Большая биографическая энциклопедия - феодорит архиепископ рязанский. Феодорит архиепископ рязанский Смотреть значение Феодорит, Архиепископ Рязанский в других словарях

ФЕОДОРИТ РЯЗАНСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Феодорит Рязанский (1551 - 1617), архиепископ Рязанский и Муромский, святитель.

Родился в 1551 году . Есть предположение, что он был близкий родственник боярину Шереметьеву, что патриарх Иов склонил его вступить в монашество. Пострижение было совершено не ранее 1589 года.

С 1604 года - архимандрит Рязанского Спасского монастыря.

В августе 1605 года Казанским митрополитом Ермогеном был хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского с возведением в сан архиепископа.

17 мая 1606 года после свержения Лжедимитрия участвовал в духовном торжестве при венчании на царство Василия Ивановича Шуйского.

10 июня 1609 года открыл нетленные мощи святителя Василия, епископа Рязанского и торжественно перенес их из Борисоглебской церкви в собор Успения Божией Матери.

Земский Собор 1613 года поручил архиепископу Феодориту возглавить посольство к юному Михаилу Романову, чтобы просить его стать на царство. Владыка пригласил Михаила Феодоровича и благословил его на царство иконой Божией Матери.

Много потрудился архиепископ Феодорит в приведении в порядок и благоустройство своей обширной епархии. Многочисленные труды и заботы постепенно стали разрушать его здоровье. 10 сентября 1617 года, на 66-м году жизни, архиепископ Феодорит мирно отошел ко Господу.

Архиепископ Феодорит был прославлен как святитель в лике Рязанских святых в 1987 году.

Литература

Титов, А. А., Рязанские архиереи.

Соловьев, С. М., История России, кн. II, 1040, 1041-1048, 1053.

Амвросий, История Российской иерархии, ч. I, 132.

Толстой, М. В., Рассказы из истории Русской Церкви, 463, 467.

Снессорева, С., Земная жизнь Пресвятой Богородицы, 3-е изд., СПб., 1909, 210, 211.

Булгаков, 1411.

Арцыбашев, Повествование о России, т. III.

Воздвиженский, Историч. обозрение Рязанской епархии.

Карамзин, Н., т. XII.

Строев, стб. 415.

Бантыш-Каменский, Словарь.

Историч. описание Костромского Ипатьевского монастыря.

Жития святых, доп. Синод. 2-е изд. 1916, 574.

Рязанские Е.В. , 1870, № 12-23.

Рязанские губ. вед. , 1846, № 14.

Христианское чтение, 1859, ч. 1, 371.

Русский архив, 1895, кн. 3, № 11, 407.

Собрание государственных грамот и договоров, ч. I.

Телескоп, 1835.

РБС, т. XXV, 244-248.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_7087

"На святой земле Рязанской", ЖМП, 2008, № 2:

http://www.jmp.ru/jmp/02/08-02/04.htm

В копиях домашних записок А. В. Сергеева - в 1549 году

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФЕОДОРИТ РЯЗАНСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФЕОДОРИТ
    Феодорит - просветитель лопарей, уроженец ростовский (родился около 1480 г.), постриженик Соловецкого монастыря. После многолетних подвигов в разных обителях, Феодорит …
  • РЯЗАНСКИЙ
    Рязанский уезд занимает площадь в 3942,4 кв. вер., а за исключениемозер - 3898,9 кв. вер. или 405456 дес. Удобных земель …
  • ФЕОДОРИТ
    ФЕОДОР́ИТ КИРСКИЙ (ок. 393 - ок. 458), христ. богослов, аскет, епископ (с 423), предст. антиохийской теологич. школы. Апологетич. трактат "Эранист" …
  • РЯЗАНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЯЗ́АНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, осн. в 1918 на базе первого в России Жен. учительского ин-та (с 1915). Подготовка учителей нач. и …
  • РЯЗАНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЯЗ́АНСКИЙ Мих. Сер. (1909-87), радиотехник, ч.-к. АН СССР (1958), Герой Соц. Труда (1956). Тр. по радиотехнике. Гос. пр. СССР (1943), …
  • РЯЗАНСКИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • РЯЗАНСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    ряз`анский (от …
  • РЯЗАНСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    рязанский (от …
  • РЯЗАНСКИЙ в Орфографическом словаре:
    ряз`анский (от …
  • РЯЗАНСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Михаил Сергеевич (1909-87) , российский ученый, член-корреспондент АН СССР (1958); Герой Социалистического Труда (1956). Труды по радиотехнике. Ленинская премия (1957), …
  • ФЕОДОРИТ МЕСУКЕВИЙСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодорит Месукевийский (+ 100 - 130), мученик. Память 15 апреля. Пострадал за веру …
  • ФЕОДОРИТ КОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодорит Кольский (1481 - 1571), архимандрит, просветитель лопарей, блаженный, преподобный, …
  • ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодорит Кирский (387 - ок. 458), блаженный, один из знаменитейших учителей и писателей …
  • ФЕОДОРИТ КИРРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Феодорит Кирский ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • ФЕОДОРИТ АНТИОХИЙСКИЙ, СВЯЩЕННОМУЧЕНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодорит Антиохийский (+ ок. 361 - 363), пресвитер, священномученик. Память 8 марта. …
  • ФЕОДОР МИХАЙЛОВИЧ (ФЕОДОРИТ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Феодор (в монашестве Феодорит) Михайлович - князь мологский (умер в 1408 г.), сын князя Михаила Давидовича. В первый раз упоминается …
  • ИОАНН ФЕДОРОВИЧ (ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РЯЗАНСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Иоанн Федорович - великий князь Рязанский, младший сын Федора Олеговича, занял рязанский стол около 1430 г. Сначала он "добил …
  • ИОАНН ИОАННОВИЧ (ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РЯЗАНСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Иоанн Иоаннович, последний великий князь Рязанский (1496 - 1534) - сын Иоанна Васильевича, по смерти которого (1500) занял Рязанский …
  • ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ (ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РЯЗАНСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Иоанн Васильевич - великий князь Рязанский (1467 - 1500), сын великого князя Рязанского Василия Иоанновича от брака с сестрой великого …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    уроженец ростовский (род. около 1480 г.), постриженник Соловецкого монастыря. После многолетних подвигов в разных обителях, Ф. отплыл к самым "ребрам …
  • РЯЗАНСКИЙ СПРАВОЧНЫЙ ЛИСТОК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I ежедневное издание, выходившее в Рязани с января 1903 г. по июль 1905 г.; ред.-изд. В. Н. Розанов; вм. него …
  • ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ - ВЕЛ. КН. РЯЗАНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (1467—1500) — вел. кн. рязанский, сын вел. князя рязанского В. Иоанновича. от брака с сестрой вел. кн. моск. Иоанна III, …
  • ФЕОДОРИТ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ ЛОПАРЕЙ
    ? просветитель лопарей, уроженец ростовский (род. около 1480 г.), постриженник Соловецкого монастыря. После многолетних подвигов в разных обителях, Ф. отплыл …
  • ФЕОДОРИТ, ЕПИСКОП КИРСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    блаженный? епископ кирский (386 (393?) ? 457). Родился в Антиохии, где получил отличное образование; кто были его учителя? …
  • ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РЯЗАНСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1467?1500) ? великий князь рязанский, сын великого князя рязанского Василия Иоанновича, от брака с сестрой великого князя московского Иоанна III, …
  • ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Церковь есть общество верующих …
  • УЛЬФИЛА ГОТСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ульфила (у готов - Вульфила) (+ 383), арианский епископ, просветитель готов, блестящий проповедник, …
  • ТВЕРСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тверская и Кашинская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 170006, г. Тверь, …
  • СИМОН (НОВИКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симон (Новиков) (1928 - 2006), митрополит б. Рязанский и Касимовский. В миру Сергей …
  • СИМЕОН СТОЛПНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Столпник (356 - 459), преподобный. Память 1 сентября. Родился в 356 …
  • РЯЗАНЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Рязань (до XIII в. …
  • РЯЗАНСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Рязанская и Касимовская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 390046, Рязань, ул. …
  • ПАТРИАРШЕСТВО В РОССИИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Патриаршество в России было учреждено при царе Федоре Ивановиче в 1589 г. Еще с XV века, …
  • МУРОМСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Муромская викарная епархия, викариатство Владимирской епархии Русской Православной Церкви (недейств.). История Первоначально кафедра в Муроме …
  • МЕЛЕТИЙ (ЯКИМОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мелетий (Якимов) (1835 - 1900), епископ Рязанский и Зарайский, святитель. Известный миссионер …
  • МАРИНА СИРИЙСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марина Сирийская (+ ок. 450), преподобная. Память 28 февраля. Преподобные Марина и Кира …
  • ИРИНАРХ (ПОПОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иринарх (Попов) (1790 - 1877), архиепископ Рязанский и Зарайский, духовный писатель. В миру …
  • ЕПИСКОПАТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Епископат Константинопольской Православной Церкви - ныне здравствующие архиереи в порядке сана и епископской хиротонии Предстоятель …
  • ГАВРИИЛ (ГОРОДКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гавриил (Городков) (1785 - 1862), архиепископ Рязанский и Зарайский, святитель. Память 7 …
  • АФАНАСИЙ (ПАЛЕЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Афанасий (князь Палецкий) (+ после 1568), архиепископ Полоцкий. С 1539 г. - настоятель Кириллова …
  • АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антиохийская школа экзегетов обнимает собою ряд выдающихся церковных писателей, которые защищали христианство против язычников, иудеев …
  • АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Алексий (Бяконт) (ок. 1304 - 1378), митрополит Киевский и всея России, Московский, святитель, …
  • АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александр (+ ок. 337), архиепископ Константинопольский, святитель. Память 30 августа Возглавлял Византийскую …
  • АВРААМ ПРАВЕДНЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраам (евр. "abraham - отец множества (библ. этимология), отец высоты; греч. ̓Αβραάμ; первоначально Аврам, евр. …

Мощи святителя Феодорита были перенесены из Свято-Троицкого мужского монастыря г. Рязани в Борисо-Глебский собор 20 июня 2002 г. по благословению митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова).
Угодник Божий святитель Феодорит был рукоположен в святительский сан, по некоторым сведениям, из архимандритов Рязанского Спасского монастыря в 1605 году уже в довольно зрелом возрасте. О его предыдущей жизни почти нет сведений. Возможно, он происходил из знатного рода Шереметевых. Известно, что монашеский постриг и священнический сан он принял по совету патриарха Иова в 90-е годы XVI века.
Архипастырское служение святителю Феодориту Господь предуготовал нести в суровое, неспокойное время – в годы Смуты, когда народ вышел из повиновения Божиим и человеческим законам. Лишь неусыпными молитвами своего верующего народа, а более же – предстательством Богородицы, великих святых и сонма новомучеников, жестоко пострадавших от иноверцев, Русская Церковь сумела преклонить гнев Господень на милость и отстоять Православную веру.
С первых дней служения важные государственные дела требовали частого присутствия владыки Феодорита в столице. В те годы Господь явил честные мощи невинно убиенного царевича Димитрия, чтобы «утешить верных и сомкнуть уста неверным». 3 июня 1606 года они были перенесены из Углича в Москву. Почти все москвичи встречали мощи вне стен города. В числе высшего духовенства, рядом с царем и царицей святитель Феодорит осматривал нетленные честные останки царевича.
Во время этого шествия Господь озарил Владыку Феодорита мыслию: могила Первосвятителя Рязанского Василия после перестройки Борисо-Глебской церкви находится вне ее стен и может быть подвергнута случай-ному или намеренному осквернению. Прозорливый архипастырь предчув-ствовал разрушение Старого острога, где находился этот храм и мощи свя-того. Архиепископ посчитал, что мощам святого Василия более подобало бы упокоиться в обнесенном крепкими стенами Рязанском кремле, в Успенском (ныне Христорождественском) соборе.
Но перестройка храма, начатая еще в 1598 году епископом Митрофа-ном, не велась уже в течение восьми лет. Поэтому святитель обратился за помощью к царю Василию Ивановичу Шуйскому. В 1606 году собор был до-делан вчерне, а на следующий, 1607, год архиепископ Феодорит освятил его.
Стремясь подражать духовному облику и государственной мудрости святителя Василия, владыка Феодорит сложил в честь него хвалебные песнопения, составил жизнеописание и приказал изобразить его на иконе. Теперь все было готово к перенесению честных мощей Первосвятителя Рязанского, и вот 10 июня 1609 года они были перенесены в Успенский собор и помещены «под спуд», где покоятся и поныне.
Архиепископ Феодорит в тяжкие годы Смутного времени, чтобы поднять в народе веру и благочестие, поучал паству своим мудрым и властным словом. Проявляя ревность и усердие, он тем самым хотел засвидетельствовать ту великую истину, что опорой государства и его внутренней силой является Православная вера и что залог будущего Руси и ее процветания – утверждение в Православии всего русского народа.
Рязанский владыка в числе первых откликнулся на призывы пламенного молитвенника за землю Русскую – священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, когда среди народа началось движение по освобождению столицы от врагов и изгнания их из Отечества. К молитвенному воззванию святитель Феодорит решил присоединить и собственный дар Церкви. Памятуя о необыкновенном чуде, явленном Господом на небе равноапостольному царю Константину перед битвой с нечестивым Максен-тием, святитель Феодорит пообещался вложить в Рязанский Успенский со-бор драгоценный напрестольный крест. На этот раз сбылись чаяния владыки – молитвенника и миротворца. Враги были разбиты и бежали. Тогда же святитель Феодорит повелел «поновить» чудотворный «Феодотьевский» образ Божией Матери – столетиями чтимую рязанцами чудотворную икону и написать на оборотной его стороне образ «Воздвижение Честнаго Креста Господня».
Движение русских людей на защиту Отечества и веры закончилось полным торжеством Православия, когда против поработителей встала сплоченная Свыше, могучая боевая сила. Наступил конец Смутного времени. Трехдневным молебным пением «со вся звоном» отпраздновала Россия свое освобождение от польских и литовских захватчиков.
Изнуренные безвластием, исстрадавшиеся от беззаконий, русские люди решили объединиться для избрания единого царя, положив тем самым основание умиротворению. В самом начале 1613 года в Первопрестольную стали съезжаться выборные всей земли Русской. Присутствовало на нем и большое рязанское представительство во главе с владыкой Феодоритом. Его сопровождали: «Спасский архиморит Рофаил, Солотчинскаго монастыря архиморит Трифон, Николы Заразскаго протопоп Дмитрей, Лгова монастыря игумен Игнатей»...
Святое дело требовало сугубой подготовки: заседаниям Собора предшествовали три дня строгого поста и молитвы по всей России. Ради полноты и строгости покаяния пост был наложен даже на грудных младенцев и домашний скот.
21 февраля 1613 года – в неделю Торжества Православия – Господь вложил в сердца русских людей единодушную мысль об избрании на цар-ство Михаила Федоровича Романова-Юрьева. Собор поручил святителю Феодориту обратиться с Лобного места к народу. С ним вышли Новоспасский архимандрит Иосиф, Троицкий келарь Авраамий Палицын и боярин Василий Петрович Морозов. Все, собравшиеся на Красной площади, единодушно одобрили решение Собора.
Дума, снова постившись и помолившись усердно, принесла присягу новому царю. За Думой присягнула и вся Москва. Переяславль Рязанский, ведомый наставлениями и молитвами святителя Феодорита, в числе первых присягнул на верность Богоизбранному царю. К 25 февраля многие русские города последовали примеру рязанцев.
Земский Собор постановил: ехать к Михаилу Федоровичу Великому посольству и возглавить его архиепископу Рязанскому и Муромскому Фео-дориту. С ним отправились в путь: три архимандрита – Чудовский, Новоспасский и Симоновский, три протопопа, одним из которых был Зарайский протопоп Димитрий (Леонтьев), Троицкий келарь Авраамий Палицын, боярин Феодор Иванович Шереметев, родственник молодого царя, и князь Владимир Иванович Бахтеяров-Ростовский, несколько окольничих, стольников и выборных людей из разных городов. С «Владимирскою» иконой Пресвятой Богородицы, написанной святителем Петром, и образом Московских чудотворцев, Посольство, возглавляемое архиепископом Феодоритом, 2 марта 1613 года выехало из Москвы. Святитель нес грамоту, в которой народ умолял Михаила Феодоровича Романова: «Русская держава без покрова; венец ея осиротел; Отечество рыдает, что нет у него отца. Прииди к нам, сладкая надежда всей земли русской! Царь, по сердцу всего народа избранный!»
Вечером 13 марта в Костроме процессию в сопровождении множества народа встретило все костромское духовенство – в облачениях, с крестами и чудотворной «Феодоровской» иконой Божией Матери. «Заутра же архиепископ Феодорит со всем Освященным Собором облекошася в ризы, и болярин Феодор Иоаннович и вси пришедшии с ним, учредивше чины по до-стоянию, и вземше честный крест, и выше помянутый чюдотворный образ Пресвятыя Богородицы, и прочия иконы святыя», двинулись к Ипатьевскому монастырю.
Юный Михаил Феодорович с матерью, инокинею Марфою Иоанновною, встретил их за монастырскими воротами. Помолившись со слезами Господу и Его Пречистой Матери, они приложились ко кресту и чудотворным иконам. Приняв благословение святителя Феодорита, все пошли в церковь Живоначальной Троицы.
«И Феодорит, Архиепископ Резанской и Муромской, Государю Михаилу Феодоровичу от Освященного Собора правил челобитье и говорил: "Преосвященный Кирилл, Митрополит Ростовский и Ярославский, и архи-епископы, и епископы, архимандриты и игумены, и весь Освященный Собор Вас, Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея России благословляют и Бога молят, и челом бьют"» – принять русский престол.
Михаил Романов долго не соглашался, да и мать государя, несмотря на все доводы, приведенные в Соборной грамоте и убедительные речи Ря-занского владыки, не хотела, чтобы сын ее принял такой тяжкий крест. И вот, когда все слова, казалось, иссякли, святитель взял икону Пресвятой Богородицы, написанную святителем Петром, и другие чудотворные образы, принесенные из Москвы, и сказал: «Для того ли икона сия совершила столь дальний путь? Вы не можете преслушаться святых икон; не народом, а ими избраны вы на великое дело – повинуйтесь Богу!» После этого Марфа Иоанновна не могла больше сопротивляться и, пав на колени пред чу-дотворным «Феодоровским» образом Богоматери, со слезами просила у Нее спокойствия государству и счастья сыну. Потом промолвила: «Да будет святая воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего, наставь его на путь истины, на благо Себе и Отечеству».
«А Государь Царь и Великий князь Михаил Феодорович всея России прошение принял и Государем Царем и Великим князем всея России на Московском и на всех великих государствах Российскаго царствия за многим молением и челобитьем учинися в царском наречении. И посох, и бла-гословение от Преосвященного Феодорита, Архиепископа Резанскаго и Му-ромскаго, и от всего Освященнаго Собора прияти изволил, и многолетие ему, Государю, пели».
В Москве с нетерпением ждали известий от посольства. Архиепископ Феодорит, получив от царя Михаила Феодоровича согласие, вместе с дру-гими в тот же день – 14 марта 1613 года – составил «Известительную гра-моту» и с нарочитыми отправил ее в Москву. Грамота прибыла в Москву 24 марта, накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, была прочитана во всеуслышание и принята со всеобщим ликованием.
Святитель Феодорит оставался в Москве до венчания нового государя на царство. Одно из первых дел Земского Собора, в которых архиепископ Рязанский должен был принять участие, – составление единственного в своем роде в русской истории государственного акта – «Утвержденной гра-моты» об избрании Михаила Романова на царство. От святителя Феодорита – главного участника тех событий – можно было услышать самые подробные и обстоятельные сведения о свершившемся 14 марта. Он с возможною полнотою и верностью мог передать слова нового царя Михаила и его матери и обрисовать картину призвания новоизбранного царя. «Утвержденная грамота» была составлена в мае и скреплена подписями духовных и светских лиц.
Венчание царя Михаила Феодоровича на русский престол состоялось 11 июля 1613 года. Святитель Феодорит также принимал участие в этом торжестве.
В конце июля 1613 года Рязанский владыка отбыл в свою епархию. С собой святитель привез списки с той «Феодоровской» чудотворной иконы Божией Матери, которой он благословлял первого царя из династии Рома-новых. Один из списков был предназначен для Борисо-Глебского храма.
Всегда, пребывая в столице или на Рязанской кафедре, помнил за-ботливый архипастырь о нуждах своей епархии, которая принадлежала к числу наиболее пострадавших в период Смутного времени от польских и литовских войск: «Села разрушены и сожжены, церкви разрушены, иные сгорели, иные остались «без пения» и запустели; запустели и некоторые обители. Многие жители селений были или побиты, или уведены в плен, или разбежались по разным сторонам».
Без сомнения, главной архипастырской заботой святителя Феодорита стало восстановление разоренных храмов и обителей, снабжение их необ-ходимыми священными принадлежностями. Не забывал владыка Феодорит и об обедневших в Смутное время простых рязанских жителях. Он постоянно ходатайствовал перед государем об оказании им милости, об освобождении от тяжких повинностей и даровании им различных льгот.
10 сентября 1617 года святитель Феодорит мирно отошел ко Господу и был погребен в Архангельском соборе Рязанского кремля.
Память святителя всегда свято чтилась не только в Рязанском крае, но и во всем Российском государстве. Среди деяний, им совершенных, только два – обретение мощей одного из величайших светильников и мо-литвенников земли Русской – святителя Василия, Рязанского чудотворца, и благословение на царство Михаила – первого царя из династии Романовых, которую завершил святой царственный мученик Николай, – уже могли бы запечатлеть имя Рязанского архипастыря в душах современников и потомков и в анналах истории.
Святитель Феодорит, архиепископ Рязанский и Муромский, был прославлен в лике местночтимых Рязанских святых 12 января 1987 года. Его святые мощи были обретены 18 июня 1998 года в Архангельском соборе в склепе святителя Мелетия вместе с мощами Рязанских святых и останками других Рязанских архипастырей, перезахороненных в 1978 году в связи с реставрационными работами в Архангельском соборе. Через три месяца, 18 сентября 1998 года, мощи святителя Феодорита были перенесены в Рязанский Свято-Троицкий монастырь в храм преподобного Сергия Радонежского. Через четыре года он были перенесены в Борисо-Глебский собор.
Память святителя Феодорита совершается 10/23 июня, в день Собора Рязанских святых, и 10/23 сентября, в день преставления этого угодника Божия.

В истории нашего Отечества было много всевозможных испытаний, ниспосылаемых ему по неисповедимым судьбам Промысла Божия. Но редко когда эти испытания достигали такой силы, как в смутное время, известное в народной памяти как «лихолетье».

Вскоре после мученической кончины царевича Димитрия и после смерти Феодора Иоанновича, последнего русского царя из дома Рюрика, на Руси стали появляться самозванцы - сначала расстрига Гришка Отрепьев, затем - Тушинский вор, Болотников и многие другие, свободно разгуливавшие по многострадальной Руси. Но Бог хранил Святую Русь. Он послал ей избавителей, благодаря которым она стряхнула с себя позор бесчестия и унижения и быстро расцвела в могучее и славное государство. Одним из молитвенников и печальников за землю Русскую был святитель Феодорит, архиепископ Рязанский и Муромский.

Архиепископ Феодорит трудился на благо Отечества и Церкви в самые печальные для России времена - знал Иоанна Грозного, сына его, кроткого Феодора, видел падение дома Годунова, времена самозванцев, слабое царствование Шуйского, распад государства без царя; видел он и надежду России - государя Михаила Романова.

Родился святитель в 1551 году, в царствование Иоанна Васильевича Грозного. О детстве его и родителях достоверных известий не сохранилось. Существует, впрочем, предание, что святитель был близким родственником боярина Шереметьева, имел поместья в Рязани. Будущий архиепископ принял монашеский постриг не ранее 1569 года, при патриархе Иове, благословившем его на принятие иноческого чина.

В 1605 году, в сложное для России время, предусмотрительный Гермоген, будущий патриарх, в то время митрополит Казанский, рукоположил Феодорита во епископа Рязанского и Муромского и возвел в сан архиепископа. С этого момента архиепископ Феодорит принимал участие практически в каждом государственном событии, и деятельное его участие всегда сопровождалось благими последствиями.

А положение России в то время было бедственным: страна находилась во власти самозванца Лжедмитрия, предававшего ее в руки врагов. Поляки и казаки жгли города и села, грабили народ. Предвидя новые опасности, архиепископ Феодорит старался по возможности ослабить их воздействие по крайней мере в своей епархии: заботился о спасении рязанцев как от внешних, так и от внутренних врагов, усмиряя готовые вспыхнуть в городе мятежи.

Недолго царствовал Лжедмитрий (с 17 апреля 1605 по 17 мая 1606 года). Василий Иванович Шуйский, покровитель святителя Феодорита, сверг самозванца с престола и стал государем всея России. Будучи тогда в Москве, святитель Феодорит участвовал в духовном торжестве при венчании Шуйского на царство.

В те же дни, вместе с Шуйским и знатными духовными и светскими лицами, рязанский преосвященный встречал мощи святого царевича Димитрия, перенесенные, по царскому повелению, из Углича в Москву. Эти события сблизили Феодорита с государем. Близкий к царю, святитель Феодорит ходатайствовал пред ним о рязанском соборном духовенстве, надеясь иметь верных помощников в деле управления верующими. Царь, в свою очередь, пожаловав духовенству грамоту, согласно которой оно наделялось широкими правами на материальное обеспечение и взимание торговых пошлин - получил в его лице твердую опору своему престолу.

Усердно заботясь об обеспечении духовенства, архиепископ Феодорит не забывал и о благоустроении своего престольного града. Еще в 1598 году архиепископ рязанский Митрофан заложил новый соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, который не удавалось закончить целых восемь лет. Архиепископ Феодорит решил закончить постройку, но, не имея достаточных средств, обратился к Василию Ивановичу Шуйскому. Шуйский охотно исполнил просьбу архипастыря. 26 июня 1606 года он прислал в Переяславль Рязанский каменных дел подмастерья Сергейку Абрамова и с ним - 24 каменщика. Царь приказал святителю Феодориту смотреть за ними, «чтобы церковное дело сделали хорошо, и крепко, и вечно и доделали бы тогожъ лета». Пятиглавый Успенский собор, согласно приказу царя, был окончен в том же, 1606 году.

Благолепно украсив соборный храм Успения Божией Матери, святитель Феодорит имел духовную радость видеть прославление первосвятителя Рязанского Василия. То были бедственные для России времена смут и самозванцев. Василий Иванович Шуйский едва держался на престоле. Троицкая Лавра, единственный оплот царя, была в осаде ляхов и казаков. Переяславль Рязанский в числе немногих городов оставался верным царю. Но волнения проникали и сюда. В это крайне сложное время Промыслу Божию угодно было прославить Первопрестольника Рязанской Церкви и явить в нем ангела-утешителя страждущим, молитвенника и ходатая бедствующей Церкви, стража града Переяславля и всем верующим великого заступника.

Более трехсот лет почивали останки первого рязанского епископа Василия в земле. В 1609 году святые мощи первого епископа Рязанского были обретены нетленными. Архиепископ Феодорит открыл его святые мощи и люди узрели великое и преславное чудо - тело первосвятителя Василия за сотни лет не подверглось тлению. 10 июня (23 июня по новому стилю) архиепископ Феодорит торжественно перенес их от Борисоглебской церкви в Успенский (ныне Христорождественский) собор рязанского кремля.

Извещенный свыше, архиепископ Феодорит не дерзнул открыто положить святые мощи Первосвятителя в соборе, ибо это не угодно было самому праведнику. Святые мощи его были положены под спудом, на левом клиросе подле иконостаса. Но благоговейный рязанский владыка сделал все, что требовалось для священной памяти и прославления праведника. Архиепископ Феодорит внес имя Первосвятителя Василия в число святых. Сложил в его честь стихиры, тропарь, кондак, составил житие, написал летопись перенесения святых мощей святителя из Борисоглебского в Успенский (Христорождественский) собор, благословил изобразить лик новопрославленного святого на иконе. Именно стараниями архиепископа Феодорита была богато украшена и гробница святого Василия.

Икону Пресвятой Богородицы, с которой Первосвятитель Василий прибыл в Старую Рязань, стали именовать «Молением святого Василия, епископа Рязанского и Муромского», а впоследствии - Муромской. У святых мощей святителя Василия, пред иконой Пресвятой Богородицы архиепископ Феодорит вместе с православными рязанцами не раз молился в часы скорбей и народных бедствий смутного времени, возлагая упование на милость Царицы Небесной и ходатайство новопрославленного угодника Божия.

Следует заметить, что благоустройство града Рязани, в особенности постройка величественного Успенского собора и прославление святителя Василия, происходило во время тяжелой войны с Польшей, когда Сигизмунд III осаждал русские города. Таким образом Рязань показывала пример возрождения, укрепляя народный дух. Можно с уверенностью сказать, что город в эти годы приобрел общерусское значение.

Издревле пребывает Рязань под благодатным покровом Матери Божией в чудотворной иконе Ее, именуемой Феодотьевской. Пред святым ликом Ее преклонялись в молитвах рязанские архиереи, великие князья рязанские с боярами и всем православным народом. Исполненный благоговения к святыне своего престольного града, архиепископ Феодорит повелел написать с чудотворной иконы две копии, одну из которых с подобающей честью препроводил в село Феодотьево, откуда принесена была, после многочисленных чудотворений, в 1487 году в Рязань; другую копию с чудотворной иконы поставил в Борисоглебском кафедральном соборе. Здесь находится она и поныне.

1613 год запечатлел в летописях истории России великий и славный подвиг архиепископа Феодорита в деле избрания на Всероссийский престол Михаила Феодоровича Романова.

По освобождении Москвы от врагов вожди ополчения Дмитрий Трубецкой, Димитрий Пожарский, Кузьма Минин вместе с боярами и именитыми мужами решили избрать царя Русской земли. Принеся горячую молитву Вседержителю о благополучном исходе великого и святого дела, архиепископ Феодорит поспешил в Москву. Прозорливая душа его помнила страдальца за веру и Отечество патриарха Гермогена, указавшего перед смертью на избранника.

21 февраля, в Неделю Православия, помолившись, архиепископ Феодорит в сопровождении келаря Троицкой Лавры Авраама Палицына, архимандрита Новоспасского монастыря Иосифа и боярина Василия Петровича Морозова вышел на лобное место и спросил собравшийся в бесчисленном множестве на Красной площади народ, кого хотят они иметь себе царем? «Михаила Феодоровича Романова», - был единственный ответ. Так глас народа, как глас Божий, оправдал решение судеб Всевышнего - царствовать Михаилу!

Немедленно присягнула Михаилу Романову вся Москва, а вслед за ней -другие области. Уже 4 марта воевода Переяславля Рязанского присягнул Михаилу.

Между тем нареченный царь Михаил и не помышлял о царствовании. По освобождении из польского плена он тотчас удалился со своей матерью, инокиней Марфой Иоанновной, в свое костромское имение и жил в Костромском Ипатьевском монастыре.

На Земском Соборе понимали, как трудно будет склонить мать-инокиню благословить сына на царство, а сына - принять царство, и потому назначили в Кострому посольство из мужей духовно мудрых и именитых, а во главе его поставили опытного в делах веры и благочестия, благодатного архиепископа Рязанского Феодорита. В напутствие себе и посольству принял он от лица Собора святыню Москвы - икону Успения Пресвятой Богородицы, написанную святым митрополитом Петром, образ самого святителя Петра с сопрестольниками его святителями Алексием и Ионою, московскими чудотворцами.

14 марта, в воскресенье четвертой недели Великого поста, по совершении заутрени, архиепископ Феодорит облачился в святительские одежды, благословил облачаться в ризы всему бывшему с ним духовенству и, подняв кресты и иконы, посольство стало переправляться через Волгу. Храмы близлежащих костромских сел приветствовали посольство колокольным звоном. К шествию посольства архиепископа Феодорита присоединилось - в сопровождении горожан - все костромское духовенство с крестами, хоругвиями и чудотворной иконой Божией Матери Феодоровской. Единый торжественный крестный ход направился вдоль берега к Ипатьевской обители. Навстречу из стен монастыря вышел крестный ход иноков в сопровождении будущего царя и его матери-инокини. Печаль лежала на кротком лице Михаила и его матери: они предчувствовали, что ради них устроено это торжество).

«Такая почесть мне и на мысль не всходила... - молвил Михаил, - вручите державу мужам, заслугами прославившимся и паче меня того достойными».

Потрясенный отказом, молил рязанский святитель Михаила и мать его, инокиню Марфу Иоанновну, не противиться Промыслу Божию. Но мать и сын оставались непреклонны. И тогда представил им архиепископ Феодорит, какие великие бедствия ждут Россию, со святыми образами вновь пришел к ним и молил не оставлять землю Русскую.

И, собрав силу духа, Марфа Иоанновна молвила: «Вот вам жертва, от меня требуемая, жертва Отечеству... Когда Богу так угодно, да будет так. Я благословляю Михаила Феодоровича на царство. Став царем, да будет первым слугою Отечества».

«Премудрость Божия осенит его, и десница Вышнего совершит все его начинания!» - воскликнул архиепископ Феодорит.

Михаил, преклонив чело свое под благословение архиепископа Феодорита, с преданностью воле Божией молвил: «Когда есть на то воля Божия, и воля государыни матери моей, да будет так».

И когда Государь сел на царском кресле, произнесено было многолетие и наречен был Михаил Феодорович «всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцем». Архиепископ Феодорит с собором духовенства и народом, принося Государю верноподданническое поздравление, поклонились ему до земли.

По благословению архиепископа Феодорита по всем храмам в течение трех дней пели молебны и звонили в колокола. По его же мудрому благословению и советом духовенства тогда же было установлено совершать в 14-й день марта (по старому стилю) празднество в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Феодоровской.

Окончив великую миссию по избранию на царство Михаила Романова, государственная деятельность архиепископа Феодорита не прекратилась: тогдашнее состояние России требовало усиленной деятельности членов Земского Собора. Пограничные города, служившие России оплотом, находились в руках иноземцев; в Новгороде господствовали шведы; в Смоленске и Чернигове - поляки; Рязань, Кашира и Тула с трудом отбивались от татар... Вся земля была опустошена: люди ратные умирали с голода; в казне не было ни копейки. Царские сокровища были расхищены и увезены в Польшу. И многоопытному властителю не под силу, без содействия Земского Собора, устроить такое государство. И Собор, во главе с митрополитами, архиепископами и епископами, стал верным и надежным советником царя. Потрудившийся в деле призвания и возведения на престол юного Михаила, архиепископ Феодорит и теперь помогал государю и словом, и делом, и силой убеждений и в последние годы своей жизни увидел уже плоды трудов государя и своих. Еще при жизни его начали исчезать один за Другим враги Отечества, начались переговоры со, шведами, возвращавшими России Новгород, Старую Руссу, Порхов, Гдов; с поляками об обмене пленными, в числе которых находился и отец Государя митрополит Филарет. Но Господь не привел архиепископу Феодориту дожить до возвращения из плена страдальца.

В свободное от государственных дел время преосвященный Феодорит спешил посетить Рязань. Неустроенность епархиальных дел требовала его присутствия. Жители Рязани сильно пострадали от врагов Отечества, многие села были разорены, другие - сожжены, одни монастыри опустели, другие остались без поддержки. Архиепископ Феодорит ходатайствовал пред Государем о поддержке пострадавших в смутное время, и после умиротворения России приходы мало-помалу обустраивались, храмы обновлялись.

Истекал 65-й год жизни архиепископа Феодорита, 11-й год его архипастырской и государственной деятельности. Два обстоятельства, случившиеся почти одновременно, сильно подорвали его здоровье. В 1616 году в рязанские пределы вторгся Лисовский с шайкой и за короткое время опустошил много сел и деревень между Рязанью и Коломной. В том же году недалеко от святительских палат вспыхнул пожар. Он быстро распространился среди тесных строений, и жертвами пламени быстро оказались множество домов и церквей. Скорбь на скорбь ложилась в душе сострадательного сердца архиепископа Феодорита. Оскудевали средства для помощи пострадавшим, на устроение храмов Божиих их не оставалось вообще. Архиепископ Феодорит готов был пожертвовать последним, но труды и заботы приближали его к последним дням земной жизни: 10 сентября (по старому стилю) 1617 года на 66-м году он мирно отошел ко Господу. Погребен святитель Феодорит в Архангельском соборе рязанского кремля.

В 1999 году, в День Святого Духа, в Свято-Троицком монастыре Рязани состоялось торжественное прославление архиепископа Феодорита. Торжественное богослужение, по окончании которого святитель Феодорит был причислен к Собору Рязанских святых, возглавил архиепископ Рязанский и Касимовский Симон.

Ныне святые мощи святителя Феодорита почивают в Троицком монастыре города Рязани.

Тропарь, глас 5-й

Наставниче смирения и благочестия, правило веры и добродетели, Церкве светильниче, святителю Феодорите, паству свою благочестно упасл еси и ко Христу привел еси, темже венцем славы от Господа украшен, молися прилежно Царю Славы, да спасет души наша.

Кондак, глас 5-й

Добрый кормчий быв кораблю Церкве Рязанская, молитвенниче о пастве своей неусыпный, храня дух веры в ней и благочестия, свтителя мощи святителя Василия пренесл еси и чудотворный образ Богоматери Феодотьевския в годину напастей ей указал еси яко источник исцелений и неоскуднаго утешения, попечение о земле Российстей творя, на царство Русское царя Михаила воззвал еси. Святителю отче Феодорите, поминай нас, достойно чтущих святую память твою, да спасет Господь души наша.

Архиепископ Рязанский и Муромский.
Родился в 1551 году (в копии домашних записок А.В. Сергеева - в 1549 году). Есть предположение, что Феодорит был близким родственником боярину Шереметьеву.
Принял монашеский постриг не ранее 1589 года под влиянием патриарха Иова († 1607; память 5/18 апреля, 19 июня/2 июля).
С 1604 года - архимандрит Рязанского Спасского монастыря.
В августе 1605 года митрополитом Казанским Ермогеном († 1612; память 17 февраля/2 марта, 12/25 марта, 5/18 октября) хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского с возведением в сан архиепископа.
8 мая 1606 года архиепископ Феодорит присутствовал при браке самозванца Лжедмитрия I с Мариной Мнишек.
После свержения Лжедмитрия I участвовал в духовном торжестве при венчании на царство Василия Ивановича Шуйского.
10 июня 1609 года владыка Феодорит открыл нетленные мощи святителя Василия, епископа Рязанского (†
1295; память 10/23 июня, 3/16 июля), и торжественно перенес их из Борисоглебской церкви в Успенский собор.
В 1613 году приглашал Михаила Федоровича Романова на царство и благословил иконой Божией Матери.
Много потрудился архиепископ Феодорит над благоустройством своей обширной епархии.
10 сентября 1617 года архиепископ Феодорит мирно отошел ко Господу.
Литература:
Титов А. А. Рязанские епископы. - М., 1860. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. - 3-е изд. - СПб., 1911. - Кн. 2, с. 1040,1041-1048,1053. Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. - М., 1807-1815. - Т. 1, с. 132.
Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. - М., 1901, с. 463, 467. Снессорева С. И. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. - 3-е изд. - СПб., 1909, с. 210, 211. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1411. Арцыбашев Н. С. Повествование о России: в Зт.-М., 1838-1843.-Т. 3. Воздвиженский Т. Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ее до нынешних времен... - М., 1820.
Карамзин Н. М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. - 3-е изд. - СПб., 1842-1843. - Т. 12.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 415, 419.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 36.
Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. - М., 1836. Историческое описание Костромского Ипатьевского монастыря.
Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. - М., 1903-1911,1908, 1916. - Кн. 2, доп., с. 547. Рязанские епархиальные ведомости. - 1870, № 12-23.
Рязанские губернские ведомости. - 1846, № 14. Христианское чтение. - СПб., 1859. - Ч. 1, с. 371.
Русский архив. - М., 1895. - Кн. 3, № 11, с. 407.
Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел: в 5 т. - М., 1813-1894. - Т. 1. Телескоп. - 1835.
Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 25, с. 244-248. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 6, с. 112.


Смотреть значение Феодорит, Архиепископ Рязанский в других словарях

Архиепископ — архиепископа. м. (церк.). Один из епископских титулов ниже митрополита, но выше простого епископа. См. (архи).
Толковый словарь Ушакова

Архиепископ М. — 1. Старший епископ (духовное звание - среднее между епископом и митрополитом - в православной церкви). 2. Лицо, имеющее такое звание.
Толковый словарь Ефремовой

Архиепископ — -а; м. [греч. archiepiskopos]. Духовное звание и почётный титул - средние между епископом и митрополитом; лицо в этом звании, с этим титулом; старший епископ, глава епархии.
◁........
Толковый словарь Кузнецова

Архиепископ — (от архи... и епископ) - старший епископ.

Рязанский — Михаил Сергеевич (1909-87) - российский ученый,член-корреспондент АН СССР (1958); Герой Социалистического Труда (1956).Труды по радиотехнике. Ленинская премия (1957), Государственная премияСССР (1943).
Большой энциклопедический словарь

Спасск-рязанский — (до 1929 Спасск) - город (с 1778) в Российской Федерации,Рязанская обл., пристань на Оке. 9,7 тыс. жителей (1993). Кожевенныйзавод; пищевые предприятия. Краеведческий музей (филиал........
Большой энциклопедический словарь

Феодорит Кирский — (ок. 393 - ок. 458) - христианский богослов, аскет,епископ (с 423), представитель антиохийской теологической школы.Апологетический трактат "Эранист" (против монофизитов), "Церковнаяистория"........
Большой энциклопедический словарь

Спасск-рязанский — Спасск-Ряза́нскийгород в центр. ч. Рязанской обл., на Мещёрской низм., в долине р. Ока, на берегу оз. Спасское. 9,4 тыс. жителей (1998); Известен с 1629 г. С 1778 г. – город Спасск,........
Географическая энциклопедия

Переяславль-рязанский — см. Рязань
Географический словарь

Спасск-рязанский — город, р. ц, Рязанская обл. В писцовых книгах 1629 г. упоминается как слобода Васкина Поляна, село Спасское тож, принадлежавшее Зарецкому Спасскому монастырю, что и определило........
Географический словарь

Антоний (архиепископ Новгородский) — Антоний, архиепископ новгородский в последних годах XII или в первых XIII века. Происходил из знатного рода, пострижен в 1190-х годах преподобным Варлаамом Хутынским. Будучи........
Исторический словарь

Арсений (архиепископ Новгородский) — Арсений - архиепископ новгородский, избранный из простых монахов Хутынского монастыря 3-го июля 1223 года, в день смерти епископа Митрофания; об А. летописец говорит, как........
Исторический словарь

Арсений (епископ Рязанский) — Арсений - первый епископ рязанский, умер 1212 год. А. своим заступничеством в 1207 году спас Рязань от гнева Всеволода Юрьевича, заподозрившего рязанских князей в измене.........
Исторический словарь

Архиепископ — - старший епископ. Духовный сан, одна из высших ступеней в христианской церковной иерархии. В России до 1917 г. - второй по старшинству частный титул черного духовенства........
Исторический словарь

Архиепископ (до 1165 Г. Епископ) — – должностное лицо в системе управления Новгородом, глава исполнительной власти (это власть, которая контролирует исполнение законов). Он выбирался на вече, а затем........
Исторический словарь

Архиепископ Кентерберийский — - глава клерикализма в Англии. Принимал деятельное участие в политике, являясь активным врагом Советской власти. Известен в России своими протестами в 1921 - 1922 г.г. В первый........
Исторический словарь

Белгород-рязанский — древнерусский город, впервые упоминается в Никоновской летописи под 1155; в 1208 был сожжен кн. Всеволодом Большое Гнездо во время похода на Рязань. О месте расположения........
Исторический словарь

Василий (св., Епископ Муромский И Рязанский) — Василий святой, епископ Муромский и Рязанский. Память празднуется 12 апреля, 10 июля и 21 мая. Умер или в 1295 г., или между 1356 и 1378 годами. В Рязани было два епископа В.: первый........
Исторический словарь

Василий Иванович (великий Князь Рязанский) — Василий Иванович - великий князь Рязанский (1448 - 83). Порученный отцом, умершим в 1456 г., попечению великого князя московского, 8-летний Василий был увезен в Москву. Рязань........
Исторический словарь

Василий Константинович (князь Рязанский) — Василий Константинович - князь Рязанский, убитый в 1308 г. в Орде; вероятно, в связи с его убиением стоит и нападение татар в том же году на Рязанское княжество.
Исторический словарь

Василий Рязанский — епископ (ск. 1295), занимал архиерейскую кафедру в одном из самых древних русских городов - Муроме. Святитель много заботился о благочинии в своей епархии. Но по навету........
Исторический словарь

Василий Св. (архиепископ Новгородский И Псковской) — Василий св. - архиепископ Новгородский и Псковской (в миру Григорий Калена); мощи его находятся в Софийском соборе. До избрания в сан архиепископа он совершил путешествие........
Исторический словарь

Владимир Святославич (князь Рязанский) — Владимир Святославич - князь Рязанский. По смерти отца своего Святослава Ярославовича, князя Муромского (1145), Владимир Святославович, обиженный дядею Ростиславом Ярославичем........
Исторический словарь

Геннадий Новгородский, Архиепископ — (ск. 4.12.1506), происходил из боярской семьи Гонзовых, но светской карьере предпочел иноческую жизнь, которую начал в Валаамском монастыре под руководством прп. Савватия........
Исторический словарь

Герман (святой, Архиепископ Казанский) — Герман святой, архиепископ казанский. Умер в 1568 г. Мощи покоятся в Свияжске, в Богородицком монастыре. Память празднуется 6 ноября, в день кончины, и 23 июля, в день перенесения........
Исторический словарь

Григорий (архиепископ Ростовский) — Григорий - архиепископ ростовский с 1395 по 1416 г. При нем был в Ростове большой пожар (1408). Григорий, "не пощадив своего имения на здание церковное", восстановил сгоревший........
Исторический словарь

Иоанн (архиепископ Новгородский И Псковский) — Иоанн - архиепископ новгородский и псковский, возведенный в этот сан из игуменов хутынских, в 1389 г. Известен своим посредничеством в примирении новгородцев с псковичами........
Исторический словарь

Иоанн Васильевич (великий Князь Рязанский) — Иоанн Васильевич - великий князь Рязанский (1467 - 1500), сын великого князя Рязанского Василия Иоанновича от брака с сестрой великого князя Московского Иоанна III , Анной;........
Исторический словарь

Иоанн Иоаннович (великий Князь Рязанский) — Иоанн Иоаннович, последний великий князь Рязанский (1496 - 1534) - сын Иоанна Васильевича, по смерти которого (1500) занял Рязанский стол под опекой матери и бабки Анны, сестры........
Исторический словарь

Иоанн Федорович (великий Князь Рязанский) — Иоанн Федорович - великий князь Рязанский, младший сын Федора Олеговича, занял рязанский стол около 1430 г. Сначала он "добил челом" Витовту и уступил ему Тулу, Берестье........
Исторический словарь

Святитель Феодорит (1551-1617) св. архиепископ Рязанский и Муромский в 1605-1617. Происходил из знатной семьи. Принял монашество по благословению св. Патриарха Иова. В 1604 стал архимандритом рязанского Спасского монастыря. В 1605 рукоположен сщмуч. Гермогеном (будущим св. Патриархом, в то время Митрополитом Казанским) во Епископы Рязанские и Муромские. Возведен в сан Архиепископа. 8/21 мая 1605 принимал участие в браковенчании самозванца Лжедимитрия I с Мариной Мнишек. После разоблачения и низвержения самозванца участвовал в венчании на царство Царя Василия Шуйского. При помощи и покровительстве Царя воздвиг Успенский собор. В 1609 открыл мощи святителя Василия Рязанского и совершил их перенесение в новопостроенный Успенский собор. Особо чтил Феодотьевский образ Божией Матери и повелел сделать с него списки. Участник Великого Поместного Церковного и Земского Собора 1613 года. Именно св. архиепископ Феодорит в Неделю Православия, 21 февраля 1613 года, вопрошал народ с Лобного места о том, кого следует возвести на престол, и услышал в ответ общий голос – «Природного Царя Михаила Феодоровича!». Возглавил посольство Великого Собора, возвестившее Михаилу Феодоровичу Романову известие о его всенародном призвании на Царство и умолявшее принять это призвание. Вплоть до своей блаженной кончины являлся одним из сподвижников и духовных наставников первого Царя из Дома Романовых. Почил 10 сентября ст.ст. 1617 и был погребен в Архангельском соборе Рязанского Кремля. Ныне мощи почивают в рязанском Троицком соборе. Общецерковно почитается в Соборе Рязанских и Соборе Костромских святых. В Рязанской епархии, кроме того, установлено его особое местное почитание.

Дни памяти: 10/23 сентября (день преставления в 1617), 23 января/5 февраля (в Соборе Костромских святых), 10/23 июня (в Соборе Рязанских святых)

10/23 сентября. Иже во святых отца нашего Феодорита, Архиепископа Рязанскаго и Муромскаго

Тропарь, глас 5: Наставниче смирения и благочестия, правило веры и добродетели, Церкве светильниче, святителю Феодорите, паству свою благочестно упасл еси и ко Христу привел еси, темже венцем славы от Господа украшен, молися прилежно Царю Славы, да спасет души наша

Кондак, глас 5: Добрый кормчий быв кораблю Церкве Рязанския, молитвенниче о пастве своей неусыпный, храня дух веры в ней и благочестия, святыя мощи святителя Василия пренесл еси и чудотворный образ Богоматери Феодотьевския в годину напастей ей указал еси яко источник исцелений и неоскуднаго утешения, попечение о Земле Российстей творя, на Царство Русское ЦАРЯ МИХАИЛА воззвал еси. Святителю отче Феодорите, поминай нас, достойно чтущих святую память твою, да спасет Господь души наша.

Статьи по теме