та­кого удовольствия, как хорошо переварившаяся пища; ничто так не способствует здоровью, ничто так не поддерживает живости чувств, ничто так не предотвращает болезней.

Таким образом принимаемое в потребном количестве служит и к питанию, и к удовольствию, и к здоровью, а излишнее – ко вреду, к неприятностям и болезням. Пресыщение произво­дит то же, что делает голод, или даже гораздо худшее. Голод в короткое время изнуряет и доводит человека до смерти; а пресыщение, разъедая тело и производя в нём гниение, подвергает его продолжительной болезни и потом тягчайшей смерти. Между тем голод мы считаем несносным, а к пресыщению, которое вреднее его, стремимся. Откуда в нас такая болезнь? Откуда такое безумие? Не говорю, что нужно изнурять себя, но нужно принимать пищу так, чтобы тело и получало удовольствие, истинное удовольствие, и могло питаться, чтобы оно было благоустроенным и благонадежным, крепким и способным орудием для действий души. Если же оно переполнится пищею, которая будет, так сказать, расторгать самые запоры и составные связи, то уже бывает не в состоянии удержать этого наводнения, – вторгшееся наводнение расторгает и разрушает всё.

«Попечения о плоти , – говорит, – не превращайте в похоти» . Хорошо он сказал: "в похоти" , потому что пресыщение есть пища для порочных пожеланий, и пресыщающийся, хотя бы он был мудрее всех, по необходимости терпит какой-нибудь вред от вина, и от яств, по необходимости чувствует расслабление, по не­обходимости возбуждает в себе сильный пламень. Отсюда – блуд, отсюда – прелюбодеяние. Голодный желудок не может возбудить плотской похоти, равно как и (желудок) довольствующийся умеренною пищею; порочные же пожелания рождаются в желудке, предающемся пресыщению. Как земля, слишком влажная, и навоз, окропляемый (водою) и имеющий слишком много мокроты, рождают червей, и, напротив, земля, не имеющая такой сырости, приносить обильные плоды, – потому что не содержит в себе ничего лишнего, – и будучи даже необрабатываема, произращает зелень, а будучи обрабатываема, прино­сить плоды, – так точно и мы. Потому не будем делать из плоти, нашей (тело) безполезное, негодное, или вредное, но будем произращать в ней добрые плоды и плодоносные растения, и прилагать старание, чтобы они не завяли от пресыщения, – так как и они могут загноиться и породить червей вместо плодов. Так, врожденная похоть, если ты станешь чрез меру насыщать её, порождает удовольствия отвратительные и даже весьма отвратительные. Будем же всячески истреблять в себе это зло, чтобы нам сподобиться обещанных благ во Христе Иисусе, Господе нашем (с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков, Аминь).

Статьи по теме