Потомки Шейбы – хранители ключей от Каабы. Я - ключ от каабы Кому передал ключи от каабы мухаммад

Самое раннее, что я помню - это состояние растерянности, будучи передаваемым от одного мастера к другому, пока в один прекрасный день я не обнаружил себя в руках Кусаи ибн Килаба (предок Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в пятом поколении), который объединил несколько фракций, и стал могущественным предводителем курайшитов. Я был маленьким, и не помню много о своем хранителе, стоит лишь отметить, что он был из рода Исмаила, мир ему. В моих детских воспоминаниях курайшиты считали за честь служить паломникам, и мой Мастер пользовался среди них большим уважением.

Я наслаждался мирным временем, пока однажды, я не увидел нечто очень странное. Мой хранитель покрошил хлеб, и положил его в суп, предназначаемый, как правило, паломникам. Можно сказать, что он улучшил обычную еду, сделал так, что паломники полюбили суп и хлеб, смешанный вместе. Настолько сильно, что мой хранитель стал известен как «Хашим» - «Распылитель». Знаете ли вы, кто это был? Это был Хашим ибн Абд Мунаф, прадед Сайидина РасулюЛлах, да благословит его Аллах и приветствует.

Несмотря на оказываемые мне почет и уважение, арабское общество печалило меня. Я видел идолов, которых держали внутри Священной Каабы. Видел, как люди голыми совершали Таваф вокруг нее, пили и поклонялись идолам. Я наблюдал за этим в агонии, но ничего не мог сделать.

Прошли десятилетия, прежде чем я встретил красивого молодого человека. Я был ошеломлен его внешностью, поведением и терпением. В отличии от других, всякий раз, посещая Каабу, он вел себя достойно. Я был впечатлен этим человеком, но не знал тогда, что наши пути будут пересекаться снова и снова, и что он изменит ход моей жизни.

Однажды произошел пожар, и Кааба, построенная в основном из дерева и деревянных стволов, была уничтожена. Черный Камень убрали на время, и когда она была восстановлена, и пришло время перенести Черный Камень на свое место, вспыхнула ссора. Мечи обнажились, и близилась междоусобная война. Я закрыл глаза от боли - мир, которым я наслаждался со времен Кусая ибн Килаба, вот-вот закончится. Но чудесным образом, кто-то предложил, чтобы честь возложить Черный Камень была предоставлена первому, кто войдет в Запретную мечеть завтра утром.

Много было в ту ночь ожидающих в Мекке, ибо каждый хотел удостоится этого. Но угадайте, что же произошло на следующий день? Это был тот самый молодой человек, он вошел первым в Запретную мечеть. Все несказанно обрадовались этому, ведь он был потомком Кусаи ибн Килаба и Хашима ибн Абд Мунаф, и прозван в народе Честным и Заслуживающим доверия. Но то, как он разрешил проблему, поразило меня еще больше! Он не присвоил себе это право, вместо этого, он попросил принести кусок материи, попросил предводителей кланов положить на него Черный Камень, вместе поднять его и отнести к предназначенному для него месту, а когда они подошли достаточно близко, установил Камень сам. Таким образом, междоусобной войны удалось избежать.

Однажды, этот молодой человек взошел на гору Сафа и призвал боевой клич. Он кричал: «Wa Ṣabāḥah (Бедствия утра), Wa Ṣabāḥah». Неужто армия приближается к Мекке? Я также задавался вопросом, как и все люди, потому что он никогда не лгал. Он стал предупреждать людей о надвигавшихся мучениях, но прежде чем успел закончить, его дядя Абу Лахаб, любивший свое дело и пришедший с мыслью о надвигающейся армии, сказал: «Горе тебе на весь остаток дня! Это то, ради чего ты позвал нас?» Я никогда не любил Абу Лахаба, и тогда он был зол из-за того, что его рабочий день был прерван.

Это было первое, что я слышал от него, вместе с призывом поклоняться Единому Аллаху. Мне понравилось услышанное, но я знал, что его ожидает беда. Курайшиты привыкли к идолопоклонничеству, пьянству и разврату, и к тому же боялись лишиться своего привилегированного положения. Вряд ли они и даже я, знали, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, станет причиной моей и их чести вплоть до Судного Дня.

Я видел, как он подвергался преследованиям, как пытали его семью и друзей, но не мог ничего сделать. Также я знал, что курайшиты пытались подкупить его деньгами, положением и богатством.

Они пошли к его дяде - Абу Талибу, чтобы убедить его, но затем я слышал о его ответе на собрании курайшитов. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О мой дядя! Если даже мне дадут солнце в правую руку, а луну - в левую, с условием бросить это дело, я не брошу, пока не завершит его Аллах полностью или пока не погибну!»

Курайшиты не остановились, а он не собирался сдаваться - жизнь стала невыносимой для него, и он уехал в Йасриб (Медину). Мне стало грустно, ведь я надеялся, что он спасет Каабу и очистит ее от идолопоклонничества.

Прошли годы, и течение событий поменяло свое направление. Вместо того, чтобы подвергнуться уничтожению, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и его религия крепли и набирали силу. Вокруг Каабы ходили люди с обеспокоенными лицами, которые становились мрачнее с каждым днем. Встревоженные их прогрессом и отчаявшиеся, они выступили против армии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, при Бадре, и были разбиты. В следующем году, они снова вступили в войну, при Ухуде, и на этот раз одержали победу. Однако течение событий оборачивалось против них. Каждый новый день приносил с собой новости о новых союзах и завоеваниях, пока однажды, я не услышал, что Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, направляется в Мекку и десятитысячной армией. Невероятно! 10000... я не ослышался?

Курайшиты знали, что у них не было не единого шанса, и поэтому не сопротивлялись. Они понимали, что сопротивляться было глупо! Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, достиг Зу Тува, где он решил отдохнуть вместе со своей армией. Всю ночь они провели в молитвах и поклонении. Курайшиты вспоминали, что они делали с его семьей и друзьями, и дрожали в страхе. Человек, изгнанный ими из города, собирается войти в него с десятитысячной армией. На следующий день Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разделил свою армию на четыре части, чтобы они вошли в Мекку с миром, и сказал им встретиться в Хараме. Он предупредил их, чтобы они мирно собрались в Хараме, и не проливали никакой крови, кроме как за Халида ибн Валида, да будет доволен им Аллах. Он, да благословит его Аллах и приветствует, вошел в Мекку опустив голову так низко, что почти касался ею верблюжьего горба, и он был поглощен поминанием своего Господа.

Как только он вошел в Харам, он разбил идолов, что были снаружи, и сказал:

«И говори: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь [обречена] на погибель» (Коран, 17:81).

Мой хранитель, Усман ибн Талха, да будет доволен им Аллах, запер двери Каабы, побежал и залез на крышу Каабы. Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, попросил людей принести меня. Они сказали ему, да благословит его Аллах и приветствует, что я был у Усмана, да будет доволен им Аллах.

Усман, да будет доволен им Аллах, отказался отдать меня ему, да благоловит его Аллах и приветствует, и сказал: «Если бы я верил в тебя, я бы отдал тебе ключи». Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, выхватил меня из его рук и открыл дверь. Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, уничтожил поддельные изображения Исмаила, мир ему, и других, идолы были разбиты, и он совершил молитву внутри Каабы. Когда он вышел, Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, попросил его, да благословит его Аллах и приветствует, передать меня ему, так как его клан обеспечивал водой паломников. Но пока Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был внутри Каабы, был ниспослан следующий аят:

«Воистину, Аллах велит вам возвращать владельцам имущество, которое было даровано вам; [велит] судить по справедливости, когда вы судите [тяжущихся]. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах - слышащий, видящий» (Коран, 4:58).


Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, попросил Сайидина Али, да будет доволен им Аллах, извиниться перед Усманом ибн Талхой, да будет доволен им Аллах, и вернуть ему ключи. Он, да будет доволен им Аллах, ошеломленный доброжелательностью Всевышнего Аллаха и щедростью Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, там же принял Ислам. Я воссоединился со своим хранителем, которого впереди будет ждать еще множество хороших вестей...

Перевод с английского языка Azan.kz
Zakir.me.uk


Убедительная просьба к лицам, производящим копирование и распространение в социальных сетях и иных сайтах любых материалов ресурса Azan.kz, в обязательном порядке указывать активную ссылку на источник.


Прежде всего, мы просим мусульман отнестись с уважением к чужому труду и принять материалы, публикуемые на данном сайте, как аманат.

Надеемся на ваше понимание.

С уважением, администрация сайта Azan.kz

Как часто мы обсуждаем и осуждаем тех, кто, по нашему безапелляционному мнению, действует несправедливо. Проезжаемся мы и по лицам, кого уверенно считаем «неправедными», вследствие предпринятия ими неадекватных (по нашему единственно 100-процентно верному мнению) шагов в тех или иных вопросах.

Однако, когда дело доходит до нас и нашего ближайшего окружения, мы частенько закрываем глаза на непрощаемое в других. Речь тут далеко не о попытках смягчить ситуацию, а как бы затушевать отрицательные тенденции путем искусственного придания черному оттенков белого.

Ну, а затем все начинается по кругу - новые обсуждения, осуждения «неправильных», до тех пор, пока в круговороте событий не оказываемся мы сами или наши близкие. Здесь нам вновь и вновь изменяет чувство справедливости. Да, нельзя не согласиться, что «человек создан слабым» («Женщины»: 28), но ведь действия являющегося «печатью пророков» («Сонмы»: 40) Мухаммеда (да благословит и приветствует его Аллах) несли в корне иной отпечаток. Его справедливость не знала границ, даже если ему приходилось принимать меры, непопулярные среди ближайших родственников-сподвижников. Однако, внутренний позыв посланника на однозначное исполнение предписаний Всевышнего не позволял ему действовать иначе. Так не нам ли брать пример с него?

Ключи от Каабы и право на источник Замзам

Согласно Ибн Хишаму, к середине V в. курайшиты, изгнав под предводительством Кусая из Мекки племя хузаитов, овладели городом. Кусай «стал хранителем Каабы», провозгласив себя «правителем своего народа и населения Мекки». Ему, в частности, «принадлежали» воды «источника Замзам, право на сбор продуктов питания для паломников», а также «ключи от храма Каабы». В контексте святилища, перед смертью он сказал своему сыну Абд ад-Дару, что «пока ты не откроешь ее», никто «из них не войдет в Каабу», после чего передал ему ключи от Каабы, знамя, права на владение источником Замзам и сбор продуктов для совершающих паломничество.

Однако, вследствие желания потомков Кусая «владеть этими реальнейшими авторитетными атрибутами», между ними начались склоки, приведшие к расколу курайшитов. В целях недопущения перерастания ситуации в полновесную войну, стороны согласились со следующим решением: ключи от Каабы закрепляются за родом Абд ад-Дара; потомкам же другого сына Кусая, Абд Манафа, перепадают владение источником Замзам вкупе со сбором скота для приготовления пищи паломникам.

Вскоре права на воду и кормление перешли к сыну последнего - Хашиму (прародитель курайшитской ветви хашимитов) - по смерти которого они оказались у его брата аль-Мутталиба, вслед за чем «ведать источником» стал тезка-племянник последнего, сын Хашима - Абд аль-Мутталиб (Шайба).

По его словам, услышав во сне призыв духа выкопать Замзам, он вместе с сыном осуществил это. Тут же остальные ветви курайшитов высказали претензии о своих правах на «колодец предка нашего - Исмаила». Однако, в результате сложившихся обстоятельств, подробно описываемых Ибн Хишамом, все ответвления племени признали правомерность владения Абд аль-Мутталибом правами на источник, который и «устроил» для «нужд паломников» колодец Замзам, находившийся «внутри священной мечети».

Здесь отметим, что у сына Абд аль-Мутталиба (Шайбы) - Абдаллаха - и родился Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует). Братьями Абдаллаха являлись (в т. ч.) - Абу Талиб (отец Али, двоюродного брата пророка, в будущем - его зятя и праведного халифа) и Аббас (дядя посланника, отец Абдуллы ибн Аббаса, основателя династии Аббасидов).

Согласно ряда источников, первоначально снабжением водой паломников в Мекке занимался Абу Талиб. Но с постижением его бедности, он передал эту должность Аль-Аббасу, одному из самых богатых курайшитов. К слову, согласно переданному хадису от Муслима (сборник «Булуг Аль-Марам» Ибн Хаджара аль-Аскаляни), на следующий день после совершения прощального паломничества (632 г.), вслед за отправлением полуденного намаза, Мухаммед, подойдя «к людям из рода Абд аль-Мутталиба», распределявшим «воду из источника Замзам», произнес: «О потомки ‘Абд аль-Мутталиба, зачерпните для меня воды. Если бы я не боялся, что люди вытеснят вас отсюда, я бы зачерпнул его вместе с вами». Они «подали ему ведро с водой из источника, и он напился из него».

Описанное однозначно свидетельствует, что и с распространением Ислама право на питье паломников находилось у рода Мухаммеда.

Решение пророка о ключах от Каабы в дни его возвращения в Мекку

Ибн Хишам пишет, что со вступлением Мухаммеда в Мекку, он, «закончив обход» вокруг Каабы, «позвал Османа ибн Тальху, взял у него ключ Каабы, и ему открыли ее». В сборнике хадисов Бухари фиксируется, что при вхождении пророка в Мекку, «вместе с ним были Билял и ‘Усман бин Тальха». Мухаммед «велел» Осману принести «нам ключ», и тот «открыл для него дверь». У Муслима этот эпизод описывается в таком разрезе, что когда Усман отправился за ключом к матери, она «отказалась» выполнить просьбу, но после угрозы сына он получил его, передав пророку.

По-Ибн Хишаму, после обращения пророка к собравшимся в мечети, «к нему подошел Али ибн Абу Талиб с ключом от Каабы в руке», обратившись с просьбой сделать «нас одновременно и смотрителем Каабы, и ответственным за снабжение водой паломников в Мекке». Но посланник, подозвав Османа ибн Тальху, произнес: «Вот твои ключи, Осман! Сегодня - день добра и верности». По словам Суфьяна ибн Уайна, Мухаммед сказал Али: «Я вам дам то, что вы потеряли, а не то, что захватили».

Согласно известному исламскому ученому-правоведу, историку, толкователю Корана и хадисов Ибн Касиру, по поводу происшедшего было ниспослано веление Аллаха «возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей» («Женщины»: 58). Ибн Касир добавляет, что о ниспослании данного аята в озвученном контексте упоминают «многие толкователи».

Возможно, читатель может не уловить, где здесь просматривается справедливость Мухаммеда. Однако, пикантность описанной ситуации - в факте подношения пророку ключей от Каабы и получения их обратно из его рук Османом - являвшегося прямым потомком рода, за которым было закреплено право хранить ключ. Подтверждение чему можно почерпнуть из рассказа супруги пророка Умм Сальмы, что когда она «была в ат-Таниме, встретила Османа ибн Тальху из рода Бану Абд ад-Дар».

Тем самым, Мухаммед проявил тончайшую справедливость. Важнейший нюанс тут в том, что, если судить по различным источникам, в рассматриваемый период Усман ибн Тальха еще не был в лоне Ислама, оставаясь язычником. Поэтому изъятие у него ключей от Каабы в пользу Али (по просьбе последнего) могло создать прецедент в плане несправедливого поступления мусульман с имуществом мекканцев. Конечно, в данном ракурсе может прозвучать возражение, что-де Коран, фиксируя недопустимость «пожирать часть имущества людей», приравнял эту акцию к сознательному(!) совершению греха («Корова»: 188). Но, согласимся, мало ли как кто-либо из входивших в те дни в Мекку мог воспринять гипотетически несправедливые действия Мухаммеда.

Поступив же справедливо по отношению к Осману, пророк однозначно продемонстрировал обязательность соблюдения не только письменных, но и устных договоренностей, вне зависимости от религиозной принадлежности лиц, на которые они распространяются, или родственных связей.

Без сомнений, передавая все наказы Всевышнего людям, Мухаммед не мог не быть примером для всех остальных в плане следования постулатам Бога. И его отношение к ракурсу хранения ключей от Каабы уверенно продемонстрировало трепетность посланника к словам Аллаха. Кроме того, справедливое решение вопроса произошло на фоне дезавуирования Мухаммедом просьбы ближайших родственников, что однозначно подтвердило важность для него не личных пристрастий, симпатий или антипатий, а исключительно осуществления действий в соответствии с божественными установками!

Обязанность ухаживать за главной святыней вот уже 1400 лет, с момента возвращения первых мусульман из Медины обратно в Мекку неизменно принадлежит старинному роду этого города – Бани Шейба. Считается, что первое здание Каабы было построено ангелами. Затем ее перестроили, первые посланники - пророки Адам (мир ему) и пророк Ибрахим (мир ему) – Авраам. Об этом упомянуто и в священном Коране «…Вспомни, как закладывали Дом Священный Ибрахим и Исмаил…»(Аль-Бакара, 2:127). После завершения работ пророком Ибрахимом (мир ему) со своим сыном Исмаилом, Кааба стала первой святыней, предназначенной для поклонения Единому Богу, и к ней стали стекаться паломники. Таким образом уже тогда Кааба притягивала к себе паломников со всего света. И хотя со временем люди предав идеалы которые им завещал пророк Ибрахим (мир ему) и впали в идолопоклонство, Кааба тем не менее сохранила свой статус религиозной святыни.

После смерти пророка Исмаила (мир ему) право хранения ключей от Каабы, досталась племени Джурхум. Это почетная обязанность подразумевала собой не только передачу на хранение самих ключей, но и попечительство над Каабой, обязанность отвечать за ее ремонт и сохранность. Однако как известно, времена предшествовавшие о возникновению ислама характеризовались постоянными междоусобными стычками между различными арабскими племенами, каждый из которых поклонялся своему божеству. Поэтому после очередной подобной междоусобицы окончившейся победой племени Хуза, происходившей родом из южной Аравии, прежним хранителям - джурхумитам пришлось покинуть Мекку.

В середине V века в г. Мекке к власти пришло племя Курайш, представителем которого в будущем стал и Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Лидер курайшитов Кусай бин Килаб взял на себя почетное право ухаживать за Каабой, став также и полноправным хранителем ключей от этой святыни. Незадолго до своей смерти это почетное право было передано его сыновьям - Абдуддару и Абдулманафу.

Позднее, после возвращения пророка Мухаммада (мир ему и благословение) со своей уммой в Мекку, эту обязанность взял на себя сам Посланник Аллаха. Но было понятно, что такой шаг лишь временный, и необходимо решить вопрос о том, кто станет хранителем в дальнейшем. Тогда пророку Мухаммаде (мире ему и благословение) было ниспослано откровение:

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (Сура Ниса, аят 58). Поэтому, несмотря на то, что на право хранителя ключей Каабой претендовали родной дядя Посланника, пророк Мухаммад (мир ему и благословение) хотел преемственности в этом вопросе и передал ключи Усману бин Талхе, племяннику прежнего хранителя Абдуддара - Шейбы бин Усмана.

С тех пор честь хранителя ключей от Каабы неизменно принадлежит этой семье.

За свою многолетнюю историю Мекка находилась под властью разных правителей - от османов до британцев, но ключи всегда хранились у семьи Шейбы.

Важный элементом Каабы являются ее двери. Пророк Ибрахим (мир ему) после переустройства Каабы, осознанно не сделал в ней дверей. Согласно некоторым источникам, двери в ней появились при курайшитах в 606 году.

Во время штурма Мекки при Омейядах двери Каабы были серьезно повреждены. Поэтому Абдулла бин Зубайр восстановил прежний восстановил Каабу и сделал в ней новые двери, которые были позднее замурованы – это было сделано по приказу аль-Хаджаджа бин Юсуфа аль-Сакафи с разрешения халифа.

Каждая правящая династия считала за честь переделать ее двери, так как любое дело для Каабы считалось крайне богоугодным и повышало их собственный авторитет в глазах их подданных.

Когда турецкий султан Явуз Селим присоединил Египет к Османской империи, это де-факто легитимизировало притязание османов на лидерство в мусульманском мире, обозначив таким образом их преемственность от арабских халифатов. Поэтому ключи от Каабы были формально переданы османскому султану.

Османские султаны называли себя служителями Каабы и заботились о ней. В знак особого почтения к данной святыне турецкие султаны сохранили старые ключи даже после того, как они были заменены на новые. В настоящее время эти ключи хранятся в музее дворца Топкапы в Стамбуле.

Сегодня ключи хранятся у королей Саудовской Аравии. После османов ключи были обновлены в 1979 г. (1398 году по хиджре) по приказу короля Саудовской Аравии Халида бин Абдулазиз аль-Сауда. Три года назад в 2012 г. на личные средства ныне покойного короля Саудовской Аравии Абдуллы бин Абдулазиза старые ключи были заменены на новые, специально изготовленный из чистого золота.

За всю историю Каабы, сохранились сведения лишь об одной попытке кражи её ключей. Да и эта «операция» не увенчалась успехом. А это значит что ключи к главной исламской святыне хранятся вполне надежно.

После гибели Мусаба ибн Умайра в Мекке многое изменилось, хотя и не сразу. С течением лет сердца многих, ранее противившихся Исламу, потихоньку озарялись его светом. Среди таких людей оказались и сын сестры Мусаба Шейба, и его отец – Усман ибн Тальха. Шейба получил свое имя в честь дяди, от которого и пошел этот род, чьи представители в течение многих веков являются служителями Каабы. Пророк (мир ему и благословение) в день взятия Мекки подтвердил их право на это и вручил им ключи.

В первую очередь Пророк (мир ему и благословение) вернул ключи хозяевам, обрадовав их своей справедливостью, известной как одно из основных его качеств. Ведь Всевышний Аллах ниспослал: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей».

У Усмана ибн Тальхи ключи были отобраны, а Пророк (мир ему и благословение) вернул их ему. Это был день добра и исполнения обещанного, как говорил Пророк (мир ему и благословение).

Когда Пророк (мир ему и благословение) завоевал Мекку, он крикнул: «Где Усман ибн Тальха?!» Усман, к тому времени уже принявший Ислам, откликнулся: «Вот он я!» Затем Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Где Аббас, дядя Пророка (мир ему и благословение)?», и Аббас вышел вперед. Аббас отобрал у Усмана ключи от Каабы, когда тот принял Ислам. Хранение ключей от Каабы было величайшей честью, а у Усмана отобрали эту честь лишь за то, что он принял Ислам. Пророк (мир ему и благословение) взял ключи у Аббаса и вернул Усману ибн Тальхе со словами: «Возьмите, о, сыновья Шейбы. То, что у вас отобрали, сегодня возвращается к хозяевам».

Усмана ибн Тальху называли привратником Каабы. Скорее всего, это прозвище носили и его предки, ведь они тоже были хранителями ключей и служителями Каабы, что являлось большой честью.

Потомки Усмана ибн Тальхи и по сей день являются служителями Каабы и хранителями ее ключей.

Многие думают, что Пророк (мир ему и благословение) хотел передать ключи другим, но получив откровение: «Воистину, Аллах повелевает вам возвращать вверенное на хранения его владельцам», изменил свое решение. Нет, это было сделано по желанию самого Пророка (мир ему и благословение). Он хотел вручить ключи, так как Аббас, дядя Пророка (мир ему и благословение) сказал: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), да будут мои отец и мать выкупом за тебя, добавь к нашим обязанностям обеспечения паломников водой еще и хранение ключей».

«Нет, дядя», – ответил Пророк (мир ему и благословение).

Вторая причина заключается в том, что Пророк (мир ему и благословение), войдя в Каабу и остановившись у дверей, сказал: «Воистину, отныне я отменяю кровную месть и проценты с долгов, которые были неоспоримы, кроме двух вещей: службы при храме Каабы и обеспечение водой паломников. Я возвращаю все владельцам».

Еще со времен своего предка Кусайя ибн Киляба, род Шейбы ревностно выполняет свои обязанности служения Каабе. Кусай ибн Киляб является так же и пятым прадедом Пророка (мир ему и благословение). У него было 4 сына: Абд ад-Дар, Абду Узза, Абду Шамс и Абдулманаф, дед Пророка (мир ему и благословение).

Род Шейбы из поколения в поколение служит в Каабе, так как все должности в Храме и услужение паломникам распределены среди курайшитов: например, потомки Абдулмуталиба занимаются обеспечением паломников водой и едой. Потомки Шейбы владели ключами Каабы еще до прихода Ислама, во времена Джахилийи. И в Исламе служение Каабе и ее охрана остались при них, это их дело.

Со дня взятия Мекки и по сей день из поколения в поколение потомки Шейбы являются служителями Каабы, и это их право не оспаривает никто. В настоящее время старшим служителем Каабы является Абдульазиз аш-Шейбий.

Рассказывает Абдульазиз Шейба:

«Это служение передается у нас в роду от старшего к старшему. Хвала Аллаху, по Его милости мы до сих пор занимаемся этим почетным делом. Да сохранит Аллах Ислам и мусульман и да позволит нам служить в этом доме, пока не закончится наш срок.

Никто из мекканцев не оспаривает право потомков Шейбы служить в Каабе; они хранят ее ключи, и никто не входит в нее без их разрешения. «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам».

Сегодня потомки Шейбы по поручению Саудовского правительства занимаются покрытием Каабы покрывалом в начале месяца Зуль Хиджа. Им следует завершить это дело на 9-й день месяца. Это традиция свидетельствует о том, как мусульмане соблюдают заветы и держат слово, даже если эти слова и обеты были даны еще до принятия Ислама.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией

Новые ключи от Каабы

переданы одному из

известнейших мекканских родов

Бани Шейба,

который является их хранителем

уже более 1400 лет.

Как сообщило саудовское Министерство по делам ислама, ключи от главной святыни ислама, Каабы, заменены на новые, так как старые сильно заржавели.

Новые ключи были переданы одному из известнейших мекканских родов - Бани Шейба, который является их хранителем уже более 1400 лет, с тех пор, как первые мусульмане покорили Мекку.

После того, как пророк Авраам со своим сыном Исмаилом восстановили Каабу как первую святыню на земле, предназначенную для поклонения Единому Богу, к ней стали стекаться паломники.

С тех пор, как люди начали совершать хадж, Мекка взяла на себя организацию паломничества и заботу о нуждах паломников в сезон хаджа. Хотя со временем люди отошли от монотеизма, которому учил пророк Авраам, и впали в идолопоклонство, Кааба продолжала быть объектом паломничества.

После пророка Исмаила надзор за святыней был передан племени Джурхум; но после победы племени Хуза, вторгшегося из южной Аравии, джурхумитам пришлось покинуть Мекку.

Предводитель племени Хуза подготовил почву для распространения в регионе язычества, и поставил в Каабе идолов.

В середине V века в Мекке стало властвовать племя Курайш, к которому принадлежал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). После захвата города глава курайшитов Кусай бин Килаб взял на себя ответственность за Каабу, у него же хранились и ключи. Незадолго до смерти он передал свои дела двум сыновьям - Абдуддару и Абдулманафу.

Абдуддару было поручено попечительство над Каабой, он отвечал за ее ремонт и сохранность. После завоевания Мекки первыми мусульманами во главе с Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) эту обязанность взял на себя сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Хотя на право смотреть за Каабой претендовали дядя Пророка и его ближайший помощник Али, также приходившийся ему зятем, Мухаммад (мир ему и благословение) хотел постоянства и решил передать ключи Усману бин Талхе из рода Абдуддара, сыну его дяди - Шейбы бин Усмана. С тех пор честь хранить ключи от Каабы принадлежит этой семье.

За свою многовековую историю Мекка находилась под властью разных правителей - от османов до британцев, но ключи всегда хранились у семьи Шейбы.

Другой исторически важный элемент святыни - это ее двери. Когда пророк Авраам построил Каабу, он сознательно не сделал дверей. Согласно некоторым источникам, впервые двери были сделаны курайшитами в 606 году.

Во время осады Мекки при умейядах двери были серьезно повреждены. Поэтому Абдулла бин Зубайр восстановил Каабу и сделал новые двери, которые позднее замуровали - это было сделано по приказу аль-Хаджаджа бин Юсуфа аль-Сакафи с разрешения халифа.

Каждая знаменитая династия считала своим долгом переделать двери, так как любое дело для Каабы считалось богоугодным и повышало их авторитет в глазах народа.

Когда османский султан Явуз Селим присоединил Египет к мусульманской империи, это стало подкреплением притязаний османов на первенство в мусульманском мире, и поэтому, в знак признания османской власти, правитель Мекки и Медины отправил ключи от Каабы османскому султану.

Османские султаны называли себя служителями Каабы и заботились о ней. В знак почтения к святыне они сохранили старые ключи от святыни после того, как их заменили новыми. Сегодня эти ключи можно увидеть в музее дворца Топкапы в Стамбуле.

Статьи по теме