Раскол в Русской Православной Церкви Учитель истории МОУ СОШ1 Ефремова Т.Н. Презентация "раскол русской православной церкви" Раскол православной церкви
Слайд 2
2) Что такое Земские соборы? Почему Ивану Грозному требовалось созывать Земские соборы, а Алексею Михайловичу Тишайшему они стали не нужны? 3) Когда было принято Соборное Уложений Алексея Михайловича? Какое значение для развития Российского государства имели его положения.
Слайд 3
Церковный раскол
Слайд 4
Церковь после Смуты
с. 56. прочтите текст (пункты 1 и 2) и ответьте на вопросы: 1) Какое влияние на положение русской церкви оказало Смутное время? 2) Как изменилось положение церкви в период патриаршества Филарета?
Слайд 5
Раскол -
отделение от русской православной церкви части верующих, не принявших церковные реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.)
Слайд 6
Причины реформы
Неточности в церковных книгах. Стремление исправить неправильные обряды. Возмущение нравами, царящими в русской церкви.
Слайд 7
Никон
В сер. 17 в. входил в кружок «ревнителей благочестия» (Никон, Аввакум и др.) 1652 г – избран патриархом.
Слайд 8
Никон представляет новые книги
Слайд 9
1653 – 1656 – реформы Никона
Исправление церковных книг по греческому образцу; Вместо Исус стали писать Иисус; Троеперстие вместо двоеперстия; Слово «Аллилуйя» стали произносить не 2 раза, а три; Во время крестного хода идти не по солнцу, а против него; Поясные поклоны вместо земных.
Слайд 10
Всех противников реформ Никона стали называть «старообрядцами» или «раскольниками».
Слайд 11
Лидер старообряд-цев – протопоп Аввакум. 1656 гг. старообрядцы были отлучены от церкви.
В. И. Суриков. Боярыня Морозова, 1884-1887 гг.В. И. Суриков.
Боярыня Морозова, 1884-1887 гг.
Церковный раскол
Причины реформы церкви
Необходимость поднять авторитет церквипутем борьбы с языческими верованиями
Преодолеть противоречия в толковании
священных канонов
Утверждение Русской православной церкви
как международного центра православия
(сделать Москву «Третьим Римом»). В 1653 – 1655 гг. началось осуществление
церковной реформы НиконаДо реформы
1. Крещение двумя
перстами;
2. Земной поклон;
3. Двукратное пение
"аллилуйя";
4. Движение верующих в
церкви вокруг алтаря по
солнцу;
5. Написание имени Христа
Исус
После реформы
1. Крещение тремя
перстами;
2. Поясной поклон;
3. Троекратное пение
"аллилуйя";
4. Против солнца;
5. Написание имени Христа:
Иисус
Церковный Собор 1666 – 1667 года
- осудил Никона- царь дал понять, что реальная власть в
стане принадлежит только ему
- появились Старообрядцы (раскольники) –
люди, отказавшиеся принять церковную
реформу патриарха Никона. Выдающимся
руководителем старообрядцев стал
протопоп Аввакум
- начался раскол церквиРаскол – религиозно-общественное
движение, вылившееся в отделение от
Русской Православной Церкви части
верующих, не принявших реформу
патриарха Никона.
Протопоп – настоятель. Наиболее сильно протест против церковной
реформы проявился в Соловецком
восстании 1668-1676 гг.
Старообрядчество было запрещено
церковными соборами 1654 и 1656 гг. и
преследовалось властью.
В 1971 году Русская Православная Церковь
отменила решения церковных Соборов,
предавших старообрядцев проклятию.
Последствия церковного раскола
В русской мысли и культуре сформировалось одноиз направлений, в основу которого был положен
приоритет духовной жизни над плотской
Старообрядчество раскололось на ряд течений,
выражавших идеи враждебного отношения к
светской власти, отрицания крепостного права
Оформление старообрядчества подорвало
внутреннюю силу, духовный авторитет церкви,
способствовало распространению западного
влияния и обострило борьбу официальной церкви
против западной культуры.
Слайд 2
1.Филарет, ставший патриархом в 1619 году получил титул Великого патриарха Великого государя Великого монарха Великого князя
Слайд 3
2.Воспитателем царя Алексея Михайловича и его ближайшим помощником был боярин Стрешнин Морозов Милославский Нарышкин
Слайд 4
3.Последний Земский собор состоялся В 1555 В1653 В 1700 В 1658
Слайд 5
4.Весь 17 век власть царя в России превращалась из сословно-представительной в Ограниченную монархию Парламентскую монархию Абсолютную монархию Парламентскую республику
Слайд 6
28.04.2016 Церковный раскол в 17 веке. История Отечества Урок 7
Слайд 7
1.Церковь после Смуты.
Смута привела к противоре-чиям среди священнослу-жителей-патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген-В.Шуйского,Фи-ларет-Лжедмитрия II. В 1619 г.Филарет возвратил-ся в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патри-архом всея Руси. Филарет стал фактически 2-м царем и смог укрепить государственную власть, но вопросы касавшиеся церкви решить не смог. Н.Тютрюмов. Портрет патриарха Филарета.
Слайд 8
2.Церковная реформа.
В сер.17 в.в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок.Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам,а Алексей Михайлович–по ви-зантийским. В 1652 г. новым патриархом стал Никон,и он провел ре-форму:крещение не 2,а 3 пальцами,поясные поклоны вместо земных,книги и обряды исправлены по визан-тийским образцам. А.Иванов. Во времена раскола.
Слайд 9
3.Борьба светской и церковной власти.
Получив власть над верую-щими Никон выступил с идеей первенства церков-ной власти и предложил поделить ее по примеру Михаила Федоровича и Фи ларета. Царь перестал посещать пат риарший Успенский Собор Обиженный патриарх отка-зал царю в благословении и заявив о сложении пат-риарших полномочий уда-лился в Новоиерусалимс-кий монастырь. Патриарх Никон.
Слайд 10
4.Церковный собор 1666-1667 гг.
В 1666 г. царь пригласил в Москву 4-х восточных патри-архов и устроил суд над Никоном. Он был осужден,лишен сана и отправлен в заточение в монастырь. Собор осудил противников реформы и передали их ли-деров в руки светских властей. Это привело к Расколу русской православной церкви. Лишение Никона на Соборе Патриаршего сана. Неизвестный художник. (19 век).
Начало реформ Царь Алексей Михайлович мечтал сделать Москву центром вселенского православия.Многое в церковной жизни требовало решительных преобразований В конце 1640-х годов в Москве сложился кружок ревнителей древнего благочестия. Его возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев
Причины реформ Образование единого Российского государства «Москва – третий Рим» Необходимость единообразия церковных обрядов и богослужебных книг Рукописный характер большинства церковных книг Множество разночтений, ошибок, искажений в церковной литературе Острые споры относительно того, по каким образцам исправлять тексты богослужебных книг и церковных обрядов
Патриарх Никон В 20 лет женился и стал сельским священником В 30 лет ушел в Анзерский скит около Большого Соловецкого острова, пострижен в монахи под именем Никона Потом ушел в Кожеозерскую пустынь Был избран главой монастыря В 1646 г. царь Алексей Михайлович впервые увидел Никона, когда он прибыл в Москву для сбора пожертвований в пользу обители
Патриарх Никон Никон был переведен в столицу игуменом Новоспасского монастыря Никон стал собинным другом царя В 1649 г. Никон был избран митрополитом Новгородским Отличался нищелюбием Зимой ездил в Москву и вел службы в придворной церкви Стал участником кружка «ревнителей древнего благочестия» В 1652 г. Никона после смерти патриарха Иосифа назначают патриархом ()
Реформа патриарха Никона В 1652 г. старые обряды были заменены на новые Креститься следовало не двумя, а тремя перстами Петь «аллилуйя» не два, а три раза Во время крестного хода идти не по солнцу («посолонь»), а против него Совершать поклоны не земные, а поясные Иначе писать имя Христа – Иисус вместо прежнего Исус Отдельные слова богослужения были заменены новыми, «попрал» вместо «наступил», «дева» вместо «девица» Иконы и богослужебные книги переписывались, неисправленные подлежали уничтожению
Протопоп Аввакум () В 1642 г. поставлен в дьяконы, а через два года – в высокий чин протопопа В 1651 г. с женой и сыном отправился в Москву В Москве стал служить в соборе Казанской Божией Матери Вошел в кружок «ревнителей древнего благочестия»
Никон и Аввакум Никон в 1652 г. уже начал проведение реформ В 1654 и 1656 гг. добивается одобрения реформ на церковных соборах Аввакум отверг реформы Никона По решению церковного собора Аввакум был обвинен в расколе, отлучен от церкви и сослан с семьей в Сибирь
Никон и Аввакум В 1664 г. – конфликт царя Алексея Михайловича и Никона В 1666 –1667 гг. на церковном соборе был осужден и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь В 1680 г. получил разрешение переехать в основанный им Воскресенский монастырь, но по дороге, в 1681 году - умер В 1664 г. Аввакума вернули в Москву, но он вновь стал обличать «ересь никонианскую» В 1664 г. – в ссылку на Мезень В 1666 г. привезен в Москву на церковный собор, расстрижен и проклят Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск 14 апреля 1682 г. сожжен на костре
Старообрядцы Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654, 1656 годов, с тех пор его сторонники стали преследоваться официальной властью Старообрядцы вынуждены были скрываться в Заволжье, в глухих сибирских деревнях, уезжали целыми селами в Северную Америку- Канаду и США
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Русская православная церковь в XVIIв. Реформа патриарха Никона и Раскол Санкт-Петербург ГБОУ СОШ №582 Учитель истории Кунакова Н.В.
2 слайд
Описание слайда:
Цель урока Изучить положение Православной церкви в XVIIв., взаимотношения церкви и государственной власти, раскрыть причины, сущность и последствия церковной реформы Никона.
3 слайд
Описание слайда:
План урока Церковь после Смуты. 2) Реформа патриарха Никона. 3) Усиление разногласий между церковной и светской властью. 4) Церковный собор 1666-1667 гг. 5) Протопоп Аввакум. 6) Протесты старообрядцев.
4 слайд
Описание слайда:
5 слайд
Описание слайда:
Церковь после Смуты. Каково было положение Русской православной церкви после Смуты? Работа с текстом стр.75 *Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть духовенства во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I. *Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству. *Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки разграбили церковную утварь, осквернили мощи святых, уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. * Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники (в плен попал митрополит Филарет, отец царя Михаила Федоровича)
6 слайд
Описание слайда:
Митрополит Филарет в 1619 г. возвратился в Москву. Участники Церковного собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. *При нём роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. *Филарет был фактически вторым государем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил Фёдорович никогда не принимал без согласия отца. *Филарету удалось укрепить авторитет и власть царя Михаила Фёдоровича. Однако многие сложные церковные вопросы так и не были решены.
7 слайд
Описание слайда:
Реформа патриарха Никона. В чем заключались причины проведения церковной реформы? Работа с текстом стр.75 В середине XVII столетия обострились противоречия в церковной жизни: *В русских церковных книгах, переписывавшихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналами. * Сомнения вызывал и обычай многоголосия во время церковной службы (когда и священник, и дьякон, и сами верующие молились одновременно, порой используя разные молитвы), крещение двумя пальцами и др.
8 слайд
Описание слайда:
Мнения верующих разделились Часть верующих (в том числе патриарх Иосиф) предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие верующие (к числу которых относился царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение) считали, что следует обратиться к греческим источникам, с которых они в своё время переписывались. Патриарх Иосиф Алексей Михайлович
9 слайд
Описание слайда:
После смерти патриарха Иосифа главой церкви (по предложению Алексея Михайловича) был избран новгородский митрополит Никон. В 1653-1655 гг. была проведена церковная реформа. Патриарх Никон Работа с текстом стр.76 *Вводились крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных; *Исправлялись по греческим образцам иконы и церковные книги.
10 слайд
Описание слайда:
Последствия церковной реформы Централизация Церкви. Установление единства Русской православной церкви с остальным православным миром. 3. Установление контроля над священниками и усиление дисциплины. 4. Контроль над верующими. 5. Развитие церковного образования. 6. Усиление личной власти Никона. 7. Церковный раскол.
11 слайд
Описание слайда:
Эти изменения вызвали протест широких слоёв населения. Созванный в 1654 г. Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией. Кившенко А. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги
12 слайд
Описание слайда:
Усиление разногласий между церковной и светской властью В чём вы видите причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном? Работа с текстом стр.77 * Получив огромную власть над верующими, Никон вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской; *Царь не пожелал ни с кем делить свою власть, он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приёмы. Машков.И.Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон
13 слайд
Описание слайда:
Во время одной из проповедей в Успенском соборе Никон заявил о сложении с себя патриарших полномочий и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь будет просить его вернуться в Москву. Шварц В. Патриарх Никон в Новом Иерусалиме Новоиерусалимский монастырь
14 слайд
Описание слайда:
Церковный собор 1666-1667 гг. Для суда над Никоном в 1666 г. был созван Церковный собор. Работа с текстом стр. 77 *Присутствовавшие на соборе церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. *Одновременно собор поддержал церковную реформу и предал проклятию всех её противников, которые стали называться старообрядцы Реформа патриарха Никона и собор 1666-1667 гг. положили начало расколу в Русской православной церкви. Милорадович С. Суд над патриархом Никоном
15 слайд
Описание слайда:
Протопоп Аввакум. Выдающимся руководителем старообрядцев был протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620-1682) *Аввакум воспринял резко отрицательно реформу Никона; *Считал, что если и обращаться к первооснове веры, то в русских источниках; *За свои взгляды он был лишён места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключён в монастырь.
16 слайд
Описание слайда:
Милорадович С. Путешествие Аввакума по Сибири Аввакум был сослан с семьёй в Сибирь. В 1663 г., после десяти лет ссылки, он вернулся в Москву, где стал продолжать борьбу с церковной реформой. За свой отказ от смирения на Церковном соборе 1666-1667 гг. Аввакум был осуждён, предан анафеме (проклятию) и сослан в Пустозёрск, где провёл 15 лет в земляной тюрьме. Там он написал своё знаменитое литературное произведение «Житие» и десятки других работ. По царскому указу 11 апреля 1682 г. «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжен
17 слайд
Описание слайда: