Какое будущее ожидает религию. Будущее религиозности, религии и религиозных организаций

Стрельников С.С.

В настоящее время существует несколько теорий, объясняющих феномен религии и определяющих контуры её дальнейшего развития. Наиболее известна Марксова теория религиозной системы как надстройки над экономической системой, объясняющая необходимость легализации существующего социального неравенства и выполнение функций утешения. Соответственно, построение общества, где неравенство в распределении доходов отсутствует, приведет к тому что религия исчезнет, так как исчезнет необходимость в ней. Считается, что такие события как развал Советского Союза и крах экономик Восточной Европы вкупе с усилением роли ислама показал несостоятельность этой теории.

Существует современные теории относительно будущего религии, в частности – теория достижения сверхразума. Представители этой теории выводят происхождение религии из свойственного человеку преклонения перед «сверхразумом», и постулируют, что дальнейшая эволюция человека приведет к достижению им самим состояния сверхразумности. Если это случится, то возникает сразу несколько вопросов: какие религии и как будут относиться к этому процессу, каким образом они будут трансформироваться. Есть мнение, что несколько мировых религий объединятся и придут к новой форме – религии сотворчества, что само по себе приблизит человечество к достижению им состояния сверхразумности, вопрос лишь в том, что это будут за религии.

Социологи и исследователи религии при описании настоящего и будущего религии в настоящее время рассматривают взаимодействие в обществе светского и религиозного, так или иначе, объясняя природу возникающих противоречий.

По мнению Т.Лукмана, религия сейчас обретает свою четвертую социальную форму – структурную приватизацию. Основной смысл и посыл этого явления состоит в том, что социальные нормы, установки утратили религиозный контекст и подсмысл, и вместе с тем общественная жизнь индивида в современном обществе утратила религиозную значимость, а влияние религиозных норм ограничилось лишь приватной сферой жизни каждого человека. При этом современный взгляд на процесс секуляризации не исключает взаимного влияния приватной религиозной и общественной сфер друг на друга. Конечно, актуальными становятся вопросы о векторах, направлениях и степенях этого влияния.

Другая точка зрения, которую разделяют американские социологи С. Варнер, Р. Финк и Р. Старк, состоит в том, что религия – это компонент окружающей нас реальности, в религиозной сфере действует такой же рынок, и её действия могут характеризоваться как действия рыночного субъекта. Примечательно, что на этом рынке могут также осуществляться государственные ограничения и протекционизм. Условно такую модель можно назвать теорий рынка религии. Для нее характерно использование и иных рыночных принципов: религиозные сообщества конкурируют, значит – совершенствуются для удовлетворения нужд потребителя. Исследователи отмечают также действие законов маркетинга: если присутствует набор религиозных предложений, индивид склонен найти приемлемое только для себя предложение. Напротив, в условиях религиозной монополии существует вероятность увеличивающейся неудовлетворенности, так как индивидуальные потребности меняются и не могут быть удовлетворены. Там, где нет альтернатив, неудовлетворенность одним религиозным предложением более вероятна, чтобы побудить потребителя к отходу от всего религиозного рынка.

Не все считают, что индивид делает выбор религии для себя осознанно. Более того – в России, по мнению К.Крылова «практически все граждане РФ, за исключением «традиционных мусульман», являются своего рода заложниками РПЦ, которая имеет на них не реальные, обоснованные действительным «членством», а «символические» права. Поэтому и «торг» о цене и формах «выкупа» РПЦ ведет не непосредственно с гражданами, а с государством, которое как бы представляет граждан именно как совокупность». В данном случае сам факт выбора индивидом какой-либо религии на религиозном рынке не является значимым, так как государственно-конфессиональные отношения в России выстроены таким образом, что государство в формировании своего отношения к религии и религиозности, предпочитает вести диалог не с церковью, как с совокупностью граждан, а с иерархами религиозных объединений. В таком случае, объем интересов и способы их защиты, а главное – та совокупность населения, от которой выступает церковь, будут выбираться самим иерархом. Вполне логично, что цифры последователей в таком случае завышаются.

Если следовать теории рынка религий, то целесообразно задаться вопросом – какие барьеры входа на этот рынок? Представляется, что высокая степень синкретичности того или иного культа не может считаться таковым барьером – активное развитие новых религиозных движений с середины XIX века это доказывает. Индивид, в условиях свободы выбора, может осуществлять выбор религии как набора морально-нравственных установок, считая их наиболее пригодными для себя. Однако на выбор религии может повлиять наличие в той или иной её форме неприемлемых установок – запретов, интерпретаций и т.д. Синкретический культ в этой связи может удовлетворить спрос потребителя на рынке религии, сочетая в себе определенные позитивные установки разных верований. Более того – использование религиозных установок для объяснения существующих проблем в обществе, жизненной деятельности и решения личностных проблем может осуществляться не только религиозными организациями. Широко известны формы такого использования воззрений религиозного характера различного происхождения в тренингах личностного роста, различных методиках психотерапий. Предполагается, что такая тенденция может принять две формы: прибегнувшие к помощи психотерапии могут обратиться к одной из тех религий, элементы которой включены в курс, либо произойдет постепенная трансформация организации, она начнет приобретать все более ярко выраженные черты религиозной. При этом правовой статус этой организации останется прежним. В этом видится характерная черта современности и будущего России – организация, имеющая черты религиозной, но которая при этом в качестве таковой не зарегистрированная.

Если следовать теории взаимовлияния религии и светского общества, то в России можно найти черты такого взаимодействия. Ведется эксперимент по внедрению программ обучения религиозной этике в школе, вводится институт военных капелланов в армии. С другой стороны – в самой церкви наблюдаются процессы борьбы между консервативными и либеральными группами – дискуссии ведутся по вопросу празднования гражданского Нового Года, по вопросам языка церковного богослужения, церковь активно осваивает медийное пространство. Можно сказать, что перед современной православной церковью стоит задача не допустить нового раскола по отношению к нововведениям.

С другой стороны, отдельные формы, подтверждающие экономическую модель также можно проследить. Активизируется работа миссионерского отдела Русской Православной Церкви, в свою очередь многие протестантские церкви для привлечения интереса к своей деятельности проводят различные акции, делают разнообразным свое богослужение.

Разнообразие подходов к текущему статусу религии и религиозных объединений в обществе и государстве, разброс взглядов, порой субъективно окрашенных определяет различные «оттенки» и направление тренда прогнозов касаемо положения их в будущем. Без сомнения значимой для России представляется перспектива коррекции законодательного определения религиозного объединения, по-видимому, есть смысл в его уточнении, однако для этого требуется наличие политической воли.

Библиография

1. Miroljub Jevtic. Politology of religion // Politics and religion. — 2009. — N 2.

2. Бодякин В.И. Контуры религии будущего [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ipu.ru/stran/bod/relig_f.htm

3. Каргина И.Г. Новые формы сакрализации светского и секуляризации сакрального в христианских обществах // Социологические исследования. — 2010. — N 6.

4. Крылов К. Государственная религия будущего // Отечественные записки. — 2001. — N 1.


«РОСИНФОРМБЮРО» о предложении снизить брачный возраст в России
«Коммерсантъ» и «Реальное время» о предложении усложнить правила развода
«Вести Сегодня» о фиктивных браках для вида на жительство в Латвии
«Независимая газета» о миграционной политике России
«Московский комсомолец» о коррупции в миграционной службе
«Новые Известия» о мигрантах и терроризме
«Sputnik» о значении мигрантских переводов для Узбекистана
«Коммерсантъ» об отмене льготного режима пребывания для украинцев
«FINANCE.UA» об эмиграции из Украины
«Известия» о нарушении прав мигрантов при родовспоможении
«Коммерсантъ» о смерти таджикского мальчика в Санкт-Петербурге
«Financial Times» о проблемах с помощью беженцам в ЕС

о будущем мировых религий

По демографическим прогнозам, ислам станет первой мировой религией примерно к 2070 году, тогда как Францию в первую очередь ждет значительное увеличение числа тех, кто не относит себя ни к одной из конфессий.
«XXI век будет веком религии или его не будет вообще». Знаменитая фраза Андре Мальро, которую, как мантру твердят из поколения в поколение, действительно кажется оправданной на фоне нынешнего оглушительного подъема религий. Триумф современности, казалось бы, должен был заставить их отступить, но они только ширятся. К середине этого века мусульмане должны сравняться по своему числу с христианами, а затем и обойти их. Однако перед тем как переходить к этому вопросу, следует рассмотреть существующую в настоящий момент динамику.
На демографические прогнозы об увеличении населения мира накладываются прогнозы роста числа верующих. Сложно сказать действительно ли это число относится к активным верующим или же просто включает в себя людей, относящихся к определенной религиозной традиции. Подъем духовности компенсирует упадок некоторых догм. В других условиях превалирует утверждение фундаментализма. В любом случае геополитика конфессий явно ведет к расширению роли ислама в мире и отводит весьма оригинальное место для Франции.

Статистика
Религиозная статистика зачастую напоминает акробатику. На фантазии одних наслаивается отрицание других. Процесс этнического и религиозного замещения с одной стороны и радостное сосуществование с другой. Для того чтобы четко представить себе ситуацию, по крайней мере, в плане заявленных верований, существуют данные. Журнал Futuribles год за годом рассказывает о попытках дать оценку религиозным процессам и преобразованиям в мире.
Среди источников прогнозов следует особо выделить The Pew Research Center, который прошлой весной представил серьезное и подробное исследование. Оно опирается на доступные со всего мира данные о разнице в показателях рождаемости и смертности, миграционных потоках и (что самое сложное) переходе людей из одной веры в другую. Последний момент представляет собой техническое новшество: речь идет об оценке изменений в религиях, будь то уход прежних последователей или появление новых. Методология тут весьма тонка, но такая работа очень важна, потому что нужно избавиться от по большей части наследственного взгляда на религиозную принадлежность.
Разобравшись с этими методологическими уточнениями, можно задать себе такой вопрос: на что может быть похожа религиозная картина мира в 2050 году? Христиане, наверное, сохранят за собой большинство. Ислам во всем своем многообразии будет расти быстрее всех прочих религий. За этот период число мусульман может вырасти на 75% (+1,2 миллиарда), христиан — на 35% (+750 миллионов), а индуистов - на 34%. К 2050 году мусульман (2,8 миллиарда, 30% населения мира) будет примерно столько же, сколько и христиан (2,9 миллиарда, 31%). Окончательно же мусульмане обойдут христиан только в 2070 году.

Центры сдвинутся
В геополитическом плане центры христианства и ислама сместятся. Индия останется в своем большинстве индуистской страной, однако к 2050 году ее мусульманское население станет больше, чем в Индонезии и Пакистане. В Европе на мусульман будет приходиться 10% населения. 40% христиан будут жить в Центральной и Южной Африке. Буддисты останутся сосредоточены в Азии со стабильным показателем в 500 миллионов человек. Есть данные и по «фольклорным» религиям (африканские анимисты, верования туземцев, различные культы), но они в любом случае играют лишь крайне незначительную роль.
Пересечение графиков ислама и христианства (возможно, оно произойдет позднее, чем у нас принято считать) вытекает главным образом из нынешних показателей рождаемости: 2,5 ребенка на женщину в среднем по миру, 1,6 у буддистов, 3,1 у мусульман, 2,7 у христиан, 2,4 у индуистов и 1,7 у «неприсоединившихся» (атеисты, агностики, люди без религиозной принадлежности). Их ряды ощутимо вырастут, однако относительная доля сократится (с 16% до 13%). В некоторых странах рост этой группы станет самой заметной из всех перемен. Так будет в США и, как ни странно, во Франции.
Бывшая «старшая дочь» церкви была преимущественно христианской (63%) страной в 2010 году. Нынешняя 7,5% доля мусульман вырастет до 11% к середине этого века. Однако самой внушительной переменой станет увеличение доли «неприсоединившихся» с 28% до 44%. Все больше верующих в мире и все меньше во Франции. Франция окажется религиозным исключением в мире, который станет в своем большинстве мусульманским в третьей четверти XXI столетия. У наших поборников секуляризма есть повод для радости.

Религия — не константа
Только вот все эти цифры — всего лишь прогнозы, которые составляются с помощью продолжения текущих тенденций. Поэтому все вовсе не обязательно будет именно так. Взгляд в перспективу означает внимание к прогнозам. А также противоположным сценариям и возможным переменам. Религии пытаются провести связь с трансцендентным, но их самих никак не назвать константой. Они меняются. И хотя демографические тенденции определенно меняют мир, будущее великих религий окутано туманом.
Как бы то ни было, с Францией все более-менее ясно. The Pew Research Center опирается на французскую статистику и приходит к выводу, что из 40 миллионов христиан (на 2010 год) к 2050 году останется только 30 миллионов. Это при том, что общее население страны возрастет на 6 миллионов человек. Напомним, что цифры опираются на самоопределение людей по отношению к традиции или культуре, а не религиозной практике. Вопрос носит социологический, а не теологический характер.
По этим же самым данным (еще раз подчеркнем, они опираются на самоопределение, а не традиции и обряды), текущее мусульманское население Франции оценивается в 4,7 миллиона человек, что в общем и целом соответствует классическим оценкам и экстраполяциям. К 2050 году число мусульман должно увеличиться до 7,5 миллионов (о силе их веры речи тут не идет). За тот же самый период количество буддистов увеличится с 280 тысяч до 400 тысяч, а индуистов — с 30 тысяч до 70 тысяч.
Мусульманское население увеличится на 60%, а число неверующих вырастет с 18 до 31 миллиона, то есть на 72%. В любом случае, точные цифры не имеют тут большого значения: главное - это общие тенденции. А они рисуют весьма интересную картину.

Почему доля мусульман в мировом населении растет быстрее всех, а религиозно неаффилированных все меньше

Религиозные характеристики мира очень быстро меняются, что в первую очередь обусловлено различиями в уровнях рождаемости и величине молодого поколения в сферах влияния крупнейших мировых религий, а также тем, что люди меняют религию. В течение ближайших четырех десятилетий христиане останутся крупнейшей религиозной группой, но ислам будет расти быстрее, чем любая другая из основных религий. Эти актуальные тенденции продержатся до 2050 года…

— Число мусульман практически сравняется с числом христиан в мире.

— Несмотря на то, что атеистов, агностиков и других людей, кто не ассоциирует себя ни с какой конкретной религией, станет больше в таких странах, как США и Франция, их доля уменьшится в общем числе жителей земли.

— Количество приверженцев буддизма останется примерно таким же, как в 2010 году, а индуистов и иудеев станет больше, чем сейчас.

— В Европе число мусульман составит 10% от всего населения.

— В Индии по-прежнему религией большинства останется индуизм, однако, ее мусульманское население также станет самым многочисленным в мире, обогнав мусульман Индонезии.

— В США число христиан с трех четвертей населения в 2010 году снизится до двух третей в 2050 году, а иудаизм перестанет быть самой многочисленной нехристианской религией. Мусульман станет больше, чем людей, которые определяют себя как иудеев на основании религии.

— Четверо из каждых десяти христиан мира будут жить в Африке к югу от Сахары.

Это некоторые из тенденций, обозначенных новыми демографическими прогнозами исследовательского центра Pew Research Cente r. Прогнозы основываются на актуальном охвате и географическом распространении крупнейших мировых религий, возрастных различиях, рождаемости и смертности, международной миграции и закономерностях перехода из одной религии в другую.

По состоянию на 2010 год христианство с большим отрывом было крупнейшей религией мира, обладая по подсчетам 2,2 миллиардами приверженцев, что составляет почти треть (31%) от всего 6,9-миллиардного населения Земли. Ислам занимал второе место, имея 1,6 миллиардов приверженцев, то есть 23% от всех людей.

Однако, если актуальная демографическая тенденция продолжится, ислам почти догонит лидера к середине XXI века . В период с 2010 по 2050 год ожидается, что общее население Земли вырастет до 9,3 миллиардов, то есть, на 35%. За этот же период число мусульман — среди которых в среднем много молодых людей, обеспечивающих высокую рождаемость, — по прогнозам увеличится на 73%. Число христиан тоже должно увеличиваться, но медленнее, примерно с той же скоростью (35%), что и общее увеличение населения Земли.

В результате, согласно прогнозам Pew Research Center, к 2050 году число мусульман (2,8 миллиарда или 30% населения) будет почти равно числу христиан (2,9 миллиарда или 31%), возможно, первый раз за всю историю.

За исключением буддизма, все мировые религии расположены хотя бы к небольшому росту в абсолютных показателях в ближайшие десятилетия. Число буддистов мира, как ожидается, останется примерно на том же уровне из-за низкого показателя рождаемости и старения населения в таких странах, как Китай, Таиланд и Япония.

Количество индуистов во всем мире по прогнозам увеличится на 34%, с чуть более миллиарда до почти 1,4 миллиарда, ступая примерно в ногу со средним показателем роста всего населения на земле. Иудеи, самая небольшая религиозная группа, для которой был сделан отдельный прогноз, как ожидается, вырастут на 16%, с немногим более 14 миллионов во всем мире в 2010 году до 16,1 миллиона в 2050 году .

Контекст

Ислам не такой, как все религии

Globes 05.02.2017

Религия передумала уходить из России

Aftenposten 20.01.2017

Адаптируются ли земные религии к пришельцам?

Nautilus 30.11.2016

Три полюса, которые формируются в мире

Česká Pozice 16.11.2016

Остается ли Франция светским государством?

Русская служба RFI 04.10.2016

Число приверженцев религий различных народов, включая африканские традиционные верования, китайские народные верования, верования представителей коренных народов Америки и австралийских аборигенов, по прогнозу возрастет на 11%, с 405 миллионов до почти 450 миллионов.

Однако, несмотря на рост абсолютного числа приверженцев народных религий, иудаизма и «прочих религий» (всей сборной категории как единого целого), они не успевают за общим ростом всего населения земли. Каждая из этих групп в 2050 году по прогнозам будет составлять меньший процент населения, чем составляла в 2010.

Подобным же образом доля религиозно неаффилированных людей уменьшится в общем населении земли, хотя их абсолютное количество возрастет. Переписи и опросы свидетельствуют, что в 2010 году было около 1,1 миллиарда атеистов, агностиков и людей, которые не идентифицируют себя ни с какой конкретной религией. К 2050 году количество неаффилированных должно достичь 1,2 миллиарда. Но что касается процента, который им будет отведен от общего количества людей, то к середине нынешнего века он, по прогнозам, уменьшится с 16% до 13%.

В то же время, однако, ожидается, что доля религиозно неаффилированных людей будет расти в населении большей части территории Европы и Северной Америки. В США, например, количество неаффилированных вырастет с примерно 16% от всего населения (включая детей) в 2010 до 26% в 2050.

На примере группы религиозно неаффилированных людей можно увидеть, насколько сильно в ближайшие десятилетия на характер роста религий будут влиять географические различия. Одним из основных факторов, определяющих будущий рост, является то, где на сегодняшний день каждая из групп сконцентрирована географически. Религии с большим числом приверженцев в развивающихся странах, где высокий уровень рождаемости, а детская смертность постепенно снижается, скорее всего, будут расти быстро. Мировой рост ислама и христианства, например, по прогнозам обеспечат территории Африки к югу от Сахары. В противоположность этому, религиозно неаффилированные люди сейчас густо сосредоточены в местах с низкой рождаемостью, где происходит процесс старения населения, например, в Европе, Северной Америке, Японии и Китае .

На глобальном уровне самая высокая рождаемость — у мусульман, в среднем 3,1 ребенка на каждую женщину, что гораздо выше уровня воспроизводства (2,1) минимально необходимого для поддержания стабильной популяции. Христиане на втором месте, с показателем в 2,7 ребенка на одну женщину. Рождаемость у индуистов — 2,4, примерно такая же, как в среднем по всему миру — 2,5. Рождаемость у иудеев в среднем по миру составляет 2,3, что тоже выше минимального уровня воспроизводства. Рождаемость во всех остальных группах слишком низкая, чтобы поддерживать популяцию: народные верования — 1,8 ребенка на каждую женщину, другие религии — 1,7, религиозно неаффилированные — 1,7 и буддисты — 1,6.

В грядущие десятилетия ожидается, что христианство понесет самые крупные суммарные потери из-за смены вероисповедания. В общем и целом около 40 миллионов людей по прогнозам примут христианство, тогда как откажутся от него 106 миллионов, по большей части предпочтя пополнить ряды религиозно неаффилированных (см. диаграмму выше).

В общей сложности, группа неаффилированных пополнится 97 миллионами человек и потеряет 36 миллионов человек из-за смены вероисповедания, что даст чистого прироста в количестве 61 миллиона человек к 2050 году. Скромная «чистая прибыль» от смены религии ожидается у мусульман (3 миллиона), группы народных верований (3 миллиона) и сборной группы прочих религий (2 миллиона). Иудеи из-за смены вероисповедания потеряют около 300 000 человек, тогда как буддисты лишатся 3 миллионов.

Международная миграция — еще один фактор, влияющий на прогнозируемый размер религиозных групп в различных регионах и странах.

Предсказывать будущие направления миграции тяжело, так как миграция часто связана с политикой мировых правительств и международными событиями, которые могут быстро меняться. Поэтому многие демографические прогнозы не включают в свои модели миграцию. Но при сотрудничестве с исследователями Международного института прикладного системного анализа в австрийском Лаксенбурге центр Pew Research разработал инновационный метод использования данных по прошлым миграционным тенденциям, чтобы оценить религиозный состав миграционных потоков на десятилетия вперед (Более подробно о том, как эти прогнозы составляются, смотрите Главу 1).


© РИА Новости, Алексей Агарышев

Влияние миграции можно увидеть на примерах, приведенных на графике справа, где сравниваются сценарии, спрогнозированные с учетом и без учета миграции в регионах, где это имеет наибольшее значение. Ожидается, например, что в Европе, где миграцию необходимо принимать в расчет наряду с другими демографическими факторами, такими как уровень рождаемости и возраст, как причину изменения численности населения, мусульманская доля вырастет с 5,9% в 2010 году до 10,2% в 2050 году. Без учета миграции, доля мусульман в европейском населении по прогнозам составит почти на два процента ниже (8,4%). В Северной Америке, если в модель прогнозирования включить миграцию, доля индуистов за ближайшие десятилетия увеличится почти вдвое, с 0,7% в 2010 до 1,3% в 2050. Без учета миграции, доля индуистов в населении региона останется практически неизменной (0,8%).

На Ближнем Востоке и в Северной Африке продолжающаяся миграция христиан в страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) (Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия), как ожидается, компенсирует массовое бегство христиан из других стран этого региона. Если бы миграция не учитывалась в прогнозах на 2050 год, к этому времени по расчетам доля христиан бы там упала ниже 3%. С учетом миграции она будет выше 3% (снизится по сравнению с 4% в 2010 году).

После 2050 года

Этот доклад рассказывает о том, как изменится религиозный ландшафт нашей планеты , если актуальные демографические тенденции останутся в силе. Из года в год, однако, не снижается возможность непредвиденных обстоятельств — войны, голода, эпидемий, технических инноваций, политических потрясений и т. д. — которые могут изменить размер той или иной религиозной группы. По причине трудностей, связанных с предсказанием событий в более отдаленном, чем на несколько десятилетий, будущем, прогнозы заканчиваются на 2050 годе.

Читатели могут поинтересоваться, однако, а что будет, если продлить демографические траектории, зафиксированные в докладе, дальше, во вторую половину этого века? Учитывая скорость, с которой согласно прогнозу увеличивается доля мусульман в мире, действительно ли мусульмане превзойдут числом христиан? И если да, то когда?

Ответ зависит от того, каким образом может продолжиться тенденция, что описано в Главе 1. Если основную модель прогнозирования продлить за пределы 2050 года, доля мусульман в мировом населении примерно сравняется с долей христиан около 2070 года на уровне приблизительно в 32% для каждой группы. После этого число мусульман будет обгонять христиан, но обе религиозные группы продолжат расти примерно в ногу, как показано на графике выше. К 2100 году мусульман в мире будет примерно на 1% больше (35%), чем христиан (34%).


© AFP 2016, Amos Gumulira Девочки из средней школы в Мчинджи, Малави

Предсказываемый рост числа мусульман и христиан будет обусловлен в большой мере тем, что население Африки продолжит расти. По причине высокой концентрации мусульман и христиан в этом регионе с высокой рождаемостью, доля обеих групп в общем населении земли вырастет. Вместе две эти крупнейшие религиозные группы в 2100 году охватят более чем две трети всего населения планеты (69%), поднявшись с 61% в 2050 году и 55% в 2010 году.

Следует, однако, повторить, что многие факторы могут изменить эти кривые развития. Например, если большая доля населения Китая перейдет в христианство (такая возможность обсуждается в этой вставке), то одно это явление может укрепить нынешнюю позицию христианства как наиболее многочисленной мировой религии. Или если переход к неаффилированности станет обычным в странах с большим числом мусульман — так, как это сейчас обстоит в странах с большим количеством христиан — эта тенденция может замедлить или даже обратить вспять рост группы мусульма н.

Прогнозы на уровне регионов и стран

Кроме прогнозов на мировом уровне, этот доклад рассказывает о прогнозах по религиозным изменениям, касающимся 198 стран и территорий с населением не менее 100 тысяч человек, где на 2010 год проживало 99,9% мирового населения. Демографические оценки по еще 36 странам и территориям включаются в региональные и общемировые суммарные результаты на протяжении всего доклада. Доклад делит мир на шесть основных регионов и рассматривает потенциальные изменения в религиозном составе каждого региона, которые могут случиться с 2010 по 2050 год, на основании предположения, что актуальные миграционные и другие демографические тенденции продолжатся.

В основном благодаря высоким показателям рождаемости население африканских территорий, расположенных к югу от Сахары, по прогнозам переживет период самого быстрого роста и увеличится с 12% мирового населения в 2010 году до примерно 20% в 2050 году. Регион Ближнего Востока и Северной Африки также по прогнозам будет расти быстрее, чем мир в целом, и расширится с 5% от всего населения земли до 6%. Постоянный рост обоих регионов будет способствовать росту доли мусульманского населения земли. Кроме того, ожидается, что христианское население африканских территорий к югу от Сахары удвоится, поднявшись с 517 миллионов в 2010 до 1,1 миллиарда в 2050 году. Доля всех христиан, живущих в Африке к югу от Сахары, возрастет с 24% в 2010 до 38% в 2050 году.

В то же время, доля Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом населении снизится (53% в 2050 вместо 59% в 2010 году). Это приведет к более медленному росту религий, сконцентрированных в этом регионе, включая буддизм и китайские народные религии, а также к более медленному росту числа религиозно неаффилированных жителей региона. Единственное исключение составит индуизм, который преимущественно сконцентрирован в Индии, где населении моложе, а показатели рождаемости выше, чем в Китае и Японии. Как говорилось ранее, по прогнозам индуизм будет расти примерно в ногу с общемировым ростом населения. Многочисленное мусульманское население Индии также расположено к быстрому росту. Хотя в Индии по-прежнему будет индуистское большинство, к 2050 году и мусульманское население этой страны окажется самым большим в мире, обогнав индонезийское.


© flickr.com, Christopher Michel

Доля остальных географических регионов в мировом населении также уменьшится: прогнозируется, что доля Европы снизится с 11% до 8%, Латинской Америки и Карибского бассейна с 9% до 8%, а Северной Америки с 5% до чуть менее 5%.

Европа — это единственный регион, чье население в целом уменьшится. В ближайшие десятилетия европейских христиан станет меньше на 100 миллионов человек, с 553 миллионов их количество упадет до 454 миллионов. Оставаясь крупнейшей религиозной группой Европы, христиане по прогнозам станут охватывать не три четвертых населения, как сейчас, а менее двух третей. Ожидается, что к 2050 году почти четверть всех европейцев (23%) окажутся религиозно неаффилированными, а количество мусульман региона возрастет с 5.9% в 2010 году до 10%. За тот же период количество индуистов в Европе практически удвоится, с чуть менее 1,4 миллиона (0,2% населения Европы) до почти 2,7% (0,4%), в основном за счет иммиграции. Представляется, что та же тенденция становится актуальной и для буддистов, число которых по прогнозам увеличится с 1,4 миллионов до 2,5 миллионов.

В Северной Америке мусульмане и последователи «прочих религий» представляют собой группы с самым быстрым ростом. Например, по прогнозам в США доля населения , относящегося к «прочим религиям», вырастет более чем вдвое, хотя и отталкиваясь от очень маленького фундамента — с 0,6% до 1,5%. Численность христиан по прогнозам уменьшится с 78% населения США в 2010 году до 66% в 2050, в то время как доля религиозно неаффилированных возрастет с 16% до 26%. И похоже, что к середине века в США будет больше мусульман (2,1%), чем представителей иудаизма (1,4%).

В Латинской Америке и Карибском бассейне христианство останется самой крупной религиозной группой, охватывая 89% населения в 2050 году, слегка уменьшившись по сравнению с 90% в 2010 году. Религиозно неаффилированное население Латинской Америки по прогнозам вырастет как в абсолютных значениях, так и в процентном соотношении, с примерно 45 миллионов человек или 8% в 2010 году до 65 миллионов или 9% в 2050 году.

Изменение религиозного большинства

По прогнозам в некоторых странах к 2050 изменится религиозное большинство по сравнению с тем, что было в 2010. Число стран с христианским большинством должно уменьшиться с 159 до 151, в связи с тем, что число христиан станет меньше, чем 50% населения, в Австралии, Бенине, Боснии и Герцеговине, Франции, Нидерландах, Новой Зеландии, Македонии и Великобритании.


© AP Photo, Boris Grdanoski Празднование свадьбы в Македонии

Ожидается, что мусульмане к 2050 году будут составлять более 50% населения в 51 стране, на две больше, чем в 2010 году, так как станут религиозным большинством в Республике Македония и в Нигерии. Но христианское население Нигерии также останется очень многочисленным. Более того, по прогнозам к 2050 году христиане Нигерии составят третью по величине группу христиан в мире, после США и Бразилии.

По состоянию на 2050 год самой большой религиозной группой Франции, Новой Зеландии и Нидерландов должны стать религиозно неаффилированные.

Об этих прогнозах

Хотя многие делали прогнозы о будущем религий, это первые официальные демографические прогнозы, основанные на данных о возрасте, рождаемости, смертности, миграциях и переходах в другую веру для многочисленных религиозных групп по всему миру. Демографы центра Pew Research в Вашингтоне и Международного института прикладного системного анализа (МИПСА) в Лаксенбурге в Австрии собрали вводные данные более чем 2 500 опросов, исследований и регистров учета населения — работа, которая заняла шесть лет и все еще не завершена.

Эти демографические прогнозы охватывают восемь основных групп: буддистов, индуистов, иудеев, мусульман, христиан, приверженцев народных верований, представителей прочих религий и людей религиозно неаффилированных (см. Приложение С: определение религиозных групп). Так как переписи и опросы во многих странах не предоставляют информацию о религиозных подгруппах — таких как сунниты и шииты в мусульманстве или католики, протестанты и православные в христианстве — прогнозы оперируют религиозными группами как гомогенными. Данные по составу группы религиозно неаффилированных также во многих странах недоступны. В результате, невозможно смоделировать отдельные прогнозы для атеистов или агностиков.

Модель прогнозирования была разработана при сотрудничестве с исследователями проекта Age and Cohort Change в МИПСА, мировыми лидерами в области методологии демографического прогнозирования. Модель задействует усовершенствованный вариант когортно-компонентного метода, который обычно используется демографами для прогнозирования роста популяции. Она начинает работу с базовых возрастных групп, или когорт, разделенных по характеристикам пола и религиозной принадлежности. По каждой когорте делается прогноз путем добавления потенциальных будущих приверженцев (иммигрантов и людей, принявших эту религию во взрослом состоянии) и вычитания возможных потерь (смерть, эмиграция, люди, ушедшие из этой религии) год за годом. Самые молодые когорты, возраста от 0 до 4 лет, создаются на основе возрастных категорий по рождаемости для каждой женской группы репродуктивного возраста (15-49) и детей относят к региону матери. Более подробно об этом можно прочитать в Методологии.

В процессе сбора вводных данных и разработки модели прогнозирования, Pew Research Center публиковал предварительные отчеты об актуальном размере и географическом расположении основных религиозных групп, включая мусульман (2009), христиан (2011) и данные по нескольким другим верам (2012). Исходный набор прогнозов для одной религиозной группы, мусульман, был опубликован в 2011 году, однако, в нем не учитывалась смена веры.

Некоторые социальные теоретики предположили, что по мере экономического развития стран все больше их жителей будут отказываться от идентификации себя с определенной религией. Хотя это было основной тенденцией для некоторых частей мира, особенно Европы, пока неясно, универсальна ли это схема. В любом случае, наши прогнозы не основаны на теории, которая связывает экономическое развитие с секуляризацией.

Статьи по теме

Буддисты против Абрамовича

Radio Free Europe / Radio Liberty 24.01.2017

Христианство, религия немногих

Frankfurter Allgemeine Zeitung 20.09.2016

Вместо этого в данных прогнозах развиваются современные зафиксированные тенденции по смене религии в тех странах, для которых подобная информация были доступны (всего 70 стран). Кроме того, прогнозы отражают ожидания ООН, что в странах с высоким в настоящее время показателем рождаемости этот показатель в ближайшие десятилетия постепенно будет снижаться с ростом уровня женского образования. Прогнозы также предполагают, что продолжительность жизни будет постепенно расти в большинстве стран. Эти, а также другие ключевые вводные данные и предположения описаны подробно в Главе 1 и Методологии (Приложение A).

Так как прогнозы по религиозным изменениям никогда ранее не делались в таком масштабе, необходимо сказать несколько предостерегающих слов. Демографические прогнозы — это предположения, основанные на актуальных данных о населении, и предварительная оценка демографических тенденций, таких как снижение показателей рождаемости и увеличение продолжительности жизни в конкретных странах. Прогнозы — это то, что произойдет, если актуальные данные и нынешние тенденции продолжатся. Но многие события — научные открытия, вооруженные конфликты, общественные движения, политические потрясения и многое, многое другое — могут изменить демографические тенденции непредвиденным образом. Именно поэтому прогнозы ограничены периодом в 40 лет, а в последующих главах этого доклада мы попытаемся дать представление о том, насколько другими могли бы быть результаты, если бы ключевые положения были иными.

Например, население Китая в 1,3 миллиарда человек (на 2010 год) очень сильно влияет на мировые тенденции. В настоящий момент около 5% китайцев — христиане, а более 50% — религиозно неаффилированные. Поскольку достоверных данных по переходу в другую религию в Китае нет, эти прогнозы не включают никаких предположений по поводу смены вероисповеданий в этой самой населенной стране мира. Но если христианство распространится в Китае в ближайшие десятилетия, как предсказывают некоторые эксперты, то к 2050 году общее число христиан на земле может быть выше прогнозируемого, а уменьшение доли религиозно неаффилированных в мире может быть еще более значительным (более подробно о возможном влиянии процесса смены вероисповедания на Китай читайте в Главе 1).

В заключение напомним, что читатели должны держать в уме то, что в рамках каждой основной религиозной группы есть целый спектр степеней веры и соблюдения обрядов. Прогнозы основаны на количестве людей, которые сами себя идентифицируют с той или иной религиозной группой, независимо от уровня соблюдения ими правил. Понимание того, что значит быть христианином, мусульманином, индуистом, буддистом, иудеем или приверженцем любой другой веры, может меняться от человека к человеку, от страны к стране и от десятилетия к десятилетию.

Слова благодарности

Эти демографические прогнозы были выполнены Pew Research Center как часть проекта Pew-Templeton Global Religious Futures, который посвящен анализу религиозных изменений и их влияния на общество по всему миру. Средства на проект были выделены благотворительным фондом The Pew Charitable Trusts и Фондом Джона Темплтона (John Templeton).

Многие сотрудники проекта Religion & Public Life при Pew Research Center участвовали в этой нелегкой работе. Конрад Хаккетт (Conrad Hackett) был ведущим исследователем проекта и основным автором этого доклада. Алан Куперман (Alan Cooperman) стал главным редактором. Энн Ши (Anne Shi) и Хуан Карлос Эспарца Очоа (Juan Carlos Esparza Ochoa) внесли самый значительный вклад в сбор данных, их хранение и анализ. Билл Вебстер (Bill Webster) создал графики, а Стейси Розенберг (Stacy Rosenberg) и Бен Вормолд (Ben Wormald) курировали разработку интерактивных презентаций данных и сайта Global Religious Futures. Сандра Стенсел (Sandra Stencel), Грег Смит (Greg Smith), Майкл Липка (Michael Lipka) и Александра Сандстром (Aleksandra Sandstrom) помогали с редактированием. Цифры отчета были проверены Ши, Эспаранца Очоа, Клэр Гесевич (Claire Gecewicz) и Ангелиной Теодору (Angelina Theodorou).

Некоторые исследователи проекта Age and Cohort Change при Международном институте прикладного системного анализа сотрудничали в работе над прогнозами, обеспечивая неоценимую экспертную компетенцию по вопросам расширенного (многокомпонентного) демографического моделирования и стандартизации вводных данных. Марсин Стонавски (Marcin Stonawski) написал новаторский софт для создания этих прогнозов и возглавлял сбор и анализ данных по Европе. Михаэла Потанчокова (Michaela Potančoková) стандартизировала данные по рождаемости. Вегард Скирбекк (Vegard Skirbekk) координировал исследования МИПСА. И наконец, Гай Эйбл (Guy Abel) из Венского института демографии помог сконструировать данные по потокам миграций на уровне стран, использованные в этих прогнозах.

За последние шесть лет некоторые бывшие сотрудники Pew Research Center также играли важную роль в создании этих демографических прогнозов. Филлип Коннор (Phillip Connor) подготовил вводные данные по миграции, создал описания итогов и способов миграции, а также помог написать разделы, посвященные каждой религиозной группе и географическому региону. Нобл Куриэкос (Noble Kuriakose) участвовал практически во всех этапах проекта и помог в разработке раздела о демографических факторах и методологии. Бывший стажер Джозеф Нейлор (Joseph Naylor) помогал с дизайном карт, а Дэвид Макклендон (David McClendon), еще ожин бывший стажер, участвовал в исследовании глобальных тенденций смены вероисповедания. Оригинальная концепция этого исследования была разработана Луисом Луго (Luis Lugo), бывшим руководителем проекта Religion & Public Life при Pew Research Center, при помощи бывшего ведущего научного сотрудника Брайана Грима (Brian J. Grim) и приглашенного старшего научного сотрудника Мехтаба Карима (Mehtab Karim).

В число остальных сотрудников Pew Research Center, кто давал редакторские и научные рекомендации, входят Майкл Димок (Michael Dimock), Клаудия Дин (Claudia Deane), Скотт Китер (Scott Keeter), Джеффри Пассел (Jeffrey S. Passel) и Д`Вера Кон (D"Vera Cohn). Коммуникационным обеспечением занимались Катерина Ричи (Katherine Ritchey) и Расс Оутс (Russ Oates).

Также мы получали очень полезные советы и отзывы по отдельным частям доклада от Николаса Эберштадта (Nicholas Eberstadt), Генри Вендта (Henry Wendt) специалистов по политической экономии Американского института предпринимательства; Роджера Финке (Roger Finke), директора Ассоциации архивов данных по религии и заслуженного профессора социологии и религиоведения Университета штата Пенсильвания; Карла Хоба (Carl Haub), старшего демографа Бюро информации о населении; Тодда Джонсона (Todd Johnson), эксперта по мировому христианству и директора Центра по изучению глобального христианства, Гордона Конвелла (Gordon Conwell) из богословской семинарии; Ариелы Кейсар (Ariela Keysar), доцента и заместителя руководителя Института изучения секуляризма в обществе и культуре Тринити-колледжа; Чиюня Лима (Chaeyoon Lim), доцента кафедры социологии Висконсинского университета в Мэдисоне; Арланда Торнтона (Arland Thornton), научного сотрудника Центра исследования народонаселения Университета штата Мичиган; Дженни Тринитаполи (Jenny Trinitapoli), доцента социологии, демографии и религиозных исследований Университета штата Пенсильвания; Дэвида Воэса (David Voas), профессора популяционных исследований и исполняющего обязанности директора Института социально-экономических исследований Университета Эссекса; Роберта Вазнау (Robert Wuthnow), профессора социологии и директора Центра изучения религии Принстонского университета; и Фэнгана Янга (Fenggang Yang), профессора социологии и директора Центра по изучению религии и китайского общества Университета Пердью.

Так как сбором данных и составлением методологии руководили наши консультанты и эксперты, Pew Research Center несет ответственность лишь за интерпретацию и предоставление данных.

Путеводитель по докладу

Оставшаяся часть доклада более подробно рассказывает о прогнозах под разными углами. В первой главе рассматриваются демографические факторы, которые формируют прогнозы, включая разделы, посвященные показателям рождаемости, предполагаемой продолжительности жизни, возрастной структуре, смене вероисповедания и миграции. Следующая глава детально рассматривает прогнозы по религиозным группам, отдельно для христиан, мусульман, религиозно неаффилированных, индуистов, буддистов, приверженцев народных или традиционных религий и последователей «прочих религий» (рассмотренных как сборная единая группа) и иудеев. В финальной статье даны подробные прогнозы по географическим регионам, а именно Азиатско-Тихоокеанскому региону, Европе, Латинской Америке и Карибскому бассейну, Ближнему Востоку и Северной Африке, а также районам Африки южнее Сахары.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Возможно, в скором будущем верующие люди смогут присоединиться к новой церкви, поклоняющейся искусственному богу.

«Путь будущего»

В 2015 году бывший инженер Google и Uber Энтони Левандовски подал документы на создание некоммерческой религиозной организации «Путь будущего», посвященной поклонению искусственному интеллекту.

Миссия церкви, согласно Backchannel, где впервые появилась эта новость, заключается в том, чтобы «развивать и продвигать божество, основанное на искусственном интеллекте, а через понимание и поклонение ему способствовать улучшению общества».

Известно, что Левандовски является генеральным директором и президентом «Пути будущего». Предположительно, в организации нет вакансии Первосвященника.

Автор и ученый-религиовед Кэнди Канн, преподающая сравнительную религию в Университете Бэйлора, говорит, что духовная инициатива Левандовски не является странной с исторической точки зрения.

«Мне кажется, что идея Левандовски выглядит как типичная американская религия, - сказала Канн. - Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) и саентология - это явно американские традиции, которые сосредоточены на очень перспективных мыслящих религиозных взглядах. Мормоны обсуждают другие планеты и внеземную жизнь, а саентология уделяет особое внимание терапии и психологическому мировоззрению, что является довольно современным и перспективным мышлением».

По словам Канн, концепция поклонения искусственному интеллекту даже имеет определенный резонанс с одной из основных мировых религий.

«С точки зрения сравнительной религии я считаю, что это больше похоже на индуизм, в котором есть аватары божеств, найденных на Земле, - сказала она. - Таким образом, искусственный интеллект может стать отражением лучших людей, которым начнут поклоняться».

Кража патентов

Левандовски обвиняют в краже патентов, когда он работал инженером в Google, и в использовании их для создания собственного беспилотного автомобиля, который позже был приобретен Uber за 680 миллионов долларов. В Uber отрицают информацию о предполагаемой краже или о об использовании технологии Google для создания собственного авто. Создатели Waymo, беспилотного автомобиля компании Google, подали иск против Левандовски в феврале. Компания Uber уволила его в мае, заявив, что он юридически не связан с ней.

Предупреждения об опасности ИИ

Попытка Левендовски создать церковь, поклоняющуюся ИИ, произошла на фоне апокалиптических предупреждений от светил в мире науки и техники, таких как Элон Маск и Стивен Хокинг, об опасности искусственного интеллекта. Элон Маск, к примеру, еще несколько лет назад заявил, что он вкладывает значительные средства в искусственный интеллект во многом для того, чтобы следить за его развитием, поскольку он может стать потенциальной угрозой для человечества.

«С помощью искусственного интеллекта мы призываем демона, - сказал основатель Tesla и SpaceX. - Во всех тех историях, где есть парень с пентаграммой и святой водой... Похоже, он уверен, что сможет контролировать демона. Но это не срабатывает».

Мотивация Левандовски

Бывший друг и коллега Левандовски, цитируемый Backchannel, дает нам некоторое представление о взглядах потенциального руководителя церкви будущего на роботов и искусственный интеллект.

«У него была эта очень странная мотивация в отношении роботов, завоевавших мир, как будто они должны будут сделать это в военном смысле, - говорит неизвестный инженер и бывший друг Левандовски. - «Похоже, он хотел иметь возможность контролировать мир, а ИИ способен сделать это».

Но, как отмечает Канн, важно помнить, что любые предположения о мотивации Левандовски основаны только на одном документе.

«Для меня это больше похоже на новую парадигму, из которой могут появиться новые религиозные практики, - сказала Канн. - Это не слишком похоже на религию, равно как и на религиозное мировоззрение».

Смелые и не лишенные внутренней логики размышления автора.
Думаю читателю будет интересно.
С сокращением.

Человечество успело пройти через много кризисов, и каждый, так или иначе, разрешался, выводя нас, людей, на новый виток развития. Социальная эволюция должна устранить существующие противоречия и по-новому консолидировать человечество, такова ее логика. И наиболее эффективным способом это сделать, является именно новая религия. В данном тексте хочется обозначить контуры и основные идеи этой возможной религии будущего. Автор далек от мысли проповедовать новые идеи – каждый это будет решать сам для себя. Но предположить, а затем сравнить с тем, что в итоге будет, достаточно интересно.

Итак, перед религией будущего стоит целый ряд требований, которым она обязана соответствовать. Во первых, как полноценная религия, она должна обладать идеей верховной сущности, сверх-иерархом, непререкаемым авторитетным источником норм и правил жизни. С этой сверх-сущностью должны связаны космогонические и антропогонические мифы. Которые, в свою очередь, должно быть невозможно опровергнуть с сегодняшнего уровня научно-технического развития.

Во вторых, религия будущего должна быть логически непротиворечивой. Кризис смыслов коснулся в первую очередь интеллектуально развитой, образованной публики. Которую сложно заставить верить в нелогичные утверждения, обилием которых славятся традиционные религии. Ответы на вопросы жизни и смерти должны быть логичны и рациональны, необходимые практики - обоснованы.

В третьих, религия будущего должна быть достаточно убедительной. То есть располагать набором выгод и издержек, наград и наказаний, существенных и актуальных для современного человека. Следование нормам должно подразумевать значимое вознаграждение, а отказ следовать – не менее значимое наказание. Которые, также связаны с идеей Бога, как источника высших смыслов, ценностей и норм.

И в четвертых, новая религия должна быть адекватна современному обществу с основными тенденциями: глобализации, стиранию расовых и иных барьеров, социальной мобильности, ориентации на успех, активному развитию науки и техники и т.п. Может показаться, что подобная система невозможна. Однако, предположить религиозную систему, которая соответствовала бы всем требованиям, вполне реально.

Бог, как всезнающая и всемогущая сущность, сотворившая все и наблюдающая\управляющая жизнью каждого человека остается, меняются только соответствующие мифы. Бог в религии будущего «прячется» в белых пятнах науки: в том, что было до Большого взрыва, в возникновении репликации, самоосознания человека и т.п. Бог, как автор алгоритмов эволюции всего живого – вполне информационная концепция. При этом, Бог будет двигаться вместе с границами познанного. Современная наука выступает в симбиозе с новой религией – она открывает области, где «Бога нет», чтобы религия смогла более четко описать где «Бог есть».

Религия будущего должна быть весьма эгоцентричной (так как современные люди эгоцентричны), основные ее положения должны быть связаны с правилами индивидуальной жизни, с ценностями и практиками, эти ценности подкрепляющими. А так же, с выгодами и ущербом, которые следуют за соблюдение или несоблюдение правил. Новая религия – это своеобразный «просвещенный эгоцентризм», и с современными людьми иначе никак. Люди должны совершать благодеяния и избегать злодеяний потому, что это должно быть выгодно им лично. (Популярные концепции о том, что надо «творить добро» просто так или ради абстрактного блага людей, в наше время видятся чрезмерно наивными). Бог перестает быть жестоким тираном и становится мудрым учителем, пусть и суровым, подчас. И он всегда следит, он всегда на связи в режиме он-лайн.

Где может обретаться Бог, как всесильная и всемогущая сущность, невидимая, неидентифицируемая приборами, но ощутимая? Как он контактирует с людьми? Есть только одно «место», где наличие Бога в наше время не вызовет логичных возражений: человеческое бессознательное. Во первых, бессознательное практически неизучено, это терра инкогнита, о которой существуют только смутные догадки. Известно только то, что можно выделить индивидуальное и коллективное области бессознательного, и есть гипотезы о наличии сложно формулируемых сущностей – прообразов, базовых алгоритмов, культурных кодов, архетипов. Но что там происходит «на самом деле» - тайна. У человека пока что нет ни адекватного языка для описания бессознательного ни инструментария для его исследования. Во вторых, бессознательное, даже по тем обрывочным сведениям которые человечество имеет сегодня, весьма могущественно и способно сильно влиять на нашу жизнь. Из бессознательного растет мотивация, социокультурная реальность, национальная ментальность, явления психосоматики, интуиция, творчество и многое другое.

И в третьих, обычные люди не способны управлять этими силами. Кто способен управлять эффектом плацебо, например? Изменить свое самочувствие одним лишь волевым усилием? Даже рефлексия и то требует огромных усилий и подготовки, управление же силами бессознательного, можно смело отнести к категории чудес, подобных самоисцелению. Бессознательное через индивидуальный аспект управляет нашей частной жизнью, через коллективный – жизнью социальной. Кто управляет бессознательным? Вполне корректное место для Бога в современной картине мира. И вполне весомый повод, чтобы научиться к этому Богу обращаться. Кроме того, человеческой цивилизации эту область надо в принципе начинать познавать, а религия, которая строится вокруг бессознательного, вызовет и массовый интерес к теме и расширение сферы известного, что важно и в общем, цивилизационном контексте. Поэтому, идея бессознательного, как канала коммуникации с Богом или места наличия этого Бога, видится вполне интересной.

Далее, с бессознательным необходимо взаимодействовать, корректное взаимодействие с бессознательным, как со сверх-сущностью, должно давать определенные выгоды, некорректные – вести к наказанию. Здесь уже напрашивается идея обратиться к той области, которая долгое время занималась изучением возможностей бессознательного – к магии. Если отказаться от снобизма, свойственного адептам сайентизма, то магия обладает огромным авторитетом в данном вопросе (как минимум потому, что занимается вопросами бессознательного намного дольше и глубже, чем психология и психоанализ) и имеет немалый набор готовых концепций. Религия будущего должна строиться на магической основе, так как это на сегодняшний день единственная концепция, не ставшая массовой и не успевшая себя массово же дискредитировать или просто наскучить.

Впрочем, речь, конечно же, идет не о магических школах или методах, и тем более не о метании файерболлов на расстояние и прочей ерунде. В магии, наибольший интерес для человека, далекого от магических практик, представляет своеобразная техника безопасности, нормы «корректной», «экологичной» жизни, которые должны строго соблюдаться. Можно сказать, соблюдение этих правил является «правильным» с точки зрения бессознательного, следовательно способно влиять как на повседневную жизнь человека, так и на достижение стратегических целей на разные перспективы. Отказ от соблюдения этих норм, хоть и является делом свободного выбора, но сурово наказывается вплоть до смерти, и даже более того, наказание может осуществляться по ту сторону барьера жизни и смерти.

Правдивость. Требование всегда «отвечать за свои слова». С тем, что пишется, произносится и даже читается, нужно обращаться бережно и внимательно. Не давать пустых обещаний. Отсюда растет и необходимость быть абсолютно честным: обман всегда бьет по самому обманщику. Соврать себе, своему бессознательному невозможно.

Справедливость. Равноценный ресурсообмен – норма экологии жизни. За все приходится платить, и лучше самому совершать справедливую, равноценную сделку, нежели отдавать вопрос «оплаты» бессознательному, которое может «оплатить» непредсказуемо и невыгодно. Несправедливое присвоение, как и необоснованная переплата, так или иначе несут ущерб самому человеку – таковы алгоритмы бессознательного.

Уважительность. Уважение чужой свободы. Каждый человек волен поступать как ему угодно, пока это не касается лично. Никто не вправе лишать другого человека свободы выбирать. Ограничение чужой свободы возможно только в формате справедливой сделки. Формат «око за око» соответствует этому требованию. Всепрощение – опять же дело свободного выбора.

Ответственность. За свою жизнь и жизнь тех, которые попали в орбиту. Все внешние причины сводятся к причинам внутренним, от поиска виновных нужно переходить к поиску внутренней логики, принципов собственного неосознаваемого влияния на происходящее вовне. Без концепции бессознательного, и Бога, влияющего через бессознательное, идея внутреннего локуса контроля (опоры только на собственные силы) выглядит откровенно сомнительной. В контексте значимости бессознательного, внутренний локус контроля становится просто нормой.

Внимательность. Мир сложен и требует внимательного к себе отношения. Через сигналы внешней и внутренней (психики) среды, бессознательное контактирует с человеком и эти сигналы надо учиться видеть. Это также позволяет более эффективно и экологично коммуницировать с другими людьми, взаимодействовать со сложными жизненными ситуациями.

Дисциплинированность. «Посеешь мысль – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь судьбу». Гигиена психики подразумевает избегание «мусорной» информации – эмоционально насыщенных сообщений медиа, непрошенных чужих мнений и прочего информационного мусора. Гигиена психики требует самоконтроля, который в свою очередь достигается постоянной тренировкой собственного волевого ресурса.

Адаптивность. Все меняется, познание бесконечно, главный вопрос нашей жизни - поиск ее смысла для себя, и есть ее смысл. Бессознательное ведет нас к ответу на этот вопрос и обретению себя. Человек, в свою очередь, должен быть достаточно гибок, чтобы своевременно перестраиваться и менять свою стезю, сферу своих интересов, не взирая даже на возможные материальные проблемы. Это также стимулирует и постоянное самообразование и самосовершенствование. Поиск себя - важнее сиюминутного успеха.

Едва ли кто-то скажет, что ответственность, правдивость, честность, справедливость и прочие требования являются чем-то плохим. Этих качеств остро не хватает людям в современном мире. Идея строгого соблюдения этих правил ради качества собственной жизни, способна радикально оздоровить социальную среду и решить массу проблем без насилия над личностью. Конечно, далеко не каждый нормальный человек предпочтет общаться с принципиально честным и правдивым собеседником – это может травмировать. Но именно вокруг этих ценностей может объединиться общество сейчас, как минимум чтобы сохраниться как общество. Нет никаких сомнений, что если религия, основанная на этих принципах станет достаточно массовой, большинство социальных и политических проблем настоящего, перестанут существовать. Адепты этой новой религии будут идеальными исполнителями, поэтому будут востребованы в различных управляющих структурах. Попав туда в достаточном количестве, они изменят сложившиеся порядки и принципы одним лишь фактом своего существования подобно тому, как целый рабочий коллектив способен изменить один принципиальный и достаточно упорный человек.

Из правил выводится целый набор возможных духовных и физических практик и психотехник. Отсюда же возникают концепции греха и благодеяния, награды и наказания. Основной канал коммуникации сознания с бессознательным – совесть. В наше время, считается нормальным совесть игнорировать, не воспринимать как нечто значимое, ставить ниже материального достатка, например. Однако, муки совести – не иллюзия, совесть необходимо слушать. В конечном счете, по-настоящему счастливая жизнь возможна только с «чистой» совестью. Всеобщее стремление к счастью, которое можно наблюдать уже сегодня по обилию публикаций, говорит о том, что такие позитивные стимулы вполне актуальны. Менять себя ради чистой совести и личного счастья- конструктивная и современная идея.

Концепция «грехов» также выводится из правил и их нарушений. Наказания за «грехи» вполне пугающие: психиатрические заболевания и депрессия, утрата здоровья и статуса. Крайний случай наказания – то, что происходит после смерти. Сие тайна великая есмь, но по косвенным признакам (разное поведение разных людей в процессе ухода в мир иной), что-то «там» все-таки может быть. Иначе, почему некоторые так боятся умереть? Искупление грехов также связывается с совестью и бессознательным. С собственной совестью, как голосом Бога, надо договариваться. Как при помощи медитативных техник, так и осуществляя различные деяния в мире, чтобы компенсировать совершенное нарушение правил.

Ну и главное - концепция человека как такового и его эволюционного пути. Это идея «человек - существо которое стремится стать как сам Бог». То есть всезнающим (обладающим знанием как все в мире устроено) и всемогущим (способным всем в мире управлять). И основная задача Человека – искать свой путь познания\управления, и следовать этому пути. Познавать мир и учиться им управлять. Заниматься наукой и инжинирингом во всех областях, к которым есть интерес. Погружаться в себя и пытаться познать себя, не смотря на сложность этого дела. Является ли эта концепция актуальной? Безусловно. Адекватна ли она научно-техническому прогрессу? Да.

Данный текст представляет собой только набросок, автор не ставил целью описать всю возможную религиозную систему будущего. Задача была немного другая: показать, что религия важна, что религия может быть актуальна для современного, интеллектуально развитого и достаточно материалистичного человека. И что новая религия способна сделать и индивидуальную и социальную жизнь человека полнее, конструктивнее, позитивнее. Дать человеческой цивилизации новый импульс к развитию. И устранить возможные противоречия, которые сегодня могут выглядеть достаточно пугающими.

Статьи по теме