Кутна гора костел святой варвары. Собор Св

Римско-католический собор Святой Варвары (chrám svaté Barbory).
Чехия, Среднечешский край (Středočeský kraj).
район Кутна Гора (Okres Kutná Hora). Кутна Гора, (Kutná Hora — Poděbrady), улица Barborská 284 01.

Столетиями продолжалась борьба кутнагорских предпринимателей в области добычи серебряных руд с находящимся рядом Седлецким монастырем ордена цистерцианцев за собственное духовное самоуправление. Для города был необходим собственный храм. Каждодневная опасность, которой подвергались шахтеры, сильно действовала на психику и создавала особое отношение к жизни и смерти, поэтому в быту буйные забавы кутнагорских горняков сочетались с глубочайшей верой в бога.
Историки не пришли к единому мнению насчет точной даты начала строительства собора, но существует мнение, что это произошло в 1388 году. Храм строился большей частью на средства шахтеров и поэтому был посвящен их покровительнице святой Варваре Илиопольской – покровительнице легкой смерти. В 1403 году папской буллой было подтверждено согласие на строительство в Кутна Горе храма Святой Варвары.

Святая Варвара Илиопольская - христианская великомученица. Она считается защитницей от внезапной и насильственной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия.

С идеей строительства cобора связана чешская легенда. Она гласит: однажды в шахте завалило 3-х рудокопов, они начали молиться. Один просил: „хотя бы на свет белый посмотреть в последний раз” , второй умолял: „хоть бы еще один день пожить, чтобы с семьей попрощаться” , третий просил: „Боже, дай мне еще год жизни, чтобы сделать что-нибудь хорошее” . Святая Варвара явилась молившимся и вывела их из шахты. Один увидел свет и сразу же умер, другой попрощался с родственниками, и, прожив день, умер. Третий начал строить храм, который позднее назвали в честь Святой Варвары. Собор понравился великомученице, и она разрешила шахтеру не год прожить, а столько лет, сколько он пожелает.

В 1388 году автором первоначального проекта собора выступил Ян Парлерж (Jan Parléř) , отец которого, немецко-чешский архитектор Петер Парлерж, участвовал в разработке проекта собора святого Витта в Праге.
Наиболее старая часть храма построена в стиле французских кафедральных соборов, но сам храм имеет расширенные наружные нефы, хотя первоначально проектировался как пятинефный. Вначале строительство велось быстро. Храм был построен из песчаника, который добывали в близлежащих карьерах. Уже через 4 года после начала строительства были освящены 15 алтарей, и к каждому из них был приставлен особый священник. Строительство храма было полностью остановлено во время гуситских войн (30.07.1419 года – 30.05.1434 года), когда здание было построено на половину.

К 1482 году возведение храма святой Варвары возобновилось по оригинальным планам Парлержа но под руководством местного камнереза Гануша. Мастер закончил поперечные сводчатые проходы, кольцо часовен вокруг пресвитерии и оба крыла запланированного поперечного нефа. Настоящий прорыв в возведении храма связан с именем пражского мастера Матвея Рейсека (Matěj Rejsek) . Он приехал на строительство в 1489 году. Рейсек перекрыл сводом кутнагорский собор. Матвей Рейсек умер в Кутна Горе в 1506 году, но работы по его проектам велись еще шесть лет.

В 1512 году из Праги в Кутна Гору прибыл архитектор Бенедикт Рейт (упоминаемый как Бенедикт Рид, Benedikt Rejt, Benedikt Rieth, Benedikt Reyd, Benedikt Ried, Benedict Reijt) . Спроектировав свод храма, завершив строительство трифория, а также украсив храм многочисленными камнетесными деталями, Бенедикт Рейт осуществил при строительстве храма достаточно радикальные изменения, изменив пятинефную конструкцию храма на трехнефную, а также закрыв свод кольцеобразными ребрами, которые создают впечатление, как будто на потолке распустились многочисленные цветы. Этот эффект придает потолку объемность и необычность, делая храм очень непохожим на другие подобные сооружения. По проекту Рейта собор строился и после его смерти в 1534 году, но из-за истощения местных рудников, работы шли медленно. Средний тройной потолок храма был завершен только в 1547 году. До этого момента дождь и снег свободно проникали внутрь. В 1558 году после затопления самого богатого оселского рудного пояса, городские власти решили окончательно свернуть работы. Недостроенный собор был закрыт временной стеной.

В 1626 году собор был передан в управление иезуитов. Они многое видоизменили в соответствии с господствовавшим в ту пору стилем барокко, который подчеркивал величие и могущество католической церкви. После упразднения Иезуитского ордена на территории Чехии, собор перешел в руки Национального Религиозного Фонда. Более трехсот лет собор оставался незавершенным и начал приходить в упадок.
В 1884-ом году город по инициативе местного археологического общества „Воцел” принимается за дальнейшее строительство. Работы были проведены известными чешскими архитекторами Лаблером и Мокером. Они восстановили оригинальную крышу, расширили церковь одной областью нефа, заменили временную западную стену новым неоготическим фасадом и провели реконструкцию интерьера. Собор украсил новый орган мастерской Яна Тучека, изготовленный по готическим планам. Были изготовлены главный алтарь и неоготические витражи работы Франтишека Урбана, изображающие сцены из истории города и чешского королевства.

Строительство собора было завершено в 1905 году.
С 90-х годов 20 века – начинается постепенная, поэтапная реставрация собора Святой Варвары.

Собор Святой Варвары в Кутна Горе является вторым по значимости и величине готическим храмом Чехии, после собора святого Витта в Праге. Его высота – 33 метра.

С 1995 года собор Святой Варвары является национальным памятником культуры, а в декабре 1995 года собор был внесен в Список мирового культурного и природного наследия ЮНЕСКО.



собор Святой Варвары вид со стороны главного фасада
собор Святой Варвары алтарная часть собора алтарная часть собора
вид на собор с улицы Barborská пинакль главный вход собора


собор Святой Варвары (Кутна Гора)


величественная красота водостоки собора св. Варвары
элементы интерьера собора кафедра собора алтарь в боковом нефе собора
боковой алтарь собора боковой алтарь собора боковой алтарь собора
алтарь балкон собора распятие
потолок Центрального нефа гербы на потолке собора орган
выставочная галерея скульптура галереи балкона скульптура рудокопа

Собор Св. Варвары в Кутна-Горе (Чехия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Чехию
  • Горящие туры в Чехию

Позднеготический собор Св. Варвары - пожалуй, наиболее известная архитектурная достопримечательность Кутна-Горы. Этот впечатляющий храм является второй по размерам готической церковью страны. Да и религиозное значение его очень велико. Архитектура римско-католического храма настолько специфична, что позволяет назвать его одной из наиболее аутентичных готических религиозных построек в Центральной Европе. В 1995 г. ЮНЕСКО включило собор в Список объектов Всемирного наследия.

Интересно, что инициатором строительства собора стал не какой-либо правитель или религиозный орден. Затеяли всё это местные предприниматели, им хотелось отделиться от монастыря, который был ближайшим к городу религиозным центром. Хотя, если верить легенде, дело обстояло немного иначе: троих рудокопов завалило в шахте, и каждый начал молиться на свой лад. Первые двое просили немногого, но третий взмолился о годе жизни, чтобы совершить благое дело. Этот год и был дарован последнему св. Варварой, и спасшийся рудокоп начал строить храм.

Результатом всех этих многовековых переделок стало совершенно уникальное, величественное здание, не имеющее себе равных.

Строительство собора началось в 1388 г., но работы несколько раз прерывались. Окончательно он был завершён только в 1905 г. Первым архитектором, который над ним трудился, стал Иоганн Парлерж, сын Петра Парлержа, выстроившего собор Св. Витуса и Карлов мост в Праге. Некоторые свидетельства указывают на то, что отец помогал сыну как минимум в создании первоначальных чертежей. Кутна-Гора быстро развивалась, богатела и стремилась ни в чём не уступать Праге: горожане хотели, чтобы их собор был точь-в-точь как столичный, только больше и лучше. Во время гуситских войн строительство прерывалось аж на 60 лет, и впоследствии оригинальный дизайн был существенно изменён.

Св. Варвара считалась покровительницей горняков, а соответственно, и города, чьё благосостояние основывалось на серебряных рудниках.

Так, первоначально планировалось сделать церковь гораздо больше: как минимум в два раза. И это не говоря уже о принципиальных особенностях конструкции, таких как пять нефов вместо итоговых трёх. Но строительство зависело исключительно от работы серебряных рудников, а последние стали давать меньше прибыли, чем хотелось бы. В 1588 г. незаконченную постройку обнесли стеной, и в таком состоянии собор оставался до 1884 г. В 17 веке к его переделке приложили руку иезуиты, добавив барочные элементы; в 17 веке собор переделывали под неоготику. Результатом всех этих многовековых переделок стало совершенно уникальное, величественное здание, не имеющее себе равных. В его внешнем облике особенно выделяются разнообразные мифические и полумифические фигуры вроде горгулий, выстроившиеся по бокам.

Собор Св. Варвары

Интерьер собора обязательно стоит осмотреть изнутри. Здесь можно увидеть интереснейшие фрески: помимо религиозных сюжетов в них нашли отражение детали шахтёрского быта и чеканки серебра. Другие заслуживающие внимания элементы интерьера храма - это позднеготический пастофорий, созданный в начале 16 века, резные деревянные скамьи на хорах, своды со множеством интересной формы рёбер и гербов, красивые оконные витражи. Кроме того, в соборе можно увидеть статую рудокопа.

Практическая информация

Собор Св. Варвары расположен в конце улицы Барборска, близ реки, к югу от центра города.

Вход: для взрослых - 120 CZK, для людей старше 65 лет и студентов от 15 до 26 лет - 90 CZK, для детей от 6 до 15 лет - 50 CZK, дети до 6 лет - бесплатно.

Время работы: ежедневно, с апреля по октябрь - с 9:00 до 18:00 (вход ограничивается за полчаса до закрытия), с ноября по декабрь - с 10:00 до 17:00, январь и февраль - с 10:00 до 16:00, март - с 10:00 до 17:00. Закрыто 24 декабря.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Собор Святой Варвары — самый известный архитектурный памятник Кутна-Горы, второй по величине и значимости готический храм Чехии, построенный в стиле поздней (владиславской) готики. Относится к самым необычным готическим строениям такого типа в Центральной Европе. Как и другие памятники в центре города, находится под защитой ЮНЕСКО.

Храм святой Варвары стоит как своеобразный вызов. В качестве убранства над левым входом можно видеть скульптуру углекопа, который повернулся спиной к городу и демонстрирует публике нижнюю часть тела. Фигура была помещена сюда, когда торговцы Кутна-Горы восстали против короля, но она была воспринята как универсальный символ.

Строительство церкви началось в 1388 г., и ее первым архитектором был Ян Палерж. Вначале строительство велось быстро. Уже через 4 года после начала строительства были освящены 15 алтарей, и к каждому из них был приставлен особый священник.

До гуситских войн сооружение было построено наполовину, и оно оставалось в таком состоянии до 1547 г., когда был завершен средний тройной потолок. Необходимо сказать, что до этого вся вода во время дождя заливала церковь.

В Кутна-Горы как раз закончилось серебро, и углекопы решили прекратить работы в храме. По первоначальному плану св. Варвара должна была быть в 2 раза выше, и ее асимметрия выглядит очень странно, когда находишься внутри церкви.

Работы в церкви возобновились в 1905 г. Св. Варвара ждала своего завершения более 500 лет. Но во все времена люди возносили там молитвы своему покровителю. Они молились даже под землей, особенно во время завалов и обрушений. Варвара помогала углекопам в, казалось бы, безвыходных ситуациях.

Жители Кутна-Горы рассказывают тысячи историй об этом. Святая открывала перед ними скалы, освещала темноту шахты или просто показывала правильный путь при завалах. Иметь храм в ее честь означало гарантировать ее поддержку или хотя бы давать надежду, когда ты находишься в шахте.

Однако самые потрясающие виды храма святой Варвары обычно скрыты от глаз посетителей. Церковь построена не только для того, чтобы мы ей восхищались, главным образом она посвящена Богу, и самые удивительные объекты находятся в церкви высоко наверху.

Приятная атмосфера в храме создана цветным светом витражей и отличной акустикой.

В соборе Св. Варвары: статуя символизирует рудокопа, добывавшего серебро .

Собор Св. Варвары: фрагменты фресок.

Объект всемирного культурного наследия, удивительный по красоте и своей судьбе, второй по величине и значимости готический храм Чехии, первоначально посвященный Телу Господня, а теперь известный как собор Святой Варвары, находится в тихом городке Кутна Гора, который славится также своей знаменитой Костницей. Но если последней посвящено много слов и восклицаний, то о собор, носящей имя покровительницы шахтеров, написано не так уж и много.

Кутна Гора вошла в историю Чешского государства благодаря добыче серебра, в результате которой в начале XIV в. этот город стал хозяйственным центром государства. Кроме того, позиции Кутна Горы усугублялись монополией на чеканку качественной серебряной монеты - пражского гроша. В это время город располагался большей частью на территориях монастыря цистерцианцев в Седлице и пражского капитула. Стремление сохранить полную независимость от монастыря в церковных делах привело к основанию в 1338 г. храма, находящегося за пределами монастыря. Храм, посвященный покровительнице и защитнице шахтёров - Св. Варваре - выполнял, таким образом, не только «заступническую миссию», но и воплощал политический идеал независимости города от церковных властей.


Св. Варвара на гелерее, ведущей от "её" собора.
Башня, на которую она опирается левой рукой символизирует ее заточение.

В то время земли Чешского королевства стали формироваться в результате вступления на престол династии люксем бургских королей, в первую очередь императора Карал IV , который преобразовал Прагу в свою столицу. Так бывшая периферия стала таким образом центром его империи (Священной Римской империи германской нации) и во многом благодаря этому Чехия смогла внести весомый вклад в развитие архитектуры. В те времена в империи уже наряду с кафедральными костелами существовало множество городских костелов, построенных в виде кафедральных, однако на территориях, где не было епископских резиденций. В эту категорию вошел и новопроектируемый храм в Кутна Горе.


Вид из города на собор Св. Варвары

Несмотря на тот факт, что во времена строительства храма точка кульминации добычи серебра уже была позади, город все еще обладал значительным экономическим потенциалом. Для финансового и организационного обеспечения строительного проекта богатые кутногорские мещане и предприниматели основали т.наз. Братство Тела Господня. В финансировании строительства принимал также участие городской муниципалитет - за счет своих поступлений. Братство приобрело для строительства храма участок на скалистом утесе над речкой Врхлицей, на который не распространялись правомочия седлицкого монастыря.

Строительство храма было начато в половине восьмидесятых годов XIV в. Храм был первоначально спроектирован как трехнефная базилика с хорами (пресбитерием), окруженными галереей и капеллами по периметру, что было типично для большинства французских средневековых кафедральных храмов.

Зодчего первого этапа строительства история указать не может, однако способ, каким был заложен фундамент восточной части храма, подсказывает специалистам, что это результат работы архитектора исключительного мастерства. Считается, что им мог быть, в частности, Петр Парлерж (1333-1399 гг.), которого пригласил из Швабии император Карл IV и поручил ему продолжить строительство храма Св. Вита в Пражском граде. В рассматриваемое время Петр уже руководил строительством кафедрального храма в недалеком городе Колине. Богатый город Кутна Гора всегда хотел сравняться с Прагой, поэтому новостроенный храм должен был не только превзойти цистерианский храм в Седлице, но даже равняться с кафедральным храмом Св. Вита в Праге. Вторым этапом строительства горняцкого храма руководила уже совершенно очевидно пражская парлежовская мастерская, которая раньше в Кутной Горе уже принимала участие в реализации многих строительных проектов. Считается вероятным, что во главе мастерской стоял сын Петра Парлержа - Ян.
В конце XIV в. произошло изменение планировки собора. К трехнефному храму по обеим сторонам было пристроено по одному нефу, в результате чего он стал пятинефным. В ходе густитских войн строительство храма было приостановлено; работы возобновились только шестьдесят лет спустя, руководителем строительной мастерской был в то время первый цеховой староста кутногородского цеха каменотесов и каменщиков - мастер Гануш, который продолжал строительные работы по планам, составленным еще в догуситские времена.
В дальнейшем зодчим храма был Матвей Райсек, скульптор и мещанин Пражского града, автор скульптурных украшений Пороховой башни в Праге. Однако он не был мастером каменотесом, ни членом цеха и поэтому попал в конфликт с местными каменотесами. Вместе с тем, в самом храме он оставил след в виде искусного закрытия хоров сводом (1499 г.), наружной опорной системы с доминантным подпорным осевым столбом, декоративного расчленения контрфорсов и других архитектурных элементов, а также в виде скульптурных украшений.

Следующим архитектором, руководившим возведением собора Св. Варвары, был пражский придворный зодчий Бенедикт Рейд - архитектор крупных, оптически соединенных пространств. После предварительного соглашения Рейда и кутногорских мещан в 1513 г. был начат новый этап строительства храма. В это же время вследствие приостановления строительных работ в Пражском граде в Кутну Гору приехали многие опытные каменотесы и другие ремесленники. Сам Рейд проектировал в то время большое количество строек, которые навещал лишь время от времени. В соответствии с проектом Рейда над боковыми сводами собора должны были воздвигнуть эмпоры (трибуны) - огромное литургическое пространство с алтарями, откуда раздавалось бы церковное пение. Рейд спроектировал над всем пятинефным пространством обширный холл, который осветил крупными окнами, вставленными в монументальную конструкцию скелета боковых стен. Сам холл закрыт кажется невесомым сводом, представленным сетью ребер из шестиконечных и четырехконечных звезд. Полагают, что он таким образом претворил в жизнь свой ранее неосуществленный проект, первоначально предназначенный для приостановленного строительства кафедрального храма Св. Вита в Пражском граде. До момента, когда все пространство было закрыто сводом, необходимо было всю конструкцию загрузить стропильной конструкцией шатровых крыш, что повысило бы стабильность всего объекта. Однако Бенедикт Рейд до закрытия храма сводами не дожил; смелую конструкцию кружальных сводов затем реализовали по его планам до 1548 г. мастера Николай и Ян Влахи. В то же время храм в торцевой части был закрыт временной стеной, построенной между столбами.


Строительная эволюция храма Св. Варвары (главные этапы)



Вид из города на собор и иезуитское общежитие

В 1626 г. с целью проведения катокализации города в Кутной Горе появились иезуиты. В период 1600-1700 г. по соседству с храмом было построено общежитие, соединенное с храмом при помощи галереи, закрытой крышей. Заново был также оформлен подход к храму, украшенный галерей изваяний святых. Вместе с тем, именно в то время пропала большая часть старой утвари и предметов обихода храма, которые были заменено предметами в стиле барокко. После прекращения существования ордена в 1773 г. храм был передан Государственному религиозному фонду и без должного ухода стал постепенно ветшать.


Терасса вдоль иезуитского общежития, ведущая от собора в город


Вид на собор Св. Варвары со стороны террасы

Романтизм XIX в. принес с собой повышенный интерес к памятникам старины и к национальной истории вообще. В 70-х гг. в Кутной Горе были основаны музейное и археологическое общество, которое поставило своей целью восстановлен ие храма Св. Варвары. Для этой цели были организованы благотворительные публичные сборы и в адрес соответствующих организаций в Праге и Вене были направлены ходатайства о предоставлении денежных пособий и взносов. Разработка планов реконструкции собора была поручена архитектору Йосефу Мокеру (он также реконструировал соборы Св. Стефана в Вена, Св. Вита в Праге, замок Карлштейн и др.). Храм был удлинен на один пролет сводов, за которыми возник нынешний фасад. Двускатная крыша в стиле барокко была заменена копией первоначальной шатровой позднеготической крыши.

В 1995 г. храм вместе с историческим центром Кутной Горы и кафедральным собором в Седлеце был внесен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО и тщательно отреставрирован.

Вид на Кутна Гору от собора Св. Варвары.

Говорят, во всей Чехии всего четыре готических собора, которые могут сравниться друг с другом. Мы побывали во всех четырех. Это собор св. Вита в пражском Граде, собор св. Варфоломея в , храм Девы Марии в Седлеце и храм св. Варвары в . Сравнивать их друг с другом весьма непросто. Мне показалось, что самый выдающийся – это пражский. Но ведь тамошняя готика наполовину “нео” – вся западная часть, включая две башни, построена в XIX -ХХ веках. Каждый из этих потрясающих храмов достоин отдельного рассказа. И первый специальный репортаж будет посвящен базилике св.Варвары.

Этот собор стоит в , на самой высокой точке города. Потому и виден издалека, королевской трёхглавой короной венчает панораму города.

Когда идёшь к нему по террасе, проложенной вдоль крутого обрыва, то больше ни на что не обращаешь внимание. Взгляд пропускает мимо виды города, открывающиеся с вершины холма, проходит сквозь фигуры святых, расположенных на краю террасы и фокусируется лишь на самом храме.

Издалека глаз охватывает всю северную часть собора и воспринимает храм целиком, сопоставляя его с небом, ибо на этой высокой точке лишь облака соприкасаются с массивным и, одновременно, воздушным объемом базилики.

Храм святой Варвары. Архитектура

Подходя ближе, глаз упирается в необъятную массу собора и начинает рассматривать детали каменной филиграни – башенки, кружево арочных окон, замысловатые пинакли, карнизы. Если обойти собор и посмотреть на его западный фасад, то в голову приходят некоторые сравнения. (Святого Вита в Праге мы ещё не видели). В Кутнагорском соборе есть что-то от костела св. Анны в Вильнюсе, хоть они и несопоставимы по масштабам. Возможно, даже обнаружить некоторое сходство с монастырским собором в Оливе под Гданьском. А если честно, то возникает ассоциация с огромным добродушным жучком, каракатицей, растопырившей свои лапки и твёрдо упёршейся в землю.

Или же… с монаршим венцом. Но это наш личный взгляд, мы отнюдь не навязываем его достопочтенной публике.

Храм святой Варвары. Посвящение

Почему храм посвящён именно святой Варваре? Здесь всё более чем логично. Главная достопримечательность Кутной Горы- это серебряные рудники. Ведь именно благодаря добыче серебра, город мог себе позволить строительство такого огромного и величественного храма. Важно то, что в жили, в основном, рудокопы, которые добывали серебряную руду.

Когда Скарбник польских соляных копей рассказывал нам свою историю, он объяснил, что святая Варвара – покровительница всех горняков. Ей молятся о мирной, спокойной смерти после исповеди и святого причастия. Горняцкое ремесло издревле было связано с риском для жизни, и шахтёры обращались именно к этой святой, чтобы она избавила их от ужаса нераскаянной смерти.

Храм святой Варвары. История строительства

На окраине расположился монастырь цистерианцев. Мы упоминали о благодеяниях ордена, когда рассказывали Вспоминали и колоссальный костел Вознесения Девы Марии, который цистерианцы возвели поблизости. Орден владел богатыми залежами серебряной руды и стремился распространять своё влияние как можно шире.

Но Кутногорские патриции в своих амбициях ничем не уступали монастырю. Богатства им тоже было не занимать, часть залежей серебра местная знать в держала своих руках. Светская аристократия затеяла строительство храм святой Варвары в пику своим соседям – монахам. Она не просто стремились показать свой престиж, возводя величественную базилику, но мечтали превзойти монастырскую постройку.

Интересно, что никакого церковного обоснования ни у колинских (), ни у кутнагорских “отцов города” не было, ведь там отродясь не было кафедры епископа. Но тем не менее, пользуясь поддержкой короля (оплаченой звонкой серебряной монетой, я так полагаю), знать осуществила свои претензии в постройке столь роскошного храма.

Так и получилось, что городской, шахтёрский храм намного превзошёл монастырский по изощренности архитектуры и роскоши убранства. Следует помнить, что цистерианцы были ограничены строгими рамками монастырского устава.

Храм святой Варвары. Архитектурное убранство

Городской же храм не был связан какими-либо канонами, ограничивающими применение декоративных элементов. Отсюда столь богатое и неожиданное для чешской архитектуры решение фасадов, и еще более ясный и величественный облик. Заказчиков явно вдохновила французская сакральная архитектура.

Вместо массивных, толстых стен, которые несут на себе всю тяжесть свода, костёл святой Варвары весь расчленён окнами, сквозь которые свет просто льётся в храм. Часть нагрузки от свода распределяется на контрфорсы через изящные дуги аркбутанов. Поэтому стало возможным прорезать стены широкими арками окон.

История возведения храма достойна внимания. Она изобилует интересными моментами, в ней возникают, казалось бы, вовсе неожиданные параллели. В базилике св.Варвары вновь встречаешься с работой мастеров, чьи творения украшают знаковые места Чехии.

Храм святой Варвары. Архитекторы

Начало строительства датируется концом XIV века. Разбогатевшая на серебре Кутна Гора стремилась конкурировать не только с соседним цистерианским монастырём, но даже с самой столицей. Недаром зодчие собора святого Вита в Праге приложили руку и к местечковой церкви. Проект храма менялся неоднократно. А сколько зодчих трудилось над его возведением! Ведь он строился более 500 лет!

Начнём с того, что сын прославленного Петра Парлержа, которого мы упоминали в , Ян, был первым проектировщиком храма. Он планировал, что собор будет вдвое длиннее. Но финансовые затруднения, а потом и начало гуситских войн почти на сто лет отодвинули какие-либо строительные работы. С 1482 года работы более или менее возобновились, местные мастера даже старались следовать первоначальному проекту.

Но настоящий прорыв в возведении храма связан с именем Матвея Рейсека, пражского мастера, который сначала работал учителем черчения в Тынской школе Праги. И уже в столице попробовал себя на поприще зодчего – участвовал в создании Пороховой башни. Рейсек перекрыл сводом кутнагорский собор. (На снимке хорошо виден сетчатый свод пресбитерия – творение Рейсека, 1499г.) Умер Матвей в в 1506 году и работы по его проектам велись ещё шесть лет.

В 1512 из Праги в Кутну Гору прибыл Бенедикт Рейт.

На его счету уже был Пражский Владиславский зал. Свод, которым он покрыл зал дворца в пражском Граде был самым крупным безопорным светским сооружением в Европе. Он показал себя блестящим мастером и в . Есть мнение, что при строительстве костёла св.Варвары зодчий применил свой неосуществлённый проект конструкции свода кафедрального собора святого Вита. Строитель смело изменил проект базилики с пятинефной на трёхнефную и закрыл её сводом с кольцеобразными рёбрами. В настоящее время мы можем видеть творения обоих мастеров: и Матвея Рейсека, и Бенедикта Рейта. (На снимке – кружальный свод Бенедикта Рейта).

Храм святой Варвары. Иезуиты

Следующая страница в истории храма написана иезуитами. Они многое видоизменили в соответствии с господствовавшим в ту пору стилем барокко, который подчеркивал величие и могущество католической церкви. Однако иезуитские тексты, занесенные в каменную книгу собора, почти не сохранились.

И снова – долгие десятилетия не было сделано ни одной записи в каменной летописи строительства храма. Последнюю точку в истории создания собора поставили лишь в 1905. А с 50-х годов XX века – начинается постепенная, поэтапная реставрация.

В ходе реставрационных работ были обнаружены новые, неизвестные доселе письмена с именами художников, зодчих, поразительные данные о технологии и ходе строительства собора. Пожалуй, это уже материал для серьёзного историко-архитектурного труда. Мы же рассказали то, что интересовало нас самих. И вынуждены признаться, что для современного человека средневековый кафедральный собор бесконечно сложен к познанию.

Возможно, мы отдельно напишем о внутреннем убранстве храма – его росписи и часовни расскажут необыкновенные истории. И, несомненно, будет рассказ (или два) о – история этого города похожа на приключенческий роман.

Статьи по теме