Что сделал сергий радонежский для руси. Рождение и детские годы преподобного сергия

Память преподобного отца нашего игумена Сергия, радонежского чудотворца

Память преподобного Сергия, Радонежского чудотворца , Церковь чтит 8 октября (25 сентября по старому стилю), в день его преставления. Преподобный Сергий Радонежский по праву является одним из самых чтимых преподобных иноков со времен Древней Руси и до нынешних дней. Он является основателем нескольких обителей, среди которых наибольшую известность приобрела Троице-Сергиева лавра. Неслучайно поэтому Сергия Радонежского часто называют «игуменом земли русской ».

Подвиги преподобного Сергия пришлись на непростую эпоху, когда Русь находилась под гнетом чужеземного монголо-татарского ига, но стремилась к обретению независимости и построению сильного и единого государства. Сергий Радонежский , человек пустынного жития, никогда не бравший в руки оружия, стал духовной опорой в сопротивлении монголо-татарскому игу, вдохновлял князей и воинов на борьбу за независимость Руси. Он благословил московского князя Димитрия Донского на Куликовскую битву , которая состоялась в 1380 г. Также радонежский игумен послал в помощь князю двух иноков, некогда бывших воинами - Пересвета и Ослябю. Таким образом, это стало символом единства Церкви и народа в момент тяжелого испытания. Победа возвышающейся Москвы над Мамаем на Куликовом поле значительно усилила молодое княжество.

Обители, основанные Сергием Радонежским

Помимо Троицкого монастыря , Сергий основал еще несколько скитов, впоследствии ставших монастырями: Благовещенский на Киржаче (1358 г.), Богоявленский Старо-Голутвин (1385 г.) близ Коломны, Высоцкий монастырь (1374 г.), Георгиевский на Клязьме. В эти монастыри и скиты игумен Радонежский направил своих учеников, которые стали там настоятелями. Всего же ученики Сергия Радонежского создали около сорока монастырей.

Набольшую известность получили такие известные, как Савво-Сторожевский (1398 г.) близ Звенигорода, Богородице-Рождественский Ферапонтов (1398 г.), Кирилло-Белозерский (1397 г.), Павло-Обнорский (1414 г.) и многие другие.


Чудеса Сергия Радонежского

Как указано в Житии, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных сел, деревень и городов для получения духовного совета, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как пишут агиографы Сергия, он нередко исцелял страждущих, а однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нес ребенка к игумену. Слава о чудесах Сергия быстро распространилась по Руси. К нему стали приходить болящие из разных местностей. И никто из них не уходил без доброго совета и исцеления. Но людская слава тяготила подвижника. Однажды епископ Стефан Пермский (около 1330-1340 - 1396 гг.) направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала неподалеку от Сергиева монастыря. Епископ решил посетить обитель на обратном пути и остановился, прочитал молитву, поклонился игумену Сергию со словами «Мир тебе, духовный брат». В это время Сергий был на трапезе вместе с братией. В ответ епископу Стефану Сергий послал благословение. Некоторые из учеников весьма удивились поступком игумена и поторопились к указанному месту, где увидели епископа Стефана.

Однажды во время литургии преподобному Сергию сослужил Ангел Господень, но по смирению своему игумен запретил кому-либо рассказывать об этом до скончания его земной жизни. За благочестивое житие Сергий удостоился от Господа небесного видения. Как-то он молился перед иконой Богородицы и, окончив молитву, присел отдохнуть. И вдруг он сказал своему ученику Михею, что их ожидает чудесное посещение. Спустя мгновение явилась Пресвятая Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света игумен пал на землю, но Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать его обители.

Преставление игумена Сергия

Под конец своей праведной жизни Сергий, за полгода прозорливо узнав о своей грядущей кончине, призвал к себе братию и после краткого совета старцев указал выбрать настоятелем опытного в духовной жизни и послушании ученика Никона (1352-1426 гг.). Уже перед самой кончиной игумен земли Русской призвал братию ко своему смертному одру и обратился со словами завещания:

Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…

25 сентября (ст. ст.) 1392 года преподобный Сергий преставился. Историк церкви Е. Е. Голубинский писал, что Сергий велел положить свое тело не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Такое повеление сильно огорчило братию. Иноки обратились за советом к митрополиту Киприану, который сказал положить тело игумена Сергия в церкви.

Почитание Сергия, игумена Радонежского

5 июля (ст. ст.) 1422 года были обретены нетленными мощи Сергия . Вот как об этом событии писал Пахомий Логофет: «Когда Священный Собор открыл чудотворный гроб… все увидели чудное и умиления достойное зрелище: не только честное тело святого сохранилось целым и светлым, но и одежда, в которой он был погребен, оказалась целой, совершенно не тронутой тлением… Увидев это, все прославили Бога, ведь тело преподобного, столько лет находившееся во гробе, сохранилось невредимым ». С тех пор дата обретения мощей 18 июля (н. ст.) является одним из дней памяти святого.

Нет документальных свидетельств о том, когда началось почитание Сергия. Уже в 1427 году, спустя пять лет после обретения мощей преподобного Сергия, на его родине в Варницах был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь .

Как указывает специалист в области агиологии, историк Е.Е. Голубинский, почитание Сергия Радонежского, очевидно, имеет раннее происхождение. Однако указывает, что официальная канонизация была возможна благодаря настойчивым действиям московского митрополита Ионы . Мощи преподобного Сергия Радонежского были положены в главный собор лавры - Троицкий.

Самым популярным источником сведений о Сергии Радонежском, известным памятником древнерусской литературы является знаменитое «Житие» Сергия, написанное в 1417–1418 годах его учеником Епифанием Премудрым. Спустя десятилетия оно было переработано Пахомием Логофетом и дополнено новыми фактами, включая историю с обретением мощей.

Тропарь и кондак преподобному Сергию Радонежскому

Тропарь, глас 4.

Иже к добродетелем подвижник, яко воистину воин Христа Бога, на страсти велми подвизася, к жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих, образ быв своим учеником. Тем же и вселися в тя Пресвятый Дух, его же действием светло украшен. Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо еже собра мудре, и не забуди яко же обещася, посещая чад своих, Сергие преподобне отче наш.

Кондак, глас 8.

Христовою любовию уязвився преподобне, и Тому невозвратным желанием последовав, всяко наслаждение плотское возненавиде, и яко солнце Отечеству си возсиял еси. Тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас чтущих пресветлую память твою, да зовем ти, радуися Сергие богомудре.

Библиотека Русской веры

Преподобный Сергий Радонежский. Иконы

Самое древнее изображение преподобного Сергия - шитый покров (1420-е годы). В настоящее время находится в Ризнице Троице-Сергиевой лавры.

Известна древнейшая житийная икона с 19 клеймами, авторство которой приписывается мастеру круга Дионисия, икона датируется около 1480 года или 1492 годом. Ранние изображения Сергия в полный рост происходят из Успенского собора (рубеж XV-XVI веков) и вероятно из надвратной Сергиевской церкви Троице-Сергиевой лавры (начало XVI века).

Также с преподобным связан образ «Обитель Преподобного Сергия Радонежского », список ХIХ века с несохранившейся древней иконы ХVII века, которая находилась некогда в северо-восточном приделе Трапезной Троице-Сергиевой Лавры. Эта икона знаменита тем, что на ней изображен подробный план Троице-Сергиевой лавры, в настоящее время она находится в Покровском кафедральном Соборе РПСЦ в Москве.


Образ Сергия Радонежского в живописи

Кроме икон преподобного Сергия Радонежского существуют и картины, на которых изображены события из жизни радонежского игумена. Среди советских художников можно выделить М.В. Нестерова . Известны следующие его работы: «Труды Сергия Радонежского», «Юность Сергия», «Видение отроку Варфоломею». Также среди художников, обращавшихся к образу Сергий Радонежского, были В.М. Васнецов (образ преподобного Сергия для храма в Абрамцево), Э.Э. Лиссер («Сергий Радонежский, благословляющий Дмитрия Донского перед Куликовской битвой»), Н.К. Рерих («Святой Сергий Радонежский») и другие.


Скульптурные изображения преподобного Сергия Радонежского

Скульптура - это одна из форм почитания святых на Руси. Существует немало скульптурных изображений Сергия Радонежского. Одно из них - горельеф, изображающий посещение Димитрием Донским Сергия Радонежского перед побоищем на Куликовом поле, исполненный скульптором А.В. Логановским. Этот горельеф украшал Храм Христа Спасителя в Москве, был демонтирован перед взрывом храма и сохранился до наших дней. На восстановленном храме установлена бронзовая копия этого горельефа.

Известно скульптурное изображение преподобного Сергия Радонежского в составе многофигурной композиции на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

В конце XX и в XXI веке преподобному Сергию были установлены памятники в местах, связанных с его жизнью: один (скульптор В. Чухаркин, архитектор В. Журавлев) находится в Сергиевом Посаде «у стен основанной им святой обители», другой (скульптор В. М. Клыков и архитектор Р. И. Семерджиев) - в селе Радонеж.

Кроме этих памятников, скульптуры преподобному установлены в Москве, Коломне, Ростове-на-Дону, Элисте, Самаре, многих других городах и селах России, а также в Белоруссии.

Храмы на Руси во имя преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский всегда особенно почитался русским народом. Среди церквей, посвященных ему, известны Сергиевский храм (1686–1692 гг.) в Троице-Сергиевой лавре; собор Сергия в Троице-Сергиевом Варницком монастыре; собор преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре в Москве (1690-1694 гг.); церковь Сергия Радонежского в Кирило-Белозерском монастыре (1560-1594гг.). Преподобному посвящены храмы в Нижнем Новгороде, Орле, Уфе, Туле и других городах.

В Тверской губернии были освящены в храмах более 70 престолов во имя преподобного Сергия, однако большинство из них были разрушены в годы советских гонений.

Старообрядческие церкви во имя преподобного Сергия Радонежского

До революции в Тверской губернии действовали два старообрядческих храма во имя преподобного Сергия Радонежского : храм в д. Дмитрово Погорельского района Калининской области (ныне Зубцовский район Тверской области) и храм в д. Матюково (Торжокский район Тверской области). Оба храма были уничтожены в богоборческие годы. В старообрядчестве в настоящее время существует несколько храмов во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. В Русской Православной старообрядческой Церкви сегодня храмовой праздник в Смоленской области и в Кировской области. Во имя преподобного также освящен предел кафедрального на Рогожском. В Русской Древлеправославной Церкви во имя Сергия Радонежского освящены храмы в Курской области и Оренбургской области. Также в честь преподобного освящен единоверческий храм в Ленинградской области.

Во имя преподобного Сергия была освящена и нижняя церковь известного старообрядческого Успенского храма на Апухтинке (сейчас в здании храма находится общежитие).

Судьба мощей преподобного Сергия Радонежского и его обители в Советские годы

После смерти преподобного Сергия игуменами Троицкой обители в разное время были известные русские подвижники. Из них наиболее известны преподобные Никон и Дионисий Радонежские, Сава Звенигородский, Мартиниан Белозерский. В годы Смуты выходец из г. Ржева игумен Дионисий спасал обитель Сергия от поругания.

В 1919 году мощи преподобного Сергия были вскрыты, а после переданы в качестве экспоната Сергиевскому историко-художественному музею, расположившемуся в Троице-Сергиевой лавре. Монастырские стены мощи покинули перед угрозой фашистской оккупации. В 1946 году, после Великой Отечественной войны и открытия Лавры, мощи были возвращены. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Антицерковный террор в советский период затронул и Троице-Сергиеву лавру. В 1920 г. декретом Совнаркома, по личному распоряжению В.И. Ленина, Троице-Сергиева лавра была закрыта и преобразована в историко-художественный музей. В зданиях лавры разместились педагогический институт, жилые помещения и другие учреждения.

После окончания Великой Отечественной войны началось возрождение Троице-Сергиевой лавры. На сегодняшний день Свято-Троицкая Сергиева лавра имеет статус ставропигиального мужского монастыря. В лавре действует уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг.

О жизни Сергия Радонежского, иеромонаха Русской церкви, реформатора монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря, известно немногое. Все, что мы знаем о «великом старце», причисленному к лику святых, написано его учеником монахом Епифанием Премудрым.

Позже житие Сергия Радонежского было отредактировано Пахомием Сербом (Логофетом). Из него наши современники черпают информацию об основных вехах биографии церковного деятеля. В своем жизнеописании Епифаний сумел донести до читателя суть личности учителя, его величие и обаяние. Воссозданная им земная стезя Сергия дает возможность понять истоки его славы. Его жизненный путь показателен тем, что дает понять, как легко преодолеваются любые жизненные трудности с верой в Бога.

Детство

Дата рождения будущего подвижника точно не известна, одни источники называют 1314 г., другие – 1322 г, третьи склоняются к тому, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 г. При крещении младенец получил имя Варфоломей. По древнему преданию, родителями Сергия были боярин Кирилл и его жена Мария, проживавшие в селе Варницы в окрестностях Ростова.


Их усадьба располагалась недалеко от города – в местах, где впоследствии был возведен Троицкий Варницкий монастырь. У Варфоломея было еще два брата, он был средним. В семь лет мальчика отдали учиться. В отличие от смышленых, быстро схватывающих грамоту братьев, обучение будущему святому давалось с трудом. Но случилось чудо: удивительным образом отрок познал грамоту.


Это событие описывает в своей книге Епифаний Премудрый. Варфоломей, желая научиться читать и писать, подолгу и с усердием молился, просил Господа вразумить его. Однажды перед ним явился старец в черной ризе, которому мальчик поведал о своей беде и попросил, чтобы тот помолился за него и попросил помощи у Бога. Старец пообещал, что с этой минуты отрок будет писать и читать и превзойдет своих братьев.

Они вошли в часовню, где Варфоломей уверенно и без запинки прочитал псалом. Затем они оправились к родителям. Старец рассказал, что их сын отмечен Богом еще перед родами, когда она пришла в церковь на службу. Во время пения литургии ребенок, находясь во чреве матери, три раза прокричал. На этот сюжет из жития святого живописец Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею».


С этого момента Варфоломею стали доступны книги о житии святых. При изучении Святого писания у отрока появился интерес к церкви. С двенадцати лет Варфоломей много времени посвящает молитве и соблюдает строгий пост. По средам и пятницам он голодает, в остальные дни ест хлеб и пьет воду, молится ночами. Марию беспокоит поведение сына. Это становится предметом споров и разногласий между отцом и матерью.

В 1328-1330 годах семья столкнулась с серьезными материальными проблемами, обеднела. Это стало причиной того, что Кирилл и Мария с детьми перебрались в Радонеж – поселение на окраине княжества Московского. Это были нелегкие, смутные времена. На Руси властвовала Золотая орда, творилось беззаконие. Население подвергалось регулярным набегам и облагалось непосильной данью. Княжествами управляли князья, назначенные татаро-монгольскими ханами. Все это стало причиной переезда семьи из Ростова.

Монашество

В 12-летнем возрасте Варфоломей принимает решение постричься в монахи. Его родители не стали препятствовать, но выставили условие, что монахом он сможет стать только тогда, когда их не станет. Варфоломей был их единственной опорой, так как другие братья проживали отдельно со своими детьми и женами. В скором времени родители скончались, поэтому ждать пришлось недолго.


По традиции тех времен перед кончиной они приняли иноческий постриг и схиму. Варфоломей отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, в котором находится его брат Стефан. Он овдовел и принял постриг раньше брата. Стремление к строгой монашеской жизни привело братьев на берег реки Кончуры в урочище Маковец, где ими была основана пустынь.

В глухом бору братья построили деревянную келью из бревен и маленькую церквушку, на месте которой в настоящее время стоит собор Святой Троицы. Брат не выдерживает отшельнической жизни в лесу и перебирается в Богоявленский монастырь. Варфоломей, которому было всего 23 года, принимает постриг, становится отцом Сергием и остается жить в урочище в полном одиночестве.


Прошло немного времени, и в Маковец потянулись иноки, образовалась обитель, по прошествии лет ставшая Троице-Сергиевой лаврой, существующей и поныне. Ее первым игуменом был некий Митрофан, вторым игуменом – отец Сергий. Настоятели обители и ученики не брали подаяний от верующих, живя плодами своего труда. Община разрасталась, вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.


Подвиги и слава монахов стали известны в Царьграде. От Патриарха вселенского Филофея преподобному Сергию был послан крест, схима, параман и грамота. По совету Патриарха в монастыре вводится киновия – общинножительный устав, принятый впоследствии многими обителями Руси. Это было смелое нововведение, так как в то время монастыри жили по особножительному уставу, по которому иноки обустраивали свою жизнь так, как им позволяли средства.

Киновия предполагала имущественное равенство, питание из одного котла в общей трапезной, одинаковую одежду и обувь, повиновение игумену и «старцам». Такой способ жизни был идеальным образцом отношений среди верующих. Монастырь превратился в самостоятельную общину, жители которой занимались прозаическими крестьянскими работами, молились о спасении души и всего мира. Утвердив устав «общего жития» в Маковце, Сергий стал внедрять животворную реформу в других монастырях.

Монастыри, основанные Сергием Радонежским

  • Троице-Сергиевая Лавра;
  • Старо-Голутвин близ Коломны в Московской обл;
  • Высоцкий монастырь в Серпухове;
  • Благовещенский монастырь в г. Киржач, Владимирской обл;
  • Георгиевский монастырь на р. Клязьме.

Последователи учений святого основали еще более сорока монастырей на территории Руси. Большая их часть строилась в лесной глуши. Со временем вокруг них появились деревни. “Монастырская колонизация”, начатая Радонежским, позволила создать опорные пункты для освоения земель и развития Русского Севера и Заволжья.

Куликовская битва

Сергий Радонежский был великим миротворцем, внесшим неоценимый вклад в единение народа. Тихими и кроткими речами он находил дорогу к сердцам людей, призывая к послушанию и миру. Он примирял враждующие стороны, призывая к подчинению князю московскому и объединению всех земель русских. Впоследствии это создало благоприятные условия для освобождения от татаро-монголов.


Велика роль Сергия Радонежского в битве на Куликовском поле. Перед боем Великий князь пришел к святому помолиться и попросить совета, богоугодное ли дело воевать русскому человеку против безбожников. Хан Мамай и его громадное войско хотели поработить свободолюбивый, но охваченный страхом, русский народ. Преподобный Сергий дал князю благословение на битву и предрек победу над татарской ордой.


Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Вместе с князем он отправляет и двух иноков, нарушая тем самым церковные каноны, запрещавшие монахам воевать. Сергий был готов пожертвовать спасением своей души ради Отечества. Русское войско одержало поеду в Куликовской битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Это стало еще одним свидетельством особой любви и покровительства Божьей матери на Русской земле. Молитва Пречистой сопровождала всю жизнь святого, его любимой келейной иконой была “Богоматерь Одигитрия” (Путеводительница). Не проходило дня без пения акафиста – хвалебного песнопения, посвященного Богородице.

Чудеса

Восхождение по пути духовного совершенствования подвижника сопровождалось мистическими видениями. Ему виделись ангелы и райские птицы, небесный огонь и божественное сияние. С именем святого связывают чудеса, которые начались еще до рождения. Первое чудо, о котором упоминалось выше, произошло во чреве матери. Крик младенца слышали все, кто находился в церкви. Второе чудо связано с неожиданно раскрывшимися способностями к знаниям.


Вершиной духовного созерцания стало явление Пресвятой Богородицы, которого удостоился святой старец. Однажды, после самозабвенной молитвы перед иконой, его озарил ослепительный свет, в лучах которого он увидел Пречистую Богородицу в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна. Монах упал на колени, а Пречистая прикоснулась к нему и сказала, что услышала молитвы и будет впредь помогать. После этих слов она вновь стала невидимой.


Явление Пресвятой Богородицы было хорошим предзнаменованием для монастыря и всей Руси. Предстояла большая война с татарами, люди находилиь в состоянии тревожного ожидания. Видение стало пророчеством, доброй вестью о благополучном исходе и грядущей победе над ордой. Тема явления Богородицы игумену стала одной из самых популярных в иконописи.

Смерть

Жизненный закат Сергия, который дожил до глубокой старости, был ясным и тихим. Его окружали многочисленные ученики, он был почитаем великими князьями и последними нищими. За полгода до смерти Сергий передал игуменство ученику Никону и отрешился от всего мирского, «начал безмолствовать», готовясь к смерти.


Когда недуг стал одолевать все сильней, в предчувствии ухода он собирает монашескую братию и обращается к ним с наставлением. Просит «иметь страх Божий», хранить единомыслие, чистоту души и тела, любовь, смирение и страннолюбие, выражающееся в заботе о нищих и бездомных. В мир иной старец отошел 25 сентября 1392 г.

Память

После кончины троицкие монахи возвели его в ранг святых, называя преподобным, чудотворцем и святителем. Над могилой святого был построен каменный собор, названный Троицким. Стены собора и иконостас расписывала артель под руководством . Старинные росписи не сохранились, на их месте в 1635 г. были созданы новые.


По другой версии канонизация Радонежского состоялась позже, 5 (18) июля, когда были обретены мощи святого. Мощи по сей день находятся в Троицком соборе. Его стены они покидали только при сильнейшей угрозе – во время пожаров и наполеоновского нашествия. С приходом к власти большевиков мощи были вскрыты, а останки хранились в Сергиевском историко-художественном музее.

Скромный радонежский игумен обрел бессмертие в памяти последователей, всех верующих и в истории государства. Святого считали своим заступником и покровителем московские цари, посещавшие богомолья в Троицком монастыре. К его образу обращались в тяжелые для русского народа времена. Его имя стало символом духовного богатства России и народа.


Датами памяти святого является день его кончины 25 сентября (8 октября) и день прославления святых иноков Троице-Сергиевой Лавры 6 (19) июля. В биографии святого есть множество фактов самоотверженного служения Богу. В его честь построено множество монастырей, храмов и памятников. Только в столице 67 храмов, многие строились в XVII-XVIII в. Есть они и за границей. Написано множество икон и картин с его образом.

Чудотворная икона «Сергий Радонежский» помогает родителям, когда они молятся о своих детях, чтобы те хорошо учились. В доме, где есть икона, детки находятся под его покровительством. К помощи святого прибегают школьники и студенты, когда испытывают трудности в учебе и во время сдачи экзаменов. Молитва перед иконой помогает в судебных делах, защищает от ошибок и обидчиков.

Преподобный Сергий Радонежский - святой земли русской

Личность преподобного Сергия Радонежского, с одной стороны, давно является изученной и широко известной. Но, с другой стороны, с нею связан целый ряд вопросов. Например, что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?

С детства нам известна история о том, как отрок Варфоломей испытывал трудности в освоении грамоты и однажды, убежав в поле от насмешек братьев и огорчения, взмолился о помощи. Явился ему Ангел Господень в виде старца-инока и дал мальчику в утешение частицу просфоры. Вкусив ее, отрок чудесным образом стал понимать Священное Писание и вскоре оказался лучшим учеником. Сбылось и предсказание старца родителям Варфоломея, благочестивым Кириллу и Марии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми».

Родился молитвенник земли Русской в 1314 году в селе Варницы* под Ростовом Великим, в усадьбе бояр Кирилла и Марии. В Ростове Варфоломей с братьями жил до 14 лет, затем семья переселилась в Радонеж. После кончины родителей, в пустынном месте на горе Маковец недалеко от Радонежа, братья срубили себе келью. Приняв в 23 года монашеский постриг с именем Сергий, будущий святой основал обитель Живоначальной Троицы. Так начиналась известная теперь всему миру Троице-Сергиева Лавра, ставшая духовным центром Московской Руси. Сергий там подвизался сначала с братом Стефаном, а затем один. В обитель стали собираться иноки, а сам Преподобный нес тяжкие телесные труды и молитвенный подвиг. Он строил кельи, носил воду, рубил дрова, шил одежду и готовил пищу для братии. Видя такое смирение и трудолюбие, монахи попросили Преподобного Сергия стать игуменом монастыря.


Еще при жизни удостоившись дара чудотворений, игумен Радонежский воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал сына умершим.

Слух о молодом подвижнике, живущем в радонежских лесах, быстро распространился по Руси, и к нему начали приводить больных из самых отдаленных мест.

Русская земля в то время страдала от монгольского ига. Великий князь Димитрий Донской, собрав войско, пришел к святому Сергию за благословением на сражение.


В помощь князю Преподобный благословил иноков обители: Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета), и предсказал князю победу. 21 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины разбили врага на Куликовом поле.

Однажды ночью святой молился перед иконой Пречистой и вдруг почувствовал, что его ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова.

От яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Богородица прикоснулась к нему рукой и обещала покровительствовать святой обители его. Достигнув глубокой старости, за полгода прозрев свою кончину, Преподобный преставился к Богу 8 октября 1392 года и вскоре стал почитаться троицкими монахами как святой.
Мощи Преподобного Сергия были обретены 18 июля 1422 года при преподобном игумене Никоне (ум. 1426).

В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью Преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в "Житии Преподобного Сергия": "По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть". Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам Преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней. Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного в сентябре 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича (ум. 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

С тех пор память святого празднуется 18 июля и 8 октября.

Вот уже 620 лет русские люди обращаются с молитвой к Радонежскому чудотворцу. Теплятся лампады Троице-Сергиевой Лавры, чтутся заветы Преподобного, множество молящихся приходят на по клон к его раке. В прежние времена побывать у Троицы (в городе Сергиеве Посаде) считалось святой обязанностью каждого.

В 1859 году, возвращаясь из сибирской ссылки, Ф.М. Достоевский сделал крюк, что бы взглянуть на Лавру, памятную ему с детства. В богоборческое лихолетье, в 1919 году, вся монастырская братия была арестована, а Троицкий собор опечатан, затем декретом Совнаркома «Бывшая лавра» была превращена в музей. В трапезной был устроен тир, в кельях – столовая и клуб. После Великой Отечественной войны Троице-Сергиева Лавра была возрождена и много лет оставалась одним из восемнадцати действовавших в СССР монастырей. Главный храм Лавры - Троицкий, где покоятся мощи Преподобного, - расписывали выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица»**.

В ризнице Троице-Сергиевой Лавры есть шитое шелками изображение святого Сергия (XV век), которое нельзя видеть без волнения. Это покров на раку Преподобного, подаренный Лавре великим князем Василием, сыном Димитрия Донского... В этом изображении - глубина скорби о земле Русской, истерзанной татарами. С какой любовью вышита эта ткань русской женщиной, возможно, знавшей Преподобного!

Традиционно святого пишут по пояс или в полный рост, в монашеском облачении, в левой руке Преподобного - свиток, правой он благословляет нас.

Образ Игумена земли Русской, за свою подвижническую жизнь удостоившегося посещения Богородицы, строг и возвышен. «Святитель, сед, риза крестчатая, налево иноки клобуках и мантиях, ризы чернель, исподы вохра, главы и крыши золотые, крест белый», - говорится о Преподобном в «Лицевых святцах» XVII века.

«Как незаметно и кротко все в нем!.. О, если бы его увидеть, слышать! Думается, он ничем бы сразу и не поразил. Не громкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского. Та кой он даже на иконе - образ невидного и обаятельного в задушевности своей пейзажа русского, русской души», - замечал русский писатель Б.К. Зайцев.

Земной путь и посмертные чудеса Сергия Радонежского, совершавшиеся у его гробницы, о которых рассказывают нам летописи и предания, отражены в иконах с житийными клеймами. На протяжении столетий и до сего дня.

Преподобный является покровителем Российской державы.
На родине Преподобного, в селе Варницы, еще в XIV веке был основан Троице-Сергиев монастырь. Но в 30-х годах ХХ века он был стерт с лица земли атеистами, и на его месте вплоть до 90-х годов прошлого века была мусорная свалка.

А небольшую чудотворную икону Сергия Радонежского из разграбленного монастыря удалось спасти жителям Варниц, и она передавалась из поколения в поколение, сохраняемая то в погребе, завернутая в тряпицу, то в колодце при обыске местных крестьян. Когда в 1995 году монастырь взяла под свою опеку Троице-Сергиева Лавра и он стал восстанавливаться, эта икона, в почти не поддающемся реставрации виде, была принесена каким-то человеком к памятному кресту, установленном братией обители на месте, где отроку Варфоломею явился Ангел.


У креста был отслужен молебен, и с этого часа возрождение монастыря, претерпевающее всякие препоны: нехватку рабочих рук, строительных материалов, продовольствия, - вдруг пошло на диво успешно.
Ныне Варницкий Троице-Сергиев монастырь - один из самых значительных в Ростовской области, в 2004 году здесь была устроена православная гимназия-пансион, где в старших классах обучаются юноши со всей России. И вновь Преподобный, через свой спасенный чудотворный образ, помогает ребятам в учебе и дарует мужество в духовной брани.

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым». Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

Детские годы

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его «несмысленностью». Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения.

Встреча с ангелом.

Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Переселение в Радонеж.

Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским, память 12 февраля).

Постриг в монахи.

Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

Слава о подвигах.

Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе. Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.

Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Почитание Преподобного.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Чудесное явление.

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…».

Еременко А.Г. – кандидат культурологии, доцент, заведующий отделом истории, этнографии и природы КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына.

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. При крещении будущий святой получил имя Варфоломей. В семь лет родители отдали его учиться грамоте. Сначала обучение давалось мальчику очень плохо, однако постепенно он изучил Святое писание, заинтересовался церковью. С двенадцати лет Варфоломей начал строго поститься, много молился.

Основание монастыря

Примерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьей переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушли в пустынные места. В лесу на холме Маковец они построили небольшой храм Троице.

В 1337 году, в день памяти мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Вскоре к нему стали приходить ученики, на месте церкви образовалась обитель. Сергий становится вторым игуменом и пресвитером обители.

Религиозная деятельность

Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского – Троице-Сергиев монастырь. Узнав о возникновении обители, вселенский патриарх Филофей прислал игумену грамоту, в которой отдавал должное его деятельности. Преподобный Сергий был высокоуважаемой личностью в княжеских кругах: он благословлял правителей перед битвами, примерял их между собой.

Кроме Троице-Сергиевого за свою краткую биографию Радонежский основал еще несколько монастырей – Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.

Почитание памяти

Сергий Радонежский был причислен к лику святых в 1452 году. В произведении «Житие Сергия», основном первоисточнике жизнеописания иеромонаха, Епифаний Премудрый писал, что за свою жизнь святой Радонежский множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении. 25 сентября, в день смерти святого, верующие празднуют день его памяти.

Другие варианты биографии

  • В «Житие Сергия» рассказывается, что Варфоломей научился читать и писать благодаря благословению святого старца.
  • Среди учеников Сергия Радонежского были такие известные религиозные деятели, как Авраам Галицкий, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, преподобный Андроник, Пахомий Нерехтский и многие другие.
  • Жизнь святого вдохновила многих писателей (Н. Зернова, Н. Костомарова, Л. Чарскую, Г. Федотова, К. Случевского и др.) на создание художественных произведений о его судьбе и деяниях, в том числе ряда книг для детей. Биография Сергия Радонежского изучается школьниками в 7-8 классах.

Тест по биографии

Небольшой тест по краткой биографии Радонежского поможет вам лучше усвоить материал.

Статьи по теме